Иррационализм — в помощь студенту

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 13Следующая ⇒

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Рационализм (от лат. ratio – разум) – философское учение, согласно которому основу познания человеком мироздания составляет разум, и он же определяет поведение людей. Наиболее яркими рационалистами в истории философии являлись Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель.

Иррационализм – философское учение, которое утверждает об отсутствии или ограниченности роли разума в познании, а основное внимание иррациональным способам постижения бытия — инстинктам, догадкам, интуиции, откровениям. Наиболее яркими философами этого направления являются Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер.

Рациональное познание – это процесс приобретения знаний о предметах и явлениях посредством рассудка и разума, выявляющего частные элементы объекта познания, анализирующего и синтезирующего их, выстраивающего логические умозаключения и теоретизирующего. Рациональное познание – это познание путем умозаключений и теоретизирования с привлечением абстрактных понятий.

Например, Гегель – один из наиболее известных защитников рационального метода познания — указывал, что рациональность — это разумность, т е. умение мыслить в логических категориях.

Успехи рационального познания проявились прежде всего в научных открытиях, в становлении и развитии научно-технического прогресса. Рационалисты никогда не отрицали существование эмоциональной сферы человеческого разума, но могли согласиться с каким-либо влиянием этой сферы на процесс познания.

По завершении эпохи классической немецкой философии, эпохи «после Гегеля», т.е. начиная со второй половины 19 века, в философии возникло и стало развиваться учение об иррациональных основаниях процесса познания, т.е.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Наибольший общий делитель, взаимно простые числа - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

о том, что в познании мира человек использует не разум и рассудок, но иные свои способности – интуицию, вдохновение, догадки. Например, в научном знании огромную роль играют догадки, интиуция, предчувствие.

Часто именно благодаря им, а не логическим умозаключениям совершаются выдающие открытия.

Иррационализм базируется на вполне обоснованном представлении о том, что разум – это еще не весь человек, но только его часть. В человеческом интеллекте (мозге) заложено еще нечто, что оказывает самое непосредственное влияние на процесс восприятия и познания человеком мира.

Основоположником иррациональной философии считают выдающегося немецкого фолософа, младшего современника Гегеля, Артура Шопенгауэра (1788-1860). Разум, по его мнению, дает лишь внешнее знание о мире.

А вот воля позволяет постичь мир изнутри, через нее человек связан с космической первоосновой мира. Не воля подчиняется разуму, а разум – воле.

Основное произведение философа называется «Мир как воля и представление» и оно отражает точку зрения автора.

Мир, по Шопенгауэру, существует в двух видах: в качестве представления и в качестве «вещи в себе». Как представление, мир является человеку в его ощущениях и представлениях, образах. Но мир – это не только те образы, которые воспринимает человек. Он еще и значит что-то сам по себе, безо всякого участия человека.

Он – вещь в себе или вещь сама по себе. Ее познание человек осуществляет усилиями своей воли. Человек стремиться получить знание, т.е. напрягается мыслить, познавать. И в этом акте напряжения проявляется воля человека как основа процесса познания.

Поскольку воля лежит за пределами разума и только она заставляет его работать, она иррациональна. Не меньшее значение Шопенгауэр отводил интуиции, полагая, что развитая интуиция является она является признаком гениальности.

Любой человек может овладеть логическим аппаратом познания, но реальные прорывы в науке совершают единицы – гении, наделенные особым даром предчувствовать открытия и интуитивно двигаться к ним.

Значительный вклад в философию иррационализма внес крупный немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900). По мнению Ницше существование абсолютных истин является чистейшим вымыслом. Таких истин не существует.

Всякое знание это набор выгодных для разных людей жизненных перспектив, которые могут быть изменены при изменении обстоятельств, как, например, в зависимости от политических целей, идеологических установок, размеров гонораров.

В 20 веке огромный вклад в дальнейшее развитие философии иррационального внес психоанализ, родоначальник которого австрийский писхиатр Зигмунд Фрейд своими исследованиями открыл огромный пласт того, что скрывается в человеке за пределами его разума и сознания – бессознательного. Благодаря этим исследованиям стало понятно, что духовная сферы человека гораздо сложнее, чем было принято думать раньше.

Ключевой для философии З.

Фрейда становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект – аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления.

По Фрейду научное и художественное творчество – это сексуальная энергия, сублимированная (превращенная) в научную или творческую активность. Чем сильнее такая энергия – тем большие успехи могут ожидать ученого или творческого работника.

Сегодня высказывается мнение о том, что реальный процес познания не осуществляется как чисто рациональный. В нем всегда присутствуют иррациональные элементы: предрассудки, эмоции, подсознательные влечения, интуиция, мистические озарения и т.д.

Было признано, что разуму недоступны те формы познавательной деятельности, которые неотчуждаемы от личности конкретного человека и связанны не с логическим мышлением, а с его догадками, интуицией и т.п.

Современная философия уже не признает безусловного приоритета рационального перед формами иррационального познания, и наряду с научным знанием, признается существование религиозного, мистического, оккультного, художественного и др. видов нерационального знания.

Для того, что избежать жесткого противопоставления рационального и иррационального, в современной философии принято говорить о различных типах рациональности. С этой точки зрения иррациональное является одной из разновидностей рационального. И такая точка зрения также правильна, поскольку иррациональное – это все равно продукт человеческого мышления, разума.

  • 21. философский подход к познанию человека ( понимание философской антропологии, ее представители , основные подходы к пониманию природы и сущности человека, биологическое и социальное в природе)
  • Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, [[Социология|социологии]
  • Природа человека

В человеческой природе Шелер насчитывает два основных начала: это жизненное начало, некий жизненный порыв, и дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом — поскольку Бог его им наделяет.

Божественный дух превосходит человеческую природу, поэтому человек становится человеком тогда, когда он ассимилирует в себя дух Божественный, делая его своим достоянием. Шелер усматривал сущность человека не в мышлении или волении, а в любви.

Любовь, согласно Шелеру, — это акт духовного единения, сопровождающийся прозрением высшей ценности объекта.

Достояние духа достигается благодаря человеческому слову. В словах выражается вся мысль и вся культура. Таким образом, слово является неким символом, через который человек может познать Бога.

Для самого себя человек всегда является центральной проблемой, но понимаемый с точки зрения взаимоотношения с Богом, человек может познать сам себя, познавая в себе духовные Божественные проявления сквозь символы. Символы — это и наука, и религия, философия и т. п.

Сквозь эти символы просвечивает высшая духовная Божественная реальность, поэтому тайна мира и тайна всего мироздания, а также тайна Самого Бога сокрыты в человеке.

Поэтому философская антропология, по Шелеру, должна быть не разделом какой-либо философской системы, а наоборот, вся философия должна выводиться из человека. Из знания о человеке через знание символов возможно и познание всего мироздания.

Биологическое направление философской антропологии

Сущность человека многогранна. И сам Шелер говорил, что человека невозможно познать, человек слишком широк. Поэтому последующие направления философской антропологии стали разрабатывать учение о человеке с точки зрения биологической, находя сущность человека в его жизненном начале.

Человек — это прежде всего начало жизненное (но не следует сводить его только к животному началу). Основным представителем биологического направления в философской антропологии является немецкий философ Арнольд Гелен (1904—1976).

Согласно этому направлению, человек — это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения. Это животное, способное создавать совершенно особые творения. Поэтому человек отличается от других животных, и это свое отличие от них он ощущает как некоторую ущербность.

Отсюда извечное недовольство человека своими творениями, будь то культура, наука и т. п. Человек вечно недоволен, он отчуждается от этих творений и в прямом смысле воюет с этими своими творениями.

Функциональное направление философской антропологии

Однако большинство представителей философской антропологии после Шелера (и одновременно с Шелером) рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений.

Так возникает функциональная, или функционалистская школа философской антропологии, одним из основных представителей которой является Эрнст Кассирер (1874—1945). Он утверждал, что поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые человек выполняет.

Основное отличие человека от животного — это его деятельный труд. Трудовая деятельность может быть самой разнообразной. Человек создает вещественные предметы, создает науки, религию, искусство, язык и т. п. — все это есть продукты человеческой деятельности.

Поэтому познание человека возможно через его функциональные проявления, то есть через его культурную и творческую деятельность. Объединяет всю деятельность и все проявления человека то, что все они — и язык, и наука, и религия — есть символы некоей действительности.

Но, в отличие от Шелера, Кассирер утверждает, что человеку доступны только символы. Что бы за этими символами ни скрывалось, доступны человеку только они, и познание человека возможно только через познание символов. В отличие от Шелера, Кассирер не призывает восходить через символы к бытию Бога.

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/7x6b09.html

Современный иррационализм

Подлинное познание, по Гуссерлю, — это исследование структуры «чистого» сознания, анализ феноменов (явлений) сознания как такового. Оно происходит посредством переключения сознания на свой внутренний мир и осуществляется с помощью феноменологической редукции («эпохе» в терминологии Гуссерля).

В результате исключения из сознания всего эмпирического, т.е. фактического, конкретного, реально существующего, феноменология предстает как учение о чистых переживаниях. Их содержание составляют абстракции, эйдосы, которые, тем не менее, даны сознанию конкретно, наглядно и вполне самостоятельно.

Но поскольку сознание интенционально, то от эйдосов оно возвращается к предметам. Таким образом, подводится логическая база под тезис, что предметная направленность сознания имеет своим источником не внешний мир, а самое сознание.

Это и всё, что нужно для обоснования иррационализма Шопенгауэра и Кьеркегора.

Феноменологическая редукция используется Гуссерлем не только для этих целей, но и для формулировки программы создания новой онтологии чистого сознания. Сознание, отделенное от бытия и превратившееся в царство эйдосов неизбежно превращается у Гуссерля в сознание, отделенное от человека.

Это трансцендентальное «Я» (в смысле перешагивающее через индивидуальное «Я») представляет собой мир общезначимых истин, который возвышается над эмпирическим психологическим сознанием и наполняет его смыслом. Это сознание составляет, по Гуссерлю, фундамент, основу культуры и является средством преобразования мира.

Сам Гуссерль не создал такой онтологии сознания. За него это сделали экзистенциалисты.

Литература:

  1. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – СПб.:1880.

  2. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы, т.П.-СПб.:1891-1893.

  3. Логос, кн.1.-М.: 1911.

  4. Гуссерль Э. Логические исследования. Т.1.- СПб.:1909.

5. Философия: курс лекций для студентов, магистров и аспирантов. В.Н. Чекер, Н.Н. Каськов. Луганск, 2003

1 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. –СПб.:1880.с.131.

2 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.-СПб.:1880, с.604.

3 Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы, т.П.-СПб.:1891-1893, с.41

4 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. — СПб.:1880, с.379.

5 Kierkegoard C. Gesammelte Werke, Bd Z.-Iena: 1910, р.27

6 Гуссерль Э. Логические исследования. Т.1.-СПб.:1909, с.101

7 Логос, кн.1.-М.:1911, с.40

8 Husserl E. Formale und transzedentale. Logik.- Holl (Staole):1939, р.14.

Источник: https://studizba.com/files/show/doc/166096-2-158800.html

Шпаргалка иррационализм и философия жизни

  • Немецкая классическая философия (олицетворением кото­рой стало творчество Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Геге­ля) внесла большой вклад в развитие мировой философии и мак­симально полно для своего времени объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма.
  • Однако с идеалистическим объяснением картины окружающе­го мира классиками немецкой философии согласились не все.
  • Во второй половине XIX в. выделились два главных направ­ления, по которым шла критика немецкой классической филосо­фии, особенно гегельянства:

• «критика слева», представленная материалистической фило­софией Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса;

• «критика справа», представленная так называемой некласси­ческой идеалистической философией.

2. Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, осо­бенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали мате­риалисты и позитивисты), а старые.

Читайте также:  Квадратичная функция, функция обратной пропорциональности и их графики - в помощь студенту

Представители неклассической философии пытались объяснить мир, как и «классики», с позиций идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например, платоновского и др.

) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого доклассического идеализма.

Двумя основными направлениями неклассической идеали­стической философии XIX в. являлись иррационализм и «фило­софия жизни» и были, главным образом, представлены творчест­вом Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.

132

3. Иррационализм отвергал логические связи в природе, вос­приятие окружающего мира как целостной и закономерной сис­темы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития.

Основная идея иррационализма заключается в том, что ок­ружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтро­лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

Видным представителем иррационализма являлся Артур Шо­пенгауэр (1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии про­возгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей си­лой, определяющей все в окружающем мире является воля.

В своей книге «Мир как воля и представление» философ вы­водит логический закон достаточного основания. Согласно дан­ному закону истинная философия должна исходить не из объек­та (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания.

  1. В свою очередь, представления (а не объективная действи­тельность и не познающий субъект) делятся на объект и субъ­ект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре само­стоятельных закона:
  2. • закон бытия — для пространства и времени;
  3. • закон причинности — для материального мира;
  4. закон логического основания — для познания;
  5. • закон мотивации для действий человека.
  6. Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сво­дится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.
  7. Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:
  8. • непосредственного познания;
  9. • отвлеченного (рефлективного) познания;
  10. • интуиции.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, — абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и вли­ять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

  • 133
  • Воля:
  • • лежит в основе сознания;
  • • является всеобщей сущностью вещей.
  • При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шо­пенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются (аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой («вещью в себе»).
  • Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:
  • • окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;
  • • сущность же мира, его вещей, явлений есть не «вещь в себе», а воля;
  • • мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли;
  • • точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля пред­метов и явлений вызывает внешние события в мире, движе­ние предметов, возникновение явлений;
  • • воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде «бессознательной», «дремлющей» воли;

• окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные

«насущные» философские проблемы — человеческой судьбы, свобо­ды, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе ве­щей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и др.

) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в разви­тии неклассической идеалистической философии (иррациона­лизма, символизма, «философии жизни») и позитивизма. 4.

Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 — 1900). Ницше считается основополож­ником родственной иррационализму «философии жизни».

  1. 134
  2. Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности по­знающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.
  3. Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.
  4. В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:
  5. • «воля к жизни»;
  6. • воля внутри самого человека («внутренний стержень»);
  7. • неуправляемая, бессознательная воля — страсти, влечения, аффекты;
  8. • «воля к власти».

Последней разновидности воли — «воле к власти» — философ уделяет особое внимание. По Ницше, «воля к власти» в большей или меньшей степени присуща каждому человеку.

По своей природе «воля к власти» близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступ­ков человека.

Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расшире­нию своего «Я» во внешнем мире, экспансии «Я».

Философия Ницше (особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни, «воля к жизни», «воля к власти») была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жиз­ни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др. 5. Вильгельм Дильтей (1833 — 1911) также принадлежал к числу представителей направления «философии жизни».

Дильтей подверг критике философию Гегеля, в которой все мно­гообразие окружающего мира и уникальность человеческой жизни сводились к мышлению (идее). Вместо мышления (идеи) Дильтей предложил в основу философии положить понятие «жизнь».

  • Жизнь — способ бытия человека в мире. Жизнь обладает та­кими признаками, как:
  • • целостность;
  • • наличие многообразного духовного начала;
  • • неразрывное единство с высшим миром.

Согласно Дильтею философия должна прекратить «схоласти­ческие» дискуссии о материи, сознании, диалектике и др. и со­средоточить все внимание на изучении жизни как особого фе­номена во всех ее проявлениях.

Также Дильтей уделял большое внимание социально-полити­ческим проблемам и вопросу истории. Философ отвергал кон­цепции, согласно которым история — предопределенный и за­кономерный процесс, идущий в сторону прогресса. По Дильтею, история — цепь случайностей, хаос, омут, который затягивает в себя как отдельного человека, так и целые народы. Влиять на ход истории невозможно.

«Философия жизни» и экзистенциализм – иррационалистические направления в философии конца ХIХ – нач. ХХ вв., противопоставляющее науке и разуму и интуицию и инстинкт.

основоположник «философии жизни» – немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 – 1860). Основное понятие его философии – «воля к жизни» – первичная, не имеющая ни причины, ни цели, недоступная познанию сущность мира. Единая мировая воля проявляется в живой и неживой природе. Проявляясь в человеке, она подчиняет его себе, от нее зависят все его поступки.

Разум человека ограничен целями самосохранения, борьбы за существование. Мир недоступен разумному познанию, он может быть постигнут только интуицией. Философия Шопенгауэра пессимистична, выражает негативное отношение к жизни, в которой нет смысла и целесообразности.

Человек не может ничего в мире изменить, но он может «убежать» от страданий в область эстетического созерцания и аскетизма.

Фридрих Ницше (1844 – 1900). Его основные работы: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла». Произведения Ницше написаны в форме мифических иносказаний и афоризмов, что послужило причиной их неоднозначного понимания.

Центральные понятия его философии – «воля к власти» и «сверхчеловек». Мир в учении Ницше – это вечное становление, в основе которого борьба множества воль, стремящихся к превосходству.

Человек может утвердить свою свободу только в одиноком противостоянии миру, преодолевая в себе мораль как коллективный способ выживания не способных самостоятельно бороться людей. Повышению воли к власти способствует не интеллект, а сила («право сильного»).

Идеал личности для Ницше – сильный человек, свободный от морали, с максимальным уровнем воли к власти – сверхчеловек.

Источник: http://shpora.me/112233/irracionalizm

Истоки философского иррационализма и причины его существования в философии ХХ века — Контрольные и курсовые, копирайтинг, тексты для…

Иррационализм (лат. irrationalis – бессознательное, неразумное) – философские течения, провозглашающие примат неразумного начала и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миро-понимания.

Иррационалистические тенденции можно проследить на протяжении длительного развития философии. Так, начиная с Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц) и особенно с эпохи Просвещения классическая философия в своих итогах стала отождествлять мир с разумностью как таковой, очищая разум от всего иррационального, отодвигая последнее в сферу запредельного и недействительного.

Хотя все это не могло в то же время не вызывать определенного рода реакции, имеющей своим главным мотивом стремление противопоставить разуму своеобразно истолковываемые силы самой жизни (как непосредственного, стихийного, в принципе нерационализируемого феномена).

Такие иррациональные по своей сути тенденции пробивались сквозь глубоко рациональные по форме философские учения, не являя собой, однако, четкого системного оформления и не оказывая существенного влияния на общий пафос эпохи (Руссо с его идеями возврата к природе как к тому, что «можно вкушать и наслаждаться, не познавая и не объясняя»; Гете с его восторженностью перед красотой непосредственного воззрения и стихией чувства; Шлегель и др. немецкие романтики с их призывом к отказу от блужданий в «пустом пространстве абсолютной мысли»).,

Тем не менее сам термин иррационализм, строго говоря, относят все же к тем философским направлениям, которые складываются в конце ХΙХ – начале ХХ в. В эту эпоху иррационалистические умонастроения приобретают особое распространение в связи с обострением кризисных симптомов развития самого общества.

Более чем когда-либо ранее начинает проявлять себя иррациональность социальной действительности, осознание которой приводит к радикальной внутрифилософской переориентации.

Появляется так называемое кризисное сознание, резко восстающее против традиционного гармонизирующего системосозидания и его главной силы в лице науки как квинтэссенции разума.

Наступает эпоха глубоко иррациональных мироощущений, когда иррациональность общества начинает во многом ассоциироваться и интерпретироваться через аналогичные свойства самой человеческой природы. Отсюда – радикальный протест против панлогического усечения и упрощения мира.

В имманентно-философском плане акцент был сделан по линии решительного преодоления рационализма предшествующей философии за счет выдвижения на первый план иррационального момента и подчинения ему рационального.

Особенно ярко иррационалистическая философия была представлена в это время философией жизни – Дильтей, Шпенглер, Бергсон (а еще раньше – Ницше).

Разуму было отведено чисто утилитарное место в познании и, более того, само иррациональное было четко тематизировано и проблематизировано, благодаря чему был расширен и обоснован по сути новый предмет философской рефлексии в виде интуитивного, до – или внетеоретического знания, а сама философия из мышления о мире в понятиях превратилась в понимание (или интуитивное восприятие) в принципе непознаваемой силами одного только разума действительности.

Последующее развитие иррационалистических философских течений связано главным образом с феноменологией, экзистенциализмом и некоторыми разновидностями неопозитивизма.

Источник: http://www.textfor.ru/sotciologiia-i-filosofiia/istoki-filosofskogo-irratcionalizma-i-prichiny-ego-sushchestvovaniia-v-filosofii-khkh-veka.html

Иррационализм в философии Шопенгауэра

Иррационализм в философии 
Шопенгауэра

    Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ-идеалист, панволюнтарист. Как личность сочетал в себе гениальность и скверный характер с глубоким пессимизмом, был чужд общественной и политической деятельности.

Он всю жизнь был холостяком, мотивируя тем, что женщины это те, кто покушается на свободу мужчины. Относился с пренебрежением к субъективным благам, но относился очень бережливо к собственному здоровью.

По отношению к людям он характеризовался как мизантроп, как известно людей он называл пренебрежительно «Двуногие».

Много времени проводил за чтением книг, как он говорил о своём времяпровождении «Не будь на свете книг, я давно пришел бы в отчаяние…», однако к прочитанному относился очень критично, так как выступал за самостоятельное мышление и собственное мнение к прочитанному.

    Произведения  Шопенгауэра отличали яркий стиль, 
метафоричность, образность выражения. 
Одним из его оригинальных 
трудов был “Трактат о любви”,  Шопенгауэр считал, что любовь — это 
слишком серьёзное явление, чтобы 
оставлять его только поэтам.

В “Трактате” Шопенгауэра 
много интересных, ярких  образов, вытекающих из его системы, например, любовь — это сильное влечения, возникающее 
между двумя людьми противоположного пола.

Влечение, таинственная сила, притягивающая 
влюблённых, — это проявления воли ещё 
не родившегося существа, их будущего ребёнка — то есть природа “вычисляет” 
на уровне организмов двух людей, что 
с биологической точки зрения комбинация этих организмов даст оптимальное 
потомство, и в результате возникает 
энергия взаимного притяжения этих организмов.

    Главной его 
работой является “Мир как 
воля и представление” (1819-1844). Идейными 
вдохновителями философии Шопенгауэра 
были Платон и Кант.

Опираясь 
на учение Канта, Шопенгауэр 
пишет: «Кантовский идеализм показывает, что весь материальный мир с его телами, протяженными в пространстве и находящимися посредством времени в отношении причинности друг к другу, и всем с этим связанным, не есть нечто существующее независимо от нашего интеллекта, но имеет свои основные предпосылки в функциях нашего мозга, за счет которых только и возможен такой объективный порядок вещей, поскольку время, пространство и причинность, на которых основаны все реальные объективные процессы, сами есть не что иное, как функции мозга». Поэтому есть мир, как он есть на самом деле, и есть мир, как он нам видится. Но это нельзя понимать как «вся мировая наука есть иллюзия». И этому Шопенгауэр даёт пояснение: «Ничто не истолковывается на протяжении столь долгого времени и вопреки всем объяснениям столь неправильно, как идеализм, ибо его понимают так, будто он отрицает эмпирическую реальность внешнего мира… Непосредственно сознаваемое ограничено пределами кожи или, точнее, самыми крайними окончаниями исходящих из церебральной системы нервов. За этими пределами лежит мир, о котором мы знаем только посредством образов в нашем мозгу. Вопрос в том, соответствует ли и насколько соответствует этим образом мир, существующий независимо от нас».

    В дальнейшем 
на его мировоззрение  большое 
влияние произвело увлечение  
буддизмом.

    Стойкая неприязнь 
к немецкой классической философии и ее критика, за исключением И. Канта, явились основанием философского миросозерцания А.

Шопенгауэра, в котором в полной мере отразились такие черты иррационализма как отказ от классической академической философии, отрицание существования истинного знания, замена логического мышления мифологией, а также отказ от конструирования разумом новых ценностей.

    Философия А. 
Шопенгауэра это философия аскета, поглощенного собственным одиночеством. Одиночество – центральная проблема 
в философии А. Шопенгауэра, 
одиночество рассматривается как 
социальный феномен, обладающий 
как положительными свойствами, так и отрицательными.

Однако, основная задача для Шопенгауэра состояла в том, чтобы перевести философию из области абстрактно-систематической в практическую, сделать ее полезной для жизни действительного человека, человека живущего на земле.

По поводу своей философии он заметил, что “… она не дала ему никаких доходов, но избавила от очень многих трат”.

    Критикуя  идею 
разумности человеческого существования  
и необоснованность претензий 
на отыскание вечных истин, 
А. Шопенгауэр устанавливает пределы 
рационализма, заявляет о его 
неспособности проникнуть в сущность 
сложных глубинных явлений посредством 
логики.

Сложным явлением Шопенгауэр 
считал человека и его внутренний 
мир.

 Уделяя большое внимание 
рассмотрению опыта действительного 
человека, он показал, что большая 
часть человеческих поступков 
совершается вопреки доводам 
разума и поэтому поступки 
человека аффективны, мистичны, их 
невозможно объяснить.

 Не только 
поступки, но и рождение, и вся 
жизнь человека также неразумны. В качестве обоснования данной идеи А.Шопенгауэр обращается к культуре, которая всегда воспевала безумие и страсти человеческие, а не разум и не рассудок. Так обнаружил он мир бессознательного и стал его исследовать.

    Утверждая идею 
вечности философии и ее гения-вдохновителя – смерть, А.Шопенгауэр отметил тесную связь философии с искусством, её независимость от науки и социального фона, провозгласил волю единственной реальностью, корнем всего существующего, сердцем мира из которого все вырастает и служит ей.

Читайте также:  Хеттское царство, великая хеттская держава - в помощь студенту

Так А.Шопенгауэр разрушил иллюзию и предрассудок о рациональности западного мира, доказал, что разумность западного человека, в отличии от восточного, очередной европейский миф. С колыбели европейская мысль всегда содержала как рациональный , так и иррациональный моменты в себе, только в разной пропорции.

    Парадоксальность 
философии А.Шопенгауэра заключается в том, что, несмотря на своё собственное заключение о непознаваемости «мировой воли» как «вещи в себе» ни рассудком, ни разумом, он всё же хотел её познать. Специфика философии Шопенгауэра определяется его представлением о человеке, сущность которого зависит не от разума, а от воли.

«В силу своей воли человек есть то, что он есть, и его характер составляет в нём его коренное начало». Благодаря познанию себя самого человек узнаёт свой характер. Познание есть качество воли. Единственное преимущество человека перед животным это возможность выбора. А.

Шопенгауэр подчеркивает, что связь человека с миром строится на алчности, страхе, зависти и гневе, и мир, в котором живёт человек — это обитель страданий, поэтому Шопенгауэр считал, что Данте для своего ада весь материал нашёл в земной жизни, где для рая нет места.

Эти положения позволяют обозначить ещё одну существенную черту философии Шопенгауэра – пессимизм вселенского характера, противопоставленный « ура – оптимизму» рационализма.

И это в то время, когда идеал прогресса был всеобщим, когда еще не было потрясений, разрушивших его впоследствии, когда почти все считали, что они идут вперед во всех сферах общественной жизни. Именно в это время Шопенгауэр, современник Гегеля, совершенно сознательно назначает и читает лекции в одно и тоже время, что и Гегель, и в этих лекциях дает философское обоснование пессимизма.

    По  мнению А. 
Шопенгауэра мир обнаруживается 
нами и как воля и как 
представление. Мир как представление 
– это  объективированная воля, существенной чертой которого 
является отсутствие свободы, 
поэтому человек – раб своей воли, т.к. служит не себе, не своим интересам, а воле. Воля заставляет человека жить, каким бы жалким не было человеческое существование.

    Мы воспринимаем 
мир, прежде всего, как некое 
единство, обладающее особенностью: как мир в целом, так и 
любой его фрагмент, процесс частица, 
каким бы законам они ни 
подчинялись, — всем им присущее 
вечное и постоянное движение 
и изменение, то есть вечная 
вибрация, которую Шопенгауэр называет 
«мировой волей».

    Мировая воля 
есть некая сила, некое движение, творящее все вещи и процессы. Иногда, эти процессы приобретают 
направленный, последовательный характер.

Так происходит тогда, когда 
воля предстаёт перед  оком 
познания.

Так, в зависимости от 
степени сознательности, мы фиксируем 
четыре основных ступени проявления 
«мировой воли»: силы природы, 
растительный мир, животное царство 
и, собственно, человек.

силы природы (тяготение, магнетизм) — слепое, бесцельное и совершенно бессознательное, лишённое всякого познания стремление.

растительный мир, представляющий уже более ясное обнаружение 
воли, в котором хотя и отсутствует 
способность к наглядному представлению, отсутствует, собственно говоря, познание, — уже отличается от предыдущей ступени наличием чувствительности, например, к холоду или свету, — 
неким подобием мира представления. Растительный мир всё ещё слепой, но уже более сознательный для 
познающих существ (человека), более 
понятное обнаружение воли.

Животное царство, представители 
которого имеют способность к 
интуитивному, ограниченному животной натурой, представлению реальности: это далеко от сознательности человека, но уже даёт право заключить о 
том, что животное обладает рассудком, то есть способностью к познанию причинно-следственной связи явлений, есть величайший прогресс на пути эволюции. В отличие от растений животное уже способно видеть, ощущать 
и активно действовать в окружающем его мире.

Человек как высшая ступень 
объективации воли единственный, благодаря 
отвлечённому мышлению, получает возможность 
действительно осмыслить себя и 
свои стремления, осознать свою смертность, трагичность своего бытия: он видит 
и уже вполне ясно сознаёт, насколько 
он вообще отстоит от предыдущей ступени 
объективации воли к жизни и может 
сознавать, — войны, революции, бессмысленные кровопролития, ложь, обман, разврат и пр.

    Человек есть 
осознанная воля к жизни, пожирающая 
природу в целом, но благодаря  
привходящему для нужд воли 
разуму, — способности к абстракции, получающая возможность уничтожить 
самое себя и обрести искупление 
от мира.

    Шопенгауэр: «Чем 
умнее и глубже человек, тем  
труднее и трагичней его жизнь». В противоречие входят две 
силы: стихия «мировой воли» и 
человеческий разум.

 В поисках 
смысла человек и создает различные 
религии и философии, чтобы 
сделать жизнь выносимой. Шопенгауэр 
полагает, что человечество уже 
изобрело средство спасения от 
отсутствия смысла — иллюзии, 
придумывание занятий.

 Человек 
— это существо, в котором «мировая 
воля» борется сама с собой. 
Способы достойной жизни (поиск 
«тихих гаваней»):

  • — Искусство, которое создает 
    прочную иллюзию красоты.
  • — Этический (моральный) 
    аскетизм: отказ от соблазнов, 
    то есть бессмысленной траты 
    энергии.
  • — Философия, которая выясняет 
    подлинную причину трагичности 
    бытия.

    Цель  искусства 
состоит в освобождении души 
от страданий жизни. Искусство  
освобождает нас от традиционной 
суеты жизни.

    Воля  к жизни 
реализуется в человеке путем 
эгоизма (утверждение собственного 
существования). Но при этом воля 
проявляет  себя двояко. С одной 
стороны, она — источник безудержного 
эгоизма, а с другой — реализует 
себя в свободе.

 И поэтому 
человек может пойти против 
эгоизма по дороге самопожертвования. 
Нужно относиться к другому 
как к самому себе, и обогащать 
свой духовный мир. Но этот 
удел только для редких и 
избранных.

 Шопенгауэр: «И мы видим 
очень много людей… трудолюбивых… 
занятых приумножением богатства».

У Шопенгауэра  воля — 
это «вещь в себе». Только воля способна определить все сущее и 
влиять на него. Воля — это высший космический принцип, который лежит 
в основе мироздания. Воля — воля к жизни, стремление.

    «Воля к жизни» — непознаваемый научными способами 
иррациональный мировой принцип, 
активно действующий, свободный 
и нецелеустремленный. Эта сила 
бессмысленна, как и сама жизнь.

 
У человека есть только один 
выход – погасить в себе волю к жизни. Воля – стремление без цели и конца. Жизнь человека не более, чем трагикомедия, страдание, венчанное смертью.

Кроме смерти, нет у человека иной цели.  

    Существует  исходный 
резервуар волевого начала – 
абсолютная воля. Исходная мировая 
воля носит агрессивный, злой 
характер. Абсолютная слепая воля 
проявляется на уровне неорганической 
природы.

 Прорывается в органический 
мир в поисках пищи. Так как 
этот процесс объективный, то 
в таком же направлении развивается 
и мир. Все к худшему. Ресурсы 
ограничены. Со всем этим нельзя 
ничего поделать, так устроен 
мир.

 Философия глобального пессимизма. 

Источник: https://student.zoomru.ru/fil/irracionalizm-v-filosofii-shopengaujera/253228.2105756.s1.html

Читать реферат по философии: "Современный иррационализм"

(Назад) (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Реферат Тема: современный иррационализм

План: Введение

    Волюнтаризм А. Шопенгауэра Предэкзистенциализм С. Кьеркегора Феноменология Э. Гуссерля

Заключение

Литература

Введение Современный иррационализм роднит с классическим иррационализмом стремление ограничить возможности рационального познания и противопоставить ему созерцание, интуицию, инстинкт, веру и т.п.

Но если учения классического иррационализма неоплатонизм, августинианство, философия позднего Шеллинга и др.

носили теоретико-познавательный характер, то современный иррационализм вызван к жизни причинами иного рода.

Исследования жизни человека с его стремлениями, горестями и радостями неизбежно привели к обнаружению неразумности, негуманности и даже враждебности мира, в котором он живет.

Современный иррационализм вынужден констатировать, что иррациональное это не просто «чистый фантом» человеческого сознания. Оно является характерной чертой самой действительности и в особенности форм общественной жизни, в которых живет человек.

Поэтому для определения линии своей жизни человек должен больше полагаться не на рациональные, а на иррациональные факторы своего сознания.

У истоков современного иррационализма стояли немецкий философ А.Шопенгауэр (1788-1860) и датский философ С. Кьеркегор (1813-1855), а его логическое обоснование дал немецкий философ Э. Гуссерль (1859-1938)

1. Волюнтаризм А. Шопенгауэра В своем главном сочинении «Мир как воля и представление» Шопенгауэр стремится обосновать мысль о том, что иррациональное – неотъемлемый атрибут всего бытия. Сущностью мира он объявляет волю. Воля, считает Шопенгауэр, не нуждается в определении.

Это самое реальное, знакомое нам более всего по жизненным отправлениям собственного тела, по движениям тела, т.е. по самым непосредственным превращениям воли в мир наших поступков или явлений.

Та же самая воля, которая составляет сущность человека, противостоит нам, по Шопенгауэру, в животных и растениях.

Наконец, и в «порывах и стремлениях» сил неживой природы Шопенгауэр усматривает нечто аналогичное человеческой, животной и растительной воле.

Воля бесцельна. Она – движение без начала и конца. Отдельные проявления воли, так называемые объективизации воли, находятся в состоянии борьбы друг с другом. Всякое движение воли стремится к осуществлению, оспаривая у другого проявления воли время и пространство.

В этой борьбе объективизаций воли проявляется свойственный мировой воле разрыв с самой собой. Воля находится в постоянном разладе с самой собой, разрывает себя, неиствует против себя.

Борьба индивидов в природе, в человеческом мире является лишь выражением этого внутреннего разлада мировой воли.

Отдельные явления, вещи и индивиды возникают и исчезают во времени. Они относятся к сущности мира, т.е. к воле, как мечты. «Множество вещей в пространстве и времени не захватывает волю, и она, невзирая на них, остается неделима».

1 С рождением высших форм органической жизни, завершением которых становится человек, возникает в качестве вспомогательного орудия действия познание.

Мир, который до возникновения человека был только волей, становится объектом познающего человека или, по терминологии Шопенгауэра, представлением, которое распадается на объект и

Источник: https://referat.co/ref/252920/read?p=1

Философия иррационализма как фундамент современной психотерапии

Узнав, что я пишу книгу о Шопенгауре, Кьеркегоре и Ницше, один мой знакомый спросил: «Максим, зачем тебе эти мрачные иррационалисты? Ты же психотерапевт».

На такие вопросы я обычно отвечаю, что психотерапия как наука и искусство, особенно гуманистическая психотерапия, появилась благодаря тому, что в XIX веке случился кризис рационализма, который развернулся не на просторах политики и экономики, там ещё пока не очень многое предвещало грядущую бурю.

Этот кризис случился в душе человека, пытающегося быть индивидуальностью, что заставило, наконец, посмотреть во внутренний мир вместо внешнего.

Итак, Европа вошла в XIX век под знамёнами диалектики Гегеля. Она несла в себе вожделенное желание прогресса, убеждённость, что завтра будет счастливее, чем вчера, что человек силой разума может добиться успеха.

Однако гегелевская Абсолютная Идея, если вдуматься – бездушна, а его философия – это попытка сделать христианство, в центре которого находятся личные отношения с Богом, учением светским и рациональным.

Получается, что сложившаяся философия модерна оказалась способна примерно ответить на вопрос «Зачем мы?», но потерялась в ответе на вопрос «Зачем я?». Она оказалась слишком объективной, чтобы быть внимательной к субъективному.

Есть легенда о том, что Сёрен Кьеркегор сидел в кофейне и курил сигарету, размышляя о собственном призвании. Он думал, что любой человек, обладающий значительным умом, стремится сделать жизнь людей проще.

Не чувствуя в себе таланта, Кьеркегор решил, что пойдёт иным путём – усложнит жизнь, причём самую большую сложность он видел в личном бытии каждого из нас.

В России примерно в это же время схожую мысль высказал митрополит Филарет (Дроздов), ответив на средневековый вопрос — «Может ли всемогущий Бог создать камень, который сам не сможет поднять?» — очень коротко: «Он уже создал такой камень. Это человек».

Что есть я? Как я переживаю сам факт своего существования? Как мир складывается в моё представление? Эти вопросы выходят за рамки рационального, они требуют прочувствовать их. Собственно, это вопросы, которые становятся предметом любой психологической теории.

Впрочем, иррационалисты XIX века идут дальше. Они пытаются честно посмотреть на процесс жизни.

Артур Шопенгауэр говорит об индивидуальном бытии как о страдании. Человека влечёт мировая воля, она разжигает алчность жизни и вбрасывает его в клубок противоречий с людьми и миром. Он перестаёт чувствовать свою связь с глубинным течением бытия, теряет покой и стремится заткнуть дыру в душе всем, чем придётся.

Сёрен Кьеркегор предостерегает нас о том, что рост человека происходит через отчаяние. Любой стиль жизни сталкивается с пониманием невозможности удовлетворить свои потребности, действуя во внешнем мире. Если же вы отказываетесь от роста, консервируя себя в сознании обывателя, то вы будто и не жили. Нет полноты, нет счастья.

Подробнее «Несчастнейший»: Сёрен Кьеркегор о незавидной участи человека

Фридрих Ницше в «Рождении трагедии из духа музыки» вспоминает греческий миф. Царь и его спутники долгое время преследуют Силена – спутника Диониса, чтобы задать ему главный вопрос в своей жизни. Наконец, они настигают его и спрашивают: «Что достойнее всего делать смертному?». Силен с тоской отвечает: «Лучше ему вовсе не рождаться».

Каждый из них созвучен первой благородной истине Будды: «Страдание существует». Но точно так же, как Будда, они не останавливаются на констатации страдания, но предлагают путь. Каждый из философов говорит о собственном видении пути спасения, который обращён именно к единичному человеку.

Это новаторская для истории философии идея, которая до этого была проявлена только в религиозной мысли, да и то на первых этапах становления религиозного сознания, потом же она терялась в институционализированной религии с её коллективизмом.

В сущности, традиция исповеди и практики созерцания, хранящиеся в религиозном опыте Запада и Востока, а также иррационалистическая философия – это тот фундамент, на котором выросло здание практической психологии.

Теперь же вернёмся к идеям спасения. Они оказываются очень непохожими, однако, дополняющими друг друга.

Шопенгауэр, следуя за философией Востока и западной аскетикой, говорит, что причиной страдания, с одной стороны, является постоянная алчба, подпитываемая волей, разлитой в действительной Вселенной, а с другой стороны – замкнутость человека на самом себе.

Познавая себя, наблюдая за движениями воли, человек способен силой разума угасить её и распутать клубок противоречий. После этого он теряет границы «я» и переходит в состояние бесстрастности, отсутствия привязанности, когда снимается противоречие между субъектом и объектом.

Первая часть метода Шопенгауэра заставила психотерапевта Ирвина Ялома воскликнуть, что, в сущности, мы имеем сложившуюся методологию психоаналитического метода. Фрейд отрицал заимствования у Шопенгауэра, чему сложно поверить.

Ницше идёт другим путём. Он так же, как и Шопенгауэр обращает внимание на волю, но не считает её противником, по крайней мере, когда она обуздана. Знаменитое «Бог умер» — это не постулирование радикального атеизма, тот же безумец из «Весёлой науки» предлагает самим людям обожиться.

Он обвиняет окружающих, что они, убив Бога, трусливо удалились, вместо того, чтобы занять его место.

Ранний и поздний Ницше – это философ с разной ценностной базой, но в оба периода своего творчества он утверждает, что, несмотря на наполненность жизни страданиями, каждый имеет возможность превратить свою жизнь в художественное произведение, стать равным героям древнегреческих трагедий.

Он говорит о единстве аполлонического и дионисийского, языком психологии левополушарного и правополушарного, о способности погрузиться в чувства и использовать их энергию в настоящем моменте. Равный по темпераменту Ницше создатель гештальт-терапии Фриц Перлз будет говорить примерно о том же, обращаясь к восточной категории просветления.

По теме Три мифа о философии Ницше

Кьеркегор указывает на стадийность духовного роста, который неизбежно проходит через кризисы.

На пути от обывателя к эстетическому типу, замкнутому на себе, этическому типу, замкнутому на социуме, религиозному типу, открывающему Бога в глубинах собственного сердца, нас ждут периоды отчаяния, когда старые ценности рушатся, и мы понимаем, что нет никакого смысла, который был бы дан нам извне.

Как писал Франкл, смысл нельзя найти, но его можно создать. Кьеркегор предлагает услышать смысл в глубине души в момент радикального отчаяния, когда каждый из нас может стать рыцарем веры, подобно Аврааму, доверившись Богу.

Боль – это то, чего невозможно избежать, так как каждый из нас поражён первородным грехом незнания собственной природы. Учение Кьеркегора в какой-то степени интегрирует идеи Шопенгауэра и Ницше.

Вначале мы обретаем границы, проходим социализацию, обретаем индивидуальность, осознаём волю в себе, действуем экспансивно, а потом понимаем, что всё, к чему мы стремились – это иллюзия, ловушка ума, представление и угашаем волю. Капитуляция перед бытием открывает нам Бога, который одновременно и имманентен, и трансцендентен. Возникает внутреннее единство, раскрывается способность к принятию, человек становится тем, кого бы Маслоу назвал самоактуализирующейся личностью.

Углубляемся

— Карл Роджерс: что значит «становиться человеком»?

— Экзистенциальная тревога и становление идентичности

— «Что мы знаем о счастье?»: от Эпикура до Канта и Шопенгауэра

В зените эпохи модерна, когда физики думали, что вот-вот откроют все тайны природы, когда Киплинг писал о чести нести «бремя белых», когда Маркс и Энгельс, трансформировав диалектику Гегеля, предрекли наступление коммунистического «Царства Божьего» на земле руками самих людей, на идеи иррационалистов никто не обратил серьёзного внимания. Они казались чудаками, лжепророками, пытавшимися дискредитировать прогресс. Но катастрофы XX века заставили признать их правоту, реставрировать, как писал Хайдеггер, вопрос о бытии, особенно о личном бытии. Нам всем понадобилось понять, зачем стоит жить. Вот здесь и появляется психотерапия, в которой специалист предлагает стать клиенту спутником, тем, кто поможет без страха и честно смотреть в глубины собственной души. Возникает особое таинство помощи, правила которого иррациональны потому, что они человечны.

Источник: https://monocler.ru/filosofiya-irratsionalisma-i-psihoterapiya/

Ссылка на основную публикацию