Древнерусская архитектура — в помощь студенту

Древнерусская архитектура - в помощь студенту

Архитектура Древней Руси развивалась под влиянием христианства. Изначально Русь была страной деревянного зодчества. От изб до княжеских теремов и крепостных сооружений – всё строилось из дерева.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Древнерусская архитектура - в помощь студентуРис. 1. Славянская деревня Х в. в Любытино (Новгородская обл). Реконструкция
Древнерусская архитектура - в помощь студентуРис. 2. Двор удельного князя. А. Васнецов. Автор фото: Nikolay Omonov

С крещением Руси традиции деревянного зодчества не были забыты. Вплоть до XIX в. русские плотники, вооруженные зачастую одним топором, творили настоящие чудеса, ткали своеобразное «деревянное кружево». Одним из наиболее ярких образцов такого творчества является Церковь Преображения Господня на острове Кижи.

Древнерусская архитектура - в помощь студентуРис. 3. Церковь Преображения Господня.Автор фото: MatthiasKabel

Но христианство принесло на Русь новое, каменное зодчество. Первоначально, при постройке первых русских каменных храмов,  архитекторы строго следовали византийским традициям. Такова, например, Десятинная церковь, построенная в 989-996 гг.

Древнерусская архитектура - в помощь студентуРис. 4. Десятинная церковь. Реконструкция

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Графы, деревья - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Но уже Софийский собор, построенный в 40-е гг. ХI в., отдаёт дань русским традициям деревянного зодчества, ведь на крестово-купольную основу, присущую византийской традиции, мастера поставили целых тринадцать глав, в то время как константинопольская Айя-София увенчана одним-единственным куполом.

Древнерусская архитектура - в помощь студентуРис. 5. София Киевская. Современный вид.Автор фото: Pbm

Со временем, правда, собор сильно изменился.

Древнерусская архитектура - в помощь студентуРис. 6. Макет-реконструкция Софии Киевской. Воевода

Вскоре Софийские соборы были построены в Новгороде и Полоцке. А в Чернигове вырос Спасо-Преображенский собор.

Древнерусская архитектура - в помощь студентуРис. 7. Спасо-Преображенский собор. Чернигов. Lepestochek

В XII в. архитектурный стиль на Руси изменился. На смену многокупольным храмам пришли однокупольные.

Древнерусская архитектура - в помощь студентуРис. 8. Собор Димитрия Солунского. Владимир. Ludvig14

Подлинным шедевром древнерусской архитектуры стал храм Покрова на Нерли. Построен он за один сезон в память о сыне Андрея Боголюбского Изяславе, который умер от ран после похода на Волжскую Булгарию в 1165 г.

Древнерусская архитектура - в помощь студентуРис. 8. Храм Покрова на Нерли. Алексей Задонский

Это настоящая поэма из камня. Храм великолепно вписан в окружающий ландшафт. Строились соборы и в других городах – Новгороде, Смоленске, Галиче, Пскове, возводились и каменные дворцы князей. Архитектурный взлёт Древней Руси прервёт монгольское нашествие…

Вам будет интересно

Источник: https://tvoiklas.ru/arhitektura-drevnej-rusi/

Архитектура Древней Руси: кратко и со вкусом

Архитектура Древней Руси кратко — это зодчество восточнославянских земель во времена Киевской Руси (9 — 12 вв.) и удельных княжеств с середины 12 века до монголо-татарского нашествия в 1242 году. В статье говориться об истории, особенностях и достижениях древнерусского каменного строительства.

Каменная древнерусская архитектура до 9 века

Самая древняя каменно-земляная постройка на территории Древней Руси — Любшанская крепость. Такое название ей дали современные археологи, потому что она находится при впадении речки Любша в Волхов. Построили её в начале 700-х годов (8 век) южно-балтийские славяне на месте деревянного финно-угорского укрепления. (Кликните для увеличения картинки)

Древнерусская архитектура - в помощь студенту

Руины Любшанской крепости. Peterv240 — собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=52012735

Древнерусская архитектура - в помощь студенту

Местоположение Любшанской крепости на карте. Vissarion — собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2677088

Древнерусская архитектура - в помощь студенту

Вид с сопки Вещего Олега через Волхов на Любшанскую крепость на картине «Заморские гости» Николай Константинович Рерих — Myseum by name of Nicolas Roerichthe last upload: Tretyakov Gallery, Moscow, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21509654

Возникновение русского государства принято относить к 862 году, когда северные племена восточных славян и финно-угров призвали на княжение из народа варягов-русинов Рюрика. Так было, если верить летописи «Повесть временных лет», которую написали более чем на 2 века позже после событий. Но Русь существовала уже до 862 года. Доказательством этого являются:

  • упоминание о Руси, сделанное в 839 году в летописном своде Сен-Бертенского монастыря (Бертинские анналы);
  • укреплённые и торговые поселения славян начала 700-х годов на территории, обозначаемой Древней Русью.

С середины 8 века (750-е годы) на другом берегу реки Волхов находилось неукреплённое славянское поселение Ладога. По Ипатьевской летописи (дата написания: 15 век) князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил Новгород и перебрался туда. Но единомыслия у историков в вопросе, где жил Рюрик до Новгорода, нет.

Главные школы древнерусской архитектуры 9 — 13 веков

В древнерусской культуре выделился ряд архитектурных школ со своими особенностями и традициями: киево-черниговская, галицкая, новгородско-псковская и владимиро-суздальская.

Архитектура киево-черниговского круга тесно связана с византийской церковью. Её памятники отвечают лишь своему функциональному назначению. «Это строгие и суховатые по своим формам церковные здания.» (Н. Н. Воронин)

Галицкая архитектура, судя по немногочисленным сохранившимся строениям, обладала теми же качествами, что и владимиро-суздальская:

  • превосходная белая кладка,
  • строгая геометричность форм,
  • творческое использование декоративных элементов романской архитектуры,
  • влияние светских вкусов на церковные здания.

Новгородско-псковская школа выражала культуру боярской республики и вкусы жителей Новгорода. Она разительно противоположна владимирской своей пластичностью, суровостью и скупостью декора. От киевской отличается влиянием романского стиля.

Владимиро-суздальская школа чрезвычайно близка только галицкому зодчеству. Для неё особенно характерна гражданственность. Внимание уделялось дворцовому и военному строительству. Союз сильной княжеской власти и горожан, объединительные тенденции и борьба за самостоятельность русской культуры определили направление развития данной школы.

Архитектура Киевской Руси — провинции Византии?

С новой религией — христианством — на Русь пришли новые мастера из  греко-восточных православных стран. Они строили крестово-купольные храмы:

  • прямоугольный объём, разделённый четырьмя столбами на девять ячеек;
  • перекрытие — крестообразно расположенные цилиндрические своды;
  • над центральной ячейкой, на подпружных арках, — барабан с куполом

Стены возводили из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе — цемянке. На фасаде ряд кирпича чередовался с рядом цемянки.

Такой полосатый декор оформления экстерьера часто дополнялся кладкой с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки получался в три раза толще слоя кирпича. Дополняли экстерьер сложно профилированные окна и ниши.

Древнерусская архитектура - в помощь студенту

Кладка с утопленным рядом

Древнерусская архитектура - в помощь студенту

Фрагмент древней кладки

Древнерусская архитектура - в помощь студенту

Особенности кладки Древней Руси

Архитектура Древней Руси 10 века

Первым каменным храмом Древнерусского государства, о котором известно, был храм Успения Богородицы или Десятинная церковь (989–996) в Киеве. Построили её на Старокиевской горе в качестве придворной церкви рядом с княжеским теремом.

Сохранились только остатки фундамента. Они свидетельствуют о том, что это была классическая архитектурная модель византийского искусства после иконоборческой эпохи.

Археологи определили, что работали мастера из Константинополя с участием южных славян (болгар).

Древнерусская архитектура - в помощь студентуРуины Десятинной церкви на рисунке 1826 года (иногда описывается как копия работы А. ван Вестерфельда, что ставится под сомнение историками). Unknown artist. Lithography print of 1826 — Памятники архитектуры в дореволюционной России, М., Терра, 2002 ISBN 5-275-00664-0, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3830579

Как выглядело строение снаружи и внутри на основе археологических данных однозначно сказать нельзя. Существуют несколько версий реконструкции. Но можно утверждать, что храм был необычным для византийской архитектуры. Отличало его

  • обширные хоры для князя, его семейства и приближённых, находившихся здесь во время богослужений,
  • многоглавие и пирамидальность строения за счёт окружающей галереи — традиции деревянного зодчества.

Так с самых первых строений проявлялись особенности архитектуры Киевской Руси.

Архитектура Киевской Руси 11 века

В первой половине 11 века в центре Киева князь Ярослав Мудрый в 1037 году заложил храм Св.Софии —  главный храм Киевского государства. В композиции Софийского собора была детально продумана и выстроена структура возвышающихся объемов и пространственных ячеек, которая не имеет аналогов в византийском зодчестве.

К сожалению, на рубеже 17—18 веков его внешне перестроили в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины 11 века. (Кликайте на картинку для увеличения)

Древнерусская архитектура - в помощь студенту

Софийский собор с деревянной колокольней (справа) на рисунке Абрахама ван Вестерфельда (1651). Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=24176498

Источник: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/arhstili/arxitektura-drevnej-rusi

Архитектура Древней Руси

Древнерусское зодчество, развивавшееся на протяжении восьми веков, прошло сложный путь от деревянных построек до монументальных белокаменных храмов. Они служили оплотом и надежным убежищем в трудные исторические эпохи. Именно древнерусская архитектура была настоящим воплощением мощи государства и его высочайшей духовной культуры.

Русь деревянная. Изба — макрокосм русского масштаба

Архитектура Древней Руси — уникальное явление в истории архитектуры. Несмотря на мощь каменных форм и зачастую крепостной характер белокаменных монолитов, она не может не восхищать своей красотой.

Пожалуй, сейчас это единственные сооружения, которые дают почувствовать аромат давно ушедших веков с былинными богатырями и варварскими племенами монголо-татар. Но путь до белокаменной архитектуры был очень непростым и долгим.

А начинался он с деревянной избы.

Не каждый житель современного мегаполиса был в настоящей русской избе. Большинство старых деревенек безвозвратно уходят в прошлое, некоторые же, наоборот, застраиваются особняками, иногда в неорусском стиле: многие не хотят расставаться с духом старины.

Если же говорить о конструкции настоящей русской избы, то она представляет собой деревянный сруб (или два сруба), покрытый двускатной, реже — четырехскатной крышей. Четыре бревна, сложенные в прямоугольник, соединялись по углам дома с помощью врубок, образуя венец.

Существовало два типа врубок: «в обло» («в чашу»), который встречается в очень старых зданиях и деревенских избах, и «в лапу» — сложнее первого, но более экономный. Венцы накладывались друг на друга, и получался сруб.

Для постройки больших зданий соединяли несколько срубов.

Рубленые дома-избы часто украшались, особенно на севере, резьбой. Наличники окон, ставни, ворота — на них в кружевной деревянный орнамент включались причудливые фигуры фантастических существ. Изба становилась очень нарядной!

Рубка углов «в обло» имеет и другое название — «в чашу». «Облый» в древности означало «круглый». Это соединение бревен считается самым древним. Основу врубки составляла вырубленная в бревне округлая чаша. Это углубление было направлено вверх. В него и вкладывалось поперечное бревно. Вариант рубки углов, когда бревна стесываются прямо с концов (без остатка), называется «в лапу».

Большая часть деревянных домов, которыми застраивались древнерусские города, мало чем отличались от крестьянской избы. Некоторые дома строились двухэтажными, многие ставились на подклет — полуподвальный этаж, служивший для хозяйственных целей.

В простом одноэтажном деревянном доме помимо основного помещения — горницы — было еще дополнительное — жилое. А к срубу примыкали сени — входная часть дома. Интересно, что сейчас слово «сени» мы почти не употребляем.

Зато в обиходе французский вариант — вестибюль!

В центре избы ставилась большая печь, обогревавшая всю постройку и получившая наименование русской. От нее зависело все — и тепло, и благополучие человека.

Устройство древнерусского храма

Долгое время на Руси дерево служило основным строительным материалом. Все было бы хорошо, только постоянно приходилось опасаться пожаров. Помните историю о княгине Ольге, которая послала непокорным древлянам голубей? К лапке каждого из них была привязана зажженная пакля. От поселения несчастных вмиг не осталось и следа!

С распространением христианства возникла потребность в каменном строительстве. Правда, коснулось это в основном храмового зодчества. Повсеместно возводились крестово-купольные храмы, конструкция которых была навеяна опытом византийских зодчих. В этом можно убедиться, заглянув внутрь храма.

Древнерусская архитектура - в помощь студенту

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. XIV в. Новгород

Над церковным зданием сооружали главный купол. Рядом с ним могли соседствовать от четырех до двенадцати меньших куполов. Количество их не было случайным: все зависело от того, кому или чему посвящена церковь.

Если храм венчал один купол, то он означал единство Бога. Три купола символизировали Пресвятую Троицу. Встречаются храмы с четырьмя, пятью, девятью главами. А 13-главый храм напоминает об Иисусе и 12 апостолах.

Как число, так и форма куполов имеют символическое значение. Форма луковицы означала символ пламени свечи, заставляющий прихожан вспомнить слова Христа: «Вы — свет миру». Распространенной была шлемовидная форма, напоминающая о воинстве, о духовном сражении, которую ведет церковь с силами зла и тьмы

Центральную главу храма поддерживал барабан со световыми окнами, который опирался на четыре главных столба, находящихся внутри храма. Таким образом, прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма — подкупольное пространство между четырьмя главными столбами. Все это было заимствовано из византийской архитектуры.

Главный и прочие столбы делили храм на нефы — галереи, идущие от входа к алтарю, межрядовые пространства. Нефов, как правило, было три или пять. С восточной стороны в храме располагался алтарь, где происходила наиболее важная часть христианского богослужения. Там, где находился алтарь, церковная стена выдавалась полукруглыми выступами — апсидами.

Древнерусская архитектура - в помощь студенту

Спасский собор Андроникова монастыря

Вход в церковь был в западной части храма. Над ним русские зодчие строили хоры — верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые гости: князь, его семья и приближенные.

Древнерусские храмы привлекают своим каменным убранством. Популярными элементами декора были закомары и кокошники. Закомарами называли полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, похожее своими очертаниями на прилегающий к ней внутренний свод. А ложная закомара, которая не повторяла внутренней формы свода, называлась кокошником

Белокаменная Русь. Золотые ворота русской истории

Каменное строительство начинает распространяться на Руси с XI века. Из камня возводят самые значимые сооружения: церкви, дворцы, богатые жилые дома.

Первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях стали большие церкви Киевской Руси. Константинопольские строители при участии киевских мастеров построили Софийский 13-главый крестово-купольный собор в Киеве. Он стал одним из самых значительных архитектурных сооружений того времени.

Читайте также:  Климат - в помощь студенту

В период, когда Русь состояла из большого количества княжеств, Киеву не всегда удавалось сохранять ведущую роль. В отдельных центрах появляются местные архитектурные школы. В XII–XIII веках важнейшим становится Владимиро-Суздальское княжество. Местные зодчие не просто продолжили традиции византийской архитектуры, но и значительно обогатили их западноевропейскими идеями и элементами.

Первым европейскую каменную технику начал использовать Юрий Долгорукий. При нем были возведены белокаменные постройки во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Переславле. От времени правления Андрея Боголюбского сохранились Успенский собор и Золотые ворота во Владимире. По мнению некоторых историков, Золотые ворота не похожи ни на одно сооружение в европейской архитектуре.

Древнерусская архитектура - в помощь студенту

Золотые Ворота. XII в. Владимир

Во время строительства внезапно обрушился свод Золотых ворот. К счастью, никто при этом не погиб. Князь Андрей Боголюбский, при котором и строились ворота, заказал благодарственный молебен по этому поводу. Чувствуя недоброе, он заменил и строителей.

Новыми зодчими стали итальянские мастера, присланные Андрею Фридрихом I Барбароссой. Они и закончили строительство ворот. Их работа так понравилась князю, что он оставил их у себя для строительства других каменных сооружений.

Ими стали Успенский и Дмитриевский соборы, а также изящная и очень красивая церковь Покрова на Нерли в Боголюбове.

Древнерусская архитектура - в помощь студенту

Церковь Покрова на Нерли. XII в. Боголюбово

Конец белокаменному зодчеству во Владимиро-Суздальской Руси положило татаро-монгольское нашествие.

Первые шатровые храмы были деревянными. Это связано с тем, что формы церковной архитектуры перенимались Древней Русью из Византии. Но в дереве было очень трудно передать форму купола византийского типа. Поэтому на Руси он и был заменен в деревянных храмах шатровыми завершениями. Их построить было значительно легче

Новгородско­псковская архитектура. От софийского собора до поганкиных палат

Отличительными чертами новгородской архитектуры стали монументальность, простота и отсутствие излишней декоративности.

Зарождение новгородской школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. По приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен детинца (кремля) — укрепленной части древнерусского города.

А некоторое время спустя в детинце был заложен грандиозный каменный храм, посвященный Софии (Премудрой).

Храмы Новгорода не поражают огромными размерами. Они просты и тяжеловесны. При взгляде на них создается ощущение, что они как будто вросли в землю так крепко и монолитно, что способны выдержать любую осаду.

Храмы украшались фресковой живописью. Церковь Федора Стратилата на Ручью знаменита фресками кисти Феофана Грека. На них можно полюбоваться и сейчас.

Псковская архитектура очень близка к новгородской. Здесь было построено очень много церквей, получивших любопытные названия: Николы со Усохи, Василия на Горке, Успенья на Пароменье со звонницей. На Руси любили «говорящие» названия.

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальными являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671–1679 годах торговыми людьми Поганкиными. Здание напоминает своеобразный дворец-крепость, потому что его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.

Архитектура московского княжества XIV–XVI веков. Русский Аристотель

Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества перешли в московские земли.

Один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов княжества — Успенский собор на Городке в Звенигороде.

Он выделяется из числа других соборов того же времени изяществом пропорций и красотой богатого декора. Знаменит он и тем, что росписи в нем были созданы Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

Расцвет московской архитектуры принято связывать с именем итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Именно им был построен пятиглавый Успенский собор. При строительстве зодчий использовал белый камень в сочетании с кирпичом. Это придало сооружению монументальный, торжественный вид.

В это же время в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых стала Грановитая палата. Свое название она получила из-за одного из фасадов, отделанного граненым «бриллиантовым» рустом. Такую отделку можно встретить в итальянской архитектуре эпохи Возрождения.

Существенно изменился облик русской архитектуры при Иване Грозном. При нем в каменное зодчество из деревянного проникла форма шатра. Самым известным шатровым храмом стала церковь Вознесения в Коломенском. Ее постройка дорого обошлась русской казне, этот храм из-за красоты и изящества так и остался единственным и неповторимым.

Но самым известным архитектурным памятником эпохи Ивана Грозного стал Храм Василия Блаженного. Он был построен в память о взятии Казани.

Автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев.

Согласно другой легенде, зодчими собора были два архитектора — Барма и Постник, которых потом ослепили по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного по красоте здания.

Древнерусская архитектура - в помощь студенту

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Собор Василия Блаженного). XVI в. Москва

От давних времен до нас дошло немало памятников древнерусского зодчества, но все это — лишь часть того белокаменного великолепия, которое поражало любого ступившего на русскую землю. В Новое время традиции русского зодчества не исчезли — их отголоски можно наблюдать и в современной архитектуре.

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/arhitektura/arhitektura_drevnej_rusi.html

Особенности древнерусской архитектуры: работа к Всероссийской олимпиаде

Доброго времени суток!

Ниже мы посмотрим  работу, оцененную на муниципальном этапе олимпиады максимальным баллом.

Происхождение древнерусской архитектуры

Зарождение древнерусской архитектуры относится к Х веку. Только после Х века появляется монументальное каменное зодчество, на которое оказали влияние традиции уже развитого на Руси деревянного зодчества.

Для восточнославянских земель издавна была свойственна именно деревянная архитектура. Из дерева строились как крестьянские избы, так и большие княжеские терема. Деревянные строения были многоярусными, украшенными художественной резьбой.

Высокие навыки в деревянном строительстве способствовали быстрому освоению монументально каменного зодчества.

Древнерусская архитектура - в помощь студенту

Памятники: архитектура

После принятия христианства в 988 году на Руси начинается активное возведение именно каменных храмов. Первой каменной церковью принято считать церковь Успения Пресвятой Богородицы, возведенную в Киеве. Церковь, называемая также Десятинной, была воздвигнута святым Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна в 989 году.

Древнерусская архитектура - в помощь студенту Древнерусская архитектура - в помощь студенту

Так, к примеру, был построен Софийский собор в Новгороде. Ярослав Мудрый оказал большое влияние на развитие культуры, при нем также были построены Золотые ворота в Киеве и Киево-Печерский монастырь.

Древнерусская архитектура - в помощь студенту

Период раздробленности в культуре

Период феодальной раздробленности характеризуется стремительным ростом городов, развитием культуры, в том числе и зодчества. Многие храмы, построенные в этот период, одноглавые. Множество соборов времен политической раздробленности государства было воздвигнуто во Владимире.

До наших дней сохранились Успенский и Дмитриевский соборы. При Андрее Боголюбском был построен великолепный памятник зодчества владимиро-суздальской школы – белокаменная церковь Покрова на Нерли.

У белокаменной архитектуры есть свои характерные особенности: декор стен, изящность, стройность.

Древнерусская архитектура - в помощь студенту

Необходима профессиональная помощь репетитора? Пиши автору блога: https://vk.com/nekrasovv23 Помогу-подскажу-отвечу на твои вопросы  ????

© Иван Некрасов

Источник: http://xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai/olympiada/drevnerusskya-arxitektyra.html

Как устроен древнерусский храм

  • 17 октября 2016Искусство, История
  • Как возникла крестово-купольная система, у кого учились древнерусские зодчие, из каких материалов строились храмы, как они устроены внутри и снаружи и, наконец, где можно увидеть хорошо сохранившиеся образцы древнерусской храмовой архитектуры
  • Автор Сергей Кавтарадзе

1. Как храм устроен внутри

Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек.

Сакральные сооруже­ния авраамических религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчаст­ной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона (подробнее о скинии и храме Соломона можно прочитать в материале «Инструкция от Господа по устройству храма»).

Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символи­зи­рует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе.

Во время службы здесь стоят верую­щие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также огла­шенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обре­тают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию.

Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.

2. Как храм выглядит снаружи

Древнерусская архитектура - в помощь студенту Успенский собор Московского КремляИллюстрация Галины Кребс 

Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. С во­стока к основному объему примыкает алтарная часть. Снаружи это полукруг­лые при­стройки — апсиды. Таких пристроек может быть одна, три или пять. Сверху, над основным объемом храма, можно видеть один или несколько барабанов — это круглые или мно­гогранные башни с окнами, через которые храм освещается изнутри. Барабаны заверша­ются полусфе­рическим куполом — но снаружи мы видим не его, а главы  Главы православного храма — это покрытие завершающих барабаны куполов. Иногда термин «глава» или «главка» подразумевает также несущий ее барабан. В разговорной речи главы часто называют куполами. раз­личных форм — шлемо­видные или луковичные. В отличие от купола, который является важнейшей частью строительной конструкции, главы конструктив­ную нагруз­ку не несут: это де­коративное покрытие, защищающее перекрытия от дождя или снега. Главы венчаются крестами.

Вход может быть прямо с паперти, площадки перед входом, или через раз­личные пристройки — крыльца, гульбища  Гульбище — круговая галерея, поднятая до уровня пола главного яруса храма.. Чтобы прихожане не теснились, к основному помещению пристраивают трапезные.

Кроме того, в состав компо­зиции храма могут входить колокольни и звонницы  Колокольня — отдельно стоящая или при­строенная к храму многоярусная башня c ко­локолами и площадкой для звонаря. Звонница — стена, построенная с той же це­лью.

Колокола расположены в специальных сквозных проемах на высоте, а управляются снизу — из храма или с земли..

3. Как устроен иконостас

Высокий иконостас — своего рода экран, демонстрирующий молящимся иную, божественную реальность, — появился в русских храмах сравнительно поздно, в XV веке. До этого применялись низкие алтарные преграды в виде балюстрад или небольших колоннад. Иконостас состоит из нескольких ярусов, или чинов.

Если смотреть сверху вниз, то их порядок соответствует очередности событий священной истории. Самый верхний ряд — праотеческий — посвящен тем, кто жил на земле до первого Закона, поведанного Моисею на горе Синай (Адам, Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и др.).

Ниже, в пророческом чине, изображаются жившие в эпоху Ветхого Завета, то есть от Моисея до Христа (прежде всего Давид, Соломон, Даниил).

Следующий чин, праздничный, рас­ска­зывает о земной жизни Христа, отраженной в годовом литургическом круге (так называемые двунадесятые праздники, посвященные главным событиям земной жизни Христа и Богородицы: Рождество, Крещение, Сретение и т. д.). Самый важный ряд — тот, где размещен деисус  Деисус (греч.

δέησις — «прошение, моле­ние») — сакральная иконография как мини­мум из трех фигур: в центре изображается Христос, по бокам — Богоматерь и Иоанн Креститель, обра­щающиеся к нему с заступ­ничеством о чело­вечестве. Эта композиция может быть дополнена изо­бражениями апо­столов, святых отцов и муче­ников, также обращенных к Христу..

Богородица и Иоанн Кре­ститель в молитвенном заступничестве за человечество стоят справа и слева от Спасителя, за ними располагаются апостолы, святые отцы и мученики  В современных иконостасах деисусный и праздничный чины часто меняют местами — чтобы зрители могли лучше разглядеть небольшие детализированные образы праздничного ряда..

Наконец, нижний чин иконостаса называется местным. Здесь кроме икон Спасителя и Богородицы помещают образы местночтимых святых и храмовую икону — ту, во имя которой освящена данная церковь. Особый проход в центре иконо­стаса — двустворчатые Царские врата, символ райских врат. Когда они откры­ты, божественный свет изливается в пространство всего храма и на всех моля­щихся.

4. Что находится за иконостасом

Древнерусская архитектура - в помощь студенту ПрестолИллюстрация Галины Кребс

Как уже говорилось, иконостас закрывает от взглядов мирян самую важную часть храма — алтарную. Когда открыты Царские врата, за ними можно уви­деть престол — освященный стол, покрытый специальными тканями, в том числе антиминсом  Антиминс — плат с вшитыми частицами святых мощей., на котором стоят священные предметы для богослу­жения. Вдоль стены апсиды тянется ступенчатая скамья с горним местом (обычно епископским креслом) посередине. Такая же полукруглая скамья, кафедра, использовалась в Древнем Риме в судебных базиликах. Царские вра­та — не единственные проходы. Справа и слева от них находятся диаконовские двери. Северная ведет в жертвенник — пространство, где у стены расположен еще один стол, тоже называемый жертвенником. На нем готовят дары для та­инства причащения: хлеб и вино, которые становятся телом и кровью Иисуса Христа. За южной дверью помещается диаконник — помещение для хранения церковной утвари и одеяний.

5. О чем рассказывают мозаики и росписи

Древнерусская архитектура - в помощь студенту Отечество. Купол Архангельского собора Московского КремляИллюстрация Галины Кребс

Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство ми­ра. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержи­теля (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконогра­фия — «Отече­ство»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы. Если конструкция храма крестово-купольная (см. ниже), на четырех парусах  Паруса, или пандантивы, — архитектурные детали в виде вогнутых с двух сторон тре­угольников. Паруса переносят вес купола и барабана с подкупольного кольца на точеч­ные опоры. помещают четырех евангелистов, а на опо­рах  Опоры — в архитектурной терминологии лю­бые свободностоящие столбы и колонны. — стол­пов Церкви: мучеников, святителей и преподобных. На южной, во­сточной и северной стенах изображены главные события священной исто­рии. На запад­ной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторо­нам христи­анского вероучения — таинству евхаристии (благо­дарения, прича­щения), в ко­тором участвуют апостолы, и Богоматери.

6. Как возникла крестово-купольная система

Древнерусская архитектура - в помощь студенту Спасо-Преображенский собор в Переславле-ЗалесскомИллюстрация Галины Кребс

Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Во­сточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базили­ку — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.

7. Как строились древнерусские храмы

Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды.

Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отли­чаться от византийских образцов.

Он стал более целостным: элементы визан­тийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.

К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия.

Одно­вре­менно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели.

В этих случаях конструкция и ком­по­зи­ция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформ­ле­нии фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе роман­ского стиля.

Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использо­вать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать.

В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом.

Так, например, постро­ены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.

Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и дере­вянная архитектура оказала большое влияние на каменную.

Некоторые ком­позиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI–XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества.

Среди таких приемов — шатровые перекры­тия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.

8. Что изменилось после Орды

В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас.

Однако в не­больших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в ко­торых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше.

Одно из таких конструктивных реше­ний — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассо­циирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византий­ским традициям.

Еще один способ обойтись без внутренних опор — заверше­ние квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.

Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохрани­лось.

Читайте также:  Молекулярные орбитали метана - в помощь студенту

9. Видим ли мы древнерусские храмы в их перво­начальном виде

К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались.

Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чу­жеродный декор.

Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам перво­на­чальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.

На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045–1052) и Георгиев­ский собор Юрьева монастыря (1119–1130) в самом Новгороде.

Сюда же можно отне­сти Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преобра­женский собор Мирожского монастыря (1136–1156).

Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191–1194).

Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на террито­ри­ях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству.

Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), Ус­пен­ский собор во Владимире (1158–1160, обстроен новыми стенами с дополне­нием угловых барабанов в 1185–1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рожде­ства Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158–1165) и по­строен­ная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197).

Теги

ПутеводительАрхитектураДревняя Русь

История, Антропология

Он существовал? Почему в день святого все пьют? При чем тут лепреконы?

Источник: https://arzamas.academy/mag/355-drevnerus

Архитектура древней руси

Архитектура Древнерусского государства (X — XII века).

До принятия христианства здания на Руси строили в основном из дерева. Оно служило материалом как для строительства жилищ, так и для сооружения крепостных стен. По этой причине древнерусские дома и укрепления, а тем более их декоративные элементы не сохранились.

Следовательно, полноценно изучать историю  русской архитектуры домонгольского времени приходится почти исключительно по каменно-кирпичным зданиям, которые начали возводить на Руси с конца X века с принятием христианства (988). Христианство открывало Руси доступ к источнику наиболее высокой культуры тогдашнего мира, а вместе с тем и к источнику наиболее совершенного зодчества.

Основные памятники

Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятин­ной. Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году.

Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. Были предложены различные варианты реконструкции, однако вопрос этот по-прежнему остается дискуссионным. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены.

Так, несомненно, что Десятинная церковь представляла собой характерный для византийской архитектуры трехнефный храм с тремя апси­дами и тремя парами столбов, т. е. шестистолпный ва­риант крестово-купольного храма.

Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом.

Следующий этап монументального строительства на­чался на Руси в 30-х годах XI века. Страна была в это время раз­делена на две части между сыновьями князя Владимира — Мстиславом и Ярославом. В стольном городе Мстислава — Чернигове — был зало­жен Спасо-Преображенский собор (ок. 1036).

Спасский собор сохранился до наших дней почти целиком. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры.

Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). Строи­тельная техника и архитектурные формы Софийского собора не оставляют сомнений в том, что строители при­были из Константинополя и отразили здесь традиции столичной византийской архитектуры.

Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех — галереи. Всего у собора 13 глав, не считая завер­шений башен. Здание имеет четко выраженную пирамидальную композицию, которая придает памятнику величественность и цельность.

Многоглавие киевского Софийского собора, нехарактерное для византийской традиции, имеет прямой функциональный смысл. Конечно, зодчие использовали многоглавие и как художественный прием, создав благо­даря ему торжественную и пышную композицию, но в основе замысла лежала все-таки функциональная задача — расширение западной части храма, поскольку здесь необходимо было разместить крещальни.

В настоящее время Софийский собор снаружи оформлен в стиле украинского барокко, древнюю поверхность его стен можно видеть только на нескольких участках, где специально снята штукатурка.

Интерьер Софийского собора менее подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального убранства.

Центральная часть здания — подкупольное пространство и главная апсида — покрыта великолепной мозаичной живописью, тогда как боковые части украшены фресками.

Несомненно, что Софийский собор был создан как центральный памятник зодчества Киевской Руси, как памятник, который должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти, отразить мощь и величие молодого государства.

Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Нов­городе и Полоцке. Новгородский собор был начат в 1045 году, закончен в 1050 году; полоцкий возведен, по-видимому, в 50-х годах XI века.

О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, си­стема пропорциональных построений и даже многие детали. Опытные строители не повторяли своих старых решений, а многое делали по-новому, исходя из других условий заказа и обстановки.

Например, в Новгороде, чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал — известняковую плиту.

Новгородский и полоцкий Софийские соборы в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии, но в несколько упрощенном виде.

Это пятинефные храмы, но если в Киеве к собору примыкают два ряда галерей, то в Новгороде — только один ряд, а в Полоцке их вообще нет. У киевского собора пять апсид и две лестничные башни, у новгородского и полоцкого — по три апсиды и по одной башне.

Киевская София имеет тринадцать глав, Новгородская — только пять, а в полоцкой, судя по упоминанию в летописи, их было семь.

Кроме трех Софийских соборов в 40-50-е годы было осуществлено строительство еще нескольких зданий в Киеве: Золотых ворот, церквей Ирины и Георгия.

Таким образом, в середине XI века на Руси развернулась интен­сивная строительная деятельность.

Но уже к 60-м годам строительство во всех русских городах, кроме Киева, прекратилось — вся строительная деятельность сосредоточилась там.

За период с 60-х годов XI века по начало XII века в Киеве и его ближайших окрестностях было построено семь крупных храмов и несколько более скромных по размерам.

Особенности архитектуры Древней Руси

Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси? Для историков архитектуры дореволюционного вре­мени такой вопрос даже не возникал.

По их мнению, поскольку древнейшие памятники Киева строили грече­ские мастера, то и архитектура Киевской Руси является провинциальным вариантом византийского зодчества. Но так можно было думать лишь до тех пор, пока были плохо изучены памятники русской архитектуры и еще хуже — византийской.

Исследование же их привело к выводу, что памятники Киевской Руси вовсе не идентичны византийским, что в Киеве строили храмы, не имеющие аналогов в Византии.

Византийские зодчие имели за своими плечами огром­ный традиционный опыт и в строительном ремесле, и в создании культовых зданий — церквей. Но, приехав на Русь, они столкнулись с необходимостью решать здесь совершенно новые задачи. Прежде всего это было связано с полученным ими заданием.

Так, в ряде случаев тре­бовалось возводить храмы с очень обширными хорами, что не было характерно для византийских церквей того времени. В стране, относительно недавно принявшей хри­стианство, значительно большую роль, чем в Византии, должны были играть помещения крещален.

Все это застав­ляло византийских зодчих принимать новую, несвойственную Византии плановую схему здания. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами.

Таким образом, своеобразие задания, наличие или от­сутствие определенных строительных материалов, местные условия уже на самых первых порах вызывали иные архитектурные решения, приводили к созданию зданий, непохожих на те, которые зодчие строили у себя на родине.

К этому следует добавить, что они должны были считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эсте­тических представлениях деревянного строительства.

В дальнейшем именно данные особенности памятников стали отправными пунктами, на которые ориентировались строители следующего поколения.

Так сложилась и развивалась архитектура Древней Руси. И хотя это зодчество возникло на базе византийской архитектуры, оно даже на самой ранней стадии имело очень своеобразный характер и уже во второй половине XI века выработало собственные традиции, получило свой, древнерусский, а не византийский путь развития.

Литература

  • Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. III. М.-Л., 1955.
  • Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981.
  • Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.
  • Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1987.
  • Черная Л.А. История культуры Древней Руси. М., 2007.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/arkhitiektura_drievniei_rusi

Архитектура Киевской Руси X—XI вв

Узнать стоимость работы по вашей теме

Расцвет Киевского государства приходится на конец X — середину XI вв. В это время из городищ возникают многочисленные города: Киев, Чернигов, Полоцк, Смоленск, Новгород. Русь называли Гардарикой — «Страной городов». В XI в.

на Руси насчитывается около 270 городов. Центром древнерусского города являлся укрепленный детинец с торговой площадью и храмом. Жилую застройку составляли срубы, богатые усадьбы имели несколько срубов, объединенных в ансамбль.

Деревянными были стены крепостей, башни, мостовые и даже трубы новгородского водопровода.

При князе Владимире и его сыне Ярославе Мудром было начато массовое каменное строительство. Из Византии прибывали артели зодчих (в том числе и из Греции, вошедшей в состав Византии). Поэтому Византийскую религию часто называли греческой.

Принято считать, что каменная русская архитектура, как и христианская религия, зародилась в Византии.

Но есть и противники этой теории (Грабарь), которые считают, что на Руси было не подражательство, а была предпринята значительная переработка византийских традиций и античной культуры, сформировавшая своеобразное русское зодчество. Древнерусская архитектура X–XII вв.

свидетельствует о художественной и технической зрелости каменного зодчества, появившегося у восточных славян задолго до привлечения византийских мастеров, и о преемственности каменной архитектурой традиций деревянного зодчества.

В русской архитектуре византийские приемы строительства и декоративное оформление зданий приобретают необычную сочность, в оформлении используются растительные элементы и т.д.

На Севере Руси строительство велось из местного грубоколотого камня. Для массового кирпичного, или, как его называли на Руси, каменного строительства в Киеве было налажено производство плинфы.

Ряды плинфы укладывались на толстые слои известково-цемяночного раствора.

В ранних каменных строениях часто применялась «византийская» кладка, в которой несколько рядов плинфы перемежались рядами каменной кладки.

С принятием христианства основным типом культового сооружения на Руси стал крестовокупольный храм.

В IX — середине XI вв. особое значение для политического, экономического и культурного развития древнерусского государства приобретают города Киев и Новгород.

Киев сложился на месте трех небольших городищ. Здесь уже в X–XI вв. были созданы замечательные образцы архитектуры.

Одной из первых каменных церквей на Руси была Десятинная церковь в Киеве.

Готовые и индивидуальные проекты от Архитектурно-Строительного Объединения «Интекс».

Компания предлагает услуги от настоящих профессионалов различного профиля: проектирование и разработка объектов, внутренняя отделка и дизайн, а также, реставрационные работы.

Объединение «Интекс» является неоспоримым лидером в области загородного строительства и имеет множество проектов вилл и коттеджей с гаражом, при этом возможны доработки в соответствии с пожеланиями заказчика.

Десятинная церковь (989–996 гг.)

Церковь была построена по указанию князя Владимира после крещения киевлян в христианскую веру. На ее строительство и содержание Владимир отдавал 10-ю часть своих доходов, что и дало название церкви. Строили храм греческие мастера по Царьградскому (Константинопольскому) образцу.

Материалом для постройки служил квадратный тонкий кирпич на толстых прокладках известкового раствора. Церковь стояла на высоком берегу Днепра, подверженному оползням, поэтому под фундамент в виде свай использовали толстые просмоленные бревна из дуба.

По бревнам шел дубовый накат, по которому возвели стены.

Храм трехнефный шестистолпный, со столбами крестчатого сечения, напоминающими 4 столба дерева (рис.79). Венчали храм 25 золоченных глав, к его центральной части примыкали 4 придела (церкви меньших размеров, находящиеся в основном объеме здания) вокруг них — гульбища, которых в византийской культуре не было. Трансепт в древнерусских храмах не выступал.

Красоте постройки отвечало и внутреннее убранство: резные беломраморные колонны и карнизы, мозаичный пол из цветного мрамора, яшмы, малахита. Высокие резные окна с цветным стеклом не рассеивали мрак, поэтому освещая образа горели сотни свеч и паникадила.

В XIII в. при взятии Киева татаро-монголами храм горел и рухнул. В XV веке церковь была восстановлена. Во время фашистской оккупации она была взорвана. Сейчас жители Киева бережно охраняют фундаменты Десятинной церкви. Рядом находится трехвековая липа, посаженная в 1654 году Б.Хмельницким во время воссоединения Украины и России.

Собор Святой Софии Киевской (1037–1054 гг.)

Собор Св. Софии Киевской (рис. 80) стал символом государственной мудрости и могущества Киевской Руси. Он был сооружен по заказу Ярослава Мудрого и митрополита Иллариона. Его заложили спустя год после разгрома печенегов, степных кочевников, опустошавших киевские земли. Собор посвящен Св. Софии, «божественной премудрости».

Площадь собора равна 1925 кв. м, в XI веке собор был одним из самых вместительных зданий в Европе. 13 золоченых глав храма, постепенно повышаясь к центральному, образовывали пирамидальную композицию.

Кладка стен храма в нижней части каменная, выше выполнена из полос серого камня и плинфы на цемянке. Камень замазывался раствором, а кирпич оставлялся неоштукатуренным.

Древние зодчие очень хорошо справлялись с вопросами акустики, применяя в кладке сводов полые горшки.

Первоначально собор был пятинефным и окружен одноэтажными открытыми гульбищами. Позже гульбища были заделаны, а вместо них устроены 6 и 7 нефы. В конце XI века над ними был сооружен второй этаж и пристроен второй ряд галерей, а так же «Полуденная» и «Полуночная» башни.

В XVII и XVIII вв. были проведены реставрационные работы: для укрепления здания устроены контрфорсы; древняя «византийская» кладка была оштукатурена. Изменился характер «шеломовидных» куполов (они приобрели «грушевидную» форму, характерную для украинского барокко), добавилось 6 куполов (сейчас их 19), были заделаны галереи, появился деревянный резной позолоченный иконостас.

В интерьерах храма впервые на Руси была применена мозаика и фрески. Над всем пространством собора на золотом мозаичном поле вырастает легкая фигура Богородицы Оранты («молящейся»).

Ниже, по полукруглым апсидам алтаря идут цветные мозаичные пояса с изображением евангельских святых. Мозаики делались из маленьких стеклянных кубиков, на одной грани которых была краска, закреплявшаяся при обжиге.

Они не потускнели даже под слоем поздней штукатурки.

Фрески стен храма носят исторический характер, изображая семью Ярослава Мудрого. В переходах галерей сохранились фрески с ярким радостным изображением скоморохов.

Во время татарского нашествия собор был частично разрушен. В XVI веке собор начали восстанавливать и только в XVII веке, после воссоединения Украины и России он был полностью восстановлен.

Новгород — крупнейший центр русского государства, находился на важнейших северных торговых путях и поэтому быстро развивался в экономическом и социальном отношении.

Независимость Новгородского княжества и его постоянное соперничество с Киевом определили и особенности его архитектуры.

Сразу после крещения Руси в 989 году здесь по приказу Ярослава Мудрого, проведшего в Новгороде большую часть жизни, была возведена дубовая соборная церковь Святой Софии. На обширных хорах во время службы находился князь.

Собор Святой Софии в Новгороде (1045–1052 гг.)

Каменный собор Святой Софии в Новгороде (рис. 81) строился на месте ранее существовавшего дубового храма по подобию киевского. Кладка из местного камня имела грубую поверхность, поэтому храм сразу же был оштукатурен и побелен.

Первоначально это был пятинефный храм с лестничной башней с крестчатыми столбами, поддерживающими своды с позакомарным покрытием, большим куполом над средокрестием и четырья маленькими главами по углам.

У юго-западного угла собора была расположена башня с шестым куполом. Позже купола приобрели характерную для Севера шлемовидную форму.

В соборе впервые для перекрытия боковых нефов применены полусводы, а так же полуциркульные и треугольные закомары.

На фасадах храма были применены лопатки — плоские выступающие пилястры без капителей.

Собор отличается монументальностью форм и величием композиции. Стены и своды собора покрыты фресками. Западный вход украшен широким фресковым панно, живописно выделяющимся на белой поверхности строгого фасада.

Рядом с собором Св. Софии Новгородской находится Софийская звонница. В отличие от других, звонницы в Новгородском княжестве строились отдельно стоящими.

Позже все звонницы стали строить рядом с храмами и соединять крытыми переходами.

Новгородская архитектурная школа более суровая и сдержанная. Из Византийских традиций в ней сохраняется крестово-купольная система сооружений, школа живописи и фрески, но уже в местной переработке.

Соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде сконцентрировали основные конструктивные и художественные достижения своего времени, определив главные направления развития русской архитектуры.

Источник: https://scholar.su/doklady/arhitektura-kievskoi-rusi

Ссылка на основную публикацию