Среднее царство — в помощь студенту

Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы (области) государство в XXI веке до н. э.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

снова объединилось под властью фиванских правителей — этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, монархи, стали богаче и самостоятельнее.

Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю, — привилегии высоких титулов, религиозных церемоний, уподоблений Осирису и Хору. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов.

Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен.

Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри.

Это приводит к тому, что с одной стороны снижается пафос монументальности, и поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то в искусстве, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок сниженности, обиходности.

А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Этапы развития конфликта - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Среднее царство - в помощь студенту Среднее царство - в помощь студенту Среднее царство - в помощь студенту

Три уровня террас Храм Хатшепсут Стенопись

Уникальные рельефы храма в Дейр-эль-Бахри, потрясающие высочайшим уровнем своего исполнения, повествуют об основных событиях царствования Хатшепсут.

Так, на стенах портика нижней террасы изображена доставка обелисков царицы из Асуана в Карнак и ритуальные сцены, связанные с идеей объединения Верхнего и Нижнего Египта.

Рельефы второй террасы повествуют о божественном союзе родителей Хатшепсут — бога Амона и царицы Яхмес и о знаменитой военно-торговой экспедиции в далекую страну Пунт, снаряжённой царицей на 9-м году правления.

Идея единства Обеих земель встречается ещё раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этой лестницы украшены скульптурными изображениями гигантской кобры — символа богини Уаджет, — хвост которых поднимался вверх по верхней части перил. Голову змеи, олицетворяющую покровительницу Нижнего Египта Уаджет, своими крыльями обрамляет сокол Хор Бехдетский, бог-покровитель Верхнего Египта.

  • Среднее царство - в помощь студенту Среднее царство - в помощь студенту
  • Вход в святилище
  • Среднее царство - в помощь студенту Среднее царство - в помощь студенту Среднее царство - в помощь студенту Среднее царство - в помощь студенту

Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях политической борьбы и фараоны и номархи использовали и искусство. Возвеличивание себя на манер древних фараонов снова вошло в моду. Хоть и стало невозможным возводить такие же величественные пирамиды, во внутреннем оформлении старались подражать во всем.

Особено это подражание затронуло монументальную живопись. Это подражание очень ярко видно при сравнении сцены охоты в пустыне в гробнице визиря Антефокера в Фивах с подобной же сценой в заупокойном храме фараона Сахура.

Та же часть пустыни, огороженная сеткой, внутри которой загнаны звери; так же слева и в той же условной позе, что и фараон Сахура, изображен Антефокер. За Антефокером идет оруженосец, изображение которого, согласно канонам, в два раза меньше изображения хозяина.

При дальнейшем сравнении видно, что сцена охоты Антефокера в основных чертах воспроизводит композицию, созданую в древнем царстве. Подобное повторение древних образцов прослеживается в искусстве начала Среднего царства и на ряде других сюжетов.

Иным характером отличаются памятники, созданные в ряде местных центров, в частности при дворах правителей номов, расположенных в Среднем Египте. Именно в этих центрах начали развиваться передовые художественные направления в искусстве начала Среднего царства.

Как следствие политической и экономичесткой самостоятельности, приобретенной этими номами в конце Древнего царства. Номархи чувствовали себя хозяевами своих областей, так же возвеличивали себя, но появилось как бы больше культурных центров – так как номы, как и фараоны, так же окружали себя искусными зодчими, скульпторами, художниками.

Известная самобытность общественной среды способствовала преодолению местными художниками ряда традиций: для их произведений характерны поиски новых способов передачи окружающего мира, что соответствовало новым задачам, стоящим перед искусством Падение Древнего царства нарушило казавшиеся незыблемыми устои, что способствовало известному росту индивидуалистических стремлений, поиску более конкретных знаний, что, в свою очередь, привело к большей реалистичности в искусстве.

Росписи на стенах гробниц номархов Среднего Египта представляют собой подлинные картины жизни.

Среднее царство - в помощь студенту

Изображения на стенах дополняются написанными тут же автобиографиями номархов, изложенными прекрасным литературным языком. Художники стремятся изображать события со всей доступной им конкретностью.

Сравнение одинаковых по тематике сцен из этих гробниц и из гробниц придворной знати наглядно показывает из различия.

Рассмотрим ту же сцену охоты в пустыне, но в гробнице номарха 14 нома Сенби. Несмотря на то, что изображение сцены в общем остается прежним (слева – охотник, справа — загон) и многие фигуры зверей имеют свои прототипы в Древнем царстве, тем не менее все изображение явно отличается большим реализмом.

Вместо условного расположения зверей по рядам они даны на разных уровнях на фоне песчаных холмов пустыни. Сенби изображен в естественной живой позе: он остановился на бегу и, опираясь на левую ногу, внимательно целится в намеченного зверя. Спутник Сенби – одного с ним роста, причем оба они одеты так, как фактически и одевались воины-охотники.

Не менее своеобразна и сцена охоты в гробнице номарха 15 нома Тхутихотепа, где престарелый номарх стоит возле загона, опираясь на посох и кутаясь в плащ, и наблюдает, как охоятся его сыновья.

Новую трактовку прежних сюжетов можно также найти и во многих других случаях, особенно в сценах различных работ, где художник, изображая представителей низших слоев населения, был менее связан каноном. Встречаются и новые сюжеты, например, таково известное изображение прихода кочевников.

Но наибольшего успеха достигли художники в изображении животных, где они также были менее всего стеснены каноном. В знаменитых росписях со сценой охоты среди нильских зарослей из гробницы номарха 16 нома Хнумхотепа II дана новая трактовка природы зарослей папирусов с летящими птицами и охотящимися дикими кошками.

И птицы и животные изображены в различных живых позах, новшеством является и богатство красок: применены не только новые оттенки (густо-оранжевый, желтовато-серый и другие), но и даются переходы одного цвета к другому. Серебристая голубизна чешуи на спине рыбы незаметно переходит в розовато-белую окраску брюшка, голубой затылок цапли – желтовато-белую шею.

Настенные росписи перестают быть более графикой, чем живописью. Росписи отличаются смелым сопоставлением цветовых пятен: на фоне нежной зеленой листвы выделяется яркое оперение удода. Интересно дана расцветка кошки, где художник при помощи серовато-коричневых мазков по желтому фону попытался передать пушистую шерсть животного. Среднее царство было важным и плодотворным периодом в истории египетской монументальной живописи. Наряду с творческой переработкой наследия Древнего царства оно создало много нового.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/7255.html

Среднее царство

Среднее царство - в помощь студенту

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА:
Восток, Греция, Рим/
И.А.Ладынин и др.
М.: Эксмо, 2004 

  • Раздел 
  • ВОСТОК
  • Глава II.

Древний Египет до середины II тыс. до н. э.

9. Среднее царство (2020 г. — начало XVII в. до н. э.)

При правивших уже единым Египтом царях XI династии воз­обновляются масштабное строительство и внешняя экспансия (войны в Азии, экспедиции в далекий Пунт); однако угроза меж­доусобиц еще сохраняется.

По-настоящему прочное государство создала новая, XII династия, основатель которой, Аменемхет I (1976-1947 гг. до н. э.) был до воцарения верховным сановником XI династии, но предпочел покинуть Фивы и перенести столицу в укрепленный город Иттауи на рубеже Верхнего и Нижнего Египта.

Недалеко от него находился Фаюмский оазис (т.н. «Земля озера»), где цари XII династии начали проводить обширные ир­ригационные работы. Аменемхет I создал всеобъемлющую систе­му государственного распределения и эксплуатации всей рабочей силы в стране.

На восточной границе дельты он возвел систему укреплений под названием «Стена правителя»; при нем восста­навливается влияние Египта в Азии, ведутся успешные войны в Нубии и Ливии.

Пик внешнеполитических успехов царей XII династии при­ходится на правление Сенусерта III (1872-1853 гг. до н. э.), совер­шившего четыре похода в Нубию (здесь вплоть до района совр. Семны и Куммы между 2-м и 3-м порогами протянулась цепь еги­петских крепостей) и большой поход в Палестину вплоть до г. Сихем.

Масштаб завоеваний Сенусерта был беспрецедентным для египтян, и воспоминания стали основой позднейших легенд о ве­ликом царе-завоевателе Сесострисе (так имя «Сенусерт» выгля­дит в передаче греческих авторов). В результате войн царей XII династии Нубия (егип.

Куш) была присоединена к Египту напря­мую, а в Азии египетское влияние опиралось на сложную систему вассальных связей, союзов и торговых контактов с местными не­зависимыми государствами и племенами (ее центром, как и в III тыс. до н. э., был Бибд).

Как видно из известного литературного текста эпохи, «Повести о Синухете», в Египте наряду с его соб­ственными богами были окружены почетом «боги… островов Великой Зелени (т.е. Средиземного моря)» — скорее всего Крита, цивилизация которого в это время находилась на подъеме. Крито- египетские контакты этого времени известны и по раскопкам.

Внутри Египта цари XII династии долгое время не могли сло­мить влияние династий номархов, сохранившееся с былых вре­мен и проявлявшееся в их роскошных погребениях (наподобие известных своей росписью скальных гробниц правителей Бени- Хасана в Среднем Египте). Вплоть до конца XX в. до н. э. в таких гробницах встречаются сцены междоусобиц.

Волевая и целеустремленная деятельность Аменемхета I вы­звала сопротивление со стороны египетской знати, привыкшей к самостоятельности; в его собственной опочивальне на него было совершено нападение.

Неудивительно, что «Поучение Аменемхета I своему сыну Сенусерту » (возможно, написанное уже по его смер­ти придворным писателем Хети) очень пессимистично: в нем мо­лодому царю рекомендуется быть справедливым и благодетель­ным правителем, но не ждать за это благодарности и неустанно заботиться о своей безопасности.

По-видимому, от рук заговор- щиковпогибиАменемхетII (1911-1879 гг. дон. э.). Показательно, что цари XII династии вводят в обычай соправительство со свои­ми сыновьями, чтобы гарантировать преемственность власти.

Власть царей вполне упрочивается только при Аменемхете III (1853-1806 гг. до н. э.). Еще при его предшественнике Сенусерте III ирригационные работы в Фаюмском оазисе приобрели такой размах, что вблизи него была основана новая столица Хетепсенусерт (совр. Кахун).

При Аменемхете III, продолжив­шем эти работы, в оазисе было создано огромное водохранилище (греч. Меридово озеро), благодаря которому большой массив но­вых земель мог орошаться независимо от нильских разливов. Урожай с них был достаточен для пропитания ок. 50 тыс. чел.

и поступал в распоряжение непосредственно царя, минуя номар­

хов, что позволило существенно расширить и усилить аппарат центральной власти и наконец сломить могущество номовой зна­ти.

Теперь гробницы номархов становятся значительно скромнее, а царь, наоборот, возводит близ Фаюма великолепный заупокой­ный храм (знаменитый «Лабиринт» греческих авторов) с множе­ством помещений, посвященных различным номовым богам (та­кой замысел предполагал определенную централизацию религи­озной жизни Египта вокруг культа царя).

Возрастает значение служилой знати, полностью зависимой от царя в материальном отношении; при Аменемхете III один из чиновников в поучении детям восхваляет царя и побуждает их верно служить ему, ибо «царь — это пища».

Источник: https://alpan365.ru/istoriya-drevnego-mira/srednee-carstvo/

Среднее царство

В 2050 г. до н.э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Началась эпоха Среднего царства, в культурном отношении продолжившая тенденции, определившиеся уже в Древнем царстве.

Однако столетия, отделяющие блестящую эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад стра­ны, войны, упадок центра и божественной власти фараона, нарушение установлен­ной шкалы ценностей — все это создало почву для развития индивидуализма. До нас

Читайте также:  Натуральные числа - в помощь студенту

дошло поучение Аменемхета I, написанное им в загробном мире, своему сыну Се-нусерту I: «Берегись подданных… не приближайся к ним и не оставайся один.

Не доверяй брату, не знай друга, да не будет у тебя доверенного, ибо это бес­смысленно. Когда ты спишь, то охраняй сам свое сердце, ибо в день несчастья не имеет человек поддержки».

Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал забо­титься о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон, спавший вечным сном в своей пирамиде, не только вельможная знать, погребенная в мастаба, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире.

Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической сто­роне культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба.

Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы -каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требова­лось умершему в потустороннем мире, вплоть до указания количества зерна и пива, причитающегося на день.

Больше не было необходимости в периодическом чтении заупокойных магических текстов кем-то из живых: текст сам по себе гарантировал умершему и загробную жизнь, и материальное обеспечение.

Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, что обу­словливалось политическими соображениями, ибо, несмотря на объединение Егип­та под эгидой Фив, борьба между номархами периодически возобновлялась.

По­этому фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания престолом, стремились подражать могучим владыкам Древнего царства.

Конечно, это были уже не те пирамиды, что возводились когда-то: размеры их значительно уменьши­лись, материалом для строительства служили не монолитные двухтонтные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки.

Пирамида была полой, держалась за счет нескольких несущих стен, промежутки между которыми заполнялись строи­тельными отходами, а сверху облицовывались известняковыми плитами, соединяв­шимися друг с другом деревянными креплениями. Как и в Древнем царстве, к вос­точной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шел крытый переход к храму в долине.

Уникальным сооружением эпохи Среднего царства являлся верхний заупо­койный храм фараона XII династии Аменемхета III в Хавара (Фаюмский оазис), примыкавший к пирамиде, сложенной из кирпича. Храм вошел в историю куль­туры под названием лабиринта. Происхождение названия связывали с тронным именем Аменемхета Нимаатр, в греческой транскрипции читающимся как Лабир.

Лабиринт, по описанию греческого историка Геродота, представлял собой низкое сооружение, занимавшее площадь в 72 тыс. кв. м и обнесенное стеной с шестью симметрично расположенными воротами на южной и северной сторо­нах.

Он включал многочисленные колонные (гипостильные) залы и дворы, га­лереи и подземные помещения, множество потайных переходов.

Гигантские гипостильные залы делились рядами колонн на нефы1, из которых центральный обязательно был выше боковых и освещался через оконные проемы в верхней части стен.

Колонны были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества солнца, которое, по одной из египетских ле­генд, родилось из цветка лотоса. Самыми распространенными являлись колонны, имитирующие связку стеблей папируса, и колонны с растительной капителью2,

1Неф — вытянутое помещение, ограниченное с одной или обеих продольных сторон рядом колонн. гКапителъ — венчающая часть колонны или столба.

изображающей цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшались цвет­ным орнаментом и позолотой.

Между капителью в форме нежного распустившегося бутона и тяжелым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по раз­мерам плиту — абак, незаметную снизу, в результате чего казалось, что потолок, рас­писанный под звездное небо с золотыми звездами, парит, не касаясь свободно ра­стущих колонн-цветов.

Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами с расти­тельной капителью появилась новая форма колонны с каннелированным1 ство­лом и трапециевидной капителью, а также повсеместно возводились колонны с гладкими стволами и «хаторическими» капителями, украшенными рельефным изображением головы богини Хатор.

Заупокойный храм богато декорировался росписями с изображениями людей, животных, птиц.

В этот период художники особенно широко отображали в росписях природу нильских зарослей, которую ежедневно наблюдали, хорошо знали и любили. Это различные птицы в гнездах, рыбы в нильских водах, мелкие хищники, охотящие­ся среди папирусов.

Наряду с такими пирамидами, которые были внешне точным воспроизведе­нием усыпальниц царей Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу.

Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальни­ца родоначальника фараонов-фиванцев царя XI династии Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. По древней традиции к ней из долины вела огражденная ка­менными стенами дорога в 1200 м длиной и 32 м шириной.

Главную часть усы­пальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком2; по центру пандус3 вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колон­ный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирами­да. Ее основанием служила естественная скала.

С западной стороны находился от­крытый двор, оформленный портиками, с выходом в колонный зал и святилище, вырубленные в скале. Гробница фараона помещалась непосредственно под колон­ным залом.

Среднее царство по сравнению с другими эпохами египетской истории занимало относительно непродолжительный период. Фараонам XII династии так и не уда­лось прочно объединить страну. Социальный кризис и вторжение в страну в 1720 г. до н.э. гиксосов4 положили конец Среднему царству.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_148744_srednee-tsarstvo.html

Среднее царство Древнего Египта

Начавшееся, в смутные времена первого переходного периода и закончившееся захватом власти гиксосскими правителями, Среднее царство Древнего Египта находится в хронологических границах 2040-1783 (или 1640) гг. до н. э. и охватывает правление XI-XII династий. Усиление влияния крупных номархов, ожесточённая борьба между ними вознесли на вершину власти фиванского правителя Ментухотепа I, с которого начался процесс возрождения Египта.

Эпоха возрождения (2040-1991 до н. э.)

Пятый царь XI династии Ментухотеп II уже носил двойную корону пшент – символ власти фараона объединённого Нижнего и Верхнего Египта. Благодаря сильному централизованному правлению, на египетскую землю пришла эпоха стабильности и процветания. Возвысился культ Амона – главного бога Фив, духовного центра Египта.

В отсутствии крупных военных действий укрепились хозяйственные связи, как между внутренними регионами, так и с ближайшими соседями Египта. Это привело к быстрому развитию ремёсел, торговым и культурным обменам. Рабовладельческий характер производства внедрился в ремесло, стал более индивидуальным и разнообразным.

Появилась такая форма рабства, как долговая.

Обязательные царские повинности, на которые в принудительном порядке привлекалось всё трудоспособное население Египта, включали ирригационные и строительные работы, труд в рудниках и каменоломнях.

Будучи значимой частью государственного уклада египетского общества, такая жёсткая трудовая организация позволила активизировать строительство храмов, отправку за золотом экспедиций в нубийские земли.

При последних представителях XI династии власть царствующего дома была твёрдо установлена во всём объединённом Египте.

«Золотой век» Среднего царства (1991-1783 до н. э.)

Вершиной развития Среднего царства Египта, его «золотым веком», стала эпоха правления царей XII династии. В это время неподалёку от Мемфиса выросла новая, перенесённая из Фив, столица Египта – Иттауи, что способствовало усилению процесса централизации власти фараона.

Восстановление и дальнейшее совершенствование ирригационной системы Древнего Египта способствовало развитию земледелия, оживлению торговых связей, более равномерному и справедливому распределению материальных благ. Благодаря эффективной хозяйственной деятельности, для неурожайных лет создавался запас зерна.

Население не голодало.

Фараон-воитель Сенурсет III, покоривший Нубию, своей задачей считал укрепление национальной безопасности и накопление богатства Египта. Он стал заботливым правителем для своих подданных и беспощадным воителем для врагов страны.

Стремясь обезопасить рубежи Египта и обеспечить доступ к золотым рудникам Нубии, Сенурсет воздвиг комплекс неприступных цитаделей на берегах Нила.

Самой крупной среди них является крепость Бухен, имеющая несколько оборонительных рубежей и вмещающая более 1000 египетских воинов.

При Аменемхате III, одном из величайших представителей египетских фараонов, был осуществлён грандиозный проект по строительству большого водохранилища – озера Мерис, которое соединялось с Нилом широким каналом. Провинция Фаюм из большого болота превратилась в крупный сельско-хозяйственный регион.

Это была эпоха строительства. Аменемхат III создал множество прекрасных храмов, посвящённых всем значимым божествам египетского пантеона, в окрестностях озера Мерис воздвиг большой лабиринт. В архитектурном воплощении этого сооружения прослеживалась несомненная связь с Критом и великой кносской культурой.

Кроме материальных ценностей Среднее царство Египта обогатило мировую культуру своими литературными памятниками. Повсеместное распространение папируса позволило навеки запечатлеть философские поэмы, любовную лирику, сказочные истории Древнего Египта. Среди крупных произведений того времени до нас дошли «Повесть о Горе и Сете», «Песни о Синухэте», «Поучение царя Гераклеопольского».

Закат Среднего царства

Отрывочные сведения после завершения успешного правления XII династии великих царей Среднего царства свидетельствуют об ограничении влияния власти фараонов и возрождении сепаратистских настроениях среди крупных землевладельцев. Египет вновь захлестнула волна анархии и междоусобиц, в результате которых ослаб контроль над распределением водных ресурсов, и для египтян стала реальной угроза голода.

Полная дезорганизация государственного аппарата явилась причиной активности нубийцев на юге и захвата северных территорий гиксосами. Выбранный ими из числа соплеменников правитель стал основателем новой династии. И это явилось концом Среднего царства Древнего Египта.

Источник: http://vse-lekcii.ru/lekcii-po-istorii/istoriya-drevnego-egipta/srednee-carstvo-drevnego-egipta

Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим: Учебно-методический комплекс для студентов I курса заочного отделения исторического факультета (стр. 1 из 17)

  • Министерство образования Российской Федерации
  • Сыктывкарский государственный университет
  • Кафедра истории древнего мира и средних веков
  • ДРЕВНИЙ ВОСТОК
  • ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
  • ДРЕВНИЙ РИМ
  • Учебно-методический комплекс
  • для студентов I курса заочного отделения
  • исторического факультета
  • Сыктывкар 2002
  • Утверждено на заседании учебно-методической комиссии
  • исторического факультета СыктГУ

21 июня 2002 г. (протокол № 5).

Кучеренко Л.П., Павлов А.А., Филимонов В.А.

ДРЕВНИЙ ВОСТОК. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. ДРЕВНИЙ РИМ.

Учебно-методический комплекс для студентов I курса заочного отделения

исторического факультета. Сыктывкар, 2002. 70 с.

© Л.П.Кучеренко, А.А.Павлов, В.А.Филимонов, 2002

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Учебно-методический комплекс составлен с целью оказания помощи студентам заочного отделения исторического факультета в изучении истории древнего мира.

Он определяет объем, основное содержание курса, последовательность работы над ним.

Комплекс содержит методические указания по всем видам учебной работы и списки основных методических источников, научной и учебной литературы по истории древнего мира.

Работа над курсом в рамках учебного процесса проходит в течение трех сессий. Во время установочной сессии (октябрь) читаются обзорные лекции и проводятся практические занятия по истории древнего Востока, начинается начитка курса по истории культуры древнего мира.

Под руководством преподавателя студенты выбирают монографии для написания контрольной работы и тему курсовой работы. По всем видам работы они могут получить консультацию. Контрольная работа должна быть представлена не менее чем за две недели до начала экзаменационной сессии. В противном случае, студент к экзамену не допускается.

Над курсовой работой студенты работают в течение года и представляют ее до начала весенней сессии.

На зимней сессии (декабрь) читаются обзорные лекции и проводятся практические занятия по истории древней Греции, завершается чтение курса лекций по истории культуры древнего мира. В эту сессию студенты сдают зачет по истории культуры древнего мира и экзамены по истории древнего Востока и истории древней Греции.

  1. Во время весенней сессии (май) читаются обзорные лекции, проводятся практические занятия и сдается экзамен по истории древнего Рима.
  2. КРАТКАЯ ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННых КУРСОВ
  3. ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
  4. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  5. Введение

Понятие «история Древнего Востока». Географические и хронологические рамки. Наиболее характерные регионы.

Основные пути политогенеза. Древневосточное общество: экономическая, социальная, политическая характеристика; его отличия от античного общества.

  • Источники по истории Древнего Востока.
  • Изучение истории стран Древнего Востока в западноевропейской и отечественной историографии (дореволюционной, советской и постсоветской).
  • Древний Египет

Природные условия и географическое положение Египта. Проблема формирования египетской народности. Периодизация истории древнего Египта. Дешифровка древнеегипетской иероглифики.

Древнеегипетский вариант политогенеза.

Раннее царство. Экономическая и политическая история.

Эпоха Древнего царства. Правление III и IV династий. Экономический подъем. Политическая структура. Внешняя политика египетских фараонов в эпоху Древнего царства.

Египет в эпоху Среднего царства. Исторические события первого переходного периода. Изменения в экономике и социальной структуре. Военная политика фараонов.

Великая египетская держава эпохи Нового царства. Борьба египтян против гиксосского владычества. Внешняя политика фараонов XVIII династии и ее результаты.

Характеристика экономики и социального строя в период Нового царства. Организация государственного управления. Религиозно-политическая реформа Эхнатона и ее последствия. Правление XIX и XX династий.

Ослабление Египта в конце Нового царства.

Ливийско-Саисский Египет. Завоевание Египта ливийцами. Египет под властью эфиопов. Проникновение в Египет ассирийцев, возвышение Саиса и объединение Египта под властью XXVI династии. Особенности экономического и социального развития Позднего Египта. Завоевание Египта персами.

Передняя Азия

Месопотамия

Географическое положение страны, природные условия. Население. Периодизация древней истории Месопотамии. Дешифровка клинописи.

Важнейшие археологические культуры в конце V – VI тысячелетий до н. э.

Экономическая, политическая и культурная жизнь Шумера в первой половине III тыс. до н. э. Политическая история шумерских городов-государств. Периодизация истории Шумера. Ур в период правления I династии. Возвышение и упадок Лагаша. Реформы Уруинимгины.

Образование Аккадского государства. Внутренняя и внешняя политика Саргона и его приемников. Упадок Аккадского государства.

Шумеро-Аккадское государство в период правления III династии Ура. Крушение Шумеро-Аккадского царства.

Возвышение Вавилона в эпоху Старовавилонского царства. Социально-экономический и политический строй Вавилона. Законы Хаммурапи.

***

Периодизация истории Ассирии. Ассирия в Староассирийский период. Особенности ее экономического развития.

Усиление Ассирии в Среднеассирийсский период. Развитие социально-экономических отношений, политический строй.

Ассирия в Новоассирийский период. Активизация завоевательной политики. Временный упадок Ассирии.

Создание «мировой» Ассирийской державы. Реформы Тиглатпаласара III. Правление Саргонидов. Ассирия в период правления Ашшурбанапала. Упадок Ассирии.

***

Вавилония в середине II – первой половине I тыс. до н. э. Касситское завоевание. Борьба за независимость. Создание Нововавилонской державы. Внешняя политика Навуходоносора II. Экономическое и общественное развитие Вавилонии в первой половине I тыс. до н. э.

  1. Малая Азия
  2. Хеттское царство
  3. Периодизация хеттской истории.

Образование Древнехеттского царства. Особенности экономического развития. Характерные черты политической организации.

Хеттское царство в Новохеттский период. Внешняя политика хеттских правителей. Экономика и социальные отношения. Упадок Хеттской державы.

Восточное Средиземноморье

Ранние государственные образования III – II тыс. до н. э. в Восточном Средиземноморье: Библ, Алалах, Эбла и др.

Города-государства Восточного средиземноморья во второй половине II тыс. до н. э. Угарит как типичный образец города-государства. Нашествие «народов моря».

Расцвет Финикии и Сирии в I тыс. до н. э. Развитие экономики. Финикийская торговля. Образование Тиро-Сидонского царства. Дамасское царство.

***

Палестина в I тыс. до н. э. Израильско-Иудейское царство и его распад. Социально-экономические отношения в Палестине в I тыс. до н. э. Пророческое движение.

Читайте также:  Учет финансовых вложений в ценные бумаги - в помощь студенту

Восточное Средиземноморье под властью Ассирийской, Нововавилонской и Персидской держав.

Иран и Средняя Азия

Древнейшая Мидия. Борьба мидян с ассирийкой агрессией. Образование независимого мидийского царства. Расцвет Мидийской державы.

Возвышение Персидского царства. Кир II и его завоевательная политика. Внешняя политика Камбиза. Народные восстания в Персидской державе в последней четверти VI в. до н. э. «Бехистунская надпись». Приход к власти Дария I и его реформы. Внешняя политика Дария I. Экономика и социальные отношения в Персидской державе, причины ее непрочности.

Древняя Индия

Географическое положение и природные условия. Периодизация истории древней Индии.

Древнейшая (Индская) цивилизация: Экономика и общественные отношения. Упадок Индской цивилизации и ее историческое значение.

«Ведийский период». Арии и проблема их происхождения. Уровень социально-экономического развития. Освоение долины Ганга. Причины подъема сельского хозяйства и ремесла. Социальное развитие. Система варн. Политические образования. Государства в долине Ганга и борьба между ними за политическое преобладание. Образование державы Нандов.

Поход Александра Македонского в Индию. Борьба индийцев против иноземных захватчиков. Основание династии Маурья. Внешняя, внутренняя и религиозная политика Ашоки. Ослабление общеиндийской империи.

Древний Китай

Природа и население древнего Китая. Периодизация истории.

Разложение родового строя и возникновение древних государственных образований. Проблема Ся. Экономика, общество и государство в эпоху Инь.

Возникновение государства Чжоу. Социально-экономические отношения в X – VIII вв. до н. э. Система социальных рангов, наследственные пожалования и права чжухоу. Проблема рабства.

Период «Восточного Чжоу». Рост политической раздробленности в чжоусском государстве. Вторжения кочевников. Борьба за гегемонию между царствами древнего Китая. Дальнейшее усиление политической раздробленности Китая.

Период Чжаньго. Экономические сдвиги в эпоху Чжаньго. Изменение системы землевладения и землепользования. Реформы Шан Яна в царстве Цинь и их историческое значение.

Идеологическая борьба в Китае в VI – III вв. до н. э. Конфуцианство и легизм.

Источник: https://mirznanii.com/a/332972/drevniy-vostok-drevnyaya-gretsiya-drevniy-rim-uchebno-metodicheskiy-kompleks-dlya-studentov-i-kursa-zaochnogo-otdeleniya-istoricheskogo-fakulteta

Средние царство

 Эпоха истории Древнего Египта между 2040 и 1783 (или 1640) до н. э

Эпоха Среднего царства начинается с правления фараона Ментухотепа I  , который вновь объединил Египет под своей единой властью. Более 300 лет длился этот период в истории Египта.

Это был период испытаний и в то же время – расцвета египетской цивилизации. Большое значение имело открытие в этом периоде бронзы – сплава меди с оловом. Бронза – более твердый металл, чем чистая медь.

Орудия, изготовленные из нее, служили людям гораздо дольше, работать ими было удобнее таким образом, возрастала производительность труда. Оснащенное новым оружием египетское войско вело успешные войны с соседними ливийскими и переднеазиатскими племенами, а также покорило Северную Нубию.

Росло могущество страны и фараонов. Были сооружены новые ирригационные системы и возведены новые храмы.

Виды  орудий  в  Среднем  царстве  заметно множились и совершенствовались. Попадаются  новые  виды  режущих  орудий,  одно  из  них довольно  сложного  устройства.  Металлическая часть  топоров  того  времени  была  значительно больше,  чем  в  старину,  и  она  была  прочнее  прикреплена к топорищу.

Золото, которым щедро пользовались в Среднем царстве, добывалось теперь не только в Верхнем Египте — в Восточной пустыне, но также и в Эфиопии. Золотых дел мастера достигли к концу XII династии изумительного мастерства в изготовлении уборов. Судя по находкам, во времена Среднего царства стали употреблять, как будто, больше серебра.

Некоторые перемены произошли в период Среднего царства в положении ремесленников.

Если в Древнем царстве лишь отдельные мастера достигали сравнительно обеспеченного положения, то в Среднем царстве такие ремесленники встречаются чаще.

От простых ремесленников, таких, как прачечник, пивовар, горшечник,каменотёс, золотых дел мастер, медник и т. д., дошли каменные плиты с надписями и изображениями и даже надписанные изваяния.

Именно в данный период в Египте появилась письменность – это было пиктографическое, или рисуночное, письмо. Первоначально древние египтяне просто рисовали то, что хотели сказать, и каждый рисунок обозначал целое слово. Позднее многие рисунки стали использоваться также как слоги и буквы. Такой способ письма называется иероглифическим.

Со временем рисунки все более упрощались и становились схематичными. Часто писцам приходилось быстро записывать необходимый текст, поэтому очертания рисунков стали округляться, превращаясь в волнистые линии, крючки и другие причудливые знаки, – так появилась скоропись.

С помощью иероглифов египтяне записывали свои первые научные тексты, поучения, повести и сказки.

Постепенно в Египте стали развиваться различные науки. Сложные расчеты, связанные со строительством, измерением площади полей и прокладкой каналов, подсчет запасов продовольствия привели к возникновению в Древнем Египте арифметики и геометрии.

Наблюдения же земледельцев за движением Солнца, Луны и различных планет положили начало счету времени, а также астрономии.

Сохранились папирусы, в которых даются описания болезней, рецепты рекомендуемых лекарств; а египетские врачи уже в те времена проводили довольно сложные хирургические операции.

Расцвет Среднего царства относится ко времени XII династии, которая воцарилась около 2000 г. до н. э. и обладала прочной властью до начала XVIII столетия до н. э. За два с лишним века сменилось всего лишь восемь фараонов: Аменемхет I, Сенусерт I, Аменемхет II, Сенусерты II и III, Аменемхеты III и IV, фараон-женщина Нефрусебек.

Вооружённые силы Среднего царства набирались среди массы населения путём очеред-ных выборочных призывов молодёжи. К египетскому воинству добавлялись иноземные части, состоявшие главным образом из  эфиопских воинов.

Вооружение войска составляли лук и стрелы у стрелков, щиты, копья, секиры или палицы у других бойцов.

Как кажется, нововведением Среднего царства было передвижное прикрытие, из-под которого двое воинов длиннейшим копьём разили врага на мощных крепостных стенах.

Пора наибольшего могущества государственной власти в период Среднего царства совпадает с правлением Аменемхета III. Мало что известно о его долгом царствовании.  Он  один  оставил  сооружение,  которое можно сравнить с памятниками времени Древнего царства.

У самого входа на «Землю озера»(Фаюм) воздвигнуто было громадное по площади каменное здание, состоявшее из многих палат, тысяч комнат и переходов с перекрытиями из исполинских плит.

От всей постройки остались одни смутные следы да разрозненные обломки, но ещё греки дивились ей не меньше, чем великим пирамидам.

После  Аменемхета III  —  последнего  и  единственного  царя  времени  Среднего  царства, сколько-нибудь напоминавшего могущественных фараонов Древнего царства, — на престоле  промелькнули  два  недолговечных  правителя,  из  которых  вторым  была  женщина,  и XII династия пресеклась.

 Около1700 г. до н. э. в Египет с востока вторглись азиатские кочевые племена – гиксосы. «И вот, не знаю почему, бог был к нам неблагосклонен, – писал жрец Манефон.

 – Неожиданно из восточных краев люди неизвестного племени предприняли дерзкий поход на страну и легко, без боя, взяли ее штурмом.

И, победив ее правителей, они безжалостно сожгли города и разрушили до основания храмы богов, а с населением обращались самым враждебным образом, одних убивая, у других – уводя в рабство детей и жен… А все их племена назывались гиксос, т. е. „цари-пастухи”».

Гиксосы захватили всю дельту Нила и почти весь Нижний Египет. Под властью фараона остался лишь Верхний Египет.

Более 100 лет находился Египет под властью гиксосов, что наложило неизгладимый отпечаток как на социально-экономическую жизнь империи, так и на сознание египтян.

Но были и положительные моменты: благодаря гиксосам египтяне познакомились с лошадьми, они также переняли оружие противника и научились пользоваться боевыми колесницами, которые впоследствии сделали армию фараонов сильнейшей.

Источник: http://narodworld.ru/egipet/srednie-tsarstvo.html

Египет. Среднее царство. Переходный период

Египет. Среднее
царство. Переходный период.

Собственно Средним царством принято
считать эпоху единого египетского
государства, воссозданного на развалинах
Древнего царства в самом конце III
тысячелетия до х.э. выходцами из южного
верхнеегипетского Фиванского нома —
последними царями XI династии, а затем
упроченного фараонами следующей, XII
династии, двухсотлетнее правление
которых явилось временем расцвета и
быстрого упадка.

Но между концом Древнего и началом
Среднего царства лежит длительный,
охватывающий предположительно почти
четверть тысячелетия так называемый I
Переходный период — период раздробленности
и больших социальных потрясений, время
ожесточенной внутренней борьбы за новое
объединение страны. Именно здесь,
по-видимому, нужно искать уроки
существенных отличий среднеегипетского
государства от минувшей эпохи Древнего
царства.

Распад единого государства, стремление
номов к экономической и политической
обособленности, их соперничество и
борьба друг с другом пагубно отразились
на всей экономической структуре страны,
на единой ирригационной системе — основе
хозяйственного благополучия Египта.

Внутренняя борьба усугубляет и без того
тяжелое положение Египта — гибель и
разорение несут с собой непрекращающиеся
раздоры между враждующими номами.

И не
случайно памятники времени эфемерных
VII-Х династий полны сведений о годах
страшного голода, о пашнях, превратившихся
в болота и непроходимые заросли, о
пустующих полях, которые некому
обрабатывать, так как обезлюдели богатые
и процветающие области страны.

Естественно,
что в такой обстановке нельзя исключить
и серьезных социальных выступлений
трудящегося населения страны,
испытывавшего, без сомнения, наибольшие
тяготы и лишения. Смутные намеки на
волнения низов египетского общества
зафиксированы во многих документальных
и литературных источниках той поры.

По-видимому, эти грозные для власть
имущих социальные выступления народных
масс нашли прямое отражение в дошедших
до нас двух политических манифестах
периода усиливавшейся борьбы за новое
политическое экономическое объединение
страны, необходимость которого становилась
более явной.

Большой, сильно поврежденный папирус,
находящийся сейчас в Лейдене, сохранил
страстный призыв некоего Ипувера —
возможно, близкого к правящим кругам
северной части страны, — к восстановлению
прежних порядков в Египте, к воссозданию
единого египетского государства.

В
поэтической форме Ипувер взволнованно
и ярко рисует, пожалуй, преднамеренно
преувеличенную картину бедствий
разъединенной страны, где господствуют
всеобщая вражда и озлобление, грабежи
и убийства, где царят запустение и голод,
где люди едят траву и запивают ее водой,
питаются тем, чем раньше кормили свиней
(имели место даже случаи людоедства).

Рассказчик-поэт скорбит о разрушенных
городах и разоренных номах, поверженных
дворцах и оскверненных гробницах,
печалится о прекращении исконных
торговых связей с Восточным Средиземноморьем
(уже нет кедра даже для саркофагов
благородных людей!) и о нарушенных
внутренних отношениях: охваченный
смутой Юг не шлет на Север, как обычно,
зерно и изделия ремесленников, плоды и
благовонные масла, и жители окрестных
оазисов не спускаются больше в Египет
со своими дарами. Негодует Ипувер, видя,
как варвары — азиаты и ливийцы, —
воспользовавшись слабостью Египта,
вторгаются в незащищенную Дельту и
опустошают ее. Но больше всего беспокоит
его широкое восстание народа, современником
которого был он сам или воспоминания о
котором были еще живы. Страна перевернулась,
подобно гончарному кругу, вещает Ипувер.
Бедняки стали богатыми, а имущие —
бедняками, тот, кто не имел хлеба, стал
собственником закромов, кто не имел
упряжки, стал владельцем стада, у кого
не было даже лодки, стал владельцем
судов, у кого не было хижины, стал
владельцем дома, тот, кто ткал не для
себя, одет в тонкие полотна, знатные же
люди — в лохмотьях, кто не был в состоянии
сделать себе гроб, стал владельцем
усыпальницы, тела же прежних владельцев
гробниц выброшены в пустыню. Только
восстановление старых порядков избавит
Египет от всех этих потрясений и бедствий,
ибо будет хорошо, вещает Ипувер, коща
вновь будут восстановлены должности,
когда люди вновь будут строить пирамиды,
рыть каналы и взращивать сады, когда
будет восстановлено положение знати;
прекратятся грабежи и волнения, дороги
станут безопасными, возрастет мощь
Египта, и варвары, как и прежде, будут
трепетать перед ним.

В Санкт-Петербурге, в Государственном
Эрмитаже, хранится папирус, содержание
которого перекликается с лейденским
папирусом.

Облеченный в форму пророчества,
произнесенного перед царем Снефру,
основателем могущественной IV династии,
в его дворце ученым жрецом Неферти,
текст этого документа повествует о тех
же печальных событиях, о которых так
ярко рассказал Ипувер: перед нами снова
встают знакомые картины упадка и
разорения, убийств и грабежей, голода
и несчастий, смут и вторжений иноземцев.

Цель пророчеств Неферти та же, что и у
Ипувера, — призыв к восстановлению в
стране единой власти, к возврату к старым
порядкам в Египте.

Но если призыв Ипувера
звучит просто как благое пожелание и
не имеет конкретного адреса, то
пророчества, вложенные в уста жреца
Неферти, предрекают приход царя-южанина,
уроженца Верхнего Египта, царя, который
возложит на свою голову двойную корону
египетских властителей, объединит
Египет, усмирит внутренние распри,
восстановит правду и устранит ложь,
сокрушит ливийцев и азиатов, восстановит
разрушенные пограничные укрепления.
Называет Неферти и имя такого объединителя
Египта — Амени, т.е. сокращенное имя
основателя XII династии Аменемхета I.

Естественно предположить, что пророчества
Неферти были составлены уже на завершающем
этапе борьбы за воссоединение страны
под единым руководством и исходили из
кругов, непосредственно связанных с
основателем новой династии; призывы же
Ипувера прозвучали, вероятно, раньше
[1].

Следует иметь в виду, что оба документа
дошли до нас в поздних копиях Нового
царства — лейденский папирус записан
во времена XIX династии, санкт-петербургский
— в середине правления XVIII династии,
однако нет сомнения в том, что оба
папируса содержат тексты более ранней
эпохи.

Одно время существовали разные
мнения по поводу датировки событий,
отраженных в этих источниках. Сейчас
несомненно, что они относятся к I
Переходному периоду.

Это подтверждается
и существованием целого ряда произведений
так называемой «пессимистической
литературы», имеющих текстуальную
близость к «Речению Ипувера» и
«Пророчеству Неферти».

Памятники позволяют проследить основные
моменты борьбы за единство страны
задолго до воцарения Аменемхета I. В
середине XXII в. до х.э. провозгласил себя
фараоном Ахтой (Хети), правитель
Гераклеопольского нома, расположенного
в 120 км южнее Мемфиса (IX династия).

Ахтою
I и особенно царям следующей, Х династии
удалось объединить часть верхнеегипетской
долины. Затем на юге страны усилился
Фиванский ном. В Египте стали одновременно
править цари Х гераклеопольской и XI
фиванской династий.

В поучении одного
из гераклеопольских царей своему сыну
Мерикара рекомендуется жить в мире с
Южным царством. Однако столкновение
было неизбежным. Гераклеопольские цари
в борьбе с Фивами опирались на некоторых
их номархов. Наконец, около 2040 г. до х.э.

фиванский царь Ментухетеп I становится
фараоном всего Египта. Начинается
История Среднего царства.

Примечания

[1] Точная дата создания этих двух
сочинений остается еще предметом
дискуссий.

Скорее всего «Речение
Ипувера» описывает события конца
VIII династии по горячим следам, тогда
как «Пророчество Неферти» написано
уже после воцарения XII династии.

Но важно
отметить, что мотив резкого социального
переворота, перемены социальных статусов
встречается едва ли не во всех литературах
ранней древности. Он отражает какие-то
не совсем еще понятные кризисные явления
в древних обществах.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа



Источник: http://vuz-24.ru/nex/vuz-56228.php

Ссылка на основную публикацию