Определение конституции, ее содержание и виды — в помощь студенту

Конституции и конституционализм — явление довольно молодое. В сравнении с историей человеческого общества и даже в сравнении с историей государства. Первая конституция (в современном понимании этого слова) была принята лишь в конце XVIII века Соединёнными Штатами Америки.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Но само слово «конституция» появилось гораздо раньше. В переводе с латыни constitutio — установление, учреждение, организация, устройство. Конституции издавали римские императоры. Если говорить современным юридическим языком, это были различные нормативно-правовые акты.

  • Эдикты — распоряжения, обязательные для всех подданных. Что-то вроде теперешних указов.
  • Декреты — судебные решения. Императоры в Древнем Риме, кроме всего прочего, выполняли роль высшей судебной инстанции, к которой могли апеллировать недовольные разбором своего дела в судах низшего уровня.
  • Рескрипты — ответы императоров на вопросы, обращённые к ним. Эти самые ответы, между прочим, тоже имели силу закона. Так что с вопросами стоило быть поосторожней.
  • И мандаты. Сейчас это слово употребляется в разных значениях. В буквальном же переводе mandatum — поручение. Вот так — буквально — римляне его и понимали. Мандат — это поручение императора чиновникам или правителям провинций, которое, разумеется, необходимо было исполнять со всей тщательностью.

Конституции современных государств — это не обычный нормативно-правовой акт. Это Основной Закон, так сказать, «закон законов».

Определение конституции, ее содержание и виды - в помощь студенту

Конституции определяют государственное устройство страны. То есть механизм формирования органов власти, их полномочия, принципы, на которых строятся отношения между центральными и местными органами управления (особенно это актуально для федеративных государств).

Практически во всех конституциях есть разделы, посвящённые избирательной системе. Если граждане государства не имеют избирательных прав, то государство, в принципе, может обойтись и без конституции.

Кроме того, конституции декларируют основные права и обязанности граждан.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Наследование по закону - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Можно сказать и так: конституция — это своеобразный договор между государством и обществом. Он определяет пределы вмешательства государства в жизнь общества и отдельных индивидов.

Конституция обладает верховенством в системе права, имеет высшую юридическую силу. Это значит, что все остальные нормативно-правовые акты не могут ей противоречить.

Конституция оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения. Конституционные нормы конкретизируются в других законодательных актах.

Скажем, развивая конституционное положение о праве на отдых, Трудовой кодекс определяет максимальную продолжительность рабочей недели, длительность минимального ежегодного оплачиваемого отпуска, обязательность еженедельных выходных дней и так далее.

А Налоговый кодекс детально поясняет, как именно граждане должны выполнять свою конституционную обязанность — участвовать в финансировании государственных расходов.

В современных государствах активно утверждается идея прямого действия норм Конституции. И российская конституция также относится к документам прямого действия.

Определение конституции, ее содержание и виды - в помощь студенту

То есть гражданин, который считает, что какое-то из его конституционных прав нарушено (в том числе и каким-либо иным законодательным актом), может обратиться за защитой в суд, обращаясь непосредственно к тексту Конституции.

Устойчивость конституционного строя — важнейшая основа для успешного развития общества. Поэтому в идеале конституция должна быть стабильной. Но далеко не всем государствам этого удаётся достичь.

Самая первая в мире конституция (мы помним, что это Конституция США) является и самой старой. В неё вносились поправки (дополнения), но основные статьи не изменялись с того самого 1787 года. А вот следующие две конституции, принятые в 1791 году, ждала иная судьба.

Конституция Речи Посполитой была отменена под нажимом стран-соседей, а вскоре и само это государство прекратило своё существование. Конституция Франции через два года была заменена новой — якобинской. Великая революция продолжала менять французское общество.

Франция в этом смысле вообще относится к числу рекордсменов: нынешняя её конституция — пятнадцатая по счёту.

Определение конституции, ее содержание и виды - в помощь студенту

Далеко не все конституции идеальны и в других отношениях. Они могут быть очень демократичны: декларировать принципы верховенства закона, разделения властей, предоставлять населению самые широкие права и свободы.

Например, советская конституция 1936 года гарантировала гражданам СССР свободу слова, печати, собраний и митингов, неприкосновенность личности. «Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора», — заявляла её 127-я статья.

Увы, это не помешало созданию и деятельности Особых троек НКВД, которые выносили приговоры без судебного заседания, присутствия адвоката и даже самого обвиняемого.

В связи с этим мы можем говорить о конституциях реальных и фиктивных. Реальная конституция — та, чьи предписания воплощены в действительность.

Они, разумеется, могут нарушаться, но эти нарушения не являются нормой. Существуют механизмы для борьбы с ними. Фиктивная конституция не совпадает с существующим положением дел.

В стране господствует произвол исполнительной власти. Противостоять ему очень трудно, иногда невозможно.

Мы выделили один из критериев классификации конституций — с точки зрения действенности конституционных норм. Назовём и другие.

По форме выражения конституции делят на писаные и неписаные.

Писаная конституция — отдельный правовой акт. Такой, как в России, США, Германии и многих других государствах. Или несколько документов. В качестве примера приведём современную Конституцию Франции. Она была принята в сентябре 1958 года.

Но кроме основного текста, в этой конституции есть преамбула — общая вводная часть. В неё включены Декларация прав человека и гражданина 1789 года, преамбула Конституции Четвёртой республики (1946 года) и Экологическая хартия 2004 года.

Неписаная конституция состоит из норм, «разбросанных» по большому количеству законодательных актов, принимавшихся в разное время. Классический пример подобной ситуации — Великобритания.

Конечно, в этой стране есть законы, которые определяют механизм формирования и полномочия органов государственной власти и управления. И права граждан достаточно надёжно защищены. Но документа, который можно было бы назвать основным законом государства, не существует.

Мало того, нет даже официального перечня юридических документов, которые следует относить к конституционным.

Определение конституции, ее содержание и виды - в помощь студенту

Начать этот перечень должна была бы Великая хартия вольностей 1215 года. Вспомним, что некоторые её статьи действуют в Британии до сих пор. Хабеас корпус акт, Билль о правах, Акт о престолонаследии, Акт о Союзе, принятые в течение ХХ века законы о Парламенте, о пэрах, о Палате общин, о народном представительстве, о гражданстве, о министрах Короны и многие другие.

Большую роль в англосаксонской правовой системе играют судебные прецеденты. Относится это и к сфере конституционного права. Судебные решения по вопросам защиты прав и свобод человека равны по своей значимости нормативным актам, принятым парламентом.

Некоторые нормы существуют лишь в виде политических или правовых обычаев. Никаким правовым актом не закреплено правило, что британский монарх поручает формирование правительства лидеру политической партии, победившей на парламентских выборах.

Тем не менее это правило действует на протяжении уже не одного столетия.

Определение конституции, ее содержание и виды - в помощь студенту

Нигде не зафиксировано право короля или королевы наложить вето на принятый парламентом закон. Но такое право у них есть. Другой вопрос, что по трёхсотлетнему обычаю монархи этим правом не пользуются…

Не позднее 1 октября 1948 года должно было собраться Учредительное собрание Израиля. Учредить оно должно было конституцию этого одновременно древнего и молодого государства.

Но за чередой войн с арабскими странами до разработки и принятия конституции дело так и не дошло. И её роль в Израиле выполняют различные законодательные акты, судебные прецеденты и некоторые религиозные нормы.

Но в принципе от идеи принятия конституции как единого документа большинство израильских политиков и юристов не отказывается.

По способу принятия все конституции можно разделить на две группы: октроированные и народные.

Слово «октроировать», «октроирование» происходит от французского octroyer — жаловать, даровать. Конституции даруют своему народу монархи, президенты, правительства. Метрополия может октроировать конституцию своей колонии.

Первым примером такого рода можно считать «Хартию 1814 года» — Конституцию Франции, октроированную королём Людовиком XVIII. «Дарованы» народам монархами были конституция Японии 1889 года, Манифест 17 октября 1905 года в России.

Определение конституции, ее содержание и виды - в помощь студенту

Князь Ренье III в 1962 году октроировал конституцию Монако. Пакистанская конституция этого же года была октроирована президентом страны Айюбом Ханом. А конституция Фиджи в 1990 году была принята правительством.

Народные конституции могут быть приняты тремя способами. Это может сделать парламент страны. Именно так принимались конституции РСФСР (Съездами советов и Верховным Советом Республики), ныне действующие конституции Дании, Венгрии, Польши.

В США для этого созывали Конституционный конвент, в революционной Франции — Учредительное собрание. Если возникнет необходимость в принятии новой конституции в России, то разрабатывать её проект будет Конституционное собрание. Все три названых органа не регулярно действующие, а чрезвычайные.

То есть граждане избирают с конкретной целью — разработки и принятия основного закона государства.

Источник: https://videouroki.net/blog/konstitutsiia-i-ieio-vidy-konstitutsionalizm.html

2.2 Определение конституции и ее содержание

Конституция — прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права.

Но в то же время — это политический документ, ибо она, безусловно, оказывает регулирующее воздействие на политические отношения в обществе. Однако это уже область политологии.

Некоторые ученые полагают, что конституция выполняет и определенную идеологическую функцию, хотя это скорее свойственно тоталитарному государству. Сумма ценностей, лежащих в основе конституции демократического правового государства, находится как бы за пределами идеологического плюрализма.

Конституция — вне идеологии, она только необходимое условие для выражения любой идеологии; если она и выражает какую-то определенную, универсальную идеологию, то это — философия свободы и правового государства.

Под конституцией (термин происходит от латинского constituio — установление) понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления).

Читайте также:  Социальная психология - в помощь студенту

Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание Конституции. Конституции разных стран являют собой весьма пеструю картину, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания.

В Великобритании, например, вообще нет писаного основного закона, вследствие чего порой трудно определить, имеют ли те или иные акты конституционное значение (формально такого различия между законами может и не быть).

В США Конституция действует более двух столетий и адаптируется к меняющимся условиям с помощью судебных толкований — тогда ее содержание выходит за рамки собственно конституционного текста. В Италии, ФРГ конституции были приняты после второй мировой войны с учетом новейшего социально-политического опыта, поэтому их содержание весьма широкое.

В бывших социалистических странах (СССР, Польша и др.) конституции были подчинены идеологическим целям правящих компартий, а в развивающихся государствах эти акты в основном заимствуют модели развитых стран, часто не соответствующие местным условиям [3. с. 34 — 42].

В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию.

Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, и т.д. Другими словами, мировое сообщество как бы сложило определенную модель демократического государства, соответствующего принципам современной цивилизации. Эта модель указывает, что непременно должно быть включено в конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним. В демократическом обществе создаваемый конституцией механизм власти — это всегда компромисс, поскольку в общественной жизни участвуют или ведут борьбу за власть различные политические силы. Этот компромисс, хотя и вынужденный для многих, но все же добровольный, выражает общую заинтересованность решать проблему власти и свободы на основе закона, а не применения силы. Конституция поэтому не может действовать в интересах только одного, пусть даже могущественного, класса, она воплощает гражданское согласие и противостояние насилию. Поиски компромисса допустимы при создании механизма власти, но не при определении первейшей цели конституции — охраны прав и свобод человека.

Конституции тесно связаны с общественным устройством той или иной страны и в свою очередь на него влияют. В тоталитарном обществе эта связь выражена непосредственно в самом тексте конституции, которая закрепляет государственное руководство обществом и все основные идеологические установки правящей партии в отношении экономической и политической систем.

Идеология, таким образом, приобретает силу основного закона, а мешающие ей права человека отвергаются. В демократическом обществе ничего подобного быть не может.

Гражданское общество тем и отличается от государственно организованного, что оно строится на основе свободы и инициативы людей и их объединений, не нуждающихся в тотальном государственном регулировании.

Иногда самой структурой конституции, т.е. расположением глав, подчеркивается степень значимости тех или иных основных институтов. Например, во Франции в 1958 г.

при переходе от парламентаризма к президентской форме правления в Конституции главы «Президент» и «Правительство» поместили перед главой «Парламент», ясно указав тем самым на перемещение центра тяжести в государственном механизме в сторону президентской власти.

Аналогичное расположение глав и явно с той же целью видим в действующей Конституции Российской Федерации.

Как правило, конституции начинаются с преамбул, которые носят торжественно-декларативный характер и не имеют юридической силы. В преамбулах часто фиксируются цели и функции государства, подчеркиваются историческая преемственность государственности, ответственность перед Богом и народом, нравственные основы конституции и т.д. — они как бы предопределяют дальнейшее содержание конституции.

В Конституции Российской Федерации с формальной точки зрения преамбулы нет, но содержится введение, состоящее из нескольких принципиальных положений. Они объясняют причины и цели принятия Основного Закона.

Среди них утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение незыблемости ее демократических основ, обеспечение благополучия и процветания России.

Это введение фиксирует также общность судьбы многонационального народа России, верность общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов, почитание памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, а также ответственность за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями и осознание себя частью мирового сообщества. Это нравственно-политические воззрения российского народа, которые обусловливают принятие данной Конституции [3. с. 34 — 42].

В заключительных разделах конституций обязательно содержатся нормы о порядке изменения основного закона и некоторые переходные положения, подчас весьма важные. Таким образом, структурный анализ конституции с элементами логического анализа помогает уяснению воли законодателя.

  • 2.3 Конституция Российской Федерации: особенности, свойства,
  • функции, структура. Прямое действие конституции
  • Конституция в юридическом смысле рассматривается как основной закон государства, который учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов и местного самоуправления, порядок их формирования и принципы функционирования, определяет фундаментальные права и свободы человека и гражданина.

По способу организации и выражения конституционных норм, то есть по форме, конституции делятся на писаные и неписаные.

Неписаные конституции представляют собой собрание законов, судебных решений, обычаев, доктрин, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам, и не составляют единый писаный акт. Писаные конституции отсутствуют в Великобритании, Израиле, Новой. Зеландии.

Источник: https://pravo.bobrodobro.ru/39112

§ 16. Понятие конституции, ее виды. Конституционализм

§ 16. Понятие конституции, ее виды. Конституционализм

Среди правовых актов выделяется один, имеющий особое, чрезвычайно важное значение. Это конституция. В переводе с латинского constitutio – установление, устройство.

Конституция – это Основной Закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы, фиксирует права и обязанности граждан.

Известно несколько способов принятия конституции: конституционным собранием, конвентом (США); учредительным собранием (Италия, Индия); путем референдума (Франция, Греция, Испания, Россия). Конституция может быть октроирована, т. е. введена односторонним актом главы исполнительной власти – монархом или президентом.

По видам выделяют конституции писаные и неписаные.

Писаные конституции представляют собой единый акт, регулирующий важнейшие стороны организации власти в государстве, общественное устройство, права и свободы граждан. Однако есть страны, конституции которых выглядят иначе. Единого конституционного акта в них нет. Такова, например, Великобритания, конституционная монархия, в которой конституции в обычном смысле слова нет.

Источниками британской конституции являются статуарное право, включающее парламентские законы и конституционные соглашения, и система «общего права», в которую входят судебные решения, устанавливающие прецеденты. В России конституции как единого правового акта до 1918 г. не было. Ее роль, как говорилось выше, играли Основные государственные законы Российской империи.

Значение конституции как юридического документа велико. Она лежит в основе законодательства страны, наделена высшей юридической силой. Все иные законы должны приниматься в соответствии с ее положениями.

Например, если конституция закрепляет республиканскую форму правления, то в какой-то части страны принятие положения о наследственном монархическом правлении невозможно. Конституции ряда стран являются документами прямого действия. Конституция Российской Федерации из их числа.

В случае нарушения какой-либо ее статьи можно обращаться непосредственно в суд и мотивировать свою позицию текстом той или иной ее статьи.

Текст конституции составляет основу конституционного (или государственного) права. Конституционное (государственное) право – ведущая отрасль российской правовой системы.

Оно определяет принципы организации и порядок функционирования органов государственной власти и управления, правовое положение граждан и их взаимоотношения с государством.

Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой.

  • Принципами конституционного права в России являются:
  • • республиканская форма правления;
  • • признание народа источником верховной власти (народный суверенитет);
  • • приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина;
  • • разделение властей;
  • • федерализм.

Основные источники конституционного права – Конституция Российской Федерации 1993 г.; федеральные конституционные законы «О референдуме», «О Конституционном Суде», «О судебной системе» и др.;

федеральные законы «О выборах Президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и др.

«Конституция сама по себе является только клочком бумаги. В ее словах и фразах нет ничего магического. Могущественна не сама конституция, а конституционная система», – считает американский правовед Л. Фридмэн.

Конституционная система состоит из отношения общества к конституции и из образцов поведения и институтов, взращенных вокруг конституции. Советские конституции были в значительной степени декларациями, не рассчитанными на реализацию в действительности.

И в нынешней Конституции РФ есть декларативные элементы. Государство названо правовым и демократическим, но это скорее цель, чем отражение реальности, слабо обозначен механизм защиты прав человека и гражданина и др.

Сейчас важно, чтобы все действия государства в первую очередь строго соответствовали конституционным нормам, чтобы активно и независимо действовали Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, прокуратура и другие органы правопорядка.

Конституционный режим покоится на следующем принципе: ни один закон не может быть издан иначе, как с согласия народного представительства. Где этот принцип установлен в законодательном порядке, там неограниченной или самодержавной власти… нет и не может быть места.

С. Гессен, российский правовед

Сравнительно новым для российской юриспруденции является понятие «конституционализм».

Конституционализм – это политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления; это также учение о конституции как об основном инструменте политической власти.

По мнению американского правоведа А. Ховарда, конституционализм основан на нескольких элементах конституционного развития. Некоторые из них являются историческими событиями, например принципы, утвержденные английской Великой хартией вольностей, или появившиеся в эпоху Просвещения представления о естественном праве.

Другие элементы конституционализма имеют характер общепризнанных ценностей: согласие народа; ограниченное (во властных проявлениях) правительство; контроль над государством со стороны общества; неприкосновенность личности; открытое общество; преемственность правовых принципов и норм; реализация норм конституции; разделение властей; федерализм и др.

Для упрочения конституционализма необходимо последовательное гражданское образование населения.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое конституция?

2. Какие способы принятия конституции вам известны?

3. Какие виды конституций существуют?

4. Какова роль конституции как правового документа?

5. Что такое конституционное право?

6. Каковы источники конституционного права?

7. Что такое конституционная система?

8. Каково значение понятия «конституционализм»?

Информация к размышлению

Воля народа есть, пожалуй, один из тех лозунгов, которым интриганы и деспоты всех времен и народов наиболее злоупотребляли.

Одни считали, что эта воля выражается одобрением, исходящим от отдельных продажных приспешников власти; другие видели ее в голосах заинтересованного или боязливого меньшинства; некоторые даже находили, что воля народа наиболее полно проявляется в его молчании и что из самого факта его повиновения рождается их право повелевать (А. де Токвиль).

  1. Исследуем документы и материалы
  2. Предмет конституционного права составляют:
  3. • принципы (основы) государственного устройства;
  4. • основы правового статуса личности;
  5. • основы федерализма;
  6. • основы построения государственного аппарата;
  7. • основы политического режима.

По форме конституция Великобритании слагается из двух частей – писаной и неписаной. Писаная часть не представляет какой-либо упорядоченной системы. Статуарную основу конституции Великобритании составляют такие разновременно принимавшиеся акты, как Великая хартия вольностей 1215 г.

, Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., Законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Вестминстерский статут 1931 г., Акты о народном представительстве 1949, 1969 и 1974 гг. и другие документы. Таких документов насчитывается около четырех тысяч, и их число постоянно увеличивается.

Другая часть конституции является неписаной, т. е. не зафиксированной в каких-либо юридических документах. По значению содержащихся в ней норм это – важнейшая часть конституции. Обычаи или так называемые конституционные соглашения представляют сложившиеся на практике обыкновения, не пользующиеся судебной защитой.

В их числе можно назвать формирование правительства лидером политической партии, имеющей большинство мест в палате общин. Таким же образом установлен институт парламентской ответственности министров. Осуществление королевских прерогатив регулируется также сложившимися обычаями.

Подобное своеобразие конституции делает ее почти единственной в своем роде (В. Маклаков, правовед).

Темы для проектов и рефератов

1. Виды конституций. Почему в одних странах конституции писаные, а в других – неписаные?

Обсуждаем, спорим

1. Почему писаные конституции появились только в Новое время?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://law.wikireading.ru/54745

Читать

Екатерина Николаевна Каковкина

Шпаргалка по конституционному (государственному) праву России

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И ОТРАСЛЬ НАУКИ

Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

Читайте также:  Разновидности пользовательского интерфейса - в помощь студенту

Конституционное право – самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: 1) собственный предмет правового регулирования; 2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права – совокупность норм конституционного права, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает: 1) нормы; 2) институты.

Конституционно-правовой институт – совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

Институты конституционного права: 1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) федеративное устройство государства; 4) система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Помимо конституционного права как отрасли права, выделяется конституционное право России как наука. Наука конституционного права – совокупность идей, теорий и взглядов о конституционно-правовых институтах и отношениях, а также о практике применения норм конституционного права и его историческом развитии в России.

Наука конституционного права – самостоятельная наука. У нее есть собственный предмет изучения и специфические методы, благодаря чему она и выделяется в самостоятельную науку.

Предмет изучения науки конституционного права: 1) сущность, структура отрасли российского конституционного права, его источники; 2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права; 3) практика реализации норм данной отрасли; 4) история самой науки конституционного права, построение прогнозов ее развития.

Методы науки конституционного права: 1) исторический; 2) сравнительно-правовой; 3) системный; 4) статистический; 5) конкретно-социологический и др.

Конституционное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права. Оно является основой всей системы права РФ. Связь с уголовным правом РФ выражается в том, что именно Конституция РФ содержит нормы о правах человека и гражданина, принципы защиты естественных прав человека, основы гуманизации уголовного права.

Гражданское право не менее тесно связано с конституционным, так как в Конституции РФ закрепляется право частной собственности, которое является основным для гражданских правоотношений.

Конституционное право России связано и с другими отраслями права РФ: с трудовым – в Конституции закреплено право граждан на труд и отдых, основные гарантии безопасности и оплаты труда; с административным – конституционные нормы устанавливают компетенцию высших федеральных органов власти и принципы деятельности всех других органов; с экологическим – Конституция содержит положение о всеобщем праве на экологически чистые условия жизни и т. д.

2. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Предмет регулирования конституционного права – отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя. Конституционно-правовые отношения – массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности.

Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя РФ; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в РФ, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов.

Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т. е.

изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон). Особенности конституционно-правовых отношений: 1) особое содержание и предмет; 2) особый субъектный состав; 3) значительное число видов.

Виды конституционных правоотношений: 1) конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности); 2) правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности).

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: 1) связанные с установлением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регулированием правового статуса личности РФ.

Содержание конституционно-правовых отношений: взаимные либо односторонние права и обязанности субъектов конституционных правоотношений. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти – подчинения».

Субъекты конституционных правоотношений: 1) физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью); 2) государственные образования (РФ, субъекты РФ, федеральные органы государства РФ и субъектов РФ); 3) общественные объединения.

  • Объект конституционных отношений – предмет, по поводу которого возникают правоотношения.
  • Методы конституционного права – совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования.
  • Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений.
  • Способы конституционного регулирования на общественные отношения: 1) дозволение; 2) возложение обязанностей; 3) запрет.
  • Конституционно-правовые методы: 1) императивный; 2) диспозитивный и др.

3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Конституционно-правовая ответственность – обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Как и любая другая юридическая ответственность, конституционно-правовая возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения.

Правонарушение в сфере конституционно-правовых отношений складывается из: 1) субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица); 2) субъективной стороны (только при наличии виновного поведения субъекта); 3) объекта (общественные отношения, возникающие по поводу сохранения конституционного строя РФ, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, работы государственных органов власти и порядка их формирования и иных конституционных гарантий); 4) объективной стороны (она выражается в действиях или бездействиях субъекта, направленных на нарушение российского законодательства в сфере конституционных отношений).

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=132417&p=2

Определение конституции, ее содержание и виды

Понятие 1

Термин ʼʼконституцияʼʼ в переводе с латинского означает устройство, установление. Современӊοе понимание Конституций заключается в том, что всœе являются основными законами государств. Данные законы наделены высшей юридической силой, ограничивая государственную волю, закрепляя права и свободы граждан и их гарантии.

Являясь основным законом государства, конституция выражает волю всœᴇᴦο общества и закрепляет основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина.

Дополнительный материал 1

В любом государстве конституция правовым актом, который обла высшей юридической силой. Эᴛο признаком государственности, юридическим фундаментом и главным источником национальнои̌ системы права.

Дополнительный материал 2

Ключевыми задачами конституции как основного государства учреждение политической формы существования общества, системы государственных органов, установление порядка их формирования и метода функционирования, а так закрепление прав и свобод человека и гражданина.

Конституция правовой базой текущᴇᴦο законодательства, закрепляя особо важные человеческие отношения, устои и политическую форму общества.

Конституция — ϶то юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в ϶том качестве она составляет предмет науки конституционного права.

Конституция отличается от обычных законов своей стабильностью и долговечностью. Данные её качества зависят от двух обстоятельств:

  • во-первых, она не подвержена постоянным изменениям;
  • во-вторых, жесткая процедура внесения в нее изменений и дополнений гарантирует её жизнеметодность и долговечность.

Итак, так как конституция основным законом любого государства, всœе остальные законы и правовые акты просто обязаны ей соответствовать. В случае несоответствия и противоречия нормам Конституции, подлежат отмене.

Виды конституций

В разных государствах в силу ряда причин конституции различаются между собой. В современӊοм мире существует классификация конституций по ряду признаков (рис. 1).

В теории конституционализма выделяют виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений. Рассмотрим главные виды конституций.

  • По форме выражения конституции делятся на:
  • Писаная конституция представляет собой нормативный правовой акт, который принимается и изменяется в особом порядке и обла высшей юридической силой (закон законов).
  • Неписаная конституция представляет собой совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев.
  • По субъектам принятия конституции делятся на:
  • Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшᴇᴦο исполнительного органа власти).
  • Народная конституция принимается на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).
  • Так существует классификация конституций по порядку принятия и изменения:

Гибкой считается конституция, которая изменяется и дополняется в таком порядке, что и текущее законодательство. Все неписаные конституции являются гибкими.

Жесткой называется конституция, изменения и дополнения которой имеют сложный порядок. Ужесточение изменение конституции зависит от разных причин:

  • стремление преобладающих в обществе политических и экономических групп, которые заинтересованы в том, чтобы конституция осталась неизменна, обеспечить её устойчивость;
  • необходимость в устойчивом развитии общества, государства и законодательства без проведения постоянных ʼʼвстрясокʼʼ.

Конституции так делятся на:

  • юридические;
  • фактические.

Юридическая Конституция представляет собой нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Сущность и содержание юридической конституции предопределены конституцией фактической, а так социально-экономическими и общественно-политическими процессами на различных этапах развития общества и государства.

Фактическая конституция ещё называется материальнои̌. Эᴛο означает, что в той или инои̌ стране реально сложилась основа существующᴇᴦο государственного и общественного строя.

Существует классификация конституций с точки зрения действенности конституционных норм. По ϶тому признаку конституции делятся на:

Реальнои̌ называется конституция, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.

Фиктивная конституция имеет место тогда, когда закреплены принципы и институты, которые либо отсутствуют в действительности, либо отличаются на практике от их конституционнои̌ модели. В жизни трудно найти реальные и фиктивные конституции, по϶тому очень важно оценивать их реальность или фиктивность, рассматривая отдельные конституционные нормы и институты.

  1. По закрепляемой форме государственного устройства различают конституции: конституции унитарных, федеративных государств, федеральные конституции и конституции субъектов федерации.
  2. По форме правления: конституции президентских, парламентских республик, ограниченных монархий.
  3. По форме закрепления политической власти:
  • монархические
  • республиканские.

Пример 1

Примерами монархических конституций являются конституции Бельгии, Испании, Швеции, Японии и др. К республиканским относятся конституции Италии, Китая, США. Франции, ФРГ, России и республик в её составе и т.д.

Пройдя свой долгий исторический путь и потерпев преобразования и изменения, Конституция стала рассматриваться как форма выражения народных, а не классовых интересов и как правовой регулятор общесоциальных процессов.

Конституция — ϶то всœегда общественный компромисс, вызванный политическими реалиями. Конституция — ϶то средство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ целенаправленно воздействует на общественные отношения и условием согласованных действий всœех социальных слоев общества.

  • Конституция уникальным учредительным правовым актом, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственнои̌ власти.
  • Россия федеративным государством, по϶тому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе.
  • Рисунок 1. Виды конституций

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/21667_opredelenie_konstitucii_ee_soderzhanie_i_vidy

Понятие и сущность зарубежных конституций. Особенности Конституции как правового акта

Конституция – это такой закон, который определяет наиболее характерные черты, особенности, свойства и другие важнейшие характеристики государства и права, присущие конкретному государству. Конституция закрепляет весь государственно-правовой уклад страны.

Существует множество определений конституции. Одна модель определений характерна для капиталистических государств, другая для так называемых социалистических, третья – для стран, освободившихся от колониальной зависимости, т.е. иными словами определение «конституции» непосредственно связано с социально-экономическим укладом государства.

В каждой стране конституцию рассматривают сквозь призму привычного положения вещей, т.е. с учетом своей правовой системы, правил, обычаев, традиций, бытующих в данном государстве. Определение конституции зависит еще и от исторического этапа, т.е.

формулировка конституции столетней давности и современное определение конституции неизбежно будут отличаться.

Однако, не смотря на эти различия, любое определение (вне зависимости от времени) содержит некий набор обязательных черт и признаков, без которых конституцию любого государства нельзя представить.

Наиболее приемлемым определением конституции является следующее:

Конституция – это нормативный акт, закрепляющий главные устои государственной и общественной жизни в интересах большинства граждан данной страны и являющийся основой ее правовой системы.

Необходимо принимать во внимание, что Конституция – это не только собрание актов и предписаний, а прежде всего закон, обладающий высшей юридической силой. Высшая юридическая сила Конституции означает, что нормы конституции всегда имеют главенствующее значение по отношению к другим нормам.

Принято говорить, что Конституция является фундаментом законодательства, это определение идентично понятию «высшая юридическая сила». Верховенство Конституции закрепляется и поддерживается при помощи норм и специальных органов.

Под сущностью Конституции понимают некий договор между обществом и государством, согласно которому распределяются полномочия между различными частями государства, ветвями власти, устанавливаются приоритеты и соотношение сил социальных групп и слоев.

Иначе говоря, сущность Конституции – это закрепление самых важных моментов деятельности государства, основные его органов, а также связей между этими органами, т.е. это закрепление государственного механизма и статуса личности в этом государстве. И, прежде всего, сущность Конституции в том, что это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой.

Источник: https://dvorkin.by/kpzs10/

Ссылка на основную публикацию