Анатомия цнс для психологов — в помощь студенту

  • Анатомия – это раздел морфологии, изучающий форму и строение отдельных органов и систем организма целом.
  • Анатомия ЦНС – это раздел науки, изучающий строение центральной нервной системы человека (головного и спинного мозга) на органном уровне.
  • Анатомия ЦНС изучает ряд вопросов, связанных с особенностями строения и физиологическими свойствами нейронов и нервной ткани, структуры межнейрональных связей, морфофункциональной организации отделов нервной системы, закономерностей дифференцировки и созревания нервной системы в онтогенезе.

Нервная система: функции, отделы, принцип работы

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Сложно представить, что подобный предмет необходим для будущих психологов. Но это так. Многие расстройства, с которыми будут сталкиваться психологи, будут связаны с проблемами в организме, которые так или иначе связаны с мозгом и нервной системой. Чтобы лучше понимать подобные проблемы, очень важно знать, как и почему они возникают.

Вы изучаете проблемы не только внешне (если ребенок не может говорить, мы можем обратить внимание на его окружение и изучить ситуации, в которые он попадал, чтобы выявить причины подобного явления), но и внутренне (возможны нарушения определенных центов речи в мозге ребенка).

Психологи не врачи, но они должны знать симптомы и механизм подобных проблем, чтобы иметь возможность вовремя отправить клиента к нужному специалисту.

  1. Предмет анатомии ЦНС – это структурная организация центральной нервной системы.
  2. Анатомия ЦНС для психологов - в помощь студенту
  3. Анатомия ЦНС тесно связана с другими учебными дисциплинами, например, физиологией ЦНС, психофизиологией, нейрофизиологией, дифференциальной психофизиологией, психогенетикой, нейропсихологией, психофармакологией и др.
  4. Методы изучения функций центральной нервной системы:
  • метод наблюдения;
  • метод экстирпации (удаления органа или его части с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей);
  • метод поперечных перерезок (перерезают центральную нервную систему на различных уровнях);
  • метод раздражения (раздражение рецепторов или зоны центральной нервной системы для определения местоположения возбуждения и наблюдения за ответной реакцией);
  • метод условных рефлексов (методика выработки и изучения временных связей; включает методические приемы — экстирпацию и раздражение различных участков коры, регистрацию электрических явлений в коре, клинические наблюдения над больными с различными корковыми заболеваниями и т. д.).

Так же в анатомии применяются следующие методы:

    • Вскрытия, распила (метод распиливания замороженных тел — разработан Н. И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела);
    • Инъекции (инъекционный метод — заключается в введении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др. Широко применяется для исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, легких и др.);
    • Коррозионный (метод коррозии — применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований);
  • Микроскопический метод — используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение. — рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография, лимфография, рентгенокимография и др.) — позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни; — соматоскопический (визуальный осмотр) метод изучения тела человека и его частей — используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления позвоночника, конституции тела и др.; — антропометрический метод — изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др.; — эндоскопический метод — дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов, мочеполовой аппарат.

Основные анатомические термины.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Бюджет, доходы - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

На этих терминах строится описание многих лекций и статей. Их нужно хорошо знать, чтобы определять положение разных органов в теле и уметь объясняться по данной тематике. Знание терминологии необходимо не только студентам-медикам, но и студентам-психологам, ведь они будут встречаться вам в анатомии ЦНС, психофизиологии, нейропсихологии, психогенетике и др.

Анатомия ЦНС для психологов - в помощь студенту

Примеры высказываний с анатомической терминологией:

  • Дорсальная поверхность моста образует верхнюю часть ромбовидной ямки.
  • Рострально спинной мозг переходит в продолговатый мозг, верхняя граница лежит на уровне верхнего края I шейного позвонка, каудально — на уровне II поясничного позвонка.
  • Анатомия ЦНС для психологов - в помощь студенту
  • Термины, описывающие положение относительно центра масс и продольной оси тела.
  • Абаксиальный (антоним: адаксиальный) — располагающийся дальше от оси.
  • Апикальный (антоним: базальный) — располагающийся у вершины.
  • Базальный — располагающийся у основания.
  • Дистальный (антоним: проксимальный) — дальний.
  • Проксимальный — ближний.
  • Латеральный (антоним: медиальный) — боковой, в сторону.
  • Медиальный — серединный, ближе к центру.
  1. Термины, описывающие положение относительно основных частей тела.
  2. Аборальный (антоним: адоральный) — располагающийся на противоположном рту полюсе тела.
  3. Ростральный (адоральный, оральный)  – носовой, ближе к голове или переднему концу тела, располагающийся вблизи рта.
  4. Вентральный (антоним: дорсальный) — брюшной, к животу.
  5. Дорсальный — спинной, к спине.
  6. Каудальный (антоним: краниальный) — хвостовой, располагающийся ближе к хвосту (у животных) или к заднему концу тела.
  7. Краниальный — головной, располагающийся ближе к голове или к переднему концу тела.
  8. Основные плоскости и разрезы:
  9. Анатомия ЦНС для психологов - в помощь студенту

Сагиттальный (вертикальный) — разрез, идущий в плоскости двусторонней симметрии тела. Разделяет тело на левую и правую части.

Парасагиттальный (горизонтальный) — разрез, идущий параллельно плоскости двусторонней симметрии тела. Разделяет тело на кранильную и каудальную части.

Фронтальный — разрез, идущий вдоль передне-задней оси тела перпендикулярно сагиттальному. Разделяет тело на дорсальную и вентральную части.

Анатомия ЦНС для психологов - в помощь студенту

Аксиальный (трансверзальный) – разрез, идущий в поперечной плоскости тела

Гомолатеральный, реже ипсилатеральный т.е. расположенный на той же стороне.

  • Контрлатеральный — расположенный на противоположной стороне.
  • Билатерально — расположение по обе стороны.
  • Верхний – соответствует понятию краниальный.
  • Нижний — понятию каудальный.
  • Передний – соответствует понятию вентральный.
  • Задний – дорсальный.
  • Анатомия ЦНС для психологов - в помощь студенту
  • Висцеральный (viscerus —внутренность) обозначают принадлежность и близкое расположение с каким-либо органом.
  • Париетальный (paries — стенка) значит имеющий отношение к какой-либо стенке.

Источник: https://impsi.ru/anatomy-of-the-cns/anatomiya-tsns-dlya-psihologov-anatomicheskaya-terminologiya/

Поиск материала «Физиология центральной нервной системы для психологов, Щербатых Ю.В., Туровский Я.А., 2007» для чтения, скачивания и покупки

  1. Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Физиология центральной

    СПб.: Питер, 2007г. ,208с. Учебное пособие предназначено для изучения студентами-психологами курса «Физиология центральной нервной системы». В нем описываются основные физиологические процессы…

    www.studmed.ru

  2. Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Анатомия центральной

    Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Анатомия центральной нервной системы для психологов.

    Курс «Анатомия центральной нервной системы» предназначен для создания у студентов необходимой основы последующего изучения психологии.

    infopedia.su

  3. Скачать Анатомия центральной нервной системы для

    …центральной нервной системы для психологов, Ю. В. Щербатых, Я. А. Туровский.

    Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться и выглядеть в любом из этих…

    knigopedia.ru

  4. Щербатых, Туровский: Анатомия центральной нервной

    Учебное пособие предназначено для изучения студентами-психологами курса «Анатомия центральной нервной системы». В нем на микро- и макроуровне описываются все основные морфологические структуры, составляющие центральную нервную систему — материальную…

    krutobook.site

  5. Анатомия ЦНС для психологов Ю. В. Щербатых

    Скачать через: 20 сек. Скачать / Download.

    freedocs.xyz

  6. Физиология центральной нервной системы для психологов

    Щербатых Ю.В., Туровский Я.А.

    Питер, 2007г. ,206с.Учебное пособие предназначено для изучения студентами-психологами курса «Физиология центральной нервной системы».

    Большое внимание в книге уделяется принципам работы нервной системы — материальной…

    b-ok.cc

  7. Работа по теме: АНАТОМИЯ ЦНС Щербатых. Глава: Глава 1. ВУЗ…

    Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Анатомия центральной нервной системы для психологов.

    Курс «Анатомия центральной нервной системы» предназначен для создания у студентов необходимой основы последующего изучения психологии.

    studfile.net

  8. Стена | ВКонтакте | ЦНС часть 2, спинной мозг часть 1

    1. Анатомия центральной нервной системы 2. Физиология центральной нервной системы.

    Часть 2 Показать полностью… 4. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем 5. История психологии 6. Психология девиантного поведения 7…

    vk.com

  9. Физиология центральной нервной системы для психологов

    Щербатых Ю.В., Туровский Я.А.

    Питер, 2007г. ,206с.Учебное пособие предназначено для изучения студентами-психологами курса «Физиология центральной нервной системы».

    Большое внимание в книге уделяется принципам работы нервной системы — материальной…

    ru.b-ok.cc

  10. Физиология центральной нервной системы для психологов

    Щербатых Ю.В., Туровский Я.А.

    Питер, 2007г. ,206с.Учебное пособие предназначено для изучения студентами-психологами курса «Физиология центральной нервной системы».

    Большое внимание в книге уделяется принципам работы нервной системы — материальной…

    b-ok.xyz

  11. Скачать Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. — Физиология

    Название: Физиология центральной нервной системы для психологов Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Издательство: Питер Год: 2007 Страниц: 208 ISBN: 978-5-91180-444-2 Формат: DJVU Размер: 6.8 Мб Язык: русский. Учебное пособие предназначено для изучения…

    www.razym.org

  12. Физиология центральной нервной системы для психологов

    Щербатых Ю.В., Туровский Я.А.

    Питер, 2007г. ,206с.Учебное пособие предназначено для изучения студентами-психологами курса «Физиология центральной нервной системы».

    Большое внимание в книге уделяется принципам работы нервной системы — материальной…

    ru.b-ok.xyz

  13. Физиология центральной нервной системы для психологов

    Щербатых Ю.В., Туровский Я.А.

    Питер, 2007г. ,206с.Учебное пособие предназначено для изучения студентами-психологами курса «Физиология центральной нервной системы».

    Большое внимание в книге уделяется принципам работы нервной системы — материальной…

    pl.b-ok.cc

  14. Физиология центральной нервной системы для психологов

    Учебное пособие предназначено для изучения студентами-психологами курса «Физиология центральной нервной системы». В нем описываются основные физиологические процессы, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека и во многом определяют…

    www.med24info.com

  15. Щербатых Ю. В. — Анатомия центральной нервной системы для

    Главная » 2018 » Октябрь » 6 » Щербатых Ю. В. — Анатомия центральной нервной системы для психологов (2010) PDF.

    В нем на микро- и макроуровне описываются все основные морфологические структуры, составляющие центральную нервную систему — материальную…

    bookshelf.ucoz.ua

  16. Физиология центральной нервной системы для психологов

    Щербатых Ю.В., Туровский Я.А.

    Питер, 2007г. ,206с.Учебное пособие предназначено для изучения студентами-психологами курса «Физиология центральной нервной системы».

    Большое внимание в книге уделяется принципам работы нервной системы — материальной…

    zh.b-ok2.org

  17. «Физиология центральной нервной системы» — Олегович…

    «Физиология центральной нервной системы» (Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология»), 20 авторских листов, 13 глав, словарь важнейших терминов, приложения (информация о лауреатах Нобелевской премии по…

    ekniga.org

  18. Физиология центральной нервной системы (fb2) | КулЛиб…

    Физиология центральной нервной системы читать онлайн. Недоспасов Вадим Олегович.

    «Физиология центральной нервной системы» (Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология»), 20 авторских листов, 13 глав…

    coollib.com

  19. Щербатых, Туровский: Анатомия центральной нервнойАнатомия ЦНС для психологов - в помощь студенту

    Учебное пособие предназначено для изучения студентами-психологами курса «Анатомия центральной нервной системы».

    книги «Анатомия центральной нервной системы для психологов» (авторы Щербатых Юрий Викторович, Туровский Ярослав Александрович).

    www.labirint.ru

  20. Щербатых, Юрий Викторович — Анатомия центральной нервной

    Анатомия центральной нервной системы для психологов / Ю. В. Щербатых, Я. А. Туровский. — Москва [и др.] : Питер, 2007. — 123 с. : ил., табл.; 21 см. — (Учебное пособие) (Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы).

    search.rsl.ru

  21. Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Физиология центральной

    СПб.: Питер, 2007г. ,206с. Учебное пособие предназначено для изучения студентами-психологами курса «Физиология центральной нервной системы». В нем описываются основные физиологические процессы…

    www.studmed.ru

  22. Я. А. Анатомия центральной нервной системы для психологов

    Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Анатомия центральной

    Курс «Анатомия центральной нервной системы» предназначен для создания у студентов необходимой основы

    В результате его освоения будущие психологи должны четко уяснить неразрывную взаимосвязь…

    stomfaq.ru

  23. # Физиология центральной нервной системы для психологов

    Учебное пособие предназначено для изучения студентами-психологами курса «Физиология центральной нервной системы».В нем описываются основные физиологические процессы, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека и во многом определяют…

    www.kodges.ru

  24. Щербатых Ю.В., Туровский А.Я. Физиология центральной

    Щербатых Ю.В., Туровский А.Я. Анатомия центральной нервной системы для психологов. СПб.

    Незаменим для заочников. Высокий уровень знаний сочетается с доступным изложением материала. Щербатых Ю.В., Туровский А.Я. Физиология центральной нервной системы…

    www.no-stress.ru

  25. Физиология центральной нервной системы для психологов

    Авторы: Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Издательство: Питер. Год издания: 2007. Аннотация: Учебное пособие предназначено для изучения студентами-психологами курса «Физиология центральной нервной системы». В нем описываются основные физиологические процессы…

    library.icdc.ru

  26. «Анатомия центральной нервной системы для психологов…»Анатомия ЦНС для психологов - в помощь студенту

    Интересные рецензии пользователей на книгу Анатомия центральной нервной системы для психологов Щербатых, Туровский: Приекрасная книга!Рекомендую всем психологам,чудесное и доступное изложение,картинки!Я по нему сдала на 5 не только анатомию ЦНС,но…

    www.labirint.ru

  27. Иллюстрация 1 из 3 для Анатомия центральной нервнойАнатомия ЦНС для психологов - в помощь студенту

    Первая иллюстрация к книге Анатомия центральной нервной системы для психологов — Щербатых, Туровский.

    www.labirint.ru

  28. Физиология центральной нервной системы для психологов

    Щербатых, Юрий Викторович. Физиология центральной нервной системы для психологов [Текст] / Ю. В. Щербатых, Я. А. Туровский. — СПб. : Питер, 2007. — 208 с. : ил. — (Учебное пособие) (Издательская программа «300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия…

    spblib.ru

  29. Анатомия центральной нервной системы для психологов

    Читать бесплатно книгу Анатомия центральной нервной системы для психологов (Щербатых Ю. В.,Туровский Я. А.) и другие произведения в разделе Каталог. Доступны электронные, печатные и аудиокниги, музыкальные произведения, фильмы. На сайте вы можете найти…

    spblib.ru

  30. Где можно скачать книгу Щербатых Ю. В. , Туровский

    В. , Туровский А. Я. Анатомия центральной нервной системы для психологов 2007 г.

    Скачать мед. литературу [ссылка появится после проверки модератором].

    sprashivalka.com

  31. Физиология центральной нервной системы для психологов

    Щербатых, Юрий Викторович. Физиология центральной нервной системы для психологов [Текст] : [учебное пособие для вузов] / Ю. В. Щербатых, Я. А. Туровский. — Санкт-Петербург : Питер, 2007. — 208 с. : ил. — (Учебное пособие) (Издательская программа «300 лучших учебников…

    spblib.ru

  32. Физиология центральной нервной системы для психологов

    Щербатых, Юрий Викторович. Физиология центральной нервной системы для психологов [Текст] : [учебное пособие для вузов] / Ю. В. Щербатых, Я. А. Туровский. — Санкт-Петербург : Питер, 2007. — 208 с. : ил. — (Учебное пособие) (Издательская программа «300 лучших учебников…

    spblib.ru

На данной странице Вы можете найти лучшие результаты поиска для чтения, скачивания и покупки на интернет сайтах материалов, документов, бумажных и электронных книг и файлов похожих на материал «Физиология центральной нервной системы для психологов, Щербатых Ю.В., Туровский Я.А., 2007»

Для формирования результатов поиска документов использован сервис Яндекс.XML.

Нашлось 22 млн ответов. Показаны первые 32 результата(ов).

Дата генерации страницы: воскресенье, 15 марта 2020 г., 0:21:29 GMT

Источник: https://nashol.biz/searchdoc/78996

Анатомия ЦНС для психологов

Нервная система человека состоит из возбудимой специфической ткани, называемой нервной. Нервная ткань представлена двумя отделами:

  • центральным,
  • периферическим.

Центральная нервная система защищается костными образованиями скелета:

  • черепной коробкой, в которой располагается головной мозг;
  • позвоночником, в спинномозговом канале которого располагается спинной мозг.

Периферическую нервную систему составляют нервы и нервные узлы.

Выделяют две части периферической нервной системы:

  • соматическую;
  • вегетативную.

Определение 1

Часть нервной системы, регулирующая работу мышц скелета, называется соматической.

С помощью соматической нервной системы человек управляет движениями, произвольно вызывает или прекращает их.

Определение 2

Часть нервной системы, которая регулирует функционирование внутренних органов, называется вегетативной.

Работа вегетативной нервной системы не подчинена воле человека.

Для обозначения взаимного расположения основных структур нервной системы анатомами используются специфические термины:

Анатомия ЦНС для психологов - в помощь студенту

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • плоскость, которая проходит вдоль середины тела и делит его на правую и левую половину, называется сагиттальной;
  • структуры, которые расположены на спинной части тела, называются дорсальными;
  • структуры, расположенные на брюшной стороне тела человека, называются вентральными;
  • структуры, которые лежат по центру тела вблизи от сагиттальной плоскости, называются медиальными;
  • лежащие сбоку от сагиттальной плоскости структуры, носят название латеральных.
  • самые верхние точки нервных структур называются апикальными;
  • точки, лежащие в основании структуры нервной системы – базальными;
  • направление в сторону нижней части тела называется каудальным;
  • направление в сторону головной части — ростральным.

Нервная ткань

Формирование нервной системы человека начинается с образования нервной пластины, представляющей собой полоску эмбриональной утолщенной эктодермы, расположенную над хордой. Нервная пластинка прогибается, а ее края при этом смыкаются, в результате чего образуется нервная трубка, которая отщипляется от эктодермы, погружаясь под нее.

В самом начале формирования стенки нервных трубок состоят из слоя клеток нейроэпителия. В процессе деления клеток стенки нервных трубок утолщаются. Слой клеток, которые принадлежат к центральному каналу, носит название эпендимного. Именно эти клетки дают начало всем клеткам нашей нервной системы. Зачатковая клетка в свою очередь делится на две дочерних. При этом одна становится нейробластом.

Нейробласты изменяются и превращаются в нейроны — зрелые нервные клетки. Другая дочерняя клетка образует длинные радиальные отростки — спонгиобласты. Спонгиобласты играют важную роль в формировании нервных тканей, так как по их отросткам мигрируют изменяющиеся нервные клетки. Почти все клетки нервной ткани имеют общее происхождение и трансформируются в два типа клеток: нейроны и нейроглию.

Нейроны

Определение 3

Нейроны — возбудимые клетки нервной системы. Они способны к возбуждению и проведению возбуждения. Нейроны в течение жизни не делятся.

В нейроне выделяют сому (тело) и отростки. Сома, в свою очередь, имеет ядро и клеточные органоиды. Основная функция сомы заключается в осуществлении метаболизма клетки.
Количество отростков у нейронов разное, но все они делятся на два основных типа:

  • дендриты — короткие, ветвящиеся сильно отростки, функцией которых является сбор информации от других нейронов.
  • аксоны, которых в каждом нейроне по одному и их функция заключается в проведении нервного импульса к терминалям аксонным.

Типы нейронов

Все нейроны делятся на несколько типов:

  • униполярные клетки;
  • биполярные клетки;
  • мультиполярные клетки.

Униполярные клетки принадлежат к болевой, температурной, тактильной модальностям и расположены в сенсорных узлах: спинальном, тройничном и каменистом.

Биполярные клетки имеют всего один аксон и один дендрит, они формируют зрительную систему, характерны для слуховой и обонятельной сенсорных систем.

Мультиполярные клетки обладают одним аксоном и множеством дендритов. К данному типу нейронов принадлежит большая часть нейронов ЦНС.

Развитие нервной системы в онтогенезе

Определение 4

Онтогенез — индивидуальное развитие организма.

Онтогенез делится на два важных периода:

  • пренатальный или внутриутробный;
  • постнатальный, который начинается после рождения.

Пренатальный период подразделяется на три основных периода:

  • начальный, который охватывает первую неделю развития;
  • зародышевый, длящийся от начала второй недели до окончания восьмой недели, т.е. от имплантации до полного завершения закладки всех органов;
  • плодный, начинающийся с девятой недели и до рождения и сопровождающийся усиленным ростом организма.

Постнатальный онтогенез человеческой нервной системы начинается с рождением ребенка. Головной мозг новорожденного весит от $300$ до $400$ грамм. После рождения прекращается образование новых нейронов из нейробластов, нейроны не делятся.

Но уже к $8$-му месяцу жизни вес мозга практически удваивается, а к $4-5$ году жизни утраивается. Масса мозга растет за счет миелинизации и увеличения количества отростков. Максимальной массы мозг мужчин достигает к $20-29$ годам, а у женщин уже к возрасту $15-19$ лет.

После прохождения пятидесятилетнего рубежа мозг уплощается и вес его снижается примерно на $100$ грамм.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/anatomiya_cns_dlya_psihologov/

Анатомия центральной нервной системы

Анатомия центральной нервной системы является обязательным предметом в ряду естественнонаучных дисциплин, обеспечивающих базовую систему знаний, необходимую для овладения высшим профессиональным образованием по специальности «Психология».

Курс «Анатомия центральной нервной системы» предназначен для создания у студентов необходимой основы последующего изучения психологии.

В результате его освоения будущие психологи должны четко уяснить неразрывную взаимосвязь структуры и функции, а также иметь представление о морфологических основах психики человека.

Основная задача курса «Анатомия центральной нервной системы» — это формирование представлений об общих принципах и особенностях структурной организации центральной нервной системы человека, функциональным проявлением которой являются все формы его психической деятельности.

Автором использован интегративный подход к разработке содержания курса, позволивший комплексно рассмотреть вопросы общей анатомии, развития и строения органов центральной нервной системы (головного и спинного мозга), а также анатомических образований периферической нервной системы, включая общие принципы и особенности структурной организации вегетативной нервной системы.

При изучении интегративных систем мозга особое внимание уделяется вопросам построения сенсорных и пирамидных проводящих путей, а также морфо-функциональным особенностям экстрапирамидной и лимбической систем, рассматривается их роль в формировании психики человека.

Учебный курс предусматривает изучение анатомии черепных нервов и структурно-функциональной организации органов чувств, обеспечивающих дистантное взаимодействие с окружающей средой. В нем также рассмотрены вопросы кровоснабжения головного и спинного мозга, строения мозговых оболочек и ликворной системы в целом.

Автор стремился к тому, чтобы учебный курс сочетал в себе описание строения нервной системы человека и понятное изложение общих и индивидуальных психофизиологических особенностей ее функционирования, что очень важно для будущих психологов.

Соответствие программы требованиям ГОС.

Учебный курс «Анатомия центральной нервной системы» относится к числу фундаментальных дисциплин, направленных на формирование материалистических представлений о человеческом организме, о его морфо-функциональной целостности, а также биосоциальной сущности.

Лежащая в основе учебного курса идея нервизма позволяет сформировать у студентов-психологов современное представление о нервной системе как о важнейшей управляющей интегративной системе, имеющей у человека наиболее сложное анатомическое строение.

Учебный курс позволит студентам-психологам получить необходимые сведения об иерархической структуре нервной системы, отвечающей задачам не только управления жизнедеятельностью организма и координации его функций, но и осуществления разносторонних связей его с внешним миром, накопления и использования новой информации, реализации адаптационных возможностей и регуляции поведения в целом.

В результате изучения дисциплины студенты будут знать о:

  • процессах филогенеза и онтогенеза центральной нервной системы человека на основе эволюционного подхода;
  • современных методах изучения анатомии нервной системы;
  • микроструктурной организации нервной ткани и строении нервных клеток;
  • анатомическое строение и развитие головного и спинного мозга;
  • строение и топографию серого и белого вещества; функциональное значение нервных центров;
  • морфо-функциональной организации стрио-паллидарной, лимбической, активационной систем мозга, обеспечивающих жизнедеятельность и адаптационные возможности психической деятельности, а также регуляции поведения в целом;
  • строении и функциях проводящих путей, их роли в управлении поведением человека;
  • строении и областях иннервации черепных нервов;
  • особенностях структурной организации соматической и вегетативной частей периферической нервной системы;
  • анатомии и функциональных особенностях органов чувств.

В результате изучения дисциплины студенты будут уметь:

  • находить на анатомических моделях и изображениях анатомических препаратов детали строения спинного и головного мозга;
  • определять на таблицах и изображениях анатомических препаратов топографию черепных, спинномозговых и вегетативных нервов, их сплетений, нервных узлов;
  • находить на анатомических моделях и изображениях анатомических препаратов детали строения органов чувств.

Содержание курса

Тема 1. Введение в анатомию нервной системы

Роль нервной системы в жизнедеятельности человека. Анатомия нервной системы как раздел анатомии человека. Значение анатомии нервной системы для психологической практики. Уровни структурной организации организма: клетка, ткань, орган, система органов, аппарат. Методы изучения анатомии нервной системы. Составные разделы анатомии нервной системы.

Тема 2. Нейрон. Нервная ткань

Нейронная теория строения нервной системы. Морфологические типы нейронов, их анатомо-функциональные особенности, классификация и локализация в нервной системе. Нейрон как элементарная структурно-функциональная единица нервной ткани. Понятие об интегративной структурно-функциональной единице нервной ткани: нейронные ансамбли (модули) и локальные нейронные сети.

Строение нейроцита. Нейрофибриллы, их функциональное значение. Дендриты и аксоны, направленность проведения нервного импульса в нейроне. Структурная организация синапсов, классификация синапсов. Строение разных типов нервных волокон (миелиновых и безмиелиновых). Виды нервных окончаний, их классификация.

Строение нервной ткани. Дифференцировка и созревание нейронов. Структурно-функциональные особенности и созревание макро- и микроглии. Регенерация и пластичность нервной ткани.

Тема 3. Развитие нервной системы

Развитие нервной системы в фило- и онтогенезе. Нервная трубка как производное эктодермы.

Локализация в нервной трубке двигательных (базальная пластинка), ассоциативных (крыльная пластинка) и чувствительных нейронов (ганглионарная пластинка). Сегментарная закладка компонентов нервной системы; характеристика невромера.

Особенности нервной системы плода. Критические периоды в развитии нервной системы. Развитие нервной системы в постнатальный период онтогенеза.

Тема 4. Анатомия спинного мозга

Разделение нервной системы на центральную (спинной и головной мозг) и периферическую (нервы, нервные сплетения, нервные узлы); соматическую (анимальная) и вегетативную (автономная) части. Нейронный состав рефлекторных дуг. Виды рецепции: экстероцепция, интероцепция и проприоцепция. Понятие о нервном центре. Нервные центры ядерного и экранного (коркового) типов.

Анатомия спинного мозга. Белое и серое вещество: топография, строение и функциональная характеристика. Сегменты спинного мозга и сегментарные рефлексы. Проводящие пути в спинном мозге: локализация и функции.

Тема 5. Спинномозговые нервы. Вегетативная нервная система

Спинномозговой нерв; передние и задние корешки спинномозговых нервов; спинномозговые узлы и их строение. Ветви спинномозговых нервов, состав нервных волокон; области иннервации. Формирование соматических нервных сплетений, их функции. Шейное, плечевое и пояснично-крестцовое сплетения. Иннервация опорно-двигательного аппарата и покровов тела.

Симпатическая и парасимпатическая части вегетативной нервной системы. Особенности рефлекторной дуги в вегетативной нервной системе. Вегетативные узлы (ганглии), пре- и постганглионарные нервные волокна.

Центры симпатической нервной системы в спинном мозгу. Симпатический ствол, его отделы и ветви. Центры парасимпатической нервной системы в головном и спинном мозгу.

Вегетативные (висцеральные) сплетения, их функции.

Тема 6. Анатомия головного мозга. Ствол мозга и мозжечок

Развитие головного мозга: стадия трех мозговых пузырей (передний мозг, средний мозг, ромбовидный мозг). Стадия пяти мозговых пузырей (конечный мозг, промежуточный мозг, средний мозг, задний мозг, продолговатый мозг). Отделы головного мозга. Топография серого и белого вещества в головном мозгу.

Ствол мозга. Сходство и различие в строении со спинным мозгом. Отделы ствола мозга и их строение. Желудочки мозга.

Продолговатый мозг: расположение, строение, связи с другими отделами центральной нервной системы. Сосудодвигательный и дыхательный центры. Мост: расположение, строение, роль в осуществлении связей между полушариями головного мозга и мозжечком.

Средний мозг: расположение, отделы (крыша, покрышка, базис), топография серого и белого вещества, связи с другими отделами центральной нервной системы. Подкорковые центры зрения и слуха в крыше среднего мозга. Локализация и функциональное значение красного ядра и черной субстанции.

Ретикулярная формация ствола мозга и ее функциональное значение. Мозжечок: строение, связи с другими отделами центральной нервной системы; функции мозжечка.

Тема 7. Черепные нервы

Черепные нервы. Особенности строения черепных нервов, их сходство и различие со спинномозговыми нервами, области иннервации и функциональная характеристика. I, II и VIII пары черепных нервов, особенности их строения и связи с органами чувств.

III, IV и VI пары черепных нервов, иннервирующих глазодвигательные мышцы. V пара – тройничный нерв, его ветви, области иннервации. VII пара – лицевой нерв; иннервация мимических мышц. X пара – блуждающий нерв; области иннервации.

IX, XI и XII пары черепных нервов, области иннервации.

Тема 8. Промежуточный мозг

Промежуточный мозг. Отделы (таламус, эпиталамус, метаталамус, гипоталамус, субталамус), особенности их развития и строения, основные группы ядер, связи с другими отделами центральной нервной системы. Функции промежуточного мозга. Шишковидная железа и ее роль в развитии и старении организма.

Гипоталамус как высший подкорковый центр регуляции вегетативных функций и формирования эмоций. Локализация питьевого, пищевого и полового центров и центров биоритмальной активности организма в ядрах гипоталамуса.

Гипофиз, его передняя и задняя доли; роль гипофиза в управлении эндокринной системой организма.

Тема 9. Большой мозг

Конечный мозг. Отделы, особенности развития в связи с формированием высших психических функций и сознательной деятельности человека. Топография серого и белого вещества в конечном мозге. Полушария головного мозга (большой мозг): серое и белое вещество полушарий, доли, борозды и извилины. Мозолистое тело, передняя спайка, свод. Кора большого мозга.

Понятие о цито-, фибро- и миелоархитектонике коры. Модульная организация коры большого мозга. Локализация центров анализаторов в коре полушарий головного мозга. Речевые центры и центры, участвующие в организации сложных психических функций (восприятия, внимания, психо-эмоционального поведения). Роль лобных долей большого мозга в регуляции поведения человека.

Латерализация функций в полушариях мозга человека.

Базальные ядра большого мозга. Хвостатое ядро и чечевицеобразное ядро: локализация, строение, связи с другими отделами центральной нервной системы. Стрио-паллидарная система, ее роль в регуляции движений.

Базальная часть большого мозга. Миндалевидное тело, ограда и связанные с ними структуры: локализация, строение, связи с другими отделами центральной нервной системы. Лимбическая система как комплекс образований конечного, промежуточного и среднего мозга. Основные структурные компоненты, роль в мотивации поведения, механизмах памяти и обучения.

Тема 10. Проводящие пути центральной нервной системы

Проводящие пути головного и спинного мозга. Ассоциативные, комиссуральные и проекционные волокна. Афферентные (восходящие пути): экстероцептивные пути (пути болевой и температурной чувствительности, пути тактильной чувствительности); проприоцептивные пути (мышечно-суставное чувство, чувство давления и веса).

Эфферентные (нисходящие) двигательные пути. Пирамидная система и ее роль в регуляции сознательных движений; локализация ее центров в предцентральной извилине и парацентральной дольке. Передний корково-спинномозговой и боковой корково-спинномозговой пути.

Экстрапирамидная система и ее роль в координации движений; локализация ее центров в разных отделах головного мозга (ретикулярные ядра и нижние оливы продолговатого мозга, вестибулярные и ретикулярные ядра моста, мозжечок, красные ядра, верхние и нижние холмики крыши четверохолмия среднего мозга, базальные ядра конечного мозга).

Красноядерно-спинномозговой нервный путь как основной эфферентный путь экстрапирамидной системы.

Анатомические особенности центральной нервной системы ребенка. Возрастные этапы развития головного мозга человека.

Тема 11. Анатомия анализаторов

Кожная чувствительность. Рецепторы в коже; проводящие пути кожного анализатора; корковый центр анализатора общей чувствительности в области постцентральной извилины (соматосенсорная кора).

Проприоцептивная чувствительность. Рецепторы в мышцах и в связочно-суставном аппарате; проприоцептивные нервные пути мозжечкового и коркового направления; корковые центры проприоцептивной чувствительности (соматосенсорная и сенсомоторная кора).

Обонятельный анализатор. Локализация обонятельных рецепторов в области верхнего носового хода; пути проведения обонятельной чувствительности; центр в коре головного мозга в области парагиппокампальной извилины и крючка.

Вкусовой анализатор. Локализация рецепторов в сосочках языка; проводящие пути вкусовой чувствительности; центры в коре головного мозга в области покрышки, парагиппокампальной извилины и крючка.

Зрительный анализатор. Строение сетчатки. Подкорковые, корковые центры, проводящие пути зрительного анализатора; центр в коре головного мозга в области шпорной борозды.

Слуховой анализатор. Локализация слуховых рецепторов и механизм восприятия звуковых колебаний. Подкорковые центры, проводящие пути слухового анализатора; центры в коре головного мозга в области верхней височной извилины.

Анализатор равновесия. Локализация вестибулярных рецепторов и механизм восприятия вестибулярных раздражений. Подкорковые, корковые центры, проводящие пути анализатора равновесия.

If you are from UK and looking to learn about Adderall or to buy adderall online have a look at this website where you can order Adderall online from United Kingdom Анатомия ЦНС для психологов - в помощь студенту

Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/anatomiya-centralnoj-nervnoj-sistemy

MED24INfO

Учебное пособие предназначено для изучения студентами-психологами курса «Физиология центральной нервной системы».

В нем описываются основные физиологические процессы, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека и во многом определяют состояние его психики. Большое внимание в книге уделяется принципам работы нервной системы — материальной основы психики человека.

Книга снабжена многочисленными схемами и рисунками, которые значительно облегчают изучение предмета.

Пособие составлено на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначено для преподавателей и студентов факультетов психологии, в также Может быть полезно студентам биологических, педагогических, медицинских и физкультурных вузов, изучающих анатомию человека.

СОДЕРЖАНИЕ:

Книги и учебники по дисциплине «Психофизиология»

  • Спрингер С., Дейч Г.Левый мозг, правый, мозг. Асимметрия мозга.1983Книга американских авторов посвящена различным аспектам функциональной аснмметрнн правого и левого полушарий головного мозга человека и животных. Рассмотрены также половые различия в характере функциональных асим.- метрий, роль последних в возникновении нарушений высшей нервной деятельности, а также связь работы правого и левого полушарий с процессами мышления и эмоциями. Предназначена для физиологов, нейрофизиологов, психологов, психиатров» и врачей других специальностей.
  • Спивак Д. ЛИзмененные состояния сознания: психология и лингвистика.-СПб.: “Издательский Дом Ювента”; Филологический ф-т СПбГУ. — 296 с..2000В монографии представлен современный этап разработки измененных состояний сознания — новой, динамично развивающейся области междисциплинарных исследований на стыке ряда наук о человеке, от философии и лингвистики до психологии и психофизиологии. Обзор обширной отечественной и зарубежной литературы, посвященной данной теме, включает в себя наиболее распространенные классификации измененных состояний сознания, ведущие концепции их природы, этиологии и динамики, а также наиболее перспективные направления разработки. Этот нормативный материал пересмотрен и уточнен по данным проведенного и обработанного на современном уровне массового обследования изменений языкового сознания в высокогорных и полярных условиях, под действием психоактивных препаратов и суггестии, применяемой в психотерапевтической праетгике. Книга предназначена для психологов, лингвистов, широкого круга теоретиков и практиков, занимающихся проблемой множественности состояний сознания человека.

Источник: http://www.med24info.com/books/fiziologiya-centralnoy-nervnoy-sistemy-dlya-psihologov/

Анатомия ЦНС для психологов

Здравствуйте, дорогие читатели нашего образовательного портала! Эксперты сайта приветствуют на информационно-образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие и интересующие Вас вопросы.

Вы заглянули на наш сайт с задачей выяснить, что такое анатомия ЦНС для психологов? Аргументируйте ваше мнение.

 
Стоит заметить в первую очередь, что на этом уроке оперирующими понятиям будут: ПСИХОЛОГИЯ, НАУКА, ПСИХОЛОГ, АНАТОМИЯ.  
 

Для начала давайте рассмотрим основные понятия, которые буду оперирующими на сегодняшнем занятии. ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, а также развития и функционирования психики человека и группы людей.

ПСИХОЛОГ – это это специалист, который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений индивида (личности) в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, а также поддержки и сопровождения.

 

АНАТОМИЯ – это раздел биологии и конкретно морфологии, изучающий строение тела организмов и их частей на уровне выше клеточного. Анатомия как наука (собственно предмет анатомии) изучает не только внешнее строение организма в целом, но и внутреннюю форму и структуру органов, входящих в его состав.

 

А теперь давайте разбираться вместе, что такое анатомия ЦНС для психологов? На что она влияет? Стоит отметить, что нервная система человека состоит из возбудимой специфической ткани, называемой нервной. Нервная ткань представлена двумя отделами:

  1. центральным
  2. периферическим.

 
Добавим, что формирование нервной системы человека начинается с образования нервной пластины, представляющей собой полоску эмбриональной утолщенной эктодермы, расположенную над хордой. Нервная пластинка прогибается, а ее края при этом смыкаются, в результате чего образуется нервная трубка, погружаясь под нее.
 

А какие же существуют виды нейронов? Типы нейронов все нейроны делятся на несколько типов:

— униполярные клетки;
— биполярные клетки;
— мультиполярные клетки.
 

Таким образом можно сделать выводы, что анатомия для психологов играет важную роль как в распознании каких-то биологических заболеваний клиента, так и в психологическом аспекте.

Рассчитываю, что это занятие прошло для Вас информативно и с пользой, и Вы узнали для себя что-то новое.

Если же что-то осталось непонятным или сложным для восприятия из этой темы, Вы всегда можете задать свой вопрос у нас на сайте.

Желаем успехов!

Источник: http://ru.solverbook.com/question/anatomiya-cns-dlya-psixologov/

Введение в анатомию ЦНС

Второе высшее образование «психология» в формате MBAпредмет: Анатомия и эволюция нервной системы человека.Методичка «Анатомия центральной нервной системы»1.1. История анатомии ЦНС1.2. Методы исследования в анатомии1.3.

Анатомическая терминологияАнатомия человека — наука, изучающая строение человеческого организма и закономерности развития этого строения.

Современная анатомия, являясь частью морфологии, не только исследует строение, но и старается объяснить принципы и закономерности формирования определенных структур. Анатомия центральной нервной системы (ЦНС) является частью анатомии человека.

Знание анатомии ЦНС необходимо для понимания связи психологических процессов с теми или иными морфологическими структурами как в норме, так и при патологии.

1.1. История анатомии ЦНС

Уже в первобытные времена существовало знание о расположении жизненно важных органов человека и животных, о чем свидетельствуют наскальные рисунки. В Древнем мире, особенно в Египте, в связи с мумификацией трупов, были описаны некоторые органы, но их функции представлялись не всегда правильно.

Большое влияние на развитие медицины и анатомии оказали ученые Древней Греции. Выдающимся представителем греческой медицины и анатомии был Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н. э.).

Он считал основой строения организма четыре «сока»: кровь (sanguis), слизь (phlegma), желчь (сhоlе) и черную желчь (тelaina сhоle). От преобладания одного из этих соков, по его мнению, зависят виды темперамента человека: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.

Так возникла «гуморальная» (жидкостная) теория строения организма. Подобная классификация, но, разумеется, уже с иным смысловым содержанием, сохранилась до наших дней.

В Древнем Риме наиболее яркими представителями медицины были Цельс и Гален. Авл Корнелий Целъс (I в. до н. э) — автор восьмитомного трактата «О медицине», в котором он собрал воедино известные ему знания по анатомии и практической медицине античного времени. Большой вклад в развитие анатомии сделал римский врач Гален (ок. 130-200 гг. н.

э), который первый ввел в науку метод вивисекции животных и написал классический трактат «О частях человеческого тела», в котором впервые дал анатомо-физиологическое описание целостного организма.

Гален считал человеческое тело состоящим из плотных и жиких частей, и свои научные выводы основывал на наблюдениях над больными людьми и на результатах вскрытия трупов животных. Он явился и основоположником экспериментальной медицины, проводя различные эксперименты на животных. Однако анатомические концепции этого ученого были не лишены недостатков.

Например, Гален большую часть своих научных изысканий проводил на свиньях, организм которых, хотя и близок к человеческому, все же имеет ряд существенных отличий от него.

В частности, Гален придавая большое значение открытой им «чудесной сети» (rete mirabile) — кровеносному сплетению у основания мозга, так как полагал, что именно там образуется «животный дух», управляющий движениями и ощущениями. Эта гипотеза просуществовала почти 17 веков, пока анатомы не доказали, что подобная сеть есть у свиней и быков, но отсутствует у человека.

В эпоху Средневековья вся наука в Европе, в том числе и анатомия, была подчинена христианской религии. Врачи того времени как правило ссылались на ученых античности, чей авторитет был подкреплен церковью. В это время в анатомии не было сделано существенных открытий.

Были запрещены препарирование трупов, вскрытия, изготовление скелетов и анатомических препаратов. Положителыгую роль в преемственности античной и европейской науки сыграл мусульманский Восток.

В частности, в Средние века у врачей пользовались популярностью книги Ибн Сипы (980-1037), известного в Европе как Авиценна, автора «Канона врачебной науки», содержащего важные анатомические сведения.

Анатомы эпохи Возрождения добились разрешения на проведение вскрытий. Благодаря этому были созданы анатомические театры для проведения публичных вскрытий. Зачинателем этого титанического труда явился Леонардо да Винчи, а основоположником анатомии как самостоятельной науки— Андрей Везалий (1514-1564).

Андрей Везалий изучал медицину в Сорбоннском университете и очень скоро осознал недостаточность существовавших тогда анатомических знаний для практической деятельности врача. Положение осложнялось запретом церкви на вскрытие трупов — единственный источник изучения человеческого тела в то время.

Везалий, несмотря на реальную опасность со стороны инквизиции, систематически изучал строение человека и создал первый действительно научный атлас человеческого тела. Для этого ему приходилось тайком выкапывать свежезахоронеиные трупы казненных преступников и на них проводить свои исследования.

При этом он разоблачил и устранил многочисленные ошибки Галена, чем заложил аналитический период в анатомии, в течение которого было сделано множество открытий описательного характера.

В своих трудах Везалий уделил основное внимание планомерному описанию всех органов человека, в результате чего ему удалось открыть и описать много новых анатомических фактов (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Рисунок вскрытого мозга из атласа Андрея Везалия (1543 г.):

За свою деятельность Андрей Везалий подвергся преследованию со стороны церкви, был отправлен на покаяние в Палестину, попал в кораблекрушение и умер на острове Занте в 1564 г.После работ А. Везалия анатомия стала развиваться более быстрыми темпами, кроме того, церковь уже не так жестко преследовала вскрытие трупов врачами и анатомами. В результате изучение анатомии стало неотъемлемой частью подготовки врачей во всех университетах Европы (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Рембрандт Харменс ван Рейн. Урок анатомии доктора Тульпа (конец XVII века):

Попытки связать анатомические структуры с психической деятельностью породили в конце XVIII века такую науку, как френология. Ее основатель, австрийский анатом Франц Галь, пытался доказать наличие жестко определенных связей между особенностью строения черепа и психическими особенностями людей. Однако спустя некоторое время объективные исследования показали необоснованность френологических утверждений (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Рисунок из атласа по френологии, изображающий «бугры скрытности, жадности и чревоугодия» на голове человека (1790 г.):

Следующие открытия в области анатомии ЦНС были связаны с совершенствованием микроскопической техники. Сначала Август фон Валлер предложил свой метод валлеровской дегенерации, позволяющий прослеживать пути нервных волокон в организме человека, а затем открытие новых способов окрашивания нервных структур Э. Гольджи и С. Рамон-и-Кахалом позволило выяснить, что помимо нейронов в нервной системе существует еще огромное количество вспомогательных клеток — нейроглий.Вспоминая историю анатомических исследований ЦНС, следует отметить, что такой выдающийся психолог, как Зигмунд Фрейд, начинал свою карьеру в медицине именно как невролог — т. е. исследователь анатомии нервной системы.В России развитие анатомии было тесно связано с концепцией нервизма, провозглашающей преимущественное значение нервной системы в регулировании физиологических функций. В середине XIX века киевский анатом В. Бец (1834-1894) открыл в V слое коры головного мозга гигантские пирамидные клетки (клетки Беца) и выявил различие в клеточном составе разных участков мозговой коры. Тем самым он положил начало учению о цитоархитектонике мозговой коры.Крупный вклад в анатомию головного и спинного мозга внес выдающийся невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев (1857-1927), который расширил учение о локализации функций в коре мозга, углубил рефлекторную теорию и создал анатомо-физиологическую базу для диагностики и понимания проявлений нервных болезней. Кроме того, В. М. Бехтерев открыл ряд мозговых центров и проводников.В настоящее время фокус анатомических исследований нервной системы из макромира переместился в микромир. Ныне наиболее значительные открытия совершаются в области микроскопии не только отдельных клеток и их органоидов, но и на уровне отдельных биомакромолекул.

1.2. Методы исследования в анатомии

Все анатомические методы можно условно разделить на макроскопические, которые изучают весь организм целиком, системы органов, отдельные органы или их части, и на микроскопические, объектом которых являются ткани и клетки организма человека и клеточные органеллы. В последнем случае анатомические методы смыкаются с методами таких наук, как гистология (наука о тканях) и цитология (наука о клетке) (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Основные группы методов исследования морфологии ЦНС:

В свою очередь, макроскопические и микроскопические исследования состоят из набора различных методических приемов, позволяющих изучать различные аспекты морфологических образований в нервной системе в целом, в отдельных участках нервной ткани или даже в отдельном нейроне. Соответственно, можно выделить набор макроскопических (рис. 1.5) и микроскопических (рис. 1.6) методов исследования морфологии ЦНС

Рис. 1.5. Макроскопические методы исследования нервной системы:

Рис. 1.6. Микроскопические методы исследования нервной системы:

Так как задачей анатомического исследования (с точки зрения психологии) является выявление связей анатомических структур с психическими процессами, то к методам исследования морфологии (структуры) ЦНС можно подключить несколько методов из арсенала физиологии (рис. 1.7).

Рис. 1.7. Общие методы для физиологии и анатомии ЦНС:

1.3. Анатомическая терминология

Для правильного представления о структурах головного и спинного мозга необходимо знать некоторые элементы анатомической номенклатуры.

Тело человека представлено в трех плоскостях, соответственно горизонтальной, сагиттальной и фронтальной.

Горизонтальная плоскость проходит, как следует из ее названия, параллельно горизонту, сагиттальная делит тело человека на две симметричные половины (правую и левую), фронтальная плоскость разделяет тело на переднюю и заднюю части.В горизонтальной плоскости выделяют две оси. Если объект находится ближе к спине, то о нем говорят, что он расположен дорсально, если ближе к животу — вентрально. Если объект расположен ближе к средней линии, к плоскости симметрии человека, то о нем говорят как о расположенном медиально, если дальше — то латерально.Во фронтальной плоскости также выделяют две оси: медио-латеральную и ростро-каудальную. Если объект расположен ближе к нижней части тела (у животных — к задней, или хвостовой), то о нем говорят как о каудальном, а если к верхней (ближе к голове) — то он расположен рострально.В сагиттальной плоскости человека также выделяют две оси; ростро-каудальную и дорсо-вентральную. Таким образом, взаиморасположение любых анатомических объектов можно охарактеризовать их взаиморасположением в трех плоскостях и осях.

Все лекции по предмету: Анатомия и эволюция нервной системы человека

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/247245.html

Ссылка на основную публикацию