Понятие муниципального права — в помощь студенту

  • Источниками муниципального права являются формы актов, в которых содержатся муниципально-правовые нормы.
  • Выделяются три основных уровня источников: федеральный, региональный, местный.
  • К первой группе относятся федеральные нормативные правовые акты.

Это — Конституция РФ — как основной источник муниципального права.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Источниками муниципального права являются:

1. Конституция РФ, которая закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, а также установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

Правовому регулированию местного самоуправления в Конституции РФ посвящена отдельная гл. 8 “Местное самоуправление” (ст. 130—133). На основе конституционных норм можно определить следующие параметры пространства местного самоуправления:

— население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения;

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Иррационализм - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

— экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность, право и бремя владения, пользования и распоряжения которой принадлежат населению муниципального образования;

— система местного самоуправления включает институты непосредственной и представительной демократии, при этом система осуществления местного самоуправления через представителей не исчерпывается выборными органами, а включает в себя и иные органы (исполнительно-распорядительные, контрольные и т.д.);

  1. — местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций; изменение границ таких территорий допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий;
  2. — органы местного самоуправления имеют самостоятельные полномочия в решении вопросов местного значения (управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и др.), а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств;
  3. — местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту;
  4. — местному самоуправлению гарантируется компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
  • — устанавливается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.
  • Специальной 8-й главой Конституции РФ конституционные нормы о местном самоуправлении не исчерпываются.
  • Согласно ст. 3 Конституции народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления;
  • — в ст. 8 установлено, что в Российской Федерации признается и защищается муниципальная форма собственности;
  • — в ст. 9 закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности;
  • — согласно ст. 15 органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы;
  • — в ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность местного самоуправления;
  • — согласно ст. 24 органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом;
  • — в ст. 32 установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;
  • — в ст. 33 закреплено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления;
  • — ст. 40 закрепляет обязанность органов местного самоуправления по поощрению жилищного строительства, создания условий для осуществления права на жилище, а также по бесплатному или за доступную плату предоставлению жилья из муниципальных жилищных фондов малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище;
  • — в ст. 41 указывается о бесплатном оказании медицинской помощи гражданам в муниципальных учреждениях здравоохранения, а также о принятии мер по развитию муниципальной системы здравоохранения;

— ст. 43 гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в муниципальных образовательных учреждениях и предоставляет каждому право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в муниципальном образовательном учреждении;

— в ст. 46 установлено, что решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд;

— согласно ст. 72 установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Федеральное законодательство.

Главным источником муниципального права является Федеральный Закон от 28 августа 1995 г.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и социальные основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в РФ.

  1. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления и определяет государственные гарантии его осуществления.
  2. Указанный Федеральный закон определил правовую основу местного самоуправления, которую составляют: Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты.
  3. Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности общества и государства определяются также в следующих правовых актах Российской Федерации.
  4. Кодексы:
  5. — Гражданский кодекс Российской Федерации;
  6. — Семейный кодекс Российской Федерации;
  7. — Бюджетный кодекс Российской Федерации;
  8. — Налоговый кодекс Российской Федерации;
  9. Федеральные законы
  10. “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”;
  11. “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”;
  12. “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”;
  13. “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации”;
  14. “О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации”;
  15. “О связи”; “О почтовой связи”;
  16. “Об образовании”;
  17. “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”;
  18. “О ветеранах”;
  19. “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”; “О беженцах”; “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”;
  20. “О милиции”;
  21. “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.
Читайте также:  Параллелепипед, сввойства прямоугольного параллелепипеда - в помощь студенту

Важное место в системе источников муниципального права занимает Федеральный Закон от 25 сентября 1997 г.

«О финансовых основах местного самоуправления в РФ», который определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

Нормы муниципального права содержатся в других финансовых законах.

Среди них следует назвать Федеральные Законы от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»; от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ».

  • В Указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, иных нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, как правило, детализируются полномочия органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности муниципальных образований.
  • Особое значение здесь имеют акты, регламентирующие организационно-правовые основы поддержки развития местного самоуправления в России, — о Совете по местному самоуправлению, о Конгрессе муниципальных образований, утверждающие программы государственной поддержки местного самоуправления (в частности, Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации), а также решения Правительства РФ и других федеральных органов о развитии отдельных территорий, закрытых административно-территориальных образованиях и др.
  • Среди актов федеральных органов государственной власти особое значение имеют решения судебных органов.

В российской юридической науке судебный прецедент традиционно не считался источником права.

Однако в настоящее время постановления и определения Конституционного Суда РФ играют важную роль в правовом регулировании местного самоуправления в России.

С их помощью разрешаются правовые коллизии в сфере местного самоуправления, вызванные принятием нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ.

3. Конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации и иные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация является федеративным государством, и в становлении и развитии местного самоуправления достаточно значительную роль играют органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Поэтому конституции (уставы), законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации также являются источниками муниципального права России.

В Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определен круг вопросов в сфере местного самоуправления, регулирование которых осуществляется законодательством субъектов Российской Федерации.

4. Акты местного самоуправления наряду с федеральными и региональными нормативными правовыми актами имеют важное значение для организации и деятельности муниципальных органов.

  1. Это
  2. уставы муниципальных образований,
  3. решения представительных органов местного самоуправления и
  4. правовые акты глав местных администраций,

— многочисленные правовые акты, издаваемые структурными подразделениями местных администраций. К ним относятся и решения, принятые на местном референдуме, а также на сходах граждан.

Особое значение среди актов местного самоуправления имеет устав муниципального образования.

Как правило, в уставе муниципального образования содержатся не только нормы об организации местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, но и перечень основных актов местного самоуправления, подлежащих принятию представительным органом и главой муниципального образования, а также порядок подготовки и принятия таких актов, механизм их отмены.

5. Нормы международного права также являются источниками муниципального права России.

Весьма важное значение в регулировании местного самоуправления в Российской Федерации имеет Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. Россия, подписав вышеназванную Хартию 28 февраля 1996 г., а 20 марта 1998 г. ратифицировав ее, взяла на себя обязательство соблюдать следующие положения в сфере местного самоуправления:

  • — обеспечение права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения;
  • — основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом. Это не должно исключать предоставления таким органам в соответствии с законом отдельных конкретных полномочий;
  • — органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти;
  • — осуществление государственных полномочий должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо функции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии средств;
  • — предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены иным центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом;
  • — при делегировании полномочий каким-либо центральным или региональным органом власти органы местного самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой адаптировать эти полномочия к местным условиям;
  • — необходимо консультироваться с органами местного самоуправления, насколько это возможно, своевременно и надлежащим образом в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно их касающихся;
  • — изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом;
  • — местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем чтобы те отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление;
  • — статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их полномочий;
  • — любой административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституцией или законом;
  • — органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий;
  • — органы местного самоуправления имеют право при осуществлении своих полномочий сотрудничать и в рамках закона вступать в ассоциацию с другими органами местного самоуправления для решения задач, представляющих общий интерес;
  • — органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления.
  • В Европейской хартии местного самоуправления содержатся также и иные положения о местном самоуправлении, соблюдение которых обязательно для Российской Федерации.

Источник: https://cyberpedia.su/12x5f43.html

Муниципальное право

В результате изучения главы 5 студенты должны:

  • знать, освоить понятия: власть, местное самоуправление, муниципальные правоотношения, источники муниципального права, депутат, глава администрации, вопросы местного значения, гарантии местного самоуправления, органы местного самоуправления, Европейская хартия местного самоуправления, референдум, выборы, формы прямого волеизъявления населения, муниципальная община, государственно-частное партнерство, муниципальная собственность, муниципальный служащий, формы осуществления населением своей власти;
  • уметь оперировать юридическими категориями и понятиями, составить проект муниципального нормативного правового акта, найти ошибки в муниципальном нормативном правовом акте;
  • владеть юридической терминологией, договорной и претензионной работой.

Общая характеристика муниципального права

Конституционной основой муниципального права являются статьи главы 8 Конституции РФ, согласно которой:

  • • местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130);
  • • местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 131);
  • • органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132);
  • • местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133).

Закон № 131-ФЗ имеет 12 глав, 86 статей.

Слово «муниципалитет» означает самоуправляющаяся община (от лат. municipium). В соответствии со ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.

) под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 2 Закона № 131-ФЗ, далее статьи указываются без названия закона).

Отличие европейского определения от российского состоит в том, что по европейскому стандарту местное самоуправление — это право органов местного самоуправления. По российскому законодательству местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти.

Муниципальное право — комплексная отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие на уровне местного самоуправления. Кроме того это субъективное право населения.

Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Все граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе (муниципальная служба — профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий).

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Население муниципальных образований решает вопросы местного значения, а также осуществляет отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Муниципальное образование имеет устав, в котором указываются (ст. 44):

  • 1) наименование муниципального образования;
  • 2) перечень вопросов местного значения;
  • 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
  • 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
  • 5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
  • 6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
  • 7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
  • 8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
  • 9) порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с БК РФ;
  • 10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Читайте также:  Рассмотрение гражданских дел в арбитражном суде - в помощь студенту

Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Источник: https://bstudy.net/667735/pravo/munitsipalnoe_pravo

Понятие и особенности муниципального права как отрасли права РФ. Предмет и метод муниципального права

Понятие и особенности муниципального права как отрасли права РФ. Предмет и метод муниципального права.

  • Муниципальное право— это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на местное самоуправление непосредственно, а также через органы местного самоуправления.
  • Муниципальное право— самостоятельная отрасль рос­сийского права, регулирующая муниципальные отно­шения.
  • В настоящее время муниципальное право — динамично развивающееся направление в законодательстве, имеющее значительное количество муниципально-правовых норм, сгруппированных в муниципально-правовые ин­ституты.
  • Муниципальное право относится к публичным отраслям права и включает помимо федеральных актов множество муниципальных правовых подсистем.

Муниципальное право — относительно новая для России область правового регулирования, поскольку может суще­ствовать лишь в том государстве, где публичная власть де­лится на государственную и муниципальную. Без подобного законодательного и функционального разделения властных полномочий невозможна автономность муниципалитета, яв­ляющаяся одной из основ муниципального права.

Следовательно, для появления муниципальных отношений и муниципального права государство должно достичь опреде­ленного развития, прежде всего определенной общественно-экономической формации. Муниципальная власть возможна только в демократическом и правовом государстве.

Особенность муниципального права заключается в том, что муниципальное право обладает собственным кругом источников права, главным из которых является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; имеется собственное законодательство, которое в своей совокупности образует правовые основы местного самоуправления, хотя основой формирования отрасли является местное самоуправление как неприкосновенный демократический институт, основа конституционного строя, форма организации власти.

Предметная определенность — главное условие формирования и развития муниципального права.

Предметом правового регулирования муниципального права являются муниципально-правовые отношения, а именно общественные отношения по формированиюи функционированию органов муниципальной власти, формированию и распределению муниципальных финансов, муниципальной собственности, муниципальной службы и др., т.е. предметом муниципального права являются обществен­ные отношения по местному самоуправлению и иные непо­средственно связанные с ними.

Одна из особенностей муниципального права связана именно с предметом правового регулирования этой отрасли и выражается в том, что муниципальное право определяет весьма разнородные общественные отношения, которые, в принципе, могут регулироваться разными отраслями права.

Например, муниципальные финансы — финансовым правом, муниципальная собственность — гражданским правом и т.п. Разнородность указанных общественных отношений предпо­лагает и различные методы их правового регулирования.

Со­четание разнородности общественных отношений как пред­мета регулирования муниципального права и методов их регулирования дает основания некоторым ученым утверждать, что в настоящее время неправомерно считать муниципальное право самостоятельной отраслью права.

Другие полагают, что на муниципальном уровне подобные противоречия неизбеж­ны и закономерны, а муниципальное право — комплексная отрасль, т.е. включает нормы других отраслей права.

Методы муниципального права— это совокупность средств и способов, с помощью которых муниципальное право оказывает воздействие на муниципально-правовые отношения.

Наличие собственных методов — сущностный признак любой самостоятельной отрасли права. Для того что­бы существовать, отрасль права должна обладать не только собственным предметом правового регулирования, но

и собственной методологией. Методы муниципального права производны от предмета регулирования данной отрасли права. В силу того что муниципальное право является публич­ной отраслью права, для него в большей степени характерен императивный метод правового регулирования.

Императивный метод правового регулирования предполагает однозначность требования к поведению субъекта, которому запрещается или предписывает­ся осуществлять определенные действия, прямо и однозначно предусмотренные соответствующей нормой права. При этом субъекты права изначально находятся в неравном положе­нии, поскольку одни из них являются управляющими, а дру­гие — управляемыми. Но это управление осуществляется на основе одних и тех же муниципальных норм.

Императивный метод правового регулирования воплощает­ся посредством императивных муниципально-правовых норм.

Специфика правового регулирования муниципально­го права во многом связана со спецификой обществен­ных отношений, являющихся предметом муниципаль­ного права, такой характеристикой муниципального права, как комплексность, которая предполагает широкий диапазон методов правового регулирования.

По этой причине методология муниципального права обо­гащается методами, присущими смежным с определенными институтами муниципального права отраслям права.

Напри­мер, при регулировании муниципальных финансов муници­пальное право использует методы, выработанные финансо­вым правом и свойственные именно этой отрасли.

При регулировании отношений, связанных с муниципальной соб­ственностью, используются гражданско-правовые методы, поскольку методология предопределяется спецификой пред­мета, а основы собственности, в том числе и муниципальной, регулируются гражданско-правовым законодательством.

Соответственно указанные нормы одновременно являют­ся и муниципально-правовыми, и гражданско-правовыми, т.е. занимают в системе указанных правовых отраслей опреде­ленное место.

Хотя императивные методы являются основными для муниципального права, в этой области законодатель­ства применим также и диспозитивный метод право­вого регулирования определенного круга отношений.

Диспозитивный метод правового регулирования поз­воляет субъекту выбрать определенную модель поведения в определенной ситуации (правоотношении), содействует инициативе, сознательности субъектов муниципального пра­ва, но не всегда уместен. Точно так же при регулировании некоторых муниципальных отношений неуместно примене­ние императивного метода регулирования.

  1. В итоге выбор того или иного метода правового регули­рования обусловлен спецификой соответствующих муници­пальных отношений.
  2. Основные функции местного самоуправления: местного самоуправления в РФ
  3. Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности.
  4. Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
  5. Основные функции:
  6. 1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
  7. 2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
  8. 3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
  9. 4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
  10. 5) охрана общественного порядка;
  11. 6)представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

Понятие и особенности муниципального права как отрасли права РФ. Предмет и метод муниципального права.

  • Муниципальное право— это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на местное самоуправление непосредственно, а также через органы местного самоуправления.
  • Муниципальное право— самостоятельная отрасль рос­сийского права, регулирующая муниципальные отно­шения.
  • В настоящее время муниципальное право — динамично развивающееся направление в законодательстве, имеющее значительное количество муниципально-правовых норм, сгруппированных в муниципально-правовые ин­ституты.
  • Муниципальное право относится к публичным отраслям права и включает помимо федеральных актов множество муниципальных правовых подсистем.

Муниципальное право — относительно новая для России область правового регулирования, поскольку может суще­ствовать лишь в том государстве, где публичная власть де­лится на государственную и муниципальную. Без подобного законодательного и функционального разделения властных полномочий невозможна автономность муниципалитета, яв­ляющаяся одной из основ муниципального права.

Следовательно, для появления муниципальных отношений и муниципального права государство должно достичь опреде­ленного развития, прежде всего определенной общественно-экономической формации. Муниципальная власть возможна только в демократическом и правовом государстве.

Особенность муниципального права заключается в том, что муниципальное право обладает собственным кругом источников права, главным из которых является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; имеется собственное законодательство, которое в своей совокупности образует правовые основы местного самоуправления, хотя основой формирования отрасли является местное самоуправление как неприкосновенный демократический институт, основа конституционного строя, форма организации власти.

Предметная определенность — главное условие формирования и развития муниципального права.

Предметом правового регулирования муниципального права являются муниципально-правовые отношения, а именно общественные отношения по формированиюи функционированию органов муниципальной власти, формированию и распределению муниципальных финансов, муниципальной собственности, муниципальной службы и др., т.е. предметом муниципального права являются обществен­ные отношения по местному самоуправлению и иные непо­средственно связанные с ними.

Одна из особенностей муниципального права связана именно с предметом правового регулирования этой отрасли и выражается в том, что муниципальное право определяет весьма разнородные общественные отношения, которые, в принципе, могут регулироваться разными отраслями права.

Например, муниципальные финансы — финансовым правом, муниципальная собственность — гражданским правом и т.п. Разнородность указанных общественных отношений предпо­лагает и различные методы их правового регулирования.

Со­четание разнородности общественных отношений как пред­мета регулирования муниципального права и методов их регулирования дает основания некоторым ученым утверждать, что в настоящее время неправомерно считать муниципальное право самостоятельной отраслью права.

Другие полагают, что на муниципальном уровне подобные противоречия неизбеж­ны и закономерны, а муниципальное право — комплексная отрасль, т.е. включает нормы других отраслей права.

Методы муниципального права— это совокупность средств и способов, с помощью которых муниципальное право оказывает воздействие на муниципально-правовые отношения.

Наличие собственных методов — сущностный признак любой самостоятельной отрасли права. Для того что­бы существовать, отрасль права должна обладать не только собственным предметом правового регулирования, но

и собственной методологией. Методы муниципального права производны от предмета регулирования данной отрасли права. В силу того что муниципальное право является публич­ной отраслью права, для него в большей степени характерен императивный метод правового регулирования.

Императивный метод правового регулирования предполагает однозначность требования к поведению субъекта, которому запрещается или предписывает­ся осуществлять определенные действия, прямо и однозначно предусмотренные соответствующей нормой права. При этом субъекты права изначально находятся в неравном положе­нии, поскольку одни из них являются управляющими, а дру­гие — управляемыми. Но это управление осуществляется на основе одних и тех же муниципальных норм.

Императивный метод правового регулирования воплощает­ся посредством императивных муниципально-правовых норм.

Специфика правового регулирования муниципально­го права во многом связана со спецификой обществен­ных отношений, являющихся предметом муниципаль­ного права, такой характеристикой муниципального права, как комплексность, которая предполагает широкий диапазон методов правового регулирования.

По этой причине методология муниципального права обо­гащается методами, присущими смежным с определенными институтами муниципального права отраслям права.

Напри­мер, при регулировании муниципальных финансов муници­пальное право использует методы, выработанные финансо­вым правом и свойственные именно этой отрасли.

При регулировании отношений, связанных с муниципальной соб­ственностью, используются гражданско-правовые методы, поскольку методология предопределяется спецификой пред­мета, а основы собственности, в том числе и муниципальной, регулируются гражданско-правовым законодательством.

Соответственно указанные нормы одновременно являют­ся и муниципально-правовыми, и гражданско-правовыми, т.е. занимают в системе указанных правовых отраслей опреде­ленное место.

Хотя императивные методы являются основными для муниципального права, в этой области законодатель­ства применим также и диспозитивный метод право­вого регулирования определенного круга отношений.

Диспозитивный метод правового регулирования поз­воляет субъекту выбрать определенную модель поведения в определенной ситуации (правоотношении), содействует инициативе, сознательности субъектов муниципального пра­ва, но не всегда уместен. Точно так же при регулировании некоторых муниципальных отношений неуместно примене­ние императивного метода регулирования.

В итоге выбор того или иного метода правового регули­рования обусловлен спецификой соответствующих муници­пальных отношений.



Источник: https://infopedia.su/4x129a.html

Ссылка на основную публикацию