Понятие брака. Семья образуется посредством брака. Брак определяется римским юристом Модестином как «союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права».
Узнай стоимость своей работы
Это идеалистическое определение брака не соответствовало действительному положению: даже в классическую эпоху, когда римское право достигло наивысшего развития, женщина далеко не была равноправным товарищем своего мужа.
Римское право различало (вплоть до Юстиниана) matrimonium iustum – законный римский брак между лицами, имевшими ius connubii, и matrimonium iuris gentium – брак между лицами, не имевшими ius connubii.
От брака отличается конкубинат, дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти.
Несмотря на моногамный характер римской семьи, для мужчины в республиканскую эпоху считалось допустимым наряду с matrimonium с одной женщиной состоять в конкубинате с другой (напротив, всякое сожительство женщины с другим мужчиной, кроме мужа, давало в древнереспубликанском праве мужу право убить жену).
В доюстиниановом праве различали брак cum manu – с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа (или его домовладыки, если муж сам был подвластным лицом), и брак sine manu – при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Брак sine manu по внешности был похож на конкубинат, но отличался от него намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей.
Условия вступления в брак:
Узнай стоимость своей работы
- Необходимо было свободное согласие жениха и невесты, а если они находились под властью домовладыки, то также согласие домовладыки (впрочем, если домовладыка отказывал в согласии без достаточного основания, его можно было принудить через магистрат).
- Требовалось достижение брачного совершеннолетия (14 лет – для мужчин, 12 лет – для женщин).
- Не допускался брак лица, состоявшего в (непрекращенном) браке.
- Необходимо было, чтобы вступающие в брак лица имели ius connubii – юридическую способность создать iustae nuptiae, то есть законный брак. До Юстиниана на этом основании не могли заключить законного римского брака некоторые категории чужеземцев (брак между римским гражданином и чужеземкой считался недопустимым по политическим соображениям; целью этого запрещения было помешать чужеземке путем вступления по браку в семью римского гражданина получить права римского гражданства).
По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствие ius connubii могло быть следствием близкого родства или свойства (свойством называется отношение между одним из супругов и родственниками другого супруга).
Брак признавался ничтожным: между родственниками прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства (так, недопустим брак между братом и сестрой, между теткой и племянником и т. п.). Аналогичные правила применялись и к свойственникам; так, не допускался брак меж одним из братьев и женой другого брата (умершего) и т. п.
Помимо изложенных условий законности брака существовали еще некоторые специфические римские требования: например, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции (этим запретом предупреждалось возможное давление на вступающих в брак, а с другой стороны, препятствовало усилению влияния магистрата посредством семейных связей).
Заключение брака. Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия вступающих в брак (конечно, в предположении, что все условия законного брака на лицо) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu (с мужней властью), то для установления manus мужа требовалось совершение определенных формальных актов.
Брачный союз прекращался:
- со смертью одного из супругов;
- с утратой свободы одним из супругов;
- разводом.
Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни. В период абсолютной монархии были установлены существенные ограничения развода. Развод по обоюдному согласию супругов был запрещен Юстинианом.
Односторонние заявления о разводе были допущены в случае, если другой супруг нарушил верность, покушался на жизнь первого супруга или допустил какое-то другое виновное действие. Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине (например, неспособность к половой жизни; желание поступить в монастырь).
Односторонний развод без уважительной причины сопровождался наложением штрафа (но брак все же считался прекращенным).
Личные и имущественные отношения между супругами. При браке cum manu жена поступала под власть мужа на одинаковых основаниях с его детьми; она была на положении дочери.
Первоначально власть мужа была неограниченной, но по мере развития хозяйственной жизни и в результате общего культурного развития власть мужа была введена в известные рамки: например, отпало право убить жену, продать в кабалу и т. д.
Но принцип главенства мужа и подчинения жены проводился последовательно в течение всего того времени, пока существовала практика браков cum manu.
При браке sine manu жена остается под властью своего отца, то есть остается в составе прежней семьи, а если до брака жена была самостоятельна – alieni iuris, она сохраняла самостоятельность и по вступлении в брак.
Тем не менее, главенство мужа сказывалось и при браке sine manu.
Жена получала имя и сословное положение мужа; местожительство мужа было обязательным местожительством и для жены; муж мог исковым порядком истребовать жену от всякого третьего лица, у которого она находилась, и т. п.
Оба супруга были обязаны относиться друг к другу с уважением; поэтому, если один из супругов имел основание предъявить к другому иск, связанный для ответчика с бесчестьем, этот иск заменялся другим и т. п.
Нарушение супружеской верности давало оскорбленному супругу основание для развода, приводило к решению в его пользу вопроса о возврате приданого и пр.
; при этом последствия нарушения верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа.
Имущественные отношения. При браке cum manu все имущество жены поступало в полную собственность мужа, сливаясь нераздельно с имуществом, принадлежавшим ему до брака.
Даже в случае прекращения брака имущество, принесенное женой, не возвращалось ей; она получала лишь известную долю в порядке наследования в случае смерти мужа. При браке sine manu имущество супругов оставалось раздельным.
Даже простое управление имуществом жены принадлежало мужу при браке sine manu только тогда, когда жена сама передаст ему имущество для этой цели; в таком случае отношения между супругами определялись на основании договора-поручения.
Приобретения жены во время состояния в браке sine manu также поступают в ее имущество; впрочем, если относительно каких-либо вещей возникал спор между супругами по вопросу о праве собственности, то применялась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу, пока жена не докажет, что право собственности на данную вещь принадлежит ей.
Приданое. Этим термином (dos) обозначаются вещи или иные части имущества, предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом, для облегчения материальных затруднений семейной жизни.
В древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu, специальной регламентации правового положения приданого не было.
Поэтому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданое не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой, приданое полностью поступало в собственность мужа.
Когда вошли в практику браки sine manu, для приданого, как имущества, передававшегося мужу, был установлен особый правовой режим. Приблизительно за два века до н. э.
стало входить в правило заключать при установлении приданого устное соглашение с мужем, по которому муж принимал на себя обязательство возвратить приданое в случае прекращения брака (вследствие развода или смерти супруга).
При отсутствии такого соглашения приданое юридически оставалось в имуществе мужа навсегда, но в силу бытовых воззрений муж считал себя обязанным оставлять его по завещанию в пользу жены. На случай, если брак прекратится разводом, претор стал давать жене иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа за необоснованный развод.
В классический период (первые три века н. э.) приданое получает специальную регламентацию. В течение брака муж является собственником приданого, принципиально имеющим право распоряжения этим имуществом.
Однако в ограждение интересов жены законом Августа было введено запрещение мужу отчуждать принесенные в приданое земельные участки, если нет прямо выраженного согласия на то жены.
В случае прекращения брака приданое подлежит возврату.
Если при установлении брака было заключено по этому поводу специальное соглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого – actio ex stipulatu, переходивший и на наследников жены; это был иск строгого права, муж возвращал приданое безусловно и в полном размере.
Если специального соглашения заключено не было, претор давал жене иск, так называемую actio rei uxoriae.
Это был иск bonae fidei; он давался жене, но не ее наследникам (так что, если брак прекращался смертью жены, приданое оставалось за мужем); возвращая приданое, муж имел право удержать известную его долю на содержание остававшихся при нем детей, на покрытие произведенных на детальное имущество издержек в виде штрафа, если развод наступал по вине жены, и т. п.
При Юстиниане правила о возврате приданого были упрощены путем объединения двух названных исков. Независимо от того, было ли заключено соглашение о возврате приданого или нет, жена и ее наследники получают теперь actio ex stipulatu, по которой возвращается приданое полностью, но за вычетом суммы необходимых издержек, понесенных мужем.
В императорский период сложился обычай, по которому муж, получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Сначала это дарение совершалось до брака (так как дарения между супругами запрещались) и поэтому называлось предбрачным даром.
Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака. По размеру это имущество соответствовало приданому.
Во время брака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене; в договоре обыкновенно предусматривалось право жены требовать выдачи этого имущества также в случае смерти мужа.
Таковы основные явления в общей истории римского брака. В ряду других народов не только старого, но и нового мира Рим занимает в этом отношении совершенно исключительное место.
Везде развитие брачных отношений начиналось с патриархальной семьи, в которой муж имеет неограниченную власть над женой, и везде это историческое развитие сводилось к постепенному ослаблению этой власти: идея права мужа над личностью жены сменяется идеей опеки над нею; а эта последняя – идеей главенства мужа в общесемейных делах.
Везде права жены постепенно вырастали, но старые, пережитые стадии власти и опеки мужа долго оставляли и до сих пор оставляют свои следы в юридическом положении замужней женщины.
Римское право, знавшее вначале также только патриархальный брак с manus mariti, созданием брака без manus совершило сразу огромный исторический прыжок и надолго опередило другие народы в развитии брачных отношений: оно сразу создало брак, в котором ни о каких правах мужа над личностью жены, даже ни о какой опеке над нею нет речи; оба супруга равны друг другу и независимы один от другого.
С другой стороны, римское право смотрит на этот брак как на союз совершенно свободный, зиждущийся только на продолжающемся согласии супругов; по желанию каждого он может быть расторгнут.
Всякий контроль государства, приводящий по необходимости то в большем, то в меньшем количестве случаев (при отсутствии законных причин развода) к принудительному продолжению брака, римскому праву был противен.
Как бы ни относиться к этой трудной проблеме, во всяком случае, и здесь римское право далеко оставляет за собою все, даже самые современные законодательства и свидетельствует о том, что признание полной свободы разводов отнюдь не ведет ни к разрушению семьи, ни к гибели общества.
Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/brak-lichnye-i-imushhestvennye-otnosheniya-mezhdu-suprugami/
Личные и имущественные отношения между супругами
Правовое положение женщины. При заключении брака с мужской властью (cum manu mariti) жена попадала под власть мужа. Вначале власть главы семьи была неограниченной, однако с течением времени она ослабела до известных пределов.
Данная форма брака характеризовалась отсутствием у жены личной правоспособности. Все имущество жены являлось собственностью мужа. Жена не могла самостоятельно заключать сделки и выступать в суде. В случае прекращения брака имущество, переданное ею мужу, получить обратно она не могла. Только лишь известную долю, она могла получить в порядке наследования после смерти мужа.
При заключении брака с ограниченной властью мужа (sine manu) жена оставалась под властью отца и юридически оставалась в составе прежней семьи.
Но даже и при данной форме брака жена была во многом зависимой от мужа.
Она получала имя и сословное положение мужа; закон устанавливал наказание жены за нарушение верности; муж был вправе требовать выдачи жены от всякого лица, кто удерживал ее против воли мужа.
Имущество при данной форме брака оставалось раздельным. Муж получал право управления имуществом жены лишь в том случае, если последняя передавала это имущество мужу на правах управления. Жена могла заключать сделки. Все, полученное от сделок, поступало в состав ее имущества.
Приданое (sos). Обычно брачный договор сопровождался заключением соглашения о передаче части имущества жены или ее родителей мужу. Такое имущество именовалась приданым. Оно было предназначено на расходы по ведению хозяйства.
Вначале приданое присоединялось к имуществу жены и становилось собственностью мужа.
Во второй период республики при заключении брачного договора заключался дополнительно устный договор, по которому муж должен был возвращать приданое в случае развода или смерти жены.
В период принципата закон делал мужа собственником приданого, он имел право распоряжаться этим имуществом. Закон запрещал, однако, отчуждение земельных участков, поступающих в качестве приданого без разрешения на то жены.
В случае расторжения брака подлежало возврату. Такой договор осуществлялся с помощью двух видов исков: иска о возврате приданого и иска, построенного на принципе добросовестности.
На основании иска о возврате приданого (иска строгого права), возникавшего из соглашения о возврате приданого, муж должен был возвратить в обязательном порядке и в полном размере приданое.
Этот иск давался не только жене, но и ее наследникам.
Если соглашение о возврате приданого отсутствовало, претор предоставлял иск, построенный на принципе добросовестности. Этот иск давался только жене.
Поэтому, если жена умирала, приданое оставалось у мужа. Позднее, в начале VI в. два названных иска были объединены.
В любом случае жена и ее наследники получали иск, в соответствии с которым им возвращалось приданое за вычетом издержек, понесенных мужем.
В период империи муж предоставлял жене предбрачный дар, т. е. осуществлял вклад в семейное имущество в пользу жены. Поскольку такое дарение осуществлялось до брака, оно и получило наименование предбрачного дара. При Юстиниане такое дарение осуществлялось во время брака, поэтому стало называться дарением ввиду брака.
Размер предбрачного дара был равен приданому. В период брака это имущество находилось в собственности и управлении мужа. В случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене.
Источник: https://students-library.com/library/read/73713-licnye-i-imusestvennye-otnosenia-mezdu-suprugami
Виды имущественных отношений супругов в семейном праве Российской Федерации
Воробьев А. А. Виды имущественных отношений супругов в семейном праве Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №52. — С. 107-110. — URL https://moluch.ru/archive/290/65877/ (дата обращения: 20.03.2020).
В статье рассмотрены вопросы классификации имущественных отношений супругов в семейном праве Российской Федерации.
Ключевые слова: семейное право, имущественные отношения супругов, брак.
Имущественные отношения супругов всегда будут иметь первостепенное значение для проработки данного вопроса на законодательном уровне.
Несмотря на ориентированность брачных отношений на морально-этические категории, например по сравнению с гражданским правом, и даже на закрепление данных принципов непосредственно в Семейном Кодексе Российской Федерации (далее СК РФ) [1], существование семьи как элемента социальной системы государства всегда будет базироваться именно на имущественных отношениях вступивших в брак лиц, ввиду рыночных экономических реалий современной России. Для супругов в Российской Федерации ввиду указания Семейного кодекса Российской Федерации, а именно статьи 39, презюмируется равенство долей в общей собственности супругов, однако данное положение распространяется лишь на отношения по вопросу совместно нажитого имущества, обходя вопросы взаимного содержания супругов как в период брака, так и после его расторжения. Таким образом, налицо такое основание классификации, как по объекту отношений (собственно, объектом отношений будут имущественные права или имущественные обязанности по содержанию). Исследуя вопрос взаимного содержания, следует понимать, что речь идет как об отношениях в момент непосредственно осуществления брачных отношений — в состоянии брака, так и так и после него, когда один из супругов имеет право претендовать на алименты со стороны другого. Обязанность по взаимному содержанию в браке является взаимной, такой вывод можно сделать из буквального толкования пункта 1 статьи 89 СК РФ. Стоит отметить довольно очевидную возможность урегулирования алиментных обязательств между мужем и женой как на основании закона, так и на основании договора в порядке предусмотренном в статье 40 СК РФ.
Отдельно следует сказать о разделении имущественных отношениях супругов в зависимости от сущности этих отношений. Среди них можно выделить отношения по поводу приобретения (собственно, процесс совместного наживания) имущества, отношения по владению совместно нажитым имуществом, отношения по его использованию и по распоряжению им.
Речь идет в первую очередь о вещах, поскольку к обязательственным правам такое разделение правомочий не в полной мере применимо, хотя определенные параллели, безусловно, можно провести и в этом случае.
Отношения по приобретению имущества включают в себя совместное или единоличное (с презюмируемого согласия второго супруга) принятие решений о приобретении вещей и требований по договорам и иным основаниям (а также сами акты приобретения), единоличное приобретение денежных сумм на основании трудовых договоров, прибыли по итогам предпринимательской деятельности, доходов от творческой деятельности, а также получение государственных трансфертов (пенсии, пособия, стипендии, субсидии и т. д.) и иных выплат. Важно указать, что единоличные акты приобретения в этом случае вытекают из неограничиваемой браком правоспособности супругов [4], однако приводят к возникновению общих (совместных) супружеских прав на это имущество, то есть в некотором роде эти акты приобретения в случае супругов совершаются отчасти в пользу третьих лиц.
Отношения владения связаны с совместным или индивидуальным фактическим доступом к имуществу, обладанием им.
Такое обладание может выражаться как в наличии вещей в непосредственном доступе, так и в наличии возможностей этот доступ получить, однако здесь особенности супружеского владения минимальны и фактически совпадают с реализацией этого правомочия иными сособственниками, совладельцами и со-правообладателями.
Третий вид отношений связан с реализацией правомочия пользования. Здесь требуется четкое разграничение различных видов использования имущества в зависимости от того, относится оно к потребляемым или нет [6], и какое именно использование принадлежащих супругам обязательственных прав имеет место, в случае если речь не идет о трате денежных средств.
Отношения по распоряжению объектами общего имущества супругов отчасти совпадают с отношениями использования (в отношении потребляемых вещей), а отчасти — с приобретением имущества, в той мере, в которой распоряжение денежными средствами или иным имуществом происходит единолично с презюмируемого или явного согласия второго супруга или на основе совместного решения (которое, при этом не оформляется вовсе, или же оформляется аналогично согласию).
Отдельного внимания заслуживают такие имущественные отношения супругов, как отношения по вопросу участия в семейных расходах, которые, при реализации законного режима регулируются договоренностями или обычаями, а в случае договорного режима могут быть урегулированы в письменной форме, подробным образом с указанием сумм, пропорций и источников таких расходов, хотя практика подобного регулирования на текущем этапе развития брачных отношений в РФ невелика. Здесь же повторного упоминания заслуживают отношения супругов по взаимному содержанию друг друга в период брака, поскольку расходы на содержание друг друга входят в понятие семейных расходов, однако могут и не входить, в случае если содержание супругов выплачивается за счет личного имущества каждого из них.
Последним подвидом супружеских отношений, выделяемых по сущностному критерию, являются отношения по возникновению общих прав на личное имущество одного из супругов в случае, если второй супруг собственными силами существенно увеличил стоимость этого личного имущества.
Здесь налицо существенное фактическое изменение правоотношений при малочисленной практике формального закрепления этих изменений. Однако именно имущественные отношения супругов здесь видоизменяются весьма выразительно, поскольку происходит возникновение нового общего имущества взамен старого личного, даже если нового объекта прав не возникает.
Режим общности как бы втягивает в свою орбиту личное имущество, видоизменяя и отношения супругов и размер общей имущественной массы.
Ряд ученых настаивает на том, что долги супругов не следует отождествлять с понятием общего имущества. Исследователи аргументируют это положительным оттенком понятия общее имущество, усматривая в понятии имущество только возрастание имущественной массы.
При этом, как верно подмечают цивилисты, придерживающиеся иной точки зрения, следует понимать что ведение совместного быта ввиду уже указанных принципов семейного права и жизненных реалий невозможно без обретения долгов, которые так или иначе могут превалировать у одного или другого супруга.
Исходя из потребностей общественных отношений, имеет смысл согласиться с позицией депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ П. В. Крашенинникова, Т. В.
Плетневой и других, в законопроекте № 835938–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части имущественных отношений супругов)» [3], предлагающих пункт 2 статьи 34 СК РФ изложить в следующей редакции:
«2.
К общему имуществу супругов относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, творческой, предпринимательской и иной экономической деятельности, пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, за исключением выплат, имеющих специальное целевое назначение (суммы материальной помощи, суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, и другие). Общим имуществом супругов являются также движимые и недвижимые вещи, имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, доли в уставном капитале хозяйственных обществ, паи в производственных кооперативах) и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. В составе общего имущества супругов учитываются их общие обязательства (пункт 2 статьи 45 настоящего Кодекса)».
Имущественные отношения супругов в настоящий момент, безусловно, включают в себя отношения по поводу собственности, отношения по поводу имущественных прав, а также отношения по поводу долговых обязательств, однако в нормативных актах это деление не указано и четкости в данном вопросе нет.
Вывод о том, что обязательства супругов могут быть общими, делается на основании нечеткой формулировки п.2 статьи 45 СК РФ и п.
5 раздела III Обзора практики Верховного Суда, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 года [2], указавшего, что в случае заключения одним из супругов договора займа или совершения иной сделки, связанной с возникновением долга, такой долг может быть признан общим лишь при наличии обстоятельств, вытекающих из п. 2 ст. 45 СК РФ, упоминающего общие обязательства супругов. В случае реализации предлагаемого подхода имущественные отношения супругов можно будет разделить на следующие виды:
- отношения собственности;
- отношения по поводу имущественных прав;
- отношения по поводу обязательств.
- Предлагаемая классификация позволит устранить неточность текущего нормативного регулирования и позволит исчерпывающим образом описать все возможные варианты имущества, включаемого в общее имущество супругов, что облегчит правоприменительную деятельность, а также позволит супругам наиболее полным образом защищать свои интересы при самостоятельном урегулировании своих имущественных отношений как в законном, так и в договорном порядках.
- Литература:
Источник: https://moluch.ru/archive/290/65877/
Личные и имущественные отношения между супругами
1. При браке cum manu mariti жена поступала под власть мужа на одинаковых основаниях с его детьми; она была filiae loco (на положении дочери). Первоначально власть мужа была неограниченной, но по мере развития хозяйственной жизни и на ее основе общего культурного развития власть мужа была введена в известные рамки,
например, отпало право убить жену, продать в кабалу и т.д. Но принцип главенства мужа и подчинения жены проводился последовательно в течение всего того времени, пока существовала практика браков cum manu.
При браке sine manu жена остается под властью своего отца, т.е. остается в составе прежней семьи, а если до брака жена была самостоятельна (personasui iuris), то она сохраняла самостоятельность и по вступлении в брак. Тем не менее главенство мужа сказывалось и при браке sine manu.
Жена получала имя и сословное положение мужа; местожительство мужа было обязательным местожительством и для жены; муж мог исковым порядком истребовать жену от всякого третьего лица, у которого она находилась, и т.п.
Оба супруга были обязаны относиться друг к другу с уважением; поэтому, если один из супругов имел основание предъявить к другому иск, связанный для ответчика с бесчестьем, этот иск заменялся другим, и т.п.
Нарушение супружеской верности давало оскорбленному супругу основание для развода, что приводило к решению в его пользу вопроса о возврате приданого (см. ниже, п. 3) и пр., при этом последствия нарушения верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа.
2. Имущественные отношения. При браке cum manu все имущество жены поступало в полную собственность мужа, сливаясь нераздельно с имуществом, принадлежавшим ему до брака. Даже в случае прекращения брака имущество, принесенное женой, не возвращалось ей; она получала лишь известную долю в порядке наследования в случае смерти мужа.
При браке sine manu имущество супругов оставалось раздельным. Даже простое управление имуществом жены принадлежало мужу при браке sine manu только тогда, когда жена сама передаст ему имущество для этой цели;
- в таком случае отношения между супругами определялись на основаниях договора поручения.
- Приобретения жены во время состояния в браке (sine manu) также поступают в ее имущество; впрочем, если относительно каких-либо вещей возникал спор ме-
- 6-6506
- жду супругами по вопросу о праве собственности, то применялась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу, пока жена не докажет, что право собственности на данную вещь принадлежит ей.
3. Приданое. Этим термином обозначаются вещи или иные части имущества, предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом ad onera matrimonii ferenda, для облегчения материальных затруднений семейной жизни.
В древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu, специальной регламентации правового положения приданого не было. Поэтому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданое не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой, приданое полностью поступало в собственность мужа.
Когда вошли в практику браки sine manu, для приданого как имущества, передававшегося мужу, был установлен особый правовой режим. Приблизительно за два века до н.э.
стало входить в правило заключать при установлении приданого устное соглашение с мужем (так называемую cautio rei uxoriae), по которому муж принимал на себя обязательство возвратить приданое в случае прекращения брака (вследствие ли развода или смерти супруга).
При отсутствии такого соглашения приданое юридически оставалось в имуществе мужа навсегда, но в силу бытовых воззрений муж считал себя обязанным оставлять его по завещанию в пользу жены. На случай, если брак прекратится разводом, претор стал давать жене иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа за необоснованный развод.
В классический период (первые три века н.э.) приданое получает специальную регламентацию. В течение брака муж является собственником приданого, принципиально имеющим право распоряжения этим имуществом. Однако в ограждение интересов жены законом Августа было введено запрещение мужу отчуждать принесенные в приданое земельные участки, если нет прямо
выраженного согласия на то жены. В случае прекращения брака приданое подлежит возврату.
Если при установлении брака было заключено по этому поводу соглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого: обыкновенно это была actio ex stipulatu (иск из соглашения о возврате приданого), переходившая и на наследников жены; это был иск строгого права (см. выше, разд. II, § 4, п.
3), муж возвращал приданое безусловно и в полном размере. Если специального соглашения заключено не было, претор давал жене иск, так называемую actio rei uxoriae. Это был иск bonae fidei (см.
там же); он давался жене, но не ее наследникам (так что, если брак прекращался смертью жены, приданое оставалось за мужем); возвращая приданое, муж имел право удержать известную его долю на содержание оставшихся при нем детей, на покрытие произведенных на детальное имущество издержек в виде штрафа, если развод наступал по вине жены, и т.п.
При Юстиниане правила о возврате приданого были упрощены путем объединения двух названных исков. Независимо от того, было ли заключено соглашение о возврате приданого или нет, жена и ее наследники получают теперь actio ex stipulatu, по которой приданое возвращается полностью, но за вычетом суммы необходимых издержек, понесенных мужем.
4. В императорский период сложился обычай, по которому муж, получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Сначала это дарение совершалось до брака (так как дарения между супругами запрещались) и поэтому называлось предбрачным даром (do-natio ante nuptias).
Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака, почему его стали называть do-natio propter nuptias (дарение ввиду брака). По размеру это имущество соответствовало приданому.
Во время брака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене; в договоре обыкновенно предусматрива-
лось право жены требовать выдачи этого имущества также в случае смерти мужа.
ОТЦОВСКАЯ ВЛАСТЬ
1. Гай (1.1.55) называет институт отцовской власти ius proprium civium romanorum (строго национальным институтом римских граждан) и добавляет: «…едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, т.е. римские граждане».
Самостоятельным лицом (persona sui iuris) был только отец; сыновья и дочери были (personae alieni iuris) лицами чужого права.
Подвластный сын имеет и libertas и civitas; в области публичного права он стоит (если он взрослый) наряду с отцом, может занимать публичные должности (только не может быть сенатором).
Но в семье он всецело подчинен отцовской власти, притом независимо от возраста, и даже когда он уже состоит в браке и, быть может, имеет своих детей.
Власть над детьми принадлежит именно отцу, а не обоим родителям.
2. Отцовская власть возникает с рождением сына или дочери от данных родителей, состоящих в законном браке, а также путем узаконения или усыновления.
Всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано противное (pater est quern nuptiae demonstrant, D.2.4.5, отец — тот, на кого указывает факт брака).
Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей от конкубины. Узаконение есть признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Узаконение могло быть произведено:
- а) последующим браком родителей внебрачного ребенка;
- б) путем получения соответствующего императорского рескрипта; в) путем зачисления сына в члены муниципального сената (курии), а дочери — путем выдачи замуж за члена муниципального сената (на членах муниципальных сенатов лежала обязанность пополнять из
- своих средств недоимки по налогам, вследствие чего это звание принималось неохотно и императорам приходилось вводить поощрительные меры; к их числу относилось и узаконение).
- В отличие от узаконения, дававшего положение законных детей лицам, рожденным от данных родителей, но вне брака, усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом.
- Усыновление различалось двух видов: если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью (persona sui iuris), это называлось arrogatio; если же усыновление производилось в отношении лица, находящегося под отцовской властью (persona alieni iuris), оно называлось adoptio.
- По праву Юстиниана arrogatio совершалось путем получения на то императорского рескрипта; adoptio — путем занесения в судебный протокол (apud acta) соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого.
Необходимые условия усыновления: а) усыновлять может, как правило, только мужчина (женщина — в виде исключения, именно если она до усыновления имела детей и их потеряла); б) усыновитель не должен быть подвластным (должен быть persona sui iuris); в) усыновитель должен быть старше усыновляемого не меньше, чем на 18 лет (так как, по выражению римских юристов, «усыновление подражает природе», adoptio naturam imitatur D.I.7.40.1).
В отношении аррогации требуется еще, чтобы магистрат произвел расследование обстоятельств дела и выяснил, не отразится ли усыновление невыгодно на интересах усыновляемого.
В результате arrogatio самостоятельное лицо поступает под отцовскую власть со всеми ее последствиями, в том числе с взаимным (между усыновителем и усыновленным) правом наследования. Последствием adoptio было прекращение родительской власти прежнего домовладыки и установление власти усыновителя.
3. Личные права и обязанности родителей и детей ко ренным образом были различны на разных этапах римской истории. В древнейшее время отец имел в отношении своих детей право жизни и смерти, право продажи детей и т.п.
С течением времени эта суровая власть смягчалась.
В конце концов власть отца свелась к его праву применять домашние меры наказания детей, к обязанности детей оказывать уважение родителям, в связи с чем дети не могли предъявлять к родителям порочащих исков, не могли вступать в брак без согласия родителей и т.п.
- Родители и дети взаимно были обязаны в случае необходимости предоставлять друг другу алименты.
- Отцу давался иск против всякого третьего лица, удерживающего его подвластного (так называемая fflii
- vindikatio).
4. Имущественное положение подвластных детей. Подвластный сын имеет commercium, т.е. может совершать имущественные сделки. Но все, что он приобретает, осуществляя это commercium, автоматически (независимо от его воли, в отличие от представительства, см. ниже, разд. VI, гл. III, § 5) поступает в имущество отца:
по исконному римскому правилу, подвластный не может иметь ничего своего. Однако обязанным по сделкам подвластного признавался он сам, хотя никакого собственного имущества подвластный в республиканский период не имел.
В случае совершения подвластным правонарушения, деликта, потерпевшему давался (как и в случае правонарушения раба, см. разд. III, § 4, п.
3) особый иск, actio noxalis (от слов похае dedere — выдать головой для возмещения вреда); отцу принадлежало право или уплатить потерпевшему сумму понесенного им ущерба, или выдать подвластного в кабалу потерпевшему на срок, необходимый для отработки суммы причененного ущерба.
Если правонарушитель переходил под власть другого до-мовладыки, то и ответственность по actio noxalis переходила на нового домовладыку: noxa caput sequitur, ответственность следует за (виновным) лицом.
С развитием торговли, с оживлением хозяйственных связей такое положение стало невыгодным для самого
домовладыки. Фактическая невозможность что-либо взыскать с подвластного и юридическая безответственность домовладыки по сделкам подвластного приводили к тому, что третьи лица не склонны были вступать в сделки с подвластными.
Между тем хозяйственный интерес домовладыки требовал широкого использования подвластных (как и рабов) не только для совершения в хозяйстве различных фактических услуг и работ, но также и юридических действий.
На этой хозяйственной основе, с одной стороны, расширяется имущественная правоспособность и дееспособность подвластного, а с другой стороны, признается ответственность домовладыки по сделкам подвластных.
Выше (разд. III, § 4) уже указывалось, что в Риме вошло в обычай выделять подвластному сыну, а равно и рабу имущество в самостоятельное управление (стадо, сельскохозяйственный земельный участок и т.д.). Такое имущество называлось peculium.
На этой почве складывались такие же отношения, какие описаны выше по поводу рабского пекулия.
Равным образом третьи лица, вступившие в сделки с подвластными, имели к домовла-дыке такие же дополнительные иски, какие давались из Сделок рабов (actio de peculio; actio de in rem verso; actio institoria; actio exercitoria; actio quod iussu).
Пекулий — имущество, предоставляемое подвластному только в управление и пользование; собственником пекулия остается домовладыка. В случае смерти подвластного пекулий не переходит по наследству, а просто возвращается в непосредственное обладание отца.
Наоборот, в случае смерти домовладыки пекулий переходит к его наследникам наряду со всем остальным его имуществом. Если подвластный сын освобождается от отцовской власти и отец при этом не потребовал возврата пекулия, пекулий остается подаренным сыну.
В связи с выделением пекулия подвластному произошли и некоторые другие изменения. Общим принципом древнеримского семейного права была недопустимость каких-либо обязательств внутри семьи ни между
домовладыкой и подвластным, ни между подвластными одного и того же домовладыки. В связи с практикой выделения подвластному пекулия было признано возможным установление обязательственных отношений между членами одной и той же семьи, но только эти обязательства не были снабжены исковой защитой, а были лишь «натуральными» (см. ниже, разд. VI, гл. I, § 2).
С течением времени наряду с названным видом пекулия (носившим название peculium profecticium, поступившим от отца) появились другие виды пекулия, значительно расширившие имущественную самостоятельность подвластных и сделавшие их настоящими участниками гражданского оборота.
Именно в начале принципата появляется так называемый peculium castrense (военный пекулий), т.е. имущество, которое сын приобретает на военной службе или в связи с военной службой (жалованье, военная добыча, подарки при поступлении на военную службу и т.п.).
Военный пекулий состоял не только в фактическом управлении подвластного, но и принадлежал ему на праве собственности, впрочем, с одним ограничением: если подвластный умирал, не оставив завещательного распоряжения относительно военного пекулия, это имущество поступало к домовладыке на тех же основаниях, как и обыкновенный пекулий.
С начала IV в. н.э. юридическое положение военного пекулия было распространено на всякого рода приобретения сына, сделанные на государственной, придворной, духовной службе, а также на службе в качестве адвоката (peculium quasi-castrense).
Установлением права собственности подвластного сына на военный и квазивоенный пекулий расширение имущественной самостоятельности сына не остановилось.
В период абсолютной монархии за подвластным признали право собственности на имущество, получаемое по наследству от матери и вообще приобретаемое с материнской стороны.
Право собственности сына на имущество матери ограничивалось лишь тем, что отцу принадлежало право пожизненного пользования и управления этим имущест-
вом; впрочем, сын не подвергался и этому ограничению, если имущество было приобретено вопреки воле отца или если лицо, предоставившее имущество, поставило соответствующее условие. При Юстиниане развитие этого института завершилось тем, что все, приобретенное подвластными не на средства отца, было признано принадлежащим подвластным.
Отцовская власть прекращается: а) смертью домовладыки (лица, состоящие под властью не непосредственно, например внуки при живом их отце, со смертью домовладыки поступают под власть того, кто стоял между домовладыкой и подвластным; в данном примере — под властью отца); б) смертью подвластного (достижение совершеннолетия не прекращало отцовской власти); в) утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; г) лишением домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил подвластного без помощи, и т.п.); д) приобретение подвластным некоторых почетных званий.
Отцовская власть прекращалась также эманципацией подвластного, т.е. освобождением из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного.
В праве юстинианового времени эманципация совершалась: а) получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда; б) заявлением домовладыки, также заносившемся в судебный протокол; в) фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному.
Эманципация могла быть отменена ввиду неблагодарности эманципированного в отношении прежнего домовладыки, например нанесения тяжких обид.
РАЗДЕЛ V ВЕЩНЫЕ ПРАВА
Источник: https://infopedia.su/6x4cde.html