Этические учения стоиков и эпикура — в помощь студенту

Эпикур — древнегреческий философ, основатель философской школы эпикурейства. Философия Эпикура — одно из фундаментальных направлений, оказавших влияние на становление материалистического подхода в философии. Своей главной целью Эпикур и его последователи видели необходимость научить людей быть счастливыми, не обращая внимания на несущественные вещи.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Познание по Эпикуру

Этические учения стоиков и Эпикура - в помощь студенту

Познание по Эпикуру — поиск истинного назначения вещей. Отрицая сверхъестественное, довлеющее над человеком, философ считал своей главной задачей избавление человечества от заблуждений и страха смерти.

Теория атомизма

Свое видение физики Эпикур основывал на материализме Демокрита, но вносил в его теорию некоторые изменения. Он выделяет главные положения физики, недоступные чувствам:

  • ничего не может произойти из ничего и вернуться в ничто;
  • вселенная неизменна и всегда будет оставаться такой.

Этические учения стоиков и Эпикура - в помощь студенту

Он утверждает, что во вселенной тела движутся, перемещаясь в пустотах. Тела состоят из соединений других тел меньшего размера или соединений, из которых состоят тела. Они отличаются по форме, весу и величине. Самые малые тела, Эпикур вслед за Демокритом называет атомами, а учение о физике — атомической физикой.

Атомы неделимы, следовательно, тела не могут делиться бесконечно. Сами атомы состоят из отдельных мельчайших частей. Отличительная черта атомов — движение. Они движутся с одинаковой скоростью, но находятся на разном расстоянии друг от друга. Атомы не сталкиваются друг с другом, потому что постоянно выбирают новую траекторию движения.

Основываясь на этой теории, Эпикур строит модель вселенной: тела в космосе движутся в пространстве, не соприкасаясь, и не удаляясь друг от друга.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Особенности международной производственной деятельности фирм в современных условиях - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Душа — такое же материальное тело, но она состоит из более тонкой материи, рассеянной по физическому телу человека.

Когда тело разлагается после смерти, душа также разлагается и перестает существовать. Поэтому утверждения о бессмертии души — ложны.

Эпикурейство отрицает прямое наблюдение и рациональные умозаключения, опираясь исключительно на чувственное восприятие. Демокрит считал, что Солнце огромное, основываясь при этом на личных наблюдениях.

Эпикур ориентировался на свои ощущения и полагал, что размеры Солнца и Луны такие, какими они кажутся.

Метод познания Эпикура допускает не единственную трактовку, а множество различных вариантов, более или менее вероятных.

Боги и материализм

Эпикур утверждал, что вера отдельных народов в существование одних и тех же богов подтверждает их существование. Но представления людей о богах не соответствуют истине.

Религия отдаляет людей от правильного понимания божественной жизни. На самом деле, они — особые существа, обитающие в отдельном измерении. Боги свободны и счастливы, они не властвуют над людьми, не одаряют их и не наказывают.

Они живут в атмосфере вечного счастья и блаженства.

Согласно идее Эпикура, боги:

  • бессмертны;
  • не соответствуют представлениям людей о них;
  • пребывают в другой мировой системе;
  • счастливы и умиротворены.

Библиографы и исследователи учения Эпикура считают его попытку доказать существование богов — уступкой общественному мнению.

Сам философ не верил в бога, но боялся открыто конфликтовать с религиозными фанатиками. В одной из своих работ он отмечает, что боги, будучи могущественными существами, могли бы искоренить все зло.

А если не хотят этого сделать или не могут, значит, они слабы или их вовсе нет.

Концепция счастливой жизни

Главный раздел философии Эпикура — этика. Он верил, что популяризация утверждения об отсутствии высших сил, управляющих людьми, освободит людей от мистических заблуждений и страха смерти.

Умирая, человек перестает ощущать, а значит, нет смысла бояться. Пока человек существует — смерти для него нет, когда он умрет — его личность перестанет существовать.

Цель человеческой жизни — стремиться к удовольствию и отдаляться от страданий.

Для достижения этой цели этическая модель жизни Эпикура предполагает наслаждение через отказ от страдания. Человек нуждается в постоянном ощущении удовольствия — свободе от страхов, сомнений, и полной невозмутимости.

Истинный мудрец — это человек, осознавший, что страдание либо кратковременно (и его можно пережить) либо слишком сильно и приводит к смерти (в этом случае его бессмысленно бояться). Мудрец обретает истинное мужество и спокойствие.

Он не гонится за славой и признанием, отказывается от суетных стремлений. Природа требует от человека соблюдения простых условий: есть, пить, находится в тепле. Эти условия просто исполнить, а стремиться к другим удовольствиям необязательно.

Чем скромнее желания человека, тем легче ему стать счастливым.

В «Саду Эпикура», его последователи предпочитали духовные удовольствия, отрицая услаждение тела. Они возносили потребности духа, находя успокоение в дружбе и взаимопомощи.

Роль эпикурейства в философии античного периода

Значение эпикурейской философии отмечали не только его современники. Эпикур создал сплоченный союз единомышленников. До становления христианства последователи его школы сохраняли работы учителя в первозданном виде.

Их можно приравнять к секте — почитание Эпикура быстро превратилось в культ. Единственным отличием от религиозных общин было отсутствие мистической составляющей. Среди эпикурейцев были распространены близкие доверительные отношения, но навязывание коммунизма порицалось.

Принуждение к разделу имущества Эпикур считал препятствием для настоящей дружбы.

Философию Эпикура можно назвать завершением эпохи эллинизма — угасанием веры в будущее и страха перед ним. Его взгляды соответствовали духу исторического периода: из-за кризиса веры в богов политическая атмосфера была раскалена до предела.

Философия Эпикура быстро обрела популярность — она давала людям возможность отдохнуть от происходящих в обществе изменений.

Последователей идей философа становилось все больше, но с появлением христианства эпикурейство вместе со всей античной философией ушло в прошлое.

Каноника, как часть философии

В философствовании Эпикура физика не может существовать без каноники. Она определяет истину, без которой развитие людей, как разумных существ, невозможно.

Восприятие очевидно, истинно и всегда правильно отражает действительность. Оно берет образ предмета и с помощью систем органов чувств опознает его. Способность фантазировать этому не противоречит.

Благодаря фантазии, человек может воссоздать реальность, которая ему не доступна. Поэтому для эпикурейца чувственное восприятие — основа познания.

Убрать из процесса познания восприятие нельзя — оно помогает отделить истинное суждение от ложного.

Ложь утверждает некое суждение как действительность, но на самом деле оно не подтверждено восприятием.

Согласно философу, ошибка происходит, когда человек соотносит восприятие не с той действительностью, которой он был порожден, а какой-нибудь другой.

Ложь — результат домысливания, добавления к увиденному образу фантастического представления. Чтобы опровергнуть ошибку, нужно искать подтверждение фантазии в действительности. Если его нет — восприятие ложное.

Мнение Эпикура о роли языка, как формы передачи информации

Согласно взглядам Эпикура, язык создавался, как необходимость выражать чувственное впечатление от вещей. Названия вещам давались, исходя из индивидуальных особенностей восприятия. У каждого народа они были своими, поэтому языки формировались отдельно и были не похожи друг на друга.

Первобытные языки были малословными: слова использовали для обозначения бытовых предметов, действий и ощущений. Постепенное усложнение быта — главная причина развития языка. Появление новых предметов требовало изобретения новых слов.

Иногда у разных народов появлялись похожие слова, имеющие разные значения, и создавали двусмысленности — амфиболии.

Чтобы избегать подобных ситуаций, Эпикур предлагал руководствоваться договорным началом: каждый народ определяет значение слова своего языка и не переносит его на другие языки.

Этические учения стоиков и Эпикура - в помощь студенту

Задолго до Эпикура, похожую теорию высказал Платон. В своем диалоге «Кратил» он изложил примерную концепцию развития языка, как динамической структуры.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/idei-epikura.html

Эпикур и эпикуреизм. Кратко о философии и учении Эпикура

Эпикур — древнегреческий философ, живший в IV-III вв. до н.э. Мыслитель пытался понять, что такое счастье, и указать людям путь к нему.

Эпикуреизм или эпикурейство — учение о том, что высшим благом для человека является наслаждение. Удовольствие и спокойствие — это благо, страдание и боль — это зло.

Но наслаждение — это не бездумная погоня за удовольствиями, учил Эпикур. Удовольствие — это отсутствие страданий: физической боли, тревог, страха перед смертью. Избавление от страхов и тревог дает человеку истинную свободу, полагал он.

Важно следовать за своими естественными желаниями и избегать противоестественных, таких как тщеславие и жажда богатства. Самыми главными наслаждениями Эпикур считал духовные, а не физические, а одним из высших удовольствий называл дружбу.

Философию эпикура обычно называют гедонизмом — учением об удовольствии как о высшей цели человека. Однако в действительности оно ближе к эвдемонизму — учению о счастье как о главной цели.

В Средние Века христианские авторы осуждали эпикурейцев, превратив название их философской школы в синоним безбожников. Однако Эпикур не был атеистом. Боги существуют, учил мыслитель: они бессмертны и блаженны, но им нет дела до людей, поэтому они никого не вознаграждают и не карают.

Развратник или скромный мудрец? Что известно о жизни Эпикура

Эпикур, как утверждается, написал почти триста произведений. Однако до нашего времени от них уцелели только фрагменты и афоризмы. О самом Эпикуре известно из сочинения Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» и трактата римского эпикурейца Лукреция Кара «О природе вещей».

Эпикур родился и вырос на острове Самос, рассказывает Диоген Лаэртский. К 14 годам он заинтересовался философией — попросил учителя объяснить, откуда взялся первозданный хаос. В 18 лет Эпикур переехал в Афины.

В 32 года он создал свою школу. В Афинах философ купил небольшой сад, где стали собираться его ученики. Поэтому последователей Эпикура называли «философами из сада». В школу принимали и мужчин, и женщин, и свободных, и рабов. На воротах была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие — высшее благо».

Про Эпикура ходили нехорошие слухи: будто он развратник, обжора и хам, ругающий других философов последними словами и ворующий их идеи. Диоген Лаэртский уверяет, однако, что все это ложь.

В действительности Эпикур был благодетельным и благочестивым человеком, мудрым учителем, ко всем относился с теплотой, писал биограф. Жизнь его была скромной и неприхотливой: философу было довольно воды и простого хлеба, даже сыр он считал роскошью.

Этические учения стоиков и Эпикура - в помощь студентуЭпикур на картине Рафаэля «Афинская школа»

Философия Эпикура: познание и истина

Главным критерием истины Эпикур считал ощущения, данные нам жизнью. Разум лишь следует за ощущениями, считал он — и в этом спорил с Платоном и Аристотелем. Чувственное познание дает достоверную информацию, а ошибки возникают уже из ошибочных суждений, полагал Эпикур.

Также Эпикур подчеркивал важность интуиции — «предвосхищения», «броска мысли». «Истинно только то, что доступно наблюдению или уловляется броском мысли», — указывал философ.

Учение Эпикура о природе

Вселенная бесконечна, считал Эпикур. Она — результат столкновения и разъединения атомов. Ато­мы и пустота веч­ны и неиз­мен­ны, меняются лишь сложенные из них тела. Атомы движутся гармонично, поэтому гармония, спокойствие и радость бытия — естественное состояние.

Эпикур о богах и загробной жизни

В пространстве между мирами живут бессмертные и счастливые боги. Мир людей и сами люди не заботят их, поэтому нет смысла ждать божественной награды или божественного наказания. Получается, что судьба человека зависит от него самого, а не от богов.

Душа человека состоит также из атомов. Без тела она существовать не может, поэтому погибает в момент смерти человека. Стало быть, загробной жизни не существует, и заботиться о ней нет смысла. Мы бренны, так что жизнь нужно прожить счастливо и со смыслом.

Этика Эпикура: учение о наслаждении и страданиях

Идеал человека для Эпикура — это мудрец, освободившийся от страхов и предрассудков. Мудрец не боится смерти и не ориентируется на мнение толпы.

Залог счастливой жизни — удовольствие. Все живые существа стремятся к удовольствию и избегают страданий. Однако удовольствия бывают естественными (хорошими), а бывают пустыми (плохими).

Кроме того, за удовольствием может последовать страдание — поэтому мудрец должен быть осмотрителен в их выборе. Разумная мысль — обя­за­тель­ное усло­вие счаст­ли­вой жиз­ни.

Эпи­кур ввел иерар­хию удо­воль­ст­вий: например, духовные удовольствия он считал выше телесных. Духовные радости более долговечны и сильны, они охватывают и прошлое, и настоящее, и будущее.

Все потребности человека Эпикур делил на три группы:

  • Есте­ствен­ные и необ­хо­ди­мые (как телес­ные, так и духов­ные). Не терпеть голода и жажды, холода; понимать устройство окружающего мира, чтобы не сойти с ума etc.
  • Есте­ствен­ные, но не необ­хо­ди­мые. Например, это любовь, дружба, родительские чувства.
  • Мни­мые, пустые желания. Амбиции, жажда богатства и почестей.

Источниками страданий, беспокойства, являются страх перед бога­ми, боязнь смер­ти и лож­ные взгляды на доб­ро и зло, учил Эпикур. Поэтому он выдвинул четы­рех посту­ла­та:

  1. Бояться богов не нужно — им нет дела до людей

  2. Человек не может ощутить собственную смерть, и ее тоже не нужно страшиться

  3. Подлинное благо достигается легко

  4. Зло лег­ко уни­что­жить

Боли нель­зя избе­жать, но можно и нужно взять над ней верх и ста­рать­ся ее смяг­чить тер­пе­ни­ем и твер­до­стью духа. Стра­да­ния не исклю­ча­ют радо­сти, а силь­ная боль или длит­ся недол­го, или уби­ва­ет, писал Эпикур. Сам он умер в муках от тяжелой болезни, но до конца находил утешение в воспоминаниях о философских беседах с друзьями.

Смерть ничто для нас, ибо покуда мы есть, нет смер­ти, а когда есть смерть — нет нас.

Эпикур

Эпикур о человеке и обществе

Политика и положение в обществе мало занимали Эпикура. «Живи неприметно», — учил философ. Он считал, что не нужно стремиться к славе, власти и богатству. Настоящий мудрец наслаждается маленькими радостями.

При этом Эпикур опередил свое время, выдвинув идею общественного договора, которая вновь появилась лишь в XVII веке. Люди стали жить в обществе, когда заключили негласный договор друг с другом: не причинять и не терпеть вреда, рассуждал философ.

Мудрецу очевидна польза такого договора, а желания его невелики — поэтому нарушать законы общества он не станет. Законы и наказания нужны лишь для того, чтобы сдерживать глупцов, желающих причинить вред другим людям.

Законы и обычаи должны служить людям, приносить им пользу, а потому законы можно менять — по сути это идея о возможности пересматривать общественный договор с течением времени.

Источник: https://www.anews.com/p/118457154-ehpikur-i-ehpikureizm-kratko-o-filosofii-i-uchenii-ehpikura/

Этическое учение Эпикура и стоиков

Выдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341—270 до н.э.) и Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.). Это фи­лософское направление относится к рубежу старой и новой эры.. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личнос­ти в сложном историческом контексте того времени.

Читайте также:  Заполнение атомных состояний электронами. атомные оболочки и подоболочки - в помощь студенту

В философии Эпикур по преимуществу самоучка. Имел много учеников и последователœей. Приехав в 35-летнем возрасте вместе со своими учениками в Афины, купил уединœенный сад с домом. Здесь обосновался ставший знаменитым «Сад Эпикура», над входом которого было начертано: «Гость, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие — высшее благо».

Речь не идет об излишествах, а об умеренных удовольствиях. Сотоварищество эпикурейцев старалось жить незаметно, просто и в свое удовольствие. Эпикур — основатель утилитаризма: делай то, что полезно, таков путь к счастью. Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовлетворений.

Человек существо свободное, это имеет свои основания в самопроизвольном отклонении атомов от прямолинœейных траекторий, ибо такие отклонения не допускают наличия раз и навсœегда установленных законов.

Важно заметить, что для счастливой жизни человеку необходимы три главные составляющие: отсутствие телœесного страдания (апония), невозмутимость души (атараксия), дружба (как альтернатива политическим отношениям). Боги тоже состоят из атомов, но особых. Боги безразличны к человеческим делам, об этом свидетельствует наличие зла в мире.

Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру, во Вселœенной су­ществуют только тела, находящиеся в пространстве. Οʜᴎ непо­средственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого про­странства между телами следует из того, что иначе было бы невоз­можно движение. Эпикур выдвинул идею, резко отличающуюся от трактовки атомов Демокритом.

Это идея об ʼʼотклоненииʼʼ атомов, когда атомы движутся в ʼʼсвязном потокеʼʼ. По Демокриту, мир об­разуется вследствие взаимного ʼʼудараʼʼ и ʼʼотскакиванияʼʼ атомов.

Но уже просто тяжесть атомов противоречит концепции Эпикура и не позволяет объяснить самостоятельность каждого атома: в данном случае, по Лукрецию, атомы падали бы, наподобие капель дождя, в пустую бездну.

В случае если следовать Демокриту, безраздельное господ­ство крайне важно сти в мире атомов, будучи последовательно рас­пространенным на атомы души, сделает невозможным допущение свободы воли человека. Эпикур решает вопрос так: он наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, которую он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека.

Получается, что атомам присуща ʼʼсвобода волиʼʼ, которая и опре­деляет ʼʼнепременное отклонениеʼʼ. По этой причине атомы способны опи­сывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, благодаря чему возникает мир. Размещено на реф.рфЭта идея дала возможность Эпикуру избежать идеи фатализма.

Цице­рон прав, утверждая, что Эпикур иначе и не мог бы избежать Рока, как только при помощи теории атомной самопроизвольности. Плу­тарх отмечает, что самопроизвольность атомного отклонения и есть то, что является случаем. Из этого Эпикур делает такой вывод: ʼʼВ крайне важно сти нет никакой крайне важно сти!ʼʼ Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Эпи­кур впервые в истории философской мысли выдвинул идею об объ­ективности случайности.

По Эпикуру, жизнь и смерть одинаково не страшны для мудре­ца: ʼʼПока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нетʼʼ. Жизнь и есть наибольшее наслаждение. Такая, как она есть, с началом и с концом.

Характеризуя духовный мир человека, Эпикур признавал нали­чие у него души.

Он характеризовал ее так: ничего нет ни тоньше, ни достовернее этой сущности (души), и состоит она из самых мел­ких и самых гладких элементов.

Душа мыслилась Эпикуром как 1 принцип целостности отдельных элементов духовного мира личнос­ти: чувств, ощущений, мысли и воли, как принцип вечного и без­ущербного существования.

Знание, по Эпикуру, начинается с чувственного опыта͵ но наука о знании имеет своим началом прежде всœего анализ слов и установ­ление точной терминологии, ᴛ.ᴇ.

чувственный опыт, приобретен­ный человеком, должен быть осмыслен и обработан в виде тех или иных терминологически зафиксированных смысловых структур. Размещено на реф.рфСамо по себе чувственное ощущение, не поднятое на уровень мысли, не есть еще подлинное знание.

Без этого перед нами будут непрерывным потоком мелькать лишь чувственные впечатления, а это — просто сплошная текучесть.

Основным принципом этики эпикурейцев является удовольст­вие — принцип гедонизма. При этом проповедуемые эпикурейца­ми удовольствия отличаются чрезвычайно благородным, спокойным, уравновешенным и часто, созерцательным характером'.

Стремление к удовольствию является исходным принципом выбора или избежания. Согласно Эпикуру, в случае если у человека отнять чувства, то не останется ничего.

В отличие от тех, кто проповедовал прин­цип ʼʼнаслаждения минутыʼʼ, а ʼʼтам, что будет, то и будет!ʼʼ, Эпикур хочет постоянного, ровного и незакатного блаженства. Наслажде­ние у мудреца ʼʼплещется в его душе как спокойное море в твердых берегахʼʼ надежности.

Предел наслаждения и блаженства — это избавиться от страданий! По мысли Эпикура, нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, напротив — нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно!2

Эпикур проповедовал благочестие, богопочитание: ʼʼмудрец должен преклонять колена перед богамиʼʼ.

Он писал: ʼʼБог — су­щество бессмертное и блаженное, как общее представление о боге было начертано (в уме человека), и не приписывает ему ничего чуждого его бессмертию или несогласного с его блаженством; но представляет себе о боге всœе, что может сохранять его блаженство, соединœенное с бессмертием. Да, боги существуют: познание их — факт очевидный. Но они не таковы, какими их представляет себе толпа, потому что толпа не сохраняет о них постоянно своего пред­ставленияʼʼ

Лукреций Кар, римский поэт, философ и просветитель, один из выдающихся эпикурейцев, как и Эпикур, не отрицает существова­ния богов, состоящих из тончайших атомов и пребывающих в меж­думировых пространствах в блаженном покое.

Мог ли подумать Эпикур, что в грядущих веках его имя станет нарицательным для характеристики людей, смысл жизни которых состоит в нескончаемых поисках удо­вольствий, и что про них будут говорить: ʼʼОн истый эпикуреец!ʼʼ Как история вывер­нула наизнанку ʼʼсуть дела и характераʼʼ!

Стоицизм

Основателœем стоицизма является Зенон из Кития. Основатель стоицизма — Зенон Китийский. Свое учение он пропагандировал в афинской галерее с колоннами (по древнегречески «стоа»).

Стоики учили, что жизнь нужно принимать такой, каковой она является. Жить следует в полном согласии с природой, богами, судьбой. Страстями не изменишь жизнь, значит, следует опираться на разум, направляя в соответствии с ним волю.

Нет причин для хныканья, будь, в случае если это возможно, здоровым, сильным, мужественным и знатным.

Но если придется стать больным, немощным и бедным — не беда, главное исполняй свой долг человека, оберегай свое место в единстве природы и сообщества людей всœего мира.

Учеников Зенона называли стоиками. Дело в том, что Зенон Китийский философствовал в портике, который был выстроен на торговой площади. Портик (по-гречески — стоя) представлял собой архитектурное сооружение с открытым входом.

Физика. Космос — это огненный организм, огненная всœепроникающая пневма. Природа это бог, бог есть вся природа (пантеизм).

Логика. Посредством чувств человек постигает ощущения, посредством ума выводы, центр же познания находится в представлении, в согласии ощущений и выводов, а это — смысл слова и предложения.

Этика. Человек существует в рамках космических законов, он подвержен космической судьбе. Смысл мира познается особенно четко в представлении. Познанное представление приводит к атараксии, душевному спокойствию, невозмутимости.

Счастья можно достигнуть не в вечной погоне за благом летучим, а в сознательном следовании космическим, или, что то же, божественным законам. Все люди ходят под одними и теми же божественно-космическими законами.

Разница в том, что, как выразился Сенека, «хотящего судьба ведет, нехотящего — тащит».

Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее ʼʼгреческаяʼʼ из всœех философских школ. Ранние стоики, в боль­шинстве своем сирийцы: Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хри-сипп.

Их труды сохранились лишь в отдельных фрагментах, поэто­му обстоятельное уяснение их воззрений существенно затруднено. К поздним стоикам (I и II вв.) относятся Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий — это в основном римляне.

Их труды дошли до нас в виде полных книᴦ.

Уже при одном слове ʼʼстоикʼʼ, по словам А.Ф. Лосœева, возни­кает представление о мудром человеке, который весьма мужест­венно выносит всœе невзгоды жизни и остается спокойным несмотря на всœе неприятности и несчастья, им переживаемые.

Действитель­но, стоики в своих воззрениях, безусловно, выдвигали на первый план понятие спокойного и всœегда уравновешенного, даже ʼʼбесчув­ственногоʼʼ мудреца.

В этом проявлялся идеал внутренней свободы, свободы от страстей, который лелœеяли почти всœе стоики.

СогласноХрисиппу (ок. 280—208 до н.э.), существует мировая душа. Это чистейший эфир, самый подвижный и легкий, женствен­но-нежный, как бы тончайший вид материи.

Представитель позднего стоицизма Марк Аврелий (121 —180; римский император с 161 ᴦ. н.э.) был убежден, что Бог дает каж­дому человеку особого доброго гения в руководители. (Эта идея возродилась в христианстве в образе ангела-хранителя.

) Стоит сказать, что для него Вселœенная — тесно связанное целое; это един, живое существо? . обладающее единой субстанцией и единой душой.

Приведем неко­торые из афоризмов Марка Аврелия: ʼʼЧаще размышляй о связи всœех вещей, находящихся в мире, и об их взаимоотношенииʼʼ, ʼʼЧтобы ни случилось с тобой — оно предопределœено тебе из века. И сплетение причин с самого начала связало твое существование

Читая стоиков, углубляясь в их интеллектуальные попытки осмыслить природу души, остро чувствуешь стремление осмыслить душу как нечто едино-цельное, как бы слиянное собственно духовного с материальным, при этом с тончайшим видом мате­риального, чем-то вроде эфира.

Характеризуя различные свойства души, стоики особое внимание уделяли феномену воли; учение было построено на волевом принци­пе, на самообладании, терпении и т.п. Οʜᴎ стремились к полному самодовлению. (И в нашем представлении стоический мудрец — это человек, обладающий могучей и непреклонной силой воли.)

Развитие природы они трактовали также в религиозном духе, считая, что всœе предопределœено. Бог не отделœен от мира, он — душа мира, благодетельное провидение.

Стоики исходили из принципа всœеобщей целœесообразности. Все имеет свой смысл: даже клопы полезны, поскольку они помогают просыпаться по утрам и не лежать чересчур долго в постели. Суть этого принципа хорошо выражают стихи:

Свобода для знаменитого мыслителя, писателя и государственного деятеля Сенеки (ок. 4 до н.э. — 65 н.э.) — это божество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ господствует над всœеми вещами и событиями. Ничто не может ее изменить.

Отсюда покорность, выносливость и стойкое перенесе­ние жизненных невзгод.

Стоический мудрец не сопротивляется злу: он его понимает и стойко пребывает в его смысловой текучести, в связи с этим он невозмутим и спокоен.

Недаром в продолжение всœей истории стоицизма Сократ был главным божеством стоиков; его поведение во время суда над ним, отказ от бегства, спокойствие перед лицом смерти, утверждение о том, что несправедливость наносит больше вреда тому, кто ее совер­шает, чем жертве, — всœе это целиком отвечало учению стоиков.

Ранние стоики в своих идеях бытия следовали античной тради­ции. Οʜᴎ исходили из того, что тело мира образовано из огня, воз­духа, земли и воды. Душа мира — это огненная и воздушная пневма. Все бытие мыслилось только как разная степень напряжения божественно-материального первоогня.

Этическое учение Эпикура и стоиков — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Этическое учение Эпикура и стоиков» 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/regiliya/view/414700_eticheskoe_uchenie_epikura_i_stoikov

Этические учения Античности (Сократ,Эпикур,Киники,Стоики)

Кинизм представляет собой не только философию, обосновывающую специфическую форму мировоззрения, но и способ жизнедеятельности, для которого характерно неприятие ценностей рабовладельческого общества, его законов, обычаев, традиций и морали. Киники не удалялись от жизни, а наоборот жили среди людей и пропагандировали идеалы внутренней свободы, презрения к богатству, опрощения и бедности, равноправия, космополитизма и другие.

Для киника теория и практика философствования максимально сближены.

Эта философия находила своих 
приверженцев среди людей, осознавших несправедливость общественной жизни, утративших надежду на то, что жизнь 
можно улучшить общепринятыми средствами, изверившихся в установлениях государства 
и обещаниях политиков.

Кинизм был философией бедных, гонимых и разочаровавшихся, но не утративших желания видеть мир людей иным. Словом, эта философия отражала противоречия в сознании бедноты, она включила в себя достоинства и недостатки тех, чьи интересы она выражала.

Основной задачей философии, утверждал Антисфен, является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что́ является для человека истинным благом. Поэтому кинизм не создает абстрактных теорий, в отвлеченности от абстрактного стремится к пределу и как система представляет собой комплекс практических идеалов.

Киническая этика исходит 
из принципиального фронтального отрицания 
и неприятия морального кодекса 
среднего индивида. Такая этика, прежде всего, негативна, «перечеркивает» 
общепринятые ценности и требует 
«отучения от зла», то есть разрыва 
с устоявшимися нравственными нормами. Концепция кинической добродетели сводится т.о. к четырём положениям:

Натурализм, исходящий из приоритета природы; не из природы-максимума, а из природы-минимума, полагающий низший уровень потребностей и только экономно-необходимую 
норму потребления.

Субъективизм, основанный на «свободе воли»; на силе духа, характера, способности к независимому существованию, самоограничению, самоотречению, перенесению 
трудностей, освобождению от пут религии, государства, семьи и т. п.

  • Индивидуализм, ориентирующий 
    поведение человека на достижение независимости 
    от общества, которое налагает на него чуждые ему и враждебные обязанности, индуцирующие чуждые ему свойства.
  • Эвдемонизм, предполагающий спасение и счастье в неимущести, умеренности, отстраненности, которые естественны для разумного добродетельного человека, понимающего истинную цену вещей.
  • Таким образом, этический идеал кинизма формируется как:
  • 1.крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием;
  • 2.презрение ко всем потребностям кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна;
  • 3.насмешка над всеми условностями;

4.демонстративная естественность и безусловность личной свободы.

Как сумма, в центре кинической философии находится человек 
с его естественными заботами. Киник ищет норму в природе 
человека как вида и индивида, и 
не ждет божественных указаний для 
решения собственной жизни.

При 
этом индивидуалистический протест 
киников не вырождается в эгоизм, готовый удовлетворять ego одного за счёт других. Индивидуализм киников приводит к принципу внутренней свободы, которая добывается борьбой с самим собой, но не с «социальным злом».

Таким образом, отрицание киников не являлось нигилизмом.

Последователи кинической философии 
Антисфен, Диоген Синопский и другие противопоставили экономические отношения рабовладельческого общества и отношения морали. Они полагали, что достичь богатства можно лишь ценой моральной деградации, путем обмана, насилия, грабежа, неэквивалентной торговли.

Провозглашая, что труд есть благо, они ограничивали в соответствии с индивидуалистическими установками своего времени размеры трудовых усилий лишь достижением минимума материальных средств поддержания личной жизни.

Для киника идеал простой жизни, отвечающей природе, фактически оборачивается максимальным опрощением, реализацией требования тотального участия всех членов общества в простом физическом труде, связанном с личным жизнеобеспечением.

Стоики

Основатель стоицизма 
в философии — Зенон из Кития на Кипре (ок. 333 — 262 гг. до н. э.). Круг почитателей его философии собирался около расписанного Полигнотом портика, стои, отсюда название школы — стоицизм.

Преемником Зенона был Клеанф (ок. 330 — 232 гг. до н. э.) — бывший кулачный боец. Его преемник — Хризипп (ок. 281/277 — 208/205 гг. до н. э.) — бывший атлет, бегун. Труды ранних стоиков до нас дошли фрагментарно.

Зенон и Хризипп делили философию на физику, этику и логику. Клеанф выделял в философии диалектику, риторику, этику, политику, физику, теологию. Зенон и Хризипп ставили на передний план в философии логику.

Логика стоиками понималась как исследование внутренней и внешней 
речи. При этом она делилась на две 
части: учение о рассуждении в 
виде непрерывной речи и учение о 
движении речи в форме вопросов и 
ответов.

Первое учение у стоиков 
— это риторика, а второе — 
диалектика. Помимо этого, в логике рассматривалось учение об обозначаемом, т. е. о понятиях, суждениях и умозаключениях и учение об обозначающем, т. е. о словах и знаках.

Первое составляет логику в ее современном понимании, а второе обозначалось стоиками как грамматика.

В качестве принципов правильного 
мышления стоики принимали законы непротиворечивости, тождества, достаточного основания 
и исключенного третьего.

Стоики развивали аристотелевское 
учение о силлогистике и суждении.

В теории познания представители 
раннего стоицизма исходили из признания 
познаваемости мира. Источник познания они видели в ощущениях и восприятиях. На этой основе, по их мнению, формируются 
представления. Стоики полагали, что 
врожденных идей не существует.

В решении 
проблемы общего и единичного познания они придерживались того мнения, что 
реально существуют лишь единичные 
вещи, общие они считали субъективным понятием. Стоики различали естественные и искусственные понятия.

Первые, по их представлениям, формируются 
стихийно, а вторые образуются на основе диалектики.

Стоики уделили внимание учению о категориях, которые считали 
субъективными. Они выделили всего 
четыре категории: субстанция, качество, состояние и отношение. Субстанция или сущность у стоиков — первоматерия, т. е. из чего все возникает.

Читайте также:  Сила кислот и оснований - в помощь студенту

Из первоматерии образуются вещи, обладающие качествами. Качество, согласно стоикам, обозначает постоянные свойства. Переходные свойства обозначаются категорией “состояние”.

Вещи находятся в отношениях друг к другу, отсюда — категория “отношение”.

В физике стоики принимали 
основу за основу всего сущего, имеющего четыре начала: огонь, воздух, воду и 
землю. Особое значение они придавали 
пневме, т. е. смеси огня и воздуха. Огонь они вслед за Гераклитом рассматривали как первоначало всего, что есть в мире.

По мнению стоиков, мир 
— единое целое. Эта целостность 
базируется на всеобщей согласованности 
и необходимо обусловленной взаимосвязи. Мир, по представлениям Хризиппа, сферичен и расположен в бесконечной пустоте, которая бестелесна.

Стоики считали, что все 
в природе находится в движении. Причем, по их мнению, существует 3 вида движения: изменение, пространственное перемещение и напряжение. Напряжение рассматривается как состояние 
пневмы.

В зависимости от состояния пневмы в телах выделяются четыре царства природы: неорганическое, флора, фауна и мир людей. Пневма понимается не только как физическое, но и как духовное начало. Наивысшее напряжение пневмы как духовного начала характерно для мудрецов.

Но пневма — это нечто божественное у стоиков, она у них выступает в роли разума, логоса космоса. Разум же бога, по их мнению, — чистый огонь. Бог у стоиков — высшая разумная сила, которая всем управляет и всему придает целесообразность.

В мире, по мнению стоиков, царит жесткая необходимость. Ее проявление подчинено воле бога.

В центре этических рассуждений 
стоиков не понятие счастья, а 
понятие долга. Стоики, разрабатывая свою оригинальную этику, видели долг в стремлении к нравственному совершенству, которое достигается, когда человек живет в соответствии с природой и подчиняется судьбе.

Человек, полагали стоики, не может сделать этот мир совершенным, но он может устроить совершенный мир в самом себе, приобрести гордое достоинство, и следовать высоким требованиям морали. Стремление к совершенству лежит на путях познания мира и упражнения в добродетельном поведении.

Внутренняя свобода достигается путем познания необходимости следовать требованиям непререкаемого долга.

Стоики считали, что путь к блаженству в беспристрастии. Они 
уделили пристальное внимание анализу страстей, требуя их подчинения разуму. Страсти делились при этом на четыре вида: печаль, страх, вожделение и удовольствие.

Печаль, согласно стоикам, многообразна. Она может вызываться состраданием, завистью, ревностью, недоброжелательством, беспокойством, горем и т. д. Страх 
стоики рассматривали как предчувствие зла.

Вожделение они понимали как 
неразумное стремление души. Удовольствие воспринималось стоиками как неразумное пользование желаниями. Стоики сторонились 
удовольствий.

Для них идеалом 
являлся бесстрастный человек, аскет.

Страсти, по мнению стоиков, — источник зла, которые могут 
выступать в виде неразумия, трусости, неумеренности и несправедливости.

Стоик стремится возвыситься 
над страстями. Это достигается 
пониманием сути добра и зла, между которыми, как они считали, лежит обширное поле нравственно безразличного.

Стоики учили умеренности, терпению, мужественному перенесению 
ударов судьбы.

Они провозглашали: будь человеком и в бедности, и в богатстве, сохраняй свое достоинство и честь, чего бы это тебе не стоило, если судьба предназначила тебе бедность, нездоровье, бесприютность, переноси их без стенаний, если ты богат, красив, умен, будь умерен в пользовании этими благами, помни, что завтра ты можешь оказаться нищим, больным, гонимым.

Наиболее крупными представителями 
среднего стоицизма являются Панеций (около 185 — 110/109 гг. до н. э.) и Посидоний (135 — 51 гг. до н. э.). Они смягчили ригоризм первоначального стоицизма.

Известно, что Панетий отверг идею о жесткой определенности событий и явлений в мире, которого придерживались ранние стоики. Он настаивал на разделении тела и души человека, в то время как его философские предшественники рассматривали их достаточно слитными.

В области этики Панетий снизил идеал самодостаточности добродетели и включил в число предпочтительного хорошее здоровье и материальное благополучие.

Панетий и Посидоний стремились приспособить идеи стоицизма к запросам деятельных и воинствующих римлян. В трудах этих мыслителей, дошедших до нашего времени лишь в виде фрагментов, включенных в произведения авторов более позднего времени, нашла место пропаганда философских идей не только их предшественников ранних стоиков, но и идей свойственных другим направлениям философской мысли.

Источник: https://www.referat911.ru/Filosofiya/jeticheskie-ucheniya-antichnosti-sokratjepikurkinikistoiki/170553-2254559-place2.html

Характеристика этических систем древнего Рима: эпикуреизм, стоицизм, кинизм

Эпикуреи́зм— философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Эпикур основывает свою школу в 307 г. до н. э. в Афинах. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов».

Философия эпикуреизма

Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.

  • Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:
  • отсутствие телесного страдания;
  • невозмутимость души;
  • дружба.

Крупнейшим представителем греческого эллинистического эпикуреизма является в первую очередь сам Эпикур. Римский эпикуреизм представляли Лукреций и Каций; это направление повлияло также на римский эклектизм.

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие.

Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию.

От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет». Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.

Целью философии Эпикур считал указать путь человеку к счастью. Чтобы узнать, что такое счастье, нужны физика и логика. Логику Эпикур называл каноникой, т.е. теорией познания.

В теории познания Эпикур был сенсуалистом, считая, что критерием истины является ощущение, а разум полностью зависит от ощущения. Ощущения дают нам истинную картину мира, они ошибаться не могут. Ошибается судящий о них разум.

Из повторяющихся ощущений возникают понятия. Эти понятия тоже истинны. Мысли о понятиях могут быть ошибочными.

Душа смертна и загробной жизни не существует. Смысл жизни – избегать страданий, получать наслаждение.

Эпикур, ( 341 – 271 гг. до н.э.) «О природе», «Об атомах и пустоте», «Об образе жизни».

Стоицизм.

Философия состоит из логики, физики и этики, все наши познания происходят посредством органов чувств.

Человек, будучи ребенком, имеет душу, подобную чистому папирусу, на котором впоследствии посредством ощущений записывается знание.

На основе ощущений формируются представления, среди них выделяются те, которые повторяются, таким образом образуются понятия. Мир познаваем, и возможно истинное познание.

Стоицизм. Основателем был Зенон из Кития. Основная цель – жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью. Этим самым он дал стоической философии основную ориентацию на этику и ее разработку. Стоики часто сравнивали философию с человеческим организмом: логика-скелет; этика-мышцы; физика-душа. Ученики – Клеанф из Асса, Хрисипп из Сол.

Стоики характеризовали философиюю как упражнение в мудрости. Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться с понятиями, образовывать суждения и умозаключения.

В онтологии стоики признают два основных пинципа: материальный (материал) и духовный – логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные вещи. Понятие бога в стоической философии пантеистическое. Основой познания выступает чувственное восприятие, которое вызывается конкретными единичными вещами.

Общее существует лишь посредством единичного. Критерием истинности познания является учение о схватывающем представлении, которое возникает под воздействием воспринимаемого предмета при активном участии субъекта восприятия. Центром и носителем познания является душа.

Она понимается как нечто телесное, материальное (пневма – соединение воздуха и огня). Центральная часть души – разум. Большое внимание уделяли проблемам мышления. Разработали формальную логику и античную форму логики высказываний.  Стоическая этика выдвигает на вершину чел-ких усилий добродетель.

Добродетель означает жить в согласии с разумом. 4 основные добродетели: разумность (неразумность), умеренность (распущенность), справедливость (несправедливость) и доблесть (трусость). Идеалом стоических устремлений выступает покой (атараксия), или безучастное терпение (анатея).

  1. Знаменитые стоики
  2. Зенон из Китиона
  3. Клеанф
  4. Хрисипп
  5. Панетий Родосский
  6. Посидоний
  7. Эпиктет
  8. Сенека
  9. Марк Аврелий
  10. Диоген Лаэртский
  11. Арриан
  12. Антонин

Кинизм.  Киническая философия возникла в Афинах как реакция социальных низов свободной бедноты, метеков, вольноотпущенников на ухудшение жизни, усиление политической и экономической неустойчивости на рубеже V — IV вв. до н. э. Ее родоначальником считается Антисфен (ок.

445 — 360 гг. до н. э.), который учил в гимнасии, называвшемся Киносаргом (“Белая собака”).

Идеи основанной Антисфеном школы, которая по месту ее существования и по бесприютному образу жизни ее последователей, сходному с собачьим, получила название кинической, широко разошлись по античному миру.

Наиболее значительными представителями кинизма наряду с Антисфеном являются Диоген Синопский (ок. 412 — 323 гг. до н. э.), Кратет из Фив (акме — расцвет творчества — падает на 328 — 325 гг. до н. э.), Керекид из Мегалополя (ок. 290 — 220 гг. до н. э.), Дион Хрисостом (ок. 40 — 120 гг. н. э.).

Кинизм представляет собой не только философию, обосновывающую специфическую форму мировоззрения, но и способ жизнедеятельности, для которого характерно неприятие ценностей рабовладельческого общества, его законов, обычаев, традиций и морали. Киники не удалялись от жизни, а наоборот жили среди людей и пропагандировали идеалы внутренней свободы, презрения к богатству, опрощения и бедности, равноправия, космополитизма и другие.

Кинизм был философией бедных, гонимых и разочаровавшихся, но не утративших желания видеть мир людей иным. Словом, эта философия отражала противоречия в сознании бедноты, она включила в себя достоинства и недостатки тех, чьи интересы она выражала.

К числу наиболее существенных жизненных принципов, распространяемых киниками, относится практическое воплощение философии в жизнь посредством упражнений, сопутствующих неукоснительному следованию избранному жизненному пути. Упражнения при этом делятся киниками на те, что укрепляют тело и на те, что укрепляют душу.

Другой жизненный принцип — ограничение своих потребностей в благах, в том числе еде и одежде. Киник стремится максимально освободиться от потребностей и от владения вещами. Грубый плащ, котомка и посох — это единственное его достояние. Третий принцип заключается в стремлении к независимости и самодостаточности, умении довольствоваться своим.

Киник бездомен и неприкаян.

Сторонники этой философии считали, что боги дали людям все необходимое, обеспечив им легкую и счастливую жизнь, но люди утратили меру в потребностях и в погоне за ними обретают лишь несчастья. Богатство, к которому стремятся люди, расценивается киниками как источник человеческих бед, оно же рассматривается как источник тирании.

Источник: https://students-library.com/library/read/18740-harakteristika-eticeskih-sistem-drevnego-rima-epikureizm-stoicizm-kinizm

Билет 9 этические учения стоиков и эпикурейцев

БИЛЕТ 9

  1. Этические учения стоиков и эпикурейцев.

Этика стоиков

Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего – от политически-социальной сферы.

Такова уже в значительной мере установка школы стоиков, а особенно эпикурейцев. К стоикам в Греции принадлежали Зенон из Китиона (ок. 333 – ок. 262 до н. э.), Панетий Родосский (II в. до н. э.), Посидоний (конец II – I в. до н. э.

) и др. Большую популярность школа стоиков получила в Древнем Риме, где самыми выдающимися ее представителями были Сенека (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.), его ученик Эпиктет (ок. 50 – ок. 140) и император Марк Аврелий (121 – 180).

Философия для стоиков – не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость.

Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской империи, где разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Сенека, в частности, был современником Нерона, одного из самых развращенных и кровавых римских императоров.

Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают достоинством мудреца; сила его в том, что он не раб собственных страстей. Мудрец не может стремиться к чувственным удовольствиям. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Здесь образцом для стоиков был Сократ.

Однако сходство стоиков с Сократом лишь в том, что они строят свою этику на знании. Но, в отличие от Сократа, они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Это безразличие они называют апатией (бесстрастием). Бесстрастие – вот их этический идеал.

Настроение стоиков – пессимистическое; такое настроение хорошо передано А. С. Пушкиным:

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Достигнуть внутреннего покоя и бесстрастия – значит научиться полностью владеть собой, определять свои поступки не обстоятельствами, а только разумом.

Требования разума непреложны, ибо находятся в соответствии с природой. Под последней стоики понимают как внешнюю природу, так и природу самого человека.

Природа для стоика – это рок, или судьба: примирись с роком, не сопротивляйся ему – вот одна из заповедей Сенеки.

Этика Эпикура Полный отказ от социального активизма в этике мы встречаем у материалиста Эпикура (341—270 до н. э.), учение которого получило широкую популярность и в Римской империи; наиболее известным из римских эпикурейцев был Лукреций Кар (ок. 99 – 55 до н. э.).

Отдельный человек, а не общественное целое – вот отправной пункт эпикуровской этики. Тем самым Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид – первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия.

Общественный союз, согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для личного благополучия индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается близок к софистам.

Индивидуалистической трактовке человека вполне соответствует атомистическая натурфилософия Эпикура: реальным является бытие отдельных изолированных атомов, а то, что составляется из них, – вещи и явления видимого мира, весь космос в целом, – это лишь вторичные образования, лишь агрегаты, скопления атомов.

В отличие от стоической, эпикурейская этика гедонистична (от греч. hedone – удовольствие): целью человеческой жизни Эпикур считает счастье, понимаемое как удовольствие. Однако подлинное удовольствие Эпикур видел вовсе не в том, чтобы без всякой меры предаваться грубым чувственным наслаждениям.

Как и большинство греческих мудрецов, Эпикур был привержен идеалу меры. Поэтому неверно широко распространенное представление об эпикурейцах как о людях, предающихся исключительно чувственным наслаждениям и ставящих их превыше всего остального.

Высшим наслаждением Эпикур, как и стоики, считал невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и безмятежность, а такое состояние может быть достигнуто только при условии, что человек научится умерять свои страсти и плотские влечения, подчинять их разуму.

Особенно много внимания эпикурейцы уделяют борьбе с суевериями, в том числе и с традиционной греческой религией, которая, по Эпикуру, лишает людей безмятежности духа, вселяя страх перед смертью и перед загробной жизнью.

Чтобы рассеять этот страх, Эпикур доказывает, что душа человека умирает вместе с телом, ибо состоит из атомов точно так же, как и физические тела. Смерти не надо бояться, убеждает греческий материалист, ибо, пока мы есть, смерти нег, а когда приходит смерть, нас уже нет; поэтому смерти не существует ни для живых, ни для умерших.

Несмотря на известное сходство стоической и эпикурейской этики, различие между ними весьма существенное: идеал стоиков более суров, они держатся альтруистического принципа долга и бесстрашия перед ударами судьбы; идеал же эпикурейского мудреца не столько моральный, сколько эстетический, в его основе лежит наслаждение самим собою. Эпикурейство – это просвещенный, утонченный и просветленный, но все же эгоизм.

  1. Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: https://nashuch.ru/filosofiya-voprosi-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-2-kurs.html?page=37

Ссылка на основную публикацию