Определение 1
Узнай стоимость своей работы
Аксиология — это философское учение о ценностях отдельной личности, коллектива, общества, включая материальные, культурные, духовные, нравственные и психологические ценности и их соотношение с миром, а также изменение нормативно-ценностной системы в процессе ее исторического развития.
Аксиология зародилась в западной философии в конце $19$ века. Но само понятие было введено только $1902$ году французским философом Лапи и обозначало раздел философии, исследующий проблему ценностей.
Определение 2
Ценности – это вещественные свойства явлений, психологические характеристики человеческой личности, явления жизни общества, обозначающие определенное значение для человека или общества.
Выделяют обычно несколько типов ценностей:
Узнай стоимость своей работы
- экономические,
- нравственные,
- эстетические,
- познавательные,
- психологические,
- социальные.
Аксиология имела длительный путь развития. Философы древности по-разному описывали систему ценностей. В древней восточной философии уделялось огромное внимание исследованию человеческого внутреннего мира. Высшей ценностью индийские философы считали дух, соотносимый с душой.
Мыслители Древней Греции отмечали зависимость ценностей воспитания от ценностных ориентиров общества, государства. В Средние века высшим благом являлось служение Богу, и ценность человека полностью зависела от его союза с Богом.
В период Возрождения формируется культура гуманизма, которая провозгласила ценность личности и развития человека.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Во второй половине $ХХ$ века появилось учение о ценностях, и рассматривались они как объекты научного познания. Разные подходы к ценностям привели в итоге к появлению аксиологических концепций, которые рассматривали в виде ценностей познавательную деятельность, знание, воспитание и образование.
Развитие науки заставляет образование, по большей части ориентированное на выполнение определенного социального заказа, уделять внимание информированию учащихся, развитию познавательной деятельности, при этом меньше обращаясь к нравственным характеристикам личности.
Не смотря на это, ценности не утрачивают своего огромного значения для людей, и, постепенно, гуманизация общественных процессов приводит к необходимости единения знаний о человеке, природе и обществе.
В результате этого, основным смыслом сегодняшнего образования становится создание благоприятных условий для саморазвития личности как высшей ценности. Эту задачу невозможно решить без обращения к образовательным ценностям.
Педагогическая аксиология
Определение 3
Педагогическая аксиология – это большая область педагогических знаний, которая рассматривает ценности образования со стороны самоценности человека и осуществляет ценностные подходы к образованию в целом, базируясь на ценности самого образования.
Педагогическая аксиология в педагогике играет роль методологической основы, которая определяет систему педагогических взглядов, основой которых является ценность человеческой жизни, воспитания, обучения, педагогической деятельности, а также образования. Эти знания определяют ценностное сознание, отношение и ценностное поведение личности.
Замечание 1
Ценностное сознание – это наивысший уровень психической саморегуляции и отражения, представляющий собой постоянно меняющуюся совокупность умственных и чувственных образов ценных для индивида. Для ценностного сознания характерны активность, направленность на предмет, способность к рефлексии и самонаблюдению. Оно обладает мотивационно-ценностным характером и определенным уровнем ясности.
Ценностное отношение – это комплексное образование личности, которое основывается на опыте личности, сформированном через деятельность и общение, и отражает выбор человека между ориентацией на ближайшую цель или отдаленную перспективу с учетом ценностей общественного сознания. Такое отношение является основой ценностного поведения.
Ценностное поведение – это совокупность фактических действий, проявлений жизнедеятельности человека, с учетом определенных ценностей.
Ценностное поведение — это внешнее выражение внутреннего мира человека, системы его жизненных ценностей и идеалов. Следует отметить, что просто знание определенных норм и правил недостаточно.
Они должны быть усвоены человеком и осознанно приняты в качестве собственных убеждений.
Проблемы педагогической аксиологии являются параллельно образовательными и мировоззренческими.
Предметом педагогической аксиологии выступает формирование ценностного сознания, отношения и ценностного поведения личности. Отдельный индивид или общество признаются носителями ценностей. Определение ценностных аспектов образования возможно только на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи педагогической аксиологии
Задачи педагогической аксиологии заключаются в следующем:
- анализ исторического развития педагогической теории и образовательной практики с позиции теории ценностей;
- определение ценностных оснований образования, которые отражают его аксиологическую направленность;
- формирование ценностных подходов к определению стратегий развития и содержания отечественного образования.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/aksiologiya_v_pedagogike/
Написание курсовых, дипломных, контрольных работ по аксиологии
Философским разделом, занимающимся теорией ценностей, называется аксиология. Этим направлением изучается ценностная природа, ее место в реальной жизни и структуре мира.
Другими словами, их взаимосвязь, включая социальные, культурные факторы с личностной структурой. Сократ первым поставил подобный вопрос на обсуждение и сделал его философским центром с основным вопросом – познать значение блага.
Это понятие означает реализованную ценность или полезность, где одно и другое является двумя сторонами одной медали.
Во времена античности и средневековья, ценность изучалась наравне с бытием с пониманием полноты последнего, как абсолютной человеческой ценности, которая выражала идеалы этики и эстетики.
По концепции Платона такие понятия, как Бытие, Добро и Красота отождествлялись с Единым или Благом. Этой же трактовки придерживались и все его единомышленники. Появление аксиологии происходит во время расщепления бытия на двое – Ценность с Реальностью для практической реализации.
В этом случае аксиологической задачей становится показ возможностей разума в общем бытие.
Ценностью отражается реальная человеческая связь и природная с социальными явлениями, где она и выражает к ним свое отношение, и придает значимость с отражением органических связей реальных личностных потребностей с интересами, включая внутренние цели и устремления, идеи и идеалы.
Рефераты по аксиологии
Реферат представляет собой краткое и грамотное изложение прочитанного учебного материала, соответствующего заданной теме. Такая работа способствует лучшему пониманию основ дисциплины, ее задач, целей и вопросов с приобретением самостоятельных навыков обработки и лаконичного обобщения изученного текста.
Контрольные работы по аксиологии
Контрольная работа – это первая и основная проверка полученной за определенный период информации по изучаемой дисциплине. Также она способствует более глубокому самостоятельному изучению одной из предложенных тем с приобретением навыков оформления подобных письменных работ и анализа научной информации, что является неотъемлемой частью учебного процесса в ВУЗе.
Отчеты по практике по аксиологии
Посредством учебной практики у студентов появляется возможность увидеть специфику деятельности выбранной ими профессии.
Во время прохождения практики студенты осваивают навыки практического применения теоретических знаний, уже полученных за время обучения, куда входят аксиологические методы и способы.
Также они учатся взаимодействовать со своими коллегами, одновременно оценивая их деятельность.
Каждую работу мы ведем до полной сдачи. В случае защиты диплома мы вносим все необходимые коррективы до окончательного принятия преподавателем.
Все работы уникальны и создаются специально для каждого заказчика. Созданный нами реферат или курсовая есть только в одном экземпляре – у Вас на столе (и у вашего преподавателя, конечно)!
Именно поэтому многие наши клиенты, заказав однажды, продолжают это делать в процессе всего оставшегося учебного процесса.
Источник: http://www.akademik.su/spisok-predmetov/filosofy/aksiologiya/
Аксиология
Люди постоянно соизмеряют свои действия со своими целями, общепризнанными нормами. В истории сталкиваются различные идеалы, абсолюты и святыни. В каждой культуре обнаруживается ее ценностная природа, то есть наличие в ней стойких ценностных ориентаций.
Например, технократическое сознание предлагает людям следовать социоинженерным рецептам. Общество в целом представляется им грандиозной машиной, где отлажены все человеческие связи. Однако люди поступают нередко вопреки этим императивам.
Технократы с горечью констатируют: «Человек неуправляем!» Многие поэтому отказываются рассматривать науку как единственное и всесильное средство разрешения любых человеческих проблем.
Они даже отвергают науку как способ достижения гармонии на путях рационально спроектированного миропорядка.
Ценности также более подвижны, нежели культурно-исторические стандарты. В рамках одной культуры может произойти смена ценностных ориентаций.
Американский культуролог Даниэль Белл в работе «Культурные противоречия капитализма» показал, что на протяжении исторической судьбы капиталистической формации радикально менялись ценностные ориентации от протестантской этики до модернизма, то есть совокупности новых жизненно-практических установок.
4. Ценность ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем.
Представляется возможным оспорить и четвертое толкование ценности как прямой ассоциации со стилем поведения. Ценности далеко не всегда находят прямое отражение в социальной практике. Иначе говоря, можно иметь и умозрительные идеалы.
Те или иные ориентации могут не подкрепляться реальными поступками и, следовательно, не получать воплощения в жизненном стиле. Скажем, индивид воспринимает доброту как безоговорочную ценность, однако реальных добрых поступков не совершает.
Многообразие трактовок центрального, для аксиологии понятия «ценность»,обусловлено различиями в решении проблемы соотношения онтологического-гносеологического-социологического, объективного-субъективного, материального-идеального, индивидуального-общественного. Поэтому, применительно к характеристике ценностной системы, оно порождает многообразие аксиологических интерпретаций мира культуры, толкований структуры, положения и роли ценностей в социокультурном пространстве.
Тем не менее, базовой для аксиологии является проблема обоснования возможности существования ценностей в структуре бытия в целом и их связи с предметной реальностью. С этой точки зрения ценность как бы стягивает все духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека.
Она характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущена через личность, через ее внутренний мир.
Если идея, к примеру, – это прорыв к постижению отдельных сторон бытия, индивидуальной и общественной жизни, то ценность – это скорее личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека.
Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Понятия «добро» или «зло», «прекрасное» или «безобразное», «праведное» или «неправедное» могут быть названы ценностями.
В свою очередь, вязанные с ними взгляды, убеждения людей – ценностными идеями, которые могут оцениваться как приемлемые или неприемлемые, оптимистические или пессимистические, активно-творческие или пассивно-созерцательные.
Именно в этом значении те ориентации, которые обусловливают человеческое поведение, называют ценностными.
Внимание специалистов не случайно привлекают аксиологические аспекты науки, человеческой деятельности, человеческого творчества. Роль ценностей в благополучии существования современного человека и общества действительно велика. Р.У.
Сперри показал, что «наши текущие глобальные кризисы являются в большей мере результатом неадекватных социальных ценностей и воззрений… что человеческая судьба и судьба всей нашей биосферы оказались в полной зависимости от тех воззрений и ценностей, которые выберут следующие поколения…
в соответствии с которыми они будут жить и которыми они будут руководствоваться». Речь идет о духовном обращении человечества к новому пониманию высших ценностей. И суть не столько даже в понимании, сколько в появлении этих ценностей и их приятии людьми в их страстных чувствах.
Такие воззрения и ценности определяют сам образ мышления, характер разумности познания и деятельности, отношений между людьми, отношения к природе. И именно это — важнейшее для развития человечества, для достижения им хотя бы относительной стабильности осмысленного бытия.
Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются как ценностные категории, нормы, цели и идеалы, которые, в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие на все сферы человеческой жизни. Какой бы божественно-вселенский или космический характер по своему происхождению и сущности ценности не имели, судить о них мы можем лишь по их реальному проявлению в нашей жизни, в многообразных отношениях человека к самому себе, к другим людям, обществу и природе.
ЛИТЕРАТУРА
-
Аксиология. / База знаний de-facto. www.examen.ru
-
Батищев Г.С. Истина и ценности// Познание в социальном контексте. М.: РАН, 1994. – С.61 – 78.
-
В. П. Большаков. Культура как форма человечности. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. Великий Новгород: 2000.
-
Большаков В.П. Ноосфера, культура и время. // Вестник НовГУ. Сер.: Гуманитарные науки. 1998. ° 9.
-
Большаков В.П. Смысл культуры, ее уровни и ценности./ Административный сервер НоаГУ. www.admin.novsu.ac.ru
-
Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.
-
Хруцкий К.С. Аксиологический подход в современной валеологии // Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук (09.00.013). Новгород, 2000.
-
В.С.Черняк. Ценностные аспекты коперниканской революции.//Институт философии Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М.:РАН,1998.
24
Источник: https://studizba.com/files/show/doc/164384-3-156082.html
Становление и задачи аксиологии в педагогике
Данная тема рассматривает такие вопросы:
- Становление аксиологии.
- Что такое педагогическая аксиология.
- Задачи аксиологии в педагогике.
Становление аксиологии
Определение 1
Аксиология МТИ– это учение в философии о ценностях конкретного человека, коллектива, социума. Относят такие ценности: материальные, культурные, духовные, нравственные, психологические. Происходит соотношение этих ценностей с миром, и изменение нормативно-ценностной системы в ходе её исторического развития.
Аксиология берёт своё начало в западной философии в конце 19 столетия. Понятие «аксиология» было введено французским философом Лапи в 1902 году. Тогда данный термин обозначал раздел философии, который изучал проблемы ценностей.
Определение 2
Ценности в педагогике – это вещественные характеристики явлений, особенности человеческой психологии, явления жизни социума, которые называют конкретное значение для личности или общества. Одна из важных аксиологических ценностей – это воспитание.
Выделяют такие основные виды ценностей:
- Нравственные.
- Экономические.
- Эстетические.
- Познавательные.
- Психологические.
- Социальные.
Аксиология, как наука, развивалась достаточно медленно и долго. Древние философы по-разному определяли систему ценностей. Древняя восточная философия изучала внутренний мир человека. Главной ценностью для индийских философов был дух, который соотносился с душой.
Философы Древней Греции считали зависимость ценностей воспитания от ценностных ориентиров социума и государства. В Средневековье люди начали поклоняться Богу, от чего и зависела человеческая ценность.
В эпоху Возрождения формируется гуманизм, который считал высшей ценностью личность и её развитие.
Учение о ценностях появилось во второй половине 20 столетия. Ценности в этот период рассматривались как объекты научного познания. Были найдены различные подходы к ценностям, что привело к формированию аксиологических концепций. Эти концепции рассматривали в виде ценностей познавательную активность, знания, воспитание и образование.
Образование ориентировалось на выполнение конкретного социального заказа. Во время развития науки образование начало уделять больше внимания информированию учеников, развитию познавательной активности, и меньше обращало внимание на нравственные свойства человека.
При этом ценности для человека остаются играть важную роль. Гуманизация общественных процессов приводит к необходимости соединения знаний о человеке, природе и социуме. Поэтому главным смыслом современного образования становится формирование необходимых условий для развития личности как главной ценности.
Данную цель сложно осуществить без обращения к образовательным ценностям.
Понятие педагогической аксиологии
Определение 3
Педагогическая аксиология – это широкая область знаний в педагогике, которая изучает ценности образования со стороны важности человека и проводит ценностные подходы к образованию в целом, основываясь на ценности самого образования.
В педагогике аксиология является методологической основой, которая определяет систему педагогических взглядов, где основа – это ценность жизни человека, воспитания, обучения, педагогической активности и образования. Такие знания определяют ценностное сознание, отношение и поведение человека.
Замечание 1
Ценностное сознание – это высшая степень психической саморегуляции и отражения, которая является комплексом умственных и чувственных изменений, ценных для личности. Для данного понятия характерны активность, направленность на предмет, возможность рефлексии и самонаблюдения. Ценностное сознание имеет мотивационно-ценностный характер и определённый уровень ясности.
Ценностное отношение в педагогике – это комплексное образование индивида, основой которого является опыт человека, сформированный через работу и общение. Он показывает выбор человека между ориентацией на ближайшую задачу или отдаленную перспективу с учетом ценностей сознания общественности. Ценностное отношение считается основой ценностного поведения.
Ценностное поведение – это комплекс фактических действий, проявлений жизнедеятельности личности, с учетом конкретных ценностей. Также это внешнее выражение человеческого внутреннего мира, его системы жизненных ценностей и идеалов. Иногда знание конкретных норм и правил бывает недостаточным. Важно, чтобы человек усвоил эти нормы и принял в форме собственных убеждений.
Проблемы педагогической аксиологии считаются одновременно образовательными и мировоззренческими.
Предмет аксиологии в педагогике – это формирование ценностного сознания, отношения и поведения человека. Носителями ценностей являются личность или общество. Определить ценностный аспект образования можно на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи педагогической аксиологии
Выделяют следующие цели аксиологии в педагогике:
- Анализ исторического развития теорий в педагогике и образовательной практики со стороны теории ценностей.
- Формирование ценностных оснований образования, которые показывают его аксиологическую направленность.
- Определение ценностных подходов к стратегиям развития и содержания отечественного обучения.
Определение 4
Аксиологизация – это систематический учёт возможных ценностных ориентаций и систем в образовании и воспитании человека.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/metody-issledovanija-v-pedagogike/stanovlenie-aksiologii-v-pedagogike/
Читать реферат по философии: "Аксиология как учение о ценностях"
(Назад) (Cкачать работу)
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
- ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
- ФИЛИАЛ В г. БАРНАУЛЕ Кафедра философии, истории и права АКСИОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ
- Реферат по философииВыполнил студент
- группы 2БГ-2
- Борисова Анна ВладимировнаНаучный руководитель
к. филос. н., доцент В.
Е. Фомин
оценкаБарнаул 2006
План. Введение
Предыстория аксиологииСтановление философской теории ценности в конце XIX– начале XX вековОбщие методологические предпосылки аксиологииЧто такое ценностиЗачем нужна конструктивная аксиология и её принципыАльтернативы аксиологии
Заключение
Список литературы Введение. Я выбрала тему «Аксиология как учение о ценностях». Выбрала её потому, что она является одной из актуальных в настоящее время, так как в современном мире люди начинают забывать о духовных ценностях и сё больше думают материальных. Это является проблемой современного мира.
При написании реферата я изучила доступную литературу, а именно: «Философия теории ценностей» М. С.Кагана, «Ценности в проблеме мира: философские основания и социальные приложения Конструктивной аксиологии» Н. С. Розова, «Проблема ценности в философии» А. Г. Харчевой. Так как в этих работах наиболее полно, широко и доступно изложена аксиология.
Вопросы, о которых пойдет речь в данной работе, сами по себе далеко не новы. Это вопросы о полезном и вредном, добре и зле, справедливом и несправедливом, должном и недопустимом, прекрасном и безобразном, об идеале и благе. Все это и принято суммарно именовать ценностями, положительными и отрицательными. Эти вопросы и явились для меня задачами при написании реферата:
- — проследить предысторию аксиологии;
- — проанализировать становление философской теории ценности;
- — изучить методологические предпосылки аксиологии;
- — понять, что такое ценности;
- — выявить смысл конструктивной аксиологии, и нужна ли она;
- — просмотреть альтернативы аксиологии.
Я поставила перед собой ряд задач, на которые должна найти ответ. 1. Предыстория аксиологии. Аксиология (от axio – ценность, logos – слово, учение) – один из самых молодых разделов философии. Как самостоятельная философская наука аксиология появилась лишь в конце прошлого века.
Разумеется, суждения о различных видах ценности – о благе, доброте, красоте, святости и т. п.
– встречаются и у классиков античной философии, и у теологов средневековья, и у ренессансных мыслителей, и у философов Нового времени, однако обобщающего представления о ценности как токовой и соответственно о закономерности её проявления в различных конкретных формах в философии не было до середины прошлого столетия.
Чем же объясняется такое позднее рождение теории ценности? Вопрос этот тем более существен, что смежная с аксиологией отрасль философии – гносеология – давно уже обрела теоретическую самостоятельность, в XVII веке её проблематика находилась в центре философских дискуссий, а в учении Г.
Гегеля само развитие человечества было определено как познавательный процесс – процесс “самопознание Абсолютного Духа”.
Хотя представления о доброте, благе, красоте, величии и ряде других подобных явлений культуры уже были предметом размышления античных философов, анализировались явления эти разрозненно, ибо не
Источник: https://referat.co/ref/22854/read?p=1
АКСИОЛО́ГИЯ
Авторы: В. К. Шохин
АКСИОЛО́ГИЯ (от греч. ἀξία – ценность и …логия), филос. дисциплина, исследующая ценности, иерархию ценностного мира, его онтологич. статус, способы его познания, специфику ценностных суждений. Термин «А.» был введён в 1902 франц. философом П.
Лапи, а в 1904 стал означать один из разделов философии у Э. Гартмана. А. в собственном смысле целесообразно отделять от агатологии (термин введён А. Г. Баумгартеном) как учения о благе и телематологии (термин введён К. А.
Крузием) как учения о целях (все эти понятия рассматриваются в современной А.).
Становление и развитие аксиологии
Начиная с античности и вплоть до 19 в. обращение к проблематике ценностей происходило преим. в контексте таких дисциплин, как этика и политэкономия, а также эстетика, антропология, философия государства и права и др. (уже в «Экономике» Ксенофонта зафиксировано понятие ценности, отождествляемой с полезностью, а И.
Кант в «Критике практического разума» различает относит. ценность, или цену, и ценность абсолютную – «достоинство» человеческой личности и общезначимого нравств. закона). Важным этапом аксиологич. мысли явился выход «Новой или антропологической критики разума» Я. Ф.
Фриза («Neue oder anthropologische Kritik der Vernunft», 1808), где ценности рассматриваются в качестве содержания всей «практической философии». Ф. Э.
Бенеке в полемике с кантовской концепцией абсолютной ценности («Основоположение к физике нравов», «Grundlegung zur Physik der Sitten», 1822) выдвигает понятие индивидуальной ценностной установки (eigentümliche Wertgebung). Р. Г. Лотце оперирует категорией ценности практически во всех своих сочинениях.
Главным органом восприятия ценностей выступает у Лотце некое «откровение»; при всей своей субъективности ценности не создаются субъектом, но лишь «раскрываются» им. А. Ритчль акцентирует различие между ценностными суждениями и теоретическими. Ф.
Брентано выделяет класс душевных переживаний (Gemütsbewegungen), с которыми связаны чувства удовольствия и неудовольствия, основоположные для ценностных суждений. Обострением интереса к ценностной проблематике философия культуры 2-й пол. 19 в. была обязана и Ф. Ницше, выступившему с требованием «переоценки» прежних высших ценностей.
Период 1890-х – 1920-х гг
Период 1890-х – 1920-х гг. может быть назван эпохой классической А., когда проблематика ценностей стала едва ли не преобладающей в европ. философии и в систематич. разработку её так или иначе были вовлечены все значительные философы эпохи.
В структуре её можно выделить А. «формальную» – применение общих логич. законов к ценностным отношениям, А. «материальную» – построение иерархии ценностей, а также аксиологич. «онтологию» и «гносеологию».
Ценность либо рассматривается как предельное понятие, не сводимое к чему-либо иному, либо определяется через что-то другое: удовольствие (В. Шуппе, Т. Липпс, Х. Корнелиус, Германия), желаемое (Х. Эренфельс, Австрия; Ф. Крюгер, Германия; Т. А. Рибо, А.
Фуйе, Франция), потребность (О. Кюльпе, Х. Гёффдинг), интерес (Дж. Сантаяна, ранний Р. Б. Перри, США; ранний Дж. Дьюи).
Иерархия ценностей
Иерархия ценностей одним из первых была предложена Э. Гартманом в виде восходящего ряда: удовольствие – целесообразность – красота – нравственность – религиозность. М.
Шелер описывал шкалу ценностных модальностей в последовательности четырёх рядов: 1) «приятное» и «неприятное»; 2) витальные ценности («благополучие», «благосостояние», здоровье и болезнь и т. п.
); 3) духовные ценности: «прекрасное» и «безобразное», «справедливое» и «несправедливое», ценности чистого познания истины; 4) высшая модальность «святого» и «несвятого», являющая себя только в «абсолютных предметах», так что все остальные ценности являются её символами (Шелер М.
Избранные произведения. М., 1994. С. 323–327). Э. Шпрангер предлагал различать уровни ценности в зависимости от того, можно ли тот или иной ряд отнести к средствам или целям по отношению к другим (только средством оказываются экономич.
ценности, только целью – религиозные; между ними располагаются ценности теоретические и эстетические, политические и социальные). У Г. Риккерта первую триаду ценностей составляют ценности теоретические (научные), эстетические и ценности монистич. религии.
Триада ценностей, соотносимых с личностями, складывается из ценностей нравственных, ценностей личной жизни (первая из них есть любовь) и ценностей теистич. религии. Персоналист В. Штерн различал ценности-цели и ценности-носители (средства); иерархия «самоценностей» (Selbstwerte) – личностей разл. порядков – увенчивается Божественной Вселичностью.
Ценности и бытие
«Ценностная ситуация», по аналогии с познават. актом, рассматривалась в триединстве составляющих: субъект («оценивающее»), объект («оцениваемое») и отношение между ними («оценивание»). Разл. представления о «локализации» ценностного исчерпывают четыре логич. возможности.
1) Ценностное локализуется преим. в оценивающем субъекте. Аксиологам, соотносившим ценности с каким-то одним аспектом душевной деятельности (Х. Эренфельс, Р. Гольдшид, А. Фуйе связывали их с желательностью, Г.
Шварц, Г. Мюнстерберг, Г. Коген – с волей, В. Шуппе, В. Дильтей, А. Дёринг – с внутренним чувством), противостояли те, кто считал ценности достоянием целостного, а не раздробленного субъекта (А. Риль, Ферд. Шиллер и др.).
2) Ценностное помещается не только в субъектный, но и в объектный компонент ценностного отношения (последователи Р. Г. Лотце и Ф. Брентано). А.
фон Мейнонг считал неправомерным выводить ценность объекта из его желаемости или способности удовлетворять наши потребности, ибо отношения здесь скорее противоположные – желательно и удовлетворяет наши потребности то, что мы уже считаем для нас ценным. Дж.
Мур считал, что ценность – объективное свойство предмета, постигаемое в особой интуиции. У И. Хейде ценность есть особое отношение взаимной «приуроченности» между объектом ценности и её чувством. К тому же направлению можно отнести и Э.
Гуссерля, исследовавшего «оценивающие акты»: когда субъект осуществляет их, он «схватывает» объект и одновременно «направлен» на ценную вещь.
3) Ценностное локализуется преим. в объекте: субъект является лишь реципиентом онтологически независимого от него царства ценностей. Шелер различает ценности и блага как носителей ценных качеств (личности и вещи, в которых реализуются ценности).
Ценности (как и платоновские идеи-эйдосы) могут созерцаться и независимо от своих носителей – как краснота может постигаться и вне отд. красных предметов. Интуитивно-созерцат.
постижение «ранга» той или иной ценности осуществляется в особом акте «предпочтения». Для Н. Гартмана ценности – это сущности или то, посредством чего «всё причастное им становится тем, что они суть сами, а именно ценным» (Hartmann N. Ethik. B., 1926. S.
109); это «содержания», «структуры», открытые для вещей, отношений и личностей, которые к ним стремятся.
4) К оппонентам всех трёх названных направлений принадлежали представители баденской школы (см. в ст. Неокантианство), которые противопоставляли ценности сущему как таковому. Согласно Г.
Риккерту, ценностные значимости (Geltungen) «не относятся ни к области объектов, ни к области субъектов. Они образуют совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта», благодаря чему «мир состоит из действительности и ценностей» (Риккерт Г.
Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 23). Ценности познаваемы лишь опосредованно: непосредственно мы можем сообщаться лишь с благами – в виде личностей или вещей. У Б.
Бауха связующее звено между ценностью и действительностью – «задача», которую ставит перед собой субъект; она соединяет ценность как смыслодающее начало с действительностью как смысловоспринимающим.
Ценности и познание
В. Виндельбанд, выясняя предметные границы философии и конкретных наук, определял философию как «науку о необходимых и общезначимых определениях ценностей» (Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995. С. 39).
Любые суждения – как практические, так и теоретические – с необходимостью включают в себя и оценку своего содержания. Однако существует и особая область ценностного познания: в противоположность естеств.
наукам наука историческая выявляет единичное и неповторимое, интересуется индивидуальным, событийным и устанавливает его «отношение к ценностям» (Wertbeziehung), указывая на уникальное как «представляющее интерес». У Г. Риккерта даже чисто теоретич.
познание включает оценку: реально познавать можно только то, что понимается ценностно. Роль ценностных компонентов в науч. познании рассматривалась М.
Вебером, выдвинувшим концепцию «ценностной идеи», которая определяет установки учёного и его картину мира; особое значение «ценностная идея» имеет для наук о культуре, в т. ч. социологии.
Период после 1930-х гг
Период после 1930-х гг., когда А. подверглась жёсткой критике представителями разных направлений, прежде всего М.
Хайдеггером, характеризуется как дальнейшим развитием аксиологич. проблематики классич. периода, так и разработкой «неклассических» моделей (в т. ч.
в контексте философии языка) и включением А. в исследования прикладного характера.
Натуралистич. понимание ценностей развивали Р. Б. Перри (ценность как производное от интереса), К. Льюис (ценность как «долговременное чувство удовлетворённости»), Дж.
Дьюи, различавший объекты, «провоцирующие» ценностное отношение, и сами ценности, побуждения и желания (в желании, лежащем в основе ценностных установок, различаются два уровня – побуждение и интерес). Все ценностные суждения, по Дьюи, носят опытный характер и подлежат эксперим.
проверке. Элементы бихевиоризма в трактовке ценностей обнаруживаются в работах А. Маслоу, Р. Кеннея и др. англоязычных авторов.
Априорный характер ценностных суждений отстаивали представители феноменологии – Р. Ингарден, Д. Гильдебранд, Ф. Й. фон Ринтелен. Н. О.
Лосский развивал философию ценностей на основании теистического персонализма: Бог как высшая «самоценность» (совпадение бытия и ценностей) есть источник всего тварного ценностного мира, устремлённого к «полноте бытия».
Представители аналитической философии 1930–40-х гг. (А. Айер и др.) считали реальным только факт оценки, а сами оценочные понятия и суждения – лишь выражением определённых эмоций (напр., чувства одобрения или неодобрения). Во 2-й пол. 20 в.
этот подход начинает преодолеваться представителями того же направления – Дж. Урмсоном, Р. Брандтом и Р. Хеаром, исследовавшим в полемике с Айером типологич. различия фактуальных и ценностных суждений и разрабатывавшим концепцию «предпочтений» (преференций).
В дальнейшем Хеар возвращается к строгому различению ценностей-целей и ценностей-средств, выделяя 3 класса сущего: имеющие ценность для себя (люди, животные, возможные сверхъестеств. существа), для других (напр.
, эстетически совершенные природные феномены) и чисто «инструментальную» ценность (урожай и т. п.).
Новым разделом «формальной» А. стало филос. обоснование логики оценок (деонтическая логика и др.).
Проблематика ценностной составляющей в науч. познании стала одной из основных в философии науки, развиваемой постпозитивизмом. И. Лакатос акцентировал эвристич. роль ценностей в науке, Т. Кун – значение максим, норм и ценностей субъектов науч.
творчества, С. Тулмин считал проблему оценки центральной для философии науки и этики, а Л. Лаудан, анализируя иерархию уровней науч. дебатов, выделял среди них аксиологич. слой наряду с фактуальным и методологическим («Наука и ценности», 1984).
Для новейшего этапа характерно смешение изысканий фундаментальной и «прикладной» А. Употребление существительного «ценность» и прилагательного «ценностный» практически во всех сферах человеческого познания и деятельности (от политики до медицины) ведёт к размыванию и опустошению самого понятия.
Это неизбежно заложено в преимущественном отождествлении ценностей с потребностями человеческой природы (аксиологич. натурализм), с социальными интересами (аксиологич. социологизм), с поведенческими приоритетами (аксиологич. прагматизм).
Однако такое понимание ценностей (наиболее отчётливо выраженное в популярном словосочетании «глобальные ценности») не является единственным, т. к.
возможна и трактовка их как уникального достояния личности, определяющего её внутренний мир, – в единстве предметов её устремлений (аспект будущего), невербализуемого переживания-обладания (аспект настоящего) и хранения своих «драгоценностей» в тайниках сердца (аспект прошедшего).
Источник: https://bigenc.ru/philosophy/text/1807424
Читать
Наталья Седова
Философия для медицинских специальностей
© Седова Н.Н., 2018
© ООО «Издательство «КноРус», 2018
Введение
Этот учебник предназначен для студентов медицинских вузов.
Необходимость в его создании обусловлена введением Государственных стандартов высшего профессионального образования поколения 3+, которые предполагают определенные изменения в прежней программе изучения философии.
В то же время в учебнике использован сорокалетний опыт преподавания философии студентам Волгоградского государственного медицинского университета, накопленный не одним поколением преподавателей. Все это определило логику изложения материала.
Как лучше всего использовать этот учебник в подготовке к занятиям? Его основные разделы соответствуют основным разделам философии. Каждый из разделов содержит по две темы. В каждой теме выделены подразделы.
Некоторые из них будут представлены в лекционном курсе, а некоторые – только на семинарских занятиях.
Это зависит от индивидуальной методики, используемой преподавателем, а также от того, что больше заинтересует студентов, о чем они захотят услышать, а что станут изучать самостоятельно.
Выделенные в тексте курсивом вопросы могут быть использованы как проверочные для закрепления материала. Ключевые слова выделены в тексте жирным шрифтом. Каждое из них ориентирует на возможность более глубокого изучения проблемы – через реферативную работу, дискуссии, учебно-исследовательскую работу.
Проблематика философии медицины представлена не отдельной темой, как это обычно предлагается делать, а распределена по всем разделам курса, завершая рассмотрение каждой проблемы.
Рекомендованная литература представлена в конце учебника, но список носит условный характер – преподаватель может порекомендовать другие источники.
Материал ни в коем случае не нужно зазубривать, над ним надо просто размышлять, потому что философию вообще нельзя выучить, но ее можно и нужно изучать.
Раздел I. Философия и ее история
Тема 1. Что такое философия
Человек отличается от всех живых существ, как известно, тем, что он способен мыслить.
Предметом его размышлений могут быть самые разные вещи, но рано или поздно каждый из нас задает себе вопросы, которые принято считать вечными: зачем я живу; почему вообще существует жизнь и в чем ее смысл; что будет в будущем с человечеством; как устроен мир; есть ли в нем другие разумные существа, кроме людей; как устроена Вселенная; существует ли Бог? Их много, этих вопросов. Каждый отвечает по-своему, исходя из своего опыта, своих ценностей и стремлений, основываясь на своих знаниях. Иногда кажется, что не решив для себя этих проблем, невозможно жить дальше. Есть, и всегда были, в мире люди, которые сделали работу по поиску ответов на подобные вопросы смыслом всей своей жизни. Это философы. Их усилиями и создана философия. Но что же это такое – наука, вера, образ мысли, образ жизни или еще что-то?
Философия как наука и мировоззрение
Термин «философия» возник из сочетания двух греческих слов: «филео» («любовь») и «софиа» («мудрость»). Впервые термин употребил древне греческий ученый и философ Пифагор (ок. 580–500 гг. до н. э.), термин оказался настолько удачным, что сразу закрепился и стал употребляться всеми.
Но простой перевод понятия «философия» еще ни о чем не говорит, поэтому со времен Пифагора чуть ли не каждый философ пытался дать свое определение философии и объяснить, как он ее понимает. Из этих попыток возникали и овладевали умами все новые философские направления и школы. Но ответы на главные философские вопросы оставались спорными, и каждое новое поколение вновь задавало их себе.
Человек всегда пытался как-то объяснить мир, понять себя самого как его часть. Но на первых этапах существования человечества знаний о мире было очень мало, поэтому формой его объяснения мира была мифология.
- Мифология (греч. mythología, от mýthos – «предание, сказание» и lógos – «слово, рассказ, учение»):
- 1) фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытно-общинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований – мифов;
- 2) наука, изучающая мифы.
Эта попытка объяснения осуществлялась через олицетворение сил природы, которые воспринимались как живые существа. Устные рассказы о происхождении и творении мира передавались от поколения к поколению, обрастая новыми подробностями.
Как начальная форма мировоззрения мифология выражала не только наивные попытки объяснения природных и социальных явлений, еще не связанные с научным знанием о них (такого знания попросту не было), но и отношение к миру. Мифологическое сознание оперирует конкретным и персональным.
Оно существует и сейчас, с него началась философия, с него начинаются и размышления каждого из нас о самых общих и самых значимых вещах. Наиболее ярким примером являются легенды и мифы Древней Греции – колыбели западной философии, мифы Древней Индии и Китая – родоначальников философии восточной.
Они возникли приблизительно в одно и то же время, никак не связанные между собой, но пытавшиеся отвечать на одинаковые вопросы.
В период между 800 и 200 гг. до н. э. в Индии, Китае и Древней Греции произошел исторический скачок. Люди уже достаточно окрепли, чтобы тратить силы и время не только на выживание, но и на размышления о жизни.
Именно в это время человек начинает осознавать бытие в целом, самого себя и свои возможности. Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление.
Началась духовная борьба, в ходе которой на ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами знания (рис. 1.1).
Знания сначала дополняют верования, потом вытесняют некоторые из них, происходит трансформация мифологии в философию.
Рис. 1.1. Рождение философии
И сразу обнаруживаются два пути в осмыслении человеком самого себя, природы, мира в целом: это путь веры и путь знания. Но и то, и другое не являются достаточными, чтобы признать их философией, ведь мудрость – это и знания, и опыт, и вера, а не только что-то одно.
С другой стороны, философия не существует без знания, ибо взывает к разуму, но не существует и без веры, поскольку ведет речь о предметах, относительно которых знание пока недостижимо.
Лучше всего эту ситуацию описал классик современной философии, ученый-математик, лауреат Нобелевской премии Бертран Рассел:
«Все определенное знание, по моему мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они выходят за пределы определенного знания, принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничейная Земля, открытая для атак с обеих сторон; эта Ничейная Земля и есть философия».
Бертран Рассел
Есть вопросы, на которые наука ответить не может, а теология отвечает неубедительно. К таким вопросам Бертран Рассел относил следующие:
- Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя?
- Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми силами?
- Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель?
- Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели?
- Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку?
- Является ли человек тем, чем он кажется астроному, – крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете?
- Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету?
- А может быть, он является и тем и другим одновременно?
- Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни или же все образы жизни являются только тщетой?
- Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь?
- Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели?
- Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, – просто максимально рафинированная глупость?
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=606790&p=2
Введение
Человек является основным субъектом и объектом, прямо или опосредованно представленным на всех этапах, во всех аспектах и ситуациях социальной работы и, будучи подверженным интегративному влиянию общества, оказывает, в свою очередь, на него ответное влияние. От того, каким является этот человек, каковы, с одной стороны, его ценностные ориентации, установки, потребности и т. п.
C другой — его возможности и способности, права и обязанности, зависит результат воздействия общества на человека и человека на общество.
А значит, и состояние общества и человека, их взаимосвязей и отсюда — возможность реализации гуманистического идеала.
Объективно позитивные и осознаваемые как позитивные ценности, идеалы, установки и т. п.
- В общем случае могут не совпадать, вследствие чего основным направлением и целью социальной работы, ее имманентным смыслом следует считать воздействие в первую очередь на человека с целью формирования у него таких личностных качеств, которые обеспечат выработку социально одобряемых и объективно ценных форм его жизнедеятельности и мышления, соответствующих гуманистическим представлениям о благе общества и самого человека и обусловливающим деятельность, направленную на его достижение.
- Значит, человек — важнейшая ценность и цель социальной работы общества.
- Цель реферата — рассмотреть аксиологию, этику и деонтологию: взаимосвязь и различия.
Аксиология (от др. греч. ?оЯб — ценность) — теория ценностей.
Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
В изучении и регулировании социальной работы большую значимость имеет использование этико-аксиологического подхода с целью определения, обоснования, пропаганды в обществе и главное — реализации гуманистических этических ценностей как собственно социальной работы, так и общества в целом.
Безусловно, этико-аксиологический подход не может считаться единственным при исследовании социальной работы.
Социальная работа многопланова, многофункциональна, содержит много аспектов, вследствие чего в ней имеют место и могут быть выявлены и исследованы различные компоненты — организационная, правовая, экономическая, психологическая, педагогическая, эстетическая и т. п.
, каждая из которых имеет относительно самостоятельную значимость, представляет большой интерес и требует тщательного самостоятельного исследования. Однако социальная работа организуется и проводится обществом, как правило, не для того, чтобы реализовать некие правовые, организационные и прочие установки и амбиции, требующие включения в социальную работу данных компонент в качестве смысла образующих.
Вследствие этого аксиологический подход может считаться одним из важнейших при анализе социальной работы, задающим значимость других важных компонент социальной работы, хотя и не единственным.
Заключаясь в обосновании, анализе ее ценностного смысла и содержания, всестороннем рассмотрении ее в целом и поэлементно с точки зрения теории ценностей, в аксиологический подход в социальной работе, представляется необходимым, целесообразным и одним из важнейших.
Аксиологический подход в исследовании социальной работы содержит в себе известную трудность, поскольку ценности, как известно, порой отражают не то, что имеется на самом деле, а то, что должно быть.
Но и в этом смысле аксиологический подход не менее целесообразен и оправдан, поскольку позволяет оценить потенциал социальной работы и на основании сопоставления действительного и желаемого, оценки соответствия сущего должному, определить стратегические направления ее развития и совершенствования, сделать заключение о необходимых для осуществления этой деятельности условиях и ресурсах. Поэтому главная цель применения аксиологического подхода в социальной работе — этический анализ сущего, его оценка и разработка идеала. Функции, которые при этом выполняет аксиологический подход в социальной работе (аналитическая, оценочная, прогностическая, целеполагающая и другие), позволяют существенно повысить эффективность и качество социальной работы.
- Можно сделать вывод, что основными ценностями социальной работы, присутствующими на любом из ее этапов, в любом из ее аспектов и направлений, хотя и не всегда осознаваемыми, являются человек и общество, их благо, совершенствование и развитие.
- Эти ценности в каждый конкретно-исторический момент времени в конкретном обществе в зависимости от наличных условий жизнедеятельности человека и общества, состояния и уровня развития общественного и индивидуального сознания могут быть представлены в различных формах и сочетаниях, наполняться различным содержанием и, соответственно, по-разному осознаваться и интерпретироваться общественным и индивидуальным сознанием, поскольку, как известно, ценности в различных условиях не тождественны самим себе.
- Поэтому аксиологический подход в социальной работе имеет большую значимость не только для собственно социальной работы, но и для общества в целом и для каждого человека, поскольку его применение позволяет дать объективную оценку социальной работе, определить ее истинное место и роль в жизнедеятельности общества и человека, и на этом основании — существенно повысить ее эффективность, а значит, повысить темпы социального прогресса.
Социальная работа в обществе организуется и проводится в связи с необходимостью реализации ценности человека, который объективно является (хотя и не всегда осознается) главной социально-значимой ценностью. Очевидно при этом, что деятельность предпринимается также в связи с необходимостью реализации ценности общества, вне которого невозможна реализация человека как личности.
Реализация ценности человека, максимальное раскрытие его творческого потенциала становится важнейшим продуктом деятельности.
Вследствие этого необходимость реализации ценности человека может быть признана важнейшим основанием социальной работы, обусловливающим ее место и роль, цели и задачи, сущность и содержание, основные направления и формы в обществе, а ценность человека — высшей ценностью.
Ценностные основания социальной работы, реализуемые ею ценности, являются одной из важнейших детерминант сущности и содержания не только самой социальной работы, но и общественных отношений и общественного бытия.
Ценности социальной работы одновременно становятся одним из важнейших факторов и условий социального прогресса.
Из этого следует, что специфическая система ценностей является одним из важнейших оснований и сущностных составляющих социальной работы, детерминирующим ее смысл и содержание, направленность и цели.
При этом в социальной работе должны быть гармонично представлены как личностные ценности и цели индивида, так и социальные ценности и цели общества, поскольку господство как социального над индивидуальным, так и господство индивидуального над социальным приводит к нарушению гармонии в обществе в целом.
Поэтому социальная работа является особым, специфическим видом деятельности, основным смыслом, содержанием, направленностью и целями которой является обеспечение баланса и реализации как социально значимых ценностей, так и индивидуально значимых ценностей.
Вместе с тем профессионально-этические основания социальной работы (в части детерминации и обоснования смысла и сущности, содержания и направленности теории и практики) являются одновременно одним из сущностных законов ее функционирования и развития, поскольку ценности имманентно представлены во всех ее элементах.
Вследствие этого целесообразно говорить об аксиологии социальной работы — учении о ее профессионально значимых ценностях.
Источник: https://studwood.ru/639792/sotsiologiya/aksiologiya_sotsialnoy_raboty