Фирма и отрасль — в помощь студенту

Фирма и отрасль - в помощь студенту

Неоплачиваемая стажировка

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Приглашаем на стажировку в крупную известную стабильную компанию, с возможностью последующего трудоустройства.
На территории работодателя или удалённо на дому. Возможность получить бесценный опыт, реализовать свои профессиональные навыки и идеи. Срок стажировки от 1 до 3 месяцев.
Сплочен…

Фирма и отрасль - в помощь студенту

40 000

Приглашаем выпускников пройти стажировку с последующим трудоустройством в компании, занимающейся проектированием и разработкой лабораторного оборудования.
Размер заработной платы определяется после собеседования.

Фирма и отрасль - в помощь студенту

Неоплачиваемая стажировка

Обучение, индивидуальный график
Бесплатный чай и кофе в офисе компании
Помощь в обучении внутри компании с последующей возможностью трудоустройства
Остальные условия стажировки обсуждаются с каждым кандидатом в индивидуальном порядке
Возможна удаленная работа
Компенсация проезда Москва-Ско…

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Пирамида. виды пирамид - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Фирма и отрасль - в помощь студенту

Неоплачиваемая стажировка

— Обучение, индивидуальный график
— Бесплатный чай, кофе и сливки в офисе компании
— Помощь в обучении внутри компании с последующей возможностью трудоустройства
— Остальные условия стажировки обсуждаются с каждым кандидатом в индивидуальном порядке.

Фирма и отрасль - в помощь студенту

Неоплачиваемая стажировка

— Обучение, индивидуальный график
— Бесплатный чай, кофе и сливки в офисе компании
— Помощь в обучении внутри компании с последующей возможностью трудоустройства
— Остальные условия стажировки обсуждаются с каждым кандидатом в индивидуальном порядке

Фирма и отрасль - в помощь студенту

Неоплачиваемая стажировка

— Обучение, индивидуальный график.
— Остальные условия стажировки обсуждаются с каждым кандидатом в индивидуальном порядке.
— Бесплатный чай, кофе и сливки.

Фирма и отрасль - в помощь студенту

30 000

Дружный коллектив, отсутствие строгого дресс-кода
График 5/2 с 9.00 до 18.00 (выходные сб, вс и все праздники)
Заработная плата 30000 руб.
Обучение по стандартам компании в процессе работы
Оформление в соответствии с ТК РФ
Комфортабельный офис в шаговой доступности от м. Семеновская
Своя…

Фирма и отрасль - в помощь студенту

10 000

— Гибкий график работы: полный/ неполный рабочий день/ гибкий график;
— реальные возможности для личного и профессионального развития
— заработная плата раз в две недели по административно-хозяйственной деятельности
— крупные премии после сдачи проекта
— по завершению стажировки возможно…

Фирма и отрасль - в помощь студенту

Неоплачиваемая стажировка

Организация и проведение практики студентов Учебного заведения в соответствии индивидуальным планом практиканта. Создание условий для качественного овладения студентами профессиональными знаниями, умениями и навыками труда, отвечающими требованиям безопасности и соответствующим санитарно-…

Фирма и отрасль - в помощь студенту

30 000

— Длительность стажировки 3 года
— Стажировка оплачивается
— Индивидуальный ежемесячный график работы с возможностью совмещать работу с учебой
— Возможность занять руководящую позицию после окончания ВУЗа, в случае успешного прохождения стажировки
— Работа на территории производства (г. Од…

Источник: https://students.SuperJob.ru/stazhirovki/moskva/?industry=16

Студентам и выпускникам

Фирма и отрасль - в помощь студенту Программа для выпускников «На старт!»

Выпускникам и студентам

«Газпром нефть» заинтересована в квалифицированных молодых специалистах. Компания ведет системную работу с выпускниками и студентами, принимая лучших на работу.

Фирма и отрасль - в помощь студенту

Взаимодействие с вузами-партнёрами реализуется «Газпром нефтью» в рамках соглашений и меморандумов о сотрудничестве и направлено на решение следующих задач:

  • совместно с учебными заведениями реализовывать магистерские программы и программы дополнительного профессионального образования по подготовке специалистов с необходимым набором компетенций;
  • предоставлять целевым студентам возможность прохождения практики в компании;
  • развивать компетенции будущего, такие как цифровая эрудиция, системное мышление и умение работать в кроссфункциональных проектах, через внедрение новых учебных дисциплин;
  • внедрять инновационные подходы к обучению, такие как индивидуальные траектории развития, хакатоны, кейс-чемпионаты, проектная работа и др.;
  • адаптировать существующие учебные программы под потребности компании;
  • предоставлять возможность стажировок преподавательского состава вузов в компании;
  • распространять лучшие практики по образовательным форматам и методам обучения;
  • оказывать поддержку участия студентов в научно-практических конференциях, форумах, семинарах с целью погружения в инновационную деятельность;

Фирма и отрасль - в помощь студенту

«Газпром нефть» сотрудничает с высшими учебными заведениями, совершенствуя образовательные программы в соответствии с трендами отрасли и привлекая экспертов компании к организации учебного процесса.

Специальный навигатор поможет построить образовательный маршрут тем, кто планирует в будущем работать в «Газпром нефти».

Посетить ярмарку вакансий

Вузы-партнеры ежегодно проводят ярмарки вакансий, на которых студенты старших курсов могут пройти предварительное собеседование с рекрутерами «Газпром нефти». Здесь же можно узнать о практиках и стажировках в компании.

Фирма и отрасль - в помощь студенту

Принять участие в образовательных проектах

Зарекомендовать себя можно обладая глубокими знаниями в соответствующих науках и пройдя обучение по специализированным магистерским программам, которые реализуются в университетах-партнерах:

http://www.spbstu.ru

  • Куда идти на бакалавра
  • «Математика»
  • «Прикладная математика и информатика»
  • «Механика и математическое моделирование»
  • «Прикладная математика»
  • «Математика и компьютерные науки»
  • «Прикладные математика и физика»
  • «Физика»
  • «Техническая физика», «Геофизика»

Куда идти в магистратуру

Магистратура «Математическое моделирование процессов нефтедобычи»

https://gubkin.ru/

Куда идти в магистратуру

Базовая кафедра «Геология углеводородных систем»

  1. Куда идти на бакалавра
  2. «Геология»
  3. «Нефтегазовое дело»
  4. «Химическая технология», «Геофизика»

Куда идти в магистратуру

Базовая кафедра «Технологии повышения нефтеизвлечения в осложненных условиях»

https://mipt.ru/

  • Куда идти на бакалавра
  • «Математика»
  • «Прикладная математика и информатика»
  • «Механика и математическое моделирование»
  • «Прикладная математика»
  • «Математика и компьютерные науки»
  • «Прикладные математика и физика»
  • Физика
  • «Техническая физика»

Куда идти в магистратуру

Магистратура «Science Engineering: моделирование нефтегазовых месторождений»

https://www.tyuiu.ru/

Куда идти в магистратуру

Магистратура «Промышленное и гражданское строительство на объектах нефтедобычи»

https://www.utmn.ru/

  1. Куда идти на бакалавра
  2. «Математика»
  3. «Прикладная математика и информатика»
  4. «Прикладная математика»
  5. «Математика и компьютерные науки»
  6. «Прикладные математика и физика»
  7. «Физика»
  8. «Техническая физика»
  9. «Нефтегазовое дело»

Куда идти в магистратуру

Магистерская программа «Концептуальный инжиниринг месторождений нефти и газа»

http://hw.tpu.ru/

  • Куда идти на бакалавра
  • «Математика»
  • «Прикладная математика и информатика»
  • «Механика и математическое моделирование»
  • «Прикладная математика»
  • «Математика и компьютерные науки»
  • «Прикладные математика и физика»
  • «Физика»
  • «Техническая физика», «Геофизика»
  • «Геология»
  • «Нефтегазовое дело»
  • «Химическая технология»

Куда идти в магистратуру

Магистерские программы “MSc in Petroleum Engineering” и “MSc in Reservoir Evaluation and Management”

http://www.omgtu.ru/

  1. Куда идти на бакалавра
  2. «Химическая технология»
  3. «Технологические машины и оборудование»
  4. «Управление в технических системах»
  5. «Фундаментальная информатика и информационные технологии»
  • Куда идти в магистратуру
  • «Химическая технология»
  • «Автоматизация технологических процессов и производств»
  • «Фундаментальная информатика и информационные технологии»

http://rusoil.net

  1. Куда идти в магистратуру
  2. Экономика
  3. Финансы нефтегазовой отрасли
  4. Менеджмент
  5. Производственный менеджмент
  6. Государственное и муниципальное управление
  7. Промышленное и гражданское строительство
  8. Корпоративный контроль и анализ на предприятиях нефтяной и газовой промышленности
  9. Управление закупочной деятельностью нефтегазового предприятия

http://www.mstu.edu.ru/

Программа дополнительной подготовки

«Закупки и логистика шельфовых проектов в нефтегазовой отрасли»

https://www.nsu.ru/n/

  • Куда идти в магистратуру
  • «Нефтяной инжиниринг и математическое моделирование»
  • «Моделирование нефтегазовых систем»
  • «IT-геофизика»

Во время обучения в магистратуре студенты участвуют в реализации реальных инженерных проектов для месторождений «Газпром нефти» и в специальных учебных модулях, которые направлены на развитие личностных навыков студентов. Обучение при поддержке компании — это гарантия приоритетного рассмотрения кандидатур выпускников в конкурсе на профильные должности.

«Газпром нефть» совместно с ведущими вузами Санкт-Петербурга, Уфы и Мурманска реализует программы дополнительной подготовки по двум направлениям: «Управление закупками на предприятиях нефтегазового комплекса» (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ)) и «Закупки и логистика шельфовых проектов в нефтегазовой отрасли» (Мурманский государственный технический университет (МГТУ)). Этапы отбора и ссылка на подачу заявки доступны по ссылке.

В компании реализуется программа развития молодых специалистов «На старт!», в которую включены лучшие наставники, новые знания, увлекательные проекты и карьерный рост. Принять участие в программе возможно выпускникам вузов. С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте программы.

Ежегодно в трех вузах ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет», ФГБОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) им. И.М.

Губкина» и ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П.

Бугаева» проходит набор абитуриентов на специализированные кафедры «Газпром нефти», где ведется подготовка специалистов для нефтегазовой промышленности.

Фирма и отрасль - в помощь студенту

Участвовать в профориентационных мероприятиях

С целью выбора наиболее перспективных кандидатов на целевое обучение ежегодно в дочерних обществах «Газпром нефти» осуществляется комплекс профориентационных и отборочных мероприятий для абитуриентов (предметные олимпиады, тестирование, анкетирование, собеседование, конкурс портфолио и другие). Ежегодно в профильных вузах «Газпром нефть» проводит хакатоны, кейс-чемпионаты, бизнес-игры, обзорные экскурсии и др. Победители мероприятий получают возможность пройти стажировку в компании и в дальнейшем перспективу на трудоустройство.

Найти работу самостоятельно

Найти подходящую должность в компании можно и самостоятельно, без помощи учебного заведения. С актуальными вакансиями можно ознакомиться на сайте «Газпром нефти».

Источник: https://www.gazprom-neft.ru/career/graduates/

Как крупные компании ищут себе сотрудников через вузы | Rusbase

Согласно глобальному исследованию рынка труда The Hays Global Skills Index 2015, навыки работников все меньше соответствуют запросам и потребностям российского бизнеса. Чтобы сократить этот разрыв, компании стараются брать инициативу в свои руки и участвуют в подготовке будущих кадров.

Представители нескольких компаний рассказывают о том, что получают компании от сотрудничества с вузами, какие перспективы, в свою очередь, открываются для студентов и какие форматы взаимодействия с потенциальными кадрами эффективнее всего.  

Как крупные компании ищут себе сотрудников через вузы Никита Стаценко

Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.

Фирма и отрасль - в помощь студенту

Павел Захаров, вице-президент по технологическому консалтингу Oracle СНГ

Направление обучения: IT

Сотрудничество: МГТУ им. Баумана, НИУ ВШЭ, Финансовый университет при правительстве ФР, СПГУ, МГУ им. Ломоносова

Пример: курс «Цифровая трансформация бизнеса» совместно с НИУ ВШЭ, длительность – 3 месяца

Высокотехнологические компании начинают растить свои кадры уже со скамьи вуза, инвестируя в различные молодежные обучающие программы, профильные курсы и так далее. Мобильные сервисы, облачные вычисления, интернет вещей меняют каждый аспект взаимодействия с сотрудниками, клиентами и, в целом, – подходы к ведению бизнеса. Новые подходы – новые знания.

Сегодня вузы обладают мощной теоретической базой. Тем не менее для выпускника, который планирует развивать свою карьеру, особенно в ИТ-отрасли, уже курсе на третьем важно задумываться и о практических навыках в своей области.

В Oracle мы видим выход в партнерских программах с учебными заведениями – только так студенты могут получить релевантный опыт и представление о реальных условиях работы. А мы, в свою очередь, знакомимся с перспективными потенциальными сотрудниками.

Те, кто сейчас учится в вузе – это представители «поколения Y», которое воспринимает высокие технологии как естественную часть жизни. Они очень сильно отличаются от своих родителей и уже начинают формировать будущее IT. Поэтому образовательные программы и общение со студентами – это опыт, который взаимно обогащает.

Осенью 2015 года совместно с НИУ ВШЭ мы запустили курс «Цифровая трансформация бизнеса». Свыше 500 студентов из разных вузов прошли онлайн-занятия и мастер-классы: среди них МГТУ им. Баумана, НИУ ВШЭ, Финансовый университет при Правительстве РФ, Санкт-Петербургский Государственный университет, МГУ им. Ломоносова.

В целом, образовательная инициатива Oracle Academy помогает развивать свои процессы обучения примерно ста вузам в России. За последние пять лет более 100 тысяч студентов из России и стран СНГ приняли участие в олимпиадах Oracle по программированию на Java и SQL.

В 2015 году в нескольких учебных заведениях Северной Осетии завершилось обучение группы преподавателей информатики по открытой платформе Alice для школ.

Также у нас есть научно-развлекательный проект Oracle Raspberry Pi Weather Station for Schools, который предназначен для школьников – они тоже учатся работать с сетевыми технологиями и базами данных.

Пресс-служба компании «Сбербанк-Технологии»

Направление обучения: IT

Сотрудничество: МФТИ, МИФИ, РЭУ им. Плеханова, Сколтех, МГТУ им. Баумана

Пример: спецкурсы по Java и QA в НГУ, длительность – 4 месяца

Задача компании «Сбербанк-Технологии» – разработка высококачественного ПО и предоставление услуг по его внедрению для главного заказчика, группы «Сбербанк». Команда «СберТеха» стремительно развивается, количество проектов растет год от года.

По мере усложнения задач в области IT, вопрос подготовки кадров становится для нас все актуальнее. Поэтому разработка собственных образовательных программ и взаимодействие с лучшими вузами – стратегическое направлений развития «СберТеха».

В 2014 году мы основали кафедру банковских информационных технологий на базе МФТИ (Московский Физико-Технический Институт). Обучение ведется по направлениям: системы расчета, контроля и управления рисками в банковской сфере, разработка распределенных банковских систем, анализ больших массивов данных (big data). Студенты совмещают работу в СБТ и учебу на кафедре.

Мы стремимся максимально погрузить студентов в специфику работы, частично обучение проходит в офисе «СберТеха», часть курсов читают наши лучшие специалисты. Студенты кафедры получают и теоретический, и практический опыт по самым востребованным IT-направлениям, спрос на которые будет только расти.

Активное участие в подготовке будущих IT-специалистов – залог успеха современной IT-компании, и здесь большую ставку вы делаем на сотрудничество с ведущими вузами по всей России. Первый набор кафедры БИТ составил 26 выпускников бакалавриата МФТИ, в 2015 году мы увеличили набор.

Мы совершенствуем программу: начали сотрудничество с Иннополисом, их профессор будет читать курс «Тотальная визуализация». Также ввели курс по основам бизнес-коммуникаций, так как наши студенты и будущие сотрудники «СберТеха» должны владеть основами бизнес-этики и навыками эффективной работы в команде. В 2016 году планируем открыть аспирантуру и активно расширять состав преподавателей.

С 2014 года мы работаем с МИФИ – являемся партнером факультета Кибернетики и Безопасности.

Читайте также:  Особенности применения счета 42 «торговая наценка» - в помощь студенту

Стандартная программа факультета дополнена специализированными предметами по современным технологиям разработки прикладного программного обеспечения, которое применяется в «СберТехе».

Программа обучения дает возможность получить новые знания, которые выходят за рамки учебных дисциплин МИФИ и, безусловно, пригодятся в будущем трудоустройстве в нашу компанию.

Студенты МИФИ ежегодно проходят практику в «СберТехе». Начинающие программисты получают ценные знания по редким направлениям и специализациям, накапливают практический опыт в масштабных и уникальных проектах под руководством опытных наставников.

С начала 2016 года мы успешно работаем с Новосибирским Государственным Университетом, читаем спец.курсы по Java и QA. Курс длится четыре месяца, по итогу обучения лучшие студенты получают сертификаты и предложение о работе в новосибирском офисе «СберТеха».

С несколькими вузами мы взаимодействуем в рамках договоров на практику: МГТУ им. Баумана, РЭУ им. Плеханова, Сколтех и другими.

Помимо этого, мы активно работаем со студентами и молодыми специалистами без привлечения вузов. Например, этим летом запускаем бесплатные мастер-классы по Java в четырех городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Новосибирск.

Преподавать на курсах будут сотрудники «СберТеха», а лучшим студентам мы предложим работу.

Что важно – будет двухуровневый отбор в группы (то есть качественный состав студентов), обучение будет максимально прикладным с реальными практическими задачами.

Фирма и отрасль - в помощь студенту

Екатерина Жданова, начальник отдела подбора и развития персонала компании «Связной»
  • Направления для стажировки: аналитика, финансы, HR, IT, юриспруденция
  • Сотрудничество: ГУУ, МАИ, МГУ, РЭУ им. Плеханова, МФТИ, МГЭИ
  • Пример: программа стажировок «Связной. Старт», длительность от 3 до 6 месяцев

Мы уже несколько лет развиваем программу стажировок «Связной.Старт». Старшекурсники ведущих вузов могут поработать в подразделениях центрального московского офиса и после этого устроиться на штатные позиции.

Программа позволяет студентам попробовать профессию на практике и понять, в какую сторону они хотят двигаться после окончания учебного заведения.

А мы растим для себя кадровый резерв и повышаем узнаваемость «Связного» среди молодежи. 

Для стажировок мы ищем перспективных молодых специалистов в области финансов, IT, аналитики, HR, юриспруденции, закупок.

Это взаимно полезно, потому что мы заинтересованы в новых талантливых сотрудниках, а студенты получают нужный для карьеры опыт. В основном мы сотрудничаем с РЭУ им.

Плеханова, Финансовым университетом при правительстве РФ, ГУУ, Московским гуманитарно-экономическим институтом по гуманитарным специальностям и МИФИ, МГУ (ВМК), МГТУ Им. Баумана, МФТИ, МАИ по техническим.

Вузы выбираем по рейтингам и по совету коллег из соответствующих подразделений.

Информацию о стажировках «Связной.Старт» можно получить на досках объявлений университетов и на таких мероприятиях, как дни карьеры или ярмарки вакансий.

Еще мы сотрудничаем с Центром занятости молодежи и другими компаниями, которые занимаются трудоустройством студентов. На студенческих мероприятиях мы часто просим выступить перед ребятами наших сотрудников. Они рассказывают об условиях стажировок.

Чтобы устроиться на стажировку в «Связной», нужно:

  • Учиться в вузе на последних курсах;
  • Иметь хорошие оценки (средний балл не менее 4);
  • Пройти тестирование (в зависимости от подразделения);
  • Пройти собеседование с HR и потенциальным руководителем.

Условия стажировки:

  • Наставничество в процессе всей стажировки;
  • Оформление по ТК;
  • Длительность – от 3 до 6 месяцев;
  • Стажировка оплачивается;
  • Гибкий график (занятость в 30 часов в неделю).

Ежегодно НR-менеджеры «Связного» получают на студенческих мероприятиях до 300 анкет,  на собеседование в «Связной» из них мы приглашаем примерно 25% соискателей. После стажировки обычно не меньше 40% студентов переходят на штатные позиции.

На настоящий момент в «Связном» трудится шесть стажеров, мы планируем также привлекать новых студентов.

 Фирма и отрасль - в помощь студенту

Ирина Лабутина – директор департамента Digital&Media Relations коммуникационного агентства Comunica
  1. Направление обучения: PR
  2. Сотрудничество: МГИМО, АКОС, Wordshop
  3. Пример: курс «PR: осознанные коммуникации» в академии Wordshop, длительность – 2 года 

Медиасфера очень подвижна, и получать в вузах только теоретические знания без практики – путь отстающего.

Именно поэтому в ведущих учебных заведениях Москвы лекции также читают приглашенные практикующие специалисты, уже добившиеся успеха и готовые поделиться самыми актуальными кейсами с рынка.

  Comunica сотрудничает с совместной магистратурой Университета МГИМО и Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) «Реклама и PR в Интернете и социальных сетях»: ведущие спикеры агентства читают лекции для студентов.

Подобного курса в России еще не было, программа разработана с учетом пожеланий работодателей из агентского и корпоративного бизнеса.

Учебный план программы построен по модульному принципу и включает базовые дисциплины, профессиональный блок дисциплин и дисциплины по выбору студентов.

Учебная программа составлена при участии ведущих профессионалов рынка (в том числе Михаила Умарова – управляющего партнера Comunica).

Помимо этого, мы сотрудничаем с академией коммуникаций Wordshop (директор образовательных программ агентства Оксана Резник – куратор PR-факультета академии). Сочетание теоретического и релевантного практического получения знаний особенно важно, так как позволяет сегодняшним студентам обучаться не в отрыве от реальности и сокращать период адаптации при приеме на работу.

В нашем агентстве существует программа стажировок для студентов последних курсов, которая рассчитана на 6 месяцев и включает в себя специально разработанный курс обучения, позволяющий за полгода дать кандидату базовые знания и навыки для работы в пиаре и диджитал, а также возможность быть принятым в штат в случае наличия открытых вакансий.

Почему важно работать со студентами? Мы получаем возможность растить специалистов внутри компании до самых высоких позиций, прививая корпоративные ценности и внутренние стандарты качества.

Материалы по теме:

В ИТМО научат, как пиарить науку

Студенты разработали свой вариант дизайна поезда Hyperloop

В Москве пройдет бесплатный курс по экскурсионному предпринимательству

Как студенческий IoT-проект стал частью немецких клиник

6 способов побороть синдром «одинокого предпринимателя»

Фото на обложке: Shutterstock.

Источник: https://rb.ru/opinion/za4em/

Какие специальности в Подмосковье самые перспективные и где им обучают

В конце июня в образовательных учреждениях Московской области стартовала приемная кампания. Мы уже рассказывали, почему выпускникам школ стоит обратить внимание на подмосковные вузы.

Сегодня поговорим о колледжах и техникумах.

Какие популярные и необычные специальности они предлагают, как не прогадать с выбором отрасли и учебного заведения и, самое главное, с какими крупными предприятиями и корпорациями сотрудничают образовательные учреждения.

Здесь и сейчас

Фирма и отрасль - в помощь студенту

Как отмечают специалисты, выбирать будущую профессию можно по двум принципам. Первый – ориентироваться на востребованные сферы деятельности, в которых наблюдается дефицит молодых кадров. Второй – думать на перспективу и освоить одну из профессий будущего, чтобы не остаться за бортом биржи труда даже через 10 или 20 лет. Итак, начнем с первого принципа: в каких отраслях ждут молодых специалистов прямо здесь и сейчас.

Отрасль: машиностроение

Профессии: инженер по дефекту деталей, главный инженер, оператор производственной линии, автомеханик

Средняя зарплата по отрасли (по данным Мособлстата): 77 тыс. руб.

Куда пойти учиться: Колледж «Подмосковье» (Клин), Раменский дорожно-строительный техникум, Химкинский техникум

Куда пойти работать: завод Mercedes-Benz, автомобильный концерн Hino Motors

За последние несколько лет Московская область заключила несколько стратегически важных инвестиционных соглашений на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) для развития дуальной системы образования.

Некоторые колледжи уже заключили контракты с крупными производителями, разработали совместные системы подготовки, закупили современное оборудование и переобучили своих педагогов.

Согласно проектам студенты техникумов больше половины времени обучения проводят на предприятиях, а в дальнейшем автоматически туда трудоустраиваются. Например, сегодня для любителей покопаться под капотом в области приготовили настоящие вакансии мечты.

Таких спецов ждут на недавно открывшемся в индустриальном парке «Есипово» заводе Mercedes-Benz. Здесь появилось около 1500 рабочих мест. Кроме того, в апреле в Химках дали старт строительству предприятия по производству японских грузовиков Hino. Первые машины сойдут с конвейера уже к 2020 году.

Отрасль: аграрная промышленность

Профессии: технолог производства и переработки сельхозпродукции, зоотехник, ветеринар

Средняя зарплата: 46 тыс. руб.

Куда пойти учиться: Волоколамский аграрный техникум «Холмогорка», Коломенский аграрный колледж

Куда пойти работать: агрохолдинг «Авангард», группа компаний «Малино», молочные фермы TH True Milk

В Подмосковье есть несколько профильных аграрных колледжей, которые готовят кадры напрямую для крупнейших холдингов региона.

Так, в одном из крупнейших колледжей этого профиля в Коломне, например, есть партнерские отношения с крупным агарным производителем «Малино», в состав которого входит 18 предприятий в Московской и Тульской областях.

Стоит взять во внимание тот факт, что экспорт сельхозпродукции Московской области за первый квартал 2019 года увеличился на 20,5%.

Чтобы добиваться таких показателей, регион регулярно заключает соглашения на строительство и развитие новых аграрных предприятий, куда, соответственно, требуются свежие силы. Например, к 2020 году инвестор TH True Milk планирует открыть под Волоколамском молочную ферму на 6 тыс. голов. Подобные проекты также реализуются в Озерах и Ступино.

Фирма и отрасль - в помощь студенту

Отрасль: строительство

Профессии: сварщик, мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ, мастер сухого строительства

Средняя зарплата: 61 тыс. руб.

Куда пойти учиться: Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С.П. Королева (Королев), Орехово-Зуевский железнодорожный техникум имени В.И. Бондаренко, колледж «Энергия» (Реутов), Подольский колледж имени А.В. Никулина

Куда пойти работать: группа компаний «Кнауф»

На сегодняшний день студенты-строители из Московской области являются одними из лучших в стране, что они неоднократно доказывали на чемпионатах рабочих профессий WorldSkills. Основным колледжем этого профиля в области является техникум имени Королева.

Три года учреждение имеет престижный статус Межрегионального центра компетенций и является основной площадкой для тренировки сборной России по строительным дисциплинам. В колледже обучают более чем 20 рабочим специальностям.

Кроме того, у техникума подписано партнерское соглашение с группой компаний «Кнауф», занимающейся производством строительных материалов.

Отрасль: туризм и сервис

Профессии: бортпроводник, администратор гостиницы, горничная

Средняя зарплата: 47 тыс. руб.

Куда пойти учиться: Красногорский колледж, Профессиональный колледж «Московия» (Домодедово), Колледж «Подмосковье» (Клин, Лобня, Солнечногорск)

Куда пойти работать: гостиницы «Хилтон», аэропорт Домодедово, аэропорт Шереметьево

На прошедшем ПМЭФ-2019 одним из соглашений стала договоренность открыть на базе Красногорского колледжа обучение специалистов для работы в международной корпорации гостиничного бизнеса «Хилтон». В учреждении начнут работу три лаборатории: гостиничное гостеприимство, администрирование гостиницы, подготовка горничных.

Кроме того, уже несколько лет в некоторых колледжах региона по дуальной системе образования ведется подготовка специалистов по сервису для аэропортов. В целом Московская область выходит на лидирующие позиции по привлечению туристов среди других регионов РФ. Сегодня Подмосковье уже в топе по яхтенному и гастрономическому туризму.

В целом этим летом в регионе ожидают увеличение туристического потока на треть.

Кстати

49 колледжей функционируют в Московской области, 20 из них имеют соглашения с крупными предприятиями и корпорациями по программам профессионального образования.

На перспективу

Фирма и отрасль - в помощь студенту

Теперь перейдем к принципу выбора специальности номер два. А именно к профессиям будущего. Как в одном из своих недавних интервью говорила министр социального развития региона Ирина Фаевская, чтобы спрогнозировать, какая специальность станет более престижной и высокооплачиваемой в будущем, нужно внимательно следить не только за техническим прогрессом в целом, но и за развитием различных сфер деятельности в регионе в частности. Так, по словам министра, с точки зрения профессий будущего, самыми востребованными отраслями в области станут биология, медицина, и, конечно же, IT-технологии и робототехника

Отрасль: IT-технологии

Профессии: программист-разработчик, проектировщик детской робототехники

Средняя зарплата: 82 тыс. руб.

Куда пойти учиться: Красногорский колледж, Рошальский техникум, МЦК – Техникум имени С.П. Королева

Куда пойти работать: «Ростелеком», «Сколково»

В этом году на базе Красногорского колледжа решили создать IT-колледж в партнерстве с «Ростелекомом». Здесь начнут готовить специалистов по IT-решениям для бизнеса, программированию и веб-дизайну.

Кроме того, по итогам ПМЭФ-2019 в Московской области совместно с министерствами строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства решено запустить масштабный проект по цифровизации городского хозяйства.

Первыми «умными городами» региона, где будут применять передовые IT-технологии в работе городской и коммунальной инфраструктуры, станут Дубна, Ивантеевка и Реутов.

– Наша задача – найти для каждого колледжа в Московской области стратегического партнера. Важность этого невозможно переоценить, – рассказала первый заместитель председателя правительства Московской области – министр образования Московской области Ольга Забралова. – Благодаря такому сотрудничеству каждый учащийся понимает, что он будет трудоустроен. Уже сегодня большинство девятиклассников Подмосковья – из 70 тыс. выпускников 35 тыс. – идут в профессиональное образование.

  • Каким необычным специальностям предлагают обучиться подмосковные колледжи
  • – Специалист по гостеприимству
  • Где: Красногорский колледж

На деле за загадочной формулировкой скрываются будущие портье, администраторы рецепции и даже горничные. Это новая специальность для данного учебного заведения. Набор идет лишь второй год подряд. Студенты обучаются три года.

– Наши студенты помимо профильных предметов изучают еще два иностранных языка, из них английский – обязательный. На сегодняшний день специальности обучаются 25 человек. Примерно 30% из них – это ребята, остальные 70% – девушки, – прокомментировала методист колледжа Людмила Семенова.

– Специалист средств связи с подвижными объектами

Где: Щелковский колледж

За необычной формулировкой скрываются сотрудники сферы IT, а подвижными объектами являются современные средства телекоммуникации: мобильные телефоны, планшеты. По специальности сейчас обучается около 150 человек. Причем девушек среди студентов порядка 20–30%, что не часто встречается в сфере IT.

– Профи этой специальности могут работать в сфере IT практически по любому профилю – от инженера до монтажника или системного администратора. Их профиль довольно широк. Они изучают технологии мобильной связи, видеонаблюдения, а также все нюансы такого перспективного направления, как «Умный дом», – рассказали в колледже.

– Дефектоскопист

Где: Орехово-Зуевский железнодорожный техникум имени В.И. Бондаренко

В задачи дефектоскописта входит своевременное выявление как видимых, так и скрытых дефектов на железнодорожных путях, определение предельных износов деталей. На сегодняшний день профессия входит в ТОП-50 наиболее востребованных на современном рынке труда Московской области. Колледж в Орехово-Зуево – единственное учебное заведение региона, где обучают этой специальности.

– Специалист по аддитивным технологиям

Где: Рошальский техникум

За непонятной на первый взгляд формулировкой скрывается один из главных трендов практически всех сфер современного производства – 3D-печать.

Благодаря ее применению значительный прорыв удалось сделать в медицине, строительстве, машиностроении. Рошальский техникум стал первым в регионе, где внедрили программы обучения на эту специальность.

Позже к нему присоединился МЦК – Техникум имени Королева.

Студенту в помощь

Перед началом приемной кампании в Московской области запустился новый информационный ресурс «Учись и работай в Подмосковье».

На портале собрана необходимая для абитуриентов информация обо всех подмосковных колледжах и вузах с адресами и контактными телефонами. Разработана удобная форма поиска учебных заведений по профессиям.

То есть абитуриент набирает в поисковой строке интересующую его специальность, а ресурс автоматически выдает, в каких областных заведениях есть подходящие программы подготовки.

Игорь Писарев, Екатерина Свинова

Источник: https://mosregtoday.ru/soc/kakie-special-nosti-v-podmoskov-e-samye-perspektivnye-i-gde-im-obuchayut/

Работа с вузами как источник привлечения молодых специалистов. Некоторые аспекты организации

Фирма и отрасль - в помощь студентуАвтор :  Виктория Хавкина,  руководитель кадровой службы компании «Трионис»

Читайте также:  Классификация статей платежного баланса - в помощь студенту

Столкнувшись с дефицитом кадров на предприятии, особенно если речь идёт об узкой профессиональной сфере,

Руководитель нередко принимает решение о сотрудничестве с вузами для привлечения в компанию молодых специалистов

Рассуждения обычно строятся следующим образом:

  1. На рынке специалистов нет, те, кто есть, к нам не хотят, а те, кто хотят, слишком дорого стоят.
  2. Рынок труда становится рынком кандидата, а не работодателя. Грядёт кадровый голод, выходит на рынок сложное поколение Y. Про это пишут в журналах по управлению персоналом, и рассказывают на конференциях .
  3. Давайте привлечём талантливую амбициозную целеустремлённую молодёжь, и сами всему научим. Они будут гореть на работе за малые деньги, стремясь освоить профессию. Искать молодёжь будем в профильных вузах.

Фирма и отрасль - в помощь студенту

Таким образом, предпосылкой начала работы с учебными заведениями является дефицит кадрового ресурса.  К этой мере прибегают не от благополучия.

По теме:  Какие профессии молодые специалисты считают самыми перспективными и почему

Данный источник имеет право на жизнь, однако работа с ним отнюдь не так проста и дешева, как это обычно представляется в начале пути. Не претендуя на глобальную экспертность в данном вопросе, приведу несколько личных практических наблюдений, которые, возможно, помогут кому-то из моих коллег.

Решив связаться с представителем Вуза, уполномоченным принимать решения и допускать вас к студентам, вы обнаружите, что до него не так легко добраться

Как минимум, у него есть секретарь, обычно довольно нелюбезный, и вот этому секретарю вы и будете объяснять, для чего ей переключать вас на проректора.

Хороший способ – адаптировать под ваши цели существующую на предприятии технику продаж.  Там есть и прохождение секретаря (попробуйте формулировку «это начальник отдела кадров «…» по вопросу трудоустройства выпускников»), и обработка возражений, и достижение договоренности о личной встрече.

Приятным побочным эффектом станет то, что вы начнёте относиться к ежедневному труду ваших менеджеров по продажам с большим уважением.  То, что вы будете делать – проще чем продажа.

Информация о специальностях студентов, ФИО и телефонах должностных лиц есть в открытом доступе на сайтах учебных заведений.

В процессе работы вы можете столкнуться с ситуацией, которая вас удивит. Администрация вузов, главной целью которых является как раз подготовка востребованных рынком труда специалистов, может препятствовать встрече работодателя и студента, вплоть до формулировки «агрессивная политика работодателя».

  Более логично было бы, на мой взгляд, если бы специалисты деканатов сами инициировали сотрудничество с коммерческими организациями и устраивали студентов на работу по специальности курса с четвертого.

Однако представители администрации могут демонстрировать незаинтересованность в сотрудничестве, если оно не подкреплено материальными стимулами.

Фирма и отрасль - в помощь студенту

Будьте готовы к переговорам о материальной помощи вузу в какой-либо форме

Лучше этот вопрос согласовать со своим руководством до визита в учебное заведение. Цена вопроса может составлять от подарков к спартакиаде и закупки канцтоваров…  и до более серьёзных инвестиций.

Встреча с деканом или ректором – это переговоры. У вас должны быть готовы те преимущества, которые получит вуз от сотрудничества с вашей компанией. Сам факт трудоустройства студентов в стабильную организацию может не оказаться аргументом достаточной силы.

Помимо вышеуказанного, вам необходимо учесть в перечне расходов компании: стоимость рабочего времени участвующих в проекте специалистов компании; стоимость поездок и командировок (если профильное учебное заведение находится в другом городе); стоимость рекламных материалов и листовок (их должно быть много, они должны быть качественными); стоимость растяжки и стенда, если это студенческая ярмарка вакансий; аппаратура для презентаций (если вдруг у вас нет); представительские расходы.  Это для начала сотрудничества.

Работа  с вузами как источник привлечения молодых специалистов может строиться как выступление перед студентами соответствующих специальностей

Чаще всего это поток, человек примерно девяносто. Девушке-эйчару в одиночку такое количество слушателей вовлечь тяжело.  Если нет микрофона и встреча проходит в поточной аудитории, тяжело даже докричаться до задних рядов. Кроме того, нужны какие-то визуальные стимулы, рассказом о компании их внимание надолго вы не удержите.

По теме:  Продолжают ли российские компании нанимать молодых специалистов?

Поэтому совет – в одиночку с одними листовками в такие места не ходите.

Берите проектор с красочной презентацией о компании, коллег мужского пола для моральной поддержки и переноски материалов, побольше красочных листовок, визиток и календарей, не забудьте про аппаратуру для усиления голоса.

Обычно презентация проводится перед лекцией или в конце и присутствует кто-то из администрации, так что относительный порядок в аудитории вам обеспечен.

Помимо  обращения непосредственно к студентам в форме презентации, есть вариант воспользоваться рекомендациями преподавателей и обратиться к студентам точечно. Но тут существуют свои нюансы. Например, ваши представления о перспективном специалисте могут отличаться от представлений преподавателя, всю жизнь проработавшего в государственных структурах.

Есть также такой тонкий аспект, как оценка «стоимости» молодого специалиста, той ценности, которую он представляет для работодателя

Для представителя работодателя очевидно, что выпускник, будь он хоть семи пядей во лбу, как специалист совершенно «сырой». Его нужно обучать профессии, растить, адаптировать к корпоративной культуре практически с нуля, и равноценная отдача от него будет ещё не скоро. Представители вуза, напротив, воспринимают пятикурсника как «готового специалиста», и оценивают его высоко.

При отборе студентов целесообразно обращать внимание на средний балл выпускника.  Это мерило успешности студента в  том виде деятельности, которое на данном жизненном этапе является для него основным. Если средний балл у студента дневного отделения посредственный, должна быть уважительная причина (например, совмещение учебы с интенсивной работой по специальности).

Все студенты прогуливают лекции, подрабатывают, готовятся к экзамену в последнюю ночь, пишут курсовую за сутки. Но кто-то при этом получает отличные оценки (благодаря интеллекту/ способности договориться с преподавателем/умению получить помощь коллег), а кто-то проваливает сессию.

Средний балл – это ориентир, позволяющий хотя бы примерно оценить интеллект/социальную адаптивность молодого человека.

При оценке среднего балла необходимо различать вузы и специальности.    Очевидно, что «отлично» для студента мехмата ведущего государственного вуза и «отлично» для студента-платника специальности «экономист-менеджер»  коммерческого вуза – это две разные оценки.

Студенты интересующих вас специальностей могут создавать группы в социальных сетях (например, вконтакте), и возникает искушение разместить там объявление о вакансии. Не рекомендовала бы.

Ваше любовно написанное предложение о трудоустройстве повиснет на стене между «рефератами на заказ» и «арендой лимузинов на выпускной», и это ещё довольно целомудренный вариант.

При этом поток откликов и их релевантность будут исчезающе малыми.

В определённый момент вы можете с удивлением обнаружить, что студентам ваше предложение почему-то не интересно.

Несмотря на неплохой для нулевого специалиста стартовый оклад, работу по специальности, готовность работодателя мириться с учебным графиком и увешанные вашими листовками стенды.  Объяснить этот феномен я не могу.

Возможно, причина кроется в том, что заинтересованные в работе студенты находят её самостоятельно и на старших курсах появляются в вузе только в период сессии.

Чтобы работа с вузами  как источник привлечения  молодых специалистов стала эффективной, она должна быть:

  • Системной.
  • Многолетней.
  • Затрагивать не только выпускной курс, но и предыдущий, чтоб в студенческой среде формировалось представление о вашей компании как о перспективном месте работы.

Насытить предприятие кадрами, развешав по стенам листовки/ один раз выступив перед студентами, у вас, скорее всего, не получится. От разового мероприятия откликов будет мало, и в результате действия принципа рекрутинговой воронки эффект может оказаться нулевым. Особенно это касается IT-специальностей.

Нужно также учитывать, что системная работа с вузами – метод достаточно затратный по времени и эмоционально (для исполнителей), денежно (для организации). Может оказаться, что дешевле, быстрее и эффективнее разместить на HH премиум-вакансию, с указанием, что вы рассматриваете студентов последних курсов.

Перед тем как инициировать комплекс мероприятий, связанных с использованием данного источника, необходимо оценить потребность в персонале и соотнести её с объёмом работы и суммой предстоящих денежных расходов.

Источник: https://hr-media.ru/rabota-s-vuzami-kak-istochnik-privlecheniya-personala-nekotorye-aspekty-organizatsii/

16 Фирма и отрасль

  • Глава 3. Фирма и отрасль
  • Теперь, когда вы уже знаете, что такое спрос и предложение, мы можем обсудить еще несколько важных особенностей устройства хозяйства.
  • В этой главе вы узнаете, что такое отрасли хозяйства, каким образом они объединяются в группы отраслей.
  • Вы узнаете также, как рыночная система управляет поведением независимых производителей и почему с развитием хозяйства представители отдельных профессий перестают быть независимыми и объединяются в фирмы.
  • И наконец, вы узнаете, что такое конкуренция и монополия и как ведут себя фирмы в условиях этих структур отрасли.
  • § 1. Отрасли хозяйства
  • Если мы посмотрим на любое хозяйство с высоты птичьего полета, то мы увидим весьма беспорядочное множество производителей различных продуктов, разбросанных по разным населенным пунктам, а также внутри каждого населенного пункта.

Но этот беспорядок только кажущийся. Производители перемешаны только географически (в пространстве), а на самом деле включены в четкую логическую систему, в которой между всеми производителями существует определенная взаимосвязь и у каждого производителя есть своя роль.

Отрасль

Для исследования структуры хозяйства нам понадобится такое понятие, как отрасль.

Согласно самому строгому теоретическому определению, отрасль = это совокупность производителей одного блага, которые продают его на одном рынке.

Например, все производители сапог в хозяйстве составляют «сапожную отрасль», все рыбаки = «рыболовную отрасль», а все гончары = «гончарную отрасль». Каждая отрасль продает свой продукт на соответствующем рынке.

Но, конечно же, это теоретическое представление об отрасли не соответствует действительности. В реальном хозяйстве один производитель, как правило, выпускает сразу несколько благ (например, булочник печет бублики, баранки и булочки одновременно, сапожник делает сапоги различных моделей и т. д.).

Причина этого вам уже известна  экономия от совмещения, которая снижает средние затраты ресурсов за счет использования одних орудий производства. Поэтому более реалистичное определение отрасли  совокупность производителей, выпускающих блага определенного рода с помощью одного вида оборудования.

При этом одна отрасль продает свои продукты на разных рынках.

Но поскольку сразу понять поведение одного производителя на нескольких рынках сложно, в экономической теории сначала для простоты предполагается, что каждый производитель выпускает всего одно благо и продает его на одном рынке.

Кто может быть покупателем продукта отрасли?

Если отрасль выпускает потребительское благо, то покупателем является население. Население предъявляет спрос на это благо, который выражается в кривой спроса на изображенных графиках. А производители каждого блага формируют его предложение.

Если отрасль выпускает промежуточное благо, то покупателями являются другие отрасли. В некоторых случаях это может быть одна отрасль, использующая это благо в своем производстве. Например, производители сапожных гвоздей продают это промежуточное благо только представителям сапожной отрасли (если никому другому этот продукт не нужен).

Но, как правило, отрасль продает свой продукт сразу нескольким отраслям например, мукомольная отрасль продает муку производителям булочек, пирожных и макарон. В этом случае спрос на продукт отрасли, складывается из спроса всех потребляющих ее продукт отраслей (кривая спроса на рынке муки изображает совместный спрос трех отраслей).

Группы отраслей

Различные отрасли можно, в свою очередь, по тем или иным признакам объединять в группы отраслей аналогично тому, как осуществляется классификация живых организмов в биологии. В экономике признаками классификации могут быть общие свойства продукта, ресурса или технологии производства. А группу отраслей иногда называют промышленностью (от слова «промысел»).

Например, всех производителей всех продуктов, испеченных из муки (булочек, бубликов, баранок, рогаликов, плюшек и т.д.), можно объединить в «хлебобулочную промышленность». Всех производителей сладостей (пирожных, тортов, мороженого, конфет и т. д.

) можно объединить в «кондитерскую промышленность». Всех производителей молочных продуктов (молока, сметаны, творога, сыра и т. д.) в «молочную промышленность». Всех производителей фруктов (яблок, груш, слив, винограда, абрикосов и т. д.

)  в «садоводческую промышленность».

В зависимости от выбираемого признака продукта отрасли можно объединять и в более широкие группы. Например, можно объединить всех производителей продуктов питания (хлебобулочных, молочных, мясных и других съедобных продуктов) в «пищевую промышленность».

Сектора хозяйства

Поступая таким образом, мы получим в итоге несколько крупных групп отраслей, которые называются секторами. Каждый сектор объединяет отрасли, имеющие общий характер производства. При дальнейшем изучении экономической теории будем пользоваться следующим делением хозяйства на сектора.

Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство объединяет все отрасли, связанные производством растительного или животного сырья. Сельское хозяйство делится на земледелие (обработка земли и выращивание того или иного злака, овоща или фрукта) и животноводство (выращивание животных = от крупного рогатого скота до домашней птицы).

Добывающая промышленность объединяет все отрасли, связанные непосредственно с извлечением того или иного ресурса из земной коры. В нее входят производители, добывающие и нефть, и песок из карьера, и алмазы.

Иногда эти две группы отраслей объединяют в первичный сектор производства, так как они обеспечивают сырье для всех остальных отраслей.

Обрабатывающая промышленность объединяет все отрасли, связанные с обработкой уже добытых природных ресурсов с целью производства некоторого материального продукта. Все отрасли этой группы иногда разделяют на отрасли, производящие промежуточные блага (например, станки или грузовики), и отрасли, производящие потребительские блага (питание, одежду и т. д.).

Электричество, газ и водоснабжение тоже занимаются обработкой «сырья», но выделяются в отдельную группу, так как связаны с созданием и обслуживанием «линий» по передаче этого «сырья» на расстояние.

Строительство объединяет всех производителей зданий или сооружений (мостов, дорог, заборов и т. д.). В принципе, это тоже обработка уже добытого сырья, но благодаря особенному характеру производства оно выделяется в отдельную группу.

Торговля объединяет всех производителей, занимающихся продажей произведенных продуктов, и делится на две части  оптовую (продажа промежуточных благ) и розничную (в основном продажа потребительских благ населению).

Гостиницы и рестораны объединяют производителей сложных благ типа «отдых у моря» или «ужин при свечах», которые включают множество составляющих (например, в ресторане это различные блюда, интерьер, оркестр, танцовщицы и т. д.).

Транспорт, склады и связь объединяют всех производителей, занимающихся перемещением продуктов в пространстве (транспорт) и во времени (склады). Связь тоже перемещает «продукты» (информацию, почтовые отправления) в пространстве.

  1. Образование объединяет всех производителей, занимающихся созданием знаний (например, грамотность) или умений (например, игра на скрипке) населения.
  2. Медицина объединяет всех производителей, предлагающих услуги по сохранению здоровья.
  3. Финансы объединяют всех производителей, предлагающих услуги по совершению операций с деньгами или правами собственности.
  4. Государственная служба включает всех производителей, занятых обеспечением работы государственного аппарата.
  5. Иногда эти группы объединяют в еще более крупные группы в сектор материального производства (от сельского хозяйства до строительства) и сектор услуг (от торговли и до государственной службы).
  6. Если объединить и эти два больших сектора, мы получим одну большую группу отраслей, охватывающую ВСЕХ производителей, которую можно назвать производственным сектором хозяйства.

Источник: https://studizba.com/lectures/139-jekonomika-i-finansy/2319-osnovy-jekonomiki/43919-16-firma-i-otrasl.html

Ссылка на основную публикацию