Эстетическое воспитание в школе — в помощь студенту

Система эстетического воспитания подразумевает такое педагогическое воздействие на ребенка, которое способствует развитию у него способности воспринимать прекрасное вокруг себя, отличать красивое, гармоничное от безобразного. Молодые люди со временем должны не только уметь оценивать красоту природы, человеческих отношений, но и испытывать необходимость эстетической деятельности.

Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.

Эстетическое воспитание в школе - в помощь студенту

Понятие эстетического воспитания

Развивается эстетический вкус не вдруг, а на протяжении многих лет. Он возникает в процессе работы над эстетическим ростом личности ребенка, когда родители и педагоги стараются развить в нем творческие способности.

Эстетическое воспитание в школе - в помощь студенту

Эта сфера воспитания имеет комплексное воздействие на личность, пронизывает все области деятельности, влияет на глубину мышления и чувств, жизненные установки, избирательность.

Она тесно взаимосвязана со всеми сферами воспитания, особенно нравственной, поскольку имеет эмоциональное воздействие, заставляет испытывать гамму сложных чувств, выступает организатором духовного роста, регулятором поведения.

Детям не только необходимо иметь потребность в эстетической деятельности, но и активно применять усвоенную систему знаний и навыков в повседневной жизни. Детское творчество тренирует память, формирует мыслительные реакции, учит планированию. Самые первые уроки эстетики на примерах явлений природы и родного края зарождают основы патриотизма, любви к близким, Родине.

Значение эстетического воспитания

Его актуальность человечество начало понимать еще со времен древности. Многие мыслители и поэты утверждали, что с его помощью можно установить общество гармонии и справедливости что «красота спасет мир».

Воспитательная сила искусства заключена в том, что с его помощью человек способен переживать такие насыщенные чувства как радость и грусть, любовь и ненависть, восхищение и разочарование. Испытанные однажды по прочтении сказки или театральной постановки, они переносятся ребенком на реальные жизненные явления.

Культура, литература играют в духовной жизни общества роль не меньшую, чем наука. С их помощью молодежь тоже познает мир, развивает свое сознание, укрепляется во взглядах и убеждениях.

Эстетическое воспитание в школе - в помощь студентуПотенциал природных эстетических возможностей не всегда реализуется, если чувства не «очеловечиваются» воспитанием. Имея безукоризненный слух, можно не понимать красоты музыкального произведения, обладая замечательным зрением, не быть способным оценить шедевр изобразительного искусства или великолепие природы.

Задачей воспитателей является формирование у обучающихся способности воспринять и оценить прекрасное в окружающей природе, труде и даже быту.

Эстетическое воспитание в семье

Задача родителей – научить ребенка видеть, слышать и понимать все то, что его окружает. Развивать художественный вкус, научиться определять красоту вокруг необходимо с раннего детства. Нужно постараться заинтересовать ребенка лепкой и рисованием, попробовать свои силы в пении или музыке.

Способность к восприятию красоты, наслаждению произведениями искусства, а позднее к самостоятельному творчеству рождается постепенно. Одни дети обнаруживают тягу к рисованию, другие – к музыке, таланты проявляются по мере того, как ребята становятся способны воспринять и понять прекрасное.

В условиях семьи важно продуманно организовать эстетическое воспитание.

Художественным способностям ребенка может навредить чрезмерное тщеславие родителей, которые на все лады расхваливают свое чадо. Раздутое самомнение становится препятствием для учебы, заглушает талант.

Результатом становится то, что более скромные, но настойчивые ровесники со временем достигают больших творческих успехов.

  Музыкальное воспитание: цель и задачи

Эстетическое воспитание в школе - в помощь студентуРодителям необходимо вдумчиво выбирать материал для осмысления. Часами работающее радио, телевизор дают поверхностные впечатления, не заставляют размышлять. Художественная литература предоставляет яркие образы, демонстрирует логику сюжета. Дошкольники жадно слушают сказки и мировую классику, умению выразительно читать учатся на примерах художественного чтения известных артистов.

Место эстетической культуры воспитания в социуме

Эстетическая культура – один из элементов общественной культуры, одна из самых старых ее форм, которая возникла еще в эпоху первобытного человека. Лишь со временем она приобрела несколько самостоятельное значение, но и сейчас выступает в форме некоей философии, отражающей богатое отношение человека к миру, его стремление к совершенству, идеалу.

Издавна представление о красоте трактовалось довольно широко: красивым признавалось здоровье, богатство, все то, что было полезно. Красоту рассматривали не только с точки зрения эстетики, но и этики, экономики, признавали красивым совершенный предмет или состояние.

В нашем обществе хорошо заметен разрыв между социальной значимостью эстетической культуры и реальным ее состоянием. Традиционные культурные и нравственные ценности подменяются рационально-логическими, что приводит к дефициту эмоциональности в отношениях, грубости и цинизму, примитивизации жизненных ориентиров.

Эстетическое воспитание в школе - в помощь студентуВ зависимости от конкретной жизненной эпохи, представления о прекрасном могут меняться. Понятие красоты присуще, скорее, внешней форме. Прекрасное же не зависит от времени и несет в себе гармонию, совершенство, гуманистические духовные составляющие.

Современный занятой перенаселенный мир в воспитательном плане несостоятелен. Он производит только образованных потребителей, а принцип эстетического воспитания предполагает создание условий для развития, творческое раскрытие каждой индивидуальности.

Задачи эстетического воспитания

Способность замечать то, что людей окружает, будь то веточка, жучок, шум водопада или пение птички, – это основа воспитания эстетических чувств, что не ограничивается искусством. Если ребенок любит природу, гармония которой несравнима с созданным человеком, он сможет получить удовольствие от произведения музыки или живописи.

Эстетическое воспитание проявляется и в быту. На личность ребенка оказывает впечатление дом, в котором он живет, то, как едят, одеваются, общаются его родители.

Грамотная речь, красиво сервированный стол, аккуратно одетые и причесанные родители – все это составляющие воспитания, которое не является простой суммой знаний.

Умение рисовать, играть на скрипке тоже важно, но главное – видеть гармонию вокруг, участвовать в ее созидании.

Цель развития культуры личности – взрастить в ней:

  • восприятие, способность находить прекрасное в явлениях природы, искусстве, отношениях;
  • чувства, дающие эмоциональную оценку всего, что окружает;
  • потребности, необходимость эстетических переживаний, созерцания и анализа прекрасного, участие в его создании;
  • вкусы, умение анализировать все, что окружает на предмет соответствия эстетическим эталонам;
  • идеалы, представления о красоте природы, прекрасного в человеке, искусстве.

Методы приобщения к прекрасному

Самым действенным приемом эстетического воспитания признается личный пример. Воспитатели, родители закладывают основу, передают воспитанникам самые важные критерии художественного сознания. Наряду с личным примером, который включает в себя стиль поведения, манеру общаться, набор моральных качеств, внешний облик, к методам относятся:

  • беседы;
  • уроки и дополнительные занятия в кружках, студиях;
  • участие в экскурсиях;
  • походы в театры, музеи, на выставки, работа на фестивалях и конкурсах, утренниках, вечерах;
  • творческие домашние задания.

  Формы и методы эстетического воспитания

Средства и способы эстетического развития

В основе познавательной мотивации ребенка, его этических установок, отношения к окружающим и Родине лежит его активная практика. Продуктивность эстетического воспитания зависит от степени связи с ним предметной деятельности.

Развитие личности происходит тем успешнее, чем раньше она будет включена в творчество.Эстетическое воспитание в школе - в помощь студенту

Игра – наиболее продуктивный способ развития творческого потенциала. Посредством игровой деятельности ребенок включается в общение, овладевает элементами культуры, накапливает эстетические впечатления. В процессе игры происходит подготовка к тому, чтобы войти в мир искусства, превратить его в средство познания всего, что окружает.

Занятия по развитию речи формируют представления о многообразии языков и культур родной страны, пробуждают любовь к чтению, дают навыки культуры общения. Особое место занимают походы в театр, кружки выразительного чтения.

На занятиях по окружающему миру воспитывают любовь к природе, патриотизм. Особая роль отводится школьному музею, внимания требует формирование традиций учебного заведения.

Внеурочная деятельность по изучению культуры народов России, проведение совместно с родителями мероприятий, праздников, участие в народных играх и театрализованных представлениях, обрядах дает возможность комплексного решения задачи эстетического развития детей и одновременно их духовно-нравственного воспитания.

Планирование уроков по искусству приобретает особенно важную роль. Они органично продолжаются во время внеклассной деятельности. Приобретенные на уроках по искусству знания ребята с успехом применяют в реальной творческой практике на занятиях в драматических кружках, группах изобразительного искусства.

С этой воспитательной областью тесно связаны походы в театры и кино, экскурсионные поездки, общение с деятелями культуры, искусства.

Жизненный опыт детей на каждой стадии развития достаточно мал. Они нескоро смогут выделять эстетические явления из общей массы. Приобщение к творчеству воспитывает у ребенка эстетические потребности, умение наслаждаться искусством, пробуждает интерес к нему, развивает эстетический вкус.

Здоровье общества и эстетическое воспитание

Нынешняя образовательная система несостоятельна. В интересах государства заменить ее на такую, которая позволит максимально раскрыться каждой индивидуальности, поможет детям определить свои пристрастия в искусстве, науке, выбрать любимое ремесло.

Кружки и группы развития должны включать не более 5-7 человек, начиная лет с 5. Находясь вдали от тусовок, подрастающее поколение будет развиваться в культурной среде, учиться чувствовать и думать.

Мышление, речь многих современных детей неразвиты, они не способны выразить свои чувства, переживания. Самым маленьким необходимо начать с музыки и танцев, освоить чтение стихов. Детям постарше нужны занятия в балетных, театральных, художественных студиях, знакомство с риторикой, шахматами, астрономией, изучение биологии, археологии, антропологии.

Откуда возникает творческое общество, грамотные наставники, способные воспитать нравственную личность, имеющую широкий гуманитарный кругозор? Нужны энтузиасты, вооруженные не только теорией, с разработанными программами, имеющие четкие представления о целях эстетического воспитания. Процесс длительный, но неизбежный, иначе обществу грозит вырождение.

Как нельзя заставить любить, так понимать красоту тоже невозможно принудительно. Эрмитаж с Русским музеем, книги по искусству не должны быть в планах каждого воскресенья. Детей можно «наполнить» знаниями. Но целью эстетического воспитания не может быть набор знаний. Это понятие предполагает, прежде всего, способность видеть, создавать вокруг себя красоту. 

Читайте также:  Политическая организация ахейских царств - в помощь студенту

Источник: https://vospitanie.guru/esteticheskoe/chto-takoe-2

Формы эстетического воспитания — Эстетическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью

Эстетическое воспитание в школе - в помощь студенту

Эстетическое
воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая
своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные
возможности развития школьников. Данная система включает в себя: 

  •       ·       учебную
    деятельность учащихся, 
  •       ·        внеклассную и внешкольную работу
  •       ·       самовоспитание школьников. 
  • Внутри каждого
    из этих элементов используются специфические формы и методы педагогической
    работы.

Эстетическое воспитание осуществляется прежде всего при изучении предметов искусствоведческого
цикла: музыки, изобразительного искусства, литературы и факультативных курсов
по искусству
. Их специфика состоит в том, что они обеспечивают знание основ
эстетики, художественное образование учащихся. Эта важная составная часть
целостного процесса эстетического воспитания.

С видами и жанрами искусства учащиеся знакомятся в процессе
овладения искусством. В школах нашей страны введены новые программы по музыке,
разработанные под руководством композитора Д. Б. Кабалевского.

Они обеспечивают
подлинное единство обучения и воспитания. Построение их тематическое. Песня,
танец, марш познаются детьми как три основные сферы музыки. В литературе и
живописи раскрываются внутренние связи.

Творческие способности учащихся развиваются и в процессе
импровизации, дирижирования, игры на музыкальных инструментах, сочинения музыки
и стихов.
Главное состоит в том, чтобы привить учащимся вкус
к музыке.

Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания.
Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего
детства должен дозированно слушать музыку.

При этом дети быстрее овладевают
речью, становятся более подвижными и активными в общении.

Программа по изобразительному искусству для средней школы
разработана под руководством художника Б. М. Неменского. Ее основной идеей
является связь искусства с жизнью. Каждый год — новая ступенька в познании
именно этих связей. С точки зрения формирования художественной культуры
учащихся программа предусматривает прохождение трех этапов работы: 1.

Основы
художественных представлений, основы художественного мышления (знаний) и основы
художественного сознания (культуры). Реальные связи искусства с жизнью
осуществляются посредством трех элементов художественной деятельности:
конструктивного, изобразительного и декоративного.

Учащиеся отдают предпочтения разным видам
искусства: одни — литературе, другие — музыке, театру, кино, изобразительному
искусству. Девочки, особенно в старших классах, более активны по отношению к
искусству, чем мальчики и юноши.

Исследователи пришли к выводу, что полезнее
развивать у школьников преимущественный интерес к тем или иным видам искусства,
углубленно занимаясь ими. Но при этом надо обогащать их впечатлениями от всех
видов искусства.

Особое место в эстетическом воспитании занимает изучение
литературы. При чтении художественного произведения важно непосредственное
эмоциональное его восприятие. Это — первая стадия восприятия читаемого. На
второй стадии происходит понимание идейного содержания произведения. Оно не
убивает эмоциональность школьника, а углубляет ее.

Третья стадия восприятия
художественного произведения — обдумывание прочитанного.
Многое для художественного образования и
воспитания школьников дают уроки истории. Учащиеся на этих уроках знакомятся с
происхождением и развитием искусства, с его ролью в историческом процессе,
фактами деградации искусства в условиях капитализма.

Учитель имеет возможность
конкретно показать учащимся как красоту героического, так и убогость пошлого в
поведении людей.

Колоссальные возможности для эстетического развития детей
таят в себе дисциплины естественно-математического цикла. Прежде всего
учитель обращает внимание учащихся на красоту изучаемых предметов, явлений и
процессов.

Так, учитель физики может дать учащимся задание описать вечернюю
зарю с двух точек зрения — эстетической и физической. С раннего детства им
приходилось всматриваться в звездное небо — впечатляющее и таинственное. На
уроке перед ними ставится задача — рассмотреть физическое явление под
эстетическим углом зрения.

Сколько раз они любовались крупными снежинками и
ледяными сосульками! Сейчас они исследуют их как физики. Новые требования озадачивают
детей, пробуждают интерес. Изучение фактов, явлений, законов науки много
выигрывает от того, что учитель знакомит школьников с биографиями ученых,
открывших эти законы природы.

Высокие нравственные и эстетические качества
ученого, его мужество и живость ума — хороший пример для эстетического
самовоспитания учащихся.

Важная роль в системе эстетического воспитания принадлежит внеклассной и внешкольной работе. С. Т.
Шацкий и В. А. Сухомлинский показали и на опыте доказали, что внеклассная
работа позволяет связать эстетическое просвещение с художественным творчеством
учащихся.

При этом школьники получают возможность проявить свою
индивидуальность, выразить себя и утвердиться в коллективе, обогатить свой
жизненный и эстетический опыт.

Внеклассная и внешкольная работа по
эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в
целостный учебно-воспитательный процесс.

  1. В системе эстетического воспитания учащихся во внеурочное
    время можно выделить три взаимосвязанных звена:
  2. 1) эстетическое просвещение,
  3. 2) развитие эстетических чувств
  4. 3) обогащение опыта художественной деятельности.

Эстетическое просвещение учащихся на уроках по ряду причин носит
ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие
возможности. Это — беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым
столом, университеты культуры, дискотеки, клубы друзей искусства и др.

Наиболее
эффективной формой эстетического просвещения учащихся средних и особенно
старших классов являются факультативные занятия, которые могут быть
организованы по изучению как общих основ теории и искусства, так и отдельных
направлений и жанров искусства. В средних классах необходима продуманная
система бесед по эстетике.

Неоценимое значение для художественного образования
старшеклассников имеют лекции по искусству, проводимые по плану. Специальные
исследования показали, что школа является основной базой лекционной работы с
учащимися.

При этом отмечена следующая закономерность: чем выше уровень
школьной лекционной работы, тем выше и показатель свободного неорганизованного
потребления лекционной информации вне школы.  Лекции по искусству несут в себе, как
правило, два вида воздействия: на интеллект и на чувства школьников.

В
методическом отношении важно, чтобы прослушивание музыки, показ произведений
искусства, т. е. непосредственное обращение к чувствам учащихся, не
доминировали над размышлением об искусстве. Ценимой учащимися формой познания
основ эстетики является чтение книг по искусству. Следовательно, чтением
учащихся также необходимо руководить.

Известную искусствоведческую информацию школьники
получают на занятиях кружков, хотя их основное назначение — практическое
приобщение учащихся к литературе и искусству.
В процессе художественного просвещения учащиеся
должны познакомиться с различными направлениями и жанрами искусства, включая
те, которые их особенно интересуют.

Но вместе с тем должен быть строго проведен
целенаправленный отбор как теоретического материала, так и произведений
искусства, чтобы предупредить односторонность в их оценке и развить у
школьников интерес к высокохудожественным произведениям.

Среди форм и методов эстетического воспитания учащихся во
внеклассной и внешкольной работе особая роль принадлежит непосредственно-чувственному
восприятию искусства. Речь идет о просмотре кино- и телефильмов,
прослушивании музыки и художественном чтении, посещении выставок произведений
изобразительного искусства, театра.

Основное назначение этих форм
эстетического воспитания состоит в обогащении и дифференциации
чувственно-эстетического опыта школьников. Опыт школ убеждает в том, что
систематическое слушание, например, классической музыки
постепенно приводит к ее пониманию учащимися и развивает интерес к ней.

Следует,
однако, учесть, что любое непосредственное восприятие произведений искусства
требует известного предварительного и сопутствующего просвещения, но этот
рациональный момент воспитания не должен оттеснять эмоционального восприятия
произведений искусства.

При подготовке и проведении музыкальных лекториев,
вечеров, дискотек важно четко определять их основную цель, чтобы обеспечить
соответствующее сочетание работы мышления и чувств учащихся, а главное —
позаботиться о правильной идейной направленности этих встреч.

Особенно большую роль в формировании культуры эстетических
чувств в настоящее время играют кино- и телефильмы. Воздействие этого
вида искусства начинается с самого раннего детства и не прекращается всю жизнь.
Что касается подростков и старшеклассников, то они нередко две трети своего
свободного времени отдают телевидению и кинематографу.

Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает
театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к
восприятию театрального искусства, но самое главное — создавать условия, при
которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.

Формами обогащения художественного опыта учащихся во
внеклассной работе являются творческие кружки, театральные и хореографические
объединения учащихся, любительские изостудии, школьные вечера, олимпиады и др.
Их главное назначение в школах и внешкольных учреждениях — развивать творческую
активность учащихся.

Школьники добровольно избирают студию, кружок или секцию
и под руководством опытного руководителя-педагога пробуют свои силы в
литературно-художественном, музыкальном, танцевальном, театральном или
каком-либо другом творчестве.

В искусстве, как в познании и труде, созидание
должно преобладать над потреблением. Например, даже систематическое и
внимательное слушание хорошей музыки еще недостаточно для приобщения школьника
к музыкальному искусству. Школьник должен стать исполнителем музыкальных
произведений.

Исполнитель глубже понимает и острее чувствует музыку, ее ритм и
мелодию.

Особенно большое значение для глубокого познания искусства и
перехода к серьезному художественному творчеству имеет школьная
самодеятельность.

Ее ценность состоит в проигрывании определенных
социально-художественных ролей, во многом основанных на творческой фантазии
учащихся. Согласно открытому Л. С.

Выготским «закону реальности чувств», самые
фантастические переживания школьника всегда протекают на совершенно реальной
психологической основе.

Школьная художественная самодеятельность не ставит своей
целью подготовить артиста или музыканта, хотя многие выдающиеся деятели
искусства первоначально были участниками художественной самодеятельности.

Через
искусство школьники приобщаются к активной общественной деятельности.

Читайте также:  Многоэлектронные атомы. общие принципы описания многоэлектронного атома - в помощь студенту

Участники
творческого объединения имеют возможность вовлекать своих товарищей в
художественную самодеятельность, активно бороться с мещанством и безвкусицей,
нести культуру в массы.

Правильно поставленное эстетическое воспитание
направлено на побуждение школьников к самовоспитанию. Оно же призвано
руководить процессом эстетического саморазвития учащихся.

«Педагогика». Под редакцией Ю. К. Бабанского. «Просвещение», Москва, 1983 г.

Источник: https://www.sites.google.com/site/esteticeskoevospitaniedetej/home/formy-esteticeskogo-vospitania

Эстетическое воспитание учащихся в современной школе

  • Термин «эстетическое воспитание» связан с понятием «эстетика», обо­значающим философскую науку о прекрасном.
  • Сущность эстетического воспитаниясостоит в организации разно­образной художественно-эстетической деятельности учащихся, направлен­ной на формирование у них способности полноценно воспринимать и пра­вильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстети­ческих представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.
  • Задачи эстетического воспитания:
  • формирование эстетического сознания, включающего в себя сово­купность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры» способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата;
  • ♦ формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художествен­но-творческой деятельности;
  • ♦ формирование способов художественно-творческой деятельности; под­держка одаренных детей; выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и ценностей.
  • Цель эстетического воспитания— формирование эстетической куль­туры личности, которая включает в себя такие компоненты:
  • Эстетическое восприятие — способность выделять в искусстве и жиз­ни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства.
  • Эстетические чувства — эмоциональные состояния, вызванные оце­ночным отношением человека к явлениям действительности и искусства.
  • Эстетические потребности — необходимость в общении с художе­ственно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.
  • Эстетические вкусы — способность оценивать произведения искус­ства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.
  • Эстетические идеалы—социально и индивидуально обусловленные пред­ставления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Эстетическое сознание — совокупность идей, теорий, взглядов, кри­териев художественных суждений, вкусов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства.

Эстетическое воспитание осуществляется в процессе обучения и воспитания комплексом средств (кино, телефильмы, природа, картины, музыкальные произведения, литература, отношения, СМИ, труд, семья, лич­ность учителя, слово и др.

), приемов (отработка культуры соблюдения ти­шины и порядка, бережливого отношения к книгам и тетрадям, школьной мебели, доброжелательных отношений и вежливости между учащимися; ; беседы о нравственности, этикете, культуре речи и внешнем облике чело­века, его манерах; ознакомление с современной модой: встречи с моде­льерами, артистами и т. д.), методов и форм (беседы, лекции, встречи за круглым столом; «университеты» культуры; клубы друзей искусства; экскурсии, фестивали, устные журналы, тематические вечера, выставки, студии, музыкальная фонотека, певческая деятельность, утренники и ве­чера; «капустники», «посиделки»; посещение кинотеатров и театров и многoe др.). Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, технологии.

Эстетика должна присутствовать на всех уроках, особенно на уроках ху­дожественного цикла; должна проявляться в деятельности учителя, в здоровых человеческих взаимоотношениях, в ближайшем окружении и в быту, в при­роде, где дети проводят свободное время и т. д.

В процессе внеклассной работыпродолжается приобщение учащихся к художественному творчеству и делаются первые шаги в литературе, му­зыке и изобразительном искусстве.

Работают кружки и студии по этим областям деятельности, коллективы художественной самодеятельности, организуются встречи с работниками искусства, проводятся художественно-творческие конкурсы, олимпиады.

Результаты художественной деятельно­сти оформляются в виде журналов, газет, выставок, концертов и др. Это имеет богатые возможности по формированию художественных уме­ний, развитию эстетических переживаний.

Показателями эстетической воспитанности являются: наличие эстетиче­ских потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способно­стей, занятия искусством.

Подлинная эстетическая воспитанность школьника проявляется в наличии эстетического идеала и художественного вкуса, органи­чески соединенных с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству.

Понятие о методах и приемах воспитания. Классификация методов воспитания (методы формирования сознания; организации деятельности и обогащения опыта поведения; коррекции и стимулирования поведения). Условия выбора и применения педагогом методов воспитания.

В педагогике понятие «метод воспитания» трактуется по-разному.

Одни считают, что «метод воспитания – это средство, при помощи которого воспитатель вооружает учащихся твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.» (П.Н. Шимбирев, И.Т. Огородников).

В этом определении отождествляются понятия «метод» и «средство», поэтому нельзя его считать достаточно верным, отражающим сущность метода воспитания.

Другие определяют методы воспитания как совокупность способов и приемов формирования у воспитанников определенных личностных качеств и свойств. Эта дефиниция слишком общая, не делает ясным данное понятие. В ней упускается из виду то, что у воспитанника нельзя ничего сформировать без его собственной активности в работе над собой.

Во многих учебниках и учебных пособиях по педагогике под методами воспитания понимают способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач (В.А. Сластенин, И.Ф.

Исаев, Е.Н. Шиянов и др.). Такое определение метода воспитания отражает его двуединый характер (метод рассматривается как механизм взаимодействия учителя и учащихся), но в нем не вскрывается глубинная сущность взаимодействия.

Воспитание осуществляется в процессе разнообразной и активной деятельности учащихся, которую организовывает педагог. С этой точки зрения речь идет о взаимодействии учителя и учащихся (причем, профессиональным оно является только со стороны педагога).

Таким образом, под методом воспитания следует понимать способы и приемы организации педагогом активной и разнообразной деятельности учащихся, в которой происходит их личностное развитие: формируется потребностно-мотивационная сфера, сознание, чувства, нравственные взгляды и убеждения.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами.

Приемы не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той, на решение которой направлен метод воспитания. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах.

Один и тот же метод у разных учителей может включать разные приемы.

Приемы определяют своеобразие воспитательной методики, делают стиль педагогической деятельности воспитателя неповторимым.

Нередко методические приемы и сами методы воспитания отождествляются со средствами воспитательной работы, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве (средство – прием – метод – методика воспитания). Но понятия «средство воспитания» и «метод воспитания», являясь взаимосвязанными, имеют четкие различия.

Средства воспитания способствуют реализации воспитательных методик.

К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, трудовая, учебная), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, при помощи которых реализуются методы и приемы воспитания (книги, наглядные пособия, картины и кинофильмы, телепередачи и т.д.).

И.П. Подласый считает, что средство воспитания – это совокупность его приемов. Он пишет: «Средство – это уже не прием, но еще не метод. Например, трудовая деятельность – средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе – это приемы.

Слово (в широком понимании) – это средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение – приемы.

В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства есть обязательно»

В педагогическом процессе существует многообразие методов, приемов и средств воспитания.

Есть методики, отражающие специфику воспитания в определенном возрасте или в конкретном учебно-воспитательном заведении (например, методы воспитания будут существенно отличаться в общеобразовательной школе, в школе искусств или в исправительно-трудовой колонии для подростков).

Но в системе образования выделяют общие методы воспитания. Общими они называются потому, что они используются в педагогическом процессе в целом, независимо от специфики определенного, конкретного воспитательного процесса.

К общим методам воспитания относятся:

— убеждение (рассказ, разъяснение, внушение, лекция, беседа, диспут, дискуссия и т.д.);

  1. — метод положительного примера;
  2. — метод упражнений (приучения);
  3. — методы одобрения и осуждения;
  4. — метод требования;
  5. — метод контроля, самоконтроля и самооценки;
  6. — метод переключения.

Методов и особенно различных их версий (модификаций) в педагогической теории и практике накоплено очень много. Выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам методы помогает их упорядочение, классификация.

Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку их система.

Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов в целом, но и лучше понимает их роль и назначение в воспитательном процессе, характерные признаки и особенности применения.

В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов.

Т.А. Ильина и И.Т. Огородников представляют обобщенную систему методов – методы убеждения, методы организации деятельности, стимулирования поведения школьников.

В классификации И.С. Марьенко выделены по принципу воздействия на воспитанников следующие группы методов:

-объяснительно-репродуктивные (рассказ, лекция, разъяснение, положительный пример и т.д.);

-проблемно-ситуативные (ситуация выбора деятельности и поведения, дискуссия, диспут и т.д.);

-методы приучения и упражнения;

-стимулирования (соревнование, поощрение, требование и т.д.);

-торможения (наказание, требование);

-руководства и самовоспитания.

В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (В.А. Сластенин, Г.И. Щукина). Соответственно выделяются следующие группы методов воспитания:

  • — методы формирования сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов);
  • — методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
  • — методы стимулирования поведения и деятельности;
  • — методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
  • Структуру данной классификации методов можно представить в следующей схеме:
  • МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
Читайте также:  Основные понятия комбинаторики - в помощь студенту

(Классификация В.А. Сластенина, Г.И. Щукиной)

Методы формирования сознания Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности Методы стимулирования поведения и деятельности Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения
Все методы убеждения: Рассказ. Объяснение и разъяснение. Лекция. Этическая беседа. Увещевание. Внушение. Инструктаж. Диспут. Дискуссия. Полемика. Доклад. Положительный пример. Упражнение. Приучение. Педагогическое требование. Общественное мнение. Поручение. Воспитывающая ситуация. Переключение в деятельности. Соревнование. Поощрение. Наказание. Сюжетно-ролевые игры. Педагогическое наблюдение. Беседы с целью выявления уровней воспитанности и воспитуемости. Опросы, устные и анкетные. Тесты. Анализ результатов общественно-полезной деятельности, работы органов самоуправления. Создание ситуаций для изучения поведения воспитанников.

Методы формирования сознания личности. Обобщенно эти методы можно определить как способы убеждения, то есть воздействия на сознание воспитанника с целью формирования знаний, взглядов, убеждений и т.д. В воспитательном процессе актуален метод рассказа.

Рассказ – это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме.

К данному методу предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность, образность, эмоциональность, учет возрастных особенностей воспитанников (в том числе и в отношении продолжительности: для младших детей – не более 10 минут, для подростков, юношей и девушек – 30 минут и более).

Объяснение (разъяснение) – это доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность определенного суждения. Объяснение почти всегда сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и наоборот и может перерасти в беседу.

Беседа – это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе. В воспитательной практике беседа получила очень широкое применение.

Ее основная цель – привлечь учеников к оценке поступков, событий и явлений общественной жизни и на этой основе сформировать их адекватное отношение к окружающей действительности, к своим нравственным, гражданским обязанностям.

Убеждающий смысл обсуждаемых в процессе беседы проблем повышается, если вопросы и ответы опираются на личный опыт воспитанника, находят отклик в его делах и поступках, в собственной жизни.

Особое значение в воспитательной работе имеют этические беседы. Они, как правило, начинаются с обоснования темы, к ним готовится педагогом и воспитанниками специальный материал для обсуждения, заключающий в себе какую-то нравственную проблему.

В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания детей, формулирует рациональное решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы в практике поведения и деятельности учащихся.

Сложный метод воспитания – лекция. Как правило, лекции воспитательного характера проводятся для старшеклассников (в силу их возрастных особенностей).

Лекция – это развернутое систематическое изложение сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического, экономического и другого содержания.

Лекцию воспитательного характера нужно отличать от лекции как метода обучения (последняя должна носить сугубо научный характер).

Но в основном к ним предъявляются одинаковые требования: содержатеьность, информативно-познавательная емкость, логическое построение, большая продолжительность по времени.

К методам, активно воздействующим на сознание учащихся, относятся дискуссии, диспуты, полемики. Они побуждают ребят соотноситься с дискутируемой проблемой, формировать собственную точку зрения на предмет спора, высказывать свои суждения.

Обязательное условие реализации данных методов – наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Естественно, что последнее слово в дискуссии – за учителем как ее организатором и руководителем, но это не значит, что его выводы – истина в последней инстанции.

Педагог обязан учитывать точку зрения воспитанников и отвергать ее (если она действительно неприемлема, неправильна) только на основе сильных и продуманных аргументов и фактов.

Источник: https://infopedia.su/11x1b41.html

Художественно-эстетическое воспитание студентов в вузе

В статье рассматриваются понятия «культура» и «художественно-эстетическое воспитание», которые формируют и отражают систему ценностей, вбирая в себя все самое необходимое для воспитания творчески мыслящей личности современного общества.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, культура, искусство, общество.

В режиме реального времени общество столкнулось с проблемой духовно-нравственного и профессионального самоопределения личности.

Главное внимание в современном художественно-образовательном пространстве сосредоточено на проблеме эстетического воспитания, художественного образования, возрождения традиций культуры народов и разных видов декоративно-прикладного искусства.

Ежегодно в нашей стране происходят экономические и политические изменения. На их фоне выдвигаются новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения, направленные на формирование всесторонне развитой, духовно-богатой личности.

Центром внимания во всех учебных заведениях, является необходимость реализации гуманизации образования, где особую роль приобретает художественное образование и эстетическое воспитание личности.

Художественное образование включает в себя основные компетенций и стремится всемерно раскрыть творческий потенциал человека.

Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, но приоритетным является искусство как самое мощное средство.

Современному обществу нужна творческая, талантливая, активная личность, умеющая соответствовать нынешним условиям и вкусам жизни, способная к постоянному развитию и совершенствованию для достижения целей, понимающая высокую ценность образования и обучения.

Поэтому для становления творчески-мыслящей личности особую значимость имеют: тяга к новому, интенсивное углубление знаний в своей области интересов, творческий потенциал, способность в решении задач и проблем, готовность к творческой и конкурентной деятельности.

Данные качества необходимо формировать в процессе художественного образования и эстетического воспитания студентов. Особую актуальность приобретает внимание к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания.

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы способствуют формированию всестороннего отношения человека к действительности, эстетического освоения и отражения действительности в процессе художественно-творческой деятельности.

Говоря о национальных традициях в культуре и искусстве, важно рассмотреть само понятие «культура» — это исторически развивающаяся, многослойная, многоголосая система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социальных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и самораскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни» [1, 4]. Культура неразрывна с историей. Каждая эпоха оставляла свой отпечаток в искусстве мировой культуры, образуя процесс исторической преемственности, сочетания традиций и новаторства. Итогом является огромное разнообразие теорий, образов, идеалов, которыми обладает культура и выступает в качестве системы ценностей, вбирая в себя все самое необходимое для общества.

Нынешнему государству и обществу важно знать, какой выбор сделает личность, прокладывая свой жизненный путь. Ведь значимым в создании пути к духовной культуре личности является интерес к жизни, красоте, творчеству, к природе, окружающим людям и самому себе — это стоит выделить как главная цель, достичь которой можно с помощью системы эстетического воспитания.

Система эстетического воспитания включает в себя пробуждение и развитие чувства прекрасного, возвышенного, таким образом человек познает мир и выражает свое отношение ко всему окружающему.

Центром в системе эстетического воспитания является живопись, дизайн, архитектура, киноиндустрия, имеджеология и другие виды художественного творчества.

Искусство обладает большим потенциалом для того, чтобы воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

По мнению таких авторов как Платонов К. К. и Крысько В. Г. эстетическое воспитание представляет собой процесс формирования «творческой личности, способной жить и творить по законам красоты» [3, 320] и «эстетического вкуса» [4, 169].

В свою очередь Коджаспирова Г. М. и Коджаспиров А. Ю.

в содержание понятия «эстетическое воспитание» вкладывают «целенаправленное взаимодействие учащегося и педагога, для выработки в подрастающем поколении способности понимать, ценить, создавать прекрасное в жизни и искусстве и активно участвовать в творчестве» [2, 24]. Исходя из этого, эстетическое воспитание включает в себя развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, формирование творчески активной личности со своими идеалами и взглядами.

С учетом тенденций развития страны и поставленных задач, целевой компонент эстетического воспитания включает в себя воспитание личности, умеющей мобилизоваться, адекватно оценивать жизненные ситуации, имеющие нравственные и гражданские приоритеты в современном обществе.

Задачи эстетического воспитания: развитие эстетических чувств, вкуса, интереса, развитие эстетического отношения к культуре и искусству, формирование толерантности, чувства ответственности, потребности в здоровом образе жизни.

В содержательный компонент закладывается создание личности, которая наладит отношения с коллективом и с окружающей средой, находя жизненные предпочтения и преодолевая неудачи и разочарования.

Методы, средства и формы очень разнообразны и зависят от объема и качества информации, организации и деятельности, возрастного критерия. Важную роль играет уровень подготовки, мастерство и способности преподавателя.

Студент получает информацию из разных средств — теле и интернет среда, учебное пространство и коллектив, предметный мир, природные явления, литературные произведения.

Чтобы помочь студенту разобраться во всем этом огромном разнообразии эстетической культуры, педагогу необходимо узнать интересы и приоритеты самого студента и направить его на познание того пути, который ему ближе и понятней.

Использовать при этом наиболее эффективные формы и компоненты эстетического воспитания студентов: научность, целостность, систематичность, последовательность, практичность, продуктивность, вариативность и организация.

Педагогу важно помнить что студент — это нынешнее поколение, будущее страны, культуры и искусства. То что будет заложено сейчас, будет уверено и смело идти дальше с ними в жизнь и в систему общественных отношений, вбирая самое лучшее, перспективное, инновационное, сохраняя традиции и культуру.

В заключении отмечу, что эстетическое воспитание студентов это сложный педагогический процесс, где идет четкое взаимодействие студента и педагога, в основе которого лежит деятельность на личный, деятельный и творческий компонент эстетической культуры.

Литература:

1.         Балакина Т. И. Мировая художественная культура. Россия IX — XIX века. Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля, а также для студентов гуманитарных ВУЗов. — М.: Издательский центр АЗ, 1997. — 256с.

2.         Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений — 2-е изд. — М.: Академия, 2005. — 176с.

3.         Крысько В. Г. Психология и педагогика: курс лекций. — М.: Омега-Л, 2004. — 336с.

4.         Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: учебное пособие для учебных заведений профтехобразования. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Высшая школа», 1984. — 174с.

Источник: https://moluch.ru/archive/57/7844/

Ссылка на основную публикацию