Аксиология — в помощь студенту

Определение 1

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Аксиология — это философское учение о ценностях отдельной личности, коллектива, общества, включая материальные, культурные, духовные, нравственные и психологические ценности и их соотношение с миром, а также изменение нормативно-ценностной системы в процессе ее исторического развития.

Аксиология зародилась в западной философии в конце $19$ века. Но само понятие было введено только $1902$ году французским философом Лапи и обозначало раздел философии, исследующий проблему ценностей.

Определение 2

Ценности – это вещественные свойства явлений, психологические характеристики человеческой личности, явления жизни общества, обозначающие определенное значение для человека или общества.

Выделяют обычно несколько типов ценностей:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Этапы постэмбрионального развития человека - в помощь студенту

Оценим за полчаса!
  • экономические,
  • нравственные,
  • эстетические,
  • познавательные,
  • психологические,
  • социальные.

Аксиология имела длительный путь развития. Философы древности по-разному описывали систему ценностей. В древней восточной философии уделялось огромное внимание исследованию человеческого внутреннего мира. Высшей ценностью индийские философы считали дух, соотносимый с душой.

Мыслители Древней Греции отмечали зависимость ценностей воспитания от ценностных ориентиров общества, государства. В Средние века высшим благом являлось служение Богу, и ценность человека полностью зависела от его союза с Богом.

В период Возрождения формируется культура гуманизма, которая провозгласила ценность личности и развития человека.

Аксиология - в помощь студенту

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Во второй половине $ХХ$ века появилось учение о ценностях, и рассматривались они как объекты научного познания. Разные подходы к ценностям привели в итоге к появлению аксиологических концепций, которые рассматривали в виде ценностей познавательную деятельность, знание, воспитание и образование.

Развитие науки заставляет образование, по большей части ориентированное на выполнение определенного социального заказа, уделять внимание информированию учащихся, развитию познавательной деятельности, при этом меньше обращаясь к нравственным характеристикам личности.

Не смотря на это, ценности не утрачивают своего огромного значения для людей, и, постепенно, гуманизация общественных процессов приводит к необходимости единения знаний о человеке, природе и обществе.

В результате этого, основным смыслом сегодняшнего образования становится создание благоприятных условий для саморазвития личности как высшей ценности. Эту задачу невозможно решить без обращения к образовательным ценностям.

Педагогическая аксиология

Определение 3

Педагогическая аксиология – это большая область педагогических знаний, которая рассматривает ценности образования со стороны самоценности человека и осуществляет ценностные подходы к образованию в целом, базируясь на ценности самого образования.

Педагогическая аксиология в педагогике играет роль методологической основы, которая определяет систему педагогических взглядов, основой которых является ценность человеческой жизни, воспитания, обучения, педагогической деятельности, а также образования. Эти знания определяют ценностное сознание, отношение и ценностное поведение личности.

Замечание 1

Ценностное сознание – это наивысший уровень психической саморегуляции и отражения, представляющий собой постоянно меняющуюся совокупность умственных и чувственных образов ценных для индивида. Для ценностного сознания характерны активность, направленность на предмет, способность к рефлексии и самонаблюдению. Оно обладает мотивационно-ценностным характером и определенным уровнем ясности.

Ценностное отношение – это комплексное образование личности, которое основывается на опыте личности, сформированном через деятельность и общение, и отражает выбор человека между ориентацией на ближайшую цель или отдаленную перспективу с учетом ценностей общественного сознания. Такое отношение является основой ценностного поведения.

Ценностное поведение – это совокупность фактических действий, проявлений жизнедеятельности человека, с учетом определенных ценностей.

Ценностное поведение — это внешнее выражение внутреннего мира человека, системы его жизненных ценностей и идеалов. Следует отметить, что просто знание определенных норм и правил недостаточно.

Они должны быть усвоены человеком и осознанно приняты в качестве собственных убеждений.

Проблемы педагогической аксиологии являются параллельно образовательными и мировоззренческими.

Предметом педагогической аксиологии выступает формирование ценностного сознания, отношения и ценностного поведения личности. Отдельный индивид или общество признаются носителями ценностей. Определение ценностных аспектов образования возможно только на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи педагогической аксиологии

Задачи педагогической аксиологии заключаются в следующем:

  • анализ исторического развития педагогической теории и образовательной практики с позиции теории ценностей;
  • определение ценностных оснований образования, которые отражают его аксиологическую направленность;
  • формирование ценностных подходов к определению стратегий развития и содержания отечественного образования.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/aksiologiya_v_pedagogike/

Написание курсовых, дипломных, контрольных работ по аксиологии

Философским разделом, занимающимся теорией ценностей, называется аксиология. Этим направлением изучается ценностная природа, ее место в реальной жизни и структуре мира.

Другими словами, их взаимосвязь, включая социальные, культурные факторы с личностной структурой. Сократ первым поставил подобный вопрос на обсуждение и сделал его философским центром с основным вопросом – познать значение блага.

Это понятие означает реализованную ценность или полезность, где одно и другое является двумя сторонами одной медали.

Во времена античности и средневековья, ценность изучалась наравне с бытием с пониманием полноты последнего, как абсолютной человеческой ценности, которая выражала идеалы этики и эстетики.

По концепции Платона такие понятия, как Бытие, Добро и Красота отождествлялись с Единым или Благом. Этой же трактовки придерживались и все его единомышленники. Появление аксиологии происходит во время расщепления бытия на двое – Ценность с Реальностью для практической реализации.

В этом случае аксиологической задачей становится показ возможностей разума в общем бытие.

Ценностью отражается реальная человеческая связь и природная с социальными явлениями, где она и выражает к ним свое отношение, и придает значимость с отражением органических связей реальных личностных потребностей с интересами, включая внутренние цели и устремления, идеи и идеалы.

Рефераты по аксиологии

Реферат представляет собой краткое и грамотное изложение прочитанного учебного материала, соответствующего заданной теме. Такая работа способствует лучшему пониманию основ дисциплины, ее задач, целей и вопросов с приобретением самостоятельных навыков обработки и лаконичного обобщения изученного текста.

Контрольные работы по аксиологии

Контрольная работа – это первая и основная проверка полученной за определенный период информации по изучаемой дисциплине. Также она способствует более глубокому самостоятельному изучению одной из предложенных тем с приобретением навыков оформления подобных письменных работ и анализа научной информации, что является неотъемлемой частью учебного процесса в ВУЗе.

Отчеты по практике по аксиологии

Посредством учебной практики у студентов появляется возможность увидеть специфику деятельности выбранной ими профессии.

Во время прохождения практики студенты осваивают навыки практического применения теоретических знаний, уже полученных за время обучения, куда входят аксиологические методы и способы.

Также они учатся взаимодействовать со своими коллегами, одновременно оценивая их деятельность.

Каждую работу мы ведем до полной сдачи. В случае защиты диплома мы вносим все необходимые коррективы до окончательного принятия преподавателем.

Все работы уникальны и создаются специально для каждого заказчика. Созданный нами реферат или курсовая есть только в одном экземпляре – у Вас на столе (и у вашего преподавателя, конечно)!

Именно поэтому многие наши клиенты, заказав однажды, продолжают это делать в процессе всего оставшегося учебного процесса.

Источник: http://www.akademik.su/spisok-predmetov/filosofy/aksiologiya/

Аксиология

Люди постоянно соизмеряют свои действия со своими целями, общепризнанными нормами. В истории сталкиваются различные идеалы, абсолюты и святыни. В каждой культуре обнаруживается ее ценностная природа, то есть наличие в ней стойких ценностных ориентаций.

Например, технократическое сознание предлагает людям следовать социоинженерным рецептам. Общество в целом представляется им грандиозной машиной, где отлажены все человеческие связи. Однако люди поступают нередко вопреки этим императивам.

Технократы с горечью констатируют: «Человек неуправляем!» Многие поэтому отказываются рассматривать науку как единственное и всесильное средство разрешения любых человеческих проблем.

Они даже отвергают науку как способ достижения гармонии на путях рационально спроектированного миропорядка.

Ценности также более подвижны, нежели культурно-исторические стандарты. В рамках одной культуры может произойти смена ценностных ориентаций.

Американский культуролог Даниэль Белл в работе «Культурные противоречия капитализма» показал, что на протяжении исторической судьбы капиталистической формации радикально менялись ценностные ориентации от протестантской этики до модернизма, то есть совокупности новых жизненно-практических установок.

4. Ценность ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем.

Представляется возможным оспорить и четвертое толкование ценности как прямой ассоциации со стилем поведения. Ценности далеко не всегда находят прямое отражение в социальной практике. Иначе говоря, можно иметь и умозрительные идеалы.

Те или иные ориентации могут не подкрепляться реальными поступками и, следовательно, не получать воплощения в жизненном стиле. Скажем, индивид воспринимает доброту как безоговорочную ценность, однако реальных добрых поступков не совершает.

Многообразие трактовок центрального, для аксиологии понятия «ценность»,обусловлено различиями в решении проблемы соотношения онтологического-гносеологического-социологического, объективного-субъективного, материального-идеального, индивидуального-общественного. Поэтому, применительно к характеристике ценностной системы, оно порождает многообразие аксиологических интерпретаций мира культуры, толкований структуры, положения и роли ценностей в социокультурном пространстве.

Тем не менее, базовой для аксиологии является проблема обоснования возможности существования ценностей в структуре бытия в целом и их связи с предметной реальностью. С этой точки зрения ценность как бы стягивает все духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека.

Она характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущена через личность, через ее внутренний мир.

Если идея, к примеру, – это прорыв к постижению отдельных сторон бытия, индивидуальной и общественной жизни, то ценность – это скорее личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека.

Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Понятия «добро» или «зло», «прекрасное» или «безобразное», «праведное» или «неправедное» могут быть названы ценностями.

В свою очередь, вязанные с ними взгляды, убеждения людей – ценностными идеями, которые могут оцениваться как приемлемые или неприемлемые, оптимистические или пессимистические, активно-творческие или пассивно-созерцательные.

Именно в этом значении те ориентации, которые обусловливают человеческое поведение, называют ценностными.

Внимание специалистов не случайно привлекают аксиологические аспекты науки, человеческой деятельности, человеческого творчества. Роль ценностей в благополучии существования современного чело­века и общества действительно велика. Р.У.

  Сперри   показал, что «наши текущие глобальные кризисы являются в большей мере результатом неадекватных социальных ценностей  и воззрений… что человеческая судьба и судьба всей нашей биосферы оказались в полной зависимости от тех воззрений и ценностей, которые выберут следующие поколения…

в соответствии с которыми они будут жить и которыми они будут руководствоваться». Речь идет о духовном обращении человечества к новому пониманию высших ценностей. И суть не столько даже в понимании, сколько в появлении этих ценностей и их приятии людьми в их страстных чувствах.

Такие воззрения и ценности определяют сам образ мышления, характер разумности познания и деятельности, отношений между людьми, отношения к природе. И именно это — важнейшее для развития человечества, для достижения им хотя бы относительной стабильности осмысленного бытия.

Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются как ценностные категории, нормы, цели и идеалы, которые, в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие на все сферы человеческой жизни. Какой бы божественно-вселенский или космический характер по своему происхождению и сущности ценности не имели, судить о них мы можем лишь по их реальному проявлению в нашей жизни, в многообразных отношениях человека к самому себе, к другим людям, обществу и природе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аксиология. / База знаний de-facto. www.examen.ru

  2. Батищев Г.С. Истина и ценности// Познание в социальном контексте. М.: РАН, 1994. – С.61 – 78.

  3. В. П. Большаков. Культура как форма человечности. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. Великий Новгород: 2000.

  4. Большаков В.П. Ноосфера, культура и время. // Вестник НовГУ. Сер.: Гуманитарные науки. 1998. ° 9.

  5. Большаков В.П. Смысл культуры, ее уровни и ценности./ Административный сервер НоаГУ. www.admin.novsu.ac.ru

  6. Выжлецов  Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.

  7. Хруцкий К.С. Аксиологический подход в современной валеологии // Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук (09.00.013). Новгород, 2000.

  8. В.С.Черняк. Ценностные аспекты коперниканской революции.//Институт философии Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М.:РАН,1998.

24

Источник: https://studizba.com/files/show/doc/164384-3-156082.html

Становление и задачи аксиологии в педагогике

Данная тема рассматривает такие вопросы:

  • Становление аксиологии.
  • Что такое педагогическая аксиология.
  • Задачи аксиологии в педагогике.

Становление аксиологии

Определение 1

Аксиология МТИ– это учение в философии о ценностях конкретного человека, коллектива, социума. Относят такие ценности: материальные, культурные, духовные, нравственные, психологические. Происходит соотношение этих ценностей с миром, и изменение нормативно-ценностной системы в ходе её исторического развития.

Аксиология берёт своё начало в западной философии в конце 19 столетия. Понятие «аксиология» было введено французским философом Лапи в 1902 году. Тогда данный термин обозначал раздел философии, который изучал проблемы ценностей.

Определение 2

Ценности в педагогике – это вещественные характеристики явлений, особенности человеческой психологии, явления жизни социума, которые называют конкретное значение для личности или общества. Одна из важных аксиологических ценностей – это воспитание.

Выделяют такие основные виды ценностей:

  • Нравственные.
  • Экономические.
  • Эстетические.
  • Познавательные.
  • Психологические.
  • Социальные.

Аксиология, как наука, развивалась достаточно медленно и долго. Древние философы по-разному определяли систему ценностей. Древняя восточная философия изучала внутренний мир человека. Главной ценностью для индийских философов был дух, который соотносился с душой.

Философы Древней Греции считали зависимость ценностей воспитания от ценностных ориентиров социума и государства. В Средневековье люди начали поклоняться Богу, от чего и зависела человеческая ценность.

Читайте также:  Виды ценных бумаг - в помощь студенту

В эпоху Возрождения формируется гуманизм, который считал высшей ценностью личность и её развитие.

Учение о ценностях появилось во второй половине 20 столетия. Ценности в этот период рассматривались как объекты научного познания. Были найдены различные подходы к ценностям, что привело к формированию аксиологических концепций. Эти концепции рассматривали в виде ценностей познавательную активность, знания, воспитание и образование.

Образование ориентировалось на выполнение конкретного социального заказа. Во время развития науки образование начало уделять больше внимания информированию учеников, развитию познавательной активности, и меньше обращало внимание на нравственные свойства человека.

При этом ценности для человека остаются играть важную роль. Гуманизация общественных процессов приводит к необходимости соединения знаний о человеке, природе и социуме. Поэтому главным смыслом современного образования становится формирование необходимых условий для развития личности как главной ценности.

Данную цель сложно осуществить без обращения к образовательным ценностям.

Понятие педагогической аксиологии

Определение 3

Педагогическая аксиология – это широкая область знаний в педагогике, которая изучает ценности образования со стороны важности человека и проводит ценностные подходы к образованию в целом, основываясь на ценности самого образования.

В педагогике аксиология является методологической основой, которая определяет систему педагогических взглядов, где основа – это ценность жизни человека, воспитания, обучения, педагогической активности и образования. Такие знания определяют ценностное сознание, отношение и поведение человека.

Замечание 1

Ценностное сознание – это высшая степень психической саморегуляции и отражения, которая является комплексом умственных и чувственных изменений, ценных для личности. Для данного понятия характерны активность, направленность на предмет, возможность рефлексии и самонаблюдения. Ценностное сознание имеет мотивационно-ценностный характер и определённый уровень ясности.

Ценностное отношение в педагогике – это комплексное образование индивида, основой которого является опыт человека, сформированный через работу и общение. Он показывает выбор человека между ориентацией на ближайшую задачу или отдаленную перспективу с учетом ценностей сознания общественности. Ценностное отношение считается основой ценностного поведения.

Ценностное поведение – это комплекс фактических действий, проявлений жизнедеятельности личности, с учетом конкретных ценностей. Также это внешнее выражение человеческого внутреннего мира, его системы жизненных ценностей и идеалов. Иногда знание конкретных норм и правил бывает недостаточным. Важно, чтобы человек усвоил эти нормы и принял в форме собственных убеждений. 

Проблемы педагогической аксиологии считаются одновременно образовательными и мировоззренческими.

Предмет аксиологии в педагогике – это формирование ценностного сознания, отношения и поведения человека. Носителями ценностей являются личность или общество. Определить ценностный аспект образования можно на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи педагогической аксиологии

Выделяют следующие цели аксиологии в педагогике:

  • Анализ исторического развития теорий в педагогике и образовательной практики со стороны теории ценностей.
  • Формирование ценностных оснований образования, которые показывают его аксиологическую направленность.
  • Определение ценностных подходов к стратегиям развития и содержания отечественного обучения.

Определение 4

Аксиологизация – это систематический учёт возможных ценностных ориентаций и систем в образовании и воспитании человека.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/metody-issledovanija-v-pedagogike/stanovlenie-aksiologii-v-pedagogike/

Читать реферат по философии: "Аксиология как учение о ценностях"

(Назад) (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

  • ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
  • ФИЛИАЛ В г. БАРНАУЛЕ Кафедра философии, истории и права АКСИОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ
  • Реферат по философииВыполнил студент
  • группы 2БГ-2
  • Борисова Анна ВладимировнаНаучный руководитель

к. филос. н., доцент В.

Е. Фомин

оценкаБарнаул 2006

План. Введение

    Предыстория аксиологииСтановление философской теории ценности в конце XIX– начале XX вековОбщие методологические предпосылки аксиологииЧто такое ценностиЗачем нужна конструктивная аксиология и её принципыАльтернативы аксиологии

Заключение

Список литературы Введение. Я выбрала тему «Аксиология как учение о ценностях». Выбрала её потому, что она является одной из актуальных в настоящее время, так как в современном мире люди начинают забывать о духовных ценностях и сё больше думают материальных. Это является проблемой современного мира.

При написании реферата я изучила доступную литературу, а именно: «Философия теории ценностей» М. С.Кагана, «Ценности в проблеме мира: философские основания и социальные приложения Конструктивной аксиологии» Н. С. Розова, «Проблема ценности в философии» А. Г. Харчевой. Так как в этих работах наиболее полно, широко и доступно изложена аксиология.

Вопросы, о которых пойдет речь в данной работе, сами по себе далеко не новы. Это вопросы о полезном и вредном, добре и зле, справедливом и несправедливом, должном и недопустимом, прекрасном и безобразном, об идеале и благе. Все это и принято суммарно именовать ценностями, положительными и отрицательными. Эти вопросы и явились для меня задачами при написании реферата:

  1. — проследить предысторию аксиологии;
  2. — проанализировать становление философской теории ценности;
  3. — изучить методологические предпосылки аксиологии;
  4. — понять, что такое ценности;
  5. — выявить смысл конструктивной аксиологии, и нужна ли она;
  6. — просмотреть альтернативы аксиологии.

Я поставила перед собой ряд задач, на которые должна найти ответ. 1. Предыстория аксиологии. Аксиология (от axio – ценность, logos – слово, учение) – один из самых молодых разделов философии. Как самостоятельная философская наука аксиология появилась лишь в конце прошлого века.

Разумеется, суждения о различных видах ценности – о благе, доброте, красоте, святости и т. п.

– встречаются и у классиков античной философии, и у теологов средневековья, и у ренессансных мыслителей, и у философов Нового времени, однако обобщающего представления о ценности как токовой и соответственно о закономерности её проявления в различных конкретных формах в философии не было до середины прошлого столетия.

Чем же объясняется такое позднее рождение теории ценности? Вопрос этот тем более существен, что смежная с аксиологией отрасль философии – гносеология – давно уже обрела теоретическую самостоятельность, в XVII веке её проблематика находилась в центре философских дискуссий, а в учении Г.

Гегеля само развитие человечества было определено как познавательный процесс – процесс “самопознание Абсолютного Духа”.

Хотя представления о доброте, благе, красоте, величии и ряде других подобных явлений культуры уже были предметом размышления античных философов, анализировались явления эти разрозненно, ибо не

Источник: https://referat.co/ref/22854/read?p=1

АКСИОЛО́ГИЯ

Авторы: В. К. Шохин

АКСИОЛО́ГИЯ (от греч. ἀξία – цен­ность и …логия), фи­лос. дис­ци­п­ли­на, ис­сле­дую­щая цен­но­сти, ие­рар­хию цен­но­ст­но­го ми­ра, его он­то­ло­гич. ста­тус, спо­со­бы его по­зна­ния, спе­ци­фи­ку цен­но­ст­ных су­ж­де­ний. Тер­мин «А.» был вве­дён в 1902 франц. фи­ло­со­фом П.

 Ла­пи, а в 1904 стал оз­на­чать один из раз­де­лов фи­ло­со­фии у Э. Гарт­ма­на. А. в соб­ст­вен­ном смыс­ле це­ле­со­об­раз­но от­де­лять от ага­то­ло­гии (тер­мин вве­дён А. Г. Ба­ум­гар­те­ном) как уче­ния о бла­ге и те­ле­ма­то­ло­гии (тер­мин вве­дён К. А.

 Кру­зи­ем) как уче­ния о це­лях (все эти по­ня­тия рас­смат­ри­ва­ют­ся в со­вре­мен­ной А.).

Становление и развитие аксиологии

На­чи­ная с ан­тич­но­сти и вплоть до 19 в. об­ра­ще­ние к про­бле­ма­ти­ке цен­но­стей про­ис­хо­ди­ло пре­им. в кон­тек­сте та­ких дис­ци­п­лин, как эти­ка и по­лит­эко­но­мия, а так­же эс­те­ти­ка, ан­тро­по­ло­гия, фи­ло­со­фия го­су­дар­ст­ва и пра­ва и др. (уже в «Эко­но­ми­ке» Ксе­но­фон­та за­фик­си­ро­ва­но по­ня­тие цен­но­сти, ото­жде­ст­в­ляе­мой с по­лез­но­стью, а И.

 Кант в «Кри­ти­ке прак­ти­че­ско­го ра­зу­ма» раз­ли­ча­ет от­но­сит. цен­ность, или це­ну, и цен­ность аб­со­лют­ную – «дос­то­ин­ст­во» че­ло­ве­че­ской лич­но­сти и об­ще­зна­чи­мо­го нравств. за­ко­на). Важ­ным эта­пом ак­сио­ло­гич. мыс­ли явил­ся вы­ход «Но­вой или ан­тро­по­ло­ги­че­ской кри­ти­ки ра­зу­ма» Я. Ф.

Фри­за («Neue oder an­thro­polo­gische Kri­tik der Ver­nunft», 1808), где цен­но­сти рассмат­ри­ва­ют­ся в ка­че­ст­ве со­дер­жа­ния всей «прак­ти­че­ской фи­ло­со­фии». Ф. Э.

Бе­не­ке в по­ле­ми­ке с кан­тов­ской кон­цеп­ци­ей аб­со­лют­ной цен­но­сти («Ос­но­во­по­ло­же­ние к фи­зи­ке нра­вов», «Grun­d­legung zur Physik der Sit­ten», 1822) выдви­га­ет по­ня­тие ин­ди­ви­ду­аль­ной цен­но­ст­ной ус­та­нов­ки (ei­gentüm­li­che Wert­ge­bung). Р. Г. Лот­це опе­ри­ру­ет ка­те­го­ри­ей цен­но­сти прак­ти­че­ски во всех сво­их со­чи­не­ни­ях.

Глав­ным ор­га­ном воспри­ятия цен­но­стей вы­сту­па­ет у Лот­це не­кое «от­кро­ве­ние»; при всей сво­ей субъ­ек­тив­но­сти цен­но­сти не соз­да­ют­ся субъ­ек­том, но лишь «рас­кры­ва­ют­ся» им. А. Ритчль ак­цен­ти­ру­ет раз­ли­чие ме­ж­ду цен­но­ст­ны­ми су­ж­де­ния­ми и тео­ре­ти­че­ски­ми. Ф.

 Брен­та­но вы­де­ля­ет класс ду­шев­ных пе­ре­жи­ва­ний (Gemüts­be­we­gun­gen), с ко­то­ры­ми свя­за­ны чув­ст­ва удо­воль­ст­вия и не­удо­воль­ст­вия, ос­но­во­по­лож­ные для цен­но­ст­ных су­ж­де­ний. Обо­ст­ре­ни­ем ин­те­ре­са к цен­но­ст­ной про­бле­ма­ти­ке фи­ло­со­фия куль­ту­ры 2-й пол. 19 в. бы­ла обя­за­на и Ф. Ниц­ше, вы­сту­пив­ше­му с тре­бо­ва­ни­ем «пе­ре­оцен­ки» преж­них выс­ших цен­но­стей.

Период 1890-х – 1920-х гг

Пе­ри­од 1890-х – 1920-х гг. мо­жет быть на­зван эпо­хой клас­си­че­ской А., ко­гда про­бле­ма­ти­ка цен­но­стей ста­ла ед­ва ли не пре­об­ла­даю­щей в ев­роп. фи­ло­со­фии и в сис­те­ма­тич. раз­ра­бот­ку её так или ина­че бы­ли во­вле­че­ны все зна­чи­тель­ные фи­ло­со­фы эпо­хи.

В струк­ту­ре её мож­но вы­де­лить А. «фор­маль­ную» – при­ме­не­ние об­щих ло­гич. за­ко­нов к цен­но­ст­ным от­но­ше­ни­ям, А. «ма­те­ри­аль­ную» – по­строе­ние ие­рар­хии цен­но­стей, а так­же ак­сио­ло­гич. «он­то­ло­гию» и «гно­сео­ло­гию».

Цен­ность ли­бо рас­смат­ри­ва­ет­ся как пре­дель­ное по­ня­тие, не сво­ди­мое к че­му-ли­бо ино­му, ли­бо оп­ре­де­ля­ет­ся че­рез что-то дру­гое: удо­воль­ст­вие (В. Шуп­пе, Т. Липпс, Х. Кор­не­ли­ус, Гер­ма­ния), же­лае­мое (Х. Эрен­фельс, Ав­стрия; Ф. Крю­гер, Гер­ма­ния; Т. А. Ри­бо, А.

Фуйе, Фран­ция), по­треб­ность (О. Кюль­пе, Х. Гёф­фдинг), ин­те­рес (Дж. Сан­тая­на, ран­ний Р. Б. Пер­ри, США; ран­ний Дж. Дьюи).

Иерархия ценностей

Ие­рар­хия цен­но­стей од­ним из пер­вых бы­ла пред­ло­же­на Э. Гарт­ма­ном в ви­де вос­хо­дя­ще­го ря­да: удо­воль­ст­вие – це­ле­со­об­раз­ность – кра­со­та – нрав­ст­вен­ность – ре­ли­ги­оз­ность. М.

 Ше­лер опи­сы­вал шка­лу цен­но­ст­ных мо­даль­ностей в по­сле­до­ва­тель­но­сти че­ты­рёх ря­дов: 1) «при­ят­ное» и «не­при­ят­ное»; 2) ви­таль­ные цен­но­сти («бла­го­по­лу­чие», «бла­го­сос­тоя­ние», здо­ро­вье и бо­лезнь и т. п.

); 3) ду­хов­ные цен­но­сти: «пре­крас­ное» и «без­образ­ное», «спра­вед­ли­вое» и «не­спра­вед­ли­вое», цен­но­сти чис­то­го по­зна­ния ис­ти­ны; 4) выс­шая мо­даль­ность «свя­то­го» и «не­свя­то­го», яв­ляю­щая се­бя толь­ко в «аб­со­лют­ных пред­ме­тах», так что все ос­таль­ные цен­но­сти яв­ля­ют­ся её сим­во­ла­ми (Ше­лер М.

Из­бран­ные про­из­ве­де­ния. М., 1994. С. 323–327). Э. Шпран­гер пред­ла­гал раз­ли­чать уров­ни цен­но­сти в за­ви­си­мо­сти от то­го, мож­но ли тот или иной ряд от­не­сти к сред­ст­вам или це­лям по от­но­ше­нию к дру­гим (толь­ко сред­ст­вом ока­зы­ва­ют­ся эко­но­мич.

цен­но­сти, толь­ко це­лью – ре­ли­ги­оз­ные; меж­ду ни­ми рас­по­ла­га­ют­ся цен­но­сти тео­ре­ти­че­ские и эс­те­ти­че­ские, по­ли­ти­че­ские и со­ци­аль­ные). У Г. Рик­кер­та пер­вую триа­ду цен­но­стей со­став­ля­ют цен­но­сти тео­ре­ти­че­ские (на­уч­ные), эс­те­ти­че­ские и цен­но­сти мо­ни­стич. ре­ли­гии.

Триа­да цен­но­стей, со­от­но­си­мых с лич­но­стя­ми, скла­ды­ва­ет­ся из цен­но­стей нрав­ст­вен­ных, цен­но­стей лич­ной жиз­ни (пер­вая из них есть лю­бовь) и цен­но­стей теи­стич. ре­ли­гии. Пер­со­на­лист В. Штерн раз­ли­чал цен­но­сти-це­ли и цен­но­сти-но­си­те­ли (сред­ст­ва); ие­рар­хия «са­мо­цен­но­стей» (Selbstwerte) – лич­но­стей разл. по­ряд­ков – увен­чи­ва­ет­ся Бо­же­ст­вен­ной Все­лич­но­стью.

Ценности и бытие

«Цен­но­ст­ная си­туа­ция», по ана­ло­гии с по­зна­ват. ак­том, рас­смат­ри­ва­лась в трие­дин­ст­ве со­став­ляю­щих: субъ­ект («оце­ни­ваю­щее»), объ­ект («оце­ни­вае­мое») и от­но­ше­ние меж­ду ни­ми («оце­ни­ва­ние»). Разл. пред­став­ле­ния о «ло­ка­ли­за­ции» цен­но­ст­но­го ис­чер­пы­ва­ют че­ты­ре ло­гич. воз­мож­но­сти.

1) Цен­но­ст­ное ло­ка­ли­зу­ет­ся пре­им. в оце­ни­ваю­щем субъ­ек­те. Ак­сио­ло­гам, со­от­но­сив­шим цен­но­сти с ка­ким-то од­ним ас­пек­том ду­шев­ной дея­тель­но­сти (Х. Эрен­фельс, Р. Гольд­шид, А. Фуйе свя­зы­ва­ли их с же­ла­тель­но­стью, Г.

 Шварц, Г. Мюн­стер­берг, Г. Ко­ген – с во­лей, В. Шуп­пе, В. Диль­тей, А. Дёринг – с внут­рен­ним чув­ст­вом), про­ти­во­стоя­ли те, кто счи­тал цен­но­сти дос­тоя­ни­ем це­ло­ст­но­го, а не раз­дроб­лен­но­го субъ­ек­та (А. Риль, Ферд. Шил­лер и др.).

2) Цен­но­ст­ное по­ме­ща­ет­ся не толь­ко в субъ­ект­ный, но и в объ­ект­ный ком­по­нент цен­но­ст­но­го от­но­ше­ния (по­сле­дова­те­ли Р. Г. Лот­це и Ф. Брен­та­но). А.

фон Мей­нонг счи­тал не­пра­во­мер­ным вы­во­дить цен­ность объ­ек­та из его же­лае­мо­сти или спо­соб­но­сти удов­ле­тво­рять на­ши по­треб­но­сти, ибо от­но­ше­ния здесь ско­рее про­ти­во­по­лож­ные – же­ла­тель­но и удов­ле­тво­ря­ет на­ши по­треб­но­сти то, что мы уже счи­та­ем для нас цен­ным. Дж.

 Мур счи­тал, что цен­ность – объ­ек­тив­ное свой­ст­во пред­ме­та, по­сти­гае­мое в осо­бой ин­туи­ции. У И. Хей­де цен­ность есть осо­бое от­но­ше­ние вза­им­ной «при­уро­чен­но­сти» ме­ж­ду объ­ек­том цен­но­сти и её чув­ст­вом. К то­му же на­прав­ле­нию мож­но от­не­сти и Э.

 Гус­сер­ля, ис­сле­до­вав­ше­го «оце­ни­ваю­щие ак­ты»: ко­гда субъ­ект осу­ще­ст­в­ля­ет их, он «схва­ты­ва­ет» объ­ект и од­но­вре­мен­но «на­прав­лен» на цен­ную вещь.

3) Цен­но­ст­ное ло­ка­ли­зу­ет­ся пре­им. в объ­ек­те: субъ­ект яв­ля­ет­ся лишь ре­ци­пи­ен­том он­то­ло­ги­че­ски не­за­ви­си­мо­го от не­го цар­ст­ва цен­но­стей. Ше­лер раз­ли­ча­ет цен­но­сти и бла­га как но­си­те­лей цен­ных ка­честв (лич­но­сти и ве­щи, в ко­то­рых реа­ли­зу­ют­ся цен­но­сти).

Цен­но­сти (как и пла­то­нов­ские идеи-эй­до­сы) мо­гут со­зер­цать­ся и не­за­ви­си­мо от сво­их но­си­те­лей – как крас­но­та мо­жет по­сти­гать­ся и вне отд. крас­ных пред­ме­тов. Ин­туи­тив­но-со­зер­цат.

по­сти­же­ние «ран­га» той или иной цен­но­сти осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в осо­бом ак­те «пред­поч­те­ния». Для Н. Гарт­ма­на цен­но­сти – это сущ­но­сти или то, по­сред­ст­вом че­го «всё при­ча­ст­ное им ста­но­вит­ся тем, что они суть са­ми, а имен­но цен­ным» (Hart­mann N. Ethik. B., 1926. S.

109); это «со­дер­жа­ния», «струк­ту­ры», от­кры­тые для ве­щей, от­но­ше­ний и лич­но­стей, ко­то­рые к ним стре­мят­ся.

4) К оп­по­нен­там всех трёх на­зван­ных на­прав­ле­ний при­над­ле­жа­ли пред­ста­ви­те­ли ба­ден­ской шко­лы (см. в ст. Нео­кан­ти­ан­ство), ко­то­рые про­тиво­пос­тав­ля­ли цен­но­сти су­ще­му как та­ко­во­му. Со­глас­но Г.

 Рик­кер­ту, цен­но­ст­ные зна­чи­мо­сти (Gel­tun­gen) «не от­но­сят­ся ни к об­лас­ти объ­ек­тов, ни к об­лас­ти субъ­ек­тов. Они об­ра­зу­ют со­вер­шен­но са­мо­стоя­тель­ное цар­ст­во, ле­жа­щее по ту сто­ро­ну субъ­ек­та и объ­ек­та», бла­го­да­ря че­му «мир со­сто­ит из дей­ст­ви­тель­но­сти и цен­но­стей» (Рик­керт Г.

Нау­ки о при­ро­де и нау­ки о куль­ту­ре. М., 1998. С. 23). Цен­но­сти по­зна­вае­мы лишь опо­сре­до­ван­но: не­по­сред­ст­вен­но мы мо­жем со­об­щать­ся лишь с бла­га­ми – в ви­де лич­но­стей или ве­щей. У Б.

 Бау­ха свя­зую­щее зве­но ме­ж­ду цен­но­стью и дей­ст­ви­тель­но­стью – «за­да­ча», ко­то­рую ста­вит пе­ред со­бой субъ­ект; она со­еди­ня­ет цен­ность как смыс­ло­даю­щее на­ча­ло с дей­ст­ви­тель­но­стью как смы­сло­вос­при­ни­маю­щим.

Ценности и познание

В. Вин­дель­банд, вы­яс­няя пред­мет­ные гра­ни­цы фи­ло­со­фии и кон­крет­ных на­ук, оп­ре­де­лял фи­ло­со­фию как «нау­ку о не­об­хо­ди­мых и об­ще­зна­чи­мых оп­ре­де­ле­ни­ях цен­но­стей» (Вин­дель­банд В. Из­бран­ное. Дух и ис­то­рия. М., 1995. С. 39).

Лю­бые суж­де­ния – как прак­ти­че­ские, так и тео­ре­ти­че­ские – с не­об­хо­ди­мо­стью вклю­ча­ют в се­бя и оцен­ку сво­его со­дер­жа­ния. Од­на­ко су­ще­ст­ву­ет и осо­бая об­ласть цен­но­ст­но­го по­зна­ния: в про­ти­во­по­лож­ность ес­теств.

нау­кам нау­ка ис­то­ри­че­ская вы­яв­ля­ет еди­нич­ное и не­по­вто­ри­мое, ин­те­ре­су­ет­ся ин­ди­ви­ду­аль­ным, со­бы­тий­ным и ус­та­нав­ли­ва­ет его «от­но­ше­ние к цен­но­стям» (Wert­bezie­hung), ука­зы­вая на уни­каль­ное как «пред­став­ляю­щее ин­те­рес». У Г. Рик­кер­та да­же чис­то тео­ре­тич.

по­зна­ние вклю­ча­ет оцен­ку: ре­аль­но по­зна­вать мож­но толь­ко то, что по­ни­ма­ет­ся цен­но­ст­но. Роль цен­но­ст­ных ком­по­нен­тов в на­уч. по­зна­нии рас­смат­ри­ва­лась М.

 Ве­бе­ром, вы­дви­нув­шим кон­цеп­цию «цен­но­ст­ной идеи», ко­то­рая оп­ре­де­ля­ет ус­та­нов­ки учё­но­го и его кар­ти­ну ми­ра; осо­бое зна­че­ние «цен­но­ст­ная идея» име­ет для на­ук о куль­ту­ре, в т. ч. со­цио­ло­гии.

Период после 1930-х гг

Пе­ри­од по­сле 1930-х гг., ко­гда А. под­вер­глась жё­ст­кой кри­ти­ке пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных на­прав­ле­ний, пре­ж­де все­го М.

 Хай­дег­ге­ром, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся как даль­ней­шим раз­ви­ти­ем ак­сио­ло­гич. про­бле­ма­ти­ки клас­сич. пе­рио­да, так и раз­ра­бот­кой «не­клас­си­че­ских» мо­де­лей (в т. ч.

в кон­тек­сте фи­ло­со­фии язы­ка) и вклю­че­ни­ем А. в ис­сле­до­ва­ния при­клад­но­го ха­рак­те­ра.

На­ту­ра­ли­стич. по­ни­ма­ние цен­но­стей раз­ви­ва­ли Р. Б. Пер­ри (цен­ность как про­из­вод­ное от ин­те­ре­са), К. Льюис (цен­ность как «дол­го­вре­мен­ное чув­ст­во удов­ле­тво­рён­но­сти»), Дж.

Дьюи, раз­ли­чав­ший объ­ек­ты, «про­во­ци­рую­щие» цен­но­ст­ное от­но­ше­ние, и са­ми цен­но­сти, по­бу­ж­де­ния и же­ла­ния (в же­ла­нии, ле­жа­щем в ос­но­ве цен­но­ст­ных ус­та­но­вок, раз­ли­ча­ют­ся два уров­ня – по­бу­ж­де­ние и ин­те­рес). Все цен­но­ст­ные су­ж­де­ния, по Дьюи, но­сят опыт­ный ха­рак­тер и под­ле­жат экс­пе­рим.

про­вер­ке. Эле­мен­ты би­хе­вио­риз­ма в трак­тов­ке цен­но­стей об­на­ру­жи­ва­ют­ся в ра­бо­тах А. Мас­лоу, Р. Кен­нея и др. анг­лоя­зыч­ных ав­то­ров.

Ап­ри­ор­ный ха­рак­тер цен­но­ст­ных су­ж­де­ний от­стаи­ва­ли пред­ста­ви­те­ли фе­но­ме­но­ло­гии – Р. Ин­гар­ден, Д. Гиль­де­бранд, Ф. Й. фон Рин­те­лен. Н. О.

Лос­ский раз­ви­вал фи­ло­со­фию цен­но­стей на ос­но­ва­нии теи­сти­че­ско­го пер­со­на­лиз­ма: Бог как выс­шая «са­мо­цен­ность» (сов­па­де­ние бы­тия и цен­но­стей) есть ис­точ­ник все­го т­вар­но­го цен­но­ст­но­го ми­ра, уст­рем­лён­но­го к «пол­но­те бы­тия».

Пред­ста­ви­те­ли ана­ли­ти­че­ской фи­ло­со­фии 1930–40-х гг. (А. Ай­ер и др.) счи­та­ли ре­аль­ным толь­ко факт оцен­ки, а са­ми оце­ноч­ные по­ня­тия и су­ж­де­ния – лишь вы­ра­же­ни­ем оп­ре­де­лён­ных эмо­ций (напр., чув­ст­ва одоб­ре­ния или не­одоб­ре­ния). Во 2-й пол. 20 в.

этот под­ход на­чи­на­ет пре­одо­ле­вать­ся пред­ста­ви­те­ля­ми то­го же на­прав­ле­ния – Дж. Урм­со­ном, Р. Бранд­том и Р. Хеа­ром, ис­сле­до­вав­шим в по­ле­ми­ке с Ай­е­ром ти­по­ло­гич. раз­ли­чия фак­ту­аль­ных и цен­но­ст­ных су­ж­де­ний и раз­ра­ба­ты­вав­шим кон­цеп­цию «пред­поч­те­ний» (пре­фе­рен­ций).

В даль­ней­шем Хе­ар воз­вра­щает­ся к стро­го­му раз­ли­че­нию цен­но­стей-це­лей и цен­но­стей-средств, вы­де­ляя 3 клас­са су­ще­го: имею­щие цен­ность для се­бя (лю­ди, жи­вот­ные, воз­мож­ные сверхъ­ес­теств. су­ще­ст­ва), для дру­гих (напр.

, эс­те­ти­че­ски со­вер­шен­ные при­род­ные фе­но­ме­ны) и чис­то «ин­ст­ру­мен­таль­ную» цен­ность (уро­жай и т. п.).

Но­вым раз­де­лом «фор­маль­ной» А. ста­ло фи­лос. обос­но­ва­ние ло­ги­ки оце­нок (де­он­ти­че­ская ло­ги­ка и др.).

Про­бле­ма­ти­ка цен­но­ст­ной со­став­ляю­щей в на­уч. по­зна­нии ста­ла од­ной из основ­ных в фи­ло­со­фии нау­ки, раз­ви­вае­мой пост­по­зи­ти­виз­мом. И. Ла­ка­тос ак­цен­ти­ро­вал эв­ри­стич. роль цен­но­стей в нау­ке, Т. Кун – зна­че­ние мак­сим, норм и цен­но­стей субъ­ек­тов на­уч.

Читайте также:  Задачи учета затрат на производство - в помощь студенту

твор­че­ст­ва, С. Тул­мин счи­тал про­бле­му оцен­ки цен­траль­ной для фи­ло­со­фии нау­ки и эти­ки, а Л. Лау­дан, ана­ли­зи­руя иерар­хию уров­ней на­уч. де­ба­тов, вы­де­лял сре­ди них ак­сио­ло­гич. слой на­ря­ду с фак­ту­аль­ным и ме­то­до­ло­ги­че­ским («Нау­ка и цен­но­сти», 1984).

Для но­вей­ше­го эта­па ха­рак­тер­но сме­ше­ние изы­ска­ний фун­да­мен­таль­ной и «при­клад­ной» А. Упот­реб­ле­ние су­ще­ст­ви­тель­но­го «цен­ность» и при­ла­га­тель­но­го «цен­но­ст­ный» прак­ти­че­ски во всех сфе­рах че­ло­ве­че­ско­го по­зна­ния и дея­тель­но­сти (от по­ли­ти­ки до ме­ди­ци­ны) ве­дёт к раз­мы­ва­нию и опус­то­ше­нию са­мо­го по­ня­тия.

Это не­из­беж­но за­ло­же­но в пре­иму­ще­ст­вен­ном ото­жде­ст­в­ле­нии цен­но­стей с по­треб­но­стя­ми че­ло­ве­че­ской при­ро­ды (ак­сио­ло­гич. на­ту­ра­лизм), с со­ци­аль­ны­ми ин­те­ре­са­ми (ак­сио­ло­гич. со­цио­ло­гизм), с по­ве­ден­че­ски­ми при­ори­те­та­ми (ак­сио­ло­гич. праг­ма­тизм).

Од­на­ко та­кое по­ни­ма­ние цен­но­стей (наи­более от­чёт­ли­во вы­ра­жен­ное в по­пу­ляр­ном сло­во­со­че­та­нии «гло­баль­ные цен­но­сти») не яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ным, т. к.

воз­мож­на и трак­тов­ка их как уни­каль­но­го дос­тоя­ния лич­но­сти, оп­ре­де­ляю­ще­го её внут­рен­ний мир, – в един­ст­ве пред­ме­тов её уст­рем­ле­ний (ас­пект бу­ду­ще­го), не­вер­ба­ли­зуе­мо­го пе­ре­жи­ва­ния-об­ла­да­ния (ас­пект на­стоя­ще­го) и хра­не­ния сво­их «дра­го­цен­но­стей» в тай­ни­ках серд­ца (ас­пект про­шед­ше­го).

Источник: https://bigenc.ru/philosophy/text/1807424

Читать

Наталья Седова

Философия для медицинских специальностей

© Седова Н.Н., 2018

© ООО «Издательство «КноРус», 2018

Введение

Этот учебник предназначен для студентов медицинских вузов.

Необходимость в его создании обусловлена введением Государственных стандартов высшего профессионального образования поколения 3+, которые предполагают определенные изменения в прежней программе изучения философии.

В то же время в учебнике использован сорокалетний опыт преподавания философии студентам Волгоградского государственного медицинского университета, накопленный не одним поколением преподавателей. Все это определило логику изложения материала.

Как лучше всего использовать этот учебник в подготовке к занятиям? Его основные разделы соответствуют основным разделам философии. Каждый из разделов содержит по две темы. В каждой теме выделены подразделы.

Некоторые из них будут представлены в лекционном курсе, а некоторые – только на семинарских занятиях.

Это зависит от индивидуальной методики, используемой преподавателем, а также от того, что больше заинтересует студентов, о чем они захотят услышать, а что станут изучать самостоятельно.

Выделенные в тексте курсивом вопросы могут быть использованы как проверочные для закрепления материала. Ключевые слова выделены в тексте жирным шрифтом. Каждое из них ориентирует на возможность более глубокого изучения проблемы – через реферативную работу, дискуссии, учебно-исследовательскую работу.

Проблематика философии медицины представлена не отдельной темой, как это обычно предлагается делать, а распределена по всем разделам курса, завершая рассмотрение каждой проблемы.

Рекомендованная литература представлена в конце учебника, но список носит условный характер – преподаватель может порекомендовать другие источники.

Материал ни в коем случае не нужно зазубривать, над ним надо просто размышлять, потому что философию вообще нельзя выучить, но ее можно и нужно изучать.

Раздел I. Философия и ее история

Тема 1. Что такое философия

Человек отличается от всех живых существ, как известно, тем, что он способен мыслить.

Предметом его размышлений могут быть самые разные вещи, но рано или поздно каждый из нас задает себе вопросы, которые принято считать вечными: зачем я живу; почему вообще существует жизнь и в чем ее смысл; что будет в будущем с человечеством; как устроен мир; есть ли в нем другие разумные существа, кроме людей; как устроена Вселенная; существует ли Бог? Их много, этих вопросов. Каждый отвечает по-своему, исходя из своего опыта, своих ценностей и стремлений, основываясь на своих знаниях. Иногда кажется, что не решив для себя этих проблем, невозможно жить дальше. Есть, и всегда были, в мире люди, которые сделали работу по поиску ответов на подобные вопросы смыслом всей своей жизни. Это философы. Их усилиями и создана философия. Но что же это такое – наука, вера, образ мысли, образ жизни или еще что-то?

Философия как наука и мировоззрение

Термин «философия» возник из сочетания двух греческих слов: «филео» («любовь») и «софиа» («мудрость»). Впервые термин употребил древне греческий ученый и философ Пифагор (ок. 580–500 гг. до н. э.), термин оказался настолько удачным, что сразу закрепился и стал употребляться всеми.

Но простой перевод понятия «философия» еще ни о чем не говорит, поэтому со времен Пифагора чуть ли не каждый философ пытался дать свое определение философии и объяснить, как он ее понимает. Из этих попыток возникали и овладевали умами все новые философские направления и школы. Но ответы на главные философские вопросы оставались спорными, и каждое новое поколение вновь задавало их себе.

Человек всегда пытался как-то объяснить мир, понять себя самого как его часть. Но на первых этапах существования человечества знаний о мире было очень мало, поэтому формой его объяснения мира была мифология.

  • Мифология (греч. mythología, от mýthos – «предание, сказание» и lógos – «слово, рассказ, учение»):
  • 1) фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытно-общинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований – мифов;
  • 2) наука, изучающая мифы.

Эта попытка объяснения осуществлялась через олицетворение сил природы, которые воспринимались как живые существа. Устные рассказы о происхождении и творении мира передавались от поколения к поколению, обрастая новыми подробностями.

Как начальная форма мировоззрения мифология выражала не только наивные попытки объяснения природных и социальных явлений, еще не связанные с научным знанием о них (такого знания попросту не было), но и отношение к миру. Мифологическое сознание оперирует конкретным и персональным.

Оно существует и сейчас, с него началась философия, с него начинаются и размышления каждого из нас о самых общих и самых значимых вещах. Наиболее ярким примером являются легенды и мифы Древней Греции – колыбели западной философии, мифы Древней Индии и Китая – родоначальников философии восточной.

Они возникли приблизительно в одно и то же время, никак не связанные между собой, но пытавшиеся отвечать на одинаковые вопросы.

В период между 800 и 200 гг. до н. э. в Индии, Китае и Древней Греции произошел исторический скачок. Люди уже достаточно окрепли, чтобы тратить силы и время не только на выживание, но и на размышления о жизни.

Именно в это время человек начинает осознавать бытие в целом, самого себя и свои возможности. Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление.

Началась духовная борьба, в ходе которой на ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами знания (рис. 1.1).

Знания сначала дополняют верования, потом вытесняют некоторые из них, происходит трансформация мифологии в философию.

Рис. 1.1. Рождение философии

И сразу обнаруживаются два пути в осмыслении человеком самого себя, природы, мира в целом: это путь веры и путь знания. Но и то, и другое не являются достаточными, чтобы признать их философией, ведь мудрость – это и знания, и опыт, и вера, а не только что-то одно.

С другой стороны, философия не существует без знания, ибо взывает к разуму, но не существует и без веры, поскольку ведет речь о предметах, относительно которых знание пока недостижимо.

Лучше всего эту ситуацию описал классик современной философии, ученый-математик, лауреат Нобелевской премии Бертран Рассел:

«Все определенное знание, по моему мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они выходят за пределы определенного знания, принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничейная Земля, открытая для атак с обеих сторон; эта Ничейная Земля и есть философия».

Бертран Рассел

Есть вопросы, на которые наука ответить не может, а теология отвечает неубедительно. К таким вопросам Бертран Рассел относил следующие:

  1. Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя?
  2. Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми силами?
  3. Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель?
  4. Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели?
  5. Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку?
  6. Является ли человек тем, чем он кажется астроному, – крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете?
  7. Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету?
  8. А может быть, он является и тем и другим одновременно?
  9. Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни или же все образы жизни являются только тщетой?
  10. Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь?
  11. Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели?
  12. Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, – просто максимально рафинированная глупость?

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=606790&p=2

Введение

Человек является основным субъектом и объектом, прямо или опосредованно представленным на всех этапах, во всех аспектах и ситуациях социальной работы и, будучи подверженным интегративному влиянию общества, оказывает, в свою очередь, на него ответное влияние. От того, каким является этот человек, каковы, с одной стороны, его ценностные ориентации, установки, потребности и т. п.

C другой — его возможности и способности, права и обязанности, зависит результат воздействия общества на человека и человека на общество.

А значит, и состояние общества и человека, их взаимосвязей и отсюда — возможность реализации гуманистического идеала.

Объективно позитивные и осознаваемые как позитивные ценности, идеалы, установки и т. п.

  • В общем случае могут не совпадать, вследствие чего основным направлением и целью социальной работы, ее имманентным смыслом следует считать воздействие в первую очередь на человека с целью формирования у него таких личностных качеств, которые обеспечат выработку социально одобряемых и объективно ценных форм его жизнедеятельности и мышления, соответствующих гуманистическим представлениям о благе общества и самого человека и обусловливающим деятельность, направленную на его достижение.
  • Значит, человек — важнейшая ценность и цель социальной работы общества.
  • Цель реферата — рассмотреть аксиологию, этику и деонтологию: взаимосвязь и различия.

Аксиология (от др. греч. ?оЯб — ценность) — теория ценностей.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

В изучении и регулировании социальной работы большую значимость имеет использование этико-аксиологического подхода с целью определения, обоснования, пропаганды в обществе и главное — реализации гуманистических этических ценностей как собственно социальной работы, так и общества в целом.

Безусловно, этико-аксиологический подход не может считаться единственным при исследовании социальной работы.

Социальная работа многопланова, многофункциональна, содержит много аспектов, вследствие чего в ней имеют место и могут быть выявлены и исследованы различные компоненты — организационная, правовая, экономическая, психологическая, педагогическая, эстетическая и т. п.

, каждая из которых имеет относительно самостоятельную значимость, представляет большой интерес и требует тщательного самостоятельного исследования. Однако социальная работа организуется и проводится обществом, как правило, не для того, чтобы реализовать некие правовые, организационные и прочие установки и амбиции, требующие включения в социальную работу данных компонент в качестве смысла образующих.

Вследствие этого аксиологический подход может считаться одним из важнейших при анализе социальной работы, задающим значимость других важных компонент социальной работы, хотя и не единственным.

Заключаясь в обосновании, анализе ее ценностного смысла и содержания, всестороннем рассмотрении ее в целом и поэлементно с точки зрения теории ценностей, в аксиологический подход в социальной работе, представляется необходимым, целесообразным и одним из важнейших.

Аксиологический подход в исследовании социальной работы содержит в себе известную трудность, поскольку ценности, как известно, порой отражают не то, что имеется на самом деле, а то, что должно быть.

Но и в этом смысле аксиологический подход не менее целесообразен и оправдан, поскольку позволяет оценить потенциал социальной работы и на основании сопоставления действительного и желаемого, оценки соответствия сущего должному, определить стратегические направления ее развития и совершенствования, сделать заключение о необходимых для осуществления этой деятельности условиях и ресурсах. Поэтому главная цель применения аксиологического подхода в социальной работе — этический анализ сущего, его оценка и разработка идеала. Функции, которые при этом выполняет аксиологический подход в социальной работе (аналитическая, оценочная, прогностическая, целеполагающая и другие), позволяют существенно повысить эффективность и качество социальной работы.

  1. Можно сделать вывод, что основными ценностями социальной работы, присутствующими на любом из ее этапов, в любом из ее аспектов и направлений, хотя и не всегда осознаваемыми, являются человек и общество, их благо, совершенствование и развитие.
  2. Эти ценности в каждый конкретно-исторический момент времени в конкретном обществе в зависимости от наличных условий жизнедеятельности человека и общества, состояния и уровня развития общественного и индивидуального сознания могут быть представлены в различных формах и сочетаниях, наполняться различным содержанием и, соответственно, по-разному осознаваться и интерпретироваться общественным и индивидуальным сознанием, поскольку, как известно, ценности в различных условиях не тождественны самим себе.
  3. Поэтому аксиологический подход в социальной работе имеет большую значимость не только для собственно социальной работы, но и для общества в целом и для каждого человека, поскольку его применение позволяет дать объективную оценку социальной работе, определить ее истинное место и роль в жизнедеятельности общества и человека, и на этом основании — существенно повысить ее эффективность, а значит, повысить темпы социального прогресса.

Социальная работа в обществе организуется и проводится в связи с необходимостью реализации ценности человека, который объективно является (хотя и не всегда осознается) главной социально-значимой ценностью. Очевидно при этом, что деятельность предпринимается также в связи с необходимостью реализации ценности общества, вне которого невозможна реализация человека как личности.

Реализация ценности человека, максимальное раскрытие его творческого потенциала становится важнейшим продуктом деятельности.

Вследствие этого необходимость реализации ценности человека может быть признана важнейшим основанием социальной работы, обусловливающим ее место и роль, цели и задачи, сущность и содержание, основные направления и формы в обществе, а ценность человека — высшей ценностью.

Ценностные основания социальной работы, реализуемые ею ценности, являются одной из важнейших детерминант сущности и содержания не только самой социальной работы, но и общественных отношений и общественного бытия.

Ценности социальной работы одновременно становятся одним из важнейших факторов и условий социального прогресса.

Из этого следует, что специфическая система ценностей является одним из важнейших оснований и сущностных составляющих социальной работы, детерминирующим ее смысл и содержание, направленность и цели.

При этом в социальной работе должны быть гармонично представлены как личностные ценности и цели индивида, так и социальные ценности и цели общества, поскольку господство как социального над индивидуальным, так и господство индивидуального над социальным приводит к нарушению гармонии в обществе в целом.

Поэтому социальная работа является особым, специфическим видом деятельности, основным смыслом, содержанием, направленностью и целями которой является обеспечение баланса и реализации как социально значимых ценностей, так и индивидуально значимых ценностей.

Вместе с тем профессионально-этические основания социальной работы (в части детерминации и обоснования смысла и сущности, содержания и направленности теории и практики) являются одновременно одним из сущностных законов ее функционирования и развития, поскольку ценности имманентно представлены во всех ее элементах.

Вследствие этого целесообразно говорить об аксиологии социальной работы — учении о ее профессионально значимых ценностях.

Источник: https://studwood.ru/639792/sotsiologiya/aksiologiya_sotsialnoy_raboty

Ссылка на основную публикацию