Стабилизационная и структурная политика — в помощь студенту

Стабилизационная и структурная политика - в помощь студенту Стабилизационная и структурная политика - в помощь студенту Стабилизационная и структурная политика - в помощь студенту Стабилизационная и структурная политика - в помощь студенту Стабилизационная и структурная политика - в помощь студенту Стабилизационная и структурная политика - в помощь студенту Стабилизационная и структурная политика - в помощь студенту Стабилизационная и структурная политика - в помощь студенту Стабилизационная и структурная политика - в помощь студенту Стабилизационная и структурная политика - в помощь студенту

Формальная стабилизация означает, что переходная экономика достигает более-менее устойчивого состояния по одному из макроэкономических параметров. Такими показателями прежде всего выступают инфляция, безработица, изменения ВНП. Однако опыт показывает, что достижение стабильности по одному из данных параметров означает, что изменения других параметров могут быть неблагоприятными. Например, в России высокая инфляция и падение производства сопровождаются относительно невысоким уровнем безработицы. Одним из важнейших показателей стабилизации является инфляция. Вместе с тем позитивная динамика данного показателя может сочетаться с сохранением значительного дефицита бюджета, нарастающим государственным долгом и т. д. Реальная стабилизация предполагает снижение инфляции или финансовую стабилизацию при стабилизации уровня бюджетного и государственного долга, наличии предпосылок для экономического роста, что предполагает наличие инвестиционного потенциала

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Таким образом, в условиях переходной экономики в дополнение к традиционным макроэкономическим показателям стабилизации необходима положительная динамика инвестиций при ориентированной на экономический рост структуре.

Основными факторами, влияющими на последовательность этапов стабилизации, являются следующие: • длительность и глубина экономического кризиса и его отдельных фаз; • последовательность фаз экономической стабилизации (финансовая стабилизация и затем стабилизация производства или их сочетание); • эффективность государственного регулирования стабилизационных процессов и используемые инструменты стабилизационной политики.

Таким образом, опыт преобразований в России показывает, что макроэкономическая политика ставила своей целью снижение инфляции и достижение финансовой стабилизации преимущественно монетаристскими методами, т. е.

была сориентирована на финансовый вариант макростабилизации.

В результате преобразований произошло общее расстройство обращения капитала, глубокий спад производства с разрушением финансов производства, платежный и инвестиционный кризис, бегство капитала, криминализация экономики.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Учет основных средств - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Главной задачей стабилизации на новом этапе стало оздоровление производства, создание условий сохранения и воспроизводства капитала. Общая политика государственного регулирования направлена на стимулирование социальноориентированного экономического роста.

Наиболее важными чертами данного направления являются: • целенаправленные усилия государства в сфере структурноинвестиционной деятельности.

Ориентация не на чисто рыночный механизм, а на активную государственную политику; • структурная перестройка экономики, включая восстановление технически продвинутых секторов экономики; • повышение роли бюджета в возрастании инвестиционного спроса; • усиление контроля за ценообразованием на продукцию естественных монополий; • усиление ориентации финансовой системы на производственную и инвестиционную деятельность.

Источник: https://present5.com/stabilizacionnaya-politika-sovremennoj-rossii-vypolnila-studentka-2/

2. Стабилизационная и структурная политика — Экономика — Конспект лекций

  • 2. Стабилизационная и структурная политика
  • Переходный период почти во всех странах начинался с системного кризиса, проявлениями которого на макроэкономическом уровне были:
  • 1) инфляция, подрывающая стимулы к производственной деятельности;
  • 2) трансформационный спад, глубина которого зависит от величины накопившихся в структуре экономики диспропорций, устанавливаемых в ходе макроэкономической стабилизации ограничений платежеспособного спроса;
  • 3) снижение накоплений и инвестиционной активности, которые становятся невыгодными при высокой инфляции.

Понятие стабилизационной политики

Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен.

Эта политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как более динамичный компонент макроэкономического равновесия, регулируя который, можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

Читайте также:  Проблема единства и многообразия бытия - в помощь студенту

Проблема макроэкономической стабилизации в переходный период

Страны с переходной экономикой в самом начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления (в ряде стран — недопущения) высокой инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса называют макроэкономической, или финансовой, стабилизацией.

Ее центральный элемент — борьба с инфляцией. Показателем успеха стабилизационных мер в этой области считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен до 30% и ниже.

Для проведения эффективной стабилизационной политики необходимо понимание специфики инфляции в переходный период, которая находится под влиянием как монетарных, так и немонетарных факторов (см. гл. 22).

Монетарный подход к финансовой стабилизации

В соответствии с монетарным подходом темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста объема продукции реального сектора.

Повышение темпов прироста денежной массы приводит к соответствующему повышение темпов инфляции, в то время как их снижение вызывает обратный эффект. В качестве показателя инфляции в странах с переходной экономикой обычно используется рост индекса потребительских цен.

Рост денежной массы влияет на инфляцию через определенные временные промежутки — лаги, в течение которых изменения объемов денежной массы вызывают изменения в темпах прироста цен.

Немонетарный подход к финансовой стабилизации

Согласно немонетарному подходу на инфляцию в переходной экономике влияют многочисленные факторы, находящиеся за пределами сферы денежного обращения.

Во-первых,  с т р у к т у р н ы й    ф а к т о р,  т.е. значительные диспропорции в развитии отдельных отраслей экономики, которые быстро не могут быть устранены, а поэтому нехватка тех или иных товаров и услуг долго подталкивает цены в сторону повышения.

Еще одним проявлением этого, например, в тяжелой промышленности с длительным производственным циклом, является инерционность экономики, в силу чего производство не способно быстро реагировать на изменения спроса и обмена денежной массы.

Поэтому даже жесткая финансовая политика не может в короткое время устранить неравновесие между спросом и предложением.

Во-вторых,  м о н о п о л и с т и ч е  ск и й     ф а к т о р,  который в специфических условиях России усугубляется огромной ролью естественных монополий (топливно-энергетический комплекс и транспорт).

В-третьих,  и н с т и т у ц и о на л ь  н ы й     ф а к т о р,  связывающий инфляцию с особенностями правовых и организационных условий функционирования экономических агентов. Действие

этого фактора выражается, с одной стороны, в сохранении государственного субсидирования неконкурентоспособных предприятий и банков, что неизбежно ведет к росту инфляции. С другой стороны, институциональный фактор проявляется в отсутствии в начале реформ практики банкротств, что вызывало нерыночную реакцию предприятий на сжатие спроса — неплатежи.

Наличие долгосрочных инфляционных факторов немонетарного характера рождает «фоновую» инфляцию, которую нельзя устранить путем сжатия денежной массы. В определенные периоды «фоновая» инфляция принимает подавленную форму неплатежей и долгов государства перед предприятиями и населением.

  1. Сочетание монетарных факторов инфляции с немонетарными при высокой роли последних свидетельствуют о том, что политика финансовой стабилизации в переходный период не может ограничиваться сжатием денежной массы и требует проведения глубоких структурных и институциональных реформ.
  2. Инструменты макроэкономической стабилизации
  3. Главными средствами макроэкономической стабилизации являются:
  4. 1) сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП;

2) проведение жесткой денежно-кредитной политики (прекращение льготного кредитования центральным банком дефицита госбюджета, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.);

3) установление «монетарного (номинального) якоря», под которым понимаются макроэкономические показатели, которые фиксируются на определенном уровне при осуществлении финансовой стабилизации (обменный курс валюты, номинальная денежная масса, номинальная заработная плата и т.п.). Эти показатели позволяют снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств и удерживают на определенном уровне цены;

  • 4) сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансфертов;
  • 6)      либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен.
  • В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксный.
  • Ортодоксальный и гетеродоксный сценарии макроэкономической стабилизации.
  • О р т о д о к с а  л ь н ы й    с ц е н а р и й     представляет собой совокупность макроэкономических мероприятий, включающую: устранение или сведение к минимуму дефицита государственного бюджета; жесткий контроль за объемом денежного предложения и повышения учетной ставки сверх уровня инфляции; установление «монетарного якоря».
  •  Г е т е р од о к с н  ы й    с ц е н а р и й    предполагает проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в сочетании с регулированием цен и доходов.

На практике ортодоксальная программа стабилизации дополняется использованием «якоря» путем фиксации уровня номинальной заработной платы. Важным условием реализации гетеродоксного сценария является социальное партнерство между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и заработной платой.

В ходе макроэкономической стабилизации происходит переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе жестких бюджетных ограничений.

Макроэкономическая несбалансированность в переходной экономике

Переходная экономика индустриального типа, как правило, получает в наследство от административно-командной системы большую или меньшую несбалансированность структуры экономики. Она проявляется, во-первых, в неравномерности развития отдельных отраслей и, во-вторых, в глубоких различиях в технической оснащенности отдельных отраслей и предприятий.

Неравномерность в развитии отдельных отраслей во всех странах с плановой экономикой проявлялась прежде всего в гипертрофированном развитии отраслей, производящих средства производства, а также военно-промышленного комплекса (ВПК). В то же время сохранялось и даже усиливалось отставание отраслей, производящих потребительские товары, а также инфрастуктуры (финансовой, информационной, социальной).

Неравномерность технического оснащения отдельных отраслей выражалась в сочетании высокотехнологичных производств (в освоении космоса, ВПК) и отраслей с преобладанием ручного труда и низким уровнем механизации (производство многих потребительских товаров, сельское хозяйство).

Структурная политика и ее главные направления в переходный период

Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам.

Структурная политика оказывает воздействие прежде всего на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику.

Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований.

Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью полдержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.

Важной задачей структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.

Одним из главных направлений структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики.

Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора.

Особое значение имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике — производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных).

В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).

Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в ограничении предприятиями ассортимента наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства.

Концепция структурной перестройки экономики России

В структуре российской экономики в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей и производств «первого» передела (металлургия) и снижается доля высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг часто называется «утяжелением» экономической структуры.

  1. Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:
  2. 1) топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции;
  3. 2) отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;

3) отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.

Взаимосвязь стабилизационной и структурной политики

В переходной экономике стабилизационная и структурная политика тесно взаимосвязаны и могут как усиливать, так и существенно ослаблять действие друг друга.

Так, успешная макроэкономическая стабилизация приводит к улучшению инвестиционного климата, создает условия для притока капиталов в конкурентоспособные отрасли реального сектора, открывает путь к возобновлению экономического роста.

Сокращение бюджетного дефицита ведет к уменьшению государственных заимствований и к увеличению финансовых ресурсов, которые могли быть использованы в качестве частных инвестиций.

 

12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183

Читайте также:  Опыление - в помощь студенту

Источник: http://bookwu.net/book_ekonomika_949/140_2.-stabilizacionnaya-i-strukturnaya-politika

Стабилизационная и структурная политика — Энциклопедия по экономике

Стабилизационная и структурная политика

Стабилизационная и структурная политика 647
 [c.647]

Взаимосвязь стабилизационной и структурной политики
 [c.653]

В переходной экономике стабилизационная и структурная политика тесно взаимосвязаны и могут как усиливать, так и существенно ослаблять действие друг друга.

Так, успешная макроэкономическая стабилизация приводит к улучшению инвестиционного климата, создает условия для притока капиталов в конкурентоспособные отрасли реального сектора, открывает путь к возобновлению экономического роста.

Сокращение бюджетного дефицита ведет к уменьшению государственных заимствований и к увеличению финансовых ресурсов, которые могли быть использованы в качестве частных инвестиций.
 [c.653]

Первые программы реформ состояли из наборов стабилизационных мер, институциональных перемен и структурной политики, в том числе приватизации. Монетарные и фискальные ограничения должны были сбить инфляцию, восстановить
 [c.95]

МВФ оказывает существенное влияние на развитие как национального, так и международного бизнеса. В сфере регулирования платежных балансов и внешней задолженности МВФ предоставляет странам-членам кредиты при условии проведения ими определенных изменений в экономической политике.

В Соглашении о МВФ предусмотрено два вида кредитной деятельности сделка (выделение валютных средств из ресурсов Фонда) и операция (оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств). МВФ осуществляет кредитование только государственных органов (центральных банков, министерств финансов, казначейств, стабилизационных фондов).

Как правило, кредиты предоставляются на покрытие дефицита платежных балансов или на поддержку структурной перестройки экономики.
 [c.440]

Потенциальными источниками финансирования структурных реформ, относящихся к первой группе могут являться (i) стабилизационный фонд, и (ii) государственные заимствования. Это может привести к временному структурному бюджетному дефициту, который обсуждается в последующих разделах данной главы.

В значительной степени структурные реформы, относящиеся ко второй группе, могут финансироваться за счет компенсирующей политики, а именно (i) за счет экономии средств по другим, менее эффективным статьям расходов, (ii) за счет средств, сэкономленных в результате реализации структурных реформ третьей группы, и (ш) поступлений от дополнительных налогов. В этом случае, обоснованием дополнительных расходов и компенсирующего увеличения объема налогов может служить ожидаемый позитивный эффект реформ, а именно повышение эффективности государственного сектора, в том числе оказание более качественных государственных услуг. Однако, есть вероятность возникновения определенной задержки с финансированием этих структурных реформ за счет компенсирующей политики, поскольку необходимо определенное время для разработки и реализации такой политики. Следовательно, в этом случае может также возникнуть структурный бюджетный дефицит, но он будет постепенно ликвидирован при помощи компенсирующей политики.
 [c.8]

Принятие правила 3 создаст дополнительный эффект для управления финансовыми потоками. В периоды подъема профицит структурного бюджета должен будет направляться в стабилизационный фонд в качестве ещё одного источника его финансирования.

Таким же образом, в периоды спада обратные трансферты из стабилизационного фонда предотвратят уменьшение объема расходов в реальном выражении.

Кроме того, в периоды спада обычно возникает необходимость в дополнительных расходах (например, расходы на выплату пособий и переподготовку безработных, расходы на капитальные инвестиционные проекты и общественные работы).

Именно поэтому, проведение антициклической политики в периоды спада как правило влечет за собой увеличение государственного заимствования (если стабилизационный фонд сокращается быстрыми темпами). В то же время, периоды спада являются оптимальным временем с точки зрения политэкономии для выявления и ликвидации неэффективных расходов. В условиях экономического благополучия сделать это гораздо труднее.
 [c.26]

Данные последней графы таблицы 1.4 показывают, что при комбинации всех трех финансовых правил дефицит реального бюджета может возрасти до 8% ВВП, если период крайне низких цен на нефть и падения объемов выпуска продукции совпадет с периодом реализации структурных реформ.

Примечательно, что правило финансовой устойчивости может создать дефицит бюджета в объеме до 4% ВВП. Правило цен на нефть может дополнительно увеличить дефицит ещё до 2% ВВП, а правило баланса структурного бюджета может также увеличить дефицит ещё на 2% ВВП.

Однако, с точки зрения баланса структурного бюджета, дефицит не превысит 4% ВВП — 2 процентных пункта в связи с финансированием структурных реформ в рамках правила цен на нефть и ещё 2 процентных пункта в связи с реализацией антициклической политики (правило баланса структурного бюджета).

Тем не менее, следует учитывать, что в период низких цен на нефть власти могут привлекать средства из нефтяного стабилизационного фонда и, в этом смысле, определенная доля соответствующего дефицита будет покрываться за счет самофинансирования.

Следуя этим же финансовым правилам, в период превышения цен на нефть до 24 долларов за баррель необходимо, чтобы федеральный бюджет исполнялся с профицитом.14
 [c.28]

Источник: https://economy-ru.info/info/124303/

Структурная политика государства

  • Структурная политика — система мер направленных на формирование необходимых общегосударственных, внутриотраслевых и межотраслевых и региональных пропорций. Цель структурной политики состоит в том, чтобы обеспечить сбалансированное развитие экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальную защиту населения и рост его благосостояния
  • Важным компонентом всякой структурной политики является нацеливание — скоординированные государственные мероприятия по мобилизации производственных ресурсов в целях помощи национальным производителям в избранных отраслях стать более конкурентоспособными на мировом рынке.
  • Основным направлением структурной политики государства является повышение конкурентных преимуществ экономики страны через достижение четырех взаимосвязанных целей[4]:

1. Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

2. Исправление накопленных структурных деформаций — реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям, решение проблем монопрофильных городов.

3. Завершение трансформации существующих малоэффективных институтов экономики “переходного типа” (структуры государственной собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.

4. Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.

Важнейшей задачей является диверсификация экспорта с постепенным увеличением доли продукции обрабатывающих отраслей с относительно высокой добавленной стоимостью, на конкретных узких сегментах рынка, где имеются выраженные конкурентные преимущества.

В частности, продукции промежуточных и высоких переделов лесопромышленного, металлургического и химического комплексов, авиапромышленности, атомной промышленности, энергетического машиностроения, отдельных сегментов рынка судостроения, вооружений, услуг космического комплекса.

  1. Вопрос 41
  2. Стабилизационная политика государства — это совокупность государственных мероприятий, направленных на смягчение экономических колебаний в краткосрочном периоде с целью поддержания полной занятости и оптимального уровня инфляции.
  3. Стабилизационная политика, сочетающий меры фискальной и монетарной политики, называется смешанной (комбинированной).
  4. На эффективность стабилизационной политики влияют следующие основные факторы:
  5. — состояние национальной экономики;
  6. — лаг стабилизационной политики;

— ожидания субъектов национальной экономики (производителей и потребителей). Источник: http://xppx.org/business-machine/161-finansovyj-rynok/2200-stabilizatsionnaya-politika-gosudarstva

Сущность первого фактора заключается в том, что в странах со слабо развитой рыночной инфраструктурой, банковской системой, неустойчивой национальной валютой и преобладанием административных методов воздействия над экономическими средства стабилизационной политики преимущественно неустойчивы и малоэффективны.

Сущность второго фактора заключается в том, что стабилизационные меры влияют на экономику не сразу, а с некоторой задержкой во времени (временной лаг). Они могут быть внутренними и внешними Третьим важным фактором является ожидания субъектов экономики.

Они играют значительную роль в процессе принятия решений экономическими субъектами.

Так, домохозяйства, определяя объем потребления и сбережений, выходят из ожиданий относительно своих будущих доходов, возможного уровня инфляции и общей экономической и политической ситуации в государстве; инвесторы опираются на свои ожидания будущей доходности инвестиционных проектов. Источник: http://xppx.org/business-machine/161-finansovyj-rynok/2200-stabilizatsionnaya-politika-gosudarstva

Вопрос 42

Деньги— это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам.

  • В другом определении деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, которое обладает двумя свойствами:
  • § обменивается на любой другой товар;
  • § измеряет стоимость любого другого товара (эта функция выражается в цене и в масштабах этих цен).
  • Сущность денег раскрывается в пяти функциях:
  • § Меры стоимости
  • § Средства обращения
  • § Средства платежа
  • § Средства сбережения и накопления
  • § Мировые деньги
  • Денежные агрегаты – это совокупность различного вида денег, объединённых между собой по признаку быстроту обналичивания денег.

Основные денежные агрегаты условно обозначаются М0, М1, М2. М3.

Денежный агрегат М 0 — это совокупность всех высоколиквидных денег. М 1, являются средства, аккумулированные на расчётных и текущих банковских счетах.

Часть денежной массы представлена векселями, сертификатами, облигациями, срочными вкладами.

Эти платёжные и покупательные средства обладают низкой ликвидностью, так как получение наличных денег по ним связано с определёнными условиями. Эти денежные средства составляют агрегат М2.

Основные денежные агрегаты заканчиваются совокупностью денег, обозначенной М 3. К этому агрегату относятся государственные ценные бумаги.

Денежная система — это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически, закреплённое национальным законодательством. Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве.

Различают два типа денежных систем: системы металлического обращения и системы обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами. Системы металлического денежного обращения, в свою очередь, делятся на биметаллические и монометаллические системы.

Товарно-денежное обращение — это и есть рынок с большой буквы. Рынок — историческое название сложного явления, а товарно-денежное обращение — научно-логическое. [1]

Товарно-денежное обращение содержит в себе возможность разрыва актов купли-продажи товаров, возможность экономических кризисов перепроизводства. [2]

Зрелое товарно-денежное обращение из условия возникновения капитала становится собственным продуктом его жизнедеятельности. Товар и деньги превращаются в результат воспроизводства капитала. При этом воспроизведение исходных элементов системы денежных отношений значительно усложняется и искажается. Это обусловлено следующими обстоятельствами.



Источник: https://infopedia.su/13x9b41.html

Ссылка на основную публикацию