Предпосылки появления философии — в помощь студенту

Философия: предмет, круг проблем, функции.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Философия— это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия.

Философия— это особый тип мышления. В его основе лежит вера в познавательные возможности человека, умение найти истину и стремление к осмысленной целенаправленной деятельности.ИСТИНА – соответствие знания действительности.

  • Философия имеет свой предмет исследования — это область духовной деятельности людей, в основании которой лежат размышления, над самой этой деятельностью, над ее смыслом, целью и формами в которых заложен смысл сущностных отношений человека к миру.
  • Круг фундаментальных философских проблем:
  • Мир (природа)– проблема бытия (существования), первоосновы (субстанции), материи (вещества, поля), движения, пространства, времени, диалектики (учения о развитии);

Человек– проблема сущности человека, его природы, сознания, мышления, познания («может ли человек познать мир? «). Одни из главных вопросов философии: вопросы «смысла жизни», «жизни и смерти», «стоит ли жизнь человека быть прожитой? «

Взаимодействие мира и человека– проблема соотношения материи и сознания, мышления и бытия, взаимосвязи общества, природы и человека.

Также:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Этапы развития конфликта - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Проблема сознания едва ли не самая актуальная в последние десятилетия, отвлекаясь от функционального, заведомо ограниченного – читай неверного, понимания сознания можно забыть о большинстве достижений на этом поприще за последние пол века, так как они носят практический смысл относимый к искусственному интеллекту (сознанию).

Вынесение проблемы в универсальные масштабы подчёркивается способностью сознания проявлять себя как в самом себе, так и в вне; Проблема познания или познаваемости – происходит из своего определения, где необходимо соблюдение достоверности получаемого знания.

Вот эта достоверность, её критерии и ставятся под сомнения в каждом конкретном случае;

Проблема времени – проста в выражении, но архи сложна в решении: время величина субъективная и относительная, или объективная и фундаментальная? На мой взгляд, время это чисто субъективная величина измерения протяжённости процессов или явлений относительно других процессов и явлений. Безусловно, о каждом вопросе требующем пристального детального рассмотрения я расскажу отдельно;

Проблема истины порождается вопросами что ложно, а что, напротив, истинно и ведёт исследователя к упомянутой ранее проблеме познания; Проблема предмета и метода в философии заключается в разных подходах к решению вопросов и противоположных взглядах на используемые методы. Например, идеалистическая диалектика и диалектический материализм имеют диаметрально противоположные мнения; Проблема смысла жизни, хотя как посмотреть, на мой взгляд, проблемы нет, и жизнь не имеет смысла вообще; Проблема личности в её формировании, образовании, которое не стоит путать с обучением. Критерии личности спекулятивны, что ведёт к искусственной стратификации и порождает ряд уже социально-политических неприятностей. Первое и последнее никак нельзя назвать успехами; Проблема смерти – есть ли она? С точки зрения функционализма, где личность, разум есть продукт организма, который смертен, то да – смерть есть. С других точек эти теории сомнительны или неверны – вопрос актуален; Проблема общества в философии схожа с личностной, только здесь рассматриваются группы и их внутренние связи; коллектив совсем не одно и тоже что толпа, а социум не синоним общества; Проблема свободы – знакома любому, но с сложного и эффективного рассмотрения её у обывателя может наступить паника, так как за видимой простотой этот вопрос связан с каждым аспектом и явлением в мире, как внешнем, так и внутреннем; Проблема веры и разума – это не о религиозной вере идёт речь, а о том, что и насколько разум знает, действительно знает, а не принимает на веру, проблемные критерии и аспекты знания, соотношение веры и разума; Проблема идеального в философии – порождается наличием взглядов пришедших из естествознания, где нередко сама теория идеи и идеального отвергается; Предпосылки появления философии - в помощь студенту

Возникновение философии. Социальные и духовные предпосылки

Философия возникла в период разложения первобытнообщинного строя и становления классового общества. Ее предпосылками были мифология и религия.

Ее возникновение было обусловлено тем, что по мере осознания человеком своего отношения к миру и к себе, мифологических и религиозных представлений о мире и о человеке, сформировавшихся на основе воображения, оказалось недостаточно для осмысления сущности мира, сущности человека.

Возникла потребность в формировании мировоззренческих ориентиров, основанных на исследовании реальной действительности, при помощи которых человек смог бы определять свое отношение к окружающей действительности и к себе. Религия в своем возникновении также формировалась на уровне воображения.

Для религии характерным становится поиск ответов на вопросы о том, что такое мир, как он возник, какое место в нем занимает человек. Не располагая достоверными знаниями, человек объяснял все явления действительности по аналогии с собой.

Если все, что нужно ему для обеспечения удовлетворения своих потребностей, создается его трудом, то, естественно, кто-то должен создать и все, что его окружает.

Зависимость человека от стихийных сил природы и общества, бессилие перед ними и страх, порожденный этой зависимостью и бессилием, привели к тому, что он начал наделять эти силы своими качествами – способностями к созидательной деятельности, масштабы которой распространялись на весь мир. Из сил естественных они превращались в сверхъестественные. Они олицетворялись и выступали в качестве не просто внешних сил, а в виде первопричины всего сущего. Бог был наделен человеком всеми особенностями, присущими самому человеку, в том числе и присущим ему внешним обликом. Повседневная практическая деятельность, расширение и углубление познаний окружающего мира обусловливали появление знаний, которые не согласовывались с религиозными представлениями.

Поэтому, наряду с мифологией и религией, зарождались научные знания.

Развитие производства, усложнение орудий труда, техники, технологии, развитие земледелия, расширение масштабов судоходства потребовали накопления достоверных знаний, без которых человек не мог успешно осуществлять свою практическую деятельность. Зарождающиеся научные знания охватывали не только сферу непосредственного взаимодействия человека с предметами природы, но и вопросы мироздания.

С развитием философской мысли все большее внимание начинает уделяться проблемам духовного мира человека, его отношения к миру и к себе.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s40009t11.html

Исторически-теоретические предпосылки возникновения философии права в России

История философии права в России имеет глубокие формы. Считается, что русское правоведение начинается со времен Петра I (с 18 века). До этого времени знание отечественных законов носило случайный характер. Но это не так. Сегодня ученые (например, Кузнецов) считают, что основание правовых взглядов в России был заложен в период феодализма.

  • Памятники права:
  • «Слово о законе и о благодати Иллариона», 11 век
  • «Повесть временных лет»,
  • «Русская правда», 12 век.

В «Слове о законе и о благодати Иллариона» главная идея учения – свобода личности, которая противопоставляется закону. Закон – формальное предписание, которое навязывается извне.

В 16 веке, стремясь найти разрешение противоречия между феодализмом и крестьянством, Федор Карпов предлагал издавать праведные законы, которые регулировали бы различные людские интересы.

Феодосий Косой автор идеи неповиновения власти, которая следует из равенства людей и бога.

В период преодоления феодальной раздробленности после падения татаро-монгольского ига, в 1497 году – единый судебник.

  1. В 17 веке в русском обществе намечалась тенденция освобождения общей мысли от религиозного церковного влияния, хотя процесс шел очень медленно (но философские идеи еще были пронизаны религиозными мотивами):
  2. Судебник 1550 года,
  3. Стоглав 1551 года,
  4. Судебник 1589 года,
  5. Уложение 1649 года.

Таким образом, до времен Петра I достаточно исторических источников права, что позволяет говорить, что русское правоведение имеет более глубокие корни. Уложение 1649 года свидетельствует о значительной степени образованности юристов в России того времени.

Наиболее интенсивное развитие правовых идей началось с 17 века. В это время перед юристами стояли сложные задачи – необходимо было достичь уровня стран Западной Европы. Развитие правовых идей шло не по пути копирования западных идей, а по пути формирования собственных взглядов. Русское правоведение внесло свой вклад в развитие идей естественного права.

В эту эпоху развивается «чистое» правоведение (без религиозных мотивов). Петр I узнал, что книга Пуффендорфа служит основой для обучения юристов Запада, велел перевести ее на русский язык.

Эта книга имела большую популярность в России, но основную роль играли лекции профессоров в русских университетах.

Многие лекции читались немецкими профессорами, естественно, с постулатами немецкого права.

В 1755 году был издан уках об учреждении Московского университета. Ему было суждено сыграть значительную роль в развитии просвещения. В этом университете преподавали русские ученые. Они боролись с распространением идей немецких философов, иностранного законодательства; также правоведам пришлось бороться с нападками приверженцев приказного порядка.

Десницкого можно назвать первым русским профессором права, его лекции были посвящены отечественному праву. Речи Десницкого – литературный памятник. Он последователем идей естественного права. Десницкий: нравоучительная философия основана на 4 добродетелях:

  • -истина,
  • -премудрость,
  • -великодушие,
  • -воздержание.
  • Он считал, что правоведение должно установить причины и факторы, которые обуславливают развитие правовых систем различных государств. Десницкий выделил 4 части натуральной юриспруденции:
  • 1) вопросы о происшествии правлений в разные веки у разных народов,
  • 2) вопросы о правах, происходящих в обществе от различного состояния и знания людей,
  • 3) вопросы о правах, происходящих от различных дел между обывателями,
  • 4) вопросы о полиции и благоустройстве гражданском (вопросы управления государства обществом).

В основе взглядов Десницкого лежат идеи Гуго Гроция. Но его речи не были простым пересказом идей Гроция. В лекциях Десницкого чувствовалась самостоятельная работа – примеры заимствования из русской жизни.

Он считал, что человек обладает набор естественных неотчуждаемых прав, но вместе с тем Десницкий отвергал моменты, связанные с богословием религиозного влияния. Он считал, что государство возникает не в результате общественного договора, а в результате появления частной собственности и деления общества на богатых и бедных.

Десницкий одним из первых осознал необходимость всестороннего рассмотрения и изучения права путем соединения философских, исторических и догматических методов.

Современником Десницкого и приверженцем идей естественного права был профессор Золотницкий. Его работа «Сокращение естественного права», выбранная из разных авторов для пользы российского общества является первым русским источником юридической литературы.

Золотницкий в своей работе писал, что естественное право есть знание натурального состояния, из естественных прав происходят натуральные законы. Человек в своих действиях должен исходить из того, что полезно и справедливо.

Именно естественное право служит мерилом действий людей, а также законов, которые издаются государством.

В 1818 году вышла книга Куницына «Право естественное». Она вызвала отрицательную реакцию со стороны правительственных органов, за что Куницына изгнали из университета и лицея. Он был последователем Канта, рассматривал право как часть нравственной философии. Нравственная философия есть наука, излагающая законы, предписываемые воле. Нравственная философия делится на 2 части:

1) законы внутренней свободы (собственное нравоучение),

2) законы права (правоучение).

Различия: нравоучение имеет предметом внутреннюю свободу, а право – внешнюю свободу. Он отдавал предпочтение естественному праву по сравнению с положительными законами, которые основаны на произволе законодателя.

  1. В естественном праве он различал:
  2. -право чистое,
  3. -право прикладное.
  4. Чистое право разрешается рассмотрением следующих двух вопросов:
  5. 1) какие права человека принадлежат ему по его природе,
  6. 2) какие права сверх того могут люди приобрести и соединить с правами, непосредственно из природы проистекающими.
  7. Прикладное право занимается приложением чистого права к отношениям людей, но таким образом, чтобы не нарушалась свобода человека.

Куницын считал, что познание естественного права необходимо для исследователей положительных законов для определения их справедливости. Главным руководством для законов должны служить основные начала естественного права. Он определял формальное начало права. Человек имеет право на те действия, которые не нарушают свободу других людей.

Развитие правовой науки 18-19 веков происходило не так быстро, так как требовалось осмысление социально-экономических и политических факторов, которые определяли развитие государства и русского правоведения. Большие вклады внесли: Радищев, Белинский, Герцен, Чернышевский.

Например, Радищев внес прогресс идеи в учение права. К естественному праву он отнес жизнь, вольность (свободу), безопасность.

Он говорил о необходимости разорвать порабощение; если законы государства не отражают интересы народа, то можно их не соблюдать («разорвать общественный договор»).

Таким образом, русское правоведение имеет достаточно глубокие корни. Наиболее интенсивное развитие правоведения происходило в 18 веке. Можно говорить не только о появлении в конце 19 века юридической литературы, но и о создании фундаментальных трудов по теории и философии права, которые признавались лучшими среди существующих в мире.

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/50955.html

Предмет и определение философии — GN1100: Философия — Бизнес-информатика

В книге «Истоки истории и ее цель» немецкий философ XX в. К. Ясперс определил время около 2500 лет тому назад как осевое и определяющее в дальнейшей судьбе человечества.

В этот период человек начал осознавать бытие как целое, себя как личность и свои возможности. Он ощутил безграничность мира, собственное бессилие и самоценность.

Сознание стало самосознанием, мышление обратилось к самому себе. Усилились внутренние духовные конфликты.

«В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью». Однако духовный порыв не был подхвачен большинством населения, и, когда осевой период потерял свою творческую силу, начался процесс догматизации достигнутых результатов.

Вскоре во всех трех районах — Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции — образовались созданные завоевателями империи, правители которых, впрочем, поддерживали сформировавшиеся в осевой период буддизм, конфуцианство, греческую философию, способствуя их вхождению в сокровищницу мировой культуры.

«Тем, что свер­шилось тогда, что было создано и продумано в то время, человечество живет вплоть до сего дня. В каждом своем порыве люди, вспоминая, обращаются к осевому времени, воспламеняются идеями той эпохи».

Несколько очагов загорелись почти одновременно и, по-видимому, независимо друг от друга, но только в одном из них — Древней Греции — пламя разума и творческого горения достигло того, что заслужило названия философии.

Почему произошло именно так? Дело в том, что, помимо общих причин, имевших место во всех трех регионах, — развития мифологии и культуры в целом и благоприятной политической ситуации, — в Древней Греции существовали еще и специфические причины, которых не было у других народов.

Читайте также:  Инвентаризация основных средств - в помощь студенту

Философия не только обязана древним грекам своим именем, она близка именно греческому духу.

Философия зародилась за 500 лет до Рождества Xристова и начала нашей эры в Древней Греции — богатой рабовладельческой стране с разнообразной культурой. В многочисленных мифах о возникновении и управлении Вселенной действовал целый сонм богов во главе с Зевсом.

Рабы выполняли в Древней Греции все тяжелые работы, у свободных людей было много досуга и денег, нажитых ремеслами и торговлей. Процветало театральное искусство, особенно в жанре трагедии. Произведения Эсхила, Софокла и Еврипида с интересом смотрят и сегодня. Посещение спектаклей считалось обязательным для свободных людей.

Амфитеатры, в которых показывали трагедии, могли вместить несколько тысяч жителей города. Широкое распространение получили скульптура, музыка и физкультура. В Древней Греции возникли Олимпийские игры. Слово «гимнастика» имеет тот же корень, что и «гимназия» (так назывались до 1917 г.

школы в России, и это слово снова вошло в оборот), потому что в древнегреческих гимнасиях не только изучали науки, но занимались атлетическими и физическими упражнениями на различных снарядах, уделяя им по несколько часов в день. Поговорка «В здоровом теле — здоровый дух» пришла из Древней Греции.

Образование было направлено на воспитание целостного, гармонически развитого человека, о чем мечтают и поныне.

Гармонически развитый человек должен быть умным. Но можно ли научить уму-разуму? Чувство собственного достоинства, свойственное грекам, не переходило в самомнение и сознание собственной непогрешимости, и они оставались достаточно критичными в области мышления.

Подлинно мудрые называли себя, в отличие от софистов, философами, т.е. не мудрецами, а лишь любящими мудрость. Многие удивятся: при чем здесь любовь, если речь идет о знании? На самом же деле именно любовь побуждает человека трудиться с желанием, без которого он не добьется успеха в выбранной им деятельности.

Источник: https://it.rfei.ru/course/~fiow/~tTDK9M/~lRYH

Предпосылки возникновения философии ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА И НАЗНАЧЕНИЯ — Вступление к философии — учебник

  • РАЗДЕЛ И
  • ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА И НАЗНАЧЕНИЯ
  • Предпосылки возникновения философии

Вопрос о происхождении философии — это довольно сложная философская проблема. Ее освещение предполагает ответы на вопросы: когда, где, при каких обстоятельствах, с чего, почему и как возникла философия.

По этим вопросам в литературе (как учебной, так и научно-исследовательской) существует несколько точек зрения, которые хоть и отличаются, все же связаны между собой и дополняют друг друга. Попробуем составить интегральную картину процесса возникновения философии с целью углубления представлений о ее сущности, специфики, назначения в обществе и значение для человека.

Почти все исследователи сходятся на том, что в середине i тыс. до н. э., примерно в VI ст., в трех очагах древней цивилизации — в Индии, Китае и Греции — практически одновременно возникает философия. Не прибегая к детализации (этот вопрос подробнее будет рассмотрен далее), дадим общую характеристику этой эпохи.

Историки еще должны ответить на вопрос, почему именно VI в. до н. э. выделяется из общего прогресса веков i тыс. до н. э. как время мощного взрыва интеллектуальной энергии.

Уже сейчас известны многочисленные предпосылки экономического, социального, политического и интеллектуально-духовного характера, которые подготовили этот перелом.

Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, от варварства к цивилизации, появление товарно — денежных отношений, ослабление жестких традиционных родоплеменных структур, возникновение государства, построенной на политических принципах, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в образе состояния жрецов, переоценка нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний —

вот некоторые факторы, из которых складывалась духовная атмосфера, которая способствовала зарождению философии.

Иначе говоря, в эпоху, о которой идет речь, осуществлялись определенные кардинальные изменения в экономической и социально-политической сфере, и эти изменения сопровождались изменениями в сфере духа, что породили философию.

Для того чтобы понять эти изменения, нужно подробно рассмотреть тот тип организации общества, который доминировал до этих изменений, и ту форму существования духа, которая отвечала указанном типичные общественной организации.

Конечно, мы не можем претендовать на исчерпывающую характеристику архаических обществ, которые существовали до VI в. до н. э. в Индии, Китае или Греции. Об этом частично пойдет речь в следующем разделе. Однако общие характеристики все же дадим.

Общества, истоки которых теряются в глубине тысячелетий и которые существуют до VI в. до н. э., называют первобытными, первіснообщинними, или общинно-родовими.

их общие черты определенным образом отражаются абстракцией общинно-родовой формации, точный и, главное, краткое описание которой сделал О. Ф. Лосев.

Общество общинно-родовой формации возникает и организуется на почве кровнородинних отношений, которые лежат в основе и всего производства, и распределения труда между членами и общиной, и распределения продуктов труда. Если под характером производства понимать производственную категорию, то перед нами — докласове общество.

Это-тот первобытный коллективизм, где вся не только экономическая, но и политическая, и военная жизнь общества определяется только самой общиной, во главе которой стоит сначала женщина (матриархат), а позже — муж (патриархат), когда пришлось в полной мере отделять организационные функции от чистородинних отношений.

Однако везде и всегда в общинно-родовой формации более всего понятными были именно родственные отношения.

И когда возникал вопрос о природе или мире в целом, то и в этой вполне объективной сфере тоже не находили ничего иного, кроме родственных отношений, то есть отношений родителей и детей, братьев и сестер, дедов и внуков, предков и потомков.

Все вокруг: и солнце, и месяц, и звезды, вплоть до неорганической и неодушевленої природы, — понималось как всеобщая родовая община. И поскольку такое всеобщее одушевления життєвородинних элементов является признаком мифологического сознания, то должны считать, что основной метод общинно-родового мышления — это мифология.

Источник: http://na-uroke.in.ua/3-103.html

Предпосылки возникновения философии

СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
  1. Предпосылки возникновения философии………………………………..5
  2. Проблема возникновения философии……………………………………10
  3. Возникновение философии………………………………………………12
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………18
    СПИСОК 
    ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..20 
          
          
          
       

ВВЕДЕНИЕ 

     Как ни странно может это показаться, возникновение философии до сих 
пор представляет проблему, по поводу которой спорят многочисленные исследователи, принадлежащие к различным течениям и школам. По меньшей мере, три обстоятельства обусловливают эту проблематичность. Во-первых, невозможность однозначно определить момент возникновения философии.

Хотя, в общем-то, ясно, что ее возникновение означало радикальное изменение в истории мысли, настоящую духовную революцию, первые философские учения не так-то легко отличить от нефилософских мировоззренческих образований – мифологических, религиозных, а также от художественных и первоначально-научных.

Собственно мировоззренческий элемент содержится во всех них, и философия при своем возникновении и в процессе становления и самоотождествления широко пользуется их материалом.

Во-вторых, сказывается почти полная утрата текстов первых философов, а сохранившиеся фрагменты известны нам, как правило, вне их внутренней логической связи, вкрапленными в тексты позднейших авторов, а потому неоднократно интерпретированными. Отсюда непонимание текстов и неоднозначность в оценке самих текстов как философских, так и нефилософских.

Ну и, конечно, в-третьих, сказывается сама неоднозначность понимания философии различными ее направлениями, проявляющаяся в позиции историков философии. Известны три основных цеха, где, практически одновременно возникает духовное образование, которое может быть квалифицировано как философия. Это Древняя Греция, Индия и Китай.

Как ни показательно это хронологическое совпадение, важное, однако, “cоциальная одновременность” возникновение философии в период перехода от раннего рабовладения к развитому. Это был переход от патриархальной системы рабства, имевшей целью производства непосредственных средств существования к производству прибавочного продукта и прибавочной стоимости.

Время это характеризовалось бурными изменениями во всеобщем устройстве.

Быстрый рост городов, становящихся центрами экономической и политической жизни, развитие торговли, вызвавшее появление металлических денег и мощно стимулируемое ими возникновение денежного капитала, процента и ростовщичества, частная собственность на землю и ипотека – все это способствует росту рабовладения и развертыванию классовой борьбы между землевладельческой и военной аристократией, с одной стороны, и свободным населением городов – с другой. Именно в таких условиях складывается философия, — естественно, не одноактно, а в ходе длительного и сложного процесса.    
      
      
     

I. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ 

     Философия возникла в период разложения первобытнообщинного 
строя и становления классового общества. Ее предпосылками были мифология 
и религия.

Возникновение философии 
было обусловлено тем, что по мере осознания человеком своего отношения к миру и к себе, мифологических и религиозных представлений о мире и о человеке, сформировавшихся на основе воображения, оказалось недостаточно для осмысления сущности мира, сущности человека.

Возникла потребность в формировании мировоззренческих ориентиров, основанных на исследовании реальной действительности, при помощи которых человек смог бы определять свое отношение к окружающей действительности и к себе.

Эта потребность была обусловлена и тем, что рациональное сознание, выраженное в логической понятийной форме, было связано с проникновением человека в познание сущности предметов и явлений, что позволяло перейти от познания явлений к познанию сущности.

     Первой 
формой мировоззрения явилась мифология. Однако в мифологии осознание человеком своего отношения к действительности формировалось на уровне чувственно-образного мышления. В этих условиях познание человеком окружающего мира ограничивалось, в основном, фиксацией чувственно воспринимаемых связей и отношений между предметами, явлениями, процессами.

Это обусловлено тем, что становление, формирование человеческого сознания начиналось на основе накопленного практического жизненного опыта.

Если вначале человек имел дело с конкретными предметами и явлениями, то с развитием и усложнением процесса производства, он вынужден был переходить от знания отдельных предметов, к знанию их свойств, а затем, и к выделению общих свойств для многих предметов.

Наряду с этим шел процесс усложнения взаимоотношений между самими людьми, шел процесс формирования системы общественных отношений. Естественно, что накопление информации обусловливало потребность ее отбора, систематизации. Для обозначения этой обобщенной информации понадобились определенные средства. И таким средством явилось абстрактное мышление, закрепленное в языке.

     Но, как указывалось, в условиях родоплеменного общества абстрактное мышление было в зачаточной форме. А на уровне чувственно–образного мышления познать, раскрыть причинные 
связи между предметами и явлениями 
действительности невозможно.

Поэтому в мифологии объяснение явлений действительности, причин их возникновения формировалось на основе воображения. Мифы ограничивались описанием отдельных сторон жизни человека, происходящих событий.

Поэтому и первые попытки дать обобщенные представления о мире, о его происхождении осуществлялись на основе воображения.

     Мифология – в качестве мировоззрения первобытно-общинного, родового общества характеризуется 
перенесением общинно-родовых отношений 
на весь окружающий мир. Основными чертами мифологического мировоззрения являются:

      1. представление о родственных 
связях естественных сил и 
явлений и человеческих коллективов. 
Оно ведет свое летоисчисление 
от первобытного тотемизма – 
взгляда, согласно которому каждый 
род ведет свое начало от какого-либо животного, реже – растения и, как исключение, от неживого предмета;

      2. в развитых формах мифологии 
происходит персонификация, обособление 
естественных сил и способов 
человеческой деятельности. Божества 
греческой мифологии предстают 
в человекоподобных образах, но, и одновременно, выступают носителями определенной функции, связанной с каким-нибудь природным явлением или формой человеческой активности;

      3. мифологическое мышление по своей 
природе художественное, оно оперирует 
образами, а не понятиями;

      4. мифы воспринимались людьми как 
действительная жизненная реальность, они передавались из поколения 
в поколение как пересказ, который 
не подлежит сомнению. Это объяснялось, 
прежде всего тем, что созданные 
в человеческом воображении образы 
воспринимались самим человеком как действительно истинные. Мифы не нуждались в обосновании и проверке;

      5. человека понимали как игрушку 
в руках божественных сил, его 
жизненный путь определялся неизбежной 
судьбой, фатумом. Вообще, мифологическое 
мышление не проводит разграничения между природным и социальными мирами, не видит принципиальной разницы между действием стихийных природных сил и человеческой деятельностью.

     Религия в своем возникновении также 
формировалась на уровне воображения. Для религии характерным становится поиск ответов на вопросы о том, что такое мир, как он возник, какое место в нем занимает человек.

Не располагая достоверными знаниями, человек объяснял все явления действительности по аналогии с собой.

Если все, что нужно ему для обеспечения удовлетворения своих потребностей, создается его трудом, то, естественно, кто-то должен создать и все, что его окружает.

     Зависимость человека от стихийных сил природы 
и общества, бессилие перед ними и страх, порожденный этой зависимостью и бессилием, привели к тому, что он начал наделять эти силы своими качествами – способностями к созидательной деятельности, масштабы которой распространялись на весь мир. Из сил естественных они превращались в сверхъестественные. Они олицетворялись и выступали в качестве не просто внешних сил, а в виде первопричины всего сущего.

      Религия, также, имела корни в предшествующей истории. Анимизм, тотемизм, дух предков, магия – это исторически-специфические 
формы осознания человеком своего отношения к миру. Часто магию 
отождествляют с религией. Но между ними есть существенное различие.

В магии человек непосредственно взаимодействует с предметами, явлениями природы или взаимодействует с другими людьми и получает непосредственный результат.

В религии же результат опосредуется волей Бога, который может услышать, а может и не услышать молитву, может отреагировать или не отреагировать на просьбу. Поэтому, религиозное сознание является более высокой ступенью развития человеческого сознания, чем магия.

Однако религия очень тесно связана с магией (освящение воды, продуктов, крещение и т.д.) и мифологией (непорочное зачатие, воскрешение, представления о рае и аде и т.д.).

     Религиозные мифы отличались от древних мифов.

В 
древних мифах стихийные силы природы также олицетворялись, но их деятельность была ограничена определенными сферами взаимодействия человека с природой, а также со сферами жизнедеятельности человека.

Боги мифологии представлялись в качестве более могущественных, чем человек, сил и считались бессмертными. Они вступали в непосредственные отношения с людьми, включая отношения продолжения рода.

     В религии бог предстает в виде обобщенной силы, которая является не только создателем мира и человека, но и все время выполняет регулятивную функцию. Он становится силой сверхъестественной.

     Повседневная практическая деятельность, расширение и углубление познаний окружающего мира обусловливали появление знаний, которые не согласовывались с религиозными представлениями.

     Поэтому, наряду с мифологией и религией, зарождались научные знания. Развитие производства, усложнение орудий труда, техники, технологии, развитие земледелия, расширение масштабов судоходства потребовали накопления достоверных знаний, без которых человек не мог успешно осуществлять свою практическую деятельность.

Зарождающиеся научные знания охватывали не только сферу непосредственного взаимодействия человека с предметами природы, но и вопросы мироздания. Например, для осуществления путешествий по морю, да и по суше, необходимо было уметь ориентироваться. Это заставило людей изучать звездное небо, расположение созвездий, отдельных звезд, их движение по небосклону.

Иными словами, наряду с математикой, физикой, химией начала зарождаться астрономия, которая оказалась несовместимой с религиозными представлениями о тверди небесной, с прикрепленными на ней небесными светилами – Солнцем, Луной и со звездами.

Развитие науки вынуждало перейти от мифологического и религиозного представления об окружающем мире, которое базировалось на воображении, к новому уровню мышления, — к мышлению понятийно – логическому.

     Все это обусловило потребность в 
новых мировоззренческих подходах к пониманию действительности. Эта 
потребность в новой методологической основе мировоззрения нашла свое выражение в философии.

     Специфика философии проявилась, прежде всего, в том, что она ознаменовала собой переход от преобладания чувственно – образного восприятия, понимания мира к теоретическому объяснению явлений действительности, основанному на знаниях, полученных в результате познания реальных связей и отношений между предметами и явлениями действительности, познания объективных законов природы. 
      
      

II. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ 

     Проблема 
возникновения философии предполагает выяснение, по крайней мере, двух моментов: из чего возникает философия и 
что ее непосредственно порождает, т. е. каковы начала и причины данной формы духовной деятельности.

     Философия возникла с перенесением основного 
внимания на человека в его отношении 
к миру, т. е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир.

С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе философского знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т. е.

на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

     Философия — это, таким образом, не просто новая 
дисциплина, а еще и специфический 
тип мышления и даже своего рода философский эмоциональный настрой, система мировоззрения чувств.

     Можно назвать три подхода: мифогенный, гносеогенный и этосогенный. Они лежат в различных плоскостях, что обусловлено отмеченным выше различим в понимании существа философии.

Кратко позиции могут быть сформулированы так: мифогенная концепция предполагает происхождение философии из мифа как трансформацию образного мышления в понятийное (Гегель); гносеогенная концепция видит в происхождении философии социально-исторически обусловленную попытку дать разумное, более того, научное объяснение явлениям бытия (Маркс); этосогенная (этос — поведение) концепция видит исток философии в самом существе человека: в той мере, в которой он превращается в самого себя, в нем рождается потребность и способность к философствованию (можно отнести уже к Аристотелю).

Источник: https://www.stud24.ru/philosophy/predposylki-vozniknoveniya-filosofii/85009-262047-page1.html

Античная философия и предпосылки возникновения науки

Основной источник: Степин «Философия науки».

В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова.

Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте. Он стремился построить модели таких изменений с тем, чтобы предвидеть результаты практического действия.

Читайте также:  Угол брюстера - в помощь студенту

Первой и необходимой предпосылкой для этого было изучение вещей, их свойств и отношений, выделенных самой практикой. Эти вещи, свойства и отношения фиксировались в познании в форме идеальных объектов, которыми мышление начинало оперировать как специфическими предметами, замещающими объекты реального мира.

Эта деятельность мышления формировалась на основе практики и представляла собой идеализированную схему практических преобразований материальных предметов.

Соединяя идеальные объекты с соответствующими операциями их преобразования, ранняя наука строила таким путем схему тех изменений предметов, которые могли быть осуществлены в производстве данной исторической эпохи.

Таким образом, первоначально (пред)наука возникла в ходе решения конкретных жизненных задач. Первоначально в древнем Египте возникли арифметические знания, необходимые при торговле и управлении государством.

Поскольку каждый год во время разливов Нила стирались границы между земельными участками, возникли первичные методы проведения геометрических построений, также в тот период возникла потребность в измерении площади различных геометрических фигур с целью определения площадей земляных участков.

Операции проводились с использованием циркулей и линейки, и эти два способа построения линий до сих пор остаются фундаментальными в геометрии.

Способ построения знаний путем абстрагирования и схематизации предметных отношений практики обеспечивал предсказание ее результатов в границах уже сложившихся способов практического освоения мира.

Однако по мере развития познания формируется новый, собственно научный способ построения знаний, когда фундамент новой системы знания строится как бы «сверху» по отношению к реальной практике и лишь после этого, путем ряда опосредований, проверяет созданные из идеальных объектов конструкции, сопоставляя их с предметными отношениями практики. Так, например, по мере эволюции математических знаниях числа начинают рассматриваться не как прообраз материальных объектов, а как самостоятельные математические объекты, свойства которых подлежат систематическому изучению. С этого момента кончается этап преднауки и начинается наука в собственном смысле. В ней наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала и преднаука) формируется особый тип знания – теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствие из теоретических построений. Знания уже не формируются только как предписания для наличной практики, но выступают как знания об объектах реальности «самой по себе».

Предпосылки к возникновению собственно науки складываются в культуре в виде определенных установок мышления, позволяющих возникнуть научному методу.

Культуры многих традиционных обществ (Древних Индии, Китая, Египта и Вавилона) не создавали таких предпосылок.

Хотя в них возникло множество конкретных видов знания и рецептур решения задач, все эти знания и рецептуры не выходили за рамки преднауки.

В противоположность кастовым и деспотическим обществам востока, где доминировали канонизированные стили мышления и традиции, культура Древней Греции обладала необходимыми предпосылками для зарождения научного образа мышления.

Нормы поведения и деятельности в ней вырабатывались в столкновении интересов равноправных свободных людей на общем городском собрании, в силу этого жизненный уклад представал не как нечто неизменное, а как то, что можно улучшить или изменить тем или иным образом.

По-видимому, именно в ходе диспутов по поводу принятия решений о жизни полиса и возник сам принцип доказательства и логического обоснования выдвигаемых тезисов. В восточных деспотиях по понятным причинам такой потребности не возникало.

Именно в философии впервые были продемонстрированы образцы теоретического рассуждения, способные открывать связи и отношения вещей, выходящие за рамки обыденного опыта и связанных с ним стереотипов и архетипов обыденного сознания.

Так, при обсуждении проблемы части и целого, единого и множественного античная философия подходит к ней теоретически, рассматривая все возможные варианты ее решения: мир бесконечно делим (Анаксагор), мир делится на части до определенного предела (атомистика Демокрита и Эпикура), и, наконец, совершенно невероятное с точки зрения здравого смысла решения – мир вообще неделим (элеаты).

В традиционных же обществах востока теоретические функции философии реализовывались в урезанном виде, философия тяготела к идеологическим конструкциям, обслуживающим традицию.

Именно в Древней Греции возникла наука о числах (Пифагорейская школа), геометрия как наука (Фалес, Евклид, Анаксимандр), были созданы две различные астрономические концепции: гелиоцентрическая Аристарха Самосского и геоцентрическая система Гиппарха и Птолемея. Также были сделаны важные шаги в применении математики к описанию физических процессов (Архимед, Евклид, Герон, Птолемей и др.).

До рождения теоретического естествознания как особой, самостоятельной и самоценной области оставался один шаг, а именно: соединить математическое описание и систематическое выдвижение тех или иных теоретических предположений с экспериментальным исследованием природы. Но именно этого последнего шага античная наука сделать не смогла, то есть не смогла развить теоретического естествознания и его технологических применений.

Причину этого большинство исследователей видят в рабовладении – использование рабов в функции орудий при решении тех или иных технических задач, их дешевый труд не создавал необходимых стимулов для развития солидной техники  и технологии, а, следовательно, и обслуживающих ее естественнонаучных и инженерных знаний.

Действительно, отношение к физическому труду как к низшему сорту деятельности и усиливающееся по мере развития классового расслоения общества отделение умственного труда от физического порождают в античных сообществах своеобразный разрыв между абстрактно-теоретическими исследованиями и практически-утилитарными формами применения научных знаний.

Известно, например, что Архимед считал эмпирические и инженерные знания «делом низким и неблагородным», и лишь под давлением обстоятельств (осада Сиракуз римлянами) вынужден был заниматься совершенствованием военной техники и оборонительных сооружений.

Архимед не упоминал в своих сочинениях о возможных технических приложениях своих теоретических исследований, хотя и занимался такими приложениями.

Источник: https://students-library.com/library/read/28788-anticnaa-filosofia-i-predposylki-vozniknovenia-nauki

Проблема возникновения (генезиса) философии. Предпосылки генезиса философии

Уже не один десяток лет в высших учебных заведениях Советского Союза, а затем и Содружества Независимых Государств проблема возникновения (генезиса) философии рассматривается по формуле известного философа, проф. МГУ А. Н. Чанышева – «Из чего, как, когда, почему, зачем, где» возникает философия. К одной из последних по времени редакций концепции проф. Чанышева мы и обратимся.

ИЗ ЧЕГО ВОЗНИКЛА ФИЛОСОФИЯ? …Одни утверждают, что философия возникла из мифологии (А. Ф.

Лосев и многие другие) или даже из религии (Гегель и многие другие), иные же думают, что философия возникла из знания и только из знания, из начатков наук.

Между этими двумя умеренными крайностями помещаются те концепции генезиса философии, которые говорят о двух началах философии: мифологическом и научном…

КАК ВОЗНИКЛА ФИЛОСОФИЯ? Философия возникла как разрешение противоречия между художественно-мифолого-религиозным мировоззренческим комплексом и интеллектуальной деятельностью человека, связанной с решением реальных задач жизнеобеспечения рода, племени и народа.

Разрешение этого противоречия состояло в том, что дотоле ограниченный узкими рамками спецзадач интеллект вторгается в область мировоззрения и интеллектуализирует его. Так возникает философия как интеллектуальное мировоззрение. Философия наследует от мифологического мировоззрения установку на большие вопросы, а от интеллекта – интеллектуальность…

КОГДА ВОЗНИКАЕТ ФИЛОСОФИЯ? Раньше приходилось читать, что философия возникла вместе с возникновением классового общества и отделением умственного труда от физического…

На самом деле философия возникает не с возникновением классового общества, а на определенной ступени его развития. Философия возникает в начале «века железа»…

Железные орудия получили широкое распространение в Средиземноморье лишь к концу VI в. до Р. Х. [Рождества Христова, т. е. нашей эры. – Авт.], то же самое можно сказать о Древнем Китае и о Древней Индии.

Появление в Китае сохи с железным сошником революционизировало тамошнее сельское хозяйство.

Появление железного оружия и средств защиты («щит и меч») демократизировало армию, потому что железо со временем стало намного дешевле бронзы и было доступно и небогатым слоям населения.

Таким образом, «железный век» начинается лишь с вытеснения железными орудиями труда и войны бронзовых орудий.

Большое значение для генезиса философии имело возникновение монеты как законченной формы денег… Монета – единственная абстракция, которую можно потрогать.

Распространение монетного обращения, проникающего во все уголки общества, служило развитию способности к счету, а счет – первая элементарная деятельность интеллекта.

Распространение монеты – предметной абстракции – способствовало развитию абстрактного мышления даже на уровне обыденного и массового сознания.

Третья причина – борьба классов. Философия возникает как мировоззрение новых слоев городского населения, борющихся с теми, кто обосновывал свое право на власть и привилегии, исходя из мифологического мировоззрения.

Например, в Греции эвпатриды (благородные) ссылались на то, что их род шел от того или иного «героя», один из родителей которого – бог или богиня.

Ясно, что у новых слоев появилась социальная потребность в новом мировоззрении, которое отодвигало бы мифологическое мировоззрение на задний план и соответствовало бы уровню знаний этих слоев…

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ФИЛОСОФИЯ? Философия возникает потому, что новый уровень общественной жизни, новый уровень знания, новые общественные движения породили общественную потребность в новом виде мировоззрения, который больше, чем старая мифология, соответствовал бы новому этапу в развитии общества. Новые слои населения должны были подорвать престиж мифологии и заменить ее более современным видом мировоззрения.

ЗАЧЕМ ВОЗНИКАЕТ ФИЛОСОФИЯ? …философия возникает для удовлетворения общественной потребности в новом мировоззрении.

ГДЕ ВОЗНИКАЕТ ФИЛОСОФИЯ? … Мы … думаем, что философия возникла и в Китае, и в Индии, и в Греции.

Что касается стран Ближнего Востока (Вавилония, Сирия, Финикия, Иудея, Египет), то там была возможность появления философии в форме протофилософии (особенно в Вавилонии и в Египте, где высокого уровня достигли протонауки), но эта возможность не реализовалась из-за персидского нашествия, когда Персидская сверхдержава поглотила все эти древнейшие цивилизации и культуры…

В последнее десятилетие, когда отечественная сфера гуманитарного знания перестала испытывать жесткое идеологическое давление и соприкоснулась с западной социогуманитарной мыслью, ранее от нее искусственно отгороженной, подавляющее большинство устоявшихся здесь концепций подверглось значительному пересмотру. Этот пересмотр коснулся и чанышевской теории происхождения философии.

…традиционно в советской историографии зарождение философии связывается с переходом от первобытно-общинной формации к классовому обществу, с отделением умственного труда от физического и появлением эксплуатации.

Однако современный уровень исторического знания требует уточнения и даже, возможно, пересмотра подобного решения проблемы, поскольку отделение умственного труда от физического произошло во всех древневосточных формациях и цивилизациях доколумбовой Америки, но философия самостоятельно возникла в древности только в Греции, Индии, Китае…

Итак, в качестве тезиса я выдвигаю положение о том, что философское сознание зарождается в тех древних цивилизациях, которые возникли на основе предшествовавших им и погибших раннеклассовых обществ, и чья территория в той или иной степени подпала под власть варваров-завоевателей: дорийцев в Эгеиде, ариев в Индии, чжоусцев в Китае.

В условиях социальной катастрофы, связанной с гибелью бывшей общественной системы и экспансией периферийных этносов, традиционные взгляды и представления, освященные авторитетом предков, не способны дать людям убедительные ответы на жизненно важные вопросы.

В такой ситуации уцелевшие представители образованных слоев общества, которое распалось, оказались лицом к лицу перед новыми обстоятельствами – враждебными, непредусмотренными, непонятными в системе обычных парадигм – и вынуждены были отойти от многих традиционных стереотипов мышления и искать самостоятельных решений.

Одновременно это означает и первый шаг в сторону всевластия внеличностного традиционного знания в направлении утверждения индивидуального критического мышления, составляющего неотъемлемое свойство философского сознания.

Несомненно, это само по себе никоим образом не приводит к появлению философии, однако благоприятствует созданию в обществе той атмосферы достаточно свободного индивидуального поиска общественно важных решений, вне которой возникновение философского сознания вообще невозможно.

Однако важно сразу же подчеркнуть, что речь идет не просто о гибели какого-то государственного образования от внутреннего раздора, экологических катаклизмов или варварских вторжений…

Самым существенным моментом в ходе становления индивидуально-критического сознания является возможность создания новой, вторичной цивилизации на иных социально-экономических и политико-правовых принципах, которые в той или иной мере допускают личную инициативу.

В наибольшей степени это было характерно для образования после дорийского нашествия ионийских и эолийских полисов, чья культура в архаический период оказала самое сильное влияние на другие области Греции. Здесь на смену военно-бюрократическим структурам микенского периода приходят демократические общины античного, как его определил К.

 Маркс, способа производства, которые опирались на экономическую и социальную самостоятельность домохозяйства полноправного гражданина…

Для возникновения философии и ее расцвета прежде всего в Древней Греции требовались не только социально-экономические и политические, но и духовные предпосылки.

Вот что писал по этому поводу в своем труде «Метафизика» Великий древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.

), который в своих сочинениях охватил и систематизировал все отрасли тогдашнего знания, а также явился основоположником формальной логики.

…и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной.

Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создается на основе удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы.

Сам ход вещей подтверждает это; а именно: когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности.

И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя (Метафизика, 982 b).

Однако лучше всего духовные предпосылки генезиса философии обозначил в своих «Лекциях по истории философии» один из величайших философских умов в человеческой истории – немецкий философ Гегель.

…философия начинается там, где всеобщее понимается как всеобъемлющее сущее, или, иначе говоря, там, где сущее постигается всеобщим образом, где выступает мышление мышления. Где же это произошло? Где это началось? В этом состоит историческая сторона вопроса.

Мышление должно существовать для себя, получить существование в своей свободе, оторваться от природного и выйти из созерцательной погруженности; оно должно как свободное войти в себя и таким образом достигнуть сознания свободы.

Началом философии в собственном смысле мы должны признать тот момент, когда абсолютное уже больше не существует как представление и когда свободная мысль постигает бытие (которое может быть также и самой мыслью), познаваемое ею как сущность вещей, как абсолютную целостность и как имманентную сущность всего на свете . …предметом философии является, например, положение: «сущность, или первоначало, вещей есть вода, огонь, мысль».

…Если мы говорили, что для появления философии необходимо сознание свободы, то этот принцип должен лежать в основании характера народа, у которого философия получила начало.

Народ, обладающий этим сознанием свободы, основывает свое существование на этом принципе… С практической стороны с этим связан расцвет Действительной политической свободы; последняя появляется лишь там, где самостоятельный индивидуум, как индивидуум, знает себя всеобщим существенным, где он обладает бесконечной ценностью, или, иначе говоря, там, где субъект достиг сознания личности и, следовательно, хочет без дальнейшего быть признанным самим по себе .

Вследствие этой общей связи политической свободы со свободой мысли философия выступает в истории лишь там и постольку, где и поскольку образуется свободный государственный строй. …философия поэтому начинается лишь в греческом мире…

Теперь подведите итог рассмотрению первого вопроса, заполнив следующую таблицу:

Из чего Как Когда Почему Зачем Где
  • Предпосылки:
  • Социально-экономические;
  • Политические;
  • Духовные

Объясните, каким образом были взаимосвязаны социально-экономические, политические и духовные предпосылки.

Выскажите свою точку зрения: какие предпосылки были наиболее важными для возникновения философии и почему?

Записи по теме

Источник: https://naparah.com/filosofiya/09121420.html

Ссылка на основную публикацию