Историческое осознание категории бытия — в помощь студенту

Историческое осознание категории бытия - в помощь студенту

Рисунок 1.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Античность и Средневековье

В эпоху Античности первое такое осознание, как единодушно считают эксперты, принадлежит Пармениду.

Среди размышлений, которые сами по себе субъективные порождения человеческого, он выказал идею, как бы выгоняющую за границы субъективного, не мысль о чем-то, а мысль как таковую, не бытие чего-то, а просто бытие.

Воодушевленные даннои̌ идеей мыслители-элеаты приняли абстракцию чистого бытия за реальность более настоящую, чем бытие определенное, за верховную целостность, царящую над плюрализмомВажно сказать, что для них, а заᴛᴇᴍ Платона, свойственно различение “бытия по мнению” — внешней, видимой действительности — и “истинности бытия”, доступного только философскому разуму. Платон, например, под истинным бытием имел в виду “царство чистых мыслей и красоты” как нечто умопостигаемое в отличие от мира телесных предметов как чего-то близкого к иллюзорности, с ᴇᴦο позиции.

По Аристотелю, бытие — ϶то активная субстанция, характеризующаяся вытекающими принципами:

  • во-первых, каждая вещь есть автономный факт, на который мы направляем свою заинтересованность (принцип материальности, или фактической данности вещи);
  • во-вторых, любой предмет обла конструкцией, которой сопоставлены друг с другом (знаменитая аристотелевская концепция активнои̌ формы);
  • в-третьих, каждая вещь непременно указывает на свой генезис (принцип причинности);
  • в-четвертых, каждый предмет имеет свое назначенное предназначение (принцип цели).

Субстанция как предельное основание всœᴇᴦο сущего не таковой, если в ней не находится хоть один ᴎɜ компонентов бытия. Из цельного бытия невозможно удалить что-либо. При ϶том любой ᴎɜ показанных моментов берется как настоящая абстракция, в смысле выделения однои̌ грани ᴎɜ состава единого.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Принципы земельного права - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Для античнои̌ философии в той или инои̌ степени характерно нерасчленение мышления и бытия во всœех аспектах: онтологическом, гносеологическом, этическом. В то время, в ней были заложены начала познания сущᴇᴦο в предшествующие столетия человечества (обоснование добра, истины, красоты, свободы через суждение бытия, диалектика бытия и творческая активность бытия, Ничто и т.п.).

Приход христианской эры объединил философию с интенсивным богопознанием.

По сути, мышление первых веков христианства вплоть до окончания догматики на Вселенских соборах заключалась в осмыслении Божественного Завета в категориях греческой философии.

Не доводится поражаться, что соотношение Бога и бытия, настолько кратко выраженное в онтологической формуле Исхода 3:7 , подвергалось скрупулезному обдумыванию.

В средние века сложилось так называемое онтологическое подтверждение бытия Бога, заключающееся в выводе Абсолютного Бытия ᴎɜ суждения бытия, а именно: то, больше чᴇᴦο невозможно помыслить, не может существовать лишь в уме. Иначе о нем можно помыслить и существование вне разума, что противоречит отправнои̌ посылке. Эᴛο подтверждение многократно ратифицировалось и вновь оспаривалось (вплоть до наших дней).

Возрождение и Новое время

В эпоху Возрождения и в особенности в Новое время случается секуляризация (обмирщение) философии, а потом и вовсœе явное разделение естественнои̌ науки и философии. В связи с этим присуща “объективизация” понятия бытия и одновременӊο формирование субъективистских концепций.

Бытие понимается как нечто телесное, вещественное, как объективная действительность, противостоящая человеку и ᴇᴦο разуму.

Природа считается вне отношения к ней человека, как определенный механизм, функционирующий сам по себе, а Вселенная — как машина.

Данные домыслы — результат большого успеха механики, ᴎɜ которой выводились фундаментальные философские принципы и которая разбиралась как пример всœех прочих наук.

Для концепции бытия в Новое время свойствен субстанциальный подход: субстанция (неуничтожимый и неизменный субстрат бытия, ᴇᴦο предельное основание) и её акциденции (свойства), первоначальные от субстанции, временные и модифицирующиеся.

Дополнительный материал 1

Р. Декарт анализировал бытие через призму рефлексивного рассмотрения сознания, человеческого существования: “Я мыслю, следовательно, существую”. Эᴛο значит: бытие субъекта изучаемо лишь в акте самосознания.

Г. Лейбниц выводил понятие бытия ᴎɜ духовного опыта человека. Свое крайнее выражение эта идея достигает у Дж. Беркли, отвергавшᴇᴦο бытие материи и утверждавшего: “быть — значит быть в восприятии”.

Немецкая классическая философия

По И. Канту, “бытие не понятием о чем-то таком, что могло бы быть добавлено к понятию вещи. В логическом применении оно есть только связка в суждении”. Добавляя к мнению характеристику бытия, мы не добавляем ничᴇᴦο новоиспеченного к ᴇᴦο содержаниюВажно сказать, что для И. Фихте настоящее бытие — деятельность Я, а материальное бытие — её продукт.

В гегелевской диалектике тождество мышления и бытия (идею о котором он разделял) проходит всœе периоды триады.

В почине неопределенное и абстрактное существование, лишенное атрибутов, неразличимо с мышлением (как всœеобщность)Стоит отметить, осваивая шаги конкретизации, мышление и бытие методны отличаться, сходясь не полностью, чтобы объединиться при окончании системы. Гегель здесь устремляется к “онтологическому аргументу”.

Он говорит о том, что “конкретная всœеобщность” — Бог — не методен не хранить столь бедное устройство, как бытие, парадоксально замечая: “Для мысли не методно быть ничᴇᴦο более малозначащᴇᴦο по своей сущности, чем бытие”.

  • Рисунок 2.

Дополнительный материал 2

Чрезвычайно значимо завоеванное Гегелем соображение бытия как истории или процесса, или пожизненного движения, или самой жизни.

Диалектический метод перехода к конкретному от абстрактного (проявивший сильное воздействие на творческую область марксизма) разрешил Гегелю одолеть некоторые давние тяжести, возбужденные статичнои̌ трактовкой бытия как единои̌ абстрактнои̌ всœеобщности, недвижимой субстанции и безразличнои̌ “объективности”.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/26654_istoricheskoe_osoznanie_kategorii_bytiya

Методическая разработка на тему

  • ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ БЫТИЯ»
  • Цели занятия:
  • Образовательная цель: формировать знания о бытие,  об основных категориях бытия, раскрыть представления о материи, движении, пространства и времени  в философии.
  • Развивающая цель: продолжить развивать у обучающихся мыслительные операции: логическое мышление, умение выделять главное в изученном материале, обобщить изученный материал и делать выводы.
  • Воспитательная цель: формировать нравственные и эстетические представления, системы взглядов на окружающий мир, воспитать ответственное отношения к учебе, стремление к творческой, познавательной деятельности.  
  • Формируемы компетенции: ОК:1-9.
  • Требования к результатам освоения занятия:
  • Обучающийся должен уметь:
  • — Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
  • Обучающийся должен знать:
  • — Основные категории и понятия философии.
  • — Основы философского учения о бытии.
  • — Основы научной, философской и религиозной картин мира.
  • Наглядные пособия: мультимедийный проектор, ПК, раздаточный материал.
  • Вид занятия: Лекция с элементами беседы
  • Тип занятия:  Изложение нового материала-комбинированный
  • Метод: объяснительно-иллюстративный с компьютерным сопровождением.
  • Продолжительность занятия: 90 минут
Этапы деятельности Время, минуты Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Методическое обеспечение
1. Организационный момент 2
  1. — Приветствие обучающихся.
  2. — Проверка готовности к работе.
  3. -Обеспечение эмоционального рабочего настроя обучающихся.
Приветствуют преподавателя Слайд №1(Тема занятия)
2. Актуализация 3
  • — Постановка целей перед обучающимися.
  • — Подчеркивает актуальность изучаемой темы.
  • -Знакомство с планом занятия
Слушают преподавателя, записывают тему и план занятия Слайд № 1.
3. Проверка знаний по ранее изученному материалу 15 Письменный  опрос.Раздает карточки с  вопросами. Письменно отвечают на поставленные вопросы преподавателя Карточки с вопросами
3. Мотивация целеполагания 5 Фронтальный опрос с целью проверки знаний по предлагаемой теме:

  1. Как вы думает, что такое бытие?
  2.  Какой раздел философии изучает бытие?
  3. Как по вашему мнению что означает небытие?
Устно отвечают на поставленные вопросы преподавателя Слайд № 2-8
4. Усвоение новых знаний 45 Объясняет новый материал по плану Слушают лекционный материал. Отвечают на поставленные вопрос, ведут запись лекции. Слайд №9-15
5. Закрепление изученного материала 15 Проводит  инструктаж по выполнению самостоятельной работы, контроль усвоения полученных знаний Отвечают на поставленные вопросы Распечатанный текст
6. Домашнее задание 2 Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания Записывают домашнее задание Слайд №16
7. Подведение итогов 3 Выставление оценок в журнал, благодарит за работу на занятиях Слушают преподавателя Слайд№17

Изложение нового материала

  1. Категория бытия, ее смысл и специфика. Форма бытия.

Понятие  «бытие»  является центральной категорией в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией – как учением о бытии, пытаясь понять сущность бытия.

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2016/06/01/metodicheskaya-razrabotka-uchebnogo-zanyatiya-po

Историческое осознание бытия

  • Социальное бытие как объект философского анализа
  • План:
  • 1. Историческое осознание бытия
  • 2. Понятие “общество”
  • 3. Структура общества
  • Историческое осознание бытия

Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании.

Он возник вместе с зарождением философии, и будет постоянно сопровождать ее, пока будет существовать мыслящее человечество.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие — это и материальные вещи. Это и все процессы: физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные.

Это их свойство, связи и отношения. Бытие и небытие не могут существовать друг без друга. Бытие вещей, как бы много времени оно не продолжалось, приходит к концу, в небытие.

Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия.

По Аристотелю, бытие – это живая субстанция, характеризующаяся принципами: во-первых, каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание (принцип материальности, или фактической данности вещи); во-вторых, каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом; в-третьих, каждая вещь обязательно указывает на свое происхождение (принцип причинности); в-четвертых, каждая вещь имеет свое определенное назначение (принцип цели). Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой, если в ней отсутствует хоть один их этих компонентов бытия, при этом каждый из указанных моментов берется как реальная абстракция.

Для античной философии в той или иной степени свойственно нерасчленение бытия и мышления во всех аспектах: гносеологическом, онтологическом и этническом. В то же время в ней были заложены основы для познания сущего в последующие века человечества (обоснование истины, добра, красоты, свободы через понятие бытия, творческая активность бытия и диалектика бытия и т.д.).

В средние века оформилось так называемое онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия, а именно: то, больше чего нельзя мыслить, не может существовать только в уме. Иначе о чем же можно мыслить и существование вне ума, что противоречит исходной посылке.

В эпоху Возрождения и особенно в Новое время происходит секуляризация (обмирщение) философии, а в последствии и все более явное разделение философии и естественной науки. Бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму.

Природа мыслится вне отношения к ней человека, как своего рода механизм, действующий сам по себе, а Вселенная – как машина. Эти идеи – продукт огромного успеха механики, из которой выводились фундаментальные философские принципы, и которая рассматривалась как образец для всех остальных наук.

Для концепции бытия в Новое время характерен субстанциальный подход: субстанция (неуничтожимый и неизменный субстрат бытия, его предельное основание) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции, переходящие и изменяющиеся.

В гегелевской диалектике тождество бытия и мышления проходит все стадии триады. В начале неопределенное и абстрактное бытие, лишенное определений, неразличимо с мышлением (как всеобщность).

Проходя шаги конкретизации, бытие и мышление могут различаться, совпадая не полностью, чтобы слиться при завершении системы. Гегель здесь обращается к «онтологическому аргументу» (т.е.

доказательству бытия Бога).

2. ПОНЯТИЕ “ОБЩЕСТВО”

Первоначальное значение понятия «общество» — общность, союз, сотрудничество. Русский термин «общий» восходит к православному корню «общий», что означает «то, что вокруг». Необходимо различать понятия «общность» и «общество».

Общность – это форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядами.

Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объе­диненных не на основе общности, а на основе совместных интересов и договоре.

Латинский глагол «социо» означает соединить, объединить, затевать совместный труд. Отсюда понятия «социальный» и «общественный»; «общество» и «социум» равнозначны.

  1. Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.
  2. Общество – объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
  3. Сложный характер развития общества определяется его структурой.
  4. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Прежде всего, в обществе осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют свое социальное пространство. В результате складываются различные сферы жизни общества.

Основными сферами жизни общества являются: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Она выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество.

  • Социальная сфера – это сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, а также происходит взаимодействие различных общностей людей.
  • Речь идет о создании условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, соблюдении социальной справедливости при реализации каждым членом общества своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ.
  • Политическая сфера жизни общества – сфера отношений между нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.
Читайте также:  Правильные многогранники - в помощь студенту

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Здесь возникают и реализуются духовные (познавательные, нравственные, художественные, религиозные и т. д.) потребности людей.

В ходе многовекового развития обществознания сложились и развивались различные, зачастую диаметрально противоположные под­ходы к пониманию сущности общества. Рассмотрим главные из них.

Суть натуралистических теорий в том, что общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Ход истории и судьбы народов в основном, определяются ритмами космоса и солнечной активности (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Монтескье, Л.

Мечникова), либо природной организацией человека (социобиология). Общество рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек — как самое несовершенное живое существо, отягощенное генетически стремлением к разрушению и насилию.

Это ведет к нарастанию угрозы существования человечества и возможности его перехода в иные «космические» формы бытия.

Идеалистическое понимание: общество представляет собой комплекс идей (начиная с Платона и заканчивая мыслителями периода немецкой классической философии) и верований (христианство, ислам, буддизм), а также выработанных на их основе таких духовных факторов, как мораль, образование, общепринятые нормы и ценности, правовые институты, обычаи и т. п., способствующих общественной солидарности и обеспечивающих обществу гармоничное эволюционное развитие. Носителем этих идей выступал обычно религиозный лидер или «вождь» нации и народа, а те или иные исторические действия (войны, реформы и т.. д.) зависели от воли этого человека, которая опиралась на идеологическую или религиозную систему. Пока «жива» идея в сердцах миллионов людей, такие общества развиваются и процветают. При порче идеи (расколы, ереси и т. п.) из системы выпадает несущий стержень, и она начинает деградировать.

Концепция общественного договора возникла в Новое время. По мнению идеологов этой теории Т. Гоббса. Д. Локка, Спинозы, Ж.-Ж. Руссо и др.

, общественный договор — механизм выхода общества из естественно-природного состояния к государственному, предполагает, что индивиды добровольно учреждают государство и взамен абсолютной свободы получают подкрепление силой и авторитетом последнего гарантии безопасности для себя и своей собственности. Условия общественного договора не могут быть нарушены ни одной из сторон — ни властью, ни населением без риска ввергнуть общество или в тиранию, или в анархию. При этом общественный договор интерпретируется (истолковывается), скорее, не как реальный исторический акт, а как логический конструкт, допущение, призванное подчеркнуть условия легитимности (локальности) власти и преимущества государственно оформленного бытия в цивилизации.

Формационный подход оформился в рамках материалистического понимания истории К. Маркса и Ф. Энгельса в 40—50 гг. XIX в. Формационный подход выделяет из всего хаоса социальных отношений — отношения материальные, а внутри них, прежде всего экономические, производственные в качестве первичных.

Цивилизационный подход, анализируя (Н. И. Данилевский, О. Шпенглер и А. Дж. Тойнби) все общества и культуры, делит их на первичные (первобытные) и цивилизованные (время существования последних на Земле невелико — примерно 5—6 тыс. лет).

Но за это время успело сложиться около двух десятков самодеятельных, друг на друга непохожих, обладающих своей собственной историей, цивилизаций, некоторые из них (китайская, индийская, исламская, православная, западная) сохранились до наших дней.

«Внутренний» мир каждой из цивилизаций настолько своеобразен и неповторим, что их взаимопонимание и взаимопроникновение практически невозможны, а реальные контакты во времени и пространстве носят часто внешний характер.

Единственное, что позволяет их сравнивать и сопоставлять друг с другом — некоторый общий ритм их существования и развития и их общая судьба: неизбежность схода со сцены истории на последнем этапе, когда исчерпываются их жизненные силы и творческий культурный потенциал.

Согласно Тойнби, иногда умирающая цивилизация дает рост новой, родственной цивилизации. В этой схеме цивилизации менее жестко противопоставлены друг другу, а также допустимы сценарии, отводящие исключительную роль духовному совершенствованию человека, его свободе и разуму как средствам в борьбе за сохранение и выживание цивилизаций.

Вывод: Следует отметить, что сравнение различных теоретических подходов в определении основы развития общества показывает, что не следует переоценивать значения той или иной стороны общественной жизни людей, необходимо видеть их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Вопросы для самопроверки

1. Когда впервые возник вопрос бытия?

2. В какое время происходит секуляризация философии?

3. В чем суть диалектики Гегеля.

4. Что, по вашему мнению, включает в себя социальная сфера?

5. В чем суть натуралистических теорий. Как рассматривается общество?

Список литературы

Спиркин А.Г. Философия. М, 2000

Канке В.А. Философия. М. Логос, 2003

Николаева Л.С., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Философия Экзаменационные ответы для студентов ВУЗов

  1. Категориальный анализ понятий:
  2. Бытие – философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы, а в обществе – процесса материальной жизни людей.
  3. Субстанция (substantia – сущность; то, что лежит в основе) – объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.
  4. Гносеология (gnosis – знание, logos — учение) – философская теория познания.
  5. Онтология (on – сущее, logos — учение) – учение о бытии.
  6. Диалектика искусство ведения философского спора; учение Гегеля о тождестве противоположностей и о противоречиях.
  7. Общество совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.
  8. Общность – это форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядами.
  9. Социальная сфера это сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, а также происходит взаимодействие различных общностей людей.
  10. Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.
  11. Политическая сфера жизни общества – сфера отношений между нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.
  12. Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s55853t18.html

Историческое осознание первоистоков бытия

Историческое осознание первоистоков бытия восходит к первым попыткам мудрецов Древней Индии и Древнего Китая философски осмыслить общие представления о мире неживой природы, о жизни и их взаимодействии. Так, уже в ведах делается попытка осознать бытийную основу всего сущего.

Стремясь понять и объяснить великую тайну бытия, мыслители Древней Индии искали ее первопричину (начало) в огне, воздухе, воде, земле, свете, пространстве, времени и т.д. В Древнем Китае называли уже восемь таких первооснов. Так же, как и восточные мудрецы, поисками истоков бытия всего сущего были философски озабочены и античные мыслители Греции.

Древнегреческие философы считали, что они находятся в естественной действительности — воде (Фалес), воздухе (Анаксимен) и т.д.

Пифагор, отвечая на поставленный Фалесом вопрос «Что есть все?», заявил, что первоначалом всех вещей в мире является число. Но здесь надо иметь в виду, что число понималось им не как нечто умозрительное, абстрактное, а как осязаемое, вещественное. Все материальные вещи и духовные явления, по Пифагору, проистекают из чисел, определяющих и устанавливающих всеобщий порядок и гармонию в мире.

Именно этот философ впервые предложил вселенский порядок называть Космосом. Последователи Пифагора считали, что Вселенная есть порядок, гармония и строгая ритмика. Музыка, по их мнению, как и все искусство, выражает гармонию Вселенной не столько количественно, сколько качественно, отражая ее сущность и красоту.

Этими же мыслителями были разработаны математические основы гармонии: симметрия, пропорциональные средние величины, а также золотое сечение. Они считали, что гармония есть связывание различных частей в единое целое. Все вещи и явления природы содержат нечто общее. А это значит, что они гармонично объединяются в целое.

Пифагорейцы тем самым побудили мыслящее человечество посмотреть на мир в его целостности и гармонии, как на порядок, проницаемый человеческим разумом.

Пифагора поддержал знаменитый Парменид из Элеи, который первым указал на бытие как на философскую категорию. Выдвинув гениальную по своей сути идею о существовании неизменной сущности огромного истинного мира, бытие он одновременно назвал умопостигаемой сущностью. Иными словами, бытие в его понимании является объектом человеческой мысли.

«Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует, — утверждает мыслитель. — Ибо ведь без бытия, в котором ее выражение, мысль тебе не найти». «Есть только бытие, а небытия нет, — уверен Парменид, — здесь достоверности путь, и к истине он приближает» [3]. Действительно, все, что ушло в прошлое, не перестает бытийствовать.

Оно лишь переходит в иную сферу бытия — духовную. Отличительным свойством (или признаком) бытия является то, что оно ни откуда не возникает, а значит, и не погибает, так как помимо его больше ничего нет и быть не может.

Отсуюда проблема бытия становится ведущей и даже определяющей при осмыслении неживой и живой природы, физического и духовного человеческого бытия, смысла и значения жизни и деятельности личности.

В дальнейшей исторической эволюции философского содержания идей было множество различных подходов к объяснению дефиниции «бытие». Значительно расширил понимание бытия Платон, впервые указав на существование его идеальной и материальной форм. Тем самым мыслитель философски разделил бытие на мир идей (сознания) и мир вещей.

При этом он подчеркивал, что «истинное бытие» представляет собой мир объективно существующих идей. Бытие вещей — это подражание вечным идеям. Философ указывал на бытие понятий, как бы автономно, самостоятельно существующих в человеческом сознании.

Таким образом, он первым заявил о бытии, которое вбирает в себя практически все сущее.

Ученик Платона Аристотель бытие приблизил к единичным предметам и явлениям природы. Самобытное единичное бытие, существующее само по себе, Аристотель назвал субстанцией.

А мир в его представлении есть совокупность субстанций, каждая из которых представляет собой некоторое единичное бытие. По Аристотелю, единичное бытие (всякая вещь) есть сочетание (единство) материи и эйдоса (формы).

Стало понятно, что бытие означает существование чего-либо здесь и сейчас. Отсюда проистекала «натурализация» бытия, наиболее полно проявившаяся в материалистических учениях.

Опираясь на выдвинутый Аристотелем тезис о взаимосвязи материи и ее форм, их представители успешно преодолели присущие многим прежним философским учениям противопоставления сфер бытия, поскольку именно форма есть неотъемлемая характеристика бытия.

Проблемы бытия занимали философов всех времен и народов.

Почему же выдающиеся ученые и философы мира всегда уделяли столь пристальное внимание этой философской категории? Да прежде всего потому, что сам термин «бытие» уже означает сумму знаний, накопленных человечеством о мире в целом, об обществе и природе.

В понятии «бытие» дается некая интегральная характеристика мира в его целостности.

Считается, что, занимаясь философской проблемой бытия, ученые и философы наполняют общественное сознание людей особым содержанием осмысленного существования всего, что есть в мире, но прежде всего — жизни. Еще в глубокой древности М. Цицерон утверждал, что «смысл и учение всех наук, которые указывают человеку верный путь в жизни, содержатся в овладении той мудростью, которая у греков называется философией» [4].

Оригинальные философские идеи, как правило, опережают свое время, ибо адресованы не сиюминутной повседневности, а жизненной перспективе. Мыслители ищут некий «ключ», тот самый «философский камень» для разрешения вечных проблем бытия. Они вырабатывают и предлагают новые смысложизненные ориентиры для всего человечества.

Философские идеи освещают путь в лабиринте множества гипотез, концепций, определяющих содержание общественного бытия в те или иные исторические эпохи. Только философия дает возможность продвинуть думающего человека к осмысленному развитию через постижение научных, религиозных, жизненно-практических установок и т.д.

А они по сути своей являются эталонными основаниями для всех форм личного и общественного бытия соответствующей исторической эпохи. Не случайно философы-классики рассматривали бытие как предельно широкое человеческое понятие о мире и в то же время считали его совершенно независимым от человека.

Это и дает право говорить о философии как об исследовании исходных начал всех форм и видов бытия: природного, общественного и чисто человеческого.

Понятие начала имеет смысл применительно не к миру в целом (Вселенной), а лишь к его отдельным конкретным вещам, предметам, явлениям или процессам, то есть к конечному.

Ведь каждый вид материи, каждая форма ее проявления происходит от некоего другого (предшествующего) конечного вида материи. К миру же в целом неприменимы границы «от» и «до». Он бесконечно стар и вечно молод.

Человеку не дано хоть как-то представить Вселенную уже прожившей «свой век» или печально прозябающей остаток отпущенного времени. Но ему дано осмыслить ее существование.

Все, что человек узнает о вечно изменяющемся и развивающемся мире, он оформляет в виде представлений, понятий, категорий. И если исходной философской категорией считается бытие, то все другие категории типа материи, сознания характеризуют его со стороны сущностного содержания.

Источник: https://progs-shool.ru/obshhij-kurs-filosofii/500-istoricheskoe-osoznanie-pervoistokov-bytiya.html

Категория бытия в философии



  • Содержание.
  • Введение.
  • Основные формы бытия.
  • Историческое осознание категории бытия.
  • Объективное бытие и Я- бытие.
  • Бытия мира как выражение его единства.
  • Мир как совокупная реальность.
  • Специфика размышлений о бытии.
  • Заключение.
  • Библиографический список.
  • Введение.
  •                    Концепция бытия — фундамент философской картины мира.

Исходным понятием, на базе которого строится фи­лософская картина мира, является категория бытия. Бы­тие —это самое широкое, а значит и самое абстрактное по­нятие. Разберемся какой смысл вкладывает философия в понятие бытия.

Прежде всего термин «быть» означает наличество­вать, существовать. Признание факта существования мно­гообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формиро­вания картины мироздания.

Из этого вытекает второй ас­пект проблемы бытия, который оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения человека. Бытие есть, то есть нечто существует как реальность и с этой ре­альностью необходимо постоянно считаться человеку.   Третий аспект проблемы бытия связан с признанием единства мироздания.

Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общ­ности с другими людьми, существовании природы и т. д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют между людьми и вещами, между природой и об­ществом.

И, естественно, возникает вопрос о возможно­сти всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающе­го мира. Ответ на этот вопрос также естественно связан с признанием бытия.

Читайте также:  Кодирование изображений, звуковой и видеоинформации - в помощь студенту

Все многообразие вещных и духовных явлений, природы и культуры объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего су­ществования они образуют целостное единство мироздания.

На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: Все существующее — это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характери­стика в данной форме еще не содержит никаких мировоз­зренческих оценок.

С ней могут согласиться представители различных школ, течений и направлений.

Противоречия между ними возникают при конкретном осмыслении катего­рии бытия и, прежде всего, при решении вопроса о том, име­ется ли нечто конкретное, что служит объединяющим нача­лом мироздания.

«Бытие» — фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают осно­ванием философии. При этом издавна в него вкладывался различный смысл; вокруг «бы­тия» и учения о бытии (онтологии) всегда велись и до сих пор ведутся острые фило­софские дискуссии.

При рассмотрении бы­тия мысль достигает предела обобщеннос­ти, абстрагирования от единичного, частно­го, преходящего.

В то же время философ­ское осмысление бытия подводит к сокровенным глубинам человеческой жиз­ни, к тем коренным вопросам, которые че­ловек способен ставить перед собой в ми­нуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил.

В чем смысл проблемы бытия? Почему она постоянно — с древности и до наших дней — обсуждается в философии? Поче­му многие мыслители считали и считают ее исходной для систематических фило­софских размышлений? Понять смысл столь широкой философской проблемы — значит прежде всего выявить, какие корни она имеет в реальной жизни человека и че­ловечества.

Наша жизнедеятельность опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы обычно принимаем без особых сомне­ний и рассуждений.

Самая первая и самая универсальная среди них — естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется «здесь» и «теперь», иными словами, что он наличествует, существует.

Люди столь же естественным образом рассчиты­вают и на то, что при всех изменениях, со­вершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое, пребывает, являет себя во многих из­мерениях и данностях.

Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные, казалось бы ес­тественные, предпосылки становятся предме­том сомнений и раздумий. А поводов для это­го более чем достаточно.

Ведь окружающий мир, природный и социальный, то и дело за­дает человеку и человечеству трудные воп­росы, заставляет задумываться над прежде не проясненными привычными данностями ре­альной жизни.

Подобно шекспировскому Гам­лету, люди чаще всего озабочены вопросом о бытии и небытии тогда, когда чувствуют, что «распалась связь времен…» и сомнение кос­нулось тех основ человеческого бытия, кото­рые раньше казались прочными и несомнен­ными.

Размышление о бытии не может остано­виться на простой констатации существования, то есть наличия, «присутствия» мира «здесь» и «теперь».

Установив, что мир есть, существу­ет, наличен «здесь», не естественно ли заклю­чить, что мир существует, наличен не только «здесь», но и «там», за самыми дальними го­ризонтами? А поскольку трудно представить себе, что за самым последним горизонтом вов­се нет мира, то не значит ли это, что мир суще­ствует везде? Философия еще в древности ста­вила такие вопросы и тем самым шла по пути, открываемому внутренней логикой проблемы.

Достаточно было сказать, что мир  существу­ет «теперь», и напрашивались вопросы о его прошлом и будущем. Отвечая на них, одни философы доказывали, что бесконечный мир непреходящ — всегда был, есть и будет; дру­гие утверждали, что мир был, есть и будет, но имеет свое начало и конец не только в про­странстве, но и во времени.

Идея о непреходящем (или, по крайней мере, очень длительном) существо­вании мира как целого в свою очередь подво­дила к вопросу о том, как с этим существова­нием соотносятся заведомо преходящие, конеч­ные вещи и человеческие существа. Так выст­раивалась уже целая цепочка вопросов и идей, касающихся бытия. Возникла именно пробле­ма бытия, расчлененная на тесно взаимосвя­занные аспекты (подпроблемы).

Сколь часто каждого из нас быстротечная жизнь заставляет задумы­ваться и тревожиться о хрупкости существо­вания отдельного человека.

Мы сопоставля­ем и связываем нашу жизнь — наше прехо­дящее существование — с непреходящим су­ществованием природы, с жизнью и делами тех людей, которые были до нас и будут пос­ле нас.

А что это, как не обращение мыслью к своему бытию и бытию мира, то есть к пре­ходящему и непреходящему?

К бытию в его различных аспектах — но в особенности в связи с человеческим существованием — обращается и художественная лите­ратура. В этом можно убедиться не только на примере «Гамлета». Русская литература тоже богата бытийственными размышлениями:

  1.                                          Все бытие и сущее согласно
  2. В великой, непрестанной тишине,
  3.      Смотри туда участно, безучастно, —

      Мне все равно — вселенная во мне…

  •                                         Прошедшее, грядущее — во мне,
  •                                         Все бытие и сущее застыло
  •   В великой, неизменной тишине, —
  • такие поистине эпические, философские строки написаны Александром Блоком.

Мысли о бытии — своего рода взлет чело­веческой культуры, ее столь же чудесное, сколь и неизбежное восхождение к самым высоким, но отнюдь не отвлеченным абстрак­циям. И нередко религия или литература при­касаются к бытийственным изменениям мира трепетнее, проникновеннее, торжественнее и трагичнее, чем иная философия.

Однако именно философия занимается темой бытия специально и профессионально. Конечно, не каждый философ и не каждое философское учение обращаются к бытийной проблемати­ке. В философии бытие как тема и как катего­рия — своего рода фундамент целостной фи­лософской мысли, а также и шпиль ее величе­ственного здания.

Или, если угодно применить другой образ: тема бытия — корневая систе­ма, из которой постепенно произрастает и мощно разветвляется вся философская пробле­матика. Вместе с ее произрастанием ветвит­ся, укрепляется, складывается в самостоя­тельную дисциплину (онтологию) проблема­тика бытия.

Размышления о бытии — «мо­мент», когда философская мысль охватывает всю Вселенную, как бы соединяя бесчислен­ные миры, времена, жизни и судьбы многих человеческих поколений.

  1. Основные формы бытия.
  2. Целесообразно выделить следующие раз­личающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:
  3. 1)        бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, про­цессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, про­изведенных человеком;
  4. 2)        бытие человека, которое (условно) под­разделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;
  5. 3)        бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
  6. 4)        бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного че­ловека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Бытие вещей, процессов и состояний природы. Начнем с уточнения понятия «окружающий мир», из признания существования которого исходит человек.

Исторически первой предпо­сылкой, основой человеческой деятельности были и остаются сегодня вещи, процессы, со­стояния природы, которые возникли, суще­ствовали до человека, существуют вне и неза­висимо от сознания и действия людей («пер­вая природа»).

Потом человек стал мощно и широко воздействовать на природу Земли. Возник целый мир произведенных человече­ством вещей, процессов, состояний. В фило­софии его назвали «второй природой».

Рассмотрим сначала особенности формы бытия первой природы. Казалось бы, что тут мудрить: природа, ее вещи, процессы, состо­яния, бесспорно, существуют вне и незави­симо от сознания.

Даже принимая существо­вание природы в качестве простого факта жизни (а его признает, по-видимому, боль­шинство философов), философия все же счи­тает необходимым разрешить по крайней мере основные, возникающие в данной связи сомнения и трудности. И. Кант был прав, ког­да сказал: «…

нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать лишь на веру су­ществование вещей вне нас… и невозмож­ность противопоставить какое бы то ни было удовлетворительное доказательство этого су­ществования, если бы кто-нибудь вздумал подвергнуть его сомнению».

При осмыслении проблемы существования природы как особой реальности и вещей при­роды философия сталкивается вот с какой трудностью: о вещах и состояниях природы, о природе в целом мыслит и говорит чело­век; именно он устанавливает существование мира природы до, вне и независимо от своего сознания и действия — и устанавливает не иначе как опираясь на свое сознание и дей­ствие. Здесь имеет место своего рода пара­докс, и философия не отмахивается от этого парадокса. Да, именно люди судят о природе и говорят, что она существовала до появле­ния человеческого рода и что после возник­новения человека и его сознания она сохра­няет независимость своего бытия. Но ведь выводы о существовании и форме бытия при­роды сделаны людьми на основании множе­ства фактов, в том числе аргументов, опыт­ных и теоретических данных науки, то есть на основании общечеловеческого социально-исторического опыта, конкретного практичес­кого опыта всех когда-либо живших и сегод­ня живущих индивидов. Повседневная про­верка, спрессованная в опыт истории, и при­дала мысли о существовании природы до и независимо от человека фактическую очевид­ность — не только как факту человеческой жизни, но и как обоснованному научному выводу естествознания и философии.

О бытии первой природы можно, следова­тельно, утверждать, что ее вещи, процессы, состояния, ее целостность существуют до, вне и совершенно независимо от сознания чело­века и что в этом — коренное и постоянное отличие природы (ее вещей, процессов, со­стояний) как особой формы бытия. Но здесь важны бытийственные различия между при­родой в целом и ее отдельными сущими.

Природа в целом бесконечна в простран­стве и времени — она всегда и везде была, есть и будет. Это уникальная особенность, которая не присуща отдельным вещам, про­цессам, состояниям природы: они существу­ют где-то (а где-то не существуют), они ког­да-то и где-то возникают, то есть, говоря фи­лософским языком, их небытие сменяется их бытием.

Они вступают в процесс развития, изменения, становления; их бытие выступа­ет как сохраняющееся и исчезающее. Такие мыслители, как Гераклит и Гегель, ярко рас­крыли диалектику бытия преходящих вещей. В конце концов, бытие данной преходящей вещи уступает место ее небытию, что, одна­ко, не означает прекращения бытия природы в целом.

Итак, бытие природы имеет своей особенностью диалектику преходящего и непреходящего бытия отдельных сущих в не­преходящем бытии природного мира как це­лого.

(Отсюда проистекают важные различе­ния, когда философы, подобно Платону или Аристотелю, акцентировали то моменты веч­ности, неизменности, единственности само­го бытия, то аспекты изменчивости, плюраль­ное™, связанные с познанием сущего.)

Тут снова стоит вернуться к сопоставле­нию парменидовского и гамлетовского «быть или не быть», с которого начались наши раз­мышления о категории бытия. Гамлетовский выбор: достойно человека жить (быть) или стоит добровольно прервать нить жизни, уйдя в небытие.

Парменидовская же мысль констатирует иное противоречие: будут или не бу­дут отдельные вещи и человеческие существа — это не отменит главного основания жизни и философии, непреходящего бытия мира. Отсюда, согласно Пармениду, следует: есть только бытие мира, а его небытия нет.

(В этом смысле Парменид был прав, хотя и неоправ­данно построил недиалектическую картину неподвижного, косного, замкнутого бытия.) Обе стороны вопроса «быть или не быть» — конкретный смысложизненный и общефило­софский — в конечном счете диалектически связаны между собой.

Конкретная вещь раз­рушилась, данный человек умер, но они не исчезли из целостности бытия мира. Они ос­тались как иные материальные его состояния И «само бытие» сохраняется как вечное, пре­бывающее.

Первая природа — благодаря своему бы­тию до, вне и независимо от сознания — яв­ляется реальностью особого типа. Человек и его дух рождаются благодаря непреходящей природе и уже после того, как природа Земли миллиарды лет существовала без человека.

После возникновения человеческого рода, несмотря на все его влияние на природу, ог­ромная, поистине неизмеримая ее часть по-прежнему «пребывает» (то есть постоянно бытийствует) как совершенно самостоятель­ная, полностью независимая от человека и человечества реальность.

В универсуме при­роды человек с его сознанием — только одно из поздних звеньев в бесконечной цепи еди­ного бытия. Для природы существовать, «быть» вовсе не значит быть воспринимае­мой человеком (или каким-нибудь другим разумным существом).

Огромные простран­ства Вселенной до возникновения человека, судя по всему, никем и никогда не восприни­мались; и человек не может охватить не толь­ко восприятием, но даже воображением и мыслью весь универсум.

Источник: https://www.freepapers.ru/10/kategoriya-bytiya-v-filosofii/136696.866961.list1.html

79. Категория бытия в философии » Шпоры для студентов

Бытие — категория философии, фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Первые определения бытия в Древней Греции возникли при становлении философского знания, переходе от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению.

Понятие целостности мира формировалось спонтанно: благодаря богатому духовному опыту развития мифологии, религии, искусства ему предшествовали промежуточные понятия и концепции. В результате возникла новая установка в познании и понимании окружающего мира.

Если для греческих натурфилософов раннего периода действительность — многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то для их последователи (первый — Парменид) это вопрос всеобщей и постоянной основы этих изменений, которая и была названа бытием.

«Бытие» производно от слов «быть», «есть», в языках мира имеет специфическое философское содержание и означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование.

Учение о бытии — онтология, это важный элемент философского знания.

В основе Понятия «бытие» — убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас (что доказывается опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет структуру понятия бытия.

Мы непоколебимо верим, что при всех потрясениях в природе и обществе мир стабилен, вечен, является нашей жизненной опорой, истинным бытием. Понятие именно о таком мире составляет смыслообразующую основу человеческой деятельности.

Бытие формирует представление, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в то же время ограничивая нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека.

Бытие как исходное понятие — лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм.

  • Основные формы бытия.
  • Бытие вещей и процессов. Оно также может быть в двух формах:
  • 1) материалистической. Бытие вещей и состояний природы, большинством людей воспринимаемое как объективная реальность, которая существовала до них и от них не зависит;

2) идеалистической. Бытие второй природы, цивилизации. Оно двойственно, так как, с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой — в них вложены сознание и душа человека.

  1. Бытие человека:
  2. 1) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь);
  3. 2) специфически человеческое бытие (человек рассматривается не как тело, а как индивидуум).
  4. Бытие духовного, идеального:
  5. 1) индивидуальное, духовное сознание индивида. Структура бессознательного: рефлексы, подсознательное, интуиция;
  6. 2) объективно существующее духовное — то, что материализовано в культуре.
  7. Бытие социальное:
  8. 1) бытие человека;
  9. 2) бытие человека в обществе.

Источник: http://shporiforall.ru/shpory/shpargalka-po-filosofii/79-kategoriya-bytiya-v-filosofii.html

Ссылка на основную публикацию