Социальная психология — в помощь студенту

Цель деятельности психолога колледжа: сопровождение процесса профессионально-личностного становления студентов колледжа посредством создания определенных условий в образовательной среде колледжа, повышения психологической культуры субъектов образовательного процесса.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Задачи:

1. Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов профессионально-личностного становления 2. Повышение результативности мониторинга развития профессионально-значимых качеств 3. Повышение адаптационного потенциала первокурсников. 4. Оказание психологической помощи и поддержки субъектам образовательного процесса в решении проблем личностного развития

  • 5. Совершенствование педагогического управления процессом формирования общих и социальных компетенций
  • Психологобеспечивает психологическую поддержку личности, испытывающей затруднения в решении жизненных проблем, в организации оптимальных условий жизнедеятельности, способствует наилучшей социальной и психологической адаптации личности, снятию напряжения и следствий пережитых травмирующих ситуаций, преодолению посттравматических стрессовых нарушений.

Психолог ориентирует клиента в его целях, помогает увидеть ситуацию с разных сторон и выбрать оптимальный способ решения проблемы и выхода из травмирующей ситуации. Поиск разрешения конфликтных социальных взаимодействий, а также формы работы с конкретными запросами и составляют основные направления деятельности психолога.

Направление деятельности психолога колледжа:

Психодиагностика предполагает обследование психики индивида (или социально-психологических характеристик социальной группы) с помощью специальных методик с целью установления психологического диагноза.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Константы - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Психодиагностика используется для изучения индивидуальных психологических особенностей субъектов образовательного процесса, отслеживания развития профессионально значимых качеств и психологической зрелости студентов; проведение диагностического минимума со студентами нового набора; выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации студентов; выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов и др.

Психологическое консультирование непосредственную работа с субъектами образовательного процесса, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с преодолением трудностей в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Психологический смысл консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку понять причины трудностей, проблем социальных взаимодействий в личных, семейных и профессиональных контактах.

Основная задача психолога-консультанта – помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и житейские сложности со стороны, изменить психологические установки как на свои трудности, так и на отношения с другими людьми.

Психокоррекционная деятельность тесно связана с диагностико-коррекционным и диагностико-развивающим воздействием.

Психолог не только ставит диагноз, на основе которого разрабатывает коррекционную программу развития, но и сам осуществляет значительную часть коррекционной работы.

Диагностико-коррекционное воздействие проводится по результатам обследования и предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях и как они соотносятся с возрастными особенностями студентов.

Психопрофилактическая работа связана с сообщением необходимых психологических знаний тем, кто в первую очередь в них нуждается – родителям, педагогам, обучающимся, работникам социальных служб и др.

, с целью предупреждения возможных нарушений психологических условий развития и повышения уровня психологической компетенции. Психопрофилактика — система предупредительных мер, призванная обеспечить эффективное функционирование человека, группы, организации.

Задачами психопрофилактики являются снижение угрозы дезадаптации человека в социуме и количества психосоматических заболеваний; содействие успешному функционированию человека, сохранение психического здоровья.

При этом, психическое здоровье понимается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.

Психологическое просвещение направлено на формирова­ние представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возраст­ных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Просветительская дея­тельность осуществляется в разной форме (лек­ции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Ос­новной смысл просветительской работы — знакомство с совре­менным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека.

  1. Тренинг « Навстречу друг другу»
  2. Цель: снятие напряжения, снижение уровня тревожности, выработка у  студентов уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля.
  3. Задачи:
  4. • формирование основ  взаимопонимания; • формирование умения разрешать  противоречия во взаимодействии; • формирование толерантных установок в отношении других людей;
  5. • развитие эмпатии.
  6. Коммуникативный тренинг «Пути к взаимопониманию»
  7. Цель развитие навыков эффективного общения,  стремление преодолевать коммуникативные барьеры  в общении.
  8. Задачи:
  9. • расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; • отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; • овладение навыками эффективного слушания;
  10. • активизация процесса самопознания и самоактуализации.
  11. Психологический тренинг «Стрессоустойчивость» 
  12. Цель: повысить стрессоустойчивость студентов путем получения необходимых знаний и развития навыков   сопротивления  стрессу.  
  13. Задачи:
  14. • развитить устойчивость к стрессовым ситуациям, • повысить выносливость и работоспособность, • раскрыть скрытые возможности  самостоятельно справиться со стрессом благодаря различным восстановительным техникам, • контролировать свое физическое и эмоциональное состояние,
  15. • улучшить свое эмоциональное состояние.
  16. Тренинг преодоления конфликтов
  17. Цель — предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.
  18. Задачи тренинга:
  19. • обучение методам нахождения решений в конфликтных ситуациях; • развитие навыков непредвзятого оценивания конфликтных ситуаций; • снятие конфликтности в личностно-эмоциональной сфере; • сплочение конкретного коллектива (в случае если все участники • представляют коллектив),
  20. • развитие умений и навыков командного взаимодействия.
  21. Тренинг «Я лидер»
  22. Цель тренинга:  создание условий для раскрытия лидерского потенциала  студентов, освоения   активного стиля  взаимодействия, умения убеждать.
  23. Задачи тренинга:

1.     Выявление и развитие представлений о лидерстве. 2.     Приобретение навыков планирования деятельности и организации работы в команде. 3.     Формирование умений убеждать.

  • 4.     Развитие организаторских качеств
  • Формы и методы работы:
  • • активизирующие упражнения; • моделирование ситуаций в ролевых играх; • упражнения в парах, группах; • мини-лекции;
  • • групповые дискуссии.
  • Время приема:
ПН-ЧТ: 9.00 — 17.00
ПТ: 9.00 — 15.30

Источник: http://nv-study.ru/students/stud_suprt/psikhologicheskaya-pomoshch/

Взаимосвязь психологической поддержки студентов и их социальная адаптация в вузе

Социальная адаптация студентов в вузе является одним из проблемных аспектов реформирования образовательно-педагогического пространства.

В процессе реформирования вуза в основном уделяется внимание образовательной стороне вуза, материально-технического обеспечения вуза, набору студентов как на источник финансирования, при этом вопросы об эмоционально-психологическом самочувствии студентов, о мотивации их к учебно-интеллектульной, общественной деятельности остаются на совести отдельных энтузиастов. Хотя психологические переживания студентов, иногда суицидальные случаи, вызываемые противоречивыми ситуациями, личностными отношениями с сокурсниками сигнализируют о необходимости психологической помощи, но чаще всего на них никто не обращает внимания, как со стороны администрации вуза, так и со стороны родителей. Такая ситуация для нашего общества, очевидна, вполне закономерна. В традициях и в менталитете нашего населения не было и нет практики обращения за помощью к психологам. Кроме того, психологическая безграмотность современного нашего общества, в определенной мере, была определена научно-информационной избирательностью советского общества по идеологическим соображениям. В первую очередь, психологическая безграмотность проявляется в сфере институциональной организации психологической помощи населению в целом, и в системе высшего образования в частности.

Сегодня этот пробел осмысливается в психолого-педагогической теории, и предпринимаются попытки их реализации на практике в виде организации психологической службы. Психологическая служба вуза — относительно новое явление по сравнению с психологической службой в других социальных сферах и системах образования.

Обсуждение ее проблем, методологических оснований деятельности, целесообразности создания и функционального содержания работы только начато в психологии постсоветского пространства. Так, в творчестве Рубцова В.В., Метельковой Е.И., Арсеньевой Т.Н., Капцова А.В., Кайгородова Б.В., Варфоломеевой Е.А. и др.

дискутируется, что это за организационная структура? Может быть, это закономерное продолжение психологической службы образовательных систем — дошкольной, школьной службы? Но там понятно — дети, подростки, ранняя юность, массово нуждающиеся в помощи, поддержке и психологическом сопровождении.

Тем более что в современных социально-экономических условиях произошли значимые психические, психофизиологические, личностные изменения (далеко не благоприятные!) в развитии детей и подростков. Спорить о необходимости существования психологической службы на этих этапах системы образования нет надобности.

Для всех сейчас стало очевидным, что построение новой школы вряд ли может обойтись без научно-обоснованного психологического сопровождения и учебного процесса и развития всех субъектов (учащихся, их родителей, учителей) школьного образовательного пространства. Поэтому в школах уже существуют оплачиваемые школьные психологи.

Что же касается системы высшего образования, то здесь возникает множество вопросов:

  • Нуждаются ли в этом субъекты высшего образования — молодые люди, получившие статус зрелости, на ступени взрослости?
  • Может ли быть психологическая служба вуза похожей на модели психологической службы образования, созданных для других ступеней возраста?
  • А если нет, то в чем ее принципиальное отличие?
  • И вообще, зачем системе профессионального высшего образования она нужна?
  • Не есть ли появление психологической службы в некоторых университетах сейчас просто «данью моде» или результатом иллюзий психологов о необходимости «помогать всем и всех поддерживать» от рождения до старости?
  • А может создание психологической службы вузов – это результат массового заблуждения о неспособности Души самостоятельно «трудиться», как смертному человеку справиться со своими болезнями без помощи медиков?
  • Круг подобных вопросов слишком обширен, и они далеко не праздные.
  • Дело в том, что учебный процесс в высшей школе имеет отличительные особенности, суть которых заключается в следующих явлениях:
  1. овладение вузовской учебной программой требует от студентов умения самостоятельно работать;
  2. вместо урочной школьной системы применяются различные виды занятий;
  3. периодичный контроль знаний вместо школьной непрерывности контроля.

Таким образом, обнаруживается противоречие между требованиями, предъявляемыми вузом к студентам младших курсов, и усвоенной студентами системой школьных требований.

Студенческая жизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе – залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста. Следовательно, организация психологической службы в вузе актуальна как никогда.

Изменения социально-экономического положения в стране создали существенные проблемы в системе профессионального высшего образования, в частности, в становлении и развитии личностного и субъектного аспектов профессионала.

Современное общество реально столкнулось с тем, что профессиональная подготовка студентов не может ограничиться только профессиографическими составляющими. Необходима всесторонняя разработка компетентностного подхода, составной частью которого является создание условий для полноценного личностного и субъектного развития профессионалов.

Могут ли современные психологические наука и практика удовлетворить столь грандиозные запросы образовательной системы? Не преждевременно ли мы начали серьезные психологические вмешательства, нововведения в годами складывающуюся систему подготовки специалистов? Однозначного ответа на эти сомнения пока нет.

Психология высшей школы до сего времени только «рекомендательно» вторгалась в эту систему, причем, в основном в сферу дидактики, но не целеполагания и не содержательных ее компонентов. Сегодня намечается тенденция кардинально изменить позиции психологии в высшем образовании.

И хотя проблемное поле вопросов организации психологической службы в вузе во всем объеме пока еще недостаточно обозримо, но уже сейчас, опираясь на опыт работы психологической службы в других социальных сферах, можно определиться в стратегии ее деятельности и в системе высшего образования.

Отвечая на вопрос о возможностях психологической службы вуза, можно однозначно сказать, что все будет зависеть от методологических основ ее концепции. Методология организации психологической службы вуза включает:

  • определенность научно-теоретических принципов ее функционирования;
  • средства (технологические и кадровые ресурсы), какими будут решаться ее цели и задачи;
  • методы работы психологов;
  • правила, которые станут ее кредо. Они определят, сможет ли психологическая служба вуза реализовать стратегические функции в модернизации высшего образования. В рамках этой методологической структуры попытаемся обсудить основные организационные проблемы психологической службы в вузе на начальной стадии ее становления.

Рассмотрим, какие теоретические положения психологической науки могут быть методологической основой содержания ее функционирования. Прежде всего, теория психологии развития, задачи развития и доминантная мотивация жизнедеятельности молодежи, обучающейся в вузе.

Теоретический анализ и широкие экспериментальные исследования показывают, что возраст студенчества – это решение задач развития и реализации функций, не лежащих только в сфере профессиональной подготовки.

Профессия приобретается для того, чтобы реализоваться как личности, обеспечить себе достойную жизнь, создать семью, определиться в жизненных перспективах.

Но парадокс заключается в том, что уже в студенческие годы эти задачи не есть только ближайшее будущее, а они представляют собой «зону актуального развития», сензитивный период решения этих задач.

Для студенчества актуальны, более того, становятся доминирующими потребности в подборе пары, в самоутверждении, в самореализации, в расширении коммуникативных связей. Развитие самосознания и социальная ситуация развития требуют решения проблем жизненных выборов.

Этот возраст рассматривают как завершающий фазу решения психологических задач юности и осознания новых задач взрослости, связанных с автономным существованием, независимостью.

С одной стороны, современное общество предоставляет молодежи мораторий для поиска себя и самоопределения, с другой стороны, не предлагает достаточно адекватного и конструктивного образа будущего, его смысла. Такое положение может крайне негативно сказаться на определении направления личностного развития субъектов образовательного пространства. Идеальный образ будущего включает представления о профессиональной и карьерной линии развития, семейных отношениях, стремление к саморазвитию. Это далеко не полный перечень возрастных задач психологического развития молодых людей, на пять лет оказавшихся в вузовской среде. Не учитывать все эти особенности в организации высшего образования нельзя. Доминирующие потребности студентов должны быть учтены.

Читайте также:  Характеристики ядра - в помощь студенту

Необходимо избавляться от иллюзий, что учебные, познавательные потребности студентов могут минимизировать мотивацию доминирующих задач возраста. Непонимание этого может обострить противоречия между мотивационным настроем молодежи и требованиями преподавателей.

Преподаватели, обычно, думают, что у студентов основная мотивация связана с учебой, а у них на самом деле доминируют другие задачи развития. Социологические исследования констатируют, что более 80% студентов старших курсов дневных отделений вынуждены работать, а не только учиться.

Не в этом ли причина шокирующего всех обстоятельства, что значительная часть студенчества, отвечая на вопрос: «На что они нацелены в процессе обучения в вузе» бесхитростно отвечают: «На получение диплома».

Они наивно полагают, что он сам по себе им обеспечит дальнейшие перспективы жизни, а не профессиональная компетентность, которую они должны приобрести в вузе. В этом опасное заблуждение современного студенчества.

Как показали результаты исследований, у значительной части студенчества наблюдается отчуждение от активного включения в учебный процесс.

Исходя из этого, основные направления работы психологической службы вуза: разрешение противоречий между доминирующими потребностями молодежи и игнорированием их организационными структурами вуза; устранение иллюзий и заблуждений преподавателей в отношении доминирующей мотивационной основы учебной деятельности студентов; психологическое обоснование требований к созданию оптимального согласования между решением возрастных проблем жизнедеятельности студентами и процессом профессионального обучения.

Теоретическим основанием и аргументом необходимости создания психологической службы вуза может быть и то, что студенческий возраст – особая фаза интеллектуального развития.

Ее называют вершинной фазой развития логического мышления, творческого воображения, интуиции, произвольной избирательности познания, смысловой целостности и осознанности.

Но, к сожалению, в силу обстоятельств перманентно осуществляемой реформы школьного образования, у части студентов наблюдаются явные пробелы, недостатки, диспропорциональность в развитии когнитивной сферы – например, в видах восприятия, мышления, воображения, памяти, которые за годы учебы должны приобрести профессиональные черты и особенности. Эти студенты для успешного профессионального становления нуждаются в квалифицированной помощи психолога, выраженной как в теоретической, так и в практической видах деятельности:

  • -эти проблемы должны стать предметом научно-исследовательской работы сотрудников лаборатории психологической службы вуза;
  • -задачей индивидуального консультирования;
  • -работы психологов по развитию когнитивной сферы студентов;
  • -работы психологов по устранению недостатков когнитивных процессов части студентов;
  • средствами групповых тренингов развития креативности мышления и т.п. Не менее значимым теоретическим основанием и одним из аргументов необходимости создания психологической службы вуза может быть то, что студенческий возраст – это особый период в развитии качественно новых коммуникативных возможностей. Отличительной особенностью общения старшего юношеского возраста в период перехода к взрослости является изменение его взаимодействий не только в своей возрастной когорте, но осознанное установление деловых коммуникаций со старшей возрастной группой. У них возникают особые взаимоотношения с людьми, стоящими на более высокой социальной иерархической ступени. Эта особенность общения студентов может как позитивно, так и негативно отражаться на взаимоотношениях с администрацией университета, с преподавательским составом и на развитии нравственных личностных качеств будущих профессионалов. Работа психологов с проблемами коммуникативной деятельности студентов и преподавателей – это особая задача психологической службы вуза. Решение их может осуществляться проведением:
  • социально психологических тренингов с первокурсниками;
  • -специальной работы в случаях возникновения конфликтных коммуникативных ситуаций;
  • -устранением затруднений в общении студентов и молодых преподавателей средствами индивидуального консультирования и групповых занятий. Концепция психологической службы вуза во многом должна основываться на методологии компетентностного подхода к профессиональной подготовке студентов.

Таким образом, задачей работы психологической службы вуза должна стать разработка проблемы неопределенности профессиональной подготовки с позиций деятельностной модели работы специалиста в новых социально-экономических условиях.

В проблемное поле анализа этой темы может войти изучение восприятия ГОСО РК преподавателями и студентами, внешние и внутренние причины неопределенности в профессиональной подготовке в вузе, появление новых требований к формированию профессиональных компетенций того, или иного профиля как основание для дополнения государственного стандарта подготовки студентов различных специализаций.

Помощь отдельным студентам и преподавателям в решении личных, психологических проблем. Работа психологов-консультантов в рамках психологическая служба вуза может включать – изучение основных психологических проблем, по поводу которых студенты считают возможным обратиться за помощью к психологу, их систематизация для последующей профилактической деятельности.

Разработка новых технологийпсихологического консультирования клиентов с психологическими проблемами средствами индивидуального психологического и группового консультирования.

Литература

  1. Болотова А.К. Психология организации времени: Учебное пособие для студентов вузов. – М., Изд-во: Аспект Пресс, 2006. – С.254.
  2. Репьёва Н.Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе. «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», Барнаул, 2015.
  3. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983.

Фамилия автора: Абдуллина Д.З., Байракова А.М.

Источник: https://articlekz.com/article/28357

Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза



В статье поднимается проблема психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Проанализировано понятие психологического сопровождения, выделены основные задачи, формы и направления его осуществления в условиях психологической службы вуза.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, личность студента, адаптационный потенциал, учебная деятельность

Среди факторов развития личности, обучение — один из самых значимых и определяющих, поскольку оно является единственным способом получения образования. Именно в обучении происходит зарождение и развитие основных психических и личностных новообразований, приобретение опыта осуществления учебной, познавательной, исследовательской и профессиональной деятельности.

Актуальность развития системы психологического сопровождения обучения в высших учебных заведениях подтверждает современная практика российского образования. Необходимость психологического сопровождения развития личности студента обусловлена, прежде всего, общей гуманизацией общества, для которой характерно признание человека как личности и как субъекта собственной жизнедеятельности.

Психологическое сопровождение понимается психологами (В. А. Горянина, А. А. Деркач, Л. М. Митина, В. С. Мухина) как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе жизненного пути возникают трудности.

Психологическая помощь осуществляется в соответствии с закономерностями развития, постепенно открывая перспективы саморазвития, самопознания и самореализации личности.

В результате психологического сопровождения создаются условия для перехода личности от помощи из вне к самопомощи, к формированию жизненной позиции «Я могу сам справиться со своими жизненными трудностями». Психологическое сопровождение осуществляется в рамках деятельности социально-психологических служб [4].

Изучение основных психологических проблем студентов на разных этапах обучения в вузе, а также требований современного рынка труда к выпускникам вузов, показывает необходимость создания психологических служб в вузах.

Каждое высшее учебное заведение самостоятельно определяет структуру психологической службы, ее место и роль в образовательном процессе вуза, содержание деятельности.

Работа психологических служб в высших учебных заведениях направлена на повышение эффективности взаимодействия участников педагогического процесса, расширение возможностей вуза в развитии жизненных компетентностей своих воспитанников.

Психологическое сопровождение студентов вузов осуществляется в целях: психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации; преодоления трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.

Рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности были выделены три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию.

Трансформировать модель адаптивного поведения в модель профессионального развития личности возможно с помощью психологического сопровождения, которое предполагает помощь в преобразовании мотивационной, интеллектуальной, аффективной и поведенческой структур личности.

Психологическое сопровождение — это социально-психологическая работа, проводимая психологической службой вузов, направленная на активизацию личностных и социальных ресурсов, развитие адаптационного потенциала личности студентов на протяжении всего обучения.

Адаптационный потенциал личности значительно влияет на процесс социально-психологической адаптации студентов к учебной деятельности. Многие ситуации учебной деятельности становятся неразрешимыми для студентов в силу истощенности личностных ресурсов и адаптационных возможностей.

На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. Знание индивидуально-психологических особенностей студента, на основе которого строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома и обеспечить высокий уровень социально-психологической адаптации к учебной деятельности.

Основной целью психологического сопровождения студентов вузов является активизация основных компонентов адаптационного потенциала личности: нервно-психической устойчивости, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценки личности, которая является ядром саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущения социальной поддержки, обусловливающей чувство собственной значимости для окружающих; конфликтоустойчивости личности, т. е. всех свойств и качеств личности, обусловливающих структуру, динамические свойства адаптационного ответа на возникшее рассогласование в системе личность-среда, преобразование адаптационных навыков и расширение адаптивности. Представляется важным развитие навыков осознания имеющихся ресурсов студентами, умение управлять и рационально использовать их в процессе обучения в вузе [1].

Учебная деятельность предъявляет студентам повышенные требования к самоорганизации учебного процесса. Для успешной адаптации студентам важно уметь саморегулировать свою учебную деятельность и психоэмоциональное состояние.

В процессе психологического сопровождения важно развивать у студентов способность к саморегуляции психоэмоционального состояния, а именно оптимальному поддержанию активности, жизненного тонуса, хорошего самочувствия и настроения, уверенности в себе и умеренной тревоги, переходящей в ответственность [2].

В большей степени в психологической помощи нуждаются студенты первого курса, студенты-инвалиды и студенты-мигранты. Переживая личные психологические проблемы, они испытывают серьезные затруднения в процессе социально-психологической адаптации к условиям ВУЗа, к требованиям преподавателей, к специфике изучаемых курсов, к новому учебному коллективу.

Несомненно, им необходима психологическая помощь, направленная на формирование навыков саморегуляции учебной деятельности и психоэмоционального состояния; на повышение мотивации учебной деятельности и профессиональной мотивации; обучение навыкам бесконфликтного общения в учебном коллективе и с преподавателями; успешного и уверенного поведения, направленного на достижение поставленной цели [2].

Психологическое сопровождение студентов вуза включает в себя индивидуальные и групповые методы психологической работы: психологическое просвещение; психологическое консультирование; психологическую диагностику; социально-психологический тренинг; психологическую коррекцию.

Специалисты служб практической психологии вуза могут в значительной мере облегчить, сделать более эффективным и окрашенным положительными эмоциями первый период обучения в вузе, включив в свои программы следующие мероприятия: обучение и знакомство с основными приемами обучения в вузе (навыки конспектирования, выступления с сообщениями, написание рефератов, участие в конференциях и др.); обучение приемам саморегуляции, способам снятия утомления и напряжения, восстановление работоспособности; тренинги мотивации достижения; тренинги коммуникативных умений; практикумы с использованием мнемотехнических приемов, упражнений на развитие творческого мышления; обучение способам снятия тревоги и страха, которые очень часто проявляются у студентов в личностной сфере.

Психологическое сопровождение студентов-мигрантов должно быть направлено на повышение адаптационного потенциала личности, выработку продуктивных стратегий совладания со стрессом, развитие коммуникативных навыков.

Психологическая беспомощность, переживаемая студентами-инвалидами, накладывает серьезный отпечаток на развитие их личности, на формирование системы отношений, особенности преодоления трудных жизненных ситуаций в целом.

Становится понятным, что без изменения системы отношений личности, без формирования активной жизненной позиции, самостоятельности, ответственности, индивидуальности невозможно преодолеть психологическую беспомощность, затрудняющую социально-психологическую адаптацию студентов-инвалидов. Как важно сформировать у студента, имеющего ограничения в развитии, принятие себя таким, какой он есть, актуализировать его ресурсы и возможности, помочь поставить адекватные достижимые цели и следовать им [3].

Таким образом, в условиях модернизации образования, создание психологической службы в вузе представляется значимым и необходимым не только в связи с задачами повышения профессиональной подготовки специалистов, но и с созданием в вузе условий для развития, саморазвития и самореализации личности. Сущность психологического сопровождения студентов заключается в оказании помощи, поддержки в принятии решения студентом в сложных жизненных ситуациях.

  • Решение поставленных задач осуществляется психологической службой вузов через основные направления психологической поддержки студентов:
  • − психологическую поддержку процесса адаптации студентов в учебно-профессиональной деятельности;
  • − психологическую поддержку процесса формирования профессионально-педагогической направленности и образа профессии;
  • − психологическую поддержку профессионального и личностного развития.

Формами реализации психологической поддержки и помощи студентам выступают тренинговые и проблемные группы, взаимодействие в которых направлено на решение типичных проблем молодых людей, среди которых: адаптация к новой образовательной среде вуза; преодоление субъективных и объективных трудностей в образовательном процессе. В результате взаимодействия в этих группах формируется психологическая культура, педагогическая направленность, готовность принимать ответственность за профессиональное и личностное развитие, способность к осознанному адекватному поведению, эмоциональная гибкость, способность сохранять психологическое здоровье.

Итак, профессиональное развитие студентов вуза будет более эффективным, если в рамках деятельности психологической службы вуза будет реализована программа психологического сопровождения, направленная на повышение адаптационных возможностей личности, развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной гибкости, креативности в процессе решения профессиональных задач, навыков саморегуляции деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Литература:

  1. Кузнецова Л. Э., Кулешова М. Ю. Повышение адаптационного потенциала личности студентов в процессе их психологического сопровождения / Л. Э. Кузнецова, М. Ю. Кулешова // Молодой ученый. — № 23 (103) — Чита: «Издательство молодой ученый», 2015. — С. 877–879.
  2. Кузнецова Л. Э., Элпис Н. В. Психологические условия оптимизации социально-психологической адаптации студентов к учебной деятельности / Л. Э. Кузнецова, Н. В. Элпис // Молодой ученый. — № 9 (89) — Чита: «Издательство молодой ученый», 2015. — С. 1259–1261.
  3. Кузнецова Л. Э. Особенности формирования психологической беспомощности у детей-инвалидов с точки зрения личностно-ситуационного подхода / Л. Э. Кузнецова // Инновационные научные исследования в гуманитарных, естественных, технических и общественных науках. Методология, теория, практика. 4–5 декабря 2014 года, г. Санкт-Петербург. — СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2014. — С. 140–142.
  4. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Г. Осухова. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическое сопровождение, учебная деятельность, психологическая помощь, психоэмоциональное состояние, психологическая служба вуза, развитие, личностное развитие, психологическая беспомощность, психологическая поддержка, психологическая служба.

Источник: https://moluch.ru/archive/142/40017/

Курс "ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ"

Отправьте заявку на обучение прямо сейчас и получите совершенно бесплатно доступ к первому уроку, где мы расскажем Вам о 15 психологических приемах, которые помогут Вам в профессиональном и личном общении!

Институт психологии и личности при Бизнес Академии МБА СИТИ приглашает Вас пройти курс дистанционного обучения социальных психологов по программе “Основы социальной психологии”. С прохождением обучения по психологии социальной работы Вам предстоит стать профессиональным социальным психологом и высоко ценным специалистом. На курсах социальной психологии вы познакомитесь с базовыми психологическими аспектами межличностных отношений. Узнаете, как строятся социальные игры, что такое психология лжи, как строится процесс общения между двумя полами, в чем заключается суть массовых движений. На дистанционных курсах социальных психологов вы сможете получить качественное образование в области психологии и вы также освоите и сможете использовать на практике такие важные аспекты работы как основы языка жестов, поддержка взаимопонимания, избежание ссор и споров и многое другое.

Разработанная высококвалифицированными специалистами программа курсов по психологии социальной работы создана для тех, кто хочет получить навык высокопрофессиональной работы в сфере психологии.

Читайте также:  Проблема единства и многообразия бытия - в помощь студенту

Профессиональное заочное обучение на курсах лекций по социальной психологии станет для Вас важным этапом, полезным для личностного роста и стремительного продвижения по карьерной лестнице.

Достигайте новых вершин благодаря ценным знаниям!

Стараясь сделать ваше обучение социологии и психологии как можно более удобным, быстрым и эффективным, Институт психологии и личности создал для курса “Основы социальной психологии” дистанционный формат обучения социальных психологов.

Ведущее и наиболее популярное на сегодняшний день, дистанционное обучение социальной психологии предусматривает Ваше полное участие в процессе.

После оплаты через личный кабинет на сайте Вам предоставляется доступ ко всем заданиям и урокам кратного курса социальной психологии в Институте психологии и личности при Бизнес Академии МБА СИТИ, а осваивать программу можно будет в удобном темпе и графике.

В ходе изучения уроков на кратком курсе социальной психологии специалисты Института психологии и личности Бизнес Академии МБА СИТИ при необходимости Вам будут оказывать профессиональную и высококвалифицированную поддержку на курсе социальной психологии, и с удовольствием ответят на все возникшие в процессе учёбы вопросы.

Успешное прохождение обучения на базовом курсе “Основы социальной психологии” даст Вам возможность заниматься психологической практикой и научитесь профессионально консультировать клиентов. Это ваша возможность стать действительно востребованным специалистом.

Ваше решение пройти курсы повышения квалификации по психологии и получить образование в востребованной в наше время сфере психологии, улучшить свои знания и навыки и освоить интересную профессию — это ваш шанс расширить свои возможности для профессионального роста и увеличения дохода.

Уже после первого занятия Вы сможете применять приёмы психологического консультирования на практике, а ваш профессиональный доход вырастет многократно! Пройти программу обучения “Основы социальной психологии” значит стать востребованным и дипломированным специалистом в сфере психологии.

Онлайн обучение на курсе социальной психологии в Бизнес Академии МБА СИТИ гарантирует получение государственного диплома с международным приложением о прохождении курса “Основы социальной психологии”, и данный документ станет существенным плюсом к Вашему резюме и отличным подтверждением полученных профессиональных знаний.

Программа полного курса обучения «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

1. Понимание массовых движений 1.1 Желание перемен 1.2 Желание перевоплощения 1.3 Смены массовых движений 1.4 Бедняки как субъекты массовых движений 1.5 Ситуация в отсталых странах 1.6 Благоприятные условия для подъема массовых движений 1.7 Роль эгоистов, честолюбцев и меньшинств 1.8 Скучающие и грешники как субъекты массовых движений

  • 2. Общие характеристики массовых движений
  • 3. Специфические характеристики массовых движений
  • 4. Классификация и анализ социальных игр
  • 5. Разница мировосприятия мужчин и женщин
  • 6. Способы мотивировать противоположный пол
  • 7. Способы избежать ссор и споров
  • 8. Как оказать поддержку противоположному полу
  • 9. Как поддерживать любовь в паре
  • 10. Как обнаружить обман и ложь
  • 11. Основные положения языка телодвижений
  • 12. Национальные особенности языка телодвижений
  • Отправить заявку сейчас и получить бесплатный доступ к первому уроку!
  • Посмотреть как выглядит мой документ об образовании

2.1 Аспекты, способствующие самопожертвованию 2.2 Особенности притворства 2.3 Опасность недооценки существующего 2.4 Роль доктрины 2.5 Значение фанатизма 2.6 Значение ненависти и нечистой совести 2.7 Особенности подражания, убеждения, принуждения 2.8 Руководство массовым движением 2.9 Фактор свободы от личной ответственности 3.1 Роль людей слова 3.2 Особенности подготовки массового движения 3.3 Роль фанатиков 3.4 Разновидности массовых движений 4.1 Введение в теорию общения 4.2 Особенности структурирования времени 4.3 Особенности структурного анализа 4.4 Особенности анализа взаимодействий 4.5 Виды процедур и ритуалов 4.6 Понятие развлечений 4.7 Понятие и смысл игр 4.7 Разновидности игр 4.8 Описания различных социальных игр 4.9 Роль социальных игр 5.1 Особенности восприятия мужчин 5.2 Особенности общения с мужчиной 5.3 Общение с женщинами 5.4 Истоки конфликтов между мужчинами и женщинами 5.5 Способы разрешения конфликтов 5.6 Разница в эмоциональных потребностях 5.7 Роль доверия в любви 5.8 Проблемы в общении между мужчиной и женщиной 5.9 Разница в мужской и женской позиции 5.10 Умение общаться без упреков и обид 5.11 Как развить искусство слушать 6.1 Различия привлекают 6.2 Как любовь может мотивировать поведение 6.3 Способ установить границы 6.4 Умение уважать друг к другу 6.5 Способность получать и отдавать 7.1 Источники ссор 7.2 Основные тактики самозащиты 7.3 Причины ссор 7.4 Что провоцирует спор 7.5 Способы избежать спора 7.6 Самые распространенные примеры непонимания 7.7 Способы поддержать в трудные моменты 8.1 Особенности небольших знаков внимания 8.2 Потребности мужчин и женщин 8.3 Способность выражать негативные чувства 8.4 Умение соблюдать такт 8.5 Умение выражать гамму чувств 8.6 Способы освободить себя от негативных мыслей 8.7 Способы помочь самим себе 9.1 Частые ошибки во взаимоотношениях 9.2 Как просить о поддержке 9.3 Как проявлять настойчивость 9.4 Способы сохранить силу любви 9.5 Проявление подавленных в прошлом чувств 9.6 Особенности реакции с задержкой 9.7 Секрет успеха взаимоотношений 10.1 Умолчание и искажение правды как виды обмана 10.2 Использование маски и улыбки для обмана 10.3 Разновидности лжи 10.4 Ошибки, допускаемые лжецом 10.5 Чувства, сопровождающие ложь 10.6 Особенности страха разоблачения 10.7 Использованием принципов работы детектора лжи 10.8 Характеристики прирожденных лжецов 10.9 Страх наказания 10.10 Проявление мук совести 10.11 Отсутствие угрызений совести 10.12 Значение оправданий 10.13 Случай согласия жертвы с обманом 11.1 Как понимать скрытые и открытые жесты 11.2 Наука, изучающая язык телодвижений 11.3 Основные правила истолкования жестов 11.4 Способы имитации сигналов языка телодвижений 11.5 Жесты ладоней при установлении контакта 12.1 Различные значения одних и тех же жестов 12.2 Жесты Азии и Европы 12.3 Наиболее распространенные межнациональные жесты 12.4 Значение кивков 12.5 Значение положения головы 12.6 Как демонстрируется готовность к действию 12.7 Значение позы ковбоя 12.8 Что означают ноги на стуле 12.9 Различные позы во время переговоров и их значение

Источник: https://mba-city.ru/psychology/social_psycho/

Социально-психологическая адаптация студентов в условиях вуза

На первых этапах обучения в вузе нередко возникают проблемы, связанные с содержанием и особенностями процесса личностного самоопределения студента.

Помощь в преодолении этих проблем, достижении успешной личностной адаптации может оказать комплексное психологическое сопровождение адаптационного процесса, которое должно осуществляться с опорой на личностный потенциал студента.

В этой связи становится важным изучение личностных особенностей студентов-первокурсников курсов, опосредующих процесс психологической адаптации к вузу, значимым также является психологическая поддержка и сопровождение психологической адаптации личности студента.

В условиях смены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий, высшее профессиональное обучение и профессиональная деятельность существенно осложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности.

Предупреждение и преодоление социально-психологической дезадаптации является актуальной проблемой в настоящее время.

Неверная оценка характера и причин затруднений, возникающих у студентов на начальных этапах высшего профессионального образования, предъявляющего высокие требования не только к познавательной сфере студентов, но и к его личности в целом, порождают круг еще более сложных проблем [1, 3, 7, 8].

  • В данной работе мы рассмотрели содержание социально-психологической адаптации, проблемы и вопросы дезадаптации, способы повышения социально-психологической адаптации студентов в условиях ВУЗа.
  • Объект исследования — студенты СОГУ.
  • Предмет исследования — особенности социально-психологической адаптации студентов ВУЗа.
  • Цель — изучение динамики социально-психологической адаптации студентов в условиях ВУЗа.
  • Гипотеза: если в рамках учебно-воспитательного процесса проводить адаптационные тренинги, то это способствует ускорению социально-психологической адаптации студентов.
  • Задачи исследования:
  1. теоретическое изучение содержания, видов, механизмов, стадий и уровней адаптации;
  2. определение признаков и причин дезадаптации;
  3. раскрытие социально-психологических особенностей студенчества как социальной группы;
  4. исследование динамики социально-психологической адаптации учащихся в условиях начального профессионального образования;

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и социально-психологической литературы по проблеме социально-психологической адаптации, опрос, тестирование, методы статистической обработки данных.

Теоретический анализ проблемы социально-психологической адаптации показал, что адаптация предполагает: во-первых, приобретение знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства, а, во-вторых, изменение психической организации человека — когнитивных составляющих: сенсорных, перцептивных, мнемических и др.; и личностных процессов: мотивации, целеполагания, эмоций и др. [5, 6].

Это может осуществляться по следующим направлениям:

— изменением окружающей среды путем перестройки ее ожиданий от личности, норм и ценностей в соответствии с личностными, через очеловечивание среды в личностном плане, подчинение ее личности и т.п.

— перестройкой функциональных систем, ценностных ориентаций, интересов человека через приспособление человека к среде, ее ценностям, правилам и т.п.;

  1. — соединением и гармонизацией первых двух путей.
  2. При этом в управлении адаптационными процессами важно учитывать, что параметры физиологических и психологических возможностей человека и возможностей среды, условий и содержании деятельности вполне определенны, не безграничны в плане перемен, перестройки.
  3. Социально-психологическая адаптация личности — это двусторонний процесс взаимодействия, в ходе которого происходят перемены как в личности, в психике человека в целом, так и в среде, в ее нормах, правилах, ценностях, во всех сферах духовной жизни социума и его организации.

В нашем исследовании участвовали студенты 1-го курса психолого-педагогического факультета СОГУ. Экспериментом было охвачено несколько групп студентов, допущены до статистической обработки данные по 60 студентам.

Гипотеза: если в рамках учебно-воспитательного процесса проводить адаптационные тренинги, то это способствует ускорению социально-психологической адаптации студентов.

Экспериментальная часть работы реализовывалась в три этапа:

1 этап. Диагностика особенностей социально-психологической адаптации студентов СОГУ. Данный этап проводился в середине декабря 2016 года.

С целью выявления особенностей социально-психологической адаптации студентов использовались следующие методики:

  1. Методика диагностики самооценки психических состояний Г.Айзенка, позволяющая выявить индексы по шкалам: тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности.
  2. Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда, направленная на выявление таких интегральных показателей, как адаптация, самопринятие, принятие других, эмоциональная комфортность, интернальность, стремление к доминированию [4] .
  3. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В.Бойко, направленная на изучение параметров активности: эйфорической, рефрактерной, дисфорической, и характера стимулов, формирующих реакцию: положительных, амбивалетных, отрицательных.

2 этап. Психологическое сопровождение студентов с проведением тренингов по социально-психологической адаптации осуществлялось в янвпре-феврале 2017 года.

Помощь в социально-психологической адаптации студентов оказывается в СОГУ в рамках психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса с целью повышения качества обучения и воспитания студентов, разрешения проблемных ситуаций, связанных с особенностями развития личности юношеского возраста, более эффективного проведения учебно-воспитательной работы [2].

Методическое руководство, координацию и контроль работы по психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса в СОГУ осуществляет воспитательный отдел. Специалисты отдела выявляют основные психологические проблемы студентов, прогнозируют их развитие, планируют профилактические и корректирующие мероприятия по их разрешению и вырабатывают рекомендации студентам и их кураторам.

Основными направлениями работы по психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса являются:

  • психологическое просвещение, цель которого — формирование у студентов, родителей и преподавателей общей психологической культуры, знаний и желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья студентов, полноценного их личностного роста; способствование улучшению форм общения преподавателей со студентами в целях создания благоприятного психологического климата;
  • психодиагностика, с целью социально-психолого-педагогического изучения студентов первого курса, определения их индивидуальных особенностей и склонностей, возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, выявлении причин нарушений в развитии, обучении и воспитании, социально-психологической адаптации;
  • психокоррекция и развитие личности, с целью активного воздействия на процесс формирования личности, сохранения ее индивидуальности на основе совместной работы с преподавателями;
  • индивидуальное психологическое и профессиональное консультирование, с целью оказания помощи студентам, педагогам и родителям;
  • психологическая профилактика, с целью разработки рекомендаций преподавателям, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
  • В работе со студентами первого курса используются следующие формы и методы: лекции, беседы, тестирование, опрос, тренинги, групповые и индивидуальные консультации.
  • Проведение тренингов, которые относятся к методам активного обучения, связано со стремлением преподавателей способствовать повышению социально-психологической адаптации студентов, созданию специальных условий, мотивирующих студентов к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
  • Цель проведения адаптационного тренинга — ускорение социально-психологической адаптации членов учебной группы, сплочение группы и развитие коммуникативных навыков.
  • Задачи адаптационного тренинга:
  • знакомство и сближение участников группы;
  • формирование ценностных ориентаций и интересов через приспособление студентов к новой среде;
  • формирование норм взаимодействия в группе и преодоление барьеров общения между участниками группы;
  • создание благоприятного эмоционально-психологического климата в группе;
  • формирование навыков межличностного общения и группового взаимодействия.

Важно сформировать у участников тренинга интерес и должную мотивацию. Создание в тренинговой группе гармоничной атмосферы доверия и безопасности, предполагающей позитивный эмоциональный настрой, помогает перейти на откровенное общение.

3 этап. Повторная диагностика студентов проводилась в конце февраля 2017 года.

Эмпирическое исследование позволило выявить уровни социально-психологической адаптации студентов и показать сложность данного процесса.

Выявлены неадаптированные студенты, они испытывают трудности в процессе именно социально-психологической адаптации, причем причины дезадаптации коренятся в личностных особенностях учащихся: повышенной фрустрированности, рефрактерной активности, ригидности, неумению устанавливать взаимоотношения со сверстниками.

Это говорит о том, что эмоциональная система восприятия этих студентов пасует перед разными влияниями — положительными, отрицательными и амбивалентными.

В окружающей действительности она выбирает преимущественно амбивалентные стимулы, обнаруживающие либо положительный, либо негативный смысл, который зависит от установок самой личности, от ее тенденции приписывать вещам, явлениям, людям хорошие или плохие качества. При этом данные студенты «застревают» в личности, остаются в виде переживаний неприятного осадка, размышлений, затаенной грусти, злобы, испытывают эмоциональный дискомфорт, они агрессивны и фрустрируемы в большей степени, чем другие студенты.

Реализация адаптационных тренингов и анализ повторной диагностики полученных результатов, позволил отметить, что в экспериментальной группе произошли:

  • изменения по таким показателям, как тревожность, агрессивность, ригидность, рефрактерная активность, — наблюдается снижение этих показателей;
  • увеличение показателей адаптации и эмоционального комфорта студентов.

В контрольной группе, хотя и произошли изменения по показателям социально-психологической адаптации, фрустрации, агрессивности, эмоциональному комфорту, но они незначительны.

Таким образом, можно отметить, что студенты экспериментальной группы отличаются от студентов контрольной группы по показателям тревожности, агрессивности, ригидности, где они ниже в первой группе и социально-психологической адаптации, которая выше в экспериментальной группе на уровне значимости 0,01.

Эмоциональный комфорт оценивается выше студентами экспериментальной группы с вероятностью допустимой ошибки р< 0,05, рефрактерная активность выше в контрольной группе с вероятностью допустимой ошибки р< 0,05.

Следовательно, показатели, указывающие на успешную социально-психологическую адаптацию выше у студентов экспериментальной группы.

Полученные результаты исследования показывают на необходимость психологического сопровождения студентов в процессе адаптации к обучению в условиях высшего профессионального образования. В частности, после реализации адаптационных тренингов ускоряется социально-психологическая адаптация студентов, повышается их эмоциональная удовлетворенность и комфорт.

Экспериментальное исследование нашей работы доказало, что социально-психологическая адаптация довольно сложный процесс, который характеризуется многими сложностями.

Нами отмечена динамика таких показателей социально-психологической адаптации студентов как адаптация, эмоциональная удовлетворенность, согласно используемым методикам, снижение тревожности, ригидности, рефрактерной активности и фрустрации, что свидетельствует об эффективности адаптационных тренингов.

Как показывает опыт, работа, направленная на оказание помощи студентам первого года обучения в условиях высшего профессионального образования в адаптации к условиям обучения, она совершенно необходима, и при правильной организации будет полезна не только самим студентам, но и преподавателям.

Таким образом, экспериментальное исследование подтвердило поставленную гипотезу о том, что если в рамках учебно-воспитательного процесса проводить адаптационные тренинги, то это способствует ускорению социально-психологической адаптации студентов.

Источник: https://novainfo.ru/article/12229

Ссылка на основную публикацию