Система биологических наук — в помощь студенту

 
Биология — это наука. Что отличает науку от других сфер человеческой деятельности? Подход к изучению явлений.  Этот подход — научный метод.
 
 

Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.

 
 
Научный метод предполагает определенный системный подход:
 
 

  1. Наблюдение фактов и их измерение, т.е. описание наблюдения —  количественное и или качественное.
  2. Анализ полученных результатов — систематизация, выявление главного и второстепенного.
  3. Обобщение —  формулирование гипотез и потом уже —  теорий.
  4. Прогноз: формулирование следствий из предложенной гипотезы или принятой теории с помощью дедукции, индукции или других логических методов.

  5. Проверка прогнозируемых следствий с помощью эксперимента.

Обратите внимание на 5-ый пункт. Без него нельзя считать подход научным!

Важно понимать отличие между понятиями  гипотеза и теория.

  • Гипотеза -это утверждение, предположение, которое еще не доказано.

 
Когда гипотезу доказывают, она становится теорией, теоремой или фактом. Опровергнутая гипотеза переходит в разряд  ложных утверждений.  Гипотеза, которая еще не доказана, но и не опровергнута, называется открытой проблемой.
 

  • Теория  — система знаний, выстроенная на доказанной научным методом гипотезе. 

 
Почему мы говорим о цитологии как о клеточной теории — потому что этому предшествовал огромный научный процесс наблюдения, сбор статистики — качественные и количественные данные; систематизация полученных результатов, были сформулированы гипотезы и прогнозы, которые затем были экспериментально проверены и подтверждены.   Более того, на основе этой теории были сделаны следующие предположения, и они тоже были экспериментально подтверждены.
 

Методы изучения живых объектов

  • Наблюдение (эмпирический метод познания) — описание того или иного биологического объекта или процесса;
  • Сравнение — необходимо для того, чтобы найти закономерности — то, что является  общим для разных явлений;
  • Эксперимент —  создаются условия, в точности соответствующие наблюдаемым, при этом  выясняются  свойства биологических объектов; фиксируются качественные и количественные характеристики.
  • Исторический метод — информация, сведения,данные, уже полученные и доказанные в прошлом, раскрывают и объясняют законы развития живой природы в настоящем.

Считается идеальным, когда используются все эти методы в совокупности.

Биологический эксперимент

  1. Качественный экспериментт — самый простой вид биологического эксперимента — его цель  —установить наличие или отсутствие предполагаемого в теории явления.
  2. Измерительный эксперимент — выявление какой-то количественной характеристика объекта или процесса.

 Система биологических наук - в помощь студенту

Наблюдение, описание и измерение биологических объектов

Наблюдение — это непосредственное, целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление.

 
Эмпирическое описание — это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении.

  • По сути это «перевод» того, что было увидено или услышано  на научный язык —  понятия и определения, знаки, схемы, рисунки, графики и цифры (статистические данные).
  • В отличие от эксперимента, при эмпирическом методе познания нельзя вмешиваться в изучаемый процесс, нельзя влиять или изменять условия его протекания.
  • Для наблюдения используют так же различные технические — опосредованные средства.
Наблюдение исследователь изучает объект, не воздействуя на него или на внешние условия могут быть побочные условия, мешающие объективному восприяттию результатов не всегда может быть повторено
Эксперимент исследователь целенаправленно изменяет условия, влияет на объект исследования для выявления различных свойств объект или явление изучается в изолированных от побочных эффектов условиях или введены дополнительные условия должен воспроизводиться

Процесс естественно — научного познания существенно зависит от развития используемых наукой технических средств.

Трудно переоценить роль микроскопа в биологии.   Именно благодаря ему человек открыл для себя микроорганизмы. На сегодняшний момент существуют микроскопы, позволяющие исследовать живые организмы на внутриклеточном уровне.

 Система биологических наук - в помощь студенту

 
Статистические измерения — измерения величин, не изменяющихся во времени.
 

Динамические измерения — измерения величин, меняющих свое значение во времени (давление, температура, плотность популяции и т.д.)

  1. Методы исследования в науке довольно разнообразны, но все они базируются на научных методах познания, которые отличаются определенным подходом.
     
  2. Знание этой информации помогает отделить действительные научные исследования от различных широкораспространенных околонаучных экспериментов.
  3.  Система биологических наук - в помощь студенту Биологические науки

ПО СИСТЕМАТИЧЕСКИМ КАТЕГОРИЯМ:

  • вирусология (царство вирусы);
  • микробиология, бактериология (царство бактерии);
  • ботаника (царство растения);
  • микология  (царство грибы);
  • зоология  (царство животные):

ПО УРОВНЯМ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ:

  • молекулярная биология — на молекулярном уровне;
  • цитология, цитогенетика — на клеточном уровне;
  • морфология и физиология — на организменном уровне;
  • экология, популяционная экология — на популяционно-видовом, биогеоценотическом и биосферном уровне.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИЗУЧАЕМЫХ ПРОЦЕССОВ:

  • генетика — наука о процессах наследственности и изменчивости;
  • эмбриология — наука об эмбриональном развитии;
  • теория эволюции — наука об эволюционном учении;
  • этология — наука о поведении животных;
  • общая биология — наука о закономерностях и процессах, общих для живой природы.
Читайте также:  Многоэлектронные атомы. общие принципы описания многоэлектронного атома - в помощь студенту
Агробиология Прикладная наука, обобщающая знания из области биологии, имеющие отношение к выращиванию культурных растений (растениеводству) и разведению домашних животных ( животноводству)
Альгология Раздел ботаники, изучающей водоросли
Анатомия человека Наука о строении, форме человеческого организма, его органов  и образующих их тканей
Биогеоценология Биологическая дисциплина, изучающая растительные и животные сообщества в их совокупности, т.е. биоценозы, их состав, развитие, распределение в пространстве и во времени, происхождение
Биометрия Раздел статистики, с помощью методов которого производят обработку экспериментальных данных и наблюдений, а также планирование количественных экспериментов в биологических исследованиях
Биотехнология Интеграция естественных и инженерных наук, позволяющая наиболее полно реализовать возможности живых организмов или их производные для создания и модификации продуктов или процессов различного назначения
Биофизика Раздел физики и современной биологии, изучающий физические аспекты живого на всех уровнях, начиная от молекул и клеток и заканчивая биосферой в целом
Биохимия Наука о химическом составе живых клеток. организмов и о химических процессах, лежащих в основе их жизнедеятельности
Ботаника Система наук, изучающая растительный мир, его многообразие, строение, жизнедеятельность, распространение растений, связь со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития
Бриология Раздел биологии, изучающей мхи
Вирусология Раздел биологии, изучающей вирусы
Генетика Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организма
Гидробиология Наука о жизни и биологических процессах в воде
Гистология Раздел биологии, изучающей строение тканей живых организмов
Дендрология Раздел ботаники, изучающей древесные растения ( деревья, кустарники и кустарнички)
Зоология Система наук, изучающих животный мир, его многообразие, строение, жизнедеятельность, распространение животных, связь со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития
Ихтиология Раздел зоологии, изучающий рыб
Микология Наука о грибах
Микробиология Наука, изучающая микроорганизмы ( невидимые невооруженным глазом): бактерии, микроскопические грибы и водоросли
Молекулярная биология комплекс биологических наук, изучающих механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации, строение и функции нерегулярных биополимеров ( белков и НК)
Морфология Наука, изучающая внешнее (форму, структуру, цвет) и внутреннее строение живого организма и составных частей
Орнитология Раздел зоологии, изучающий птиц
Психофизиология Междисциплинарная область на стыке психологии, физиологии и математики, изучающая объективно регистрируемые сдвиги физиологических функций, сопровождающих психические процессы восприятия, запоминания, мышления, эмоций
Социобиология Междисциплинарная наука, сформировавшаяся на стыке нескольких научных дисциплин, объясняющая поведение живых существ набором определенных преимуществ, выработавшихся в ходе эволюции
Физиология человека Наука о процессах жизнедеятельности ( функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме
Цитология Наука о клетке, изучающая строение и функции клеток, их химический состав, развитие и взаимосвязи в многоклеточных организмах
Энтомология Раздел биологии, изучающий насекомых
Этология Полевая дисциплина зоологии, изучающая поведение животных в естественных условиях.

 

  • примеры воспросов ОГЭ по теме

Обсуждение: «Методы исследования в науке»

(Правила комментирования)

Источник: https://distant-lessons.ru/metody-issledovaniya-v-nauke.html

Система биологических наук

Современная биология — сложная система знаний, включающая в себя большое количество отдельных биологических наук, отличающихся задачами, методами и способами исследований.

Одной из первых возникла наука о животных — зоология (изучает происхождение, строение и развитие животных, их образ жизни, распространение на земном шаре); о растениях — ботаника (изучает растительные организмы, их происхождение, строение, развитие, жизнедеятельность, свойства, разнообразие, историю развития, классификацию, а также структуру, развитие и формирование на земной поверхности растительных сообществ); анатомия и физиология человека — основа медицины (анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела с точки зрения его развития и взаимодействия формы и функции, физиология— жизнедеятельность организма человека, значение различных его функций, их взаимную связь и зависимость от внешних и внутренних условий). Наиболее тесную связь с физиологией имеют биохимия и биофизика — науки, отделившиеся от физиологии в середине XX ст. Физиология тесно связана с гигиеной — наукой об основных путях сохранения и укрепления здоровья человека, о нормальных условиях труда и отдыха, о предупреждении заболеваний.

Большие разделы биологии выделяют по объектам исследования. Кроме уже перечисленных это микробиология — наука о микроорганизмах; вирусология — наука о вирусах; гидробиология – наука об организмах, населяющих водную среду; палеонтология — наука об ископаемых организмах и др.

По исследованию свойств организмов и проявлений живого в биологии выделяют морфологию и анатомию (предметом их изучения являются соответственно форма и внутреннее строение организмов); экологию (изучает образ жизни животных и растений в их взаимосвязи с условиями внешней среды); физиологию растений и животных (изучает функции (жизнедеятельность) живых организмов); генетику (наука о закономерностях .наследственности и изменчивости организмов); биологию развития, или эмбриологию (изучает закономерности индивидуального развития организмов); эволюционное учение, или дарвинизм (изучает закономерности исторического развития).

Читайте также:  Направления в экономике - в помощь студенту

Ряд дисциплин биологии связан с использованием определенных методов исследования. Это биохимия, изучающая химический состав и химические процессы, лежащие в основе жизнедеятельности организмов (биохимия животных, растений и др.

); биофизик а, исследующая физические показатели и физические закономерности в живых системах; биометрия, которая на основе измерения линейных или численных параметров биологических объектов производит математическую обработку данных с целью установления практически значимых зависимостей и закономерностей; теоретическая и математическая биология, позволяющие, применяя логические построения и математические методы, устанавливать общие биологические закономерности.

В связи с изучением живого на различных уровнях его организации выделяют молекулярную биологию, которая исследует жизненные явления на молекулярном уровне и учитывает значение тримерной структуры молекул; цитологию и гистологию, изучающие клетки и ткани живых организмов; популяционно-видовую биологию, связанную с изучением , популяций и слагаемых частей какого-либо вида организмов; биогеоценологию, которая изучает высшие структурные уровни организации жизни на Земле до биосферы в целом. Общие закономерности, раскрывающие суть жизни, ее формы и развитие, обычно объединяют в общую биологию.

—Источник—

Богданова, Т.Л. Справочник по биологии/ Т.Л. Богданова [и д.р.]. – К.: Наукова думка, 1985.- 585 с.

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Источник: https://big-archive.ru/biology/guide_to_biology/3.php

Система биологических наук

 Система биологических наук Система биологических наук чрезвычайно многопланова, чтообусловлено как многообразием проявлений жизни, так и разнообразием форм, методов и целейисследования живых объектов, изучением живого на разных уровнях его организации. Всё это определяетусловность любой системы биологических наук. Одними из первых в Б.

 сложились науки о животных —Зоология и растениях — Ботаника, а также анатомия и физиология человека — основа медицины (См.Медицина). Другие крупные разделы Б., выделяемые по объектам исследования, — Микробиология — наукао микроорганизмах, Гидробиология — наука об организмах, населяющих водную среду, и т.д. Внутри Б.

сформировались более узкие дисциплины; в пределах зоологии — изучающие млекопитающих —Териология, птиц — Орнитология, пресмыкающихся и земноводных — Герпетология, рыб и рыбообразных— Ихтиология, насекомых — Энтомология, клещей — Акарология, моллюсков — Малакология, простейших— Протозоология;внутри ботаники — изучающие водоросли — альгология, грибы — Микология, лишайники— лихенология, мхи — бриология, деревья и кустарники — Дендрология и т.д. Подразделение дисциплининогда идёт ещё глубже. Многообразие организмов и распределение их по группам изучают Систематикаживотныхи Систематика растений. Б. можно подразделить на неонтологию (См. Неонтология), изучающуюсовременный органический мир, и палеонтологию (См. Палеонтология) — науку о вымерших животных(Палеозоология) и растениях (Палеоботаника).

         Другой аспект классификации биологических дисциплин — по исследуемым свойствам и проявлениямживого. Форму и строение организмов изучают морфологические дисциплины; образ жизни животных ирастений и их взаимоотношения с условиями внешней среды — Экология; изучение разных функций живыхсуществ — область исследований физиологии (См.

 Физиология) животных и физиологии растений (См.Физиология растений); предмет исследований генетики (См. Генетика) — закономерности наследственности(См. Наследственность) и изменчивости (См. Изменчивость)этологии (См.

 Этология) — закономерностиповедения животных; закономерности индивидуального развития изучает эмбриология или в более широкомсовременном понимании — Биология развития;закономерности исторического развития — Эволюционноеучение. Каждая из названных дисциплин делится на ряд более частных (например, морфология — нафункциональную, сравнительную и др.).

 Одновременно происходит взаимопроникновение и слияние разныхотраслей Б. с образованием сложных сочетаний, например гисто-, цито- или эмбриофизиология,цитогенетика, эволюционная и экологическая генетика и др.

 Анатомия изучает строение органов и их системмакроскопически; микроструктуру тканей изучает Гистология, клеток — Цитология, а строение клеточногоядра — Кариология. В то же время и гистология, и цитология, и кариология исследуют не только строениесоответствующих структур, но и их функции и биохимические свойства.

         Можно выделить в Б. дисциплины, связанные с использованием определённых. методов исследования,например биохимию (См. Биохимия), изучающую основные жизненные процессы химическими методами иподразделяемую на ряд разделов (биохимия животных, растений и т.п.), биофизику (См.

 Биофизика),вскрывающую значение физических закономерностей в процессах жизнедеятельности и такжеподразделяемую на ряд отраслей. Биохимическое и биофизическое направления исследований зачастуютесно переплетаются как между собой (например, в радиационной биохимии), так и с другимибиологическими дисциплинами (например, в радиобиологии (См.

 Радиобиология)). Важное значение имеетБиометрия, в основе которой лежат математическая обработка биологических данных с целью вскрытиязависимостей, ускользающих при описании единичных явлений и процессов, планирование эксперимента идр.; теоретическая и математическая Б.

 позволяют, применяя логические построения и математическиеметоды, устанавливать более общие биологические закономерности.

         В связи с изучением живого на разных уровнях его организации выделяют молекулярную биологию(См. Молекулярная биология), исследующую жизненные проявления на субклеточном, молекулярномуровне; цитологию и гистологию, изучающие клетки и ткани живых организмов; популяционно-видовую Б.

(систематику, биогеографию, популяционные направления в генетике и экологии), связанную с изучениемпопуляций (См. Популяция) как составных частей любого Вида организмов; биогеоценологию (См.Биогеоценология), изучающую высшие структурные уровни организации жизни на Земле, вплоть добиосферы в целом. Важное место в Б.

 занимают как теоретические, так и практические направленияисследований, резкую границу между которыми трудно провести, т.к. любое теоретическое направлениенеизбежно связано (прямо или косвенно, в данный момент или в будущем) с выходами в практику.

Теоретические исследования делают возможными открытия, революционизирующие многие отраслипрактической деятельности, они обеспечивают успешное развитие прикладных дисциплин, напримерпромышленной микробиологии и технической биохимии, защиты растений, растениеводства иживотноводства, охраны природы, дисциплин медико-биологического комплекса (Паразитология,Иммунология и т.д.).

 В свою очередь, отрасли прикладной Б. обогащают теорию новыми фактами и ставятперед ней задачи, определяемые потребностями общества.

 Из практически важных дисциплин быстроразвиваются Бионика (изучение технических приложений биологических закономерностей), Космическаябиология (изучение биологического действия факторов мирового пространства и проблем освоениякосмоса), Астробиология или Экзобиология (исследование жизни вне Земли). Изучением человека какпродукта и объекта биологической эволюции занимается ряд биологических дисциплин — Антропология,генетика и экология человека, медицинская генетика, психология,— тесно связанных с социальныминауками.

         Особо следует выделить несколько фундаментальных областей Б., исследующих наиболее общие,присущие всем живым существам закономерности и составляющих основу современной общей Б. Это наукаоб основной структурно-функциональной единице организма — клетке, т. е.

 цитология; наука о явленияхвоспроизведения и преемственности морфо-физиологической организации живых форм — генетика; наукаоб онтогенезе — биология развития; наука о законах исторического развития органического мира —эволюционная теория, а также физико-химическая Б.

(биохимия и биофизика) и физиология, изучающиефункциональные проявления, обмен веществ и энергии в живых организмах. Из приведённого далеко неполного перечня биологических дисциплин видно, как велико и сложно здание современной Б.

 и как прочновместе с соседними науками, изучающими закономерности неживой природы, оно связано с практикой.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/prochee/sistiema-biologhichieskikh-nauk

Ее место в системе биологических наук

Предисловие

С целью дальнейшего улучшения качества обучения студентов по анатомии человека нами осуществляется издание ряда учебных пособий, методическая часть которых построена в соответствии с требованиями учебной программы предмета по кредитно-модульной системе и направлена на оказание помощи студентам и преподавателям в организации и обеспечении учебного процесса.

Настоящее третье издание учебного пособия по анатомии опорно-двигательного аппарата существенно отличается от предыдущих. В новом издании, состоящем из пяти разделов, учтены замечания, пожелания и советы студентов и преподавателей.

Значительно расширена глава, посвященная введению в анатомию, где отражены основные направления анатомии, принципы и методы анатомических исследований, периоды и этапы развития анатомии, дана базовая анатомическая терминология, половые, индивидуальные и возрастные особенности тела человека, основы общей гистологии, этапы развития человека в фило- и онтогенезе, норма, классификация аномалий развития.

Значительно расширены разделы по остеологии и краниологии. В них приведены данные о строении отдельных костей скелета, целостных образований черепа: глазница, полость носа, черепных ямки и т.д.

, особенностях развитии костей, освещены отличия черепа новорожденного, дана характеристика возрастных изменений, изложены основы рентгенанатомии. Таблицы, содержащие краткие обобщающие сведения, сделаны более доходчивыми.

В них синтезирован весь излагаемый материал.

Опорно-двигательный аппарат является важной частью анатомии человека, а один из ее разделов «Артросиндесмология» – посвящен изучению соединений костей. В настоящем учебно-методическом пособии содержатся сведения по общей и частной артросиндесмологии.

В этих разделах подробно изложены развитие соединений костей, классификация соединений костей, непрерывные и прерывные соединения, биомеханика суставов, соединения костей туловища и головы, верхней и нижней конечности.

Сведения о наиболее крупных суставах изложены по предложенной схеме ответа.

В разделе «Миология» содержатся сведения по общей и частной анатомии мышц, как активной части опорно-двигательного аппарата.

Этот трудный раздел анатомии мы старались изложить кратко, по общепринятой схеме описания, с учетом различных признаков: области тела, происхождения мышцы, формы мышцы, анатомо-топографических взаимоотношений направления мышечных волокон, отношения мышцы к суставам; приведены классификации скелетных мышц человеческого организма, приведены данные о границах областей, начала, прикрепления и функции мышцы, фасциях, топографической анатомии и клеточных пространствах туловища, головы, верхней и нижней конечностей.

Последний раздел пособия в виде сводной таблицы посвящен обзору движения тела, где отражены отделы скелета и суставы, в которых осуществляются движения, виды движений, мышцы, производящие движения.

При описании основных костных структур, образований черепа, суставов и связок, мышц в тексте наряду с общепринятыми русскими, даны латинские анатомические термины, принятые новой международной анатомической номенклатурой (Сан-Пауло, Бразилия – S-PNA) – 1997 г. В каждом разделе можно получить необходимую информацию об основах рентгенанатомии. Иллюстрации, включенные в данное издание, позволяют облегчить восприятие материала и способствуют более глубокому его осмыслению и усвоению.

В учебно-методическом пособии представлена характеристика основных анатомо-топографических образований опорно-двигательного аппарата.

Эти данные в последующем будут востребованы в процессе изучения клинических дисциплин, а также позволит обобщить знания, полученные во время обучения на первом и втором курсах, и будут способствовать формированию целостного представления о строении опорно-двигательной системы человека.

Пособие ориентировано на кредитно-модульную систему обучения, и станет хорошим подспорьем для студентов медицинских, стоматологических и фармацевтических факультетов при организации внеаудиторной работы, при подготовке к очередной теме и самостоятельной работы на практических занятиях, а также может быть использован молодыми преподавателями и аспирантами, врачами-клиницистами различных специальностей, в частности челюстно-лицевыми хирургами, травматологами-ортопедами, нейрохирургами и др.

Читайте также:  Исследовательские проекты в начальной школе - в помощь студенту

Учебно-методическое пособие рекомендовано к изданию ЦМК и Координационным советом ГУ «Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского»

I. Введение в анатомию.

Основные направления анатомии. Классификация анатомии,

ее место в системе биологических наук

Нормальная анатомия человека (от греч. anatemno – рассекаю) – наука о строении органов, систем органов и человеческого организма в целом, рассматриваемых с позиции развития и функции. В обобщенном виде можно дать и другое определение. Нормальная анатомия – это наука о строении человеческого организма.

Анатомия человека относится к числу биологических дисциплин. В разделе биологических наук выделяют две группы дисциплин – морфологию и физиологию. К морфологическим наукам относятся анатомия, гистология, эмбриология, сравнительная анатомия.

Эти науки занимаются изучением формы и строения живых организмов, закономерностей их развития и взаимодействия с окружающей средой. Следовательно, анатомия – это биологическая наука, относящаяся к разделу морфологии (от греч. morphe – форма, вид и лат. logos – учение).

Это фундаментальная дисциплина в системе медицинского образования, так как она создает «фундамент» для последующего изучения клинических дисциплин. Знание нормальной анатомии дает возможность изучать патологическую анатомию, различать заболевания, проводить правильное лечение, хирургические операции.

Без знания анатомии невозможно стать врачом. «Врач, не знающий анатомии, для больного более опасен, чем болезнь» (В.Г. Ковешников), «Врач не анатом не только бесполезен, но и вреден» (Ефрем Мухин).

Задачами анатомии как науки являются изучения формы, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей, а также включение закономерностей конструкции тела человека в целом и составляющих его частей.

Изложение анатомии человека начинают изучать по системному принципу, поэтому такой раздел анатомии имеет название системной анатомии. Системная анатомия дает представление о строении, форме, положении, топографии и развитии органов по системам. В системную анатомию входят:

  • 1. Рабочие системы (опорно-двигательный аппарат):
  • – остеология – учение о костях;
  • – артросиндесмология – учение о соединениях костей;
  • – миология – учение о мышцах.
  • 2. Системы жизнеобеспечения (спланхнология – учение о внутренностях):
  • – гастроэнтерология – учение о пищеварительной системе;
  • – пульмонология – учение о дыхательной системе;
  • – урология – учение о мочевыделительной системе;
  • – андрология / гинекология – учение о половой системе.
  • 3. Интеграционные (объединяющие) системы:
  • – ангиология – учение о сосудах;
  • – неврология – учение о нервной системе;
  • – эстезиология – учение об органах чувств;
  • – эндокринология – учение об органах внутренней секреции.
  • Все эти системы работают в организме, как единое целое.
  • Кроме системной анатомии выделяют:

· Топографическую (хирургическую) анатомию(topos – место, grapho – пишу) – исследует взаимное расположение органов и тканей в каждой конкретной области послойно. Основателем этого вида анатомии является Н.И. Пирогов.

· Возрастную анатомию(эмбриология, геронтология, гериатрия) – рост и развитие тела человека в разные возрастные периоды.

· Функциональную анатомию– рассматривает строение тела в связи с его функциями. Основоположником функциональной анатомии является П.Ф. Лесгафт.

· Эволюционную анатомию (сравнительная, антропология, тератология) – строение тела человека на разных этапах эволюции.

· Пластическую анатомию(основатель – Леонардо да Винчи) – изучает внешние формы тела человека, пропорции. Дает сведения о динамике и статике внешних форм тела человека. Эти сведения используются в живописи, скульптуре, графике и т. д.

· Патологическую анатомию– изучает поражение той или иной болезнью органов и тканей.

· Динамическую анатомию– изучение анатомических особенностей организма под влиянием физических упражнений; в т.ч. спортивную (в зависимости от вида спорта).

· Экологическую анатомию – изменения в органах и тканях под влиянием различных факторов внешней среды. Решающее значение имеют и социальные факторы – условия труда и быта.

В зависимости от методов исследований различают макроскопическую анатомию – изучает строение тела, отдельных органов и их частей невооруженным глазом или при помощи оптических приборов, дающих небольшое увеличение (лупа); микроскопическую анатомию – изучает структуру органа при помощи микроскопа.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/5608.html

Ссылка на основную публикацию