Диалектика гегеля — в помощь студенту

«Диалектика есть искусство (или же трюк)взять две стороны и к ним приделать проблему».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Ханс Кудшус

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Диалектика – это понятие, смысл которого не то что не всем, а скорее даже никому не ясен до конца.

Разве что Гегель постиг всю его глубину, но доходчиво объяснить свое знание не смог, о чем и объявил на смертном одре: «Изо всех моих учеников только один понял меня, да и тот неправильно».

Диалектика — это..

Чтобы понять хотя бы азы диалектики, вернемся к истокам и проследим основные вехи становления этого понятия. Со времен своего появления в Древней Греции оно значительно усложнилось и обогатилось новыми смыслами.

Само по себе слово «диалектика» происходит от древнегреческого διαλεκτική, что в переводе означает «искусство спорить, вести рассуждение» (само это древнегреческое слово состоит из двух частей: διά — «через; раздельно» и λέγω — означающего «говорить, излагать»).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сканер - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

В общих чертах диалектика в философии – это теория о развитии бытия, где все закономерно и связано между собой, но при этом полно внутренних противоречий, благодаря которым и происходит развитие.

Если тяготеете к более сложным формулировкам, то вам может понравиться это определение диалектики:

Диалектическое направление философии развивается на протяжении истории человечества с античных времен, но в философии принято выделять три основных исторических этапа.

  1. Стихийная наивная диалектика древнего мира.
  2. Идеалистическая диалектика Гегеля.
  3. Материалистическая диалектика Маркса.

Стихийная диалектика античных философов

Началась с Гераклита Эфесского (544-483 гг. до н.э.), выразившего мысль, что:

основной закон бытия – это борьба противоположностей, в ходе которой что-то рождается, а что-то разрушается.

Искусство спора. Диалектика Сократа

Древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) оказал значительное влияние на развитие философии, но при этом не оставил после себя письменных трудов, т.к. свои размышления предпочитал озвучивать в устных беседах. Именно Сократу принадлежат слова «В споре рождается истина», а для постижения истины необходимо искусство спора.

Для Сократа диалектика (dialektike techne) – это такое искусство построения беседы, когда в суждениях оппонентов последовательно выявляются противоречия, на каждый аргумент находится контраргумент, только таким образом возможно рождение истины, появление нового знания.

Сократовский метод ведения интеллектуальных споров базируется на трех главных принципах:

  1. Ирония. «Я знаю, что ничего не знаю», — сказал Сократ. За этим кроется факт, что человек, стремящийся к познанию истины, должен быть открыт к новому, не быть самонадеянным и закостенелым. Ирония для Сократа – насмешка над самонадеянностью.
  2. Майевтика. Истина рождается в ходе отбрасывания фальшивых, ложных представлений. Это похоже на чистку лука от шелухи. Сократ называл себя акушеркой, потому что принимал роды истины у своих учеников в ходе диалогов с ними. Родить истину может только сам человек, пропустив ее через себя, задача преподавателя – помочь истине родиться.
  3. Индукция. Недостижимость истины провоцирует непрерывное движение к ней.

Сократ ввел термин диалектика, говоря об искусстве ведения спора. Платон и Аристотель развивали учение Сократа в своих поисках источника развития мира.

Параллельно в древнекитайской философии даосисты вывели понятие Инь и Янь – единство противоположностей, неразрывное начало всего сущего.

Средние века и Ренессанс (что это?) дополнили и расширили понятие диалектики, мыслители того времени (Б. Спиноза, Р. Декарт, Д. Бруно) изучали природу с позиции ее целостности, в которой сосуществуют внутренние и внешние связи и противоречия.

Но все же тогда преобладала упрощенная картина мира, где явления предпочитали анализировать обособленно.

Идеалистическая диалектика Гегеля

Огромный вклад в учение о диалектике внес немецкий философ Георг Гегель (1770—1831 гг.), который считал, что в основе всего сущего лежит абсолютная идея, находящаяся в постоянном движении и развитии. Смысл эволюции в самореализации абсолютной идеи, а движущая сила этого процесса рождается из борьбы противоположностей.

Гегель выводит диалектическую триаду: тезис – антитезис – синтез

Любое развитие происходит по этой схеме – выдвигается тезис, но на каждый тезис найдется свой антитезис, а это неминуемо вызывает конфликт.

Синтез примиряет эти два противоположных начала, приводит их к компромиссу и гармоничному единству, вследствие чего рождается новая сущность. Так может продолжаться до бесконечности.

Ярким примером диалектической триады Гегеля является любая революция, где тезис – условия одного социального слоя, антитезис – условия другого слоя, а синтез – это рожденный в борьбе новый политический строй, вобравший в себя элементы противоборствующих начал.

Законы диалектики

Отвечая на важнейшие вопросы диалектики, Гегель сформулировал 3 ее закона.

  1. Закон перехода количественных изменений в качественные.

    «Как происходит развитие?»

    На определенном этапе под грузом количественных накоплений происходит качественный скачок – переход предмета в иное качественное состояние.

    Пример: при добавлении в бульон большего количества мяса, суставов и костей, он станет холодцом.

  2. Закон единства и борьбы противоположностей.

    «Что является источником развития?»

    Закон занимает центральное место в диалектике и основывается на том, что каждое явление имеет два противоположных начала, которые по своей природе едины, но находятся в конфликте и противоречат друг другу. Именно этот конфликт и является источником развития всего сущего.

    Пример: день и ночь образуют сутки.

  3. Закон отрицания отрицания.

    «Куда направлено развитие?»

    Этот закон диалектики основан на триаде тезис-антитезис-синтез в философии Гегеля, то есть развитие строится на отрицании, за которым следует синтез. Впоследствии сложившийся синтез также подвергнется отрицанию. Это движение по спирали бесконечно.

    Пример: феодализм – это отрицание рабовладельческого строя, а капитализм – это отрицание феодализма.

Материалистическая диалектика Маркса

  • «У Гегеля диалектика стоит на голове.Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть
  • под мистической оболочкой рациональное зерно».
  • Карл Маркс

Материалисты К. Маркс и Ф. Энгельс превратили гегелевскую диалектику в инструмент философского исследования мира, утвердив ее как метод познания и преобразования действительности.

Что же такое диалектика по Марксу? Это несколько основных составляющих.

  1. Понимание мира как целостной системы.
  2. Учение об отношениях между частями целого, когда изменение свойств одной составляющей неминуемо приводит к сдвигам в других.
  3. Развития бытия рассматривается как саморазвитие, которое опирается на 3 закона диалектики Гегеля.
  4. Познание мира базируется на диалектических категориях и принципах. Категории материалистической диалектики Маркс заимствовал у Гегеля. Категории – это понятия, отражающие наиболее общие и важные отношения бытия и познания. С их помощью выражается связь явлений и вещей.
    1. Единичное и общее.
    2. Сущность и явление.
    3. Содержание и форма.
    4. Часть и целое.
    5. Причина и следствие.
    6. Необходимость и случайность.
    7. Возможность и действительность.

Современное восприятие диалектики

Сегодня мы понимаем диалектику как теорию развития, основанную на противоречиях всех форм бытия. Диалектическое познание мира, в котором все подвижно и изменчиво, противопоставлено метафизическому, где отдельные объекты рассматриваются в статике.

Очень изящное толкование диалектики дает в своем живом журнале автор zogin https://zogin.livejournal.com/84678.html.

«Диалектика – это что-то сильно похожее на «Игру в бисер» Гессе. Даже еще более крутое. Это явление, находящееся на стыке науки, искусства, идеологии и религии. Она имеет определенную цель, не сводящуюся к собственно научным целям».

Действительно, при всех своих слабых сторонах диалектика делает попытки выстроить элементы бытия в гармоничную целостную картину. Сегодня она служит для разрешения противоречий в науке, в основном в социологии и психологии.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Диалектика Гегеля - в помощь студенту

  1. * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  2. Подборки по теме
  3. Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/dialektika-chto-ehto-takoe-zakony-dialektiki-filosofii-gegelya.html

Диалектика Гегеля кратко и понятно, с примерами

Диалектику, в понимании Гегеля, можно понять как метод, противоположный формальной логике. Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано. В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития. Простой пример: лист дерева зеленый или нет? С точки зрения формальной логики лист дерева может быть только одного цвета в данный момент. С точки зрения диалектики, один и тот же лист и зеленый, и желтый, и красный ведь он находится в постоянном развитии в ходе смены времен года.

Диалектика Гегеля кратко: тезис, антитезис, синтез

Самое элементарное объяснение диалектики Гегеля заключается в триаде «тезис – антитезис — синтез». Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам. И в самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтез».

Это триада означает, что любое явление в мире обязательно порождает свое противоречие. Если есть черное, то есть и белое. Если есть мужчина, то есть и женщина. Одно без другого не бывает. Эти два противоречия естественно вступают в отношения взаимодействия. Рано или поздно это взаимодействие порождает синтез – т.е.

некое новое явление, которое вбрало в себя черты и тезиса, и антитезиса. Синтез сам становится новым тезисом и порождает новое противоречие и все начинается вновь и так до бесконечности… Пока Абсолютный Дух не познает сам себя через человека.

Грубо говоря, взаимодействие мужчины и женщины как противоположностей порождает ребенка, который вбирает в себя черты и отца и матери. Таким образом, ребенок – это синтез. Таким же образом развивается и вся природа и общество. Ведь что есть эволюция? Развитие живых организмов через естественный отбор, наследственность и изменчивость.

Эволюция природы постоянно происходит благодаря наличию противоречий между хищниками и травоядными, которые выступают как тезис и антитезис и т.д.

Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис.

Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига.

В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.

Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.

Итак, основные составляющие гегелевской диалектической триады:

Законы диалектики Гегеля

Из всего вышесказанного вытекает первый и важнейший закон диалектики Гегеля: закон единства и борьбы противоположностей. Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.

Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля: переход количественных изменений в качественные. Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).

Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики: закон отрицания отрицания. Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.

Итак, законов диалектики Гегеля всего три:

  • Закон единства и борьбы противоположносей
  • Закон перехода количественных изменений в качественные
  • Закон отрицания отрицания

Книги Гегеля о диалектике

Гегелевская триада и три закона диалектики позволяют получить первое примерное представление о диалектической логике как науке о развитии. В своих книгах «Наука логики», «Малая логика»Гегель гораздо более подробно описал механизмы действия диалектического развития.

Есть чистое бытие и чистое ничто. Переход одного из низ в другое называется становлением. Но в ходе становления есть механизмы развития нового и препятствия новому. Это называется «моменты становления».

Переход ничто в бытие называется возникновением. Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение.

Постепенно происходит «снятие становление» и возникает некое новое бытие. Это новое бытие, имеющее новые определенные качество называют «налично сущее»или «нечто». Налично сущее, выражая единство наличного бытия и определенности, отвечает сразу на два вопроса: «Что?» и «Какое?».

Например, становление в истории обозначает открытую борьбу классов, наций и т.п. По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество.

* * *

Это лишь начала диалектики. До сих пор, спустя 200 лет мало кто может похвастаться пониманием этой философии. Диалектика Гегеля очень сложна и требует к себе особого внимания.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a6226bb482677a2e6493600/5a678ea49b403c6678746753

38. Диалектика Гегеля — Философия_Экзамен

Высшей ступени свoегo
развития диалектика в идеалистическoй фoрме дoстигла в филoсoфии Гегеля (177O-1831), кoтoрый был великим представителем oбъективнoгo
идеализма.

Гегелевская система oбъективнoгo идеализма сoстoит
из трех oснoвных частей. В первoй части свoей системы — в «Науке лoгики»
— Гегель изoбражает мирoвoй дух (называемый им здесь «абсoлютнoй
идеей») таким, каким oн был дo вoзникнoвения прирoды, т.е. признает дух
первичным. Идеалистическoе учение o прирoде излoженo им вo втoрoй части системы
— в «

Филoсoфии прирoды». Прирoду Гегель как идеалист
считает втoричнoй, прoизвoднoй oт абсoлютнoй идеи. Гегелевская идеалистическая
теoрия oбщественнoй жизни сoставляет третью часть егo системы — «Филoсoфию
духа».

Здесь абсoлютная идея станoвится пo Гегелю «абсoлютным духoм».
Таким oбразoм, система взглядoв Гегеля нoсила яркo выраженный идеалистический
характер.

Существенная пoзитивная oсoбеннoсть идеалистическoй 

филoсoфии Гегеля сoстoит в тoм, чтo абсoлютная идея, абсoлютный дух
рассматривается им в движении, в развитии. Учение Гегеля o развитии сoставляет
ядрo гегелевскoй идеалистическoй диалектики и целикoм направленo прoтив
метафизики.

Oсoбеннoе значение в диалектическoм метoде Гегеля имели три
принципа развития, пoнимаемые им как движение пoнятий, а именнo: перехoд кoличества
в качествo, прoтивoречие как истoчник развития и oтрицание oтрицания. В этих
трех принципах, хoтя и в идеалистическoй фoрме, Гегель вскрыл всеoбщие закoны
развития.

Впервые в истoрии филoсoфии Гегель учил, чтo истoчникoм развития являются прoтивoречия, присущие
явлениям. Мысль Гегеля o внутренней прoтивoречивoсти развития была драгoценным
приoбретением филoсoфии.

Выступая прoтив метафизикoв, рассматривавших пoнятия
вне связи друг с другoм, абсoлютизирoвавших анализ, Гегель выдвинул
диалектическoе пoлoжение o тoм, чтo пoнятия взаимoсвязаны между сoбoй. Таким oбразoм,
Гегель oбoгатил филoсoфию разрабoткoй диалектическoгo метoда. В егo
идеалистическoй диалектике заключалoсь глубoкoе рациoнальнoе oтражение.
Рассматривая oснoвные пoнятия 

филoсoфии и естествoзнания, oн в известнoй мере диалектически пoдхoдил к истoлкoванию
прирoды, хoтя в свoей системе oн и oтрицал развитие прирoды вo времени.филoсoфии существует прoтивoречие между метафизическoй системoй и диалектическим
метoдoм.

Метафизическая система oтрицает развитие в прирoде, а егo
диалектический метoд признает
развитие, смену oдних пoнятий другими, их взаимoдействие
и движение oт прoстoгo к слoжнoму. Развитие oбщественнoй жизни Гегель видел
лишь в прoшлoм.

Oн считал, чтo истoрия oбщества завершится
кoнституциoннoй сoслoвнoй прусскoй мoнархией, а
венцoм всей истoрии филoсoфии oн oбъявил свoю идеалистическую систему oбъективнoгo идеализма. Так
система Гегеля вoзoбладала над егo метoдoм., Oднакo в гегелевскoй идеалистическoй
теoрии oбщества сoдержится мнoгo ценных диалектических идей o развитии oбщественнoй
жизни.

Читайте также:  Задачи учета затрат на производство - в помощь студенту

Гегель высказал мысль o закoнoмернoстях oбщественнoгo прoгресса.
Гражданскoе oбществo, гoсударствo, правoвые, эстетические, религиoзные, филoсoфские
идеи, сoгласнo гегелевскoй диалектике, прoшли длинный путь истoрическoгo
развития.

Если идеалистическая система взглядoв Гегеля нoсила кoнсервативный
характер, тo диалектический метoд Гегеля имел oгрoмнoе пoлoжительнoе значение
для дальнейшегo развития филoсoфии, явился oдним из
теoретических истoчникoв диалектикo-материалистическoй филoсoфии.

Таким oбразoм, истoрическая рoль филoсoфских
учений немецких филoсoфoв кoнца XVIII — начала XIX вв., в oсoбеннoсти Гегеля, сoстoяла
в развитии этими выдающимися мыслителями диалектическoгo метoда.

Источник: https://www.sites.google.com/site/filosofiaekz/30-42/38-dialektika-gegela

О диалектике гегеля: кратко и понятно

Лидия, препод в универе           22 апреля  

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, ярчайшего представителя немецкой классической философии — пример того, насколько четкой и продуманной может быть философская концепция. По сути, его диалектическое учение строится на основе трех понятий, а именно, тезис — антитезис — синтез, называемых вместе триадой.

 

  • Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
  • Суть концепции такая:
  • а) субстанцией, то есть началом всего сущего, является объективно существующая духовная сущность — Абсолютная Идея (религиозные люди поклоняются ей и называют Богом),
  • б) существование Абсолютной Идеи одновременно есть процесс развития и процесс познания. То есть, сказать, что она есть, то же самое, что сказать, что она развивается и познает,
  • в) в процессе самопознания она разворачивается в самых разных ипостасях, видах, формах, чтобы познать себя во всех возможных проявлениях,
  • г) развитие происходит потому, что все в мире пронизано противоречиями.

   

Все фото из открытых источников в интернете

Вышеупомянутая триада показывает, как это работает. Есть некое положение — тезис. Непременно рядом с ним есть и его противоположность — антитезис. Между ними возникает противоречие, борьба.

В процессе этой борьбы рождается синтез, то есть тезис и антитезис становятся единым, но при этом в процессе борьбы что-то исчезает навсегда, а что-то сохраняется и продолжает свое существование.

Так обеспечивается преемственность развития.

 

Возникший синтез тезиса и антитезиса — новая ступень развития. Она как бы повторяет предыдущий этап, но не точно так же, а на другом уровне. Поэтому развитие можно представить в виде бесконечной спирали.

 

  1. Гегель сформулировал три закона диалектики, которые раскрывают диалектический процесс развития со всех сторон:
  2. а) закон единства и борьбы противоположностей, который и утверждает противоречие как источник развития,
  3. б) закон перехода количественных изменений в качественные, который показывает механизм развития: сперва в объекте происходят количественные изменения (например, цветок яблони меняет свою структуру), а когда эти изменения переходят меру, то есть происходит скачок, меняется качество объекта, его суть. В нашем примере — когда структурные изменения цветка переходят меру, цветок превращается в плод, то есть теряет сущность цветка и обретает сущность яблока,

в) закон отрицания отрицания, который раскрывает суть развития поступенчато, то есть, что тезис отрицается антитезисом, а антитезис отрицается, в свою очередь, синтезом. Синтез = новый тезис, и весь процесс повторяется заново, и так до бесконечности.

https://zen.yandex.ru/media/lidprevuz/o-dialektike-gegelia-kratko-i-poniatno-5cbc7da81c8e87021bb87d36

Источник: https://subscribe.ru/group/klub-lyubitelej-kosmosa/15779899/

Диалектика Гегеля

  • Диалектика Гегеля
  • Карл Поппер
  • Для того чтобы гегелевская диалектика стала понятной, полезно, может быть, коротко напомнить об одной главе из истории философии, на мой взгляд, не делающей философии особой чести.

Важным моментом в философии нового времени является борьба между картезианским рационализмом (главным образом, континентальным), с одной стороны, и эмпиризмом (в основном британским) — с другой. В слова, послужившие эпиграфом к моей статье, сам их автор, основатель рационалистической школы, вкладывал другой смысл, нежели я.

Декарт не хотел сказать, что человеческий ум должен все подвергнуть проверке, чтобы прийти к результату, то есть к полезному решению, но хотел выразить свое критическое неприятие по отношению к тем, кто осмеливается предаваться подобным нелепостям.

Основная идея его сентенции состояла в том, что настоящему философу следует тщательно избегать абсурдных и глупых идей. Чтобы постичь истину, он должен только уметь 'уловить' те редкие идеи, что привлекают разум своей прозрачностью, ясностью и отчетливостью, — словом, 'самоочевидные' идеи.

С картезианской точки зрения мы можем строить объяснительные научные теории без всякого обращения к опыту, просто силой собственного разума, так как всякое разумное (reasonable) высказывание (то есть говорящее само за себя благодаря своей прозрачности) должно быть верным описанием фактов.

Такова в общих чертах теория, которую в истории философии называют рационализмом. (Более удачным названием для нее был бы интеллектуализм.) Ее можно суммировать (используя гораздо более позднюю формулировку, принадлежащую Гегелю) в словах 'все разумное действительно'.

В противоположность этой теории, эмпиризм утверждает, что только опыт позволяет нам судить об истинности или ложности научной теории. Чистый разум как таковой, согласно эмпиризму, никогда не может установить истину о фактах (bactual truth): чтобы сформулировать такую истину, мы должны прибегнуть к наблюдению и эксперименту.

Можно с полной уверенностью сказать, что эмпиризм, в той или иной форме, пусть даже умеренной и видоизмененной, есть единственная интерпретация научного метода, которую в наши дни можно воспринимать всерьез. Спор между рационалистами и эмпиристами всесторонне обсуждался Кантом.

Кант попытался создать теорию, которую диалектик (но не сам Кант) назвал бы синтезом двух противоположных точек зрения и которая, если говорить, точнее, была видоизмененным эмпиризмом. Его главной задачей было опровержение чистого рационализма.

В 'Критике чистого разума' он утверждал, что область нашего знания ограничена сферой возможного опыта и что спекулятивное рассуждение за пределами этой сферы — попытка построить метафизическую систему, исходя из чистого разума, — не имеет никакого оправдания.

Эта критика чистого разума была воспринята как страшный удар по надеждам почти всех континентальных философов; и все же немецкие философы пришли в себя и, отнюдь не убежденные кантовским отвержением метафизики, принялись строить новые метафизические системы, основанные на 'интеллектуальной интуиции'.

Они пытались использовать некоторые детали Кантовой системы, надеясь тем самым уклониться от его основного удара. Развившаяся школа, называемая обычно школой немецкого идеализма, имела своей кульминацией Гегеля.

Мы должны обсудить здесь две стороны гегелевской философии, — идеализм и диалектику. В обоих случаях Гегель находился под влиянием некоторых идей Канта, но попытался пойти дальше. Чтобы понять Гегеля, мы должны показать, следовательно, как он использовал теорию Канта.

Кант исходил из факта существования науки. Он хотел объяснить этот факт, то есть ответить на вопрос 'как возможна наука?', или 'почему человеческое сознание (mind) способно познавать мир?', или 'как наше сознание может понимать мир?'. (Мы бы назвали это эпистемологической проблемой.)

Кант рассуждал примерно следующим образом. Сознание способно постигать мир или, вернее, мир, как он представляется нам, потому что этот мир не является совершенно отличным от сознания, — он подобен сознанию.

Дело в том, что в процессе приобретения знания, постижения мира наше сознание, так сказать, активно усваивает весь материал, который привходит в него посредством чувств. Оно оформляет этот материал, отчеканивает на нем собственные внутренние формы или законы, — формы или законы нашего мышления.

То, что мы называем природой, — мир, в котором мы живем, каким он является нам, — есть мир уже усвоенный, систематизированный нашим сознанием. И будучи, таким образом, ассимилирован сознанием, он сознанию и подобен.

Такой ответ 'сознание способно постигать мир, потому что мир, как он является нам, подобен сознанию', основан на идеалистическом аргументе; ведь идеализм только и утверждает, что мир имеет что-то общее с сознанием.

Я не собираюсь предлагать доводы за или против кантовской эпистемологии и не намерен подробно обсуждать ее. Но я хочу подчеркнуть, что она безусловно не является полностью идеалистической.

Как отмечает сам Кант, она представляет собой смесь, или синтез, своеобразного реализма и идеализма; ее реалистический элемент — это утверждение, что мир, как он является нам, есть некоторый материал, организованный нашим сознанием, идеалистический же — утверждение, что он есть материал, организованный нашим сознанием.

Такова довольно абстрактная, но, несомненно, оригинальная эпистемология Канта.

Прежде чем перейти к Гегелю, я должен попросить читателей — моих любимых читателей, которые не являются философами и привыкли полагаться на свой здравый смысл, — не забывать об эпиграфе, предпосланном этой статье, поскольку то, что они сейчас услышат, наверное, покажется им абсурдом — и, на мой взгляд, совершенно справедливо.

Как я сказал, Гегель в своем идеализме пошел дальше Канта. Гегель тоже задавал себе эпистемологический вопрос: 'почему наше сознание может постигать мир?' И вместе с другими идеалистами он отвечал: 'Потому что мир подобен нашему сознанию'.

Но его теория была более радикальной, нежели Кантова.

Он не говорил, как Кант: 'Потому что сознание систематизирует или организовывает мир', а говорил, что 'сознание есть мир' или еще: 'разумное есть действительное; действительность и разум тождественны'.

Это и называется гегелевской 'философией тождества разума и действительности', или кратко: 'философией тождества'. Мимоходом замечу, что эпистемологическое решение Канта: 'Сознание систематизирует мир' и гегелевскую философию тождества: 'Сознание есть мир' исторически соединил мост — именно Фихте, с его 'сознание творит мир'.

Гегелевская философия тождества — 'разумное действительно и действительное разумно, значит, разум и действительность тождественны' — была, несомненно, попыткой восстановить рационализм на новом основании.

Она позволяла философу строить некую теорию мира, исходя из чистого разума, и утверждать, что это и есть истинная теория действительного мира. Тем самым допускалось именно то, что считал невозможным Кант.

Гегель, следовательно, должен был попытаться опровергнуть Кантовы доводы, направленные против метафизики. Он сделал это с помощью своей диалектики.

Чтобы понять диалектику Гегеля, мы должны снова вернуться к Канту. Стремясь избежать чрезмерно детального обсуждения, я не стану рассматривать триадичное строение кантовской таблицы категорий, хотя оно несомненно вдохновило Гегеля. Однако я должен упомянуть о кантовском методе опровержения рационализма.

Как я отмечал ранее, Кант утверждал, что область нашего знания ограничена сферой возможного опыта и что деятельность чистого разума (pure reasoning) за пределами этой сферы лишена основания. В разделе первой 'Критики', озаглавленном им 'Трансцендентальная диалектика'. Кант доказывал это так.

Пытаясь построить теоретическую систему на основании чистого разума, — например, доказывая, что наш мир бесконечен (идея, явно выходящая за пределы возможного опыта), мы можем достичь своей цели. Однако мы обнаружим, к своему ужасу, что с помощью равноценных аргументов всегда можно доказать и прямо обратное.

Иными словами, выдвигая метафизический тезис, мы всегда можем сформулировать и защитить его полный антитезис. Причем оба эти аргумента будут иметь примерно равную силу и убедительность — оба они будут казаться в равной или почти равной мере разумными.

Вот почему, говорил Кант, разум обречен спорить сам с собою и сам себе противоречить, если он выходит за пределы возможного опыта.

Если бы я решил дать некую осовремененную реконструкцию или реинтерпретацию Канта, отклоняющуюся от его собственного взгляда на свою деятельность, я бы сказал, что, по Канту, метафизический принцип разумности или самоочевидности не приводит однозначно к одному и только одному результату или теории.

Всегда можно привести доводы, внешне примерно равноценные, в защиту различных и даже противоположных теорий.

Таким образом, если мы не прибегаем к помощи опыта, не проводим эксперимент или наблюдение, которые, по крайней мере, указали бы нам на необходимость элиминировать определенные теории, а именно те, которые, будучи внешне вполне обоснованными, противоречат наблюдаемым фактам, то мы никак не можем надеяться когда-нибудь разрешить спор соперничающих теорий.

Как же Гегель преодолел Кантово опровержение рационализма? Очень просто — он предложил не обращать внимания на противоречия. Они просто-таки неизбежны в развитии мышления и разума.

Они только показывают недостаточность и неудовлетворительность теории, которая не учитывает того факта, что мышление, то есть разум, а вместе с ним (согласно философии тождества) и действительность, не есть нечто раз и навсегда установившееся, но находится в развитии, что мы живем в эволюционирующем мире.

Гегель утверждает, что Кант опроверг метафизику, но не рационализм.

Ибо то, что Гегель называет 'метафизикой' — в противоположность 'диалектике', — есть просто такая рационалистическая система, которая не принимает во внимание эволюцию, движение, развитие, то есть пытается представить действительность стабильной, неподвижной и свободной от противоречий. Гегель в своей философии тождества приходит к выводу, что, поскольку развивается разум, должен развиваться и мир, и поскольку развитие мышления или разума является диалектическим, то и мир должен развиваться по диалектическим триадам.

Таким образом, в гегелевской диалектике мы находим следующие три элемента:

(а) Попытка обойти Кантово опровержение 'догматизма' — в понимании Канта — метафизики.

Это опровержение, как считает Гегель, имеет силу только для систем, которые являются метафизическими в более узком, собственно гегелевском смысле, но не для диалектического рационализма, который принимает во внимание развитие разума и потому не боится противоречий.

Ускользая таким образом от Кантовой критики, Гегель пускается в крайне опасное предприятие, поскольку доказывает примерно следующее: 'Кант опроверг рационализм, заявив, что тот непременно приводит к противоречиям. Допустим.

Однако ясно, что этот аргумент черпает свою силу из закона противоречия: он опровергает только системы, признающие этот закон, то есть пытающиеся избавиться от противоречий. Этот аргумент не представляет угрозы для системы вроде моей, которая готова примириться с противоречиями, то есть для диалектической системы'.

Очевидно, что такая позиция закладывает фундамент для чрезвычайно опасной разновидности догматизма — для догматизма, которому уже не надо бояться критики. Ведь всякая критика в адрес любой теории должна основываться на методе обнаружения противоречия — в рамках самой теории или между теорией и фактами, как я сказал ранее.

Поэтому гегелевский метод вытеснения Канта эффективен, но, к несчастью, слишком эффективен. Он делает систему Гегеля неуязвимой для любой критики и нападок и, таким образом, является догматическим в чрезвычайно специфическом смысле. Я назвал бы этот метод железобетонным догматизмом. (Можно отметить, что подобный же железобетонный догматизм помогает устоять зданиям и других догматических систем.)

(b) Описание развития разума в терминах диалектики — весьма правдоподобный элемент гегелевской философии.

Это становится ясно, если мы вспомним, что Гегель употребляет слово 'разум' не только в субъективном смысле — для обозначения определенной умственной способности, — но и в объективном смысле — для обозначения всех видов теорий, мыслей, идей и т. д.

Утверждая, что философия является наивысшим выражением деятельности разума, и говоря о развитии разума, Гегель имеет в виду главным образом развитие философского мышления.

Действительно, вряд ли диалектическая триада может найти лучшее применение, чем при исследовании развития философских теорий. Поэтому не удивительно, что с наибольшим успехом Гегель применил диалектический метод в своих 'Лекциях по истории философии'.

Источник: https://studizba.com/files/show/doc/163884-1-8916-1.html

Классическая диалектика (гегель, диалектический материализм)

В истории диалектики Гегелю принадлежит особое место. Именно им были определены и исследованы основные категории диалектики (всего около 100), образующие единую и стройную систему, и посредством анализа взаимодействий между этими категориями обозначены основные законы диалектики, которые использовались философской мыслью со времен античности, правда, в неявном виде.

Вместе с тем, гегелевская диалектика сама по себе представляет особую ее форму – Диалектическую логику. Для Гегеля, диалектическая логика – это система связей и взаимодействий между различными понятиями и категориями (общего и особенного, сущности и явления и т. д.).

Эти понятия и категории выступают как особые формы мышления, в которых оно мыслит реальные связи и отношения, существующие в природе и человеческом обществе. (В этом, собственно, состоит принципиальное различие между гегелевской диалектикой как диалектикой Объективной, и античной диалектикой, которую мы называем Субъективной).

Об этом сам Гегель писал в своем обобщающем труде – «Энциклопедия философских наук», Отрывки из которой предлагаются вашему вниманию.

Как бы упорен ни был рассудок в своем сопротивлении диалектике, ее все же отнюдь нельзя рассматривать как исключительную принадлежность философского сознания, ибо то, о чем в ней идет речь, мы уже находим также и в каждом обыденном сознании и во всеобщем опыте.

Все, что нас окружает, может рассматриваться как образец диалектики… …как это следует из всеобщего опыта, что всякое состояние или действие в своей наивысшей точке переходят в свою противоположность; эта диалектика находит свое признание во многих пословицах.

Читайте также:  Раскрытие информации о вложениях во внеоборотные активы в бухгалтерской отчетности - в помощь студенту

Так, например, одна пословица гласит: «верх законности (превращается) в крайнее беззаконие»; это означает, что абстрактное право, доведенное до крайности, переходит в несправедливость. Точно так же известно, что в политической области две крайности – анархия и деспотизм – взаимно приводят друг к другу.

Осознание наличности диалектики в области нравственности мы находим в известных пословицах: «гордыня предшествует падению»; «что слишком остро, то скоро притупляется» и т. д. Чувство, как физическое, так и душевное, также имеет свою диалектику.

Известно, как крайняя печаль и крайняя радость переходят друг в друга, сердце, переполненное радостью, облегчает себя слезами, а глубочайшая скорбь иногда проявляется улыбкой.

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. – М., 1974. – Т. 1. Наука логики. – С. 208–209.

Именно по причине способности диалектических взаимодействий понятий и категорий правильно отражать взаимодействия, действительно имеющие место в окружающем нас мире, Гегель называет диалектику «душой познания» и превращает в основополагающий метод, которым он строит свою знаменитую систему. В качестве метода сам Гегель отличает диалектику прежде всего от софистики. Это отличие легко проследить, если обратиться к приведенному ниже отрывку из первого тома гегелевской «Энциклопедии философских наук».

В высшей степени важно уяснить себе, как следует понимать и познавать диалектическое. Оно является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности, действительности.

Диалектическое есть также душа всякого истинно научного познания… Так, например, говорят: «человек смертен» – и рассматривают смерть как нечто, имеющее свою причину лишь во внешних обстоятельствах; согласно этому способу рассмотрения, существует два отделенных друг от друга свойства человека: быть живым, а также свойство быть смертным.

Но истинное понимание состоит в том, что жизнь, как таковая, носит в себе зародыш смерти… – Не следует, далее, смешивать диалектику с Софистикой, сущность которой как раз и состоит в том, что она пользуется односторонними и абстрактными определениями в их изолированности, в зависимости от того, какого из этих определений требуют в данный момент интересы индивидуума и то положение, в котором он находится. Так, например, в сфере практической важно, чтобы я существовал и чтобы я обладал средствами к существованию. Но если я выдвигаю сторону дела, этот принцип моего блага, и делаю из него вывод, что я имею право красть или изменять своему отечеству, то это софизм… – Диалектика как таковая существенно отлична от такого способа рассуждения, ибо она именно и ставит себе целью рассматривать вещи в себе и для себя, т. е. согласно их собственной природе, обнаруживая при этом конечность односторонних определений рассудка.

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. – М., 1974. – Т. 1. Наука логики. – С. 206–207.

Самым известным и ключевым из всего разветвленного категориально-понятийного аппарата гегелевской диалектики считается понятие «снятие», поскольку в нем синтез как высшая цель диалектического развития и центральный член знаменитой триады «тезис–антитезис–синтез» включен как бы естественным образом, а потому диалектическое мышление в этом понятии может совершаться автоматически. Содержание этого понятия Гегель раскрыл в одном из примечаний к основным мыслям своей «Науки логики»:

Снятие (Aufheben)… одно из важнейших понятий философии, одно из главных определений, которое встречается решительно всюду и смысл которого следует точно понять…

Aufheben имеет в немецком языке двоякий смысл: оно означает сохранить, Удержать и в то же время прекратить, Положить конец.

Само сохранение уже заключает в себе отрицательное в том смысле, что для того чтобы удержать нечто, его лишают непосредственности и тем самым наличного бытия, открытого для внешних воздействий.

Таким образом, снятое есть в то же время и сохраненное, которое лишь на время потеряло свою непосредственность, но от этого не уничтожено…

Гегель. Наука логики // Гегель. Наука логики: В 3 т. – М., 1970. Т. 1. С. 168.

Наиболее последовательными сторонниками гегелевской диалектики были К. Маркс и Ф. Энгельс.

Они творчески переосмыслили диалектическое наследие Гегеля, превратив его идеалистическую по своей сути диалектическую логику в Диалектический Материализм.

По поводу этого «переворота» в диалектике можно привести интересный фрагмент работы Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии».

Обнаруживающееся в природе и в истории диалектическое развитие, то есть причинная связь того поступательного движения, которое сквозь все зигзаги и сквозь все временные попятные шаги прокладывает себе путь от низшего к высшему, – это развитие является у Гегеля только отпечатком самодвижения понятия, вечно совершающегося неизвестно где, но во всяком случае совершенно независимо от всякого мыслящего человеческого мозга. Надо было устранить это идеологическое извращение. Вернувшись к материалистической точке зрения, мы снова увидели в человеческих понятиях отображения действительных вещей, вместо того чтобы в действительных вещах видеть отображения тех или иных ступеней абсолютного понятия. Диалектика сводилась этим к науке об общих законах как внешнего мира, так и человеческого мышления: два ряда законов, которые по сути дела тождественны, а по своему выражению различны лишь постольку, поскольку человеческая голова может применять их сознательно, между тем как в природе, – а до сих пор большей частью и в человеческой истории – они прокладывали себе путь бессознательно, в форме внешней необходимости, среди бесконечного ряда кажущихся случайностей. Таким образом, диалектика понятий сама становилась лишь сознательным отражением диалектического движения действительного мира. Вместе с этим гегелевская диалектика была перевернута, а лучше сказать – вновь поставлена на ноги, так как прежде она стояла на голове.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – М., 1961. – Т. 21. – С. 301–302.

В свете диалектического материализма диалектика была, как видим, определена как «наука о наиболее общих законах природы, общества и человеческого мышления», а из всей гегелевской системы закономерных связей между логическими понятиями и категориями марксистами были выделены три универсальных закона – закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания и перехода количества в качество.

[ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ]

…Этот закон гласит:

1. Любое явление в природе, обществе и мышлении содержит в себе противоположные стороны, свойства, характеристики, подсистемы или элементы, находящиеся в необходимой взаимной связи или взаимодействии, то есть в единстве.

2. Между противоположностями, находящимися в единстве, существует отношение диалектического противоречия.

3. Источником всякого движения и особенно развития являются возникновение, нарастание и разрешение основных внутренних противоречий. Разрешение противоречий – решающий момент, главная причина развития.

4. В процессе развития осуществляется диалектический переход одних противоположностей в другие. Происходит столкновение, взаимодействие и взаимное проникновение противоположностей.

5. В результате борьбы противоположностей, их взаимопревращения и взаимных переходов, разрешения противоречий возникают новые необратимые явления, процессы, свойства и характеристики и т. д., не существовавшие ранее.

Ракитов А. И. Марксистско-ленинская философия. – М., 1982. – С. 302.

[ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО]

…изменения бытия суть не только переход одной величины в другую, но и переход качественного в количественное, и наоборот, [который] есть перерыв постепенного и качественно иное по сравнению с предшествующим существованием.

Вода через охлаждение становится твердой не постепенно, так, чтобы стать [сначала] кашеобразной, а затем постепенно затвердевать до плотности льда, а затвердевает сразу; уже достигнув температуры точки замерзания, она все еще может полностью сохранить свое жидкое состояние, если оно останется в покое, и малейшее сотрясение приводит ее в состояние твердости.

Гегель Г. В. Ф. Наука логики: В 3 т. – М., 1970. – Т. 1. – С. 466.

[ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ]

Но что же такое все-таки это ужасное отрицание отрицания?.. В сущности, это очень простая, повсюду и ежедневно совершающаяся процедура, которую может понять любой ребенок… Возьмем, например, ячменное зерно. Биллионы таких зерен размалываются, развариваются, идут на приготовление пива, а затем потребляются.

Но если такое ячменное зерно найдет нормальные для себя условия, если оно попадет на благоприятную почву, то, под влиянием теплоты и влажности, с ним произойдет своеобразное изменение: оно прорастет; зерно, как таковое, перестает существовать, подвергается отрицанию; на его месте появляется выросшее из него растение – отрицание зерна.

Каков же нормальный жизненный путь этого растения? Оно растет, цветет, оплодотворяется и, наконец, производит вновь ячменные зерна, а как только последние созреют, стебель отмирает, подвергается в свою очередь отрицанию.

Как результат этого отрицания отрицания мы здесь имеем снова первоначальное ячменное зерно, но не просто одно зерно, а в десять, двадцать, тридцать раз большее количество зерен.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – М., 1961. – Т. 20. – С. 139.

Записи по теме

Источник: https://naparah.com/filosofiya/1026602.html

Читать

Георг Гегель

НАУКА ЛОГИКИ

Предисловие к «Науке логики» Гегеля

«Наука логики» является главным произведением Гегеля, сыгравшим выдающуюся роль в истории развития диалектического метода и в подготовке диалектического материализма.

Известна высокая оценка этого произведения основоположниками марксизма-ленинизма, несмотря на весь идеализм, на всю «мистику идей», содержащиеся в «Науке логики». «Итог и резюме, последнее слово и суть логики Гегеля есть диалектический метод – это крайне замечательно. И еще одно: в этом самом идеалистическом произведении Гегеля всего меньше идеализма, всего больше материализма.

«Противоречиво», но факт!».

Известно, что Маркс, работая над своей книгой «К критике политической экономии», явившейся первым печатным наброском «Капитала», перечитывал Логику Гегеля и даже собирался «в объеме 2–3 печатных листов сделать доступным общему человеческому рассудку то разумное в методе, что Гегель открыл и вместе с тем затемнил». Известно, наконец, указание Ленина о том, что «нельзя вполне понять «Капитала» Маркса и особенно его I главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля».

В произведениях Маркса, Энгельса и Ленина имеется очень много ценнейших указаний относительно того, как надо изучать Логику Гегеля, чтобы извлечь из этого изучения положительную пользу. «Гегелевская диалектика, – пишет Маркс, – является основной формой всякой диалектики, но лишь после очищения ее от ее мистической формы, а это-то как раз и отличает от нее мой метод».

«Маркс был и остается, – писал Энгельс в 1859 г.

, – единственным человеком, который мог взять на себя труд высвободить из гегелевской логики то ядро, которое заключает в себе действительные открытия Гегеля в этой области; и восстановить диалектический метод, освобожденный от его идеалистических оболочек, в той простой форме, в которой он только и становится правильной формой развития мыслей».

VI Энгельс скромно умалчивает тут о том, что он тоже участвовал в этом грандиозном деле критической переработки идеалистической диалектики Гегеля и в разработке на основе этой критики нового метода и нового мировоззрения, составивших новую эпоху в истории человечества.

Продолжателем этого грандиозного дела явился Ленин.

Он оставил нам гениальный конспект «Науки логики» Гегеля, в котором с исключительной глубиной вскрыл как сильные, так и слабые стороны гегелевской диалектики. Ленин указывает: «Логику Гегеля нельзя применять в данном ее виде; нельзя брать как данное.

Из нее надо выбрать логические (гносеологические) оттенки, очистив от мистики идей: это еще большая работа». Как надо проделывать эту работу, показывают нам все философские, да и не только философские сочинения Ленина.

Наиболее непосредственное отношение к этому имеют уже упомянутый конспект «Науки логики», «План диалектики (логики) Гегеля» и фрагмент «К вопросу о диалектике».

Эти работы Ленина мы и предпосылаем тексту самой «Логики», чтобы у читателя всегда имелось перед глазами гениальнейшее руководство и наилучший компас для ориентирования в самых сложных вопросах, связанных с изучением гегелевской Логики.

«Я вообще, – пишет Ленин, – стараюсь читать Гегеля материалистически: Гегель есть поставленный на голову материализм (по Энгельсу) – т. е. я выкидываю большей частью боженьку, абсолют, чистую идею etc.».

И Ленин на множестве конкретных примеров конкретно показывает, как надо «переворачивать» Гегеля с головы на ноги, как надо извлекать ценное ядро из мистической оболочки.

При этом Ленин везде и всюду ведет самую непримиримую борьбу против идеализма, мистики, поповщины, беспощадно разоблачая философскую «ахинею» и тарабарщину и давая свои собственные, гениальные по своей глубине и четкости, ответы на возникающие при чтении Гегеля вопросы.

Свой конспект «Науки логики» Гегеля Ленин писал в конце 1914 г., а фрагмент «К вопросу о диалектике» – в 1915 или 1916 г., т. е. во время мировой империалистической войны, накануне Великой Социалистической революции в СССР.

Одновременно с работой над Гегелем Ленин работал над книгой «Империализм как высшая стадия капитализма» (написана весной 1916 г.), в которой дан гениальный диалектико-материалистический анализ империализма.

Какое значение Ленин придавал изучению диалектики Гегеля, видно из того, что в 1922 г.

он снова вернулся к этому вопросу и в статье «О значении воинствующего материализма» призывал к «систематическому изучению диалектики Гегеля с материалистической точки зрения», рекомендовал журналу «Под знаменем марксизма» печатать «отрывки из главных сочинений Гегеля, истолковывать их материалистически, комментируя образцами применения диалектики у Маркса, а также теми образцами диалектики в области отношений экономических, политических, каковых образцов новейшая история, особенно современная империалистическая война и революция, дают необыкновенно много».

Конкретизируя и развивая дальше учение Маркса применительно к новым условиям борьбы пролетариата в эпоху империализма и пролетарских революций, Ленин внес новый ценнейший вклад во все составные части марксизма, в том числе и в философскую часть, в материалистическую диалектику, которая, как говорит товарищ Сталин, является «душою марксизма».

Ленин продвинул вперед разработку диалектики, как философской науки. Он справедливо упрекал Плеханова в том, что тот совершенно упустил из вида эту кардинальную задачу: «Плеханов написал о философии (диалектике), вероятно, до 1000 страниц… Из них о большой логике, по поводу нее, ее мысли (т. е. собственно диалектика, как философская наука) nil!!».

Дело Ленина с огромным успехом продолжается товарищем Сталиным. В работах товарища Сталина материалистическая диалектика Маркса, Энгельса и Ленина развивается, конкретизируется и разрабатывается дальше со всех сторон, с исключительной глубиной, применительно к новому материалу мировой истории.

Товарищ Сталин находит время для того, чтобы давать специальные указания работникам философского фронта. На основе этих указаний были разоблачены и разгромлены идеологические вредители на философском фронте – меныпевиствующие идеалисты и механисты, теоретические оруженосцы контрреволюционного троцкизма и правых реставраторов капитализма.

Меныпевиствующие идеалисты и механисты приложили свою грязную руку также и к философскому наследству Гегеля, выдавая плохо переваренную, талмудизированную или идеалистическую диалектику Гегеля за материалистическую диалектику марксизма (меныпевиствующие идеалисты) или третируя Гегеля как «мертвую собаку» (механисты).

Хотя обе эти разновидности идеологического вредительства разоблачены и разгромлены, но это не значит, что борьба с ними закончена: необходимо выкорчевать до конца все остатки вражеских «теорий».

VIII Новое издание «Науки логики» Гегеля должно послужить делу дальнейшего повышения культурного уровня наших работников идеологического фронта. Оно должно дать стимул к более углубленному изучению и разработке проблем диалектического материализма на основе материалистической критики идеалистической диалектики Гегеля и ее материалистической переработки.

«Наука логики» Гегеля – так называемая «Большая логика» – была написана Гегелем в нюрнбергский период его деятельности. Первая часть вышла в начале 1812 г., вторая – в 1813 г., третья – в 1816 г. Это было время крупнейших мировых событий.

Во Франции только что прогремела на весь мир буржуазная революция 1789 г.

Вслед за этим на европейском континенте достиг невиданного могущества вышедший из французской революции Наполеон I, буржуазное правительство которого «задушило французскую революцию и сохранило только те результаты революции, которые были выгодны крупной буржуазии» (Сталин).

После ряда лет блестящих военных успехов, сопровождавшихся частичным уничтожением феодальных порядков в таких странах, как Германия, Наполеон был побежден антифранцузской коалицией, использовавшей широкое национальное движение народных масс, поднявшихся против французского владычества.

В Европе восторжествовала реакция. За всеми этими событиями Гегель следил с глубочайшим интересом, живя в небольшом захолустном городке отсталой, раздробленной Германии и выполняя там функции гимназического профессора философии и директора гимназии. В этих условиях он и создал свой великий труд, преобразовавший всю до того существовавшую логику.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=431135&p=1

Ссылка на основную публикацию