Греческая патристика — в помощь студенту

Слайд 1

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Греческая патристика - в помощь студентуОписание слайда:

Греческая патристика. Никейский собор и арианство. Афанасий Великий. Каппадокийцы: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Апофатическое богословие. Псевдо-Дионисий Ареопагит. Продолжение богословских споров на Востоке: Максим Исповедник. Иоанн Дамаскин.

Слайд 2

Греческая патристика - в помощь студентуОписание слайда:

Философское осмысление христианской догматики Философское осмысление христианской догматики Проблема триединства Бога Проблема Боговоплощения Проблема иконопочитания Проблема теодицеи Зло как недостаток блага Иллюзия зла как следствие абсолютизации частной точки зрения Зло как злоупотребление свободой воли Философия истории Смена цикличной парадигмы линейной История как мистическая драма

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Германская модель экономики - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Слайд 3

Греческая патристика - в помощь студенту

Слайд 4

Греческая патристика - в помощь студенту

Слайд 5

Греческая патристика - в помощь студенту

Слайд 6

Греческая патристика - в помощь студентуОписание слайда:

Ариа́нский спор — основной внутрицерковный конфликт IV века, самый драматичный из всех перенесённых христианской церковью к тому времени. Ариа́нский спор — основной внутрицерковный конфликт IV века, самый драматичный из всех перенесённых христианской церковью к тому времени.

Причиной конфликта стало различие в христологических воззрениях александрийского пресвитера Ария и его сторонников, стоящих на антитринитарных позициях и не принявших решения Первого Никейского собора, и их противников, согласных с решениями этого собора.

Борьба между арианами и их противниками продолжалась с 325 по 381 год, когда на Первом Константинопольском соборе арианство было окончательно осуждено как ересь.

Слайд 7

Греческая патристика - в помощь студентуОписание слайда:

Вселенских Соборов в истинной Православной Церкви Христовой было семь: Вселенских Соборов в истинной Православной Церкви Христовой было семь: 1. Никейский 2. Константинопольский 3. Ефесский 4. Халкидонский 5. Константинопольский 2-й. 6. Константинопольский 3-й и 7. Никейский 2-й.

Слайд 8

Греческая патристика - в помощь студентуОписание слайда:

Первый Вселенский Собор был созван в 325 г., в гор. Никее, при императоре Константине Великом. Первый Вселенский Собор был созван в 325 г., в гор. Никее, при императоре Константине Великом.

Созван этот Собор был против лжеучения александрийского священника Ария, который учил, что Сын Божий есть только высшее творение. На Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий и др.

Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину — догмат; Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.

Слайд 9

Греческая патристика - в помощь студентуОписание слайда:

Второй Вселенский Собор был созван в 381 г., в гор. Константинополе, при императоре Феодосии Великом. На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др.

Второй Вселенский Собор был созван в 381 г., в гор. Константинополе, при императоре Феодосии Великом. На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др.

Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы.

На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном. Собор также дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века.

Таким образом составился Никеоцареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена.

Слайд 10

Греческая патристика - в помощь студентуОписание слайда:

Третий Вселенский Собор был созван в 431 г., в гор. Ефесе, при императоре Феодосии 2-м Младшем. На Соборе присутствовало 200 епископов. Третий Вселенский Собор был созван в 431 г., в гор. Ефесе, при императоре Феодосии 2-м Младшем. На Соборе присутствовало 200 епископов.

Собор был созван против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках.

Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею.

Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию, — Богородицею. Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.

Слайд 11

Описание слайда:

Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году, в гор. Халкидоне, при императоре Маркиане. На Соборе присутствовало 650 епископов. Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году, в гор. Халкидоне, при императоре Маркиане. На Соборе присутствовало 650 епископов.

Собор был созван против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе.

Опровергая ересь, и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество.

Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами (одноестественниками).

Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория).

Слайд 12

Описание слайда:

Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году, в городе Константинополе, при знаменитом императоре Юстиниане I. На Соборе присутствовало 165 епископов. Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году, в городе Константинополе, при знаменитом императоре Юстиниане I. На Соборе присутствовало 165 епископов.

Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия.

Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто о этих трех сочинениях.

Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый 4-й Вселенский Собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство.

Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью. Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

Слайд 13

Описание слайда:

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в городе Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов. Собор созван был против лжеучения еретиков — монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю.

После 5-го Вселенского Собора волнения, производимые монофелитами продолжались и грозили Греческой Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах.

Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний, патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник, которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку.

Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества -Божеское и человеческое, — и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной. Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил Св.

Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных Соборов, и правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов, и составили так называемый «Номоканон», а по-русски «Кормчая Книга», которая и является основанием церковного управления Православной Церкви.

Слайд 14

Описание слайда:

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в гор. Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов. Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в гор. Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов.

Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил — поставлять и полагать в св.

храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным. Почитание св. икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре.

На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия.

Слайд 15

Описание слайда:

Источник: https://mypresentation.ru/presentation/patristika-IV—VIII-vekov-grecheskaya-patristika

Патристика в философии: основные этапы

Патристика-это самый первый и влиятельный этап в развитии философии христианства со второго по шестой век н.э. Само слово “патри” с латинского переводится как «отец». Это учение отцов христианской церкви, которые заложили основы Священного предания. Патристика в философии является одним из самых интересных исторических объектов.

В истории развития патристики исследователи выделяют три промежуточных этапа:

  • апостольский период;
  • эпоха апологета;
  • зрелая патристика.

Патристика-основа христианского богословия и философии

Греческая патристика - в помощь студенту

Учение зародилось ещё в древние века, когда молодая религия христианства столкнулась и переплелась с философскими знаниями поздней античности. Патристика включает в себя философские, теологические и политико-социологические мысли и идеи, которые были найдены в сочинениях ранних христианских философов, которых прозвали отцами церкви. Патристика-это основа христианской философии и богословия.

Отцами церкви традиционно назывались деятели христианской церкви со второго по восьмой век, которые создали её организацию и догматику. Известными отцами церкви в католическом течении христианства стали Августин, Григорий Первый Великий, Амвросий Медиоланский, Иероним. В православном же течении ими считались Василий Великий, Фанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов.

Главными качествами отцов церкви является:

  1. Православная вера.
  2. Святость жизни.
  3. Дар Святого Духа.
  4. Признание церковью.

Также были известны апостольские отцы, которые считались истинными учениками апостолов, либо учениками их учеников. Именно в сочинениях апостольских отцов появилось формирование основной проблемы христианского философствования.

Патристика представляет из себя доктринальную форму построения культуры христианства, сложную систему переплетения христианских ценностей и античного наследия философии. Как бы не были оба эти течения различны, они точно сходятся в одном: элемент в религии сильно превосходит над рациональными идеями философии.

Главным отличием патристика как исторически философского элемента является нежелание принимать свободный философский поиск.

Патристика признает только общую истину откровения, нуждающуюся в истолковании и разъяснениях, и в тоже время играет общее достояние всего общества христианства.

Патристику считают единственным учением в христианской традиции, которое раскрывается разными авторами с разной глубиной.

Как и патристика средних веков развивалось и другое учение-схоластик. Её период начинает с шестого века и заканчивается пятнадцатым нашей эры.

Схоластика

Схоластика представляет собой особое направление в философии средних веков, которое склоняло богословие христианства к учению Аристотеля. Основной задачей этого направления было оправдать веру с помощью разума. Иными словами, мыслители старались найти рациональное объяснение веры в Бога. Из-за её философии схоластику иногда путают с патристикой.

Само учение схоластики предназначалось для обучения основным христианским традициям и принципам. Несмотря на различия, патристика и схоластика всегда дополняли друг друга. Основываясь на одних и тех же принципах, и символике, они оставляли вместе искали ответы на общие вопросы. Современные философы подчеркивают, что схоластика до сих пор живет в патристике.

Одним из известных мыслителей схоластики был Фома Аквинский. Именно он выступил против идеи о том, что природа и дух противостоят друг другу. Мнение философа заключено в том, что для изучения человека, нужно понять единство его тела и души.

Греческая патристика - в помощь студенту

В современном мире схоластикой называют идеи или понятие, которые сильно отличаются от реальных представлений о мире, и их невозможно проверить опытным путем.

Главными особенностями схоластики является:

  • Развитие культуры цитирования.
  • Краткие изложения по каждому вопросу.
  • Рассматривает каждую деталь, идею и мнение.

К проблемам же этого учения относится следующее:

  • Проблема знаний и веры.
  • Доказательство существования Бога.
  • Проблема единичного и общего.

Периодизация патристики

Как считают религиозные мыслители, философское учение должно помогать совершенствовать веру в христианскую религию, которая выше любого знания, поскольку является его завершением. В этом случае философия теряет свою самостоятельную деятельность и начинает играть роль проводника человека к богу.

С помощью патристики был внесен большой вклад в создание христианской этики и эстетики общества в средние века.

Различают греческое и римское направление патристики. Основными её периодами являются:

  • апологетика или ранняя патристика (со второго по третий век). Представителями этого направления были Татиан, Климент, Юстин, Тертуплиан. Основной проблемой ранней патристики было отношений христианства к античному наследию.
  • патристика зрелая (с третьего по пятый век). Развивалась на Востоке, и в её деятельности принимали участие Григорий Нисский со своим братом Василием Великим Кессаривским, Амфилохий Ионийский, Гигорий Богослов Назианзин и др. На Западе в её деятельности участвовал Августин. Основной задачей этого направление была война с ересями.
  • патристика поздняя, которая основывалась на проблемах систематизации вероучения христианства. Основными фигурами в этом учении были Иоанн Дамаскин на Востоке и Боэций на Западе.

У патристики было особо выдающаяся роль в истории развития культуры христианства. Так, Августин Блаженный собственными учениями повлиял на средневековую философию. Этот мыслитель стал известен тем, что уделял много внимания на природу человека и его самопознание.

Читайте также:  Учет лизинговых операций - в помощь студенту

Августин Блаженный и его взгляды

Августин Аврелий (354-430), он же Блаженный, был одним из крупных представитель патристики Запада. Ему принадлежат такие сочинения: “О граде Божием”, “О свободной воле”.

Августин считал, что бог ни что иное, как высшая сущность, которая превосходит по силам и знаниям созданный им мир. Бог является конечным пунктом всех идей и поступков человечества.

Из этого следовало, что душа значительно превосходит тело, чувства и воля владеют над разумом. Душа представляет из себя намного совершенней фигуру, чем тело, поскольку она бессмертна и вечна, и только ей дано познать Бога. У воли есть преимущество над разумом, поскольку она является активной фигурой.

В собственных учениях Августин призывал к самопознанию. Он говорил об истине к богу, превышающую все человеческие возможности, и это дает вовсе не разум. а вера. То же говорилось и о благе, которое можно получить не из знаний, а из любви к Богу.

Так все учение Августина строилось вокруг бога как единого и совершенного бытие. Каждая отрасль знания сливается с другой, поскольку исходит лишь из одного начала, коим является бог. Бог представлялся как истинный источник знаний и высшие предметом этики и доброты.

Подобное поклонение богу и идеи полного подчинения ему сыграли с Августином злую шутку, породив серьезные проблемы.

Учеников мучали вопрос, почему, если бог является олицетворением добра, то в мире живет зло? В ответ на это мыслитель говорил, что в мире не существует двух начал, по силе равных друг другу. Иными словами, существование бога (добро) и дьявола (зло) принизило бы существование создателя мира.

Но вместе с этим Августин уверял, что нельзя требовать ответственности от бога за причиненное людьми зло в мире. Так и появилась теодицея-проблема оправдание бога перед мировым злом.

Августин блаженный первым создал собственную теодицею в собственных рассуждениях. Так он полагал, что бог с его волей является единственным высшим благом. Все созданное Богом только добро, а зло просто не существует.

Зло не являлось особым существом, а лишь считалось отступлением от добра, своеобразным дефектом. Именно поэтому реально только истинное добро, и не существует никакого истинного зла. Оно лишь тень, которое отбрасывает добро.

И на зло способен лишь тот несчастный человек, который отвернулся от бога и сосредоточился на собственной жизни.

Чтобы избавиться от человеческой гордыни, мыслитель спорил с монахом Пелагием, который был уверен, что человеческая воля должна быть свободна, и ввел под сомнение идею первородного греха. Пелагий считал, что, совершая правильные поступки, люди получают результат собственных моральных усилий.

Человек способен сам себя привести к спасению. Именно эти взгляды Августин жестоко раскритиковал. Он отрицал возможность того, что кто-нибудь из людей способен самостоятельно избавиться от своих грехов. И только божья благодать способна подарить надежду на спасение души.

Так бог выбирал избранников для спасения, и его выбор не зависел от человеческих заслуг.

Своим учением Августин создал фундамент философии христианства, проведя итоговый разрыв с учениями греков.

Греческая патристика - в помощь студенту

Историко-философский феномен

Патристика, играя роль историко-философского феномена является общим учением, которое раскрывает мысли и идеи отцов церкви. Явление патристики рассматривается исследователями, как сочетание богатства и разнообразия всех его составляющих элементов.

С помощью этого можно провести оценку уникальности каждого из представителей патристики и его влияние на учение. Для исследователя, который не собирается вникать в саму суть учения, патристика станет настоящим кладом исторических данных и идей великих людей.

Отсюда ясно, что саму патристику можно принимать как построение культуры христианства и научную дисциплину.

Как уже было сказано, патристика-это совокупность ценность христианской религии и эллинских философских учений. Благодаря этому христианство получило новое содержание для Откровения, чтобы сделать его таким понятным, чтобы идеи мыслителей стали понятны для простого народа.

В философии, патристической направленности, со времен зарождения жили две идеи. Первая заключалась в том, что необходима вера в бога и покорность его решениям.

Человеку не обязательно стремиться достичь уровня создателя мира, поскольку бог является центром начала и конца всего.

Вторая же идея говорила о том, что необходимо познать бога в его творениях, представлять все сущее как ясную гармонию мира, увидеть отблески его мудрости, покоя и света, не подвергать сомнению справедливость его решений и выражать любовь к богу.

Патристика играет сложную роль общего учения, которое раскрывает и излагает мысли и идеи различных отцов церкви.

Если посмотреть на патристику с “внешней” стороны, не обращая внимания на её личные критерии и правила, то можно увидеть все разнообразие и богатство составляющих данное учение. Можно также провести оценку отдельного представителя учения и вклада в общую идею.

Патристику исследователи рассматривают, как полное собрание философ в древние века их собственных позиций, и как духовный феномен, который состоит из нескольких ступеней и ответвлений.

Патристика-это сокровище, которое подарили христианство и эллинская философия. И это сокровище живет в наше время, как сборник философских идей.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/patristika.html

Патристика в культуре западного Средневековья — лекции на ПостНауке

ВИДЕО Средневековая культура немыслима вообще без того наследия, которое мы называем патристикой, или сочинениями Отцов Церкви. Отцами Церкви называется целый ряд мыслителей (как бы мы сейчас сказали — деятелей, но это не слишком удачное слово) церкви первых веков христианства. Апостолы — это более чем Отцы. Но уже первые апологеты — Тертуллиан, Юстин — в то же время считаются Отцами Церкви, учителями.

Переход христианства в статус одной из официальных религий, а потом единственной официальной религии всего средиземноморского и европейского мира привел к тому, что христианство должно было как-то себя переосмыслить, стать одновременно настоящей философией, политической мыслью (причем все это не разделялось) и, конечно же, богословием. Христианское богословствование в те времена еще не было наукой, но это был набор проблем и вопросов, набор практик и техник — как дидактических, так и мыслительных. Христианское богословствование вбирает в себя опыт как классической философии, так и современных течений христианской мысли, прежде всего неоплатонизма. И каково мировоззрение этих Отцов Церкви — это, конечно, большой вопрос. Но, останавливаясь на нем кратко, попытаемся выделить то, что стало важным для всего дальнейшего опыта христианских поэтов, художников и мыслителей следующих веков.

Великие Отцы Церкви на Западе — это Аврелий Августин (наверное, самый известный из них), Иероним Стридонский — переводчик Библии с греческого и древнееврейского на латынь, Амвросий Миланский, или Медиоланский (от Mediolanum — Милан), и, наконец, правивший примерно в 600 году папа Григорий Великий, в русской православной традиции — Григорий Двоеслов (такое странное наименование происходит от греческого διάλογος; он автор сочинения «Собеседования о жизни италийских отцов», а «собеседования» — это dialogue по-латински).

Греческая патристика - в помощь студенту5 мифов о западном Средневековье

Это латиноязычные Отцы Церкви. Они жили в основном в IV–V веках, Григорий Великий немного позже.

На Востоке тоже были свои Отцы Церкви, причем отношение к ним в православной традиции, может быть, даже более трепетное и, так сказать, церковное, чем на Западе, потому что они всегда традиционно изображаются в алтарном пространстве православных церквей (у нас сохранилась масса таких храмов).

Отцы Церкви, отцы-каппадокийцы Григорий Назианзин, Григорий Нисский и Василий Великий — создатели восточнохристианского богословия. Это также Иоанн Златоуст — патриарх Константинопольский и одновременно создатель, зачинатель литургии.

Согласно преданиям, именно он автор нашей литургии, которая служится и в наших церквях по сей день, и в греческих церквях, во всех православных церквях. И еще целая группа Отцов Церкви должна быть названа отдельно — так называемые соборные отцы. Они тоже причислены к лику святых — это такая коллективная святость. Это те, кто участвовал в семи Вселенских соборах.

На Западе почитаются (может быть, не так достойно, но все-таки почитаются) те, кто участвовал в Поместных соборах.

Скажем, для испанской традиции очень важна целая серия соборов в Толедо, проходившая до арабского завоевания в начале VIII века, сформировавшая свою национальную церковь, только постепенно реально присоединившуюся к Риму.

Во всех странах при варварах, при варварских королях проходили такие Поместные соборы, имевшие огромное значение для жизни того времени. И на Востоке тоже проходили такие Поместные соборы. Скажем, канон Нового Завета, напомню, разрабатывался прежде всего на таких Поместных соборах, просто утвержден был на Вселенском.

Какие были эти Отцы Церкви? Это были, конечно, прежде всего великие мыслители. Если бы они не были мыслителями, то от них бы не осталось великих сочинений. Мы бы знали о них как об исторических персонажах, как мы знаем об императорах. Императоры — великие люди, но они за редким исключением не оставили никаких особых писаний, это не их дело.

Отцы Церкви были епископами, архиепископами, даже патриархами или папами римскими, как Григорий, как Лев Великий, как Иоанн Златоуст, тот же Афанасий Великий — патриарх Александрийский. Это иерархи. То есть в какой-то степени они политики, хозяйственники, если угодно, одновременно целители душ, причем не каких-то там душ, а, как мы бы сейчас сказали, душ олигархов.

Они исповедовали, они причащали, они проповедовали.

Поскольку это были неординарные проповедники, то их проповеди часто записывались. Например, проповеди Августина до сих пор даже не все опубликованы, притом что это древний, казалось бы, хорошо известный автор.

До сих пор ученые (например, Франсуа Дольбо во Франции) находят среди прочих проповедей, сохранившихся в сборниках, и проповеди самого Августина.

Это настоящая сокровищница для любого историка — необязательно историка религии, потому что они касались фактически всех вопросов, волновавших людей от атлантического побережья до Месопотамии, на Западе и Востоке. Проповеди были и на греческом, и на латыни, и на сирийском — это три великих христианских языка того времени, IV–VII веков.

Греческая патристика - в помощь студентуПраведные пчелы и правильные стерхи

Помимо проповедей и писем, Отцы Церкви писали и сочинения на определенные сюжеты. Это и богословские сюжеты, и сюжеты этические. И прежде всего, конечно, комментарии на отдельные книги Ветхого и Нового Завета.

Например, если мы с вами захотим познакомиться с Библией, с Ветхим Заветом, то возьмем какую-то отдельную книгу о Новом или Ветхом Завете, чтобы составить себе общее представление. Не так было тогда, Священное Писание знали и так. Но каждая книга Ветхого или Нового Завета воспринималась отдельно и нуждалась в объяснении, изложении, раскрытии.

Этот тип изложения Священного Писания был назван словом «экзегеза». По-гречески ἐξήγησις значит буквально ‘изложение’. Но это не то изложение, которого от нас требуют в качестве школьного упражнения: «Изложить своими словами». Эти свои слова для Отцов Церкви — это уже некая освещенная временем традиция.

То есть Отцы Церкви не выдумывают что-то, они используют свое риторическое школьное образование, умение красиво изложить какие-то мысли с каким-то божественным вдохновением. Они постоянно обращают свои взоры в небо, даже если говорят о самых простых и тривиальных человеческих чувствах, человеческих грехах. Литература, созданная Отцами Церкви, всегда наставительная.

Мы в любом тексте почувствуем какое-то напоминание мне, конкретному читателю, о том, что я несовершенен, о том, что должен куда-то двигаться. Литература все время к чему-то подталкивает. Она не просто показывает мир таким, какой он есть. Она всегда заинтересованная, она старается заинтересовать слушателя или читателя.

Когда мы читаем эти тексты (некоторые из них доступны в сносных русских переводах — как греческие, так и латинские тексты), мы должны понимать, что перед нами не литература в строгом смысле этого слова, а это речь, которую записывают и потом уже редактируют, примерно как наши интервью, переложенные на бумагу. Интервью предполагает какой-то привкус звучащей речи, но это не совсем звучащая речь. Так и эти многочисленные тексты, составляющие сегодня многотомные собрания. Это сотни томов. На русском языке доступно относительно немного, то есть, может быть, десятки текстов, но все-таки не сотни текстов. У нашего читателя, человека, интересующегося этой эпохой, в России, к сожалению, относительно немного таких русскоязычных ресурсов, чтобы реально познакомиться с этой литературой. Все же мы должны представить себе такую речь, звучащую в толпе, на площади или в храме. Это всегда наставления.

Есть великие тексты, которые переведены. Это, например, некоторые сочинения Августина, прежде всего его «Исповедь» и огромный трактат «О Граде Божием» — тексты, которыми зачитывалось все Средневековье. Другой великий текст не переведен — «Моральное толкование на книгу Иова».

Это вечная книга и вечная тема справедливости или несправедливости, царящей в этом мире. Человек Иов оказался перед лицом великих искушений, и он ропщет, но в конце концов находит единение с Богом. И вот Григорий Двоеслов примерно в 585 году читает гомилии — это тоже такие беседы.

Это не совсем проповедь, а это собеседование с каким-то ближайшим окружением. Он тогда еще не папа, а просто монах-бенедиктинец — конечно, непростой. Но это написано очень простым языком. Августин еще такой совершенно античный человек, ритор по большому счету, полностью уверовавший в Христа.

Григорий — это уже следующее поколение, человек, тоже вполне владевший латинской словесностью. Но Августин жил при императорах, а Григорий живет в Риме, где он единственный хозяин, а вокруг лангобардская тьма невежества.

И он старается не расплескать евангельскую истину, великую и сложную, и одновременно выразить ее простым языком, который будет понятен его пастве.

Греческая патристика - в помощь студентуМаргиналии на полях средневековых рукописей

И, как мне кажется, смысл того коллективного послания, которое оставили нам Отцы Церкви, как раз состоит в таком специфическом раскрытии прежде всего евангельской, христианской истины на языке, понятном и доступном широкой верующей публике — от простого, но все-таки читающего на латыни, слышащего на латыни до высоколобого, скажем, вчерашнего неоплатоника.

Источник: https://postnauka.ru/video/68794

Поздняя патристика (конец V-VIII вв.)

Этот период не принес крупных новаций. Основные интересы концентрируются в области систематизаторства и комментаторства. Влияние неоплатонизма и мистические тенденции (особенно на Востоке) усиливаются, но при этом все заметнее начинает проявляться влияние аристотелизма. Христианское философствование понемногу начинает приобретать переходные к схоластике формы.

Литература: Столяров А.А. Поздняя патристика (конец V-VIII вв.)./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 — с.276

Греческая патристика.

Греческая патристика - в помощь студенту

Высшую степень синтеза неоплатонических и христианских элементов являет группа трактатов рубежа VI в.

(«О божественных именах», «О мистической теологии», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии»), дошедших под именем Дионисия Ареопагита (исторически известный Дионисий Ареопагит был обращен в христианство ап.

Павлом и считался первым епископом Афинским). Вопрос об авторстве остается открытым; наиболее вероятным автором с недавних пор считается богослов V в. Петр Ивер, грузин по происхождению.

Сочинения Псевдо-Дионисия написаны под большим влиянием Прокла, вслед за которым автор трактатов различает две теологии — катафатическую и апофатическую.

В русле первой теологии перечисляются всевозможные наименования Высшего начала, раскрывающие Его триединую сущность. В русле второй провозглашается сверхразумность Высшего начала, прикосновение к которому тождественно мистическому незнанию.

Говоря о Боге, Псевдо-Дионисий пользуется традиционными платоническими парадигмами.

Бог — сверхсущее единое, содержащее в себе принцип всякой множественности. Поэтому, будучи монадой, Бог одновременно является и триадой. Но никакое имя не в силах полностью раскрыть недоступную уму сущность, которая есть источник всякого блага.

Космологическая теория излагается преимущественно в трактате «О небесной иерархии». Мир предстает в нем как иерархическая структура, своего рода «лестница», соединяющая тварное бытие с Творцом.

Вершину «лестницы», преддверие Бога, занимают херувимы, серафимы и престолы (первая триада), далее следуют господства, силы и власти (вторая триада), затем — начала, архангелы и ангелы (третья триада).

Зло традиционно понимается как ничто, как умаление блага и бытия. Сущее порождает из себя жизнь, или Божественную Мудрость, Софию. Так неоплатоническое учение об эманации соединяется с христианской идеей творения, ибо мир понимается как создание Высшей воли.

Церковная иерархия есть зеркальное отражение небесной. Примечательно, что Христология Псевдо-Дионисия чрезвычайно абстрактна и неразвита. Христос предстает здесь не столько Спасителем, сколько высшим проявлением Божественной природы, главой небесной иерархии.

Несмотря на большой «вес» неоплатонических элементов, а может быть благодаря ему, трактаты Псевдо-Дионисия оказали огромное влияние на средневековую схоластику и мистику, долгое время служили образцом для изучения и подражания, о чем свидетельствуют многочисленные комментарии и переводы.

На Востоке они весьма скоро были признаны образцовыми текстами, чему во многом способствовал Максим Исповедник (ок. 580-662), в творчестве которого догматическая строгость сочеталась с глубокой мистической религиозностью (основные сочинения: «Мистагогия», «О душе», «Вопросо-ответы к Фелассию», комментарии к трактатам Псевдо-Дионисия).

Обладая первоклассным теоретическим умом и вкусом к систематизаторству, Максим создал стройное учение о творении мира, в котором полемизировал с Оригеном. Большое внимание он уделил проблеме зла, считая его порождением превратно использованной свободы. Особенно много Максим сделал для развития христианской аскетики и мистики. Сочинения Псевдо-Дионисия приобрели широкую известность в VII в.

главным образом благодаря интерпретации Максима Исповедника.

Завершителем традиций патристики, крупным систематизатором и вместе с тем связующим звеном между патристикой и христианской философией средневековья был монашествующий писатель и поэт Иоанн Дамаскин (ок. 675-753). Судьба его сложилась очень необычно.

Родом из христианской семьи, он вынужден был жить среди мусульман. Отец Иоанна Сергий был чиновником, которого арабы назначили для надзора за христианскими общинами. Вероятно, именно должность отца унаследовал Иоанн, пользовавшийся расположением халифа в Дамаске.

Но последние годы жизни он провел в монастыре св. Саввы в Палестине.

В творчестве Иоанна гармонично соединились два философских направления христианского богословия — неоплатоническое и перипатетическое. Основной его труд — «Источник знания» — состоял из нескольких самостоятельных частей.

Читайте также:  Циклобутан - в помощь студенту

Первая часть («Диалектика») трактует о самых общих принципах познания и (подобно логике Аристотеля) разъясняет приемы доказательства и смысл логических категорий. Наряду с этим в «Диалектике» излагаются основы онтологии.

Написанная под несомненным влиянием Аристотеля, «Диалектика» призвана обосновать тезис о подчиненном положении научного знания и философии перед теологией.

Вторая часть («О ересях») посвящена истории и опровержению основных ересей, для чего Иоанн Дамаскин использовал материалы крупных ересиологов — Епифания, Феодорита и Леонтия Византийского. Наконец, третья часть («Точное изложение православной веры») содержит сводку канонических положений христианской догматики. В сочинении «О страстях» Дамаскин обосновывает свободу воли.

Методика Дамаскина во многом предвосхищала приемы европейской схоластики, на которую его труды оказали заметное влияние. Особенно высоким авторитетом Дамаскин пользуется в православной традиции. Латинские переводы трудов Дамаскина (XII в.) служили источником канонических формул и способствовали переориентации средневековой философии на аристотелизм.

Литература: Столяров А.А. Греческая патристика./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 — с.276-278

Латинская патристика.

Греческая патристика - в помощь студенту

Высочайшее уважение, которым Григорий пользуется в католической церкви, объясняется не столько его теологическими достижениями, сколько пастырской и организаторской деятельностью. Но несомненно, что в лице Григория латинская патристика обрела талантливого писателя, много сделавшего для утверждения тех форм, в которых латинская христианская культура была воспринята средневековьем.

К основным сочинениям Григория принадлежат: «Диалоги» (истории о чудесах итальянских монахов, изложенные в диалогической форме), «Нравственные толкования на книгу Иова», комментарии на книгу Иезекииля и Новый Завет. Значительную часть наследия Григория Великого составляет обширная переписка.

Кроме того, ему принадлежит устав жизни духовенства, имевший большое значение для всей последующей истории церкви.

Прочие латинские авторы этого периода обычно рассматриваются в рамках истории средневековой философии. Объективно они являются посредниками между зрелой патристикой и схоластикой. Все они находятся под влиянием неоплатонизма, но у многих заметно уже влияние Аристотеля.

Комментаторские интересы сближают их с греческими авторами того же периода. Из авторов конца V — начала VI вв. наиболее важны Марциан Капелла, Клавдиан Мамерт, Боэций. Далее следует упомянуть Кассиодора (ум. ок. 562), Мартина из Бракары (ум. 580), ученого энциклопедиста Исидора Севильского (ум.

636) и, наконец, Беду Достопочтенного (ум. 735).

Литература: Столяров А.А. Латинская патристика./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 — с.279-280

Источник: https://cyberpedia.su/10xbcbf.html

Зрелая патристика (IV-V вв.)

В эту эпоху христианство становится
государственной религией, а патристика
достигает наивысшего расцвета.

Основные
особенности периода: подъем общего
уровня теоретизирования; создание
многочисленных универсальных теологических
систем на основе платонизма и неоплатонизма;
сочетание философских конструкций с
проблематикой догматических споров и
окончательное преодоление чрезмерно
«логичного» представления о Боге.
До Августина несомненное первенство в
области теории принадлежит Востоку.

Основная догматическая коллизия IV в. —
борьба с арианством, в которой Запад
принимал лишь весьма скромное участие.
Учение александрийского пресвитера
Ария (ум. 335) о неравносущности Ипостасей
Св. Троицы не представляло собой ничего
нового на фоне теологических исканий
II-III вв.

Бог Ария — абсолютная монада;
ее самодостаточность исключает передачу
Божественной сущности чему-либо еще.
Следовательно, рассуждал Арий, Вторая
и Третья Ипостаси неединосущны Первой.

«Троица» для Ария — понятие не
онтологическое, а временное (ибо всякое
рождение он в отличие от Оригена
представляет как временной акт); таким
образом, Ипостаси не совечны и возникают
одна за другой.

Учение Ария представляло собой донельзя
огрубленный и упрощенный оригенизм;
само по себе оно поначалу казалось
неопасным, а к тому же было осуждено на
I Вселенском соборе в Никее (325 г.). Тем
не менее повсеместное «богословское
сочувствие» (10, с.

14), с которым оно
встречалось на Востоке, свидетельствовало
о глубоком влиянии рационалистических
посылок Александрийской школы (и прежде
всего Оригена) — влиянии, от которого
Восток освобождался долго и трудно.

А
пока радикальные ариане, так называемые
аномеи, возглавляемые Аэтием и Эвномием,
заявили, что знают природу Бога так же
хорошо, как Бог знает Сам Себя.

Именно скрытый богословский оригенизм,
служивший идеологической основой
арианства, и осознавался как главная
опасность наиболее авторитетными
представителями восточной патристики
— Афанасием Александрийским и
Каппадокийцами.

Литература: Столяров А.А. Зрелая
патристика (IV-V вв.)./История философии.
Запад-Россия-Восток. Книга первая.
Философия древности и средневековья.-
М.:Греко-латинский кабинет, 1995 — с.266

Греческая патристика

Неоспоримое первенство в борьбе с
арианством принадлежит Афанасию
Александрийскому (ок. 293-373). Афанасий
родился в христианской семье и получил
хорошее образование; как секретарь
епископа Александра Александрийского
присутствовал на Никейском Соборе. В
326 г.

Афанасий был избран епископом
вместо скончавшегося Александра и
пробыл в этом служении сорок семь лет.
Жизнь Афанасия проходила неспокойно,
в постоянной борьбе с арианствующими
епископами, в постоянном изгнании. В
Александрии он спокойно провел лишь
последние годы жизни.

Не будучи систематиком, Афанасий излагал
свои творческие взгляды в многочисленных
антиарианских сочинениях, главные из
которых: три «Речи против ариан», четыре
«Послания к Серапиону», трактат «О
воплощении Бога-Слова». Тем не менее,
высокая теология зрелой патристики
многим ему обязана.

Афанасий остро
чувствовал опасность эллинизации и
рационализации христианства, таившуюся
в оригенизме и арианстве. Особые усилия
он приложил для возвышения самого
статуса веры: вера превыше знания.

В
тринитарном вопросе Афанасий
последовательно отстаивал Никейскую
формулу единодушия и тщательно исследовал
саму проблему происхождения Сына-Логоса.

Троица у Афанасия — нераздельное
сущностное единство; она не делится на
Творца и тварь, но вся целиком творящая.
Логос вечно рождается из существа Бога,
а не просто из Его воли, которая в некий
момент времени создает чувственный
мир.

Таким образом, Вторая Ипостась есть
субстанциальная часть Троицы, но не
тварный посредник между Богом и миром:
Отец и Сын единосущны. Афанасий впервые
устранил субординационизм из тринитарного
учения, но это последнее еще не приобрело
у него завершенности.

Основной миссией
воплощенного Слова-Христа является
спасение греховного человечества.
Сотериология — важнейшая часть учения
Афанасия.

Однако в отличие от Оригена
он рассматривает этот вопрос не
отвлеченно-философски, а со всем живым
трепетом истинного христианина, для
которого спасение есть главный вопрос
личного бытия.

Классику греческой патристики представляют
Каппадокийцы (Каппадокия — область на
северо-востоке Малой Азии) — Василий
Великий, его друг Григорий Назианзин и
младший брат Григорий Нисский, которые
переосмыслили и обогатили традицию
Оригена.

С Каппадокийцами связан
важнейший этап оформления христианской
догматики, хотя вряд ли можно квалифицировать
его как «христианизацию греческой
культуры» (11, с. 147). На долю трех великих
христианских мыслителей выпала задача
утверждения Никейского Символа веры,
ибо почти весь Восток был арианским или
полуарианским. Лишь в 381 г.

на II Вселенском
соборе в Константинополе тринитарные
споры были в основном завершены с
принятием Никео-Константинопольского
Символа в редакции Каппадокийцев.

Глава Каппадокийцев Василий Великий
(ок. 330-379) родился в Кесарии Каппадокийской
в христианской семье. Образование он
получил в Афинах, где ок. 350 г. познакомился
с Григорием Назианзином, а также с
будущим императором Юлианом.

Крестился
Василий только двадцати пяти лет от
роду и много путешествовал по Сирии и
Египту для знакомства с тамошним
монашеством.

После этого он вернулся в
родной город и там вместе с Григорием
Назианзином и несколькими друзьями
образовал небольшую общину; члены ее
занимались изучением теологии, особенно
Оригена.

В 370 г. Василий был избран епископом
Кесарии и принял на себя бремя борьбы
с арианами.

Теология Василия изложена в главных
его трудах — «Против Эвномия», «О Святом
Духе», «Шестоднев». Главная задача
теологии — четкое оформление учения о
единосущной триипостасной Троице, где
Третья Ипостась, Святой Дух, должна была
занять подобающее равноправное место
(хотя и Василий еще избегает именовать
Святой Дух Богом).

Можно считать
несомненным, что Василий предложил
нормативное употребление термина ουσια
(который он понимал как родовую сущность
Трех Лиц), а также термина υποστασις,
(«ипостась», некое индивидуальное
существование, тождественное Лицу
Троицы — Письмо 38).

Почти несомненно,
что он многим обязан учению Плотина о
трех высших «ипостасях» (Едином,
Уме и Душе) и в ряде мест следует ему
весьма близко (см. 12, с. 530 и сл.).

Существо Бога — выше познания, но о Боге
можно судить по Его творениям. «Шестоднев»
(девять бесед) разъясняет сотворение и
устроение мироздания — от первого дня
творения до появления человека.

В этом
труде Василий демонстрирует богатейшую
эрудицию, используя сочинения
многочисленных античных авторов,
числовую символику; он показывает
высокую осведомленность в естественнонаучных
областях, опирается на «Тимея» Платона
и «Физику» Аристотеля. С чрезвычайным
искусством, можно сказать, с блеском,
Василий применяет аллегорический метод.

Эти достоинства сделали «Шестоднев»
одним из самых известных сочинений
Василия, образцом для целого ряда
позднейших (в том числе средневековых)
подражаний.

В антропологии Василия человек выступает
как «микрокосм», ради которого был
создан весь мир. Психология (учение о
частях души) весьма близко напоминает
учение Платона. Грех рассматривается
как удаление от Бога, предпочтение
материального духовному, а добродетель
отождествляется с платоническим идеалом
созерцания.

Друг Василия Великого Григорий Назианзин
(ок. 330-390) был сыном епископа города
Назианз (откуда и прозвище Григория).
Образование получил в Кесарии
Каппадокийской, Кесарии Палестинской
(где была школа, основанная Оригеном) и
наконец в Афинах — там он познакомился
с Василием.

Став епископом Кесарийским,
Василий поставил своего друга в епископы
небольшого города Сасимы. Но Григорий
пробыл там недолго и вскоре переехал в
Константинополь.

После второго Вселенского
собора, на котором он председательствовал,
Григорий из-за разногласий с местным
епископатом вернулся в Каппадокию, где
и умер.

Среди Каппадокийцев Григорий выделялся
поэтическим даром и удивительным
мастерством красноречия, но при этом
славился и высокими теоретическими
интересами (заслужив прозвище «Богослов»);
подобно Василию, он вдохновлялся
сочинениями Оригена.

Литературное
наследие Григория состоит из сорока
пяти речей (или проповедей), стихов и
писем.

В теоретическом отношении особенно
важны пять теологических речей, обычно
называемых «Слова о Богословии»), в
которых тринитарное учение обосновывается
с помощью платонической диалектики и
защищается от нападок еретиков.

Несмотря на то, что из трех Каппадокийцев
Григорий Богослов был натурой наименее
«теоретической», ему принадлежит
заслуга окончательного оформления
тринитарной теологии на Востоке. Именно
этим объясняется его высочайший авторитет
среди христианских богословов.

Учение
Григория в основных чертах сходно с
теорией Василия Великого, но оно более
последовательно. Если Василий избегал
называть Святого Духа Богом, то Григорий
делает это всюду и решительно.

Бог един
по родовой сущности (одно Божество, одна
сущность, одна природа — нетварность),
но троичен по Ипостасям, каждая из
которых обладает особенным свойством
(соответственно, нерожденностью,
рожденностью, ниспосланием).

Не будучи систематическим мыслителем,
Григорий Назианзин являет собой образец
ревностного христианского платоника,
сыгравшего важную роль в развитии и
упрочении традиций христианского
платонизма.

Наиболее «философичным» среди
Каппадокийцев был Григорий Нисский
(ок. 335-394). Христианским воспитанием и
обучением Григория занимался Василий
Великий, который в 371 г. поставил младшего
брата в епископы каппадокийского города
Нисы. Григорий Нисский участвовал в
заседаниях второго Вселенского собора
и приобрел репутацию крупного
теологического авторитета.

По методичности и систематичности
построений Григорий более всех напоминает
Оригена, которого он ревностно почитал.
Основные теоретические сочинения:
«Большое катехетическое слово», «Против
Эвномия», «О душе и воскресении», «О
творении человека», «Шестоднев»,
комментарии на Св. Писание.

В духе
Александрийской теологии Григорий
стремится подкрепить веру разумом (хотя
первенство веры не подвергается
сомнению). Догматическая система должна
строиться рациональными методами, а
чисто научное знание может служить
раскрытию Божественной истины.

Строгие
методы диалектики незаменимы в
теологических рассуждениях.

Вера находит свое объяснение в мудром
и целесообразном мироустроении. В Боге
присутствует Вторая Ипостась — Сын-Логос,
принцип и источник творения. По Логосу
познается Бог-Отец, ибо не существует
разума без того, кто им обладает.

Подобным
же образом обосновывается существование
Третьей Ипостаси — Святого Духа,
единосущного Отцу и Сыну. В христианской
догматике это одна из самых значительных
попыток обосновать учение о Святой
Троице с помощью понятий о Божественных
атрибутах и отношениях.

Бог — единая
сущность в трех Ипостасях, но не три
бога.

Мир сотворен Богом не по необходимости,
но из переизбытка любви. Сама возможность
творения материи Богом заключена в том,
что материя есть лишь единство бестелесных
качеств. Человек, сотворенный по образу
и подобию Божьему, — венец творения.

Он
причастен Божественной сущности, но
благодаря свободе выбора способен
склоняться ко злу, которое Григорий
Нисский понимает, подобно Оригену и
неоплатоникам, как «лишенность»
блага, но не как самостоятельную
субстанцию. Ради восстановления падшего
человечества Бог принял человеческий
облик.

Антропология Григория излагается
в трактатах «Против Эвномия», «О творении
человека» и диалоге «О душе и воскресении».
Библейская история толкуется здесь
посредством платонической и перипатетической
философии. Характерно выдержанное в
платоническом духе учение о первочеловеке,
который (в отличие от позднейших людей)
лишен пола и бессмертен.

Душа пронизывает
все тело и рождается вместе с ним, но
является мыслящей чувствующей субстанцией.
Учение Григория о непременном соединении
всего мира и даже дьявола с Богом
напоминает соответствующую теорию
Оригена.

Несмотря на общий рационалистический
тон, учение Григория по существу было
глубоко апофатическим и прямо предполагало
сверхразумный путь Богопознания.
Григория Нисского можно считать одним
из основателей христианской мистики,
говорящей о непосредственном,
«экстатическом» созерцании Бога.
В этом отношении Григорий — прямой
предшественник Псевдо-Дионисия
Ареопагита.

Наряду с Каппадокийцами вершину
святоотеческой литературы представляет
Иоанн Хрисостом («Златоуст») (ок.
344-407). Он происходил из образованной
семьи и учился в Антиохии у знаменитого
ритора Либания. С 381 г.

он — пресвитер в
Антиохии, а с 398 г. — епископ
Константинопольский. В 404 г. вследствие
интриг местного духовенства Иоанн был
сослан на Восток, где и скончался.

В
глазах всего христианского мира Иоанн
остался образцом высокой честности и
личной скромности.

Иоанн Златоуст — не столько
богослов-теоретик, сколько непревзойденный
христианский мастер красноречия.
Большинство его сочинений — проповеди,
записанные слушателями и отредактированные
(число их приближалось к тысяче).

Теоретическая часть проповедей —
толкования на книги Ветхого Завета,
Послания ап. Павла, группа бесед «О
священстве». В области тринитарной
догматики Иоанн следовал Каппадокиицам
(«Против аномеев»).

Но главные достижения
Иоанна — риторически безупречная
христианская герменевтика и развитие
практической морали.

С Каппадокийцами высокая теология на
Востоке обрела классическую завершенность.
Прочие восточные авторы этой эпохи не
имеют столь большого значения, но многие
из них являются вполне самостоятельными
и достойными внимания — каковы прежде
всего монашествующие богословы Макарий
Египетский и Евагрий Понтийский,
сыгравшие значительную роль в развитии
христианкой мистики и аскетики.

В проповедях Макария Египетского (ум.
ок. 390) (его авторство, правда, порой
отрицается) заметно сильное влияние
стоицизма. Все сущее, кроме Бога, —
вещественно.

В душе, подобии Божьем,
есть еще одна, небесная душа.

Единение
с Богом и освобождение от греха — это
восстановление печати Святого Духа
благодатью при содействии человеческой
воли, результатом которого становится
полное просветление, созерцательный
экстаз.

Евагрий Понтийский (ум. ок. 399) был другом
Каппадокийцев и начал свое служение в
Константинополе, откуда в 385 г. уехал в
Палестину ради монашеского уединения.
Основные сочинения Евагрия — «Практик»,
«Гностик», «О молитве» — посвящены
философскому обоснованию аскетизма
при особом внимании к очищению души в
«умной» созерцательной молитве.

Далее следует упомянуть Синесия, епископа
Киренского (ум. ок. 413), неоплатоника,
ставшего христианином в зрелом возрасте.
В речах Синесия неоплатонические мотивы
порой превалируют над христианскими.

Современник Синесия Немесий, епископ
Эмесский, использовал в своем труде «О
природе человека» платовескую,
перипатетическую и стоическую философии.
Вслед за Платоном он признавал
предсуществование душ и вечность мира,
но отрицал фатализм.

В психологии Немесий
опирался на Аристотеля и оказал влияние
на Иоанна Дамаскина. Труд Немесия
является ценным источником по истории
греческой философии.

Наконец, Восток дал еще немало вполне
самостоятельных, хотя и нe первостепенных
богословов, каковы, например, Аполлинарий
Лаодикийский, Евстафий Антиохийский,
Дидим Александрийский, Макарий
Магнесийский и др.

Литература: Столяров А.А. Греческая
патристика./История философии.
Запад-Россия-Восток. Книга первая.
Философия древности и средневековья.-
М.:Греко-латинский кабинет, 1995 — с.266-271

Источник: https://studfile.net/preview/5751087/page:78/

Ссылка на основную публикацию