Глоссарий по психологии — в помощь студенту

  • СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
  • АГРЕССИВНОСТЬ — 1) склонность действовать энергично и, возможно, безжалостно для достижения поставленных целей; стремление к социальному доминированию, контролю над действиями и убеждениями других членов группы; 2) проявление агрессии, склонность действовать враждебно, агрессивно.
  • АГРЕССИЯ — любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
  • АДАПТИВНЫЙ — соответствующий, полезный, помогающий приспособлению.
  • АКЦЕНТУАЦИЯ — чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.
  • АФФИЛИАЦИЯ — потребность индивида в присоединении к группе.
  • БЕСЕДА — метод получения информации на основе вербальной коммуникации.
  • ТЕНДЕР — характеристика, с помощью которой обобщаются существующие в обыденном сознании определения понятий «мужчина» и «женщина».
  • ГРУППА — определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда; группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через него включена в систему общественных отношений.
  • ГРУППИРОВКА — объединение отдельных единиц информации с целью экономии места для хранения дополнительных сведений.
  • ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА — вербальное общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.
  • ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ — процесс взаимосвязи и взаимодействия, по которому происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предлагающим достижение определенного результата.
  • ДЕЦЕНТРАЦИЯ — умение принять точку зрения другого человека.
  • ДОКУМЕНТ — информация, фиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитных носителях или фотоносителях.
  • ИНДИВИД — отдельный представитель человеческой общности: представитель вида Homo sapiens; конкретный человек.
  • ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — характеристики, которые отличают индивида от всех других.
  • ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ — группы, через которые личность усваивает установки, ценности, традиции, обычаи, роли и ожидания, свойственные определенной культуре или социальному слою.
  • ИНТРОВЕРСИЯ — тенденция избегать социальных контактов и быть озабоченным собственными мыслями.
  • ИНЦИДЕНТ — действия участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.
  • КАТАРСИС — избавление от напряжения и беспокойства.
  • КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ — приписывание партнеру по общению определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности.
  • КИНЕСИКА — раздел невербального общения, изучающий передачу информации с помощью жестов, мимики, пантомимики, походки, позы.
  • КОММУНИКАТИВНЫЙ БАРЬЕР — психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.
  • КОММУНИКАТОР — лицо, передающее информацию.
  • КОМПЕТЕНТНОСТЬ — психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно.
  • КОМПРОМИСС — соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.
  • КОНВЕНЦИЯ (в психологии) — свод правил поведения, большей частью неписаных, но передаваемых из поколения в поколение, относительно того, какие формы поведения наиболее приемлемы для субъекта и для общества.
  • КОНФЛИКТ — процесс резкого обострения противоречия и борьбы сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого участника.
  • КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ — ситуация скрытого или открытого противоборства сторон-участников, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждого участника.
  • КОНФЛИКТНЫЙ ЧЕЛОВЕК — человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликтные ситуации.
  • КОНФОРМИЗМ — вынужденное принятие человеком норм группы и соответствующего поведения; желание быть похожим на других.
  • КООПЕРАЦИЯ — одна из основных форм межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели.
  • КРЕАТИВНОСТЬ — способность видеть вещи в новом свете и находить необычные решения проблем; способность к творчеству.

КУЛЬТУРА — набор правил, моральных норм и способов взаимодействия внутри группы. Каждый член общества должен изучать систему и структуру своей культуры.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Особенности регулирования земельных споров - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

ЛИДЕРСТВО — управление группой через спонтанно возникающее влияние.

ЛИЧНОСТЬ — качество человека, определяющее его бытие и проявляющееся в его сознательной деятельности.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ — понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых человек объясняет собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей. Внутренний локус контроля — это поиск причин поведения в самом человеке, а внешний — это локализация причин вне человека, в окружающей его среде.

  1. МАЛАЯ ГРУППА — люди, объединенные общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении.
  2. МЕНЕДЖМЕНТ (управление, руководство) — целенаправленное воздействие на людей с целью достижения поставленных целей.
  3. НАБЛЮДЕНИЕ — метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, значимых с точки зрения целей исследования.
  4. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ — информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.
  5. ОБЩЕНИЕ — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека, выработку единой стратегии взаимодействия.
  6. ОПРОС — метод получения информации, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
  7. ОРГАНИЗОВАННОСТЬ — способность коллектива самостоятельно создать организацию в ситуации неопределенности.
  8. ПРОКСЕМИКА — раздел невербального общения, который изучает передачу информации с помощью расстояния, взаимного положения, времени и места общения.
  9. ПРОФЕССИИ — исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.
  10. ПРОФЕССИОНАЛ — специалист, в совершенстве овладевший профессиональной деятельностью; сознательно изменяющий и развивающий себя в труде; вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию; нашедший свое индивидуальное предназначение; стимулирующий в обществе интерес к результатам своей деятельности; повышающий престиж своей профессии.
  11. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ — социальная общность, которая организована специально для эффективного достижения единых профессиональных задач.
  12. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА — свойства личности, совокупность которых отражает потенциальные или актуальные способности к данной деятельности, а их ослабление приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении и в дальнейшем к снижению эффективности профессиональной деятельности.
  13. ПСИХОЛОГИЯ — дисциплина, занимающаяся исследованием поведения и внутренних психических процессов и практическим применением получаемых данных.
  14. РЕЦИПИЕНТ — лицо, принимающее информацию.
  15. РУКОВОДСТВО — управление группой через зафиксированное формальное влияние.
  16. СЛЕНГ (жаргон, арго) — слова или выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий или социального положения, отличающиеся от общеразговорного языка.
  17. СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс становления личности человека.
  18. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ — восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.
  19. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп.
  20. СОЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ — способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению.
  21. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — форма интерактивного обучения с целью развития компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.
  22. СОЦИАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — понятие, отражающее степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам.
  23. СПЛОЧЕННОСТЬ — согласие, единомыслие, взаимное принятие мнений членами профессиональной общности.
  24. СТАТУС — интегративный показатель положения человека в системе социальных связей и отношений.
  25. СТЕРЕОТИП — чрезмерно обобщенное представление чего-то или кого-то.
  26. СУБЪЕКТ — человек или группа как активный участник деятельности.
  27. ТАКЕСИКА — раздел невербального общения, который изучает передачу информации с помощью физических контактов личности в ее сознательной деятельности.
  28. ТЕСТ — специализированный метод психодиагностики, с помощью которого можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления на основе нескольких суждений делается определенный вывод.
  29. УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ — определенный взгляд на предмет, человека или идею, основанный на убеждениях, эмоциях и поведении.

ФРУСТРАЦИЯ — психическое состояние, возникающее как следствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели или удовлетворению актуализированной потребности. Проявляется в ощущениях гнетущего напряжения, тревожности, чувства отчаяния, гнева и т.д.

  • выбирает, какой именно подход применить в конкретной ситуации.
  • ЭКСПЕРИМЕНТ — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность обследуемого с целью создания условий, в которых выявляется данный психологический факт.
  • ЭКСТРАВЕРСИЯ — тенденция направлять свою энергию вовне, озабоченность физическим и социальным окружением и получением удовлетворения от этого окружения; обращенность наружу.
  • ЭМПАТИЯ — постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека.

Я-КОНЦЕПЦИЯ — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представлений индивида о самом себе, на основании которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Ее составляющие: Я-реальное, Я-идеальное, Я-динамическое, Я-фантастическое и т.д.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Многоэлектронные атомы. общие принципы описания многоэлектронного атома - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Источник: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/01/22/glossariy-psikhologicheskikh-terminov

Глоссарий по курсу Психология общения

  • Глоссарий по курсу 
  • «Психология общения»
  • А
  • Агрессивное поведение — нападки на оппонента без учета ситуации и чувств, потребностей или прав объекта нападок.
  • «Агрессор» — человек, который добивается повышения собственного статуса, критикуя почти все или порицая других, когда дела идут не лучшим образом, и принижая личные качества и статус других.
  • Адаптация к аудитории — активный процесс вербального и визуального приспособления материала для представления конкретной аудитории.
  • Адвокат дьявола — человек, получивший задание защищать сторону спора, противоположную той, которую группа, как кажется, поддерживает.
  • Акроним — слово, составленное из начальных букв слов, входящих в сложное название.
  • Активная стратегия — получение информации о человеке со слов других людей.
  • Актуальность — субъективная ценность, которую люди приписывают информации, если она отвечает их потребностям и интересам.
  • Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.
  • «Аналитик» — человек, от которого ожидают исследования аргументации членов группы в ходе дискуссии.
  • Антонимы — слова, имеющие противоположный смысл.
  • Апеллирование к авторитетам — использование в качестве доказательства «экспертного» мнения человека, который не является авторитетом в данном вопросе.
  • Аргумент ad hominem («переход на личности») — аргумент, нацеленный на человека, выдвинувшего тезис, а не на содержание самого тезиса.
  • Артикуляция — придание звукам речи формы, превращающей их в распознаваемые вербальные символы, сочетание которых образует слово.
  • Ассертивность — умение постоять за себя в межличностных отношениях, защищая свои права и уважая права других.
  • Ассоциация — способность какой-либо мысли вызывать воспоминание о другой мысли, связанной с первой.
  • Атрибуции — причины, которыми мы объясняем поведение других людей.
  • Аффилиативные препятствия — препятствия, возникающие, когда некоторые или все члены группы больше озабочены под¬держанием гармоничных отношений с другими, чем принятием качественного решения. 
  • Б
  • Беглость — отсутствие колебаний и таких речевых помех, как «э», «так», «понимаете» и «типа».
  • Беседа — направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, являющееся последовательным взаимообменом мыслями и чувствами между двумя и более людьми.
  • Близкая информация — информация, которая затрагивает личное пространство человека.
  • Близкие люди — люди, которым мы доверяем свои самые сокровенные чувства. 
  • В
  • Вежливость — обращение с людьми, учитывающее их потребности быть оцененными и защищенными.

Вербальное общение — использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

  1. Взаимопонимание — понимание того, что оратор и аудитория располагают одними и теми же сведениями, а также испытывают похожие чувства и имеют общий опыт.
  2. Визуализация — мысленное представление того, как вы что-то успешно делаете.
  3. Внешние шумы — предметы, звуки и другие воздействия окружающей обстановки, отвлекающие внимание людей от того, что говорится или делается.

Внутренние шумы — мысли и чувства, мешающие коммуникационному процессу. Вокальные помехи — лишние звуки или слова, которые нарушают плавность речи.

Воспринимающий информацию или точку зрения — человек, который выясняет мысли и мнения других людей по стоящим перед группой проблемам.

Восприятие — процесс выборочного отражения информации и приписывания ей значения.

Временной, или хронологический, порядок — перечисление основных положений в соответствии с последовательностью идей или событий, с концентрацией внимания на том, что идет первым, вторым, третьим и т. д.

  • Выполнение задачи — стадия развития группы, когда умения, знания и способности всех ее членов соединяются для того, чтобы преодолевать препятствия и успешно достигать целей.
  • Выработка норм — стадия развития группы, на которой группа закрепляет свои правила поведения, в особенности те, что касаются разрешения конфликтов. 
  • Г
  • «Гармонизатор» — человек, от которого ожидают вмешательства в групповую дискуссию, когда конфликт угрожает нанести вред ее сплоченности или отношениям между отдельными членами группы.
  • Гетерогенная группа — группа, состоящая из людей разного пола и возраста, имеющих разный уровень подготовки, а также разные установки и интересы.
  • Говорить уместно — выбирать язык и символы, приспособленные к нуждам, интересам, знаниям и отношениям слушателей.
Читайте также:  Вода в природе - в помощь студенту

Источник: https://infourok.ru/glossariy-po-kursu-psihologiya-obscheniya-1215607.html

Б1.В.ОД.1 Психология и педагогика_Э

Обзор глоссария по алфавитуА | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Страница:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  …  35  (Далее)  Все

понятие, используемое для обозначения личностного начала человеческой психики.
согласованная, непротиворечивая и вербально зафиксированная система представлений человека о самом себе, итог познания и оценки самого себя через отдельные «Я»-образы.
качество человека, выражающееся в проявлении враждебности, негативных чувств по отношению к другим людям, стремление к насильственным действиям по отношению к окружающим людям или объектам. А. может являться формой снятия внутреннего напряжения, а также формой проявления патопсихологических личностных  процессов 
приспособление организма к внешним условиям. Различают физиологическую, психофизиологическую, психологическую, социально-психологическую и социальную А.
высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
право образовательной организации на вы­дачу своим выпускникам документа государственного образца об образовании, на включение в систему централизованного государ­ственного финансирования и на пользование гербовой печатью.
область научного знания, комплекс научных дисциплин, объектом которых является человек в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения
чрезмерно сильное развитие, выделение каких-либо черт характера человека на фоне остальных.
черта характера человека, проявляющаяся в потребности делать добро для людей, оказывать им помощь, поддержку, причем бескорыстно, иногда в ущерб себе и собственным интересам.
сложное состояние личности, связанное с одновременным проявлением противоположных эмоций и чувств. Обычно носит характер внутриличностного конфликта.

Страница:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  …  35  (Далее)  Все

Источник: https://sdo2.irgups.ru/mod/glossary/view.php?id=2541&mode&hook=ALL&sortkey&sortorder&fullsearch=0&page=-1

Словарь основных терминов по психологии

  • Словарь основных терминов по психологии
  • девиантного поведения
  • Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения
  • (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или
  • вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
  • Агрессивность – черта характера, выражающаяся во враждебном отношении
  • человека к людям, к животным, к окружающему миру.
  • Агрессивное поведение — поведение, нацеленное на подавление или причинение
  • вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
  • Адаптация — процесс приспособления к требованиям окружающей среды.
  • Адекватность поведения — согласованность поведения с конкретной ситуацией,
  • условиями.
  • Аддиктивное (зависимое) поведение — поведение, связанное с психологической
  • или физической зависимостью от употребления какого-либо вещества или от специфической активности, с целью изменения психического состояния.
  • Аддикция — зависимость.
  • Алкоголизм — хроническая психическая болезнь, развивающаяся вследствие
  • длительного злоупотребления спиртными напитками.
  • Анозогнозия — отрицание болезни или ее тяжести.
  • Антисоциальное поведение — поведение, противоречащее социальным нормам,
  • угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.
  • Асоциальное поведение — поведение, уклоняющееся от выполнения морально-
  • нравственных норм.
  • Аттитюд — социальная установка — ориентация личности на групповые или
  • социальные ценности, готовность действовать в соответствии с ними.
  • Аутогенная тренировка – система приемов психического самовоздействия,
  • обучающая управлению некоторыми вегетативными функциями и психическими

процессами, развитию навыка расслабления (релаксации) мышц. Обеспечивает полноценный отдых тела и ума от физических и психических нагрузок, формирует навыки самообладания, стрессоустойчивости. Основная роль в овладении этим методом принадлежит самоконтролю,

  1. который сопровождает процесс развития релаксационного состояния.
  2. Аутистическое поведение — поведение, проявляющееся в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.
  3. Аутодеструктивное поведение — поведение, связанное с причинением себе вреда,разрушение своего организма и личности.
  4. Вуайеризм (визионизм) — сексуальная девиация, связанная со стремлением к
  5. подглядыванию за обнаженными людьми или интимными отношениями.
  6. Гендер — пол.
  7. Геронтофилия — сексуальная девиация, связанная с половым влечением к
  8. пожилым людям и старикам.
  9. Гомосексуализм — выбор объекта того же пола для достижения субъектом
  10. сексуального возбуждения и удовлетворения.
  11. Гэмблинг — игровая зависимость.
  12. Девиантология — раздел науки, изучающей девиации.
  13. Девиация — отклонение от нормы.
  14. Девиантное (отклоняющееся) поведение — устойчивое поведение личности,
  15. отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
  16. Дезадаптация — состояние сниженной способности (нежелания, неумения)
  17. принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.
  18. Деликт — действие, нарушающее правовые нормы.
  19. Делинквентное поведение — действия конкретной личности, отклоняющиеся от
  20. установленных в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающие
  21. общественному порядку.
  22. Деструктивное поведение — поведение, причиняющее ущерб, приводящее к
  23. разрушению.
  24. Детерминация поведения — совокупность факторов, вызывающих,
  25. провоцирующих, усиливающих и поддерживающих определенное поведение.
  26. Зависимость — стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения
  27. удовлетворения или адаптации.
  28. Защитное поведение — действия, посредством которых люди избегают боль и
  29. фрустрацию в социальных отношениях.
  30. Зоофилия (содомия) — сексуальная девиация, связанная с половым влечением к
  31. животным.
  32. Интервенция — воздействие с целью позитивных изменений, например
  33. преодоление нежелательного поведения (коррекция поведения, реабилитация личности).
  34. Классическое обусловливание (условный или респондентный рефлекс) — это
  35. научение условной реакции (реакции на индифферентный стимул), соединенной во времени и пространстве с безусловным стимулом (вызывающим врожденные реакции организма).
  36. Клептомания — патологическое воровство.
  37. Компульсивное поведение – поведение или действие, предпринимаемое для

интенсивного возбуждения или эмоциональной разрядки, трудно контролируемое личностью и в дальнейшем вызывающее дискомфорт. Такие паттерны поведения могут быть внутренними (мысли, образы, чувства) или внешними (работа, игра). Компульсивное поведение дает возможность имитации хорошего самочувствия на короткий период, не разрешая внутриличностных проблем.

  • Конформистское поведение — поведение, лишенное индивидуальности,
  • ориентированное исключительно на внешние авторитеты.
  • Копинг-поведение — совладание со стрессом.
  • Копинг-ресурсы — совокупность внутренних и внешних ресурсов,
  • способствующих успешному преодолению стресса конкретной личностью.
  • Копинг-стратегии — индивидуальные стратегии преодоления стресса.
  • Маргинальностъ — принадлежность к крайней границе нормы, а также к
  • пограничной субкультуре.
  • Мотивированность поведения — внутренняя готовность действовать,
  • регулируемая ведущими потребностями, ценностями и целями личности.
  • Наркомания — непреодолимая потребность человека в систематических приемах
  • наркотических средств для достижения чувства физического и психического наслаждения или для избежания тяжелого соматопсихического дискомфорта при отсутствии наркотического вещества.
  • Нарциссическое поведение — поведение, управляемое чувством собственной
  • грандиозности, обращением либидо на себя, а также повышенной потребностью в
  • подтверждении своей значимости извне.
  • Научение — процесс приобретения и сохранения определенных видов поведения на основе реакции на возникшую ситуацию.
  • Некрофилия — сексуальная девиация, связанная с половым влечением к трупам.
  • Нормальное поведение («стандартное») – соответствует социальным нормам,

характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности.

  1. Оперант — поведение, определенное своим последствием.
  2. Оперантное обусловливание — выработка условной реакции (научение) благодаря последствиям поведения и самоподкреплению.
  3. Оперантное поведение — поведение, которое оперирует в окружающей среде,
  4. производя последствия.
  5. Патологическое поведение – отклоняющееся от медицинских норм,
  6. проявляющееся в форме конкретных симптомов, снижает продуктивность и
  7. работоспособность личности, вызывает сочувствие или страх окружающих.
  8. Педофилия — сексуальная девиация, связанная с сексуальным влечением к детям.
  9. Пенитенциарная система — система содержания правонарушителей, места
  10. отбывания ими наказания.
  11. Перверсия — фиксированное стойкое сексуальное поведение, связанное с
  12. отклонениями в выборе сексуального объекта или способа сексуального удовлетворения.
  13. Пиромания — патологическое влечение к поджогам.
  14. Поведение — процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный
  15. индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков. В структуру человеческого поведения входят: мотивация и целеполагание, эмоциональные процессы, саморегуляция, когнитивная

переработка информации, речь, вегето-соматические проявления, движения и действия. Основные формы поведения: вербальное и невербальное, осознаваемое и неосознаваемое, произвольное и непроизвольное.

  • Превенция — воздействие с целью предупреждения, профилактики нежелательного явления.
  • Продуктивность поведения — степень реализации в поведении сознательных
  • целей личности.
  • Промискуитет — беспорядочные половые связи, представляющие угрозу для
  • здоровья субъекта и его межличностных отношений.
  • Психологическая защита — бессознательные механизмы уменьшения или
  • устранения любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости индивида.
  • Релаксация — расслабление.
  • Ретризм — уход от выполнения социальных норм, от социального взаимодействия.
  • Садомазохизм — сексуальная аддикция, связанная с достижением сексуального
  • удовлетворения путем страдания или причинения страдания партнеру.
  • Социальные отклонения — нарушения социальных норм, которые
  • характеризуются массовостью, устойчивостью и распространенностью, например
  • преступность или пьянство.
  • Социопатическая личность — антисоциальная личность, испытывающая дефицит
  • доверия и враждебность к окружающим людям, не способная устанавливать длительные близкие отношения, активно использующая силу и манипуляции для достижения своих целей.
  • Суицид — умышленное лишение себя жизни.
  • Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни.
  • Табакокурение — хроническая интоксикация организма.
  • Токсикомания — заболевание, проявляющееся психической, а иногда и физической зависимостью от лекарственных и нелекарственных веществ ненаркотического спектра.
  • Толерантность — терпимость, переносимость чего-либо, устойчивость к
  • воздействию.
  • Трансвестизм — перверсия, сексуальная девиация, приписываемая мужчинам,
  • связанная с воображаемым или действительным переодеванием в женскую одежду с целью достижения психологического комфорта или возбуждения.
  • Транссексуализм — расстройство половой принадлежности, проявляющееся в
  • стремлении к хирургическому изменению своего пола (вследствие идентификации с противоположным полом).
  • Трихотиломания — патологическое выдергивание волос.
  • Фанатическое поведение — поведение, выступающее в форме слепой
  • приверженности к какой-либо идее, взглядам.
  • Фетишизм — сексуальная девиация, при которой личность в целях сексуального
  • возбуждения и удовлетворения использует фетиш (неодушевленный предмет или части тела).
  • Фрустрация — психическое состояние, связанное с препятствием на пути
  • достижения цели или невозможностью удовлетворить потребности.
  • Эвтаназия — самоубийство с помощью врача, в случае когда страдания больного
  • невыносимы, его болезнь неизлечима, он находится в здравом уме и неоднократно просил об эвтаназии.
  • Эксгибиционизм — сексуальная девиация, при которой обнажение используется
  • для сексуального удовлетворения.

Источник: https://sundekor.ru/kursovaya-2/studentu/slovar-osnovnykh-terminov-po-psikhologii/

Ссылка на основную публикацию