Этнические конфликты и пути их урегулирования — в помощь студенту

Этнические конфликты и пути их урегулирования - в помощь студентуЭтнические конфликты и пути их урегулирования - в помощь студенту
Этнические конфликты и пути их урегулирования - в помощь студенту

Основные понятия

Этнические конфликты и пути их урегулирования - в помощь студенту

Термином «межнациональный конфликт» принято называть осложнение отношений между народами и нациями или различными социальными классами, что приводит как к взаимной ненависти, так и к прямым военным действиям. Решение подобных проблем представляет определенные сложности, особенно если вражда теплится столетиями, а цивилизованного выхода из сложившейся ситуации нет. Сложности во взаимоотношениях возникают как на уровне федеральных органов власти, политических движений и партий, так и в семейно-бытовых отношениях.

При межнациональных столкновениях на первый план выходят сложные глубинные процессы отношений различных этнических групп и общностей.

Влияние на развитие таких ситуаций могут оказывать разные факторы, в том числе религиозная сфера, культурные, территориальные, исторические и политические проблемы.

Решение межнационального конфликта будет отличаться с учётом его причины, а также особенностей народности или группы людей, проживающей на определённой территории.

Факторы развития

В каждом случае факторы и причины межнациональных конфликтов отличаются. Проблемы могут появляться буквально на пустом месте или назревать десятилетиями, когда у соседствующих национальностей имеются культурные различия или территориальные претензии. К факторам, оказывающим влияние на развитие межнациональных конфликтов, относят:

  • тип поселения;
  • национальный состав в регионе;
  • возраст социально активной группы;
  • социальное положение;
  • история взаимоотношений;
  • политические взгляды;
  • уровень образования.

Этнические конфликты и пути их урегулирования - в помощь студенту

Вне зависимости от факторов, которые приводят к развитию межэтнических конфликтов, в итоге происходит массовое нарушение прав граждан и действующих законов.

При отсутствии должного контроля со стороны государства это может привести к этническим чисткам и полноценной войне.

Подобное отмечалось в бывшей Югославии, где федеральный центр всеми силами стремился сохранить быстро распадающееся многонациональное государство. В результате отмечались этнические чистки в различных регионах Сербии.

То же относится и к африканским странам, где межэтнические конфликты стали повседневной частью жизни местного населения. На черном континенте постоянно вспыхивают вооруженные столкновения между различными племенами, при этом их причиной является не только возможный раздел территории и природных ресурсов, но и копившаяся годами ненависть между кланами.

Возможные предпосылки

Успешность разрешения имеющихся конфликтов будет во многом зависеть от правильности определения причины их возникновения.

Чаще всего это серьёзная деформация в национальной политике, а также копившаяся в течение многих десятилетий неудовлетворенность положением нации или группы людей.

Бывает достаточно даже малейшей искры, чтобы разразился кровопролитный конфликт, решить который в последующем будет крайне сложно.

Обычно межэтнические конфликты проявляются на фоне ухудшения экономической ситуации в стране, специалисты даже стоят графики и таблицы прямой зависимости роста напряженности от состояния домашних хозяйств.

Это приводит к социальной неудовлетворённости, когда одна группа или нация получает определенные привилегии от государства, а другая общность вынуждена выносить тяготы и лишения нищеты.

Классическим примером межнациональных конфликтов являются войны в Африке, которые возникают на фоне депрессивной экономики и бедности населения.

Этнические конфликты и пути их урегулирования - в помощь студенту

В постсоветских странах причинами конфликтов являются искусственность создания отдельных государств, закостенелость структуры управления, а также нежелание видеть и решать проблемы, которые могут привести к многочисленным национальным или этническим стычкам и общей напряженности.

Еще одной причиной развития межнациональных государственных конфликтов является исторический фактор.

В прошлом различные этносы могли воевать за территорию, находились в зависимости друг от друга, что приводило к ограничению в правах, ущемлению национальных интересов, традиций, культуры и языка.

Сегодня же, когда такие нации оказались в условиях одной страны и компактного проживания, исторические взаимоотношения и былые проблемы не забыты, они постепенно тлеют, а малейшего повода бывает достаточно для развития столкновения или даже полномасштабной войны.

Формы конфликтов

Существует несколько основных цивилизованных и нецивилизованных форм конфликтов. Это могут быть как дискриминации по национальному признаку или вероисповеданию, так и открытые столкновения, приводящее к массовым беспорядкам и локальным войнам. Принято выделять следующие формы и типы межнациональных конфликтов:

  • локальные сепаратистские и гражданские войны;
  • массовые беспорядки с грубым нарушением прав личности;
  • религиозный фундаментализм.

Этнические конфликты и пути их урегулирования - в помощь студенту

Последний наиболее опасен, так как на почве расхождений в вероисповедании часто отмечаются массовые беспорядки и этнические чистки. В последующем решить подобные проблемы и примирить враждующие нации бывает крайне сложно, а зачастую даже невозможно.

Пути преодоления проблемы

Сложность урегулирования межнациональных и расовых проблем состоит в том, что универсальных подходов в подобном случае попросту не существует.

Мировой опыт показывает, что такие ситуации проще и эффективнее урегулировать мирными способами. Силовое решение будет лишь эффективно до тех пор, пока в регион введены войска, обеспечивающие полную безопасность в городе или в отдельной области.

Но как только силы правопорядка покинут мятежный проблемный регион, конфликт вновь вспыхнет с прежней силой.

Этнические конфликты и пути их урегулирования - в помощь студенту

Одним из вариантов решения проблемы является разделение, то есть деконсолидация сил. В рамках такой работы отсекают радикальные группы и элементы, поддерживая стороны, которые склонны к переговорам и компромиссам. Делаются попытки прервать конфликт, подписав временное перемирие враждующих сторон. Это позволяет снизить накал страстей и уменьшить эмоциональный фон противостояния.

Для предупреждения межнациональных и международных конфликтов проводят мирные переговоры, в которых могут участвовать как противоборствующие стороны, так и третьи силы, выступающие гарантом исполнения всех достигнутых договоренностей.

Первоначально обговариваются жизненно важные потребности, а в последующем на переговорном процессе затрагиваются уже социальные, экономические и бытовые вопросы. Только таким способом можно преодолеть обострение и решить возможные проблемы.

Лишь комплексным подходом к предотвращению межнациональных конфликтов, пути решения и план которого утвержден всеми сторонами, можно будет избежать массовых беспорядков, развития религиозного фундаментализма и локальных войн.

При этом выработанное решение должно учитывать интересы всех замешанных сторон.

В будущем уже после достижения консенсуса и мира часто требуется полный пересмотр нормативно-правовых актов и законодательства, которое регулирует вопросы жизни граждан, вовлеченных в межэтнические столкновения в России и Европе.

Источник: https://nauka.club/obshchestvoznanie/mezhnatsionalnye-konflikty.html

Технологии урегулирования межэтнических конфликтов

Каждый межэтнический конфликт своеобразен. Вместе с тем их природа едина и потому существуют отработанные формы и способы урегулирования. Конечно, в каждом случае необходимо учитывать специфику, причины того или иного этнического конфликта.

Важно учитывать масштабы конфликта, форму, в какой он протекает, наличие религиозного фактора, геополитическое положение территории, вовлеченной в конфликт, внешние силы, стоящие за конфликтующими сторонами и т.д.

От этих обстоятельств зависят возможности и способы урегулирования конфликтов.

Как же быть, если этнический конфликт не удалось предотвратить? Каким образом можно его погасить и урегулировать?

Технология урегулирования межэтнических конфликтов предполагает алгоритм деятельности в этом направлении. В ходе работы по разрешению конфликта, прежде всего, должны быть проанализированы причины конфликта, его биография, стороны конфликта, позиции и отношения сторон, конечное отношение к конфликту.

[adsense]

Прежде всего, следует учитывать, что этнический конфликт легче погасить в самом начале, в зародыше, когда он не приобрел еще широкомасштабный характер.

Дело в том, что межэтнические конфликты, однажды вспыхнув, имеют тенденцию к разрастанию.

Если конфликт перешел в длительную стадию, принял затяжной характер, то его разрешение становится трудным, иногда с необратимыми последствиями.

Одним из методов ослабления конфликта является дезинтеграция сил, участвующих в конфликте, с помощью системы мер, изолирующих наиболее радикальные элементы или группы, и поддержки сил, наиболее склонных к компромиссам, переговорам.

К эффективным средствам торможения конфликтов относится использование широкого спектра санкций – экономических, политических, дипломатических, военных и др. Иногда необходимым становится вооруженное вмешательство.

Чаще всего это происходит, если в ходе конфликта, принявшего форму насильственных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека. Если вооруженные силы используются на территории других государств, то обязательно требуется санкция международных организаций.

В межэтнических конфликтах вооруженного характера важно добиться остановки военных действий и перемирия сторон. Это дает возможность остудить пыл противоборствующих сторон и создать условия для переговоров.

В результате этого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, что позволяет расширить действие прагматических подходов к урегулированию конфликта.

Этот метод использовался в карабахском, осетино-ингушском, грузино-абхазском, приднестровском и других межэтнических конфликтах.

Некоторые условия и правила существуют и в переговорном процессе. Для достижения успеха его следует прагматизировать, для чего необходимо разделить предмет переговоров на ряд последовательных задач.

Обычно стороны идут на договоренности по первоочередным и неотложным вопросам, по поводу которых и устанавливается перемирие: для захоронения погибших, обмена пленными, возврата беженцев. Затем переходят к актуальным бытовым, социальным, экономическим вопросам. Политические вопросы, как наиболее трудные, обсуждают и решают в последнюю очередь.

Если очевидно, что в данный момент решить их невозможно, то используется тактика так называемых «отложенных решений». Такой подход был применен в Приднестровье, Южной Осетии.

Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась учитывать не столько позиции друг друга, сколько взаимные интересы.

Тогда можно будет найти удовлетворительные варианты не только для себя, но и для партнера. Как рекомендуют конфликтологи, надо добиться смены модели «выигрыш – проигрыш» на модель «выигрыш – выигрыш».

При этом важно каждую договоренность в переговорном процессе закреплять документально.

Опыт показывает, что согласие сторон в переговорах редко достижимо без участия посредников, которые, как правило, выполняют роль арбитража, уравнителей баланса интересов, миротворцев. В переговорном процессе могут участвовать как официальные представители сторон, международных организаций, так и общественные силы по методу народной дипломатии.

Урегулирование конфликтов – это всегда очень сложный процесс, где требуется большое искусство. Особо сложным является разрешение этнотерриториальных конфликтов. Здесь применим такой метод, как альтернатива.

Его суть – в применении нестандартного, неординарного выбора из предлагаемых вариантов решения. Например, «обмен территории на мир» или экономическая территориальная уступка в обмен на получение льгот, восстановление прав определенной этнической группы.

Этот механизм применялся в Боснии, в ходе палестино-израильских переговоров. Территория изменяется за счет проведения новых государственных границ, разделяющих конфликтующие стороны, но иногда изменяется этнический состав населения за счет беженцев и вынужденных переселенцев.

Читайте также:  «слово о полку игореве» - в помощь студенту

В реальности чаще всего оба варианта сочетаются (Босния и Герцеговина, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Нагорный Карабах и т.д.).

Все способы урегулирования этнических конфликтов можно свести к трем вариантам.

Во-первых, полная победа одной стороны над другой, т.е. разрешение конфликтной ситуации с позиции силы.

В этом случае у побежденной стороны, как правило, остается чувство национальной обиды, горечь поражения, которые передаются новым поколениям, и конфликты могут консервироваться, переходя из открытого состояния в латентное. Через какое-то время такой конфликт может опять обостриться.

Во-вторых, существуют варианты разрешения актуализированного конфликта, когда налицо взаимное поражение конфликтующих сторон. Такой исход неизбежен при истощении сил обеих борющихся сторон при том, что ни одна из них не одержала заметной победы над другой.

В этом случае для урегулирования конфликта стороны вынуждены обращаться к посредникам, искать компромиссное решение проблемы, которое обычно лишь временно удовлетворяет обе стороны. При этом способе конфликт также практически переходит в латентное состояние, при котором стороны продолжают рассматривать друг друга как противников.

Этот вариант разрешения конфликта также чреват высокой вероятностью последующей актуализации.

В-третьих, конечно, возможны варианты разрешения конфликтов с взаимным удовлетворением сторон в виде достижения согласия по основным вопросам и установления конструктивного взаимодействия. Подобный исход зависит от наличия у конфликтующих сторон политической воли к позитивному разрешению конфликта.

При этом вырабатываются механизмы их дальнейшего сотрудничества для решения стоящих перед ними общих проблем. Нередко бывает так, что посредники или международные организации берут на себя роль гарантов выполнения достигнутых договоренностей.

При этих вариантах конфликт переходит в латентное состояние на продолжительное время.

Существенная роль в разработке средств и способов преодоления этнических конфликтов принадлежит такому фактору, как предупреждение конфликтов. Предвидеть возникновение этнических конфликтов – значит иметь возможность своевременно принять должные меры по предупреждению, локализации или скорейшему, с наименьшими потерями, разрешению.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите специфику межэтнических конфликтов.
2. Каковы основные причины межэтнических конфликтов?
3. Какова роль социально-психологических факторов в формировании межэтнической напряженности?
4. Какие этнические конфликты современного мира вы знаете?
5.

Почему после распада СССР начались этнические конфликты на постсоветском пространстве?
6. Какой этнический конфликт на постсоветском пространстве является самым затяжным?
7. В чем причина чеченского кризиса? Можно ли этот конфликт считать межэтническим?
8.

Какие, на ваш взгляд, конфликтогенные «точки» имеются в Российской Федерации?
9. Проведите сравнительный анализ грузино-абхазского и осетино-ингушского конфликтов. Что общего и какие различия и особенности вы обнаружили?
10.

Чего нужно добиться в первую очередь, если конфликт принял вооруженную, кровопролитную форму?
11. Почему этнические конфликты являются столь затяжными, трудноразрешимыми?

12. На основе каких принципов и правил можно урегулировать межэтнический конфликт?

Источник: https://arheologija.ru/tehnologii-uregulirovaniya-mezhetnicheskih-konfliktov/

Факторы и пути урегулирования этнических конфликтов

  • Социально-психологические факторы этнических конфликтов обусловливают формирования и функционирования общественного мнения по вопросам о национальных и межнациональных ценностей и проявляются в виде национальной и этнической дискриминации.
  • К основным психологических факторов этнических конфликтов относятся:
  • — этническая и национальная предвзятость;
  • — националистические настроения
  • Этническая и национальная предвзятость — это установка предвзятого или враждебного отношения к представителям определенных этнических групп, каких-либо фактов действительности, связанных с их деятельностью, поведением, соци иально состоянию, без достаточных для этого оснований и знаний Значимыми условиями развития этнической и национальной предвзятости выступают социально-экономические условия неравенства по различным общностей, вместе сосуществуют Экономический фактор приводит к появлению ксенофобии как формы национальной предвзятости Ксенофобия — это неприязнь к иностранцам в целом Ксенофобия чаще всего встречается у тех этнических их группах, в которых существует конкуренция на рынке трудараці.
  • Националистические настроения является отдельным видом предметно-ориентированных общественных настроений, которым присущи эмоциональный характер, импульсивность и динамичность Националистические настроения появляются в результате д действия механизма перемещения, с помощью которого определенные эмоциональные реакции людей (гнев или враждебность) направляются на какой-либо объект (человека, политическую партию, идеи, представления, идеологию, вещь или животное), который не имеет никакого отношения к истинным факторов этих эмоцийй.
  • Направленность настроений на этническую общность — свою или чужую, что сопровождается соответствующим комплексом чувств, стереотипов и установок, приводит к появлению националистических или патриотических настроений
  • Пути урегулирования конфликтов В многонациональных странах (например, США) существуют службы, которые ориентированы на решение этнических конфликтов
  1. Выделяют три основных пути решения этнических конфликтов:
  2. 1) применение механизмов (посредством изменения законодательства, изменения социальной структуры);
  3. 2) переговоры — основная форма участия психологов в конфликтологической службе — посредничество при проведении переговоров с субъектами конфликтов;
  4. 3) информационный путь, который предусматривает:
  5. а) взаимный обмен информацией между группами при соблюдении условий, способствующих изменению ситуации Психологи должны участвовать в выборе способов подачи информации в СМИ при освещении конфликтов в;
  6. б) повышение психологической компетентности представителей конфликтующих групп посредством ознакомления с социально-психологической информации, что способствует появлению таких представлений о процессах, которые предопределяют в влияние на межэтнические отношения; психологическое понимание конфликта
  7. в) передача информации о похоже и отличное между различными культурами и их представителями;
  8. г) целенаправленное показ фильмов с положительным героем-представителем конфликтующей стороны (темнокожий полицейский и т др.,)

Непременным условием предупреждения межнациональных конфликтов должен быть более полный, чем это было до сих пор, учёт состояния массового сознания, сложившихся и доминирующих в нём оценок и представлений, связанных с проблемами межнациональных отношений, реальных ожиданий масс, их ориентации на традиции и новации. Даже тогда, когда они явно неадекватны, не учитывать их нельзя. В межнациональных конфликтах имеют место не только неадекватное отражение реальности, но и элементы иррационального, стихийно-спонтанного, разрушительного. Предвидеть такого рода проявления невозможно, не изучая состояния массового сознания, предшествующего конфликтам[2,C56].

Разрешение конфликта – это главная цель конфликтологии. В науке отсутствует единая методика разрешения этнических конфликтов, и это правильно.

Хотя в протекании этнических конфликтов много сходных, однотипных процессов, в каждом из конфликтов участвуют реальные люди со своими собственными идеями, страстями, стереотипами, с собственным мировоззрением. Поведение людей в конфликтных ситуациях зачастую не поддаётся логическому анализу, противоречит здравому смыслу.

В качестве лидеров в конфликтных ситуациях, как правило, выступают неуравновешенные, экзальтированные люди, передающие свою конфликтную энергию массам людей. Разрешение конфликта – всегда творчество.

Западными конфликтологами разработано немало пособий, рекомендаций по разрешению конфликтов на микросоциальном уровне (конфликты в семье, в трудовом коллективе).

Разрешение конфликтов на макросоциальном уровне (между государствами, этносами, конфессиями) изучено значительно хуже и не может быть достигнуто только методами психологических приёмов. Важно учитывать, что каждый человек несёт в себе черты националиста и интернационалиста.

Регулировать, облагораживать естественные инстинкты общепринятыми нормами поведения – в этом важнейшая функция современного права и морали, будь то групповая или общественная мораль.

Важно с научных позиций оценить положительную или отрицательную, в тех или иных обстоятельствах, роль и взаимосвязь этнических факторов и политической ситуации и на этой основе определить пути гармонизации межнациональных отношений.

В принципе, все способы исхода этнических конфликтов можно объединить в три группы. Первая – победа одной стороны над другой, т.е. решение проблемы с позиции силы.

Именно на такой результат этнического конфликта чаще всего ориентируются конфликтующие стороны на ранних этапах конфликтов. Второй вариант – взаимное поражение сторон.

Чаще всего такой исход событий возможен, когда стороны истощили свои силы в борьбе, и при этом ни одна из сторон не смогла одержать заметной победы над другой.

Третий способ исхода конфликтов – это взаимный выигрыш (достижение позитивного согласия по основным вопросам и начало интегративного взаимодействия). Такой исход конфликта чаще всего возможен при наличии политической воли к позитивному разрешению конфликта и, как правило, достигается с помощью посредников.

Немаловажную роль в урегулировании межнациональных конфликтов играет религия. Религиозные организации располагают большими возможностями для сглаживания этнополитических противоречий, формирования толерантности.

С целью эффективного использования этих возможностей необходимо в первую очередь добиваться устранения межконфессиональной нетерпимости и взаимодействия между вероисповедными сообществами.

Выдвигаемые время от времени различными мыслителями и религиозными деятелями идеи и планы создания единой общечеловеческой религии, способной изжить нетерпимость и установить взаимопонимание между народами, утопичны.

В развитии этнического конфликта центральное зна­чение имеют следующие социально-перцептивные меха­низмы:

1. Смещение баланса эмоционального позитива «в пользу» собственной этнической группы. В результате повышается избирательность межэтнического воспри­ятия.

Происходит отсев позитивной информации и иска­жение поступающей по следующему принципу: в фокусе внимания остается информация, подтверждающая нега­тивные стереотипы, а не подтверждающая их отбрасыва­ется.

Негативные этносоциальные представления имеют устойчивую тенденцию к самовопроизводству и само­поддержанию.

2. Актуализация межэтнических различий. При этом увеличиваются межгрупповые и уменьшаются внутри-групповые различия. Снижается дифференциация от­дельных представителей других этнических групп и уси­ливаются тенденции деперсонализации членов собствен­ной группы.

3. «Этническая» генерализация негативного эмоцио­нального потока и поиск виноватого по этническому критерию.

4. Объяснение недостатков и неудач собственной группы внешними факторами и обстоятельствами, а не внутренними причинами (личностные характеристики, мотивы и цели).

Победа своей группы над другой при этом чаще интерпретируется как результат собственной силы, а не слабости противника.

А в случае превосходст­ва другой этнической группы ее достижения объясняют­ся «ситуационными» причинами. Это результат действия

общего социально-перцептивного механизма «фундамен­тальной атрибутивной ошибки», при котором, во-первых, недооцениваются различия в культуре, обстоятельствах и социальных ролях, во-вторых, ответственность и вина за неудачи в экономическом, социальном и ином развитии своей группы переносится на другие этнические группы.

Читайте также:  Производственные фонды - в помощь студенту

5. Смещение «оправдательных» и «обвинительных» критериев. Примером этого является превращение в очень короткий срок в республиках бывшего СССР «братских народов» в «мигрантов», «инородцев» и «ок­купантов». Это результат действия атрибутивного меха­низма эмоциональной инверсии.

6. Проецирование собственных, но неосознаваемых и потому неприемлемых для своего народа негативных чувств, качеств и особенностей на представителей дру­гих этнических групп.

Механизм проекции имеет особое значение в сфере межэтнического восприятия. Через проецирование не­контролируемого страха, собственных недостатков и психических расстройств на другой народ отчуждается коллективная «тень». В условиях межэтнического кон­фликта вытеснение «тени» происходит достаточно жест­ко.

Негативное содержание бессознательного получает дополнительную энергию, в результате проекция ускоря­ется и широко распространяется. Это один из механиз­мов возникновения в обществе массовых невротических и психотических состояний, которые характеризуются навязчивым стремлением к конфликтам.

Люди склонны проецировать собственную «тень» не только на полити­ческих врагов, но и на всякого, кто отличается или отда­лен от них.

В межэтнических конфликтах особое место занима­ют так называемые этнокультурные конфликты.

Этнокультурный конфликт— это конфликт ста­рых и новых культурных норм и ориентации; старых, присущих этнофору как представителю того этноса, ко­торый он покинул, и новых, свойственных тому этносу, в который он прибыл. Иначе говоря, этнокультурный кон­фликт— это конфликт двух культур на уровне индиви­дуального сознания [20].

Существует пять способов разрешения такого рода конфликтов.

Первый способ можно условно назвать геттоизаци-ей (от слова «гетто»).

Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или оказывается вынужден (из-за незнания языка, природной робости, иного вероисповедания или по каким-нибудь другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой.

В этом случае он старается создать собственную культурную среду — окружение соплемен­ников, отгораживаясь этим окружением от влияния ино-культурной среды. Практически в любом крупном запад­ном городе существуют более или менее изолированные и замкнутые районы, населенные представителями дру­гих культур.

Это китайские кварталы или целые чайна-тауны, это кварталы или районы, где поселяются выход­цы из мусульманских стран, индийские кварталы и т. д.

Например, в берлинском районе Кройцберг в процессе многих десятилетий миграции турецких рабочих и ин­теллектуалов-беженцев возникла не просто турецкая ди­аспора, но своего рода гетто. Здесь большинство жите­лей — турки и даже улицы имеют турецкий облик, кото­рый придают им реклама и объявления почти исключи­тельно на турецком языке, турецкие закусочные и ресто­раны, турецкие банки и бюро путешествий, представи­тельства турецких партий и турецкие политические ло-

зунги на стенах. В Кройцберге можно прожить всю жизнь, не сказав ни слова по-немецки.

Второй способ разрешения конфликта этнокуль-тур — ассимиляция, противоположная по сути геттоиза-ции. В случае ассимиляции индивид полностью отказы­вается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни культурный багаж чужой куль­туры. Конечно, это не всегда удается.

Причиной затруд­нений оказывается либо недостаточная пластичность личности самого ассимилирующегося, либо сопротивле­ние культурной среды, членом которой он намерен стать. Такое сопротивление встречается, например, в некото­рых европейских странах (во Франции, Германии) по отношению к новым эмигрантам из России и стран Со­дружества, желающим стать своими среди немцев или французов.

Даже при условии успешного владения язы­ком и достижении приемлемого уровня повседневной компетентности среда не принимает их как своих, они постоянно «выталкиваются» в ту среду, которую по ана­логии с невидимым колледжем (термин социологии) можно назвать невидимым гетто — в круг соплеменни­ков и «сокультурников», вынужденных вне работы об­щаться только друг с другом.

Разумеется, для детей та­ких эмигрантов, включенных в инокультурную среду с раннего детства, ассимиляция не составляет проблемы.

Третий способ разрешения культурного конфлик­та— промежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии. Для того чтобы обмен осуществлялся адекватно, т. е.

принося пользу и обогащая обе стороны, нужны благожелательность и открытость с обеих сторон, что на практике встречается, к сожалению, чрезвычайно редко, особенно если стороны изначально не равны: од­на—автохтоны, другая — беженцы или эмигранты. Тем

не менее примеры такого удавшегося культурного взаи­модействия в истории есть: это гугеноты, бежавшие в Германию от ужасов Варфоломеевской ночи, осевшие там и многое сделавшие для сближения французской и немецкой культур; это немецкие философы и ученые, покинувшие Германию после прихода к власти нацистов и сумевшие внести весомый вклад в развитие науки и философии в англоязычных странах, существенно изме­нившие там интеллектуальный климат и повлиявшие на развитие общественной жизни вообще. Вообще же ре­зультаты такого взаимодействия не всегда очевидны в самый момент его осуществления. Они становятся види­мыми и весомыми лишь по прошествии значительного времени.

Четвертый способ — частичная ассимиляция, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультур-ной среды в какой-то одной из сфер жизни: например, на работе он руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиоз­ной сфере — нормами своей традиционной культуры. Такая практика преодоления культурного шока, пожа­луй, наиболее распространена. Эмигранты обычно асси­милируются частично, разделяя свою жизнь как бы на две неравные половины. Как правило, ассимиляция ока­зывается частичной либо когда невозможна полная гет-тоизация, полная изоляция от окружающей культурной среды, либо когда по разным причинам невозможна пол­ная ассимиляция. Но частичная ассимиляция может быть также вполне намеренным позитивным результатом удавшегося обмена и взаимодействия.

И, наконец, пятый способ преодоления конфликта культур — колонизация. Определить механизм колони­зации в самом общем виде очень просто. О колонизации

можно вести речь тогда, когда представители чужой культуры, прибыв в страну, активно навязывают населе­нию свои собственные ценности, нормы и модели пове­дения.

При этом имеется в виду не колонизация в полити­ческом смысле, которая является лишь одной из много­численных форм культурной колонизации, причем не самой действенной формой.

Известно, что превращение какого-то государства или территории в колонию часто сопровождалось не столько культурной колонизацией, сколько геттоизацией пришельцев, которые жили, почти не соприкасаясь с автохтонной культурой, а потому практически не воздействуя на нее.

  • Все существующие причины этнических конфликтов в бывшем СССР и нынешнем постсоветском пространстве можно свести в несколько групп:
  • 1) социально-экономические — неравенство уровней жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях или органах власти;
  • 2) культурно-языковые — недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни;
  • 3) этнодемографические — быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения;
  • 4) экологические — ухудшение состояния окружающей среды и природных ресурсов в результате их загрязнения либо истощения вследствие использования представителями иной этнической группы или государством, ассоциирующимся с другим народом;
  • 5) этнотерриториальные — несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов;

6) исторические — прошлые взаимоотношения народов (войны, былое отношение господства — подчинения и т.д.);

7) конфессиональные — не только из-за принадлежности к различным религиям и конфессиям, но и из-за различий в уровне современной религиозности населения;

8) культурные — от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s11432t1.html

Причины этнических конфликтов и пути их урегулирования

  • Под этническим конфликтом принято понимать социально-политическую ситуацию, обусловленную несовпадением интересов отдельных этнических групп, государств в рамках единого этнического пространства и выражающуюся в их стремлении изменить сложившееся этническое неравенство или политическое пространство. В зависимости от состава участников выделяют:
  • — «горизонтальные» конфликты между этническими группами (осетино-ингушский, ферганский конфликт между узбеками и турками-месхетинцами и др.);
  • — «вертикальные» конфликты между этнической группой и государством (чеченский, карабахский конфликты).

В основе конфликтов лежат как объективные, так и субъективные причины. Этнический фактор обычно выступает линией противостояния, когда социальные, политические, культурные, экономические противоречия проходят по этническим границам.

Этнические конфликты сопровождают всю историю человечества, являются одним из самых распространенных видов социальных конфликтов. Несмотря на их многообразие, ученые отмечают общие характерные причины их возникновения и развития.

Среди причин этнических конфликтов главной выступают территориальные споры. Любое посягательство на этническую территорию воспринимается как посягательство на само существование этноса. Для обоснования территориальных претензий используются, как правило, исторические факты, принадлежность территории определенному этносу в прошлом.

У сторон конфликта есть доказательства, закрепляющие их право на владение территорией. Потому территориальные проблемы в принципе неразрешимы, их постановка в программах политических движений свидетельствует о вызревании этнического конфликта.

Если найдено компромиссное решение, это не значит, что следующие поколения не возобновят конфликт.

Конфликтологи насчитывают свыше 70 очагов потенциальных (латентных, скрытых) территориальных конфликтов на земном шаре, наряду с открытыми, уже разгоревшимися.

В таких условиях, чтобы избежать кровопролитных войн, следует соблюдать принцип нерушимости границ. Современные государства сложились в результате сложных геополитических процессов, двух мировых войн, миграций населения.

Перестройка границ вряд ли приведет к новому справедливому и приемлемому для всех сторон порядку.

Большая часть этносов на Земле не имеет собственных государств. Некоторые этносы имеют различные формы государственности, включенные в состав других суверенных государств.

По мере развития экономики, культуры, повышения фактического статуса этих этносов, в их среде возникают движения, ставящие целью создание независимого национального государства.

Лидеры национальных движений рассматривают отделение от другого государства как единственный способ этнического самоопределения и путь решения назревших проблем.

Второй важнейшей причиной этнических конфликтов является социально-экономический фактор. Это борьба за материальные ресурсы, разделение труда, политическую власть и т.д. Это безработица среди молодежи, малоземелье, люмпенизация значительной части населения.

Среди материальных ресурсов важнейшими являются земля, ее недра, госбюджетное финансирование сфер образования, культуры. В ряде политиэтнических обществ сложилось разделение труда между этническими группами.

В ряде республик трудовые коллективы формируются на основе земляческой, клановой солидарности. Целые профессиональные, социальные слои приобретают этническую окраску, монополизируются целые профессии (например, коммерция).

Читайте также:  Накопители на жестких магнитных дисках - в помощь студенту

Различные сферы приложения труда дают различные доходы, что ведет к конкуренции, напряжению в межэтнических отношениях.

В сложных ситуациях, при экономических трудностях люди ищут такую группу, которая станет опорой. Такой группой солидарности является свой народ, свой этнос.

Возникают требования выравнивания уровня жизни, представительства в элите, прекращения льгот, субсидий и экономической помощи другим народам.

Эти конфликты возможно разрешать за счет перераспределения власти, экономических ресурсов при сохранении существующей структуры общества.

Серьезной причиной этнических конфликтов являются социально-психологические факторы, различного рода фобии, страхи, направленные на другие группы. Этнические группы стремятся поддерживать межгрупповые границы. Для них характерен этноцентризм (понятие ввел американский антрополог У.

Самнер в 1906 году) – это восприятие и оценка жизненных явлений сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, которая считается эталоном. Другие группы оцениваются как худшие, по отношению к ним проявляется враждебность, недоверие, презрение.

Этноцентризм рассматривается как результат социокультурных процессов, а не врожденных свойств людей. Так, дети не имеют этнических стереотипов. Последние формируются в семейном воспитании, в процессе социокультурных контактов.

Чем больше у детей контактов со сверстниками из других этнических групп, тем слабее формируются негативные стереотипы.

Этноцентризм рассматривается как механизм, поддерживающий дистанцированность данного этноса от других, прежде всего через этнические стереотипы – упрощенные, устойчивые, часто искаженные представления о моральных, умственных и иных качествах членов различных этнических групп.

Психологическая роль стереотипа заключается в возможности быстрого и шаблонного реагирования в меняющихся условиях.

Стереотипы существуют в рамках любой группы, могут стать питательной почвой для возникновения конфликтных ситуаций, однако их недостаточно для распространения межэтнической конфликтности.

Особую роль в возникновении этнических конфликтов играет идеологический фактор (национализм, религиозный фундаментализм). Особенно возрастает роль идеологии в переломные исторические периоды, когда возникают конфликты групповых интересов, этническая мобилизация.

В различных странах мира всплеск идеологии национализма приходился на эпохи масштабных перемен: социальных революций, экономических депрессий, антиколониальной борьбы, распада социалистической системы.

В стабильных обществах эта идеология не занимает в общественном сознании серьезных позиций. Французский социолог

М. Доган выявил следующую закономерность: чем выше уровень образования, тем слабее националистические тенденции.

Усилению межнациональной напряженности способствует стремление национальных элит использовать религии и их институты в своих политических интересах.

Принадлежность противостоящих сторон в конфликтной ситуации к различным конфессиям создает много шансов для ее развития в полномасштабный конфликт. Усилению ожесточенности конфликта на деле способствует солидарность единоверцев из других стран, в том числе поставками оружия, боевиков.

По подобной схеме развивались кровопролитные арабо-израильский, хорвато-мусульманский, сербско-хорватский, армяно-азербайджанский конфликты.

Причиной этнических конфликтов может выступать историческая память народов. Такие прошлые насильственные действия, как изменение границ, расчленение этнических общностей, вынужденное переселение, депортации народов в определенных условиях могут стимулировать разжигание межэтнической розни.

Существуют различные типы классификаций этнических конфликтов. Так,

В. А. Тишков выделяет латентные (скрытые) и актуализированные (открытые) конфликты. Латентныеконфликты могут существовать десятилетиями, они не создают угрозы для жизни людей и могут перерастать в открытые лишь в определенных условиях.

По характеру действий сторон различают насильственные (войны, бунты, погромы) и ненасильственные (митинги, демонстрации, голодовки) конфликты.

По целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами, выделяют статусные (борьба за создание своих национальных образований, увеличение объема властных полномочий этнической элиты), территориальные (споры из-за территорий, воссоединение этносов, сецессия), культурно-языковые (сохранение, возрождение языка, культуры этнического меньшинства).

В связи с частым возникновением конфликтов в различных регионах мира (с 1946 года по 2000 год произошло около 200 региональных конфликтов) возникла необходимость в их прогнозировании и урегулировании.

В ХХI веке на передний план выходят этнические, религиозные конфликты и сепаратизм внутри отдельных стран, что может привести к их распаду (Югославия, СССР). Сепаратисты есть почти во всех странах мира.

Внутренние административные границы в некоторых странах могут стать внешними границами новых независимых государств.

Многоаспектный характер этнополитических конфликтов предполагает пути урегулирования, которые позволили бы использовать различные средства – политические, экономические, правовые, социально-психологические. Еще важнее предупредить конфликт, не дать ему перейти из латентной фазы в открытую.

Накоплен серьезный опыт миротворческой деятельности в зоне этнического конфликта, прежде всего международными, государственными организациями.

Технологии урегулирования конфликтов предполагают участие посредников, миротворцев, предложение уступок в обмен на получение льгот, восстановление прав этнической группы, изменение ее статуса. Конфликт может разрешиться и сам по себе в связи с утратой актуальности, истощения ресурсов и т.д.

Урегулирование конфликтов предполагает разработку различных политических моделей. В этом процессе участвуют ООН, государства, дипломатические структуры. Наиболее распространенное средство примирения сторон – переговоры.

В региональных конфликтах задействованы, как правило, не только его непосредственные участники, но и крупные державы. Тем самым создается общая конфликтная линия в мировой политике. Разрешение этнических конфликтов, их предупреждение имеет важное значение для всего мирового сообщества.

В современных условиях человечество создает правовые условия для разрешения национальных конфликтов. Всеобщая декларация прав человека (1948г.), Хельсинкский акт (1975 г.), Парижская хартия (1990 г.) провозглашают принцип равноправия наций и приоритет прав человека над правами нации и государства.

Такие международные структуры, как Комитет ООН по правам человека, Совет ООН по устранению расовой дискриминации и др. осуществляют контроль за соблюдением правовых норм.

В ряде стран создаются специальные политические механизмы, смягчающие межнациональные противоречия.

Например, национальным меньшинствам предоставляются специальные квоты для участия их представителей в органах власти, используется концепция «со-общественной» демократии (Лейпхарт), учитывающая возможности представительства меньшинств в структурах власти, устанавливается определенная избирательная система и т.д.

Важную роль играет стремление общества деполитизировать национальные отношения. В этом плане утверждается принцип национальной экстерриториальности, отрицающий жесткую зависимость существования нации от территории проживания. Такой подход был предложен О. Боуэром и К.

Реннером, немецкими социал-демократами в конце ХIХ века («культурно-персональная автономия»). Борьба за национальное самоопределение не должна идти за часть государственного суверенитета, а за демократизацию полиэтнического государства, в котором всем национальностям предоставляются равные права для культурного, экономического и политического развития.



Источник: https://infopedia.su/18x18ce.html

3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Видеоурок:  

Лекция:  

Межнациональные отношенияМежнациональными называются отношения между разными государствами, а также между разными народами одного государства.

Рассмотрим две тенденции межнациональных отношений современного мира. Первая – интеграция – тесные взаимовыгодные межнациональные контакты, сотрудничество в политике, экономике, культуре.

В современном глобальном мире быстро растущим производительным силам тесно в рамках одной нации или одного государства. Идёт процесс широкой кооперации стран.

Ярким примером экономической интеграции наций и государств является Европейский союз, объединяющий около 30 государств Европы. Примером политической интеграции служит ряд международных организаций, возглавляемых ООН.

А примером культурной интеграции является празднование Рождества, хэллоуина и т.д. Интеграция государств способствует стиранию национальных границ и единению человечества. Важным принципом построения межнациональных отношений является толерантность, взаимоуважение наций.

Вторая тенденция межнациональных отношений – дифференциация, это обратный интеграции процесс, когда нации стремятся к самостоятельности, разъединению и противостоянию.

Характерной чертой дифференциации является, к примеру, усиление протекционистских мер в международной торговле, националистические и экстремистские взгляды.

Стремление наций к дифференциации привело к появлению таких социально-опасных явлений, как:

  • национализм и его крайняя форма шовинизм, выражающиеся в ненависти к другим нациям;
  • сегрегация – принудительное отделение одной нации от другой по какому — либо признаку, например, расовая дискриминация;
  • геноцид – физическое уничтожение нации – особо тяжкое преступление против человечества;
  • сепаратизм, заключающийся в стремлении нации отделиться от государства и создать своё самостоятельное государственное образование;
  • этническая чистка – политика насильственного изгнания лиц иного этноса с территории страны.

Третья тенденция межнациональных отношений – глобализация (подробнее здесь). 

Таким образом, существуют две основные формы межнациональных отношений: мирное сотрудничество (стабильные отношения) и этнический конфликт (нестабильные отношения). О мирном сотрудничестве речь идёт тогда, когда нации взаимодействуют, приносят друг другу пользу.

Основными формами мирного сотрудничества являются этническое смешивание путём межнациональных браков и этническое поглощение – естественная или насильственная ассимиляция, при которой одна нация полностью утрачивает свой язык, культуру и национальное самосознание.

Этнический конфликт возникает в результате столкновения интересов разных наций и часто перерастает в вооруженную борьбу. 

Причины этнических конфликтов и пути их разрешения

Причинами этнических конфликтов могут быть:

  • территориальные притязания;
  • борьба за политическую власть или политическую независимость;
  • неравенство в обладании материальными ресурсами и благами;
  • ущемление прав, ценностей, интересов этноса;
  • этноцентризм – превосходные взгляды этноса к собственной культуре и отвержение другой культуры;
  • ухудшение экологической обстановки на территории одного этноса из-за действий другого и другие.

Этнические конфликты приводят к тяжёлым последствиям, гибнут люди, разрушаются культурные ценности.

Урегулирование этнических конфликтов, с одной стороны, зависит от деятельности международных организаций (прежде всего ООН) и комиссий, которые должны учитывать интересы каждой из конфликтующих сторон. А с другой стороны, зависит от внутренних установок самого человека.

Очень важно, чтобы каждый человек не допускал насилия, придерживался гуманистических взглядов к решению этнических вопросов и поддерживал толерантные межнациональные отношения. 

Сохранение стабильных межнациональных отношений является главной целью национальной политики любого государства. Основными её направлениями являются:

  • обеспечение равноправия всех наций, проживающих в государстве, например, законы РФ гарантируют право каждого гражданина самому определять национальную принадлежность;
  • создание условий для сохранения этнической культуры, например, преподавание родного языка в школах;
  • организация мероприятий, сближающих нации и расширяющих культурные связи, например, проведение международных фестивалей песни и танца;
  • профилактические меры, направленные на пропаганду нетерпимого отношения к национализму, шовинизму.

Дополнительные материалы к уроку:

Источник: https://cknow.ru/knowbase/592-35-mezhnacionalnye-otnosheniya-etnosocialnye-konflikty-puti-ih-razresheniya.html

Ссылка на основную публикацию