Алкоголизм как форма девиантного поведения — в помощь студенту

Алкоголизм как форма девиантного поведения - в помощь студенту

Алкогольную зависимость можно считать болезнью, которая может появится у любого человека, вне зависимости от возраста. Зависеть это может и не от окружения, наследственности или особенности личности. На сегодняшний есть множество различных проблем связанных с алкогольной зависимостью например: Алкоголизм как девиантное поведение. К счастью есть клиники которые способны помочь с ними справится.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

С древних времен человеку знакомы различные опьяняющие напитки.

Они активно использовались во многих странах Европы. Примерно в XVIII веке началось массовое распитие спиртных напитков и в России. А уже в ХХ столетии ситуация усугубилась и превратилась в глобальную проблему человечества – алкоголизм.

Алкоголь быстро проник в жизнь и быт человека, стал неотъемлемой частью важных различных событий, например похоронных ритуалов, праздников, а после и средством ухода от личных проблем.

Сейчас такое положение обходится обществу недешево.

По статистике, более половины всех преступлений связанных с отягчающими обстоятельствами, связаны тем, что их совершили люди, находящиеся в состоянии сильного алкогольного опьянения. Около 50% распадающихся, когда-то благополучных, семей тоже связано с пьянством одного из супругов, а нередко и обоих. Сейчас алкоголизм рассматривается как сложное девиантное поведение.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Характеристики ядра - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Девиантное – это такое поведение человека, которое нарушает  различные социальные нормы.

Алкоголизм как форма девиантного поведения - в помощь студенту

Причины алкоголизма

Причины алкоголизма могут быть разными. Чаще всего причинами алкоголизма являются: Мониторинг разных аспектов распития спиртного и его негативных последствий очень непрост. Обычно рассматриваются несколько групп социологических критериев остро стоящей проблемы пьянства и большого ее распространения в государстве:

Стоит брать в расчет и еще несколько характеристик – это частота потребления, его продолжительность, связь с употреблением пищи.

Также немаловажны и такие критерии: Все перечисленные критерии и характеристики относятся к термину “модель алкогольного потребления”. Когда именно появился алкоголь, сказать сложно. Однако вполне можно предположить, что он не намного моложе самого человечества.

История борьбы с пьянством в России

Пьянство, конечно, было и остаётся серьёзной проблемой в России. В истории борьбы с пьянством известны случаи, когда правительство вводило «сухой закон». Такой закон существовал не только в России, но и в Англии, США, Финляндии. Но нигде не удалось добиться желаемого результата, так как наличие крепких напитков — это не главная причина процветания алкоголизма.

Алкоголизм как форма девиантного поведения - в помощь студенту

Формирование алкоголизма как девиантного поведения

У ребёнка формирование хронического алкоголизма происходит в 3–4 раза быстрее чем у взрослого.

Алкоголизм у человека развивается со временем и характеризуется физиологическими и психологическими изменениями, происходящими в истощающемся организме алкоголика.

Пристрастие человека к бутылке хорошо видно, его выдает суетливое поведение, например, тщательная подготовка к “обильному” застолью, неспокойное ожидание первой рюмки, веселое настроение, полнота положительных эмоций. Но чем больше становится стаж алкоголика, тем меньше ожидаемой эйфории от спиртного он получает.

На формирование и процветание алкоголизма оказывает ряд факторов: Когда алкоголик имеет диагноз какой-либо формы олигофрении, физическое либо психическое заболевание, имеющееся с рождения, то алкоголь действует как нечто компенсирующее эти дефекты. Поведение таких людей скоро проявляется как девиантное, его тянет на совершение различных «подвигов».

Для подростков алкоголь является средством для освобождения от комплексов.

Алкоголизм – это серьезное заболевание, которое начинается с «бытовухи», а заканчивается на больничной кровати.

В организме алкоголика происходят сложные процессы, он уже не представляет свою жизнь без этого зелья. Это становится неотъемлемой частью его жизни. Поэтому алкоголизм уже давно рассматривается как девиантное поведение.

Исправительная система в нашей стране не помогает человеку исправиться, наоборот, в какой-то степени вредит ему. В местах лишения свободы формирование девиантного поведения усиливается и ускоряется.

Алкоголизм как форма девиантного поведения - в помощь студенту

Детский алкоголизм

Детский алкоголизм остро стоит как проблема во многих странах, потому его необходимо искоренять.

Более половины подростков начинают пробовать алкоголь очень рано. Что ими движет в этом случае?

А то, что они хотят быть принятыми в компании, большое желание срочно повзрослеть. Поэтому выпивают для настроения и чтобы сбросить комплексы. Отсюда и берет свое начало девиантное поведение.

Мониторинг, проведённый среди школьников, показал, что главный толчок к приобщению к спиртному и началу формирования девиантного поведения дали имеющиеся в семье традиции и обычаи.

Почти 60% юношей и 73% девушек первый раз попробовали спиртное дома во время семейных праздников. К тому же даже те семьи, которые употребляют алкоголь умеренно, расплачиваются умственной или физической ограниченностью своих детей, а далее и внуков.

Если вы заметили неладное, никогда не ругайте за это ребенка и не давите на него, потому как вы только усилите стресс и нарушите детскую психику.

Профилактика алкоголизма детей

В школе такую профилактику необходимо вводить с начальных классов, потому как именно в этом возрасте начинают вырабатываться установки в отношении спиртного.

С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был освоен в XVI в.

Коренные перемены произошли после того, как был открыт промышленный способ получения этилового спирта. Именно это открытие сделало возможным массовое потребление алкоголя, и в XVIII в. пьянство приобрело широкий размах в таких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др.

Примерно в это же время в России быстро входит в употребление водка.

Можно сказать, что XIX в. породил, а XX в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой цивилизации — проблему алкоголизма.

Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем.

Однако эта социокультурная ситуация дорого обходится обществу.

Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением.

Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством.

Также выборочные обследования показали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляется 99% мужчин и 97% женщин.

Чаще всего мотивом пьянства является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские, семейные неурядицы, неприятности на работе.

Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий представляет большую сложность.

По каким критериям можно судить об алкогольном положении и его динамике? Как правило, используются три группы социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; в- третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.

Алкоголизм как форма девиантного поведения - в помощь студенту

Показатель уровня потребления алкоголя имеет смысл только в сочетании с данными о структуре потребления. Следует учитывать и еще целый ряд характеристик, например, регулярность потребления, длительность, связь с приемом пищи.

Важны и особенности распределения общего объема потребления алкоголя среди населения: численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно; распределение потребления алкоголя между мужчинами и женщинами, по возрастам и другим социально-демографическим признакам. Поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно различаются в социокультурных и этнических группах. Все перечисленные характеристики входят в понятие модели алкогольного потребления.

В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений.

Во-вторых, усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.

История борьбы с алкоголизмом знала и попытки введения на территории некоторых стран «сухого закона» (Англия, США, Финляндия, Россия).

Все они не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя — не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов, возможно, ее успешное решение.

Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, “потирание рук”, эмоциональная приподнятость. Чем больше “алкогольный стаж” тем меньше удовольствия приносит выпивка.

На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. К факторам способствующим алкоголизации можно отнести низкий уровень материального положения и образование.

Развитию алкоголизма у подростков способствует ранее приобщение к спиртному и формирование “алкогольного мышления”. В Тюмени при обследовании детских садов было установлено, что 30% девочек и 40% мальчиков уже пробовали пиво, а каждая пятая девочка и каждый четвертый мальчик пробовали вино.

Если человек страдает какой-то формой олегофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности.

Для молодежи алкоголь средство для раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.

Алкоголизм — это поступательное заболевание, оно начинается с бытового пьянства и заканчивается на клинической койке. Для пьяницы со стажем, чтобы “поймать кайф” доза спиртного увеличивается в 2-а 3-и раза по сравнению с прежней нормой.

В дальнейшем влечение к алкоголю приобретает черты физиологической зависимости, толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному приобретает патологический характер.

В организме человека происходит необратимый процесс, организму необходим спирт для обменных процессов.

На последней стадии алкоголизма порог толерантности снижается, человеку достаточно выпить кружку пива для хмеля.

Спиртное становится главным в жизни. Человеку уже все равно, что пить, с кем пить и сколько.

Данная проблема: Алкоголизм как девиантное поведение, достаточно популярна на сегодняшний день. Алкоголь может действовать на людей по-разному. Возможно алкоголь и приносит какую то пользу, но чаще всего употребление спиртных напитков пагубны для здоровья. Самым сложным с чем приходится справляться это психологическая зависимость, в этом случае нередко приходится обращаться за помощью.

Источники:

https://alcogolizm.com/vse-ob-alkogolizme/kak-deviantnoe-povedenie.html

http://psy.bobrodobro.ru/779

Источник: https://alco-life.ru/vliyanie-alkogolya-na-organizm/alkogolizm-kak-deviantnoe-povedenie/

Наркомания как вид девиантного поведения

Всякое поведение, вызывающее неодобрение других людей, называется девиантным. Это очень широкий спектр явлений – начиная от безбилетного проезда в автобусе и заканчивая убийством человека.

Если говорить точнее, девиантом является любой человек, отклонившийся от нормы или сбившийся с пути истинного.

К видам или формам девиантного поведения относят алкоголизм, наркоманию, уголовную преступность, проституцию, азартные игры, гомосексуализм, психические расстройства, суицид.

Под девиантным поведением подразумеваются отклонения, не влекущие за собой уголовного наказания, то есть не являющиеся противоправными.

Во все времена людям было свойственно отклоняться от общепринятых основ развития. Отклонение в поведении называют девиантным поведением. Причиной его являются особенности взаимодействия и связи человека самим собой, с социальной средой и окружающим миром.

Читайте также:  Древнерусская архитектура - в помощь студенту

На основе разнообразия в социокультурном, психофизическом и духовно-нравственном состоянии и поведении  людей и происходит развитие общества. Выходит, что девиантное поведение – это естественное условие развития общества.

Но только наркомания как вид девиантного поведения не приводит к прогрессу в развитии.

Каждый новый этап в историческом развитии порождает субъектов нового типа, которые соответствуют духу времени, и маргиналов – личностей, находящихся за пределами социокультурных норм и традиций, характерных для этого общества. Среди этих людей особенно выделяется группа, состоящая из тех, кто употребляет алкоголь и наркотики.

В последние годы наркотизация и алкоголизация общества очень «омолодились». Проблема употребления наркотиков подростками и детьми стала государственной. Масштабы роста наркомании таковы, что социальная стабильность российского общества уже в ближайшей перспективе будет под большим вопросом.

За прошедшие десять лет число подростков, нуждающихся  в лечении от наркомании, увеличилось в десять раз. Каждый наркоман, как показали специальные исследования, вовлекает в наркотизацию еще 5-6 человек.

Поэтому наркомания в наше время сравнима с эпидемией. Алкоголизм и наркомания влекут за собой увеличение числа заболеваний СПИДом, венерическими заболеваниями, гепатитами.

В условиях глобализации общества наркомания становится особо острой социальной и психологической проблемой.

Подростковая наркомания, как и алкоголизм, в большинстве случаев связана с экспериментированием, поиском новых и необычных ощущений. Две трети молодых людей, по наблюдения наркологов, приобщились к наркотикам именно по этой причине. Иногда первую дозу молодой человек получает обманным путем – под видом обычной сигареты или безобидного напитка.

Наркомания – групповое явление, в котором на первом месте стоят подражание и влияние компании. Практически 90% наркоманов начали употреблять наркотики в компании товарищей.

У наркоманов есть свои стереотипы поведения, о которых школа обычно не знает, и поэтому не обращает на эти симптомы должного внимания. Кроме вреда для здоровья, наркотизм опасен тем, что вовлекает подростков в преступную среду.

Сфера оборота наркотиков уже сама по себе криминальна, но кроме приобретения наркотиков, подростки вскоре совершают более серьезные преступления.

Алкоголизм как форма девиантного поведения - в помощь студенту

Наркомания негативно влияет на потомство – дети наркоманов рождаются с серьезными психическими и физическими патологиями. Наркоманы деградируют как личности, так как их зависимость от психоактивных веществ становится рабской, и они вынуждены совершать аморальные поступки.

Одна их субъективных причин наркомании – неудовлетворенность жизнью, связанная с личными проблемами, неустроенностью быта, неудачами в работе или учебе, разочарованием в людях.

Большую роль в возникновении наркотической зависимости играет личность самого наркомана. Имеются в виду и возрастной, и демографический, и социально-медицинский аспекты. Среди наркоманов большую часть составляют мужчины. Этим недугом в большей мере поражена молодежь.

Мотивы наркотизации молодого поколения

Среди них можно выделить:

  • удовлетворение любопытства по поводу ощущений от наркотиков;
  • желание принадлежать к определенной группе сверстников;
  • выражение личной независимости, а часто – и враждебности к окружающим;
  • познание таинственного, волнующего и опасного нового опыта;
  • достижение «творческого вдохновения», «ясности мышления»;
  • желание достичь чувства полного расслабления;
  • «побег» от гнетущих мыслей и проблем.

Питательной почвой для наркотизации является микросреда, в которой вращается молодой человек – его семья, уличное окружение, школьный или рабочий коллектив.

Появление в это микросреде хотя бы одного наркомана может пагубно повлиять на окружающих.

Сразу наркотики предлагаются как угощение – бесплатно, затем их дают в долг, а когда человек уже не может обойтись без этого яда, за него требуют деньги.

Начинающие курильщики, в основном, молодые, ничего плохого не видят в курении гашиша.

Возбуждение и приподнятое настроение, приходящие после употребления этого наркотика, по свое неопытности они принимают за благоприятное воздействие на организм.

Но на определенной стадии своей физической и психической деградации большая часть наркозависимых уже отчетливо понимает, что ничего хорошего впереди у них нет, но отказаться от наркотиков они уже не в силах.

Незнание подростками допустимых доз токсических и наркотических веществ часто приводит к острым отравлениям, при которых высок процент летальных исходов.

Молодежь полагает, что наркотики доставляют неописуемые удовольствия, «бесконечный кайф», и если захотеть, от них всегда можно отказаться.

Но такое мнение наивно и ошибочно, так как подростки ничего не знают о психологической и физиологической зависимости от наркотиков, об ужасном абстинентном синдроме — «ломке».

Незнание разрушительных последствий наркотиков для молодого организма – еще один фактор, толкающий подростков на легкомысленное приобщение к психоактивным препаратам.

Грубость, физическое насилие, жестокость в обращении с подростками создают почву для развития у молодежи чувства ущербности. Это способствует раннему их приобщению к наркотическом веществам. Известно, что в переходном возрасте молодые люди склонны к максимализму, личностному философствованию и самокопанию.

Этим и пользуются распространители наркотиков, навязывая молодежи мысли, что их товар поможет найти ответы на все вопросы путем максимального погружения в собственный внутренний мир. Они рассказывают подросткам, что божественные истины откроются им лишь в состоянии экстаза, и ключами к этому являются наркотики.

Как следствие такого «погружения» в иллюзорный мир – неприятие реального мира, утрата способностей получать удовольствие от настоящей жизни, отказ от практических дел, требующих напряжения сил и способностей.

Причины наркотизации общества

При комплексном подходе к проблеме наркомании можно сказать, что причины наркотизации общества носят психологический, социальный и экономический характер, и все они тесно переплетены между собой, и часто вытекают одна из другой.

Психологические причины связаны с особенностями личностей самих подростков, которые выражаются в их психической неустойчивости, наивности, слабоволии, стремлением к самовыражению и самоутверждению, в подражании взрослым. Во многих случаях безудержное влечение к наркотикам происходит как желание снять напряжение, тревогу, страх, дискомфорт, избежать ответственности и уйти от проблем в нереальную действительность.

Нередко случается, что психологически неуравновешенные молодые люди, которые очень болезненно воспринимают все происходящее,  прибегают к наркотикам, чтобы поднять свою «ценность» в глазах окружающих, создать иллюзорное чувство собственного достоинства. В этом случае наркотики представляются им спасительным средством, избавляющим от собственных комплексов и тревог.

Однажды достигнув этого состояния, пусть не на долгое время, они думают, что верное решение в их жизни найдено, и теперь вся жизнь будет сплошным триумфом, без препятствий и преград. Стремление постоянно находиться в этом состоянии приводит к систематическому употреблению наркотиков и выработке условного рефлекса. Эта привычка быстро овладевает подростками и становится смыслом их жизни.

Из-за этого лечение наркоманов-подростков не всегда бывает успешным. Ведь устойчивая ремиссия состояния наркотической зависимости зависит от индивидуальных особенностей каждого молодого человека.

Подростки – наиболее мобильная часть молодежи. Они стремятся многое познать, понять, почувствовать, а также изменить, утвердить, поднять в глазах своих друзей.

И в этой работе у них случаются как взлеты, так и падения, что присуще любому виду деятельности.

Но самые незначительные трудности и неудачи подростки воспринимают очень тяжело, уходя  в себя, замыкаясь, становясь раздражительными и неадекватными.

Если в этот тяжелый для юноши или девушки период найдется человек, который поможет добрым советом, вдохнет уверенность в своих силах, тактично объяснит бессмысленность замыкания в себе, подросток сможет обрести уверенность в себе, воспрянуть духом и взяться за решение собственных проблем. Поэтому очень важно поддержать подростка в сложной ситуации, чтобы он не пошел по ложному пути. И главными советчиками и помощниками в жизни для них должны быть родители.

Источник: http://ProZavisimost.ru/narkomaniya/narkomaniya-kak-vid-deviantnogo-povedeniya.html

Детский алкоголизм как форма проявления девиантного поведения у детей

Детский алкоголизм как форма проявления девиантного поведения у детей

Реферат

Написала студентка 4-го курса очно/заочного отделения факультета иностранных языков Чернова А.П.

Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова

Москва 2006 г.

Введение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка.

Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением.

Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической, экологической нестабильности общества и неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

На фоне быстрого распространения наркомании в России ослабло внимание к проблеме массовой алкоголизации населения.

Между тем, практически по всем параметрам уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности, преступности на почве алкогольного опьянения, степени подверженности алкоголизации подростковой и женской части населения, оно достигло уровня, серьёзно подрывающего духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества.

Исследования, проведённые среди подростков-школьников, выявили, что основную роль в приобщении к алкоголю сыграли существующие традиции и обычаи. 57, 7 % мальчиков и 73, 4 % девочек впервые познакомились со спиртными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств.

На развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста выявлено также влияние сверстников. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 1216 лет называют: самоутверждение 56, 9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) 31, 1 %, снятие психического напряжения 12 %.

Причём, если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 510 лет, то у ребёнка формирование хронического алкоголизма происходит в 34 раза быстрее.

Девиантное поведение у детей

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Известный социолог И.С.

Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой).

Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность).

Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:

а) социально-педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т.д.;

  • в) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
  • г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;
  • д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая безнадзорность детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих.

В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности.

Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению, кооперации, самоорганизации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей.

Недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентации, этических норм и эстетических вкусов способствуют выбору подростками негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отражается на их поведении, на формировании личности, социального облика. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям и подросткам.

Микросреда, в которой вращается современный подросток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье) и в школе.

Особенно благоприятную обстановку для появления отклонений в сфере морали и поведения создает городская среда, с ее анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов.

Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде.

Наблюдающийся кризис системы ценностей, вымывание общепринятых норм и правил поведения привели к тому, что в обществе чрезвычайно большое значение стало придаваться накоплению богатства как символу успеха. Именно в этом направлении ведется формирование, развитие соответствующих потребностей, ценностных ориентации у подрастающего поколения (особенно интенсивно через средства массовой информации).

Потребительская идеология стала основополагающей в процессе либерализации общества. Престиж в нем зависит уже не столько от личных качеств, сколько от обладания теми или иными предметами и ценностями. При этом средствам и способам достижения такого благополучия не придается значения.

Таким образом, подросток часто может видеть или слышать, как происходит незаконное и безнаказанное обогащение определенной группы населения за счет другой, некоторые же из них достигают не только материального успеха, но и получают признание окружающих и даже проникают во властные структуры общества, не встречая соответствующего сопротивления.

Все это оказывает влияние на формирование жизненных и социальных ориентиров и идеалов подростков.

Вот почему так важно сегодня в школе создавать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих отклоняющееся поведение. Для развития личности подростка школа может предоставить ему возможность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положительные качества, их позитивный социальный опыт.

Включая в свой внутренний мир нормы, ценности и установки любимых и уважаемых людей как свои собственные, подросток из этих элементов подражания формирует свой идеал внутреннее представление о том, каким он хотел бы стать.

Читайте также:  Менеджмент персонала - в помощь студенту

Общение с людьми, обладающими высокими нравственными принципами, разделяющими гуманистические ценности и идеалы, поможет изменить отношение подростков к своему поведению.

  1. По мнению опрошенных педагогов, внешними факторами, негативно влияющими на развитие и поведение детей и подростков, которые школа по мере возможности должна корректировать, являются:
  2. I. Процессы, происходящие в обществе:
  3. отсутствие ясной позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;
  4. несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;
  5. безработица (явная и скрытая);
  6. отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;
  7. разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения (детских и юношеских организаций, семьи, школы);
  8. пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;
  9. отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им помощь по итогам диспансеризации;
  10. недоступность для детей бесплатного качественного дополнительного образования (кружков, секций и др.);
  11. доступность табака, алкоголя, наркотиков.
  12. П. Состояние семьи, ее атмосфера:
  13. неполная семья;
  14. материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);
  15. низкий социально-культурный уровень родителей;
  16. отсутствие семейных традиций;
  17. стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и беспра

Источник: https://www.studsell.com/view/38489/

Алкоголизм как форма дивиантного поведения

Оглавление

Введение

Пьяницы и алкоголики, будучи носителями отрицательных взглядов и стереотипов антиобщественного поведения, не только постоянно нарушают правила и нормы поведения в различных сферах жизнедеятельности людей, но и активно способствуют вовлечению в пьянство окружающих, особенно молодежи. Установлено, что каждый алкоголик оказывает деморализующее влияние в среднем на четыре — пять человек из ближайшего окружения.

Девиантное поведение алкоголиков, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работник правоохранительных органов. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей.

Пьянство, алкоголизм несовместимы с социальным образом жизни, проблема утверждения которого не носит абстрактно-отвлеченный характер. Она связана с повседневной жизнью людей и поэтому вызывает повышенный интерес вполне определенного практического свойства. Особенно такая его категория, как стиль жизни, отражающая или характеризующая поведение людей в целом.

Пьющий человек живет и работает среди людей, и ущерб, наносимый злоупотреблением алкоголя, касается широкого круга медицинских, социальных, нравственных и других проблем как самого пьющего, так и его семья, производственного коллектива, общества в целом. Пьянство и алкоголизм порождают множество социальных проблем, хотя взаимосвязь степени алкоголизации с тяжестью социальных проблем не всегда очевидна.

Цель данной работы – рассмотреть алкоголизм, как форму девиантного поведения.

1. Алкоголизм как форма девиантного поведения

Вряд ли найдется в нашем обществе человек, который не знает о вреде алкоголя и наркотиков. Но, тем не менее, эти вещества по-прежнему привлекают людей, становятся губительными для многих из них. Почему так происходит?

Употребление алкоголя или наркотиков вызывает изменение состояния сознания человека. Потребность в изменении обычного уровня своего сознания проявляется очень рано, еще в детстве. Недаром детям так нравятся игры, от которых нарушается координация движений, изменяется восприятие. Всем известно, как дети любят качели, карусели, часто катаются на них до головокружения, а иногда и тошноты.

Вероятно, этому аналогичен и механизм «рефлекса сосредоточения» у грудного ребенка, когда он сосет соску-пустышку. Возникающее состояние оглушенности отвлекает ребенка от состояния физического дискомфорта и внешних раздражителей. Нравится также малышу и состояние свободного падения, когда взрослый подбрасывает его в воздух и подхватывает на лету.

Дети постарше сами стараются найти возможность испытать эти необычные ощущения. Они «летят» с крыши сарая; слегка придерживаясь за перила, перепрыгивают через 5-6 ступенек и т.д. Желая изменить состояние сознания, дети надавливают на глазные яблоки, сонные артерии, на область солнечного сплетения.

Этой же цели служат и некоторые элементы гипнотических приемов: «магический» взгляд, игра в «гляделки», игра в «Замри!», неожиданное «испугивание» и др.

Современный человек зачастую лишен возможности приобщаться к действам, символизирующим изменение его личности. Однако такой процесс необходим, поскольку является одним из условий развития стрессоустойчивости психики.

Если человек умеет выходить за рамки привычных представлений, он сможет найти выход из ситуаций, требующих трансформации личности: переоценка ценностей, новая оценка собственной личности, своих возможностей и способностей, перестройка отношений, мотивов поведения и т.д.

Иными словами, желание испытывать измененное состояние сознания (в детстве), а затем периодические метаморфозы личности, чтобы «примерить» на себя роль другого человека, его жизнь, чувства, детерминировано необходимостью своего рода тренировки психики, ее закаливания, подготовки к возможным психотравмирующим ситуациям.

При нормальном процессе социализации такая «тренировка» психики осуществляется в ходе развития способности к эмпатии — сопереживанию, действенному сочувствию другим людям.

Когда взрослые приучают ребенка считаться с другими людьми, понимать человека, воспринимать его боль, радости и горести как свои, вплоть до альтруизма и самопожертвования, и сами проявляют к нему такое же отношение, тогда формирующийся жизненный опыт ребенка дает основу хорошей адаптивности его психики.

Большое значение имеет также приобщение к миру культуры: книги, спектакли, кинофильмы переносят человека в другой мир, отрывают от круга личных забот, заставляют изменить «личину», отождествляя себя с кем- либо из действующих лиц.

С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был освоен в XVI веке. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промышленный способ получения этилового спирта.

Именно это открытие сделало возможным массовое потребление алкоголя, и в XVIII веке пьянство приобрело широкий размах в таких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит в употребление водка.

Можно сказать, что XIX век породил, а ХХ – усугубил весьма сложную для человеческой цивилизации проблему – алкоголизм.

Алкоголизм представляет собой сплошную медико-социальную проблему. Классическое определение хронического алкоголизма как совокупности последствий хронической интоксикации было дано еще в середине XIX века. В понятие «алкоголизм» вкладывается не только медико-биологическое, но и социальное содержание.

Алкоголизм как социальное зло проявляется неумеренным употреблением спиртных напитков (пьянство), нарушением моральных и правовых норм поведения, социальными эксцессами, снижением производительности труда. С точки зрения медицинской – это заболевание, относящееся к широкой группе наркомании.

В широком смысле алкоголизм определяют, как хроническое заболевание, характеризующееся патологической потребностью человека в алкоголе1.

Различаются три стадии алкоголизма. Начальная стадия характеризуется появлением влечения к алкоголю. Это результат психической зависимости, возрастания устойчивости к принимаемым дозам: для достижения опьянения требуется большая доза алкоголя. Употребление алкоголя становится систематическим.

Средняя стадия характеризуется нарастающим влечением к алкоголю, изменением характера опьянения, последующим забыванием прошедшего, потерей контроля над количеством выпитого, появлением состояния похмелья. На этой стадии отмечаются нарушения психики, изменения во внутренних органах и нервной системе.

Последняя стадия характеризуется снижением устойчивости к принимаемым дозам алкоголя, развитием запойного пьянства. Возникают тяжелые нервно-психические нарушения, глубокие изменения во внутренних органах.

Алкоголизмом заболевают не только те, кто к этому биологически предрасположен. В какой-то мере им даже проще: они делают выбор один раз и на всю жизнь. Тот, кто не предрасположен к алкоголизму, должен делать выбор при каждом случае употребления спиртного, сверяя количество выпитого со стандартными дозами и уровнями потребления.

Следует особо отметить, что при переходе от продрома алкоголизма в первую стадию скорость снижения социальной адаптированности во многом зависит от норм и требований социальной среды.

Если пьянство привычно для той микросреды, где живет начинающий алкоголик, то болезнь будет формироваться скорее.

В плане возникновения и развития зависимости от психоактивных веществ семья и ближайшее окружение играют иногда фатальную роль.

В этом качественное отличие подросткового алкоголизма от взрослого. Так, если взрослый человек может сам выбрать себе микросоциальное окружение, противостоять пагубному влиянию, наконец, может просто уйти, уехать, то для подростка такая свобода действий чаще всего невозможна.

Попадая в пьянствующую компанию, подросток следует в русле ее обычаев, то есть пьет так, чтобы «не отставать от других», а не в соответствии со своим самочувствием, как это делает взрослый человек.

Поскольку в таких компаниях обычно принято пить до отключения», то подросток, подражая уже сформировавшимся алкоголикам, употребляет большие дозы спиртного. Это приводит к тому, что контроль организма за количеством выпитого подавляется с самого начала.

Иными словами, стадии опьянения с самого начала извращаются, что ведет по кратчайшему пути от злоупотребления к болезни, причем признаки алкоголизма могут наблюдаться раньше, чем болезнь разовьется окончательно.

Изучение особенностей злоупотребления несовершеннолетними алкоголем показывает, что употребление алкоголя в раннем возрасте имеет гораздо более тяжкие последствия для развития психики. Тем не менее, до окончания подросткового возраста следует говорить не об алкоголизме, а об интоксикации организма, так называемой злокачественной алкоголизации.

Когда появляется психическая зависимость от алкоголя, человек чаще всего не считает себя больным.

Вслед за психической зависимостью наступает физическая: алкоголь включается в процессы обмена веществ, лишение его приводит к тягостному заболеванию – похмелью, которое характеризуется дрожанием рук, тревожным настроением, тяжелым сном с кошмарами, неприятными ощущениями со стороны внутренних органов.

На каждой из последующих стадий увеличиваются изменения в организме, психике и поведении больного. Ему становится не под силу творческая деятельность; резко ослабляется воля – человек не может руководить своими поступками, попадает под чужое влияние; эмоции огрубляются, наступает эмоциональное оскудение и деградация личности2.

Особенно чувствительны к алкоголю нервные клетки и сосуды мозга. У выпившего происходит резкое расширение кровеносных сосудов. При этом серьезно нарушаются их регулирующие возможности, кровоснабжение мозга начинает терять свой ритм. Систематический прием алкоголя снижает активность иммунной системы, поэтому алкоголики чаще и тяжелее болеют.

У них в полтора раза чаще развиваются заболевания органов дыхания; 45-70% страдающих алкоголизмом имеют нарушения желудочно-кишечного тракта. Спиртное «обжигает» слизистую оболочку рта, пищевода, желудка, кишечника, затем возникает воспаление слизистой оболочки этих органов (хронический гастрит, хронический колит).

Печень первая принимает на себя удар алкоголя – в ней происходит его переработка. В связи с этим у алкоголиков развивается тяжелое поражение печени – алкогольный гепатит, цирроз печени. Примерно у трети людей, употребляющих алкоголь, снижается половая функция, наступает «алкогольная импотенция».

У женщин под влиянием алкоголя также снижается способность к деторождению.

В таком сложном социальном явлении, как потребление алкогольных напитков, роль пережитков в сознании и поведении людей велика. Веками формировавшиеся взгляды на алкоголь и многочисленные питейные традиции и обычаи и ныне диктуют людям определенные стереотипы поведения, выступают сильным факторов приобщения к алкоголю.

Однако при оценке реальной роли данного фактора в причинном комплексе алкогольного потребления следует иметь в виду, что причины живучести питейных традиций и обычаев нужно искать не только в сфере общественной психологии и социологии.

Они имеют основание и в материально-бытовой сфере жизни широких слоев населения, обуславливаются действием целого ряда социально-экономических причин.

Отдельные аспекты причинного комплекса пьянства и алкоголизма кроме всего прочего объясняются и неблагоприятным воздействием на людей конкретно-исторической обстановки.

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы выражается в различных видах девиации, девиантного поведения.

Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы  человеческого поведения.

Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего3.

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. В целом, это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека.

В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения.

К видам (или формам) девиантного поведения относят уголовную преступность, проституцию, наркоманию и, конечно же, алкоголизм.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название – делинквентное (буквально – преступное) поведение. Оба значения – широкое и узкое – одинаково употребляются в социологии.

Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска». Во-первых, социальное неравенство, которое находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.

Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности.

Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием.

Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.

Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

Примерами такого рода диспропорций могут служить несоответствие между возросшими размерами свободного времени и реальными возможностями его разумного использования (безделье), «скатывание» по социальной лестнице, социально-экономическая нестабильность в государстве, войны и т.п.

Рассматривая роль указанных социальных факторов в возникновении пьянства, следует учитывать, что имеющиеся в жизни нашего общества объективные трудности и недостатки само по себе автоматически его не вызывают. Однако они создают определенные предпосылки, психологическую предрасположенность к отклонениям от норм морали, в том числе к употреблению алкоголя.

Источник: https://www.referat911.ru/Psihologiya/alkogolizm-kak-forma-diviantnogo-povedeniya/529263-3244797-place1.html

Ссылка на основную публикацию