Жесты рук — в помощь студенту

  • Конспект урока №2
  • Жесты.
  • Цели урока:
  • 1). Образовательная: познакомить учащихся с невербальными средствами общения, а именно с жестами, способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у школьников;
  • 2). Развивающая: развивать мышление, умение выразить свои мысли с помощью жестов;

3). Воспитательная: воспитывать уважение к окружающим тебя людям, умение понимать себя и других путем коммуникации.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  1. Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация к уроку по теме «Жесты», словари, карточки.
  2. Ход урока
  3. Учитель молча приветствует учащихся кивком головы и жестами показывает знак «садитесь».

— Ребята, я не произнесла ни слова, но вы меня поняли и все сделали правильно. Как вы поняли меня? (выслушиваем ответы учащихся)

— Ребята, вы любите играть? Давайте сегодняшний урок мы с вами начнём с игры. Игра называется «Крокодил». Это игра-пантомима. Один из участников получает карточку, на которой написана пословица.

Не используя речь (как устную, так и письменную), он должен объяснить её. Остальные участники угадывают слово, написанное на карточке. Тот, кто отгадал, получает право показывать следующее слово.

На игру отводится 3-5 минут.

  • Примеры пословиц:
  • 1. «Земля слухом полнится»;
  • 2. «Брать быка за рога»;
  • 3. «В одно ухо влетело, из другого вылетело»;
  • 4. «Без труда не вытащишь рыбку из пруда»;
  • 5. «В тихом омуте черти водятся»
  • — А что вам помогло отгадывать пословицы?

— Правильно, движения рук, пальцев. Так вот: движения рук и пальцев называют жестами. А вот выражение лица (грустное, злое, радостное) называется мимикой. Жесты и мимика помогают нам выразить свои мысли и чувства, иногда даже заменяют какие-то слова, используются вместо них.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Умножение, деление и возведение дробей в степень - в помощь студенту

Оценим за полчаса!
  1. Актуализация материала. Формулирование темы и целей урока.

— Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с невербальными средствами общения, узнаем, как по жестам можно судить о настроении человека, как по жестам можно узнать отношение человека к вам.

3. Изучение нового материала.

— Важно ли человеку общаться с другими людьми? Может ли человек обойтись без общения? (выслушиваем ответы учащихся)

— Что такое общение? Давайте обратимся к словарю. Дети ищут и зачитывают определения в словарях.

В словаре Ожегова: «Общение — взаимные сношения, деловая или дружеская связь. Тесное, дружеское о.О. с людьми.»;

  1. В философском энциклопедическом словаре: «Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; один из необходимых условий формирования и развития общества и личности»;
  2. В кратком психологическом словаре – «Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами…».
  3. — Запишем определение в тетрадь.
  4. Вывод: общение – это сложный процесс взаимосвязи и взаимодействия людей друг с другом.

— Общаться мы можем по-разному. Есть средства общения вербальные и невербальные.

  • Коллективная работа. Рассматриваем и комментируем схему:
  • СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
  • вербальные невербальные
  • общение с помощью слов
  • — Как вы думаете, какие средства общения мы можем отнести к невербальным средствам? (жесты, мимика, позы)

— Дополним нашу схему. Зарисуйте схему в тетрадь.

  1. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
  2. вербальные невербальные
  3. общение с помощью слов мимика, жесты, позы
  4. — Невербальное общение — это «язык жестов», включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.
  5. — Сегодня мы подробно рассмотрим язык жестов.

Жесты — это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов — самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов.

— Какие жесты используете вы чаще всего? (жесты приветствия, прощания, кивок головой в знак согласия или несогласия и др.).

Но жесты ещё делятся на виды. Рассмотрим некоторые из них.

1. Указательные жесты. Рассмотрим в качестве примера фрагмент из беседы в Русском художественном музее.

Экскурсовод: Обратите внимание (указательный жест) на эту картину. Она напоминает огромный разноцветный ковёр.

Зритель: Вы имеете в виду картину П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»?

Экскурсовод: Да. Согласитесь, что картина – особенная.   В центре – роскошный букет сирени.  Какие только краски не использует художник! Здесь и белые, и лиловые, и сиреневые, и розовые, и жемчужные, и голубые , и даже перламутровые оттенки.

В центре букета – большая ветка светлой, нежно-розовой сирени, за ней – веточки темно-красных, даже бордовых оттенков. Каждый кустик этих весенних цветов уникален и красив настолько, что начинает казаться,  будто передо мной настоящая живая сирень! Кончаловский в свой букет добавил и немного зелени.

Темно-зеленые, салатовые, желтоватые оттенки листьев разбавляют краски цветов сирени и делают букет по-настоящему роскошным. Цветы и листья выглядят очень свежими, наверное, кустики срезали недавно, иначе в корзинке без воды они бы не простояли долго. А может в корзине находится банка с водой. Об этом мы можем только догадываться.

 Корзина сплетена из ивовых прутьев, которые как будто поддерживают и даже обнимают букет сирени. Художник использует для ее изображения коричневые и бежевые оттенки. Корзина с сиренью стоит на столе. За букетом стена, которую Кончаловский тоже изображает в коричневых тонах.

Это все для того, чтобы сделать акцент на ярких цветах сирени — на таком фоне они смотрятся бесподобно.  Хочется смотреть на эту картину и мечтать о теплом солнце, весне и каникулах.

Жесты рук - в помощь студенту

2. Изобразительные жесты.

Например, сельский старожил рассказывает приезжим рыбакам: «В нашем пруду караси водятся. Карась – рыба хитрая. Знаешь, как он клюёт»? Изображает широкое кругообразное движение рукой, чтобы показать, как карась тащит по воде поплавок, прежде чем схватить червяка.

Используя изобразительный жест, можно показать, как поливают цветы, чистят обувь. Спросите любого водителя автобуса, работающего на горных трассах, что такое серпантин. Шофёр ответит, что это извилистая дорога в горах, и при этом обязательно сделает вращательное движение правой рукой по восходящей линии. Жест наглядно показывает предмет, изображает его.

3. Символические жесты.

Чаще всего жест-символ понятен определённой группе людей (болельщикам на футбольном стадионе, зрителям на театральном представлении). Высоко поднятые руки арбитра, перекрещенные над его головой в виде буквы Х, символизируют окончание футбольного матча, прижатые к сердцу руки артиста, его поклоны зрительному залу «читаются» в театре как признание в любви всем зрителям.

4. Выразительные.

Это самые употребительные жесты. Ими сопровождаются наиболее сильные, эмоциональные моменты речи. Взмах рукой, сжатой в кулак, покачивание головой и т. п. помогает выразить эмоциональное отношение оратора к высказываемой мысли.

— Ребята, сейчас будет звучать музыка и под музыку мы с вами будем повторять различные движения.

Учитель показывает различные жесты, дети повторяют.

(пожимание плечами, кивок головой – знак одобрения, качание головой из стороны в сторону – знак отрицания, рукопожатие, жесты приветствия и прощание – помахивание рукой и т.д.)

  1. Закрепление изученного материала.

— Ребята, где в жизни мы встречаем общение жестами? (В повседневной жизни, в дополнение к речи, в балете, при общении глухонемых людей и т.д.).

  • Работа с карточками.
  • Перед вами карточки, рассмотрите рисунки и определите: о чем говорят эти жесты?
  • Высунуть язык – жест-дразнилка.
  • Стукнуть по лбу – жест-воспоминание.
  • Грозить кулаком – жест-угроза.
  • Поднять брови – жест-удивление.
  • Обхватить голову руками – жест-испуг.

Жесты рук - в помощь студенту Жесты рук - в помощь студенту

— Усложним наше задание. Определите, какие чувства, какое настроение выражает каждый рисунок. А теперь найдите изображение, которое соответствует вашему настроению в данный момент.

Риторические задачи. Работа в парах.

— Я предлагаю вам выполнить такое задание:

1 ряд: Вы в парах подумайте, посоветуйтесь и покажите, как вы поприветствуете друг друга, используя жесты. (Взмах руки, рукопожатие, похлопывание по плечу, крепкие объятия друг друга).

2 ряд: Ваше задание. Вы на стадионе. Ваша любимая команда забила наконец-то долгожданный гол. Покажите ваш восторг и радость жестами.

(Высоко поднятые руки, хлопки в ладоши, объятия)

3 ряд: Вы прощаетесь с другом. Какие жесты вам помогут?

(помахивание рукой, воздушный поцелуй, объятия).

С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояния участников этих ситуаций (ситуации на карточках).

1). «На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (Жест-показ: показать всей рукой, а не пальцем).

2). Идя в школу (во 2-ю смену), вы видите своих друзей, которые идут на каток. Они тоже вас увидели и приглашают пойти с ними. Какие жесты и какую мимику используют ваши друзья, а какую – вы, чтобы отказаться? (Жест-приглашение и жест-отказ).

3). «На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты использует учитель и ученик? (Жест-указание, жест-воспоминание).

4). Вы решаете задачу на уроке, усиленно думаете. Какие жесты вы при этом используете?

5). Вы пришли домой в отличном настроении и молча сообщаете папе или маме, что получили «пять». С помощью какого жеста?

6). За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? (Жест-отказ.) А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?

7). «В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует? (Жест-указание на место.)

8). «На рыбалке». Рыба только начала клевать, и этот момент подходит друг. Как вы предупредите товарища, чтобы он не шумел?

Вывод: значит, в некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя невербальные средства общения. Будем считать, что сейчас вы попробовали себя в роли артистов театра пантомимы – есть в Москве такой театр, и там вы не услышите во время представления ни одного слова. Однако зрители с удовольствием посещают его.

— Ребята, а всегда ли мы правильно понимаем жесты?

— У разных народов один и тот же жест может иметь разные значения.

— Что обозначает жест ОК (указательный и большой пальцы, соединенные в круг)? Учитель показывает жест (согласие, хорошо).

— Это заимствованный жест у американцев, там он тоже обозначает согласие, а во Франции – это ноль, пустое дело. В Австралии, Германии и Бразилии вовсе непристойный, вульгарный жест. В России это заимствованный знак и может обозначать то же, что и в США.

— А что обозначает V-образный знак пальцами?

— В большинстве стран Европы этот жест означает «победа», если рука повёрнута тыльной стороной к говорящему. Если же при этом жесте рука повернута ладонью к говорящему, то жест приобретает оскорбительное значение – «заткнись». Во многих странах этот жест означает также цифру «2».

-Какой можем сделать вывод?

Вывод: значение невербальных средств общения может изменяться в зависимости от того, кто перед вами мужчина или женщина и к какой культуре принадлежит человек. Люди во всех культурах используют жесты, движения и выражения лица, но роль таких невербальных средств общения может быть совершенно разной.

— А сейчас мы с вами поговорим… А о чём? Вам подскажет стихотворение:

Муравей сороконожке повстречался на дорожке.

— С добрым утром! Как дела? –

  1. сорок лапок подала.
  2. И пока он лапки жал,
  3. Тут и вечер набежал.

Э.Гольдман.

Итак, речь пойдёт о жестах приветствия и прощания. Русский писатель А.И.Куприн говорил, что по рукопожатию можно не только узнать отношение человека к тебе, но и всё о его характере.

Например, подать два пальца – это высокомерное приветствие, поднять руку «лодочкой» — человек смущён, долго жать руку – дружеский или фамильярный интерес к тебе и т. д.

но запомните, чем человек вежливее и воспитаннее, тем более сдержан у него жест.

Сейчас мы инсценируем несколько ситуаций встреч и прощания. Задание: я описываю ситуацию, вы разыгрываете её, используя нужные жесты и мимику.

1-я ситуация. Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга?

2-я ситуация. Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?

3-я ситуация. Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?

Ответ: первым здоровается младший со старшим, мальчик с девочкой, но руку они первыми не подают. Из двух людей одного возраста первым здоровается тот, кто лучше воспитан.

  • — Что нового вы сегодня узнали на уроке?
  • — Какие средства общения мы используем в общении с другими людьми?
  • — Покажите жестом:
  • какое у вас сейчас настроение?
  • понравился ли вам урок?

— Используя жесты, вы должны помнить, что не все жесты помогают выразить эмоции и чувства. Есть жесты, которые мешают понять речь говорящего.

— Как вы думаете, что это могут быть за жесты?

(Когда во время разговора человек что-то вертит в руках, крутят пуговицу, что-то постоянно поправляют, одергивают и т.п.)

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-zhesti-obuchenie-virazitelnim-sredstvam-ustnoy-rechi-743213.html

Практическое упражнение

Любая теория без практики не укладывается и не усваивается. Поэтому очень важно практиковаться в любом деле. На нашем блоге мы также будем постепенно, шаг за шагом, тренироваться в этом нелегком деле. Все упражнения построены логически для тех, кто с нуля начинает постигать язык телодвижений. Поэтому вы можете в любой момент познакомиться с ранее опубликованными материалами.

Перейдем к самим упражнениям. Если вы пробовали себя в интерпретации, то уже успели заметить, что читать книги о языке телодвижений легко, видеть сигналы сложнее, а объяснить совсем сложно.

Читайте также:  Учет удержаний из заработной платы - в помощь студенту

Как вы помните, мы говорили о том, что очень важно не ошибиться и стараться учитывать условия. Интуиция — вещь замечательная, но ненадежная.

Вы также понимаете, что в интуитивном чтении языка жестов очень легко сделать ошибку.

Нам гораздо важнее подходить к пониманию языка жестов осознанно, а также уметь объяснить и воспользоваться полученными данными. А для этого необходимо тренироваться в словесном выражении ваших наблюдений (в их вербализации). Этому и посвятим первый блок упражнений.

Упражнение №1

Возьмите какое-либо изображение, картинку, где присутствует двое или больше людей и постарайтесь объяснить, что изображено на картинке с точки зрения языка тела. И для начала я попробую сделать это сама.

Жесты рук - в помощь студенту
На представленной картинке двое мужчин. Мужчина справа смотрит на собеседника; стоит, опираясь на машину правой рукой; левая рука упирается в бок, кисть левой руки открыта, ноги скрещены, правая нога поставлена на носок. Мужчина слева смотрит в другую сторону; стоит практически боком к собеседнику; носок левой ноги развернут в сторону лестницы, правая рука свободно опущена.

Вот, что можно на первый взгляд сказать о такой обычной фотографии. Постарайтесь вербализировать разные фотографии и картинки до такой степени, когда это будет отскакивать у вас от зубов.

Упражнение №2.

Продолжаем работать с этой же фотографией. Теперь попробуем не просто формально сказать, о том, что на фото, а постараемся интерпретировать, что происходит между людьми.

Похоже, что мужчина слева заинтересован в чем-то, что находится вдалеке. Возможно, ему хочется закончить разговор и уйти. Мужчина справа, наоборот, заинтересован в собеседнике, он чувствует себя уверенно, но напряженно, ему не очень нравится, что собеседник на него не обращает внимания.

Сразу нужно отметить, что интерпретация в упражнении 2 – это лишь догадки, не основанные на серьезных выводах. Самое главное в этом упражнении попробовать объяснить словами то, что вы видите. Позже, когда мы будем познавать элементы языка жестов и их совокупность, то наши догадки будут сменяться конкретными и обоснованными выводами.

Упражнение №3

Когда вы достаточно потренируетесь на картинках, переходите на реальные ситуации. И постарайтесь вербализировать то же самое, наблюдая за разговаривающими коллегами, незнакомцами в кафе или за домочадцами. Это упражнение гораздо сложнее и без отработки двух предыдущих дастся нелегко.

А на десерт вот такое фото, как раз для тренировки очень подходит. Тренируйтесь и совершенствуйтесь, позже это будет одним из ваших козырей. Попробуйте словами описать, что делает мужчина.

Жесты рук - в помощь студенту
Самое сложное в умении интерпретировать язык жестов, мимики и телодвижений – это навык «улавливания» сигналов в «реальном времени». Рассматривать фотографии можно очень долго и тщательно, а в реальном разговоре так сделать не получится, поэтому вторая часть упражнений направлена на тренировку восприятия сигналов в условиях самого разговора. Перейдем непосредственно к упражнениям.

Упражнение №4. Смотрим кино

Итак, для упражнения нам необходим телевизор или компьютер. Лучше всего, если фильм или передача будут записаны, чтобы всегда иметь возможность посмотреть заново.

Эксперимент заключается в том, что вы смотрите какой-нибудь фильм или  передачу и наблюдаете за телодвижениями с выключенным звуком.

Попытайтесь интерпретировать сигналы, понять по виду, о чем же может идти разговор, какие эмоции испытывает человек.

После этого следует вернуться на исследуемый отрезок, включить звук и проверить свои предположения. Лучше всего, если запишете на бумагу или проговорите кому-либо свои наблюдения, а потом проанализируете, в чем были правы, а в чем ошибались и почему.

Очень продуктивная тренировка может быть в том случае, если вы будете просматривать не художественный фильм, а неигровые фильмы или передачи. То есть те сюжеты, в которых люди ведут себя естественно, не играя роли. В игровых фильмах можно серьезно ошибиться, особенно если игра актера далека от идеала. И лишь хорошие актеры очень умело пользуются языком жестов, поэтому их игра убедительна.

Упражнение №5. Игра с друзьями

Для этих упражнений нам просто нужно общаться. В удобной неформальной обстановке попробуйте смоделировать ситуацию, предполагающую возникновение определенных сигналов тела. Например, задайте запутанный вопрос своим родным, близким, друзьям и посмотрите за возникающими сигналами мыслительного процесса, принятия решения, недоумения.

Если хотите потренироваться в интерпретации сигналов защиты, то в легком, приятном разговоре, постарайтесь высказать свое мнение так, чтоб ваш собеседник был заведомо противоположного мнения. Пытайтесь поспорить, с ним, настаивайте на своем.

Вы получите сразу букет сигналов защиты и, возможно, агрессии. Только не перегибайте палку, общайтесь на отвлеченные темы, не касающиеся личности человека.

Рассказывая о чем-либо очень сложном или малопонятном, вы можете наблюдать за сигналами, свидетельствующими о непонимании.

Только помните, что вы можете спровоцировать на конфликт ваших собеседников или обидеть их своими экспериментами, поэтому делайте упражнения только тогда, когда уверенны, что ваши друзья и знакомые адекватно отнесутся к этому. А в конце обязательно поблагодарите собеседника за эксперимент. Еще лучше, если вы заранее предупредите, что хотите кое-что проверить, сделать маленькое исследование, и вам нужна помощь. Только не говорите, в чем заключается эта помощь.

Еще можно потренироваться в группе. Дайте разные задания участникам разговора и следите за их реакцией. А потом можете все им объяснить и вместе проанализировать сигналы, которые они показали.

Успехов в тренировках! Напишите, что у Вас получилось!

Источник: http://razvitie-intellecta.ru/prakticheskoe-uprazhnenie-1/

Язык жестов при общении. Значение жестов рук и поз

Главная Деловые коммуникации Язык жестов при общении. Значение жестов рук и поз Человек, как правило, не контролирует свои позы, жесты, выражение лица, тон голоса. Его внимание сосредоточено на том, что и как лучше сказать, чтобы быть правильно понятым и добиться своих целей.

Поэтому слова иногда больше скрывают истинные чувства и мысли, чем раскрывают их. Чтобы хорошо разбираться в деловых партнерах, надо не только слушать, но и внимательно наблюдать за поведением людей, понимать язык жестов, язык поз.

Ниже представлены жесты руками и их значение.

Жесты и позы, характерные для человека при невербальном общении, сопровождаются картинками. 

 

Открытые ладониЖест открытости и правдивости, признания авторитета собеседника, доверия ему. Наилучший жест руками.
Ладони повернуты к себеСердечное приглашение к взаимопониманию и более тесному контакту. Слова, идущие от сердца
Резко поворачивающиеся рукиСобеседник старается быть правильно понятым, активно жестикулирует, достаточно откровенен в своих высказываниях.
Большой и указательный пальцы касаютсяСторонник педантичности, корректности, логики. Жест моралиста и наставника. Не путать с жестом «О-кей». 
Жесты рук - в помощь студенту Ладони вверх, пальцы полу согнутыПритягивающий лидерство, власть. Стремление доминировать и управлять ситуацией.
Жест сцепленных рукРуки переплетены перед лицом, сигнализируют в неоправданных ожиданиях и попытке скрыть свое негативное отношение.
Жест сцепленных рук, лежащих на столе или на коленях, если человек сидитДаже если человек улыбается и говорит радостным голосом, жест выдает разочарование и попытку скрыть раздражение.
Жест «Пирамида»Свидетельствует о самоуверенности, как бы заменяя собой слова «Я все это знаю». Характерен для руководителей в разговоре с подчиненными, для людей, дающих другим наставления.
АгрессияВзгляд поверх очков выдает критическое отношение к происходящему, заставляет другого собеседника защищаться и оправдываться. Хороша, если человек снимает очки, когда говорити надевает, когда слушает.
Покусывание очковСтремление потянуть время, подумать. Успокаивающий жест. Курильщики используют с этой же целью сигареты, а ребенок сосет палец.
МыслительГлубокое раздумье, погруженность в мир собственных мыслей и чувств. Сопровождает принятие окончательного решения.
СкукаСлушатель поддерживает голову рукой, чтобы не ’заснуть. Полное отсутствие интереса демонстрируется, когда голова полностью лежит в ладонях.Часто при этом начинает постукивать кончиками пальцев или ногой,.демонстрируя нетерпение, нежелание дальше слушать.Действительный интерес проявляется, когда рука также слегка прислонена к щеке, но не поддерживает голову. Пальцы полусогнуты.
Критическая оценкаКогда указательный палец показывает вертикально вверх по щеке, а большой палец поддерживает подбородок, это говорит о том, что слушатель негативно или критически оценивает говорящего или ситуацию в целом. Не путать с жестом заинтересованности, когда указательный’ палец не выставляется.
Поглаживание подбородкаЖест принятия решения. Если после предыдущих оценочных жестов (скука, интерес, критическая оценка) попросить высказать свое мнение, то появляется жест поглаживания подбородка. Лучше не прерывать и не торопить его.
Авторитарность, агрессивностьСтремление командовать, навязать свои правила поведения. Правая рука сжата Я кулак и поднята, как для удара. Часто сопровождается угрозами и повышенным тоном голоса.
Готовность к контактуНенапряженная поза, голова прямо, спокойное выражение лица, легкая улыбка. Проявление открытости и искренности.
Слушаю и повинуюсьГотовность к полному подчинению собеседнику, восхищение им. Тело и голова наклонены набок, рука подпирает щеку.Наклоненнаянабокголоваиулыбкачасто свидетельствует об игривом настроении, кокетстве, влюбленности. 
Дым вверх Если человек выпускает дым вверх, то он испытывает положительные чувства: уверенность в себе, превосходство над кем-то, положительная оценка ситуации. 
Дым внизЕсли дым выходит вниз, то человек испытывает отрицательные эмоции, негативно оценивает ситуацию, подозревает вас в чем-то нехорошем или пытается сам скрыть какие-то мысли. Если человек выпускает дым вниз и через уголок рта, это говорит о его сильном отрицательном отношении к ситуации и скрытном характере. 

Использован материал сборника «Психологические аспекты подбора и проверки персонала». Составитель сборника — Н. А. Литвинцева.

Обратная связь

Источник: http://www.smb24.ru/delovye_kommunikatsii/yazyk_zhestov

Невербальные формы общения

   

Все статьиКультурологияТеория культурыНевербальные формы общения

Жесты рук - в помощь студенту

Культура общения может иметь не только языковую форму (вербальную, словесную), но и невербальную, т. е.

общение может осуществляться с помощью мимики, жестов, внешнего вида, цветовой гаммы и т. п.

Конечно, язык является методом познания мира, сохранения и передачи информации, частью культурного менталитета, который составляет сферу духа, ценностей и значения.

Но и несловесными формами общения передается около 50% информации. В свое время видный политический деятель М.Н.

Сперанский отмечал, что «оратор должен призывать на помощь другой язык — язык движения, тона и интонации. Он должен дополнить лицом, рукой и интонацией то, чего нельзя выразить словом…

Рука дополняет мысли, которые невозможно выразить языком…, рука только тогда должна действовать, когда нудно дополнять понятие».

Некоторые ученые (Дж. Г. Мид) считают, что формирование индивидуального сознания в процессе взаимодействия началось с понятия жеста. Жест как форма межличностного общения соотнесен с некоторыми элементами опыта человека и вызывает в сознании воспринимающего такой же отзыв, что и в сознании совершающего этот жест.

Семантика жестов разнообразна и становится значимой на уровне межнационального значения. Ошибки в интерпретации жестов бывают лишь при формальном совладении: подобному жесту придается то значение, которым он владеет в своей культуре.

Хрестоматийный пример: кивок головой у болгар означает несогласие («нет») у русских и украинцев — согласие («да») и наоборот: покачивание головой из стороны в сторону в болгарском общении означает «согласен» («да»), в нашем — «нет».

Нередки случаи, кода одинаковым жестам в разных культурах придается разное значение. Например, открытая ладонь в Греции означает обиду. Для испанцев, греков и итальянцев обидным является жест касания мочки уха. В Португалии этот жест означает, что человек не расслышал сказанного (глухой).

Исследования в области эволюции человеческих систем общения позволяют предположить, что исторически язык жестов предшествовал словесному общению. Уже у высших антропоидов отмечены жесты и позы, соответствующие поведению человека: объятия, поклон, кивок головой, поза угрозы и др.

Скорее всего, эти жесты заложены в генетическом коде матери, которая учила ребенка ходить, переносила его на спине, играла в «прятки» и т. п.

Во многих культурных традициях существовали отработанные системы жестов: некоторые монашеские ордена и дервиши давали обет молчания и общались с помощью жестов, не уступающих современному языку жестов глухонемых.

Визуальное общение (жесты, мимика) отчетливо преобладают в традиционных (первобытных) культурах. Это особенно характерно для ритуала.

В некоторых ритуалах вообще предусматривается обязательное молчание, а словесное общение сводится к выкрикам, призывам божества.

И сейчас можно наблюдать, что при оглашении лечебного заговора больной не воспринимает его как связную речь, а слышит только некоторый ритмичный словесный поток, в котором улавливает лишь отдельные слова — все это в совокупности с определенной обстановкой завораживает.

Языком жестов, поз, с помощью особого поведения в ритуале передается наиболее значимая информация, та, которая имеет ключевое значение для данного социума.

Особая роль в истории коммуникативного поведения при­надлежат руке. Жест — это ведь тоже, в первую очередь, какие-то значимые движения рук. Жесты движущихся рук имеют древнее происхождение, они связаны с ритуально-мифологической символикой руки. Вот некоторые из многочисленных значений жестов руки:

  • Многорукие боги и богини в индийской традиции сим­волизируют многократное усиление своего могущества и силы.
  • В культуре эскимосов внутренняя сила шамана символизируется изображением человеческих рук и ног, расположенных по четыре стороны вокруг человеческого лица.
  • Ритуальная одежда некоторых индейских племен украшена изображением руки с распростертыми вытянутыми пальцами — это символизирует ограждение от нечистой силы. Этот знак распространен и в других культурах Средиземноморья и Ближнего Востока. (Обратите внимание на изображение «Оранты» в Софийском соборе г. Киева).

Источник: https://www.mudriyfilosof.ru/2016/05/neverbalnye-formy-obshheniya.html

Жесты рук кулак

Психология про Жесты рук кулак, а также бесплатные онлайн вопросы психологам в Психологической помощи Дома Солнца.

Этикет требует «не показывать пальцем», «не тянуть руку», «не трогать», а полагаться на соответствующее слово. Какое слово? Их немного: «это» (этот, эта), «та» (тот, та), а также: «там», «здесь», «тут», «туда», «оттуда»; и еще «такой», «похожий» и др. Но на практике все же без жеста, не рекомендованного этикетом, мы не обходимся.

Пытаемся заменить указательный палец мизинцем (он вообще считается более деликатным) или всей кистью, специальным (направительным) движением головы, а в особых…

Руки, как и другие части тела, иногда говорят о человеке, его мыслях и эмоциях гораздо больше, чем он выражает вербально. Но, заметим, нельзя рассматривать жесты рук отдельно от позы, мимики, взгляда и других невербальных знаков.

Любой сигнал, подаваемый телом, идет в комплексе. Например, раскрытые ладони, но опущенный взгляд говорит о поражении, а не об открытости. В статье мы остановимся на тех жестах рук, которые наиболее однозначно говорят об определенных мыслях или чувствах человека…

1. Если ваш собеседник барабанит пальцами, то это может означать, что он проявляет нетерпение, что ему скучно или он нервничает. 2. Если ваш собеседник пожимает плечами, то это может означать, что ему неинтересно то, что вы говорите, или всё равно. 3. Если он стискивает руки, то это может означать отчаяние, ощущение безнадёжности. 4. Если ваш собеседник сжимает кулаки, то это значит, что он настроен агрессивно, пытается контролировать свой гнев.

5. Если его руки расслаблены и он…

Манера обращаться с деньгами может многое рассказать об их обладателе. Мы тщательно разглаживаем купюры или сминаем их в комок, держим в кошельке или небрежно распихиваем по карманам… О тонкостях наших контактов с деньгами рассказывает психоаналитик Самюэль Лепастье (Samuel Lepastier). Я предпочитаю иметь при себе пачку купюр

Пачка купюр ассоциируется со свободой, независимостью, возможностью в любой момент встать и уехать куда угодно. Мужчины в прикосновении к толстой пачке денег могут…

Подчеркивая определенную связь внутреннего, психологического содержания личности с внешними, морфологическими особенностями строения лица, следует помнить, что лицо любого человека не является чем-то застывшим, а представляет собой целую гамму различных движений, что выражается в мимике.

Hапример, полностью поднятая голова указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающее миру из-за интенсивных отношений с ним. Подчеркнуто поднятая голова…

Знание языка тела (значение различных жестов, мимики и т. д) — на Западе обязательно для менеджеров, начиная со среднего звена. В данной статье приведено значение лишь очень немногих жестов из всего их многообразия. Жесты открытости

Читайте также:  Походы чингисхана - в помощь студенту

Среди них можно выделить следующие: Раскрытые руки ладонями вверх /жест, с вязанный с искренностью и открытостью/, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук /обозначает открытость натуры/, растегивание пиджака /люди открытые и дружески расположенные…

Внимание женщины и мужчины возможно завоевать с помощью обычных жестов. Итак, читаем: Приманки Дамы.

Вы болтаете с подругой в комнате, а на диване сидит интересный молодой человек. Он вам ужасно нравится. Развернитесь к нему хотя бы в пол-лица. Во время разговора иногда поглядывайте на него. Он это заметит. Если не замечает, сделайте резкий жест рукой. Человеческий глаз (как и глаз любого животного) всегда отметит неожиданное движение. Это остатки древнего инстинкта самосохранения. Но…

«Зависть и ревность правят миром», — говорит моя бабушка. Кто посмеет ей возразить? Ведь можно только дополнить этот список другими нашими грехами: честолюбием, ложью, пустословием, стяжательством. Грустно? Однако отбросим ложный пессимизм.

Ведь вместе с отрицательными чертами характера в нас присутствуют и жажда справедливости, и милосердие, правдивость и доброта, в конце концов! Черное и белое, инь и ян, свет и тьма — одно не бывает без другого! Отрицательные эмоции — наши или чужие.

..

Психологи не без основания считают, что жестикуляция зачастую опережает речь. Человек еще не решил, как сформулировать свою точку зрения, а телодвижения уже определили его отношение к происходящему. В «немом» языке жестов все имеет свой смысл — дотронулся ли собеседник до вашей руки, отстранился или придвинулась к вам.

Свои специфические жесты есть у моряков и водителей, врачей и журналистов, охотников и священнослужителей. Для тех, чья профессиональная деятельность связана с общением…

ВСЕ ЛГУТ Как любит повторять знаменитый доктор Хаус из одноименного сериала: “Все лгут”. Действительно, едва ли найдется на свете много людей, которые хотя бы время от времени не прибегали к обману. При этом большинство из них люди нормальные, порядочные, и врать их зачастую заставляет необходимость.

Например, при приеме на работу. Или при знакомстве. А иногда приходится врать для достижения цели — наобещать с три короба, заранее зная, что выполнить обещания не будет никакой возможности…

Источник: https://www.SunHome.ru/psychology/zhesti-ruk-kulak

Глаза боятся, а руки делают… Невербальные сигналы рук

Наши далекие предки однажды научились ходить на двух ногах и с тех самых пор освободившимся рукам человек нашел множество ценных применений.

Помимо того, что руки способны переносить тяжести, наносить удары, хватать предметы, они способны обеспечить первую реакцию на любую внешнюю угрозу. Руки также, как и стопы, действуют автоматически и выполняют свою защитную функцию.

Верхние конечности подают нам достоверные невербальные сигналы, которые помогают составить полную картину того, что думает, чувствует и намеревается сделать человек.

Изолирующие жесты рук. Некоторые жесты рук означают: «Не подходи ко мне близко, не прикасайся ко мне!».

Расположение рук за спиной, именуемое иногда «королевской позой», часто используют университетские профессора, юристы, врачи.

Когда они закладывают руки за спину, то этим они, во-первых, говорят: «У меня статус выше, чем у Вас», во-вторых: «Не подходите ко мне близко, до меня нельзя дотрагиваться».

«Территориальное» поведение рук. Помимо того, что с помощью рук мы защищаем себя или удерживаем людей на расстоянии, мы используем руки для захвата территории.

Примеры территориального поведения мы можем наблюдать на переговорах и совещаниях, когда один человек занимает своими бумагами слишком много места и использует локти, чтобы застолбить за собой как можно больше места за общим столом. Уверенные в себе люди с помощью рук захватывают больше территории, чем менее уверенные.

Демонстрирующий свое превосходство человек может положить руку на спинку соседнего стула, чтобы показать всем, что это его зона влияния.

«Руки в боки». Когда человек упирается руками в бока, он использует выразительный жест, означающий доминантное положение на спорной территории или желание выразить несогласие.

  С помощью этого жеста любой человек может дать понять собеседнику, что он намерен твердо стоять на своем, уверен в своих силах и не позволит себя запугивать. Этот жест часто используют мамы, когда отчитывают своих детей.

Женщинам использование этого жеста может дать преимущество при решении «территориальных» вопросов с мужчинами.

Спрятанные кисти рук. Если во время беседы с Вами люди не будут видеть кисти ваших рук, они могут отнестись к Вам с недоверием. Наш мозг воспринимает их как непосредственную часть обмена информацией. Поэтому, вступая в разговор с человеком, старайтесь вести себя так, чтобы ему были видны кисти Ваших рук.

Руки «домиком». Соединяя кончики пальцев, мы образуем «домик», который является одним из самых выразительных знаков уверенности в нашем репертуаре.

Этот жест можно использовать для позитивного воздействия на людей.

Он способен выразить столь высокую степень уверенности и твердости, что людям становится трудно бросить вызов человеку, который использует такой невербальный сигнал.

Прикосновения к шее, «заламывание» рук.

Когда люди заламывают руки или переплетают пальцы, особенно в ответ на какое-то значимое замечание, это является признаком стресса или потери уверенности.

Тоже можно сказать и о прикосновениях к шее, горлу или нагрудной ямке в стрессовых ситуациях. Это универсальный сигнал того, что мозг активно перерабатывает какую-то угрожающую или эмоциональную информацию.

Средний палец. Когда мы говорим о жестах, то вспоминаем понятие жесты-эмблемы – это жесты, заменители целых слов и выражений.  Выдвижение вперед среднего пальца – это непристойный и оскорбительный жест.

  Его вряд ли будут использовать Ваши собеседники в явном виде, однако в качестве «эмблематической утечки» появление этого жеста возможно.

Если вы заметите, что Ваш собеседник поправляет очки средним пальцем или указывает в документе на параграф, используя средний палец, то эти эмблематические утечки можно анализировать в контексте, как возможные признаки враждебности, неприязни, презрения или пренебрежения.

Руки постоянно посылают нам невербальные сигналы. Используйте эти инструменты для передачи Ваших собственных сообщений и для получения ценной информации о других людях.

Шмакова Альбина

Источник: https://blog.studylie.ru/glaza-bojatsja-a-ruki-delajut-neverbalnye-signaly-ruk/

3.3. Упражнение «Жесты»

Раскрытие темы с жестов, как одного из способов невербального общения.

Время

20-25 минут

Размер группы

8-20 человек

Ресурсы и подготовка

Не требуется

Инструкция

Знаете, есть такая фраза: чтобы заставить итальянца замолчать, нужно связать ему руки. Жесты являются одним из инструментов общения. С помощью них, можно значительно усилить эффект от своих слов. Следующее упражнение посвящено работе с жестами. Оно будет состоять из двух этапов. На первом этапе проведем гимнастику жестов.

Встаньте в круг. Внимание на ведущего.

  1. Быстро шевелим свободными пальцами. Шевелим. Шире, свободнее, быстрее. Пальцы изображают весенний ручеек. Птичий свист с разной мелодикой и щелчками. Теперь наигрываем бодрые мелодии. Подключаем к пальцам свободные руки (пальчики продолжают свое мелькание), к рукам добавляем голову, лицо и все тело. Восторг!
  2. Звезда вертикаль. Поставили? Энергия пальцев вселенную прорезает?
  3. Звезда горизонталь ладонью вниз, открыватьвсе пять или через указательный и средний.
  4. Поиграйте напряженными пальчиками.
  5. Бутон пальцами вверх открывать, закрывать и щупать (вариант – быстро крутить, показывая со всех сторон).
  6. Сделайте тарелочку – бутон совсем раскрытый ладошкой вверх.
  7. Сделайте – изящный финал кистью вверх и вниз.
  8. А теперь ладонями двух рук поработайте с объемом пространства. Сделайте (как будто возьмите ладошками) веселый детский мячик. Теперь мячик превратился во взрослый крепкий мяч. А теперь в ваших руках целая сфера! А теперь – земной шар! А теперь, то же самое, но с разной направленностью: к себе, перед собой в руках, от себя вперед.
  • Молодцы. Второй этап упражнения заключается в том, что нам нужно продумать жесты для некоторых наших слов и фраз
  • Разделитесь на три команды
  • Внутри команд найдите жесты для:
  1. Акцентирования внимания, запрос на концентрацию внимания собеседника или группы.
  2. Сомнения, просьбы собеседнику быть осторожным и более внимательным.
  3. Возражения.
  4. Фиксации момента, подчеркивания апогея речи.
  5. Вкладывания ключевых слов в собеседника.
  6. Привлечение внимания.
  7. Сравнения, оценки позиций, тезисов.
  8. Высокой цели, идеала, стремления воодушевить аудиторию.
  9. Деликатный момент, призыв к вниманию, просьба постараться понять.

Дебрифинг

  • Какие ощущения у вас остались после упражнения?
  • Что вам показалось наиболее важным в этом упражнении?
  • Какие плюсы вы видите в применении жестов в общении?
  • Какие ограничения вы видите?

Слова ведущего. Основные правила для работы с жестами

  1. Максимум открытости, свободы в теле: руки разогнуты в локтях, локти подвижны, кисти свободно двигаются, пальцы разжаты, ладони раскрываются.
  2. Тело должно быть расслабленным, но в любой момент готовым к напряжению – в тонусе.
  3. Жестикуляция  не должна быть  непрерывной. Не жестикулируйте руками на  протяжении всей речи.

    Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

  4. Жест всегда должен подкреплять некоторые слова.
  5. Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.
  6. Жесты должны быть согласованы с содержанием речи, должны  отвечать своему назначению.

    Их  количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность  детям предпочитают умеренную жестикуляцию.

  7. Как только вы овладели жестом, необходимо  посвятить некоторое время упражнениям  в  его технической отделке.

    Во время речи не следует специально думать о жестикуляции, кроме случаев, когда вам начнет казаться, что она чрезмерна и ее следует сократить.

  8. Жесты  должны  быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину.

    Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения  вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.

Источник: Н.И. Козлов

Источник: https://trainingtechnology.ru/33-uprazhnenie-zhesty/

Жест как движение души

Язык жестов — один из самых древних языков. Человек использует его, чтобы выразить свое отношение к сказанному.

Еще две тысячи лет назад великий Цицерон учил ораторов правильно жестикулировать.

Жесты и позы много значат для общего впечатления, которое мы производим на окружающих людей. Жест — явление сугубо индивидуальное, самобытное. Он неразрывно связан с ходом мыслей и движением чувств человека.

                                 

У каждого народа есть свой жестовый язык и свои любимые коммуникативные жесты.    В Европе и Америке едва ли не самой частой формой приветствия является рукопожатие, а народ тикопиа рукопожатиями вообще не пользуется.

  • У коренных жителей Новой Зеландии принято приветствовать гостей, касаясь носом носа гостя и совершая дыхание изо рта в рот (аборигены считают, что надо «дать гостю почувствовать дыхание друга»).
  • У индусов при приветствии в знак высшего почтения принято касаться стоп родителей, старших братьев и сестер, а также учителей.
  • В Японии  рукопожатием при приветствии пользуются не очень часто — оно заменяется обычным традиционным поклоном.

В Боливии, входя в дом, обязательно следует приветствовать всех находящихся в нем лиц рукопожатием или особым объятием abrazo (жест abrazo обычно применяется к пожилым и старым людям). Аналогичным образом происходит и стандартное боливийское прощание.

                                      __________________________________

Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой, судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации.

                                                 ______________________

Пальцы, например, запрещают, предупреждают, манят, грозят, передают счет. Каждый палец имеет свое назначение.

  1. Кисть руки тоже очень красноречива :
  2. Плоская, ладонь вверх — честное слово;
  3. вперед — отказ;
  4. сложение ладони — согласие, просьба, мольба;
  5. поднятый палец — предупреждение, опасность;
  6. ко лбу — размышление;
  7. руки в боки — вызов;

на груди — бравада и т. д.

Испокон веков открытая ладонь ассоциировалась с искренностью, честностью, преданностью и доверчивостью. Клятвы обычно даются с ладонью на сердце.

Обмен рукопожатием является реликтом первобытнообщинной эры. Когда встречались первобытные люди, они протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед для того, чтобы показать свою безоружность.

  В прошлом считалось, что этим демонстрируются дружеские намерения – в руке нет оружия, в спорте это символизирует равенство и уважение к сопернику. При рукопожатии правая рука означает заключение сделки, в то время как левая рука символизирует расторжение.

Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его модификации.

  • Рукопожатие — с применением обеих рук сразу выражает искренность, доверие или глубину чувств по отношению к собеседнику.
  • При рукопожатии рука стремится быть сверху — означает превосходство, уверенность.  
  • При рукопожатии рука стремится быть снизу — этот жест означает, наоборот, подчинение.  
  • Жесты намного ярче, чем слова, передают внутреннее состояние человека и ход его мыслей
  • Переплетены пальцы рук, большие пальцы потирают друг друга — неуверенность. 
  • Потирание ладоней так люди с помощью жеста передают свои положительные ожидания.
  • Раскрытые кисти рук упираются друг в друга пальцами (наподобие «домика») — доверительность и большая уверенность в своих словах. 
  • Одна ладонь мягко вложена в другую —  доверие к собеседнику.
  • Руки скрещены на груди — это защита, оборона.

Касание и легкое потирание носа, обычно указательным пальцем ( часто сопровождается ерзанием ) — означает  сомнение, если слушают; и ложь — если говорят. Объяснением может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа, и очень хочется почесать нос, чтобы избавиться от них.

Потирание глаз, как правило, используется, чтобы скрыть обман. Мудрая обезьяна говорит: «Не вижу греха», закрывая глаза. Этот жест вызван тем, что в мозгу появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которыми он сталкивается, или желание избежать взгляда в глаза человеку, которому он говорит неправду.

Собеседник опирается щекой на руку — обычно при погруженности в раздумье или демонстрируя скуку.

Рука сжимается в кулак — концентрация, овладение волнением, стремление к самоутверждению, чаще — агрессия.

Жест — некий знак, который можно прочесть. Он воспринимается не сам по себе, а в зависимости от контекста. Жест либо подчеркивает, либо подтверждает информацию, полученную из контекста, либо контрастирует с этой информацией.

Используя жесты, необходимо помнить, что Ваш собеседник понимает их, оценивая, как Вы ими пользуетесь.

Во всем мире (за редким исключением) основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд.

Жест «пожимание плечами» является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь.

Но в некоторых странах невербальные знаки трактуются по-разному. Путешествуя по разным странам, следует подчиняться правилу «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Это поможет вам избежать возможных неловких ситуаций. Вот несколько примеров:

Жест «O`Кей» или кружок, образуемый пальцами руки.

                                                     

Значение «ОК» хорошо известно во всех англоязычных странах, а также в Европе и в Азии. Но в некоторых же странах этот жест имеет совершенно другое происхождение и значение. Например, во Франции он означает «ноль» или «ничего», в Японии он значит «деньги».

Поднятый вверх большой палец.

Источник: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/pirouette/506984.html

Ссылка на основную публикацию