Структурирование информации — в помощь студенту

Структурирование информации - в помощь студентуСреди различных методов запоминания, метод структурирования информации является одним из самых действенных. Он основан на умении делить массивы информации на группы по определенным признакам, и на умении строить связи между этими группами.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Структурирование информации, таким образом, позволяет создать информационный каркас, в котором размещаются более мелкие блоки информации, для дальнейшего запоминания и использования. Структурировать можно любую информацию.

Структурирование информации - в помощь студентуПервое плавило структурирования не должно быть больше 5−9, согласно правилу предельной емкости внимания.

Например, номер телефона, записанный в таком виде: 380673543211, гораздо хуже запоминается, чем если Вы его структурируете, и запишете так: +380(67)35−43−211. Таким образом, всю информацию, начиная с номеров телефона, и заканчивая большими томами и словарями иностранных языков, необходимо структурировать.

Главная цель структурирования информации — упростить понимание основных элементов, из которых она состоит, а значит, деление на группы должно подчиняться какому-то логическому обоснованию. В процессе упрощения нам становится проще устанавливать ассоциативные связи между группами, и запоминать всю информацию целиком.

Эффект края

Замечено, что мы лучше запоминаем информацию, которая находится в начале и в конце структурной группы. Данный эффект получил название эффекта края. И он используется при структурировании — важную информацию обычно размещают или в конце, или в начале структурной группы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Разновидности пользовательского интерфейса - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Эффект Ресторфф

Этот эффект называют еще эффектом изоляции. Он основан на свойстве человеческой памяти лучше запоминать выделяющиеся объекты среди ряда однородных объектов.

В структурировании информации этот эффект тоже используется — структурные группы делают неоднородными, непохожими одна на другую. В этом случае мы быстрее сможем запомнить то, что в них содержится.

Давайте теперь рассмотрим различные методы структурирования информации, которые часто используются, чтобы сделать процесс запоминания более быстрым и удобным.

Метод римской комнаты

Данный метод называют еще цепочкой Цицерона. Запоминаемые объекты расставляются в знакомом месте, как правило, в комнате, в строго определенном порядке.

После этого достаточно вспомнить комнату, чтобы воспроизвести требуемую информацию. Этим методом пользовался в свое время Цицерон, когда готовил свои выступления.

Кроме комнаты можно использовать и другие объекты, которые Вам хорошо известны.

Метод ментальных карт Бьюзена

Метод ментальных карт называют еще методом карт памяти, или методом майндмэппинга. Структура информации при его использовании отображается при помощи блок-схем, или майндкарт.

Для запоминания информации майндкарту рисуют следующим образом: в центре помещаете название или обозначение, символизирующее содержание всего материала, который нужно запомнить.

От этого центра рисуете в разные стороны линии, и размещаете на них цепочки связей, отображая структуру материала.

Структурирование информации - в помощь студенту

Структурирование информации является также ничем иным, как размещением ее структурных элементов в определенном порядке. Сам порядок может быть определен по разному. Например, информацию можно расположить в хронологическом порядке, по алфавиту, по возрастнию или убыванию сложности или какого-то другого параметра, по причинно-следственным связям, и так далее.

Когда Вы беретесь за новое дело, или осваиваете новую профессию, составление четкой последовательности действий, очень Вам поможет.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах «Все курсы» и «Полезности», в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях. Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

    Подписаться на блог: Дорога к Бизнесу за Компьютером

Источник: http://pro444.ru/uspeh/strukturirovanie-informacii-kak-metod-zapominaniya.html

Как структурировать контент, чтобы студенты учились эффективнее? · EdMarket

Легко ли вашим студентам дастся онлайн-курс? Быстро ли они усвоят новую информацию и научатся ее применять? Или будут подолгу буксовать на каждой теме, не понимая, как она связана с предыдущим материалом?

Все зависит от того, насколько удачно вы организуете структуру курса. Давно известно, что порядок подачи информации влияет на то, как ее запоминают. Это возможность максимально облегчить жизнь студента. Или же максимально ее усложнить.

Структура онлайн-курса это любые инструменты, помогающие упорядочить контент, начиная с разделения учебного материала на уроки, разделы, главы и заканчивая общей концепцией.

Еще больше об успешных онлайн-курсах узнайте на курсе «Методист онлайн-курсов»

Чтобы упорядочить и структурировать контент:

Структурирование информации - в помощь студенту

  • составьте карту курса, чтобы понять, какую информацию стоит исключить, какую добавить и какие теории вытекают одна из другой
  • проведите исследование аудитории и выясните цели студентов, с которыми они приходят на ваш курс. Исключите из курса информацию, которая не соответствует этим целям
  • выясните, какие базовые знания нужны для понимания каждого элемента курса. Есть ли в программе темы, которые студенты не поймут без предварительной подготовки или изучения другой темы. Например, на курсе EdMarket «Руководитель онлайн-школы» студенты сначала анализируют рынок онлайн-образования и формируют идею проекта и УТП, а затем переходят к проектированию контента.

Итак, вы определились, какой контент войдет в онлайн-курс. Самое время выбрать подход к организации контента линейный или нелинейный. Давайте рассмотрим оба подхода и определимся, как их лучше использовать.

Линейная организация контента

Линейный подход означает, что студент получает информацию последовательно, переходя от урока к уроку. Этот принцип мы используем, когда учимся готовить и точно следуем рецепту. Или когда учимся читать и переходим от изучения букв к слогам и далее словам и фразам.

Линейный подход самый распространенный как в классическом образовании, так и в дистанционном.

Типы линейной структуры могут быть такими:

1) Список

Привычный способ подачи информации, когда, описывая что-то, вы перечисляете его характеристики или свойства.

Формат чеклиста использует тот же тип подачи контента мы двигаемся от пункта к пункту, пока не добьемся цели. Например, не подготовим ораторское выступление. Или не создадим онлайн-курс.

2) Проблема/решение

Подход, при котором мы сначала рассматриваем проблему, а затем оптимальное для нее решение (или несколько решений).

В таком формате проходит обучение с помощью кейсов. Например, в блоге EdMarket вы можете найти кейс о том, как компания столкнулась с проблемой: массовое обучение сотрудников не давало результатов. Решением стал переход от обязательного обучения к базе знаний, которой любой сотрудник может пользоваться в случае необходимости.

3) От простого к сложному

Модель обучения, при которой студенты изучают сначала простую информацию, чтобы затем опереться на нее, разбираясь с более сложными материалами.

По этому принципу построены, например, ряд уроков в общеобразовательной школе: в курсе русского языка ученики сначала знакомятся с существительными, а затем, в более старших классах с причастиями как с более сложной частью речи.

При этом учитель использует уже имеющиеся знания о частях речи, чтобы объяснить, что такое причастия.

4) От знакомого к незнакомому

Тип структуры, напоминающий подход «от простого к сложному». В этом случае, объясняя новый материал, спикер опирается на те знания, которые уже есть у студента.

Здесь можно использовать метафоры, аналогии, примеры из смежных тем, чтобы слушатель онлайн-курса понял общую идею и легче освоил новую информацию. Например, чтобы объяснить бабушке, что такое электронная почта, можно провести аналогию с обычным и знакомым ей почтовым ящиком.

Вся разница в том, что в обычный ящик почту приносит почтальон, а в электронный она попадает с помощью сети.

Почему линейная структура не панацея?

Потому что, используя линейную структуру, вы сводите инициативу слушателя к минимуму. Он изучает урок за уроком, без возможности выбрать, какой материал ему интереснее всего, или игнорировать ту или иную тему.

В каких случаях такой подход становится неудобством?

  • если вы обучаете неоднородную группу, которая состоит из новичков и более опытных слушателей. Линейная структура будет удобна начинающим, а вот у тех, кто неплохо разбирается в теме, может вызвать скуку.
  • снижается мотивация к обучению: у слушателя нет возможности выбрать собственный путь и индивидуальный подход.

Системный подход на курсе «Методист в онлайн-обучении».

Элементы нелинейной структуры

Структурирование информации - в помощь студенту

Чтобы создать более гибкий онлайн-курс, лучше использовать линейные и нелинейные элементы структуры, давая слушателям возможность стать сотворцами собственной образовательной траектории. Это не обязательно должны быть дорогостоящие ветвящиеся сценарии. Даже обычная гиперссылка может стать элементом непоследовательного представления контента.

1) Всплывающие окна с определениями и фоновым контентом

Определения в контексте (а не только в глоссарии, куда слушателю нужно постоянно возвращаться, чтобы освежить знания) запоминаются гораздо лучше. Поэтому хороший прием дополнить контент курса небольшими всплывающими окнами с полезной информацией.

2) Гиперссылки и дополнительный контент

Дополнительную информацию по курсу можно также включить в контекст, чтобы дать возможность слушателям сделать выбор: изучать только базовую информацию или пройти по ссылке в поисках дополнительной углубленной информации.

Такой контент может оформляться в виде гиперссылки как на сторонние (в случае курирования контента), так и на внутренние ресурсы.

3) Нелинейные уроки вокруг общего введения

Структура подходит для курсов, элементы которых логически не связаны друг с другом. Например, в случае, если вам нужно изучить инструменты для создания онлайн-курсов, при том, что каждый инструмент равноценен другому.

В этом случае можно воспользоваться нелинейной структурой, чтобы слушатели могли выбрать, в каком порядке им изучать контент.

4) Ветвящиеся сценарии

  • Структура, которая требует больших затрат, однако предлагает слушателям несколько сценариев обучения в зависимости от их выбора или уровня знаний.
  • Так могут быть выстроены, например, курсы для медицинских работников, где, в зависимости от выбора студента, состояние пациента улучшается или ухудшается.
  • Такие курсы довольно сложны в разработке, поскольку вам нужно досконально продумать несколько сценариев вместо одного.

Источник: https://edmarket.ru/blog/structure-of-e-learning

Способы структурирования учебного материала как условие развития внимания — современные наукоемкие технологии (научный журнал)

1

Все преподаватели средних учебных заведений, в числе которых и преподаватели иностранных языков, решают одновременно три главные задачи:

  • обеспечить эффективное усвоение большого объема знаний;
  • сформировать основы целостного системного мышления;
  • способствовать умственному развитию студентов.

Психолого-педагогические исследование свидетельствуют о том, что любая форма деятельности — будь то углубленное размышление, активное восприятие информации, качественное выполнение любых сложных операций — предполагает, требует, а то и является прямым выражением работы внимания. (Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романов).

Уровень процесса эффективности учебной деятельности зависит от умения преподавателя управлять вниманием своих студентов и научит их владеть процессом планирования своего внимания методом структурирования (Г. Архангельский).

Суть данного метода в том, что, воспринимая информацию, мы делаем срез, рабочее пространство, подвергая его обзору. Информация меняется — обзор меняется соответственно. На любом уровне обзора стоит выделять три области:

  1. Фокус внимания — область, соответствующая сознанию, на которой концентрируется внимание. В ней должен быть один факт, одно явление, один объект, либо воспринимаемая как единое целое группа объектов, которая «внутри себя» также структурирована по (методу структурирования внимания) МСВ — принципу.
  2. Область ближайшего внимания соответствует предсознанию. В ней должно быть 7±2 объекта, или группы объектов, необходимых для контроля на уровне предсознания.
  3. Область далекого внимания соответствует подсознанию. В ней хранится вся остальная информация.

Можно представить обзор рабочего пространства получаемой информации на один момент следующим образом. (Таблица 1)

Таблица 1. Обзор рабочего пространства

Периферийное внимание Фокус (центр) внимания Ближайшее внимание
  • Информация к сведению
  • Детали
  • Справки
  • Уточнения
Ключевые задачи
  1. Социальный опыт по проблеме
  2. Гипотеза
  3. Ассоциации
  4. Обобщение
  5. Систематизация

Это попытка реализовать основную идею обзора — «видим все необходимое в одном месте, имеем полную картину событий, явлений, представляемых в информации».

Важно, что этот обзор, оптимальный для каждого человека, был выращен постепенно, не придуман из головы, тогда он окажется и простым, и удобным. В налаживании обзора стоит применять следующий подход

  1. Сначала привыкнуть «держать все в одном месте» — любую информацию обязательно фиксировать в виде учебных задач
  2. По мере увеличения количества этих задач «выращивать» в них первоначальный порядок: разработать ключевые области, разделить задачи на «близко-нужные», «средние» и «дальние», и т.п. (Важная информация, второстепенная, дополнительная). По мере следования за сюжетом фокус внимания будет ловить ключевые моменты, которые из второстепенных перемещаются и становятся важными, — т.е. студент структурирует внимание, используя все свойства его, сознательно планирует и управляет им, решая ту или иную учебную задачу данного момента.
Читайте также:  Конституционные характеристики российского государства - в помощь студенту

Основное условие обзора — материализация информации. Все, что хранится только в голове — ненадежно. Создание их оптимального обзора — задача противоречивая. Это всегда поиск баланса между противоположными требованиями:

  • С одной стороны, в идеале вся информация должна быть в одном месте.
  • С другой стороны, информации в «месте обзора» не должно быть слишком много — иначе в ней просто невозможно ориентироваться, поэтому требуется уменьшать количество единовременно обозреваемых задач.

Единственный способ справиться с этим противоречием — структурировать информацию. Следовательно, механизм управления своим вниманием, развития его свойств будет выработан быстрее и продуктивнее при использовании структурирования учебного материала

В практической работе управление вниманием может быть достигнуто следующими способами:

Первый способ — это применение опор, особого рода стимулов, которые обеспечивают переключаемость, концентрацию внимания, распределение его, — что в итоге помогает студенту осознавать учебный материал, понимать и запоминать его. Так на занятиях иностранного языка можно использовать как внутренние (пауза, мелодия и т.д.), так и внешние опоры:

  • вербальные (планы, тезисы, логико-структурные или функциональные схемы, опорные слова или смысловые вехи…),
  • схематические (планы строений, схемы-диаграммы, таблицы, цифры, хронологические таблицы…),
  • иллюстративные опоры (картины, фотографии, комиксы, плакаты…).

Строгая последовательность опор, соответствующая логике предъявляемого учебного материала способствует формированию механизма управлением внимания, при этом надо помнить, что опоры не самоцель, а имеют опосредовательную суть и являются вспомогательным средством для формирования умения планировать свое внимание методом структурирования.

Второй способ — структурирование учебного материала.

Конструирование содержания учебного материала представляет собой такое его упорядочение, при котором последовательность элементов содержания является основой, определяющей отношения между ними, т.е.

построение содержания носит принцип систематичности (процедура, с помощью которой составные элементы — факты, события, явления — выстроены в определенную структуру: схему, таблицу, матрицу, — отражая их связи, отношения).

Этот способ будет продуктивнее, если он будет задействован вместе с первым, так как оптимальная структура информации получится при условии нахождения ключевого ядра, дополнительной и второстепенной информации; понять главные идеи, которые подсказывают ключевые слова, предложения, осмысленные при помощи опор.

Эту задачу мы успешно решаем, применяя технологию визуализации учебного материала: специальная подготовка учебного материала перед его предъявлением обучаемым, чтобы в визуально обозримом виде дать студентам основные или необходимые сведения. Визуализация предполагает свертывание информации в начальный образ (например, в образ эмблемы, герба и т.п.).

Всевозможные типы моделей представления знаний в сжатом компактном виде соответствуют свойству человека мыслить образами. Изучение, усвоение, обдумывание текста — как раз и есть составление схем в уме, кодировка материала.

При необходимости человек может восстановить, «развернуть» весь текст, но его качество и прочность будет зависеть от качества и прочности этих схем в памяти.

Это довольно сложная интеллектуальная работа и студента надо последовательно к ней готовить.

Создание моделей учебного материала — это «Карты памяти», «Метод группирования», графы, ассоциативные поля и др. создаются, принимая во внимание следующие закономерности:

  • учебный материал большого объема запоминается с трудом;
  • учебный материал, расположенный компактно в определенной системе, лучше воспринимается;
  • выделение в учебном материале смысловых опорных пунктов способствует эффективному запоминанию, учебный материал кодируется в схемы, тематические поля и т.д.

Визуальные образы в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию. Это приводит к тому, что к процессу усвоения подключается «образное» правое полушарие. В то же время «опоры» (рисунки, схемы, модели), компактно иллюстрирующие содержание, способствуют системности знаний.

Линейный граф Это самая простая форма графа. При такой структуре каждый предыдущий учебный элемент связан только с одним последующим. Графически такая структура выглядит так:

Структурирование информации - в помощь студенту 

Рис.1. Линейный граф к тексту «Faust»

Студент, включаясь в процесс кодирования и декодирования учебной информации, учиться управлять своим вниманием, планируя его методом структурирования, что становится созидательным инструментов для развития личностных познавательных способностей, у него появляются предпочитаемые способы познания, проявляет избирательность в выборе содержания, форм работы за счет более оптимального баланса «сильных» и «слабых» качеств своего ума, более полного проявления специфических особенностей собственного ментального опыта, учета индивидуальных познавательных склонностей и является фактором успешности в решении учебных и жизненных задач.

Библиографическая ссылка

Михнина Н.В. СПОСОБЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 7. – С. 71-73;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25181 (дата обращения: 20.03.2020).

Источник: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25181

Как правильно писать конспект: советы и методы в помощь студенту

Студенту в процессе обучения пригодится навык, как правильно писать конспект. Совсем не обязательно полностью записывать то, что говорит преподаватель, ведь писать в темпе речи сложно и не всем под силу.

Необходимо определить, как писать конспект занятия, чтобы перед экзаменом можно было вспомнить и восстановить в памяти важные моменты.  Что фиксировать  за преподавателем, а что нет, как определить важное и  успеть все записать –  этому посвящена наша статья.

Понятие конспекта

Конспект занятия, если вести его регулярно, позволяет подготовиться к экзамену без дополнительного посещения библиотеки. Существует множество разных методик, как писать конспект.

Важно учитывать следующие пункты:

  1. Писать понятно, чтобы потом можно было разобраться в своих же записях.
  2. Не обязательно дословно отражать мысль – достаточно осмыслить сказанное преподавателем и записать своими словами.
  3. Оставлять место в тетради на случай, если будут пропуски лекций, чтобы записи шли по порядку.

Метод стенографирования признан неэффективным, так как постоянное внимание на писанине изматывает человека, за полуторачасовую лекцию он может полностью выбиться из сил. Мозг в таком случае старается избавить студента от негатива и частично стирает информацию.

Если постоянно писать, не вникая в суть лекции, при прочтении материала многое покажется незнакомым. Придется открывать книгу и все изучать сначала.

Чтобы успеть записать все, приходится много сокращать, но потом трудно разобраться в своих же каракулях или обращаться к криптографам для расшифровки. Это не шутка, а проверенный опытом  факт.

И наконец, огромные массивы записей без разнообразных картинок, графиков, схем очень нудно читать, поэтому учимся писать конспект интересно.

Виды конспектов

Некоторые преподаватели требуют вести тетрадь и регулярно проверяют, как студент работает. Чаще всего это педагоги старой закалки, которым знакомо отсутствие книг в библиотеке по нужной теме.

Другие, новое поколение преподавателей, этого не требуют. Они знают, что в Интернете и книжных магазинах можно найти любую литературу для чтения. Конспект в таком случае только отнимает время.

Есть преподаватели, которые сами учат, как правильно писать конспект: после нескольких фраз предлагают записать основную мысль, как кто ее понял.

При любом методе преподавания важно вот что: большинство педагогов не будет учить, что писать в тетрадях, поэтому нужно самому научиться, как записывать лекции коротко, но понятно, чтобы в нужный момент информация всплыла в памяти, и ее можно было пересказать.

План-конспект

План-конспект – это структура лекции. Ее обычно дает педагог, а студенты должны вписать в план основные моменты.

Это может быть:

  • дата события;
  • описание процесса;
  • литература по данной теме, которую необходимо прочитать дополнительно.

План-конспект хорошо помогает подготовиться к семинарам, когда вся информация находится в голове, а пункты в тетради нужны, чтобы не перескакивать от волнения на другие темы.

Схема

План-схема – это список вопросов, на которые планируется получить ответ в процессе прочтения лекции. Указывается взаимосвязь пунктов. Схему обычно используют при разборе литературного произведения – по обозначенным вопросам можно будет готовиться к экзаменам.

Текстовый конспект

Чаще всего применяется у студентов гуманитарных факультетов, например, литераторов, философов, историков. Это, по сути, реферат каждой лекции с цитатами, выдержками из оригинальных источников, кусками авторского текста. Делать такой конспект сложно, так как приходится успевать за речью преподавателя.

Графический

Графический конспект используют студенты технических факультетов. Это таблицы, графики, схемы, рисунки. Чаще всего их переносят в тетрадь с плакатов.

Тематический

Тематический конспект больше применяется в домашней работе. Например, какую-то тему нужно осветить с разных точек зрения. Студенты, прочитав несколько исходников, записывают выдержки в тетрадь.

Майнд-карты

Майнд-карты – это необычная технология конспектирования материала.

Как правильно сделать майнд-карту:

  • взять большой лист бумаги, минимум формата А4;
  • в центре обозначить тему лекции;
  • по мере прослушивания материала от центра листа делать пометки и записывать важные пункты.

В результате оказывается заполненным весь лист.

Метод Корнелла

Метод Корнелла получил признание в американских вузах, как самый эффективный. Суть его основана на необходимости доработать конспект в течение суток после лекции. Как известно, память, если ее активизировать вскоре после получения информации, выдает хорошие результаты.

Чтобы сделать конспект Корнелла, страницу тетради делят на две части: левую меньше, правую больше. Справа будет записываться вся основная информация. В левой колонке в течение 24 часов студенты должны внести свои правки, дописать даты или еще что-либо, что скажет преподаватель. Это стимулирует вспомнить ту информацию, которая была получена на лекции.

Свободный

Конспект в свободной форме пишется по желанию студента. Можно пользоваться любым из вышеописанных методов, можно придумать свой. Главное, чтобы материал был понятен студенту по истечении определенного времени.

Проверить, насколько качественно написан конспект, можно через 2-3 лекции. Для этого нужно просто перечитать то, что делалось 2-3 урока назад. Если четко информация всплывает в памяти, значит материал отображен качественно и вспомнить его не составит труда.

Если студенту не нравится, как он сам оформляет собственные записи, можно посмотреть, как это делают другие. Возможно, какой-то вариант покажется более понятным.

Как писать конспект лекций

Просто что-то писать – это бездарно тратить время. Если уж сидеть в библиотеке или регулярно посещать лекции, то нужно извлечь из этого максимальную пользу – сделать хороший конспект, который пригодится перед экзаменом.

Что поможет:

  1. Цветные маркеры для обозначения важных пунктов, дат, событий.
  2. Структурирование информации – абзацы, выделенные пункты плана или подзаголовки.
  3. Стандарты сокращений, чтобы потом не мучиться расшифровкой.
  4. Хорошо помогают списки – они переключают внимание с полотна текста на другую часть материала.

Переписывать чужой конспект – толку мало. Понять, что думал или какие выводы сделал другой человек, часто бывает невозможно, но такое встречается в высших учебных заведениях. Кто-то просиживает на лекциях, слушает, записывает, а кто-то предпочитает попросить тетрадь и переписать. Эффект будет виден на экзамене.

Оформление

Рекомендуется оформлять конспект так, как требует преподаватель. Если его не интересует внешний вид тетради, можно делать все что угодно.

Есть несколько пожеланий, чтобы легче было читать. Например, не делать длинных предложений. Или стараться меньше писать, заменяя некоторые слова на значки: => этим можно заменить слово «следовательно». Некоторые слова не несут смысла, поэтому тратить на них силы и внимание не обязательно – чем короче, тем понятнее.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Московская Международная Академия

Колледж Московского Университета имени С.Ю.Витте

Академия кадрового резерва

Учебный Центр «Промстройгаз»

Источник: https://ecvdo.ru/states/kak-pravilno-pisat-konspekt-sovety-i-metody-v-pomoshh-studentu

Создание структурированной информации

16.07.2000 Джейн Линдер, Дрю Фелпс

Восемь основных этапов создания действительно полезной информации

Директорам информационных систем приходится предпринимать фантастические усилия, чтобы поспеть за темпами развития и новыми методами ведения сегодняшнего бизнеса.

ИТ-специалисты, как и остальные сотрудники организации, должны правильно рассчитывать свои силы.

Многие компании пытаются решить проблему роста спроса на информацию путем наращивания «емкостей памяти» и «прокачивания» через корпоративные сети все большего количества информации. Другие же понимают, что задача эту так просто не решить.

Необходим подход, который позволит применять имеющуюся массу компьютеризированных данных для совершения конкретных действий. Руководители могут действовать оперативно, если данные проанализированы и определен их смысл.

Как это сделать? За счет структурирования информации — такого способа обработки, на основе которого можно получить простые ответы на поступившие от менеджеров вопросы. Это нелегкая задача, поскольку специалист по обработке информации должен понимать вопрос, контекст, уметь интерпретировать данные и знать, как их можно представить графически.

Превращая данные в то, что мы в современном, быстро меняющемся и насыщенным информацией мире называем «действительно полезной информацией», можно из множества разнородных фрагментов данных извлечь поистине золотые крупицы. Очень важно начинать с ясных, правдивых, оперативных данных, явно имеющих смысл в контексте решений, которые мы принимаем.

Кроме того, необходимо докопаться до содержащейся в данных сути и организовать их так, чтобы их смысл можно было понять без всяких усилий.

Идея великолепна. Но дело в том, что компаниям не хватает полезной информации, а их директора информационных служб не спешат использовать методы структуризации данных. Хотя специалисты по ИТ признают важность синтеза информации, полезной для принятия решений, большинство из них (в среднем 4,8 из 5) не предпринимают для этого никаких усилий. И тому есть три основные причины:

  • специалисты по ИТ не знают методов структурирования информации;
  • специалисты по ИТ не хотят заниматься информационным наполнением;
  • специалисты по ИТ не умеют мыслить графически.

В общем, руководители ИТ-отделов не готовы заниматься структуризацией информации. Многие из них считают это дело процессом, который лишь гарантирует правильность, четкость и понятность данных.

Они уверены, что хорошо структурированные данные — это данные, глядя на которые становится ясно, где они созданы, где используются, как поддерживаются, каковы правила проверки их корректности и как они распространяются.

Управление данными на этом уровне крайне важно для большинства организаций, но все же недостаточно для получения полезной информации. Создание согласованных надежных инфраструктур данных и обмена сообщениями — это всего лишь начало.

После объединения фрагментированных данных необходимо понять, как получить полезную информацию, которая обеспечит увеличение производительности работы.

К сожалению, большинство директоров ИС не знают, как это можно сделать. Специалисты Института стратегических изменений компании Andersen Consulting обратились к специалистам по ИТ с вопросом, определен ли в их компаниях процесс получения информации, полезной для принятия решений бизнес-менеджерами. Все в один голос ответили отрицательно.

Примерно 86% участников опроса сообщили, что такого процесса нет и что они планируют опираться на традиционные требования к ИТ и процедуры моделирования данных, то есть на те же самые процессы, которые применяются в современных информационных средах и не способны порождать действительно полезную информацию.

В любом случае директора ИС даже не рассматривают вопрос о структурировании информации.

Некоторые ИТ-специалисты уверены, что их обязанности сводятся к тому, чтобы предоставить пользователям доступ просто к информации, а не к действительно полезной информации.

Читайте также:  Особенности учета продукции при использовании счета 46 - в помощь студенту

Эти ИТ-менеджеры поглощены управлением вычислительной инфраструктурой и системами обмена данными (то есть входными параметрами уравнения), вместо того чтобы сосредоточиться на выходных параметрах, которые так необходимы их компаниям.

Они по горло заняты тестированием сетей, интегрированными платформами поддержки транзакций и столь популярными сегодня хранилищами данных. На вопрос о том, какого рода информация даст им преимущества перед конкурентами на рынке, они отвечают: «Это зависит от отдела маркетинга».

С другой стороны, специалисты по обработке информации единодушно заявляют, что невозможно заниматься ее структурированием, если непонятно, на какой вопрос нужно искать ответ и какие данные должны при этом использоваться.

Многие руководители ИС не только не знакомы с процессом структурирования информации, не только не стремятся заниматься информационными наполнением, но, похоже, даже не подозревают о возможностях визуального анализа данных.

Отвечая на вопрос о том, как они используют графику, большинство начинали что-то бормотать о PowerPoint и Excel.

С другой стороны, для специалистов по обработке данных структурирование информации означает не создание слайдов с подписями, а организацию информации таким образом, чтобы представить ее визуально, не ограничиваясь при этом одними лишь столбцовыми и секторными диаграммами.

Как ни странно, специалисты по ИТ довольно широко используют визуальный анализ для проектирования системных архитектур и создания ПО для поддержки производственных процессов. Однако мысль о том, что визуальный анализ можно применять для принятия бизнес-решений, не приходит им в голову.

Хорошо структурированная, действительно полезная информация поможет компаниям быстро развивать свой бизнес. Чтобы ее создать, надо пройти следующие восемь шагов.

1. Взвесьте свои возможности

Структурируйте информацию таким образом, чтобы можно было увидеть повторяемость данных, позволяющую понять суть проблемы и использовать эти знания для совершения необходимых действий.

Например, изложенная на одной странице история развития программы MBA Гарвардской школы бизнеса показала, что школа коренным образом меняет программу обучения примерно каждые десять лет. Это любопытно, поскольку никто из администрации подобных планов специально не строил.

Чтобы объединить эти данные, не нужно было предпринимать никаких особых усилий.

Создание диаграммы заняло всего один день, несколько недель ушло на то, чтобы преподаватели, проанализировав эту информацию, смогли понять, что пришло время снова пересмотреть учебный план — в любой традиционной организации это считалось бы потрясающей оперативностью.

2. Установите приоритеты

Хорошие специалисты по обработке информации начинают с того, что определяют, что в этих данных самое важное. Затем, исходя из ответа на этот вопрос, они структурируют информацию. Смысл данных при этом меняется. В результате появляется возможность выяснить истинное значение исходной информации.

Специалисты по обработке данных выполняют и аналитическую работу, выявляя содержащиеся в «сырых» данных взаимосвязи и соотношения так, чтобы уместить итоговую информацию на одной странице. Множество «сырых» чисел может стать содержательным, когда они наносятся на временную диаграмму, сравниваются на соответствие поставленным целям или объединяются в один содержательный график.

3. Ищите точки соприкосновения

Эксперты рассматривают структурирование информации не только как процесс, но и как продукт. Он дает специалистам единую платформу для сравнения понятийных моделей, существующих в умах различных людей, и позволяет быстро адаптировать эти модели друг к другу.

Руководство одной из компаний, работающей в области ИТ, искренне полагало, что прекрасно представляет себе, каким должен быть узел Web. Однако совместное совещание со специалистами по обработке информации, где каждый руководитель графически представил свое видение бизнес-задач, обнаружило серьезный разброс во мнениях.

Эта встреча позволила менеджерам увидеть и обсудить то, что ранее ускользало от их внимания.

Root Learning — консалтинговая компания, которая занимается внедрением процессов структурирования информации, призванных помочь руководителям довести свои стратегии до остальных сотрудников организации. Эта фирма разрабатывает плакаты, на которых в графическом виде представлены задачи, стоящие перед компанией-клиентом, и стратегические направления ее развития.

Эти задачи формулируются в ходе встреч и детального обсуждения с руководителями фирмы-заказчика. Разработанные таким образом плакаты используются для того, чтобы более доступно объяснить сотрудникам, какие цели компания ставит перед собой и что именно может сделать то или иное подразделение для того, чтобы компания смогла успешно достичь поставленных целей.

4. Старайтесь быть убедительными

Информация должна быть представлена ясно и просто, так, чтобы даже случайный человек смог в ней разобраться с минимальными усилиями. Внимание аудитории можно привлечь броскими заголовками и цветом, а затем сразу же высказать свои соображения, сопровождая их иллюстрациями с хорошо структурированной информацией.

Эдвард Туфте, профессор Йельского университета, занимающийся политическими вопросами, статистикой и программированием, уверен, что космический корабль «Челленджер» погиб из-за плохо структурированной информации.

В ночь перед запуском обеспокоенные инженеры послали множество сообщений об ошибках запуска в центр управления полетами NASA.

Если бы эта информация была корректным образом структурирована, скажем, представлена в виде простой диаграммы, показывающей корреляцию между внешней температурой и неполадками в уплотнительном кольце ускорителей, руководители полетов сразу же поняли бы, что старт в это холодное утро станет ужасной ошибкой.

5. Решайте корректно поставленные задачи

Руководители не могут увеличивать производительность или использовать новые возможности развития бизнеса, если четко не представляют себе сложившуюся ситуацию.

Специалисты одной фармацевтической компании не могли объяснить, почему они постепенно утрачивают свои позиции на рынке, несмотря на то что постарались разработать подробнейшие рекомендации для врачей.

Когда специалисты по обработке информации сократили эту информацию до двух страниц, стало ясно, в чем состоит проблема: оказалось, что один влиятельный врач изменил свои предпочтения при выписке лекарств.

Поэтому они изменили форму подачи маркетинговых материалов, ориентируясь на требования именно этого врача.

6. Помогайте найти простые решения

Специалисты по ИТ, с которыми нам пришлось беседовать, выполняют структурирование информации, чтобы помочь пользователям разобраться в том, как использовать продукт или каким образом организовать перемещение по своему Web-узлу. Хорошо продуманная навигация по узлу имеет важное значение, от нее зависит, останется ли пользователь доволен или покинет ваш узел полностью разочарованным.

К примеру, несколько лет назад крупная компьютерная компания обратилась к Кристофу Ленку и Полу Кану из фирмы Dynamic Diagrams (теперь подразделение компании Cadmus Communications) с просьбой оценить, насколько простым пользователям удобно устанавливать и настраивать мобильный компьютер. Ленк и Кан заказали одну такую машину.

Ее доставили к ним в офис, и специалисты сняли на видеокамеру, как они распаковывают коробку с компьютером. Внутри упаковки они обнаружили компьютер и 27 дополнений к нему, на шести из которых была яркая маркировка с надписью «Открыть в первую очередь».

В этих шести упаковках содержалась маркетинговая литература и не было ни одной инструкции по установке компьютера. В результате процесс установки оказался медленным и напряженным, о чем они и доложили в своем отчете. Компьютерная компания попросила их разработать и представить свои предложения.

Они создали карту — крупную диаграмму, на которой показано, как именно следует расположить каждый из компонентов, присланных вместе с компьютером, и каким образом их подключать. Просто и ясно.

7. Обеспечьте оперативность принятия решений

Крупная сеть ресторанов смогла значительно улучшить работу своих филиалов за счет реструктуризации графической формы оценки качества.

На основе 40-страничного отчета был составлен двухстраничный документ, отражающий уровень производительности во всех ресторанах.

Такая система позволяла отслеживать и выявлять отстающих, кроме того, предприятия, менеджеры смогли оценить, оправдывают ли себя Linux, а также различные пилотные проекты модернизации.

Netscape смогла улучшить свой Web-узел, пригласив специалистов по структуризации информации, которые начали с простого описания текущего состояния Netcenter — в графическом и сжатом виде. Как только инженеры в Netscape смогли увидеть движение потоков, они без труда нашли способ их усовершенствовать.

8. Поощряйте новаторство

Структурирование информации поможет вам находить, сопоставлять и использовать важную информацию: новые тенденции, необычные идеи и тревожные, несогласующиеся факты.

Специалисты одного крупного производственного предприятия убедились на собственном опыте, насколько важную роль в создании кардинально новых решений играет структурирование информации.

Руководство компании добивалось, чтобы специалисты по проектированию основное внимание уделяли не просто разработке новых продуктов, но и поиску способов их использования.

Кроме того, шел поиск новых идей, способных определить совершенно новый путь развития компании.

Для создания соответствующей атмосферы стены комнаты, в которой работали специалисты, были завешаны плакатами, отражающими демографические тенденции, изменения в образе жизни потребителей, технологические проекты и тому подобное. Руководство считало, что этот информационный коллаж будет способствовать появлению свежих идей. И что же в итоге? «Окно в будущее» скорее создавало путаницу, чем способствовало вдохновению.

Чтобы навести порядок, компания пригласила фирму Donovan and Green (D&G), которая в свою очередь сотрудничала с Richard Saul Wurman, занимающейся структурированием информации.

D&G (теперь это подразделение USWeb/CKS) и Wurman начали работу с организации данных в систему списков.

Каждый список был посвящен какой-то одной, достаточно обширной теме, например, «временные затраты» или «возрастные группы».

Приглашенные эксперты построили информационную архитектуру таким образом, чтобы зритель мог генерировать идеи, выявлять связи и отслеживать взаимодействие различных факторов — чем дальше он читает список, тем более детальные ответы он способен найти.

Ту же самую структуру они использовали при создании каждого списка, так что инженер мог легко переходить от одного к другому, не покидая своего места. Они убрали со стен информационный хаос, который там царил, и развесили свои списки.

И что же? Последовала целая лавина свежих идей, определивших дальнейшее развитие бизнеса компании.

Руководители, которые хотят использовать действительно полезную информацию для эффективного управления своей компанией, так чтобы она успевала за темпами развития рынка, должны внедрить у себя структурирование информации.

Но для этого мало просто нанять хороших специалистов. Они помогут использовать информацию для стратегических маневров или для проектирования Web-узлов, предлагающих потребителям ценные решения. Компании должны реализовать этот подход в обязательном порядке.

Это важно, хотя этого и недостаточно.

ИТ-руководителям следует сделать структурирование информации частью повседневной деятельности, связанной с управлением данными и обработкой транзакций. Интегрировав эти процессы, вы получите возможность оперативно управлять данными и обеспечивать их точность и согласованность, делая очевидной суть структурированной информации.

Джейн Линдер — бывший профессор Гарвардской школы бизнеса и руководитель отдела ИТ компании Polaroid. Сейчас она работает в Институте стратегических изменений компании Andersen Consulting. С ней можно связаться по электронной почте: linderj@ici.net

Дрю Фелпс — специалист по исследованиям того же института. С ним можно связаться по адресу: dphelps@mediaone.net

С чего начать

Оптимистично настроенные руководители начнут использовать структурирование информации несмотря на трудности, с которыми им придется столкнуться

Пилотный проект связан со структурированием информации для критически важных вопросов. Задавайте трудные вопросы, например: от чего зависит наш успех?

Начинайте готовить новое поколение специалистов по работе с информацией. Обучайте и набирайте на работу людей, которые знают, как вести исследования с большим объемом данных по важным бизнес-проблемам, которые давно работают в области информационных технологий и могут представлять информацию графически. Они будут активно поощрять «ликбез» во всей вашей организации.

Требуйте от руководителей среднего звена уделять особое внимание преобразованию имеющейся информации в действительно полезную. Наверняка будет нелегко превратить вашу организацию в предприятие, которое для развития бизнеса использует действительно полезную информацию.

Есть тысяча причин, из-за которых вы можете потерпеть неудачу, единственный способ их избежать — это активно их предотвращать. Что является самым сложным для руководителя? Получение достоверных сведений после того, как будет начато использование структурирования информации.

Джейн Линдер и Дрю Фелпс

Создание структурированной информации

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Источник: https://www.osp.ru/cio/2000/07-08/170925

Структурирование информации

Самым простым способом анализа получаемой информации является ее структурирование. Структурирование есть не что иное, как расположение в определенном порядке, или по определенной схеме. Такой порядок может быть определен по-разному.

Наиболее яркий пример — расположение информации в хронологическом порядке. Например, информацию из разных источников о неком событии располагают последовательно от более раннего к более позднему (или наоборот), т.е. в соответствии со временем, которое описывается данным блоком информации.

Другой способ структурирования информации — расположение каждого блока информации в разных разделах в зависимости от того элемента, который описывает данный информационный блок. Далее предлагаю более подробно ознакомиться с разными способами структурирования информации.

Отличаются они в основном тем, по какому принципу происходит структурирование.

Расположение в хронологическом порядке, или построение последовательности событий
Данный метод еще называют историческим. Все поступающие данные выстраиваются по времени описываемых событий.

После чего определяется:
— что за чем следует,
— какой факт какое событие предопределяет,

— что чему сопутствует и т.п.

Иначе говоря, восстанавливается хронология событий. Это один из наиболее простых способов и в то же время достаточно эффективных.

Самый простой пример использования исторического метода (хронологии) — это изучение кандидата при его приеме на работу. У вас есть ряд источников: резюме кандидата, его трудовая книжка, заполненная им анкета.

Кроме того, вы можете использовать Интернет для выявления его мест работы (по оставленным им же объявлениям и заявкам) или базы данных.

Собрав всю эту информацию, вы составляете несколько последовательностей (хронологий):
1) как кандидат хочет выглядеть (по его резюме и анкете);
2) как было на самом деле (по его трудовой книжке);

3) вспомогательный вариант (по всем остальным источникам).

А далее сравниваете полученные хронологии и выявляете несоответствия. Например, что кандидат не хочет, чтобы вы видели то, что утаил в резюме. Логичный вопрос: почему он это утаил. И так далее.

Еще один вариант использования хронологии — это построение цепочки событий. При этом особенно ценно, если аналогично рассматриваются и параллельные происшествия или события рассматриваются с учетом известного происшествия, тогда многое становиться понятно.

Привязку событий к определенному происшествию используют для выявления поведенческих реакций объекта, правда, это уже моделирование, но для регистрации и анализа используется все тот же исторический метод (хронология событий).

В определенной среде это называется провоцированием. Например, объекту дают некую «горящую» информацию — информацию, требующую немедленных действий (присылают по почте, передают как слух, сообщают официально и т.п.

), а затем внимательно наблюдают:
— что и в какой последовательности он предпримет;
— к кому обратится в первую очередь;

— как в принципе отреагирует на сообщение и т.д.

Можно данное мероприятие обставить соответствующим образом. Например, ограничить объект в перемещении или в связи, создать впечатление, что у него практически нет времени на обдумывание и т.п.

Все зависит от того, что вы хотите понять (выявить). Для упрощения восприятия ситуации результат можно изобразить схематически.

Если несколько последовательностей изобразить в одном масштабе и одним стилем, то при их совмещении можно выявлять закономерности, корреляцию и т.п.

Источник: https://psyera.ru/2535/strukturirovanie-informacii

Ссылка на основную публикацию