Источники и система конституционного права — в помощь студенту

Большакова Д.А. «Конституционные гарантии, пределы и ограничения права осужденного к лишению свободы на свидания: опыт России в контексте практики Европейского суда по правам человека» 2019 г.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Количество жалоб от заявителей, содержащихся в местах лишения свободы, как в Конституционный Суд РФ, так и в Европейский Суд по правам человека с каждым годом возрастает, что актуализирует конституционно-правовое исследование проблематики ограничения прав осужденных к лишению свободы.

В работе рассматриваются теоретические аспекты права осужденного к лишению свободы на свидания с учетом дифференцированного подхода правового регулирования, раскрывается его конституционно-правовое содержание, правовая природа и нормативное закрепление.

Особый интерес для автора представляет реализация права осужденного к лишению свободы на свидания в контексте практики ЕСПЧ, который создал набор стандартов для содержания лиц в местах лишения свободы.

Вуз: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Научный руководитель: Маркова Е.Н.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Каппадокийские отцы - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Скачать

Григорьева С.В. «Социальная деревня как гарант социальных прав граждан: российский опыт» 2019 г.

В работе анализируется институт социальных деревень: его история, развитие и опыт функционирования в России на примере социальной деревни «Светлана», расположенной в Ленинградской области.

Для наиболее полного портрета социальной деревни в России в статье приводится сравнительно-правовой материал, а именно, положительный опыт Ирландии и Финляндии (в частности, касательно таких вопросов, как помощь в принятии решений, финансирование деятельности социальной деревни, оплата труда работников).

Вуз: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Скачать

Дерябина Е.С. «Проблемы ограничения права на распространение информации с целью защиты третьих лиц» 2019 г.

В работе раскрывается проблема ограничения конституционного права на распространение информации с целью защиты конфиденциальных сведений и обеспечения конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни.

Исследование направлено на изучение существующих в законодательстве ограничений использования информации, а также на выявление пробелов в законодательстве относительно регулирования права на распространение информации о частной жизни граждан, сведениях, связанных с профессиональной и коммерческой деятельностью, сфере интеллектуальной собственности.

В работе раскрыты действующие механизмы информационной безопасности и ответственность за нарушение права на распространение информации.

Вуз: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Научный руководитель: Маркова Е.Н. (научный сотрудник)

Скачать

Драганова Н.С. «К вопросу о практике и проблемах рассмотрения обращений граждан в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» 2016 г.

Работа посвящена теме рассмотрения обращений граждан депутатами и сотрудниками аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Указывается на специфику рассмотрения обращений граждан в Государственной Думе, отмечаются особенности выполнения данной функции именно в органе законодательной власти по сравнению с другими (исполнительными) органами власти.

В работе проанализированы действующее законодательство и правоприменительная практика, выявлены пробелы и противоречия в правовом регулировании. Обращено внимание на неточности и двусмысленности терминологии в действующем законодательстве.

Также рассмотрены вопросы контроля за соблюдением норм, регламентирующих порядок рассмотрения обращений, и ответственности за их неисполнение. Исследованы и особенности, связанные с цикличностью работы Государственной Думы, а также возможностью массовых обращений граждан. Предложены пути преодоления недостатков в работе по рассмотрению обращений граждан депутатами и сотрудниками аппарата Государственной Думы ФС РФ.

Вуз: Российский государственный университет правосудия

Научный руководитель: Порываев С.А.

Скачать

Драганова Н.С. «Гражданская законодательная инициатива в Российской Федерации» 2019 г.

В работе производится комплексный теоретический и эмпирический анализ института гражданской законодательной инициативы с точки зрения его места в правовой системе, правовой основы, а также опыта функционирования в Российской Федерации и зарубежных странах.

На основе полученных в ходе данного анализа выводов формируется мнение о перспективах применения данного института на уровне Российской Федерации в целом, а также предлагаются практические советы по его внедрению как напрямую через отражение в федеральном законодательстве, так и косвенными способами.

Вуз: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Научный руководитель: Малютин Н.С. (к.ю.н., доцент)

Скачать

Зенин И.Д. «Избирательное право российских граждан в практике Конституционного Суда Российской Федерации» 2017 г.

Работа посвящена субъективному избирательному праву в практике Конституционного Суда РФ.

Рассмотрены теоретические знания о практике Конституционного Суда РФ по субъективному избирательному праву, проанализированы элементы субъективного избирательного права, имеющие отдельные характеристики, а также его ограничения в конкретных решениях Конституционного Суда РФ. При написании работы анализировалась и обобщалась практика Конституционного Суда РФ в промежутке от 2002 до 2017 года, а также монографии и статьи отечественных юристов-теоретиков и практиков, в частности, позиции О.Е. Кутафина из его известных трудов «Источники избирательного права» и «Российский конституционализм». В заключении работы дана авторская оценка роли практики Конституционного Суда РФ в вопросах субъективного избирательного права.

Вуз: Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

Научный руководитель: Комарова В.В. (д.ю.н., профессор)

Скачать

Иванов А.А. «Организация антикоррупционного воспитания государственных служащих: состояние и перспективы» 2017 г.

Актуальность организации антикоррупционного воспитания государственных служащих обусловлена высоким уровнем коррупции в Российской Федерации.

В связи с этим вопрос о противодействии коррупции в деятельности органов государственной власти и управления в настоящее время приобретает все более глобальный и системный характер.

Коррупция представляет собой непосредственную угрозу национальной безопасности РФ, препятствует развитию в нашей стране институтов демократии и гражданского общества, реализации гражданами своих конституционных прав в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения и имущественных отношений.

Вуз: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Московский областной филиал

Научный руководитель: Балицкий И.И. (к.и.н., доцент)

Скачать

Корольков В.В. «Этапы становления федерализма в Германии и его современное состояние» 2017 г.

Предметом изучения работы стал германский федерализм, его история, динамика и проблемы. Сам по себе федерализм довольно сложное конституционно-правовое, политическое и социально-экономическое явление.

Богатая история федеративных отношений (зачатки которых можно отследить со времен Ганзы), множество форм федеративных практик, основной закон ФРГ, рожденный в споре различных групп, особенности применения финансовой конституции, многолетняя работа Конституционного суда ФРГ и европейская интеграция — всё это выделяет германский федерализм среди прочих и делает его уникальным явлением социальной действительности. При написании работы использовались источники как на русском, так и на немецком и английском языках.

Научный руководитель: Авакьян С.А. (д.ю.н., профессор)

Вуз: Юридический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Скачать

Мхитарян Н.А. «Электронные петиции как институт непосредственной демократии: опыт России и зарубежных стран» 2019 г.

Вопрос об эффективности различных форм непосредственной демократии всегда актуален, так как они представляют собой средство, через которое происходит волеизъявление.

Поскольку запросы населения только усложняются со временем, а также приобретают иную форму на стадии информационного развития общества, то возникает необходимость выработки новых механизмов взаимодействия народа и власти.

Данное многообразие повлияло на появление институтов гражданского общества, где ключевая роль принадлежит сети Интернет. Развитие информационного общества сделало возможным реализацию «электронной демократии»

Вуз: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Научный руководитель: Маркова Е.Н.

Скачать

Насибуллина А.И. «Проблемы реализации избирательных прав инвалидов» 2015 г.

В работе сосредоточено внимание на особенностях реализации избирательных прав инвалидов как полноправных участников избирательного процесса.

Рассматривается история правового регулирования избирательных прав инвалидов, анализируется действующее в настоящее время избирательное законодательство и, в первую очередь, инструкции ЦИК России, рассмотрены конкретные примеры нарушения избирательных прав инвалидов на основе информации интернет-порталов, сообщений СМИ и других источников.

Научный руководитель: Таева Н.Е. (к.ю.н., доцент)

Вуз: Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

Скачать

Пиякова М.Е. «Социальная защита граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: конституционно-правовые аспекты» 2017 г.

В работе раскрываются аспекты социальной защиты граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Анализируется правовая база как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, закрепляющая основы социальной защиты пострадавших от аварии граждан.

Основная часть работы посвящена исследованию роли Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении судебной защиты граждан, а также анализу исполнения его решений.

Вуз: Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

Научный руководитель: Нарутто С.В. (д.ю.н., профессор)

Скачать

Санникова В.С. «Формы взаимодействия органов местного самоуправления с населением: проблемы реализации и перспективы развития» 2016 г.

Работа посвящена проблемам взаимодействия органов местного самоуправления с населением. Рассмотрены различные институты непосредственной демократии как средства вовлечения населения в местные дела и решение муниципальных задач, проанализированы проблемы, существующие в данной сфере, и предложены некоторые пути их решения.

Читать интервью с автором здесь.

Научный руководитель: Авакьян С.А. (д.ю.н., профессор)

Вуз: Юридический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Скачать

Тиханов Н.А. «Юридическая сила решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ» 2019 г.

Когда речь заходит о конституционной (уставной) юстиции субъектов, юридическая общественность считает нужным констатировать, что «пациент скорее мёртв, чем жив».

Однако недавние события показывают, что у региональной конституционной юстиции есть ещё потенциал, что она может стать инструментом как защиты прав человека (что и так уже доказано на практике), так и инструментом построения полноценного федеративного государства.

Одной из важнейших проблем, препятствующих развитию системы региональной конституционной юстиции, является проблема неопределённости и законодательной неразрешённости некоторых споров, связанных с юридической силой решений конституционных (уставных) судов субъектов.

Вуз: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Научный руководитель: Малютин Н.С. (к.ю.н., доцент)

Скачать

Тишкова А.Н. «Приглашенные представители государственных органов как участники конституционного судопроизводства»- 2014 г.

Исследование посвящено актуальной проблеме конституционного судопроизводства — статусу приглашенных представителей государственных органов как участников конституционного судопроизводства, их месту и роли в конституционном процессе.

В работе проанализирована и обобщена практика Конституционного Суда РФ с 1990 по 2014 год.

Автор приходит к выводу о необходимости закрепления правового положения приглашенных представителей государственных органов в целях совершенствования конституционного судопроизводства.

Научный руководитель: Дудко И.А. (к.ю.н., доцент)

  • Вуз: Российский государственный университет правосудия
  • Скачать 
  • Рекомендуем также:

Источник: http://www.Consultant.ru/edu/student/nauka/constitution/

Читать

  • Сергей Иванович Некрасов
  • Конституционное право РФ
  • Конспект лекций

Тема 1

Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина

«Конституционное право» — термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина.

При этом отраслью права обычно называют совокупность правовых норм (подотраслей, институтов), регулирующих определенный круг общественных отношений, подпадающих под предмет данной отрасли. Отрасль науки есть совокупность знаний (учений, теорий, взглядов, гипотез и пр.

) о соответствующей отрасли права, истории, закономерностях и перспективах развития правоотношений в данной отрасли, совершенствования законодательства и других источников правового регулирования и т. д.

Учебная дисциплина (учебный курс), как правило, опирается на действующие правовые нормы соответствующей отрасли и представляет собой совокупность знаний как об этих действующих нормах, так и о состоянии науки.

1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права

Основные, определяющие критерии любой отрасли права — самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют определенные группы общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

  1. В соответствии с преобладающим подходом к пониманию предмета конституционного права (иногда употребляется термин «объект конституционно-правового регулирования») конституционное право в России, как и в любой стране, регулирует два основных блока общественных отношений:
  2. 1) связанные с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом;
  3. 2) связанные с организацией государства и функционированием публичной власти.
Читайте также:  Раскрытие информации о готовой и отгруженной продукции - в помощь студенту

Здесь следует иметь в виду два принципиальных момента.

Во-первых, являясь базовой, системообразующей отраслью национальной системы права, конституционное право регулирует лишь основы указанных общественных отношений, тогда как детальное регулирование различных аспектов правового статуса личности (права, обязанности, гарантии и ответственность гражданина как собственника, землепользователя, наемного работника, пенсионера, потребителя, предпринимателя, государственного служащего, свидетеля, пешехода и т. п.), а также статуса и функционирования различных государственных органов и иных властных институтов осуществляется нормами иных отраслей российского права (гражданского, земельного, трудового, административного, процессуального и др.). При этом существуют отношения, регулируемые нормами только (или главным образом) конституционного права — статус Президента РФ, палат Федерального Собрания — Парламента РФ, законодательный процесс и др.

Во-вторых, со второй половины XX в. в мире отмечается тенденция к расширению предмета конституционно-правового регулирования.

Под это регулирование все чаще подпадают различные институты гражданского общества (общественные объединения, политические партии, профсоюзы, церковь, семья, школа, трудовые коллективы, организации культуры и спорта, коллективы общественной самодеятельности и т. п.

), через которые человек интегрируется в общественную жизнь и которые зачастую выступают своеобразным посредником в отношениях между личностью и государством. Указанная тенденция просматривается и в России, хотя детального регулирования политической, социальной, экономической и духовной сфер жизни общества на уровне основного закона у нас нет.

Как и всякая отрасль права, конституционное право воздействует на регулируемые общественные отношения посредством разнообразных правовых приемов, средств и способов (предписания, дозволения, запреты и пр.).

Говорить о наличии в конституционном праве собственного метода правового регулирования нельзя, но следует подчеркнуть, что отличительной чертой метода конституционно-правового регулирования является его императивность, преобладание жестких, властных предписаний и правил.

Таким образом, конституционное право России — ведущая, системообразующая отрасль российского права, совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы правового статуса личности, общественных объединений и иных институтов гражданского общества, экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Именно конституционное право лежит в основе всей правовой системы России, на базе норм данной отрасли права функционируют российское государство и общество, конституционные нормы лежат в основе развитого отраслевого законодательства РФ.

Систему любой отрасли права образуют составляющие данную отрасль нормы права, объединенные в институты (субинституты) и подотрасли.

Характеризуя систему конституционного права России, следует отметить, что, во-первых, в отличие от «бинарных» отраслей (гражданское право — гражданский процесс, уголовное право — уголовный процесс, административное право — административный процесс и др.

) в конституционном праве сложно выделить сугубо материальное конституционное право и конституционный процесс, хотя процессуальные нормы в конституционном праве, безусловно, есть.

Эти нормы регулируют динамику законодательного процесса, избирательного процесса, проведения референдума, процедуры отрешения от должности Президента РФ, глав субъектов РФ или роспуска представительных органов власти и т. п.

Во-вторых, в системе конституционного права, в отличие от многих других отраслей национальной системы права (гражданского, административного, уголовного, трудового, земельного и др.), сложно выделить общую и особенную части.

Обычно в систему конституционного права непосредственно включают составляющие ее подотрасли и институты.

При этом четкой границы между подотраслями и институтами (субинститутами) нет: в частности, сложно соотнести по объему и содержанию институт государственной власти, с одной стороны, и подотрасли парламентского права и избирательного права, институт главы государства — с другой.

В то же время с определенной долей условности в системе конституционного права России можно выделить две части (схема 1).

Схема 1. Система конституционного права РФ.

  • 1. Общие положения, куда входят следующие институты:
  • — Конституция РФ и ее свойства;
  • — основы конституционного строя России;
  • — основы конституционно-правового статуса личности (в том числе институт гражданства в Российской Федерации).
  • 2. Конституционная система власти (институциональный и территориальный аспекты), включающая следующие подотрасли и институты:
  • — парламентское право РФ;
  • — избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации;
  • — институт главы государства;
  • — институт Правительства РФ;
  • — конституционные основы судебной системы, судебной власти и прокуратуры в Российской Федерации;
  • — территориальная организация публичной власти (федеративное устройство России и конституционные основы местного самоуправления).
  • Каждая составная часть системы конституционного права — это соответствующая совокупность конституционно-правовых норм со своими более узким предметом правового регулирования, определенным кругом субъектов и специфическими источниками.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=135166&p=5

Источники и система конституционного права

К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся и федеральные законы. В Конституции предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов, которые различаются:

  • 1. по юридической силе;
  • 2. по порядку принятия;
  • 3. по предметам ведения;
  • 4. по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом РФ.

К источникам конституционного права относятся «Федеральный конституционный закон о референдуме Российской Федерации», «Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде», такие законы РФ, как «Закон о гражданстве РФ», «Закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и многие другие.

Источниками конституционного права являются и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства.

Источником отрасли являются Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России, Декларация прав и свобод человека и гражданина.

К числу источников, действующих только на территории субъектов РФ, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов РФ. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти.

Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России и федеральным законам. По отношению к другим нормативным правовым актам, принимаемым органами субъекта Федерации, они обладают более высокой юридической силой.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории субъекта, являются такие правовые нормативные акты, как законы, постановления, иные нормативные акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти.

К источникам отрасли относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы, в частности, их уставы (положения).

Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь, само является сложной системой.

Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.

В системе конституционного права можно выделить следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли, объединяют нормы, закрепляющие:

  • — основы конституционного строя;
  • — основы правового статуса человека и гражданина;
  • — федеративное устройство государства;
  • — систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.

Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Все эти особенности регулируемых нормами общественных отношений предопределяют систему отрасли, но не являются ее основой.

Критерием же систематизации конституционно-правовых норм могут быть лишь факторы, свойственные самой правовой форме, самим правовым нормам, их особенностям. Эти факторы, естественно, вытекают из содержания регулируемых данными нормами общественных отношений, предопределяющих особенности правового воздействия на них, его механизма, объемов и других качественных параметров.

Поэтому каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.

Институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты. Нормы этого института:

  • — воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства;
  • — как правило, не порождают конкретных правоотношений;
  • — определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ;
  • — адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;
  • — имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции;
  • — устанавливаются преимущественно в конституционной форме;
  • — являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;
  • — предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей «включение» всех отраслей права;
  • — призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства.

Нормы данного института по своим функциям являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование. Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина:

  • — воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;
  • — субъекты возникающих на их основе конституционно-правовых отношений обязательно включают гражданина или иное лицо с иным статусом;
  • — реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;
  • — входят в сферу взаимоотношений государства и личности;
  • — включают в качестве субъекта права человека, гражданина как такового, вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;
  • — предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;
  • — по сравнению с нормами других институтов в наибольшей мере воплощают общепризнанные принципы и нормы международного права, признание приоритета международных договоров Российской Федерации перед федеральными законами;
  • — включают в систему гарантий право жалобы граждан в Конституционный Суд о проверке конституционности примененного или подлежащего применению судом закона в отношении гражданина;
  • — охраняются правом на обращение в Европейский Суд по правам человека;
  • — предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений.

Нормы института, который определяет систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления, имеют следующие особенности:

  • — это нормы преимущественно прямого регулирующего действия; они реализуются в конкретных правоотношениях;
  • — в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;
  • — преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции РФ в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;
  • — для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, действующих на территории каждого из субъектов Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

Конституция Российской Федерации — основный источник конституционного права

Источник: https://studwood.ru/815814/pravo/istochniki_sistema_konstitutsionnogo_prava

Предмет, источники и система конституционного права

Изучим предмет конституционного права, определим источники и систему конституционного права.

Предметом конституционного права являются общественно-политические процессы и явления, основы жизни общества, государства, коллектива и личности.

К предмету конституционного права в экономической сфере относятся основы отношений собственности. Предметом в социальной области выступают основы социальной роли государства.

Предметом конституционного права в политической сфере являются основы конструкции государства, полномочия государственных органов и их должностных лиц, роль политических партий и т.д.

Таким образом, предмет ограничивает область изучения данной науки.

  • Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые регулируют конституционно-правовые отношения.
  • Основным источником конституционного права в большинстве современных государств выступает конституция.
  • К другим источникам конституционного права относят:
  • – законы: конституционные, органические (регулируют институт в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы), чрезвычайные (действуют в особых условиях в течение короткого срока);
  • – внутригосударственные публично-правовые договоры;
  • – регламенты парламентов и их палат: эти источники регулируют организацию и процедуру работы парламентов;
  • – акты главы государства и органов исполнительной власти;
  • – решения органов конституционного контроля в виде официальных толкований конституции;
  • – судебные прецеденты в форме решений судов высоких инстанций, которые публикуются ими и становятся источником для принятия аналогичных решений другими судами по схожим делам;
  • – конституционный обычай представляет собой установившееся в практике правило, которое имеет устный характер и не пользуется судебной защитой при его нарушении (Великобритания);
  • – религиозные источники;
  • – правовая доктрина представляет собой систему решений по конституционным вопросам, которые основаны на правовых актах, трудах выдающихся юристов и специалистов по конституционному праву;
  • – международно-правовые акты.

На локальном уровне функционируют собственная система источников конституционного права (конституции штатов в США). В городах действуют свои городские уставы, которые регламентируют местное самоуправление.

  1. Систему конституционного права формируют институты права.
  2. Институт конституционного права – это система согласованных норм, которые регламентируют однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах определенной отрасли права.
  3. К ним в зарубежных странах относят институты:
  4. – экономической системы общества;
  5. – социальной системы;
  6. – политической системы;
  7. – основ духовной жизни общества;
  8. – правового статуса личности;
  9. – формы государства;
  10. – избирательного права;
  11. – референдума;
  12. – парламента;
  13. – главы государства;
  14. – правительства;

– местного самоуправления и т.д.

Во многих случаях деления бывают и более дробными: внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт правового положения депутата), которые изучаются как подинституты. Последние в свою очередь могут дробиться и далее.

Вышеназванные институты имеются не во всех зарубежных странах, а их система и состав характеризуется специфичностью и уникальностью.

Источник: https://lecu.ru/konstitutsionnoe-pravo-zarubezhnykh-stran/493-predmet-istochniki-i-sistema-konstitutsionnogo-prava

Курсовая работа: Источники конституционного права. Скачать бесплатно и без регистрации

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

  • Содержание
  • Введение
  • Основная часть
  • 1. Источники конституционного права
  • 1.1 Характеристика источников конституционного права
  • 2. Система конституционного права
  • 2.1 Институт, который объединяет нормы закрепляющие основы
  • конституционного строя
  • 2.2 Нормы института, который определяет систему государственной власти и систему местного самоуправления
  • Заключение
  • Глоссарий
  • Список использованных источников
  • Приложения
  • Введение

Проблемы, связанные с источниками конституционного права, считаются в среде ученых-конституционалистов серьезными и важными. Любая отраслевая правовая наука имеет теоретико-правовую базу, и вопросы об источниках, занимают место в этих разделах.

Для того, чтобы в полной мере уяснить специфику и характер конституционно-правовых отношений, нужно обратиться к источникам конституционного права.

Читайте также:  Многоэлектронные атомы. общие принципы описания многоэлектронного атома - в помощь студенту

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы.

Для источников конституционного права существует особый порядок не только их принятия, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего конституционного права.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что современное конституционное право — это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права.

С конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Источник: https://ReferatBank.ru/referat/preview/12614/kursovaya-istochniki-konstitucionnogo-prava.html

Конституционное право как наука и учебный курс

В результате изучения главы студент должен:

  • знать основные понятия, категории конституционного права как науки; задачи, систему и методологию науки конституционного права; виды источников конституционного права как науки; вклад ученых дореволюционного, советского и современного этапов развития науки конституционного права России в ее развитие;
  • уметь отграничивать предмет, методологию, систему и источники конституционного нрава как отрасли и науки; различать конституционное право как отрасль, науку и учебную дисциплину;
  • владеть способностью доказать значимость, роль и место конституционного права как науки в системе науки российского права, показать соотношение конституционного права как науки с другими отраслями российского права.

Понятие науки конституционного права: предмет, задачи, источники, система, методы

Конституционное право как наука представляет систему знаний о конституционном праве как отрасли права. Эти знания являются результатом творческой деятельности ученых, владеющих методологией исследования.

Предметом науки конституционного права являются конституционно-правовые нормы и регулируемые этими нормами конституционно-правовые отношения, а также основные закономерности возникновения и развития конституционно-правовых институтов с целью уяснения их значения и выявления закономерностей развития.

В отличие от конституционного права как отрасли конституционное право как наука строится не только в соответствии с предметом и методами исследования, но и в соответствии с задачами научного познания. В числе таких задач:

  • • изучение и обобщение практики реализации норм конституционного права;
  • • выявление проблем в практике реализации норм конституционного права и поиск путей их решения;
  • • выдвижение предложений по дальнейшему совершенствованию норм конституционного права;
  • • разработка определений понятий научных категорий, которыми пользуется наука конституционного права на современном этапе;
  • • выявление эффективности научных исследований вопросов конституционного права;
  • • прогнозирование развития конституционно-правовых норм и институтов;
  • • разработка и подготовка учебных курсов конституционного права, преподаваемых студентам юридических факультетов и юридических вузов;
  • • пропаганда конституционно-правовых знаний среди населения.

Перечисленные задачи, стоящие перед наукой конституционного права, определяют ее функции. Н. А. Михалева выделяет три функции конституционного права: познавательную, практическую, прогностическую[1].

  • Познавательная функция предполагает познание конституционно-правовых норм, отношений, институтов.
  • Практическая функция позволяет уяснить механизм реализации конституционно-правовых норм, конституционно-правовых институтов, проблемы, возникающие в процессе их реализации, причины их возникновения.
  • Прогностическая функция позволяет прогнозировать основные тенденции развития существующих ныне конституционно-правовых норм, конституционно-правовых институтов и отношений, предлагать возможные варианты решения существующих проблем реализации конституционно-правовых норм, пути их совершенствования.

Задачи и функции конституционного права как науки определяют круг ее источников. Круг источников конституционного права как науки значительно шире круга источников конституционного права как отрасли.

Прежде всего к кругу источников науки конституционного права относятся юридические источники, которыми являются нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, перечисленные в параграфе 1.4.

Помимо юридических наука конституционного права имеет и другие источники.

Это политические и правовые учения философов, историков, юристов, социологов о роли народа, государства и общества, положении личности и характере ее взаимоотношений с государством и обществом, формах собственности, представительной и непосредственной демократии, разделении властей, социальной функции государства и т.п.

Источником науки конституционного права являются документы политических партий: программы, уставы, решения съездов, конференций и пленумов.

В этих документах сформулировано видение политической партией путей развития Российского государства, развития экономической, политической системы, социальной основы российского общества.

Будучи активным участником политического процесса, политические партии призваны претворять свои программы в ежедневной деятельности через депутатские фракции в парламентах, через своих представителей в Правительстве РФ.

Важным источником конституционного права как науки является практика реализации конституционно-правовых норм, строительства правового, демократического, социального, светского государства, развития местного самоуправления, осуществления политического и идеологического плюрализма, охраны и защиты конституционных прав, свобод, выполнения обязанностей гражданами России.

Непременной составной частью конституционного нрава как науки являются научные труды ученых-конституционалистов, исследователей смежных правовых наук и прежде всего теории государства и права, содержащие концепции ученых о личности, обществе, государстве, разделении властей, местном самоуправлении, судебной власти, парламентаризме.

Задачи и предмет науки конституционного права определяют систему науки, которая в основном совпадает с системой отрасли конституционного права, но не сводится только к ней. В системе науки конституционного права есть разделы, которых нет и не может быть в системе отрасли конституционного права. Однако без этих разделов немыслима наука конституционного права.

Первым таким разделом системы науки конституционного права является раздел, посвященный конституционному праву как отрасли, ее предмету, конституционно-правовым нормам, конституционно-правовым отношениям, источникам конституционного права как отрасли.

Кроме того, наука конституционного права призвана осмыслить собственный предмет и методы исследования, задачи науки, ее систему.

Второй раздел, характерный только для науки конституционного права, посвящен истории и теории Конституции России как основному закону Российского государства. Затем следуют разделы, представляющие совокупность теоретических положений относительно конституционно-правовых институтов, составляющих систему отрасли конституционного права.

Итак, система пауки конституционного права состоит из совокупности теоретических выводов, положений по следующим разделам.

  • 1. Конституционное право как отрасль и наука.
  • 2. История и теория Конституции России.
  • 3. Основы конституционного строя Российской Федерации.
  • 4. Основы правового положения человека и гражданина в Российской Федерации.
  • 5. Федеративное устройство России.
  • 6. Избирательное право.
  • 7. Система высших органов государственной власти РФ.
  • 8. Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
  • 9. Система судебных органов государственной власти РФ.
  • 10. Конституционно-правовые основы местного самоуправления Российской Федерации.

Успешное решение наукой конституционного права стоящих перед ней задач зависит от совокупности методов познания в исследовании ее предмета.

Исторический метод предполагает исследование конституционно-правовых норм, отношений, явлений в их историческом развитии с целью выявления условий и закономерностей их развития и становления.

Статистический метод означает использование статистических данных для характеристики конституционно-правовых институтов и явлений. Статистические данные не только необходимы, но и незаменимы для характеристики выборов, представительной и непосредственной демократии.

Сравнительный метод используется для сравнения сходных конституционно-правовых норм, отношений, явлений, институтов. С его помощью выявляются общие, особенные, единичные признаки сравниваемых объектов исследования, что позволяет глубже их понять и изучить. Сравнительный метод незаменим при исследовании всех разделов конституционного права как отрасли и науки.

Метод толкования норм конституционного права направлен на познание и разъяснение смысла правовой нормы с помощью различных способов толкования. В их числе: грамматический, логический, системный, историкополитический. Толкование также бывает: буквальное, расширительное и ограничительное.

Социологический метод необходим для изучения общественного мнения по поводу различных конституционно-правовых явлений. Он включает многообразные формы, способы, средства изучения общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права, и самих норм. Социологический метод включает: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ письменных источников.

Системный метод исследования основан па том, что каждое исследуемое явление представляет собой систему, являющуюся частью более общей системы. Изменения, происходящие в более общих системах, сказываются на всех сто подсистемах. Поэтому для глубокого изучения каждого явления нужно проследить связи, отношения как с более общей системой, так и его подсистемами.

Метод моделирования процессов, происходящих в обществе и государстве, предполагает создание модели, которая была бы аналогична исследуемому явлению, и наблюдение за его функционированием.

Это позволяет выявить как положительные, так и отрицательные стороны исследуемого явления с тем, чтобы сделать вывод о целесообразности или нецелесообразности принятия, например, конституционно-правовой нормы, предусматривающей данное правило поведения в масштабе Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования.

Метод кибернетики (науки о законах управления сложными динамическими процессами в обществе) состоит в том, что позволяет исследовать соотношение количественных и качественных характеристик определенного явления, проследить, как по мере накопления определенных количественных характеристик изменится качество явления. Например, демократия перерастет в автократию.

Место науки конституционного нрава в системе юридических наук определяется местом конституционного права как отрасли российского права. Она занимает ведущее место в юридической науке, поскольку формулирует важнейшие исходные положения для других юридических наук.

Источник: https://studme.org/94432/pravo/konstitutsionnoe_pravo_nauka_uchebnyy_kurs

Наука конституционного права зарубежных стран: понятие, источники, методы, основные функции

Наука КП – система знаний о конституционно-правовых нормах и возникающих в результате действия этих норм конституционно-правовых отношениях.

Наука КП дает этим нормам и отношениям научную оценку, прогнозирует развитие отрасли КП, изучает историю самой науки, ее методы и т. д.

Существует единая наука КП, исследующая в сравнительном плане конституционные проблемы всех государств, разных социальных и политических систем.

  • Предмет науки КП – это исследование свойств конституционно-правовых норм, институтов и отношений, тенденций и закономерностей их организации, функционирования и развития, а также путей, форм и механизмов их реализации в жизнедеятельности личности, общества и государства.
  • Методами науки КП являются:
  • 1) метод формально-логического (или формально-юридического) анализа исследуемого нормативного материала, состоящий в уяснении сути и значимости закона или иного нормативного акта исходя из его собственного содержания;

2) сравнительный (компаративный) метод. С его помощью облегчается и объективная оценка места и роли опыта каждой страны в развитии КП и науки о нем. На этой основе наука КП имеет возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию конституционного законодательства в соответствующей стране;

3) сравнительно-исторический метод. Его значение состоит в том, что он требует сопоставления национальных конституционно-правовых систем не только в статике, т.е. с точки зрения достигнутого на данный момент, но и в исторической динамике, с точки зрения их возникновения и развития;

4) метод конкретного социально-правового исследования. Используется с целью досконально отразить конституционно-правовой опыт конкретной страны.

  1. Основными функциями данной науки, исходя из ее сути и назначения, являются:
  2. познавательная, направленная на получение достоверной информации об иностранном конституционном нраве и его институтах. Огромно значение этой функции в учебном процессе, в области получения качественного юридического образования;
  3. прогностическая, позволяющая оценивать и обоснованно предвидеть (прогнозировать) тенденции государственно-правового развития;
  4. прикладная, позволяющая применить знания иностранного конституционного права для совершенствования практики функционирования национальной государственности;
  5. коммуникационная, способствующая юридически корректному поведению специалистов (должностных лиц) в условиях действия иностранного и международного права.
  6. Источники конституционного права:

Источник: https://dvorkin.by/kpzs5/

Источники конституционного права Российской Федерации: понятие, виды

Понятие и виды источников конституционного права включают факторы и условия, которые предопределяют право. Они представляют собой форму выражения и закрепления принципов и норм права.

Виды источников конституционного права классифицируются в материальном и формальном юридических смыслах.

В первом из них источники права включают фактические условия жизни из политической, экономической, социальной, духовной и культурной отраслей. Именно с их помощью предопределяется сущность и содержание права.

Во втором смысле источник права представляет собой форму, с помощью которой происходит установка и получают обязательную силу правовые нормы. Подобные формы могут создаваться посредством прохождения специальных юридических процедур.

Замечание 1

Система источников права находится в зависимости от формы устройства государства. В федеративных странах конституцию и законы принимают не только в рамках федерации, но и в масштабах каждого субъекта.

Таким образом, в систему источников конституционного права необходимо включить нормативные правовые акты, созданные на уровне федерации и ее составляющих элементов.

Основной источник конституционного права России представлен нормативно-правовыми актами, которые содержат конституционные нормы. Подобные акты многообразны и их можно классифицировать по видам.

Виды источников КП

Понятие и виды источников конституционного права включает исходную классификацию в соответствии со систематизацией по территории действия.

По этому признаку источники конституционного права в нашей стране можно разделить на 4 группы:

  1. Федеральные нормативные акты, которые действуют на всей территории Российской Федерации;
  2. региональные, действующие на территории конкретного субъекта РФ;
  3. муниципальные, действующие в рамках территорий местного самоуправления (конкретное муниципальное образование);
  4. международные, которые действуют в системе международного права.

Другую классификацию источников приводят в соответствии с их юридической силой.

В нашем государстве высшей юридической силой наделена Конституция РФ, которая представлена основным законом государства. В числе нормативно-правовых актов субъектов в системе актов верхнее место занимает конституция (устав) субъектов. В рамках определенной территории местного самоуправления наделяется высшей юридической силой устав муниципального образования.

С позиции юридической силы в системе нормативных актов можно выделить подзаконные акты и законы. Первые из них должны быть в соответствии с законами. Помимо этого, в нашей стране принята иерархия законов, разграниченных на конституционные и обычные. Эта система сформирована на федеральном уровне в системе законотворчества определенных субъектов РФ.

Другие классификации источников КП

Источники также классифицируются в зависимости от субъектов принятия.

Они включают нормативные акты права, которые принимаются народом на референдумах; акты, принимаемые законодательными государственными органами; акты главы РФ (главы субъекта РФ); акты исполнительных органов, органов местного самоуправления и др.

Правотворческую (прецедентную) роль играют решения судебных органов, главным образом те, которые наделены правом проводить толкование. В их число можно включить Конституционный Суд, Верховный суд РФ, конституционные (уставные) суды.

В зависимости от времени действия источники можно подразделить на те, которые используются постоянно и временно. Постоянное использование характеризует юридическую силу источника до того момента, пока не произойдет принятие иного правового акта, который будет регулировать аналогичную сферу отношений. При этом прежний источник должен утратить силу.

Замечание 2

Действие временного источника ограничивается определенными сроками, что специально оговорено в рамках самого правового акта.

Временными источниками конституционного права могут являться нормативно-правовые акты, касающиеся ввода в действие принимаемых федеральных законов, которые регулируют конституционно-правовые отношения.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/istochniki-konstitutsionnogo-prava-rf/

Ссылка на основную публикацию