Социальная ориентация экономики — в помощь студенту

Решать общественные проблемы с применением бизнес-подхода становится модно — тем более что социальное предпринимательство поощряется государством.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Социальная ориентация экономики - в помощь студенту

Артем Геодокян/ТАСС

Летом этого года социальное предпринимательство (СП) получило в российском законодательстве официальный статус и было выделено в отдельную область малого и среднего предпринимательства (МСП). Закреплена законодательно и деятельность социального предприятия.

Согласно новой редакции закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», инициированной Минэкономразвития РФ, такой бизнес направлен на трудоустройство социально не защищенных групп (людей с ограниченными возможностями, сирот, пенсионеров, беженцев, переселенцев и т.п.), производство товаров (работ, услуг) для таких категорий граждан, достижение общественно полезных целей.

По оценке заместителя генерального директора по продвижению новых проектов Агентства стратегических инициатив (АСИ) Ольги Захаровой, в настоящий момент в стране насчитывается порядка 70 тыс. предприятий, которые потенциально соответствуют критериям социального предприятия. Точный перечень компаний с этим статусом в Едином реестре субъектов МСП должен появиться уже в апреле 2020 года.

Важно не пропустить установленные законом сроки подачи документов для включения в реестр — до 1 марта 2020 года, говорит директор фонда «Наше будущее» Наталия Зверева. В дальнейшем, по ее словам, это даст социальным предпринимателям возможность получить господдержку.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Задачи учета затрат на производство - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Социальный бизнес, как и любой другой, вырастает из решения конкретных проблем потребителей, но при этом решает проблемы социально уязвимых категорий населения. Порой он и вовсе рождается из благотворительности, считает Ольга Захарова: «Это своего рода эволюция благотворительных проектов — финансово устойчивые проекты, направленные на решение социальных задач».

Социальные предприниматели — наиболее активная часть сообщества, считает менеджер проектов Центра общеакадемических образовательных инициатив Института организационного развития и стратегических инициатив РАНХиГС Анна Бурашникова: «Они видят проблемы в сообществе и готовы проявить инициативу в их решении». Но это отнюдь не благотворительность, отмечает она.

Сильной стороной социального предпринимательства является поиск нестандартных бизнес-моделей и механизмов, отмечает в статье в журнале «Мир социального предпринимательства» (2019) директор Центра социального предпринимательства НИУ ВШЭ Александра Московская. При этом предприятия такого типа отличаются высокими коммерческой устойчивостью, уровнем оптимизма и ростом объемов продаж, ссылается она на опыт Великобритании, где господдержка и статистика развития СП ведется более десяти лет.

Начало институционализации социального предпринимательства в России связывают с основанием в 2007 году главой ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым фонда региональных социальных программ «Наше будущее».

Фонд и сегодня предоставляет гранты и беспроцентные займы социальным проектам.

В 2012 году, отмечают в НИУ ВШЭ, термин «социальное предпринимательство» впервые появился в федеральных нормативных документах.

Вступление в 2015 году в действие закона «Об основах социального обслуживания граждан» (442-ФЗ), направленного на развитие негосударственного сектора и конкуренции в сфере социального обслуживания, стало еще одним стимулом для СП.

Нынешний этап развития социального бизнеса, по мнению Александры Московской, связан с более глубоким пониманием «социальности» бизнеса — не через отраслевую принадлежность, а через социальное назначение предприятия (куда направляется прибыль, какие блага получают целевые группы, где находятся целевые группы в цепочке производимого СП блага) и закладывает основу гибкости его регулирования.

Спектр задач

Социальные предприниматели решают широкий спектр социальных задач: от дошкольного образования до ухода за тяжелобольными людьми, говорит директор департамента акселерационных программ Фонда поддержки социальных проектов Дмитрий Богданов.

Центр поддержки социальных инноваций и предпринимательства Impact Hub Moscow выделяет три самых востребованных направления в этой отрасли: образовательные услуги для людей разного возраста; трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья; экологические проекты.

Государственные фонды поддерживают общественно значимые проекты не только финансово. Фонд поддержки социальных проектов АСИ запустил бесплатную обучающую онлайн-программу для новичков в социальной сфере. При фонде работает акселератор, деятельность которого направлена на повышение бизнес-компетенций, поиск новых каналов монетизации, «упаковку» проектов для привлечения инвесторов.

Всероссийский акселератор социальных инициатив RAISE на конкурсной основе готовит, поддерживает и сопровождает социально ориентированных предпринимателей из молодежной студенческой среды.

Господдержка реализуется и через центры инноваций социальной сферы в регионах. Правительство Югры в 2016 году запустило пилотный проект «Социальные инвестиции» с фондом региональных социальных программ «Наше будущее».

Сегодня СП может воспользоваться, по сути, мерами господдержки малого и среднего бизнеса, предусмотренными нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», — например, через центры «Мой бизнес». Однако вступление в силу поправок в закон о МСП обещает расширение программ поддержки для социально ориентированного бизнеса. По крайней мере, как ранее заявляла гендиректор Корпорации МСП Наталья Ларионова, в корпорации ждали принятия закона.

Законом предполагается, в частности, содействие СП в развитии межрегионального сотрудничества, поиске деловых партнеров, проведении ярмарок, деловых конгрессов и выставок.

«Необходимо продолжать развивать коммуникацию между государством и малым бизнесом, делать ее более понятной и доступной, чтобы предоставляемые возможности были более востребованными», — говорит сооснователь и директор Impact Hub Moscow Екатерина Халецкая.

Совместно с государством

В государственной социальной сфере бизнес способен совершить настоящую революцию, считает Ольга Захарова: повысить доступность, ассортимент и качество услуг, а также оптимизировать бюджетные расходы.

«Развитие социального предпринимательства позволяет сформировать экосреду, где во главу угла поставлено не извлечение прибыли, а создание лучших условий для людей с использованием всех имеющихся ресурсов — государства, бизнеса, общества», — считает она.

При этом социальный бизнес, госполитика в социальной сфере и благотворительные проекты не соперничают, а дополняют друг друга.

Важно открывать для негосударственных поставщиков рынок бюджетных социальных услуг: детские сады, дополнительное образование, услуги сиделок и многое другое, говорит генеральный директор Фонда социальных инвестиций и член правления «Опоры России» Сергей Голубев.

«Было бы здорово сделать своего рода лабораторию с пилотами для социальных предпринимателей в одной или нескольких госструктурах, — говорит начинающий социальный предприниматель, создатель развивающих наборов для детей Landybox Елена Тимохина.

 — На примере моего проекта это могла бы быть закупка коробочек Landybox и занятия по ним в отдельно взятом детском саду, обкатка решения, а затем его масштабирование.

Подобные лаборатории есть у многих корпораций, было бы интересно воплотить это и с государством».

«Успешный социальный предприниматель — ценный консультант для государства, способный мыслить вне шаблона и находить неординарные решения социальных проблем», — уверена Екатерина Халецкая. К тому же, уточняет она, принятие поправок к закону о МСП способствует росту интереса СМИ к теме социального предпринимательства.

А значит, о нем узнает больше людей, и число социальных предпринимателей вырастет. Это очень важно, указывает Анна Бурашникова: «Придание социальному предпринимательству юридического статуса позволит более четко идентифицировать его в информационном пространстве.

Население нашей страны пока с трудом различает понятия «благотворительность», «социальное предпринимательство» и «бизнес в социальной сфере».

На краудфандинговой площадке Planeta.ru в 2015 году по инициативе фонда «Наше будущее» появилась отдельная категория проектов «Социальное предпринимательство».

Это было сделано для того, чтобы люди лучше представляли себе, что такое вообще социальное предпринимательство как явление, рассказывает PR-директор Planeta.ru Наталья Игнатенко.

Однако после «легализации» понятия на государственном уровне оно найдет поддержку у гораздо большего количества людей.

Просто поговорить

В числе ключевых проблем, обозначенных участниками рынка, — нехватка коммуникации, низкий уровень информированности, отсутствие механизмов, которые позволяли бы сделать поддержку социальных предпринимателей эффективной, говорит Ольга Захарова.

«Взаимодействие с государством необходимо как минимум для сопоставления позиций, методов и подходов при решении социальной проблемы. Социальные предприниматели никогда не отказываются от поддержки, прежде всего имущественной (льготной аренды, в первую очередь) и налоговой», — отмечает Дмитрий Богданов.

Кроме того, социальное предпринимательство — крайне сложная сфера бизнеса, со своей спецификой.

«У производителей средств технической реабилитации, например, нередко различаются клиенты (те, кто платит) и благополучатели (те, кому нужен продукт).

Им нужно проводить разные маркетинговые кампании для этих целевых аудиторий, активно взаимодействовать с Фондом социального страхования и многое другое», — рассказывает Сергей Голубев.

Еще одна проблема основателей социальных стартапов — эмоциональное выгорание. Поэтому важна помощь сообщества единомышленников, которое формируется благодаря площадкам-посредникам и образовательным проектам, обращает внимание Екатерина Халецкая. 

Источник: https://plus.rbc.ru/news/5dc192557a8aa936c82d2fed

К вопросу о социально-экономической ориентации студентов (стр. 1 из 2)

М.Д. Купарашвили, С.А. Ветров, Омский государственный университет, кафедра философиии

В период современной трансформации российского общества и формирования рыночных отношений идет динамичное смещение нравственных ориентаций, выработка новых ценностей.

Модернизация России обозначила в общественном сознании установку на принятие капиталистической модели развития как наиболее желательной.

В этих условиях наблюдается устойчивый рост интереса к экономическим и социальным дисциплинам.

Российские студенты отдают предпочтение ориентациям либерально буржуазной модели, но понимают новые рыночные отношения прагматично. Они не учитывают того обстоятельства, что капитализм формировался не только как социально-экономическое, но и как социокультурное, духовное образование.

Ценности буржуазного общества строились на религиозно-нравственном фундаменте. Несмотря на спонтанность многих экономических и политических процессов, проблемы отношения к труду, богатству, собственности, наемной рабочей силе и т.д.

тщательно осознавались и скрупулезно разрабатывались деятелями науки и религии.

Современное экономическое образование в России ориентировано лишь на изучение технологии экономических процессов. Большое значение придается механике обогащения. Вопросы, предполагающие рассмотрение нравственных, духовных основ предпринимательства, практически не ставятся.

Не существует специальных изданий, посвященных данной проблеме. Публикации в научных журналах имеют фрагментарный характер. Популярные периодические издания, в лучшем случае, уделяют внимание вопросам делового этикета и протокола.

Если же указанные проблемы затрагиваются в ходе обучения, то они анализируются в контексте западной научной литературы. Несомненно, труды М. Вебера, В. Зомбарта, И. Шумпетера, Д.

Маклеланда и многих других должны стать методологической основой для их изучения, но необходимо рассмотреть нравственный фундамент и актуализировать духовные ценности именно российских предпринимательских отношений.

Моральные и духовные стандарты, которые выработают сегодня в своем сознании студенты, через 10-15 лет будут основой новой экономики нашей страны. Модернизация сознания так же важна, как и модернизация социально-экономической, социально-политической сфер жизни общества. В конечном счете, модернизация сознания заключается в способности формировать свои представления о желаемом, должном и действительном в практике предпринимательства.

На данный момент в обществе господствует механистический тип сознания, доминирует подход к России не как к органичному целому, а как к механическому образованию, которое можно видоизменять по своему усмотрению, руководствуясь формулами: «выгодно — не выгодно», «законно — не законно», «эффективно — не эффективно». Дилемма «нравственно — безнравственно» даже не является объектом рефлексии.

Такое положение вызвано современной практикой российских отношений.

Сегодня в России крупные состояния формируются не в результате трудовой инициативы, роста производства, а в результате спекуляций, политического лоббирования, обеспечивающего перераспределение национального дохода в пользу тех, кто приближен к властным структурам. Россия воспринимается ведущими предпринимателями и менеджерами как источник ресурсов, средство обогащения.

Подобное положение осложняется рядом обстоятельств. Ориентация на уровень жизни западного общества ограничивается лишь стандартами потребления. При этом совершенно игнорируется ценность труда западной цивилизации.

Следовательно, необходима сознательная коррекция информации, обеспечивающая широкий доступ технологиям и ограничивающая доступ информации досуга. Следует учесть, что подобное ограничение не должно происходить в результате деятельности соответствующих госслужб. Студентов необходимо подвести к сознательному самоограничению.

Этому могут помочь актуализированные духовные ценности российского общества. Опираясь на них, студент сможет проводить сознательный отбор позитивной технологической информации.

Проблема актуализации ценностей осложняется тем обстоятельством, что в современных условиях лишь ограниченное количество организационных структур и институтов способствуют этому процессу. К таким структурам, в частности, относятся учебные заведения, еще сохраняющие внутреннюю стройную систему, не дезориентированные, несмотря на всеобщий кризис.

Другие структуры не могут в полной мере справиться с задачей формирования нового мировоззрения, предполагающего интенсивную рефлексию, а не автоматическое воспроизведение догматизированных истин. Так, средства массовой информации навязывают те или иные точки зрения, а не формируют позиции. Искусство пытается обрести себя в новых условиях.

Церковь сегодня озабочена укреплением политического влияния.

Наконец, при актуализации духовных ценностей, базовых для российского предпринимательства, следует учитывать необходимость поворота науки, связанной с анализом экономических отношений, от модели «человека экономического» к социоэкономическим моделям, где деловой человек представлен не как хищник, которым движет инстинкт добывания денег, а как индивидуальность, как личность, которая стремится сочетать экономические и морально-психологические интересы.

Читайте также:  Эффективность менеджмента в организации - в помощь студенту

Ставя перед собой задачу изучения нравственных основ модернизации современной России, актуализации духовных ценностей, способствующих становлению цивилизованных предпринимательских отношений, высшее образование должно акцентировать внимание на ряде ключевых тем.

Опираясь на их синтез, студенты смогут яснее и отчетливее осознавать сущность идущих в нашем обществе преобразований.

Особенно важными кажутся такие темы, как докапиталистический хозяйственный образ мысли; западная (католическая, протестантская) предпринимателская этика и «дух капитализма»; православная и старообрядческая трудовая этика; тип предпринимателя и основы его модификации.

По нашему мнению, начинать изучение подобных проблем необходимо с достижений западной науки. Для этого есть ряд причин. Во-первых, российское сознание постоянно подпитывается культурными достижениями Запада. Многие идеи, в частности идеи капитализма, либеральной демократии и т.д., позаимствованы нами.

Но нельзя согласиться с выводом, что эти духовные инъекции производились насильственно. Почва для их восприятия подготавливается самим российским обществом. Другое дело, что западная интеллектуальная и институциональная продукция часто воспроизводится в нашей стране в искаженном виде. Это вызвано манипуляциями с конечными результатами духовного производства.

При этом не учитываются природа и процесс оформления той или иной идеи, того или иного института.

Во-вторых, либеральное сознание в России сильно пропитано западным духом, поэтому можно предположить, что он становится (пусть опосредствованно) частью русского предпринимательского сознания.

В-третьих, изучение «духа капитализма» западной цивилизации для нас актуально еще и потому, что он становится источником вдохновения и поиска в русском сознании аналогий с предпринимательскими ценностями Запада.

В-четвертых, деловая этика детально изучена именно западными учеными на европейском и американском материале. Было бы ошибкой пренебрегать исследовательскими традициями, которые могут стать отправной точкой для детального изучения русского предпринимательства.

Начинать анализ нравственных норм капиталистических отношений, деловой этики необходимо с рассмотрения докапиталистического хозяйственного образа мысли. Методологической основой данной работы служат труды Л.Б. Альберти, Д. Дефо, Б. Франклина, В. Зомбарта, М. Вебера, Г. Зиммеля и др.

На заре хозяйственной жизни человек живет в согласии с природой, лихорадка накопительства еще не показывает душегубительных результатов. Вся хозяйственная жизнь служит непосредственным потребностям человека. Размеренность и постоянство — его основные черты. Идея достаточного состояния по положению человека в обществе выражает суть докапиталистической эпохи.

Жажда наживы денег, такая естественная в рамках капиталистического хозяйствования, рассматривается скорее как аномалия.

Аристотель относил наживу денег к области, находяшейся за пределами естественной потребности и не принадлежащей к хозяйственной деятельности.

Отсюда основные принципы, на которых строился докапиталистический способ хозяйствования — это принцип потребностей и принцип традиционности.

Современная хозяйственная жизнь является порождением, с одной стороны, предпринимательства, а с другой — мещанства (В. Зомбарт). Отчетливое проявление предпринимательского духа относят к эпохе средневековья, следующей после периода образования сокровищниц.

Мещанство как проявление «святой хозяйственности» и «деловой морали» проявляет себя позднее. Носителями мещанского духа были купцы и ремесленники, люди, отрицающие авторитеты и насилие. Они сами прокладывают себе дорогу в жизни с помощью их способностей к убеждению и искусства договариваться.

Они должны были беречь свое состояние как отцы семейства, должны были играть честно, чтобы рассчитывать взамен на то же самое со стороны других.

Как только слой купцов и ремесленников образовали состоятельное большинство общества, все ценности аристократического хозяйства канули. Хозяйство господина — это расходное хозяйство. Хозяйство купца — это доходное хозяйство. «Идея сбережения явилась в мир» (В.

Зомбарт), но это бережливость не от нищеты, а от расчетливости, от рационального ведения хозяйства и экономизации ведения хозяйства. Основными принципами становятся: не расходовать больше, чем имеешь дохода, и расходовать меньше, чем имеешь дохода (Альберти).

Рационализация и экономизация ведения хозяйства включали в себя и формирование идеала бережливого хозяина. Отсюда эти принципы распространялись на душу, тело и время хозяйственного человека.

Как можно больше сохранить из них и по возможности ничего не потерять (Альберти) было сверхзадачей доброго предпринимателя. Больше всего осуждалась праздность, которая считалась местом зарождения всех пороков.

Из праздности возникает пышность, а из нее презрение к законам (В. Зомбарт). Прилежание и умеренность Б. Франклин объявил основными принципами добывания богатства.

Только на такой хорошо разработанной почве могло возникнуть понятие коммерческой солидности и деловой морали как яркое выражение соблюдения не только повседневных правил по отношению к внешнему миру, но и взятых высоких обязательств перед обществом.

Источник: https://mirznanii.com/a/229530/k-voprosu-o-sotsialno-ekonomicheskoy-orientatsii-studentov

Сущность и показатели социально-ориентированной экономики в промышленно-развитых странах

Экономическое развитие общества связано с решением социальных проблем, таких как занятость, оплата труда, социальная справедливость и социальная защищенность.

Для устранения нежелательных последствий рыночного механизма в социальной сфере необходимы целенаправленные действия общества. Эти действия, основанные на определенных принципах, и представляют социальную политику государства.

Государственная социальная политика — комплекс мер государства, направленных на поддержание нормальных условий жизнедеятельности, социальной справедливости и социальной защиты населения.

Социально-ориентированная экономика — эффективно функционирующее рыночное хозяйство, для которого, наряду с достижением экономического роста и получением прибыли, приоритетно справедливое и достойное решение социальных проблем.

Целями социально-ориентированной экономики являются:

  • 1. соблюдение основных прав человека и принципа социальной справедливости,
  • 2. предоставление каждому равных возможностей для проявления своих способностей, трудолюбия, инициативы и предприимчивости;
  • 3. повышение уровня благосостояния людей и социальной защиты, соразмерно потенциалу страны, страхование всех от риска потерять достойное жизнеобеспечение;
  • 4. поддержание в обществе стабильности, гражданского согласия и социального мира.

Опыт зарубежных стран доказывает, что социальная направленность рыночной экономики обеспечивается ее успешным развитием на основе использования в общественном производстве достижений научно-технического прогресса, высоким уровнем занятости населения.

Важным фактором этого является и регулирующая роль государства, опирающегося в своей политике на правила свободного рынка, поддержку и солидарность общества.

Государство в условиях рыночных отношений должно выступать гарантом социальной ориентации национальной экономики, блюстителем оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости.

Оно призвано действовать посредством совершенствования законодательства, государственного бюджета, активной налоговой политики, регулирования доходов, системы оказания социальных услуг, услуг утверждения подлинного социального партнерства.

Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния — конкуренция. Она одна дает возможность всем людям пользоваться хозяйственным прогрессом, в особенности, в их роли потребителей. Она же уничтожает все привилегии, не являющиеся непосредственным результатом повышенной производительности труда.

Через конкуренцию может быть достигнута — в лучшем смысле этого слова — социализация прогресса и прибыли; к тому же она не дает погаснуть личному стремлению каждого к трудовым достижениям. Неотъемлемой частью убеждения Л.

Эрхарда, что именно этим путем можно лучше всего умножить благосостояние, является желание обеспечить всем трудящимся, соответственно росту производительности, постоянное повышение заработной платы.

Обеспечение свободной конкуренции — одна из важнейших задач государства, основанного на свободном общественном строе.

Если хозяйство ведется в условиях совершенной конкуренции и в нем установилось общее экономическое равновесие, то в экономике достигнута общественная максимальная полезность. Две важнейшие проблемы национальной экономики — эффективное использование ограниченных ресурсов и распределение благосостояния между индивидами.

Хотя экономика, основанная на совершенной конкуренции, в отличие от монополизированного хозяйства, исключает такую крайнюю дифференциацию доходов, неодинаковая экономическая активность участников общественного производства приводит к различиям в их доходах. Если эти различия не соответствуют сложившимся в обществе представлениям о социальной справедливости, то на государство возлагается обязанность осуществлять перераспределение благосостояния между гражданами.

Ряд «общественных благ», не имеющих рыночной оценки (воздух, вода и др.), безжалостно расхищаются предпринимателями, которые вовсе не склонны тратить средства на восстановление этих благ.

Предприниматели не заинтересованы вкладывать средства в такие сферы, где плодами произведенных затрат могут пользоваться «третьи лица» и где отдача затрат носит неопределенный характер. Поэтому необходимо государственное вмешательство в экономику, корректирующее действие рыночного механизма.

Такое вмешательство следует осуществлять и для перераспределения национального дохода в целях смягчения социального неравенства и повышения всеобщего благосостояния. Бедность возникает не по вине бедняков, а вследствие действия рыночного механизма.

Трансферт дохода от богатых к бедным (при том же объеме национального дохода) обеспечивает повышение благосостояния общества. Однако трансферты должны быть организованы таким образом, чтобы их введение не повлекло за собой снижения национального дохода.

В целом для социально-ориентированной экономики характерно:

  • а) достаточно большой объем перераспределения ВВП через бюджет (около 50%);
  • б) формирование значительных страховых фондов за счет работодателей;
  • в) стремление к развитию социального партнерства;
  • г) направленность на поддержание высокого уровня занятости трудоспособного населения.

К общим чертам социального рыночного хозяйства и, соответственно, направлениям деятельности государства по его формированию следует отнести следующие:

  • 1. социальное государство обязано создавать условия для развития личности и одновременно препятствовать социальному иждивенчеству;
  • 2. и государство, и гражданин на основе гарантированной ему свободы, развития отношений собственности, в равной мере ответственны за материальное благополучие;
  • 3. государство обеспечивает социализацию отношений посредством свойственных ему форм и методов государственного регулирования экономики и социальной сферы: рационального налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольных мер, финансирования социальных программ;
  • 4. концепция социального государства, социального рыночного хозяйства предполагает, что с помощью государственного устройства можно достичь справедливого и экономически рационального сочетания интересов отдельных лиц и общества в целом;
  • 5. создание социального рыночного хозяйства является одной из главных задач социального государства. Государство должно находить на каждом этапе развития баланс между саморегулированием рынка и государственным деспотизмом, дозировать объем экономической свободы и государственных социальных гарантий, используя правовые методы стимулирования производства социально значимых товаров и услуг, обеспечивающих разумные потребности граждан и их занятость;
  • 6. социальный мир и экономический рост зависят от реального участия граждан в выработке и реализации политических и правовых норм, касающихся их жизненных интересов. Социальное государство формируется в процессе переговоров и соглашений между социальными партнерами правительством, предпринимателями и профсоюзами, представляющими интересы трудящихся.

К основным принципам, на основе которых формируется социальное рыночное хозяйство и современное социальное государство относятся:

  • 1. экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов тарифную автономию на основе социального партнерства;
  • 2. доверие к регулирующей роли рыночных отношений на основе спроса и предложения, свободного ценообразования и конкуренции;
  • 3. ответственность государства за выработку и обеспечение правил игры на свободном рынке, создание условий для честной конкуренции;
  • 4. обеспечение полной загрузки (не только занятости) трудоспособного населения;
  • 5. государственная и общественная помощь менее трудоспособным;
  • 6. участие рабочих в управлении производством, общественной и государственной жизнью;
  • 7. осуществление тарифной политики в интересах работодателя и работника с их собственным участием и участием государства;
  • 8. социальная защита и поддержка нуждающихся работников, а также уже (или еще) не могущих работать граждан;
  • 9. проведение государственной политики справедливого распределения доходов;
  • 10. утверждение активной социальной политики и социального партнерства, обеспечение социальной солидарности граждан.

Социальную ориентацию экономики можно обеспечить лишь основываясь на высокопроизводительном хозяйстве, сочетающем частную инициативу и конкуренцию. Только на базе эффективно функционирующей экономики возможно создать сильную систему социальной защиты граждан, обеспечить равные возможности их доступа к общечеловеческим ценностям.

Социальное рыночное хозяйство ориентировано на достижение ряда целей, реализация которых позволяет повысить качество жизни населения, обеспечить стабильный экономический рост.

Для социального рыночного хозяйства характерно использование рыночных методов хозяйствования, государственного регулирования и прогнозирования экономики, открытая модель экономики, наличие современной рыночной и социальной инфраструктуры, системы социальной защиты населения и др.

Согласно теории социального государства программной целью государства является обеспечение достойных условий жизни населения. Государство обязано создавать условия для развития человека.

Механизм государственного регулирования должен быть направлен на обеспечение благосостояния всего населения.

Задачей государственных органов управления при этом становится нахождение баланса между саморегулированием рынка и государственным вмешательством, дозирование объемов хозяйственной свободы и государственных социальных гарантий.

В этой связи особое значение приобретает проблема встраивания в рыночное хозяйство государственных форм регулирования экономических и особенно социальных процессов. Регулирование социальных процессов и проведение социальной политики, направленной на снижение социальных издержек, становится одной из основных функций государства.

Один из подходов к определению социальной рыночной экономики состоит в том, что ключевой проблемой в организации социального рыночного хозяйства является устранение влияния частной экономической власти.

Так основная идея социальной рыночной экономики состоит в защите рыночной экономики от власти.

Социальное, по свои целям и результатам, рыночное хозяйство невозможно без социального характера распределения экономической власти.

Как мы выяснили, социально-ориентированная экономика — это эффективно функционирующее рыночное хозяйство, для которого, наряду с достижением экономического роста и получением прибыли, приоритетно справедливое и достойное решение социальных проблем.

Целью социально-ориентированной экономики является поддержание в обществе стабильности, гражданского согласия и социального мира, значительное сокращение масштабов бедности; повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке; обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ. Социальное рыночное хозяйство, с одной стороны, гарантирует хозяйственную свободу, рыночные методы хозяйствования, конкуренцию, а с другой — предоставляет социальную защищенность и социальную справедливость.

Источник: https://studwood.ru/1385496/ekonomika/suschnost_pokazateli_sotsialno_orientirovannoy_ekonomiki_promyshlenno_razvityh_stranah

Экономика социально ориентированная — это… что такое экономика социально ориентированная?

  • Рыночная экономика социально–ориентированная — экономика, основанная на частной собственности, рынке совершенной конкуренции, привлечении государства к его регулированию; где личная инициатива, конкуренция сочетаются с социальной защитой человека, социальной справедливостью и солидарностью.… …   Словарь по экономической теории
  • Социально-ориентированная рыночная экономика — Социально рыночная экономика (нем. Soziale Marktwirtschaft) экономическая система, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных… …   Википедия
  • Экономика страны — (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… …   Энциклопедия инвестора
  • Экономика России в период реформ — Экономические реформы в России (1990 е годы) Содержание 1 Хронология 2 Либерализация цен 3 Приватизация 4 Результаты реформ …   Википедия
  • Мировая экономика — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия
  • Мировая экономика — (World Economy) Мировая экономика это совокупность национальных хозяйств, объединенных различными видами связей Становление и этапы развития мировой экономики, ее структура и формы, мировой экономический кризис и тенденции дальнейшего развития… …   Энциклопедия инвестора
  • Ресурсо-ориентированная экономика — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. Ресурсо ориентированная экон …   Википедия
  • Социальный капитализм — Социальный капитализм  теория политического и философского направлений, ставящая под сомнение утверждение, что цели социализма и капитализма являются антагонистическими[1]. Сутью социального капитализма является утверждение, что рынки… …   Википедия
  • Капитализм — (Capitalism) Капитализм это общественно экономическая формация, основанная на частной собственности, эксплуатации наёмного труда и признающая главенство капитала История капитализма, модели капитализма, основные понятия капитала, становление… …   Энциклопедия инвестора
  • Посткапитализм — любая гипотетическая будущая экономическая система, которая должна заменить капитализм в качестве доминирующей формы экономики. Содержание 1 Посткапиталистические системы 1.1 Социализм …   Википедия
Читайте также:  Шифрование, кэширование и пароли - в помощь студенту

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/18130

СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ: ВЕКТОР РАЗВИТИЯ

Суханова Е.А.

  • Аспирант Омского государственного технического университета
  • СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ: ВЕКТОР РАЗВИТИЯ
  • Аннотация

Статья затрагивает одну из наиболее актуальных проблем, существующих в настоящее время в России, заслуживающей особого внимания и требующей скорейшего разрешения – создание продуманной, долгосрочной социально-экономической модели развития страны, в виду наличия большого круга социальных проблем, создающих угрозу социальной устойчивости.

В целях создания эффективной модели экономического развития необходимо использовать полезный для России опыт зарубежных стран, который должен быть адаптирован под собственные возможности и условия.

В статье рассмотрена суть современных концепций уровня жизни населения и по результатам исследования для России предложены наиболее приемлемые из них.

  1. Ключевые слова: социально-ориентированная рыночная экономика, концепции уровня жизни, уровень и качество жизни, экономический рост.
  2. Keywords: socially oriented market economy, concepts of a standard of living, standard of living and quality of life of the population, economic growth.
  3. Становление рыночной экономики, которая в настоящее время развивается в нашей стране, сопровождается усилением социально-экономического неравенства, бедностью, неравным доступом населения к общественным благам (образование, наука, культура), что тормозит развитие общества и экономический рост страны, от которого напрямую зависит уровень и качество жизни населения.

В России создана система правовых норм и институтов, способствующих повышению благосостояния населения и обеспечению социальной справедливости, реализуется комплекс мер, направленных на сглаживание социально-экономических диспропорций в стране, обеспечение равных возможностей всем членам общества и повышение уровня жизни населения. На повестке дня стоит задача повышения эффективности деятельности этих институтов и реализации социально-экономических программ.

Реализация национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищном строительстве и сельском хозяйстве позволила значительно модернизировать эти сферы, устранить или смягчить часть имеющихся диспропорций. Главные цели национальных проектов в основном достигнуты: экономический рост приобрел устойчивый характер, заложены основы масштабных структурных институциональных изменений.

  • В перечне изученных нормативно-правовых материалов следует отметить «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», «Стратегию национальной безопасности РФ до 2020 года», Федеральную целевую программу «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)».
  • Указанные документы содержат основные целевые ориентиры социальной политики по предотвращению неравенства, повышению доходов населения, усилению социальной поддержки семей с детьми и малообеспеченных категорий населения, преодолению бедности, снижению уровня безработицы, содействию самозанятости и поддержки малого бизнеса, развитию системы пенсионного и социального страхования, повышению уровня обеспеченности жильем, обеспечению возможности получения качественной медицинской помощи, эффективному использованию человеческого и социального капитала, что должно способствовать социальной стабильности и обеспечению полноценной социальной защиты населения.
  • Таким образом, современную модель экономического развития России можно охарактеризовать как социально-ориентированную, находящуюся на стадии становления, так как приоритетное место в ней отводится социальным целям, а также социальные ценности и социальная политика встроены в экономическую систему.
  • Формирование социально-ориентированной рыночной экономики в нашей стране сталкивается не только с отсутствием необходимой материальной базы, которая требует эффективного распределения, но и с противодействием, часто замаскированным рассуждениями о социальных приоритетах.
  • Очень важным условием социально-ориентированной экономики является поддержание баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью для того, чтобы максимально учесть экономические интересы страны и интересы каждого члена общества.
  • Для продвижения в деле создания социально-ориентированной рыночной экономики целесообразно использовать опыт различных зарубежных стран и выбирать из этого опыта то, что возможно использовать в России, в том числе в целях повышения уровня и качества жизни населения.

Уровень жизни – понятие, составляющее содержательную характеристику современных подходов к проблемам экономического роста и развития общества. Современная экономическая теория обратилась к этим проблемам в последние десятилетия, хотя авторитетные международные организации и исследовательские центры давно поднимают эти проблемы в своих научных разработках и дискуссиях.

В итоге, конец 80-х и начало 90-х годов ознаменовались формированием концепций и теорий, в которых по-новому рассматривается роль человека в экономике и развитии общества.

Прежде всего, это «концепция устойчивого развития» и «концепция развития человека», главной идеей которых является положение о том, что человек – цель экономического роста, а не его ресурс, а также предполагающие развитие, которое приводит не только к экономическому росту, но и к справедливому распределению его результатов, а также утверждающие основным богатством общества – людей, а главной целью развития – благополучие человека. Исследования в этом направлении сосредоточены в рамках международных организаций, работающих под эгидой ООН.

К современным концепциям относится, так называемая, «новая концепция национального богатства», которая обязана своим возникновением Всемирному банку, который, основываясь на научных разработках по обобщению мирового опыта исследований данной проблемы, выдвинул трактовку национального богатства как совокупности накопляемого человеческого, природного и воспроизводимого капитала.

В экономически развитых странах доля человеческого капитала возрастает до 80% национального богатства, а повышение уровня и качества жизни можно рассматривать как одно из важных условий накопления человеческого капитала.

Увеличение затрат на развитие человека является в настоящее время стратегической линией развития экономической политики большинства стран.

Показатели уровня жизни, благосостояния населения, качества жизни и развития человека становятся критерием принятия решений в области экономической и социальной политики в деятельности все большего количества государств и межправительственных организаций.

В 1970 году Международная организация труда (МОТ) предложила «концепцию базовых потребностей», в соответствии с которой, правительствам предлагалось сосредоточить внимание на удовлетворении основных потребностей большинства населения. Специалисты этой организации попытались разработать систему универсальных показателей, которая учитывает субъективное восприятие условий жизни и ее объективные характеристики.

В каждой стране право на достойный жизненный уровень реализуется на основе национальной концепции уровня жизни.

Концепции Организации объединенных наций, Швеции и Франции имеют, как общие характеристики, так и определенные различия, наиболее принципиальным из которых является иерархия ценностей и приоритетов.

В 1961 г. ООН была предложена концепция уровня жизни, согласно которой первостепенное значение имеет жизнь человека, его здоровье. К концу 60-х гг. XX в. появились шведская модель уровня жизни, которую можно рассматривать как концепцию «качества трудовой жизни»; и французская модель уровня жизни, рассматривающая демографические и социально-трудовые аспекты, как ее первооснову.

Одним из наиболее выдающихся современных зарубежных экономистов, занимающихся исследованиями проблем благосостояния, является А. Сен, который в 1998 г. стал лауреатом Нобелевской премии по экономике «За вклад в экономическую теорию благосостояния».

Его работы посвящены индексам благосостояния и бедности, национальному доходу, проблемам голода, экономического неравенства. А. Сен предложил две концепции уровня жизни: концепцию фактического уровня жизни человека, под которой он понимает совокупность видов его деятельности в определенный момент времени или в течение определенного периода, т.е.

совокупность событий, составляющих биографию человека; и концепцию располагаемых возможностей или свободы выбора, которая предполагает наличие возможности выбора человеком одного из доступных для него стилей жизни, который станет для него фактическим. В своей знаменитой книге «Развитие как свобода» А.

Сен показал влияние социальных и политических институтов на уровень жизни человека и утверждал, что «Эти контрасты (т.е.

контрасты между уровнем жизни, определяемым душевым доходом, и уровнем жизни, определяемым способностью дожить до преклонного возраста) во многом обусловлены социальным устройством и отношениями внутри сообщества, в том числе доступностью медицинской помощи, развитостью систем здравоохранения и школьного образования, соблюдением закона и порядка, распространением насилия и прочее». В этой же книге А. Сен говорил, что «Величина реальных доходов важна в качестве фактора, обеспечивающего соответствующие возможности при покупке товаров и услуг и повышение уровня жизни, сопровождающееся такими покупками», т.е. уровень жизни зависит от уровня дохода, который обеспечивает соответствующий уровень потребления [103, c. 41, 319].

С его точки зрения, уровень жизни в обществе следует оценивать не по среднему уровню доходов, а по возможностям людей вести такую жизнь, которую они считают достойной.

Цель общественного развития он видел не в беспредельном увеличении производства, а в создании возможностей для расширения выбора людьми: выбора совершать больше дел, жить долго, спастись от болезней, которых можно избежать, иметь доступ к знаниям. Данный процесс А.

Сен связывал с расширением свобод человека, с тем, чтобы выбирать из большего количества вариантов наиболее предпочтительные.

Еловиков Л.А. для России предложил следующую иерархию компонентов уровня жизни, которая определяет последовательность разработки и проведения мероприятий в области социальной политики доходов и заработной платы в начале XXI века [30, c. 35].

Первое место в этой иерархии занимает, как и в шведской модели, показатель, который объединяется понятием «качество трудовой жизни, а именно, – обеспечение эффективной занятости, которая предполагает занятие общественно-полезной деятельностью, обеспечивающей достойный доход, сохранение здоровья работников в процессе выполнения ими профессиональных обязанностей, рост их образовательного и профессионального уровня, создание необходимых условий для реализации творческого потенциала каждого работника на основе роста общественной производительности труда, а также экономическую и социальную целесообразность создания рабочих мест.

Необходимо учитывать, что Россия – страна самобытная, не относящаяся ни к западным, ни к восточным странам, потому не принесет успеха полное следование по пути развития какой-либо страны в силу наличия существенных экономических, социальных, природных, культурных и других условий жизни стран. Для создания собственной модели экономического развития необходимо использовать полезный для России опыт зарубежных стран, адаптировав под собственные возможности и условия.

Следует отметить, что наиболее приемлемыми для России с точки зрения сохранения и развития общечеловеческих ценностей и развития человеческого капитала можно считать концепцию уровня жизни, предлагаемую организациями ООН, отдающими приоритет здоровью нации, а также концепцию Швеции – с точки зрения обеспечения эффективной занятости, которая способствует экономическому росту и повышению уровня жизни населения страны, предполагает учет экономических интересов работодателя, работника и государства.

Исходя из этого, представляется возможным положить в основу построения модели уровня жизни приемлемой для России концепцию уровня жизни, предлагаемую ООН, а также шведскую концепцию.

Литература

1​ Сен, А. Развитие как свобода / А. Сен; пер. с англ. под ред. и с послеслов Р.М. Нуреева. – М.: Новое издательство, 2004. – 432 с.

2​ Еловиков, Л.А. Социальная политика (доходы и заработная плата): уч. пособ. / Л.А. Еловиков. – Омск: ОмГУ, 2005.– 468 с.

Источник: https://research-journal.org/economical/socialno-orientirovannaya-ekonomika-v-rossii-vektor-razvitiya/

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Социальная ориентация СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё предполагает подчинение хозяйства задачам развития личности.  [1]

Социальная ориентация экономики предполагает ее подчинение задачам развития личности.

Социальная справедливость РІ сфере СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё — соответствие системы экономических отношений представлениям, которые господствуют РІ данном обществе.  [2]

Социальная ориентация СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё предполагает подчинение хозяйства задачам развития личности.  [3]

Социальная ориентация экономики предполагает ее подчинение задачам развития личности.

Социальная справедливость РІ сфере СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё — соответствие системы экономических отношений представлениям, которые господствуют РІ данном обществе.  [4]

Материальные РѕСЃРЅРѕРІС‹ для социальной ориентации СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё были созданы завершением РІ конце 1970 — С… РіРі.

перехода РЅР° преимущественно интенсивный тип расширенного воспроизводства, связанный СЃ радикальным изменением источников этого расширения.  [5]

  • Каким образом следует организовать мониторинг социальной ориентации СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РІ регионах Р РѕСЃСЃРёРё.  [6]
  • Активизация отношений потребления, усиление социальной ориентации СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё представляет закономерный аспект интенсификации производства.  [7]
  • Р’ этом прежде всего СЏРєРѕР±С‹ проявляется социальная ориентация СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Рё восстанавливается социальная справедливость, так как приватизация рассматривается как форма закрепления права человека РЅР° долю РІ национальном богатстве страны, уже накопленном Рё РІ том, что будет создано РІ будущем.  [8]

Р’ современных условиях РїРѕРґ влиянием государственной антициклической политики, усиления социальной ориентации СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё развитых стран, глобализации РјРёСЂРѕРІРѕР№ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ сглаживание экономического цикла. РћРЅРѕ выражается РІ изменении соотношения различных фаз цикла, относительной продолжительности Рё глубины каждой фазы. Прежде всего, это относится Рє фазе РєСЂРёР·РёСЃР°, продолжительность Рё глубина которой уменьшаются. Фаза РєСЂРёР·РёСЃР° смягчается, Рё ее место РІСЃРµ чаще занимает фаза рецессии.  [9]

Общий уровень потребления населения в той или иной стране определяется достигнутым уровнем развития производительных сил, степенью социальной ориентации экономики страны.

Уровень потребления отдельных социальных слоев, РіСЂСѓРїРї, классов непосредственно зависит РѕС‚ распределения общественного продукта, что РІ конечном счете определяется собственностью РЅР° средства производства, Р° следовательно, Рё РЅР° созданный РїСЂРѕРґСѓРєС‚. Дифференциация потребления определяется дифференциацией РґРѕС…РѕРґРѕРІ, выражается РІ СѓСЂРѕРІРЅРµ Рё качестве потребляемых благ, структуре потребления.  [10]

Цели Рё принципы социального управления СЃРІРѕРµ дальнейшее развитие получают РІ законах Рё постановлениях правительства, воплощающих идеи гуманизации общественных отношений Рё социальной ориентации СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. Гипотетически социальная политика государства направлена РЅР°: обеспечение социальных гарантий, минимальных РґРѕС…РѕРґРѕРІ Рё услуг, обеспечивающих нормальные условия жизни, поддержание способностей граждан Рє труду, достижение социального партнерства Рё смягчение социальных противоречий, решение экологических проблем. Государственная социальная политика дополняет рынок Рё предпринимательскую деятельность, решая те РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, которые РЅРёРєРѕРіРґР° Рё РЅРёРіРґРµ РЅРµ решаются рыночными механизмами, имеющими совершенно РґСЂСѓРіРёРµ устремления.  [11]

Важнейшей проблемой преобразования системы управления стала задача создать СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєСѓСЋ модель СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, которая, РїРѕ замыслу Правительства, соответствует национальным традициям, что предполагает выполнение государством важной роли РІ хозяйственной жизни Рё наличие социальной ориентации СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё.  [12]

Важнейшей проблемой преобразования системы управления стала задача создать СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєСѓСЋ модель — СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, которая, РїРѕ замыслу Правительства, соответствует национальным традициям, что предполагает выполнение государством важной роли РІ хозяйственной жизни Рё наличие социальной ориентации СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё.  [13]

Все это обедняет предмет экономической теории.

Усиление социальной ориентации СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё требует изучения отношений между людьми как РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ производства средств Рє жизни ( средств производства Рё предметов потребления), так Рё самой жизни. Р’ результате Р±СѓРґСѓС‚ раскрыты семейные отношения.  [14]

РћРЅ направлен РЅР° реализацию социальной ориентации СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё этих стран.  [15]

Страницы:      1    2

Источник: https://www.ngpedia.ru/id219806p1.html

Ссылка на основную публикацию