Возможность и действительность — в помощь студенту

Для студента производственная практика – неотъемлемая часть учебного процесса, помогающая сориентироваться и найти себя в профессии. Редакция mger2020.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

ru решила разобраться, куда идут учащиеся отечественных вузов за первыми практическими навыками, а также в рамках деятельности фонда социальной помощи студентам «СтудФонд» узнал у российских студентов, как устроена практика в их учебных заведениях и с какими проблемами они сталкиваются чаще всего.

Многие крупные университеты страны сами предоставляют своим студентам место для прохождения практики по специальности. Так, например, согласно отчетам о прохождении производственной практики 2014/2015 учебного года, студентами Московского государственного университета им.

Ломоносова, учащиеся технических специальностей стажировались в таких компаниях как ООО «ПрогрессТех», ОАО «ПроектМашПрибор», ООО «Рок Флоу Динамикс», Вычислительный центр имени А. А.

Дородницына РАН, «Государственный научно-исследовательский вычислительный центр» Управления делами Президента Российской Федерации, Институт проблем информационной безопасности МГУ имени М. В. Ломоносова, Межведомственный суперкомпьютерный центр РАН, Центр прикладных исследований компьютерных сетей, ОАО «Яндекс» и др.

Учащиеся физического факультета имели возможность поработать в обсерваториях Крыма и Кавказа, Камчатки. МГУ имеет целый ряд собственных баз по всей стране, в которых в летнее время практику проходят студенты географического, геологического, химического, исторического факультетов, а также факультета почвоведения.

Для студентов лингвистических направлений ведущие вузы страны заключают договоры о языковых стажировках за рубежом. Во многих учебных заведениях есть программа обучения по обмену, которая также включает прохождение практики в иностранной компании.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Этический кодекс практического психолога - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Однако не всегда студент получает действительно то, о чем мечтал в первые годы своего обучения. В этом убедился фонд социальной помощи студентам «СтудФонд», проведя среди российской молодежи опрос, посвященный проблемам летних стажировок и производственной практики.

В социологическом опросе приняли участие более 500 студентов по всей России.

Возможность и действительность - в помощь студенту

По словам руководителя «Сервиса взаимопомощи» «СтудФонда», «есть примеры позитивных историй, когда студенты благодарят ту или иную компанию, которая за период прохождения практики донесла до ребят новую и нужную информацию. Но, к сожалению, их не так много».

Возможность и действительность - в помощь студентуРуководитель Фонда социальной помощи студентам «СтудФонд», член Координационного совета МГЕР Анна Лапенко:

 – Говоря о высшем образовании, мы должны обсуждать не только форму преподавания или дисциплины и нехватку часов, мы также не можем забывать о практических навыках.

Если сегодняшняя заявка на качество образования поставлена в топ мировых вузов, то мы обязаны соответствовать всем требованиям. И практика не является исключением.

Выбирая тут или иную специальность, абитуриент не должен задумываться о качестве предоставляемой услуги в учебном заведении, с которым он заключает договор. А вуз, в свою очередь, обязан позаботиться о том, чтобы его студенты были погружены в рабочий процесс. Не нужно перекладывать на работодателя обучение собственного выпускника.

Важно помнить, практика – это не только навык, не только работа, но и психологическая проверка студента. Ведь только сталкиваясь с трудностями еще в студенческие годы,  человек учится самостоятельно принимать решения и выстраивать эффективную работу.

Потому, в идеале, вуз должен предельно четко выстроить свою работу со студентами в вопросе прохождения практики, не отдавать их в компании на произвол судьбы, а вести на протяжении всего времени, и тогда мы не получим истории со спящими студентами на рабочих местах.

Как поясняет руководитель «Сервиса взаимопомощи» Фонда социальной помощи студентам «СтудФонд» Роксана Габриелян, студенты жалуются на недостаточное количество часов или, наоборот, на превышение лимита, ненормированный график, неудобный период прохождения практики (середина лета) и т. д.

Возможность и действительность - в помощь студентуРуководитель «Сервиса взаимопомощи» Фонда социальной помощи студентам «СтудФонд» Роксана Габриелян:

 – У кого-то «практика» совпадала с учебным процессом, долгое оформление документов, незаинтересованность в обучении студентов. Но самая часто встречающаяся проблема – вопрос «ничегонеделанья».

Многие студенты отмечают, что каждый год сталкиваются с проблемой несоответствия норм учебного плана с реальными действиями практикантов, и вместо наработки практического опыта, студенты занимаются «золушкиной» работой: мытье окон, переплет папок, уборка помещений, поливка цветов и протирание тумбочек.

В скором времени «СтудФонд» расскажет о том, как избежать трудностей во время прохождения учебной практики и как найти лучшее место для стажировки.

Если вы или ваши друзья столкнулись с проблемами во время прохождения практики, просим сообщить о данных фактах по телефону: 8-800-301-66-06 или на почту prava-studentov@inbox.ru.

Источник: http://www.molgvardia.ru/nextday/2016/08/04/88640

Почему, несмотря на доступность знаний, мы не становимся умнее

Возможность и действительность - в помощь студенту

Согласно результатам исследования, проведенного американской компанией Dell EMC, объем мировой информации увеличивается более чем в 2 раза каждые 2 года и уже измеряется зеттабайтами. Только представьте себе: 1 зеттабайт получится, если все жители США будут печатать по 2 твита в минуту 30 тыс. лет без передышки. Казалось бы, оперируя такими объемами знаний, при этом легкодоступных благодаря интернету, люди должны были давно стать гениями. Однако ситуация складывается едва ли не с точностью до наоборот. И в этой статье мы расскажем почему.

AdMe.ru собрал несколько научных фактов, объясняющих, при каких условиях информация работает на повышение интеллекта, а при каких просто захламляет сознание.

Возможность и действительность - в помощь студенту

Итак, современный мир перенасыщен информацией, но проблема в том, что используется она не слишком рационально. Одним из основных критериев, по которым всегда оценивали информацию, была возможность ее практического применения. Если вы не используете получаемую информацию, то попросту зашлаковываете свое сознание ненужными данными.

Согласно опросам, лишь 13 % пользователей применяют цифровые технологии и доступ к ресурсам для самообразования, а работодатели по всему миру бьют тревогу из-за синдрома выгорания и низкой эффективности своих суперпрофессиональных с точки зрения цифровой грамотности сотрудников.

Переизбыток бесполезной информации быстро превращает ее из источника мудрости в источник опасности под названием «информационная перегрузка». Когда-то это был научный термин из области когнитивной психологии, а в наши дни он стал расхожей метафорой, которая вышла далеко за пределы науки и теперь обозначает массовое явление.

Почему же эта информационная перегрузка мешает нам стать умнее? Вот основные причины.

1. Поток разнородной информации рассеивает внимание и не дает сосредоточиться на главном

Это доказал эксперимент «Инфомания», который несколько лет назад провел среди офисных сотрудников английский психолог Гленн Уилсон. Часть из них занималась своими прямыми обязанностями, а часть постоянно прерывалась на СМС, звонки и проверку почты. В конце дня анализ IQ показал, что у испытуемых из 2-й группы он был снижен на 10 пунктов.

И действительно, в наши дни проверка электронной почты стала синонимом работы. Согласно докладу «Социальная экономика» Глобального института McKinsey за июль 2012 года, средний работник тратит на управление электронной почтой 28 % своего рабочего дня. Времени на обучение, получение новых знаний и обретение новых навыков попросту не остается.

2. Доступность информации избавляет от необходимости ее запоминать

Ученые из Колумбийского университета обнаружили, что люди лучше запоминают источник информации (папки, диски, сайты), чем саму эту информацию.

Они провели эксперимент, в ходе которого студентам поручили напечатать несколько простых фактов (например, что мозг страуса меньше, чем его глаз), но половине участников как бы между прочим сказали, что их файлы после работы не будут сохранены.

Второй группе об этом ничего не сообщили, поэтому испытуемые были уверены, что смогут вновь перечитать файл.

Когда чуть позже участников эксперимента попросили воспроизвести эти факты, выяснилось, что их запомнили только те студенты, которые знали, что не смогут вернуться к информации позже. Остальные же, подсознательно уповавшие на компьютерный архив, все факты напрочь забыли. Увы, сегодня информацию пассивно потребляют, но не хранят в памяти.

3. Обилие информации оказывает негативное влияние не только на память, но и на весь мыслительный процесс в целом

Возможность и действительность - в помощь студенту

© Bruce Almighty / Universal Studios   © Bruce Almighty / Universal Studios  

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/pochemu-nesmotrya-na-dostupnost-znanij-my-ne-stanovimsya-umnee-1803965/

Возможность и действительность в философии

В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью.

На последний момент в характеристике категории действительности обращал особое внимание Гегель, отмечая, что «действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего».

В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях; действительность отдельного конкретного материального объекта — это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности.

Возможность — это такое состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление. Каждая материальная система, природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью.

С этой точки зрения развитие представляет собой бесконечный процесс реализации одних возможностей и возникновения новых возможностей. Под возможностью понимается также то, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием.

Если действительность есть актуальное бытие, то возможность — потенциальное бытие, это будущее, содержащееся в настоящем.

Читайте также:  Уравнение волновых нормалей френеля - в помощь студенту

В категории возможности отражаются предпосылки возникновения новой действительности, которые уже имеются в наличном бытии. Антонимом понятия возможности является понятие невозможного, т.е.

таких событий и явлений, возникновение которых исключается закономерностями, присущими действительности.

Под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью.

В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях; действительность отдельного конкретного материального объекта – это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности.

Возможность – это такое состояние, когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление. Каждая материальная основа, природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью.

С этой точки зрения развитие представляет собой бесконечный процесс реализации одних возможностей и возникновения новых возможностей.

Имеются разные виды возможностей (существенная и несущественная, обратимая и необратимая, формальная и реальная и др.). Обратимой возможностью называется такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью.

Абстрактные возможности — это возможности, для осуществления которых на данной стадии не могут сложиться соответствующие условия; эти возможности могут появиться лишь при достижении материальным образованием более высокой стадии развития.

Конкретная возможность – это возможность, для осуществления которой на данной стадии развития материальной системы могут сложиться соответствующие условия.

Для превращения возможности в действительность необходимо действие объективных законов, которые задают спектр возможных тенденций развития предмета, и формирования определенных условий для реализаций одной из возможностей. Для количественной оценки возможности в науке разработано понятие вероятности.

На базе частнонаучных представлений о вероятности в настоящее время формируется. Философское понятие вероятности. Вероятность — это количественная мера возможности. Вероятность характеризует те пределы, в которых существует возможность; она определяет степень близости возможности к осуществлению, к действительности.

Вероятность указывает на величину основания возможности в реальной действительности. Диалектическое понимание взаимосвязи возможности и действительности имеет большое значение для познавательной и практической деятельности человека. В познании отражается не только действительность, но и те возможности, кот. в ней коренятся.

Именно знание возможностей и условие их реализации придает человеческому познанию предсказательный, прогностический характер, что в свою очередь позволяет науке опережать практику и объяснять цело полагающий характер человеческой деятельности.

Мера познания объективных возможностей и условий их реализации прямо пропорциональна мере познания объективных законов действительности, ибо только в отношении к законам можно выявлять объективные тенденции развития материальных систем.

Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности проявляется в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга.

Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей.

В категориях возможности и действительности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его становления, изменения, развития.

На этот момент обращал внимание еще Аристотель, когда характеризовал изменение как непрерывный переход возможности в действительность Признавая диалектическую взаимосвязь этих категорий, научная философия в то же время подчеркивает примат в этой паре категории действительности. Действительность включает в себя все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна возможность не охватывает всей действительности. Именно поэтому Гегель характеризовал возможность как абстрактный момент действительности.



Источник: http://biofile.ru/chel/7095.html

Возможность и действительность

Возможность и действительность — категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении.

Возможность — есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.

Действительность — есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

Возможность и действительность — это категории, отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные моменты движения и развития материи. Возможность и действительность — соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого процесса развития.

В процессе развития каждого предмета в неорганической и органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная возможность превращается в действительность. Какая из возможностей превратится в действительность — это зависит от обстоятельств, от условий, в которых протекает развитие.

Примером такого превращения может служить любое превращение предмета из одного качественного состояния в другое: одной элементарной частицы в другую, зерна в растение, товара в деньги, абстракции в мистическую фантазию и т.д. В случае, когда зерно превращается в растение, зерно является исходным пунктом, а растение — результатом развития.

Зерно содержит в себе различные возможности, в нем действуют различные тенденции развития. При благоприятных температурных и пр. условиях его основная биологическая тенденция прокладывает себе путь и получает всестороннее проявление: зерно развивается в растение.

В зерне растение существовало только потенциально, в возможности, теперь оно существует актуально, в действительности; зерно заключало в себе возможность растения — его первую ступень развития, теперь налицо действительность растения — его вторая ступень развития. Возможность превратилась в действительность.

Возможность является более бедным и абстрактным понятием, а действительность более богатым и конкретным. Действительность в самом широком смысле — это весь объективно существующий мир, объективная реальность, бытие материи вообще, вся материальная действительность.

В плане гносеологии действительность в этом смысле противопоставляется сознанию, хотя сознание само является частью действительности, ее высшим продуктом, и за пределами гносеологии это противопоставление является не абсолютным, но лишь относительным. В более узком смысле можно говорить о социальной действительности и общественном сознании.

Действительность как материальный мир представляет собой бесконечную в пространстве и времени движущуюся материю и состоит из бесконечного множества отдельных объектов (предметов, явлений, процессов), которые возникают, существуют и исчезают, превращаясь в нечто другое по сравнению с тем, чем они были.

При этом каждый новый предмет возникает не внезапно и беспричинно, а как результат превращения некоторого другого предмета, в котором он первоначально существовал лишь как тенденция развития, как возможность, прежде чем он стал действительностью. Т.о.

, действительность в собственном смысле есть ступень развития каждого отдельного предмета; она представляет собой как бы часть, момент действительности в самом широком смысле и противопоставляется возможности.

Действительность растения — это само растение, существующее в материальном мире как часть, как предмет этого мира; и если в плане гносеологии растение противостоит своему понятию как предмет действительности его отражению в сознании человека, то в самой действительности оно противостоит заключенной в зерне тенденции как результат — исходному пункту развития, как действительность — возможности.

Источник: https://studwood.ru/1033539/filosofiya/vozmozhnost_deystvitelnost

Возможность и действительность

Возможность и действительность — категории материалистической диалектики, выражающие две необходимые, объективно существующие стадии в развитии любого предмета, явления.

Возможность — это то, что в настоящий момент еще не существует, но в силу действия законов развития данного предмета, явления может возникнуть и развиваться, т. е. стать действительностью. Действительность — это то, что уже возникло, существует. В. и д.

взаимосвязаны, В процессе развития всякого данного явления может сделаться действительным лишь то, что заключено в нем как возможность. Соответственно этому развитие представляет собой бесконечный процесс зарождения возможностей и их превращения в действительность. Сама же действительность — это нечто изменяющееся, развивающееся.

Каждый предмет, явление содержат в себе множество возможностей, но в конкретном процессе реализуется лишь одна из них.

Возникновение возможностей и их превращение в действительность не являются результатом действия какой-то сверхъестественной силы (бога), а вызываются внутренне присущей объекту способностью к развитию. Возможности в зависимости от конкретных условий существования и развития предмета подразделяются на формальные, абстрактные и реальные.

Формальной считается такая возможность, которая рассматривается безотносительного к объективным условиям существования предмета и которая удовлетворяет лишь одному требованию: быть логически непротиворечивой. Однако это лишь необходимое, но недостаточное условие для превращения возможности в действительность.

Формальная возможность может противоречить объективным законам, и в таком случае она равнозначна невозможности (такова, напр., возможность падения Луны на Землю, создания вечного двигателя, вечного сохранения капитализма путем его усовершенствования и т. п.).

В отличие от формальной, абстрактная возможность соответствует объективным законам, но для ее осуществления в данной конкретной ситуации еще нет всех необходимых условий. Грань между абстрактной и реальной возможностью очень подвижна: при наличии необходимых и достаточных условий абстрактная возможность становится реальной.

Например, раньше полет человека на другие планеты Солнечной системы был абстрактной возможностью. При тех достижениях в освоении космоса, которые имеются сейчас, такая возможность стала реальной. Когда осуществляется весь комплекс условий, необходимый для реализации возможности, реальная возможность превращается в действительность.

Степень развитости возможности — показатель ее близости к действительности — выражается понятием «вероятность». «Максимум вероятности» обозначает точку качественного превращения возможности в действительность.

В природе это превращение совершается как стихийный процесс, зависящий только от объективных условий; в обществе реализация возможностей зависит не только от объективных условий, но и от практической деятельности людей, классов, партий, творящих историю. Напр.

, социалистическая революция превращается из возможности в действительность, когда к необходимым объективным условиям присоединяется действие субъективного фактора, т. е. сознательность, организованность трудящихся масс, их готовность к самоотверженной борьбе.

Источник: https://progs-shool.ru/kratkij-slovar-po-filosofii/73-vozmozhnost-i-dejstvitelnost.html

Возможность и действительность

Возможность и действительность — это взаимосвязанные понятия философского дискурса (см. Философия), означающие модальные характеристики бытия (см. Бытие), выражающие, с одной стороны, тенденцию становления, с другой — ставшую реальность.

Если понятие «возможность» выражает объективно существующую тенденцию изменения предмета, возникающую на основе определённой закономерности его развития, то «действительность» — объективно сущее, наличное состояние предмета, конституированное в качестве фрагмента бытия.

В широком смысле слова, действительность, таким образом, есть совокупность всех реализовавшихся возможностей и предметно совпадает с феноменом наличного бытия.

Выступая в качестве парных категорий, возможность и действительность могут быть охарактеризованы с точки зрения взаимоперехода: возможность возникает в рамках действительности как одна из тенденций и потенциальных перспектив её эволюции, презентируя будущее в настоящем, воплощая тем самым эволюционный потенциал действительности (как, по примеру Аристотеля, статуя Гермеса в мраморной глыбе), а превращение возможности в действительность (актуализация) порождает новые возможности. Однако претворение в жизнь одной из возможностей, её превращение в действительность, означает в то же время и неосуществлённость всех других, альтернативных возможностей (их сохранение в качестве возможности или превращение в невозможность). Таким образом, в контексте взаимодействия возможность и действительность конституируется категория невозможности как того, что не может быть артикулировано в качестве действительности ни при каких условиях и не может быть помыслено без нарушения логического закона непротиворечивости суждения. Наряду с этим, противостоя невозможности, возможность противостоит и необходимости, то есть тому, что не может не стать действительностью, в отличие от которой возможность соизмеряет свой статус потенциальности с вариативной перспективой. В связи с сопоставленностью действительности с необходимостью, возможность — из соображений симметрии — ставится в соответствие со случайностью, которая характеризует возможности или невозможности тех условий развития предмета, при которых возможность — с необходимостью — превратится в действительность.

Различные виды возможностей могут быть систематизированы как следующие типологические оппозиции:

  1. Формальная возможность, то есть всё то, что не исключено сущностными законами развития предмета и может быть помыслено в непротиворечивой форме в качестве потенциальных версий его развития (гегелевский пример о формальной возможности того, что турецкий султан станет папой Римским), и возможность реальная, то есть такая, которая не только может быть помыслена без нарушения законов формальной логики (см. Логика формальная), но и сохраняет потенциал актуализации при её сопоставлении с другими возможностями (в этом контексте конституируется понятие вероятности (см. Вероятность) как количественной меры возможности: «максимальная вероятность» означает акт превращения возможности в действительность).
  2. Абстрактная возможность, то есть такая, условия реализации которой, в свою очередь, выступают в качестве возможных, и конкретная возможность, превращение которой в действительность может быть осуществлено на наличном уровне развития предмета.
  3. Обратимая возможность, превращение которой в действительность симметрично трансформирует статус прежней действительности в возможный (фигура маятникообразного взаимопревращения), и необратимая возможность, превращение которой в действительность придаёт прежней действительности статус невозможности.

Термины возможность (dinamis) и действительность (energeia) были введены впервые в «Метафизике» Аристотеля, однако объективно дифференциация актуального и потенциального существования обнаруживает себя уже в рамках натурфилософии, начиная со старших физиков: так, у Анаксимандра, Анаксагора, Демокрита действительность (то есть наличный, эмпирически данный Космос) представляет собой лишь один из возможных вариантов организации исходного субстанциального начала (см. Субстанция) как неограниченности возможностей, причём эта возможность обратима (например, ритмические пульсации космизации и апейронизации мира у Анаксимандра, гераклитовский огонь, «мерами разгорающийся и мерами погасающий» и другие).

Наряду с этим в философии элеатов оформляется апория о невозможности возможности, ибо сущее не может возникнуть ни из сущего (ибо в этом случае отсутствует реальное возникновение), ни из не-сущего (что невозможно).

Аналогично в рамках Мегарской школы оформляется идея о том, что возможной является только действительность, ибо вне действительности не может быть возможности («возможностью можно обладать только в акте»).

На базе критики означенной аргументации («такие утверждения упраздняют всякое движение и возникновение») выстраивается концепция возможности и действительности Аристотеля. Возможность связывается у Аристотеля с материальным, а действительность — с формальным началами, — под действительностью, таким образом, понимается то, что обрело форму, вид, эйдос.

Аристотель интерпретирует взаимодействие возможности и действительности в контексте процессуального изменения бытия («осуществление того, что существует в возможности, есть движение») при безусловном примате действительности («существующее актуально возникает из существующего потенциально под действием существующего актуально»).

Понятия возможность и действительность лежат у Аристотеля в основе логической теории модальности, детерминируя классификацию суждений — по критерию модальности — на «ассерторические» («суждения действительности»), «проблематические» («суждения возможности») и «аподиктические» («суждения необходимости»).

В средневековой схоластике energeia и dinamis были переведены на латынь как actus (акт) и potentia (потенция), что обрисовывает основные векторы интерпретации их соотношения в рамках аристотелевской парадигмы.

Читайте также:  Операторы физических величин - в помощь студенту

Однако многочисленные неортодоксальные ответвления и вариации схоластических концепций, задающие радикально новые ракурсы видения проблемы возможность и действительность, выходят далеко за границы этой схемы.

В этом контексте наиболее плодотворна доктрина Иоанна Дунса Скота, интерпретирующего понятия возможность и действительность в контексте модальной онтологии: возможность рассматривается им как сфера концептуальной непротиворечивости, логическая возможность иного мироустройства как альтернатива действительности.

В новоевропейской философии механицизм и радикальная ориентация на естествознание обусловили отрицание объективного существования возможности как случайной (в связи с трактовкой случайности как проявления незнания): «случайным и возможным называется вообще то, необходимую причину чего нельзя разглядеть» (Гоббс).

У Лейбница положение о всеобщей необходимости, исключающей какую бы то ни было возможность, определяет известный тезис о сущем мире как единственно возможном и, следовательно, наилучшем.

Наряду с этим в качестве гипотетической модели в философии Лейбница была выдвинута идея о «конкуренции» между различными возможностями как вариантами мира, в контексте которой была сформулирована мысль о своего рода шкале вероятностей реализации той или иной версии бытия.

Критическая философия И.

 Канта трактует возможность и действительность в качестве априорных категорий модальности: «что согласуется с формальными условиями опыта (что касается наглядных представлений и понятий), то это возможно.

Что согласуется с материальными условиями опыта (ощущение) — то действительно. То, связь чего с действительностью определяется согласно общим условиям опыта, существует необходимо».

В рамках концепции Г. В. Ф. Гегеля осуществлено синтетическое рассмотрение возможности и действительности.

Здесь возможность выступает как абстрактный момент действительности: «Возможность есть то, что существенно для действительности, но она существенна таким образом, что она вместе с тем есть только возможность.

Реализованная возможность, конституировавшаяся в качестве действительности, обретает все параметры существования: действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего; действительность есть конкретное единство сущности и явления».

Высказанные в рамках классической философской традиции версии отношения возможности и действительности (в частности, идеи Иоанна Дунса Скота, Лейбница, немецкой трансцендентально-критической философии) сыграли значительную роль в становлении модальных концепций семантического анализа в рамках неклассической философской парадигмы (Карнап, C. Кангер, Р. Монтегю, Хинтикка, С. Крипке, А. Прайор, А. Мередит, И. Томас и другие). Проблема взаимоотношения возможности и действительности артикулируется в неклассической философии как проблема возможных миров (см. Возможные миры). Проблема возможности и действительности актуальна и для социального вектора философствования, ибо принципиально статистическая природа социальных закономерностей имеет своим следствием шлейф нереализованных возможностей, тянущийся за реализованной и свершившейся действительности.

Источник: https://gtmarket.ru/concepts/6917

Возможность и действительность

Возможность
это философская категория, в которой
отражаются предпосылки возникновения
того или иного события, процесса, его
бытие в потенциальном состоянии.

Действительность
– это философская категория, в которой
отражена реализованная на практике
возможность или возможности, т.е. все
то, что объективно существует в мире.
Возможность и действительность тесно
связаны между собой диалектической
связью.

Если действительность есть
реализованная на практике возможность,
порождается развитием действительности,
которая выступает основой для формирования
новых возможностей. Действительность
являет собой актуальное бытие, а
возможность – потенциальное бытие,
т.е.

будущее, содержащееся в настоящем,
в латентном состоянии.

В категории
«возможность» отражаются предпосылки
возникновения новой действительности,
которые уже имеются в наличном бытии.

Связь между этими
категориями проявляется в том, что
всякая конкретная действительность
содержит в себе возможность своего
дальнейшего изменения и развития, и
всякая конкретная действительность
есть результат реализации ранее
существующей возможности.

Аристотель, античный
философ, характеризовал изменение как
непрерывный переход возможностей в
действительность.

Первенство, конечно,
принадлежит действительности, ибо она
объективно содержит в себе все возможности
своего дальнейшего развития, но ни одна
из возможностей не может охватить собой
всю действительность.

Другими словами,
действительность определяет любую
возможность наступления событий.

  • Существует
    общепринятая в литературе дифференциация
    возможностей: реальные и формальные,
    абстрактные и конкретные.
  • Реальные
    – те, которые вытекают из закономерных
    тенденций развития.
  • Формальные
    – те, которые обусловлены случайными, побочными факторами.
  • Реальные возможности,
    в свою очередь, делятся на абстрактные
    и конкретные.
  • Абстрактные
    – те, для которых еще не сложились
    условия для их реализации.

Конкретные
– те, для реализации которых сложились
или существуют необходимые условия.
Таким образом, реализация возможности
в действительности зависит 1) от природы
и сущности предмета, 2) от условий, в
которых осуществляется процесс развития.

Лекция № 7 тема: философия сознания

План

  1. Сознание как проблема философии. Отражение как генетическая предпосылка сознания. Эволюция форм отражения

  2. Происхождение и сущность сознания как общественно – исторического явления. Проблема идеального.

  3. Духовная жизнь общества и общественное сознание: их соотношение и сущность.

  1. На протяжении всей
    истории философии проблема сознания
    привлекала, да и сегодня привлекает
    внимание философов, ибо человеческое
    сознание влияет на отношение человека
    к миру и к самому себе.
  2. Сознание человека
    имеет огромные возможности воздействия
    на мир и человека, поэтому на сознании
    человека лежит огромная ответственность
    за настоящее и будущее цивилизации,
    своей собственной судьбы.
  3. Философия сознания
    – это раздел нашего курса, который
    предметом своего изучения имеет такую
    специфическую форму бытия как духовное
    или духовный мир человека, связанный с
    сознанием.

Надо сказать, что
сознание является предметом изучения
многих наук (таких как логика, психология,
биология, антропология, философия и
др.) в силу своей исключительной сложности,
многогранности и значимости.

Философия изучает
сознание под углом зрения выяснения
его происхождения, сущности, его
возможностей и значимости для человека,
его опредмечивания в общественных
состояниях или структурах.

Мы с вами уже на
предшествующих лекциях частично касались
этой проблемы, в частности, во 2-й и 3-й
темах «Философия ее предмет и роль в
обществе» и «Философия бытия».

Философское
осмысления сознания нацеливает нас на
выделение двух форм бытия духовного:
а) субъективный дух (или индивидуализированное
бытие духовного, связанного с внутренним
миром человека), основными уровнями
существования которого являются:
сознание, подсознание бессознательное,
самосознание, коллективное бессознательное).
Все это является достоянием отдельного
человека, его психики;

б) объективный дух
(или объективированное бытие духовного,
основными формами проявления которого
выступают формы общественного сознания
(философия, право, политика, искусство,
эстетика, мораль и др.). Они являются
достоянием всего общества в целом, всей
цивилизации, ибо в них отражен весь
человеческий опыт.

Короче говоря, из
всего сказанного следует, что сознание,
будучи неотъемлемым атрибутом
человеческого бытия, носит как
индивидуальный, так и коллективный, как
единичный, так и общий, всеобщий характер,
т.е.

сознание дуально (двойственно).

Кроме того, вопрос о включенности человека обладающего сознанием, в мир,
о тех возможностях и ответственности,
которое налагает сознание на человека — это далеко не полный перечень философских
аспектов этой проблемы.

Мы должны четко
понять: 1) происхождение и сущность
сознания; 2) что является содержанием
сознания? 3) Почему оно является высшей
формой отражения действительности? Где
истоки мыслей человека? и др.

Философы –
идеалисты рассматривают сознание как самостоятельную
субстанцию, лежащую в основе материального
бытия или материи и создающее ее.

Философы
материалисты
придерживаются прямо противоположной
точки зрения, полагая, что сознание по
отношению к материи носит вторичный,
производный характер, и эта вторичность,
производность означает следующее:

  1. Сознание возникает на конкретно – историческом этапе развития материи, т.е. в истории развития бытия, материи существовали формы, не обладавшие сознанием.

  2. Сознание по отношению к материи носит вторичный характер, как свойство по отношению к своему носителю, т.е. мозгу.

  3. Сознание вторично, ибо является высшей формой отражения объективного мира, т.е. точно также, как образ вторичен по отношению к своему оригиналу.

Надо сказать, что
перед философами материалистических
взглядов встала непростая для решения
проблема: каким образом, в ходе эволюции,
из необладающей сознанием материи
возникает материя, наделенная сознанием?

В некоторых
учебниках по данному вопросу, говоря
об идеализме, констатируется, что,
дескать, идеализм «снимает» эту проблему
простой констатацией первичности
сознания по отношению к материи. На
самом деле это не соответствует
действительности.

Вспомните, Платон,
будучи объективным идеалистом, но
диалектиком, полагал, что нельзя понять
сущность идей без их противопоставления
миру материальных вещей, самой материи.
Вот почему именно Платон был вынужден
ввести в философию понятие «материи»
для адекватного объяснения сущности
сознания, «мира идеальных сущностей».

Как же материалисты
разрешили эту не простую, но достаточно
сложную проблему?

Так называемые
«вульгарные материалисты» (Фогт, Бюхнер,
Молешотт) приписывали сознанию, мыслям
человека материальные, вещественные
свойства или признаки. Для них крылатой
стала фраза «Мозг выделяет мысль так —
же, как печень выделяет желчь».

Другие материалисты,
стоявшие на позициях гилозоизма (hyle
– вещество, zol
– жизнь) приписывали всей материи
способность ощущать. Это течение возникло
еще в античности, но особенно ярко
проявилось в философии Нового времени
(Спиноза, Робинэ и др.)

Последующее
развитие философской мысли, особенно
в XIX
в., привело к появлению философии
марксизма, представители которого (К.
Маркс, Ф. Энгельс) доказали, что всей
материи присуще не способность к
ощущениям, а свойство отражения, т.е.
предпосылкой возникновения сознания
является отражение.

Что же такое
отражение с философской точки зрения?

Отражение есть
процесс и результат взаимодействия
двух или нескольких систем, в результате
чего в измененной форме или формах
происходит воспроизведение свойств
или признаков одной системы в другой.

Поскольку материя
имеет различные уровни организации,
постольку соответственно существуют
различные, историко – генетические
формы отражения. К уровням организации
материи относятся: а) неживая природа;
б) растительный мир; в) животный мир; г)
человеческий мир (социум).

Соответственно
каждому из них по порядку относятся
формы отражения: а) элементарные
формы отражения, которые
носят пассивный характер; б) раздражимость,
как способность проявления известной
активности в ответ на внешние раздражители;
в) чувствительность
как способность к ощущениям; г) сознание
как свойство высокоорганизованной
материи, свойство человеческого мозга,
отражать действительный мир в идеальных
образах.

В целом, если
сравнить живую природу с неживой, то
обнаружим, что в живой природе организмы
не только получают информацию о внешнем
мире, но и приспосабливаются к его
воздействию.

В живом мире чувствительность,
как правило,
уже связана с развитием нервной системы
у животных и пяти органов чувств.

Здесь
ощущения
проявляются как способность отражать
отдельные свойства или признаки предметов
и явлений.

С развитием
центральной нервной системы и ее главного
носителя или отдела – головного
мозга
появляется психическая
форма отражения (психика) у животных и
человека. Чем они отличаются друг от
друга?

Прежде всего тем,
что психика
животных
базируется на инстинктах и, как правило,
животные приспосабливаются к окружающей
среде, а психика
человека,
основным фундаментом которой является
сознание как опосредованная и активная
форма отражения мира, таким образом
оказывает предметно – практическое
воздействие на окружающий мир

2-й вопрос.

Источник: https://studfile.net/preview/5734304/page:15/

Читать контрольная по философии: "Возможность и действительность"

(Назад) (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой.

Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

  • ФГОУ ВПО ПЮИ ФСИН России
  • Факультет подготовки государственных и муниципальных служащихДисциплина: Философия
  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
  • Тема: Возможность и действительностьСтудент Кротинов Михаил Юрьевич
  • Псков
  • ПланВведение
  • 1. Понятие возможности и действительности
  • 1.1 Виды возможностей
  • 2. Взаимосвязь возможности и действительности
  • 3. Роль субъектов истории в превращении возможности в действительность
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

Я выбрал тему «Возможность и действительность».

Данные категории являются содержательными и богатыми и чрезвычайно важными. Когда человек познает объект или процесс, выявляет его возможные состояния в будущем, он в состоянии целенаправленно строить свою деятельность, создавать условия для реализации именно тех возможностей вещи, заложенных в ней, которые отвечают его целям и потребностям.

Именно поэтому выбранную тему считаю наиболее актуальной.

1. Понятие возможности и действительности

Возможность и действительность — это философские категории, введенные древнегреческим мыслителем Аристотелем. С их помощью логически описывается движение, способ существования материи во времени, т.е. отображается развитие материального мира.

Аристотелевское понимание возможности и действительности господствовало до 17 в. С тех пор было выдвинуто множество их трактовок, но останавливаться на них мы не будем, а перейдем к рассмотрению каждой в отдельности.

Категория возможность фиксирует тенденцию развития существующих явлений, наличие условий их возникновения или отсутствие обстоятельств, препятствующих этому возникновению.

Определение понятия возможности содержит обращение к понятию закона, закономерности: возможно то, что не противоречит законам функционирования и развития объекта, что предполагается действующими законами. Отрицание регулярной обусловленности процесса развития и становления делает бессмысленным само понятие возможности.

Возможность — это будущее в настоящем, это то, чего не существует, но что может возникнуть и стать действительностью при определенных условиях.

Каждая система сначала существует в потенции, в зародыше. Любой процесс развития содержит в себе предпосылки новой действительности. Это тенденции возникновения того, что уже имеется в действительности, но еще не является реальностью.

Категория действительность представляет собой то, что уже возникло, существует.

Она противопоставляется возможности или соотносится с ней, т.е. с тем, что существует лишь в качестве зародыша чего-то иного. Можно сказать, что действительность — это реализованная возможность.

Возможность и действительность взаимосвязаны, в процессе развития всякого явления может сделаться действительным только то, что заключено в нем как возможность.

В соответствии с этим развитие представляет собой бесконечный процесс зарождения возможностей и их превращения в действительность.

Каждый предмет, явление содержат в себе множество возможностей, но в конкретном процессе реализуется лишь одна из них.

В действительности существуют предпосылки реализации не одной, а многих возможностей. Если бы в

Источник: https://referat.co/ref/625352/read

Ссылка на основную публикацию