Этический кодекс практического психолога — в помощь студенту

​​​​​​​Любое действие студента Университета практической психологии должно быть основано на принципах разумности, развития, добра и любви.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В УПП мы все являемся коллегами. Мы уважаем друг друга и взаимодействуем в идеологии сотрудничества. Наша жизнь регламентруется учебным расписанием, этическим кодексом УПП, решениями ректора УПП и законодательством РФ.

Образ жизни и забота о репутации

Студенты осознают, что несут ответственность не только за своё честное имя, но и за образ Университета в глазах широкой общественности. Внешний облик студента, его публикации, содержание и оформление его сайта и в целом образ его жизни должны поддерживать высокую репутацию Университета.

Читайте также:  Основное свойство алгебраических дробей - в помощь студенту

Взаимодействие друг с другом и с коллегами

Друг с другом мы общаемся и взаимодействуем как дистантники, с нами всегда позитив, конструктив, ответственность, между нами сотрудничество и взаимопомощь. Обиды, конфликтогены, мстюльки невозможны и запрещены.

Если мягкое конструктивное поведение в конфликте его не решает, студент УПП обязан обратиться к руководству.

Без разрешения руководства УПП жесткое или тем более агрессивное поведение студента в конфликте внутри УПП является нарушением этического кодекса и запрещено.

Мы уважаем чужие взгляды. Студенты УПП воздерживаются от негативных оценок чужих взглядов и способов работы своих коллег, тем более от негативных оценок в сторону психологов-профессионалов, которые работают в традициях, отличных от Синтон-подхода.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Скептицизм - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Правила консультативной и тренерской работы студентов УПП

В УПП занимаются консультативной практикой, коучингом и психологическими тренингами. Без одобрения преподавателя и в отсутствии профильного высшего образования, дающего такую компетенцию, студенты УПП психотерапией не занимаются.

  • Студенты Университета допускаются к консультированию и тренерской деятельности поэтапно, в соответствии со своей подготовкой.
  • Получив право на консультирование в УПП, студенты работают только с психически здоровыми людьми, по крайней мере с людьми без выраженной психопатологии.
  • Действия, процессы и влияния студентов УПП, которые выходят за рамки профессиональной работы и в которых можно спрогнозировать вероятное нарушение психического статуса либо иного вреда для здоровья клиента или участников тренинга, недопустимы.

Внутри УПП мы соблюдаем разумную конфиденциальность. Если кто-то возражает против его видеосъмки, снимать его нельзя. Нельзя выкладывать в публичное пространство сделанные в УПП записи, если обнародование этих записей может навредить тому, кто является участником этих записей.

Если содержание консультации, принесенной в УПП, может даже косвенным образом навредить участникам консультации, их имена и детали их взаимодействия должны быть изменены. Однако внутри УПП все происходящее, если не было специального предупреждения, является по умолчанию открытой информацией.

Если студенты ссорятся между собой, это не их личное дело, это предмет учебы и разборки со стороны преподавателей. При возникновении трудных и конфликтных ситуаций между студентами студентам запрещается вести себя недоброжелательно и конфликтно; они обязаны вынести эти вопросы на обсуждение с преподавателями.

Позиция «Мы не ябедничаем» является неуважением к преподавателям и несовместима с этикой Университета.

Учебные занятия по умолчанию записываются на видео, к которому имеют доступ другие студенты УПП. Если кто-то из студентов имеет основания избегать фото- и видеосъемки, он должен предупредить об этом преподавателей и других студентов. Как правило, решить этот вопрос оказывается совсем не сложно.

Разбор конфликтных ситуаций

Где происходит разбор конфликтных ситуаций, в учебной группе или вне ее, решает преподаватель. Если студент не доверяет преподавателю и опасается, что подобный разбор в группе может нанести ему травму, ему нужно покинуть такую опасную для него группу и сменить преподавателя. Преподаватель имеет право отстранить студента от учебных занятий, пока конфликтная ситуация не закрыта.

Конфессиональная нейтральность

Каждый человек имеет право на свои убеждения и религиозные взгляды. В консультативной и тренинговой деятельности студентов УПП должна быть исключена любая пропаганда религиозных убеждений и тех или иных религиозных взглядов (а также теософских и эзотерических знаний) без явного на то согласия участников.

Этический кодекс практического психолога - в помощь студенту

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/eticeskij-kodeks-studenta-universiteta-prakticeskoj-psihologii

Профессиональная этика педагога-психолога в системе образования

Барсукова О. В. Профессиональная этика педагога-психолога в системе образования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 13-15. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12265/ (дата обращения: 20.03.2020).



Современный уровень психологической науки и практики предъявляет требования не только к теоретическим знаниям, методологической и методической подготовке практического психолога, но и к его способности строить свою профессиональную деятельность с учетом этических норм, принципов и правил. Можно сказать, что уровень профессионализма психолога определяется, в том числе его этической компетентностью.

Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на базе которых строятся деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их общения [3]. Он построен на нормах морали, а не права, что означает, что его нарушение не приводит к правовой ответственности.

В работу психологической службы и в управление деятельностью практических психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми сталкивается психолог в образовании, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридических норм.

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога.

Кодекс должен служить практическому психологу ориентиром при планировании и построении любого из основных направлений работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога.

Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации.

  • Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка», в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «О персональных данных», Уставом Российского психологического общества, Всеобщей декларацией прав человека.
  • Этические принципы призваны обеспечить:
  • ‒ решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
  • ‒ защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
  • ‒ сохранение доверия между психологом и клиентом;
  • ‒ укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.
  • Основные направления профессиональной деятельности психолога в учреждении системы образования (психодиагностика, психологическая помощь и реабилитация, психологическое консультирование, психологическое просвещение, профилактическая работа, а также развивающая и психокоррекционная работа) могут быть и должны выстраиваться в соответствии с нормами и правилами Этического кодекса.
  • Основными этическими принципами являются:
  1. Принцип уважения. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод личности. Конфиденциальности — неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность. Осведомленность и добровольное согласие Клиента:клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями. Самоопределение Клиента: психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения; Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологом принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону [4].
  2. Принцип компетентности. Автономия и индивидуальная ответственность. Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт.
  3. Принцип ответственности. Автономия и индивидуальная ответственность. Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением.
  4. Принцип честности: Признание уязвимости человека и уважение целостности личности. Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции.

Нарушение Этического кодекса психолога

Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы.

Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в Этический комитет Российского психологического общества в письменном виде любым физическим и юридическим лицом.

Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке Этическим комитетом Российского психологического общества.

В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО. Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран. В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду.

  1. Этические ошибки инепрофессионализм практических психологов
  2. Под непрофессионализмом практических психологов чаще понимается несоответствие личностных качеств специалиста требованиям, предъявляемым к данной профессии.
  3. Профессиональная некомпетентность подразумевает недостаточный уровень образования, несоблюдение этических принципов и правил работы с субъектами образовательного процесса, ошибки в деятельности педагога-психолога.
  4. Факторами, препятствующими профессиональной эффективности деятельности педагога-психолога могут быть: низкий уровень мотивации труда, отсутствие осознания своей профессиональной миссии, недостаточная выраженность профессионально значимых качеств, отстраненность и неумение воздействовать на участников образовательного процесса, неумение выбрать оптимальную зону профессионального приложения, стереотипность в работе, привязанность к одному подходу, категоричность, оценочное отношение к личности и точкам зрения, стремление к самоутверждению посредством клиента, неадекватное видение своих прямых действий и их результатов, отсутствие потребности в самореализации, саморазвитии, профессиональный цинизм и профессиональные деформации педагога-психолога.
  5. Возможные нарушения этических правил, допускаемые педагогом-психологом во время психологического консультирования: самоутверждение психолога на консультации; излишней естественность или искусственность в поведении педагога-психолога; стремлении дать полезный совет; проекции собственных трудностей на проблемы клиента; оценивание клиента.
  6. Возможные ошибки педагога-психолога при ведении консультационной беседы: отсутствие необходимого психологического настроения, что препятствует созданию благоприятного для беседы психологического климата; переход к решению проблемы без достаточного изучения ее сущности и тех условий, в которых она проявляется; жесткая приверженность первоначально избранной гипотезе; невыслушивание мнения собеседника; создание препятствий для разъяснения собеседником своей точки зрения; постановка собеседнику прямых вопросов при неясных мотивах беседы.
  7. Литература:
  1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с. (Практическая психология в образовании)»… — URL: [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/bit/bit-001-.htm] (дата обращения: 28.09.2016).
  2. Дубровина И. В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004
  3. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003
  4. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России. — URL: http://www.psychologos.ru
Читайте также:  Полномочия органов местного самоуправления - в помощь студенту

Основные термины (генерируются автоматически): Этический кодекс, психолог, Российское психологическое общество, клиент, Этический кодекс психолога, профессиональная деятельность психолога, индивидуальная ответственность, психологическое консультирование, практический психолог, Этический комитет.

Но нет такой профессии, где проникновение во внутренний мир клиента так глубоко, как в деятельности психолога, поэтому профессиональный этический кодекс психолога — самый главный документ в его деятельности.

практический психолог, психолог, деятельность, непрерывное образование, принцип, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, психологическая служба, психологическое образование.

Изучая этический компонент работы психолога, остановимся подробнее на этических проблемах и принципах, с которыми сталкиваются клинические психологи в научно-исследовательской и практической деятельности.

– Педагог-психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом, популяризирует повышение благополучия общества.

Принцип этической и юридической правомерности.

Основные профессиональные и этические принципы психодиагностики при подготовке будущих профессиональных учителей.

Основные термины (генерируются автоматически): психолог, клиент, информация, психологическое обследование.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, психологическое консультирование, профессиональные

Консультативная работа педагога-психолога проводится по следующим направлениям: 1) консультирование и просвещение педагогов

Профессиональная деятельность психолога — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности.

В этой связи к психологам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых позволяет…

Возрастные и нравственно-этические и психологические особенности современных подростков-правонарушителей, а также сложная криминогенная обстановка в России обусловливают необходимость совершенствования судебной деятельности по делам…

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12265/

Этический кодекс

1. Общие положения

1.1. Настоящий этический кодекс практического психолога в системе образования (в дальнейшем — Кодекс) является составной частью Муниципального положения о службе практической психологии в системе образования.

1.2. Кодекс упорядочивает вопросы профессиональной этики педагога-психолога, что подразумевает реализацию специфических нравственных требований, норм поведения во взаимоотношениях в профессиональной деятельности.

1.3. Кодекс регулирует взаимодействие педагога-психолога образовательного учреждения с другими участниками учебно-воспитательного процесса, определяет его отношение к профессиональной деятельности и к собственным профессионально значимым качествам.

1.4. Под участниками учебно-воспитательного процесса (УВП) понимаются:

— дети раннего и дошкольного возраста, учащиеся школ с 1-го по 11-й класс, в дальнейшем именуемые «ребенок»; — родители, бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры и лица, их заменяющие (опекуны, попечители и др.), в дальнейшем именуемые «родители»;

— учителя, воспитатели ДОУ и групп продленного дня, специалисты, работающие с детьми (социальные педагоги, логопеды и др.), педагоги дополнительного образования, администрация образовательных учреждений, в дальнейшем именуемые «педагог».

1.5. Кодекс разработан на основе Положения о службе практической психологии в системе образования (проект 1995 г.), Международных актов в области защиты прав ребенка, Закона РФ «Об образовании», федеральных законов, указов, распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и решений региональных и муниципальных органов управления образованием.

1.6. Кодекс является документом, открытым для ознакомления для всех участников учебно-воспитательного процесса (детьми, родителями, педагогами). Педагог-психолог не только не препятствует их желанию изучить кодекс, но и стремится максимально информировать участников УВП о его содержании.

1.7. Следование кодексу или пренебрежение им учитывается при определении уровня квалификации педагога-психолога.

1.8. Изменения и дополнения в кодекс могут вноситься по инициативе как отдельных практических психологов системы образования, так и психологических служб образовательных учреждений; изменения и дополнения утверждаются общественными профессиональными объединениями.

2. Правила взаимодействия педагога-психолога с участниками учебно-воспитательного процесса

2.1. Общие правила

Проявлять искреннюю заинтересованность, доброжелательность по отношению к участнику УВП; уметь располагать к общению, вызывать интерес и желание сотрудничать. Строить свою работу на взаимном доверии и уважении личности участника УВП, независимо от его возраста, социального статуса и др.

Проявлять веру в успех, в способность взрослого или ребенка справиться с ситуацией, проблемой, поддерживать веру в его собственные силы. Относиться к любой проблеме взрослого или ребенка как к объективно существующей. Уметь ориентироваться в сложившейся ситуации, быть беспристрастным в анализе событий.

Быть корректным в процессе получения информации, осторожно ее использовать, соблюдать принцип конфиденциальности. Быть ответственным за выполнении взятых на себя обязательств.

Формировать адекватное представление о работе практического психолога, областях его деятельности и компетентности.

2.2. Правила взаимодействия педагога-психолога с ребенком

Видеть индивидуальность ребенка, принимать его таким, какой он есть. Налаживать общение с ребенком на уровне, адекватном его возрастным и личностным особенностям. Давать рекомендации ребенку в корректной и доступной для него форме, причем рекомендации должны быть выполнимы.

Проводить индивидуальную психологическую работу с ребенком до 14 лет с согласия родителей, кроме случаев обращения самого ребенка или при угрозе его здоровью (физическому и/или психическому). Производить ознакомление третьих лиц с информацией, полученной в рамках профессионального общения с ребенком (результатами диагностики и т.д.

), с согласия самого ребенка, начиная с 10-летнего возраста. При этом доводятся до сведения не результаты диагностики отдельного ребенка, а выводы и рекомендации.

Учить ребенка принимать свои индивидуальные особенности, использовать их для достижения собственных целей.

2.3. Правила взаимодействия педагога-психолога с родителями

Помогать родителям в защите прав ребенка и его личностного достоинства, при необходимости информировать их о существующих правах ребенка и путях их соблюдения. Создавать у родителей мотивацию сотрудничества с психологом.

Способствовать повышению родительской компетентности и активизации родительского потенциала для решения проблем ребенка. Запрашивать информацию о внутреннем мире родителей и их взаимоотношениях только в той мере, в какой это необходимо для осуществления психологического сопровождения развития ребенка.

В случае необходимости передачи информации, полученной в рамках профессионального общения с родителями (результатами диагностики

и т.д.), третьему лицу, делать это с согласия родителей, за исключением случаев, когда нераспространение этих сведений может нанести вред здоровью (физическому и/или психическому) их или ребенка.

2.4. Правила взаимодействия педагога-психолога с педагогами

Помогать педагогам в защите прав ребенка и его личного достоинства. Соблюдать позицию равенства и сотрудничества в общении с педагогами. Следить за новыми научно-практическими разработками в области педагогики с целью достижения наибольшего взаимопонимания при работе с педагогами.

В случае необходимости передачи информации, полученной в рамках профессионального общения с педагогом (результатами диагностики и т.д.), третьему лицу (в том числе и администрации), делать это с согласия педагога.

Администрации и педагогам информация предоставляется либо в обобщенном виде, либо в виде рекомендаций и предложений.

Содействовать профессиональной эффективности и личностной успешности педагога.

3. Требования к профессиональным качествам психолога

3.1. Правила профессионального самоотношения

Анализировать свое физическое и психическое состояние в процессе профессиональной деятельности. Стремиться к здоровому образу жизни, в частности соблюдать режим труда и отдыха, поддерживать оптимальную работоспособность. Дозировать эмоциональную нагрузку, противостоять манипулированию, то есть быть готовым к психологической защите.

Использовать профессиональное общение как один из способов повышения квалификации и как средство психогигиены. Регулировать объем своей работы в соответствии с нормативами профессиональной деятельности и своим психофизическим состоянием.

Быть готовым к решению собственных проблем, в том числе при необходимости обращаться к другим специалистам (психологу, психотерапевту, психиатру).

Использовать общественные объединения психологов для защиты профессиональных прав и интересов.

3.2. Качества, способствующие профессиональной эффективности деятельности педагога-психолога

Социально-психологическая компетентность как способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений, как умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональное состояние других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.

Способность к индивидуализации как умение различать индивидуальные черты личности и в соответствии с ними изменять процесс взаимодействия (например, при модификации коррекционно-развивающих программ). Эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию другим людям, к пониманию их состояния, как готовность оказать им посильную помощь (предполагает определение возможных путей выхода).

Способность к саморегуляции как умение управлять собственным эмоциональным состоянием и мобилизовывать психические функции. Рефлексия как способность осознавать собственные потребности и мотивы, анализировать свои мысли, чувства и поступки, как способность к самопознанию.

Толерантность как стрессоустойчивость, как отсутствие или ослабление реагирования на неблагоприятные факторы (проявляется в выдержке, самообладании).

Эрудиция как общая информированность о различных областях жизнедеятельности общества и человека.

3.3. Факторы, препятствующие профессиональной эффективности деятельности педагога-психолога

Низкий уровень мотивации труда, отсутствие осознания своей профессиональной миссии. Недостаточная выраженность профессионально значимых качеств (см. п. 3.2.). Отстраненность и неумение воздействовать на участников образовательного процесса.

Неумение выбрать оптимальную зону профессионального приложения. Стереотипность в работе, привязанность к одному подходу, категоричность. Оценочное отношение к личности и точкам зрения. Стремление к самоутверждению посредством клиента.

Неадекватное видение своих прямых действий и их результатов.

Отсутствие потребности в самореализации, саморазвитии.

Источник: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200104419

Ссылка на основную публикацию