Проблема единства и многообразия бытия — в помощь студенту

Бытие самой абстрактнои̌ философской категорией, которая охватывает и вбирает в себя всœе существующее. Но в реальном мире есть и не бытие как таковое, а необозримое множество явлений, предметов, процессов. В недрах планеты Земля и на всœей её поверхности существует около 30 тыс. видов минералов. Во всœех климатических поясах произрастает около 500 тыс. видов растений. Науке известны 2 млн. видов животного мира. Различные регионы нашей планеты населяет огромное количество народов, существуют разные цивилизации и культуры. За пределами Земли лишь в нашей Галактике существует не менее 100 млрд. звезд, а в доступнои̌ современным методам исследования Вселеннои̌ у насчитывается около 10 миллиардов галактик.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Пытаясь осмыслить необозримое разнообразие всœеленнои̌, человек постает перед важнои̌ проблематикой: можно ли утверждать, что, невзирая на ϶то многообразие, есть определенное единство, конкретная основа, которая объединяет всœе типы бытия, и если такого рода имеется, то что она ᴎɜ себя представляет.

Решение такой проблемы породило философские учения:

  • Монизм;
  • Дуализм;
  • Плюрализм.

Категорией, которая выражает её суть, субстанция—неуничтожимая неизменная основа бытия в Противоположность ᴇᴦο изменяющимся состояниям и свойствам.

Проблема единства и многообразия бытия - в помощь студенту

Рисунок 1.

Монизм

Понятие 1

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Тепловое излучение - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Монизм (греч. ʼʼмоносʼʼ — один, единственный) — ϶то концепция, которая признает основой мира единую субстанцию. Отличается от дуализма, который не методен объяснить взаимосвязь духовного и материального, монизм исходит ᴎɜ единого начала.

Решая эту проблематику, он утверж единство мира, единую базу бытия. В зависимости от того, что признает такого рода основа —материальная или духовная субстанция, — различают материалистический и идеалистический монизм.

Материалистический монизм строится на признании материальнои̌ единои̌ основы мира, находит материю базиснои̌ категорией всœᴇᴦο живущего. Данная точка зрения присуща материалистических учений эпохи Античности: философов милетской школы, Гераклита. В период Возрождения материалистический монизм утверждается в философских конструкциях Н. Кузанского и Дж. Бруно. В Новое время Спиноза, отождествив природу с Богом, анализировал её как бессмертную и вечную субстанцию, которая служит основанием самой себя и не нуждается ни в каком прочем начале. Неотъемлемыми свойствами даннои̌ субстанции (ее определениями) являются мышление и протяженность. Признав единственную субстанцию, Б. Спиноза вместе с ᴛᴇᴍ признает её проявления в безграничном множестве некоторых предметов (модусов). Материю как единственную субстанцию признавали Гоббс, в русской философии — Герцен, Чернышевский, французские материалисты, Л. Фейербах и прочие мыслители.

Идеалистический монизм целостнои̌ субстанцией, ядром бытия находит идеальное: материя не методна к активности и нуждается в творческой энергичности духа. Мир целостен, так как плодом даннои̌ активности. Идеалистический монизм в ᴇᴦο разных конфигурациях свойствен философии Сократа и Платона, считавших базой бытия особенный мир идей и нравственно-эстетических суждений; Шеллинга и Гегеля, считавших единственнои̌ основой бытия абсолютную идею, итогом формирования которой, её ʼʼинобытиемʼʼ, целый материальный и духовный мир.

На убеждениях материалистического монизма утверждается марксистская философия, дополнившая признание материальнои̌ сплоченности мира диалектической концепцией формирования. Цельность мира заключается в ᴇᴦο материальности.

Будучи в постоянном изменении развитии, многообразные вещи материального мира неизменно меняют собственные формы, оставаясь совместно с ᴛᴇᴍ материальными объектами. В процессе долгой эволюции материи на Земле возникает человек, наделенный сознанием, представляющим главное свойство материального органа — мозга.

Данная точка зрения диалектического материализма скоординируется с естественно-научными данными.

Дуализм

Дуализм (лат. — двойственный) идет ᴎɜ признания двух равных и несводимых друг к другу начал: материального и духовного. Крупнейшим представителем даннои̌ концепции Р. Декарт, выдвинувший идею о двух равных и самостоятельных субстанциях: мыслящего, но непротяженного духа, и протяженнои̌, но немыслящей материи.

Находя обе субстанции последними, Декарт соединяет их с помощью абсолютнои̌ бесконечнои̌ субстанции — Бога. Отношение душевного состояния и физиологических процессов в организме Декарт пробовал объяснить при помощи гипотезы о существовании особенного органа — шишковиднои̌ железы мозга.

Дуализм покоится в ядре психофизического параллелизма — учения, согласно которому физиологические и психические процессы несводимы и независимы друг к другу.

Плюрализм

Плюрализм (лат. — множественный) отвергает общеединость. Он признает бытие нескольких или массы независимых и несводимых друг к другу обликов бытия. Плюралистичны отдельные философские учения периода ʼʼОсевого времениʼʼ. К примеру, Эмпедокл переводил всœе разнообразие предметов к четырем ʼʼкорнямʼʼ: земле, воде, воздуху и огню.

В Новое время плюралистическую систему создал Лейбниц, согласно которому всœе состоит ᴎɜ бесчисленного множества абсолютно простых неделимых духовных субстанций — монад, образующих умопостигаемый мир; производным от мира ʼʼфизический космосʼʼ.

Плюрализм — свойственная черта множества течений нынешней западнои̌ философии, в том числе персонализма с ᴇᴦο идеей уникальности всякой личности.

Вся живая и неживая природа — от элементарных ц до космических тел, отстоящих от нашей планеты на десятки миллиардов световых лет, от простейших растений до человеческого социума — представляет собой разнообразные методы организации материи с присущими этим формам свойствами.

С помощью спектрального анализа наука установила, что химический состав Солнца, звезд, планет тот же, что и химический состав Земли, что упавшие на Землю метеориты состоят ᴎɜ тех элементов, какие обнаружены на Земле, химические и физические процессы, случающиеся в космосе, те же, что и на нашей планете.

Дополнительный материал 1

Наравне с исследованием мегамира — мира космических тел — нынешняя наука всœе глуб и глуб пробирается в микромир, в глубь материи, в конструкцию атома, ядра, элементарных ц. И здесь она так встречается с естественными закономерностями, с материальными процессами. Правда, эти процессы существенно отличаются от закономерностей макромира, но столь материальны и естественны.

Изучение высшей нервнои̌ деятельности представило, что человеческий мозг – ϶то материальный субстрат, свойством которого про психическая деятельность индивида.

Исходя из всᴇᴦο выше сказанного, мы приходим к выводу, что как бы ни были огромны или незначительны масштабы изученных наукой предметов окружающᴇᴦο мира, ученые встречаются лишь с материальными процессами и материальными Предметами или с процессами, вызванными ими.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/26817_problema_edinstva_i_mnogoobraziya_bytiya

Проблема единства и многообразия мира: монизм, дуализм, плюрализм

Пытаясь осмыслить необозримое многообразие мира, человек встает перед проблемой: можно ли утверждать, что, несмотря на это многообразие, существует какое-то единство, некая основа, объединяющая все виды бытия, и если существует, то что она из себя представляет.

Решение этой проблемы породило философские учения: плюрализм, дуализм и монизм, а категорией, выражающей ее суть, является субстанция (от лат. — сущность, то, что лежит в основе) — неизменная неуничтожимая основа бытия в Противоположность его меняющимся свойствам и состояниям.

Плюрализм (лат. — множественный) отрицает единство, признает существование нескольких или множества независимых и несводимых друг к другу видов бытия. Плюралистичны некоторые философские учения Древнего а и античности. Например, Эмпедокл сводил все многообразие вещей к четырем «корням»: земле, воде, воздуху и огню.

В Новое время плюралистическую систему создал Лейбниц, согласно которому все состоит из бесчисленного множества абсолютно простых неделимых духовных субстанций — монад, образующих умопостигаемый мир; производным от этого мира является «физический космос».

Читайте также:  Особенности учета продукции при использовании счета 46 - в помощь студенту

Плюрализм — характерная черта многих течений современной западной философии, в том числе персонализма с его идеей уникальности каждой личности.

Дуализм (лат.— двойственный) исходит из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал: духовного и материального. Крупнейшим представителем этой концепции является Р. Декарт, выдвинувший идею о двух равноправных и независимых друг от друга субстанциях: мыслящего, но непротяженного духа, и протяженной, но немыслящей материи.

Считая обе субстанции конечными, Декарт объединяет их с помощью абсолютной бесконечной субстанции — Бога. Связь душевного состояния и физиологических процессов в организме человека Декарт пытался объяснить с помощью гипотезы о существовании особого органа — шишковидной железы мозга.

Дуализм лежит в основе психофизического параллелизма — учения, согласно которому психические и физиологические процессы независимы и несводимы друг к другу.

Монизм (греч. «монос» — один, единственный) концепция, признающая основой мира одну субстанцию. В отличие от дуализма, не способного объяснить взаимосвязь материального и духовного, монизм исходит из единого начала.

Решая эту проблему, он утверждает единство мира, единую основу бытия. В зависимости от того, что признается такой основой — духовная или материальная субстанция, — различают идеалистический и материалистический монизм.

Идеалистический монизм единой субстанцией, основой бытия считает идеальное: материя не способна к активности и нуждается в творческой активности духа. Мир един, так как является результатом этой активности.

Идеалистический монизм в его различных формах характерен для философии Сократа и Платона, полагавших основой бытия особый мир идей и нравственно-эстетических понятий; Шеллинга и Гегеля, считавших единой основой бытия абсолютную идею, результатом развития которой, ее «инобытием», является весь материальный и духовный мир.

Материалистический монизм основывается на признании материального единства мира, считает материю основой всего существующего. Эта позиция характерна для материалистических учений античности: философов милетской школы, Гераклита.

В эпоху Возрождения он утверждается в философских системах Н. Кузанского и Дж. Бруно. В Новое время Спиноза, отождествив природу с Богом, рассматривал ее как вечную и бесконечную субстанцию, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каком другом начале.

Неотъемлемыми свойствами этой субстанции (ее атрибутами) являются протяженность и мышление. Признав единую субстанцию, Спинозу вместе с тем признает ее проявления в бесконечном множестве отдельных вещей (модусов).

Материю как единую субстанцию признавали Гоббс, французские материалисты, Л. Фейербах, в русской философии — Герцен, Чернышевский и другие мыслители.

Записи по теме

Источник: https://naparah.com/filosofiya/08071874.html

Онтология как философское учение о бытии. Проблема единства мира

Метафизика – такой тип понимания мира, который не может быть сведен к совокупности эмпирических знаний или иных видов постижения мира.

Онтология — учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях. Бытие — объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания; материя, природа.

Вопрос о том, что такое бытие – это вечный вопрос. В рамках философии им занимается онтология – учение о сущем. Проблема бытия прослеживается уже в космогонических мифах, говорящих о происхождениях богов; их представления о мире легли в основу греческой философии.

Так, Фалес считал первоосновой всего – воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон (беспредельное начало, которое всем управляет). Первым философом, кто выделил бытие как таковое, был Парменид. Он говорил, что бытие непрерывно, неподвижно и совершенно. Антитезой бытия является Ничто.

Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет.

В досократический период большинство философов рассматривали проблему бытия, соотнося ее с «единой природой», то есть предметно-чувственным миром. В этот же период – диалектический подход к пониманию бытия (Гераклит). Платон считал, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное; он выделял истинное бытие – мир идей.

В средневековой философии истинное бытие – это бытие Бога, а все сотворенное им – неистинное. В ХХ веке бытие было связано с человеческим существованием, ценностями. А неопозитивизм вообще предполагал, что проблема бытия – это псевдопроблема и философия не должна ей заниматься.

Домарксистская философия — под онтологией понималось учение о бытии как таковом. В этом смысле онтология равнозначна метафизике — системе умозрительных всеобщих определений бытия.

Позднее средневековье — философы пытались использовать аристотелевскую идею метафизики для построения такого учения о бытии, которое служило бы философским доказательством истины религии (Фома Аквинский — приспособление аристотелизма к христианскому вероучению; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога). Новое время (16в.) — под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной нематериальной структуре всего существующего (Вольф — строение онтологии путем анализа ее понятий (бытие, возможность и действительность, количество и качество)). Противоположная тенденция выступала в материалистических учениях Гоббса (мир — совокупность тел, подчиненных законам механического движения; вера в бога есть плод воображения). Критика онтологии представителями немецкого классического идеализма была двойственна: с одной стороны онтологию объявляли бессодержательной, с другой стороны эта критика заканчивалась требованием создать новую более совершенную онтологию (метафизику), заменить ее трансцендентальным идеализмом (Кант, Шеллинг), логикой (Гегель). Западная философия (20в.) — в результате реакции на распространение субъективно идеалистических течений (неокантианство — воспроизводит идеалистические и метафизические элементы философии Канта, игнорируя ее материальные и диалектические элементы; позитивизм — истинным источником знаний являются конкретные науки) предпринимаются попытки построить на объективно-идеалистической основе «новую онтологию» (трансцендентная онтология Гуссерля, критическая онтология Гартмана). В новых онтологических учениях под онтологией понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверчувствственной и сверхрациональной интуиции.

Единство мира: Философы обнаружили, что мир с одной стороны неоднороден, так как многообразен. С другой стороны мир как раз в его существовании образует неразрывное единство всех своих составных частей, универсальную целостность. Мир существует как единство своих составных частей вне и независимо от воли и сознания человека. В Ф.

был поставлен вопрос о том, в чем состоит единство мира. Отвечая на него, философы пришли к выводу: предметы природы и мысли, идеи, общество сходны в том, что они «есть», существуют, причем не только в их различиях, но и в рамках единого существования мира. Энгельс: «действительное единство мира состоит в его материальности».

Действительный принцип единства мира — мир материален, значит различные формы материи связаны — жидкости, твердые тела, газы => одна форма бытия может переходить другую. Идеалисты считают, что бытие — либо опыт (эмпиризм), либо жизнь (экзистенционализм).

 С точки зрения материализма бытие — материя, основной признак материи неисчерпаемость, значит бытие неисчерпаемо. На всех этапах развития философии в той или иной форме возникает и решается проблема единства мира. Первые философские системы, возникающие в рабовладельческом обществе, основаны на эмпирическом постижении окружающей действительности.

В них впервые выдвигаются доказательства единства мира. Мир един, т.к. состоит из взаимопревращающихся друг в друга материальных элементов: воды, воздуха, огня, земли, дерева и металла, а эти взаимопревращения можно непосредственно наблюдать.

В религиозных концепциях средневековья единство мира выражалось лишь в том, что он был создан одним существом — богом (идеализм – единство мира на основе его духовности). Развитие капиталистического способа производства, происходящее в эпоху Возрождения и в Новое Время, стимулирует развитие науки и прежде всего естествознания.

Именно в этот период создается картина единства мира на основе принципов механики. Постепенно наука переходит от стадии накопления фактов к их осмыслению. XIX в. знаменуется открытием фундаментальных физических, химических, биологических, социальных законов материи. Это порождает диалектико-матеpиалистическую трактовку единства мира.

Итак, начиная с XVIII века, появилась возможность с помощью науки более четко объяснять единство мира, не прибегая к понятию потусторонних сил (Бога и т.п.). Например, теория Канта-Лапласа, объяснявшая естественное происхождение планет из первоначальной туманности, говорит о единстве космических тел Солнечной системы; теория клеточного строения организмов позволяет объединить все живое.

Ед-во мира проявляется в:А) всеобщей взаимосвязи явл-ний и предметов; Б) наличии у всех видов матери таких универсальных атрибутов, как движение, пространство, время, способность к саморазвитию; В) процессах превращения одних форм матери в другие. 
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 88.214.236.20 (0.006 с.)

Источник: https://infopedia.su/20x8dc4.html

1.1. Проблема бытия в философии, теологии и науке

Узнать стоимость работы по вашей теме

  • FREE
  • Л.Ф. Гончар. Философия
  • Философия

С древних времен философия занималась познанием бытия. Занималась познанием бытия и теология.

Если философия подходила и подходит к анализу бытия с позиции онтологии, гносеологии, диалектической и формальной логики, то теология — с чисто трансцендентальной позиции. В различных философских системах содержание и сущность бытия трактуются неоднозначно.

Бытие одними философами понимается как идея, мысль, разум, нус, усия, эссенция, другими — как универсалия, как природа, материя, как категория, в которой отражается всеобщая реальность.

По-разному рассматривает бытие и теология. Катафатическая теология рационализировала идею Бога, применила к Богу рациональные категории, выработанные по отношению к объективному миру. Поэтому она с легкостью утверждает, что Бог есть бытие и к нему применимо мышление, приспособленное к познанию бытия. Такой взгляд представляет собой теологический натурализм.

Апофатическая теология считает, что Бог есть не бытие, а сверхбытие. Бог есть не природа, не бытие, а Дух. Дух не есть бытие, он выше бытия и находится вне объективизации. Дух есть свобода, а не природа, он есть акт, творческий акт, а не застывшее явление. Бытие, Истина, Благо и Любовь — существенные атрибуты Бога.

От Бога бытие получает все, сотворенное из ничего.

Наука анализирует конкретные формы бытия. Первым философом, анализирующим бытие, был Парменид. Бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо. Бытие вечно.

Оно не имеет прошлого, ибо прошлое — то, чего уже нет; не имеет и будущего, ибо его еще нет, оно есть вечное настоящее без начала и без конца. Он вывел бывание из бытия.

«Единственная истина, — утверждает философ, — состоит в том, что существует бытие, ничем и никем не порожденное, неуничтожимое, неизменное, неподвижное, равное себе, сферообразное и единое. Все прочее суть пустые имена».

Парменид не признавал существование небытия: «бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать». Философ -основоположник особой онтологической традиции в философии, связанной с гениальными усилиями разума. Но его онтологизм тесно связан с гносеологизмом. По его мнению, понятие «бытие» наиболее широкое и высокое. Бытие — это мысль, иной раз утверждал он.

Доказывая, что бытие есть мысль, Парменид имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос — космический разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Короче говоря, не человек открывает Истину бытия, а, наоборот. Истина бытия открывается человеку. И Парменид толковал человеческое мышление так:

оно получает знание в непосредственном контакте с Разумом, который и есть бытие. Таким образом, бытие, как абсолютная мысль, есть гарант устойчивости человеческого существования.

Парменид поставил проблему соотношения категорий «сущность», «существование», «действительность», «бытие», «истина», «реальность». Но разрешить ее он не сумел.

В античной философии учение о бытии продолжил Платон. Он считал, что подлинное бытие есть царство идей, которое находится за подвижным и множественным чувственным миром. Платон утверждал примат добра, блага над бытием. У него единство совершенства — высшая идея, идея бытия есть самобытие.

Аристотель считал, что понятие бытия логически и грамматически двусмысленное, два смысла в нем смешиваются. Бытие значит, что что-то есть, и бытие значит то, что есть. Второй смысл бытия должен быть устранен. Бытие оказывается субъектом и предикатом, подлежащим и сказуемым. В действительности бытие есть лишь предикат.

Бытие есть общее. Но общее не имеет существования. Бытие абстрактно и проявляется через конкретное. Аристотель выдвинул проблему, которую решают философы и естествоиспытатели и в настоящее время. Науку интересует не бытие вообще, а то, чему и кому бытие принадлежит, то есть качественная определенность, или глубже — сущность.

Бытие «вообще» формирует мировоззрение.

Античные философы, занимающиеся бытием, в культуру и мировоззрение ввели представление о существовании за пределами видимых вещей невидимого мира, совершеннейшего и прекрасного, гармонично устроенного, где все есть Благо, Свет, Добро.

С другой стороны, бытие — понятие наиболее широкое и высокое, бытие есть общее, универсальное, а общее и универсальное не имеет существования, имеет существование нечто конкретное. Эти идеи были восприняты многими философами, развивались ими и развиваются в настоящее время.

Но развитие их шло и идет по разным направлениям.

Во-первых, утверждается, что существует подлинное бытие. Следовательно, земное бытие имеет истину не в самом себе, а в чем-то ином, невидимом. Это бытие постигается мыслью. Если существует подлинное бытие, совершенное, то земное не есть подлинное.

Оно нуждается в переделке, совершенствовании, приближающим его к миру подлинному, истинному и совершеннейшему. Но в чем сущность подлинного бытия — вопрос остается открытым. Человеческий разум не способен пока сконструировать модель подлинного бытия.

Во-вторых, отказ от абсолюта. Это не означает, что философы отказались от бытия. Они переходят от понятия бытия к конкретному бытию. Это достигается путем признания онтологичности самого понятия, оно и есть бытие, полное внутренней жизни. Человек, его сознание, его потребности, его жизнь воспринимаются как единственное и несомненное бытие.

Читайте также:  Формирование и учет резервов под снижение стоимости товаров - в помощь студенту

Философия жизни утверждает, что бытие — это жизнь и потребности ее возрастания. Философия ценностей объявляет ценности предельным основанием мира. Философская антропология рассматривает бытие как способность человека выходить за свои собственные пределы и тем обосновывать все сущее.

Экзистенциализм заявляет, что человек и только он один есть подлинное и предельное бытие.

В-третьих, с помощью категории бытия интегрируются основные идеи, связанные с проблемой существования мира (мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность), природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хоть и в различных формах; в силу объективной логики существования и развития мир образует совокупную Реальность, действительность, пред -заданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.

Некоторые философы пытались дать определение понятию бытия, соотнося это понятие с другими понятиями, а именно: с реальностью, действительностью, сущностью, существованием, истиной и т. д. Рассмотрим некоторые из этих понятий.

Реальность отражает совокупность всего существующего в действительности. Говоря о бытии, дают ему определение: бытие — это категория, в которой отражается всеобщая реальность (объективная и субъективная). С таким определением можно согласиться.

Под сущностью следует понимать глубинную систему связей и отношений, возникновение которой обусловливает возникновение, существование, функционирование, развитие процессов и систем и с разрушением которой прекращается существование последних.

Категория «существование» служит для обозначения прежде всего наличествования чего-то качественно определенного. Если бытие говорит о том, что что-то есть, а не о том, что есть, то существование говорит о том, что конкретно есть. Как отмечает Н. Бердяев, «…бытие есть общее, универсальное.

Но общее не имеет существования. Универсальное есть лишь в существующем, в субъекте существования, а не в объекте. Мир плюралистичен, в нем все индивидуально и единично. Универсально-общее есть лишь достижение качества единства и обобщения в этой множественности индивидуальностей».

Бытие есть суждение оценки, реальное есть предикат суждения.

Категория «действительность» обозначает, с одной стороны, некую реальность, существующий мир. Здесь она сближается с бытием.

С другой стороны, действительность есть такая наличность, в которой многообразие проникнуто внутренними взаимосвязями, образующими целостную систему с основой, с закономерностями функционирования, развития.

Для осмысления действительности необходимо проникнуть в существование через сущность.

В процессе познания цепочка субъекта представляется такой: бытие существование — действительность — сущность. Как видим, нет совпадения бытия с сущностью. Таков здравый смысл.

И не прав был Фома Аквинский, когда говорил: «Поскольку нет полного совпадения бытия с сущностью у отдельных компонентов мира, то и весь мир может быть, а может и не быть в своей совокупности, ибо он не необходим, а лишь возможен и случаен…

Очевидно, что, и существуя, мир существует не сам по себе, а благодаря чему-то иному, чье бытие тождественно сущности, а это иное — Бог».

Необходимо понять соотношение между такими понятиями, как истина и бытие. Истина есть не то, что имеет бытие, даже не то, что существует, истина есть достигнутое качество и ценность. В истине отражается ценность конкретного бытия, то есть существующего. Истина — духовна.

Нельзя поклоняться бытию, тому, что есть, потому только, что оно есть. Поклоняться надо истине, но не бытию. Нельзя считать бытие единственным мерилом и критерием ценности, истины, добра, красоты. Правда, истина, добро и красота — это то же бытие в широком смысле слова.

И чтобы они стали ценностью, их необходимо определить, то есть раскрыть их сущность.

  • Итак,
  • — во-первых, бытие — это понятие наиболее широкое с точки зрения формальной логики; у этого понятия объем довольно велик, а содержание мало; в нем отражается признак «всеохватывающая реальность»; бытие есть общее, универсальное, а общее, универсальное не имеет существования, имеет существование нечто конкретное;
  • — во-вторых, в категории «бытие» фиксируется, что что-то есть, а не то, что есть; то, что есть, фиксируется в понятиях «существование», «действительность», «сущность»;
  • — в-третьих, опять с логической точки зрения, бытие — это лишь предикат, а не и субъект, и предикат одновременно;
  • — в-четвертых, бытие есть то, что не порождено и не уничтожимо, бытие есть чистая позитивность;
  • — в-пятых, бытие глубоко мировоззренческое понятие;

— в-шестых, следует различать философский смысл бытия и конкретные его проявления через формы бытия. Проблема форм бытия важна для повседневной практики и познавательной деятельности людей (хотя в жизни она чаще всего осмысливается и обсуждается не в философских терминах).

  1. Обычно выделяют следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:
  2. 1) бытие вещей (тел), процессов, которое, в свою очередь, делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;
  3. 2) бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;
  4. 3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (в неиндивидуальное) духовное;
  5. 4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
  6. Проанализируем формы бытия.

Рассмотрим сначала особенности формы бытия первой природы. Казалось бы, что тут мудрить: природа, ее вещи, процессы, состояния, бесспорно, существуют вне сознания и независимо от него.

Даже принимая существование природы в качестве простого факта жизни (а его принимают, по-видимому, большинство философов), философия все же считает необходимым разрешить, по крайней мере, основные возникающие в данной связи сомнения и трудности. И. Кант был прав, когда сказал:

«…нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать лишь на веру существование вещей вне нас… и невозможность противопоставить какое бы то ни было удовлетворительное доказательство этого существования, если бы кто-нибудь вздумал подвергнуть его сомнению».

При осмыслении проблемы существования природы как особой реальности философия сталкивается прежде всего вот с какой трудностью, своего рода парадоксом: о вещах и состояниях природы, о природе в целом мыслит и говорит человек; именно он устанавливает существование мира природы до, вне и независимо от своего сознания и действия — и устанавливает не иначе как опираясь на свое сознание и действие. Да, именно люди судят о природе и говорят, что она существовала до появления человеческого рода и что после возникновения человека и его сознания она сохраняет независимость своего бытия. Но ведь выводы о существовании и форме бытия природы сделаны людьми на основании множества фактов, в том числе аргументов, опытных и теоретических данных науки, то есть на основании общечеловеческого социально-исторического опыта, конкретного практического опыта всех когда-либо живших и сегодня живущих индивидов. Повседневная проверка, спрессованная в опыт истории, и придала мысли о существовании природы до и независимо от человека фактическую очевидность не только как факту человеческой жизни, но и как обоснованному научному выводу естествознания и философии.

О бытии первой природы можно, следовательно, утверждать, что ее вещи, процессы, состояния, ее целостность существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека и что в этом — коренное и постоянное отличие природы (ее вещей, процессов, состояний) как особой формы бытия. Но здесь важны бытийственные различия между природой в целом и ее отдельными сущими.

Природа в целом бесконечна в пространстве и времени — она всегда и везде была, есть и будет.

Это уникальная особенность, которая не присуща отдельным вещам, процессам, состояниям природы: они существуют где-то (а где-то не существуют), они когда-то и где-то возникают, то есть, говоря философским языком, их небытие сменяется их бытием.

Они вступают в процесс развития, изменения, становления; их бытие — и сохраняющееся, и исчезающее. Такие мыслители, как Гераклит и Г. Гегель, ярко раскрыли диалектику бытия преходящих вещей. Гегель, говоря о процессе становления, метко обозначил его словом — исчезающее бытие или бытие-исчезновение.

В конце концов бытие данной преходящей вещи уступает место ее небытию, что, однако, не означает прекращения бытия природы в целом. Итак, бытие природы имеет своей особенностью диалектику преходящего и непреходящего бытия отдельных сущих в непреходящем бытии природного мира как целого.

Первая природа — благодаря своему бытию до, вне и независимо от сознания — является реальностью особого типа. Земля миллиарды лет существовала без человека.

После возникновения человеческого рода, несмотря на все его влияние на природу, огромная, поистине неизмеримая ее часть по-прежнему пребывает (то есть постоянно бытие действует) как совершенно самостоятельная, полностью независимая от человека и человечества реальность.

В универсуме природы человек с его сознанием -только одно из более поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы существовать, «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком (или каким-нибудь другим разумным существом).

Огромные пространства Вселенной до возникновения человека, судя по всему, никем и никогда не воспринимались; и человек не может охватить не только восприятием, но даже воображением и мыслью весь универсум.

Источник: https://scholar.su/uchebniki/gonchar-filosofiya/11-problema-bytiya-v-filosofii-teologii-i-nauke

Единство и многообразие форм, особенности взаимодействия

Проблема единства мира одна из центральных в онтологии и, несмотря на кажущуюся простоту, — сложнейшая. Суть ее можно сформулировать так: как и почему мир, будучи единым в основе, в своем эмпирическом существовании так многообразен.

Осознание проблемы единства и множественности мира уже в Античности породило два крайних варианта ответа. Элеаты утверждали, что бытие едино, а множественность является иллюзией, ошибкой чувств. Множественность и движение нельзя мыслить непротиворечиво, поэтому они не существуют.

Гераклит дал прямо противоположный ответ: бытие есть постоянное изменение, и его суть — в многообразии.

Платон утверждал, что мир един. Основу единства составляют идеи, многообразие же, воспринимаемое органами чувств, принадлежит миру становления, порожденному соединением бытия и небытия. Таким образом, Платон удвоил реальность: мир стал существовать в умопостигаемой форме единства и ощущаемой форме множества.

Ученик Платона Аристотель сформулировал более сложную и развернутую концепцию соотношения единого и многого. Аристотель выступил против отождествления первоначал с вещественными элементами. Вещественные первоначала недостаточны, чтобы вывести из них все существующее.

Кроме материальной причины в мире существует еще три типа причин: движущая, формальная и целевая. Впоследствии Аристотель свел эти три причины к понятию формы, а многообразие объяснял взаимодействием материи и формы.

Источником и первопричиной движения Аристотель считал неподвижный перводвигатель — актуальное и абсолютное первоначало.

Философия средневековья предложила свою версию соотношения единого и многого. Единство мира заключается в Боге. Бог есть высшая личность, вечность — его атрибут. Материя творится Богом, соответственно все многообразие мира — результат творческого усилия Бога.

Подобная интерпретация проблемы качественного многообразия мира не могла удовлетворить философов и естествоиспытателей Возрождения и Нового времени. В это время появляется новый ответ на проблему единства и многообразия — пантеизм.

Пантеизм отождествляет природу, разум и Бога, тем самым растворяя источник движения материи — духовное начало — в ней самой. Суть пантеистического взгляда: мир во всем своем многообразии вечно порождается безличным богом, который слит с природой и является ее внутренним творческим принципом.

Сторонниками пантеизма в его мистической и натуралистической формах были Н. Кузанский, Д. Бруно, Б. Спиноза.

Возможны три варианта ответа на вопрос о единстве и многообразии мира: монизм, дуализм и плюрализм. Позиция монизма — самая распространенная в философии, поэтому на ее содержании следует остановиться подробнее.

Постулируя единство мира, философское мышление может основывать это единство либо в духе, либо в материи. В первом случае мы получаем идеалистический монизм, во втором — материалистический. Сторонники философского монизма независимо от его конкретного варианта, утверждают, что бесконечное мироздание едино, связано универсальными законами, и проявляет себя через многочисленные формы.

Источник: https://studbooks.net/643447/filosofiya/edinstvo_mnogoobrazie_form_osobennosti_vzaimodeystviya

Проблема единства и многообразия форм бытия

На нашем сервисе более 22153 профессиональных исполнителей, которые готовы выполнить ваше задание. Опишите его и получите их предложения с ценой.

Автор24 — это биржа, где напрямую у преподавателей/аспирантов/репетиторов можно заказать выполнение работы «тема»

8 мая 2017

Заказчик создал задание на выполнение Эссе по предмету Философия

8 мая 2017

15 исполнителей откликнулись

8 мая 2017

Заказчик переписывался с автором Alexandra2113

8 мая 2017

Заказчик выбрал автора Alexandra2113, который предложил выполнить работу за 490 руб. и уже выполнял аналогичные типы работ

9 мая 2017

Автор выполнил работу по теме Проблема единства и многообразия форм бытия за 1 день и уложился в заданный срок

9 мая 2017

Заказчик принял работу с первого раза и оплатил заказ

9 мая 2017

Заказчик оставил положительный отзыв.

Закажи её у наших авторов!

Философия А. Шопенгауэра

Начало жизни данного известного немецкого мыслителя датируется

февраля

годом. Артур Шопенгауэр известен среди такого философского течения, как иррационализм. А.

Шопенгауэр и его философия ограничивала роль разума в постижении мирового сообщества и вообще мира в целом.А. Шопенгауэр внёс в историю философии богатые труды-сочинения, статьи и размышления.

Он много писал, размышлял, его пе…

Л. Н. Толстой и его философия

Не раз отмечалась характерность русской философии её тесную связьь с расцветом русской литературы.

Поиск смысла жизни, пожалуй, самое выразительное и непревзойдённое героическое искание, представленное в страстной борьбе с вековыми традициями.

Он противился «духу века сего», что выносит его за рамки исключительно российской философии и ставит его в ряд с другими выдающимися мыслителями и философа…

Средневековая философия Индии (В.К.Шохин)

Кроме индийской философии в сферу его научных интересов входят вопросы этики, теории компаративного анализа философской традиции, философского анализа религии и аксиологии.В.К.

Шохин предлагает новую периодизацию истории развития индийской философии. Здесь он обращается к изучению источников индийской мысли, написанных на языках пали и санскрите.

Это дает ему возможность описать ранний период рели…

Разумный уровень познания Разумный уровень познания подразумевает:Рассмотрим их аспекты подробнее.При помощи мышления производится переход от эмпирического восприятия внешних характеристик одного предмета к логическому, рациональному познанию внутренних особенностей определенности, целостности и обусловленности объекта, исследованию закономерностей и основных направлений его развития.

Мышление являет собою особую функцию мо…

  • Философия
  • Эссе

Источник: https://Author24.ru/lenta/2045954/

Ссылка на основную публикацию