География новейшего времени — в помощь студенту

  • План урока:
  • Периодизация эпохи Нового времени
  • Отличительные особенности Нового времени
  • Великие Географические Открытия
  • Реформация и Контрреформация
  • Абсолютизм в Европе

Периодизация эпохи Нового времени

Как известно, человеческая история подразделяется на 5 основных периодов:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  • Первобытное общество.
  • Древний мир.
  • Средние века.
  • Новое время.
  • Новейшее время.

Новое время представляет собой своего рода переходный период, между Средневековьем и современностью. Он охватывает следующие временные рамки: конец XV — начало XVI века – до 1900 года.

География новейшего времени - в помощь студентуИсточник

В эпохе Нового времени также принято выделять отдельные временные промежутки:

  • Раннее Новое время – период с конца XV до начала XVIII века. В эти годы происходит постепенное разложение натурального хозяйства, развитие товарно-денежных отношений, зарождение основ капитализма. Общество отходит от религиозных догм и ограничений, начинается движение за переустройство церкви. Кардинально меняются представления человека об окружающем его мире и самом себе, получает развитие наука, искусство, философия. Завершается эпоха феодальной раздробленности, складываются национальные централизованные государства в Европе.
  • Эпоха Просвещения — период с начала XVIII до начала XIX века. Это время переворота в научной картине мира, интенсивного интеллектуального, духовного и культурного развития Европы.
  • «Долгий XIX век» — время окончательного разрушения традиционных обществ в Европе, начала модернизации[1] и развития индустриального общества. Образуются новые империи и республики, наступает эпоха реформ, колониальных захватов и революций.

Отличительные особенности Нового времени

Каждая из исторических эпох отличается от других своими характерными особенностями, посредством которых ее и выделяют в отдельные хронологические рамки. Есть такие особенности и у эпохи Нового времени:

  • разрушение традиционного общества, основанного на натуральном хозяйстве, зарождение и развитие индустриального общества;
  • развитие внутренней и международной торговли;
  • постепенный переход от ручного труда к машинному;
  • становление капиталистической системы хозяйствования.
  • утверждение абсолютизма в странах Европы и последующая революционная борьба европейского населения с абсолютизмом;
  • образование буржуазных республик и империй;
  • начало колонизации и колониальных войн.
  • разрушение феодального общества с характерной для него системой крепостничества;
  • постепенное «размывание» границ между сословиями;
  • складывание двух основных классов Нового времени: буржуазии и наемных рабочих.
  • активное развитие наук, создание новой научной картины мира;
  • упадок католицизма, Реформация в Европе, зарождение протестантизма;
  • распространение идей гуманизма[2].

Многие историки убеждены, что «темный век» Средневековья завершился благодаря Великим географическим открытиям.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Правильные многогранники - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Великие географические открытия

С изобретением книгопечатания, еще в первой половине XV века в руки средневековых людей попали труды античных мыслителей по географии. Некоторые из них выдвигали идею о шарообразности Земли и существовании морского пути в Индию, Китай, Японию.

География новейшего времени - в помощь студентуИсточник

С распространением в обществе этих трудов у европейцев зародилась тяга к путешествиям, так началась эпоха Великих географических открытий.

Длительные морские путешествия стали возможны в конце XV века, благодаря появлению компаса в Европе (он был изобретен в Китае еще в 3 веке до н.э.), созданию европейцами нового типа морских судов – каравелл. Каравелла стала первым в Европе судном, пригодным для длительных морских путешествий, благодаря высокой скорости, возможности плавания при встречном ветре.

В эпоху Великих географических открытий прославилось множество путешественников и первооткрывателей, однако самыми знаменитыми из них приятно считать Христофора Колумба, Васко да Гама, Фернана Магеллана.

В 1492 году Христофор Колумб открыл неизвестную ранее европейцам часть света – Америку. Открытие Америки не входило в планы мореплавателя, так как он поставил перед собой цель: достичь морским путем берегов Индии.

На протяжении всей своей жизни Колумб думал, что посетил Индию и даже назвал местных жителей Америки индейцами.

Открытие Америки Колумбом стало огромным шагом в развитии географии, впоследствии привело к захвату европейцами земель ацтеков, майя, инков.

География новейшего времени - в помощь студентуИсточник

В 1497 году Васко да Гама обогнул Африку, а в 1498 году открыл морской путь в Индию, тем самым доказав, что материк Колумба Индией не является. Открытие Васко да Гама послужило началом постоянной морской торговли европейцев со странами Востока, благодаря которой в Европе появились чай, пряности, ананасы, подсолнечник, какао, картофель, томаты.

В 1519-1522 году экспедиция Фернана Магеллана совершила первое в мире кругосветное путешествие, обогнув по морям и океанам Земной шар. Открытия Магеллана доказали шарообразность Земли, которую вплоть до этой экспедиции было принято считать плоской.

До окончания своего кругосветного плавания Магеллан не дожил, в 1521 году он погиб на острове Себу, вмешавшись в междоусобные войны местного населения.

В 1522 году лишь 18 из 300 членам экспедиции удалось достичь родных берегов Испании, завершив, таким образом, кругосветное путешествие.

Трудно переоценить последствия Великих географических открытий:

  • во-первых, европейцы наладили морскую торговлю с Африкой, Америкой, Океанией, Азией;
  • во-вторых, географические открытия сформировали более достоверные знания об окружающем мире;
  • в третьих, открытие новых земель послужило началу европейской колонизации, в результате которой многие европейские государства превратились в крупнейшие колониальные империи;
  • в четвертых, Европа получила доступ к новым видам фруктов, овощей, пряностям, напиткам;
  • в пятых, с завоеванием новых земель европейцы заполучили несметные количества золота, серебра, драгоценных камней;
  • и последнее, открытие новых земель и ведение с ними торговли оживило предпринимательскую деятельность в Европе, послужило ее промышленному развитию.

Реформация и Контрреформация

  1. В первой половине XVI века католическая церковь пришла в упадок, в результате в большинстве стран Европы произошла религиозная революция – Реформация.
  2. География новейшего времени - в помощь студентуИсточник
  3. Причины Реформации:
  1. Обмирщение сознания. Если в Средние века человека больше заботила его загробная жизнь, то в эпоху Нового времени люди обратились к активной мирской деятельности, в них проснулась тяга к земным удовольствиям, познанию мира и самого себя.
  2. Недоверие к католической церкви из-за безнравственности священнослужителей, чрезмерной роскоши в среде духовенства. С одной стороны священнослужители проповедовали скромность, аскетизм[3], богобоязненность, с другой стороны сами они пристрастились к пирам, охоте, расточительному образу жизни.
  3. Церковные поборы. В пользу церкви верующие жертвовали земли и богатства, выплачивали церковную десятину[4], кардиналы и папа Римский брали взятки.
  4. Торговля индульгенциями.В XVI веке индульгенции – папские грамоты на отпущение грехов, продавались практически на каждом углу: на рынках, площадях, в церквях и соборах, на ярмарках. Чтобы верующие активнее покупали индульгенции их стали выдавать не только на отпущение уже совершенных грехов, но и на прощение будущих проступков и преступлений.
  5. Распространение идей гуманизма, согласно которым, высшей в мире ценностью является жизнь человека, с его потребностями и нуждами. Это противоречило идеологии католицизма, настаивавшего на греховности физического начала в человеке.

Таким образом, в XVI веке сложились все причины и условия для начала Реформации в Европе.

Первым за переустройство церкви начал борьбу германский проповедник Мартин Лютер. Возмущенный бесстыдством католических священнослужителей, неуемным стремлением церкви к обогащению, 31 октября 1517 года он написал 95 тезисов против индульгенций. Тезисы Мартина Лютера нашли отклик в сердцах верующих, вызвали гнев папы Римского и высшего католического духовенства.

Лютер призывал отказаться от посредничества между Богом и верующим, настаивал на том, что спасение души человек обретает искренним раскаянием и молитвой, а не покупкой папских грамот. На основе собственных идей, Мартин Лютер основал новую церковь, прозванную лютеранской.

Она была лишена дорогих церковных обрядов, не признавала монашества, ее священнослужители избирались из числа верующих.

В результате распространения лютеранства в Германии началась религиозная война, которая завершилась лишь к 1555 году. В этом году германский император Карл V установил религиозный мир, уравняв в правах католиков и лютеран.

Второй по значимости центр Реформации зародился в Швейцарии. Там идеологом нового вероучения стал Жан Кальвин. Он провозгласил новые нравственные ценности: бережливость, умеренность в быту, трудолюбие, работу на благо обществу. Учение Жана Кальвина получило название «кальвинизм», пришлось по вкусу городскому населению, охваченному духом предпринимательства.

Из Германии и Швейцарии Реформация распространилась по всей Европе. Она охватила Францию, Норвегию, Англию, Нидерланды, Данию. Лютеранство и кальвинизм, как и все последующие вероучения, выступавшие за переустройство католической церкви, стали называть протестантизмом. А людей, разделяющих эти взгляды — протестантами.

Абсолютизм в Европе

  • Важным политическим процессом, отличающим эпоху Нового времени, стало утверждение абсолютизма в странах Европы.
  • Запоминаем новые слова!
  • Абсолютизм – это форма монархического правления, при которой вся власть сосредоточена в руках главы государства, не ограничена представительными институтами.
  • На закате эпохи Средневековья, центральная власть монархов в феодальных государствах усилилась. Усилению власти монархов способствовали:
  • Великие географические открытия – обогатили королевскую казну обилием золота, серебра, драгоценных камней.
  • Религиозные войны – в условиях противостояния католиков и протестантов обеспечить мир могла только сильная королевская власть.
  • Развитие капиталистических отношений, которые разрушали устои натурального хозяйства, позволявшего отдельным феодальным вотчинам существовать независимо друг от друга.

В конце XV — начале XVI века европейские монархи стали проводить политику «собирания» земель на окраинах своего государства. Таким образом, происходила централизация государственной власти, подчинение ранее независимых княжеств единому политическому центру.

Первые абсолютные монархии сложились в Англии и Франции, где судебная, законодательная и исполнительная власти сосредоточились в руках королей. Установление абсолютной власти способствовало развитию национальной промышленности и торговли, укреплению обороноспособности страны.

Словарь

1. Модернизация – это процесс перехода от аграрного общества к индустриальному.

2. Гуманизм – это идеология, согласно которой человек представляет собой высшую ценность в обществе, обладает неотъемлемыми правами и свободами.

3. Аскетизм – принципиальная приверженность строгому образу жизни, основанному на отказе от удовольствий ради высшей цели.

4. Церковная десятина – налог в пользу церкви, выплачиваемый всеми сословиями средневекового населения, составлявший 1/10 часть от доходов.

Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-6-nachalo-epohi-novogo-vremeni

География новейшего времени

Становление отечественной географии в новейшем времени

Советский союз испытывал нужду в географических познаниях. Это могло бы поспособствовать развитию аграрной сферы деятельности.

Для реализации этой задачи началась кампания по подготовке научных учреждений географической направленности и их сотрудников. Решено было создать институт географии. Создали его в Ленинграде, в 1918 году.

Он стал первым подобным заведением не только в СССР, но и во всем мире. В дальнейшем он влился в Ленинградский институт в качестве факультета. В 1934 Москва стала названной столицей советской науки.

Произошло это из-за переезда туда академии наук.

Одним из самых масштабных центров географии стал факультет Московского университета. До этого география отдыхала и набиралась сил в течение ста лет. Её развитием в стране не особо интересовались. По крайне мере в этот период.

Теперь она заняла достойное место в образовательной системе. Тридцать шесть университетов из семидесяти готовили научных работников и преподавателей. Новоиспеченные географы должны были исправить положение.

Было решено, что требуется не только заняться изучением старых данных, но и приобретением новых. Для этого были снаряжены множественные экспедиции.

В этот период было выведено множество теоретических ветвей науки. Эти заслуги признавали не только в СССР. Они так же вызывали интерес и за границей государства.

Можно привести множество примеров прогрессивных научных школ. Все они вложили свой вклад в становление географии.

  • Физико-географическая школа Л.С. Берга
  • Географо-генетическая школа Н.И. Вавилова
  • Географо-геохимическая школа В.И. Вернадского
  • Океанологическая школа Ю.М. Шокальского
  • Биогеографическая школа В.Н.Сухачева
  • Географо-гидрологическая школа В.Г. Глушкова
  • Ландшафто-геофизическая школа А.А. Григорьева
  • Экономико-географическая школа Н.Н. Баранского

Под конец пятидесятых годов советские географы активно участвовали в международном Геофизическом годе. Международное сотрудничество принесло свои плоды. Советские и иностранные ученые проанализировали свои точки соприкосновения и противоречия в теоретических вопросах. Что поспособствовало решению множества проблем.

Особенности зарубежной географии в новейшее время

До первой мировой войны немецкие географы занимали лидирующие места в своей области. Но их действия между двумя мировыми войнами вызвали много споров и разногласий. Концепция была подвержена критике с многих сторон. Она заключалась в совмещении политики и географии.

И носила название – геополитика. Многие вовсе отрицали «научность» этого течения.

Что же такое геополитика в представлении К. Хаусхофера? Это была наука об использовании географических данных для проведения политики. Проводником геополитики нацисткой Германии стал журнал «Zeitschrift fur Geopolitik».

Читайте также:  Музей - в помощь студенту

В шестидесятые немецкие ученые преподнесли новый вклад в науку. На это раз мировая география отнеслась к нему более позитивно. Бобек, Мортенсон, Тролль. Все они работали в области географии независимо друг от друга. Это вызвало разделение науки на сферы. Примеры.

  • Геоморфология
  • Геофизика
  • Метеорология
  • Климатология
  • Океанология

Социальная география тоже была разделена на сферы. Из ее концепции образовалась американская география. Поспособствовал этому немецкий ученый А.Геттнер.

Американская география была довольно узконаправленной сферой. В её задачи входило изучение определенной территории, а не поиск всеобщих правил и закономерностей. В США география считалась социальной наукой, и не подразделялась на различные ветви.

Назначение географии в видении различных школ

Ученые не удосужились дать четкое и краткое определение значение слова география. Конечно же, определение термина существует, но во многих школах оно совершенно разное. И на протяжении времени значения изменяются и обновляются.

Довольно проблематично вместить в коротенькое предложение определение этого слова. И сделать это так, чтобы его значение раскрывалось бы полностью.

Но все же можно попробовать это сделать. География это наука о геосистемах. В обозначении термина присутствует обозначение объекта исследования. Но такое определение не совсем корректно. Ведь география этим объектом не ограничивается.

Чтобы сформулировать полное определение — требуется приложить немало сил. И получиться оно довольно гротескным и вычурным. Ведь обозначение географии должно формироваться не через объект исследования, а через предметное поле или её суть.

Наиболее точные определения даются А. Гумбольдтом и В.В. Докучаевым. Докучаев пытается отобразить сущность географии в определении направления развития науки. Данная формулировка остается актуальной и сегодня. Он задал вектор задач для географии на многие десятилетия. Но его способ описания географии нуждается в регулярном обновлении.

Но все равно есть множество конфликтов и споров относительно терминологии. Отечественные географы считают географию системой наук, в которую входят две части, естественная и общественная. Западные ученые не согласны с такой концепцией.

Американские ученые рассматривают географию иначе. Они считают ее наукой о расселении и человеческой деятельности. В. Тоблер особо яро ратует за то, что география занимается лишь исследованием размещения населения. Это является довольно радикальным взглядом. Но не все его западные коллеги поддерживают такое определение.

Дж. Не разделяют такую точку зрения Матер и А. Пред. Они считают, что география изучает симбиоз населения и природы. И так же симпатизируют физической географии. Множество споров не привели к консенсусу. На сегодняшний день не существует общего обозначения термина география. По крайне мере такого, которое устроило бы всех.

География на всем пути своего становления не потеряла первоначальной концепции. Она по-прежнему изучает поверхность земли. Территориальную дифференциацию природы. И все так же затрагивает аграрную сферу и исследование населения по привязке к определенной местности. Новый виток развития географии непосредственно исходит из идей и опыта предшествующей истории.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/geografiya-novejshego-vremeni/

Географические открытия нового времени (конспект)

В 1768-1771 гг, через полтора века после Абеля Тасмана, английский мореплаватель Джеймс Кук открыл Восточную Австралию и начал ее колонизацию. Свое современное название «Австралия» («Южный») материк получил только в 1814 г.

Во время своего плавания Кук доказал, что Новая Зеландия — это два острова, разделенные проливом, а не часть неизвестного Южного материка. Вместе с тем Джеймс Кук активно исследовал приантарктичних широты.

В 1772-1775 годах он совершил кругосветное путешествие приблизительно на широте мыса Горн, вдоль границы дрейфующих льдов. Экспедиция Кука первой в истории мореплавания пересек Южный полярный круг.

И хотя лишь какая сотня миль отделяло тогда Кука от Антарктиды, он был убежден, что уже не осталось пространства, где мог бы быть материк, разве что вблизи полюса в местах недоступных для мореплавания.

Во время третьей экспедиции Кука были исследованы территории вдоль американского побережья Берингова пролива и открыто Гавайские острова, где он и погиб в стычке с туземцами.

В 1802 году капитан-лейтенант русского морского флота Иван Крузенштерн предложил проект кругосветного плавания для прямого торгового сообщения между российскими портами на Балтике и Аляске.

Он был назначен руководителем первой русской кругосветной экспедиции, которая в августе 1803 году на двух парусниках «Надежда» и «Нева» отправилась из Кронштадта. Первым судном командовал сам Крузенштерн, вторым — его соратник, украинский по происхождению, Юрий Лисянский.

Среди офицеров экспедиции был еще молод Фаддей Беллинсгаузен. В марта 1804 года корабли обогнули мыс Горн и через три недели совместного плавания у Гавайских островов разошлись.

«Нева» направилась к берегам Аляски, а «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский, откуда отправилась с дипломатической миссией в Нагасаки. В 1805 году были исследованы берега острова Сахалин, и северо-западное побережье Северной Америки, а в 1806 году корабли, встретившись, вернулись в Кронштадт.

В целом на протяжении этой экспедиции был открыт Мижпасатну противотоком в Атлантическом и Тихом океанах, проведены важные исследования и собраны многочисленные данные о состоянии воды, атмосферное давление, приливы и отливы в различных районах Мирового океана.

Не прекращались поиски южной полярной земли. Самый удаленный от нас и строжайший по природе материк — Антарктиду было открыто русской экспедицией (1819-1821 гг) во главе с Михаилом Лазаревым и Фадеем Беллинсгаузеном. На судах «Восток» и «Мирный» в январе 1820 г. был достигнут берегов ледового материка, причем в одном из самых недоступных мест Антарктиды.

Первую попытку покорить Северный полюс совершил норвежский путешественник Фритьоф Нансен на корабле «Фрам». Планируя экспедицию, Нансен не надеялся, что корабль пройдет точно через полюс, он намеревался покинуть судно и дойти до полюса пешком.

22 сентября 1893 путешественник завел «Фрам» в ледяное окружения, давая ему вмерзнуть, и когда лед сомкнулся под кораблем, тот словно лег на ледяную постель, начав дрейф, который продолжался полтора года. 14 марта 1895 Нансен покинул корабль, чтобы на собачьих упряжках продолжить свой путь на север.

8 апреля он достиг 86 ° 14 'с широты — самой северной точки, куда доходила человек. Однако за нехватки еды и других жизненно необходимых вещей, путешественник был вынужден повернуть назад, не достигнув полюса.

Первым, кому удалось достичь Северного полюса, был Роберт Пири — американский путешественник-исследователь. Произошло это 6 апреля 1909. Его экспедиция была на полном обеспечении военно-морских сил США.

Покорение Северного полюса всегда было главной целью Роберта Пири, осуществить которую он стремился во время своих четырех предыдущих арктических экспедиций.

По результатам одной из них прославленный американец первым высказал убеждение, что Гренландия является островом.

Кроме Пири Северный полюс стремился открыть и норвежский путешественник Руаль Амундсен, одним из важнейших достижений которого является определение Северного геомагнитного полюса. Впрочем, узнав, что Северный полюс уже покорен, Амундсен направил все свои усилия на достижение самой южной точки Земли.

9 августа 1910 на прославленном корабле Фритьофа Нансена «Фрам» норвежец отправился в Антарктику. А собственно к Южному полюсу экспедиция отправилась 20 октября 1911. Однако и здесь у него оказался соперник — английский мореплаватель Роберт Скотт, который еще два года перед тем проводил исследования в Антарктиде.

Скотт рассчитал, что для достижения Южного полюса и возвращение назад ему понадобится 145 суток. Из средств передвижения Скотт больше всего полагался на коней и тракторы, не уделяя достаточного внимания собакам. Он отправился в путешествие 2 ноября 1911.

Впрочем именно Амундсен удалось достичь полюса первых благодаря удачно выбранному маршруту и, главное, использованию собачьих упряжек. Произошло это 14 декабря 1911. Тогда как английская экспедиция через различные непредвиденные обстоятельства и трудности сделала это только 17 января 1912.

Возвращаясь назад, все пятеро английских исследователей погибли. В дороге Роберт Скотт вел дневник, последняя запись в котором была сделана 29 марта. Тела путешественников было найдено только через восемь месяцев специальной поисковой экспедицией.

В своей предсмертной записке капитан Скотт написал: «Причины поражения не вызваны недостатками в организации, но неудачей в тех рискованных предприятиях, которых нам пришлось принимать». Амундсен успешно вернулся из своей антарктической экспедиции, после которой еще совершал воздушные исследования Арктики.

В начале ХХ века остро стояла необходимость освоения восточного Северного морского пути, хотя возможность его использования допускала еще с XVI века Впервые маршрут был пройден с одной зимовкой в 1878-79 годах экспедицией шведского мореплавателя Нильса Норденшельда на шхуне «Вега».

Но сделать это за одну навигацию впервые удалось российской полярной экспедиции во главе с Отто Шмидтом в 1932 году: чуть больше чем за два месяца было преодолено путь от устья Северной Двины до Берингова пролива.

Кроме уже упомянутого результатам двух экспедиций Шмидта стали открытия архипелага Северная Земля и многих других островов, а также микробиологические, картографические, океанографические исследования, начали комплексное изучение и освоение этого сурового края.

Значительным явлением в истории мореплавания было пиратство, зародившееся в Средиземном море еще в античные времена. Основным ремеслом пиратов всех эпох был грабеж купеческих судов. Впрочем, были и такие пираты, которых можно поставить в один ряд с самыми известными путешественниками и исследователями.

Среди них: второй кругосветной путешественник Фрэнсис Дрейк и Томас Кавендиш, который обогнул Землю океаном третьим в истории. Уильям Дампир в своих странствиях трижды обогнул земной шар и освободил из плена на необитаемом острове моряке, который стал прототипом Робинзона Крузо из романа Даниэля Дефо. Не гнушались пиратским ремеслом отважные пионеры северных акваторий норманны.

Всего пиратами было открыто много небольших островов в Карибском бассейне, Индийском океане и у Австралии.

Случалось в истории, что пираты становились инструментом в военно-политическом противостоянии ведущих держав. Еще в начале ХVI века испанцы закрыли всем иностранным кораблям доступ в моря, омывали их заокеанские владения. К тому времени испанский военный флот был сильнейшим в мире.

Такая политика не могла не вызвать протестов других морских держав Европы, и их главным оружием в этом противостоянии стали пираты. Сначала активную борьбу с Испанией, грабя ее торговые галеоны в Карибском море, вели французские пираты, поощрены своим королем. Затем к ним присоединились англичане.

Самыми известными пиратами тех времен были Фрэнсис Дрейк, действия которого по благословению королевы Елизаветы нанесли значительные потери испанцам, и Томас Кавендиш. Нападения английских пиратов сделали свой значительный «вклад» в поражение Непобедимой Армады — флота, посланного испанским королем Филиппом II для завоевания Англии.

Через сто лет в Карибском море господствовал уже другой англичанин — легендарный Джон Морган.

Пиратство в Индийском океане можно разделить на два этапа. Первый продолжался до прихода сюда европейцев, второй — собственно европейский. Действующими лицами в первом были арабские и малайские пираты, которые не выходили за пределы прибрежных вод. Первыми пиратами-европейцами здесь стали португальцы, к которым впоследствии присоединились англичане и голландцы.

Источник: https://geomap.com.ua/ru-g6/185.html

Глава 11. мировая культура новейшего времени

Узнать стоимость работы по вашей теме

  • FREE
  • Сковородкин В.М. Культурология
  • Искусство и культура Культурология

Новейшее время — культурно-историческоя эпоха, наступление которой связано с рядом социально-политических потрясений: первой мировой войной, революциями в России и другихстранах, расколом мира на две общественные и идеологические системы: капитализм и социализм. Все эти и другие события происходили одновременно с решительными переменами в культуре, духовной жизни людей.

Рассматриваемая эпоха — самая короткая из всех, пережитых человечеством. В то же время она, наверное, самая сложная, наполненная множеством разнообразнейших фактов, процессов и тенденций, весьма противоречивых и неоднозначных.

Цивилизация в XX веке достигла высокой степени зрелости, приобрела постклассические формы и вошла в стадию всеобщего кризиса.

Последнее обстоятельство обусловлено, в частности, глобализацией всех социальных процессов на нашей планете, появлением феномена «мировая (глобальная) культура».

С возникновением в наши дни глобального единства мира и человечества фактически начинается универсальная история земного шара, мировая история. Ее подготовила эпоха великих географических открытий, начало ее относится к нашему веку,«1 — писал К. Ясперс в своей работе «Истоки истории и ее цель» (1948).

Именно мировая культура определяет сущность эпохи, венчает типологическое разнообразие культуры как современной, так и прошедших столетий.

В ее арсенале — общезначимые духовные богатства, созданные различными народами в разных странах и представленные естествознанием и философской мыслью, художественной классикой и массовой культурой; общечеловеческими нормами морали, идеями гуманизма, демократии и свободы, облеченными в религиозную, юридическую или иную форму; к ним можно отнести и интернациональные составляющие быта и образа жизни, спорт, моду и др.

Конечно, вклад отдельных национальных культур в общую «копилку» неодинаков, но все страны и народы могут воспользоваться ее богатствами в результате культурного обмена, с помощью современных средств массовой коммуникации, системы образования, благодаря широкому тиражированию печатной продукции, носителей видео- и аудиоинформации. Ценности мировой культуры, носящие универсальный характер, в том или ином виде проникают в каждую страну, каждый дом, степень ее распространения в наше время беспрецедентна.

Возникновение и существование мировой культуры невозможно без сохранения ее национальных форм, связанных с отдельными этносами.

Все они находятся в постоянном взаимодействии, обогащая друг друга и активизируя тем самым свое собственное развитие. Общее и национально-особенное в культуре представляют собой два противоречиво сочетающихся начала.

С одной стороны, они дополняют друг друга, с другой — порой находятся в состоянии противостояния и конкуренции.

В XX веке происходит сложный процесс превращения национального в глобальное и наоборот. Ценности национальной культуры, конечно, значимы не только для соответствующей нации, но и для всего мира, представляя для него интерес именно своей самобытностью и неповторимостью.

Так, в течение многих столетий, вплоть до нашего времени, европейцы «открывали» для себя Восток и другие районы мира, привлекавшие их своей непохожестью на привычные реалии Запада. В XX в.

в Европе и Америке получили распространение такие элементы восточных культур, как индуизм и буддизм, дзюдо и карате, икебана, африканская скульптура и музыка, нетрадиционные для Запада методы лечения.

— 1 Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. I. — М. 1991. С. 120.

Однако взаимодействие мировой и национальных культур не всегда происходит безболезненно для последних. Нередко национальное в своей культуре воспринимается некоторыми людьми как архаика, как нечто устаревшее и потерявшее свою актуальность.

Чаще это относится к традиционным ценностям, фольклору, но порой таким же бывает отношение и к созданному сегодня, но не укладывающемуся в «мировые стандарты». Космополитические тенденции и настроения в наше время свойственны многим, в т.ч.

и представителям интеллигенции, в самых различных частях мира.

Одна из важных тенденций развития современной культуры -интернационализация и утрата национальной специфики (как происходящий, но не завершившийся процесс). В XIX-первой половине XX вв.

определяющей была вестернизация, т.е. доминирование западноевропейской культуры и ее влияние на другие регионы.

После второй мировой войны усиливаются США, и можно говорить об американизации мировой и национальных культур.

Американизация — это массированное проникновение американской культурной продукции и переориентирование национальных культур, духовной жизни, системы ценностей, образа жизни многих стран и народов под влиянием США. Ее достижения во всех областях становятся образцом для подражания, вожделенной мечтой.

Американская культура в силу своей распространенности в большей степени определяет содержание и характер мировой культуры.

Она сама — как бы ее слепок, представляющий собой синтез различных расово-этнических элементов (включая индейские и негритянские); многие ее деятели — выходцы из разных стран или же дети и внуки эмигрантов, включая российских, хотя, конечно, преобладает здесь англосаксонский элемент.

Американизация — одна из самых заметных тенденций в искусстве и особенно массовой культуре. Н.Н.

Читайте также:  Патентное право - в помощь студенту

Калитина, говоря о французском изобразительном искусстве второй половины века, подчеркивает, что оно характеризуется неким усредненным западноевропейским уровнем; «все более очевидным становится ориентация на американские художественные образцы и потеря национального лица.» 1 Заметим, что речь идет о Франции, бывшей в течение многих десятилетий законодательницей мировой художественной моды.

Таким образом, процесс интернационализации (космополизации) культуры чрезвычайно характерен для второй половины XX в. Он проявляется в том, что в духовной и материальной жизни различных стран и народов возрастает доля общих черт при соответствующем сокращении национально-специфического элемента.

С определенной условностью можно сказать, что французская культура становится все менее «французской», итальянская — «итальянской» и т.д., имея в виду их традиционный специфический облик.

Тем более это относится к странам молодым, без древней культурной традиции, у которых эта специфика в достаточно развитом виде вообще не сформировалась.

Классическим примером такой страны является Австралия. Этот континент был открыт испанскими и голландскими моряками в начале XVII в. Однако первое поселение европейцев там появилось только в 1 788 г.

(на месте современного Сиднея) — из Англии прибыла большая группа ссыльных. 60% населения современной Австралии — эмигранты из разных стран, приехавшие сюда за последние полвека. Аборигены составляют всего 4%.

Здесь отсутствуют черты национальной самобытности, хотя явно преобладает англоамериканская культура и образ жизни.

— 1 Калитина Н. Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII-XX веков. — Л., 1990. С. 244.

Источник: https://scholar.su/uchebniki/skovorodkin-kulturologiya/glava-11-mirovaya-kultura-novejshego-vremeni

Урок 18. новое и новейшее время — Окружающий мир — 4 класс — Российская электронная школа

Окружающий мир 4 класс

Урок 18. Новое и Новейшее время.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Эпоха Нового времени.
  2. Величайшие географические открытия.
  3. Технический прогресс.
  4. Эпоха Новейшего времени.
  5. Освоение космоса.
  6. Первая и Вторая мировые войны.
  7. ООН.
  • Глоссарий по теме:
  • Живописец — художник, который занимается живописью.
  • Скульптор – художник, создающий скульптуры.
  • Анатомия – наука о строении живого организма и его отдельных
  • органов.
  • (Большой толковый словарь русского языка гл.редактор

С.А.Кузнецов).

  1. Рукописи – подлинник или копия текста, написанные от руки.
  2. Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение
  3. искусства, образцовое создание мастера.
  4. Прогресс — поступательное движение, улучшение в процессе развития
  5. (Толковый словарь Ожегова)
  6. Инженер – в переводе с французского «изобретатель»
  7. Ключевые слова:
  8. Наука; культура; техника; географические открытия;
  9. предпринимательство; исследование; форма правления; война;
  10. ядерное оружие; космос.
  11. Основная и дополнительная литература по теме урока:
  12. Обязательная литература:
  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. с. 9-12.

Дополнительная литература:

  1. Окружающий мир. Проверим себя. 4 класс.: тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч./ А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – М.: Просвещение, 2016. с. 10-12
  2. Окружающий мир. Тесты. 4 кл.: пособия для учащихся общеобразовательных организаций. АА.Плешаков, Н.Н.Гара. — М.: Просвещение, 2016. с. 61-70.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Как мы с вами уже знаем, вся история человечества разделена на исторические периоды. С историей первобытного строя, Древнего мира и Средних веков мы познакомились на предыдущем уроке.

Сегодня мы опять будем путешествовать по истории и отправимся в исторические периоды Нового и Новейшего времени.

Узнаем, в чём отличие этих исторических периодов от предыдущих, узнаем о величайших географических открытиях, о техническом прогрессе и многом другом.

1. После эпохи Средневековья с 1500 года наступил период Нового времени. Продолжался он до 1900 года, т.е до 20 века. С наступлением Нового времени мир стал совсем другим. Стали цениться стремления человека найти применение своим талантам и знаниям. Эта эпоха подарила миру много талантливых, великих людей.

Итальянец Леонардо да Винчи был и живописцем, и архитектором, и скульптором, и учёным и инженером. Одна из самых известных картин в мире — «Мона Лиза» или «Джоконда» — написана им. Эта картина и сегодня не оставляет равнодушным зрителя. Считается, что художник в своей картине показал идеал женской красоты.

Леонардо да Винчи принадлежат и многие открытия в области науки, технологии, биологии, медицине. В его рукописях нашли чертежи аэроплана, вертолёта, танка, велосипеда, подъёмного крана. Он интересовался анатомией очень известная его работа «Изображение пропорций человеческого тела».

Спасательный круг – его изобретение, которым мы пользуемся и сегодня, дошло до нас почти без изменений. Да Винчи изобрёл перепончатые перчатки, которые потом превратились в ласты. Машина для метания бомб, танк, штурмовые лестницы, катапульта, переносные мосты и многое другое. Леонардо да Винчи по праву называют гением.

Рафаэль Санти тоже итальянец, художник и архитектор, живший во времена Нового времени. Знаменитые его шедевры – «Афинская школа», «Сикстинская Мадонна», «Преображение» выставляются в самых именитых музеях мира.

Англичанин Даниэль Дефо подарил миру замечательный роман «Робинзон Крузо». Главного героя романа так и зовут – Робинзон Крузо, который в результате крушения корабля попадает на необитаемый остров и проводит там целых 28 лет. На острове его ожидают много опасных приключений, с которым он справляется . Робинзон сумел выжить, не одичать, благодаря сильному характеру, воле к жизни, трудолюбию.

Известный писатель Жюль Верн родился во Франции в 1828 году. Он писал приключенческие и фантастические романы, которые очень популярны и сегодня. Один из таких романов – «Дети капитана Гранта». Герои романа отправляются на поиски пропавшего во время кораблекрушения капитана Гранта. Через опасности, приключения, трудности они всё же достигают своей цели.

Александр Сергеевич Пушкин, Лев Николаевич Толстой, Иван Сергеевич Тургенев – эти имена знакомы даже самым маленьким читателям нашей страны. Это великие русские поэты и писатели. Они тоже жили и творили в эпоху Нового времени.

2.Было открыто много новых земель, морей, океанов. Отважные мореплаватели отправлялись в кругосветные путешествия. В 1519 – 1521 годах первую такую экспедицию возглавил португалец Фернан Магеллан.

Эта экспедиция подтвердила догадки учёных о том, что Земля имеет форму шара. С тех пор карта мира была изменена.

Во время экспедиции Магеллан открыл пролив, который был назван в честь него – Магелланский пролив.

Именно в эту эпоху произошла так называемая «встреча» Америки и Европы. Испанский мореплаватель Христофор Колумб в 1492 году пересёк Атлантический океан и открыл до тех пор неизвестную часть света – Америку. Её называли Новым светом, Старый свет – это Европа, Африка, Азия.

Исследовались земли в глубине материков. Русские путешественники осваивали территорию Сибири. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев открыли Антарктиду.

3.Новое время оставило нам немало удивительных технических изобретений. Пароход и паровоз – это величайшие изобретения 19 века. Первый паровоз был создан в Великобритании в 1803 году

изобретателем Ричардом Тревитиком, а пароход американцем Робертом Фултоном в 1809 году. В конце 19 века появилось электрическое освещение, радио, кино, фотография, телефон и метро.

В период Нового времени активно начинает развиваться предпринимательство. Растут рынки, создаются торговые компании, появляются первые банки и торговые биржи. Развивается мировая торговля.

Новое время принесло изменения и в архитектуре. Именно в этот период сложился внешний облик многих городов – Вена, Санкт-Петербург, Париж, Лондон.

Новое время – это время выдающихся географических открытий, величайших технических изобретений, что существенно облегчило жизнь человеку. Железные дороги, пароходы, телеграф связали между собой страны и континенты.

4.С начала 20 века начинается период Новейшего времени, который продолжается сегодня. Самый короткий период в истории человечества, чуть больше 100 лет. Но за эти сто лет жизнь человека, его быт, наука, техника изменилась кардинально. Менялась она стремительно.

К географическим открытиям можно отнести покорение человеком Северного и Южного полюсов. Все эти годы они оставались недоступными. И только в начале 20 века полярники решили бросить вызов природе. Американец Роберт Пири в 1909 году покорил Северный полюс, а норвежец Руал Амундсен в 1911 году Южный полюс.

В 20 веке появилось много новых стран, которые отличались от стран в прежние исторические периоды. Если до Новейшего времени страной управлял один человек – монарх, то к концу 20 века власть выбирали жители страны, т.е власть стала выборной. Города тоже изменились. Появились города с численностью жителей в несколько миллионов.

  • Самолёты, скоростные поезда, автомобили, метро – всё это стало неотъемлемой частью жизни.
  • С сумасшедшей скоростью развивается технический прогресс – компьютеры, телефоны, телевизоры, разнообразная бытовая техника – всё это для нас привычные вещи.
  • Если раньше люди, живущие в разных городах и континентах, могли общаться с помощью писем и телеграфа, то в Новейший период появилась мобильная связь, человек может в любой момент связаться с любой точкой нашей планеты.
  • Величайшее достижения человечества – это всемирная электронная сеть «Интернет».

5.В 20 веке сбылась мечта учёных Средневековья – человек покорил космос. Вы уже знаете, что первым человеком, побывавшем в космическом пространстве, был Юрий Алексеевич Гагарин, наш соотечественник. 12 апреля 1961 года он на космическом корабле «Восток» отправился в космическое путешествие.

Медицина тоже стремительно ла вперёд. Учёные нашли много средств для лечения разных болезней. Появилось много различных лекарств.

6.Но, к сожалению, 20 век вошёл в историю не только великими открытиями и изобретениями, но и страшными событиями.

Две самые ужасные, кровопролитные войны прошли в 20 веке. Первая мировая война началась в 1914 году и закончилась в 1918 году. Вторая мировая война, начало её в 1939 году, а закончилась 9 мая 1945 года.

В 20 веке люди изобрели самое разрушительное оружие во всей истории – ядерное оружие.

7.После этих страшных событий, со временем, люди стали понимать, что важнее, чем мир на всей планете, нет ничего. Когда закончилась Вторая мировая война страны, одержавшие победу, создали Организацию Объединённых Наций, короткое называние ООН.

В эту организацию входят почти все страны. От каждой страны там находится представитель. Цель организации – сохранение мира на планете и укрепление сотрудничества между государствами.

20 столетие – это время величайших открытий и достижений в истории человечества и время двух самых кровопролитных войн.

Очень сложный и долгий путь прошёл человек, чтобы стать таким, как сейчас.

Мы живём в период Новейшего времени. Каким будет это время в дальнейшем, зависит только от нас, от людей, живущих на самой красивой планете Земля. Мы должны сделать всё, чтобы на планете не было войн. Будущее зависит от вас – от подрастающего поколения. Помните это!

Разбор типового тренировочного задания

  1. Текст задания: Соедините попарно великих путешественников и цели их путешествий.

Варианты ответов: Руаль Амундсен, Роберт Пири, Америка, Северный полюс, Антарктида, Америго Веспуччи

Руаль Амундсен Роберт Пири Америго Веспуччи
Антарктида Северный полюс Америка

Разбор типового тренировочного задания.

  1. Текст вопроса: Когда происходила Первая мировая война?
  1. Варианты ответов:
  2. А. в 1905-1908 годах
  3. Б. в 1914-1918 годах
  4. В. в 1918-1923 годах
  5. Правильный вариант ответа: Б. в 1914-1918 годах
  6. .

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4600/conspect/

Урок по географии "География Нового времени" (6 класс)

  • Тема: География Нового времени
  • Цель: продолжить формировать у обучающихся знания о географических открытиях в ХVІІ — начале ХІХ века, развивать умение работать с различными источниками географических знаний.
  • Задачи:
  • обучающие
  • формирование знаний о развитии географической науки в эпоху Нового времени;
  • изучение маршрутов путешествий Дж.Кука, Ф.Беллинсгаузена и М.Лазарева, Р.Пири, Р.Амундсена;

развивающие

  • формирование навыков работы с тематическими географическими картами;
  • развитие у обучающихся умений подбирать из разных источников информацию об изучении и исследовании Земли в эпоху Нового времени, анализировать маршруты путешественников, сравнивать результаты путешествий и экспедиций в разные времена, сопоставлять географические и исторические факты для установления причинно-следственных связей;

воспитательные

  • привитие интереса к изучению географии на примере открытий великих путешественников;
  • воспитание умения слушать товарищей, оценивать их работу.
  1. Тип урока: комбинированный.
  2. Оборудование: физическая карта мира, атласы, контурные карты, учебник, индивидуальные карточки, проектор.
  3. ХОД УРОКА
  4. I. Организационный момент
  5. Приветствие, проверка присутствующих, подготовка рабочего места
  6. II. Актуализация опорных знаний

— Что такое эпоха Великих географических открытий (далее ВГО)? Какой временной период она занимала?

  • — Какие факторы послужили толчком для начала эпохи ВГО?
  • — Назовите основные достижения эпохи ВГО.
  • «Географическое лото»: ученикам предлагаются соотнести отдельные факты о путешествиях с фамилиями исследователей Земли.
  • Ответы:
  • Марко Поло – 3, 9
  • Ибн Батута – 4, 10
  • Васко да Гама – 6,7
  • Х.Колумб – 2, 8
  • Ф.Магеллан – 1, 5
  • Задания:
  • 1) Совершил первое кругосветное путешествие
  • 2) Путешественник, открывший Америку
  • 3) Описал свое путешествие по Китаю в книге «О разнообразии миров»
  • 4) За 24 года прошел 130 тыс.км
  • 5) Путешественник, открывший самый большой океан Земли
  • 6) Первым достиг морским путем Индию
  • 7) Путешественник продолживший дело Бартоломеу Диаша и достигший Индии восточным морским путем
  • 8) Путешественник, который первым пересек Атлантический океан и открывший Вест-Индию
  • 9) Путешественник, открывший европейцам в 13 веке таинственный Китай
  • 10) Путешественник, который в 13 веке обошел Северную Африку, Ближний Восток, Поволжье, Среднюю Азию, Китай, а также побывал на землях современного Крыма
  • Взаимопроверка. Оценивание
  • Индивидуальная работа – определить координаты по политической карте в атласе (по карточкам):

Триполи – 320с.ш., 140в.д.

Кито – 10ю.ш.,790з.д.

600с.ш., 100в.д. – Осло

  1. Оценивание результатов учителем
  2. III. Мотивация учебной деятельности
  3. Проблемный вопрос

— Как вы думаете, путешествие Магеллана завершило эпоху ВГО? Почему?

-Что такое «Terra Incognita»?

— Кто впервые изобразил ее на своих картах? Почему?

Постановка целей и задач урока

IV. Изучение нового материала

Отрывок из фильма «ВГО. Джеймс Кук», рассказ учителя о путешествии Дж.Кука

Проблемный вопрос

— Можно ли сказать, что открытие Дж.Кука поставило точку в открытии новых земель и океанов? Почему?

Самостоятельная работа (в парах) с учебником, картами атласа; заполнение хронологической таблицы

 Период

  • Путешественники
  • Географические достижения
  • 1768-1779
  • Дж.Кук
  • 1820

Ф.Беллинсгаузен, М.Лазарев

  1. 1909
  2. Р.Пири
  3. 1911
  4. Р.Амундсен
  5. Физминутка
  6. Представление результатов самостоятельной работы, показ на географической карте маршрутов путешествий

Представление исследовательских проектов «Р.Пири», «Р.Амундсен» (индивидуально).

  • Индивидуальное сообщение «Цинга»
  • V. Закрепление новых знаний, умений, навыков
  • Беседа
  • — Какие открытия были совершены в Новое время?
  • — Какие предположения древних ученых были подтверждены путешественниками в Новое время?
  • — Как вы думаете, почему потребовался очень длительный период времени для доказательства древних ученых?
  • — Почему Антарктида была последним из открытых материков?
  • — Сколько материков и океанов на Земле?
  • Дидактическая игра «Да – нет»

1) Дж.Кук достиг северного побережья Австралии в ХVI веке (-).

2) В 1820 году Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев достигли берегов Антарктиды (+).

3) Эпоха Нового времени продолжалась с ХVІІ до начала ХІХ века (+).

4) Фредерик Кук достиг первым северного полюса, опередив Р.Пири (-).

5) Южный полюс был открыт двумя экспедициями: Р.Амундсена и Р.Скотта (+).

  1. VI. Итог урока
  2.  «Снежный ком» (о содержании урока, достижении поставленных целей и задач)
  3. VII. Домашнее задание
  4. Параграф № __, ответить на вопросы, подготовить рассказ «Я – … (имя путешественника)»
  5. Исследовательские проекты (индивидуально)
  6. Рекомендовано: просмотреть фильм «ВГО. Джеймс Кук» (ВВС)

Источник: https://infourok.ru/urok-po-geografii-geografiya-novogo-vremeni-klass-2311634.html

Ссылка на основную публикацию