Детское изобразительное творчество — в помощь студенту

Детское изобразительное творчество - в помощь студенту

  • Просто иногда мы об этом даже не догадываемся или не задумываемся, а поэтому и не развиваем их.
  • Но стоит к себе внимательнее присмотреться, и, наверняка, обнаружишь в себе определенные творческие нотки.
     

Что такое творчество

По определению это процесс создания человеком новых уникальных материальных и духовных ценностей (продуктов, вещей). Каждый человек уникален. А значит, и все, что он создает, уникально и неповторимо.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  1. Приведу для наглядности два примера.
  2. А) Мы, находясь в одной комнате, видим перед собой, казалось бы, один тот же вид из окна, но если нас попросят нарисовать то, что мы видим, каждый из нас нарисует свою картину, выделив и акцентировав внимание на разных фрагментах увиденного и раскрасив картину в свои цвета.
  3. Б) Мы знаем, как выглядит, например, бабочка, но каждый из нас, делая ее в виде поделки, даже имея одну и ту же выкройку, создаст свою неповторимую бабочку, выбрав разный материал для поделки и разное цветовое сочетание.

А знаешь ли ты как происходит сам процесс творчества? Сейчас я расскажу тебе обо всем по порядку.

В процессе изучения и познания окружающего мира у тебя возникает идея создать или сделать что-то эдакое. Возможно, это и не твоя идея, а идея, предложенная тебе взрослыми, но она пришлась тебе по душе, и ты хочешь ее осуществить. Итак, сначала возникла идея для творчества. Что дальше?

Теперь надо определить, что тебе необходимо для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь. Например, чтобы нарисовать обычный рисунок нужен альбом или бумага для рисования, краски, фломастеры или карандаши. То есть подготавливаем средства для осуществления творческой идеи. А дальше дело за твоей фантазией, воображением и мастерством (умением).

И наконец, после воплощения твоей творческой идеи в жизнь, тебе надо оценить результат своего творчества.

Для начала надо понять, нравится ли в первую очередь тебе этот результат и есть ли желание у тебя и далее творить что-то в этом направлении. Потом можно узнать мнение окружающих.

Учти, что мнение окружающих может не совпадать с твоими ощущениями и впечатлениями от созданного (история знает много случаев, когда гениев не признавали).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Наибольший общий делитель, взаимно простые числа - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Но главное в творчестве – это желание творить, стремление создавать что-то новое, необычное и через творчество дарить любовь и добро окружающим тебя людям.

Детское творчество и его основные виды

Детское творчество ничем, в принципе, не отличается от творчества «взрослого». Разве что тем, что создается оно детьми, а как известно, у детей по сравнению со взрослыми более развито воображение и фантазия.

Дети несколько иначе воспринимают окружающий мир, что делает их творчество особо притягательным.
В детях нет страха творить, они открыты миру, с детской непосредственностью, восторгом и чистотой мечтаний впитывают все его проявления, радуясь каждому новому, даже крошечному, для себя открытию.

Детское творчество можно подразделить на три основные вида: художественное, техническое и музыкальное. Хотя, как ты понимаешь, есть дети, которые совершают открытия (это научное творчество) и обучают сверстников новым знаниям (это педагогическое творчество), занимаясь таким образом «взрослыми» видами творчества.

Детское художественное творчество

  • это:
    — рисование с использованием разнообразных средств для рисования,
    — лепка поделок из глины и пластилина,
    — создание художественные композиций, поделок и аппликаций из различных природных и искусственных материалов,
    — вышивание,
  • — создание литературных и музыкальных произведений (стихов, сказок, рассказов, песен, музыки).

Техническое детское творчество

предполагает конструирование и моделирование разнообразных приборов, моделей, механизмов (например, кораблей, разнообразных летательных аппаратов, игрушек, оригами, калейдоскопов…)

Музыкальное детское творчество

представлено игрой на различных музыкальных инструментах, пением, танцами и ритмикой.

В каждом из этих видов детского творчества ты можешь выбрать себе занятие по душе, проявив в полной мере свои творческие способности.

Как определить свои творческие способности

Творческим человеком можно назвать любого, кто использует необычные подходы к созданию чего-то нового или преобразованию всем давно известного.

В творческом процессе участвует наше воображение, наше восприятие окружающего мира и мастерство, которое приобретается и накапливается постепенно. А еще немаловажный факт: творческий человек непременно вкладывает в свои творения душу и любовь.

Творчество – это дар, данный человеку свыше, но дар этот можно потерять, если вовремя его не определить в себе и не развивать. Как же можно определить, какие творческие способности есть именно у тебя?

Я, конечно, не большой специалист по распознаванию творческого начала в людях, но уверена, что ты самостоятельно это сможешь сделать, если внимательно прислушаешься к себе и своим желаниям.

Подумай, что тебе больше всего нравится делать: рисовать, создавать поделки, танцевать, играть на каком-то музыкальном инструменте, петь, фотографировать или еще что-то? Таких занятий по душе у каждого из нас может быть много и это отлично, ведь мы должны быть разносторонне развитыми личностями. Но сильно много это не всегда хорошо. Можно просто не увидеть главного!

Поэтому постарайся выбрать из множества занятий, которые тебе по душе, два-три. Те, от которых ты получаешь больше всего положительных эмоций и которыми чаще всего предпочитаешь заниматься в свободное время.

Ну, и наконец, постарайся понять (если не получится, обратись за помощью к взрослым или к друзьям), что из выбранного получается у тебя лучше всего. Хотя, как я говорила уже выше, главное — это твое ощущение и восприятие выбранного тобой вида творчества. Не всем дано быть гениями, но всем дано заниматься любимым делом!

Это и будет твоя творческая нотка, творческая способность, которую необходимо развивать.

Ты еще в начале своего творческого пути, впереди тебя ждут много творческих начинаний, удач и творческих «провалов», но как истинно творческий человек – никогда не бросай любимого дела, не опускай руки, верь в чудо и люби то, что ты делаешь! И тогда у тебя все получится!

На нашем сайте и в нашем журнале в рубрике Творчество ты найдешь мастер-классы по изготовлению разнообразных поделок, открыток, аппликаций из различных материалов, раскраски для детей, а также другие интересные материалы.

Позже мы поговорим с тобой о том, как развивать свои творческие способности.

Источник: https://www.obovsemka.com/detskoe-tvorchestvo-i-ego-vidy/

Теория и методика развития детского изобразительного творчества, Погодина С.В., 2011

  • Книги и учебники →
  • Книги по педагогике

Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Теория и методика развития детского изобразительного творчества, Погодина С.В., 2011.

  Учебное пособие создано в соответствии с ФГОС СПО для специальности 050144 Дошкольное образование и может быть использовано при освоении профессионального модуля ПМ.02 «Организация различных адов деятельности и общения детей» (МДК.02.03).

В пособии рассматриваются различные виды искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, народное декоративно-прикладное искусство), приемы развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста.Для студентов учреждений среднего профессионального образования, может быть полезно воспитателям детских дошкольных учреждений.Детское изобразительное творчество - в помощь студенту

Понятие живописи. Виды живописи.

Живопись (от «живо» и «писать») — один из важнейших видов изобразительного искусства, произведения которого отражают на плоскости все многообразие окружающего мира посредством различных цветных красящих материалов.

Существует множество определений этого понятия, характеризующих живопись с точки зрения ее изобразительных возможностей. При этом очень часто упускается другой аспект — индивидуально-личностное, душевное и духовное отношение художника к создаваемому произведению.

Мир живописи богат и сложен, и его невозможно оценивать только с позиции законов, закономерностей и правил, выработанных человечеством в ходе исторического развития. В живописи существует многообразие стилей и направлений, которые распредмечивают действительность, показывая ее духовную сущность.

Каждый художник видит ее по-своему, а каждый зритель трактует с учетом своего мировоззрения, мировосприятия.

Объективно оценивая то или иное произведение живописи, важно учитывать характерные особенности эпохи, в которую это произведение было создано, степень развития науки и техники того времени, мировоззренческие позиции художника, его стилистические предпочтения, уровень технического мастерства автора.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА.Глава 1. Теория и методика ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства.§ 1. Живопись как вид искусства.§ 2. Графика как вид искусства.§ 3. Скульптура как вид искусства.§ 4. Восприятие произведений искусства детьми дошкольного возраста.§ 5. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью и графикой.§ 6. Методика ознакомления детей дошкольного возраста со скульптурой.Глава 2. Теория и методика ознакомления дошкольников с произведениями монументально-декоративного искусства.§ 7. Архитектура как вид искусства.§ 8. Дизайн как вид искусства.§ 9. Народное декоративно-прикладное искусство.§ 10. Методика ознакомления с произведениями архитектуры.§ 11. Методика ознакомления с дизайном.§ 12. Методика ознакомления с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Глава 3. Теория развития детского изобразительного творчества.§ 13. Роль детского изобразительного творчества в становлении ребенка как личности.§ 14. Взгляды исследователей на проблему детского изобразительного творчества.        § 15. Сущность и структура детского изобразительного творчества.§ 16. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества.§ 17.

Этапы развития детского изобразительного творчества в рисовании.§ 18. Этапы развития изобразительного творчества дошкольников в игре со строительными материалами и конструкторами.§ 19. Этапы развития детского пластического творчества.Глава 4. Теория и методика овладения дошкольниками основами изобразительной грамоты.§ 20.

Особенности овладения дошкольниками основами изобразительной грамоты.§ 21. Цвет как выразительное средство искусства.§ 22. Особенности восприятия и использования цвета детьми дошкольного возраста.§ 23. Рисунок как выразительное средство искусства.§ 24. Особенности овладения детьми дошкольного возраста рисунком.§ 25. Композиция как выразительное средство искусства.§ 26.

Особенности овладения дошкольниками композиционными закономерностями.Глава 5. Методика развития детского изобразительного творчества.§ 27. Методика развития детского изобразительного творчества в рисовании.§ 28. Методика развития детского конструктивного творчества.§ 29. Методика развития детского пластического творчества.§ 30. Детское декоративное творчество.Заключение.

Приложения.Приложение 1.Рекомендуемые произведения архитектуры.Рекомендуемые произведения скульптуры.Рекомендуемые произведения живописи.Приложение 2.Схема анализа занятия по развитию детского изобразительного творчества.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: Скачать книгу Теория и методика развития детского изобразительного творчества, Погодина С.В., 2011 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать — doc — Яндекс.Диск.

27.11.2018 12:46 UTC

Источник: https://nashol.me/20181127105568/teoriya-i-metodika-razvitiya-detskogo-izobrazitelnogo-tvorchestva-pogodina-s-v-2011.html

Формирование творчества дошкольников средствами изобразительного искусства



Становление и совершенствование современного образования не возможно без внедрения новых методов учебы и воспитания детей.

Отбором, теоретическим осмыслением, классификацией педагогических инноваций, сегодня занимается педагогическая инновация, настраивая на творчество педагогов.

С разнообразными проявлениями новизны в педагогической инновации тесно связанная проблема педагогического творчества.

Изобразительное искусство является особенной отраслью дошкольного образования, где сегодня внедряются нестандартные, инновационные подходы, индивидуальные поиски технологий художественного воплощения образов являются постоянным конструктивным элементом творческой деятельности педагога. Изобразительное искусство — это введение детей в мир творчества, взаимосвязанных с миром наблюдений, переживаний, размышлений.

Ребенок пытается понять суть произведений искусства, что красота — понятие человеческое. Достижение такого творческого уровня развития личности можно считать наивысшим результатом любой технологии.

Именно в искусстве прослеживаются два взаимосвязанных направления инновационных поисков: один по линии открытия нестандартных, доступных для детей выразительных средств создания образов в разных видах изобразительной деятельности, другой — поиски оригинальной методики работы над реализацией творческих замыслов детей.

Стоит отметить, что изобразительное искусство — универсальная форма выражения духовного мира человека, ее материальной культуры через призму творчества, задание которой для педагога, — ввести ребенка в мир изобразительного искусства, развить ее зрительное восприятие, сформировать элементарные эстетические представления об окружающей действительности [1, с.96].

В современной литературе детское творчество определяется как явление художественной культуры, а изучение особенностей ее проявлений и условий формирования — как важная проблема психолого-педагогической науки.

Раскрывая роль творческой деятельности в воспитании, учебе и развитии ребенка, исследователи (Е.А,Флерина, Н. П. Сакулина, В. С.

Мухина) в то же время отмечают, что между детским и профессиональным творчеством определенного соответствия не существует, хотя общественно педагогическая ценность ее очевидна.

В творческой деятельности ребенок открывает для себя что-то новое, обнаруживает свое понимание и отношение к окружающей действительности, что позволяет взрослым изучать внутренний мир.

Такая оценка детского творчества дает основания говорить о правомерности распространения понятия “творчество” на деятельность детей, в то же время, ограничивая ее сроком “детская” и отмечая при этом условный характер его употребления.

Одним из важных положений современной педагогики творчества есть утверждение мысли, что детское творчество — “всеобъемлющее приобретение”, условие существования ребенка в повседневной жизни (Л. С. Выготский), которая дает основание привлечь к творческой деятельности всех детей без специального отбора [2, с96].

Относительно объективной природы художественного творчества ребенка, то современная наука считает, что первобытной формой ее проявления является синкретическое творчество, то есть такая, в которой отдельные виды искусства еще не отделенные и неспециализированные. Этот факт указывает на общий корень, из которого выделились все виды детского искусства.

Основы творческого процесса составляют образования из пережитых впечатлений новой действительности, которая отвечает потребностям самого ребенка, другими словами — “комбинирования старого в новом сочетании” (Л. С. Выготский).

В связи с этим, уважает он, если мы хотим создать прочные основания для творческой деятельности ребенка, необходимо распространять ее опыт.

Читайте также:  Умножение и деление положительных и отрицательных чисел - в помощь студенту

В определении условий формирования у детей творческой деятельности есть положение о социальном наследовании психических свойств и способностей, присвоения индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством.

По данным научных работников, психическая регуляция творческой деятельности осуществляется с помощью психических действий, свойственных человеку, которые не возникают естественным путем, а должны быть присвоены ребенком.

Если отсутствует целеустремленная учеба, такое присвоение, может происходить стихийно. В связи с этим особенную значимость имеют исследования Е. А. Флериной, Н. П.

Сакулиной, связанные с разработкой содержания, форм и методов передачи детям норм реалистичного изобразительного искусства, учебы их творческого воссоздания окружающей среды.

Успеваемости решения отмеченных заданий способствуют как объективные, так и субъективные, условия.

Объективные условия заключаются в создании творческой атмосферы в группе дошкольного учебного заведения, которое находит свое выражение в доброжелательном и внимательном отношении одногодков и взрослых к творческим проявлениям ребенка; наличию материальной базы, которое дает возможность детям практически реализовать творческие задания в соответствии с их замыслом и тому подобное.

К субъективным условиям относят, прежде всего, психологическую готовность ребенка к творческому процессу, то есть сформированность системы психических процессов и образований, которые в своей совокупности обеспечивают ей возможность в большей или меньшей мере решать те задания, которые возникают на каждом этапе отмеченной деятельности.

Учеба как целеустремленный, научно обоснованный и методически обеспеченный процесс, целью которого является формирование готовности ребенка к соответствующей деятельности, рассматривается как универсальное условие, что совмещает в себе объективные и субъективные условия.

Основной формой организации учебного процесса является занятие со сложной структурой и регламентом, который зависит от возрастных особенностей детей.

Кроме занятия, в случае необходимости решения тех или других творческих заданий используются целевые прогулки, экскурсии, занятия-беседы, из эстетического восприятия специально подобранных произведений изобразительного искусства, восприятия литературных и музыкальных произведений, кукольных, телевизионных представлений.

В ходе ознакомления детей с особенностями творческого поиска и воплощения замысла используются такие методы: исследовательский, направленный на формирование у ребенка способностей к изобразительной деятельности; метод усвоения слов-понятий, которые означают эталонные признаки как предметов и явлений, так и некоторые понятны детям средства действий, связанные с изобразительной деятельностью; демонстрация рациональных приемов выполнения поставленного изобразительного задания; устная инструкция; беседа; рассказ, который сопровождается соответствующим иллюстративным материалом, который помогает создать выразительный рисунок.

В отличие от учебного рисования, отмеченные методы предусматривают ознакомления детей со способами решения сугубо творческих заданий. В этом случае педагог настраивается на применение новых средств работы с детьми, продумывает соответственно интересные методы и приемы работы.

Среди приемов учебы, направленных на создание эмоционального комфорта, активизацию внимания, важное место занимает совет воспитателя, который совмещает в себе как стимулирующее влияние на ребенка, так и определенные предложения, относительно возможностей нахождение рациональных способов выполнения того или другого творческого задания.

Особенность использования совета заключается в том, что она высказывается в доброжелательной и ненавязчивой форме желательно с использованием наглядности. Наиболее благоприятный возраст для начала систематического и последовательного ознакомления детей с особенностями творческого поиска 5-й год жизни.

Это предопределено тем, что на отмеченном этапе развития ребенка основные психические процессы и образования приобретают произвольный характер. Кроме того, овладение разнообразными видами рисования (предметным, сюжетным, декоративным) и предусмотренным у них программным учебным содержанием служит основанием для решения несложных творческих задач.

Особенность творческих заданий, которые предлагаются детям на начальном этапе овладения отмеченной деятельностью, заключается в том, что подготовительный период относительно возникновения и реализации замысла еще не носит развернутый характер, им создают такую ситуацию, при которой возможность возникновения творческого замысла и определения способов его воплощения осуществляется благодаря опыту, накопленному в учебном процессе.

Образовательные технологии личностно развивающей педагогической модели направленные на развитие у ребенка способности формулировать идеи и радоваться, когда они реализованы. При таких условиях эта деятельность становится основой, на которой формируется позитивная «Я-концепция» ребенка.

Эмоционально воспринимая окружающее, природу, ее явления, объекты, дети часто пытаются воспроизвести это все в рисунках.

Чтобы их рисунки не были однотипными и маловыразительными, педагоги должны использовать в работе такие личностно развивающие технологии, которые предусматривают прямую связь между активным восприятием окружающей красоты и осмыслением детьми особенностей и выразительности художественных образов, воплощенных в разных видах живописи.

Выбор техники нетрадиционного рисования большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают многих эмоций поверх того, что они умели.

Научные работники исследовали, если такие навыки умственной деятельности как язык, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования в большинстве, почему-то прекращается в раннем возрасте.

И если дети рисуют на низком уровне, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах.

Стоит отметить, что часто отдельные взрослые со страхом воспринимают предложение что-либо нарисовать. Причина такого явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать.

Поэтому и не стоит удивляться потому, что взрослые не умеют рисовать, а дети.

Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

Однако важно помнить, что развлекательные техники могут быть лишь изюминками на фоне традиционных способов работы. Все дети любят рисовать. Творчество для них — это отражение искренней работы.

Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, испытав при этом чувство захвата, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение”, изобразив свое отношение к действительности на листе бумаги [5, с.175].

Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должна быть свободной, яркой и неповторимой. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

Для ребенка привычные и знакомые следы, которые оставляют карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кисточкой, но остается странным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.

Нетрадиционные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и захватывают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

И вовсе не страшно, если ваш маленький художник загрязнится, главное — чтобы он получал удовлетворение от выполненной работы. Определяющим является подбор тематики, содержания работ, техники исполнения.

и техники выполнения работы также могут быть разными в зависимости от воплощения инновационных технологий ведения занятий по изобразительной деятельности. Стоит отметить, что техника рисования включает широкий круг вопросов: приобретение специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых исполняется художественное произведение, это непосредственный результат работы художника со специальными материалами и инструментами, способы их использования.

В процессе использования современных техник рисования у дошкольников формируется эмоциональная сфера; осуществляется умственное развитие (мышление, память, внимание, творчество, фантазия, язык); происходит моральное и эстетическое развитие личности; развивается глазомер, зрительное сосредоточение, мелкая моторика; воспитывается трудолюбие, опрятность, настойчивость. В понятие техники включается не только развитие глазомера и руки, их согласованная деятельность, но и особенное значение, предоставляется умелому, правильному изображению контура, формы, цвета предметов. Сюда включается техника создания линий, заштриховывая, заливки, наложения более усиленных тонов, определенная манера рисунка и письма, способ использования тех или других материалов (бумаги, карандаша, угля, пастели, масляной краски, акварели, гуаши, темпера и другая) в соотношении с их качествами и изобразительными свойствами [4, с.100].

Дети любят рисовать свечой, пальцами, ладошками, зубной щеткой, нитью, соломкой, с использованием кляксографии, на бумаге, линолеуме, асфальте, снеге, стекле. Развлекательные техники можно использовать в предметном, сюжетном и декоративном рисовании.

В противовес традиционности, не традиционность дает возможность отойти от стереотипов, предоставить ребенку максимальную свободу в его творении.

Нетрадиционные техники достаточно простые в техническом плане, дети легко их усваивают и получают удовольствие от результатов.

Они также дают детям уникальные возможности для экспериментирования, поисков образов, смелых воплощений, на бумаге необычных фантазий, впечатлений, мыслей [3, с207].

Внедряя современные техники рисования с детьми дошкольного возраста, педагогам необходимо формировать у воспитанников ключевые составляющие части жизненной компетентности: веру в собственные возможности; базовые качества личности; самостоятельность, наблюдательность, креативность; творческие способности; отсутствие негативных эмоций; сохранение психического здоровья детей. Современные требования к проведению занятий по изобразительной деятельности в дошкольных учебных заведениях предусматривают связь изобразительной деятельности с другими видами деятельности детей: игровой, музыкальной, театрализованной, потому что педагог, заканчивая занятие, создает условия для перехода к другому виду деятельности.

Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод, что творческое самовыражение детей дошкольного возраста через средства изобразительной деятельности — это целеустремленный высоко — результативный процесс творческого развития ребенка-дошкольника.

Успеваемость формирования творчества зависит от направленности подобранных воспитателем методов и приемов руководства творческой деятельностью детей.

Стимулируя познавательную и оценивающую деятельность детей, побуждая к творческому поиску системой методов, демонстрированием рациональных способов воплощения замысла, непосредственным руководством и сотрудничеством, с детьми, воспитатель предоставляет этому процессу ту направленность, которая в конечном результате присущая творчеству.

Литература:

  1. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введения в теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. — Новосибирск, 1986. — 254с.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский — М.: Просвещение, 1997. — 96с.
  3. Вульфов Б. З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. — М.: Просвещение, 1983. — 207с.
  4. Галкина О. И. Обучение рисованию в начальной школе. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.—100с.
  5. Горальски А. Пути изучения творчества // Вопросы психологии. — 1986. —№ 5. — С.175–176.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, творческая деятельность, творческий поиск, детское творчество, педагогическая инновация, дошкольный возраст, творческий процесс, учебный процесс.

Источник: https://moluch.ru/archive/114/30151/

Сущность и структура детского изобразительного

Творчества

Сущность детского изобразительного искусства

Специфика детского изобразительного творчества как социаль­ного явления заключается в том, что оно, хотя и отражает действи­тельность, окружающую ребенка, являет собой особый мир, отличный от реальности. Ребенок — носитель некоего симбиоза различных сфер общественной жизни.

И в то же время он способен открыто, непосредственно передавать и обобщенность, целостность явлений окружающей действительности, и детали, тонко подчеркивающие суть объектов. Именно детское изобразительное творчество помога­ет нам, взрослым, взглянуть на мир глазами дошкольника, увидеть в нем себя и жизненную среду.

Выразительные образы, создаваемые малышом, находятся в прямой зависимости от его мировосприятия и мироощущения. Мы, взрослые, иногда можем лукавить, иногда пересиливать себя с целью достижения определенной цели в твор­честве, но ребенок по своей природе не в состоянии побороть ее и потому он изображает вещи такими, какими они предстают перед ним.

И когда взрослые начинают навязывать собственное видение мира, подчас перегруженное стереотипами, своим воспитанникам, то в этот момент происходит надлом формирующейся личности. И тогда стереотипы взрослых становятся приобретением ребенка, с которым он не только начинает творить, но и жить.

Это приводит к обезличиванию ребенка, к потере возможности научиться выражать свои мысли, формировать собственный стиль, основанный не на слепом копировании тенденций моды, а на богатейшем мировом художественно-изобразительном опыте.

Для того чтобы избежать подобной ситуации и интегрировать в себе все три «мира», пребывать в них с некоторой пользой, необхо­димо помимо природного вкуса и художественной интуиции обладать минимумом познаний.

Причем круг знаний не ограничивается толь­ко одной какой-то сферой, например, миром искусства. Для создания действительно интересного и выразительного образа ребенку необ­ходима информация из разных областей.

Так, для изображения кош­ки ему не обойтись без знания ее строения, повадок, характера, технических приемов отображения, цветовых сочетаний, характерных для этого животного, и т.д.

Процесс детского творчества включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов, которые раскрывают механизм создания образа. Для большей наглядности рассмотрим взаимосвязь компонентов в виде схемы (схема 1).

Процесс детского творчества начинается прежде всего с мотива, с желания ребенка творить: «Я хочу нарисовать, слепить…», которое оказывает непосредственное действие на замысел: «Я хочу нарисо­вать машину…» Замысел постепенно формируется в идею: «Я хочу нарисовать фломастерами большую машину, у нее будет синий кузов, серая кабина, желтые фары.

Машина будет ехать по дороге, а вокруг я нарисую поля…

» На мотив, замысел и идею оказывают влияние следующие условия: во-первых, материальные (материалы и ин­струменты) и духовные (мечты, фантазии), субъективные (непред­виденные обстоятельства) и объективные (перспективное и кален­дарное планирование); во-вторых, эмоциональное состояние ребен­ка, выраженное в его вдохновении; в-третьих, личная цель малыша: «Я сделаю маме открытку»; в-четвертых, социальная необходимость, проявляющаяся в заданной установке: «Ребята, сегодня мы с вами будем готовить подарки к новому году». Однако социальная необхо­димость возникает только тогда, когда взрослый руководит или на­правляет процесс детского творчества. Оформившаяся идея реали­зуется в процессе изобразительных действий, на которые также могут оказывать влияние условия и состояние вдохновения. Изо­бразительные действия приводят к конкретному результату, кото­рый может не удовлетворить дошкольника, что способствует его возвращению на стадию замысла или идеи. В этом случае возникают новые изобразительные действия, приводящие к новому результату, который окончательно формируется только при условии удовлетво­ренности им со стороны ребенка.

Схема 1

Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 653;

Источник: https://studopedia.net/3_61909_sushchnost-i-struktura-detskogo-izobrazitelnogo.html

" Изобразительное творчество в ДОУ"

Изобразительное творчество дошкольников и особенности его развития

Ученые, педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Для изобразительного творчества дошкольника характерно:

  • создание художественного образа;
  • использование цвета, колорита как выразительного средства;
  • композиционное построение изображения (в рисунке, лепке, аппликации);
  • оригинальность;
  • изобразительная грамотность — это те умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно достоверному изображению.

Творческая деятельность дошкольника имеет свою специфику. Т.С. Комарова выделяет этапы творческой деятельности дошкольников: на первом этапе возникает, развивается, осознается, оформляется замысел. Характерной особенностью второго этапа является то, что «вынашивание» и «реализация его» совпадают. Ребенок придумал тему, сел и сразу же рисует, лепит.

Он использует такие выразительные средства как художественный образ, цвет колорит, композицию; разные способы работы с художественными материалами (красками, карандашами и т.п.). Третий этап — получение результата (рисунка, аппликации, скульптуры и т.п.). В продукт деятельности ребенок вкладывает свои знания, умения, навыки, эмоционально — интеллектуальный опыт.

В деятельности все эти этапы сокращены во времени.

Л.А. Парамоновавыделяет следующие особенности детского творчества [8]:

  • дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт. Новизна открытий и продукта субъективна — это первая важная особенность детского творчества;
  • процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата — это вторая особенность детского творчества;
  • ребенок с легкостью начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам — это третья особенность детского творчества. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что творчество — это процесс создания новых ценностей. В творчестве особое место занимает воображение.

Как показывают исследования Т.Г. Казаковой, С.А. Иванниковой, Л.В. Компанцевой и др. творчество дошкольников тесно связано с обучением, усвоением детьми способов и приемов выполнения работы, с усвоением умений работать в разной технике (кляксографии, монотипии, тычком и т.д.).

Творчество детей характеризуется тем, что ребенок в результате деятельности создает новый, оригинальный продукт, в котором активно открывает что — то новое для себя, а для окружающих — новое о себе.

Читайте также:  Двойное лучепреломление света - в помощь студенту

Чтобы педагоги могли оценить уровень развития изобразительных умений детей и их творческих проявлений, Н.А. Ветлугина определяет следующие критерии:

  • — отношение детей к творчеству, их интересы, способности;
  • — качество способов творческих действий;
  • — качество продукции детского художественного творчества.

Изобразительная деятельность ребенка основывается на всех тех разнообразных впечатлениях, которые дети получают в ДОУ и дома. Чем разнообразнее и богаче детская жизнь, чем больше впечатлений она заключает, тем шире диапазон содержания, из которого ребенок может черпать образы для самой разной творческой деятельности: игры, театрально — игровой, изобразительной.

Воспитанию интереса к окружающей действительности и развитию воображения детей способствуют различные творческие задания. Термин «творческие задания» известен в дошкольной педагогике. Он как бы заключает в себе два противоположных компонента. Задания названы творческими, т.к.

ребенок проявляет чувство нового при использовании прошлого опыта, находит вариативные решения при выполнении знакомых заданий, обнаруживает способности, позволяющие ему выполнять задание в незнакомой ситуации, т. е.

дети должны комбинировать, импровизировать, сочинять, самостоятельно находить новое выражение. Но они вместе с тем названы заданиями, т.к. предполагается творчество детей не полностью самостоятельное, а с участием взрослого, т.е.

творчество с участием взрослого, который организует среду, условия, материалы, создает ситуации, побуждает детей к творческим действиям. От личности взрослого, его увлеченности, способности участвовать в сотворчестве с детьми зависит успех этой сложной, но очень интересной работы.

В дальнейшем дети будут способны действовать по своей инициативе. заданий усложняется в зависимости от этапов формирования творчества. Творческие задания должны быть кратковременные и преследовать конкретную цель.

Творческие заданияв рисунке для детей старшего возраста Н.А. Ветлугина предлагает начинать с использования колорита, сочетания оттенков, цветов, которые придают изображаемому различное настроение.

Далее дети усваивают способы выражения образов путем использования формы, позы, очертания фигуры, жеста, затем передача действия, характер персонажей.

Последний этап — нахождение композиционных построений и использование ритма для передачи целостной картины.

, характер и последовательность творческих заданий должны вызывать у детей строй соответствующих чувств, побуждать как к интуитивным, так и преднамеренным, как к самостоятельным, так и подражательным действиям.

Последовательное усложнение, содержание творческих заданий способствуют формированию образа и направлено на развитие восприятия, воображения, эмоциональной сферы. Творческие задания позволяют создать рисунок, непохожий на работы других детей.

Источник: https://infourok.ru/izobrazitelnoe-tvorchestvo-v-dou-2187639.html

И развития их творчества 1 страница

Авторы всех современных концепций воспитания и обучения считают, что содержание воспитательно-образовательной работы должно быть непосредственно связано с миром духовных, эмоциональных ценностей человека.

Такое содержание несут в себе прежде всего предметы эстетического цикла, которые обеспечивают единство воспитания и обучения.

К этому циклу можно отнести и курс «Теория и методика развития детского изобразительного творчества».

Предметы эстетического цикла должны прежде всего развивать сферу чувств человека. Развитие человеческой чувственности является главным условием формирования творческого потенциала личности. Развития чувственность даёт человеку возможность находить наиболее оптимальное решение в любой сфере деятельности, в любой области жизни.

Большая роль в эстетическом освоении богатств духовной и материальной культуры, окружающей действительности; развитии творческих способностей, активности человека принадлежит искусству, в т. ч. и изобразительному.

Искусство – важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, ненавязчиво вводя ребёнка в контекст культуры человеческих отношений.

В искусстве веками концентрируется духовно-практический и ценностно-эвристический опыт человечества.

Искусство способно вводить ребёнка в мир Природы, в мир характеров, окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности, в мир ощущения людей разных эпох и народов. И делает это лучше и легче, чем это могут делать научные дисциплины.

В формировании внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика у искусства, как мощного средства, равных нет.

Вводить ребёнка в мир искусства, как подчёркивает Б. П. Юсов, необходимо как можно раньше.

По мнению философов, психологов, педагогов, приобщение ребёнка к миру искусства, его участие в разнообразных видах художественно-эстетической деятельности способствует развитие всех его сущностных сил.

Искусство нельзя «вложить» в сознание, им нельзя «вооружить» точно так же, как мы «вооружаем» знаниями, умениями и навыками, его можно только переживать. Научить переживать и сопереживать – центр всей воспитательной работы с помощью искусства.

Детство – пора взросления. Сам ребёнок не в состоянии его завершить. На помощь должны прийти взрослые, передающие ему опыт, знания; формирующие его как личность.

При этом нужно иметь в виду, что воспитывает, формирует, развивает не программа, не метод, а личность и только личность педагога. «Слова учат, примеры влекут» (латинская пословица).

В личности педагога важны такие её компоненты, как знания, профессиональное мастерство, духовный мир. «У педагогов, — подчёркивает В. А. Сухомлинский, — творение особое: — Человек».

Курс «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» — самостоятельная отрасль знаний, входящая в систему педагогических наук. Эта наука, как и все другие, имеет свой предмет, цель, задачи.

  • Предмет данной науки – закономерности развития личности ребёнка, первых шести лет жизни средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.
  • Цель курса как учебной дисциплины: раскрыть студентам пути художественно-творческого развития детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.
  • Задачи курса

1. Формировать систему знаний об искусстве, изобразительной деятельности как средствах художественно-эстетического воспитания, развития личности ребёнка дошкольного возраста; специфике детского изобразительного творчества и путях его развития.

2. Развивать у студентов активный интерес к предмету и способам реализации полученных знаний, умений, навыков в практике работы в ДОУ.

3. Совершенствовать первичные умения и навыки в области изобразительной деятельности (графике, пластике, аппликации, конструировании).

Курс «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» относится к числу дисциплин предметной подготовки студентов по специальности 030900 – «Дошкольная педагогика и психология».

Курс «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» как наука связан с эстетикой – наукой, изучающей всё, что имеет отношение к чувственному восприятию, ибо слово «эстетика» произошло от греческого слова «эстетикос», т. е. «чувственный».

Связь с эстетикой проявляется в том, что курс базируется на основных понятиях эстетики, таких как: «искусство», «эстетическая деятельность», «эстетическое восприятие», «эстетические чувства», «эстетические оценки», «эстетические отношения»; «добро – зло», «прекрасное – безобразное» и т. п. Ключевым исходным для эстетики является многообразие самой действительности, в её значении для человека.

Курс «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» связан с детской психологией, т. к.

при разработке новых технологий художественно-творческого развития детей учитываются особенности развития тех психических процессов, которые составляют основу способностей ко всем видам художественно-эстетической деятельности (восприятие, воображение, образное мышление, образная память, представления, чувства, эмоции).

Детская психология раскрывает структуру способностей и пути их развития, разрабатывает диагностические методики, позволяющие изучить возрастные возможности детей, наличествующий уровень их художественно-творческого развития и т. п.

Курс «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» тесно связан с дошкольной педагогикой, что проявляется в единстве целей, задач воспитания и развития детей, в общности дидактических принципов, форм и методов их воспитания и развития.

Наблюдается связь данного курса с анатомией, гигиеной и физиологией. Знания из области этих наук позволяет педагогу осуществлять развитие личности ребёнка в соответствии с его возрастом, особенностями нервной системы, высшей нервной деятельности; организовать материальную базу, комфортные условия для художественно-творческой деятельности и т. п.

Курс «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» связан с курсом «Теория и методика развития элементарных математических представлений», позволяющим изучить особенности формирования у детей знаний о пространстве, форме, величине, пропорциях предметов, которые необходимы для создания выразительных образов средствами изобразительной деятельности.

Как любая наука, данная наука обладает своими научными методами изучения проблем художественно-творческого развития детей дошкольного возраста.

Научные методы можно разделить на две основные группы на основе особенностей источников получения информации: методы эмпирического и теоретического уровня. В основном, эти методы активно используются в педагогике и психологии. В целом, преобладают методы эмпирического уровня (наблюдения, анализ продуктивной детской деятельности, её особенностей и особенностей поведения ребёнка и др.).

Детское изобразительное творчество

Творчество, развитие способности к творчеству – одна из главных, стержневых задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент.

Объясняется это тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для творческого развития личности ребёнка, ибо в данный период жизни человека активно развиваются образное мышление, воображение, т. е.

те психические процессы, которые составляют основу творческой деятельности.

Пытаясь понять сущность творчества, человечество фактически пытается понять себя, самую главную сущностную характеристику Человека.

Понимание особенностей детского творчества важно для взрослого не только и не столько для осознанного управления творческим развитием ребёнка, сколько для понимания собственного зрелого творчества. Е. А.

Флёрина подчёркивала, что в истоках творчества в «зёрнышке», зародыше заложено то, что более характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека.

С точки зрения философии, творчество – это «деятельность, порождающая нечто новое никогда ранее не бывшее» (Философская энциклопедия).

В области философии творчество рассматривается как сугубо социальный феномен, т. е. творчество – это особая характеристика деятельности человека.

В основе любой предметно – практической деятельности лежит творчество. Таким образом, — это родовая сущность человека.

Творчество, как деятельность человека, направлено на создание новых материальных и духовных ценностей, обладающих общественной ценностью.

Творчество следует рассматривать как особую форму познания и освоения реальной действительности, ибо отбор целей, средств воплощения задуманного совершается осознанно. Творчество — это высшая ступень освоения любой деятельности; высшая форма любой деятельности, направленная на изменение окружающего. Поэтому творчество имеет прогрессивный характер.

Творчество, как активная, созидательная деятельность, направлена на изменение мира, а, следовательно, и на человека, являющегося его частью. В творческой деятельности происходит свободное и универсальное развитие его духовных, интеллектуальных и физических способностей. Это деятельность, развивающая человеческую личность.

Психологи рассматривают творчество как активную психическую деятельность человека, в процессе которой особо мобилизуются его интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы. Следовательно, о творчестве можно судить не только по качеству её результата.

Психолог, педагог Н. Вересов (День длиною в год // Дошкольное воспитание. – 1995. — № 3), размышляя о сущности творчества, приходит к ряду выводов. Во-первых, любая деятельность имеет цель, но цель деятельности не всегда определяет её характер. Даже более того, деятельность творческая по сути на самом деле может не быть таковой.

Во-вторых, характер любой деятельности определяется человеческим отношением: отношением к деятельности, к её результату, в конечном счёте, отношением к миру. Ибо творческая деятельность человека – это не просто деятельность, в результате которой появляется продукт, обладающий общественной значимостью и новизной.

Это деятельность одного человека, обращённого к другому человеку.

Только через деятельность человек может выразить себя, своё отношение. «Творчество, — как подчёркивает Н. Вересов, — есть выраженное и выражаемое различными средствами и способами личностное отношение к миру, отношение созидательное и созидающее» (там же. С. 16).

Следовательно, ценность любой творческой деятельности не в том, что создано в продуктивно- материальном плане, а в том, что приобрёл человек в личностном, духовном плане, в плане саморазвития, самодвижения, самосозидания (Л. С. Выготский, Г. Г. Кравцов, В. Т. Кудрявцев и др.).

Таким образом, в психологическом плане, — творчество следует рассматривать как активную, созидательную деятельность, которая направлена не столько на изменение окружающего мира, сколько на изменение самого человека.

Педагогический аспект данного понятия сводится к тому, что творчество – это повышенная активность ребёнка, в результате которой он открывает много нового для себя (в своих возможностях, в познании мира) (Г. В. Лабунская, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др.).

Эта активность включает в себя и умение самостоятельно поставить цель, и проявить инициативу в выборе средств, путей её достижения, и умение самостоятельно менять, улучшать, совершенствовать условия жизни.

Следовательно, творчество – это способность, с одной стороны, накапливать, осваивать «багаж» знаний, того, что уже накоплено человечеством, а с другой – это способность нарушить сложившийся стереотип, готовность сделать шаг в неведомое.

Опираясь на вышеприведённую сущностную характеристику творчества, можно выделить основные личностные качества творческой личности («компоненты творчества», по Н. П. Сакулиной): это активность, самостоятельность, инициатива.

Поэтому основной педагогической целью является создание условий для развития творческой личности (самостоятельности, активности, инициативности и др. свойства и качества) с тем, чтобы ребёнок как личность мог выразить себя в деятельности, выразить своё отношение к миру.

В педагогическом же руководстве необходимо сделать акцент не на конечном результате, а на процессе деятельности, в котором эти личностные качества и свойства проявляются и формируются.

Таким образом, в творчестве синтез деятельностного и личностного начал выражен особо полно, однако, при этом личностное начало должно доминировать.

Толкование творческого акта только как деятельности, создающей какой – то новый, материальный продукт, оставляет вне поля внимания самое существенное – отношение человека к деятельности, источники творчества, лежащие в области бессознательного (фантазии, интуиции и т. п.).

Исследования Л. С. Выготского, А. В. Брушлинского, Л. А. Парамоновой, Н. Н. Поддъякова, В. Т. Кудрявцева и др.

показали, что возрастная специфика детского творчества не даёт основания для противопоставления зрелого творчества и творчества ребёнка.

Дошкольное детство является первым основополагающим этапом творческого присвоения социокультурного опыта, и поэтому детское творчество носит подлинный культурный характер.

Понятие «детское творчество» определяется как деятельность, «в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения» (Т. Г. Казакова).

Однако само определение творчества в дошкольные годы («детское») подразумевает наличие ряда его особенностей. Это:

– субъективный характер открытий и новизны продукта творческой деятельности. Дети совершают для себя множество открытий и создают интересные, порой оригинальные продукты в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т. п. (Н. А. Ветлугина, Г. В. Лабунская, Н. Н. Поддъяков, Дж. Родари, Н. П. Сакулина, К. И. Чуковский и др.);

– большая эмоциональная включенность ребёнка в её процесс, его стремление искать и много раз опробывать разные решения, то есть стремление к экспериментированию. При этом он получает особое удовольствие, порой гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддъяков, О. А. Сафонова и др.);

– отсутствие трудного, подчас мучительного начала решения проблемы, что характерно для взрослого человека. Ребёнок, в отличие от него, не испытывает этого.

С лёгкостью и прежде всего практически он начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает его поиском и часто приводит к положительным результатам (Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддъяков, Г. В. Урадовских и др.).

Первой из исследователей детского изобразительного творчества определение его сущности дала Е. А. Флёрина.

«Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» (Е. А. Флёрина. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. – С. 181).

Н. П. Сакулина под детским изобразительным творчеством понимает, с одной стороны, способность к изображению, а с другой – способность ребёнка к художественному выражению, отражению своего отношения к изображаемому.

Источник: https://studopedia.ru/2_15239_i-razvitiya-ih-tvorchestva.html

Ссылка на основную публикацию