Церковь и власти в середине xiv в. — в помощь студенту

В конце 15 – начале 16 веков на Руси происходили события, на долгое время предопределившие пути её социально-политического развития.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Царские регалии

Церковь и власти в середине XIV в. - в помощь студенту

Именно в тот период русской истории закладывались духовные и политические основания государственности Московской Руси. Поэтому то время отмечено весьма острой полемикой по многим религиозным и политическим вопросам. Именно на эти темы мы сегодня поговорим на нашем уроке.

Православная церковь поддерживала объединение земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание централизованного государства.

Церковь и власти в середине XIV в. - в помощь студенту

Она поддерживала Александра Невского в его мирных отношениях с Ордой, выступала против княжеских усобиц, оказала поддержку князьям в Куликовской битве и противостоянии с ханом Ахма̀том.

Великие князья, в борьбе за объединение Руси, поддерживали церковь, предоставляли ей земельные владения и льготы, делали в монастыри и церкви богатые вклады.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Жесткие и мягкие кислоты и основания - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Церковь и власти в середине XIV в. - в помощь студенту

В 1439 году на соборе во Флорѐнции, иерархи Греческой и Римской церкви заключили унию – акт о соединении обеих ветвей христианства.

За участие в этой акции собор московских владык прогнал митрополита Исидо̀ра, избрав вместо него в 1448 году рязанского владыку Ио̀ну.

В 1453 году пал Константинополь. Выборы митрополита стали внутренним делом русской церкви. Она перестала зависеть от патриархов Византии и получила полную самостоятельность, провозгласив свою автокефа̀лию. Авторитет церкви возрос.

Церковь и власти в середине XIV в. - в помощь студенту

Но такое положение дел имело обратную сторону. Митрополит зачастую избирался с согласия великого князя, что давало возможность последнему вмешиваться в церковные дела. Князья видели, что церковь с её огромным влиянием, земельными богатствами, многочисленными льготами стала соперничать с великокняжеской властью.

Церковные деятели противились такому положению дел. Они старались помешать князьям в их устремлениях. Часто это приводило к конфликтам.

Церковь оставалась мощной религиозной силой, богатейшим землевладельцем и средоточием культурных ценностей.

Церковь вела себя агрессивно по отношению к другим религиям, которые исповедовали враги России, – к католичеству и мусульманству. Все это было на руку великокняжеской власти. Поэтому, не смотря на противоречия, церковь и государство нуждались друг в друге.

Вторая половина 15 – первая 16 века – период распространения на землях Руси различных еретических ученийЀреси – это отступление от официального церковного учения и церковных догм. Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь поддерживала государство, то борьба против церковных устоев означала и подрыв государственных интересов.

Одним из центров распространения ереси был Новгород. Он был ближе всего к Западу, любое вольнодумство быстро достигало этого города по торговым путям вместе с привозимыми товарами.

Читайте также:  Имущественные отношения между супругами - в помощь студенту

Первые ереси появились в Новгороде в 14 веке. Приверженцев такого учения называли «стриго̀льниками». Руководителями движения стали диаконы Карп (который был стригольник, или парикмахер, от его профессии и произошло название «стригольники») и Никита.

Церковь и власти в середине XIV в. - в помощь студенту

Суть учения выражалось в неприятии поклонения иконам, неприятии молитв святым. Они отрицали, существование души и загробную жизнь. Выступали против взяточничества священников, церковного землевладения, угнетения одних людей другими.

Новая ересь, известная под именем жидо̀вствующих, появилась в Новгороде во второй половине 15 века и оттуда перешла в Москву. Её приверженцы частично использовали иудейское учение, отсюда и название.

Еретики отрицали божественное происхождение Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, поклонение святым.  Критиковали монашество за непотребный образ жизни.

Церковь и власти в середине XIV в. - в помощь студенту

Взгляды еретиков нашли поддержку среди народа, некоторой части духовенства, бояр, дьяков, людей близких к Ивану 3.

Иван 3 не вмешивался в религиозные споры и терпимо относился к еретикам, поскольку те, обличая церковь, поддерживали великокняжескую власть и требовали отмены особого положения церкви в государстве.

Но вскоре споры возникли и внутри руководства православной церкви. Их основой был вопрос о церковных богатствах.

15 век был периодом бурного развития монастырей. В различных частях страны появилось большое количество новых обителей. В 1436 году, в землях Новгорода, монахами Зо̀симой и Германом был основан Соловѐцкий монастырь.

Церковь и власти в середине XIV в. - в помощь студенту

В 1479 году преподобным Иосифом был основан Ио̀сифо-Волокола̀мский монастырь.

Церковь и власти в середине XIV в. - в помощь студенту

Ещё в 14 веке Сергием Ра̀донежским был основан Троице-Сергиев монастырь, бывший одним из самых богатых на Руси. 

Церковь и власти в середине XIV в. - в помощь студенту

Монастыри получали богатые подношения, являлись собственниками земли. Собирали деньги и товары за свою церковную деятельность. Монастыри занимались торговлей и ростовщичеством. Тем не менее, монастыри занимались благотворительностью.

Церковь и власти в середине XIV в. - в помощь студенту

Другая ситуация была в небольших монастырях, скѝтах и пу̀стынях. Там монахи жили от собственного труда. Вели аскетический образ жизни.

  • Скит
  • Постепенно между этими двумя крайностями возник спор. Первая сторона «нестяжа̀тели», проповедовали уход от мира отказ церкви от приобретения

богатств и земель. Их вдохновителем был известный церковный деятель Нил Со̀рский.

Вторая – «иосифля̀не» – последователи Иосифа Воло̀цкого. Они доказывали, что монастыри нуждаются в землях и крепком хозяйстве. Что только так возможно распространять идеи христианства, помогать верующим и заниматься посвящением.

Великий князь поддерживал нестяжателей. При помощи их и еретиков он стремился ограничить влияние и богатство церкви и усилить свою власть.

Но вскоре иосифляне изменили своё учение. Теперь они признавали главенство князя над церковью, передавали ему решение многих церковных вопросов. В руки князя перешла обязанность борьбы с ересью. Князь поддержал иосифлян. Вскоре с ересью и нестяжателями было покончено. Представители этих учений были сосланы либо казнены.

В то время как иные православные страны Европы и сам центр православия Византия были покорены османами, русские земли объединились в единое сильное государство.

Постепенно русские церковники пришли к выводу о главенствующей роли России в Православном мире, о её преемственности Византии, которой больше не существовало. Теория получила название «Москва – Третий Рим».

Первым эту теорию в 1490 году озвучил митрополит Зосима. Он приравнял Ивана 3 к императору Константину, а Москву – к Константинополю.

  1. В явном виде теория была сформулирована в посланиях старца Филофѐя великому князю Московскому Василию 3.
  2. Теория обосновывала значение Москвы как религиозного и политического центра, ставшего преемником Рима и Константинополя, которые пали по причине «уклонения от истинной веры».
  3. Данная теория стала основой представлений о роли и значении России, как единственного центра истиной веры, которые сложились в период образования Русского государства.

Церковные деятели, проповедовали о том, что род Рюриковичей происходит от римского императора Августа, чья власть имела божественный характер. Самим Богом дана и власть московских монархов. 

Итогом развития отношений церкви и государства были следующие моменты.

Русская Православная Церковь вышла из подчинения Византии.

Внутри церкви появились разногласия. Церковь попала в зависимость от великих князей.

Главной заслугой церкви было то, что при её поддержке проходило объединение земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание Российского централизованного государства.

Источник: https://videouroki.net/video/24-tsierkov-i-ghosudarstvo-v-kontsie-xv-nachalie-xvi-vieka.html

Церковь и власти в середине XIV в

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Церковь и власти в середине XIV в.
Рубрика (тематическая категория) Гуманитарные дисциплины
Articles-ads

Русь находилась в состоянии феодальнои̌ раздробленности и подчинения игу Золотой Орды. На рубе XIII-XIV веков выделились три княжества, претендовавшие на роль центра: Московское, Тверское и Суздальско-Нижегородское. Деятельность московских князей, использовавших любые средства достижения своих целей, привела к тому, что победителем вышла Москва. Активная деятельность по возвышению Московского княжества началась с князя Ивана Калиты.

Дополнительный материал 1

При ϶том важно отметить, что Орда освободила церковь от уплаты дани и, в общем, никак не препятствовала исповедованию православия.

Взаимоотношения церкви и власти в начале XIV века

Консолидация русских земель началась с возвышения Московского княжества. Церковь активно поддерживала Москву. Иван Калита, находившийся в хороших отношениях с митрополитом Петром, убедил ᴇᴦο перенести митрополичью кафедру в Москву. Следует отметить, что так Москва становилась не только политическим, но и духовным центром объединения.

Следующим митрополитом после умершᴇᴦο в 1326 году Петра стал Феогност. Данный иерарх так поддерживал московских князей, но делал ϶то от вынужденно. Дело в том, что Константинополь переживал тяжелую борьбу, начавшуюся как богословский спор между гуманистами и исихастами, и перешедшую в политическую плоскостьСтоит отметить, осудив исихастов, Феогност не рассчитывал, что придут к власти, по϶тому, когда ϶то произошло, он остался без главного союзника. В условиях, митрополит вынужден был поддерживать Московское княжество.

Митрополит Алексий

Великий князь Симеон Гордый и митрополит Феогност скончались в 1353 году от чумы. Великим князем стал Иван Иванович, брат Симеона. Митрополит Алексий поддерживал князя в ᴇᴦο недолгое правление, а заᴛᴇᴍ стал фактически регентом при ᴇᴦο малолетнем сыне Дмитрии, будущем Дмитрии Донском. Внешне митрополит Алексий, подобно своим предшественникам, был лоялен к Орде, да вылечил жену хана Узбека Тайдулу.

Дополнительный материал 2

Но фактически деятельность митрополита Алексия была целиком направлена на укрепление Руси, на создание союза князей, методных бросить вызов Орде.

Именно ᴇᴦο подготовке обязана сам факт того, что битва на Куликовом поле состоялась. Митрополит Алексий умер в 1378 году. Преемник ему в Византии был назначен давно – им стал митрополит Киприан, приверженец исихазма, не скрывавший симпатий Литве. Считается, что Киприан был одним ᴎɜ виновников того, что в 1382 году Москва была сожжена Тохтамышем.

Церковь и власти в середине XIV в. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Церковь и власти в середине XIV в.»2018-2019.

Читайте также

  • — Англия в XIV-XV вв. Развитие городов

    Общая характеристикаК середине $XIV$ века, в Англии насчитывалось около $400$ городов, в большинстве из которых численность населения не превышала $1000$ человек. А вследствие эпидемии чумы, численность городского населения резко пошла на убыль. Только крупные городские центры,… [читать далее].

  • — Англия в XIV-XV веках

    ЭкономикаНа протяжении $XIV – XV$ вв. в истории Англии произошли значительные экономические и социально-политические изменения. Здесь, как и в других странах Западной Европы шел процесс складывания внутреннего рынка и единой английской нации. К началу $XIV$ века намечается… [читать далее].

  • — Век Людовика XIV

    Приход к власти Людовика XIVРасправившись с фрондой. Мазарини приступил к наведению порядка в стране. Ему удалось подавить выступления оппозиции внутри страны, абсолютная власть монарха упрочилась. 9 марта 1661 года первый министр скончался. После его смерти король Людовик… [читать далее].

  • — Германия в XIV-XV вв.

    Накануне коренных изменений Замечание 1 К началу XIV века внутренняя разобщённость Священной Римской империи дала знать о себе всё более ощутимо. Хотя государство оставалось крупнейшим в Европе, большинство территорий лишь формально входили в него. Центр империи… [читать далее].

  • — Германия в XI-XIV вв.

    Развитие феодализма в Германии в XI-XIV веках Замечание 1 XI-XIV века – это период укрепления феодальных отношений во всей Европе, в том числе и в Германии. В это время феодализм достигает наивысшего расцвета. Наряду с положительными сдвигами в общем развитии, такими как… [читать далее].

  • — Город во Франции XIV в.

    Расслоение в среде горожанИмущественное расслоение коснулось не только крестьянство, оно задело и горожан. Ещё в XIII веке социальная дифференциация стала подрывать основы цеховых установок на сохранение уравнения среди ремесленников. В XIV веке процесс выделения богатых… [читать далее].

  • — Движение за реформу церкви в Англии в XIV-XV вв.

    Предпосылки начала движения за реформу церквиВо второй половине $XIV$ века в Англии набирает силу движение за реформу церкви, охватившее все слои населения. Король и аристократия, тяготившиеся вассальной зависимостью, были заинтересованы в ослаблении влияния папства…. [читать далее].

  • — Деревня и замок в Германии в XI-XIV вв.

    Появление сельских поселений нового типаXI век характеризуется большим демографическим ростом населения Германии. В деревне начинается нехватка пахотных земель, вызванная аграрным перенаселением. Как следствие, происходит внутренняя колонизация территории,… [читать далее].

  • — Завоевательные войны Людовика XIV

    Основные цели внешней политики Людовика XIVВторая половина $XVII$ — начало $XVIII$ века в Европе прошли под влиянием Французского двора и непосредственно короля Людовика XIV. Замечание 1 Людовик XIV – представитель династии Бурбонов, стал королём Франции и Наварры в 1643 году…. [читать далее].

  • — Испания и Португалия в XIV-XV вв.

    Общие черты в развитии Испании и Португалии Замечание 1 Испания и Португалия сложилось в единые суверенные государства в эпоху Реконкисты. К концу $XIII$ века на Пиренейском полуострове арабы сохранили лишь небольшие владения на юге, там существовало арабское… [читать далее].

  • Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/18391_cerkov_i_vlasti_v_seredine_xiv_v

    Церковь и власть в XIV – XV вв

    Митрополит Петр избрал местом своего пребывания северо-западную Русь. Будущее Русской церкви он связал с возвышающейся Москвой, избрав своим сподвижником московского князя.

    Выбор Петра получил символическое оформление в акте его завещания, согласно которому Петра похоронили в Успенском соборе московского Кремля, который с этого момента стал местом упокоения предстоятелей Русской церкви.

    Читайте также:  Растровое кодирование - в помощь студенту

    Сменивший Петра грек Феогност прибыл непосредственно в Москву и, занимая митрополичью кафедру, следовал линии Петра, поддерживая московского князя и способствуя росту его авторитета среди русских князей. Своим преемником Феогност еще при жизни назначил Алексия, происходившего из древнего боярского рода.

    Константинополь санкционировал это избрание ввиду исключительных качеств незаурядного политического деятеля, присущих Алексию.

    Святительство Алексия отмечено тем, что именно в этот период сформировался митрополичий двор, аналогичный по структуре княжескому двору, а церковь превратилась в крупного земельного собственника и ее владения были оформлены юридически.

    Успехи объединительной политики московского князя Дмитрия Ивановича также были в немалой степени обусловлены тем авторитетом, которым пользовался в русских землях митрополит Алексий. Не раз ему удавалось смирять противников московского князя и останавливать княжеские конфликты, причем нередко он прибегал к весьма крутым мерам.

    Так, чтобы пресечь вражду нижегородских князей в 1362, Алексий приказал затворить все нижегородские церкви.Усиление Москвы не могло понравиться ее главному сопернику – великому князю литовскому, союзником которого выступал Михаил Тверской. Литовский князь Ольгерд «осаждал» Константинополь требованиями поставить самостоятельного митрополита в Киев с тем, чтобы его власть распространялась на земли, входившие в Великое княжество Литовское. После безуспешных попыток примирить Ольгерда и Михаила Тверского с Алексием патриарх Филофей прибег к компромиссной мере, поставив своего бывшего келейника Киприана в митрополиты Киевские с

    условием, что после смерти Алексия он возглавит всю Русскую церковь. Мера эта не возымела действия, но лишь усилила церковную смуту. Когда по смерти Алексия Киприан заявил о своих правах на митрополию, московский князь Дмитрий Иванович не принял его, сочтя литовским ставленником.

    Дмитрий Иванович предпринял несколько попыток возвести в митрополичий сан одного из своих избранников, но ни одна из них не увенчалась успехом. Конец смуте положила смерть князя Дмитрия в 1389.Новый московский правитель князь Василий Дмитриевич призвал Киприана в Москву.

    Учитывая опыт смуты 1375–1389, Киприан особое внимание оказывал литовским епархиям, неоднократно посещая их и поддерживая дружественные отношения с литовским князем. Действия митрополита были направлены на сохранение единства митрополии и мира внутри нее. Митрополит Киприан приложил немало сил для развития богослужебной практики.

    Его перу принадлежит ряд значительных произведений литургического характера. По его инициативе в Русской церкви начался процесс перехода к новому богослужебному уставу, от Студийского к Иерусалимскому. Киприан и его преемник Фотий много сделали и для урегулирования вопросов о церковных судах и церковном землевладении.

    Однако в договоре, заключенном Василием Дмитриевичем и Киприаном, ясно просматривается тенденция к сокращению имущественных и административных привилегий церкви. Так, церковь обязали участвовать в выплате дани, а также запретили посвящать в священники и диаконы великокняжеских слуг.

    Во время святительства Фотия во Пскове вспыхнуло еретическое движение стригольников. По-видимому, учительные послания Фотия и другие принятые им меры возымели действие, так как вскоре сведения о ереси исчезают из источников.

    Примечательной чертой церковной жизни 14–15 вв. стало стремительное увеличение числа общежительных монастырей. Основателями их выступали русские последователи исихастского движения, пришедшего из Византии. В его основе лежала особая деятельно-созерцательная аскетическая практика, требовавшая для монастырей пустынных и уединенных мест.

    Наиболее значительной фигурой русского исихазма стал основатель Троице-Сергиевой лавры св. Сергий Радонежский. Его фигура олицетворяет высоту непререкаемого авторитета, которым пользовалась церковь в этот трудный для Руси исторический период. Общий подъем духовной жизни в 14–15 вв. сказался и на развитии русской литературы (Епифаний Премудрый), и церковного искусства (Андрей Рублев). См.

    такАВТОКЕФАЛЬНАЯ РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ (15–16 вв.)

    Главным содержанием следующего исторического периода, начинающегося с середины 15 в., является становление автокефалии Русской церкви и определение ее юридического статуса среди церквей христианского мира. В 1453 под ударами турок пала Византийская империя, традиционно выступавшая гарантом сохранения православия.

    В этих условиях позиции Константинопольской патриархии были настолько ослаблены, что она не смогла противостоять окончательному разделению Русской митрополии на Московскую и Киевскую, и в Риме состоялось беспрецедентное поставление митрополита на Киевскую митрополию.

    Еще до падения Константинополя в 1439 в поисках союзников для противостояния туркам, византийский император и Константинопольский патриарх пошли на заключение унии с католиками. Униатский собор состоялся во Флоренции. Однако его решения не приняло большинство иерархов Восточной церкви. Отрицательно отнеслась к ним и Русская церковь.

    Заключение унии поставило русских епископов в сложное положение. Следование традиции «получения» митрополита из Константинополя в новых условиях утрачивало свою актуальность прежде всего потому, что не отвечало главному требованию – иметь православного митрополита. См. УНИЯ. же АНДРЕЙ РУБЛЕВ, СВ.; СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ, СВ.

    После смерти Фотия на русский митрополичий стол был наречен рязанский епископ Иона (1433). Сложные исторические обстоятельства сделали невозможной его поездку в Константинополь. Когда же в 1435 посольство Ионы готово было отправиться, в Москве узнали, что Константинополь поставил в русские митрополиты сторонника унии Исидора.

    После долгих переговоров, не решившись нарушить традицию, князь Василий II принял Исидора. Вскоре новый митрополит отбыл из Москвы во Флоренцию для участия в униатском соборе. Вернулся он в 1441 и вошел в город как папский легат и кардинал. Русские власти, как светские, так и церковные, проявили единодушие в неприятии новоиспеченного кардинала.

    Исидор был немедленно схвачен и заключен под стражу. Василий II созвал церковный собор, на котором было составлено послание, адресованное патриарху.

    В нем весьма четко излагалась позиция неприятия Русской церковью Исидора как иерарха, который публично проповедует ересь, а также содержалась просьба разрешить собору русских епископов самостоятельно поставлять митрополитов с последующим благословением их в Константинополе. Посольство с посланием было отправлено, но по неизвестным причинам возвратилось, не достигнув Константинополя. К тому времени Исидору дали возможность бежать, и в 1448 князь Василий вновь созвал собор, который на сей раз посвятил Иону в митрополиты. Именно с этого момента можно говорить о фактической

    автокефалии Русской церкви. Следующие за Ионой митрополиты были возведены в сан без всякой апелляции к Константинополю.

    Отныне при избрании и поставлении митрополита в первую очередь придавали значение согласному волеизъявлению митрополита-предшественника, великого князя и освященного собора, что отвечало каноническим церковным нормам и соответствовало принципу симфонии царства и священства, на котором основывалось управление православной державой.

    Рост авторитета церкви в этот период своеобразно отразился в изменениях в лике русской святости. Теперь он пополнялся не святыми князьями, а святителями и монахами. Митрополит Иона уже в 1448 установил общецерковное празднование святителю Алексию, а в 1472 митрополит Филипп учредил день памяти св. Ионы.

    Главная проблема, перед которой стала Русская церковь в условиях самостоятельности, были вопросы внутреннего устроения, противостояния латинству и борьбы с ересями. Великий князь литовский и король польский Казимир IV не оставляли попыток распространить свою власть на северные русские земли.

    Им даже удалось добиться от патриарха Дионисия передачи всей полноты митрополичьей власти митрополиту Киевскому Григорию. В Новгороде организовалась сильная оппозиция, согласная на церковное подчинение Литве. Митрополит Филипп и великий князь Иван III неоднократно обращались к новгородцам с увещаниями сохранять верность православию, но «взмятение великое» продолжалось.

    В этих условиях обоюдным решением князя и митрополита явилась организация похода на Новгород, которому придавался смысл защиты православия от латинства. Однако ситуация «симфонии царства и священства» продолжалась недолго. Уже святительство митрополита Геронтия (1473–1489) было отмечено конфликтами с княжеской властью.

    Так, в 1479 между князем и митрополитом разгорелся спор о том, как надо совершать крестный ход – «посолонь» или против солнца. Отстаивание принятого в русской традиции хождения против солнца чуть не стоило Геронтию митрополичьего сана, хотя на сей раз князь смирился и признал свою неправоту.

    Весьма сложными в этот период были отношения церкви с великим князем в связи с ересью жидовствующих. Князь не поддерживал «розыски» против еретиков, предпринимаемые церковью. Во время пребывания в Новгороде Иван III познакомился со священниками, причастными к еретическому движению, и пригласил их в Москву, сделав протопопами кремлевских соборов.

    Разногласия церкви и князя продолжались вплоть до 1504, когда девять еретиков были отлучены от церкви и приговорены к смертной казни. Собор 1503 обсуждал вопросы церковного землевладения. Иван III предложил программу отчуждения земельных владений церкви в пользу государственной власти. Фактически это было первое наступление светской власти на имущество церкви, однако церковным иерархам удалось отстоять свои права.Важным событием церковной жизни 16 в. стало восстановление связей с Константинопольским патриархатом: в 1518 в Москву прибыло посольство патриарха Феолипта с просьбой о денежной помощи. Титулатура грамот свидетельствовала о признании патриархом митрополита Московского.

    Значительным этапом в истории Русской церкви стало святительство митрополита Макария (1542–1563). Этому пастырю, с одной стороны, удавалось противостоять хаосу боярского правления, с другой – сдерживать гневные порывы первого русского царя Ивана IV.

    В его первосвятительство состоялся целый ряд соборов, имевших чрезвычайно важное значение для жизни церкви и государства. Соборы 1547–1549 установили официальное церковное празднование большому числу русских святых, стихийное почитание которых уже имело свою историю.

    На Соборе 1551 (Стоглавый собор) была юридически закреплена норма симфонии царской и святительской власти – изменение, внесенное в связи с состоявшимся в 1547 венчанием на царство Ивана IV. Здесь же был вновь поднят вопрос о земельных владениях церкви.

    Теперь царю удалось рядом мер ограничить рост церковного землевладения, причем предусматривалась и возможность конфискаций церковных земель.

    После смерти митрополита Макария гармония взаимодействия церковной и светской власти была нарушена. Царь установил в стране режим террора, который распространился и на святителей. Теперь он возводил и свергал митрополитов, руководствуясь лишь своей волей.

    В 1568 Иван IV публично подверг поруганию митрополита Филиппа II, сорвав с него святительскую мантию во время службы в Успенском соборе. Митрополит Филипп II стал последним первосвятителем, не побоявшимся открыто выступить против неправедной власти тирана.

    Сменивший его Кирилл и позднейшие митрополиты уже не могли оказывать власти какого-либо сопротивления.

    Источник: https://cyberpedia.su/18x14d3.html

    Ссылка на основную публикацию