Значение философии в жизни человека — в помощь студенту

Московский
Государственный Университет Технологий
и Управления

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

им.
К.Г. Разумовского.

Спирин
А.С., Лебедев Ю.А.

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ
    МАТЕРИАЛЫ И
    РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ, ИЗУЧАЮЩИМ
  • ФИЛОСОФИЮ
  • (Специальность
    080100, очная форма обучения)
  • Серпухов-2013г.
  • Филиал
    Московского Государственного Университета
    Технологий и Управления

им.
К.Г. Разумовского в г. Серпухове.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ
  2. МАТЕРИАЛЫ
    И РЕКОМЕНДАЦИИ
  3. СТУДЕНТАМ,
    ИЗУЧАЮЩИИМ КУРС
  4. «ФИЛОСОФИИ»
  5. (специальность
    080100, очная форма обучения)
  6. Серпухов-2013г.
  7. Методические
    материалы в помощь студентам, изучающим
    философию, включают тематический план
    с указанием тем и видов занятий, планы
    семинаров, советы по подготовке к
    занятиям, вопросы и тесты для выполнения
    аудиторных и домашних заданий, краткий
    словарь некоторых философских терминов
    к семинарским темам.
  8. О ЗНАЧЕНИИ
    ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
  9. Знакомство с философией, философская
    культура — важная составляющая общей
    культуры человека, без которой нельзя
    говорить и о профессиональной культуре,
    особенно о профессиональной культуре
    юристов, экономистов, других представителей
    гуманитарных специальностей.

В условиях глубоких перемен,
происходящих в российском обществе,
необходимо отказаться от идеологических
стереотипов, застывших догм и в мышлении,
и в практической деятельности. Надо
научиться мыслить и действовать
конструктивно – критически, творчески,
созидательно.

У студентов нередко возникает вопрос
– а при чем здесь философия?

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Решение треугольников - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

«Все другие науки более необходимы,
чем философия, но лучше нет ни одной».
Это высказывание принадлежит Аристотелю.
Очевидно, что оно не предполагает чисто
эстетическое отношение великого
античного мыслителя к философии.

«Лучше»
— и во времена Аристотеля и сегодня тем
более – означает, что именно эта область
знания воплощает в себе важнейший пласт
культуры, овладение которым расширяет
кругозор и эрудицию, выводит за
ограниченный горизонт обыденного,
узкого, «частного» мышления специалиста.

В этой связи известный афоризм гласит:
«Философия не даёт бесценных результатов,
но изучение философии дает бесценные
результаты»

Императивом для каждого специалиста
является сегодня понимание необходимости
развития современной цивилизации не
как техногенной, а как гуманистической,
глубоко нравственной. Перевести это
понимание не личностный уровень – одна
из важных задач. Философии в реализации
её принадлежит, несомненно, ведущая
роль.

Философия справедливо рассматривается
в качестве фундамента мировоззрения
личности. А мировоззрение, в свою очередь,
— основа мотивации поступков, действий,
деятельности человека, его жизненной
позиции.

Изучение философии в высших учебных
заведениях не ставит целью формирование
материалистического или идеалистического,
атеистического или религиозного
мировоззрения. Это мировоззрение должно
быть гуманистическим. И именно эта
сторона мировоззрения – главная.

Философия – это не застывшие
абсолютные истины, это постоянный поиск
общих ответов на «вечные» вопросы
человеческого бытия: об устройстве мира
и путях его познания, о смысле жизни,
свободе и ответственности, об истинных
и ложных ценностях, о сущностных
характеристиках человеческой экзистенции.

Каждая эпоха, каждый этап развития
цивилизации давал свои ответы на общие
вопросы бытия человека. Гегель верно
заменил, что сама философия есть «эпоха,
схваченная в мысли». Философия – это
мудрость, но точнее будет сказать, что
это не сама мудрость, а поиск мудрости
и размышление о ней.

Философия – не только основа
мировоззрения, но и методология,
определяющая самый общий подход к
изучению предметов действительности,
решению практических задач. Ученый,
образно заметил Кант, похож на «одноглазое
чудовище», если у него не открыт
«философский глаз». Такой глаз расширяет
поле зрения не только учёного, но и
каждого человека, развивает границы
видения им бытия.

Изучение философии обязательно
предполагает знакомство с историей
философии, основными вехами философской
мысли, взглядами крупнейших философов.

В философии невозможна кумулятивность,
то есть присущая науке обезличенность
накопления знаний. Каждый из больших
философов своеобразен, оригинален.
Нельзя «перепутать» русских философов
В.С. Соловьева и Н.

А. Бердяева. Невозможно
принять за «близнецов» Декарта,

Канта, Гегеля. Никогда не прозвучит
мысль о том, что Платон или Аристотель
устарели. Великие философы остаются
великими навсегда.

Важно обратиться и к первоисточникам,
познакомиться с произведениями больших
философов или хотя бы фрагментами из
их трудов, приобщиться к мудрости веков
и тысячелетий.

Изучение основ философии предполагает
овладение ее категориальным аппаратом.
Без знания «философского языка» не
получится «разговор» с философами
прошлого и настоящего, нельзя уяснить
ни одну философскую проблему.

  • Под руководством преподавателя, с
    помощью учебников, первоисточников и
    другой литературы студенты смогут
    уяснить проблемы основных разделов
    философии – онтологии, мировоззренческие
    и методологические стороны рассматриваемых
    проблем, видеть практические «выходы»
    философии, ее важное место в духовном
    мире личности.
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ
    ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЛОСОФИИ
  • (1
    курс 080100, очное обучение)
Наименование темы Количество лекций Практические занятия
Тема 1. Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества 2 2
Тема 2. Основные этапы развития философии 10 4
Тема 3. Философское учение о материи и сознании 2 4
Тема 4. Диалектика как теория и общий метод познания 4 4
Тема 5. Теория познания 2 4
Тема 6. Философская антропология 2 4
Тема 7. Философия общества и истории 2 4
Тема 8. Человечество перед лицом глобальных проблем 2
Итого: 26 26

ТЕМАТИКА
И РОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

ПО
ДИСЦИПЛИНЕ ФИЛОСОФИЯ

№ раздела Вид занятий Наименование темы занятий Количество часов
1 2 3 4
1 Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества 4
Лекция 1 Предмет философии, её основные вопросы. Структура философского знания. Функции философии 2
Семинар 1 Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества. 2
2 Основные этапы развития философии 14
Лекция 2 Античная натурфилософия. Поиск единого Сократ. Философия Платона 2
Лекция 3 Философия Аристотеля Эллинистическая философия. Кинизм. Эпикуреизм. Стоицизм 2
Лекция 4 Античные мыслители и их философские идеи Средневековая философия. Эпоха Возрождения. Философия Нового времени. 2
Лекция 5 Философия Канта и Гегеля. Марксистская философия, ее основные черты и современная оценка. 2
Лекция 6 Отечественная религиозная философия XIX-XX в. Современная западная философия. 2
Семинар 2 Философия Нового времени и современность 4
3 Учение о бытии, материи и сознании 6
Лекция 7 Материя и сознание, как философские категории 2
Семинар 3 Материя и сознание, как философские категории 4
4 Диалектика как теория и общий метод познания 8
Лекция 8 Диалектика о связях. Философское понятие закона. Основные законы диалектики – законы развития. 2
Лекция 9 Парные категории диалектики, их методологическое значение. 2
Семинар 4 Диалектика как учение о связях и развитии 4
5 Теория познания 6
Лекция 10 Гносеология, как общая теория познавательной деятельности Проблема истины и ее критерии 2
Семинар 5 Проблемы познаваемости мира 4
6 Философская антропология 6
Лекция 11 Проблема человека в философии 2
Семинар 6 Философское учение о человеке 4
7 Философия общества и истории 6
Лекция 12 Общество как система 2
Семинар 7 Духовная сфера общественной жизни 4
8 Человечество перед лицом глобальных проблем 2
Лекция 13 Глобальные проблемы современности 2
Всего: 52
Из них практических: 26
  1. ПЛАНЫ
    СЕМИНАРОВ
  2. СЕМИНАР-1
  3. Тема: Философия, ее предмет и роль
    в жизни человека и общества
  4. Время: 2 часа
  5. Цель: Уяснить предмет и специфику
    философского знания, ее основные вопросы,
    значение для человека и общества,
    определяемое мировоззренческой и
    методологической функциями философии.
  6. Вопросы:
  1. Предмет и специфика философского знания.

  2. Основные вопросы философии.

  3. Структура философии, ее основные разделы.

  4. Мировоззренческая функция философии, ее аспекты.

  5. Методологическая функция философии, ее аспекты.

  6. Значение философии для формирования мировоззрения человека, ценностных ориентаций личности.

  • Словарик философских терминов
  • Аксиология – учение о ценностных
    ориентациях человека, определяющих
    мотивацию и направленность его поведения.
  • Гносеология – теория познания.
  • Гуманизм – рассмотрение человека
    и его блага как приоритетной цели в
    любой сфере деятельности.
  • Идеализм – направление в философии,
    которое при решении основного
    субстанционального вопроса считает
    дух, сознание, идею первичными, а материю
    вторичной, производной от духа.
  • Материализм – направление в
    философии, которое при решении основного
    субстанционального вопроса считает
    первичным материю, а дух, сознание, идею
    вторичными, производными от материи.
  • Методология – наиболее общая
    теория метода.
  • Мировоззрение

Источник: https://studfile.net/preview/3293400/

Философия, её смысл, функции и роль в жизни человека и общества

Пифагор называл свое учение любомудрием, а не мудростью. Упрекая семерых мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомудром (философом).

Что же такое философия?

Философия (образовано от слов — любовь, стремление, жажда +  мудрость, из др.-греч. (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира

Роль философии

Развитие цивилизации на исходе XX века демонстрирует возрастание динамики жизни, что проявляется в глубинных и крайне противоречивых переменах во всех областях политики, экономики, культуры. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, ответственности за свои поступки становятся приоритетными.

В формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее опытом критического размышления над важнейшими ценностями и жизненными ориентациями. Она брала на себя функцию прояснения проблем бытия человека, всякий раз ставя заново вопрос о том, что такое человек и каково его место в мире, как следует жить, на что ориентироваться.

Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики.

Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я.

понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.

Философия как разновидность мировоззрения

Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

  • мифология;
  • религия;
  • философия.

Мифология

Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей дейстнительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

  • происхождение Вселенной, Земли и человека;
  • объяснение природных явлений;
  • жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;
  • вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

  • очеловечивание природы;
  • наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
  • отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
  • практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, зашита от стихии и т. д.);
  • однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Религия

  • Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
  • При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
  • Религия исследует те же вопросы, что и миф:
  • происхождение Вселенной, Земли, жизни па Земле, человека;
  • объяснение природных явлений:
  • поступки;
  • судьба человека;
  • нравственно-этические проблемы.

Основными мировыми религиями являются:

  • христианство;
  • ислам;
  • буддизм.

Крупнейшими и наиболее распространенными а мире национальными религиями являются:

  • синтоизм:
  • индуизм;
  • иудаизм.

Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функции:

  • объединительную (консолидирует общество вокруг идей, либо ради идей);
  • культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);
  • нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Философия

Филолософия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения.

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

  • основано на знании, а не на вере либо вымысле;
  • рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
  • логично (имеет внутреннее единство и систему);
  • опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логичностью и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

  • космоцентризм;
  • геоцентризм;
  • антропоцентризм.
  1. Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса, согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также — Древней Греции).
  2. Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы — Бога (был распространен в средневековой Европе).
  3. Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
Читайте также:  Операционная система - в помощь студенту

Источник: http://ITandLife.ru/science/philosophy/filosofiya-eyo-smysl-funkcii-i-rol-v-zhizni-cheloveka-i-obshhestva/

Роль философии в жизни человека

Сказанное выше позволяет заключить, что философия помогает человеку в постижении себя, других людей и мира в целом. В этом случае она выполняет ряд важных функций.

Во-первых, философия выполняет мировоззренческую функцию, поскольку всегда является взглядом на мир в целом. Есть мир, есть человек, который живет в мире, пытаясь постичь его. Важной формой постижения мира как раз и является философия.

Она помогает человеку осознать свое место в мире, сформулировать свое отношение к нему.

При этом философия является теоретическим уровнем мировоззрения, поскольку помогает упорядочить различные представления о мире, представить их в систематизированном виде.

Во-вторых, философия выполняет познавательную (или гносеологическую) функцию. Философствуя, человек познает сущность вещей, событий, процессов, происходящих в мире. При этом в философии обращается внимание на то, что процесс познания бесконечен. Приобретенное знание всегда ставит перед человеком новые вопросы. Это хорошо понимал Сократ.

Ему принадлежат слова: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». После того, как Сократ произнес их, его учении в недоумении спросили: «Учитель, ты старше нас и знаешь неизмеримо больше нас, но говоришь, что ничего не знаешь. Мы младше, знаем меньше, но нам кажется, что мы знаем многое». «Ничего в этом удивительного нет», – ответил Сократ и стал чертить на песке круги.

Он нарисовал небольшой круг и сказал: «То, что внутри круга – это область моего знания, то, что снаружи – область моего незнания. И смотрите, чем больше круг, тем возрастает область знания, но увеличивается и окружность, т. е. область незнания. Поэтому получается так: чем человек больше знает, тем он больше не знает».

Другими словами, чем человек больше знает, тем он больше знает того, чего не знает. Именно на этот момент и указывал Сократ.

Отсюда, кстати сказать, напрашивается важный вывод, имеющий актуальное практическое значение. Когда человек становится руководителем, то он должен отдавать себе отчет в том, что есть много вещей, которых он не знает.

Поэтому для того, чтобы принять ответственное решение, он должен собрать на совещание специалистов в тех или иных областях проблемы и попросить их высказать свое мнение по вопросу и его решении. Выслушав всех, он должен сказать: «Спасибо, я выслушал всех. Теперь послушайте, что мы будем делать».

И, опираясь на разумные предложения, явить свою волю. Только так можно попытаться избежать крупных ошибок.

В-третьих, философия выполняет методологическую функцию. Метод – это путь познания, способ решения проблем. Важным методом исследования действительности является диалектика.

Диалектический метод познания, предполагая рассмотрение предмета в развитии, диалектическом отрицании (с удержанием всего положительного), позволяет совершить восхождение от абстрактного к конкретному, обеспечивая единство исторического и логического, анализа и синтеза. Иначе говоря, диалектика позволяет всесторонне рассмотреть проблему.

Вместе с тем диалектика как общий метод исследования не исключает конкретных методов, позволяющих эффективно решать те или иные исследовательские задачи. Так, для изучения истории вопроса целесообразно использовать историко-генетический метод, предполагающий рассмотрение вопроса в его исторической перспективе.

В свою очередь, данный метод с необходимостью должен быть дополнен сравнительно-историческим и системным анализом. Метод актуализации, который помогает поставить в «повестку дня» те или иные проблемы прошлого и способы их решения, подчеркивает их важность для сегодняшнего момента.

Для исследования проблем чрезвычайно продуктивен метод аналогии, который дополняется методом экстраполяции, позволяющим распространить выводы, полученные из одной части исторического материала, на другую его часть.

По нашему мнению, широкое использование различных методов позволяет обогатить философское исследование и решить поставленные в задачи.

В-четвертых, философия выполняет прогностическую функцию. Философия помогает предвидеть возможный ход развития событий, предложить различные варианты решения проблем.

Это становится возможным потому, что все взаимосвязано и взаимозависимо в этом мире. Одно не просто существует, а оказывает влияние на другое.

Философия помогает увидеть существующие причинно-следственные связи и тем самым смоделировать возможные варианты развития событий.

Возьмем жизненный пример. Молодая женщина, одна, ближе к вечеру заходит в кафе, подходит к стойке бара, берет чашечку кофе, пересаживается к столику. Что произойдет дальше? К ней скорее всего подойдет молодой человек.

Почему? Причинно-следственные связи! Молодая женщина все сделала для того, чтобы случилось это: одна, ближе к вечеру, кафе – скучает! И наверняка найдется кто-то, кто захочет скрасить ее одиночество.

Если это нужно было молодой даме, то она поступает правильно, если же нет, то она получит проблему.

В-пятых, прагматическая функция. Слово «прагматический» происходит от слова «прагма», что означает «дело, действие». Человеку важно не просто знание, а знание, приносящее пользу, выгоду, помогающее ему в жизни. Английский мыслитель Т.

Гоббс писал: «Цель, или назначение философии заключается в том, что, благодаря ей, мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на основании наших знаний, по мере сил и способностей, планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ»[4].

Действительно, философия может иметь прикладное значение в жизни человека. Показательным в этом отношении может быть тот факт, что в августе 1998 г. в Бостоне (США) состоялся 20-й Всемирный философский конгресс. Его основная тема: «Paideia: Философия в воспитании человечества».

Paideia в переводе с греческого означает воспитание, обучение, взросление. Понятие paideia предполагает одновременно и способ воспитания, обучения, и совокупность средств, необходимых для этого. Paideia – это то, что «работает» на развитие человека – взрослого и ребенка, профессионала и широкой публики.

Не случайно конгресс проходил в США – стране, являющейся родоначальницей философии прагматизма.

Таким образом, философия играет важную роль в жизни человека. Через неё и благодаря ей человек постигает себя и тот мир, в котором он живет. Философствуя, человек реализует себя как познающее и самопознающее существо.

Поэтому полезно прислушаться к словам Эпикура, который более двух тысяч лет тому назад писал: «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души»[5].

Источник: https://poisk-istini.com/literatura/filosofiya-v-zhizni-cheloveka-ermakov/rol-filosofii-v-zhizni-cheloveka

Эссе на тему «Что такое философия и зачем она нужна?»

Эссе на тему «Что такое философия и зачем она нужна?»

Многое из того, что окружает человека, он впускает в собственную душу безотчетно, без какой — либо критической оценки, принимая окружающий мир таким, как он есть, не задумываясь о его природе. Обычно человек старается жить просто и не испытывает потребности в последовательном размышлении.

Но человеку присуще и иное состояние души, и он открывает в себе способность продвигаться к истине, открывать тайны реальности, открывать тайны реальности, пытается ответить на вопросы, которые как — будто не имеют значения для него лично.

Откуда взялся мир? Куда движется история? Каково предназначение человека? Но люди навсегда размышляют о будущем человечества с достаточной глубиной и встревоженностью. Современное человечество располагает огромным объемом информации и знаний о мире, созданном в процессе эволюции общества, но оно не стало намного мудрее.

А между тем обретение мудрости — одна из главных задач человечества, для обеспечения дальнейшего существования и попытки разобраться в вопросах поставленных человечеством еще на заре цивилизации и нерешенных по сей день.

Итак, что же такое ФИЛОСОФИЯ?

Термин «философия» происходит от греческих слов phileo — любовь и sophia — мудрость и означает любовь к мудрости.Однако любовь к мудрости не делает человека ее обладателем, хотя и является важным условием, чтобы стать философом.

Философия есть определенная способность думать о вечных вопросах, о человеческой жизни и смерти, о предназначении человека, и в таком своем качестве она возникла вместе с появлением человеческого рода, Философия имеет дело с предельными, вековечными вопросами. Наука, конечно, тоже пытается выстроить относительно целостную картину мира.

Но она погружена в конкретности, решает множество частных задач. В этом смысле философия гораздо свободнее. Она задумывается, размышляет над универсальными проблемами.

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор. СогласноПифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит.

Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Главная задача философа, считали они, — научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой.

По мнению Аристотеля, задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.

Таким образом одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие — в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к собственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие — на землю; одни обращаются к богу, другие — к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку.Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном характере.

Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования.

Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.

Роль философии в жизни общества.

Философия входит в жизнь человека очень рано, задолго до того, как сложится о ней самое первое, элементарное, представление, навеянное случайными встречами и знакомствами.Философия все свои проблемы черпает из жизни.

Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта в то или иную эпоху.

В природе или культуре философию интересуют такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве.

Роль философии в жизни человека и общества в том, что она гармонично соединяет в себе достижения всех дисциплин и выстраивает систему нашего познания мира Философские воззрения изменяются в связи с открытием в области других знаний.

Философия является «связующим звеном», которое, пользуясь достижениями в отдельных областях, выстраивают определенную «картину мира».

Источник: https://infourok.ru/esse-na-temu-chto-takoe-filosofiya-i-zachem-ona-nuzhna-1836654.html

Функции философии и её роль в жизни общества

Какое место занимает философия или какова её роль в жизни общества? Для того, чтобы ответить на этот вопрос следует узнать какие функции она выполняет. В науке под функцией (лат. functio — исполнение) понимают внешнее проявление свойств того или иного объекта в данной системе отношений.

Указать на функции философии — значит определить ее место и роль в общественной жизни, значение для развития науки и культуры, практической деятельности. Великий немецкий философ Г. Гегель назвал философию квинтэссенцией духовной жизни человека.

Что обеспечивает ей такую важную роль и какие функции в жизни человека и общества она выполняет?

Во-первых, философия выступает как мировоззрение, т.е. это система взглядов и знаний, дающая целостное понимание мира и места человека в нем. При этом она опирается на науку и сама оказывает на нее активное влияние.

Естественно, чем более научный, философичный характер носит мировоззрение, тем сильнее и увереннее чувствует себя человек, тем богаче его взаимоотношения с миром, тем легче ему ориентироваться в нем, правильно понимать и оценивать события.

Во-вторых, философия выполняет гносеологическую функцию. Она изучает сущность познавательного процесса, его общий механизм, возможности и границы познания.

Важнейшей проблемой познания является отношение знания и реальности, тесно связанные с ним вопросы об истине, путях, формах и способах ее достижения, взаимосвязи рационального и иррационального, познания и понимания, знания и веры и т.д. Философия помогает в решении этих проблем.

В-третьих, философия выполняет аксиологическую функцию. Она исследует духовные ценности и их соотношение с миром реальности.

Что именно человек или общество понимает под духовными ценностями, как они формируются, изменяются, от чего зависят системы ценностей, какое влияние они оказывают на поведение человека, на отношения в обществе — эти вопросы по-разному решают разные философские теории.

Их задавали люди с тех пор, как только почувствовали себя существами разумными, но именно философский анализ этих проблем сыграл огромную роль в том, что общечеловеческие ценности, а не классовые, клановые или национальные все чаще приобретают первостепенное значение не только в сознании людей, но и в политике государств.

В-четвертых, философия выступает как методология научного познания мира, убедительно доказывая, что существует необходимость взаимообмена между философией и специальными науками, философией и другими видами общественной практики. Часто именно философское осмысление дает основу, открывает способ познания неведомого. Не случайно английский философ Ф.

Бэкон сравнивал метод с фонарем, который освещает путнику дорогу в тумане. Многие современные научные концепции были выдвинуты впервые философией: концепция атомизма, идеи детерминизма, рефлексии, развития.

Для современной науки очень важными являются вопросы разработки логического аппарата, типов и способов построения научной теории, соотношения эмпирического и теоретического уровней познания, которыми занимается современная философия.

Философский анализ необходим и для того, чтобы осмыслить новые принципиальные научные факты и выводы из них, чтобы выработать правильную научную стратегию в разработке отдельных научных направлений. Во всех случаях философия выступает как метод исследования, то есть основной способ, научное основание изучение.

Философия выполняет еще целый ряд функций. Онтологическую — она является учением о бытии, его формах и способах. Коммуникативная функция проявляется в том, что через философское размышление происходит связь времен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог. Гуманистическая функция философии актуализируется в «смутные времена», т.е.

в переломные моменты истории, ибо она постоянно обращается к человечному в человеке, с особенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции, войн, значительных социальных конфликтов. Именно этим объясняется трагичность судеб многих философов и то, что такие мыслители, как Сократ, Д. Бруно, А. Швейцер, Ф.

Достоевский и целый ряд других, стали символами гуманизма в истории мировой культуры.

Читайте также:  Фондовый рынок - в помощь студенту

Источник: https://students-library.com/library/read/19138-funkcii-filosofii-i-ee-rol-v-zizni-obsestva

Как философия помогает в повседневной жизни

Порой нам приходится слышать, что того или иного знакомого или друга постигла неудача на работе или в личной жизни. Потом с течением времени неудачи оборачиваются удачами. И наоборот.

Как писал Сергей Есенин в 1924 году в его «Письме к женщине»:

Лицом к лицу лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Философия помогает пережить этот момент отчаяния путём отстранения от события, беспристрастным взглядом со стороны. Многие ждут от философии ответа на глобальные вопросы человечества и непреложных истин, хотя сами философы всегда напоминают, что философия — это про сам поиск (истины ли, своего предназначения ли), а не про результат.

Слово «философия» переводится с древнегреческого как «любовь к мудрости». Мудрость, как и не абсолютная истина, может быть разной, меняясь от момента времени, нашего внутреннего фокуса и их со-настройки.

Не бояться сложностей

Обратимся к классикам. Фридрих Ницше много писал о внутреннем аде и отчаянии, в которое впадает человек. Вот, например, из эссе «К генеалогии морали»:

«Всякий, кто когда-нибудь строил новое небо, находил силу для этого лишь в собственном аду».

Если бы в нашей жизни всё шло ровно и гладко, то и не было бы возможности для роста. Тяжёлые ситуации, проигрыши помогают нам иначе посмотреть на проблему, которую мы пытаемся игнорировать. Именно из состояния внутреннего ада и начинается движение в сторону качественных изменений.

По сути, каждый проходит в своей жизни тяжёлые моменты сомнений, сложности выбора, внутренней разомкнутости. Главное — помнить, что это нормально, что без этих раздумий личность не может расти. Но только если эти размышления не превращаются в откладывание важных решений. В «Так говорит Заратустра» Ницше пишет:

«Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду».

Поэтому не забывайте, что за разрушением чего-то старого должно следовать созидание нового. И в минуты сильнейшего отчаяния помните: достигнув дна, мы можем следовать только наверх.

Доверять себе

Людвиг Витгенштейн, один из самых влиятельных философов XX века, совсем молодым человеком писал в своём дневнике:

«Делай всё наилучшим образом! Большего ты сделать не можешь: и пребывай в радости. Дай другим быть самими собой. Ведь другие не поддержат тебя, а если и поддержат, то только лишь на короткое время».

Это напутствие из его «Тайных дневников» 1914–1916 годов, которые он вёл, воюя на передовой, испытывая ужасные лишения и каждый день рискуя жизнью.

Но об этом важно помнить и в повседневности: вкладывать душу в своё дело, опираться только на себя и учиться быть счастливым. Это не фигура речи — «учиться быть счастливым». Этому действительно нужно учиться.

И не забывать, что мы не в силах повлиять на большую часть того, что происходит в мире, поэтому об этом не стоит переживать.

А за много веков до Витгенштейна блаженный Августин писал:

«Люби, и тогда чего хочешь — делай».

Для меня это посыл к тому, что нужно доверять себе, своей интуиции и двигаться вперёд с добротой в сердце и любовью к ближнему.

Не поддаваться эмоциям

Современный немецкий философ Роберт Пфаллер, занимающийся эстетикой, чьи работы, к сожалению, пока не переведены на русский язык, пишет так:

«При определённых условиях или другом освещении именно отрицательные качества оказываются чрезвычайно привлекательными. Они, по словам Канта, вызывают удовлетворение, причём удовлетворение, направленное „во вред всем чувствам“».

Важно помнить об этом как о предостережении. Действительно, не всё то золото, что блестит. И не всегда бывает оправданным доверие своим первым сильным эмоциям. Когда волна спадёт, а душевный шторм уляжется, мы поймём, что в пелене эмоций не слышали себя и свою интуицию.

Поэтому так важно помнить, что наше восприятие ситуации, особенно самое первое, может подводить нас. Наши чувства могут серьёзно искажать картинку реальности. Не забывайте, что иногда нужно дать себе время на принятие взвешенного решения.

Быть смелее

Виднейший философ XX века Ханна Арендт когда-то высказала очень жизненную мысль, которую я соотнесу со всем вышесказанным и которой подведу итог:

«Для сохранения авторитета необходимо уважение к соответствующему лицу или учреждению. Поэтому величайший враг авторитета — это презрение, а самый верный способ подрыва авторитета — смех».

Эта мысль важна в перспективе того, о чём я уже говорила: человеческое субъективное восприятие подвержено многим погрешностям, мы не совершенны. Поэтому не забывайте иногда менять угол зрения на мир, забираться вопреки правилам на столы и парты, как советовал своим ученикам герой Робина Уильямса в фильме «Общество мёртвых поэтов».

Что бы вы сказали себе об этой ситуации, будучи старше на год, на пять лет, на десять? Будет ли это важно тогда? Некоторые авторитеты рухнут, чьи-то мнения перестанут быть жизненно важными для нас: просто потому, что мы станем более опытными, зрелыми, бесстрашными. Но пусть эта мысль не доведёт вас до пустого самодовольства! Помните, что смех, в том числе смех над собой, — это то, перед чем отступают многие невзгоды.

Читайте также

Источник: https://Lifehacker.ru/kak-nam-pomogaet-filosofiya/

Роль философии в жизни человека и общества. Функции философии

Философия органично вплетена в ткань человеческого общества и испытывает на себе большое и разноплановое воздействие с её стороны. В наибольшей степени на философскую мысль влияют социальные процессы, общественный и политический строй, государство, формы познания (наука, религия, искусство и др.). В этом смысле философия – это «дочь» исторического времени, конкретной эпохи.

Со своей стороны философия сама активно влияет на исторический процесс – своими передовыми идеями, постановкой и осмыслением назревших социальных и иных проблем. Известно, что крупнейшие революции в истории человечества – Великая французская (XVIII в.) и Великая Октябрьская в России (XX в.) – вначале вызревали в головах передовых мыслителей, а уже затем осуществлялись практически.

Влияние философии на культуру человека и общества проявляется ещё в том, что через постановку и осмысление мировоззренческих вопросов философия проникает в различные сферы познавательной деятельности и «присутствует» там.

Философское содержание имеется в мифах и религии, в научных текстах и народной мудрости (афоризмы, пословицы и др.), в различных видах искусства и публицистике. Т.о., философия «вездесуща», она существует во всём содержании познавательной деятельности человека.

Вот почему является верным тезис о том, что философия – это ядро, сердцевина духовной культуры человека и общества.

В общем виде роль философии в жизни человека и общества проявляется в её социокультурных функциях.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция — заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно – теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая функция имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (т.е. механизм познания).
Критическая функция — роль которой – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличения достоверности знания.
Аксиологическая функция (с греч. axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально–нравственных, эстетических, социальных и др. Цель данной функции – быть «ситом», через которое необходимо пропускать всё нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.
Социальная функция заключается в том, чтобы объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно – гуманистическая функция — состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Общекультурная функция знакомит человека с высшими достижениями мировой интеллектуальной культуры, является показателем уровня образованности и культуры человека.
Интегрирующая функция систематизирует и обобщает данные всех наук, т.е. выступает как наиболее общая «наука наук».

Основными являются функции мировоззренческая и методологическая: они характерны только для философии, формирующей как общую картину мира, так и методы для других наук. Остальные функции являются дополняющими.

Т.о., определение функций философии показывает, что она выступает в двух основных качествах:

— как форма мировоззрения;

— как особая наука.

Возникает вопрос: «С какой целью человек, начав философствовать две с половиной тысячи лет назад, продолжает заниматься этим и сейчас?» Ответ один: чтобы понять мир, в котором он живёт, изменить его к лучшему. В частности изменить мир, как полагает английский философ Б.Рассел, «лучше всего и вернее всего» путём морального совершенствования и самосовершенствования.

Кому не нужна философия? философия опасна для всех форм догматизма, фанатизма, фюрерства, начинавших строительство «нового мира» с истребления тех, кто был способен размышлять иначе, чем предписывала власть: в самостоятельном мышлении усматривалась реальная опасность для тоталитарной власти. История демонстрирует немало случаев борьбы с философами – от изгнания из родной страны до сжигания на кострах. В XXв. массовые истребления и изгнания практиковались в фашистской Германии и в молодой Советской России (в 1922г. целая плеяда известных философов была отправлена в пожизненную эмиграцию на «философском пароходе», многих оставшихся ждали лагеря и смертные приговоры); — она не нужна современному массовому обществу – продукту политических и информационных технологий и рекламы, пропагандирующих упрощённый взгляд на вещи. Философия мешает массам выполнять приказы, послушно стоять у конвейера, бездумно покупать рекламируемые товары и некритично верить всему тому, что показывают, говорят, печатают средства массовой информации.
Кому нужна философия? философия – это выбор интеллектуально независимого, внутренне свободного человека. Она обеспечивает тому, кто ищет истину, полную свободу поиска; — философия необходима обществу в целом: как яркое проявление свободомыслия, она постоянно ищет и предугадывает пути социальных изменений, формируя новые идеи или предупреждая о будущих сложностях. Философия – квинтэссенция изменений, без которых развитие невозможно.

В наше время, как и в предшествующие века, философия всё ещё остаётся элитарной формой культуры.

Но с прогрессом общества, с превращением человеческого труда в творчество, в гармонию интеллектуальных и эстетических устремлений философия перестанет быть чисто профессиональным занятием, уделом и монополией немногих.

Шаг за шагом она становится сердцевиной образа жизни и образа мысли каждого человека демократического, цивилизованного общества.

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/61498.html

Значение философии в жизни человека

Современные люди часто задаются вопросом, что означает слово философия, и сколько же ей лет. Ответить на этот вопрос однозначно достаточно сложно.

Что касается философии, как науки или систематизированного знания, то ей – несколько тысячелетий, роль философии в жизни человека и общества – более чем важная.

Если же рассматривать философию, как размышления людей о мире и жизни, то она возникла сразу же с возникновением человечества.

Если говорить о знании, то оно выделяется исследователем или индивидом и обладает определенными характерными свойствами. Современный человек в философии это субъект, именно он занимается исследованиями, а объект науки – познаваемые явления.

Философия является достаточно специфичной наукой, ведь в ней практически полностью отсутствуют ощущаемые формы, элементы, воспринимаемые границы. Эти и отличается философские объекты, от природных объектов. Если называть конкретные примеры, то объектами философии есть и космос, и природа, и вселенная, а также единство всех этих понятий.

Философия рассматривается, как обобщенное понятие о действительности и человечестве. Чтобы понять, что представляет собой философия, нужно разобраться, в чем состоит суть действительности. Это мир разных субъектов, которые постоянно развиваются, меняются, взаимодействуют между собой.

Также действительность представляет собой результаты взаимодействий разных субъектов. Ведь даже в этом нюансе можно найти определенные закономерности. Если говорить простыми словами, то философия представляет собой все сущее.

Она нацелена не на определение точных границ и характеристик, а на понимание единства и взаимосвязи между частицами вселенной.

Главный смысл в философии это приближение к пониманию жизни и высшего начала. Чтобы найти смысл бытия, нужно понять, что абсолютно каждый человек является уникальным по своей сути.

Только после того, как человек поймет, что в мире он – такой один, станет понятнее и смысл бытия, а также его отношение к миру.

К фундаментальным проблемам философии также относятся проблемы этики, смерти и бессмертия.

Нередко люди путают понятия философии и мировоззрения. Эти понятия действительно очень похожи между собой и взаимосвязаны. Правда, различия все же есть. Дело в том, что мировоззрение является более широким понятием, философия – лишь его часть. Синонимом философской науки можно назвать поиск истины. Она предполагает свободу мышления. Это учение, которое помогает найти место человека в мире.

Если разобраться, то роль философии в жизни абсолютно каждого человека переоценить достаточно сложно. Учение помогает найти ответы на важнейшие вопросы поиска себя, своей роли в жизни.

Философия также пытается ответить на вопрос, что будет после смерти, который также волнует многих людей. Во многом философия похожа на религию, но есть одно важное отличие.

Философия применяет исключительно доказательный аппарат.

Для обывателя значение философии можно объяснить несколькими тезисами: наука расширяет кругозор, помогает понять отношения ко всему происходящему вокруг, выработать рациональное мышление и выйти за обыденные рамки. Благодаря философии ваш внутренний мир станет богаче, вы найдете ответы на многие вопросы, научитесь лучше понимать себя.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/znachenie-filosofii-v-zhizni-cheloveka/

Ссылка на основную публикацию