Предпосылки образования государства в древней руси — в помощь студенту

Привет всем!

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

С вами Иван Некрасов и сегодня я приготовил для Вас разбор следующей темы по отечественной истории.

В прошлой статье мы прошли в полном объеме, настолько это вообще возможно, тему «Восточные славяне», то есть базы первого урока Вам хватит для написания даже какой-нибудь замудренной олимпиады и если Вы еще не изучили тот материал не приступайте к этому, так как они являются логическим дополнением друг друга =) В конце статьи Вас ждет конспект для изучения и домашнее задание для закрепления данной темы. И еще, уважаемые друзья, давайте будем активнее, судя по лайкам и репостам этих уроков, Вы есть и посещаете данный сайт

Предпосылки образования государства в Древней Руси - в помощь студенту

Предпосылки образования государства

Итак, предпосылки образования древнерусского государства, в общем в VI–IX в. сложились предпосылки для образования государства восточных славян. Экономическими предпосылками этого процесса являлись переход к пашенному земледелию, отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах, возникновение меновых отношений, преобладание свободного труда над рабским.

Складывались политические предпосылки: потребность племенной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвата новых земель, формирование племенных союзов славян, угроза нападения врагов, достаточный уровень военной организации. Социальными предпосылками были смена родовой общины на соседскую, возникновение социального неравенства, наличие патриархальных форм рабства, складывание древнерусской народности.

Общая языческая религия, схожие обычаи, обряды, общественная психология создавали духовные предпосылки для формирования государственности.

Русь находилась между Европой и Азией в пределах равнинного пространства, поэтому потребность в постоянной защите от врагов вынуждала сплачиваться восточных славян для создания сильной государственной власти.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Учет финансовых вложений в ценные бумаги - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Предпосылки образования государства в Древней Руси - в помощь студенту

Образование государства

Согласно «Повести временных лет» (далее − ПВЛ) − древнейшему летописному своду Руси, в 862 г. варяги, ранее обложили данью племена ильменских словен и чуди, были изгнаны за море.

После чего на землях племенного союза ильменских словен началась междоусобица.

Не имея возможности самостоятельно разрешить конфликты, местные племена решили призвать правителя, не связанного ни с одним из родов:

«Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, − вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет.

Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, − на Белоозере, а третий, Трувор, − в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.

Новгородцы же − те люди от варяжского рода, а прежде были словене».

Предпосылки образования государства в Древней Руси - в помощь студенту

В. Васнецов. Призвание варягов

Полулегендарное призвание Рюрика на Новгородское княжение в 862 г. (его братья являются полностью вымышленными персонажами) традиционно считается началом истории государства российского.

Этим же годом летописец датирует образование второго центра русской государственности − Киевского княжества Аскольда и Дира.

Согласно ПВЛ, Аскольд и Дир − дружинники Рюрика − покинули своего князя и заняли Киев − племенной центр полян, ранее плативших дань хазарам. Сейчас легенда об исходе Аскольда и Дира от Рюрика признается неисторичной.

Скорее всего, эти князья не имели отношения к варяжскому правителю Новгорода и были представителями местной династии.

В любом случае во второй половине VIII в. на землях восточных славян образовалось два центра государственности.

Предпосылки образования государства в Древней Руси - в помощь студенту

Норманский вопрос

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно классической норманнской теории, оно было привнесено извне варягами − братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 г. Авторами норманнской теории были Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер, Г. З.

Байер, немецкие историки, работавшие в первой половине XVIII в. в Российской академии наук. Антинорманнская теория, основоположником которой был М. В.

Ломоносов, основывается на концепциях невозможности «научению государственности» и формирования государства как закономерного этапа внутреннего развития общества.

С норманнским вопросом напрямую связана и проблема этнической принадлежности варягов. Норманнисты считают их скандинавами, часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предполагает их западнославянское, финно-угорское или балтское происхождение.

На данном этапе развития исторической науки концепции скандинавского происхождения варягов придерживается большинство историков, вместе с тем признается и тот факт, что скандинавы, находившиеся на схожем или даже более низком уровне развития общественных отношений, чем восточные славяне, не могли принести на земли Восточной Европы государственность. Таким образом, возникновение Древнерусского государства явилось логичным завершением процесса внутреннего развития восточнославянского общества,  этническая принадлежность княжеской династии не играла первоочередного значения в становлении Руси.

Предпосылки образования государства в Древней Руси - в помощь студенту

Н. Рерих. Заморские гости

Первые киевские князья

Олег Вещий (879–912 гг.)

В 879 г. в Новгороде умер Рюрик. Так как сын Рюрика − Игорь − был ребенком. власть перешла к его «родичу» Олегу, прозванному в древнерусских хрониках Вещим. О родстве Олега с Рюриком известно мало. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись называл Олега шурином (братом жены Рюрика − Ефанды).

В 882 г. Олег отправился в поход из Новгорода на юг по Днепру. Он покорил Смоленск и Любеч, захватил Киев. Согласно летописи. Олег хитростью выманил правивших в Киеве Аскольда и Дира из города и убил их под предлогом их «некняжеского происхождения».

 Киев стал столицей нового государства − «матерью городов русских».

Таким образом, Олег объединил под своей властью два изначальных центра древнерусской государственности − Новгород и Киев, получил контроль над всей протяженностью великого торгового пути «из варяг в греки».

Предпосылки образования государства в Древней Руси - в помощь студенту

Рисунок современного автора.

Олег убивает Аскольда и Дира

В течение нескольких лет после захвата Киева Олег распространил свою власть на племена древлян, северян и радимичей, которые ранее платили дань хазарскому каганату.

Контроль князя над подчиненными племенами осуществлялся посредством полюдья − ежегодного объезда князем с дружиной подвластных племен с целью сбора дани (обычно мехов).

Впоследствии меха, ценившиеся чрезвычайно высоко, сбывались на рынках Византийской империи.

С целью улучшения положения русских купцов и грабежа в 907 г. Олег во главе ополчения подвластных ему племен совершил грандиозный поход на Византийскую империю и, дойдя до стен Константинополя, взял с императора Льва VI Философа огромный выкуп.

В знак победы Олег прибил свой щит к вратам города. Итогом кампании стало заключение мирного договора между Византийской империей и Древнерусским государством (907 г.), который предоставил русским купцам право беспошлинной торговли в Константинополе.

После похода на Византию в 907 г. Олег получил прозвище Вещий, т. е. знающий будущее. Некоторые историки высказывают сомнения в отношении похода 907 г., о котором не упоминают византийские авторы. В 911 г.

 Олег направил в Константинополь посольство, которое подтвердило мир и заключило новый договор, из которого исчезли упоминания о беспошлинной торговле. Лингвистический анализ отмел сомнения в подлинности договора 911 г.

О нем есть сведения у византийских авторов. В 912 г. Олег, по преданию, погиб от укуса змеи.

Предпосылки образования государства в Древней Руси - в помощь студенту

Рисунок современного автора. Ладьи русов у Константинополя

Игорь Рюрикович Старый (912–945 гг.)

Игорь Рюрикович вошел в русскую историю с прозвищем «Старый», т. е. старейший. Начало его правления ознаменовалось восстанием племени древлян, попытавшихся освободиться от зависимости от Киева. Восстание было жестоко подавлено, древляне обложены тяжелой данью.

Предпосылки образования государства в Древней Руси - в помощь студенту

К. В. Лебедев. Полюдье

В 941 г. Игорь совершил неудачный поход на Константинополь. Флот русов был сожжен «греческим огнем». Повторный поход 944 г. был успешнее.

Византийская империя, не дожидаясь прихода войска на ее земли, согласилась выплатить Игорю дань, как раньше Олегу, и заключила с киевским князем новый торговый договор. Договор 944 г.

был менее выгоден для русских купцов, чем предыдущий, так как он лишал их права беспошлинной торговли. В том же году флот русов, пропущенный хазарским каганом в Каспийское море, опустошил город Бердаа.

В 945 г. Игорь был убит во время полюдья вновь восставшими древлянами (согласно ПВЛ, разорван двумя деревцами) после попытки вторичного сбора дани. Из жен Игоря известна только Ольга, которую он чтил больше других из-за «мудрости ее».

Ольга (945–960 гг.)

По преданию, вдова Игоря, княгиня Ольга, принявшая власть вследствие малолетства ее сына Игоря Святославича, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин и князя Мала, перебила много простого народа, сожгла племенной центр древлян − город Искоростень − и возложила на них тяжелую дань.

Предпосылки образования государства в Древней Руси - в помощь студенту

В. Суриков. Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря

Для предотвращения восстаний, подобных древлянскому, Ольга полностью изменила систему сбора дани. На территории каждого племенного союза был учрежден погост − место сбора дани, для каждого племени был установлен урок − точный размер дани.

На подвластные Киеву земли были посланы тиуны − представители княжеской власти, ответственные за сбор дани. Фактически реформа Ольги способствовала превращению Руси из рыхлого союза племен, объединяемых лишь княжеской властью, в государство с административным делением и постоянным бюрократическим аппаратом.

При Ольге укрепилась связь Киевской Руси с Византийской империей, наиболее богатым и развитым государством раннего Средневековья. В 956 г. (или 957 г.) Ольга посетила Константинополь и приняла там крещение, таким образов став первым христианским правителем Древнерусского государства.

Предпосылки образования государства в Древней Руси - в помощь студенту

С. А. Кириллов. Княгиня Ольга (Крещение)

Вместе с тем за принятием Ольгой христианства не последовало обращения в новую веру ни ее сына Святослава, который был ревностным язычником, ни дружины.

Святослав Игоревич (960–972 гг.)

Практически все свое недолгое правление Святослав провел в военных походах, слабо занимаясь внутренними делами государства, которое фактически продолжала возглавлять его мать.

В 965 г. Святослав совершил поход на Хазарский каганат и, разбив войско кагана, взял город Саркел. На месте Саркела возник русский форпост в степи − крепость Белая Вежа.

После этого опустошил хазарские владения на Северном Кавказе. Вероятно, с данным походом связано утверждение власти киевского князя над Таманским п-вом, где в дальнейшем возникло Тмутараканское княжество.

Фактически поход Святослава положил конец могуществу Хазарии.

В. Киреев. Князь Святослав

В 966 г. Святослав подчинил себе племенной союз вятичей, ранее плативших дань хазарам.

В 967 г. Святослав принял предложение Византийской империи о совместных военных действиях против Дунайской Булгарии.

Посредством втягивания Святослава в антибулгарскую коалицию Византия пыталась, с одной стороны, сокрушить своего дунайского соперника, а с другой − ослабить Русь, резко усилившуюся после падения Хазарского каганата.

На Дунае Святослав в течение нескольких месяцев сломил сопротивление булгар «и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков».

Святослав VS Хазарский каганат

Киевский князь не успел укрепиться в своих новых придунайских владениях. В 968 г. к Киеву подступила орда печенегов − тюркоязычных кочевников, ранее находившихся в зависимости от Хазарского каганата.

Святослав был вынужден свернуть завоевание Булгарии и поспешить на помощь столице. Несмотря на то что печенеги отступили от Киева еще до возвращения Святослава, устроение дел в своей державе задержало князя. Лишь в 969 г.

он смог вернуться в Переяславец на Дунае, который он надеялся сделать своей новой столицей.

Стремление киевского князя закрепиться на Дунае вызвало осложнение отношений с Византийской империей. В 970 г. между Святославом и Византией разразилась война.

 Несмотря на первоначальные успехи Святослава и его союзников булгар и венгров, его войско было разбито в битве при Аркадиополе (ПВЛ говорит о победе русского воинства, однако данные византийских источников, равно как и весь последующий ход войны, предполагают обратное).

Кампанию 971 г. лично возглавил император Иоанн Цимисхий − исключительно опытный и талантливый полководец. Ему удалось перенести войну на территорию Дунайской Булгарии и осадить Святослава в крепости Доростол.

Крепость героически оборонялась в течение нескольких месяцев. Огромные потери византийской армии и безвыходность положения Святослава заставили стороны пойти на мирные переговоры.

По условиям заключенного мира, Святослав оставлял все свои дунайские владения, которые переходили под власть Византии, но сохранял армию.

К. Лебедев. Встреча Святослава с Иоанном Цимисхием

В 972 г. по пути в Киев Святослав, проходя Днепровские пороги, попал в засаду, устроенную печенежским ханом Курей. В схватке с печенегами киевский князь нашел свою смерть.

  • Думаю этого материала на сегодня Вам хватит) Что нужно выучить? Для более упрощенной систематизации материала, как всегда Вы сможете воспользоваться конспектом который можно получить, поставив лайк в одной из Ваших социальных сетей:
  • Ладно все, всем пока и до скорых встреч.
  • ©  С уважением, Иван Некрасов

Источник: http://xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai/istoriya-rossii/vozniknovenie-gosudarstva.html

Trojden | Предпосылки образования Древнерусского государства: Данилевский И. Н. — 6 класс

Предпосылки образования государства в Древней Руси - в помощь студенту

1. Межплеменные объединения Восточной Европы

Племена славян, населявшие приблизительно в IX веке европейскую часть современной России, начали объединяться, создавая довольно крупные сообщества. Причиной тому, видимо, стала борьба с набегами, которые совершали на них воинственные соседи.

Так, на севере, вокруг озера Ильмень, сложился союз, в который входили славянские племена ильменских (или новгородских) словен, а также чуди, мери и веси, говорившие на угро-финских языках. Эти народы платили дань своим северным соседям — варягам.

Читайте также:  Финансовые ресурсы предприятия - в помощь студенту

Учёные не пришли к единому мнению о том, кого называли варягами. Одни историки считают их викингами — выходцами из Скандинавии, которые прославились многочисленными военными походами; другие — племенами славян, обитавших на южном побережье Балтики.

Приблизительно в середине века местное население, объединившись, изгнало иноземцев и отказалось платить им дань.

Предпосылки образования государства в Древней Руси - в помощь студенту

Союз племён — это довольно крупное объединение, которым сложно управлять. Поэтому для решения важнейших вопросов в таких союзах появляется вече (от слова вещати — говорить) — собрание жителей, на котором проходило совместное обсуждение проблем.

В собрании принимали участие только взрослые мужчины, воины. Власть принадлежала тому, кто имел военную силу. Чем больше людей присутствовало на вече, тем труднее было принять решение, которое устроило бы всех. Поэтому вскоре между племенами, заключившими военный союз, начались распри.

По летописной легенде, чтобы прекратить их и наладить порядок, народное собрание жителей северных земель решило пригласить правителя-князя со стороны, «из заморья».

2. Власть князя

Власть князя проявлялась прежде всего в ежегодном сборе дани с подчинённых ему племён и земель. Теперь дань предназначалась для содержания князя и его дружины.

Получая дань, князь принимал на себя обязанность защищать своих подданных (то есть тех, кто её платил; в Древней Руси их называли людьми).

Обычно в качестве дани каждая семья должна была отдать шкурку пушного зверя и определённое количество денег.

Дань начинали собирать в ноябре. Когда устанавливался зимний путь, князь с дружиной отправлялись в объезд подданных территорий. В апреле они возвращались в столицу, везя с собой собранное.

Такие ежегодные путешествия князя назывались полюдьем.

В промежутках между сбором дани управление подданными землями осуществляли представители киевского князя — наместники, «сидевшие» в крупных городах «под его рукою» (то есть подчинявшиеся князю).

Предпосылки образования государства в Древней Руси - в помощь студенту

Деревянный идол из Старой Ладоги

Князь мог устанавливать законы, которым должны были подчиняться все его подданные, и применять силу, если они не исполнялись. Он мог начинать войны и подписывать мирные договоры.

Первые князья либо избирались местными племенами, либо захватывали власть силой. Князь руководил войском и был верховным жрецом, что обеспечивало его высокое положение в обществе.

3. Князь и вече

Князь не всегда имел возможность действовать по своему желанию. Его власть ограничивало вече.

Именно оно решало, какого князя пригласить на престол, начать ли войну с соседями или заключить с ними мир.

Иногда князь обращался к вечевому собранию с просьбой о сборе денежных средств, необходимых ему для проведения военных походов. Вече распоряжалось городской казной и землями, примыкавшими к городу.

Таким образом, вече решало те же вопросы, что и князь. Иногда решения принимались совместно — собранием и князем. Порой вече не соглашалось с князем, вступало с ним в конфликт. Нередко в таких случаях вечевые собрания завершались изгнанием князя из города.

Ни одного важного решения не мог принять князь без согласия веча. Но и вече нуждалось в одобрении князя.

4. Князь и дружина

Князя сопровождала дружина — вооружённый отряд, помогавший ему выполнять свои обязанности. Без поддержки дружины князь был бессилен.

Князя и дружинников связывала дружба, которая подкреплялась взаимными личными обязательствами. Князь должен был справедливо распределять то, что он добыл совместно с дружиной. Дружина, в свою очередь, поддерживала и защищала своего князя, помогала ему управлять страной.

Она должна была защищать племена, пригласившие князя править, от их соседей. С помощью дружины князь поддерживал порядок внутри страны.

Кроме того, опираясь на дружину, он мог контролировать торговые пути, которые проходили по подвластной ему территории: взимать налоги и за это защищать купцов.

Одна из важных особенностей зарождавшегося Древнерусского государства заключалась в том, что верховная власть делилась в нём между князем с дружиной, с одной стороны, и городским вечем — с другой.

Вся дружина делилась на старшую (состоявшую из бояр — старших дружинников) и младшую (состоявшую из отроков, детских и других младших дружинников, выполнявших в походах обязанности слуг и оруженосцев). Среди старших дружинников князь считался первым среди равных. Он ел то же, что дружинники, и одевался так же, как и они. Вместе с дружинниками князь терпел все невзгоды военных походов.

Предпосылки образования государства в Древней Руси - в помощь студенту

Русский дружинник. X век. Реконструкция О. Фёдорова

5. Первые князья

На севере восточнославянских земель первыми князьями, имена которых сохранились в летописях, были варяги, приглашённые союзом племён (словенами, чудью, мерей и весью). Их звали Рюрик, Трувор и Синеус. Они обосновались сперва в городе Ладоге, а затем разошлись по разным городам — в Новгород,

Изборск и Белоозеро. Однако сама княжеская власть возникла у восточных славян значительно раньше. Таким образом, новгородцы пригласили Рюрика на уже давно существовавшую у них «должность» князя.

На юге, в земле полян, первыми из известных нам князей упоминаются также братья Кий, Щек и Хорив. Город, который они, по преданию, построили на берегу Днепра, получил название по имени старшего брата — Киев.

Одни историки считают, что Кий, Щек и Хорив происходили из местных племён. Другие предполагают, что они были хазарами.

Ведь известно, что на протяжении нескольких десятилетий — до середины IX века — поляне платили дань хазарам.

Предпосылки образования государства в Древней Руси - в помощь студенту

Предметы вооружения богатого воина в конце X века. Реконструкция О. Фёдорова

Итак, создание государства — это длительный процесс, включающий в себя целый ряд факторов, как внутренних, так и внешних.

К внутренним факторам можно отнести хозяйственное развитие восточных славян, появление пашенного земледелия, усложнение общинных отношений, требующих особого регулирования в лице княжеской власти, опирающейся на дружину. О зарождении государства свидетельствует наличие территории, подвластной князю, сбор князем дани с покорённых племён.

Внешним фактором объединения восточных славян в единое государственное образование стала угроза со стороны викингов Северной Европы и кочевников с востока и юга.

Вопросы и задания

1. Почему возникла потребность в княжеской власти? Расскажите о власти князя.

2. Как различались обязанности старшей и младшей дружины?

3. Зачем князю нужна была дружина? Как складывались взаимоотношения между князем и дружинниками?

4. Что такое вече? Почему князю приходилось с ним считаться?

5. Опираясь на текст учебника, дайте определение понятий: дань, полюдье, дружина.

6. Почему первые князья на севере восточнославянских земель оказались иноплеменниками?

Изучаем источник. Прочитайте отрывок из древней летописи «Повесть временных лет». Что говорится в нём о Кие? Вспомните, где располагался город Царьград, о каком царе идёт речь.

«…Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: “На перевоз на Киев”. Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своём, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил…»

Повесть временных лет. СПб., 1996. С. 145.



Источник: https://trojden.com/books/russian-history/russia-history-6-class-danilevskii/5

Образование Древнерусского государства. Видеоурок. История России 6 Класс

На сегодняшнем занятии вы узнаете о том, как развивались славянские племена до призвания варягов, какие предпосылки создания древнерусского государства  существовали до 862 года.

Тема: Древнерусское государство

Урок: Образование Древнерусского государства

Вопрос о возникновении государства у восточных славян традиционно связан с двумя проблемами: первая – какое событие послужило началом становления государства на Руси, и вторая – происхождение этнонима «Русь».

В «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, под 862 г. помещено сообщение о призвании на земли ильменских славян варяжских князей: Рюрика и его братьев.

На основе летописных данных немецкие ученые Байер, Миллер, Шлейцер сделали вывод о том, что государственность на Русь привнесли норманны. Им противостоял великий российский ученый М.В. Ломоносов.

Он согласился с тем, что варяжские князья участвовали в становлении российской государственности, однако считал, что предпосылки  для образования государства у славян все же были задолго до описываемых в летописи событий. Научный спор о происхождении Российского государства продолжается до сих пор.

Предпосылки образования государства в Древней Руси - в помощь студенту

Рис. 1. Летописец Нестор (Источник)

На сегодняшнем занятии вы узнаете о том, как развивались славянские племена до призвания варягов, какие предпосылки создания государства  существовали до 862 года.

К началу IX века союзы племен восточных славян и финно-угров подчинялись более могущественным соседям. На юге поляне, северяне, вятичи приносили дары хазарскому кагану. На севере словене, кривичи, чудь и меря откупались от воинственных норманнов. Это положение могло изменить только объединение племен и создание ими собственного государства. 

Одновременно в мире восточных славян стали разрушаться родовые связи и родовой строй. Благодаря торговле и военным походам отдельные семьи в родовых общинах становились сильнее и богаче других. С одной стороны, обозначился слой простых общинников, с другой – слой родовой знати («лучшие люди» — потомки старейшин). Так началось общественное расслоение. 

Изменилось и положение князей. Вокруг них сложились дружины молодых воинов, которые уже не возвращались после похода к мирному труду. Благодарные за защиту своих земель общины отдавали в дар князю и дружине мешки зерна, мясные туши, бочки меда, шкуры животных. Эти дары, ставшие постоянными и обязательными, назывались данью.

 Опираясь на силу своих дружин, князья могли не считаться с мнением вечевых собраний и стали передавать свой пост по наследству. Сложились княжеские династии (правящие роды), в руках которых сосредоточивалась власть над всем племенем. Так князья и дружинники составили особый слой общества – слой профессиональных воинов и правителей.

 

Кроме дружинников от земледельческого труда отошла и часть общинных мастеров –ремесленников. Кузнецы, гончары стали жить, обменивая свои изделия на продукты питания у общинников-земледельцев. Некоторые общинники при этом стали жить на доходы от торговли. Их стали называть купцами (совершающими купы и продажи). 

Новые слои населения сосредоточивались в тех поселках, которые стояли на больших торговых путях (речных или сухопутных). Здесь рядом селились простые земледельцы, знать, купцы и ремесленники из разных племен.

Число жителей таких поселений начинало быстро расти, и их стали огораживать стенами надежных крепостей.

Так у славян появились города – Киев и Смоленск на Днепре, Новгород на Волхове, Полоцк на Западной Двине и другие. 

Крупные города князья использовали как свои столицы, свозили сюда дань. Здесь они уже не зависели от древних общинных порядков.

Сами общины просили князя вершить справедливый суд, так как родовые обычаи не годились для разрешения споров между людьми из разных общественных слоёв.

Княжеская власть, возвысившись над общинами, стала превращаться во власть государственную, а дань, которую общинники выплачивали князю, стала напоминать государственный налог. 

В первой половине IX века вдоль пути «из варяг в греки» сложилось два центра образования ранних государств: Новгородский союз племен на севере и Киевский на юге. Князьям Киевского союза к середине IX века удалось освободить свои племена от выплаты дани Хазарскому каганату. 

Тогда же некоторые варяжские князья (конунги) и их дружины начали подчинять себе города в землях восточных славян. Спустя 300-400 лет после этих событий была записана легенда о призвании на княжение в Новгород варяжского князя Рюрика.

 По этому преданию, в 862 году поссорившиеся друг с другом разноплеменные жители Новгорода пригласили из-за моря правителя, который устраивал бы всех. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами».

 

Предпосылки образования государства в Древней Руси - в помощь студенту

Рис. 2. Рюрик (Источник)

Ученые установили, что в середине IX века некий конунг с варяжской дружиной действительно поселился в Новгороде, стал княжить, вершить суд и собирать дань с населения.

(В скандинавских сказаниях говорится об удачливом предводителе викингов (варягов) середины IX века Рюрике Рыжем, которого часть ученых считает тем же Рюриком, что упомянут в русских летописях.

) Сами варяги, поселившись в славянских землях, быстро перенимали местный язык, обычаи, веру в богов и через два-три поколения уже не отличались от славян. 

После смерти Рюрика князем в Новгороде стал его приближенный Олег. Он решил завладеть путем «из варяг в греки». В 882 году объединенное войско из варяжских дружин и племенных ополчений Новгородской земли (словен, кривичей, чуди и мери) на ладьях подошло к Киеву.

Обманом на суда заманили киевских князей Аскольда и Дира, которые здесь же были убиты. Олег объявил Киев своей столицей, принял титул «великий князь» и, объединив большинство восточнославянских племен, правил ими до своей смерти в 912 году.

Так в результате объединения севера и юга восточнославянских земель было образовано государство Русь. Учёные до сих пор спорят о происхождении этого названия. Но бесспорно то, что на рубеже IX-X веков жители нового государства Восточной Европы стали называть свою землю «Русью», «Русской землей».

Под этим же названием узнали его и соседи. В исторической науке используют название Древнерусское государство, или Киевская Русь. 

Предпосылки образования государства в Древней Руси - в помощь студенту

Рис. 3. Вещий Олег (Источник)

После смерти Олега началось правление Игоря (912-945), который, по легендам, считается сыном Рюрика. В то время власть великого князя над союзами племен была еще крайне слабой. Не существовало ин записанных законов, ни установленных налогов. Великий князь киевский с дружиной собирал дань с союзов племён.

В ноябре огромный княжеский обоз на санях отправлялся из Киева и объезжал подвластные земли. При этом князь подолгу останавливался в городах разных племен, и жители должны были кормить всю его свиту и дружину из своих запасов.

С людей при этом собиралась дань, поэтому княжеский объезд подвластных земель назывался полюдье. 

Весной великий князь возвращался в Киев. Туда же устремлялись купцы, желавшие присоединиться к княжескому каравану, который отправлялся в Константинополь. Там значительная часть дани продавалась, покупались шелковые и парчовые одежды, золотая и серебряная посуда и многие другие византийские товары.

Чтобы отстоять торговые привилегии, добытые для Руси князем Олегом, Игорь дважды ходил походом на Византию. В 941 году императорский флот, меча из медных труб «греческий огонь», сжег большую часть Игоревых кораблей, а в 944 году византийцы откупились от «войска русов» данью.

При этом право беспошлинной торговли жителей Руси в Византии было отменено.

Богатство князя теперь больше зависело от размеров дани. Князь Игорь беспощадно обирал подвластные племена, за что и поплатился жизнью.

В 945 году после полюдья в земле древлян Игорь неожиданно вернулся к ним с малой частью своей дружины и потребовал новой дани.

Племена древлян решили на вече «расправиться с волком, что повадился лазить за овцами». Князя схватили и предали мучительной смерти. 

Предпосылки образования государства в Древней Руси - в помощь студенту

Рис. 4. Сбор полюдья (Источник)

Список рекомендованной литературы для изучения темы «Образование Древнерусского государства»:

  1. Мавродин В.В. Откуда есть пошла Русская земля. М., 1986
  2. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  1. Какие племенные центры славян вам известны?
  2. Каковы причины появления местных княжений у восточных славян?
  3. Как появились на землях восточных славян норманны? Чем они занимались?
  4. Можно ли считать норманнов создателями Древнерусского государства?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/6-klass/drevnerusskoe-gosudarstvo/obrazovanie-drevnerusskogo-gosudarstva?testcases=

Образование древнерусского государства (стр. 1 из 2)

  • ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
  • 1. Предпосылки
  • Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных.
Читайте также:  Инвентаризация основных средств - в помощь студенту

В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв.

Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.

В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную).

Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом.

Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило — производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой.

Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

Кроме того, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так, наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.

Кроме того, межплеменная борьба приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников.

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников.

Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра — резиденции князя и дружины, он начинал наделяться своими соплеменниками сверхъестественными силами и способностями, в нем все более видели залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

К внешним предпосылкам следует отнести то “давление”, которое оказывали на славянский мир его соседи — хазары и норманны.

С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю.

Взимая, например, продукты промыслов, в первую очередь, пушнину со своих соплеменников и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Не случайно долгое время великие князья на Руси назывались по примеру Хазарского каганата — хаканами (каганами). Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги мощногогосударственного образования — Хазарского каганата, защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению “зародыша” государственности.

В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако, представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в IХ-Х вв.

2. Основные этапы складывания древнерусского государства

В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов. Рассмотрим их.

На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров — княжений, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в.

восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

На втором этапе (2-ая половина IХ — середина Х в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил — хазар и норманнов (варягов).

ПВЛ говорит о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань.

На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

Данные Повести временных лет. Летописец отмечает (под 862 годом), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, “и пошел род на род и воевати почаша сами на ся”. (Скорее всего в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати между которой шла т.н. “борьба престижей”).

В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно -угры со словами: “Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами” решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю — Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором.

Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде ( по другим сведениям — в Старой Ладоге), Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира — норманнов, ушедших ранее от Рюрика.

После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти.

Норманнская теория происхождения древнерусского государства. Эти летописные данные легли в основу т.н. “норманнской теории”, разработанной в ХVIII в. немецкими учеными на русской службе.

Ее сторонники приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя — “Русь”. Крайние норманисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству.

Некоторые дореволюционные и большинство советских историков, правда, с разных методологических позиций, оспаривали эту теорию.

Так, академик Б.А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее, якобы, в VI в.) уже сложилось и использовались лишь как наемная военная сила.

Летописные сведения о мирном “призвании варягов” он считал поздней, вымышленной под влиянием политической коньюктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха, вставкой.

“Русь” же, по его мнению, — производное от реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).

Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; Рюрик — реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от “заморских варягов” (свеев), захватывает власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско- дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь “из варяг в греки”, подвел экономическую базу под складывающееся государство; этноним “русь” северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя ( от финского ruotsi — гребцы) под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится понятным распространение этого термина, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, а с другой — быстрая ассимиляция самих варягов, принявших к тому же местные языческие культы и не державшихся за своих богов.

Источник: https://mirznanii.com/a/332435/obrazovanie-drevnerusskogo-gosudarstva

Образование древнерусского государства. Норманнская проблема и ее современные трактовки – ответы на экзамен по истории России

Билет 1. Образование древнерусского государства. Норманнская проблема и ее современные трактовки

  • Государство – это система и организации власти и управления обществвом, которое возникло в период разложения родоплеменного строя, появление частной собственности и классов.
    Любое имеет три основных признака:
    1. Возникновение механизма власти, стоящим над обществом (армия и полиция, правительство, налоговая система).
    2. Законодательство.
    3. Единая территория, на которую распространяется действие механизма власти и законодательства.
  • Есть несколько путей возникновения государств:
    1. Путь разложения родоплеменного строя.
    2. Римский путь.
    3. Путь Завоеванй.

Вопрос о происхождении славян:

  • Римские историки называли славян именем Венеды. Византийские историки называли славян антами и скловинами. В 4-6 веках произошло великое переселение народов. Результат – серьезные геополитические изменения в Европе. В частности: крах западной Римской империи. В 451 г. на территории Франции произошло сражение между римлянами и гуннами (римляне победили). Возникают варварские государства. В 6 в. византийских письменных источниках появляются первые упоминания о восточных славянах. С 6 по 9 вв. славяне распространяются по огромной территории восточной и центр. Европы.К 9 в. славянство распалось на 3 ветви: 1-западное, 2-южное, 3-восточное.
  • Образование государства:
    Первая концепция (антинорманисты) – естественного образование древнерусского государства.
    Вторая – норманнская теория о происхождении древнерусского государства.
  • Причины и предпосылки:
    1) разложение родоплеменного строя у восточных славян.
    2) имущественное неравенство, возникновение частной собственности и классов.
    Основные этапы образования древнерусского гос-ва.
    1) До середины 9 в. (до Варяжский период). 7 в.-основание Киева (основатели – Кий, Щек, Хорив). В 1-й половине 9 в. возникают союзы союзов восточно-славянских племен, протогосударства: 1-й в районе Киева – поляне; 2-й у ильменских славян- Славия; 3-й в арабских источниках – Артания или Артсания.
    2) В 842 г. по Повести Временных Лет: “…и началась прозываться Русская Земля”. В 862 г. летопись излагает легенду о призвании варягов. С 862 по 882 гг. –варяжский этап в образовании русского гос-ва. Рюрик – Новгород; в 882 г. Олег захватывает Киев (преемник Рюрика). Вывод: Объединение Киева и Новгорода – 882 г. – отправная точка Российской истории. В 988 г. произошло Крещение Руси.

Норманнская проблема и ее современная трактовка

  • Норманская теория возникает в 1730-е гг., когда на Российском престоле находилась императрица Анна Иоановна. Ее ближайшее окружение – немцы. Они были заинтересованы идеологически и политически обосновать свое господство в правящих кругах. Авторы норманнской теории: Байер, Миллер, Шлёцер.
  • норманнской теории:
    1) Политическая. Теория утверждала, что восточные славяне были не способны самостоятельно основать государственные институты.
    2) Теория сводится к выяснению вопроса: какую роль сыграли варяги в образовании древнерусского государства. Ключевский подчеркивал, что варяге, пришедшие на земли восточных славян ускорили процесс образования государства.
  • Доводы в пользу несостоятельности теории:
    1) в её основе лежит летописная легенда о призвании варягов в 862 г. (сам вопрос о призвании – спорный).
    2) теория противоречит другим фактам, имеющимся в письменных источниках.
    3) восточные славяне и варяге находились на одном уровне социально-экономиского и полит-ого развития. Вывод: варяге не могли привнести государственность восточным славянам.
    4) Легенда о призвании варягов является более поздней вставкой в Повесть Временных Лет, которая была сделана по указанию Владимира Мономаха.

Источник: http://historystudies.org/russia-exam-1/

Предпосылки образования Древнерусского государства

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса внутренних и внешних факторов.

 Социально-экономические предпосылки Образования древнерусского государства

  • Развитие земледелия (особенно пашенного в лесостепном и степном районе Среднего Поднепровья) приводило к появлению избыточного продукта, что создало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки.
  • На севере Восточной Европы (Новгород) земледелие не могло получить распространение, большую роль играли промыслы —» возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.
  • В районе пашенного земледелия началась эволюция родовой общины — земледельческую или соседскую территорию Из-за того, что сохранялась подсека (трудоемкость) она требовала усилий всего коллектива —• неравномерность в развитии племенных союзов.

Социально-политические предпосылки образования Древнерусского государства

Усложнение внутриплемеиных отношений ускорило становление княжеской власти повышало роль князей и дружины, которые обороняли племя от внешних врагов и для разрешения внутренних споров.

Борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его княтем Эти союзы приобрели форму племенных княжений. Князь стремился превратить власть в наследственную, которая все менее зависела от волн вечевых собраний, а его интересы все болев отчуждались от интересов соплеменников.

Духовные предпосылки образования древнерусского государства

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян.

Военные успехи, выполнение сложных управленческих функций отдаляли князя от привычного для обшимнинов круга дел и забот.

Эти процессы выливались в создание укрепленного межплеменного центра — резиденции князя и дружины Он наделялся сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени.

Это приводила к сакрализации — обожествлению княжеской власти, соэданало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

Внешнеполитические предпосылки образования древнерусского государства

«Давление» оказывали на славянский мир его соседи — хазары и норманны (варяги).

Также, чтобы иметь общее представление, нужно прочитать про этапы становления Древнерусского государства

Стремление взять под контроль торговые пути, связавшие Запад с Востоком и Югом, ускорило складывание княжосго-дружинных групп, втягивавшихся во внешнюю торговлю.

Полученные со своих соплеменников с/х продукты, пушнину местная знать меняла на продукты престижного потребления и серебро | иностранных купцов, которым продавала пленных Все более обогащаясь, она она изолировалась от рядовых общинников и подчиняла себе племенные структуры.

С шугой стороны взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к- заимствовании) некоторых общественно-политических форм жизни. Эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

Существование в низовьях Волги Хазарского Каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые тормозили их развитие, мешали мирному труду, и в итоге появлению «зародыша» государственности.

Таким образом, взаимодействие внутренних и внешних факторов привело к формированию государства. 

Источник: https://webhistoryrussia.ru/istoriya-rossii/2-yazycheskaya-rus/5-stanovlenie-drevnerusskogo-gosudarstva

Ссылка на основную публикацию