Древнерусское изобразительное искусство — в помощь студенту

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Описание презентации по отдельным слайдам:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

1 слайд Описание слайда:

Повторение 1. Дайте определение понятий 1 вариант 2 вариант плинфа Десятинная церковь хоры цемянка

2 слайд Описание слайда:

2. Напишите названия сооружений, изображённых на фото 2 вариант рис.1 рис.2 1 вариант рис.2 рис.1

3 слайд Описание слайда:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Аксиология - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

3. Назовите собор по внутреннему убранству 1 вариант 2 вариант рис.1 рис.1

4 слайд Описание слайда:

4. Ответьте на вопрос 1 вариант 2 вариант 1. Строительный материал на Руси. 1. В честь какого события был построен киевский Софийский Собор. 2. Количество глав новгородской Софии 2. Стиль Софии Киевской после ряда перестроек 17-18 веков. 3. Какиефункции выполнял храм Софии Киевской кроме богослужений. 3. Количество нефов в Новгородской Софии.

5 слайд Описание слайда:

ОТВЕТЫ 2 задание: София Новгородская Золотые Ворота 2 задание: Десятинная церковь София Киевская 3 задание: София Киевская 3 задание: София Новгородская 1 вариант 2 вариант 4 задание: Дерево, камень, плинфа 5 глав Библиотека, летопись, коронация, усыпальница 4 задание: Победы над печенегами украинское барокко 5 нефов

6 слайд Описание слайда:

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси

7 слайд Описание слайда:

Славу древнерусского искусства составляет не только архитектура, но и неразрывно связанные с ней мозаика, иконопись, фресковая живопись, резьба по камню и деревянная скульптура.

8 слайд Описание слайда:

Мозаики и фрески Киевской Софии Мозаики и фрески Софии Киевской – это уникальный ансамбль произведений монументального искусства XI столетия. Авторами росписей были не только местные, но и византийские мастера, вот почему большинство фресок соответствуют византийскому канону.

9 слайд Описание слайда:

Интерьер Софии Киевской сохранил часть своего первичного убранства. В храме сохранились самые ранние мозаики и фрески. Они выполнены византийскими мастерами. На стенах собора были найдены нацарапанные надписи — граффити.

Около трехсот граффити свидетельствуют о политических событиях прошлого, в них упоминаются конкретные исторические деятели. Наиболее ранние надписи дали возможность исследователям уточнить датировку внутренней отделки церкви.

10 слайд Описание слайда:

Главные темы мозаик и фресок – прославление небесной и земной церкви, божественности, княжеской власти. В суровых и строгих ликах переданы напряженная духовная жизнь, глубокая убежденность в истинности христианской веры, готовность к самопожертвованию во имя нее. Спас Вседержитель Иоанн Златоуст

11 слайд Описание слайда:

Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик XI века, выполненных лучшими византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. синий цвет насчитывает 21 оттенок, зеленый-34, желтый- 23, красный-19, золото- 25, серебро- 9 и т. д.

12 слайд Описание слайда:

По центру купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг него представлены четыре архангела. Из них сохранился лишь один древний мозаичный, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками.

13 слайд Описание слайда:

Мозаика «Спаса Вседержителя» в зеркале центрального купола Софии Киевской — самый монументальный образ в искусстве Руси XI века. Диаметр медальона, в который он заключен, более четырех метров, расстояние от пола составляет 28,5 метра.

14 слайд
15 слайд Описание слайда:

Богоматерь Оранта (Молящаяся) (XI в. Собор Святой Софии. Киев) Является одним из шедевров мозаичных росписей. Богоматерь изображена с высоко поднятыми руками, обращенной с молитвой к Вседержителю Христу. Мозаичная икона Богоматери (Богоматерь Ораната), известная под именем «Нерушимая стена». Многие века в народе существует поверье, что доколе не разрушится «Нерушимая стена», стоять и Киеву.

16 слайд Описание слайда:

Мозаика Богоматери Оранты — богоматери, которая молится, находится в своде главного алтаря. Эта фигура доминирует над росписями интерьера. Высота ее — около 6 метров.

17 слайд Описание слайда:

Не меньший интерес вызывают фресковые росписи светского характера, отражающие реальный мир человека В западной части собора Св. Софии в Киеве сохранилось два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, прославившегося победами над печенегами, строительством новых мощных укреплений вокруг Киева, основателя первой на Руси библиотеки

18 слайд Описание слайда:

На одной фреске изображен сам великий князь с сыновьями, несущими в руках макет Софийского собора (к сожалению сохранился только образ Ярослава)

19 слайд Описание слайда:

На другой фреске – портреты дочерей Ярослава, смиренно ступающих в ряд со свечами в руках. Изображенные в полный рост в праздничных одеждах, они внимательно смотрят на мир с широко открытыми глазами. Их одухотворенные лица индивидуализированы. В спокойном и сдержанном облике передано представление о женской красоте.

20 слайд Описание слайда:

В состав артели мозаичистов, работавших в Софийском соборе, входило не менее восьми мастеров. Из какой области Византийской империи они прибыли к киевскому князю, сказать невозможно. Можно однако предполагать, что они не были столичными мастерами.

21 слайд Описание слайда:

Фрески писались заезжими византийскими мастерами разных артелей на протяжении нескольких лет. В итоге стены Софийского собора были сплошь покрыты фресками. Однако из пяти тысяч квадратных метров росписей XI века уцелело лишь чуть более двух тысяч.

22 слайд Описание слайда:

Среди фресок Софии Киевской выделяется своей выразительностью изображение святой преподобномученицы Евдокии. Цветовая гамма построена на сочетании темно-красных, желтых, оливковых и белых тонов. В правой руке святая, как это положено по иконописному канону всем мученикам, держала крест, который стерся в процессе многочисленных обновлений.

В образе Евдокии выразительны по-византийски большие, широко открытые глаза, прямо смотрящие на зрителя. «Евдокия» характерна своим красным фоном. По иконной символике, красный цвет в данном случае означает Божественную энергию и христианскую жертвенность. Таких краснофонных фресок, изображающих святых, в Киевском соборе несколько десятков.

23 слайд
24 слайд Описание слайда:

София Киевская и ее фрески претерпели многие пертурбации. Храм пострадал при нашествии Батыя. В XV—XVI веках собор стоял без крыши, что самым пагубным образом сказалось на стенописи.

В 1633 году киевский митрополит Петр Могила, забрав храм, по возможности частично обновил его. Вероятно, в последней четверти XVII века фрески были забелены «вапом», то есть известью.

В следующем столетии в соответствии со вкусами эпохи их постепенно записали маслом.

25 слайд Описание слайда:

Древние росписи были обнаружены случайно: в 1843 году в одном из южных приделов отвалился кусок штукатурки с масляной живописью и открылась фреска XI века. Для расчистки изображений был создан специальный комитет под руководством академика Ф. Г. Солнцева.

Реставрационная техника в то время была, мягко говоря, на весьма низком уровне. Масляную живопись снимали рабочие, «площадные художники», нанятые поденно и не имевшие никаких представлений о научной реставрации. Они без всякого размягчения масляного слоя соскабливали его железными скребками.

Разумеется, кое-где рабочие удалили и фресковую роспись. Сегодня во многих местах видны потертости, царапины и утраты.

26 слайд
27 слайд Описание слайда:

Новгородская живопись. Одновременно с архитектурными сооружениями формируется новгородская школа живописи, представленная главным образом иконами. По сравнению с византийскими иконами, в новгородских иконах много экспрессии, эмоциональной выразительности, непосредственности в выражении чувств. Ранние иконы – «Ангел Златые Власы», «Спас Нерукотворный», «Устюжское Благовещение»

28 слайд Описание слайда:

Икона «Ангел Златые Власы» В задумчивом и грустном выражении лица ангела просматриваются доброта и кротость. Ярко – красный плащ, уголок которого виден снизу, румянец щек, белокурые волнистые волосы с золотистыми нитями придают иконе особое очарование. Приглушенным охристым и оливковым тонам византийских икон новгородский мастер предпочел яркие и сочные тона.

29 слайд Описание слайда:

Икона «Дмитрий Солунский» (Конец XII — XIIIв. Государственная Третьяковская галерея. Москва) В монументальной иконе воплощен образ сурового христианского святого и мученика.

Облаченный в богатые одежды, украшенные золотом и драгоценными камнями, он восседает на пышном троне. Ангел венчает его голову княжеской короной, подчеркивая тем самым его божественное происхождение.

В правой руке Дмитрий Солунский держит тяжелый меч – символ незыблемой княжеской власти.

30 слайд Описание слайда:

Музыкальная культура Древней Руси

31 слайд Описание слайда:

Древнерусская музыкальная культура своими истоками восходит к языческим традициям славян. Народные песни, закликания весны, плачи, сопровождающие похороны или свадьбы, песни при сборе урожая или во время военных походов всегда были неотъемлемой частью жизни наших предков.

32 слайд Описание слайда:

На характер музыкальной культуры Древней Руси в значительной мере повлияло принятие христианства. Из Византии был заимствован музыкальный канон и система жанров. Отныне музыка развивается под эгидой церкви и рассматривается как составная часть богослужения. Хоровые церковные песнопения (кондаки, стихиры, каноны) посвящались главным церковным праздникам, житиям особо почитаемых святых.

33 слайд Описание слайда:

Основные принципы церковного песнопения – «слаженность и доброчинство» – были сформулированы в поучении Феодосия Печерского и предполагали последовательное и гармоничное их исполнение.

34 слайд Описание слайда:

В основе древнерусского певческого искусства лежит знаменный распев, т.е. распевно произнесенное слово. Такое название он получил от славянского слова «знамя», т.е. «знак», которым записывали песнопения. Знаменное пение также называют крюковым, т.к. изображение крюков являлось важнейшим музыкальным знаком.

35 слайд Описание слайда:

Музыка звучала не только в храмах во время богослужения. Она сопровождала княжеские пиры и развлечения, официальные церемонии и военные походы.

36 слайд Описание слайда:

Музыкальный инструментарий Древней Руси был достаточно разнообразен. Широко применялись гусли, сопели, свирели, флейта.

37 слайд Описание слайда:

В ратных делах использовались ударные и духовые: барабаны (накры), бубны, трубы, трещетки. Они поддерживали боевой дух воинов во время сражений, снимали эмоциональное напряжение, вселяли уверенность в победу.

38 слайд Описание слайда:

Особым уважением на Руси пользовались гусли – старейший струнный музыкальный щипковый инструмент, упоминаемый еще в X в. в «Повести временных лет». Издавна считалось, что гусли сродни человеческой душе, а их звон отгоняет смерть и болезнь Название гуслей «яровчатые» произошло от материала, из которого они делались в старину: явора – белого клена.

39 слайд Описание слайда:

На гуслях играли народные сказители и богатыри: вещий Боян в «Слове о полку Игореве», былинные богатыри Вольга и Добрыня Никитич в Киеве, Садко в Новгороде.

40 слайд Описание слайда:

В конце XI века в Новгородской летописи появилось первое упоминание о колокольных звонах, которые собирали жителей города на вече для принятия важнейших решений, оповещали о начале богослужения в церкви «Звонят колокола вечные в Великом Новгороде. Стоят мужики новгородцы у Cвятой Cофии», — говорится позднее в «Задонщине» (конец XIV в.).

41 слайд Описание слайда:

Несколько колоколов с различными тонами образовывали звонницу, позволявшую исполнять целые музыкальные произведения.

42 слайд Описание слайда:

Примерно в XI в. Появляется народное искусство скоморохов – странствующих актеров и музыкантов.

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/izobrazitelnoe-iskusstvo-drevney-rusi-2488168.html

Народное изобразительное искусство

К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»

Изобразительное искусство народа — по преимуществу прикладное.

У восточнославянских народов оно издавна развито в высокой степени: это показывают хотя бы многочисленные находки произведений художественного ремесла в древнеславянских курганах и городищах.

Уже в ту пору существовало, следовательно, и профессионально-ремесленное изготовление художественных изделий. Однако наряду с этим оно сохранило вплоть до наших дней также и чисто народные, домашние, непрофессиональные формы.

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Образец старинной Узорчатой ткани. Закладная (паласная) техника. Шерсть (Черная речка, Рязанской обл.)

Это прежде всего художественная орнаментировка предметов бытовой обстановки, от жилища до одежды. Эти предметы покрываются, особенно на Севере, резьбой или росписью. Орнамент встречается также на керамике, реже на металле.

Резные украшения наличников окон и карнизов домов наиболее художественны в северновеликорусских областях. Но едва ли не главная область приложения декоративного искусства — это вышивки и другие текстильные изделия.

Вышивкой в народном быту покрывались предметы одежды, полотенца (украинцы ими украшают хаты), покрывала, скатерти и пр. Наряду с вышивкой известно узорное тканье, золотошвейное дело, кружевное производство, набойка.

В некоторых местностях (например, в Вологодской области) кружевной промысел получил уже давно товарное значение, а сейчас он составляет гордость местных мастериц.

Стили орнамента неодинаковы в разных частях страны. У южных украинцев преобладают геометрические формы, в основных областях Украины в настоящее время господствует растительный стиль орнамента — цветы, плоды, вазоны и пр.

У южных великорусов преобладают геометрические мотивы, причем замечается склонность к ярким, многоцветным тонам; но встречаются и предметные мотивы — особенно животные: петухи, павы, уточки, всадники и пр. Особенно характерен северновеликорусский орнамент.

В нем наряду с геометрическими мотивами нередко встречаются сложные композиции; наиболее интересна из них трехфигурная композиция из стоящей посередине женской фигуры с воздетыми кверху руками и стоящими по бокам, повернутыми к ней лицом фигурами всадников или птиц. Средняя фигура заменяется иногда деревом или сильно геометризуется.

Корни этого мотива, восходящего к глубокой древности, советские исследователи (В. А. Городцов, Б. А.

Рыбаков) видят в дохристианских мифологических сюжетах: возможно, что здесь перед нами отзвук древнего культа великой богини, изображавшейся вместе с ее почитателями-жрецами; подобные явно культовые изображения найдены в большом числе среди «дако-сарматских» древностей первых веков н. э. из области нижнего Дуная. В севернорусском народном искусстве, и именно в женском, в вышивальном, сохранились через тысячелетия отзвуки этого древнейшего культа великой богини, причем, конечно, религиозное значение этого мотива давным-давно забыто.

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

«Дакийский образок» (I—-II вв. н. э.)

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Украинский орнамент (вышивки)

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Севернорусские узоры вышивок

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Образец золотого шитья, конец XVIII в. (г. Торжок)

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Глиняный сосуд с художественной рописью: «800-летие Москвы» (Гжель)

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Шкатулка с росписью по лаку (Палех)

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Ювелирное производство. Подстаканник (артель «Северная чернь», Великий Устюг, Вологодской обл., 1947 г.)

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Резьба по кости. Крышка шкатулки (Холмогоры)

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Образцы росписи по дереву (хохломская роспись)

Роспись жестяных подносов (с. Жестово, Московской обл.)

Кружевная накидка на подушки (Вологодский кружевосоюз)

Украинский ковер-палас

Этот своеобразный мотив встречается, кроме северновеликорусов, у их соседей на севере и востоке, у карелов, народов Поволжья. У народов Западной и Южной Европы он почти неизвестен.

Станковое искусство у восточных славян было развито гораздо меньше. В древности сюда относилось иконописание.

Традиции иконописного искусства, достигавшего в прошлом высокого совершенства, сохранились ныне в творчестве мастеров народной миниатюры, особенно в селах Мстёра, Палех, Холуй.

Талантливые народные художники исполняют здесь тончайшие работы — миниатюры на лаковых шкатулках и другом материале: сюжеты берутся из героического
прошлого Руси, из былин, из классических литературных произведений, из советской действительности.

Читайте также:  Метод математической индукции - в помощь студенту

К станковому искусству можно отнести также лубочные картинки, которые в старину в быту народа играли большую роль. Среди них были и картинки с религиозными сюжетами, и сатирические, бытовые и прочие.

Этому искусству нанесло удар введение царским правительством при Николае I (1839 г.) предварительной цензуры, которая закрыла возможность изготовления и распространения картинок, высмеивавших царскую администрацию, купцов, духовенство.

Лубочные картинки были впервые изучены Снегиревым, а после него особенно Рогинским.

Если отдельные виды старинного народного искусства, таким образом, исчезают или уже исчезли с изменением общих культурных условий, то этого нельзя сказать о народном искусстве в целом.

Оно имеет перед собой блестящее будущее, и как раз наша эпоха, обеспечившая широчайшим народным массам достойное человеческое существование и небывалый культурный подъем, породила и новый мощный рост всех форм народного искусства.

Художественные народные ироизводства организованы сейчас в форме кустарно-промысловых артелей, работой которых руководит общегосударственное объединение промысловой кооперации. Им обеспечен неограниченный сбыт продукции и всемерная помощь советских органов.

Наиболее известны в настоящее время следующие художественные производства.

Художественная резьба из дерева: особенно в Московской обл. — с. Богородское, Абрамцево и др.; западные области Украины — Черновицкая (с. Вижница), Станиславская (Косов) и др.

Роспись по дереву: особенно в Горьковской обл. (Семеновский, Ковеиинский, Городецкий р-ны) — это знаменитая «хохломская» роспись, от с. Хохломы, центра этого производства, поразительного по своему мастерству и технической сложности.

Роспись с выжиганием: г. Загорск, Московской обл.

Миниатюрная живопись по папье-маше: Ивановская обл. (с с. Палех и Холуй), Владимирская обл. (с. Мстёра), Московская обл. (с. Федоскино).

Прорезная береста: Вологодская обл. (Верхне-Устюжский р-н).

Резьба по кости: Архангельская обл. (с. Ломоносово) — сквозная ажурная резьба; Тобольск — объемная резьба; Московская обл. (с. Хотьково) — различная техника.

Эмаль по жести: г. Ростов, Ярославской обл.

Роспись железных подносов: с. Жестово, Московской обл.

Ювелирное производство: Костромская обл. (Красносельский р-н), Вологодская обл. (г. Великий Устюг).

Художественная керамика: Московская обл. (г. Гжель, Раменского р-на), Рязанская обл. (г. Скопин), Винницкая, Каменец-Подольская, Полтавская обл. (с. Опошня).

Кружевное производство: Кировская обл. (с. Советск), Вологодская обл. (около 20 артелей в разных районах), Орловская обл. (г. Елец), Полтавская обл. УССР и др.

  • Вышивки: Ивановская, Владимирская, Новгородская, Горьковская, Рязанская, Калининская области, ряд областей Украинь; и Белоруссии.
  • Ковроткачество: Киевская, Станиславская и другие области Украины — «килимы»; Курская, Курганская, Тюменская обл.
  • Художественная инкрустация дерева: горные украинцы-гуцулы.
  • Этим перечнем, конечно, далеко не исчерпывается список расцветших в наши дни народных художественных производств и мест их распространения.

Замечательно то, что в последние годы сильно расширяется сфера приложения народного изобразительного искусства.

Так, палехские художники, которые в первые годы Советской власти прилагали свое вековое мастерство к разрисовке шкатулок и прочих мелких вещей, в последнее время, помимо этого, привлекаются к иллюстрированию книг, к крупным декоративным работам: росписи стен домов культуры, дворцов пионеров, к оформлению театральных постановок, писанию декораций и т. д., вплоть до работы по мультипликационным фильмам.

Но не только расширяется круг применения народного искусства: становятся гораздо более разнообразными его темы и мотивы, гораздо более богатым и идейно насыщенным его содержание.

Помимо простых геометрических и растительных форм, в тематику росписи включаются все более сложные многопредметные композиции, исторические и современные сюжеты. Наконец, необходимо отметить поразительный рост технического и художественного мастерства.

Произведения народных художников советской эпохи в большинстве случаев стоят технически и с формальной стороны намного выше, чем аналогичные вещи дореволюционных лет.

Так, старое народное искусство, совершенствуясь и расширяясь, глубоко и разнообразно пронизывает советский быт.

Источник: https://arheologija.ru/narodnoe-izobrazitelnoe-iskusstvo/

Древнерусское искусство

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студентуИзобразительное искусство и живопись  Древней Руси формировалось в период сложения и укрепления феодальных социально — экономических отношений и своими истоками связано с художественной культурой восточно — славянских племен X — XII веков. Еще задолго до образования Киевского государства славяне создали самобытную художественную культуру.

Христианское вероучение рассматривает храмы  как место приобщения человека к божеству. Поэтому архитектура стала ведущим видом искусства. Икона, формируясь в иконостасы, выступала в качестве непосредственного слагаемого архитектурного сооружения, ибо служебное назначение иконостаса — служить стенкой — преградой, отделяющей алтарь от остальной части помещения.

Плоскость стены как один из основных элементов образа в архитектуре, оказывающих свое влияние и на художественное представление иконописца и резчика по камню.

Будучи живописным произведением, икона резко отличается от такой формы творческого выражения, как картина. В догматическом церковном представлении икона понимается как соединительное звено между верующими и богом.

Искусство Киевской Руси достигло своего наивысшего расцвета в конце X — первой половине XI века. В XI столетии был создан первый из выдающихся памятников русского изобразительного искусства — это мозаики и фрески Софийского собора.

Софийский собор был заложен в 1037 году, и строился  в качестве храма — главы  Киевской Руси. В главном куполе на золоченом фоне был представлен Христос — Вседержитель, строго взирающий на землю.

Ниже помещались на таком же золоченом фоне небесные стражи — архангелы. Под ними и в простенках между окнами барабана купола — апостолы, ученики Христа.

Ниже, на ярусах, поддерживающих купол — четыре евангелиста, которые были биографами Христа.

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студентуВ куполе храма расположено изображение Христа — Вседержителя и архангелов

Для выполнения мозаик и росписей были приглашены византийские мастера. Все сюжеты Софийского собора были религиозными. Фрески воссоздают сцены охоты, игры  скоморохов, потеху князей. Киевская художественная школа — единственная и определяющая развитие древнерусского искусства.

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студентуМозаики Софии Киевской

Но в XII веке в связи в раздроблением Руси на отдельные княжества привело к появлению местных школ изобразительного искусства. Наиболее крупными из них были Новгородская и Владимиро — Суздальская.

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студентуИкона Божией Матери Владимирской ( фрагмент).

Новгородское искусство

Искусство Новгорода в XII — XIV веках получило значительный расцвет. Общеизвестна роль Новгорода в качестве международного торгового центра Средневековья. Определенная демократичность общественной жизни Новгорода наложила отпечаток и на его культуру.

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студентуИкона » Спас Нерукотворный». XII век, Новгород. В настоящий момент икона находится в Третьяковской галерее

Росписи Георгиевского собора с Старой Ладоге, построенного в 60 — е годы XII века, храмы Благовещенья в Аркажах ( построен в 1189 году), Спаса — Нередицы ( 1199 год), затем более поздней эпохи — Успенья на Волотовом поле ( 1363 год), Спаса на Ильине ( 1378 год) и многие другие церкви, а также иконопись — все это выражало особенности новгородской школы.

Простонародность облика святых, контрастный смелый колорит Новгородской школы разительно отличается от Киевской школы, которая использует преимущественно тональной колорит.

Новгородская фресковая живопись достигла своего расцвета во второй половине XIV века. В это время прибыл из Византии и связал свою творческую судьбу с Новгородская школой Феофан Грек ( 1350 — 1410 годы жизни).

Проникновение острых проблем социальной действительности в религиозную живопись Новгорода определило ее значение для последующего развития русской художественной культуры.

Владимиро — Суздальская школа

Соперником Новгородской художественной школы могло выступать лишь искусство  Владимиро — Суздальской земли. Его высшие достижения относятся ко второй половине XII — XIII веков.

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студентуВладимирская икона Божьей Матери, привезенная в 1130 году из Византии.

В число лучших памятников входят церковь Покрова на Нерли ( 1165 год), Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве — Польском, построен в 1230 — 1234 годах. Огромное значение имела декоративная скульптура.

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студентуЦерковь Покрова на Нерли

Владимиро — Суздальские мастера щедро покрывали скульптурным декором наружные стены хамов. Одним из наиболее популярных персонажей выступал библейский царь Давид, создатель единого древнего еврейского государства. Рельефные изображения характеризовались плоскостным характером. Резчики по камню изображали Давида играющим на арфе и чарующим своим  искусством все сущее, включая зверей и птиц.

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студентуБелокаменная резьба на стенах Дмитриевского собора во Владимире

В рельефах владимирских церквей помещены также персонажи старинных античных преданий.  Можно видеть кентавра — полулошадь — получеловека и грифона — животное с телом льва и крыльями орла. Наличие подобных мотивов показывало, как далеко распространилось на Руси античное влияние, и на какой богатейшей почве вырастала древняя русская художественная культура.

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студентуРельефы Дмитриевского собора во Владимире

После монгольских завоеваний началось объединение северо — восточных земель вокруг Москвы. Такая дальновидность правителей, и прежде всего, Ивана Калиты, способствовала преаращению Москвы в крупнейший политический центр. Именно Москва в дальнейшем стала важнейшим культурным центром Руси.

Источник: http://design-fly.ru/iskusstvo/drevnerusskoe-iskusstvo.html

Изобразительное искусство в древней Руси

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Искусство и архитектура на Руси развивалось на основе истории и традиций древнерусского народа и его творческих навыков. Созданные в период Руси все виды искусства имели в основном религиозный характер.

Правила застройки городов были изложены в так называемой «Кормчей книге» — сборнике законов, включавшие как древнерусские законоположения о градостроительстве, так и византийские.

По назначению архитектура делилась на жилую, культовую и оборонную. В основном, это были двухкамерные дома с жилыми помещениями.

Большинство таких домов имели нижней хозяйственный этаж который, немного углублялся в землю.

С распространением христианства в городской застройке преобладает культовая архитектура — строительство храмов. Древнерусские князья понимали, что храм — это не только дом Божий, но и прекрасная возможность украсить и прославить свой столичный град. Всего было построено около 10 тыс. крупных и малых храмов.

Первые храмы были деревянными, и поэтому не дожили до современности.
В древнерусском храмовом строительстве царила так называемая крестово-купольная конструкция. Ее начальный период можно отнести к началу второго тысячелетия нашей эры.

Такие знаменитые сооружения как церковь Богородицы и Спасский собор (построен князем Мстиславом Владимировичем и сохранился почти в первозданном виде), были уникальны по тем временам.

Многие храмы возводились греческими мастерами, вроде Константинопольского собора Святой Софии. По типу — это крестово-купольный храм. Собор увенчан тринадцатью куполами (Христос и 12 апостолов) . При соборе была основана библиотека и скрипторий (мастерскую по переводу и переписывание книг).

Что касается оборонной архитектуры, то в городах существовали артели «огородников» — строительных городских укреплений. Строились высокие, крепкие оборонительные конструкции, ставшие эффективной защитой от чужеземного нашествия.

Живопись на Руси

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

На Руси живопись распространился в форме монументальных настенных росписей — мозаик и фресок. Техника последних, была заимствована у византийских мастеров, но древнерусские художники наделили ее новыми элементами и стилистическими изображениями.
Мозаичные отделки украшают главный алтарь и купол собора. Это — изображение Христа-Пантократора (Вседержителя) и фигура Богоматери-заступницы Марии-Оранты — Софии-Премудрости Божией, как хранительницы Киева и всей Руси.

Иконопись

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Книжное ремесло

Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Достопримечательностями древнерусских рукописей, которые сохранились до наших дней является «Остромирово Евангелие», написанное в XI в. в княжение Изяслава Ярославича для новгородского посадника Остромира и «Изборник Святослава» (1073 гг.). Памятниками этого времени. Интересным образцом древнерусской книжной графики является «Оршанское Евангелие», написанное незадолго до монголо-татарского нашествия.

Шитье

Шитье достигает высокого художественного уровня и даже распространяется за пределами Киевской Руси. Внучкой Ярослава Мудрого Анной-Янкой был основан при Андреевском монастыре в Киеве школу, где обучали искусству вышивки золотом и серебром.

Древнерусском шитье свойственна одежды, кроме декоративной ценности, несла символическую функцию. Узор приобретал чудодейственную силу. Он размещался вокруг шеи, на предплечьях рукавов, что было как бы чествованием трудолюбивых рук.

Источник: https://art-tovar.ru/iskustvo/izobrazitelnoe-iskusstvo-v-drevnej-rusi.html

Изобразительное искусство Древней Руси

12.09.2014 Древнерусское изобразительное искусство - в помощь студенту

Период в истории русского искусства, открывшийся с возникновением Киевского государства в IX в. и продолжавшийся вплоть до Петровских реформ начала XVIII в., принято называть древнерусским. В 1000-летней истории страны на его долю приходится более семи веков. Затянувшееся Средневековье — результат особенностей исторического пути России. Древнерусское искусство развивалось по-своему динамично, ему мы обязаны высочайшими взлетами национального художественного гения.  О дохристианском периоде Древней Руси известно мало, памятников IX — X вв. почти не сохранилось. Но о достаточно высоком уровне эстетической культуры свидетельствует сам факт способности Руси тонко чувствовать и ценить прекрасное. Летописный рассказ «Повести временных лет» о выборе веры и восхищении послов князя Владимира красотой храма Святой Софии Константинопольской мог бы стать эпиграфом ко всему древнерусскому искусству, центральной темой которого было переживание красоты как святости.

Приняв христианство, Русь уже к XI в. становится сильным государством с развитой культурой. В исторически короткий срок на Руси создается множество выдающихся произведений искусства.

Архитектура и живопись Руси домонгольского периода теснейшим образом связаны с усвоением и творческой переработкой византийской художественной традиции. Вместе с тем рано обнаруживается своеобразие и самобытность русского творчества.

Примером может служить ансамбль фресок Софийского собора (1037) в Киеве, включавший уникальные композиции светского содержания, которые сохранились на стенах и столпах двух лестничных башен. Это разнообразные сцены охоты, фигуры акробатов, музыкантов, борцов, всадников.

Главной композицией фресковых росписей Софии был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа против алтаря. Сам Ярослав был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской. От этой композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя.

Монументальная живопись Новгорода домонгольского периода свидетельствует об упорных творческих исканиях и о широких культурных связях. Обращение к романскому искусству сообщило ей гораздо большую экспрессию, повышенную эмоциональную выразительность.

Во второй половине XII в. новгородская живопись (фрески Аркажской церкви и храма Георгия в Старой Ладоге) подобно архитектуре вырабатывает собственные характерные черты. Скупыми живописными средствами создавались сильные, выразительные образы, исполненные непосредственности и прямоты чувств.

Росписи церкви Спаса Преображения на Нередице, погибшие в годы Отечественной войны, являли собой законченный ансамбль, дающий представление о составе, композиционном строе, характере новгородской живописи домонгольского периода.

Фрески, не считаясь с архитектурным членением храма, подобно цветистому ковру покрывали нередицкую церковь сверху донизу.

Сложная по своему составу нередицкая роспись отличалась большой художественной цельностью. Здесь ясно выступали характерные особенности новгородской живописи — конкретность трактовки событий священной истории и предельная выразительность образов.

Дмитриевский собор (1193—1197), построенный Всеволодом в честь своего покровителя Святого Дмитрия Солунского во Владимире, расписывали константинопольские мастера. Уцелели росписи сводов под хорами.

Живопись собора представляет собой выдающееся произведение византийского искусства.

Особый раздел искусства домонгольской эпохи — иконопись. Памятников до нас дошло очень мало, но все они высочайшего художественного качества. Первые иконы были привезены на Русь из Царьграда. Работавшие в стране греческие иконописцы воспитали первое поколение русских учеников.

Через византийцев русские прикоснулись к античной традиции. В домонгольской иконописи ясно прослеживается общая линия развития византийско-балканского искусства.

Однако, как ни сильно и плодотворно было воздействие на древнерусскую иконопись византийской, это не исключало между ними расхождений, которые проявились уже в древнейший период.

Ранние иконы отличаются не характерными для Византии большими размерами, подчеркнутой монументальностью.

В них царит эпическое спокойствие, изображены величественно-спокойные фигуры с устремленным на зрителя взглядом.

К господствующему византийскому направлению принадлежат такие великолепные произведения, как «Спас Нерукотворный» (с «Поклонением кресту» на обороте), «Устюжское Благовещение», «Ангел Златые Власы».

Древнейшая русская икона Спаса Нерукотворного XII в. была написана в Новгороде. Согласно легенде о Нерукотворном образе изображение возникло по воле самого Иисуса Христа в помощь страждущему человеку, поэтому лик Спаса Нерукотворного часто помещали над вратами крепостей, на воинских стягах.

Иконописцу удалось передать в образе Спаса соединение человеческого и божественного, недоступного. Мощной линией с предельной ясностью выведены благородные черты лика. Подтверждая его особую природу, поверхность живописи сияюща и непроницаема, написана теплым тоном, абсолютно слитными мазками — «плавями».

В основе «Устюжского Благовещения» лежит образец, восходящий к раннехристианскому искусству. Крупно, в полный рост, почти во всю высоту иконы, изображены здесь участники события — архангел Гавриил и Богородица. Отсутствуют детали, обозначающие место действия. «Устюжское Благовещение» являет собой пример глубокой символики средневекового искусства.

Вместе с тем это произведение дает возможность почувствовать особенности иконописи домонгольского периода, ее торжественный монументальный строй. В самой моделировке фигур и ликов чувствуются отзвуки эллинистического искусства.

Но то внимание, которое художник уделяет силуэтам, уже свидетельствует о господстве принципа плоскостности, свойственного древнерусской живописи.

Высокие традиции византийской живописи русский мастер использовал органически и плодотворно, истолковывая их по-своему.

Читайте также:  Милетская школа - в помощь студенту

Икона «Богоматерь Великая Панагия» (Всесвятая), называемая по месту происхождения «Орантой Ярославской», по одной из гипотез, вызванных к жизни необычайной значительностью произведения, написана первым легендарным русским живописцем Алимпием.

Икона удивляет яркостью колорита, обилием золота, скульптурной отточенностью форм, торжественной священной неподвижностью. «Богоматерь Великая Панагия» из Ярославля уникальна.

Икона Дмитрия Солунского на троне довольно точно воспроизводила композицию греческого образца. Однако русский мастер стилистически переработал его путем усиления линейных акцентов. По-новому трактован и сам образ Дмитрия, в котором как бы воплощен русский воинский идеал.

Легенда, по-видимому, не случайно связывает икону с личностью великого князя Всеволода (Дмитрия) Большое Гнездо. По сравнению с этим могучим образом святые воины на византийских иконах выглядят не только отрешенно-идеальными, но и значительно менее сильными.

Наряду с влиянием Византии в древнерусском искусстве домонгольской поры можно наблюдать и иные устремления, связанные с народным искусством, выработкой собственных художественных идеалов.

Источник: https://8-poster.ru/onenews/216/

Особенности Древнерусского изобразительного искусства

  • Содержание
  • 1. Древнерусское искусство
  • 1.1 Типичные виды искусства древнейшей Руси и их краткая характеристика
  • 1.2 Особенности Древнерусского изобразительного искусства
  • 2. Культура России в первой половине 19 века

1.3 Почему культуру первой половины 19 в называют «Золотым веком» русской культуры?

  1. 1.4 Основные культурологические проблемы «Славянофилов» и «западников»
  2. Список литературы
  3. Древнерусское искусство

Древнерусское искусство древнерусских государственных образований X-XIII вв.

, вобрав в себя традиции восточно-славянской культуры и передовой опыт искусства Византии и балканских стран, создало выдающиеся памятники церковной и светской живописи, замечательные мозаики, фрески, иконы, миниатюры, рельефы, декоративные изделия, многочисленные церковные песнопения различных жанров.

В широком смысле древнерусское искусство — средневековое русское искусство в период формирования феодализма на Руси (X — XIII вв.) искусство складывалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов.

Естественно, культура каждого племени и региона имела свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель и государств. Вместе с христианством Русь восприняла традиции античной, прежде всего греческой, культуры.

Важно отметить, что русское искусство периода средневековья формировалось в борьбе двух укладов — патриархального и феодального, и двух религий — язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах. Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее проникли элементы народного обожествления природы, а некоторым святым стали приписывать роль старых богов.

Конечно, как всякое искусство средневековья, искусство Древней Руси X-XIII веков следует определенным канонам, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в живописи.

Созданы были даже образцы –«прореси», «подлинники», лицевые и толковые (в первых показывалась, как надо писать, во вторых это «толковалось»), но и следуя канонам, и вопреки им, умела проявить себя богатая творческая личность художника.

Опираясь на вековые традиции восточноевропейского искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.

[1] Целью работы является проследить формирование русского искусства в период X-XIII вв, важный период истории Руси. Наиболее уникален он тем, что, несмотря на войны, междоусобицы, феодальную раздробленность, экономические и социальные перипетии, искусство отнюдь не стояло на месте, а развитием своим в этот период заложило основу на все последующие века.

Типичные виды искусства древнейшей Руси и их краткая характеристика

Сложение древнерусской государственности и обращение к христианству, воздействие византийской художественной традиции оказало значительное влияние на формирование древнерусского искусства.

В архитектуре в начале X-XI веков отчетливо отслеживается византийский тип крестово-купольного храма и его трансформация на русской почве (Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде): на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.

Большого расцвета архитектура достигла в XII веке — постройка Успенского собора во Владимире, белокаменного дворца в селе Боголюбове, «Золотых ворот» во Владимире — мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью, чудо русской архитектуры — храм Покрова на Нерли.

Одновременно строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галиче, закладывались новые крепости, сооружались каменные дворцы, палаты богатых людей. Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий стала украшающая сооружения резьба по камню. Первое тысячелетие существования литературы на Руси сохранялось в летописях.

Летописи — это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории — являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописей, т.е.

погодных изложений событий, брались лишь люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела год за годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству видение эпохи так, как ее понимали летописцы.

Однако, по сведениям некоторых специалистов, первая летопись, возможно, была составлена в конце X в. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением на Руси христианства.

Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обитали самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди — священники, монахи.

Они располагали богатым книжным наследием, переводной литературой, русскими записями старинных сказаний, легенд, былин, преданий; в их распоряжении были и великокняжеские архивы. Им подручней всего было выполнить эту ответственную и важную работу: создать письменный исторический памятник эпохи, в которой они жили и работали, связав ее с прошлыми временами, с глубокими историческими истоками. [2]

В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была составной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инструментальной музыкой сопровождались «игрища межю селы», княжеские развлечения.

Церковные круги отрицательно относились ко всем этим развлечениям, видя в них «пакость», «бесовство», связанное с языческим религиозным воззрением, отвлекающее людей от церкви. Песенные мелодии, мотивы инструментальной музыки, танцы пока нам не известны.

Однако некоторые суждения о них можем вывести на основе знакомства с сохранившимися источниками.[3]

Среди музыкальных инструментов Древней Руси были ударные инструменты – бубен, накры, орган; духовые – рог, труба, рожок, сурна, окарина, кувички, дудка, жалейка, может быть, волынка; струнные – гусли и гудок, или смык. Знаменитые фрески башни Софийского собора в Киеве дают изображение музыкантов и плясунов. Степень применения и распространенность музыкальных инструментов были различными.

Трубы и рога были сигнальными инструментами на охоте, в походах; струнные инструменты, бубны применяться как одиночные инструменты, а также в составе оркестра на игрищах и праздниках. Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой — это богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой.

Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда не махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет — с переулками». Одновременно это был очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь в случае крайней необходимости. Как правило, носителем такой неуемной силы является выходец из народа, крестьянский сын.

Народные богатыри обладали также огромной чародейской силой, мудростью, хитростью. Так, богатырь Волхв Всеславич мог обернуться сизым соколом, серым волком, мог стать и Туром-Золотые рога. Народная память сохранила образ богатырей, которые вышли не только из крестьянской среды, — боярский сын Добрыня Никитич, представитель духовенства хитрый и изворотливый Алеша Попович.

Каждый из них обладал своим характером, своими особенностями, но все они были как бы выразителями народных чаяний, дум, надежд. И главной из них была защита от лютых врагов.

На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее — по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов.

Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно времени Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, в украшениях дворцов, соборов стала примечательной чертой древнерусского искусства вообще. Прекрасной резьбой славились утварь и посуда.

В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящном. Знаменитый художественный критик второй половины XIX — начала XX в.

Стасов писал: «Есть еще пропасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, в громадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что касается до остального, то можно расправляться как ни попало — дескать, дело пустое и вздорное…

Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь». [4]Древние русичи, окружая свою жизнь постоянной скромной красотой, давно подтвердили справедливость этих слов.

Долгие годы русская культура — устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло — развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения.

С принятием Русью христианства положение резко изменилось.

Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии

Особенности Древнерусского изобразительного искусства

Эпоха X-XIII века – это колоссальная эпоха перехода от начала новой веры до начала татаро-монгольского завоевания, которая обладала поразительным потенциалом, заложившим основы и стимулировавшим всестороннее развитие самобытного, ни с чем не сравнимого искусства на Руси.

Это время появления и расцвета живописи, иконописи былин, именно этому периоду принадлежит переход на каменное строительство в архитектуре.

Корни данного феномена лежат в искусстве Византии, принесшем в конце десятого столетия в чистую, готовую к трансформациям Русь целый сонм традиций и практического опыта.

Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшему духовному достоянию нашего народа.

Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота.

Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение.

Прежде всего это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески – книги) – книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.

Священное Писание состоит из Нового Завета, куда входят Евангелие и еще несколько произведений, написанных апостолами – учениками Христа, и Ветхого Завета, содержащего книги, созданные вдохновенными пророками еще в дохристианскую эпоху.

Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее – ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал.

Искусство византийского, православного мира – всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, – разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ. «Образ» по-гречески – икона. И уже с глубокой древности слово «икона» стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название для получивших широкое распространение в живописи византийского мира отдельных самостоятельных изображений, как правило, написанных на доске. Но в широком смысле иконой, т. е. образом, воплотившим слово, является все созданное этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески, написанные по покрывающей эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер живописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не только собственно к иконам относят термин «иконопись».

Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства.

Самые ранние древнерусские иконы имели традиции, как уже говорилось, византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская, Новгородская, Тверская, среднерусских княжеств, «северные письма» и др.

Появились и собственные русские святые, и собственные русские праздники (Покров Богородицы и др.), которые нашли яркое отражение в иконописи. Художественный язык иконы издавна был понятен любому человеку на Руси, икона была книгой для неграмотных.

В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной «живописи». Систему росписи храмов, разумеется, русские мастера восприняли от византийцев, и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись.

Росписи храма должны были передать основные положения христианского вероучения, служить своеобразным «„евангелием“ для неграмотных». Мозаики и фрески Софии Киевской позволяют представить систему росписи средневекового храма.

Мозаики покрывали наиболее важную в символическом смысле и наиболее освещенную часть храма — центральный «купол», подкупольное пространство, «алтарь» (Христос Вседержитель в центральном куполе и Богоматерь Оранта15 в алтарной апсиде). Остальная часть храма украшена фресками (сцены из жизни Христа, Богоматери, изображения проповедников, мучеников и др.).

Уникальны светские фрески Софии Киевской: два групповых портрета Ярослава Мудрого с семьей и эпизоды придворной жизни (состязания на ипподроме, фигуры скоморохов, музыкантов, сцены охоты и т.п.).

Чтобы неукоснительно следовать канону, запрещающему писание с натуры, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками, толковыми, которые содержали словесное описание каждого иконописного сюжета («Пророк Даниил млад кудреват, уки Георгий, в шапке, одежды испод лазурь, верх киноварь» и т. п.), или лицевыми, т.е. иллюстративными (прорыси — графическое изображение сюжета).

Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. В переводе с итальянского слово «фреска» означает «свежий», «сырой». Это живопись по сырой оштукатуренной стене красками, которые разводятся водой. Высыхая, известь плотно соединяется с красочным слоем. Можно писать и по высохшей известковой штукатурке.

Тогда ее вторично увлажняют, а краски заранее смешивают с известью. Художники расписывали стены соборов, храмов, церквей. К расписыванию храма приступали лишь через год после его постройки. Это делалось для того, чтобы стены хорошо просохли. Роспись обычно начинали весной и старались завершить в течение одного сезона.

Росписи древнерусских соборов и церквей отличаются неповторимым своеобразием. [5]В знаменитом Софийском соборе в Киеве образы святых и сцены из их жизни монументальные и величественны. Фрески Софийского собора показывают манеру письма здешних греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности и простоте.

На стенах собора можно увидеть и изображения святых, и семью Ярослава Мудрого, и изображение русских скоморохов, и животных. Несмотря на раздробленность, искусство всех русских земель демонстрирует преемственность традиций Киевской Руси, бывшей их общим источником.

При этом в условиях, когда ослабли связи между русскими землями и, в известной мере, с Византией, сложились более благоприятные возможности для становления и развития самобытных форм иконописи и фресковой живописи Новгородской, Владимиро-Суздальской и других земель.

Каждый из этих регионов впоследствии внесет лучшее из своего культурного фонда, характерное только для этой земли, в формировании родственных видов искусств белорусского, русского и украинского народов. К сожалению, на самом высоком уровне развитие древнерусского искусства было прервано монгольско-татарским нашествием.

Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 114;

Источник: https://studopedia.net/14_18958_osobennosti-drevnerusskogo-izobrazitelnogo-iskusstva.html

Ссылка на основную публикацию