Киммерийцы и скифы в передней азии — в помощь студенту

Скифы — народ, проживавший в евразийских степях в I тыс. до н. э. Как и многие народы этой эпохи, скифы не имели собственной письменности, поэтому сведения об их социальном и культурном образе жизни приходится восстанавливать по данным археологических находок и свидетельствам современников, наиболее ценными из которых являются сведения о скифах Геродота.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Собственно наименование скифы стало известно, благодаря сообщениям древних авторов, которые придавали ему собирательный образ и называли так народы, населявшие евразийские степи на огромной территории и имевшие сходные культурные черты.

Глубокий анализ дошедших до нас древних источников позволяет сделать вывод, что первоначально скифами именовали себя жители Северного Причерноморья и Приазовья, которые затем подчинили себе соседей и создали мощный союз племен, ставший впоследствии раннегосударственным образованием.

Сами скифы, по Геродоту, называли себя сколоты.

Киммерийцы и скифы в Передней Азии - в помощь студенту

Пряжка «Олень«, золото скифов, VI в. до н.э.

В результате тщательного исследования немногочисленных остатков скифского языка в виде личных имен и географических названий было установлено, что он принадлежал к иранской языковой группе.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Древнерусская архитектура - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

В современной исторической науке существуют две основных точки зрения на происхождение скифов. Согласно первой, предками скифов были носители т.н. срубной культуры, переселившихся в Северное Причерноморье из Поволжья.

По сведениям Геродота скифы переселились в Причерноморье из Азии, а Диодор Сицилийский сообщает, что первоначально они жили на берегах реки Аракс.

Точно неизвестно, какую именно реку имеет в виду древний автор, но по некоторым версиям так называли именно Волгу.

Вторая точка зрения базируется на данных археологии. Раскопки скифских курганов и поселений, датирующихся VII в. до н. э., дали большое количество предметов (бронзовые изделия, каменные блюда, конская упряжь), имеющих явственные центральноазиатские корни. Отсюда вытекает, что прародиной скифов являются территории Алтая, Монголии и Восточного Казахстана.

Киммерийцы и скифы в Передней Азии - в помощь студенту

Пряжка «Кабан«, золото скифов, VI в. до н.э.

Древние авторы считали, что переселение скифов в Причерноморье сопровождалось изгнанием отсюда киммерийцев, однако данные археологии дают указания на близкое этническое и культурное родство между скифами и народами предшествовавшей поры.

Отождествление в некоторых источниках киммерийцев и скифов позволяет предположить, что это были очень близкие народы, представлявшие собой разновременные волны переселения на территорию Причерноморья.

Сохранившиеся клинописные тексты государств Передней Азии повествуют о нашествиях народа «ишкуза» («ашкуза»), который идентифицируют со скифами. На протяжении VII в. до н. э. скифские отряды активно совершали походы на территории древневосточных государств, участвовали в военных столкновениях.

Однако, после серии серьезных поражений скифы вернулись в Причерноморье и долгое время господствовали в этих степях. Контакты с народами Передней Азии не прошли бесследно, оставив свое отражение во многих областях скифской культуры и жизни.

До контактов с Передней Азией скифы довольствовались примитивными геометрическими узорами. Впоследствии, усвоив древневосточные образы, скифы создали особый звериный стиль, заключающийся в каноническом изображении определенных животных на предметах утвари и оружии.

Наиболее распространенными сюжетами были изображения головы птицы, лежащего копытного животного и хищника из семейства кошачьих, скорее всего, пантеры. До сих пор не выяснено, какую смысловую нагрузку несли эти изображения. По одним версиям, они наделяли обладателя предмета качествами изображенного животного (особенно хищника).

Другие объясняют их представлениями скифов о своих зооморфных божествах. В любом случае налицо характерная для всех древних народов ритуальная составляющая искусства. Согласно Геродоту, в скифской мифологии почитались семь основных богов. Главенствующее место занимала богиня огня и домашнего очага — Табити.

Следующей в иерархии была супружеская пара Папая и Апи (небо и земля) — прародители человечества и творцы мира. Из оставшихся четырех божеств Геродот называет двоих: Гойтосир и Артимпаса (вероятно, богиня плодородия). Имена двух других ему неизвестны, поэтому он отождествляет их с греческими богами: Гераклом (прародитель скифов Таргитай) и Аресом (бог войны).

Поклонение богу войны, воплощенному в мече-акинаке, включало в себя принесение человеческих жертв. По некоторым источникам среди скифов почитались также Фагимасада, Маспалла.

Киммерийцы и скифы в Передней Азии - в помощь студенту

Пектораль, золото скифов, IV в. до н.э.

Основным археологическим источником по исследованию скифов являются их ритуальные захоронения — курганы, представляющие собой земляную насыпь с расположенной под ней могилой — пещерой, состоящей из одной или, в зависимости от знатности покойного, нескольких камер.

При захоронении особо знатной персоны вместе с ним хоронили его слуг. Размеры земляной насыпи зависели от социального положения умершего, т. е. от количества человек, принимавших участие в похоронах и поминальной тризне.

Например, высота исследованного Александропольского кургана была более 21 метра.

В курганах найдено большое количество вооружения и личного скифского инвентаря. Скифский воин был прежде всего конным лучником, поэтому как в могилах знати, так и простых воинов, непременным атрибутом является колчан, костяные элементы лука, удила (чаще всего бронзовые).

Другой часто встречающийся предмет вооружения — копье. В знатных курганах находят широко известный скифский короткий меч — акинак. Иногда встречаются стилизованные и богато украшенные боевые топорики, которые, вероятно, служили в качестве элемента парадного вооружения и являлись знаками отличия.

В общем могилы аристократии схожи с простыми погребениями, но количество находок в них больше. Вооружение содержит элементы из золота, сосуды также изготовлены из драгоценных металлов. На предметах нанесены ритуально мифологические изображения в зверином стиле.

Женские захоронения содержат большое количество украшений, предметов домашнего хозяйства и быта.

Киммерийцы и скифы в Передней Азии - в помощь студенту

Ваза с изображением скифских воинов, золото скифов, IV в. до н.э.

Защитное оружие встречается редко. Скорее всего, оно было принадлежностью знатных воинов. Находят защитные панцири древневосточного происхождения, шлемы греческого происхождения, иногда — щиты, покрытые железными пластинами. Рядовые воины, судя по всему, обходились деревянными щитами.

Большинство археологических находок из драгоценных металлов было изготовлено греческими мастерами.

Наличие постоянных торговых отношений между двумя народами привело к созданию особого греко-скифского искусства.

Греки охотно изображали на своих изделиях сцены из скифской мифологии и, в свою очередь, сбывали предметы с изображением собственныхсюжетов. Материальные взаимоотношения перерастали в диалог двух культур.

Киммерийцы и скифы в Передней Азии - в помощь студенту

Скифы и царь Вавилона при взятии ассирийской Ниневии, VII в. до н.э.

Важным событием скифской истории служит их борьба с царем Дарием I, который в VI в. до н. э. во главе огромного войска вторгся на их территорию и два месяца безуспешно пытался завязать с ними решающее сражение. Скифы легко уклонялись от преследования, применяя тактику «выжженной земли»: уничтожали на своем пути всю растительность, засыпали колодцы и т.

д. Кочевой образ жизни идеально сочетался с такой тактикой. Скифские небольшие отряды постоянно тревожили неповоротливую армию Дария I, уничтожали обозы и отставшие части. Отчаявшись добиться победы, Дарий I был вынужден покинуть скифские земли. Отступление могущественного царя, больше похожее на бегство, в короткий срок создало для скифского войска репутацию непобедимого.

Геродот выделяет среди скифов следующие категории: скифы царские, эллино-скифы, скифы-кочевники и скифы-пахари. Во главе всей Скифии стоят скифы царские, остальные племена беспрекословно им повинуются.

Современная наука подтверждает сведения автора, дополняя их тем, что скифы царские являлись именно тем племенем, которое огнем и мечом прошло по территории Передней Азии. Являясь наиболее воинственным племенем, скифы царские принесли с собой традиции восточных монархов.

Без особого труда подчинив себе соседние племена, они заставили их признать свое господствующее положение. Царская власть становится наследственной привилегий определенной семьи, т. е. возникает династия. Ко времени войны с Дарием I скифы уже имели четкое представление о генеалогии своих правителей.

Скифия не стала монархией в полном смысле этого слова, сохраняя многие черты военной демократии.

Царь представляется абсолютным господином своих подданных, имеющим божественное происхождение и право на царствование, но его верховная власть ограничивалась сбором дани и правом решения основных государственных вопросов, прежде всего, во время ведения боевых действий. Другие племена сохраняли своих вождей, которые проводили самостоятельную внутреннюю политику.

Киммерийцы и скифы в Передней Азии - в помощь студенту

Скифская воительница

Скифы-пахари, проживавшие в лесостепной полосе, занимались земледелием, ремесленным производством, различными промыслами. Археологические данные дают сведения о густой сети укрепленных поселений, достаточно развитых для того времени. Ремесленная продукция пользовалась большим спросом среди скифов-степняков и, в виде дани, приносила большие доходы скифским царям.

Под эллино-скифами Геродот, судя по всему, понимает племена, сильнее всех подвергшиеся влиянию греческих колоний в Северном Причерноморье. Структура скифского общества была патриархально-родовой, но уже шли процессы социального и имущественного расслоения.

Сами скифы делили себя на три сословия: воины (символ — боевой топор), жрецы (чаша) и рядовые общинники (ярмо с плугом). Основной хозяйственной единицей была семья с наследственным владением определенными кочевыми зонами или земельными территориями. Наследование происходило по мужской линии.

Споры между родственниками разрешались в виде поединка под контролем царя, что препятствовало возникновению кровной мести. У скифов практически не существовало системы рабовладения. Рабский труд был неэффективен при кочевом образе жизни.

В незначительном количестве рабы использовались в качестве личной прислуги.

Киммерийцы и скифы в Передней Азии - в помощь студенту

Скифские конные лучники

Таким образом, Скифия представляла из себя раннегосударственное образование с сохранением многих патриархальных и родовых пережитков. Еще не возникло деление на классы, одно племя господствовало над другими.

Наивысший экономический и культурный подъем скифское царство достигает во время правления царя Атея, который смог объединить под своим началом множество племен, совершал удачные походы на запад и покорил часть Фракии.

Скифия играла одну из центральных ролей в политике Причерноморья и на Балканах. Атей начал чеканку собственной монеты. Однако чрезмерное усиление Скифии заставило насторожиться царя Македонии Филиппа II. В 339 г.

он совершил вторжение на скифскую территорию, в решающей битве Атей погиб, и скифы покинули Фракию.

Александр Македонский поставил наместником Фракии Зопириона, совершившего неудачный поход на скифов, в результате которого его войско было разгромлено. Александр не стал предпринимать против скифов никаких действий, готовясь к индийскому походу.

Киммерийцы и скифы в Передней Азии - в помощь студенту

Основным оружием скифов был их короткий композитный лук

В течение II в. до н. э. происходит процесс нового переселения народов. На этот раз в роли завоевателей выступает родственное скифам племя сарматов, которое вытесняет их из занимаемых степей, ограничивая территорию Скифии в основном степным Крымом. Начинается последний этап существования скифского государства (до IV в. н. э.), именуемого теперь Малой Скифией.

Об этом периоде скифской истории сохранилось мало сведений. Известно, что Малая Скифия вела успешные военные действия с Боспорским царством. В III в. на Крым совершили нападение готы, опять сократив скифскую территорию. В IV в. происходит опустошительный набег гуннов, после чего Малая Скифия полностью исчезает из мировой истории.

Киммерийцы и скифы в Передней Азии - в помощь студенту

Скифские кожаные доспехи, VI в. до н.э.

Скифы оставили яркий след в истории, прежде всего в военном отношении. С самого начала своего появления на мировой арене, скифы громко заявили о себе успешными военными действиями против государств Древнего Востока.

Образовав мощный союз племен в Северном Причерноморье, скифы на равных выступали против могущественных держав того времени. Не имея собственной письменности, этот народ стал известен благодаря своему влиянию через иностранных авторов.

В современной науке не прекращаются споры, связанные с вопросами истории скифского общества. Продолжаются археологические раскопки, дающие богатый материал для исследований.

Источник

Похожие темы в сообществе «Это интересно знать…»:Алтайская принцесса

Источник: https://www.drive2.ru/c/472356518558171885/

Киммерийцы – предшественники скифов

Киммерия и ее обитатели

«Самое западное гиборийское государство — лежащая к северу от Аквилонии Киммерия. Дикие его обитатели не отказались от кочевой жизни. Это потомки атлантов. Благодаря связям с гиборийской культурой они развиваются куда быстрей своих извечных врагов — пиктов, населяющих джунгли на западе Аквилонии…»

Так описывает родину культового фэнтезийного героя Конана его «отец» — американский писатель Роберт Говард. Описывая похождения жестокого, но харизматичного варвара, ставшего в результате королём вымышленной Аквилонии, родоначальник жанра «фэнтези» в литературе вдохновлялся «доисторическими» временами, так называемыми «тёмными веками» истории Средиземноморья, эпохой полумифического Гомера.

Киммерийцы и скифы в Передней Азии - в помощь студенту Кадр из фильма «Конан-варвар», 1982. (cultprojections.com)

Легендарная Киммерия — не более, чем выдумка Говарда, квинтэссенция поверхностных знаний первой половины XX века о тех народах, что населяли Северное Причерноморье ещё до того времени, как сюда прибыли знаменитые скифы. Кем же киммерийцы были на самом деле?

Читайте также:  Синтетический и аналитический учет поступления и создания нематериальных активов - в помощь студенту

Племена киммерийцев и ближневосточные государства

О киммерийцах сообщает множество древних письменных источников — от ассирийских до греческих. В поэме Гомера «Одиссея» можно встретить отрывок, относящийся к этому древнему народу.

Страна киммерийцев располагалась в той местности, где «никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами». Таким образом, древнегреческий поэт отождествлял Киммерию с преддверием царства Аида.

Однако географически Гомер определил регион проживания народа верно — неподалёку от Колхиды, куда Ясон и аргонавты ходили за Золотым Руном.

О киммерийцах писал и «отец истории» Геродот. В его труде «История» можно обнаружить большое количество разных топонимов, локализуемых в районе Керченского пролива: Киммерийский Боспор (сам пролив), Киммерийские стены, Киммерийские переправы. Он также сообщил и о вытеснении этого народа пришельцами-скифами, появившимися на территории Северного Причерноморья в VIII веке до н. э.

Киммерийцы и скифы в Передней Азии - в помощь студенту Восточное Средиземноморье в ранний Железный век. (wikipedia.org)

Однако самую большую ценность для реконструкции политической и военной истории загадочного народа представляют для исследователей ассиро-вавилонские источники об истории древнего государства Урарту.

Первые упоминания о киммерийцах в ассирийских хрониках приходятся на 715 год до н. э., во времена правления Саргона II. Сообщение содержало известие о победе вторгнувшихся на территорию Урарту племён над войском царя Руса I, который пытался их подчинить. Именно этот факт стал отправной точкой для тщательно готовившегося похода Саргона II против этого государства.

Киммерийцы и скифы в Передней Азии - в помощь студенту Царь Саргон II. Фрагмент рельефа из дворца в Дур-Шаррукине. (art.biblioclub.ru)

После этого киммерийцы пропадают с радаров восточных летописцев на целых 35 лет, чтобы вновь «воскреснуть» на страницах хроник.

К этому времени можно выделить две ветви этих племён: условные «западные» и «восточные» киммерийцы. Первые будут активно участвовать в исторических событиях на территории Малой Азии.

Вторые — относительно мирно существовать на восточных границах Ассирии, постепенно ассимилируясь с местным населением.

Однако именно восточные киммерийцы сыграют не самую последнюю роль в восстании Каштарити, лидера мидян, в результате которого на политической карте Ближнего Востока в 673 году до н. э. появится новая сила — Мидийское царство. После этого события упоминания о восточных киммерийцах прекращаются — они растворились в «котле» из самых разнообразных этносов новообразованного государства.

Киммерийцы и скифы в Передней Азии - в помощь студенту Ближний Восток в конце VII века до н. э. (wikipedia.org)

Несмотря на сложные взаимоотношения с Ассирией, источники сообщают о довольно значительном присутствии представителей этих племён в их войсках. По всей видимости, здесь речь идёт о наёмниках, пополнявших вооружённые силы государства Междуречья.

Фригия

Западная ветвь киммерийцев долгое время оставалась одним из основных противников Ассирийского государства, терзавших её западные рубежи. В союзе с остатками Хеттского царства они несколько раз вступали в открытые военные действия против державы Асархаддона.

В 679 году до н. э. ассирийцы взяли верх в сражении в Каппадокии над киммерийским вождём Теушпой. По всей видимости, эта победа не имела большого значения, поскольку уже через несколько лет крупные события разворачиваются западнее — на границе Фригийского царства.

Киммерийцы и скифы в Передней Азии - в помощь студенту Изображение киммерийцев на этрусских вазах. (открытаяархеология.рф)

Фригия, расположившаяся в западной части Малой Азии и тесно взаимодействовавшая с греческими государствами, достигла своего расцвета на рубеже VIII — VII вв. до н. э.

Такой подъём связывают с именем царя Мидаса, ставшим прототипом одноимённого героя древнегреческих мифов.

По всей видимости, стремительный рост богатства этой области повлиял на знаменитый образ царя, обращающий в золото всё, к чему бы ни прикоснулся.

Получив отпор на востоке, киммерийские кочевники обратили свои взоры на запад. Богатые области Фригии манили варваров — в конце концов они начали вторжение. Киммерийцы заняли большую часть процветающего государства и убили Мидаса.

Жемчужина Малой Азии не смогла оправиться от этого удара. Чахнущее царство стало ареной борьбы различных политических сил, пока, в конце концов, не стало частью Персии.

В качестве персидской сатрапии Фригия просуществовала вплоть до прихода на эти земли Александра Македонского.

Киммерийцы и скифы в Передней Азии - в помощь студенту Фригийская скальная гробница, т. н. «Могила Мидаса». (istoriia.ru)

Киммерийцы не остановились на разгроме Фригийского царства. Следующей мишенью стала Лидия, вышедшая на передний план после падения государства Мидаса. 660-е годы до н. э. полны бесконечных столкновений лидийцев и киммерийцев.

Лидию в этом конфликте поддержал ассирийский властитель Ашшурбанипал, заставив кочевников распылять свои силы. Первоначально этому альянсу сопутствовал успех и атаки варваров удавалось отбить. Однако в 644 году кочевники во главе со своим предводителем Дугдамми смогли переломить ход войны в свою пользу.

Столица Лидийского царства, Сарды, были взяты, а царя Гита постигла та же участь, что несколько десятилетий назад Мидаса.

Кочевники не остановились на этом успехе и продолжили движение к Средиземному морю. Именно тогда они в первый и последний раз непосредственно сталкиваются с греками — нападениям подверглись города на побережье: Магнесия-на-Меандре и Эфес. Однако, несмотря на успехи, Дугдамми выбрал в качестве постоянного поселения для киммерийцев далёкую Каппадокию на северо-востоке Малой Азии.

Киммерийцы и скифы в Передней Азии - в помощь студенту Изображение киммерийцев. Персеполь. (wikipedia.org)

Не ограничиваясь лишь ионийскими греческими городами, киммерийцы возобновили набеги на Ассирию. Однако во время одного из походов прославленный Дугдамми скончался.

Примерно в это время на территорию расселения киммерийцев начинают проникать скифы — между двумя кочевыми народами начинаются серьёзные стычки. В 620-х гг до н. э.

войско киммерийцев было разбито скифскими отрядами царя Мадия, а немного позже ответный удар нанесли и лидийцы во главе с царём Алиаттом. На этом упоминания о киммерийцах в письменных источниках больше не встречаются.

Киммерийская культура

В современной науке нет однозначного мнения относительно того, откуда пришли киммерийцы, на каком языке говорили и что с ними произошло после столкновения со скифами.

В литературных памятниках запечатлены лишь имена царей — на основе таких данных трудно предположить, к какой языковой группе принадлежали древние кочевники. Практически ничего не известно и про их быт.

Лишь на основе письменных источников соседних стран можно с уверенностью сказать, что киммерийцы предпочитали кожаную одежду, головными уборами были островерхие шапки. Также кочевники носили штаны, удобные для езды верхом.

Киммерийцы и скифы в Передней Азии - в помощь студенту Киммерийцы в интерпретации современного художника. (ageiron.ru)

У археологов существует термин «киммерийская археологическая культура», однако его наполнение чрезвычайно размыто. Обычно он применяется к памятникам доскифского времени, хотя многие историки отмечают схожесть скифской и киммерийской материальной культуры. В погребения кочевники помещали предметы керамики, конскую упряжь, иногда встречается оружие.

***

Реальные киммерийцы очень сильно отличаются от того образа, который был создан Робертом Говардом. Конан — скорее варвар римской эпохи, больше схожий на пикта или галла. Исторические киммерийцы — кочевники, задолго до скифов державшие в напряжении соседние государства и оставившие заметный след в культуре народов Средиземноморья.

Источник: https://diletant.media/articles/45261693/

«Земля, на которой жили кочевые племена, называлась Тураном, а где жили оседлые иранцы — Арьянем Вейджью»

Колонка украинского историка о древних кочевниках Евразии. Часть 2

Ярослав Пилипчук продолжает цикл публикаций в «Реальном времени», рассказывающих о ключевых периодах тюркской истории. В сегодняшней колонке украинский историк завершает рассказ об этногенезе и миграциях киммерийцев и скифов.

Вражда скифов с мидийцами наверняка была вызвана тем, что скифы часто были союзниками ассирийцев. В Палестине скифы могли бы оказаться лишь как наемники на службе у Ассирии. В аккадских документах и далее после победы скифов над киммерийцами упоминались гиммири, правда, один из таких гиммири носил имя Сакита.

В аккадских документах Нововавилонского царства и Персии под этим наименованием часто упоминались скифы. В аккадской части Бехистунской надписи вместо сака упомянуто гиммири. В «Книге Иеремии» в Библии скифы упомянуты как владение Ашкеназ, одно из трех царств, которые были вассалами Мидии.

Другие два — Минни (Манна) и Арарат (еще известный в Библии как Дом Тогармы).

Часть скифов, которые не желали покоряться мидийцам, мигрировали на запад и вместе с лидийцами и греками приложили усилия в уничтожении киммерийцев. Что касается начала киммерийской миграции из северокавказских степей в Малую Азию, ее можно датировать серединой — последней четвертью VIII века до н. э.

Тогда же очевидно скифы переселились из территории на восток от Волги и Урала на земли до Дона. Часть скифов, преследуя киммерийцев, оказывала влияние на политику Передней Азии в VII веке до н. э. и была побеждена только в конце VII века до н. э. мидийцами на Южном Кавказе. Часть этих скифов очевидно переселилась назад в прикавказские степи.

Это и послужило причиной для сложения второго рассказа о гегемонии скифов в Азии. Описывая события конца VI века до н. э., скифы уже локализовались Геродотом на запад от Танаиса (Дона). К востоку от Дона селились савроматы.

Экспансия скифов на запад была отмечена Геродотом в рассказе о персидско-скифской войне, где несколько народов отказались поддержать скифов, в том числе фракийское племя агафирсов.

Относительно более восточных пространств мы имеем указание в древнеперсидских источниках. Земля, на которой жили кочевые племена, называлась Тураном. Авестийские туры жили на среднем течении Сырдарьи и в районе гор на восток от нее. В «Фарвардин-яште» туры упомянуты вместе с дахами (предками парфян). Пехлевийские и авестийские источники не знали о массагетах.

Фирдоуси же сообщал о том, что Сальме (Сайриме) в удел достался запад, а Туру — Чин и Туран. Сайрима, Тура и Арья были сыновьями Траэтаоны. Необходимо отметить, что война с саками была зафиксирована в Бехистунской надпии, когда Дарий І вынудил покориться правителя сака-тиграхауда Скунху.

В одной из древнеперсидской надписей упомянуты сака парасугудам, то есть засогдийские саки. Дарий сообщал, что его владения простираются от территорий этих саков до Куша. В иной надписи упоминались сака парадрайа, то есть заморские саки, которые напали на Дария около 519 года до н. э.

В надписи Дария из Персеполя указано, что ему были подвластны саки. В надписи Дария из Накш-и Рустам сообщалось, что персам покорялись сака хаомаварга и сака тиграхауда. Эти самые племена упоминались в надписи Дария из Сузы.

В надписи Ксеркса из Персеполя также упоминались сака хаомаварга и сака тиграхауда как подданные.

Индусы же знали две части Центральной Азии. Северную часть они называли Сакадвипой, а южную — Арьядвипой. У них было похоже с иранцами видение географии региона.

Земли, где жили оседлые иранцы, в «Авесте» названы Арьянем Вейджью (Арийский простор — прим. ред.), а земли, где жили кочевники, называли Тураном. Геродот отмечал, что персы называют всех скифов саками.

Сака-хаомаварга у него называются амюргиями, а сака-тиграхауда скифами-ортокорибантиями. Скифы также жили в Сакесине (Шакашене).

Киммерийцы и скифы в Передней Азии - в помощь студенту

Киммерийцы. Изображение с ионийского саркофага на Клазомен. Середина VI в. до н. э. Фото cont.ws

Дахи — это массагеты?

Отмечалось, что название «скифы» им дали греки. Самоназвание же скифов было скуда. При этом упомянутое у Геродота самоназвание Skulata характерно для скифского языка, где d могло переходить в l.

Имя Скилур происходило от скифского Skidura (Побеждающий), Палак происходило от скифского Paralatai, которое в свою очередь восходило к авестийскому Paradata. Греческая форма названия скифов возникла в VII – VI веках до н.э. А.

Иванчик предполагал, что скифы относились к северо-восточным иранцам, но их язык был более близким к древнеперсидскому чем считалось ранее.

Е. Грантовский предполагал юго-восточную филиацию скифов. С. Кулланда убежденно придерживался этой точки зрения, что вызвало дискуссию с А. Иванчиком. В любом случае язык скифов был архаичным древнеиранским языком. Что касается саков в поздних клинописных источниках, в Вавилонском документе VI века до н.э.

упомянут сак Демиши, сын Тумуну, который был свидетелем одного договора. Упомянут также старшина гиммиру Тирипарна и его брат Тирибаз, которые приходились сыновьями Хумата.

Они были саками или персами, поскольку гиммиру не имело в древневосточных документах ярко выраженого этнического наполнения, в отличие от термина сак.

Рядом с саками жили и племена иного происхождения. В авестийских источниках они упомянуты как Даха или Дахна. Они рядом с айриа, сайрима, туирийа и сайну упомянуты как те, кто исповедует зороастризм. Геродот обозначал даев как одно из персидских кочевых племен.

В так называемой девовской надписи Ксеркса в Персеполи они упомянуты вместе с сака хаомаварга и сака тиграхауда как часть Ахеменидской империи. Дахи охарактеризованы как подданные Ксеркса.

Арриан упоминал о дахах в составе войска Дария ІІІ в битве при Гавгамелах на том фланге, где воевали бактрийцы и арахозийцы. Курций Руф упоминал о массагетах. Согласно биографам Александра Македонского, дахи или массагеты были конными лучниками.

Клавдий Птолемей в «Географии» и Тацит в «Анналах» локализовали страну дахов в пустыне. Р. Шмитт считает этой пустыней Каракум. Похожего мнения придерживался С. Кляшторный.

Плиний сообщал, что около 300 года до н.э. дахи вторглись в Маргиану и Арею. Они уничтожили города Александрия и Геркаклея. Страбон зафиксировал продвижение дахов далее на запад. Они вторглись в Гирканию.

Часть этих племен носила название парнов (спарнов). Страбон локализировал их на Оксе (Сырдарье). Из числа парнов происходил вождь Аршак, который основал Парфянское царство.

Необходимо отметить, что у Геродота было указано, что Кир поплатился за попытку покорить массагетов своей жизнью.

Вавилонский историк Бероз сообщал, что Кир погиб вблизи Сырдарьи. Таким образом, можно утверждать о тождественности дахов и массагетов.

Поздние историки, такие как Диодор Сицилийский, утверждали, что дахи жили на Танаисе.

Необходимо отметить, что предки парфян принадлежали к одной и той же самой археологической культуре (прохоровской), что и сарматы. В любом случае дахи были частью скифо-сарматского мира.

Необходимо отметить, что покорение тех же сака-тиграхауда было достаточно условным. На рельефе, который сопровождал текст Бехистунской надписи, Скунха в отличии от правителей других стран, подвластных персам, изображен в треугольной шапке, но не с непокрытой головой.

Саки ни разу не названы бунтовщиками, в отличие от других. На смену Скунхе Дарий назначил вождя из среды самих саков. Персидский шах был заинтересован в лояльности скифов, то есть можно предположить, что персы дарили подарки кочевникам за то, что те обязались служить персам.

До реального подчинения персидской администрации было далеко.

Киммерийцы и скифы в Передней Азии - в помощь студенту

Мидяне в битве со скифами. Изображение с цилиндрической печати VI—V вв. дон. э. Фото cont.ws

Земля обетованная

Единственной скифской землей, которая реально была подвластна персам, была Сакасена, упомянутая Геродотом. Она перешла к персам как вассал мидийцев. Арриан знал о племенном союзе даев. Эллины их называли массагетами. Их родину он локализовал на реке Аракс.

Принимая во внимание ограниченные знания греков и римлян можно предположить, что граница персов с дахами проходила по нижним течениям Сырдарьи и Амударьи, а также по Узбою. Вторжения парфян в значительной мере были подготовлены войнами диадохов.

Поки македонцы, Селевкиды, Птолемеи воевали между собой, дахи занимали периферийные регионы и подготовили отвоевание некоторых провинций.

В 280 году до н.э. Аршак привлек саков в свое войско из дахов для того, чтобы противостоять Антиоху ІІІ. В середине ІІІ века. до н.э. Аршак (Тиридат) ІІ объединил племена парнов в единое государство.

После этого они вторглись в провинцию, которую называли Парфией, и покорили местное западноиранское население, которое называло само себе пахлаван. Отсюда и индийское название парфян — пахлавы. С этого момента государство дахов стало называться Парфянским царством.

Правители стали чеканить свои монеты с греческой легендой. На монетах были изображены Аршак І и Аршак ІІ в традиционных скифских шапках.

Страбон указывал, что апарны-даи были мигрантами из области даев, которые живут вбизи Меотиды. Их еще называют ксандиями или париями. От этих скифов происходит Арсак. Одни считали его потомками скифов (даев), другие — бактрийцев.

Помпей Трог упоминал, что Арсак был неизвестного происхождения и воспользовался междоусобицей между Антиохом и Селевком, а также поражением Селевкидов от галатов (кельтов). Селевк ІІ сделал попытку отвоевать сатрапии, но парны, призвав на помощь скифское племя апасиаков, победили Селевкидов.

Арсак победил правителя Парфии Андрагора, а потом завоевал Гирканию. Указывалось, что происхождение Арсака неизвестно, но он был великим воином. Интересно, что Парфия в древнекитайских источниках называлась Аньси (Ansek), то есть ее название было производным от имени основателя (Аршак).

Читайте также:  Этический кодекс практического психолога - в помощь студенту

В пехлевийских документах династии Сасанидов собственно Парфия называлась Апаршахр. В армянских источниках эта территория называлась Апар.

О территории расселения сака-хаомаварга и сака-тиграхауда высказывались разные гипотезы. С. Толстов, К. Акишев, В. Григорьев считали, что они жили в Семиречье и на Тянь-Шане. Этой же точки зрения придерживается Б. Муратов.

Но это входит в противоречие со сведениями древнеперсидских надписей о сака-парасугудам, то есть о скифах за Согдом. В. Шуховцев локализовал их у Сакастана. С. Кляшторный отмечал, что саки составляли пятнадцатую сатрапию. М. Дандамаев и В. Струве локализовали их в Закаспии. В. Григорьев и К.

Акишев также отмечали, что саки могли занимать район Шаша, Северной Киргизии, Южного Казахстана.

К. Акишев включал в земли скифов еще районы Южного Приуралья и Горного Алтая. И. Пьянков локализовал сака-хаомаварга на Памире и даже на Гиндукуше. Индийские исследователи локализовали шака на северо-восток от горных хребтов, отделяющих Индию от Центральной Азии.

Необходимо отметить, что островерхие шапки были свойственны не только одним сакам-тиграхауда, а были характерны для многих скифов. А. Херрман отождествлял сака-тиграхауда с массагетами. Его точку зрения поддержали В. Хинц, Р. Фрай, М. Дандамаев, И. Пьянков, Б. Литвинский.

А. Немировский считает это предположение неаргументированным, поскольку сака-тиграхауда тождественны скифам-ортокорибантиям (скифам с острыми шапками).

Персы не особо рекламировали покорение сака-тиграхауда, что было бы неприродно, если бы Дарий І победил и покорил врагов Кира.

Киммерийцы и скифы в Передней Азии - в помощь студенту

«Острошапочные» саки. С рельефа из Персеполя. V в. до н. э. Фото cont.ws

Мы пришли к следующим выводам. Киммерийцы, которые были потомками населения срубной культуры, были одной из частей арийского мира. Лишь одна из частей киммерийцев переселилась на Южный Кавказ, а потом в Малую Азию. Это переселение было вызвано давлением со стороны скифов.

Дружественные отношения с носителями кавказских языков позволили киммерийцам, отступая через побережье Черного моря и горы, оторваться от скифов.

Гибель вождества киммерийцев в Малой Азии была обусловлена недальновидной политикой их вождей, которые, кроме нападения на ассирийских вассалов, беспокоили набегами всех соседей.

История малоазийских, то есть каппадокийских, киммерийцев нам больше всего известна благодаря данным древневосточных ассирийских аккадских и древнегреческих античных источников. Скифы пришли на Южный Кавказ, преследуя киммерийцев. Они основали в этом регионе царство, которое вступило в союз с Ассирией.

Также скифы вошли в союз с лидийцами и греками во время борьбы с киммерийцами. В начале VI века до н. э. скифское царство на Южном Кавказе стало одним из данников Мидии, а те, кто не желал покориться, укрылись в Лидии. История центральноазиатских скифов слабо освещена вследствие фрагментарности сведений нарративных источников и взаимоисключающих гипотез исследователей.

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кыпчак в XIII веке».

ОбществоИстория

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/134908-yaroslav-pilipchuk-o-kimmeriycah-i-skifah

Скифское нашествие на Переднюю Азию

Восточные памятники называют вождей скифов “царями”, а область их традиционного обитания в прикаспийских степях — “царством”. Однако не имен этих «царей», не точного географического положения «царства» назвать не может никто.

Вероятно, само «скифское царство» было расположено в низменной части междуречья Куры и Аракса, хотя некоторые исследователи склонны считать, что это царство находилось на территории Маны, в районе Урмийского озера.

Через 50—60 лет после вторжения киммерийцев в Переднюю Азию туда вторгается другое кочевое ираноязычное племя или группа племен — скифы.

Первоначально это название принадлежало племени, обитавшему к востоку от нижнего течения Волги, а затем проникшему на её западный берег и на Северный Кавказ.

Отсюда скифы через современный Дагестан и Дербентский проход устремились на территорию нынешнего Азербайджана.

Здесь они обосновались и, включив, вероятно, в свой состав значительные группы местного скотоводческого населения, совершали походы в различные части Передней Азии.

Скифы столкнулись с ассирийцами впервые в 70-х годах VII в. до н.э.; в борьбе с ассирийцами погиб скифский вождь Ишпакай.

Киммерийцы и скифы в Передней Азии - в помощь студенту

Скифское войско в бою

Затем около 673 г. скифы поддержали восстание мидян против ассирийской власти, но в конце концов вождь скифов Партатуа заключил союз с ассирийским царем Асархаддоном, который, по-видимому, выдал за него замуж свою дочь.

С этих пор скифы умело используются ассирийцами против своих врагов. В 50-х годах VII в.

Мадий, сын Партатуа, возглавил поход скифов в Малую Азию — по всей вероятности, с ведома Ассирии, которую просил тогда о помощи против киммерийцев царь Лидии Ардис.

Киммерийцы в это время представляли серьезную угрозу и для ассирийских границ,—это ясно видели в Ассирии. Столкновение друг с другом двух групп кочевников привело к разгрому киммерийцев, однако «убить двух зайцев» одним ударом у ассирийцев не получилось.

Несмотря на то, что киммерийцы утратили свои позиции, их место тотчас заняли вчерашние противники. Скифы в кратчайшее время выросли в большую политическую силу, с которой древневосточные цари не могли не только не считаться, но и справиться.

Так, Мадий добился подчинения скифам новообразованного Мидийского царства в Северном Иране и Южном Азербайджане. Правда, это подчинение было, вероятно, более или менее формальным; скифы ограничивались лишь получением определенного выкупа от Мидии. Возможно также, что этот конфликт скифов с Мидией был спровоцирован ассирийцами, желавшими ослабить Мидию как своего опасного соседа.

Значительной силой скифы оставались в Передней Азии во времена падения Ассирийской и Урартской держав, но из-за скудости источников нам не ясна их роль в событиях, развернувшихся в конце VII в. Во всяком случае, в то время скифы уже потеряли влияние в Мидии. Судя по древнееврейским данным, Скифское царство еще существовало в конце 90-х годов VI в. до н.э.

После этого времени источники о нём уже не упоминают.После смерти ассирийского царя Ашшурбанапала около 633 г. до н.э., когда Ассирия была охвачена внутренними смутами, скифы, по-видимому, вторглись на контролировавшиеся Ассирией территории, в частности, в Сирию и Палестину. Во время своих походов скифы доходили тогда до границ Египта.

Основная часть скифов в это время, по-видимому, постепенно уходила обратно на Северный Кавказ и проникала в Северное Причерноморье, населённое в то время родственными им частью кочевыми, частью земледельческими племенами различных наименований.

В науке эти племена также получили общее название “скифов”; так их впервые стали называть греки (начавшие около этого времени появляться на северных берегах Чёрного моря), по-видимому, по имени уже известного им племени, вторгавшегося в Малую Азию.

Часть скифов, как и киммерийцы, однако, осталась в Закавказье, а может быть, также и в Малой Азии. Археологические данные о раннем железном веке в Закавказье показывают наличие там значительных элементов скифской культуры.

Итоги скифского нашествия в Переднюю Азию

Вполне возможно, что на Северном Кавказе происходило слияние местного населения, говорившего на кавказских языках, с пришельцами — скифами, причём элементы местной культуры переплетались со скифскими. В культуре Закавказья VII — VI вв. до н.э., как сказано, можно отчётливо проследить наряду с элементами переднеазиатскими и местными также и скифские.

На Северном Кавказе памятники VIII — V вв. имеют в своём инвентаре наряду с предметами, типичными для местной культуры бронзового века на Кавказе, также и настоящие скифские предметы.

Вместе с тем, скифская культура в то время и сама подвергается сильному влиянию культур древнего Востока и, в частности, урартской.

Кавказ в этот период в еще большей степени, чем раньше, становится тем мостом, по которому восточные влияния проникают далеко на запад.

Кавказские бронзовые сосуды VI в., обладающие весьма типичной формой, обнаружены на пространстве от подошвы Арарата до правого берега Днепра, несколько ниже Киева.

Скифский художественный орнамент на бытовых предметах (так называемый “скифский звериный стиль”), распространившийся в последующий период в степной полосе от Черного моря до Монголии, имеет определенные связи с искусством горных племён Западного Ирана.

Влияние древнего Востока, преломлённое сквозь призму кавказских традиций, глубоко проникает в это время в культуру скифских степей. Роль скифского нашествия в истории как Передней Азии, так и Восточной Европы была значительной. Оно привело к установлению более тесных связей между Причерноморьем и странами древнего Востока.

С другой стороны, скифское нашествие оказало определённое влияние и на Переднюю Азию.

Скифы и киммерийцы ввели новую массовую конно-стрелковую тактику; скифы способствовали широкому распространению нового типа стрел — с гранёными бронзовыми наконечниками со втулкой.

Эти стрелы позволяли намного повысить эффективность стрельбы из лука. С. VII в. до н.э. скифские стрелы были в употреблении у мидян и народов Средней Азии, а потом быстро распространились и среди других народов древности.

Скифское нашествие, расшатывая силы старых держав Востока, способствовало их разрушению, что в свою очередь подготовляло почву для создания новых крупнейших держав — Мидийской и Персидской.

Источник: http://ageiron.ru/byit-proshlogo/kak-zhili-v-byilyie-vremena-v-azii/skifskoe-nashestvie-na-perednyuyu-aziyu

Киммерийцы. Гроза Азии и Причерноморья в доскифский период

В «Одиссее» Гомера они предстают как народ, живущий на крайнем Западе у океана, куда никогда не проникают лучи солнца. Известно, что они платили дань Урарту, нападали на Ассирию и Фригию. В их истории больше академических споров чем установленных фактов. Точно известно, что именно киммерийцы в VIII-VII веках до н.э. господствовали в Северном Причерноморье.   

Что о них написано в письменных источниках

О киммерийцах достоверно известно из античных и ассирийских, а также библейских источников. Ещё есть данные археологии. Соотнести их друг с другом порою крайне сложно.

В античных источниках киммерийцы предстают как доскифское население Северного Причерноморья, которое постоянно угрожает древним государствам Азии (Урарту, Ассирии, Фригии).

Данные ассирийской письменной традиции интересны тем, что записи относятся к периоду непосредственных контактов с киммерийцами. Кстати, ассирийские источники проводят различие между скифами и киммерийцами.

Античные источники, как правило, на несколько веков позднее, чем описываемые в них события.

Строго говоря, киммерийцы – это не отдельный народ, а группа народов или, точнее, племён.  По сути, это такое же объединительное название, как и современные «европейцы» или «азиаты».

Что говорит археология

Киммерийцы олицетворяют железный век Северного Причерноморья. «Киммерийская эпоха» датируется XI-VII веками до н.э. Археологи связывают происхождение киммерийцев с племенами срубной культуры.

Характерные черты киммерийцев – солярные знаки, в том числе и характерный ромбовидный значок с вогнутыми сторонами и кружочком в середине. Термин «киммерийская археологическая культура» является условным, но широко используемым историками и археологами.

Им обозначатся предскифское население Северного Причерноморья.

Быт и язык

Про быт киммерийцев известно крайне мало, а про язык и вовсе непонятно, существовал ли он. Изобразительное искусство соседних народов позволяет восстановит лишь фрагменты быта киммерийцев. Известно, что они носили штаны, сапоги, кожаные куртки и островерхие шапки.

Вопрос о киммерийском языке до сих пор не решён. Скорее всего, язык всё-таки был и относился к семейству индоиранской языковой группы. Непонятна и этимология слова «киммериец». Есть версия, что kimbroi означает человека, принадлежащего какой-то земле.

Гроза древней Азии

Считается, что киммерийцы – это кочевые племена, однако среди них, безусловно, были и полукочевые и даже оседлые. Киммерийцы в начале I тысячелетия до н.э. представляли собой мощную и грозную силу.

Известно, что в конце VIII века до н.э. они платили дань Урарту (территория совр. Армении, Турции, Ирана и Азербайджана).

Кстати, именно с этого государства советские школьники начинали изучать отечественную историю.

В 714 году до н.э. царь Урарту Руса I совершает поход на киммерийцев и терпит сокрушительное поражение. Примерно к этому же периоду относится возрастающая пассионарность киммерийцев. Они постоянно угрожают государствам Передней Азии и Закавказья: Фригии (равно как и выделившейся из его состава Лидии), а также Ассирии (совр. Ирак).

Киммерийское войско, полностью состоявшее из конницы, владело новаторской для того времени коннострелковой тактикой. Как известно, стрелять, да ещё и стрелять метко, на коне очень трудно. Киммерийцы, как и монголы – этим владели весьма искусно. Это и обеспечило им военные успехи.

Более всего пострадала от киммерийцев Фригия. Скорее всего, в первой четверти VII века до н.э. это государство было разрушено в результате совместных походов киммерийцев и Урарту.

В это же время киммерийцы нападают и на столицу Лидии – Сарды, и на греческие города побережья Эгейского моря (которые располагались примерно там, где находятся современные турецкие курорты – Бодрум, Мармарис и др.).

Считается, что кочевые и полукочевые племена Передней Азии и Закавказья, а также беглые рабы из Ассирии и Урарту также участвовали в губительных набегах киммерийцев.

Впрочем, отношения между кочевниками и государствами Передней Азии и Закавказья далеко не всегда были линейными. В источниках есть сведения о том, что часть киммерийцев была на службе у Ассирии.

Также есть данные и о союзе киммерийцев с Урарту.

Киммерийцы нанесли значительный урон государствам Передней Азии и Закавказья.

Новая скифская волна

Впрочем, век господства киммерийцев не был длительным. Стремительно захлестнув своими набегами Переднюю Азию и Закавказье киммерийцы сами стали жертвами еще более мощной волны кочевников.

Всего через 50-60 лет после вторжения киммерийцев в Переднюю Азию туда же вторгается другая кочевая сила того же, ираноязычного происхождения – скифы. В середине VII века до н.э.  скифский вождь Мадий возглавил поход в Малую Азию.

Вероятнее всего, этот поход был инициирован ассирийцами, которые пытались таким образом ослабить киммерийцев. Это действительно произошло: в результате столкновения скифы полностью разгромили киммерийцев, но ассирийцам легче от этого не стало. В конце VII столетия до н.э.

последние территории некогда большой ассирийской империи были завоеваны Вавилоном при непосредственном участии скифов.

Что осталось после них

После скифского погрома этноним «киммерийцы» ещё долго существует в письменной традиции. Вполне возможно, киммерийцы к этому времени уже стали «скифами» (были ассимилированы), а возможно и продолжали существовать. Точного ответа современная историческая наука дать не может.

В любом случае киммерийцы потеряли свой пассионарный драйв и завершили свою историческую миссию. О некогда грозной силе с тех пор напоминают лишь оставленные ими имена проливов и населенных пунктов в Северном Причерноморье. Так, Керченский пролив в период античности называли Боспор Киммерийский, а примерно в 50 км от современной Керчи был древний город Киммерик.

Литература

1. Иванчик А.И. Современное состояние киммерийской проблемы. Итоги дискуссии // Вестник древней истории. 1999. № 2.

2. Тереножкин А.И. Киммерийцы. М., 1976.

3. Яйленко В.П. Древности Боспора. М., 2011. 

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/kimmieriitsy-groza-azii-i-prichiernomoria-v-doskifskii-pieriod

Ссылка на основную публикацию