Особенности земельного права — в помощь студенту

Здесь можно купить и скачать «А. Потапова — Земельное право. Конспект лекций. Учебное пособие» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Особенности земельного права - в помощь студенту

Описание и краткое содержание «Земельное право. Конспект лекций. Учебное пособие» читать бесплатно онлайн.

Учебное пособие, подготовленное в виде кратких вопросов и ответов, охватывает все основные темы курса «Земельное право», включаемые в билеты для экзаменов, зачетов, семинаров. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических факультетов и вузов.

А. А. Потапова

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Защита от несанкционированного доступа к информации - в помощь студенту

Оценим за полчаса!
  • Земельное право
  • Конспект лекций
  • Учебное пособие

[битая ссылка] [email protected]

1. Понятие земельного права. Земельные отношения как предмет земельного права

Земельное право — отрасль российского права, регулирующая общественные отношения по использованию и охране земель.

Земельное право подразделяется на Общую и Особенную части.

Общая часть включает в себя такие правовые институты, как право собственности и другие вещные права на землю, охрана земель, право землепользования, защита прав на землю, плата за землю и оценка земли, мониторинг земель, контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель, ответственность за земельные правонарушения и др. К Особенной части относятся понятие и правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, а также земель особо охраняемых территорий и объектов, лесного фонда, водного фонда и земель запаса.

Земельное право тесно связано с гражданским правом, экологическим правом, градостроительным правом, жилищным правом, лесным правом, водным правом, административным правом.

Предметом земельного права являются земельные правоотношения.

Земельное правоотношение — это общественное отношение, возникающее в связи с реализацией субъектами земельного права своих прав и обязанностей по использованию и охране земель.

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Объектами земельных отношений являются:

  1. • земля как природный объект и природный ресурс;
  2. • земельные участки;
  3. • части земельных участков.

2. Принципы земельного права

  • Земельное право основывается на следующих принципах:
  • • учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
  • • приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
  • • приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
  • • участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;
  • • единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;
  • • приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий;
  • • платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;
  • • деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
  • • разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
  • • дифференцированный подход к установлению правового режима земель;
  • • сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
  • При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

3. Земельное законодательство РФ. Понятие и общая характеристика источников земельного права

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов РФ, специальные федеральные законы. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить Земельному кодексу РФ, федеральным законам.

На основании и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

  1. Источники земельного права — это нормативные правовые акты, содержащие нормы земельного права.
  2. К источникам земельного права относятся:
  3. • Конституция РФ;
  4. • кодексы;
  5. • федеральные законы;
  6. • законы субъектов РФ;
  7. • указы Президента РФ;
  8. • постановления Правительства РФ;
  9. • международные договоры, межгосударственные соглашения.

Конституция РФ относит вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Конституция РФ в ст.

9 устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В ст.

72 Конституции РФ установлено, что земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Земельный кодекс РФ принят Государственной Думой РФ 28 сентября 2001 года. Земельный кодекс регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельный кодекс состоит из 19 глав: Общие положения; Земельные участки; Охрана земель; Собственность на землю; Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками; Возникновение прав на землю; Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков; Прекращение и ограничение прав на землю; Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд; Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров; Плата за землю и оценка земли; Мониторинг земель, землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд; Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль); Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель; Земли сельскохозяйственного назначения; Земли населенных пунктов; Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; Земли особо охраняемых территорий и объектов; Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.

Читайте также:  Виды инвестиций - в помощь студенту

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Особенности земельного права - в помощь студенту
Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ

Источник: https://www.libfox.ru/648511-a-potapova-zemelnoe-pravo-konspekt-lektsiy-uchebnoe-posobie.html

Особенности земельного права

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Земельное право » Особенности земельного права

Статья посвящена основным принципам развития земельно-правовых отношений в РФ, субъектам и объектам земельного права

Содержание

Земельное право является одной из самостоятельных отраслей российского права, регулирующее общественные отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. Земельное право представляет собой комплекс юридических норм, которые формируются в процессе использования и охраны земли, защиты прав и законных интересов субъектов земельно-правовых отношений.

Понятие «система земельного права»

Понятие «система земельного права» относится к предметной характеристике земельного права и отражает систему регулируемых этим правом общественных отношений, т.е. земельных отношений (касающихся приобретения прав на земельные участки, распоряжения этими правами, охраны земель, государственного управления в области  использования и охраны земель).

Содержание «земельного права» образуют правовые нормы или правила поведения субъектов права по отношению к земле, земельным участкам, частям земельных участков, выраженные  в нормативно-правовых актах. Предмет земельного права  составляют юридически значимые связи, взаимосвязи между субъектами права по поводу земель и земельных участков.

Статья 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г.

№136-ФЗ (далее — ЗК РФ) раскрывает содержание юридической дефиниции «земля», которая может рассматриваться как: «объект общественных правоотношений»; «природный ресурс» – основа хозяйствования; «недвижимость» – объект права собственности и хозяйственного оборота; «территория» — государства, регионов, отдельных населенных пунктов».

Особенности земельного права как отрасли права

В целом, система права представляет собой взаимосвязанную систему, включающую отрасли, институты и нормы права.

Основным критерием, по которому принято выделять отрасль права, является наличие самостоятельного предмета правового регулирования, не совпадающего с предметом правового регулирования других отраслей.

Если рассматривать соотношение «земельное права» с другими отраслями российского права, то следует отметить, что земельное право России – самостоятельная отрасль права со своим предметом, объектом и способами регулирования.

Структура «земельного права» отражает вертикальное, внутреннее согласованное соотношение подотраслей права. Соответственно нормы земельного права, устанавливающие виды землепользования, определяющие субъекты и объекты права, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений, образуют институт права землепользования.

Общая теория права определяет «метод правового регулирования» как совокупность юридических приемов, средств, способов правового воздействия на поведение субъектов права или регламентацию видов общественных отношений. Тоже правило распространяется и на земельное право.

В зависимости от конкретной правовой ситуации применяются методы императивного (административно-правового) или диспозитивного (договорного) характера.

В первом случае субъект земельных правоотношений не может действовать по своему усмотрению, а должен следовать правилам, предписанным ЗК РФ и другими специальными нормативными актами.

В качестве императивного метода регулирования можно привести положения ст. 3 ФЗ  РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г.

Норма вводит запрет для иностранцев  (в том числе иностранных юридических лиц) и лиц без гражданства, приобретать сельхозугодия в собственность. Эти земли, согласно нормативно-правовому акту,  можно взять только в аренду.

Диспозитивные принципы развития и регулирования земельного права предполагают свободу купли-продажи, аренды, дарения, наследования земли – за исключением ограничений и запретов, указанных в законах.

Основные принципы развития земельно-правовых отношений 

Основные принципы развития земельно-правовых отношений в РФ определены в ст. 1 ЗК РФ.

В соответствии с данными принципами,  «земля» рассматривается  в качестве  главного ресурса для жизни и деятельности человека; защита земли (как одного из базовых компонентов окружающей среды) являются  приоритетным направлением государственной политики в области охраны жизни и здоровья человека.

Земля, в соответствии с данными принципами, является важным производственным ресурсом в лесном и сельском хозяйстве.

Использование участков должно осуществляться свободно, однако такие действия не должны наносить вред природе и людям; мнение граждан, общественных и религиозных объединений следует учитывать при решении вопросов, затрагивающих права на землю; необходима защита  ценных и особо оберегаемых территорий.

Кроме того, в нормативном акте оговорены: запрет перевода отдельных участков в другую категорию; разделение земель по целевому характеру; государственное регламентирование перехода земель в коммерческую собственность; определены единая судьба участков и расположенных на них зданий, сооружений.

Принципы российского земельного права также включают: обособление федеральной собственности на землю от аналогичного имущества субъектов РФ; различные подходы к установлению режима земель, соблюдение баланса интересов общества и граждан в земельных отношениях, дифференциация норм гражданского и земельного права. Правила Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), регулирующие порядок развития земельных отношений, не должны противоречить ЗК РФ.

Предметом земельного права являются земельные отношения, представляющие собой юридически значимые связи между субъектами права, возникающие в процессе их взаимодействия и касающиеся приобретения прав на земельные участки, распоряжения этими правами, охраны земель, регулирования правомочий и возможностей, связанных с землепользованием, землеустройством, определением юридического статуса отдельных видов земель. Особое место отводится регламентации действий организационного характера, включая процессы рационального использования и защиты территорий госорганами и муниципальными образованиями.

В земельное право входят элементы административных, имущественных, финансовых и других отношений (ввиду специфики объекта правового регулирования земельного права – земли). Предметом отрасли земельного права является особый круг общественных отношений по поводу земли и земельных отношений. Этим и объясняются особенности земельного права.

Объект в системе земельного права – земля, которую следует рассматривать как природный ресурс, недвижимость и место обитания всего человечества. Отдельные правомочия – собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования устанавливаются нормами ГК РФ (ст. 260-287 ГК РФ).

Субъекты земельного права – публично-правовые образования, граждане, коммерческие и некоммерческие организации.

Их компетенция определяется на основании Конституции РФ, ЗК РФ, ГК РФ, федеральных законов, региональных нормативно-правовых актов: конституциями республик в составе РФ, уставами краев, областей, автономных округов, автономной области, местными законами и муниципальными актами.

К источникам земельного права России относятся — Конституция РФ, международно-правовые договоры (в случае их ратифицикации РФ). Основной же источник земельного права – Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ – нормативный  акт, регулирующий правоотношения и устанавливающий правовой статус отдельных видов земель.

Кроме того, к источникам земельного права относятся специальные законы – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ «О недрах», ФЗ « О землеустройстве»,  ФЗ «Об охране окружающей среды» и т.д.

В этом смысле, значение имеют Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные документы.

Судебная практика не относится к источникам отрасли, но позиции высших инстанций: Конституционного Суда РФ, Верховного Суда  РФ принимаются во внимание при разрешении споров в нижестоящих судах.

Определяя место в земельного права в системе права, следует отметить, что земельное право связано с гражданским, градостроительным и административным законодательством.

Гражданское право регулирует имущественные отношения по обороту участков  в то время как земельное право устанавливает правила использования территорий, режим отдельных категорий участков.

Место гражданских отношений в земельном праве ограничено частноправовым, прежде всего, коммерческим интересом хозяйствующих субъектов.

В отличие от административного права, в котором первостепенное значение уделяется субординации между государственными органами и гражданами (организациями), в системе земельного законодательства преобладают источники, устанавливающие правила регулирования отношений землепользования и землеустройства.

Связь земельного и градостроительного законодательства прослеживается при территориальном планировании городских территорий, зонировании и проведении мероприятий по охране отдельных категорий земель в рамках городских округов и поселений.      

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/osobennosti-zemelnogo-prava.html

Особенности принципов земельного права



  • Особенности принципов земельного права
  • Учуева Анастасия Александровна, студент
  • Кубанский государственный аграрный университет (г. Краснодар)
  • В статье представлена характеристика особенностей, присущих принципам земельного права как основополагающим идеям, на которых базируется рассматриваемая комплексная отрасль права, а также выявлены проблемы терминологического характера, препятствующие их эффективной реализации.
  • Ключевые слова:принципы земельного права, земельный участок, экологические ограничения, объекты земельных отношений.

Теоретическому исследованию сущности и значения принципов права в целом, и земельного права, в частности, посвящено немало правовых исследований.

Однако актуальность определения особенностей рассматриваемого явления обусловлена тем обстоятельством, что принципы земельного права были впервые закреплены в земельном законодательстве относительно недавно, в действующем Земельном кодексе Российской Федерации [5].

Особенности принципов земельного права создают особый режим правового регулирования, который является наиболее комплексной характеристикой данной отрасли. На наш взгляд, к ним можно отнести следующие характерные, отличительные свойства.

Во-первых, содержание принципов земельного права во многом определяется экономическими отношениями общества, в соответствии с которыми строится данная система права.

Так, например, со вступлением в силу Гражданского кодекса Российской Федерации [1] были закреплены такие принципы земельного законодательства как платность использования земли; принцип разграничения государственной собственности на землю; принцип государственного регулирования приватизации земли; принцип единства судьбы земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества. Все эти принципы отражают переходный характер российской экономики, нашедший свое выражение в содержании такой отрасли, как земельное право.

Во-вторых, многие принципы земельного права направлены на установление ограничений прав субъектов земельных правоотношений с целью сохранения экологического значения объекта правового регулирования.

Любой правообладатель земельного участка ограничен в своих правах и использует данный объект в установленных пространственных границах только с учетом законодательно установленных ограничений.

Их установление является необходимым элементом правового регулирования, своеобразным средством обеспечения частных и публичных интересов в регулировании земельных отношений.

Так, в юридической литературе неоднократно высказывалось мнения о невозможности исключения «из природоресурсных законов природоохранных норм [6, с.229]» и «закреплении экологических норм не только в специальном экологическом законодательстве, но и в актах других отраслей [10, c. 116]».

Истории развития земельного законодательства известны случаи, когда установление экологических ограничений, например, в виде особого правового режима земель особо охраняемых природных территорий, имело и гражданско-правовые последствия в виде установления запрета на «приобретение в собственность земельных участков, расположенных на землях курортных населенных пунктов [4, c. 58]».

И, наконец, в-третьих, основа принципов земельного права базируется на понимании особенностей земли как объекта общественно-правовых отношений.

Именно поэтому в перечне принципов земельного законодательства в статьей 1 ЗК РФ первым назван принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Раскрывая содержание данного принципа, Верховный Суд Российской Федерации отметил, что «при разрешении земельных споров следует учитывать не только правовой режим земельных участков как объектов недвижимого имущества, но и особо охраняемые законом свойства земель сельскохозяйственного назначения как основы жизни и деятельности человека, важнейшего природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском хозяйстве, а также их целевое назначение [9]». Следовательно, земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Характеризуя данную особенность, необходимо учитывать, что земельным законодательством определяются не один, а три объекта правового регулирования, поскольку статья 6 ЗК РФ выделяет три вида объектов земельных отношений: земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков. Для более полного ее понимания необходимо провести различия в смысловом значении указанных объектов.

Так, в ЗК РФ раскрывается понятие «земельный участок» и не дается определения понятию «земля».

Изучив различные определения понятий «природный объект» и «природный ресурс», уточним, что, будучи природным объектом, земля выступает как естественная экологическая система в виде поверхности Земли, которая обладает определенными свойствами и оказывает влияние на другие природные объекты — воду, воздух, недра.

Как природный ресурс земля — это «компонент природной среды, который используется человеком для удовлетворения его материальных и духовных потребностей и является важнейшим условием его существования [12, с.5]».

Таким образом, как отмечает Э. А. Гряда, «…очевидно, что понятие земельного участка нуждается в теоретическом обосновании не только с позиции учета его особенностей как природного объекта, но и как объекта гражданских прав [2, c. 60]».

В отличие от земли, земельный участок является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Однако это не означает, что земельный участок, являясь объектом недвижимости, утрачивает свои природные свойства.

Читайте также:  Бюджет, доходы - в помощь студенту

Естественными свойствами земельных участков обусловлены особенности гражданско-правового регулирования земельных отношений, поэтому в первую очередь следует выявить «естественные» или природные признаки земельного участка.

Рассматривая земельный участок как «объект чувственного восприятия человека, можно выделить следующие его признаки: неуничтожимость, непотребляемость, невозможность переработки, невозможность физического перемещения, ограниченность, незаменимость, невосполнимость, разнокачественность [8, с.98]».

К абстрактным признакам земельного участка относят его такие характеристики как: особая ценность в гражданском обороте; целевое назначение и вид разрешенного использования; влияние правового режима земельного участка на правовой режим объектов, находящихся в его границах.

Представляется, что употребление в статье 1 ЗК РФ при формулировке положений рассматриваемого принципа земельного законодательства использование выражения «…представлений о земле одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю» является некорректным и противоречит нормам ГК РФ. На наш взгляд, земля, как таковая, не может являться, по меньшей мере, объектом имущественных отношений и сделок вследствие отсутствия свойств, присущих индивидуально-определенной вещи.

При этом земельный участок как объект субъективного гражданского права всегда рассматривается как индивидуализированная часть земной поверхности, «управомоченное лицо которой имеет возможность непосредственно воздействовать на это имущество в пределах и в порядке установленных законом или ему не противоречащих и которая обеспеченна вещно-правовыми способами защиты [7, с.70]».

Индивидуализация земельного участка как объекта гражданских прав осуществляется посредством государственного кадастрового учета, который является ее «средством [3, с. 43]».

Таким образом, имеются достаточные основания говорить о несогласованности на данный момент понятийного аппарата, используемого про формулировании принципов земельного законодательства с нормами других отраслей права, в частности, гражданского, которая выражается в произвольной подмене узкого понятия «земельный участок» более широким понятием «земля», не отражающим свойства земельного участка. В юридической литературе для устранения такой несогласованности, как правило, предлагается доработать правовые конструкции «природные ресурсы», «земля», «земли», «территория», «территориальная зона» и соотнести их с понятием «земельный участок [11, с.72]».

В связи с этим считаем необходимым реакционное изменение подпункта 1) пункта 1 статьи 1 ЗК РФ и его изложение в следующей редакции: «учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно о земельном участке как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав».

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗс изм. и доп. от 13 июля 2015 года // СЗ РФ.1994. № 32. Ст. 3301; 2015. № 29 (часть I). Ст. 4384 (далее — ГК РФ).
  2. Гряда Э. А. Особенности приобретения права собственности на земельные участки публично-правовых образований // Власть Закона. 2014. № 2 (18). С.58–67.
  3. Гряда Э. А. К вопросу о гражданско-правовом значении государственного кадастрового учета земельных участков // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 2. С. 42–45.
  4. Гряда Э. А., Кузнецов Д. В. К вопросу об обороте земельных участков в курортных населенных пунктах // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2010. № 1. С. 58–68.
  5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ с изм. и доп. от 13 июля 2015 года // СЗ РФ. 200. № 44. Ст. 4147; 2015. № 29 (часть I). Ст. 4359 (далее — ЗК РФ).
  6. Кобылинская С. В., Карсанова З. К. Вопросы кодификации экологического законодательства РФ // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 228–230.
  7. Косолапов О. А. Земельный участок как объект вещного права: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2008.
  8. Митягин К. С. Гражданско-правовой режим земельных участков: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2008.
  9. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 2014 года № 18-КГ14–112 // СПС «КонсультантПлюс».
  10. Рудчик А. А., Гринь Е. А. Источники экологического права: сложности применения на практике // Право: современные тенденции: материалы III междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 114–117.
  11. Савенко Г. В. Правовой режим земельного участка: от идеальных конструкций к практике // Право и экономика. 2014. № 1.
  12. Сагитов С. М., Шараф А. Э. О разграничении понятий «земля» и «земельный участок» // Вестник ТИСБИ. 2008. № 3.

Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, земельного участка, земельных участков, земельного права, ЗК РФ, принципов земельного, земельного законодательства, принципов земельного права, земельных отношений, земельный участок, принципы земельного права, объекте права собственности, принципов земельного законодательства, правового регулирования, режим земельных участков, территории Российской Федерации, кодекс Российской Федерации, принципам земельного права, качестве средства производства, основы жизни.

Источник: https://moluch.ru/archive/110/27609/

Понятие, виды и система источников земельного права

Источник (форма) права — исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права. Включают следующие виды:

Каждой отрасли российского права присущи свои источники.

В системе социальных правил (моральных, религиозных, технических) и норм право выделяется общеобязательным, письменным, категорическим характером, влекущим негативные последствия, санкции за несоблюдение и неисполнение (т.е. наказание), либо стимулирующие, поощрительные воздействия (за добросовестное исполнение).

Призванное быть регулятором общественных отношений, право должно получать внешнее выражение, приобретать различные, действующие с разной степенью категоричности и эффективности юридические формы. Именно эти формы, с помощью которых воля общества или его части становится обязательной, обозначаются термином «источники права» или «формы права».

В рамках правовой системы источники права выстраиваиваются по принципу их соподчиненности в иерархическую пирамиду.

Единство и соподчиненность источников права, обеспеченные с помощью организационных, юридических механизмов и законодательной техники, способствуют единству государственной власти, сохранению, укреплению ее вертикали и неуклонному, единообразному применению, соблюдению и исполнению правовых требований.

В развитом цивилизованном юридическом и экономическом пространстве, где функционируют исторически обусловленные правовые, нравственные и экономические системы, могут существовать различные виды источников права: правовой обычай, нормативный правовой акт, судебный прецедент, договор, общие принципы, идеи и доктрины, религиозные тексты.

Однако не все эти источники права действуют одновременно и с одинаковой силой — на их действие влияют специфические исторические черты правовых систем той или иной страны, особенности национального права в рамках единой правовой семьи, периоды развития, традиции отраслей права, в нашем случае — земельного, природоресурсного.

Считается распространенным мнение о том, что России неизвестен судебный прецедент ввиду отсутствия обязательности одних судебных решений для остальных судов.

Такая точка зрения была оправданна в том смысле, что в России прецедентного права в общепринятом понимании действительно пока нет.

Однако практика складывается таким образом, что судебные решения также становятся источником права, в том числе земельного.

Решения одних судов являются авторитетными для других: решения вышестоящих судов РФ по конкретным и кассационным делам нередко публикуются и, как правило, учитываются нижестоящими судами.

Кроме того, постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, определения их коллегий могут являться обязательными для остальных судов. Таким образом, и в России судебный прецедент начинает занимать хотя и ограниченное, но определенное место.

Окончательными и обязательными для исполнения являются постановления и иные акты Конституционного Суда РФ, в правоприменительной практике учитываются его концептуальные правовые позиции.

Идеи и доктрины, т.е. мнения ведущих ученых-юристов, в ряде государств участвуют в формировании права, становятся обязательными, общими, т.е. не персонифицированными, рассчитанными на неоднократное исполнение, получая отражение в законодательстве и праве, в том числе в земельном.

Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. Первичным элементом законодательства является нормативный правовой акт, который представляет собой документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм.

Источник зе­мельного права — документ установленной формы, изданный уполномоченным на то государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной тер­ритории, определенное время и среди определенного круга лиц, яв­ляющийся элементом системы земельного законодательства.

Нормативные правовые акты составляют иерархическую систему (пирамиду) соподчиненных звеньев, их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт:

    1. международные договоры;
    2. Конституция и предусмотренные ею федеральные конституционные законы;
    3. федеральные законы, законы РФ;
    4. подзаконные акты (к ним относятся акты как государственных органов, так и органов местного самоуправления);
    5. законы субъектов РФ.

Таким образом, основную группу источников земельного права образует законодательство, представленное нормативными правовыми актами, принятыми на всех уровнях государственной власти, а также местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения.

Несмотря на такую кажущуюся ясность, выявление источников земельного права остается довольно сложной задачей. Это в первую очередь связано с определением соотношения системы права и системы законодательства.

Источниками земельного права являются

    • как земельное закондательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирующие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК),
    • так и нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законодательства, но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями.
  • Соответственно в части положений, регулирующих общественные отношения, объектом которых выступает земля, земельные участки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются источниками земельного права, но остаются в системе своих самостоятельных отраслей законодательства.
  • Вторую группу источников земельного права образуют нормативные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
  • Помимо вышеперечисленного, источники земельного права можно классифицировать по следующим критериям:
  • 1. по территории действия:
  • федеральные (НПА для всей страны — Земельный кодекс, ФЗ и т.д.);
  • региональные (НПА для одного субъекта федерации);
  • местные (НПА для одного муниципального образования).

2. по кругу субъектов:

  • общие;
  • специальные (для субъектов, обладающих специальными признаками).

Конституция как источник земельного права

  1. Основной закон — Конституция России, предусматривающая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.

  2. Конституционные положения являются отправными для других отраслей права, в том числе для земельного.
  3. При этом «земельные» нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы:
  4. 1) непосредственно посвященные земельным отношениям:
    • ст. 9 — о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;
    • ст. З6 — о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;
    • ст. 42 — о праве каждого на благоприятную окружающую среду;
    • ст. 58 — об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
    • ст. 72 — об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.

2) опосредованно участвующая в регулировании земельных отношений:

    • ст. 2, 17 и 18 — о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, защита которых является обязанностью государства и всех его органов;
    • ст. 1, 7 — о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства;
    • ст. 8 — о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности;
    • ст. 19 — о равенстве всех перед законом и судом;
    • ст. 25, 40 — о праве на жилище и его неприкосновенности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище;
    • ст. 45, 46, 47 и 48 — о гарантировании государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в частности гарантировании судебной защиты;
    • ст. 57 — об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы и др.

Аналогично строятся и конституции, уставы субъектов Российской Федерации.

Главенствующее положение Конституции среди других законов обусловлено тем, что она имеет наивысшую юридическую силу среди других высших нормативных актов — законов и обладает прямым действием на всей территории Российской Федерации. Это означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

 Федеральные законы как источники земельного права

Если среди источников земельного права на первом месте находится нормативный правовой акт, то среди различных видов нормативных правовых актов закон в России стоит на первом месте и занимает особое положение, что обусловлено следующим:

    1. закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений;

    Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-vidi-i-sistema-istochnikov-zemelnogo-prava

Ссылка на основную публикацию