Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства — в помощь студенту

Власенко А. И. Проблемные вопросы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства // Молодой ученый. — 2019. — №24. — С. 183-185. — URL https://moluch.ru/archive/262/60615/ (дата обращения: 20.03.2020).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!



В статье рассмотрены вопросы осуществления контрольных полномочий Федеральной инспекции труда. На основании проведенного авторского анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок проведения проверок, в результате предлагаются возможные изменения в действующие законодательства.

Исходя из ст. 352 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), осуществление государственного контроля за соблюдением трудового законодательства является одним из самых важных направлений государственной деятельности, осуществляющих защиту трудовых прав и свободы работников.

Работа контрольного органа в настоящее время возложена на Федеральную инспекцию труда, основанную в соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (далее- Конвенция) [1].

Важность государственной инспекции труда в охране трудового законодательства свидетельствуется большим количеством нарушенных законов, обращений, рассматриваемых инспекторами труда.

Но все же проанализировав нормативно правовые базы, регламентирующие ее деятельность, можно сделать вывод о недостаточной регламентации отдельных положений.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Особенности учета продукции при использовании счета 46 - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Несоответствие ФЗ от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294) [2] ТК РФ и Конвенция приводит к беспочвенному сужению компетенции инспекции.

Конвенция предполагает, что инспекторы труда, которые имеют документы, удостоверяющие их полномочия, имеют право беспрепятственно осуществлять проверки на любом предприятии без предварительного уведомления. Вдобавок инспекционного посещения согласно ст.

12 Конвенции допускается не уведомлять руководителя о присутствии, если уведомление может привести к неэффективной проверке. Статья 12 Федерального закона № 294 вступает в противоречие с Конвенцией.

Таким образом, при выполнении проверки органы обязаны предоставить служебные удостоверения и ознакомить предпринимателя с приказом о назначении осуществляемой проверки с полномочиями проводящих ее служащих. Такого рода коллизии требуют решение в сторону Конвенции, имеющей приоритет в положении российского законодательства согласно ч.4 ст.

15 Конституции РФ. Внеплановые выездные проверки — это единственная возможность инспекции удостовериться в фактическом соблюдении трудовых законодательств. Отсутствие уведомления о планировании проведения проверки, а бывает и уведомлений о присутствии, позволяет предотвратить умышленное уничтожении сведений о нарушении трудовых прав.

Проблемы существуют и в проведении плановых проверок. Согласно п.2 ст.9 Федерального закона № 294 плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Данное положение противоречит ст.

16 Конвенции, где написано, что предприятия инспектируются так часто и так тщательно, как это необходимо для осуществления эффективного применения соответствующих мер. Как таковых законодательных ограничений по количеству проведений внеплановых проверок, в единицу времени, нет.

Они проводятся лишь по поступлению заявления о нарушении или наличия приказа руководителя либо его заместителя федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки.

Все же обращения граждан редко касаются претензий по охране труда, а проведение проверки в соответствии с поручением Президента РФ или правительства РФ кажется совсем маловероятным.

Федеральный закон № 294 также устанавливает, что выполнение внеплановой проверки может выполняться в результате проведенной ранее плановой проверки, в результате которой было выявлено ряд нарушений и вынесены предписания об их исправлении. Частью 9 ст. 9 Федерального закона № 294 предусмотрена возможность выполнять плановые проверки два и более раз в течении трех лет в отношении юридических организаций, индивидуальных предпринимателей, выполняющих определенный вид деятельности вид деятельности, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации [3].

Отмечается наличие законодательных пробелов, в ходе которых инспекция лишена возможности обязать предпринимателя предоставить информацию. Так, в результате не предоставлении затребованной информации согласно ст 19.7 КоАП РФ выносится предупреждение или накладывается административный штраф.

Но все же при этом санкция статьи не возлагает обязанности предоставления информации. Выходит, что привлечение к административной ответственности не освобождает от необходимости исполнения требований, а уплата штрафа не ликвидирует нарушение трудового законодательства.

В результате чего необходимо закрепить соответствующие обязанности в санкции ст.19.7 КоАП РФ.

Исходя из практики, чаще всего к рассмотрению жалоб и заявлений происходит в ходе документальной проверки.

Но все же работодатель может не включить в документацию сведения, позволяющие выявить трудовые нарушения, либо же предоставить информацию не в полном объеме.

Как отмечают государственные инспекторы, «подобные проверки фактически сводятся к проверкам правильности ведения кадрового делопроизводства» [4]. Поэтому все же основное внимание должно уделяться проведению не документарных проверок, а выездных.

Читайте также:  Скептицизм - в помощь студенту

Большую часть деятельности инспекция занимается проверкой по обращениям граждан, что очень важно, для обеспечения их безопасности. Все же чаще всего инспекция вынуждена рассматривать жалобы на несвоевременную выплату заработной платы, не законное расторжение трудового договора.

Выходит, огромное количество жалоб сотрудников, не связанных с вопросом охраны труда, не дает в полной мере инспекции осуществлять контроль за соблюдением правил охраны труда, предотвращения несчастных случаев на производстве, выявления угрозы, связанной с нанесением вреда жизни и здоровью работников.

В результате сокращения штата инспекторов своевременное рассмотрение всех поступивших обращений становится не возможным. Вместе с тем зафиксирован рост не только числа обращений, но и увеличивается число поднадзорных лиц.

Как следствие, отмечается несоблюдение сроков, снижение качества рассмотрения обращений, в результате чего появляется необходимость решения кадровых вопросов, увеличения штата государственных инспекторов труда.

На вышеуказанную проблему указывается в Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015–2020 гг.) [5]. Отмечается, что проверочные мероприятия способны охватить только 1.6 % всех подконтрольных субъектов, но согласно документам Международной организации труда, необходимый охват проверками инспекцией труда подконтрольных субъектов должен быть обеспечен на уровне 15–20 процентов.

В результате выявления нарушений трудового законодательства инспектор вправе выдать работодателю предписание об их устранении.

Точного определения предписания не установлено, но в юридической литературе указывается, что предписание можно определить как акт реагирования инспектора труда на выявленные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права [6].

Предписание является мерой административного принуждения, поскольку применяется во внесудебном порядке, носит эффективный характер и направлено на восстановление положения, существовавшего до совершения нарушения. Предприниматель в праве обжаловать предписание главному государственному инспектору труда либо же в суд.

При этом сроки, в течении которых работодатель обязан устранить нарушение при подаче жалобы, не приостанавливаются. Согласно ст.223 Кодекса административного судопроизводства РФ правом на о становление срока исполнения предписаний до вступления решения в законную силу обладает только суд.

В случае истечения срока для устранения нарушений, работодатель подлежит административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ, несмотря на то, что жалоба рассматривается в вышестоящей инстанции. Поэтому является необходимым установить в статье 361 ТК РФ обязательного приостановления срока обжалуемого предписания, на период рассмотрения соответствующих жалоб.

Согласно ст.4.

5 КоАП РФ сроки привлечения к административной ответственности подлежат приостановлению лишь в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело, заявляет ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства, это означает, что обжалование не приостанавливает срока давности привлечения к административной ответственности за его невыполнения в определенные сроки. И если все-таки суд, в конечном итоге, признает предписание законным, то у инспекции будет отсутствовать возможность привлечь работодателя к ответственности. Очевидно, что недобросовестный работодатель намерен любыми силами оспорить выдвинутое предписание с целью избежать наказание. Для установления указанной возможности следует увеличить перечень оснований приостановления срока давности, дополнив ст. 4.5 КоАП РФ.

Литература:

  1. Конвенция №81 Международной организации труда » Об инспекции труда в промышленности и торговле» /Собр. Законодательства Российской Федерации 2001г. №50 ст.4650.
  2. Собрание Законодательства РФ 2008 №52, ч.1 стр. 6249.
  3. Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009г. №944 » Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» // Собрание законодательства РФ 2009 №48 ст.5824.
  4. Лютов Н.Л. Проблема коллизии социальных прав работников и экономических прав и экономических прав работодателей в корпоративной деятельности: сравнительно-правовой аспект//Lex Russia 2013 №1 c,56-69.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 5 июня 2015г. №1028р «Об утверждении Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (2015-2020г.г.)// Собрание законодательства РФ 2015 №24 ст.3508.
  6. Фомченко С.Г. Исполнение предписаний государственных инспекций труда: проблемы и перспективы развития // Современное право. 2008 №12 С 64-65.

Основные термины (генерируются автоматически): трудовое законодательство, РФ, административная ответственность, федеральная инспекция труда, ТК РФ, проверка, внеплановая проверка, государственный контроль, Международная организация труда, вид деятельности.

Источник: https://moluch.ru/archive/262/60615/

Прокуратура как орган, осуществляющий государственный надзор за соблюдением трудового законодательства

Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации [5]. Предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, включая, в том числе, и надзор за соблюдением трудового законодательства.

Прокуратурой Российской Федерации ведется планомерная и последовательная работа, направленная на защиту трудовых прав граждан.

Так, например, согласно инфографическим материалам к расширенному заседанию коллегии, посвященному итогам работы, прокуратурой за 2015 год выявлено 5 000 000 нарушений, из которых 1 011 000 – это нарушения трудовых прав граждан, то есть каждое пятое из выявленных нарушений [2].

Более того, согласно докладу Генерального прокурора Российской Федерации на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ежегодно наблюдается устойчивый рост обращений в органы прокуратуры.

В 2015 году в органы прокуратуры поступило более 4 миллионов письменных обращений, что на 10 % больше, чем в аналогичный период прошлого года [1]. Увеличение числа обращений, несомненно, свидетельствует об эффективной работе органов прокуратуры, что в свою очередь говорит о высоком уровне доверия со стороны населения к указанному органу.

Вместе с тем, отметим, что Федеральным законом от 18.07.2011 № 242 — ФЗ из главы 57 Трудового кодекса Российской Федерации исключено указание на прокурорский надзор.

До внесения изменений устанавливалось, что государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчинённые ему прокуроры в соответствии с федеральным законом [4].

Рассматриваемые изменения в теории трудового права воспринимаются весьма неоднозначно и вызывают дискуссию.

На сегодняшний день сложились две точки зрения относительно необходимости указания в главе 57 Трудового кодекса Российской Федерации на прокуратуру Российской Федерации как орган, осуществляющий государственный надзор за соблюдением трудового законодательства. Так, например, Кошлев Д.А.

считает, что включение прокурорского надзора в качестве одного из отраслевых способов защиты трудовых прав и свобод неоправданно, так как надзор осуществляемый прокуратурой Российской Федерации носит межотраслевой характер и регулируется нормами Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации [3, с. 107].

Однако другой позиции придерживается Смирнов Д.А., указывая, что упоминание о прокуратуре Российской Федерации в Трудовом кодексе Российской Федерации должно быть, потому что глава 57 Трудового кодекса Российской Федерации, помимо прочего, выполняет важную функцию указывания работнику, куда ему следует обратиться за защитой своих трудовых прав [7, с. 90].

Целесообразность закрепления в главе 57 Трудового кодекса Российской Федерации положения о прокуратуре Российской Федерации как органе, осуществляющем государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, объясняется тем, что прокурорский надзор носит универсальный характер и охватывает все урегулированные правом общественные отношения, в частности, и трудовые. К примеру, обращение, поступившее в органы прокуратуры Российской Федерации о защите интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, может служить основанием для предъявления прокурором заявления в судебные органы.

Источник: https://sibac.info/studconf/social/lii/74416

Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в первом

    В соответствии со ст.

353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

    Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

К ним, в частности, относятся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (в части надзора за соблюдением норм и правил по охране труда в ряде отраслей промышленности) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (в части осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора).

    Федеральным законом от 30 июня 2006 г.

№ 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в Трудовой кодекс РФ были внесены значительные и масштабные изменения, касающиеся основных институтов трудового законодательства.

    Изменения были внесены и в гл. 57 ТК РФ, посвященную государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства.

  •     Ряд полномочий федеральной инспекции труда, признанных избыточными в ходе административной реформы, был исключен.
  •     В частности, были исключены из Трудового кодекса РФ такие полномочия федеральной инспекции труда, как реализация мероприятий по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; дача заключений по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассмотрение и согласование проектов отраслевых и межотраслевых правил по охране труда; участие в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда.
  •     Между тем большинство основных надзорно-контрольных полномочий федеральной инспекции труда было сохранено.

    Согласно ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда является единой централизованной системой, состоящей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, его территориальных органов (государственных инспекций труда).

    Федеральная инспекция труда входит в состав Федеральной службы по труду и занятости. В настоящее время система федеральной инспекции состоит из Федеральной службы по труду и занятости и территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства в субъектах Российской Федерации (государственных инспекций труда).

  1.     К числу основных задач федеральной инспекции труда законодательством отнесено:
  2. 1) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  3. 2) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  4. 3) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4) доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 355 ТК РФ). 

Читайте также:  Милетская школа - в помощь студенту

    В соответствии со ст.

356 и 357 ТК РФ государственные инспекторы труда имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц, запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций; изымать для анализа образцы используемых или перерабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт.

    В целях пресечения совершенных правонарушений или длящихся правонарушений государственные инспекторы труда имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда; запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

    Федеральной инспекцией труда в результате осуществления надзорно-контрольной деятельности выявляются нарушения трудового законодательства практически по всем основным институтам трудового права.

    При этом наибольшее количество нарушений выявляется, как правило, по вопросам заключения, изменения, расторжения трудовых договоров, оплаты труда, включая факты задержки выплаты заработной платы, рабочего времени и времени отдыха. Выявляются также многочисленные нарушения по вопросам охраны труда, в том числе в связи с расследованием несчастных случаев на производстве.

    Наряду с выдачей предписаний федеральной инспекцией труда активно используются полномочия по привлечению работодателей, виновных в нарушении трудового законодательства и трудовых прав работников, к административной ответственности.

    Административная ответственность за нарушение трудового законодательства установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях.

    Так, нарушение работодателем законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

    Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

    Как следует из п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г.

№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.

27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и об охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело при увольнении расчет одного работника, а позднее другого).

    Согласно ст. 3.

11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Как правило, дисквалификация применяется за наиболее грубые нарушения трудового законодательства, в частности, за длительную и в значительных размерах задолженность по заработной плате, за грубые нарушения норм и правил по охране труда, повлекших смерть человека либо причинение тяжкого вреда здоровью.

    Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 1-м полугодии 2006 г. по ст. 5.27 КоАП РФ мировыми судьями было вынесено решений о дисквалификации в отношении 697 лиц, районными судами — в отношении 35 лиц[1].

    Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

    Что касается сферы труда, то административное приостановление может быть назначено, например, в случае выявления грубых нарушений требований охраны труда, которые могут повлечь (или уже повлекли) тяжелые, смертельные либо групповые несчастные случаи на производстве.

    Наряду с этим установлена административная ответственность за иные нарушения в сфере трудовых отношений.

Так, уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.28 КоАП РФ).

    Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.29 КоАП РФ).

    Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.30 КоАП РФ).

    Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ).

    Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.32 КоАП РФ).

    Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.33 КоАП РФ).

    Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.34 КоАП РФ).

    Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

    Так, по данным Федеральной службы по труду и занятости, в 1-м полугодии 2006 г. за нарушения трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, к административной ответственности было привлечено более 48 тыс. работодателей[2].

    Значительное место занимают полномочия по обобщению практики применения трудового законодательства, анализу причин нарушений трудового законодательства, производственного травматизма, подготовка предложений по совершенствованию трудового законодательства и профилактике травматизма (ст. 356 ТК РФ).

    В целях предотвращения нарушений трудовых прав работников большое значение имеет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также ведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан. 

    Одно из важнейших направлений в деятельности федеральной инспекции труда — работа с обращениями граждан и личный прием граждан по вопросам соблюдения их трудовых прав, т.к. обращения граждан являются одним из основных источников информации о реальном соблюдении трудового законодательства.  

    Так, в 1-м полугодии 2006 г. органами федеральной инспекции труда было рассмотрено более 52 тысяч жалоб и других обращений граждан, из которых более 33 тысяч было признано обоснованными и удовлетворено. На личном приеме было принято свыше 122 тыс. граждан[3].

[1] http://www.cdep.ru/material.asp?material_id=152

[2] http://www.rostrud.info/download/nadko/21git2006.doc

[3] http://www.rostrud.info/download/nadko/21git2006.doc

С.М. Петров, канд. юрид. наук юрист

Источник: https://www.profiz.ru/kr/7_2007/kr7_2/

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

  • Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет Федеральная инспекция труда.
  • Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.
  • Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с Федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели – физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ и иными федеральными законами.

Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://law.wikireading.ru/41680

Ссылка на основную публикацию