Социально-экономические отношения критского государства — в помощь студенту

После греческой революции 1821 года, и, создания современного независимого греческого государства в 1830 году в результате подписания лондонского договора, Греция не являлась целостной, а территориальные границы были сильно урезаны в сравнении с древними временами.

При этом ситуация в стране была далека от мира и спокойствия. Первым демократическим руководителем новой республики стал Иоаннис Каподистрия, который до этого работал министром иностранных дел России и выступал за власть народа, а также честные выборы короля Греции. Однако, большая часть политических деятелей не была готова к таким переворотам.

В 1831 году, Каподистрия был убит в порту Нафплиона. В стране разразилась Гражданская война. Европейские страны, в частности Франция и Англия, навязали грекам монархическую форму правления, а на пост короля предложили 17-летнего баварского принца Оттона, который не пользовался популярностью у греческого народа.

Оттон не был радушно принят греками по многим причинам: он не был коренным греком, не спешил вносить изменения в Конституцию Греции, и облагал людей большими налогами. Но несмотря на все политические игры, Оттон был вынужден принять новую конституцию, после восстания 3 сентября 1843 года.

Социально-экономические отношения Критского государства - в помощь студентуСоциально-экономические отношения Критского государства - в помощь студентуСоциально-экономические отношения Критского государства - в помощь студенту

Огромное недовольство у греков вызвал поступок молодого короля, который в корне мог разрушить отношения с Российской Империей: Оттон предпочел помочь французам и англичанам во время блокады Пирея, чтобы предотвратить союз между Грецией и Россией во время Крымской войны (1854-1856).

Отто был свергнут в 1862 году, на его место пришел датский принц Георг, которого навязали англичане. Для получения одобрения народа, Георг и британцы отдали Греции Ионические острова.

Главным поворотным моментом в новейшей истории Греции стала Греко-турецкая война 1878 года. Причиной возникновения конфликта стало желание греков вернуть свои исторические земли. И, наконец, после многих лет эмбарго, переговоров и восстаний, Турция вернула Фессалию под контроль греческих властей.

XIX век для Греции стал веком экономического роста и глобальных политических изменений. Были построены автомобильные и железные дороги, закончен Коринфский канал, а Пирей превратился в важный торговый порт. Хотя бои с Турцией продолжались.

Начало XX века в истории Греции

Начало XX века для Греции было тяжелым и финансово-нестабильным, причиной чему стала Греко-турецкая война 1897 года.

Фессалия уже вернулась под контроль греческого государства, а многие добровольцы со всей страны едут в Македонию, чтобы бороться против турок и болгар, которые имели всецелый контроль над регионом.

Этот период с 1904 по 1908 называется периодом македонской борьбы.

Социально-экономические отношения Критского государства - в помощь студенту

В 1912 г.

после первой Балканской войны, Македония и Эпир были присоединены к греческому государству и в 1913 году, настала очередь Крита, после присоединения которого Греция получила первоначальный вид древнего государства. Таковы были результаты политических усилий Элефтериоса Венизелоса, вдохновенного Критского лидера, который впоследствии стал премьер-министром Греции.

Венизелос трудился для воссоединения всей Греции, он создал конституционные поправки и социальные законы, а также внес реформы в армию государства. И именно ему, в большей мере, удалось стабилизировать нелегкое положение страны.

Следующим этапом в истории Греции стала Первая мировая война, которая принесла государству не только значительные финансовые потери, но и человеческие жертвы.

Социально-экономические отношения Критского государства - в помощь студентуСоциально-экономические отношения Критского государства - в помощь студентуСоциально-экономические отношения Критского государства - в помощь студенту

Константин I (король греков 1913-1917, 1920-1922 годах) был женат на представительнице немецкой королевской династии и надеялся, что военные действия не затронут государство, но премьер-министр Греции Венизелоса выступал, как активный приверженец Антанты. В первую очередь, такая страстная поддержка со стороны премьер-министра была вызвана обещаниями Англии, которая утверждала, что в случае помощи в войне с немцами, Греки смогут получить земли Малой Азии и возобновить Великую Византийскую Империю.

Венизелос сумел захватить Смирну (Измир) и Фракию, где большинство населения составляли греки. Но главной задачей было присоединение Константинополя. Под командованием опытного и амбициозного премьер-министра, войска Греции уверенно продвигались по территории Малой Азии вплоть до 1922 года.

Но войска Османской империи остановили греков, вынудив все морские суда, с беженцами, вернутся на континент. В результате все беженцы из Смирны, которые направлялись в Грецию, были жестоко убиты турками в порту.

Это происшествие историки называют «малоазийской катастрофой», вследствие которой греки были вынуждены забыть о намереньях возродить Византийскую империю.

Потерпев поражение в 1922 году, грекам пришлось согласиться на подписание Лозаннской конвенции, согласно которой были прописаны границы между Турцией и Грецией, а также обмен населением.

В результате конвенции практически миллион греков, проживающих на территории Малой Азии с X века, должны были покинуть свои дома и отправится жить в Грецию, которая не могла принять такое большое количество людей.

Именно этим событием обусловлен тот факт, что на сегодняшний день население Греции в 95% состоит из коренных греков.

Греция в период Второй мировой войны

Греция пережила преемственность монархии, военную диктатуру и краткую демократию. В 1936 году генерал Метаксас был назначен премьер-министром короля Георга II и именно в это время на всемирной политической арене начался период гнетущей фашистской диктатуры.

В начале Второй мировой войны на Грецию наступали итальянские войска во главе с Бенито Муссолини. Метаксас полностью отказался от требований итальянского диктатора, а по стране начались вооруженные протесты. 28 октября 1940 года итальянцам пришлось отступить.

Этот день отмечается, как праздник «День ОХИ» в Греции.

В апреле 1941 года Греция была оккупирована войсками Гитлера, что привело к массовому уничтожению древних памятников, масштабным казням и истреблению самой большой части еврейской общины, которая проживала во многих греческих городах, таких как Афины, Салоники и Родос. Оккупация вызвала рост движения Сопротивления, но оно было разделено между роялистами и коммунистическим движением, что только усугубляло состояние государства.

Социально-экономические отношения Критского государства - в помощь студентуСоциально-экономические отношения Критского государства - в помощь студентуСоциально-экономические отношения Критского государства - в помощь студенту

В октябре 1944 года в Греции была освобождена от немецкой оккупации, но спустя пару месяцев в стране разразилась Гражданская война между роялистами и коммунистами.

В отличие от последних, роялисты имели сильную финансовую поддержку со стороны Америки, которая имела личный интерес в том, чтобы не допустить коммунистов ко власти в Греции.

Америка начала введение «сертификата политичной надежности», что позволяло владельцу такого документа найти работу, те граждане, которые не имели при себе сертификата, не могли найти никакую работу в Греции.Гражданская война продолжалась до 1949 года,победу одержали приверженцы монархии.

Военная Хунта

Последующие годы были нестабильными как в политическом, так и в финансовом аспектах. Большая волна иммиграции распространилась в Афины, а также за рубежом в основном: в США, Германии, Австралии и Южной Африке.

21 апреля 1967 года, группа армейских полковников устроили военную хунту, которая характеризовалась репрессиями, жестокостью, цензурой и политической некомпетентности.

Хунта пользуется поддержкой и инвестициями со стороны США.

Многие социальные бунты проходят в течение семи лет хунты, с 1967 по 1974 год. Самым важным бунтом считается Политехнический подъем состоявшийся 17 ноября 1973 года, когда студенты заперлись в здании университета и требовали отставки хунты.

Хунта, в конце концов, отступила в июле 1974 года

Источник: https://www.grekomania.ru/articles/greek-history/15-new-history

5. социально-экономические отношения

Социально-экономические отношения Критского государства - в помощь студенту

Пифосы для хранения зерна и других продуктов (из Кносса)

Великолепные дворцы критских царей, несметные богатства, хранившиеся в их подвалах и кладовых, обстановка комфорта и изобилия, в которой жили цари и их окружение, — все это было создано трудом многих тысяч безымянных крестьян и ремесленников, о жизни которых нам мало известно.

Придворные мастера, создавшие замечательные шедевры минойского искусства, судя по всему, мало интересовались жизнью простого народа и поэтому не отразили ее в своем творчестве. В виде исключения можно сослаться на небольшой стеатитовый сосуд, найденный при раскопках царской виллы в Айя Триаде неподалеку от Феста.

Искусно выполненный рельеф, украшающий верхнюю часть сосуда, изображает шествие поселян, вооруженных длинными вилообразными палками (с помощью таких орудий критские крестьяне, вероятно, сбивали с деревьев спелые оливки). Некоторые из участников процессии поют. Возглавляет шествие жрец, одетый в широкий чешуйчатый плащ.

По всей видимости, художник, создавший этот маленький шедевр минойской пластики, хотел запечатлеть праздник урожая или какую-то другую аналогичную церемонию.

Социально-экономические отношения Критского государства - в помощь студенту

Критская богиня

Некоторое представление о жизни низших слоев критского общества дают материалы массовых захоронений и сельских святилищ. Такие святилища обычно располагались где-нибудь в глухих горных углах: в пещерах и на вершинах гор.

При раскопках в них находят незамысловатые посвятительные дары в виде грубо вылепленных из глины фигурок людей и животных.

Эти вещи, также как и примитивный инвентарь рядовых погребений, свидетельствуют о достаточно низком жизненном уровне минойской деревни, об отсталости ее культуры в сравнении с раинированной культурой дворцов.

Основная масса трудящегося населения Крита обитала в небольших поселках и деревнях, разбросанных по полям и холмам в окрестностях дворцов. Эти поселки с их убогими глинобитными домами, тесно прижатыми друг к другу, с их кривыми узкими улочками составляют разительный контраст с монументальной архитектурой дворцов, роскошью их внутреннего убранства.

Типичным примером рядового поселения минойской эпохи может служить Гурния, расположенная в северо-восточной части Крита. Древнее поселение размещалось на невысоком холме неподалеку от моря. Площадь ее невелика — всего 1,5 га (это даже меньше всей площади, занятой Кносским дворцом).

Все поселение состояло из нескольких десятков домов, построенных очень компактно и сгруппированных в отдельные блоки или кварталы, внутри которых дома стояли вплотную друг к другу (эта так называемая конгломератная застройка вообще характерна для поселений Эгейского мира). В Гурнии было три главных улицы. Они шли кольцом по склонам холма.

Между ними кое-где были проложены узкие переулки или, скорее, ступенчатые спуски, вымощенные камнями. Сами дома невелики — не более 50 кв. м каждый. Конструкция их крайне примитивна. Нижняя часть стен сложена из камней, скрепленных глиной, верхняя — из необожженного кирпича. Рамы окон и дверей были сделаны из дерева.

В некоторых домах обнаружены хозяйственные помещения: кладовые с пифосами для хранения припасов, прессы для выжимания винограда и оливкового масла. При раскопках было найдено довольно много разнообразных орудий труда, изготовленных из меди и бронзы.

В Гурнии имелось несколько мелких ремесленных мастерских, продукция которых была рассчитана скорее всего на местное потребление, среди них три кузницы и гончарная мастерская. Близость моря позволяет предполагать, что жители Гурнии совмещали занятия сельским хозяйством с торговлей и рыболовством.

Центральную часть поселения занимала постройка, отдаленно напоминающая своей планировкой критские дворцы, но сильно уступающая им в размерах и в богатстве внутреннего убранства. Вероятно, это было жилище местного правителя, находившегося, как и все население Гурнии, в зависимости от царя Кносса или какого-нибудь другого владыки одного из больших дворцов.

Рядом с домом правителя была устроена открытая площадка, которая могла использоваться как место для собраний и всякого рода культовых церемоний или представлений. Подобно всем другим большим и малым поселениям минойской эпохи, Гурния не имела никаких укреплений и была открыта для нападения как с моря, так и с суши.

Таков был облик минойской деревни, насколько можно его теперь представить по данным археологических раскопок. Что же связывало дворцы с их сельской округой? У нас есть все основания для того, чтобы считать, что в критском обществе уже сложились характерные для любого раннеклассового общества отношения господства и подчинения.

Читайте также:  Структурирование информации - в помощь студенту

Можно предполагать, что земледельческое население Кносского царства, как и любого из государств Крита, было обложено повинностями, как натуральными, так и трудовыми, в пользу дворца. Оно обязано было доставлять во дворец скот, зерно, масло, вино и другие продукты. Все эти поступления фиксировались дворцовыми писцами на глиняных табличках, а затем сдавались в дворцовые кладовые, где, таким образом, скапливались огромные запасы продовольствия и других материальных ценностей. Руками тех же крестьян строился и перестраивался сам дворец, прокладывались дороги и оросительные каналы, возводились мосты.

Социально-экономические отношения Критского государства - в помощь студенту

Ритуальная сцена. Оттиск с печати. Крит

Вряд ли все это они делали только по принуждению. Дворец был главным святилищем всего государства, и элементарное благочестие требовало от поселянина, чтобы он чтил дарами обитавших в нем богов, отдавая излишки своих хозяйственных запасов на устройство празднеств и жертвоприношений.

Правда, между народом и его богами стояла целая армия посредников — обслуживающий святилище штат профессиональных жрецов во главе со «священным царем».

По существу, это была уже сложившаяся, четко оформленная прослойка наследственной жреческой знати, противостоящая всему остальному обществу как замкнутое аристократическое сословие.

Бесконтрольно распоряжаясь запасами, хранившимися в дворцовых складах, жрецы могли львиную долю этих богатств использовать для своих собственных надобностей. Тем не менее народ безгранично доверял этим людям, так как на них лежала «божья благодать».

Конечно, наряду с религиозными побуждениями концентрация избыточного продукта земледельческого труда в руках дворцовой элиты диктовалась еще и чисто экономической целесообразностью. Годами скапливавшиеся во дворце запасы продовольствия могли служить резервным фондом на случай голода.

За счет этих же запасов обеспечивались пропитанием ремесленники, работавшие на государство. Излишки же, которым не находилось применения на месте, шли на продажу в далекие заморские страны: Египет, Сирию, Кипр, где на них можно было выменять редкие виды сырья, отсутствовавшие на Крите: золото и медь, слоновую кость и пурпур, редкие породы дерева и камня.

Торговые морские экспедиции в те времена были сопряжены с большим риском и требовали огромных затрат на подготовку. Только государство, располагавшее необходимыми материальными и людскими ресурсами, было способно организовать и финансировать такое предприятие.

Само собой разумеется, что добытые таким путем дефицитные товары оседали все в тех же дворцовых кладовых и уже оттуда распределялись между мастерами — ремесленниками, работавшими как, в самом дворце, так и в его окрестностях.

Таким образом, дворец выполнял в минойском обществе поистине универсальные функции, являясь в одно и то же время административным и религиозным центром государства, его главной житницей, мастерской и торговой факторией. В социальной и экономической жизни Крита дворцы играли примерно ту же роль, какую в более развитых обществах выполняют города.

Источник: http://indbooks.in/mirror4.ru/?p=49526

История.ру

В первой половине II тысячелетия до н.э. ведущие критские общества, несомненно, уже распались на классы.

  • Такие гигантские здания, как Кносский дворец периода расцвета и аналогичные ему, хотя и меньших размеров, дворцы в Фесте, Маллии и Агиа Триаде, убедительно доказывают существование государственного аппарата, органа насилия господствующего класса.
  • Об этом свидетельствуют наличие темниц-тюрем в Кноссе, критский иероглиф, обозначающий ручные оковы, изображения вооружённых негров, по-видимому дворцовой стражи, наконец, наличие большого централизованного дворцового хозяйства с развитой системой учёта.
  • Всё это не могло возникнуть в условиях первобытно-общинного строя.
  • При существовавшем в то время уровне развития производительных сил критское общество не могло быть никаким иным, кроме как рабовладельческим.
  • Такие громадные сооружения, как Кносский дворец, в то время вряд ли могли быть воздвигнуты без применения в значительной мере труда рабов.
  • Упоминание в греческом мифе о Тесее, о ежегодных поставках юношей и девушек на Крит, возможно, являлось далёким воспоминанием о дани рабами, которую уплачивали Криту подчинённые племена.
  • В кносских документах содержатся явные указания на существование в то время довольно значительных групп рабов.
  • style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
  • data-ad-slot=»5810772814″>
  • style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
  • data-ad-slot=»5810772814″>
  • Название одной из групп критских рабов — мноиты, дошедшее до нас в сочинениях более поздних античных авторов, ставится некоторыми исследователями в связь с именем легендарного критского царя Миноса.

Все имеющиеся данные позволяют утверждать, что на Крите в минойское время уже существовало рабство. Однако уровень развития рабовладения в то время был, повидимому, не очень высок. Здесь не было больших ирригационных систем, как во многих древневосточных деспотиях.

Земельные участки, повидимому, не имели больших размеров. Ремесло достигло столь высокого уровня, что во многих случаях позволяет предполагать глубокий личный интерес производителя к качеству продукта его труда; такого рода непосредственные производители должны были быть лично свободными людьми.

О формах собственности на древнем Крите у нас имеется очень мало данных. Обилие печатей, которыми иногда клеймили пифосы (крупные глиняные сосуды для хранения продуктов), свидетельствует, вероятно, о значительном развитии частнособственнических отношений, однако печати могли принадлежать и должностным лицам, обслуживающим это огромное царское хозяйство.

В позднеминойский период заметно уже серьёзное имущественное расслоение; дома богачей, их грандиозные гробницы, широкие внешние сношения Крита, наконец, использование драгоценных металлов в торговле — всё это указывает на развитие частной собственности.

Громадное дворцовое хозяйство, повидимому, обслуживалось многими сотнями рабов, свободных ремесленников и земледельцев в порядке повинностей.

Источник: https://www.istoriia.ru/iv-seredina-i-tysyacheletiya-do-nashej-ery/socialno-ekonomicheskie-otnosheniya.html

Социально-экономические отношения в Спарте в архаический период

Начиная с IV в. до н.э., когда процесс имущественного расслоения набирает силу, Спарта постепенно теряет присущие «общине равных» черты.

Изменения в социальной структуре общества: разорение какой-то его части (экономические изменения), рост населения и увеличение какой-либо социальной группы, повышение уровня культурного развития и т. д.

, приводят к изменениям в общественном устройстве, требует пересмотра государственной политики, а также способствует кардинальным изменениям общественных систем.

Формирование социальной структуры спартанского общества происходило в процессе завоевания территорий. Спартанское общество VI – V вв. характеризуется стабильностью своего социального строя. Серьезные изменения в социальной структуре спартанского полиса произошли уже после Пелопонесской войны.

  • Спарта являлась одним из примеров общественной организации аграрного полиса. Можно выделить несколько факторов, определивших формирование социальной системы Спарты:
  • сугубо аграрный характер ее экономики (малая роль торгово-ремесленного сектора, преобладание натурального хозяйства и слабое развитие товарного производства);
  • повышенная роль военного элемента во всей истории спартанского общества;
  • политика правящей элиты (тормозила развитие товарно-денежных отношений).
  • 1. Спартиаты («Община равных»)
  • Сословие спартиатов называли гомеями (равными), а все спартиаты составляли так называемую общину равных.
  • С того же времени гражданином Спарты считался только тот человек, который происходил от родителей граждан, имел клер с илотами, прошел школу спартанского военного обучения, полностью подчинялся законам спартанского государства и представителям государственной власти

После Пелопонесской войны в Спарте произошли серьезные изменения в основных классах общества, началось расслоение «общины равных», чему способствовали принятые законы о возможности отчуждения земли – клера (в IV в до н.э.

эфор Эпитадей узаконил свободную передачу клеров, хотя только по завещанию и только среди спартиатов), а также обогащение некоторых спартиатов после Пелопонесской войны, что позволило им клеры скупать3.

Все это привело к обогащению одних спартанских родов и обнищанию других, к резкому сокращению численности полноправного гражданского населения Спарты.

Только владение землей обеспечивало гражданину возможность получить соответственное воспитание и участвовать в общественных обедах, сисситиях. Потеря клера – земельного участка, автоматически исключала спартанского гражданина из сословия «равных» и означала резкое понижение его статуса.

  1. 2. Периэки
  2. Особым классом-сословием с четко обозначенным положением в обществе – это периэки (дословно «живущие вокруг»), жители автономных общин торгово-ремесленного характера, расположенных на морском побережье и по западному склону Парнона, а также в области Скиритис — в северной части Лаконской долины. Земли периэков были ограничены от земель населенных илотами, располагаясь в пограничных районах Спартанского государства, они создавали естественную защиту на подступах к центральным районам, населенным илотами
  3. 3. Илоты

После вторжения дорийцев в Лакедемонию значительная часть местного населения (в основном, по-видимому, ахейского) была порабощена спартанцами и превратилась в рабов-илотов. Некоторые из них, добровольно признавшие главенство Спарты, вошли в состав Лакедемонского государства на правах так называемых периэков (букв. «живущих вокруг»).

Вообще в отличие от рабов обычного или классического типа илоты пользовались некоторой хозяйственной самостоятельностью.

Спартиат не имел также права убить или продать илота, поскольку рабы в Спарте считались, так же как и земля, которую они обрабатывали, собственностью государства, только государство обладало властью над жизнью и смертью илотов.

Илоты могли передаваться в частные руки для эксплуатации, но лишь в пользование, их собственником оставалось государство

Двоякое положение илотов порождает вопрос об их социальном статусе. Илот в отличие от «настоящего» раба не был полностью лишен свойств субъекта права, он мог обращать свое имущество в капитал для приобретения другого имущества (например, земли) или получать новую собственность в дар от хозяина или другого лица.

У «настоящего» раба собственность отсутствует, у илота, видимо сохраняется от его предков, эта собственность илота не фигурирует в отношениях между ним и его хозяином.

В то же время в отношениях с хозяином илот лишен собственности на применяемые средства производства и эксплуатируется путем прямого внеэкономического принуждения

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s18343t1.html

Становление рабовладельческого государства в Спарте и других земледельческих областях Греции

Возникновение в истории Греции VI—IV вв. до н. э. наиболее заметную роль древней Спарты играли два государства: Афины и Спарта. В истории Афин и в истории Спарты можно наблюдать черты, типичные для исторического развития и многих других рабовладельческих полисов античной Греции.

Территория Спарты—Лаконика расположена в южной части Пелопоннеса. Это плодородная долина, спускающаяся к морю и орошаемая рекой Эвротом. С трёх сторон долина ограждена горными возвышенностями; морское её побережье неудобно для мореплавания.

В глубокой древности на территории Лаконики, как и на территории смежных с ней Арголиды и Мессении, находился ряд центров микенской культуры. В «Илиаде» упоминается, что в Лаконике существовало 12 отдельных общин, подчинённых легендарному парю Менелаю. В числе этих общин была и древняя Спарта.

Памятниками микенской культуры в Лаконике являются замечательные по богатству и художественности найденных в них вещей погребения древних Амикл (современная деревня Вафио) и др.

В XII—XI вв., в пору своего переселения в Пелопоннес.дорийцы вторглись ив Лаконику. Коренное ахейское население этой области частью было уничтожено или порабощено победителями, частью с ними ассимилировалось, частью бежало в горы или переселилось в более далёкие области. Во время этого вторжения, очевидно, был разрушен и древний город Спарта.

Читайте также:  Историческое осознание категории бытия - в помощь студенту

Известный позднее под этим названием город на реке Эвроте, судя по раскопкам, возник позже, — по всем признакам, в IX в.

Может быть, эта позднейшая Спарта возникла в результате слияния двух общин: дорийской и ахейской, поскольку из двух совместно царствовавших в дальнейшем в Спарте династий одна считала себя по происхождению дорийской, а другая — ахейской.

После завоевания Лаконики до берега моря дорийцы начали упорную борьбу за овладение соседними с Лаконикской долиной областями— Кинурией на востоке и плодородной Мессенией на западе. Завоевание Мессении, начавшееся ещё в VIII в.

и длившееся около столетия, вылилось в две большие войны, осложнённые социальными потрясениями в спартанском тылу. Вся территория Мессении была поделена между победителями на участки; большая часть её населения была обращена в бесправных и эксплуатируемых илотов.

Кинурию спартанцам удалось завоевать в VI в. до н. э.

Социально-экономоический строй древней Спарты

Если до Мессенских войн социально-экономическая структура Спарты по всем признакам мало отличалась от других современных ей греческих общин, не изживших ещё полностью первобытно-общинных отношений и господства родовой аристократии, то после окончательного покорения Мессении, когда численность подвластного Спарте населения в несколько раз увеличилась, в общественном строе произошли существенные изменения. Именно в это время в Спарте окончательно складывается специфический для неё строй так называемой «общины равных».

Основой экономической жизни этой общины было земледелие.

При этом принадлежавшая Спарте земля считалась собственностью государства и была поделена на равные участки — клеры (или клары, как они назывались по-дорийски), переданные в пользование отдельным семьям спартиатов (членов «общины равных») без права их отчуждать или дробить. Владение клером являлось неотъемлемым признаком гражданских прав правящей группы спартиатов.

Клеры обрабатывались не самими спартиатами, занятыми всецело военным делом, а прикреплёнными к их участкам бесправными илотами. В отличие от обычного в древней Греции типа рабства илоты принадлежали не отдельным частным рабовладельцам, а всему их коллективу в целом — государству.

Илоты жили со своими семьями на территории участка, пользовались известной хозяйственной самостоятельностью и были обязаны выплачивать владельцам участков установленный государством натуральный оброк в виде определённого количества сельскохозяйственных продуктов, составлявших примерно половину урожая.

Владелец участка не мог требовать от своих илотов поставок сверх этой нормы.

Право распоряжаться илотами всецело принадлежало государству и осуществлялось им через особых должностных лиц; хотя владелец участка, к которому были прикреплены илоты, не имел права ни продать их, ни убить, положение илотов под гнётом спартанской эксплуатации было чрезвычайно тяжёлым, а обращение с ними — жестоким.

Это постоянно толкало илотов на восстания. Для того, чтобы уменьшить опасность восстаний илотов и подавить их волю к сопротивлению, спартанское правительство регулярно проводило так называемые краптии — организованные массовые убийства тех илотов, которые казались наиболее опасными и неблагонадёжными. Эти массовые истребления безоружных илотов рассматривались как «военные тренировки» спартанской молодёжи.

Вторую группу подвластного Спарте населения составляли периэки — лично свободные, но лишённые политических прав люди. Они владели (как правило, на пограничных территориях) имуществом и землёй, которая принадлежала им в отличие от спартиатов,повидимому, на началах частной собственности.

Часть периэков, по всей вероятности, жила на этих территориях ещё до того, как последние были навоёваны Спартой, другая часть была здесь специально поселена. В руках периэков сосредоточивались также занятия ремёслами и торговлей, которыми сами спартиаты по существующим законам заниматься не могли. Впрочем, ремёсла и торговля в аграрной Спарте были мало развиты.

Периэки пользовались известным самоуправлением в рамках спартанского государства и. были. обязаны нести военную службу.

Политический строи Спарты

Полноправными гражданами Спарты были только спартиаты — господствующее привилегированное меньшинство населения, члены «общины равных».

Конечно, это «равенство» было более или менее формальным — известное расслоение имело место и между спартиатами, хотя в VII—VI вв оно сказывалось ещё мало. Фактически власть находилась в руках нескольких знатных родов.

В среде спартиатов продолжало существовать старое родовое деление на три дорийские филы, но, кроме того, существовали и подразделения, основанные на территориальном принципе.

Источник: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st092.shtml

�стория Древней Греции : Оглавление

Введение (В.�. Кузищин) [5]

Глава I. �сточники по истории Древней Греции (В.�. Кузищин) [8]

Глава II. �сториография истории Древней Греции (В.�. Кузищин) [19]

Раздел I. Раннеклассовые общества и первые государства на —II тысячелетие до н. э.

Глава III. Цивилизация минойского Крита (Ю.В. Андреев) [37]

Глава IV. Ахейская Греция во II тысячелетии до н. э. Микенская цивилизация (Ю.В. Андреев) [51]

Раздел II. �стория Греции в XI—IV вв. до н. э. Формирование и расцвет греческих полисов. Создание классической греческой культуры

Глава V. Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя. XI—IX вв. до н. э. (Ю.В. Андреев) [73]

Архаическая Греция VIII—VI вв. до н. э.

Глава VI. Социально-экономическое развитие Греции. Великая греческая колонизация (В.�. Кузищин) [87]

Глава VII. Пелопоннес в VIII—VI вв. до н. э. (Ю.В. Андреев) [104]

Глава VIII. Формирование полисного строя в Аттике (В.�. Кузищин) [116]

Глава IX. Греческий полис как социально-политический организм (В.�. Кузищин) [126]

Классическая Греция. Расцвет полисного строя —IV вв. до н.э. [131]

Глава X. Греко-персидские войны (В.�. Кузищин) [131]

Глава XI. Экономика Греции в V—IV вв. до н. э. (В.�. Кузищин) [146]

Глава XII. Социальная структура греческого общества (В.�. Кузищин) [158]

Глава XIII. Афинская демократия и спартанская олигархия как политические системы (В.�. Кузищин) [168]

Глава XIV. Внутриполитическое положение Греции во второй половине V в. до н. э. (В. �. Кузищин) [186]

Глава XV. Пелопоннесская война. 431—404 гг. до н. э. (В.�. Кузищин) [196]

Глава XVI. Греция в первой половине IV в. до н. э. Кризис греческого полиса (В.�. Кузищин) [207]

Глава XVII. Военно-политическое положение Греции. Кризис полисной системы взаимоотношений (В.�. Кузищин) [218]

Глава XVIII. Возвышение Македонии и установление ее гегемонии в Греции (В.�. Кузищин) [227]

Глава XIX. Великая Греция и Причерноморье (В.�. Кузищин) [237]

Глава XX. Культура Греции классического периода (В. �. Кузищин) [256]

Заключение к разделу

Раздел III. Греция и Ближний Восток в эпоху эллинизма. Эллинистические общества и государства. Завоевание их Римом. Конец IV—I вв. до

Глава XXI. Восточный поход Александра Держава Александра (Л. П. Маринович) [275]

Глава XXII. Распад мировой державы Александра Македонского. Образование системы эллинистических государств. Сущность эллинизма (В.�. Кузищин) [289]

Глава XXIII. Эллинистический Египет (В.�. Кузищин) [297]

Глава XXIV. Государство Селевкидов (Г.А. Кошеленко) [308]

Глава XXV. Балканская и Великая Греция в эпоху эллинизма (Г.А. Кошеленко, В.�. Кузищин) [321]

Глава XXVI. Пергам, Понт и Северное Причерноморье в эпоху эллинизма (В.�. Кузищин) [345]

Глава XXVII. Эллинистическая культура (В.�. Кузищин) [355]

Заключение к разделу

Заключение (В.�. Кузищин) [374] Приложение (В.�. Кузищин) [378]

Библиография (А. В. Стрелков) [390]

Скачать

Источник: http://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin/

Основы социального государства

Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления с содержанием учебного курса. Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов.

Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия.

В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы учебного курса и с какой глубиной раскрыты в конкретном учебном материале, а какие вообще опущены.

Требуется творческое отношение и к самому содержанию дисциплины. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности.

Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера, а также исторического экскурса в область изучаемой дисциплины.

Все эти вопросы не составляют сути понятийного, концептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем.

Изучаемая дисциплина имеет свой категориально-понятийный аппарат. Научные понятия — это та база, на которой строится каждая наука. Понятия — узловые, опорные пункты как научного, так и учебного познания, логические ступени движения в учебе от простого к сложному, от явления к сущности.

Без ясного понимания понятий учеба крайне затрудняется, а содержание приобретенных знаний становится тусклым, расплывчатым.

Студент должен понимать, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа создает для этого необходимые условия, помогает будущему высококвалифицированному специалисту овладеть технологией самостоятельного производства знаний.

Работа с литературой

В самостоятельной работе студентам приходится использовать литературу различных видов: первоисточники, монографии, научные сборники, хрестоматии, учебники, учебные пособия, журналы и др.

Изучение курса предполагает знакомство студентов с большим объемом научной и учебной литературой, что, в свою очередь, порождает необходимость выработки у них рационально-критического подхода к изучаемым источникам.

Чтобы не «утонуть» в огромном объеме рекомендованных ему для изучения источников, студент прежде всего должен научиться правильно их читать. Правильное чтение рекомендованных источников предполагает следование нескольким несложным, но весьма полезным правилам.

1. Предварительный просмотр книги включает ознакомление с титульным листом книги, аннотацией, предисловием, оглавлением. При ознакомлении с оглавлением необходимо выделить разделы, главы, параграфы, представляющие для вас интерес, бегло их просмотреть, найти места, относящиеся к теме (абзацы, страницы, параграфы), и познакомиться с ними в общих чертах.

2. Быстрое чтение. Это следующий этап работы с книгой. Целью быстрого прочтения выделенных мест является определение того, что из прочитанного вами в том или ином фрагменте текста представляет наибольшую ценность, к какому вопросу семинарского занятия, доклада, реферата имеет отношение информация и что с ней делать, как применить, чем дополнить.

3. Научный аппарат. Научные издания сопровождаются различными вспомогательными материалами — научным аппаратом, поэтому важно знать, из каких основных элементов он состоит, каковы его функции.

Знакомство с книгой лучше всего начинать с изучения аннотации — краткой характеристики книги, раскрывающей ее содержание, идейную, тематическую и жанровую направленность, сведения об авторе, назначение и другие особенности. Аннотация помогает составить предварительное мнение о книге.

Глубже понять содержание книги позволяют вступительная статья, в которой дается оценка содержания книги, затрагиваемой в ней проблематики, содержится информация о жизненной и творческой биографии автора, высказываются полемические замечания, разъясняются отдельные положения книги, даются комментарии и т. д. Вот почему знакомство с вступительной статьей представляется очень важным: оно помогает студенту сориентироваться в тексте работы, обратить внимание на ее наиболее ценные и важные разделы. Той же цели содействует знакомство с оглавлением, предисловием, послесловием;

Читайте также:  Алкоголизм как форма девиантного поведения - в помощь студенту

Весьма полезными элементами научного аппарата являются сноски, комментарии, таблицы, графики, списки литературы. Они не только иллюстрируют отдельные положения книги или статьи, но и сами по себе являются дополнительным источником информации для читателя.

Если читателя заинтересовала какая-то высказанная автором мысль, не нашедшая подробного освещения в данном источнике, он может обратиться к тексту источника, упоминаемого в сноске, либо к источнику, который он может найти в списке литературы, рекомендованной автором для самостоятельного изучения.

4. Ведение записи прочитанного.Существует несколько форм ведения записей:

план (простой и развернутый) − наиболее краткая форма записи прочитанного, представляющая собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье.

Развернутый план представляет собой более подробную запись прочитанного, с детализацией отдельных положений и выводов, с выпиской цитат, статистических данных и т. д.

Развернутый план − неоценимый помощник при выступлении с докладом на конкретную тему на семинаре, конференции;

тезисыкратко сформулированные положения основные положения книги, статьи. Как правило, тезисы составляются после предварительного знакомства с текстом источника, при его повторном прочтении. Они помогают запомнить и систематизировать информацию;

Составление конспектов

Большую роль в усвоении и повторении пройденного материала играет хороший конспект, содержащий основные идеи прочитанного в учебнике и услышанного в лекции. Конспект – это, по существу, набросок, развернутый план связного рассказа по основным вопросам темы.

В какой-то мере конспект рассчитан (в зависимости от индивидуальных особенностей студента) не только на интеллектуальную и эмоциональную, но и на зрительную память, причем текст конспекта нередко ассоциируется еще и с текстом учебника или записью лекции.

Поэтому легче запоминается содержание конспектов, написанных разборчиво, с подчеркиванием или выделением разрядкой ключевых слов и фраз; по той же причине очень трудно (если не невозможно) готовиться по чужим конспектам.

Эссе и реферат

Реферат(лат. referre докладывать, сообщать) − 1) доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников; 2) изложение содержания научной работы, книги, статьи. Реферат позволяет использовать приобретенные навыки работы с литературными источниками, способствует развитию аналитических способностей.

Структура реферата должна включать в себя следующие пункты:

Оглавление. Введение. Глава 1. § 1, § 2. Заключение. Список использованной литературы.

Во введении необходимо кратко раскрыть актуальность темы реферата, дать краткую характеристику использованной при его подготовки научной литературы, сформулировать его цель и задачи.

Цель и задачи реферата обусловливают его структуру. Названия глав и параграфов должны отражать сформулированные во введении задачи. Название глав и параграфов не должно совпадать с названием реферата.

В заключении формулируются основные выводы, делаются обобщения по проделанной работе.

Научный аппарат реферата должен быть оформлен в соответствии с правилами. В частности, все приводимые в реферате цитаты (прямые или косвенные) должны иметь соответствующую сноску на источник. С правилами оформления научного аппарата можно ознакомиться в библиотеке института либо проконсультироваться на этот счет с библиографами.

Рефераты пишутся только по темам, рекомендованным преподавателем и представленным в соответствующем учебно-методическом пособии или комплексе. Категорически недопустимо представлять рефераты, взятые из Интернета. Подобные рефераты рассматриваться и рецензироваться не будут.

Эссе (essay, англ. очерк, попытка, проба) представляет собой сжатое изложение какого-либо вопроса, отражающее индивидуальную позицию автора.

Выполнение данного вида работы требует от студентов умения анализировать материал, размышлять на заданные темы и в краткой форме излагать свои мысли. В эссе студент должен определить свое отношение к рассматриваемой проблеме, дать свое собственное решение поставленной задачи.

Критерии оценки эссе: соответствие содержания теме; обоснованность, чёткость, лаконичность; самостоятельность выполнения работы (наличие индивидуальной позиции автора); соответствие формальным требованиям.

Предлагаемый порядок работы:

1.       Найти 3-5 источников по теме эссе.

2.       Прочитать и обобщить изученный материал.

3.       Выбрать наиболее важные с вашей точки зрения моменты и составить набросок эссе (общие положения, цитаты, графики, схемы и др.).

4.       Оценить, соответствует ли ваш предварительный вариант теме эссе.

5.       Сделать акцент на тех положениях, которые отражают ваш индивидуальный подход (представить «изюминку» работы).

6.       Проконсультироваться при необходимости с преподавателем.

7.       Оформить работу и сдать ее.

Выполнение практических заданий

Одной из активных форм самостоятельной работы студента является практическое задание на определенную тему. В ходе работы над темой происходит изучение источников по теории и практике государственного управления, знакомство с научной литературой. Открывается возможность научиться профессионально анализировать как источниковедческую, так и научную и учебную литературу.

  • Творческая работа над практическим заданием имеет несколько этапов.
  • На первом этапе происходит определение темы практического задания, ознакомление с содержанием курса, где излагаются основные проблемы; изучение нормативно-правовых документов; изучение литературы — первоисточников, монографий, статей и др.
  • В списке литературы содержатся те источники, работа с которыми будет способствовать развитию у студентов умения находить правильный ответ на поставленный вопрос, а также анализировать и содержательно излагать поставленный вопрос.
  • При выполнении практического задания использование учебников возможно лишь в методологическом, но не в содержательном плане.

На этом этапе происходит первоначальное ознакомление с литературой, которая рекомендована в списке дополнительной литературы. Студент должен составить план работы, выделить наиболее важные вопросы по теме практического задания.

Таким образом, первый этап — это вхождения в тему (проблему), накопления и осмысления знаний, анализ источниковедческой базы по проблеме. Этот этап завершается составлением логико-структурной схемы практического задания.

Второй этап носит аналитически — поисковый характер. Анализируя рекомендованную литературу, дополняя ее новыми материалами, автор практического задания ищет ответы на вопросы плана.

На этом этапе, как и на первом, делаются необходимые выписки, но они носят уже более осознанный характер, сопровождаются комментариями, своими суждениями. Это уже заготовка материала для ответа на практическое задание.

На этом этапе завершается работа над его структурой.

Третий этап – ответ на практическое задание по разработанной логико-структурной схеме. Здесь автор приобретает очень ценное качество: писать грамотно, логично, своими словами, то есть попытаться формировать свой стиль изложения материала, свою логику мышления.

Ответ на практическое задание должен содержать различные точки зрения по проблеме с обязательным собственным (студента) анализом проблемы и выводами.

Подготовка к зачету

В идеале к экзамену (зачету) необходимо начинать готовиться с первой лекции по данному курсу. Общение с преподавателем в аудитории во время лекционных занятий, в ходе которых студент постепенно, «шаг за шагом», осваивает новую учебную информацию, позволяет ему быть не просто реципиентом (т.е.

всего лишь слушателем, пассивно воспринимающим новую информацию), но активным соучастникомобразовательного процесса, гарантирует высокое качество этого процесса.

Именно такой подход, предполагающий постоянную, систематическую работу студента по освоению учебного материала, позволяет ему получить наиболее глубокие и прочные знания.

У студентов, обучающихся с применением дистанционных технологий, промежуточный контроль (зачет и экзамен) по дисциплине осуществляются посредством выполнения тестовых заданий.

         Требования к контролю:

         — контрольная работа – 7 тестовых заданий. Для успешной сдачи дисциплины нужно правильно ответить на 3 вопроса (40%). Ограничение по времени – 30 минут;

         — зачет – 15 тестовых заданий. Для успешной сдачи дисциплины нужно правильно ответить на 6 вопросов (40%). Ограничение по времени – 45 минут.

        Тестовое задание состоит из вопроса и четырех вариантов ответа, один из которых является верным. Редко встречаются вопросы, на которые нужно дать несколько верных ответов.

Источник: https://lms.kgeu.ru/course/view.php?id=183

Социально-экономическое и политическое развитие древнего государства

Порядки, сложившиеся в Спарте в период мессенских войн, сохранились в течение трехсот лет (VII-IV вв.). Все спартанское население делилось на три группы: спартиатов, периэков и илотов. Господствующим слоем были спартиаты.

Спартанская конституция, как уже отмечалось выше, представляла соединение родовых пережитков с сильной государственностью. Все способные носить оружие и вооружаться на собственный счет спартанцы составляли «общину равных».

По отношению к гражданам-спартиатам спартанская конституция была демократией, а по отношению к массе зависимого населения — олигархией, т.е. господством немногих. Число равноправных спартиатов исчислялось в девять тысяч человек, а в V в. их было не более шести тысяч.

«Община равных» представляла военную общину с коллективной собственностью и коллективной рабочей силой. Все члены общины считались равноправными. Материальную основу общины составляла земля, обрабатываемая покоренным населением — илотами.

Строй древней Спарты представляется в таком виде. Издавна спартанцы делились на три дорийских (родовых) филы. Каждый спартиат принадлежал к какой-нибудь филе.

Но чем дальше, тем все больше родовой строй вытеснялся государственным, и родовые деления сменялись территориальными. Спарта делилась на пять об.

Каждая оба представляла собой деревню, а вся Спарта, по словам древних авторов, не была городом в собственном смысле, а представляла собой соединение пяти деревень.

Немало архаических черт сохраняла также и царская власть в Спарте. Спартанские цари происходили из двух влиятельных родов — Агиадов и Эврипонтидов. Цари (басилей или архагеты) командовали ополчением (причем в поход отправлялся один из царей), разбирали дела, касавшиеся главным образом семейного права, и исполняли некоторые жреческие функции.

Высшим политическим органом в Спарте был совет старейшин, или герусия. Герусия состояла из 30 человек — 2 царей и 28 геронтов, избираемых народным собранием из влиятельных спартанских родов. Само народное собрание (апелла) собиралось один раз в месяц, выносило решение по всем вопросам, касавшимся войны и мира, и выбирало членов герусии и эфоров.

Институт эфоров (наблюдателей ) — очень древний, восходящий еще к «доликурговской Спарте». Первоначально эфорат был демократическим учреждением. Эфоры в количестве пяти человек выбирались народным собранием и были представителями всего народа — спартиатов. Впоследствии же (V — IV вв.

) они выродились в олигархический орган, защищавший интересы верхнего слоя спартанского гражданства.

Функции спартанских эфоров были чрезвычайно обширны и разнообразны. От них зависел набор ополчения. Они сопровождали царей в поход и контролировали их действия. В их руках находилась вся высшая политика Спарты.

Кроме того, эфоры обладали судебной властью и могли привлекать к ответственности даже царей, стремившихся — расширить свои полномочия и выйти из-под контроля общины.

Каждый шаг царей находился под контролем эфоров, выполнявших своеобразную роль царских опекунов.

Спартанская организация имеет много сходных черт с мужскими домами современных отсталых народов. Весь строй и вся жизнь в Спарте имела своеобразный военный характер. Быт мирного времени спартанцев мало, чем отличался от быта военного времени. Большую часть своего времени спартанцы-воины проводили вместе в укрепленном лагере. Походная организация сохранялась и в мирное время.

Как в походе, так и во время мира спартиаты занимались военными упражнениями, гимнастикой, фехтованием, борьбой, упражнениями в беге и т.д. и лишь на ночь возвращались домой к своим семьям.

Источник: https://studwood.ru/870782/istoriya/sotsialno_ekonomicheskoe_politicheskoe_razvitie_drevnego_gosudarstva

Ссылка на основную публикацию