Конституционные характеристики российского государства — в помощь студенту

Статьи

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Среднее общее образование

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (10-11)

Линия УМК Тишкова. Обществознание (10-11)

Обществознание

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Карбанионы и сн-кислоты - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

06 сентября 2019

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

  1. Основы конституционного строя РФ (статьи 1-16).
  2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64).
  3. Федеративное устройство (статьи 65-79).
  4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93).
  5. Федеральное собрание (статьи 94-109).
  6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117).
  7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118-129, за исключением статьи 127).
  8. Местное самоуправление (статьи 130-133).
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137).

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституционные характеристики российского государства - в помощь студенту

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ.

Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.
  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.
  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.
  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.
  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Конституционные характеристики российского государства - в помощь студенту

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

  • Государственная защита прав и свобод:
    • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
    • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
    • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
    • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.
  • Право на самозащиту регулирует право личности защищать свои права и свободы всеми допустимыми законом способами: собственными действиями либо обращением в суд.
  • Судебная защита прав и свобод гарантирует возможность каждого человека восстановить его нарушенные права и свободы.
  • Право на международную защиту обеспечивает возможность (в случае, если уже использованы все доступные внутригосударственные средства правовой защиты) каждому гражданину РФ обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
  • Право на квалифицированную юридическую помощь адвоката, нотариуса, юридического бюро.
  • Возмещение государством вреда, который нанесли своими незаконными действиями органы государственной власти или должностные лица.

Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:

  • соблюдение Конституции Российской Федерации и законов;
  • уважение прав и свобод других лиц;
  • обязанность родителей заботиться о детях и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях;
  • обязанность каждого гражданина получить основное общее образование, а также обязанность родителей или опекунов предоставить детям образование данного уровня;
  • сохранение исторического и культурного наследия государства;
  • защита Отечества;
  • уплата законно установленных налогов, сборов и штрафов;
  • сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/osnovy-konstitutsionnogo-stroya-rossiyskoy-federatsii/

Конституционные характеристики российского государства | Студент-Сервис

Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ.

В соответствии с ними Российская Федерация — это демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство.

Все эти характеристики тесно связаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя.

Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией.

Демократический характер государства (от греч. demos и kratos — власть народа) означает, что:

  • во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;
  • во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;
  • в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума.

Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных требований.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства — унитарной и федеративной — Россией избрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.

По поводу провозглашения Российской Федерации правовым государством в ст. 1 Конституции РФ некоторые ученые и практические деятели считают, что такому утверждению место, скорее, в преамбуле Основного Закона (т. е. это пока не данность, а лишь цель, к которой стремится Россия).

Конечно, современную Россию правовым государством считать нельзя. Вместе с тем после принятия Конституции 1993 г. в нашей стране сложилась принципиально иная правовая ситуация, позволяющая предполагать, что возврата к прежнему, антиправовому, тоталитарному, режиму уже не произойдет.

Конституция РФ полностью соответствует характеристикам конституции правового государства, поскольку:

  • признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;
  •  закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;
  • устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.

Формирование правового государства — сложный и длительный процесс. Страна должна «дорасти» до своей Конституции, преодолев стереотипы правового нигилизма, повысив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество.

Исходя из этого, закрепление принципа правовой государственности в основном конституционном тексте (т. е. в качестве нормы прямого действия) представляется обоснованным.

Это следует рассматривать незыблемой основой и важной гарантией поступательного движения России к правовому государству.

Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

  • во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;
  • во-вторых, переход к другой — монархической — форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;
  • в-третьих, монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ.

Конституция РФ не дает конкретного, нормативно выраженного ответа на вопрос о разновидности республиканской формы правления в России. Российскую Федерацию часто называют президентской (или даже суперпрезидентской) республикой.

Однако анализ конституционных норм, закрепляющих статус различных органов государственной власти (см. гл.

4–7 Конституции РФ), их взаимодействие между собой, позволяет сделать вывод, что, несмотря на особое положение Президента РФ в системе органов государственной власти, Основным Законом в России закреплена полупрезидентская (смешанная) республика.

Именно такая смешанная форма республики является преобладающей формой правления в современном мире. Смешанная форма правления закреплена и для субъектов РФ Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В дополнение к характеристикам, данным в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 провозглашает Россию социальным государством. В отличие от конституций ряда зарубежных государств (ФРГ, Франции, Турции, Испании и др.

), в которых термин «социальное государство» закреплен достаточно давно, в российской Конституции это понятие употреблено впервые. Понятия социальной государственности и правовой государственности не могут противопоставляться, подлинное социальное государство может быть только правовым.

Более того, социальное государство без правовой составляющей допускает в том числе и произвольное перераспределение национального богатства в пользу социально слабых, уравниловку, обширную систему льгот и привилегий.

Это ведет к порождению иждивенческой идеологии населения, потере жизнедеятельной инициативы людей, возложению на государство обязанностей, которые надлежащим образом выполнить весьма сложно (прежде всего в силу неблагоприятной экономической ситуации).

Социальное же правовое государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ.

Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкретизированы в ч. 2 ст.

7 Конституции РФ: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др. Непосредственна связь указанных положений и с социально-экономическими и культурными правами человека в Российской Федерации.

Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть делом его ума, рук, инициативы и предприимчивости, а суть социальной правовой государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.

Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством.

Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества, Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/konstitutsionnye-harakteristiki-rossijskogo-gosudarstva/

Лекция № 6. Тема «Конституционные характеристики российского государства»

Демократическое
государство

В
соответствии с Конституцией Российской
Федерации (ст. 1) Российская Федерация
есть демократическое государство. Его
демокра­тизм находит выражение прежде
всего в народовластии; разделении мастей
на законодательную, исполнительную и
судебную; политичес­ком многообразии;
местном самоуправлении.

1. В Конституции
Российской Федерации указывается (ст.
3), что носителем суверенитета и
единственным источником власти в
Россий­ской Федерации является ее
многонациональный народ. Это означает,
Что Россия провозглашается государством
народовластия, или, иначе говоря,
демократическим государством
(народовластие — «демокра­тия» в
переводе с древнегреческого).

Каждая
из двух категорий «народ» и «власть»,
составляющих понятие «народовластие»,
сложна и требует специального рассмотрения.

Читайте также:  Формирование и учет резервов под снижение стоимости товаров - в помощь студенту

С
юридической точки зрения понятие «народ»
отождествляется с понятием «граждане»
и определяется как принадлежность
данной, ас­социированной в рамках
единого государства совокупности людей
к соответствующему государству. Народ
образует физический субстрат государства.

Власть
есть возможность распоряжаться или
управлять кем-либо и чем-либо, подчинять
своей воле других. Власть — явление
социальное. Она возникает вместе с
возникновением общества и существует
но всяком обществе, поскольку всякое
общество требует управления которое
обеспечивается различными средствами,
включая и принуждение.

Таким
образом, народовластие есть принадлежность
всей власти народу, а также свободное
осуществление народом этой власти в
полном соответствии с его суверенной
волей и коренными интересами.

Народ
Российской Федерации осуществляет спою
власть как непосредственно, так и через
органы государственной власти и органы
местного самоуправления (ст. 3 Конституции).

Правовое
государство

В соответствии с
Конституцией (ст. 1) Российская Федерация
является правовым государством.

Сущность
идеи правового государства — его
последовательный демократизм, утверждение
суверенитета народа как источника
власти,

подчинение государства обществу. Правовым является
такое государство которое признает в
качестве своих непременных особенностей
институтов разделение властей,
независимость суда, законность управления,
правовую защиту граждан от нарушения
их прав государственной властью и
возмещение ущерба, нанесенного им
публичным учреждением.

Правовое
государство характеризуется прежде
всего тем. что оно само ограничивает
себя действующими в нем правовыми
нормами, которым обязаны подчиняться
все без исключения государственные
органы, должностные лица, общественные
объединения и граждане. Его важнейшим
принципом является верховенство права.

Правовое
государство — это прежде всего
конституционное государство, которое
и является практическим воплощением
идеи право го государства. Основные
принципы конституционного строя,
важнейшие направления развития общества,
его главные идеи закрепляются не иначе,
как на высшем законодательном —
конституционном — уровне.

Конституция
является центром правовой системы. На
ее базе создается механизм законности
в правовом государстве: « Конституция
Российской Федерации имеет высшую
юридическую силу, прямое действие вне
и применяется на всей территории
Российской Федерации.

Законы иные
правовые акты, принимаемые в Российской
Федерации, должны противоречить
Конституции Российской Федерации»

Федеративное
государство

Территория
каждого государства делится на части,
определяющие его внутреннюю структуру,
территориальное устройство.

В рамках
территориального устройства государства
складываются система территориальных
единиц, на которые делится государство,
система государственных связей между
государством в целом и этими территориальным
единицами, характер которых зависит от
правового статуса как государства в
целом, так и каждой из его территориальных
единиц.

Подобного
рода устройство территории государства
принято назы­вать государственным
устройством. Таким образом, можно
сказать, чте государственное устройство
— это территориальная организация
го­сударства, характеризующаяся
определенной формой правовых отно­шений
между государством в целом и его частями,
связанной с их право­вым статусом.

С
точки зрения формы своего государственного
устройства все го государства делятся
на две группы — унитарные и федеративные.

В
современной Российской Федерации
унитарные государства — все республики
в ее составе. Унитарными государствами
является также большинство государств
мира.

Федерация
— это объединение двух или нескольких
государств в «дно повое государство.
Таким образом, федеративное государство

представляет
собой сложное государство, в состав
которого входят другие государства.

В
настоящее время Российская Федерация
имеет в своем составе три вида субъектов
— государства в составе Российской
Федерации, преобразованные, как правило,
из бывших автономных республик,
государственно-территориальнные
образования — края, области и города
федерального значения, бывшие прежде
наиболее крупными ад­министративно-территориальными
единицами Российской Федера­ции, п
национально-государственные образования
— автономная об­мен, и автономные
округа. Таким образом, В составе субъектов
Российкой Федерации и сейчас сохраняются
традиционные автономные образования.

И
настоящее время в Российской Федерации
автономия осуществляется только в одной
форме — административной.

  • Государственное
    устройство Российской Федерации — один
    из и новейших институтов конституционного
    права Российской Федерации.
  • Федеративное
    устройство Российской Федерации
    основывается на ряде принципов
    обусловленных ее демократической
    сущностью.
  • 1) Государственная
    целостность Российской Федерации
  • 2) Единство системы
    государственной власти.

3)
Разграничение предметов ведения и
полномочий между органами юг у дарственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации..

  1. 4.)
    Равноправие и самоопределение пародов
    Российской Федерации
  2. 5)
    Равноправие субъектов Российской
    Федерации во взаимоотношений федеральными
    органами государственной власти.
  3. Суверенное
    государство
  4. Суверенитет
    государства — это свойство государства
    самостоятельно и независимо от власти
    других государств осуществлять свои
    функции на своей территории и за ее
    пределами, в международном обществе.
  5. Суверенитет
    государства проявляется в верховенстве
    государственной власти, в ее единстве
    и независимости.
  6. Верховенство
    государственной власти выражается в
    том, что он определяет весь строй правовых
    отношений в государстве, устанавливает
    общий правопорядок, правоспособность,
    права и обязанности государственных
    органов, общественных объединений,
    должностных лиц и граждан.

Значительным
шагом на пути обеспечения подлинного
суверенитета Российской Федерации
явилась Декларация «О государственном
суверенитете Российской Советской
Федеративной Социалистичес­кой
Республики», принятая 12 июня 1990 г. первым
Съездом народных депутатов РСФСР.

  • Декларация
    характеризует Россию как суверенное
    государство, созданное исторически
    объединившимися в нем народами
  • Декларация
    предусматривает политические,
    экономические и правовые гарантии
    суверенитета России
  • Социальное
    государство

Согласно
Конституции (ст. 7), Российская Федерация
является социальным государством.

Главная задача социального государства
— достижение такого общественного
прогресса, который основывается на
закрепленных правом принципах социального
равенства, всеобщей солидарности и
взаимной ответственности.

Социальное
государство призвано помогать слабым,
ВЛИЯТЬ на распределение экономических
благ Исходя из принципа справедливости,
чтобы обеспечить каждому достойное
человека существование.

  1. Социальное
    государство в том понимании, которое
    вкладывает в него Конституция Российской
    Федерации, должно стремиться лишь к
    максимально возможному, а условиях
    демократической страны равномерному
    содействию благу всех граждан и к
    максимально возможному равномерному
    распределению жизненных тягот.
  2. Социальное
    государство стремится обеспечить
    каждому своему Гражданину достойный
    человека прожиточный минимум, а также:
  3. 1) Охрана труда и
    здоровья людей;
  4. 2)
    Установление гарантированного
    минимального размера оплаты;
  5. 3)
    Обеспечение государственной поддержки
    семьи, материнства, отцовства и детства,
    инвалидов и пожилых граждан;
  6. 4) Развитие системы
    социальною обслуживания;
  7. 5)
    Установление государственных пенсий,
    пособий и иных гарантий социальной
    защиты.
  8. Светское
    государство

В ст. 14 Конституции
Российской Федерации указывается, что
Российская Федерация является светским
государством.

Светским
государством считается такое государство,
в котором существует официальной,
государственной религии и ни одно из
вероучений не признается обязательным
или предпочтительным.

Противоположностью
светскому государству является
теократическое, в котором государственная
власть принадлежит церковной иерархии
(например, Ватикан).

Религиозные
организации в зависимости от территориальной
сферы своей деятельности подразделяются
на местные и централизо­ванные.

Местной
религиозной организацией признается
религиозная |организация, состоящая не
менее чем из десяти участников, достигших
возраста 18 лет и постоянно проживающих
и одной местности либо и идиом городском
пли сельском поселении.

Централизованной
религии той организацией признается
религиозная организация, состоящая в
соответствии со своим уставом не менее
чем из трех местных религиоз­ных
организаций.

Государственная
регистрация религиозных организаций
осущест­вляется федеральным органом
юстиции и органами юстиции субъектов
Российской Федерации в порядке,
установленном действующим законодательством.

Источник: https://studfile.net/preview/7227079/page:49/

Конституционные характеристики российского государства

Россию как страна проявляется в двух видах:

  • В виде образования территориального типа, где суверенная власть осуществляется многонациональным народом.
  • В качестве системы государственной власти, распространяющей влияние на территорию, определяющуюся границами страны.

Конституционные характеристики Российского государства включают спектр критериев, по которым страна считается:

  • Демократической;
  • Федеративной;
  • Правовой;
  • Социальной;
  • Светской;
  • Республикой.

Природа демократии России состоит из следующих аспектов:

  • Народовластие в свою очередь делится на представительное и непосредственное;
  • Устройство федераций, которое основывается на равенстве субъектов;
  • Многообразие методов идеологии и политики.

Определение! Народовластие в России – процесс осуществления народом принятия важных государственных решений в ходе референдумов или путем выбора органов власти или местного самоуправления. Все субъекты федерации равны между собой, представляют собой совокупность территорий, объединенных в одной стране.

Конституционное государство России демонстрирует следующие признаки демократии:

  • Реальная представительная демократия;
  • Законное обеспечение прав человека и гражданина.

Суть характеристики российского государства, как страны с демократическим строем, состоит в возможности граждан, проживающих на ее территории, осуществлять власть и защищать свои права в специальных выборных учреждениях. Подобные учреждения наделены законным правом принятия законов, которые имеют право решать важные для населения вопросы.

Демократию в стране обеспечивают следующие аспекты:

  • Выборность Госдумы;
  • Обусловленное в конституции создание Совета Федерации, законодательных учреждений и органов местного самоуправления.

Институты демократического представительства взаимодействуют с политическим режимом, касательно вопросов наделения и защиты прав и свобод граждан. Данные наделения могут быть обеспечены в полной мере только при режиме демократии, в условии полной законности и отсутствии произвола в области силовых структур.

Конституционные характеристики РФ включают все свободы и права людей и граждан, для реализации которых важно соблюдения комплекса условий.

Федерация

Федеративное устройство России строится на основе признаков единства и целостности территории. Суть федерального принципа состоит во вхождении в состав страны нескольких субъектов, наделенных равными правами. Некоторые субъекты, согласно Конституции, имеют название «государство», но независимыми государствами ни один из субъектов России не является.

Конституционные характеристики России с области устройства государства, имеют следующие особенности: в состав страны включены равноправные субъекты; республики, входящие в состав Федерации, имеют собственную Конституцию, другие субъекты – устав и законодательство; целостность государства; единство системы власти государства; равноправие и самостоятельное определение людей, проживающих в стране, разграничение предметов ведения и полномочий власти и территориальных субъектов; взаимные отношения с федеральными органами установлены на базе равноправия.

Федеративная страна состоит из следующих объектов:

  • Область;
  • Автономная область;
  • Республика;
  • Край;
  • Город федерального значения;
  • Округ.

Замечание

Определение «федерация» противоположно «унитарному государству», в котором осуществляется централизованное управление, а единицы его территории не наделены признаками собственной государственности, и характеризуется только представителями местного самоуправления. В России унитарными считаются только республики, входящие в ее состав.

Правовая страна

Страна считается правовой, так вся ее деятельность направлена на соблюдения прав и свобод, считая это главной целью своего существования.

Государство правового типа выделяется высочайшим уровнем авторитета государственности, настоящим и действующим господством прав, строгим соблюдением всех законов во всех сферах жизни и деятельности граждан. Характеристика Российского государства, как социальной страны, обеспечивается господством общества над государством, поэтому страна может называться социальной.

Определение

Под правом в РФ подразумевают настоящий результат исторических процессов, и закрепляет определенные рамки свободы и справедливости, который обеспечивает государственный аппарат, находящий выражение в международных нормах, законах, актах и Конституции.

Правовое государство в обязательном порядке подразумевает признаки светского государства. В такой стране нет единственного обязательного типа вероисповедания, в такой стране никто не принуждается к принятию какого-либо типа веры или отказа от нее. В России не существует дискриминации по признаку принадлежности к какой-либо религии или отсутствии ее.

Конституционные характеристики российского государства включают полную гарантию соблюдения прав и свобод личности. Данная характеристика является одним из способов осуществления демократии в стране. Государство, гарантирующее полное обеспечения прав и свобод людей, имеет право на заявления о народовластии в стране.

Социальная страна

Конституционная характеристика РФ, как социального государства, заключается в направлении политики и деятельности на обеспечение условий, которые обеспечат достойный уровень жизни граждан. Показатель социальности Российского государства включает спектр следующих показателей:

  • Охрана труда и здоровья людей, проживающих в стране;
  • Гарантированный минимум оплаты труда;
  • Поддержка семей, отцовства, материнства и детства;
  • Поддержка пожилых людей и инвалидов;
  • Постоянное развитие системы социальной службы;
  • Бесперебойная выплата пенсий и пособий;
  • Комплекс гарантий социальной защиты.

Светская страна

Светский характер страны проявляется в возможности официальных лиц к отношению к любой религии. Официальные лица имеют права исповедовать любую религию, однако, отношение к какой-либо конфессии не должно иметь влияние на принятие государственных решений.

Религиозные взгляды и конфессия государственных лиц не должны быть связаны с принятыми решениями или иметь какие-либо привилегии.

Значение светской страны заключается в том, что религиозные объединения и государство существуют отдельно друг от друга, не вмешиваясь в дела каждого.

Замечание! В жизнедеятельности Российского общества РПЦ и религия играют важную роль. Однако, в Конституции отмечено, что в стране нет обязательной государственной религии. Законом все религиозные объединения отделяются от государства, и подчеркивает их равенство между собой. Перед законом все религиозные организации равны.

В государственных и муниципальных учреждениях образования светских характер находит свое нормативное закрепление. Религиозные учреждения России имеют право обучать детей религии по согласию родителей вне рамок учебной программы. Обучение детей религии должно осуществляться строго по соглашению специального специального органа местного самоуправления.

Республика

Выборность народом главы государства относит Россию к разряду стран республик. Суть республики состоит в следующем:

  • Во главе страны стоят: Президент, Федеральное собрание, состоящее из совета Федерации и Госдумы и Правительство.
  • Органы власти в стране являются назначаемыми.
  • Срок работы органов власти и их представителей устанавливается законом федерации и не может быть пожизненным.

Россия считается республикой смешанного типа, где власть Президента и исполнительной власти уравновешивается и контролируется Специальным органом – Федеральным Собранием РФ.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/konstitucionnie-harakteristiki-rossijskogo-gosudarstva/

Конституционные характеристики Российского государства

Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что РФ есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство как социальное, а ст. 14 – как светское.

Демократическое государство. В переводе с греческого, демократия – власть народа. Понятие демократия можно рассматривать в двух аспектах. В первом случае это реальная представительная демократия, т.е.

свободное участие народа в осуществлении государственной власти через выборные учреждения, участие в референдумах.

Во втором случае проявляется тесная связь с политическим режимом, только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, освобождаются от чрезмерной опеки государства (право на защиту своих прав и свобод, свобода слова и вероисповеданий, многообразие, плюрализм в политической системе и т.д.).

Федеративное государство.Национально-территориальные особенности нашей страны обусловили необходимость использования структуры федеративного устройства для формирования системы государственной власти.

Конституция РФ закрепила Федерацию, состоящую из 89 равноправных субъектов, из которых 21 – республики, 1 – автономная область, 10 – автономные округа, 6 – края, 49 – области, 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Субъекты РФ взаимодействуют с органами власти РФ на основе Конституции и отдельных договоров о разграничении полномочий.

Республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты – устав и законодательство; не противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству.

Несмотря на определенные трудности, эта форма на данном этапе исторического развития наиболее полно учитывает специфику многонационального государства, сглаживая в некоторой степени, неизбежные в переходный период противоречия.

Правовое государство.(См. Лекцию 1).

Социальное государство.Так называется государство, которое берет на себя обязанности заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Социальное государство призвано создавать условия для обеспечения граждан работой, распределять доходы через бюджет, обеспечивать людям прожиточный минимум, минимальную заработную плату, пенсию, содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный труд, осуществлять социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов), заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и т.д. Помимо этого в обязанности социального государства входит провозглашение социально-экономических прав граждан, а также обеспечение реального механизма реализации этих прав граждан.

Светское государство.Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В противовес светскому государству, устанавливающемуся в большинстве развитых странах (США, Франция), существуют государства, в которых одна из религий признается государственной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле, мусульманство в исламских странах Ближнего и Среднего Востока.

Читайте также:  Рациональные числа - в помощь студенту

Даже в тех странах где закреплено равенство религиозных конфессий (ФРГ, Япония, Италия), все же одна из религий обладает некоторыми привилегиями. Такое положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль.

Впрочем, во всех указанных государствах, кроме исламских гарантируется свобода вероисповедания и наряду с государственной существуют другие конфессии. В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм и др.).

Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни и с ее стороны нет никаких претензий на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик (Чечня и др.

) существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государства.

Конституция РФ гарантирует свободу совести и вероисповедания.

Официальные лица государства, хотя и в праве исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияние на принятие государственных решений.

Помимо этого государство не должно заниматься пропагандой атеизма, либо каким-либо другим способом препятствовать свободной деятельности религиозных организаций.

Вместе с тем ныне общепризнанно, что церковь играет незаменимую роль в духовном возрождении России и в праве проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и в пропаганде вероучения.

Республиканская форма правления. Российская Федерация провозглашена республикой, что означает выборность главы государства. Однако, сделав этот первичный выбор, Конституция не пошла дальше и не определила вид республиканской формы правления. Между тем мировой конституционной теории и практике известно три вида республики: парламентская, президентская и полупрезидентская.

В парламентской республике глава государства (президент) избирается парламента становится лидер партии, победившей на выборах. Парламент осуществляет контроль над правительством.

В случае вынесения парламентом вотума недоверия правительство автоматически подает в отставку (или премьер-министр ставит вопрос о роспуске парламента и назначении новых выборов).

Министры назначаются из членов парламента и сохраняют в нем свое место. (Италия, ФРГ).

В президентской республике глава государства (президент) избирается населением (гражданами) и сам формирует правительство, которое подотчетно только ему. Парламент не в праве выносить вотум недоверия правительству. Президент не имеет права роспуска парламента. Министры не могут быть одновременно членами парламента. (США, Мексика).

В полупрезидентской республике глава государства (президент) избирается населением (гражданами) и сам формирует правительство, которое ему подотчетно.

Парламент вправе выражать недоверие (порицание) правительству, но вопрос об отставке решается президентом. Президент имеет право роспуска парламента. Министры не являются членами парламента.

Правительство обладает правами для оказания давления на парламент, но и парламент сохраняет элементы контроля над правительством. (Франция, Польша).

Но если попытаться сравнить нынешнюю российскую форму правления с приведенными, то станет ясно, что это скорее полупрезидентская республика.

Приоритет прав человека.

В тоталитарный период человек рассматривался как принадлежность государства, от которой государство было вправе по своему усмотрению избавиться.

Гражданство искусственно увязывалось с ложно трактуемым патриотизмом, вследствие чего было невозможным изменение гражданства, выезд за границу власти произвольно высылали из страны и лишали гражданства многих граждан, в том числе выдающихся деятелей науки и культуры, за выступления в защиту демократии.

Новая российская государственность радикально меняет отношения личности и государства. Не человек создан для государства, а государство для человека – таков теперь главный принцип этих отношений. В этом состоит гуманистическая сущность современной российской Конституции.

Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы.

Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования, т.е. не нуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы.

Такое понимание соотношения человека, общества и государства подчеркивает гуманистическую сущность конституционного строя.

  • Основные обязанности государства сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
  • Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод вытекающих из естественного права.
  • Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать для их реализации людьми.
  • Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью (суперпринцип основ конституционного строя) не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерб обществу.

Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязанностей.

Разница в правовом статусе человека и гражданина заключается в том, что гражданин имеет право участвовать в политической жизни государства (избираться и быть избранным и т.д.). Преимущество гражданина также в обязанности государства защищать своих граждан за пределами страны.

Конституция РФ установила, что никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.



Источник: https://infopedia.su/9x10f06.html

Конституционные характеристики Российского государства

1 глава Конституции «Основы конституционного строя» закрепляет основные конституционные характеристики российского государства, среди которых можно выделить: Россия – демократическое государство; правовое государство; федеративное государство; социальное государство; светское государство; в России республиканская форма правления.

Демократическое государство. Демократия – это власть народа. Соответственно источником власти и легитимности всех органов государства является суверенный народ. То есть, как следует из ст.

3 Конституции, власть не сакральна, имеет не божественное или наследственное происхождение. Власть принадлежит только народу, который сам нанимает управленцев – должностных лиц, призванных служить народу.

Важнейшими признаками демократического государства являются реальная представительная демократия и обеспечение прав и свобод человека.

Представительная демократия – это осуществление народом своей власти через выборные, представительные учреждения (парламенты), которые обладают исключительным правом принимать законы.

Обеспечение прав и свобод человека предполагает не только их декларацию, но реальную защищенность человека от произвола власти. Демократическое государство не отрицает принуждения (ведь государство обязано бороться с преступностью), но допускает его только в рамках закона (который принимается только парламентом, являющимся представителем самого народа).

То есть судебная и исполнительная власть (прежде всего силовые структуры) не могут принимать решения и осуществлять их в отношении человека, если эти решения не соответствуют закону. В отличие от антидемократических режимов (авторитарного или тоталитарного) демократическое государство связано рамками закона.

Из этого вытекает следующая характеристика – правовое государство.

Правовое государство – это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву (закону).

То есть право, как единое для всех правило поведения в правовом государстве стоит выше всех: ему подчинены суды, правительство, президент, парламент (который принимая законы сам должен им подчиняться) и даже народ (источник власти), так как люди сами (через парламент) определяют по каким правилам они хотят жить, и пока эти правила не отменены, каждый человек должен действовать в их рамках. Верховенство права имеет первейшее значение – без него бессмысленно выстраивать другие институты (разделение властей, реальные выборы, гарантированность прав и свобод и др.), так как возможность пренебречь законом в угоду целесообразности рано или поздно приводит к разрушению этих институтов.

Верховенство права делает человека защищенным от произвола власти, так как человек подчиняется только абстрактному закону, для которого безразлично кто перед ним. Не важно какого происхождения человек или каково его материальное положение, хороший он или плохой.

Важно только то, нарушает он закон или нет. Если гражданин законопослушен, он уверен, что его никто не арестует, не лишит имущества и т. д.

Если же верховенство права отсутствует, то человек попадает в зависимость от органа (или лица) наделенного властью, чьи действия могут быть непредсказуемыми.

Государство может провозглашать себя правовым, а может и реально им быть. Является ли государство правовым можно определить по некоторым признакам.

Во-первых, это высший приоритет прав и свобод человека. Закон устанавливает минимальные (только общественно значимые) ограничения, стараясь не вмешиваться в частную жизнь людей. Основной принцип: человеку все что не запрещено законом – то разрешено.

Во-вторых, независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод. Только независимый суд в состоянии защитить права человека от произвола исполнительной власти.

В-третьих, сменяемость власти, как механизм заставляющий действующую власть соблюдать Конституцию и законы.

Если механизм сменяемости власти работает, то любые политические силы находясь во власти осознают, что по истечении срока их полномочий, новые силы, придя им на смену могут привлечь к ответственности людей ушедших из власти, если они нарушали законы. Это является сильным сдерживающим фактором, удерживающим власть в правовом поле.

В-четвертых, верховенство Конституции по отношению ко всем нормативным актам (ч. 1 ст. 15 Конституции). Никакой закон не должен противоречить конституции, чем обеспечивается создание такого порядка, при котором закон и право не расходились бы. Ведь обязанность подчиняться закону должна корреспондировать правовому характеру этих законов.

Общеизвестно, что законы бывают правовые и неправовые (то есть нарушающие принципы естественного права). К последним относятся, к примеру, законы обязывающие доносить на близких родственников и др. На защиту человека от неправовых законов направлено еще одно положение Конституции, рассмотренное ранее – приоритет международного права (ч. 4 ст.

15 Конституции).

Соответственно, в-пятых, приоритет международного права означает, что государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества (которое в отличие от национального законодательства государство не может отменить в одностороннем порядке).

Федеративное государство – это сложное, союзное государство, состоящее из нескольких субъектов (в отличие от унитарного государства).

Федеративное устройство России основано на территориальной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии субъектов РФ между собой.

Социальное государство – это государство, которое берет на себя обязанность заботится о благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Светское государство – это государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Республиканская форма правления означает выборность и сменяемость главы государства, в отличие от монархии, где власть главе государства передается по наследству и ее продолжительность ограничена сроком его жизни.

Существуют парламентская (исполнительная власть формируется и контролируется парламентом), президентская (исполнительную власть формирует и контролирует президент) и смешанная (в процессе формирования правительства участвуют и президент и парламент) республики.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/18812.html

Конституционные характеристики Российской Федерации

  • Содержание конституционное государство российская федерация Введение
  • 1. Основы конституционного строя
  • 1.1 Понятие основ конституционного строя
  • 1.2 Суверенитет народа
  • 2. Конституционные характеристики Российского государства
  • 2.1 Российская Федерация как правовое государство
  • 2.2 Российская Федерация как демократическое государство
  • 2.3 Российская Федерация как федеративное государство
  • 2.4 Российская Федерация как социальное государство
  • 2.5 Российская Федерация как светское государство Заключение Список использованной литературы

Введение

За последнее десятилетие Россия прошла большой и сложный путь от тоталитаризма к демократической общественно-политической системе.

В стране формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новое государство, признающее приоритет прав человека.

Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.

Современное конституционное право — это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституций, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права.

Разобраться в этой борьбе — значит понять, кто ведет страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит «войти в политику» и почувствовать дыхание истории.

Исходя из этой необходимости рассмотреть конституционную характеристику РФ, без чего, конституционное право выглядит как сухая догма.

В этом свете в курсовой работе конституционные характеристики Российской Федерации наиболее подробно рассмотрены основные понятия, связанные с основами конституционного строя.

Конституционная характеристика РФ — это одна из актуальных тем на сегодняшний день. Это подтверждается и принятием большого числа законов, постановлений, приказов и нормативных актов, которые направлены на совершенствование существующего законодательства, а, в конечном счете, на улучшение жизни граждан РФ. К такими можно отнести:

Ш Постановление ГД ФС РФ от 24.04.2003 № 3941-III ГД «О проекте Федерального конституционного закона № 96 700 174−2 «О поправках к Конституции Российской Федерации»;

Источник: https://referat.bookap.info/work/159708/Konstitucionnye-xarakteristiki-Rossijskoj-Federacii

Российское государство и его конституционные характеристики

  • Российское государство можно понимать в 2 смыслах: 1) как определенное территориальное образование, в пределах которого осуществляется суверенная власть многонационального народа России; 2) как специальный аппарат государственной власти, который распространяет свое влияние на определенную государственными границами территорию.
  • Конституция РФ устанавливает основные характеристики российского государства:
  • 1) РФ – демократическое государство; 2) РФ – правовое государство; 3) высшая ценность РФ – права и свободы человека и гражданина; 4) форма правления РФ – республика.
  • Демократическая природа РФ складывается из: 1) народовластия – как непосредственного, так и представительного; 2) федеративного устройства на основе равенства субъектов РФ; 3) политического и идеологического многообразия.

Народовластие – осуществление власти народа посредством принятия решения непосредственно (на референдуме) либо путем избрания законодательной (представительной) власти и через органы местного самоуправления. Народовластие в РФ осуществляется исходя из воли большинства при уважении воли и прав меньшинства. Территория всей РФ является совокупностью территорий ее отдельных субъектов, которые равны перед РФ.

Федеративное устройство России строится на принципах территориальной целостности и единства российского государства.

Правовое государство – это государство, в котором во всех сферах жизнедеятельности общества обеспечивается верховенство закона.

Правовое государство подразумевает, что в нем господствует общество над государством, а не наоборот, т. е. РФ имеет социальный характер.

В таком государстве право является объективным следствием исторических процессов, оно закрепляет необходимые рамки свободы и справедливости, обеспечивается государственным аппаратом и выражается в международных нормах, в Конституции РФ, в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т. п.

Правовое государство предполагает наличие светского характера государства, т. е.

в РФ не может быть объявлено в качестве обязательного ни одно из вероисповеданий, никто не может быть принужден к принятию или отказу от религии, церковные должностные лица и иерархи не вправе занимать какие-либо государственные должности, запрещается дискриминация по признаку принадлежности к той или иной религии и т. д.

Гарантированность прав и свобод личности в РФ обеспечивает реализацию принципов демократии в РФ, так как только государство, в котором признаются и гарантируются права человека, может утверждать, что в нем установлена власть народа.

Республиканская форма правления рФ означает, что: 1) во главе государства стоят: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) и Правительство РФ; 2) органы государственной власти являются в России выборными или назначаемыми, но не наследственными; 3) срок полномочий органов власти устанавливается федеральными законами и не может быть пожизненным. РФ – это смешанная республика, т. е. власть Президента РФ и исполнительной власти уравновешивается деятельностью Федерального Собрания РФ.

Источник: http://be5.biz/pravo/k037/11.html

Ссылка на основную публикацию