Выразительность речи — в помощь студенту

Выразительность
речи — важнейшее
коммуникативное качество, обеспечивающее
на риторическом уровне достижение
влиятельности высказывания, его
действенности.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Собственно
в культуре речи выразительность речи
— это ее эстетичность, гармоническое
построение, предполагающее раскрытие
возможностей слов и их сочетаний.

Исследователи
культуры речи отмечают, что четкой
типологии выразительности пока не
создано, но обозначены некоторые ее
основания [31, с. 184]. (1)
Ситуация общения. Выразительность речи
педагога, очевидно, не совпадает с
выразительностью речи адвоката на суде.
Но в любых условиях публичного выступления
речь должна быть выразительной.

(2)
Структурные области языка, позволяющие
выделять выразительность произносительную,
акцентологическую, лексическую,
словообразовательную, морфо­логическую,
синтаксическую, интонационную,
стилистическую.

Выразительно в речи
все то, что выделяется семантически или
формально на общем привычном речевом
фоне той или иной типовой ситуации
общения.

Условия,
определяющие выразительность.

Существует ряд условий, определяющих
выразительность речи отдельного человека
[31, с.
185—187].

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Мультимедиапроектор - в помощь студенту

Оценим за полчаса!
  • самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи;
  • неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет;
  • хорошее знание языка, его выразительных возможностей;
  • хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей;
  • систематическая и осознанная тренировка речевых навыков;
  • умение контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо;
  • сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность.

Система
средств выразительности.

Выразительность основана на использовании
в речи определенной системы средств –
фигур, тропов, структур.Эти
средства оживляют речь, делают ее более
яркой, способствуют ее лучшему восприятию.

Количество
фигур речи приближается к 200, однако в
ораторской речи их насчитывается лишь
несколько десятков, и чем более интенсивно
они используются в речи, тем больший
эффект она производит.

Существуют
разные классификации, охватывающие
фигуры и структуры, придающие речи
выразительность. Для культуры речи, по
мнению исследователей, наиболее приемлемо
рассмотрение этих явлений через призму
лингвистики, ее уровней. Так, семантическиефигуры
(тропы) основываются на переносе значения,
который уже состоялся.

Сюда относятся
метафора, метонимия, синекдоха, эпитет,
иногда — гипербола и литота (когда в
них нет элемента сравнения).

Лексико-семантическиефигуры
предполагают, что процесс переноса
значения находится в стадии осуществления:
слово не утратило прежнего смысла, и
он, становясь коннотацией, придает фразе
особое смысловое наполнение. На этом
уровне функционирует сравнение, каламбур.

Лексико-синтаксические(структурные)
фигуры предполагают специфику при
размещении компонентов, приводящую к
появлению семантических оттенков. Это
параллелизм, градация, анафора, эпифора
и др.

Фонетическиефигуры
базируются на необычных созвучиях,
нагнетании звука или его отсутствии
(зияние, аллитерация, ассонанс). Существуют
и фигуры сверхфразового уровня, являющиеся
принадлежностью риторики.Это
специфические приемы аргументации,
основанные на различном употреблении
слов и связанные с воздействующей
стороной речи (описание, сравнение,
сопоставление и др.).

Среди
средств выразительности речи выделяют
тропы
перенос значения по сходству, смежности
признаков или по количественным
характеристикам, а также фигуры
— целенаправленное смещение значений,
перестановка элементов речи, от звука
до синтагмы, «игра» фонетическими и
смысловыми возможностями языка.

Метафора,
метонимия и синекдоха.

Самое важное место среди тропов занимает
метафора

перенос наименования с одной реалии на
другую на основе сходства при­знаков.
Например: дворянское
гнездо, говор волн, восковая келья
(улей),
обочина
жизни.

В
основе метафоры — представление о
сущностном наполнении слова, о его
теснейшей связи с обозначаемым им
предметом или явлением. Метафора
выступает и как источник обогащения и
развития языка, и как источник
художественного творчества.

Метафора
как средство образности и выразительности
использовалась многими художниками
слова. Так, у М. Горького: «Вот
охватывает ветер стаи волн объятьем
крепким и бросает их с размаха в дикой
злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги
изумрудные громады». У С.

Есенина:
«Отговорила роща золотая березовым
веселым языком…»

Метонимия
— перенос наименования с одной реалии
на другую по логической смежности.

Под
логической смежностью здесь понимается
соположенность во времени или пространстве,
отношения означаемого и означающего,
причины и следствия и им подобные.

Например: фарфор
и бронза (вместо
«изделия из фарфора и бронзы»), лес
поёт
(вместо «птицы поют»), гибнуть
за металл (вместо
«гибнуть из-за денег»), читать
Пушкина (вместо
«читать произведения Пушкина»),

Существуют
различные направления перенесения
наименований. Среди них:

  • с материала на изделия из него: «Не только на серебре, на золоте едал»;
  • с помещения на тех, кто в нем находится: «Аудитория внимательно слушала лекцию»;
  • с вместилища на содержимое: «Съесть тарелку»;
  • с действия на место действия: «Вход воспрещен — вход заколочен»;
  • с действия на его результат: «Сооружение нового объекта — осмотреть сооружение»;
  • с действия на его субъект: «Очередная редакция книги — Уважаемая редакция!»;
  • с события на его участников: «Митинг обратился к депутатам».

Ученые
установили, что существуют два
принципиально различных типа мышления
— метафорический и метонимический, за
которые отвечают разные полушария
головного мозга [62, с. 272—273]. У разных
ораторов доминирует тот или иной тип
мышления, и этим объясняется
распространенность в их речи либо
метафорических, либо метонимических
переносов.

К
метонимии близка синекдоха
— перенос наименования с одного явления
на другое по признаку количественного
отношения между ними: употребление
названия целого вместо названия части,
общего вместо частного и наоборот.
Например: «Все флаги
в
гости будут к нам» (А.
Пушкин);
«И слышно было до рассвета, как ликовал
француз»
(М.
Лермонтов); «На сцену вышла первая
скрипка».

Сравнение
и эпитет.
Сопоставление
двух понятий, при котором обнаруживается
их сходство по какому-либо признаку,
называется сравнением. Например: «Дорога
серою
лентою
вьется…»; «Снежная пыль
столбом
стоит в воздухе»; «Из окон поезда был
виден ковер
снега».

Сравнение
иногда можно отличить от метафоры.
Сравнение — фигура, то есть слово в его
первоначальном значении в нем представлено
обязательно. В метафоре перенос значения
уже осуществился. Именно в том — главное
различие тропа и фигуры, придающих речи
выразительность.

Традиционно
сравнение образуется при помощи
сравнительных союзов (как,
словно, точно, будто, как будто, как…
так и).
Например:
«Снежинки блестели, как
бриллианты».
Но возможны и иные конструкции: без
союзов; формой сравнительной и превосходной
степени прилагательных и др.

Например:
Слово

серебро,
молчание —
золото;
«Я ль
на свете всех
милее, всех румяней и белее?» В сравнение
вступают логически равноправные
компоненты, поэтому не являются сравнением
отношения ро­дового и видового понятия,
части и целого; структуры, построенные
на отношениях принадлежности.

Речь идет
о примерах типа: стая
голубей, цветок гвоздика, сумрак вечера,
глаза детей.

Эпитет
— вид тропа, художественное, образное
определение. Выражается обычно словом
в переносном значении — прилагательным,
наречием, существительным-приложением.
Например: золотые
руки, изумрудные глаза, одеваться
крикливо, бродяга-ветер.

Важнейшие
стороны эпитета — наличие семантического
переноса и выражение эксклюзивного
признака (возможно изменение прилагательного
по типу «относительное качественное»),
В фольклоре встречаются эпитеты,
переходящие из одного произведения в
другое.

Они получили название постоянных
эпитетов: добрый
молодец,
красна
девица,
сине
море,
зелена
трава,
белый
свет.

Гипербола
и литота
.
Риторические
фигуры.

Гипербола
основана на преувеличении свойств,
качеств, характеристик, размеров
предмета с целью
создания художественно выразительного
образа. Например: Пот
катился градом; Инфляция достигает
космических размеров; Безбрежное море.
Ср.
у В.
Маяковского:
«В
сто сорок солнц закат пылал…»

Литота
— риторическая фигура, содержащая
непомерное преуменьшение размера, силы,
значения и т.п. какого-либо предмета,
явления. Например: мужичок
с ноготок; Я немного разбираюсь в этом
вопросе
(из
уст специалиста высокой квалификации
в своей области науки или производства).
Из-за несоответствия оценки и реальной
ситуации происходит как бы усиление
смысла высказывания.

Анафора
и эпифора. Антитеза.
Анафора
— ораторский прием, состоящий в повторении
в начале фразы одних и тех же звуков,
слов, словосочетаний, ритмических и
речевых конструкций. Например:

  • С
    любимыми не расставайтесь!
  • С
    любимыми не расставайтесь!
  • С
    любимыми не расставайтесь!
  • Всей
    кровью прорастайте в них.
  • И
    каждый раз навек прощайтесь!
  • И
    каждый раз навек прощайтесь,
  • И
    каждый раз навек прощайтесь,
  • Когда
    уходите на миг.
  • (А.
    Кочетков)
  • Происходит
    не просто повторение слов, а усиление
    их смыслового и экспрессивного поля;
    первое употребление по степени
    выразительности и эмоциональной энергии
    значительно уступает каждому последующему.
  • То
    же возможно и в устной речи, когда
    говорящий каждым повторением, начинающим
    четко выделяемый компонент текста,
    актуализирует мысль, приближает ее к
    эмоциональному восприятию слушателем.

Эпифора
— фигура, противоположная анафоре,
заключающаяся в повторении одних и тех
же элементов в конце каждого параллельного
ряда (стиха, строфы, предложения).
Например: Мне
хотелось бы знать, отчего я титулярный
советник? Почему именно титулярный
советник? (Гоголь).

Антитеза
— противопоставление понятий, мыслей,
образов, служащее для усиления
выразительности. Например: Кто
был ничем, тот станем всем. Предложение
этих товаров возрастает, но спрос на
них падает.

Градация
и инверсия. Изменение порядка слов в
предложении.

Расположение слов в порядке нарастания
или ослабления их смыслового и
эмоционального значения называется
градацией. Например: Не
жалею, не зову, не плачу (С.
Есенин). Проходили
дни, месяцы, годы, но все оставалось
по-прежнему. В градациях
обычно используются 3—4 слова во избежание
снижения эффекта.

Инверсия
— изменение порядка слов в предложении
при сохранении их лексической наполненности
с целью создания нового семантического
единства и усиления выразительности
речи. Например: Для
берегов отчизны дальной Ты покидала
край чужой… (А.
Пушкин).

Предикативное ядро, с которого
должно начинаться предложение (Ты
покидала…) смещено
на второй план, следовательно, важнее,
с какой целью совершалось действие (для
берегов отчизны дальной).

Есть
инверсия и в первой строке (отчизны
дальной), в
чем, вероятно, тоже заключен определенный
автором смысл.

Параллелизм
— одинаковое построение синтаксически
однородных и семантически од­ноплановых
структур. Например: Я
был готов любить весь мир — меня никто
не понял: я научился ненавидеть. Я говорил
правду — мне не верили: я начал
обманывать… (М.
Лермонтов).

Единая синтаксическая схема
смысл композиции практически не меняет,
но выразительность заметно усиливается,
обнаруживая исключительное воздействие
на собеседника.

Языковая единица, во
многом аналогичная предыдущей, не только
(по законам градации) усиливает ее, но
и создает систему повторов, эпифор и
анафор, то есть «округляет» речь.

Парафраза
(перифраза)
— измененное наименование предмета,
явления или лица, замена их описанием
существенных признаков или указанием
на их характерные черты. Например: царь
зверей (вместо «лев»), пребывать в
объятиях Морфея (вместо «спать»),
Фемида
(вместо
«юриспруденция»), храм
Мельпомены (вместо
«театр»).

Парафразы делают речь более
яркой, запоминающейся, придают высказыванию
дополнительный экспрессивный оттенок.

Но
злоупотребление
парафразами влечет противоположное
качество речи: она становится клишированной,
изобилует повторами, и тогда исчезает
их экспрессивная функция и появляется
бессмысленная напыщенность: милостивый
го­сударь
(собеседник),
красноречивый
представитель обвинения
(прокурор)
и т.п.

Риторический
вопрос и период.

Риторический
вопрос

утверждение в форме вопроса, который не требует ответа, зачастую
выражающее какое-либо чувство: возмущение,
радость, удивление и т.п.

Например: На
кого не действует новизна? (А.
Чехов). Жить
— или влачить жалкое существование?
Будет ли толк от
реформ?
Риторическим
вопросом иногда целесообразно завершить
рассуждение, перечисление фактов,
доводов.

Одна
из самых важных и популярных фигур речи
период.
Это
структурно организованное ритмизированное
высказывание, состоящее из двух
соразмерных частей, — восходящей и
нисходящей. Например:

  1. Чем
    чаще празднует лицей
  2. Свою
    святую годовщину,
  3. Тем
    робче старый круг друзей
  4. В
    семью стесняется едину,
  5. Тем
    реже он; тем праздник наш
  6. В
    своем веселии мрачнее;
  7. Тем
    глуше звон заздравных чаш,
  8. И
    песни наши тем грустнее.
  9. (А.
    Пушкин)
  10. Благодаря
    легкости и изяществу формы, легкости
    восприятия заключенного в нем содержания
    период получил распространение в
    различных стилях и жанрах: в художественной
    прозе, в поэзии, в публицистической речи
    и в ораторских выступлениях.
  11. Итак,
    стилистические фигуры и тропы способствуют
    риторическому усилению речи, придают
    ей выразительность.
  12. В
    заключение приведем памятку из заповедей
    риторики [111,
    120]:
Читайте также:  Культура руси домонгольского периода - в помощь студенту

Источник: https://studfile.net/preview/1818054/page:53/

Красивая и выразительная речь: базовая программа из 7 упражнений

Иван Дмитриевич Ладанов, доктор психологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.

Предлагаем вам краткую программу овладения мастерством устной речи. Она состоит из семи упражнений. На отработку одного упражнения отводится три дня. Перед началом каждого нового упражнения повторяются все предыдущие. Учебный сеанс длится 15-20 минут в начале программы и примерно 1 час в конце.

В дальнейшем, по мере надобности, можно повторить отдельные упражнения или программу в целом. После двух-трех повторений обучающийся, обладающий коммуникативными способностями, может приобрести достаточно развитые навыки устной речи.

Упражнение 1. Оцените речь выступающего (оратора, диктора, комментатора)

Для тренировки нужно подготовить оценочные листы (для всей программы необходимо иметь 21 лист):

№№ п/п Основные вопросы оценка
1. Содержательность речи 1 2 3 4 5 6 7 8 9
— наличие главной мысли 1 2 3
— ценность сообщаемых фактов 1 2 3
— новизна сообщаемого 1 2 3
2. Понятность речи 1 2 3 4 5 6 7 8 9
— логичность речи 1 2 3
— учет аудитории 1 2 3
— ясность языка 1 2 3
3. Выразительность речи 1 2 3 4 5 6 7 8 9
— правильность ударений в словах и интонация 1 2 3
— богатство или бедность лексики 1 2 3
— образность 1 2 3

Оценка производится по трем основным параметрам (содержательность, понятность и выразительность речи), каждый из которых складывается из трех составляющих.

Если, например, в выступлении четко прослеживается главная мысль (3 балла), сообщаются ценные факты (3 балла) и оно отличается новизной (3 балла), то по содержательности данное выступление оценивается в 9 баллов.

Если степень выраженности этих составляющих не такая яркая, то они оцениваются в 1 и 2 балла. Максимальная общая оценка выступления 27 баллов, однако блестящему оратору можно выставить и 30 баллов.

Лучше всего оценивать тех, кто выступает по телевидению. Сначала целесообразнее брать монологическую речь, потом диалогическую. При оценке диалога соответствующие баллы выставляются обоим собеседникам.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Золотые правила планирования времени

Упражнение 2. Обогащение словаря

Для занятия необходим текст по специальности. Суть занятия состоит в замене одних слов другими. Например, все встретившиеся в тексте глаголы заменяются другими глаголами, подходящими по смыслу. Подобное можно проделывать также с именами существительными и именами прилагательными. Первые 5-10 дней под рукой можно иметь словари.

Данное упражнение нацелено на активизацию «пассивного» запаса слов. Оно ценно для развития речи как родного, так и иностранного языка.

Упражнение 3. Краткое выступление по опорным точкам

Для упражнения произвольно берутся пять слов. Можно воспользоваться любой книгой, открыв ее на середине. Занятие состоит в составлении и проговаривании связного рассказа с использованием пяти выбранных слов (существительных, прилагательных, глаголов). На каждый рассказ затрачивается всего 2-3 минуты. На одном занятии следует практиковать не более 3-4 рассказов.

Данное упражнение активизирует воображение и способствует развитию логичности и гибкости ума.

Упражнение 4. Тренировка с зеркалом

Выполняя упражнение 2 и 3, наблюдайте за своим лицом в зеркале. Как вам нравится ваше выражение лица? Нравится ли это выражение другим людям?

Проделайте следующее действие:

а) произнесите несколько взятых из книг слов вяло, нормально, энергично. Следите за мимикой;

б) «изобразите» один и тот же рассказ (упражнение 3) сначала при неподвижном лице, а потом с мимическим сопровождением. Замечайте, какая мимика производит наибольший эффект.

Упражнение с зеркалом способствует выработке навыков по сознательному управлению своей мимикой.

Упражнение 5. Краткое выступление по опорным точкам

Данное упражнение аналогично упражнению 3 с той разницей, что составление рассказа осуществляется здесь на 10 произвольно выбранных словах.

Упражнение 6. Тренировка с диктофоном

Диктофон дает возможность осуществлять обратную связь, которая необходима для устранения изъянов в речи. Кроме совершенствования в устной речи, диктофон способствует тренировке рефлексивности мышления. При прослушивании записи следует: а) оценивать самого себя; б) прогнозировать оценку своей речи другими лицами.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Обратная связь в говорении и слушании

С диктофоном отрабатываются: а) чтение отрывка (прозы, стихотворения) и прослушивание прочитанного; б) пересказ прочитанного текста. В процессе работы обращайте внимание на ударения в словах. Заведите списки слов со сложным или необычным ударением.

Упражнение 7. Диалог

Как известно, диалогическая речь предполагает участие двух лиц, поэтому для тренировки нужен собеседник.

Собеседник подбирается в одном случае из лиц, отрабатывающих данную программу. Тренировка при этом осуществляется на базе одного, трех, пяти опорных слов (см. упр. 3). В другом случае в собеседники намечается любое интересующее вас лицо. Здесь заранее выдвигается тема диалога, составляется план его ведения и выбирается удобный момент для вступления в контакт.

Главная цель данного упражнения — это привлечение собеседника к теме беседы, возбуждение у него интереса к разговору и удержание этого интереса в течение 4-5 минут. Упражнение считается отработанным, если собеседникам удается провести краткие беседы на избранные темы.

Научиться точно и аргументировано строить свою профессиональную речь, убедительно опровергать доводы оппонентов, правильно выстраивать суждения, мнения и версии вы можете с помощью курса «Практическая логика и аргументация». Изучите его отдельно или по абонементу, со скидкой

Источник: https://www.elitarium.ru/rech-uprazhnenie-trenirovka-vystuplenie-ritorika-oratorskoe-iskusstvo/

Статья на тему

  • Выразительность речи   — коммуникативное качество  речи
  • Выразительная речь – это речь, способная поддерживать внимание, возбуждать интерес слушателя (или читателя) к сказанному (написанному). 
  • Показателями данного критерия являются:
  • – Хорошее знание выразительных возможностей языка;
  • – Использование разнообразных интонаций;
  • – Умение расставлять паузы;
  • – Умение вызвать реакцию у слушателя. 
  • Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.
  • Выразительность и  действенность речи
  • Выразительность речи — это такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; речь, обладающая этими особенностями, называется выразительной.        

         Действенность речи невозможна без ее выразительности, которая в свою очередь, базируется на знаниях техники речи. Однако без использования правил техники речи невозможно говорить о каком либо воздействии такой речи на слушателя, аудиторию.

Таким образом, выразительность речи можно рассматривать как основную составляющую действенной речи. Выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора или дипломата, выразительность речи адвоката не совпадает с выразительностью речи ученика, однако любая выразительная речь усиливает степень воздействия на сознание слушателей.

  1. Условия выразительности речи
  2. Выразительность речи — качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать на его разум и чувства.
  3. Выразительно может говорить человек, соответствующий следующим условиям:
  4. -самостоятельность мышления;
  5. -неравнодушие;
  6. -хорошее знание языка, его выразительных возможностей;
  7. -хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей;
  8. -систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.
  9. Самостоятельность мышления

Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены.

Это придает говорящему уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Если автор не продумывает как следует содержание своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь ¾ выразительной.

Отношение  автора к содержанию высказывания.

В значительной степени выразительность речи зависит и от отношения автора к содержанию высказывания.

Внутренняя убежденность говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придает речи (особенно устной) эмоциональную окраску.

Равнодушное же отношение к содержанию высказывания приводит к бесстрастному изложению истины, которое не может воздействовать на чувства адресата.

  • Условиями выразительности речи являются самостоятельность мышления говорящего и его внутренняя убежденность в значимости высказывания, а также умение выбрать оригинальные способы передачи содержания его мысли.
  • Звуковая выразительность речи
  • Звуковая выразительность речи прежде всего заключается в ее благозвучии, гармонии, в использовании ритма, рифмы, аллитерации (повторение одинаковых или сходных согласных звуков), ассонанса (повторение гласных звуков) и других средств.
  • Выразительность речи достигается использованием художественных приёмов, речевых фигур и тропов, пословиц, фразеологических оборотов, крылатых фраз.
  • Выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора или дипломата, выразительность речи адвоката не совпадает с выразительностью речи ученика, однако любая выразительная речь усиливает степень воздействия на сознание слушателей.
  • Владение техникой речи: составные части техники речи

Не приходится говорить о каком-либо большом воздействии речи, если оратор говорит невнятно, сиплым, еле слышным голосом, нечетко произносит слова, т.е. не владеет элементарной техникой речи. Владение техникой речи – это фундамент культуры речи.

Составные части техники речи – дикция, дыхание, голос.

Каждое слово, а в слове каждый звук должны произноситься четко – таково главное требование дикции.

О впечатлении, которое производит на слушателей плохая дикция, очень образно говорил выдающийся деятель театра К.С.

Станиславский: «Слово с подмененными буквами представляется мне… человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа. Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой.

Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами… Когда слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед».

Нечеткая, неряшливая, неграмотная речь неприятна в быту. Она оскорбляет наш слух, наше эстетическое чувство. Но уже совершенно недопустима она для лектора.

Недостатки дикции (если только они не связаны с какими-то недостатками речевого аппарата) – это результат укоренившейся с детства дурной привычки говорить «лениво», небрежно, вяло произносить слова.

Поэтому, чтобы устранить эти недостатки, нужно контролировать, как говоришь, читая лекции, выступая на собрании, в быту (не комкаешь ли слова, не «глотаешь» ли окончания, не цедишь ли слова сквозь зубы и т.д.).

Ораторам, у которых особые затруднения с дикцией, полезно заниматься специальными упражнениями.

Для оратора важен голос, его тембр, оттенки. Сила голоса не имеет решающего значения, но следует иметь в виду, что аудиторию (слушающих) утомляет, усыпляет как очень тихий, так и громкий голос. Важен тон речи. Речь не должна быть высокомерной, поучительной.

Смысловое восприятие речи во многом зависит от темпа речи. Определяя восприятие как встречный процесс мышления, мы обязаны учесть два момента: слушателю нужно успеть осознать поступающую информацию и запомнить основные положения того, о чем говорят.

По экспериментальным данным, оптимальное условие легко воспринимаемой речи – средний темп произношения. Изложение сложного материала диктует замедленный темп речи, обращение же к фактам, явлениям, связанным с чувственным опытом, жизненными ассоциациями, требует сравнительно убыстренного темпа.

Плохо воспринимается слишком медленный темп речи. Текст звучит не фразами, а отдельными словами.

Особенно внимательно нужно относиться к выразительной роли интонации (высота, сила, тембр, темп речи, паузы). Существует гипотеза о том, что интонация предшествовала языку.

По экспериментальным данным, интонационными моделями (например, выражение удовольствия, гнева) ребенок овладевает в возрасте от полугода до года и значительно позже осваивает лексику и грамматику родного языка. В общении интонация служит конкретизатором смысла высказывания в определенной ситуации.

Благодаря ей мы понимаем, например, что сказанные нам хорошие слова на самом деле содержат угрозу, а нейтральная официальная фраза – расположенность.

Интонация позволяет подчеркнуть логическую и эмоциональную значимость высказывания. Чем ярче эмоциональная отзывчивость человека, тем богаче его речь мелодичной выразительностью. Речь, лишенная должных мелодичных акцентов, бесчувственна.

Здесь нельзя дать готовых рецептов, связанных с использованием интонации в повседневной жизни.

Нужно помнить лишь одно правило: интонация – это зеркало нашей эмоциональной жизни; культура чувств и эмоциональных взаимоотношений неразрывно связана с культурой интонационного оформления высказывания.

Для интонации важным является соблюдение пауз. Гладкая речь производит иногда впечатление заученности, поэтому может не нравиться слушателям, и некоторые ораторы, чтобы создать впечатление импровизированной речи, используют паузы припоминания. Логические же паузы, как уже говорилось выше, способствуют прояснению смысла высказывания.

Для того, чтобы речь была выразительной, используют пословицы, поговорки, афоризмы, а также тропы: метафоры, сравнения гиперболы, эпитеты. Однако следует помнить, что этими изобразительными средствами не следует злоупотреблять. В заключение же можно сказать: для того, чтобы речь была выразительной, у говорящего должна быть установка на выразительную речь.

Паралингвистические    средства выразительности речи

Выразительности устной речи способствуют, наряду с лингвистическими, паралингвистические (нелингвистические) средства: жесты, мимика, пантомимика. Они обычно связаны с конкретным высказыванием и служат дополнением к лингвистическим средствам выразительности.

Эмоциональная речь в любой сфере общения, как правило, сопровождается соответствующими жестами, телодвижениями и выражением лица, передающими те или иные чувства.

Жесты являются неотъемлемой частью ораторской речи, где они используются как средство воздействия на слушателей

Заключение

По меткому определению А.С. Пушкина, «язык неистощим в соединении слов», следовательно, неистощимы и его выразительные возможности.

Выбор средств речевой выразительности так же, как и выбор языковых средств вообще, определяется сферой общения, ситуацией и целью.

В каждом из функциональных стилей выразительность достигается с помощью разных языковых средств, отбор и организация которых, их функциональная активность определяются специфическими особенностями того или иного стиля.

Так, ярким средством выразительности в разговорном стиле является интонация, поскольку данный стиль реализуется главным образом в устной форме. Немаловажную роль играют здесь и паралингвистические средства.

  1. Выразительность научной речи достигается благодаря наиболее подходящему с логической точки зрения расположению слов, словосочетаний, предложений и целых частей высказывания, благодаря четкости, строгости, ясности синтаксических конструкций, точности и логичности изложения. Изобразительно-выразительные средства могут использоваться в научно-популярном подстиле, в произведениях гуманитарных наук
  2.  Из всего выше сказанного можно заключить,   для точного воспроизведения образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информация пробивается  в сознание человека  оценки человеком полученной информации и становится неотъемлемой частью его внутреннего мира.
  3. Список используемой литературы
  1. Голуб И.Б., «Русский язык и культура речи» — учебное пособие, «Логос», Москва, 2003
  2. Дунев А.И., Дымарский М.Я., Кожевников А.Ю. «Русский язык и культура речи», «Высшая школа», Москва, 2002
  3. Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др./ Под ред. О.Я. Гойхмана – «Русский язык и культура речи» учебное пособие М.: ИНФРА_Москва,2004
  4. Максимов В.И. ,Казаринов Н.В., Барабанова Н.Р., «Русский язык и культура речи» — учебник, «Гардарики», Москва, 2002

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/09/29/vyrazitelnost-rechi-kommunikativnoe-kachestvo-rechi

Лекции

VI. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ .Ключевые слова: междометия, смайлики, экспрессивность речи,выразительностьречи,паралингвистическиесредствавыразительности, лингвистические средства выразительности, тропы,стилистические фигуры, акронимы, словосмайлы.План:1. Выразительность и экспрессивность речи.2. Языковые средства выразительности3.

Читайте также:  Сложение и вычитание дробей - в помощь студенту

Междометия и смайликиУмная, воспитанная, интеллигентная, вроде даже добрая!Но, блин, как за руль сажусь, как будто два срока отмотала.Анекдот из газеты «Метро».1. Выразительность и экспрессивность речи.

https://www.youtube.com/watch?v=7LhmN9JVJMQ

Отождествление экспрессивности и выразительности: «Экспрессивностьречи – это такие средства, которые делают речь выразительной, воздействующей,изобразительной, впечатляющей», – воспроизводится из одного учебника покультуре речи в другой. Мы этого делать не будем.

Экспрессивностьповедения и общения проявляется в невербальных и вербальных формах. Инаоборот, экспрессивность речи усиливается невербальными формамиобщения и поведения.

Экспрессивность свойственна устной речи, что, в своюочередь, предполагает использование как вербальных, так и невербальныхсредств, а выразительной может быть как устная, так и письменная речь.«Я вижу печальные очи.

Я слышу веселую речь» (А.К.Толстой).Никогда не говорят о выразительности общения или поведения.Речь делового человека должна быть выразительной, но не экспрессивной.

Экспрессивность речи нередко трактуется как её выразительность, но этодалеко не одно и то же.

Считается, что итальянцы эмоциональны, аангличане сдержанны. В деловом этикете принят английский стиль.Один ребёнок, вернувшись из детского сада, на расспросы о своихвпечатлениях, бесстрастно произнёс: «Бойщ», – а что ещё? – «На гойшки!».

Афористично и потому выразительно, но не экспрессивно.В языке экспрессивность и выразительность проявляются по-разному.Можно сказать «выразительная речь», но не говорят «экспрессивная речь».Экспрессивность – внешнее проявление эмоциональности.

Экспрессивность– жизнерадостность, импульсивность, восторженность, беспечность,безрассудство, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях междулюдьми.Противоположностьюэкспрессивностиявляетсясдержанность–благоразумие, осторожность, рассудительность, беспокойство о будущем,сдержанность в проявлении эмоций.

«Это, как его – волюнтаризьм!– В моем доме попрошу не выражаться!»(К/ф «Кавказская пленница»).Выразительность речи – это тоже внешнее проявление эмоциональности, новыраженное особыми,языковыми средствами.

Если человек говорит«выражениями», взятыми из ненормативной лексики, его речь никак нельзяназвать выразительной, скорее, бедной, убогой.

«Носители» матерного языкалюбят создавать мифы о «культуре мата», о «выразительности мата», о том,как великие русские поэты и писатели, представленные в школьнойпрограмме по литературе, любили и умели его использовать. Понятное дело(«ясен перец!»), эти сочинения скрывают от школьников, но «нас теперь непроведёшь, мы всё найдём в интернете!».

В нашей стране любовь к матусродни религии, и спорить с мифами бессмысленно. В самом деле, есличеловек относится к своей и чужой жизни как к дерьму, ему ничего другогоне остаётся, как говорить матом. Экспрессивно, но не выразительно.

Несчастные люди!Ещё не подведены итоги дискуссии о правомочности использования мата впубличной, особенно художественной речи. Ведь литература, по словамЛенина, «зеркало» известных событий. Есть прекрасные «культурныеобразцы». Например, в романе Алексея Иванова «Блуда и МУДО» (Спб,2007) речь положительных персонажей безупречна, а все мерзавцы говорятматом.

Главный герой – медиум, посредник между теми и другими, владееткак литературным языком, так и нецензурной лексикой.

Напечатано, как этопринято теперь, без эвфемизмов и купюр. Речь автора, включая описания«архитектурных излишеств» и природы, великолепна. Вспоминая принципдостаточного основания Г.

Лейбница, сделаем вывод, что всё существующееимеет основания для своего существования, в том числе, ненормативная,экспрессивная лексика.Стилистические приёмы выразительности. Очевидно, существуютоснования и для смешения выразительности и экспрессивности, в нашемслучае – речи.

Язык сам по себе не является выразительным, но в нём в ответна социальные потребности вырабатываются различные средствавыразительности.

Их выбор зависит от ситуации общения.Степень экспрессивности (иногда отождествляемая со степеньюинтенсивности) служит одним из различительных признаков дляфункциональных разновидностей языка.

Высокой экспрессивностьюотличаются язык художественной литературы, разговорная речь ипублицистика, а также язык рекламы. К функциональным разновидностям,отличающимся низкой экспрессивностью, относятся язык науки и техники, атакже официально-деловой язык.

В каждом из функциональных стилей выразительность достигается спомощью различных языковых средств, отбор и организация которых, ихфункциональная активность определяются специфическими особенностямитого или иного стиля.

Необходимым средством выразительности вразговорном стиле является интонация, поскольку данный стиль реализуетсяглавным образом в устной форме.

Немаловажную роль играют здесь ипаралингвистические средства.Общей задачей экспрессивности является стимуляция субъективногоотношения к сказанному.

Со стороны говорящего или пишущего это –усиление, выделение, акцентирование высказывания, отступление отречевого стандарта, нормы, выражение чувств, эмоций и настроений,наделение высказывания эмоциональной силой, оценивание, достижениеобразности и создание эстетического эффекта. Со стороны читателя илислушателя это – удержание и усиление внимания, повышение рефлексии,возникновение эмоций и чувств. Воздействовать на человека толькоречевыми средствами неэффективно, мало кто понимает и хочет пониматьслова.Выразительность речи во многом зависит от того, насколько удачно в нейиспользуются особые приёмы – тропы и стилистические (риторические)фигуры.Тропы (от др.-греч.

τρόπος — оборот). Сравнение, метафора, метонимия,синекдоха. Каждый может использовать чужие тропы и придумать свои.

Всёих разнообразие представлено в художественной литературе, особенно впоэзии, но без них не обходится и повседневное общение, включая деловое.

В основе тропа лежит сопоставление явлений, сходных по каким-либопризнакам или каким-либо образом связанных, соотносящихся между собой.Тропы создают образ (зрительный, слуховой, обонятельный и пр.), которыйопирается на сравнение.

При этом возникает новое, переносное значениеслова – оборот, троп.Троп опирается на общее для языковых единиц свойство – способность красширению границ их употребления.

Примерная схема этого процессатакова: значение слова > сравнение явлений, обозначаемых словами > троп,например, метафора > закрепление переносного значения слова > появлениеоттенка значения этого слова > его многозначность, признанная влексической норме.

Через тропы образовались, например такие значенияслова «дом»: дом («здание») > дом («жилье») > дом («семейство, люди,живущие вместе») > дом («династия монархов»). Часто в быту человекупотребляет и даже сам создает тропы, повышая выразительность своейречи.

Эти тропы закрепляются: часы идут, часы остановились, луна молодая,солнце пылает, природа заснула. «Доставать». «Поиметь». «Заколебать».Стилистические фигуры – особые, зафиксированные стилистикой оборотыречи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности)высказывания (например, антитеза, анафора, эпифора, симплока, эллипс,амплификация,антитеза,оксюморон,парцелляция).

Благодарявсевозможным перестановкам в предложении, даже состоящем изнебольшого количества слов, можно создать несколько вариантов одногопредложения, и каждый из них будет иметь различные смысловые оттенки.При перестановках необходимо следить за точностью высказывания.

Нередко для усиления высказывания, придания речи, динамичности,определенного ритма прибегают к такой стилистической фигуре, какповторы.

Формы повтора бывают самые разные. Начинают несколькопредложений одним и тем же, словом или группой слов. Такой повторназывается анафорой, что в переводе с греческого языка означаетединоначатие. Повторяющимися словами бывают служебные единицы,например, союзы и частицы.

Повторяясь, они выполняют экспрессивнуюфункциюТропы и стилистические фигуры подметили, начали изучать и использоватьдревнегреческие демагоги, риторы, софисты и философы, поэтому ониимеют, как правило, греческие и латинские наименования.

Для научной и официально-деловой речи употребление таких единиц нехарактерно, так как они не способствуют точности изложения.

Выразительность научной речи достигается:• благодарянаиболеерациональномурасположениюслов,словосочетаний, предложений и целых частей текста• благодаря четкости, строгости, ясности синтаксических конструкций• точности и логичности изложения.Изобразительно-выразительные средства могут использоваться в научнопопулярном подстиле, в гуманитарных науках.

Источник: https://studizba.com/files/show/pdf/51848-1-tema-4-vyrazitel-nost-rechi.html

Выразительная речь? Без проблем!

Человеческая речь без специальных средств, придающих ей особую выразительность, лишена тончайших нюансов эмоциональной яркости, красоты. Средства речевой выразительности демонстрируют богатство внутреннего мира человека, повышают коммуникативное взаимодействие между людьми.

Человек с большим словарным запасом имеет несомненное преимущество при общении: он максимально точно может выразить свои мысли, чувства, донести информацию до слушателя и при этом быть правильно понятым. Результативность выступления человека с выразительной речью неимоверно высока.

Средства речевой выразительности

Выразительность речи представляет собой понятие, у которого нет чёткого определения, при этом оно многогранно, включает множество определений и отличительных черт. Вот перечень средств, формирующих выразительность речи:

  • Богатый словарный запас.
  • Нет шаблонов, речевая чистота и качество.
  • Применение художественных речевых оборотов, специфический прием.
  • Использование иносказательных средств (тропы и фигуры), образность.
  • Употребление крылатых фраз, цитат, пословиц, поговорок.

Окружающее человека явление или предмет обозначаются словом. Слова передают информацию, образно создают что-то или кого-то.

Речевые стили достигают выразительности, используя специальный стилистический прием для вызова требуемых чувств. Примеры: для художественного стиля характерна яркость, эмоциональность, новизна выражений, неповторимость описаний. Научный стиль изобилует научными терминами, понятиями причинно-следственных связей, характерна логичность описания, присутствует анализ, сравнение.

Когда закладываются основы и чистота выразительной речи

База для последующего развития выразительной речи закладывается ещё у дошкольников. Это объяснятся тем, что в таком возрасте формируются многие психические функции.

Если ребёнок пропустил этап становления речи в дошкольном возрасте или у него по какой-то причине отсутствовало речевое общение – этот пробел восстановить не удастся.

В дальнейшем у дошкольника появятся трудности с обучением: научить его читать и писать практически невозможно.

Задача педагога во время работы с дошкольниками развивать высшие отделы детской психики и интеллект при помощи речи, так как она инструмент подобного развития. Воспитатели в процессе работы с детьми объясняют, что такое чистота речи, развивают образность мышления, уделяют внимание мимической активности во время разговора.

Если речи у дошкольника не уделяется должного внимания, то отстают в развитии логическое мышление, внимание, память, восприятие.

Задержка психического развития у детей предполагает задержку в развитии форм речи, вербальные контакты происходят со сложностями, малыши не могут задать вопрос или ответить на него.

По этой причине у детей с задержкой психического развития важно поощрять коммуникативное поведение.

Методика развития речи у дошкольников

Формирование звуковой выразительности речи дошкольников представляет собой совокупную работу, предполагающую развитие творческих способностей в разных направлениях, используя при этом индивидуальный подход и воспитание эстетического понимания слова. Это подготавливает почву для будущего выразительного чтения, развитие, эмоционально обогащает на всю жизнь, учит получать удовольствие от восприятия красоты словесных образов, речь такого человека отличается правильностью.

Методика развития речи дошкольников предполагает движение от простого к сложному. На сегодняшний день распространение в детских дошкольных учреждениях получили:

  • Пособие, которое используют воспитатели – книга «Методика развития речи детей дошкольного возраста». Авторами являются О. С. Ушаков и Е.М. Струнин.
  • Для педагога и родителя подойдёт «Методика развития речи детей дошкольного возраста», авторами которой являются Л.П. Федоренко, В.К. Лотарева и Г.А. Фомичева. Здесь рассматривается развитие детей от двух месяцев до семилетнего возраста, даются рекомендации.

Главной задачей педагога при воспитании дошкольников является проведение работы с артикулярными навыками, развитие речевого слуха, умения слушать произносимую речь, обучение лексико-семантической восприимчивости.

Основу навыков общения составляют умение модулировать голос при общении, владеть интонацией, собственным голосом. Навык модулирования голоса впоследствии сделает речь эмоциональной, выразительной, богатой.

Занятия проводятся в форме игры. Вербальные и невербальные процессы психического онтогенеза тесно связаны друг с другом.

Развитие невербальных средств общения

Невербальные средства – это мимика, эмоции, жесты, которые помогают понять настроение человека, основные желания, увидеть его внутренний мир.

Невербальные способы общения используются детьми, которые ещё не научились говорить и способствуют их психическому развитию.

Невербальные формы общения в большинстве своём являются врождёнными и позволяют контактировать не только с людьми, но и с животными.

Миссия педагога на занятиях состоит в объяснении малышам, что с помощью пантомимической выразительности движений, мимической мускулатуры лица и экспрессивности жестов осуществляется передача информации, показывается сила эмоциональной реакции, проявления переживаний человека. Интонационная выразительность речи достигается благодаря приобретённому навыку выражения чувств.

В процессе работы педагога используется прием пантомимы, мимической демонстрации чувств. После игры обязательно выясняются трудности, которые возникали у детей во время выполнения заданий, что они чувствовали и чего хотели. Это помогает обнаружить проблемы, сопровождающие невербальные формы общения у детей.

Развитие вербальных средств общения

Определение «вербальные средства общения» подразумевает обычную речь.

В процессе работы педагога у детей вырабатываются навыки контактов со взрослыми и сверстниками, появляется опыт диалогической и ролевой речи, формируется понятие о речевой культуре, развивается качество и выразительность речи. Во время занятий совершенствуется речевая чистота и образность мыслей, коммуникативное поведение, внимание и слуховое восприятие.

Понятие основные вербальные формы общения подразумевает умение писать, говорить, слышать и воспринимать информацию. Примеры проявления чувств, в которых задействованы вербальные средства общения, встречаются повсеместно: это и устное признание в любви, и письменное сообщение в социальных сетях с пометкой «мне нравится».

Вербальные формы общения в виде письменных сообщений имеют преимущество перед устной коммуникацией.

Когда человек пишет письмо, у него есть время обдумать свои слова, что позволяет сделать качество общения выше, словообразовательные характеристики, стилистический прием отличаются большей совершенностью в сравнении с устной речью.

Применяя словообразовательные способы, имеющиеся в русском языке, которые оказывают усиливающий понятие переживаний чувств эффект можно добиться большего воздействия на эмоциональную сферу, чем при устной речи.

Чтение

Навык чтения в современном мире – необходимость. Он помогает ориентироваться в огромном потоке информации, проводить аналогии и сравнение, служит залогом успеваемости в школе.

Методика характеризует навык чтения правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью:

  • Размеренное чтение без ошибок, влияющих на смысл читаемого, называется правильностью чтения.
  • Сознательность – понятие замысла автора текста, а также собственного отношения к прочитанному произведению.
  • Количество печатных знаков, прочитанное за единицу времени (чаще это количество слов в минуту), скорость чтения, определяющая понимание прочитанного называется беглостью.
  • Выразительность подразумевает устный пересказ главной мысли текста, собственного отношения к произведению.

В процессе работы педагога над правильностью и беглостью чтения применяются специальные приёмы, направленные на отработку этих характеристик:

  • Первый прием заключается в использовании специальных упражнений, которые развивают зрительное восприятие, регулируют дыхание.
  • Второй прием состоит в использовании принципа многочтения, когда перечитываются важные отрывки произведения.

Что способствует и мешает правильному развитию речи

Чтобы развить выразительность речи у детей в процессе работы педагога применяются вспомогательные материалы: картинки, игры, кинокомпозиция.

Средства массовой информации также вносят вклад в развитие речи детей.

В русском мультипликационном фильме по мотивам сказки используется общеупотребительная, разговорная лексика и лексика, ограниченная сферой употребления (голова – репа, рот – хлебало).

Часто в фильме можно услышать просторечное слово – упрощённое, грубоватое, применяемое для отрицательных оценок происходящего (выпивка, жулик). Употреблять этот прием даже в обыденной речи нежелательно, так как при этом нарушается чистота речи.

Современные работы режиссёров не всегда отличает высокое качество произведения, образность, чистота языка, сила чувств. Иногда в фильме обнаруживается присутствие ненормативной лексики. Поэтому телевидение, интернет не всегда формируют у детей качество речи на русском языке, не позволяют развиваться и мыслить образно.

  • Средства выразительности речи усваиваются в дошкольном возрасте. Если не было речевого общения на этом этапе, речь не развита, в более позднем возрасте сделать это не удастся, какой бы прием для формирования навыка ни использовался.
  • Методика работы педагога призвана сделать вербальные формы общения детей доставляющими им удовольствие и привлекательными. Она направлена на развитие основы интеллекта в детском возрасте, её долг – сделать словарный запас богатым, при этом чистота речи должна быть на высоком уровне, образность мышления – развитой.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/eloquence/talk/sredstva-vyrazitelnosti-rechi.html

Ссылка на основную публикацию