Принципы земельного права — в помощь студенту

Принципы земельного права — это основополагающие начала, кото­рыми руководствуются участники земельных правоотношений. Особенностью принципов земельного права является их фиксация в отраслевом зе­мельном законе — Земельном кодексе Российской Федерации.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Ст. 1 Земельного кодекса РФ формулирует следующие основ­ные принципы земельного права:

  1. учет значения земли как основы жизни и деятельности человека;
  2. приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества;
  3. приоритет охраны жизни и здоровья человека;
  4. участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;
  5. единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;
  6. приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий;
  7. платность использования земли;
  8. деление земель по целевому назначению на категории;
  9. разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;
  10. дифференцированный подход к установлению правового режима земель;
  11. сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

При регулировании земельных отношений применяется

  • принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также
  • принцип государственного регулирования приватизации земли.

Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным п. 1 настоящей статьи принципам.

Учет значения земли как основы жизни и деятельности челове­ка

Учет значения земли как основы жизни и деятельности челове­ка означает регулирование отношений по использованию и охране земли исходя из представлений о земле как

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Определение конституции, ее содержание и виды - в помощь студенту

Оценим за полчаса!
  1. о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осу­ществления хозяйственной и иной деятельности на территории Рос­сийской Федерации;
  2. о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Конституция Российской Федерации (ст. 9) придает земле и дру­гим природным ресурсам значение основы жизни и деятельности рос­сийского общества. Поэтому Земельный кодекс и иные нормативные правовые акты, устанавливая нормы и требования рационального ис­пользования и охраны земель, учитывают ее особенности как природ­ного объекта, составной части природы, природного ресурса.

Предусматривая общие для всех обладателей земли (собственни­ков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов) права и обя­занности по использованию земельных участков, Земельный кодекс формулирует соответствующие статьи таким образом, чтобы в их со­держании присутствовали нормы о соблюдении экологических, строи­тельных, санитарно-гигиенических и иных специальных требований (ст. 40), чтобы использование земель любой категории осуществлялось способами, которые не должны наносить вред окру­жающей среде (ст. 42), чтобы проводились целенаправленные ме­роприятия по охране земель как природного объекта (ст. 42).

Если данный принцип устанавливает условие, чтобы при правовом регулировании земельных отношений земля рассматривалась как не­движимое имущество, то из этого не следует, что все правовые нормы российского законодательства о недвижимом имуществе обязательны и для регулирования земельных отношений.

Так, не все нормы граж­данского законодательства, и в частности Гражданского кодекса, о не­движимом имуществе могут применяться к регулированию земельных отношений, а только те, которые не противоречат Земельному кодексу.То же можно сказать и по вопросу объекта права собственности и иных прав на землю.

Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окру­жающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лес­ном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества

Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окру­жающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лес­ном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества имеет в виду необходимое ог­раничение хозяйственной свободы пользователей земли в целях охра­ны окружающей среды. Это означает, что каждый обладатель земли (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор), органи­зуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен прежде всего предусмотреть конкретные эффективные меры по ее охране. Эти меры могут быть разными, так как они устанавливаются в соот­ветствии с особенностями самих земель и той или иной хозяйствен­ной деятельности, находя отражение в соответствующих статьях Зе­мельного кодекса.

Приоритет охраны жизни и здоровья человека

Приоритет охраны жизни и здоровья человека подразумевает, что при осуществлении деятельности по использованию и охране зе­мель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека при лю­бой хозяйственной деятельности, связанной с использованием и охра­ной земель, логично вытекает из первого и второго принципов.

Но если соблюдение первых двух принципов косвенно содействует охране жизни и здоровья людей, то третий принцип указывает на не­обходимость принятия таких специальных решений и выполнения та­ких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обес­печить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздей­ствие на его здоровье при использовании земли.

Гарантией соблюдения названного принципа служит обращенная ко всем земле­пользователям обязанность нести необходимые затраты для достиже­ния целей названного принципа, причем даже если эти затраты ока­жутся большими.

Участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю

  • Участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, устанавливает право граждан Российской Федерации, общественных организаций (объединений) принимать участие в подготовке реше­ний, реализация которых может оказать воздействие на состояние зе­мель при их использовании и охране, а органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.
  • Земельный кодекс предоставляет право гражданам и обществен­ным организациям (объединениям) принимать участие в подготовке решений экологического содержания.

Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов

Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов устанавливает, что все прочно связанные с земель­ными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за ис­ключением случаев, установленных федеральными законами.

В данном слу­чае земельный участок часто рассматривается как «главная вещь», а все, что прочно связано с ним (здания, сооружения и т. д.), является его принадлежностью (общеизвестное положение гражданского права: «принадлежность следует судьбе главной вещи»).

Вместе с тем ст. 35 ЗК РФ предусматривает и противопо­ложную ситуацию, когда приобретение здания или сооружения влечет за собой право на соответствующий земельный участок (сервитут).

Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий

Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых ле­сами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установлен­ном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.

Реализация принципа сохранения особо ценных земель и террито­рий обеспечивается не только ст. 27, 30, 31, 32, 79, 94, 101 ЗК РФ, но и Федеральным законом от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях».

Платность использования земли

  1. Принцип платности использования земли устанавливает, что любое ис­пользование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Рос­сийской Федерации.
  2. Земельный кодекс в ст. 65 под одним общим названием «Плат­ность использования земли» понимаетследующие формы платы:
  1. земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость);
  2. арендную плату.

Между тем правовая природа той и другой платы за землю имеет существенные различия.

Земельный налог есть властное предписание государства. От налога может освободить землепользова­теля только компетентный государственный орган, и то лишь на ос­новании закона. Земельный налог идет в государственный бюджет в тех суммах, которые установлены Налоговым кодексом РФ.

Арендная плата — предмет свободной договоренности сторон, заключающих договор аренды земельного участка. Средства от арендной платы поступают арендодателю в соответствии с условия­ми договора.

Деление земель по целевому назначению на категории

Принцип деления земель по целевому назначению на категории устанавливает, что правовой режим земель определяется исходя из их при­надлежности к той или иной категории и разрешенного использова­ния в соответствии с зонированием территорий и требованиями зако­нодательства.

Принадлежность земель к той или иной категории (ст.

7) предопределяет основное их целевое на­значение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории (с учетом зонирования и разрешенного использования).

Отнесение земель к категориям и перевод их из од­ной в другую производится компетентными органами власти и опре­деляется ст. 8 ЗК РФ, но никак не самими пользователями земли.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований

  • Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Рос­сийской Федерации и собственность муниципальных образований, со­гласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
  • Такое разграничение государственной собственности на землю — необходимое условие земельного строя страны.

Дифференцированный подход к установлению правового режима земель

  1. Принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель устанавливает, что при определении их правово­го режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
  2. Без учета природных, социальных, экономических и иных факторов, влияющих на правовой режим земель, закон оказался бы безли­ким, неопределенным, а порядок использования и охраны земель был бы недифференцированным.

Сочетание интересов общества и законных интересов граж­дан

  • Принцип сочетания интересов общества и законных интересов граж­дан устанавливает, что регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении га­рантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства

Суть этого разграничения состоит в том, что

    • гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а
    • земельное законодательство устанавливает специальные нормы регу­лирования земельных отношений.

Поэтому если есть специальная норма, содержащаяся в Земельном кодексе или в каком-либо другом нормативном правовом акте, решающая какой-то вопрос земельного права, то общая норма гражданского законодательства не может при­меняться.

Перечень этих принципов не является исчерпывающим, как отмечено в п. 2 ст. 1 ЗК РФ.

Читайте также:  Уравнение волновых нормалей френеля - в помощь студенту

Сравнительный анализ содержания других ста­тей Земельного кодекса позволяет сформулировать ряд принципов зе­мельного права, так или иначе нашедших также отражение в других актах земельного законодательства и в юридической литературе.

Так, независимо от своих прав на землю в качестве собственника, государство как суверен проводит и ряд принципов земельной поли­тики, обеспечивающих рациональное использование и охрану земель. К этим принципам относятся:

  1. принятие на государственный счет и осуществление работ по изучению и картографированию земель, их госрегистрации, земле- и лесоустройству;
  2. ведение государственного земельного кадастра;
  3. создание служб со специальными функциями по оперативному управлению в области рационального использования и охраны земель (почв) и надзору за всеми пользователями земли;
  4. плановость в использовании земель: изучение «спроса» на землю и ее распределение между претен­дентами; резервирование земель для государственных и муниципальных нужд будущих пользователей — с ограничением права застройки или иных трансформаций земель, налагаемым на наличных пользователей; обеспечение комплексного использования полезных свойств земли.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

 

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/printsipi-zemelnogo-prava

Принципы земельного права

В общей теории правапод принципами понимают основополагающие принципы, идеи, научные положения, определяющие общую направленность и наиболее существенные черты правового регулирования.

Принципы определяют характер права в целом или отдельных групп правовых норм, институтов отраслей права.

Анализ принципов права дает ответ на вопрос: на каких условиях, каким образом осуществляется правовое регулирование, политические и правовые идеи лежат в его основе.

  • Функции принципов:
  • 1) закрепляют основы зем политики
  • 2) непосредственно регулируют зем отнош
  • 3) опред ориентиры развития зем зак-ва
  • 4) обеспеч стабильность в прав регулировании зем отношений
  • Как общеправовые принципы, так и принципы земельного права имеют своей основой положения Конституции Украины.
  • Конституционные принципы:
  • 1) наивысшая юр сила КУ
  • 2) соотв законов и др нпа КУ
  • 3) прямое действие норм КУ
  • 4) возможность обращ в суд для защиты прав и свобод человека и гр-на
  • 5) обязанность гос-ва обеспечивать права и свободы человека
  • 6) признание земли объектом права собственности укр народа
  • Общеправовыми принципами права, закрепленными в действующем законодательстве, являются:
  • 1) приоритетность права собственности
  • 2) защита прав собственника
  • 3) равноправие
  • 4) неразрывная связь прав и обязанностей
  • 5) защита социально незащищенных слоев населения
  • 6) законность
  • 7) ответственность за вину
  • Согласно требованиям Земельного кодекса Украины земельные правоотношения базируются на принципах, закрепленных в ст. 5 Земельного кодекса, специальные земельно-правовые принципы:
  • 1) Сочетание особенностей использования земли как территориального базиса, природного ресурса и основного средства производства;
  • 2) Обеспечение равенства права собственности на землю граждан, юридических лиц, территориальных громад и государства;
  • 3) Невмешательство государства в осуществление гражданами, юридическими лицами и органов местного самоуправления своих прав по владению, пользованию и распоряжению землей, кроме случаев, предусмотренных законами;
  • 4) Обеспечение рационального использования и охраны земель;
  • 5) Обеспечение гарантий прав на землю;
  • 6) приоритета требований экологической безопасности.
  • 7) Целевого и рационального использования земли
  • 8) Уст особого прав режима отдельных категорий земель
  • 9) Приоритета использования земель с/х назначения
  • 10) Гос контроля за использование и охраной земель
  • 11) Платности землепользования

Принцип целевого и рационального использования земель. Он пронизывает содержание всех институтов земельного права, исходя из того, что целевое назначение земель — это установленные законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) земель для конкретных целей с учетом категорий земель, которые имеют особый правовой режим.

Принцип особого правового режима земель соответствующих категорий непосредственно предусмотренное ч. 2 ст. 18 ЗК.

 Он получает выражение в правовом обеспечении рационального и эффективного использования всех земель нашей страны.

Правовой режим земли» — это теоретическое понятие, которое обобщает правовую характеристику земли как объекта земельных отношений и содержит указание на круг важнейших правовых отношений, которые складываются по поводу земли.

Принцип приоритета сельскохозяйственного использования земель и их охраны. Это означает, что земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться прежде всего для сельскохозяйственного использования.

Для несельскохозяйственных нужд должны предоставляться земли, непригодные для ведения сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные угодья худшего качества.

Земельное законодательство устанавливает также специальные требования к охране земель сельскохозяйственного назначения, вводя стандарты и нормативы их охраны и воспроизводства плодородия почв.

Принцип государственного контроля за использованием и охраной земель. Согласно ст. 14 Конституции земля находится под особой охраной государства.

Поэтому указанный принцип предполагает наличие специальных организационно-правовых средств осуществления контроля за использованием и охраной земель.

Государственный контроль за этим осуществляется органами земельных ресурсов, а за соблюдением законодательства по охране земель — органами по вопросам экологии и природных ресурсов.

Принцип платности использования земель. Согласно Закону Украины от 3 ??июля 1992 г. «О плате за землю» (в редакции Закона от 19 сентября 1996 г.) использования земли в нашей стране является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, размер которых определяется в зависимости от денежной оценки земли.

Принцип обеспечения защиты прав юридических лиц и граждан на землю.

 Содержание этого принципа раскрывается в нормах земельного законодательства, которое предусматривает следующие специальные способы указанного защиты: признания прав; восстановления состояния земельного участка, которое существовало до нарушения прав, и предупреждения совершения действий, нарушающих права или создающих опасность нарушения прав; признание сделки недействительной; признание недействительными решений органов исполнительной власти или органов местного самоуправления; возмещения причиненных убытков, а также другие, предусмотренные законом способы. Кроме того, в земельном законодательстве предусмотрены специальные гарантии прав собственников в случае выкупа земельных участков для общественных нужд или отчуждения (изъятию) их по мотивам общественной необходимости.

Источник: http://studies.in.ua/zemelne-pravo-shporu/2994-principi-zemelnogo-prava.html

Методы и принципы земельного права

Методы и принципы земельного права

Предметом земельно-правового регулирования являются не всякие отношения по поводу земли, а лишь те, которые имеют определенное экономическое содержание. В этих отношениях земля выступает объектом собственности и пользования, служит всеобщим территориальным пространственным базисом производственно-хозяйственной, социальной деятельности, а в сельском и лесном хозяйстве главным средством и условием производства. При всей множественности выполняемых землей экономических, социальных и иных функций ее объективные особенности предполагают необходимость комплексного, координированного правового регулирования земельных отношений.

Содержание земельных отношений зависит от видов и форм собственности на землю, проводимых в обществе экономических и социальных преобразований, конкретных целей, задач земельной политики.

Общая часть земельного права состоит из правовых институтов, содержащих нормативные положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, действие которых охватывает все или большинство видов земельных отношений и при этом она выражает общезначимые и основополагающие начала, принципиальные положения всего земельного правового регулирования. Исходя из содержания земельного законодательства, к общей части следует отнести институты: права собственности на землю; права землепользования; государственного управления земельным фондом; защиты права собственности и иных вещных прав на землю; юридической ответственности за земельные правонарушения; земельного процесса. Нормы институтов общей части земельного права действуют напрямую либо опосредованно — через нормы институтов особенной части. Последними они конкретизируются, детализируются с учетом специфики подлежащих регулированию вопросов земельных отношений.

Особенная часть земельного права состоит из институтов, определяющих правовой режим использования и охраны отдельных категорий земель.

В соответствии с предусмотренными в законодательстве категориями земель, выделенными по их основному целевому назначению, особенная часть включает следующие институты, определяющие правовой режим: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; земель особо охраняемых природных территорий; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

  • Институты особенной части отражают специфику, особенности правового регулирования отношений управления, использования и охраны земель каждой отдельной категории земельного фонда.
  • Методы земельного права:
  • Императивный метод характеризует регулирование земельных отношений на властно-императивных началах, когда юридическое воздействие исходит только сверху от государственных органов, положение субъектов определяется отношениями субординации, юридическим неравенством сторон.
  • Диспозитивный метод характеризуется определением лишь общих параметров поведения участников земельных отношений, юридическим равенством сторон, предоставлением им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.
  • Метод земельного права содержится в самой нормативно- правовой системе, непосредственно определяет средства, способы и, наконец, саму возможность юридического воздействия на земельные отношения, представляет собой стержневой системообразующий элемент самого процесса правового регулирования, процесса упорядочения земельных отношений.

Система принципов земельного права обладает целым рядом регулятивно-функциональных качеств: а) непосредственно регулирует земельные отношения; б) выступает средством преодоления пробелов и противоречий при регулировании конкретного земельного правоотношения; в) определяет основные направления, служит ориентиром для нормотворчества и совершенствования правоприменения; г) обеспечивает системность земельно-правового регулирования; д) служит правовым индикатором соответствия земельной политики социально-экономическим интересам субъектов земельных правоотношений. Анализ современного земельного законодательства позволяет выделить следующую систему принципов: — собственности на землю; — равенства и равной защиты государственной и частной собственности в сфере земельных отношений; — предоставления и использования земель на праве землепользования; — самостоятельного хозяйствования на земле и равной защиты прав субъектов земельных правоотношений; — комплексного использования земель; — государственного управления земельным фондом; — судебной защиты земельных прав; целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости территории Республики Казахстан. — обеспечения рационального использования земель; — целевого использования земель; — приоритета земель сельскохозяйственного назначения; — государственной поддержки мероприятий по использованию и охране земель; — предотвращения ущерба земле; — устранения последствий ущерба земле; — платности использования земли; — устойчивости земельных прав;

— доступности информации о состоянии земель.

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

Источник: http://testent.ru/publ/studenty/osnovy_prava/metody_i_principy_zemelnogo_prava/40-1-0-1422

Вопрос. Понятие и система принципов земельного права. Земельное право и земельное законодательства

  • Современная наука земельного права под принципами земельного права понимает основополагающие начала, на которых базируется правовое регулирование земельных отношений.
  • В теории права принято деление правовых принципов по сфере (масштабу) действия на общеправовые, межотраслевые и отраслевые
  • Общеправовые принципы, действие которых в том числе распространяется и на земельные отношения, закреплены к Конституции РФ. Необходимо выделить следующие конституционные положения, которые являются основой для земельных правоотношений:

— конституционные положения, устанавливающие основы правового режима земли как природного объекта и природного ресурса (ч. ч. 1, 2 ст. 9 и ч. 2 ст. 8 Конституции РФ);

— конституционные положения, устанавливающие право граждан на землю (ч. ч. 1, 2 ст. 36, ч. ч. 1, 3, 4 ст. 35);

— конституционные положения, устанавливающие предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере регулирования земельных отношений (п. «д» ст. 71, п. п. «в», «д», «к» ч. 1 ст. 72, ч. ч. 2, 5 ст. 76, п. «г» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).

Межотраслевые принципы распространяют свое действие на две и более отрасли права, преимущественно смежные. Земельное право является комплексной отраслью права, сочетающей в себе публично-правовые и частноправовые начала и наиболее тесно соприкасающейся с гражданским и административным правом. В связи с этим следует выделить две наиболее существенные группы межотраслевых принципов:

  1. — принципы, определяющие основы землепользования;
  2. — принципы, определяющие основы управления и охраны земель.
  3. Статья первая Земельного кодекса (далее — ЗК РФ) формулирует следующие основные принципы.(отраслевые принципы)
  4. 1) Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека.
  5. Согласно указанному принципу регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле:
  6. — как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ;

— одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

2) Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

Провозглашая как принцип земельного законодательства приоритет охраны земли, законодатель имеет в виду необходимое ограничение хозяйственной свободы собственников земельных участков в целях охраны окружающей среды.

Это означает, что каждый обладатель земли (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор), организуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен прежде всего предусмотреть конкретные эффективные меры по ее охране.

Эти меры могут быть разными, так как они устанавливаются в соответствии с особенностями категорий земель и той или иной хозяйственной деятельности, находя отражение в соответствующих статьях ЗК РФ.

3) Приоритет охраны жизни и здоровья человека.

Принцип указывает на необходимость принятия таких специальных решений и выполнения таких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли. Данный правовой принцип отражает в земельном законодательстве конституционные принципы охраны и защиты жизни и здоровья людей (ст. ст. 7, 41, 42, 55, 74 Конституции РФ).

4) Участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю.

Согласно данному принципу граждане РФ, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, которые могут в дальнейшем оказать воздействие на состояние земель. В свою очередь, публичные органы обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Читайте также:  Графы, деревья - в помощь студенту

5) Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Согласно данному принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

  • 6) Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.
  • Реализация данного принципа заключается в том, что изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.
  • 7) Платность использования земли.

Любое использование земли в России осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Более подробно данный принцип будет рассмотрен в главе, посвященной экономическому механизму регулирования земельных правоотношений.

8) Деление земель по целевому назначению на категории и дифференцированный подход к установлению правового режима земель.

Правовой режим земель в России определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Принадлежность земель к той или иной категории предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования (с учетом зонирования и разрешенного использования). При определении правового режима земель должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.

Более подробно данный принцип будет рассмотрен в главе, посвященной правовому режиму земельных участков.

9) Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.

Несмотря на отмену с 1 июля 2006 г. Федерального закона от 17 июля 2001 г.

N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», который специально регулировал процедуру отнесения земельных участков к федеральной, региональной и муниципальной собственности, необходимость разграничения сохранилась. Более подробно данная процедура рассмотрена в главе, посвященной праву собственности на землю.

10) Сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

Данный принцип предусматривает, что регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Рассматриваемый принцип является межотраслевым и обеспечивает баланс публичных и частных интересов, который реализуется в нормах земельного, экологического и иных отраслей права.

11) Разграничение действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

В пункте 3 ст. 3 ЗК РФ установлен приоритет земельного законодательства перед гражданским при регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними.

Таким образом, суть разграничения состоит в том, что гражданское законодательство содержит общие нормы регулирования имущественных земельных отношений, а земельное — специальные.

Поэтому если конкретное земельное правоотношение урегулировано специальной нормой, содержащейся в ЗК РФ или другом земельном правовом акте, то общая норма гражданского законодательства РФ не применяется.

Перечень принципов, содержащихся в ст. 1 ЗК РФ, не является исчерпывающим. Ряд иных принципов закреплен как в иных статьях ЗК РФ, так и в других федеральных законах, составляющих систему земельного законодательства РФ. В качестве примера иных принципов можно привести:

  1. — принцип сохранения целевого использования земельных участков;
  2. — принцип единства технологии ведения государственного кадастра недвижимости на всей территории РФ;
  3. — принцип преимущественного права субъекта РФ на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже.



Источник: https://infopedia.su/17x390e.html

Земельное право. Общая часть

Императивные методы применяются для регулирования отношений государственного управления в сфере использования и охраны земель.

Данные методы получают применение в таких сферах земельных отношений, как территориальное планирование, градостроительное зонирование, нормирование качества земель, землеустройство, предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, государственный учет земельных участков и охрана земель.

Диспозитивными методами регулируются земельно-имущественные отношения, основанные на юридическом равенстве их участников.

К таким отношениям относятся обязательственные и иные имущественные отношения, возникающие по поводу земельных участков, за исключением отношений, связанных с предоставлением земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Действие диспозитивных методов в земельном праве ограничено установлением публичных запретов и ограничений, определяющих правовой режим использования и оборота земельных участков.

1.4. Система земельного права

Основу земельного права в значении самостоятельной отрасли права составляют нормы земельного права. Понятие и правовая природа норм земельного права вызывает споры в теории земельного права. Существуют два основных подхода к решению данного вопроса.

Первая позиция представлена сторонниками теории, которую можно обозначить как теория «дискретности земельного права». Данная теория основана на разделении земельных отношений на две группы: регулируемые гражданским правом и земельным правом. Е. А.

Суханов полагает, что право собственности и иные вещные права на землю, а также сделки с земельными участками являются частью имущественного, гражданско-правового оборота.

Земельно-правовые нормы устанавливают ограничения, связанные с предельными размерами земельных участков, находящихся в частной собственности, обеспечением их строго целевого назначения и наиболее рационального использования, определением категорий земель и их учетом и т. п., а также предусматривают последствия их нарушения (в основном административно-правового характера), т. е. имеют публично-правовую природу[11]

11
  Суханов Е.А. Вступительная статья к книге: Копылов А. В. Вещные права на землю в римском, русском дореволюционном и современном российском гражданском праве. М., 2000. С. 4, 5.

[Закрыть]

. С данной точки зрения нормами земельного права являются только такие общеобязательные правила поведения, которые регламентируют отношения публичного управления в сфере использовании и охраны земель.

Вторая позиция представлена группой ученых, которые отстаивают необходимость сохранения единства земельного права. По мнению российских ученых (Ю. К. Толстой, С. А. Боголюбов, Н.А. Сыродоевидр.)[12]

12
  Дискуссию об этом см.: Журнал российского права. 2001. № 1.

[Закрыть]

, перенесение норм права, регулирующих земельно-имущественные отношения, в предмет гражданского права приведет к неоправданной искусственной «агрессии» гражданского права по отношению к земельному праву, что неминуемо повлечет утрату тех принципов и позиций земельного права, которые способствуют обеспечению охраны земель и соблюдению публичных интересов при их использовании.

Обоснование выделения специальных норм права связано с выявлением существенной специфики данных норм в сложившейся системе права. Отличительным признаком норм земельного права является наличие специфического объекта регулируемых отношений (земли), особенность которого состоит в сочетании в данном объекте свойств публичного и частного блага.

Так же как свойства публичного блага в данном объекте неотделимы от свойств частного блага (образование земельного участка не ведет к утрате им свойств публичного блага), правовые нормы, регулирующие земельно-имущественные отношения, всегда охватывают своим действием и публичные отношения.

Так, правовой режим земельного участка как объекта имущественных отношений включает в неразрывном единстве частноправовой режим (например, триаду правомочий собственника земельного участка) и публичный порядок (пользование земельным участком в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, экологические ограничения прав на земельные участки, принудительное изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также в связи с ненадлежащим использованием земель).

Таким образом, сложившаяся модель двойственной природы объекта земельных отношений (при условном их разделении для целей дифференциации правового регулирования) не допускает предлагаемую в теории гражданского права дискретность правового регулирования земельных отношений через выделение из сферы земельного права земельно-имущественных отношений и диктует необходимость признания нормой земельного права любого обязательного правила поведения, регулирующего отношения, объектом которых являются земля и земельный участок, что и предусмотрено ст. 6 ЗК РФ.

Нормы земельного права, являясь специальными нормами, имеют специфический правовой механизм действия.

В структуре данного механизма можно выделить правовые средства, которыми обеспечивается действие только данных специальных норм права, в частности, передача права собственности от одного публичного образования другому, принудительное прекращение субъективного права ввиду ненадлежащего использования или неиспользования объекта права, специальные ограничения прав ит.д.).

Дискретность земельного участка в системе имущественных отношений (выделение в качестве самостоятельных объектов имущественных прав участков недр, водных объектов (за исключением прудов и обводненных карьеров), возводимых на земельном участке зданий и сооружений) обусловили разделение данных отношений по отраслевому принципу Нормы земельного права имеют приоритет в части регулирования отношений, составляющих предмет земельного права как отрасли права, а именно, при регулировании отношений в сфере использования, охраны земель и оборота земельных участков. В части определения режима использования и оборота объектов недвижимости и природных объектов, признанных самостоятельными объектами прав, нормы земельного права имеют подчиненный характер по отношению к нормам соответствующих отраслей права (например, совершение сделок по поводу зданий и сооружений регулируется гражданским правом, а приобретение прав на земельные участки под этими объектами составляет предмет земельного права). Регулирование использования природных ресурсов, расположенных на земельном участке, также осуществляется преимущественно на основе норм соответствующей отрасли права, если применение земельного законодательства прямо не предусмотрено отраслевым актом природоресурсного законодательства. Например, в соответствии со ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса РФ.

Систематизация норм земельного права в рамках отрасли права осуществляется на основе объединения их в группы и общности норм, к которым относятся институты и подотрасли права.

Институт права представляет собой относительно обособленную группу взаимосвязанных между собой правовых норм, регулирующих относительно устойчивую разновидность качественно однородных общественных отношений (институт права собственности на земельные участки, институт ограниченных вещных прав, институты возникновения, изменения и прекращения прав на земельные участки, юридической ответственности за нарушение земельного законодательства и т. д.).

Подотрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений.

Подотрасль земельного права – правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Выделение данной подотрасли обусловлено закреплением в Земельном кодексе РФ нормы, предусматривающей специальное регулирование данной области отношений. В соответствии с п. 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Структурная организация земельного законодательства обусловила выделение в системе земельного права двух частей:

Источник: https://iknigi.net/avtor-anna-limanskaya/157468-zemelnoe-pravo-obschaya-chast-anna-limanskaya/read/page-2.html

Практическое значение принципов земельного права

Применение принципов земельного права как норм-принципов имеет особенность, заключающуюся в том, что их реализация с помощью властно-организующей деятельности компетентных органов и лиц происходит лишь в определенных случаях. К таковым относится реализация права при наличии пробелов в правовом регулировании земельных отношений и при разрешении коллизий правовых норм.

Поскольку дела по спорам, возникающим из земельных отношений, составляют гражданские дела и дела, связанные с осуществлением экономической деятельности, которые подведомственны судам общей юрисдикции или арбитражным судам, соответствующий суд не может отказать в правосудии, ссылаясь на отсутствие конкретного закона.

Это правило применимо и для случаев рассмотрения некоторых дел, возникающих из публичных отношений, связанных с земельными, например, об оспаривании не нормативно-правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя. Здесь публичный характер отношений не является преградой для применения аналогии права.

В Земельном кодексе РФ прямого предписания о применении норм земельного права по аналогии не установлено. Однако это не является препятствием для применения принципов земельного права в качестве аналогии права при отсутствии норм права, регулирующих сходные отношения.

Более того, суд должен решить дело на основе общих начал и смысла законодательства при выявлении пробелов в правовом регулировании земельных отношений.

Правовой основой применения принципов земельного права в качестве аналогии права служат положения п.

 3 статьи 11 Гражданско-процессуального кодекса РФ, в котором предусмотрено, что в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права), и схожее положение п. 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

При разрешении земельных споров третейским судом, в соответствии с п. 2 статьи 64 Земельного кодекса РФ, принципы земельного права могут быть применены в качестве аналогии права, согласно п. 4 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года №102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

Принципы земельного права не могут быть применены по аналогии к основаниям возникновения прав на земельные участки, а также к основаниям любого вида юридической ответственности за земельные правонарушения.

Однако в других случаях, например, когда в законе или подзаконном акте установлены широкие дискреционные полномочия органов исполнительной власти, других органов и должностных лиц без необходимой конкретизации, в частности, по срокам принятия решения, по условиям (основаниям) принятия решения, по порядку принятия решений, в случае наличия параллельных полномочий по решению одного вопроса в сфере земельных отношений, нормы-принципы земельного права могут быть применены по аналогии в целях восполнения пробелов в праве по конкретизации полномочий органов и должностных лиц при защите прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

Принципы земельного права занимают важное место в разрешении коллизий правовых норм. Их использование для этой цели все чаще можно встретить в материалах судебной практики.

Примеры из судебной практики подтверждают ещё одну важную роль принципов земельного права — при систематическом толковании.

Часто можно встретить решения судов, в которых, хотя прямо и не содержится ссылка на принципы земельного права, но они основаны на систематическом толковании закона. В таких случаях часто происходит раскрытие принципов земельного права, их развитие, а также возникает юридическая основа для формирования новых принципов, взаимосвязанных с существующими.

Некоторые рассмотренные судами дела показывают, что не сложилось единообразной практики применения отдельных принципов земельного права.

Источник: https://studbooks.net/1058916/pravo/prakticheskoe_znachenie_printsipov_zemelnogo_prava

Ссылка на основную публикацию