Полномочия органов местного самоуправления — в помощь студенту

Полномочия органов местного самоуправления - в помощь студенту

Тема: Ответы на тест по муниципальному управлению

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Раздел: Бесплатные рефераты по муниципальному управлению

Тип: Тест | Размер: 14.41K | Скачано: 125 | Добавлен 14.10.13 в 14:56 | Рейтинг: 0 | Еще Тесты

Какие существуют виды органов местного самоуправления, выделяемые по способу их образования?

  • органы специального назначения
  • выборные органы
  • органы общего назначения
  • органы, формируемые на добровольной основе, на основе назначения

ФЗ 131 ст. 34

Глава муниципального образования – это…

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Кодирование изображений, звуковой и видеоинформации - в помощь студенту

Оценим за полчаса!
  • глава представительного органа местного самоуправления
  • выборное лицо, возглавляющее местную администрацию
  • выборное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории МО
  • глава исполнительного органа субъекта РФ

ФЗ 131 ст. 36

Местная администрация – это…

  • законодательный орган местного самоуправления
  • исполнительно-распорядительный орган
  • судебный орган
  • контролирующий орган

ФЗ 131 ст. 37

К исключительному ведению какого органа относится установление местных налогов и сборов?

  • представительного органа МО
  • исполнительного органа субъекта
  • исполнительного органа МО
  • законодательного органа субъекта

ФЗ 131 ст. 35

Что входит в структуру органов местного самоуправления?

  • представительный орган МО
  • глава субъекта
  • исполнительный орган МО
  • исполнительно-распорядительный орган МО

ФЗ 131 ст. 34

В случае образования или преобразования МО, каким образом устанавливается структура органов МСУ?

  • утверждается Главой МО
  • принимается представительным органом МО
  • определяется населением на местном референдуме

ФЗ 131 ст. 34

Представительный орган муниципального района….

  • может состоять из глав поселений и депутатов представительных органов
  • может избираться на муниципальных выборах
  • может назначаться органами власти субъекта

ФЗ 131 ст. 35

Глава муниципального образования ….

  • избирается на муниципальных выборах
  • избирается представительным органом из своего состава
  • назначается Главой субъекта
  • назначается законодательным органом субъекта

ФЗ 131 ст. 36

Вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа МО…

  • председатель представительного органа МО
  • депутат представительного органа МО
  • глава администрации
  • глава муниципального образования

ФЗ 131 ст. 36

Исполнительно-распорядительный орган МО:

  • местная администрация
  • избирательная комиссия
  • глава местной администрации

ФЗ 131 ст. 37

Какие формы непосредственного участия населения в МСУ существуют?

  • муниципальные выборы
  • местный референдум
  • опрос граждан
  • территориальное общественное самоуправление
  • отзыв депутатов Законодательного органа субъекта

ФЗ 131 ст. 22,23, 27,31

Решение о назначении местного референдума принимает:

  • представительным органом МСУ
  • исполнительным органом МСУ
  • главой МО
  • ФЗ 131 ст. 22
  • Местный референдум необходимо назначить в течение:
  • ФЗ 131 ст. 22
  • Условием назначения местного референдума является:
  • инициатива населения
  • сбор подписей
  • принятое решение представительного органа

ФЗ 131 ст. 22

В целях решения непосредственно населением вопросов местного значение проводится:

  • муниципальные выборы
  • сход граждан
  • собрание граждан
  • публичные слушания
  • Местный референдум

ФЗ 131 ст. 22

Результаты какой формы участия населения в МСУ носят рекомендательный характер?

  • конференции граждан
  • схода граждан
  • опроса населения
  • обращений граждан в органы МСУ

ФЗ 131 ст. 31

В какой срок представители органов МСУ обязаны дать ответ обратившемуся гражданину?

  • в течение 2-х недель
  • в течение месяца
  • в течение 20 дней

ФЗ 131 ст. 32

Сход проводится в поселениях численностью:

  • менее 100 человек
  • менее 1000 человек
  • более 100 человек

ФЗ 131 ст. 25

Какие существуют источники денежных средств ТОС:

  • органы МСУ
  • взносы членов ТОС
  • добровольные вложения
  • за счет оказания платных услуг

ФЗ 131 ст. 27

На публичные слушания должны выноситься:

  • проект бюджета субъекта
  • проект Устава МО
  • проект местного бюджета
  • вопросы о назначении местного референдума, схода и конференции граждан
  • вопросы о структуре и составе органов МСУ
  • проекты планов и программ развития МО
  • вопросы о преобразовании МО

ФЗ 131 ст. 28

В какой срок органы МСУ обязаны рассмотреть проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы?

  • 1 месяца
  • 2-х недель
  • 2-х месяцев
  • 3-х месяцев

ФЗ 131 ст. 45

Собрания граждан проводятся для:

  • информирования населения о деятельности органов МСУ
  • для обсуждения проектов муниципальных правовых актов
  • для выявления мнения населения
  • для решения вопросов местного значения

ФЗ 131 ст. 29

Источник: https://studrb.ru/works/entry15330

Тема 5. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления

5.1. Понятие и структура предметов ведения и полномочий местного самоуправления

Предметы ведения– это тот круг вопросов, решение которых закреплено за данным уровнем власти, находится под его управлением. Для характеристики предметов ведения в российском законодательстве используются термины «вопросы местного значения».

Федеральный закон 2003г. трактует вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Их решение осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Полномочия – это права, которыми наделен каждый уровень власти и управления для выполнения возложенных на него функций. Но одновременно это и обязанности выполнять данные функции.

Впервые понятие «полномочия органов местного самоуправления» упоминается в ст. 12 Конституции РФ, в соответствии с которой органы местного самоуправления обладают полномочиями по самостоятельному решению вопросов местного значения, а также могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

  • Сочетание предметов ведения и полномочий называется компетенцией местного самоуправления
  • Принципиально важным является вопрос об эффективности разграничения предметов ведения и полномочий между
  • -федеральной властью;
  • -государственной властью субъектов РФ;
  • -властью местного самоуправления.
  • Эффективным может быть признано такое разграничение, при котором за каждым уровнем закреплены те предметы ведения, которые данный уровень может решать наилучшим образом.

Этот принцип европейцы называют субсидиарностью. Согласно принципу субсидиарности, все вопросы, которые могут быть решены на нижнем, максимально приближенном к населению уровне управления, должны быть закреплены за этим уровнем. На верхний уровень управления передаются только те вопросы, которые не могут решаться на нижнем.

  1. В Европейской Хартии местного самоуправления провозглашены следующие принципы установления компетенции и полномочий органов местного самоуправления:
  2. 1) Основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией и законами.
  3. 2) Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив.
  4. 3) Осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам.
  • 4) Предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными.
  • Основными предметами ведения местного самоуправления во всем мире являются:
  • — благоустройство местной территории (в широком смысле – как устройство на благо людей);
  • — социально-экономическое развитие;
  • — организация предоставления населению различных услуг на местном уровне (муниципальных услуг).

5.2. Вопросы местного значения муниципальных образований

В соответствиисФедеральным закономот 6 октября 2003 г. ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Законом 2003 г. вопросы местного значения разделены по типам муниципальных образований на :

— вопросы местного значения поселения (ст.14, 14.1);

— муниципальными районами (ст.15, 15.1)

— и городскими округами (ст.16, 16.1).

  1. Соответствующий перечень вопросов строго обязателен для того или иного вида муниципальных образований.
  2. К ведению поселений отнесен круг вопросов, связанных, в основном, с повседневным жизнеобеспечением населения. Это:
  3. — обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;
  4. — организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда;
  5. — создание условий для жилищного строительства;
  6. — организация в границах поселения электро-, газо-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения;
  7. — содержание и строительство автомобильных дорог, мостов и других инженерных сооружений;
  8. — снабжения населения топливом;
  9. — обеспечение первичных мер пожарной безопасности;
  10. — создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
  11. — развитие массовой физической культуры и спорта, массового отдыха, организация благоустройства и озеленения территории, планирование застройки поселений;

— организация освещения улиц, установление уличных указателей, и т.п.

Многие вопросы местного значения отнесены к предметам ведения и поселения и муниципального района. Разграничение между ними произведено по такому принципу: за решение вопросов в границах поселения отвечает поселение, а за межпоселенческие вопросы – муниципальный район.

Например, к вопросам местного значения поселения отнесена организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, а к вопросам муниципального района – организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

К уровню поселения отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация библиотечного обслуживания населения; организация ритуальных услуг и мест захоронения.

К уровню муниципального района – организация утилизации и переработки бытовых отходов и мусора; организация библиотечного обслуживания поселений (библиотечный коллектор); содержание межпоселенческих мест захоронения и организация ритуальных услуг и т.д.

  • Полностью на уровень муниципального района вынесены вопросы, решение которых требует наличия развитой инфраструктуры и крупных материальны затрат на ее содержание. К ним относятся:
  • — формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
  • — владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
  • — установление, изменение и отмена местных налогов и сборов.
  • — организация охраны общественного порядка;
  • — организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенным к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • — организация дошкольного образования, отдыха детей в каникулярное время;
  • — организация основных видов медицинской помощи;
  • — организация и осуществление экологического контроля территории, и ряд других вопросов.

Городской округ решает вопросы местного значения и поселения и муниципального района одновременно. К вопросам местного значения городского округа в соответствии со ст.16 Федерального закона №131 относятся:

  1. 1) формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета;
  2. 2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа;
  3. 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
  4. 4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
  5. 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  6. 6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
  7. 7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;
  8. 7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа;
  9. 8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
  10. 9) организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;
  11. 10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;
  12. 11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
  13. 12) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
  14. 13) организация оказания на территории городского округа (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
  15. 14) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
  16. 15) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа;
  17. 16) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
  18. 16.1) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе;
  19. 17) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;
  20. 18) обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа;
  21. 19) создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;
  22. 20) формирование и содержание муниципального архива;
  23. 21) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
  24. 22) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
  25. 23) организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;
  26. 24) утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа;
  27. 25) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов;
  28. 26) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
  29. 27) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа;
  30. 28) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа;
  31. 29) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории городского округа;
  32. 30) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
  33. 31) создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;
  34. 32) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе;
  35. 33) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов;
  36. 34) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;
  37. 35) осуществление муниципального лесного контроля и надзора.
Читайте также:  Молекулярные орбитали метана - в помощь студенту

В федеральном законе №131 ФЗ установлено, что органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к их компетенции и компетенции других уровней публичной власти. Только при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов. См.: ст.14.1, 15.1, 16,1. ФЗ №131.

Полномочия органов местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения выделяются в отдельную статью (ст.17) ФЗ №131 и являются общими для всех типов муниципальных образований. К ним относятся:

  • 1) принятие и изменение уставов муниципальных образований и иных муниципальных правовых актов;
  • 2) установление официальных символов муниципальных образований;
  • 3) создание муниципальных предприятий и учреждений;
  • 4) установление тарифов на их услуги (если иное не предусмотрено федеральными законами);
  • 5) формирование и размещение муниципального заказа;

Источник: https://cyberpedia.su/1x4a02.html

Полномочия органов местного самоуправления: некоторые вопросы правового регулирования и реализации

Научная статья посвящена исследованию полномочий органов местного самоуправления различного типа, содержащихся в российском законодательстве, а также раскрывает некоторые проблемные вопросы их реализации

В настоящее время в Российской Федерации сформированы правовые основы местного самоуправления. К числу правовых источников местного самоуправления относятся как международные, так и национальные нормативные правовые акты.

Прежде всего, это Европейская Хартия местного самоуправления, ратифицированная Федеральным Законом РФ от 11 апреля 1998 года, Конституция РФ, Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ [1, 2, 3].

В названных правовых актах отчасти регламентируются вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления решают вопросы непосредственного жизнеобеспечения населения муниципального образования. От качественного исполнения органами местного самоуправления своих полномочий зависит эффективность разрешения насущных повседневных задач, стоящих перед ними.

В Федеральном законе № 131-ФЗ дается определение вопросов местного значения. Под ними понимаются вопросы, касающиеся непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Вопросы местного значения решаются в соответствии с действующим законодательством населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Определение понятия «полномочия» в российском законодательстве отсутствует, однако оно широко используется во многих нормативных правовых актах, начиная с Основного закона государства, иных федеральных конституционных законах, федеральных законах, и заканчивая муниципальными правовыми актами.

В юридической науке предлагаются определения «полномочий». Наиболее удачное, на наш взгляд, определение, предложенное О.Е. Кутафиным и В.И. Фадеевым.

Под полномочиями местного самоуправления она понимают закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований [4].

Так, Конституция РФ закрепляет полномочия органов местного самоуправления по самостоятельному решению вопросов местного значения, и предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ст.ст.12, 132 соответственно).

Федеральный закон № 131-ФЗ непосредственно содержит перечни вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления различного типа муниципальных образований (ст.17, ст.18, гл.4, гл.5, гл.

10), а также возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления финансовых и материальных ресурсов (ч. 2 ст. 19).

Анализ закрепленных полномочий органов местного самоуправления, позволяет сделать вывод о том, что их круг достаточно широк, а формулировка полномочий не способствует их правильному однозначному толкованию.

Вопросы возникают не только у самих органов местного самоуправления, но и у простых обывателей.

Пробельное и нечеткое правовое регулирование порождает проблемы в правоприменительной практике органов местного самоуправления по реализации своих собственных полномочий, а также переданных государственных полномочий.

Полномочие органов местного самоуправления по охране общественного содержится в ст. 132 Конституции РФ. В Федеральном законе №131-ФЗ это полномочие тоже отражено, но в самом общем виде. Согласно Федеральному закону от 2 апреля 2014 г.

N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» органы местного самоуправления оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин (п. 2 ст. 6) [5].

Указанная норма носит отсылочный характер, поскольку предусматривает, что свои полномочия в сфере охраны общественного порядка органы местного самоуправления осуществляют в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ.

Однако базовый закон о местном самоуправлении не раскрывает полномочие по оказанию поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка. Иные акты в этой сфере тоже не дают представления, в чем конкретно она должна выражаться. Возникает ситуация, когда законодательно полномочие вроде бы закреплено, но оно не конкретизировано, что затрудняет его реализацию органами местного самоуправления.

Федеральный закон от 6 марта 2006 г.

№ 35-ФЗ содержит перечень полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере противодействия терроризму (п. 3 ст. 5) [7].

При этом говорится, что каждый из указанных органов действует в пределах своих полномочий, однако как разграничить полномочия между органами публичной власти закон не предусматривает.

Аналогичная ситуация складывается и в правовом регулировании полномочий органов местного самоуправления в сфере противодействия экстремистской деятельности. Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г.

№ 114-ФЗ органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции, осуществляют в приоритетном порядке профилактические, воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (ст.ст. 4, 5) [8].

Пределы же компетенции органов местного самоуправления при этом не регламентируются. Федеральный закон №131-ФЗ тоже определенную ясность не вносит.

Далее, Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I закрепляет полномочия органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков для защиты Государственной границы, оказанию помощи пограничным органам и т.д. (ст.

37) [6], которые отсутствуют в Федеральном законе № 131-ФЗ.

Резонно возникает вопрос, в чем должно выражаться исполнение таких полномочий, из какого фонда земельные участки должны предоставляться, в чем заключается помощь пограничным органам и ряд других вопросов.

Федеральный закон от 2 мая 1997 г.

№ 76-ФЗ предусматривает ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления нарушение правовых актов в сфере уничтожения химического оружия, обеспечении безопасности граждан (ст. 24) [9], сами же полномочия не разграничиваются, что усложняет решение вопроса об ответственности компетентных лиц в соответствии с действующим законодательством.

Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ закрепляет полномочия и функции органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области мобилизационной подготовки и мобилизации, не разграничивая полномочия между различными уровнями публичной власти, и не определяя ответственных лиц за их реализацию (ст. 8) [10].

Безусловно, имеется еще ряд федеральных законов, в соответствии с которыми на органы местного самоуправления возлагаются различные полномочия.

В базовый закон о местном самоуправлении регулярно вносятся изменения, в том числе касающиеся компетенционной основы местного самоуправления, несмотря на это, правовое регулирование в части закрепления полномочий за органами местного самоуправления не совершенно.

Для дальнейшего развития местного самоуправления, эффективного решения вопросов жизнедеятельности населения на территории муниципальных образований необходимо уделять особое внимание законодательному регулированию полномочий органов местного самоуправления.

Местному самоуправлению нужна реальная помощь, назрела необходимость сориентировать органы местного самоуправления в вопросах их деятельности, в том числе нормотворческой, разъяснить им имеющиеся у них возможности по реализации полномочий и принятию муниципальных правовых актов, готовить профессиональные кадры, повышать их квалификацию, оказывать методическую помощь [11, 12, 13].

Представляется, что систему полномочий органов местного самоуправления необходимо продолжать совершенствовать. Местное самоуправление должно быть реальным, а это значит, что законодательство о местном самоуправлении должно четко регламентировать права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления.

Источник: https://novainfo.ru/article/3869

Полномочия органов местного самоуправления в образовательной сфере



В статье рассматриваются полномочия органов местного самоуправления в сфере образования, а также проблемы их законодательной регламентации.

В XXI веке перед человечеством возникли серьезные проблемы глобального характера — исчерпаемость природных ресурсов, энергетический кризис, проблемы экологического плана, обеспечения необходимыми ресурсами (продовольствием, промышленным сырьем, энергией и т. д.

), проблемы здравоохранения, бедности людей, необходимость переоценки направлений развития промышленности, коренного улучшения социальных условий жизни, расширения физических границ среды обитания человека, обеспечения мира для всех народов, регулирования стремительного роста населения в развивающихся странах и т. д.

Современное общество все яснее осознает возрастающую роль образования в дальнейшем развитии государства, а система образования начинает восприниматься в качестве важнейшего фактора технологического и социально-экономического развития. В этой связи вопросы организации предоставления образовательных услуг населению имеют крайне важное значение.

Присоединимся к мнению М. С.

Братановской, что в процессе реализации эффективной образовательной политики должны принимать участие все граждане России, семьи, родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты, а также органы местного самоуправления [7, с. 73].

  • Поскольку наиболее близкой к населению является муниципальная власть, на нее возложен комплекс полномочий в образовательной сфере.
  • На наш взгляд, реализация полномочий в сфере образования органами местного самоуправления составляет приоритетное направление деятельности муниципальных органов нашей страны.
  • На сегодняшний день в России сформирована нормативно-правовая база реализации компетенций органов местного самоуправления в образовательной сфере.

К нормативно-правовым актам федерального уровня относятся следующие: ст.

43 Конституции Российской Федерации [1], Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [2], Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3], Федеральные законы «Об утверждении федеральной программы развития образования» [4], «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей» [5] и другие. Положения данных законов находят детализацию в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Минобразования России, а также в региональном законодательстве. Например, в Тюменской области, компетенция органов местного самоуправления в области образования закреплена в Законе Тюменской области от 5 июля 2013 года № 63 «О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области» [6].

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов перечислены в ст. 9, в частности, они должны:

  1. ‒ организовать предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;
  2. ‒ организовать предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях;
  3. ‒ создать условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
  4. ‒ создавать, реорганизовывать, ликвидировать муниципальные образовательные организации, осуществлять функции и полномочия учредителей муниципальных образовательных организаций;
  5. ‒ обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустраивать прилегающие к ним территории;
  6. ‒ учитывать детей, которые подлежат обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  7. ‒ закреплять муниципальные образовательные организации за конкретными территориями муниципальных районов, городских округов;
  8. ‒ учитывать формы получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований;
  9. ‒ устанавливать порядок назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов;
  10. ‒ устанавливать нормативы по формированию стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований местного бюджета;
  11. ‒ утверждать порядок установления организациям, которые осуществляют образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов;
  12. ‒ определять случаи и порядок обеспечения питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов;
  13. ‒ определять случаи и порядок обеспечения вещевым имуществом (обмундированием), включая форменную одежду, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов
  14. ‒ создавать центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
  15. ‒ устанавливать специальные денежные поощрения для лиц, которые проявляют выдающиеся способности, и другие меры по их стимулированию» [2].

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3] деятельность органов местного самоуправления в образовательной сфере определяет достаточно четко — в нормах, которые устанавливают вопросы местного значения.

Так, согласно п. 11 ч. 1 ст.

15, на муниципальные районы возложена обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, кроме полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; а также по предоставлению дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16, на городские округа возложены аналогичные обязанности. Таким образом, формулировки являются идентичными.

Вместе с тем, полагаем верным присоединиться к мнению Н. В. Медведевой и М. В. Порошкиной, что с таким подходом согласиться нельзя.

Исследователи полагают, что «в муниципальных районах, в отличие от городских округов, расположены городские и сельские поселения, на территории которых и располагаются школы и детские сады.

Однако, в вопросах ведения поселений (как городских, так и сельских) вопросы, связанные с образовательной деятельностью, вообще не затронуты.

Читайте также:  Историческое осознание категории бытия - в помощь студенту

Получается, что органы местного самоуправления городских и сельских поселений не обладают полномочиями в образовательной сфере, хотя и дети, и их родители живут именно в поселениях.

На практике же, местная власть поселения все равно участвует в образовательной деятельности — например, ремонт в сельских школах в большинстве случаев осуществляется за счет бюджета поселения или других источников, изыскиваемых в поселениях. Формально здесь происходит нарушение законодательства, т. к. содержание школ и детских садов входит в обязанности районных властей, но на деле зачастую именно органы местного самоуправления поселений (как правило, сельских) вынуждены принимать меры по оказанию материальной и финансовой помощи образовательным организациям» [9, с. 198].

Таким образом, по нашему мнению, городским и сельским поселениям также должны предоставляться собственные полномочия в решении вопросов местного значения в области организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организации предоставления дополнительного образования детям (кроме предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организации отдыха детей в каникулярное время.

Полагаем, что предоставление данных полномочий должно быть дифференцировано в зависимости от экономических возможностей отдельных городских или сельских поселений.

На наш взгляд, их оценку должны осуществлять органы местного самоуправления муниципального района, которым необходимо делегировать соответствующие полномочия поселениям посредством издания соответствующих нормативно-правовых актов на уровне представительного органа муниципального района.

Следовательно, предлагаем соответствующие корректировки ч. 2 ст.

14–1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «Органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных и муниципальных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления муниципального района, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации)».

В заключение необходимо отметить, что вести речь о полномочиях поселений именно в сфере образования нецелесообразно, т. к. аналогичное положение имеет место и в иных сферах социально-экономического и культурного развития территорий. В этой связи нами предложены корректировки ч. 2 ст. 14–1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/230/53413/

Полномочия местного самоуправления

  • Архивное дело
  • Библиотечное обслуживание
  • Благоустройство территории и использование городских лесов
  • Борьба с терроризмом и экстремизмом
  • Бюджетные полномочия
  • Градостроительная деятельность
  • Гражданская оборона, территориальная оборона, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мобилизационная подготовка
  • Дорожная деятельность
  • Жилищные отношения
  • Использование водных объектов
  • Коммунальное хозяйство
  • Муниципальная собственность
  • Налоговые отношения
  • Обеспечение пожарной безопасности
  • Образование
  • Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения
  • Организация досуга, оказание услуг организациями культуры, работа с детьми и молодежью, укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика межнациональных (межэтнических) конфликтов
  • Охрана здоровья и окружающей среды, природопользование
  • Охрана общественного порядка, противодействие коррупции
  • Охрана объектов культурного наследия
  • Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности людей на водных объектах
  • Присвоение адресов объектам адресации
  • Развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов
  • Развитие физической культуры и спорта
  • Реклама
  • Обращение с отходами
  • Сельскохозяйственное производство, поддержка малого и среднего бизнеса, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству)
  • Транспортное обслуживание населения
  • Услуги связи, общественного питания, торговли и сферы бытового обслуживания
  • Статистика
  • Выборы и референдум
  • Информатизация
  • Муниципальный и общественный контроль
  • Обеспечение прав коренных малочисленных народов
  • Стратегическое планирование
  • Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство
  • Международные и внешнеэкономические связи
  • Иные полномочия
  • Одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации является местное самоуправление, которое, в соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации, признается и гарантируется на всей территории России.
  • Основополагающими элементами местного самоуправления являются его самобытность и самостоятельность в решении вопросов местного значения, под которыми понимается финансово-экономическая и организационная обособленность муниципальных образований, закрепление в законодательстве предметов ведения и полномочий местного самоуправления.

Понятие предметов ведения вообще и местного самоуправления в частности является достаточно сложным. Для определения содержания предметов ведения местного самоуправления в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) используется понятие «вопросы местного значения», под которыми указанным Федеральным законом понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Для характеристики совокупности прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица, определяемых конституцией, законами и иными нормативными правовыми актами, юридическая наука использует термин «полномочия».

Это определение полномочий применимо и для характеристики прав и обязанностей органов местного самоуправления (представительных и исполнительных (распорядительных) органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления) при решении вопросов местного значения и при осуществлении ими отдельных государственных полномочий.

При регулировании полномочий местного самоуправления, к сожалению, не всегда обоснованно используются разнообразные термины.

В законодательстве Российской Федерации при определении полномочий муниципальных органов используются такие термины как: «органы местного самоуправления», «представительные органы местного самоуправления», «глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления», «глава местного самоуправления», «исполнительный орган местного самоуправления», «уполномоченный орган местного самоуправления», «муниципальное образование» и т.д. В результате, полномочия органов местного самоуправления составляют совокупность прав и обязанностей всех подобных субъектов, закрепленных нормами муниципального права и необходимых для непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования и решения других вопросов местного значения, а также осуществления отдельных государственных полномочий.

Классификация полномочий органов местного самоуправления может осуществляться по различным критериям. Основным из них является направленность деятельности органов местного самоуправления по непосредственному обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования и решению других вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий.

  1. Основу для классификации полномочий составляет глава 3 Федерального закона № 131-ФЗ, в которой определены вопросы местного значения.
  2. С помощью поисковых средств электронного периодического издания «Справочная Поисковая Система «КонсультантПлюс» был проведен экспертный анализ отраслевых федеральных законов на предмет выявления в них полномочий (прав, обязанностей), осуществление которых тем или иным образом возложено на органы местного самоуправления, по соответствующим сферам общественных отношений.
  3. В каждой из сфер общественных отношений был проведен предварительный (выборочный) анализ полномочий с целью определения (выделения) их следующих признаков:
  4. 1) положения федеральных законов, содержащие полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (так называемые «собственные полномочия»);
  5. 2) положения федеральных законов, предусматривающие полномочия органов местного самоуправления, не относящиеся к вопросам местного значения;
  6. 3) положения федеральных законов, содержащие права органов местного самоуправления, предоставленные им за пределами вопросов местного значения.
  7. Если в том или ином разделе один или несколько признаков полномочий отсутствуют, это означает, что при анализе корпуса законодательства такие полномочия выявлены не были, либо детальный анализ (определение признаков полномочий) по этой группе правоотношений на данный момент не проводился.

По итогам проведенной работы было выявлено, что 173 отраслевых федеральных закона содержат положения, определяющие 1577 полномочий органов местного самоуправления.

Из них 135 отраслевых федеральных законов содержат положения, определяющие 1348 полномочий органов местного самоуправления в рамках решения вопросов местного значения, 55 отраслевых федеральных законов содержат положения, определяющие 229 полномочий органов местного самоуправления за пределами вопросов местного значения, из которых, в свою очередь, 17 содержат как полномочия по вопросам местного значения, так и за их пределами, 38 – только полномочия за пределами вопросов местного значения.

Сводная информация представлена в виде двух таблиц и двух перечней отраслевых федеральных законов, содержащих положения, регулирующие полномочия органов местного самоуправления.

Более подробная информация по группам полномочий органов местного самоуправления представлена в 38 таблицах по соответствующим сферам правоотношений (29 таблиц по группам полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьями 14, 15, 16, 162 Федерального закона № 131-ФЗ и 9 таблиц по полномочиям органов местного самоуправления, находящимся за пределами вопросов местного значения, в том числе предусмотренным в статьях 17, 171 Федерального закона № 131-ФЗ, а также по правам органов местного самоуправления, предоставленным им за пределами вопросов местного значения (статьи 141, 151, 161 Федерального закона № 131-ФЗ).

См.таблицы и перечни:

I.

Группы полномочий органов местного самоуправления (в том числе содержащие как обязательные требования к органам местного самоуправления, так и их права) по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьями 14, 15, 16, 162 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

  • ОМСУ – орган местного самоуправления
  • ВМЗ – вопрос местного значения
  • ОФЗ – отраслевой федеральный закон
  • Таблица № 1
№ п/п Группа полномочий Вопросы местного значения Список ОФЗ, предусматривающих полномочия ОМСУ
1 Архивное дело Всего 2 ОФЗ, содержащих 16 полномочий ОМСУ
  1. Пункт 17 части 1 статьи 14 – формирование архивных фондов поселения
  2. Пункт 16 части 1 статьи 15 – формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений
  3. Пункт 22 части 1 статьи 16 – формирование и содержание муниципального архива
  4. Пункт 9 части 1 статьи 162 – формирование и содержание архива внутригородского района
1. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской   Федерации»

Источник: http://komitet4.km.duma.gov.ru/Polnomochiya-mestnogo-samoupravleniya

Всероссийский Совет местного самоуправления

     ИТОГОВЫЙ  ДОКУМЕНТ

IV съезда Всероссийского Совета местного самоуправления

I. Введение.

  • Итоги муниципальной реформы, 
  • текущая ситуация в сфере местного самоуправления
  • На протяжении последних лет принимаются активные меры по  повышению эффективности проводимой государством политики в отношении местного самоуправления, в том числе, посредством совершенствования территориальной организации местного самоуправления, оптимизации разграничения полномочий, материальных и финансовых ресурсов между различными уровнями публичной власти. 

Одна из основных задач муниципальной реформы заключалась в приближении местной публичной власти к населению.

Эта задача в целом решена за счет повсеместного создания на территории Российской Федерации городских и сельских поселений, в результате чего общее количество муниципальных образований в стране увеличилось более чем в 2 раза – с 11 до 24 тысяч.

Практически во всех городских и сельских поселениях органы местного самоуправления сформированы, они заработали и приняли на себя значительные функции по непосредственному обеспечению жизнедеятельности людей на местах.

Вопросы достижения устойчивых темпов экономического роста государства, проведения модернизации экономики, оказания адресной социальной поддержки гражданам не могут быть решены без активного участия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Органы местного самоуправления должны иметь больше возможностей влиять на формирование инвестиционного климата и решение социальных вопросов на соответствующих территориях.

Но для этого им необходимы значительные публично-властные полномочия в различных сферах общественных отношений, а также стабильная и достаточная финансовая база для их реализации.

Реализация концепции оптимального и четкого разграничения полномочий и финансовых ресурсов между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления началась в рамках проведения федеральной и муниципальной реформ в 2000-е годы.

Одна из главных задач, для решения которых проводились указанные реформы, –  определение оптимального и достаточного перечня полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и пределов их осуществления, а также обеспечение их решения на каждом уровне публичной власти необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. 

Принятые в рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления федеральные законы, вносящие изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации в определенной мере упорядочили полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 

Вместе с тем, несмотря на масштабы проделанной работы, процесс разграничения полномочий между уровнями публичной власти в настоящее время нельзя считать завершенным.

В ряде областей и сфер общественных отношений такое разграничение полномочий нельзя признать оптимальным и четким.

Кроме того, не решена задача достижения соответствия между финансовыми потребностями муниципалитетов по решению вопросов местного значения и предоставленными им доходными источниками.

В современных условиях большинство муниципалитетов объединяют типичные проблемы: низкий уровень собственных доходов местных бюджетов; нехватка квалифицированных кадров для осуществления муниципального управления;  слабо развитая материально-техническая база, отсутствие четких стратегических целей и приоритетов в социально-экономическом развитии соответствующих территорий.

В этих условиях в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012 — 2014 годах» поставлена задача обеспечить эффективную децентрализацию полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В данном Бюджетном послании также говориться о том, что:

— согласно указанному перераспределению полномочий должны определяться как расходные обязательства публично-правовых образований, так и источники доходов соответствующих бюджетов;

— целесообразно также увеличить нормативы долей налогов, направляемых на формирование местных бюджетов.

В целях решения указанных вопросов в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 27.06.

2011 № 425-рп образованы рабочие группы по правовым вопросам перераспределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также по финансовым и налоговым вопросам и по межбюджетным отношениям.

В то же время конкретные законодательные инициативы по результатам деятельность данных рабочих групп на сегодняшний день не внесены в Государственную Думу.

В связи с этим в настоящее время на федеральном уровне продолжается работа по поиску оптимальных и сбалансированных вариантов, направлений и механизмов перераспределения и разграничения полномочий, финансовых и материальных ресурсов между уровнями публичной власти.

Такие варианты, направления и механизмы должны предоставить муниципалитетам, с одной стороны, необходимые и достаточные публично-властные полномочия, а также финансовые и материальные ресурсы для их осуществления — с другой стороны — не подрывать основы федеративного устройства государства и обеспечить его стабильность на долгосрочную перспективу. ВСМС также активно участвует в указанном процессе посредством проведения экспертиз соответствующих законопроектов, подготовки своих предложений и законодательных инициатив относительно порядка и условий оптимального решения данных вопросов с учетом мнения муниципального сообщества, а также организации широкого публичного обсуждения путей и механизмов решения указанных вопросов на «круглых столах», семинарах и других мероприятиях.

В ближайшей перспективе ВСМС готов усилить данное направление, путем проведения публичного обсуждения каждого федерального закона, касающегося сферы местного самоуправления, проведения собственной правовой и экономической оценки эффективности его влияния на развитие местного самоуправления, а, в случае необходимости – разработки собственных законодательных инициатив. ВСМС имеет мощный экспертный потенциал и значительную практику реализации законодательных инициатив на местах, поэтому его мнение по поводу различных законопроектов в сфере организации местного самоуправления всегда будет и компетентным, и отражающим мнение широкого круга специалистов-практиков. 

Источник: http://www.vsmsinfo.ru/component/content/article/23-ob-organizatsii/2357-itogovyj-dokument?showall=&start=1

Ссылка на основную публикацию