Этапы постэмбрионального развития человека — в помощь студенту

Постэмбриональный период начинается с момента выхода нового организма из яйцевых оболочек либо из организма матери. Он подразделяется на три периода и включает ювенильный период, пубертатный период и период старения.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Первый ювенильный период продолжается до окончания полового созревания и может проходить по двум различным путям. Прямое развитие происходит, если из яйца или организма матери выходит новая особь, внешне похожая на взрослую, но меньше размером и несформированной половой системой. К такому типу развития относится развитие птиц, рептилий, млекопитающих (рис. 1).

Этапы постэмбрионального развития человека - в помощь студенту Этапы постэмбрионального развития человека - в помощь студенту Этапы постэмбрионального развития человека - в помощь студенту

Рис. 1. Примеры прямого развития животных. Сверху вниз: птицы (курица), рептилии (крокодил) и млекопитающие (человек)

Другой тип развития называется непрямым и протекает с метаморфозом (превращением). При этом личинка не похожа на взрослую особь. Этот тип развития характерен для лягушек, некоторых насекомых и червей (рис. 2).

Ювенильный период всегда сопровождается ростом организма, с одной стороны процесс роста запрограммирован генетически, а с другой стороны – зависит от условий существования.

Этапы постэмбрионального развития человека - в помощь студентуЭтапы постэмбрионального развития человека - в помощь студенту

Рис. 2. Примеры непрямого развития животных: амфибии (лягушка), чешуекрылые (бабочка)   

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Стратегия риск-менеджмента - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

В маленьком аквариуме рыбы никогда не достигнут размеров, до которых вырастают в природных условиях, но если во время ювенильного периода рыб из маленького аквариума пересадить в большой аквариум, то такие рыбы вырастут больше, чем те которые остались в маленьком аквариуме.

У человека рост контролируется целым рядом гормонов, выделяемых гипоталамусом, гипофизом, щитовидной железой и половыми железами.

Второй период постэмбрионального развития – так называемый пубертатный период, или период зрелости (рис. 3), у позвоночных животных занимает большую часть жизни.

Этапы постэмбрионального развития человека - в помощь студенту

Рис. 3. Период зрелости у человека

Период зрелости плавно перетекает в следующий период – старость.

Гормоны и рост млекопитающих

На рост и развитие млекопитающих влияют гормоны, которые вырабатываются щитовидной железой, корой надпочечников и половыми железами (рис. 4). Их деятельность регулирует гипофиз, что было доказано в многочисленных экспериментах.

Этапы постэмбрионального развития человека - в помощь студенту

Рис. 4. Железы, влияющие на рост и развитие

Из гипофиза было экстрагировано некое вещество, которое при введении животным увеличивало их массу тела. Это вещество назвали гормоном роста. В дальнейших исследованиях было показано, что это один из тропных гормонов гипофиза, который называется соматотропин.

Соматотропин человека – это белок, состоящий из 190 аминокислот. Он усиливает процессы роста во всем организме, ускоряя синтез нуклеиновых кислот для подготовки к митозу, способствуя поглощению аминокислот хрящевой и мышечной тканями.

Старение – это общебиологическая закономерность, свойственная всем живым организмам. В определенном для каждого организма возрасте в организме начинаются изменения, снижающие возможности этого организма к приспособлению, к изменяющимся условиям существования (рис. 5).

Этапы постэмбрионального развития человека - в помощь студенту

Рис. 5. Пожилой человек

Улучшения условий жизни, снижение детской смертности, победа над многими заболеваниями – все это приводит к увеличению продолжительности жизни.

Если в XVI в XVII веке средняя продолжительность жизни была около 30 лет, то сейчас в благополучных странах средняя продолжительность жизни у мужчин достигает 75 лет (рис. 4), а у женщин 80.

  • Очевидно, это не предел, и победа над сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями может продлить жизнь человека до 120–140 лет, но при этом, естественно, человек должен вести так называемый здоровый образ жизни и не злоупотреблять алкоголем и никотином.
  • Смерть – это прекращение жизнедеятельности человека, однако смерть необходима для эволюционного процесса, поскольку без нее не происходила бы смена поколений.
  • Процесс старения запрограммирован генетически, однако до сих пор нет единой теории, объясняющей этот процесс.
  • Одни исследователи считают, что процесс старения запускается группой генов, которая запускает так называемую программу старения – эта точка зрения подтверждается существованием редчайшего заболевания человека, прогерии.

Типы старения человека

Медики утверждают, что процесс старения– это сложный многогранный и генетически обусловленный процесс, предотвратить который невозможно, а вот затормозить его можно. Различают два вида старения – физиологическое и патологическое.

При физиологическом старении возраст человека аналогичен паспортному возрасту, а при патологическом старении наблюдается ускоренное старение организма, связанное в большинстве случаев с различными стрессовыми факторами или же с генетической предрасположенностью.

Животные-долгожители

Старость, одряхление не есть обязательный атрибут долгой жизни. Существуют виды, которые могут жить на протяжении веков. К таким видам относится моллюск жемчужница (рис. 6), которая может жить около 200 лет и при этом не стареть. С каждым годом жемчужница становится все устойчивее к условиям окружающей среды и даже лучше размножается.

Этапы постэмбрионального развития человека - в помощь студентуЭтапы постэмбрионального развития человека - в помощь студенту

Рис. 6. Двустворчатый моллюск жемчужница. С возрастом жемчужница не стареет, а становится более жизнеспособной.

Но, тем не менее, даже жемчужница оказывается не бессмертной. Она погибает из-за несогласованного роста раковины и мышечной ноги, которая её держит в вертикальном положении. Огромная раковина перевешивает и падает на дно, фильтрация планктона прекращается, и жемчужница умирает с голода.

Та же учесть преследует крупных черепах (рис. 7), у которых панцирь становится слишком тяжелым.

Рис. 7. Гигантские черепахи

Что касается млекопитающих, то среди них также есть виды-долгожители. К таким видам относится гренландский кит (рис. 8) – он может жить более 200 лет, при этом, когда он умирает, у него не наблюдается признаков старения, и от чего он умирает – пока не известно.

Рис. 8. Гренландский кит

Не так давно было открыто существо голый землекоп (рис. 9), которое живет в Африке. Продолжительность жизни этого существа – 28 лет, по размерам оно не превышает мышь-полёвку. Так вот, голый землекоп сумел отменить программу старения.

У этого зверька не встречается сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, рака – у него мощнейшая иммунная система, которая сохранятся активной в течение всей жизни. У землекопа два зуба, треть всех мышц организма обеспечивает работу этих резцов.

Землекопы прогрызают под землей лабиринты площадью примерно, как два футбольных поля.

В центре этого лабиринта – онтоцарицы, вокруг – 250 воинов. У царицы от одного до трех мужей, многие самцы погибают в борьбе с врагами, змеями и землекопами из соседних стай. От чего наступает естественная сметь землекопов при отсутствии каких-либо других изменений, учеными пока не установлено.

Рис. 9. Голый землекоп в норе

Таким образом, процесс индивидуального развития контролируется генетической программой организма, однако может регулироваться и корректироваться факторами внешней среды, с которыми сталкивается организм.

У ребенка, больного прогерией, проявляются явные признаки старости, в 10–12 лет он выглядит как очень пожилой человек (рис. 10).

Рис. 10. Дети, страдающие прогерией

Доказано также, что ДНК в любом организме постоянно повреждается различными физическими и химическими воздействиями. В молодом возрасте активно работают специальные ферменты, восстанавливающие нормальное строение ДНК, однако в старости ферменты функционируют все слабее, и накопление ошибок в структуре ДНК ведет к онкологическим заболеваниям и нарушениям обмена веществ.

Список литературы

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10–11 класс. – М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: (Источник).
  2.  Д.К. Беляев. Биология 10–11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е издание, стереотипное. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с. (Источник).
  3. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень. – 5-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2010. – 388 с. (Источник).
  4. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Биология 10–11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е издание, дополненное. – М.: Дрофа, 2010. – 384 с. (Источник).
  5. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина, П.В. Ижевский. Биология. 10 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 2-е издание, переработанное. – Вентана-Граф, 2010. – 224 с. (Источник).
  1. Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
  2. На русском языке
  3. на английском языке:
  4. Домашнее задание
  1. Что такое онтогенез? Из каких этапов он состоит?
  2. Что называют постэмбриональным развитием организма? Какие стадии постэмбрионального развития выделяют?
  3. Какие виды ювенильного развития встречаются у животных? В чем их отличие?
  4. Почему вслед за ювенильным периодом наступает зрелость?
  5. Что такое старость? Что вам известно про механизмы старения?
  6. Может ли человек жить вечно? Какое заболевание связано с наступлением ранней старости?
  7. Какие гормоны влияют на переход от одного этапа онтогенеза к другому?
  8. Какие животные-долгожители вам известны? Как они борются со старением? Почему все-таки умирают?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/razmnozhenie-i-individualnoe-razvitie-organizmov/individualnoe-razvitie-postembrionalnyy-period

3.3 Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов

  • Видеоурок 1: Индивидуальное развитие. Эмбриональный период
  • Видеоурок 2: Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период
  • Лекция: Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов

Онтогенез

  1. Индивидуальный рост и развитие организма с того момента, как образуется зигота, до прекращения его существования называется онтогенезом
  2. В его ходе наблюдается последовательная закономерная смена фенотипов, характерная для конкретного вида.
  3. Онтогенез может быть:
  • Непрямой – это развитие организма с метаморфозом – стадией личинки, резко отличающейся от внешнего вида взрослой особи. Во взрослую особь личинка превращается после однократной или многократных линек. Такой тип онтогенеза характерен для насекомых (со стадией куколки), рыб, моллюсков, плоских червей, земноводных.
  • Прямой – развитие организма без стадии личинки. Появившийся на свет организм подобен взрослому по своему строению, но отличается меньшими размерами и неспособностью к размножению. Для достижения взрослой стадии ему необходим рост и развитие. К этому типу онтогенеза принадлежат все виды живорождения и яйцеживорождения.

Этапы постэмбрионального развития человека - в помощь студенту

Эмбриональное и постэмбриональное развитие

В индивидуальном развитии организма выделяется два основных периода:

  • Эмбриональный
  • Постэмбриональный

Этапы постэмбрионального развития человека - в помощь студенту

Развитие в эмбриональном периоде разделяется на несколько стадий:

  • зиготы – это краткий период времени от слияния двух половых клеток родителей до начала деления получившейся диплоидной клетки;
  • бластулы – дробления зиготы. Как правило, яйцеклетка намного больше соматических клеток, после оплодотворения она начинает делиться (дробиться), пока размеры получающихся при ее дроблении бластомеров не сравняются с размерами соматических клеток, характерных для данного вида. При этом общий размер и масса зародыша не меняются;
  • гаструлы – в этот период происходит образование зародышевых листков. У примитивных организмов – кишечнополостных и губок образуется зародыш двуслойный, состоящий из эктодермы и энтодермы. У всех остальных, более высокоразвитых многоклеточных, зародыши состоят из трех слоев – эктодермы, мезодермы и энтодермы;
  • нейрулы – с этой стадии начинается органогенез или закладка и последующий рост и развитие органов. Из эктодермы образуется нервная пластинка, затем из нее разовьются внешние покровы и органы восприятия, мезодерма становится местом закладки зачатка хорды, с последующим развитием из него мышц, почек, кровеносной системы, из энтодермы образуется кишечник, а впоследствии – другие внутренние органы – легкие, печень.

Этапы постэмбрионального развития человека - в помощь студенту

Причины нарушения развития организмов

В начале ХХ в немецким ученым Г. Шпеманом и его ученицей Х. Мангольд было открыто явление эмбриональной индукции.

Эмбриональная индукция – это способность клеток зародыша к самоорганизации, влиянию одних его клеток на развитие других. 

Учеными проводились многочисленные эксперименты, в ходе которых выяснилось, что в некоторых случаях, например при пересадке части клеток на другое место зародыша, влиянии некоторых химических веществ и ультрафиолетовом облучении – ход развития значительно меняется. Так, например, после облучения ультрафиолетом зародыши земноводных теряли способность к образованию нервной трубки и полноценному развитию.

Читайте также:  География новейшего времени - в помощь студенту

Эмбриология доказала, что кроме генетических мутаций и аномалий в исходных половых клетках, на развитие зародыша могут оказать сильное негативное влияние многочисленные факторы, действующие в определенные периоды его развития:

  • алкоголь и никотин;
  • медпрепараты;
  • действие бактериальных и вирусных токсинов;
  • дефициты необходимых для развития веществ;
  • различные виды ионизирующего излучения.

Человеческий эмбрион наиболее уязвим к негативным факторам внешней среды в период закладки систем органов – это 18-60 сутки развития.

Предыдущий урок Следующий урок

Источник: https://cknow.ru/knowbase/658-33-ontogenez-i-prisuschie-emu-zakonomernosti-embrionalnoe-i-postembrionalnoe-razvitie-organizmov.html

Постэмбриональное развитие — урок. Биология, Общие биологические закономерности (9–11 класс)

Периоды постэмбрионального развития

Постэмбриональное развитие животных подразделяется на три периода: ювенильный, период зрелости и период старения.

Ювенильный период характеризуется продолжением начавшегося ещё в эмбриональной жизни органогенеза и увеличением размеров тела. К началу этого периода все органы развиты до такой степени, что молодое животное может существовать и развиваться в окружающей среде. Выполняют свои функции нервная, кровеносная и выделительная системы.

С выходом организма из зародышевых оболочек начинают функционировать органы дыхания, пищеварительная система и органы чувств.  В течение ювенильного периода окончательно складываются видовые и индивидуальные особенности организма и особь достигает характерных для вида размеров.

Позже других органов развивается половая система. Когда заканчивается её формирование, наступает второй этап постэмбрионального развития.

В течение периода зрелости происходит размножение. Продолжительность этого периода у различных видов животных разная. У некоторых видов он длится лишь несколько суток, у других — много лет.

Период старения характеризуется замедлением обмена веществ и деградацией органов. Старение приводит к естественной смерти.

Прямое и непрямое развитие

Для ювенильного периода характерно прямое или непрямое развитие.

При прямом развитии на свет появляется особь, похожая на взрослую, но значительно меньших размеров. Её дальнейшее развитие сводится главным образом к росту и половому созреванию.

Прямое развитие характерно для животных с яйцекладным и внутриутробным типом онтогенеза: млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, некоторых беспозвоночных  (малощетинковых червей, пауков и др.).

Этапы постэмбрионального развития человека - в помощь студенту

При непрямом развитии появившийся на свет организм (личинка) по строению и образу жизни отличается от взрослых особей. Для того чтобы личинка стала взрослой, требуется перестройка её организма —  превращение, или метаморфоз.

Метаморфоз — быстрое изменение, которое происходит при переходе от личиночной стадии к взрослой форме.

Это процесс постэмбрионального созревания, который характерен для многих групп животных: большинства беспозвоночных (плоских и круглых червей, насекомых, двустворчатых моллюсков и т. д.), а также для рыб и земноводных.

Пример:

личинка лягушки (головастик) не похожа на взрослое земноводное, а похожа на рыбу (нет конечностей, жаберное дыхание, боковая линия и т. п.). Постепенно происходит развитие органов взрослых земноводных.

Этапы постэмбрионального развития человека - в помощь студенту

Головастики лягушки

Непрямое развитие насекомых бывает с полным превращением (с полным метаморфозом) и с неполным превращением (с неполным метаморфозом).

При развитии с полным превращением из яйца появляется личинка, которая питается, растёт, затем превращается в куколку. Внутри неподвижной куколки происходит полная перестройка всех органов. Из куколки выходит взрослое насекомое (имаго).

Полное превращение характерно для чешуекрылых (бабочек), жесткокрылых (жуков), двукрылых (мух и комаров), перепончатокрылых (пчёл, ос, шмелей) и т. п.

Этапы постэмбрионального развития человека - в помощь студенту

Развитие с неполным превращением происходит, когда отсутствует стадия куколки. Личинка в процессе линек постепенно превращается в имаго. Неполное превращение характерно для тараканов, полужесткокрылых (клопов), прямокрылых, стрекоз.

Источник: https://www.yaklass.ru/p/biologia/obschie-biologicheskie-zakonomernosti/razmnozhenie-i-razvitie-88881/individualnoe-razvitie-organizma-ontogenez-302901/re-16f390ce-7f92-46f6-ae46-2537ee6d80b2

mozok.click

Основные понятия и ключевые термины: Постэмбриональное развитие. Возрастные периоды человека. Репродуктивное здоровье. Вспомните! Что такое развитие?

Подумайте!

Почему человек изменяется в процессе развития, если наследственная информация, полученная от родителей, одна и та же на каждом из возрастных периодов?

Этапы постэмбрионального развития человека - в помощь студенту

СОДЕРЖАНИЕ

Каковы особенности постэмбрионального развития?

После рождения ребенка начинается его постэмбриональное развитие, продолжающееся до конца жизни. С наступлением половой зрелости в постэмбриогенезе выделяют три периода: дорепродуктивный, репродуктивный и послерепродуктивный.

Дорепродуктивний период — это период жизни организма от рождения до наступления половой зрелости. У девочек этот период длится от рождения до 16 лет, у мужчин — до 18 лет.

Характеризуется продолжением развития органов и увеличением массы и роста организма. Усиленный рост ребёнка наблюдается в возрасте 1-3 лет, в возрасте 5-7 лет и в подростковом возрасте.

У человека дорепродуктивный период отличается относительно большей продолжительностью, поскольку происходит физиологическое и психическое развитие.

Репродуктивный период — это период половой зрелости организма, характеризующийся способностью человека к размножению. В этом промежутке организм человека функционирует как устойчивая саморегулирующаяся система.

Характеризуется период уравновешенностью процессов образования и гибели клеток и сохранением массы и размеров тела.

В этот период масса нарастает, в основном, за счёт жировой ткани, хотя при спортивных тренировках она может увеличиваться за счёт мышечной массы.

Послерепродуктивный период — это период, характеризующийся потерей организма способности к размножению. В организме человека уменьшаются содержание воды, интенсивность обмена веществ, ослабляются жизненные функции, наблюдается уменьшение массы тела и его размеров. На этом этапе происходит старение организма.

Старение человека — процесс закономерного возникновения возрастных изменений, которые постепенно приводят к сокращению приспособительных возможностей организма. Наука о закономерностях старения — геронтология. Признаки старения проявляются на всех уровнях организации живого организма.

Так, в клетках снижается активность ферментов, нарушаются процессы самовосстановления белков, нуклеиновых кислот. Особую роль в старении играет потеря нейронов ЦНС.

Итак, ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ — это развитие от рождения до смерти организма, основными событиями которого являются половое созревание, рост и старение.

Каковы возрастные периоды постэмбрионального развития человека?

Возрастные периоды — это периоды жизни человека, которые отличаются особенностями роста и развития. В соответствии с возрастными особенностями развития жизненный цикл человека разделяют на периоды.

Период новорождённости (первые 10 дней). У новорождённого наблюдается непропорциональное телосложение, кости черепа и тазовые кости несросшиеся, в черепе есть роднички, позвоночник без изгибов. Начинают функционировать органы дыхания, малый круг кровообращения, механизмы терморегуляции, активизируется иммунная система, проявляются пищевые рефлексы.

Грудной возраст (до 1 года). У ребенка увеличивается рост — в среднем на 23-25 см, формируются изгибы позвоночника, появляются молочные зубы. Формируются мышцы и появляется потребность ходить, образуются пищевые условные рефлексы.

Раннее детство — период ясельного возраста (1-3 года). У ребёнка зарастают роднички, изменяются пропорции тела, замедляется рост (8-11 см в год), развивается мозг, заканчивают формироваться молочные зубы. Происходит постепенный переход на общий стол, быстро развиваются речь, мышление, эмоции.

Первое детство — это период дошкольного возраста (3-7 лет). У дошкольников происходит замена молочных зубов на постоянные, дети вырастают на 5-7 см в год. В движениях проявляется устойчивая согласованность, речь связывается с мышлением, формируются условные рефлексы письма, развивается фантазия, ведущей деятельностью является игровая.

Второе детство — это младший школьный возраст (7-10 лет). Наблюдаются замедление темпов роста, развитие опорно-двигательного аппарата, секреция половых гормонов способствует появлению вторичных половых признаков. Ведущая деятельность — обучение, что обусловливает развитие умственных способностей.

Подростковый период — период среднего школьного возраста (11- 14 лет). В этот сложный период происходит бурное развитие всех систем, интенсивное половое созревание, формируются вторичные половые признаки. Наблюдается развитие абстрактного мышления, эмоций и проявляется психическая неуравновешенность.

Юношеский период — период старшего школьного возраста (15-17 лет). Завершаются рост, формирование организма и половое созревание.

Зрелый возраст наступает в возрасте 21 года. Первый период зрелого возраста (до 35 лет) является наиболее продуктивным периодом в жизни человека. Второй период зрелого возраста (от 35 до 60 лет) является периодом реализации человеком своих возможностей.

Преклонный возраст начинается с 61 года у мужчин и с 56 лет — у женщин.

Старческий возраст начинается в 75 лет. Люди с возрастом 100 и более лет — долгожители.

Итак, постэмбриональное развитие человека имеет условную периодизацию, основанную на биологических и социальных особенностях.

Как неблагоприятные факторы влияют на репродуктивное здоровье человека?

Репродуктивное здоровье — это состояние благополучия функций и процессов репродуктивной системы, а также половых отношений на всех стадиях жизни.

Другими словами — это способность людей к зачатию и рождению детей, возможность сексуальных отношений без угрозы заболеваний, передающихся половым путём, безопасность беременности и родов, выживание ребенка, благополучие матери и возможность планирования последующих беременностей.

На репродуктивное здоровье человека влияет множество факторов, но наиболее распространёнными причинами нарушений являются аборты, болезни половых органов, вредные привычки, инфекционные заболевания и т. д.

Аборт вызывает гормональный стресс, приводит к различным нарушениям физического и психологического состояния. Не секрет, что аборт может привести в будущем к бесплодию. Раннее начало половой жизни и как следствие этого — аборты — у многих женщин являются причинами не только бесплодия, но и развития многих заболеваний организма.

Распространённой причиной возникновения заболеваний половых органов являются инфекции, передающиеся половым путем (ИППП).

Такие болезни, как сифилис, гонорея, трихомоноз, хламидиоз, генитальный герпес разрушают половые органы, приводят к бесплодию и инфицированию будущего ребенка.

Такие заболевания, как СПИД, гепатиты В и С могут передаваться половым путём и угрожать не только репродуктивному здоровью человека, но и его жизни.

Алкоголизм, курение и употребление наркотиков приводят к бесплодию, невынашиванию беременности и рождению тяжелобольных детей. Наличие этих вредных привычек способствует развитию импотенции, вызывает задержку внутриутробного развития плода, формирование тяжёлых пороков развития, возникновение наркотической зависимости у новорождённого, умственную отсталость и др.

  • Планирование и тщательная подготовка будущих родителей к беременности, ведение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек способствуют нормальному течению беременности и родов, рождению здоровых детей.
  • Итак, репродуктивное здоровье — это важная составляющая общего здоровья каждого человека, каждой семьи и общества в целом.
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Учимся познавать
  • Самостоятельная работа с таблицей
  • Примените полученные знания и обоснуйте основные рекомендации по сохранению репродуктивного здоровья женщин и мужчин.
  • ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Рекомендация Обоснование
Категорический отказ от вредных привычек
При обнаружении инфекций, передающихся половым путём, лечение необходимо начинать как можно раньше
Избегайте переохлаждений нижней части тела, сильных ударов в участки половых органов
Ведите активный образ жизни
Организуйте разумное сбалансированное питание с необходимым содержанием витаминов и биоэлементов
Избегайте нежелательной беременности и абортов, в том числе путём использования современных средств контрацепции
Оптимальный возраст для рождения ребенка — это 20-35 лет

Биология + Анатомия

В черепе новорожденного есть роднички -участки между костями черепа, защищённые мягкой соединительной тканью.

Малыш рождается с шестью родничками: четыре из них закрываются в первые дни жизни, пятый — примерно на втором месяце, а шестой — наибольший -закрывается в период от трёх месяцев до двух лет.

Это передний (1) и задний (2), два клиновидных (3) и два сосцевидных (4). Примените знания черепа и опишите расположение родничков, определите их биологическое значение.

Этапы постэмбрионального развития человека - в помощь студенту

Биология + Медицина

Простатит — самая распространённая мужская болезнь, с которой знакомы не менее половины мужчин планеты.

О распространенности различных видов простатита свидетельствует довольно известная в медицинских кругах формула, по которой 30 % мужчин старше 30 лет, 40 % мужчин старше 40 лет, 50 % старше 50 лет и так далее страдают этой болезнью.

К тому же, в последние годы простатит значительно «помолодел», и симптомы простатита всё чаще наблюдаются у совсем молодых мужчин, особенно в крупных городах. Попробуйте объяснить, почему. Какую роль играет простата для сохранения репродуктивного здоровья мужчин?

РЕЗУЛЬТАТ

Оценка Вопросы для самоконтроля
1 — 6 1. Что такое постэмбриональное развитие? 2. Назовите три основных этапа постэмбрионального развития человека. 3. Что такое возрастные периоды? 4. Почему выделяют возрастные периоды человека? 5. Что такое репродуктивное здоровье человека? 6. Назовите неблагоприятные для репродуктивного здоровья факторы среды.
7 — 9 7. Назовите особенности постэмбрионального развития. 8. Назовите возрастные периоды постэмбриогенеза человека. 9. Как неблагоприятные факторы влияют на репродуктивное здоровье человека?
10 — 12 10. Назовите и обоснуйте основные рекомендации по сохранению репродуктивного здоровья женщин и мужчин.
  1. Обобщение темы 11.
  2. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
  3. РАЗМНОЖЕНИЕ, или РЕПРОДУКЦИЯ, —
  4. способность организмов к воспроизведению себе подобных, что обеспечивает существование вида во времени.

У человека половое размножение происходит с участием гамет, которые при оплодотворении формируют зиготу с наследственной информацией двух различных по полу особей. Новый организм несёт наследственную информацию обоих родителей. Это способствует наследственной изменчивости и создаёт благоприятные условия для существования и развития вида Человек разумный.

У человека половое размножение с раздельнополовым и половым диморфизмом и внутренним оплодотворением
Мужская репродуктивная система Женская репродуктивная система
  • Наружные половые органы: мошонка, половой член
  • Внутренние половые органы: яички, придатки яичка, семявыносящий проток, семенные пузырьки, семяизвергательный проток
  • Предстательная железа
Наружные половые органы: половые губы и клитор Внутренние половые органы: яичники, маточные трубы, матка, влагалище Молочные железы
Яички продуцируют эстрогены Яичники производят эстрогены
Сперматогенез, происходящий в яичках, обеспечивает образование сперма-тозоонов Овогенез, происходящий в яичниках, обеспечивает образование яйцеклеток
Внутреннее оплодотворение происходит в верхней части маточных труб. Основные стадии оплодотворения: 1) внутреннее осеменение; 2) встреча гамет и активация яйцеклетки; 3) проникновение сперматозоона в яйцеклетку; 4) слияние ядер; 5) активация зиготы к делению.
  1. ОНТОГЕНЕЗ, или ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ —
  2. период существования организма от зиготы до смерти.
  3. Для человека как биологического вида характерны увеличение продолжительности внутриутробного периода, замедление полового созревания, появление переходного периода (климакса) между периодами половой зрелости и пожилого возраста.
Эмбриональное развитие
1. Зародышевый период — от имплантации до образования плаценты 2. Плодный период — от образования плаценты до рождения
Постэмбриональное развитие
  • 1. Дорепродуктивный период — период полового созревания
  • 2. Репродуктивный период — период половой зрелости
  • 3. Послерепродуктивный период — период утраты половой функции

Это материал учебника Биология 8 класс Соболь

Источник: https://mozok.click/1611-postembrionalnoe-razvitie-cheloveka.html

Постэмбриональное развитие

Этапы постэмбрионального развития человека - в помощь студенту

У братьев наших меньших и у человека, период постэмбрионального развития состоит из трех этапов:

  1. Ювенильного. Это первая стадия — определяется временем от рождения и до половой зрелости, сопровождается активным ростом, окончательным формированием всех органов и систем, при этом может протекать по-разному. В частности, выделяют два типа постэмбрионального развития: прямой и непрямой. Если новорожденная особь по внешним признакам и особенностям организации физиологических процессов похожа на взрослую, значит это прямое постэмбриональное развитие. В случае непрямого развития организм подвержен метаморфозам.
  2. Пубертатного, или периода половой зрелости. Это одна из самых продолжительных стадий постэмбрионального развития, когда организм в состоянии воспроизводить потомство.
  3. Старение. Естественный завершающий этап жизненного цикла, который заканчивается смертью или вынужденной гибелью.
Читайте также:  Шифрование, кэширование и пароли - в помощь студенту

Особенности постэмбрионального периода развития человека

Органы и системы маленького человечка формируются в утробе матери, здесь же ребенок получает генетический материал, который является основополагающим фактором его развития. Внутриутробный период имеет свои этапы, каждый из которых характеризуется рядом изменений.

К примеру, на втором месяце беременности зародыш становится похожим на взрослого человека, хотя его размеры не превышают 3 мм, а существование за пределами маминого организма не представляется возможным. К моменту рождения вес малыша достигает 3-4 кг, рост 45-55 см, а системы обеспечивающие жизнедеятельность организма уже готовы к самостоятельному функционированию.

При виде новорожденного младенца становится, очевидно, что путь его постэмбрионального развития будет прямым. Поскольку от взрослого малыш отличается лишь пропорциями тела и незрелостью некоторых системы.

Постнатальный период развития человека, как существа разумного, изучен досконально, и подразделяется на:

  1. Период новорожденности – десять дней после рождения. В это время малыш большую часть суток проводит во сне, а для полноценного роста и развития ему необходимо грудное молоко.
  2. Грудной период – от 10 дней до года. За этот промежуток кроха делает огромный скачок в своем умственном и физическом развитии. К концу первого года жизни большинство деток уже уверенно стоят на ногах, кушают разнообразную пищу, произносят первые слоги.
  3. Раннее детство – 1-3 года. У малышей улучшается координация движений, они умеют четко и последовательно излагать мысли и требования, постоянно пополняют словарный запас, активно интересуются окружающим миром.
  4. Первое детство – 4-7 лет. «Радио почемучки» вещает почти круглосуточно – ребенок не успокоится, пока не получит ответ на заданный вопрос, а последних возникает множество.
  5. Второе детство – 8-12 лет. У детей в этом возрасте качественно меняется картина мировоззрения, происходит окончательное формирование двигательной деятельности.
  6. Подростковый период – 13-16 лет. Начинают вырабатываться половые гормоны, в связи с чем, наблюдаются значительные изменения в организме ребенка, как физические, так и психоэмоциональные.Этапы постэмбрионального развития человека - в помощь студенту
  7. Юношеский период – 17-21 года. Состояние юного организма почти идентично состоянию взрослого.
  8. Зрелый период – 22-60 лет. В этом возрасте все системы сформированы, рост прекращается, и человек окончательно вступает в репродуктивную фазу.
  9. Пожилой возраст – 61-74 лет. Характеризуется рядом внешних признаков, которые указывают на увядание организма.
  10. Старческий период – 75-90 лет.
  11. Долгожители – свыше 90 лет.

Источник: https://womanadvice.ru/postembrionalnoe-razvitie

Постэмбриональное развитие

Существует два основных типа постэмбрионального развития — прямое и непрямое (развитие с превращением, развитие с метаморфозом). 

При прямом развитии организм, появившийся из тела матери или яйцевых оболочек, отличается от взрослого организма тем, что имеет меньший размер и недоразвитие некоторых систем органов, к примеру, половых (птицы, млекопитающие).

В данном случае постэмбриональное развитие сводится к росту и половому созреванию.

Такой тип развития имеют животные, в яйцеклетках которых содержится большое количество желтка (рыбы, пресмыкающиеся, птицы), а также животные с внутриутробным типом развития (млекопитающие).

При непрямом развитии из яйца выходит личинка, строение которой проще взрослого животного, а иногда даже сильно отличающаяся от него. Обычно, у нее есть специальные личиночные органы, которых нет у взрослого животного, и отсутствует способность к размножению. Личинка самостоятельно питается, растет, ее личиночные органы исчезают и появляются органы взрослой особи.

Часто личинка и взрослое животное занимают разные экологические ниши и не конкурируют друг с другом за среду обитания (например, стрекоза и ее личинка, обитающая в водоемах; майский жук и его личинка, живущая под землей; головастик и взрослая лягушка и т.д.). Такой тип развития имеют организмы, яйцеклетки которых содержат малое количество желтка (многие членистоногие, земноводные).

Примером животных, имеющих постэмбриональное развитие с метаморфозом, могут служить бесхвостые земноводные. Их личинка — головастик, выходящая из яйцевых оболочек, больше похожа на рыбу, чем на земноводное.

У него есть хвостовой плавник, органы боковой линии, жабры и жаберные щели, двухкамерное сердце, один круг кровообращения и обтекаемая форма. С течением времени головастик претерпевает метаморфоз. Это происходит благодаря влиянию гормона щитовидной железы.

Его хвост рассасывается, появляются конечности, боковая линия исчезает, развиваются легкие и второй круг кровообращения, т. е. у него постепенно появляются признаки, характерные для земноводных.

Этапы постэмбрионального развития человека - в помощь студенту

Пример развития с полным превращением

В ряде случаев, при непрямом типе развития личинка после роста и прохождения определенных стадий развития превращается во взрослую особь. Такой тип развития называют развитием с неполным превращением (метаморфозом), он характерен, например, для лягушки и ряда членистоногих (клопы, тараканы, равнокрылые, вши).

В других случаях их яйца выходит личинка, которая после роста и развития превращается в куколку. Куколка не питается, она неподвижна.

Именно на этой стадии происходит формирование всех органов и тканей взрослой особи, которая вылупится из куколки.

Этот тип развития называют развитием с полным превращением (метаморфозом), он характерен для многих членистоногих (двукрылые, перепончатокрылые, чешуекрылые, блохи и другие).

Перейти к оглавлению.

Источник: https://www.studentguru.ru/postembryonic-development.html

Характеристика постэмбрионального периода развития человека и животных

Постэмбриональное развитие животных подразделяется на три периода:Период роста и формообразования (дорепродуктивный).Этот период характеризуется продолжением начавшегося еще в эмбриональной жизни органогенеза и увеличением размеров тела.

К началу этого периода все органы достигают той степени дифференцировки, при которой молодое животное может существовать и развиваться вне организма матери или вне яйцевых оболочек. С этого момента начинают функционировать пищеварительный тракт, органы дыхания и органы чувств.

Нервная, кровеносная и выделительная системы начинают свою функцию еще у зародыша. В течение периода роста и формообразования окончательно складываются видовые и индивидуальные особенности организма, и особь достигает характерных для вида размеров. Позже других органов дифференцируются половая система.

Когда заканчивается ее формирование, наступает второй этап постэмбрионального развития.

  • Период зрелости (репродуктивный).
  • Период старости (пострепродуктивный).

В течение этого периода зрелости происходит размножение. Продолжительность этого периода у различных видов животных разная. У некоторых видов (поденки, тутовый шелкопряд) он длится лишь несколько суток, у других — много лет.Характеризуется уменьшением интенсивности обмена веществ и инволюцией органов. Старение приводит к естественной смерти.

Постэмбриональный период развития человека

Постэмбриональный постнатальный) период развития человека, иначе называемый постнатальный также подразделяется на три периода:Ювенильный (до полового созревания);Зрелый (взрослые, половозрелое состояние);Период старости, заканчивающейся смертью.

Иначе можно сказать, что для человека также можно выделить дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды постэмбрионального развития.

Следует учитывать, что любая схема является условной, так как действительное состояние двух людей одного возраста может значительно отличаться. Поэтому введено понятие хронологического (календарного) и биологического возраста.

Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных особенностей организма, включая его приспособительные возможности. Он может не соответствовать календарному.

Ювенильный период развития человека

Согласно принятой периодизации ювенильный период начинается после рождения и длится у женщин до 21 года, а у мужчин до 22 лет.Первый месяц ребенка считается периодом новорожденности. Поза ребенка в это время напоминает положение плода в матке. Большую часть суток ребенок спит, просыпается лишь ко времени кормления.

Уход за ребенком требует строгого соблюдения времени кормления и желательно молоком матери, особой чистоты, температуры не ниже 20?С.От первого месяца до года период времени называют грудным.На протяжении первого года жизни в организме ребенка происходит много изменений в двигательной системе.

В конце 1-го месяца он пытается распрямить ножки, в полтора месяца поднимает и удерживает головку, в полгода сидит, а в конце первого года жизни пытается делать первые шаги. Развивается в этот период и психика ребенка. На 2-ом месяце ребенок улыбается при появлении матери или при показе ярких картинок; к 4-му месяцу берет в рот игрушки, исследуя их, начинает различать взрослых людей.

Во второй половине грудного возраста ребенок начинает понимать многие фразы родителей. Активные движения ребенка в это время способствуют развитию мышечной и костной систем, лучшему обеспечению организма питательными веществами и кислородом, т.е. усилению обменных процессов в организме ребенка, а главное, они нормализуют деятельность нервной системы.

Водные и воздушные процедуры необходимы в этот период для ребенка.Три правила должны выполнять взрослые при уходе за ребенком в этот период: постепенность, повторяемость, систематичность.

Четкий режим жизни ребенка выработает у него условные рефлексы, образование которых дает возможность выработать у ребенка жизненные навыки, обеспечивающие высокую устойчивость организма и действию неблагоприятных факторов.Раннее детство — период от года до 3-х лет.

В этот период ребенок усиленно растет, питается той же пищей, что и взрослые, у него появляется стремление к самостоятельности и самоуважению. Он овладевает многими новыми движениями, во время игры подражает взрослым.Дошкольный период — период от 3 до 7 лет. В этот период дети проявляют большой интерес к окружающему миру.

Любознательность настолько велика, что этот период еще называют стадией вопросов: где? когда? зачем? почему? В этот период продолжает расти мозг, формируется внутренняя речь. Внешним проявлением это является разговоры ребенка с самим собой и с игрушками. Для ребенка в этот период важное значение имеет игра. Она занимает такое же место, как у взрослого спорт и работа.

Игры развивают ребенка и побуждают его к творчеству.Школьный период — период от 7 до 17 лет. Этот период подразделяется на ранний (7-11 лет), средний (11-15 лет у мальчиков и 11-14 лет у девочек) и старший (15-17 лет). Для раннего школьного периода главным уже является учеба.

Это серьезный, напряженный труд в овладении письменной речи, в воспитании коллективизма, в познании нового об окружающем мире, в усвоении опыта, накопленного многими поколениями людей. Все это способствует –гармоничному умственному, физическому и волевому развитию школьников.

Подростки, а также школьники старшего возраста характеризуются ускоренными темпами физического и полового развития, получившего название акселерации. Например, в 20-х годах нашего века рост 14-летних мальчиков достигал в среднем 145,4 см, в 70-е годы рост достиг 162,6 см, массе тела в среднем возросла на 13,5 кг. Также заметно увеличились средние показатели роста и массы тела девочек. Причины акселерации до конца еще не изучены, но выяснено, что физическое развитие современных детей не влечет за собой их нравственного и социального созревания.Разграничивают, таким образом, физиологическую, психологическую и социальную зрелость. Физиологическая зрелость — это половое созревание организма. Срок достижения физиологической зрелости индивидуален. Он зависит от климатических, наследственных и других факторов.

Психологическая зрелость — это нравственная устойчивость девушек и юношей, самоконтроль поведения в семье и обществе. Социальная зрелость — это сознательное отношение человека к действительности, это завершение человеком образования, начало трудовой деятельности, экономическая самостоятельность, это при необходимости выполнения гражданского долга перед государством.

Зрелый период развития человека

Зрелый период онтогенеза согласно принятой периодизации наступает у мужчин в 22 года, а у женщин – в 21 год. Первый период зрелого возраста – до 35 лет, второй период – от 36 до 60 лет у мужчин и до 55 лет у женщин.

В возрасте 30-35 лет, когда осуществляется переход из молодого возраста в зрелый, обнаруживаются некоторые изменения физиологических реакций, изменения обмена, которые предшествуют инволюции, и, в некоторой степени, ограничивают возможности человека к определенным видам спорта и труда. После 45 лет наблюдаются ощутимые изменения эндокринных функций.

В течение пятого десятилетия происходят изменения, определяющие процесс старения. Включаются механизмы, обеспечивающие перестройку организма и его адаптацию.

Период старения человека

Период старения у мужчин начинается после 60 лет, а у женщин после 55. По современной классификации людей, достигших 60 — 76 лет называют пожилыми, 75 — 89 старыми, а свыше 90 лет — долгожителями.

Старение представляет собой закономерную стадию индивидуального развития, свойственную всем живым организмам.Наука о старости — геронтология (греч.

geron — старение, logos — наука) выясняет основные биологические и социальные закономерности старения и дает рекомендации о продлении жизни.

Гериатрия (греч. iatros — врач) — учение о нормализации гериатрических процессов в старости и лечении заболеваний, появляющихся преимущественно в старческом возрасте.

Признаки старения индивидуумов

По мере того как люди становятся старше, происходят заметные изменения в их внешнем виде, а также в общем физическом состоянии. Часто можно довольно точно определить возраст человека по его внешнему виду, но иногда внешность может ввести в заблуждение.

Так, например, возраст, в котором начинают седеть волосы или покрываться морщинами лицо, значительно варьирует у разных людей.Какие же показатели являются лучшими показателями возраста? Чтобы измерить скорость старения недостаточно измерить какой-либо один показатель. Необходима, как выражаются ученые, «батарея тестов».

Одним из наиболее заметных признаков старения на организменном уровне является поседение волос. Исследования показывают, что не обнаружено никаких различий в скорости поседения мужчин и женщин и людей с разным цветом волос. Следует отметить, что поседение в популяции начинается в возрасте не менее 30 лет и неуклонно прогрессирует.

Следующим из наиболее очевидных признаков старения является изменение текстуры и внешнего вида кожи. Кожа истончается, теряет эластичность и покрывается морщинами.Наряду с видимыми изменениями кожи и волос одним из наиболее обычных признаков старения является потеря мышечной силы.

Из других признаков старения надо отметить изменение осанки, выпадение зубов. Если в молодом возрасте органы растут, то в старости они подвергаются обратному развитию — инволюции (лат. involutia — изгиб). Уменьшаются размеры печени, почек, снижается функциональная способность всех систем.

Кровеносные сосуды теряют эластичность, изменяется кровеносное давление. В костях уменьшается содержание оссеина, накапливаются неорганические соли, хрящи обызвествляются. Изменяется жизненная емкость легких, снижается невосприимчивость к инфекционным болезням, падает способность к регенерации и теплообразованию.

Ухудшается слух, острота зрения, точность и быстрота ручных действий, сокращается время реакции в психологических жестах особенно после 40 лет, слабеет память, снижается работоспособность.Одним из признаков старения является увеличение частоты разного рода заболеваний.

На клеточном уровне можно отметить, что содержание воды в цитоплазме уменьшается, изменяются свойства цитоплазмы.

Отмечается снижение активности ферментов, вызванное, в первую очередь, изменением состава белков: уменьшение количества протеидов и протеинов, с которыми связаны процессы интенсивного обмена веществ.

Вместо них преобладают альбуминоиды и протеиноиды, характеризующиеся низким уровнем метаболизма. В связи с этим ассимиляция уже полностью не восполняет потерь, связанных с диссимиляцией. Снижается митотическая активность клеток, интенсивность обновления ДНК, РНК, АТФ.

Источник: http://buzani.ru/raznoe/stati/685-postembrionalnyj-period-razvitiya-cheloveka-i-zhivotnykh

Ссылка на основную публикацию