Материализм — в помощь студенту

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  • Вопрос от том, что является первичным по отношению друг к другу — материя или идея — будоражит умы философов уже не одно столетие
  • Спор породил существование двух принципиально разных способов понимания природы вещей, называемых в науке материализм и идеализм.
  • Сегодня мы расскажем о материалистическом подходе к объяснению сущности, утверждающем, что мир сугубо материален и развивается на основании законов движения материи.

Материализм — это..

Материализм (лат. materialis - вещественный) — это философское направление, представители которого признавали материю первичным началом относительно всего идеального и духовного в сфере бытия.

Термин введен в оборот немецким философом, математиком, логиком Г.Лейбницем.

Материя признается сторонниками этой мировоззренческой позиции «абсолютной» категорией, которая выступает источником всех сущностей (что это?). Взаимодействие последних порождает идеальные явления (сознание, волю, ценности и другие).

Материалисты утверждают, что материальные законы управляют всем окружающим миром, включая человеческое общество.

Материализм в философии — это направление, ставящее целью объяснить мир, состоящий в целом из самого себя.

Эта масштабная задача естественна и одновременно очень сложна. Материалисты принципиально убеждены в познаваемости мира и утверждают, что все сознательное появилось в результате существования материальных процессов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Параллелепипед, сввойства прямоугольного параллелепипеда - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Главные вехи развития материализма

Развитие материалистического мировоззрения прослеживается от эпохи древности до наших дней. Родоначальником направления в античной философии считается Демокрит, утверждавший, что истинная реальность принадлежит атомам.

Они воспринимались ученым как последние неделимые элементы материи, из которых состоит весь мир. Идеи Демокрита развили в III в до н.э эпикурейцы, считавшие, что душа человека состоит из легких и чрезвычайно подвижных атомов.

Ряд древних мыслителей пытались найти материальный первоисточник. Фалес им считал воду, Анаксимен и Диоген — воздух, Гиппас — огонь, а Анаксимандр говорил о бескачественной материи («апейрон»).

Лукреций в поэме «О природе вещей» пояснял, что возникновение живого из безжизненного аналогично появлению червяка из грязи. Он утверждал о материальности души, в сущности, являющейся для организма чем-то подобным руке или ноге.

В Новое время направление активно развивал Т.Гоббс и французские просветители, которые поддерживали механистическое понимание материализма, сводя сложное к простому. В XIX веке учение обогащается диалектикой (что это такое?).

Большой вклад в это внес немецкий мыслитель Л.Фейербах, а также К.Маркс и Ф.Энгельс.

В XX веке на почве материализма возник неопозитивизм, эмпиризм, натурализм и другие концепции. Одновременно сохранялась механистическая трактовка, а отдельные философы продолжали развитие мысли в направлении диалектики.

В XXI веке стала популярна «онтологическая философия» (философский материализм).

Основные идеи материализма

Материализм в философии утверждает, что материя — это все, и кроме нее нет ничего. Она способна существовать в разных формах и постоянно пребывает в движении, которое выступает ее неотъемлемым свойством.

Различные виды материи постоянно взаимодействуют между собой, порождая изменения объектов.

По мнению материалистов, сознание — это тоже материя, сформировавшаяся как новое состояние количественного процесса и способное более совершенно отражать окружающую действительность.

Мысль также имеет материальный характер, так как она рождается под влиянием нейронов.

Ключевым объектом материалистической философии выступает природа (что это такое?), через призму которой рассматривается все сущее в окружающем мире.

Мыслители абсолютизируют познавательные возможности человечества и трактуют идеальное, как форму отражения объективного и реального. Подробнее о материализме и противостоящих ему учениях можно узнать здесь:

Диалектический материализм

Диалектический материализм — это направление в философии, чьи идеи основываются на сочетании материализма и материалистической трактовки диалектики Г.Гегеля.

Основной вклад в развитие этой мысли внесли К.Маркс и Ф.Энгельс, на базе учения которых свое развитие направления предложил В.Ленин и другие марксисты.

Апологеты диалектического материализма переработали и «поставили с головы на ноги» учение Гегеля для поиска под мистической оболочкой диалектики рационального начала.

В их воззрениях материя предстает в качестве мысленной абстракции, которая означает сумму физически существующих предметов, составляющих объективную реальность.

В числе других положений диалектического материализма:

  1. материя была и будет всегда, поэтому ее невозможно сотворить, как писал Ф.Энгельс в книге «Анти-Дюринг», «вечность во времени, бесконечность в пространстве»;
  2. материя тесно связана с мышлением;
  3. движение выступает формой существования материи, поэтому его нельзя уничтожить;
  4. движение является мысленной абстракцией (что это?), которая характеризует общее качество физических типов движения;
  5. движение обусловлено взаимным влиянием его противоречащих сторон, поэтому обладает диалектическим характером;
  6. материя способная отражать сама себя;
  7. мышление отдельного человека рассматривается как высший способ отражения, любая мысль представляет собой выражение определенного отношения материальной действительности по отношению к самой себе.
Читайте также:  Особенности распространения света в металлах - в помощь студенту

Исторический материализм

Это отдельное направление в философии истории было разработано К.Марксом и Ф.Энгельсом.

Исторический материализм признает в качестве основного фактора развития общества развитие производительных сил, противопоставляя его сдвигам в общественном сознании. Как писал К.Маркс, общественное бытие определяет сознание людей.

По мнению авторов концепции (что это такое?), общество выступает органической частью природы, поэтому развивается не только по причине существования субъективной воли, но, прежде всего, из-за действия социальных законов.

Последние отличаются объективностью, поэтому задача исторического материализма — установить эти законы и спрогнозировать этапы дальнейшего существования социума.

Маркс не отрицал, что человечество само творит историю, однако считал необходимым подходить к ее изучению с позиции общей закономерности существования этого процесса, учитывая его разносторонность и противоречивость.

Заключение

Теперь мы знаем, что материализм - это философское направление, считающее материю первичной относительно всего идеального. Он играет одну из важнейших методологических ролей во всех сферах научного познания.

Нередко, когда наука изучает сложную для понимания проблему, материалистическое мировоззрение задает ориентир на поиски и открытие естественных законов, которые распространяются на то, что еще не познано.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Материализм - в помощь студенту

  1. * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  2. Подборки по теме
  3. Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/materializm-ehto-dialekticheskij-istoricheskij-materializm.html

Что такое Материализм

Материализм (от лат. materialis — вещественный) имеет два значения.

Первое: это направление в философии, которое исходит из того, что первооснову Вселенной составляет материя, т. е. все вещи имеют материальную природу.

Материализм отрицает участие духа или божественной силы в сотворении мира. Опора материализма — это знания, наука и опыт.

Материализм противопоставляется идеализму. Другому философскому направлению, которое в основу мира закладывает божественное, духовное или потустороннее начало. Для идеализма материя вторична, а дух первичен.

Другое значение — это когда человек прагматично и реалистично относится к жизни. Но это разговорное выражение. Обычно говорят: «Он проявляет материализм».

Материалист имеет аж три значения:

  • это последователь направления материализма в философии;
  • человек, который реалистично смотрит на вещи, трезво оценивает происходящее;
  • очень прагматичный человек, который заботится только о своей выгоде.

Основные идеи материализма

  1. Мир был создан из материи, а не божественным или сверхъестественным путём.
  2. Реальность существует сама по себе и не связана с человеком, её познающим.
  3. Истина вещей есть, её можно постичь, но она ограничена каждой вещью.

История и формы материализма

Античный материализм

Материализм возник в Древней Греции. Самыми известными философами-материалистами были Демокрит, Эпикур и Люкреций.

Древнегреческий философ Демокрит (460–370 гг. до н. э.) утверждал, что материя, из которой всё произошло, состоит из атомов. Они постоянно двигаются и, встречаясь, образуют предметы. Помимо атомов, обязательно должна быть пустота, где они совершают своё движение.

Древнегреческий философ Эпикур (341–270 гг. до н.э.) говорил об отсутствии сверхчувственного. К тому же он критиковал религию. Поэтому считается, что в его философии присутствуют материализм и атеизм.

Древнеримский философ Люкреций Кар также отрицал присутствие «божественной воли» при создании мира, а также в судьбе человека.

По мнению Люкреция, душа состоит из атомов. Когда человек умирает, атомы души разлетаются. Загробной жизни не существует. А жизнь и смерть никогда не соприкасаются. Потому что, когда человек умирает, он уже ничего не чувствует. Следовательно, и боятся нечего.

Материализм Нового времени

Метафизический материализм

Метафизический материализм — это материализм XVII–XVIII веков. Представители этого течения: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Дени Дидро, Поль Гольбах, Жульен Ламеттри, Клод Гельвеций Людвиг Фейербах, Пьер Гассенди и др.

Первоматерию эти философы пытались объяснить с помощью и механики (Галилео Галилей, Леонардо да Винчи), и геометрии (Томас Гоббс).

Общими для этих философов были идеи привлечения науки в познании первоматерии. При этом наука должна быть обязательно практической. Любое познание должно сопровождаться экспериментами, опытами.

Метафизическому материализму было свойственно отсутствие религиозных предубеждений и гипотез.

Материализм Фейербаха

Отдельно стоит учение о материализме немецкого философа Людвига-Андреаса Фейербаха (1804–1872). Его учение называется антропологический материализм Фейербаха.

Философ утверждал, вера заложена в человеческой природе. Человек обязательно должен во что-то верить.

Но Фейербах считал, что на первое место должен выйти человек. Богу же отведено второе место. Получается, главной является идея о человеке, а не о Боге.

Читайте подробнее про Метафизику.

Диалектический материализм

Представители диалектического материализма: немецкие философы Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895).

В своих идеях они опирались на диалектику немецкого философа Фридриха Гегеля, а также на материализм Фейербаха.

Маркс и Энгельс считали, что сначала была материя, а потом только возник дух. Сознание человека формируется, когда материя проецирует саму себя. Никакого божественного фактора нет.

По мнению философов, диалектика лежит в основе человечества, направляет его движение.

Читайте подробнее про Диалектику.

Исторический материализм

Позднее Маркс и Энгельс пришли к историческому материализму. Исторический материализм был сконцентрирован на обществе и социологии — науке, изучающей общество и отношения в нём.

Исторический материализм был сконцентрирован на производственных отношениях между людьми, на способах производства.

Экономическая система — основа всех отношений. В обществе, чтобы оно развивалось, должна происходить классовая борьба.

Что касается государства, то по мнению Маркса и Энгельса, в нём должен установиться капитализм и должна произойти социалистическая революция. В результате этой революцию к власти придёт пролетариат.

Ещё одним ярким представителем исторического материализма был Владимир Ильич Ленин (1870–1924). Большое внимание он уделял борьбе пролетариата за власть, построению социализма в СССР, а также психологии масс и отдельного человека.

Узнайте ещё много чего интересного про Марксизм.

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/materializm/

Эволюция материализма

Гиниятуллин Ф. Ф., Камалов Д. Р., Рафиков Р. Н. Эволюция материализма // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 759-761. — URL https://moluch.ru/archive/136/38108/ (дата обращения: 19.03.2020).



Наличие сотен философских учений вызывает необходимость в их классификации. Наиболее распространенным способом деления философских течений является их деление по хронологическому или историческому признаку.

В этой классификации выделяют древнюю и средневековую философии, философию эпохи Возрождения, философию Нового времени, современную философию и т. д. Очень часто деление философских учений по хронологическому признаку сочетается с их делением по региональному признаку.

Тогда говорят о философии Древнего Востока, античной философии, европейской философии XIX века и т. п. Существует также деление философских учений по национальному признаку (арабская, русская, японская философии), по религиозному признаку (буддийская, мусульманская, христианская философии).

Сциентизация общественной жизни и ее последствия, а также обогащение европейской культуры идеями восточной философии сделали актуальным деление философских учений на рационалистическое и иррационалистическое направления.

Решение ряда мировоззренческих проблем средствами философии породило деление философских учений на материалистические и идеалистические. Рассмотрим подробнее особенности и виды материалистической философии.

Все, с чем сталкивается человек, имеет либо материальную, либо духовную природу.

Какой из этих двух видов реальности играет определяющую роль в природе, обществе и жизни человека? Есть мнение, что материальное начало (природа, материя) существует вечно и в процессе своей эволюции обретает ряд качеств, в том числе и то, что называют духовным, сознанием.

Сторонников этой точки зрения называют материалистами. Материализм это «одна из основных тенденций в философии, противоположная идеализму, спиритуализму и дуализму и заключающаяся в установлении фактическим и логическим путем зависимости духовного от плотского и физиологического» [1, с. 376].

Но есть и другое мнение, согласно которому, определяющую роль в жизни природы, общества и человека играет духовное начало. Такой способ объяснения называют идеалистическим. Идеализм является противоположным материализму течением.

К лагерю идеализма относятся те философы, которые утверждают, что дух существовал прежде природы, а природа или материя являются производными духа, под которым нередко понимают Бога.

Согласно такой точке зрения природу любых социальных явлений — права, морали, искусства — следует искать в первоначально заданных генетических причинах, имеющих духовный характер [2; 3; 4; 5].

И материализм, и идеализм имеют богатую историю, украшенную именами знаменитых философов и ученых. Разнообразие их взглядов породило необходимость в классификации этих учений.

Здесь приводится одна из самых простых классификаций материалистических учений. Согласно этой классификации, существуют три вида материализма: а) стихийный (наивный), б) механический, в) диалектический.

Стихийный материализм является исторически первой формой материализма. Наиболее заметными ее представителями в европейской философии являются Демокрит (ок.460–370 до н. э.), Эпикур (341–270 до н. э.), Лукреций (ок.

99–55 до н. э.).

В восточной философии к этому виду материализма можно отнести древнеиндийские учения вайшешика и локаята, восходящие к Ведам (XV-VII вв. до н. э.). В древнекитайской философии крупным представителем стихийного материализма был Ван Чун (27–104).

Особенностью этой философии является ее умозрительный характер, выдвижение предположений, не имеющих достаточно прочное фактическое обоснование. И философия, и наука не поднялись здесь еще до теоретического уровня.

В качестве примера стихийного материализма, как правило, приводят взгляды первого европейского философа Фалеса (640/624–548/545 до н. э.). Он полагал, что основу всего материального мира составляет вода. Вода существует в жидком, твердом (лед) и газообразном (пар) состояниях. Наверное, есть и другие её состояния, полагал Фалес.

Огонь есть пар, только очень горячий, а камень есть более твердый предмет, чем обычный лед, рассуждал он, сделав, в конечном счете, философский вывод: мир есть трансформированная в разные состояния вода. Чуть позднее примерно к такому же выводу пришел другой греческий философ — Анаксимен (VI в. до н. э.).

Он полагал, что мир построен из такой субстанции, как воздух. «Воздух ˂..˃, если он разрежен, становится огнем, а если он сгущен, становится ветром, потом облаком и затем водой, потом землей, потом камнями, и остальное возникает из этого», — писал Анаксимен [6, с. 119].

Эмпедокл (V в. до н. э.) несколько усложнил такое представление о материи: он, вслед за древнекитайскими философами, считал, что мир состоит из четырех первоэлементов: воды, огня, воздуха и земли.

Читайте также:  Вторжение греков-ахейцев. первые государства - в помощь студенту

Все многообразие мира объяснялось ими различными сочетаниями этих элементов. Рассмотренные выше взгляды на материю можно назвать субстратными.

Их всех объединяет одно — попытка найти ту конкретную основу, тот материал, субстрат, из которого построен весь мир.

В XVI-XVII вв. в европейской науке и философии широкое распространение получило учение, названное рядом философов механическим материализмом. Его сторонники полагали, что в основе всех изменений природы, общества и человека лежит механическая форма движения материи.

По этой причине они предлагали рассматривать химические, биологические, астрономические, социальные процессы как проявления механических законов. Яркими представителями такой формы философствования являются Г. Галилей (1564–1642), Т. Гоббс (1588–1679), П. Лаплас (1749–1827), И.

Ньютон (1643–1727) и др. Именно к этому периоду развития философии и науки относится появление механической картины мира [7; 8; 9; 10].

Соответственно с этим развивается и философская концепция механицизма, новая онтология, которая является структурным компонентом механической картины мира [11; 12].

В середине XIX в. в Германии появляется новое учение — диалектический материализм, более известный под названием «марксистская философия».

Эта философия в качестве главного своего метода использует диалектический метод изучения и объяснения природы, общества и человека. В соответствии с этим методом, все явления рассматриваются как процессы, т. е. постоянно изменяющиеся во времени объекты.

Другой особенностью этого метода является требование рассматривать события в системе с другими, связанными с ними событиями.

Еще одной особенностью марксистской философии является распространение материалистического принципа на объяснение социальных процессов. Основатель этой философии К.

Маркс (1818–1883) предложил искать причины политических, социальных и духовных изменений в обществе в сфере материальных (экономических) отношений.

В соответствии с данной идеей, часть марксистской философии, занимающуюся анализом общества, называют историческим материализмом [13; 14].

Литература:

  1. Пивоваров Д. В. Материализм // Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004. 864 с.
  2. Рахматуллин Р. Ю. Генетические источники мусульманского права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 4. С. 43–47.
  3. Рахматуллин Р. Ю. Суфийская антропология // Исламоведение. 2013. № 1. С. 64–74.
  4. Rakhmatullin R., Semenova E. Thomism of the unity of the religious and scientific knowledge // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 288–291.
  5. Рахматуллин Р. Ю. Дух как категория религиозной онтологии // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 651–653.
  6. Бартош Я. К вопросу о формировании категории материи в истории философии // Вопросы философии. 1972. № 8. С. 117–123.
  7. Рахматуллин Р. Ю. Научная картина мира как особая форма организации знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12–2 (38). С. 166–168.
  8. Камасина Р. Р., Семенова Э. Р. Научная картина мира как высшая форма научного знания // Вестник научных конференций. 2015. № 3–1 (3). С. 68–70.
  9. Михайлова М. Г., Семенова Э. Р. Научная картина мира в системе знания // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 52. С. 169–172.
  10. Рахматуллин Р. Ю., Хамзина Д. З. Соотношение понятий «мировоззрение», «картина мира», «онтология» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1–2. С. 156–159.
  11. Rakhmatullin R. The picture of the world or ontology? // Уральский научный вестник. 2016. Т. 7. № 2. С. 55–60.
  12. Рахматуллин Р. Ю. Картина мира или онтология? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (72). С. 167–169.
  13. Тагиров С. Ф., Семенова Э. Р. Марксистская философия истории // Вестник научных конференций. 2016. № 1–5 (5). С. 185–186.
  14. Лутфрахманова Д. У., Семенова Э. Р. О законах диалектики // Вестник научных конференций. 2015. № 3–1 (3). С. 79–80.

Основные термины (генерируются автоматически): стихийный материализм, учение, философия, классификация, деление, определяющая роль, вид материализма, XVI-XVII, XV-VII, механическая картина мира, марксистская философия, восточная философия, общество.

Главная идея марксистского подхода к науке вытекает из концепции сознания как отражения действительности. В. И. Ленин писал: «В основе теории познания диалектического материализма лежит признание внешнего мира и отражения его в человеческой голове» [1…

Марксистская философия состоит из двух самостоятельных частей: диалектический материализм и исторический материализм. В статье рассматриваются особенности так называемого исторического материализма.

Уже в это время философия предстает как множество философий, которых объединяет лишь одно — они претендуют на роль универсальных учений о мире [1; 2].

Таким образом, в споре средневекового реализма и номинализма намечаются элементы, тенденции борьбы материализма и идеализма.

Особенности марксистской социальной философии.

Душа человека тоже есть идея, которая когда-то существовала в «чистом» виде в мире идей.

В этих ленинских словах выражена суть гносеологии диалектического материализма. Сторонники этой философии считают, что мир познаваем.

В данном отрывке Н. А. Моисеева приводит в пример конфуцианство, однако, если брать другие широко известные восточные учения, как-то: даосизм, буддизм, индуизм, — в них наблюдается скорее противоположная картина

Особенности марксистской социальной философии.

Поэтому философию можно определить как совокупность учений об общезначимых, универсальных ценностях человеческого существования.

Так, только в современной культуре можно выделить следующие философские течения: марксистская философия и неомарксизм…

Ибрахимов Баротжон Ботирович. Рубрика: Философия

Источник: https://moluch.ru/archive/136/38108/

Исторический материализм

В своей философской системе К. Маркс исходит из учения о человеке как практическом существе, которое в процессе своего бытия преобразует окружающий мир в целях удовлетворения своих потребностей. В силу этого сущностью человека «вообще» является свободная, творческая, сознательная, целесообразная преобразующая деятельность.

Практика оказывается фундаментальным способом человеческого (как индивидуального, так и общественного) бытия. Человек неразрывно связан с природным, предметным и социальным миром, в котором он существует. Маркс стремился согласовать науку об обществе с материалистической философией, что означает объяснение общественного сознания исходя из общественного бытия.

Производственные отношения, в которые вступают люди, соответствуют определенной ступени развития материальных производительных сил.

Совокупность производственных отношений составляет базис общества (его экономическую структуру), на котором выстраивается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют те или иные формы общественного сознания.

Базис, то есть способ производства, обусловливает социальную, политическую и духовную жизнь общества; иными словами, общественное бытие определяет сознание человека и общества в целом. Вступая на определенном уровне своего развития в противоречие с производственными отношениями, производительные силы требуют социальной революции. При изменении экономического базиса изменяется и надстройка.

Материалистическое понимание истории позволило установить объективную закономерность в развитии системы общественных отношений в зависимости от уровня развития материального производства и исследовать общественные условия жизни масс. Таким образом, Маркс сделал возможным всестороннее изучение процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций и предложил универсальную научную теорию исторических процессов.

В трудовом процессе человек отделяется от природного мира. Вместе с тем человеческая природа в капиталистическом обществе подвергается отчуждению вместе с отчуждаемым трудом Рост стоимости вещей ведет к обесцениванию человеческого мира.

Труд производит не только товары, но и самого рабочего в качестве товара. Продукт труда отчуждается от труда и становится чем-то чуждым ему. Так происходит закабаление труженика предметом.

Отчужденный труд имеет три аспекта: отчуждение производителя от продуктов его труда, отчуждение производителя от собственной деятельности и отчуждение человека от его родовой сущности.

Маркс разработал теорию классовой борьбы, показав, что научное определение результата совокупности стремлений всех членов общества возможно лишь при изучении этих стремлений, источником которых является различие в положении и условиях жизни общественных классов.

История любого общества — это история классовой борьбы угнетаемых против угнетателей, ведущая к революционному переустройству общества. Именно классовая борьба является двигателем общественного прогресса, а всякая классовая борьба есть борьба политическая. Капитализм упростил классовые противоречия, разделив общество на два класса — буржуазию и пролетариат.

Пролетариат представляет собой единственный подлинно революционный класс, способный стать могильщиком буржуазии.

Источник: https://studme.org/261577/filosofiya/istoricheskiy_materializm

Материализм — это… что такое материализм?

  • МАТЕРИАЛИЗМ — (от лат. materialis вещественный) многозначная идея, которой чаще всего придается один или некоторые из следующих смыслов. 1. Утверждение относительно существования или реальности: только материя существует или является реальной; материя является …   Философская энциклопедия
  • МАТЕРИАЛИЗМ — (от лат. materialis вещественный) философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление… …   Большой Энциклопедический словарь
  • Материализм —  Материализм  ♦ Matérialisme    Всякое учение или система взглядов, тем или иным образом отдающая приоритет материи.    Обычно слово «материализм» употребляется в двух значениях, широком и философском. Но и в том и в другом случае он противостоит …   Философский словарь Спонвиля
  • МАТЕРИАЛИЗМ — (от лат. materia вещество). Отрицание существования духа в природе, всякой духовнов. силы, безверие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАТЕРИАЛИЗМ 1) система философии, отрицающая в природе все… …   Словарь иностранных слов русского языка
  • МАТЕРИАЛИЗМ — (от латинского materialis вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление …   Современная энциклопедия
  • Материализм — (от латинского materialis вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление …   Иллюстрированный энциклопедический словарь
  • МАТЕРИАЛИЗМ — (materialism) В расхожем понимании слова – это убеждение, согласно которому смысл имеет только материальное благополучие (как противоположность духовным и иным идеалам). Но существует и научная трактовка. В ответ на идеализм философов XIX в., в… …   Политология. Словарь.
  • материализм — а, м. matérialisme m. 1. Научное направление в философии, признающее первичность материи, природы, объективной реальности по отношению к сознанию, мышлению (противопол. идеализм). БАС 1. Галева Система основывается на самом отчаянном материализме …   Исторический словарь галлицизмов русского языка
  • Материализм — (лат. materialis заттық) философиядағы негізгі бағыттардың бірі. Ол сонау антикалық заманнан бастау алады. Бұл көзқарас бойынша, болмыстың барлық формаларының негізі және субстанциясы ретінде материалдық бастаманы есептейді. Материя, табиғат,… …   Философиялық терминдердің сөздігі
  • материализм —         МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis вещественный) философское мировоззрение, утверждающее первичность материи и вторичность человеческого сознания. Никакого др. сознания, согласно М., не существует. М. признает, в отличие от субъективного… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/856682

Ссылка на основную публикацию