Внешнее и внутреннее — в помощь студенту

Внешнее и внутреннее - в помощь студенту

Мотивация играет немаловажную роль в жизни человека. Мотивация – это те стимулы, приемы, которые побуждают человека к определенным действиям.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Мотивация и учеба

Мотивация в учебном процессе представлена целым комплексом мероприятий. Ключевым понятием в этом направлении является мотив – это определенное направление учебной деятельности студента, которая связана с его отношением к предмету.

Каждый ВУЗ нацелен не на то, чтобы привлечь как можно больше студентов и просто обучать их по единой схеме, но и на то, чтобы заинтересовать их, чтобы они сами желали познавать новое, получать новые знания и навыки. Ученые давно доказали, что интересным делом заниматься гораздо легче и проще, чем выполнять какие-либо задания по принуждению. Поэтому в каждом ВУЗе действует собственная система мотивации студентов.

Какие бывают мотивы?

Мотивация – это процесс двусторонний. Недостаточно того, чтобы педагог пытался заинтересовать студента и не получал от него отдачи. Важно, чтобы студент сам понимал, что от него хотят и к чему это все приведет.

В мотивационном учебном комплексе можно выделить два основных вида мотивов:

Внешнее и внутреннее - в помощь студентуЗаинтересованность студента в учебе

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Этика речевого общения - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Данная разновидность представлена внешним воздействием на студента, теми условиями, которые создаются для его привлечения в образовательный процесс: рекомендации педагогов, наставления родителей, правила ВУЗа. Это могут быть как простые беседы, уговоры, пожелания, так и ультиматумы, законодательные акты или закрепленные документально правила.

Ярким примером внешнего мотива является предложение преподавателя ставить автоматы тем, у кого не будет пропусков по занятиям, кто будет участвовать в конференциях и активно отвечать на семинарах, практикумах.

Данная группа убеждений, которые призывают студента хорошо учиться, заложены в его подсознании, мозге, душе, то есть внутри него. Если рассматривать мотивы и мотивацию в этом ракурсе, то важно, чтобы студенту нравилось и хотелось учиться, получать новые знания и навыки. Для этого достаточно просто понимать, для чего он учится, как пригодятся ему полученные знания в перспективе.

Например, студенту нравится определенная дисциплина, поэтому он готов днем и ночью читать по ней литературу, углубляться в предмет и пр.

Внутренние и внешние мотивы могут оказывать различное влияние. Порой принуждение и настояние со стороны родителей вызывают отвращение к учебе. В то же время натиск преподавателя может заставить студента изучить предмет. В последнее время все чаще уделяется внимание внешним мотивам, хотя пробуждение внутренних мотивов действует гораздо эффективнее.

Как ВУЗы мотивируют студентов к обучению?

В престижных и успешных ВУЗах действует собственная «мотивационная программа» для студентов. Как правило, она основывается на всевозможных наградах и чествованиях успешных учащихся. Рассмотрим наиболее популярные способы побуждения студентов к получению новых знаний и навыков.

Внешнее и внутреннее - в помощь студентуПривлечение студентов к получению знаний

1. Вручение грамот, благодарностей и дипломов.

Данный метод мотивации является поощрительным и действует в отношении активных и успешных студентов, которые принимали участие в различных научных мероприятиях: олимпиадах, конференциях, практикумах и пр.

Вручение наград (даже если было занято далеко не первое место) делает участие студента в мероприятии более важным и знаменательным, он понимает, что администрация ВУЗа ценит его успехи и достижения.

Данный подход позволяет заинтересовать студента в достижении больших успехов, установлении нового личного рекорда и пр.

2. Присуждение дополнительных выплат, стипендий и иных материальных благ.

С развитием рыночных отношений люди стали чаще оценивать отношение к себе в «рублевом» эквиваленте. Если студент победил в важном конкурсе «российского» или международного масштаба, то ему полагается повышенная стипендия или получение дополнительной «денежной награды». Это тоже, своего рода, мотивация, побуждающая человека учиться.

3. Мотивация от преподавателя.

В процессе обучения одну из ведущих ролей играет преподаватель и его умение заинтересовать студентов. Педагог должен обозначить, что «нельзя» и что «можно», что должен усвоить студент и для чего, как полученные навыки и знания пригодятся ему в жизни, показать ценность учебы.

Преподаватель может применять личные мотивационные меры: сказать о том, что готов ставить «автоматы» по зачетам и экзаменам и пр.

4. Взаимоотношения преподавателя и студента.

Еще одним вариантом мотивации к учебе могут стать взаимоотношения педагога и учащегося. Если студент понимает, что может получить консультацию и помощь, обсудить с преподавателем вопросы по предмету, учебе, то он становится более заинтересованным в тотальном изучении предмета.

5. Уважение к студентам.

Независимо от успеваемости и поведения студента, его отношения к дисциплине, преподавателю, в ВУЗе должны уважать его. Уважение проявляется, прежде всего, в отношении к студенту: обращение к нему (на ты/вы), отсутствие оскорблений, поощрения за успехи в учебе (похвала) и пр.

6. Игры на занятиях.

Одним из самых эффективных способов привлечения внимания студентов к предмету является игра. Преподаватель может проводить семинарские занятия в игровой форме, разделив студентов на 2 команды, поручая им выполнение определенных заданий и пр.

7. Метод кнута и пряника.

Данный метод фактически сейчас действует в виде «рейтинговой системы» оценки успеваемости студентов. За активность на занятиях, участие в различных мероприятиях студенты получают баллы. За пропуск по неуважительной причине, неудовлетворительный ответ баллы могут «минусоваться». К концу семестра каждый учащийся получает столько баллов, сколько он заслужил, т.е. заработал.

Кнутом вы ступают «штрафы», пряником – бонусы за активное участие на занятиях и конференциях, олимпиадах, посещение всех занятий и пр.

8. Личный пример.

Нередко молодые педагоги завлекают студентов к учебе собственным примером. Например, аспирант может показать, что пошел покорять аспирантуру после того, как администрация ВУЗа предложила ему место работы (с условием получения ученой степени и пр.).

Студенты также ценят пунктуальных, ответственных педагогов, которые своевременно проверяют контрольные работы, дают возможность исправить ситуацию, сдерживают обещания и пр.

9. Формирование положительного отношения к профессии и навыкам.

Порой привлечь внимание студента к определенной дисциплине можно, подчеркнув ее важность и нужность в жизни. Например, бухгалтер не сможет работать без знания основ бухгалтерского учета, бухгалтерских счетов и связок, порядка оформления и формирования документов и пр.

10. Наличие творческих или тематических кружков.

Работники ВУЗа должны мотивировать студентов различными способами. Важно, учитывать желания и способности учащегося. Так, в ВУЗах нередко организуют дополнительные секции: спортивные (баскетбол, волейбол, футбол, борьба и пр.

), творческие (театральный кружок, вокал, игра на музыкальных инструментах, танцы и пр.) и др.

Подобные секции способны не только раскрыть таланты и склонности студента, но и помочь ему в развитии и становлении как профессионала и личности.

Таким образом, мотивация позволяет улучшить результаты работы и учебы: чем лучше замотивирован человек, тем лучше результаты его деятельности.

Источник: https://disshelp.ru/blog/pravila-motivatsii-studentov-uspeshnymi-vuzami/

Исследование внутренней и внешней мотивации студентов, как основополагающих факторов системы учебной мотивации

  • ИССЛЕДОВАНИЕ  ВНУТРЕННЕЙ  И  ВНЕШНЕЙ  МОТИВАЦИИ  СТУДЕНТОВ,  КАК  ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ  ФАКТОРОВ  СИСТЕМЫ  УЧЕБНОЙ  МОТИВАЦИИ
  • Симакова  Татьяна  Николаевна
  • студент  5  курса  факультета  психологии  и  педагогики  РГППУ,  РФ,  г.  Екатеринбург
  • E mailtasi92@mail.ru
  • Сергеева  Дарья  Викторовна
  • студент  5  курса  факультета  психологии  и  педагогики  РГППУ,  РФ,  г.  Екатеринбург
  • E maildemeza@mail.ru
  • Хасанова  Ирина  Ивановна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  профессор  РГППУ,  РФ,  г.  Екатеринбург

Путь  к  эффективному  управлению  человеком,  лежит  через  понимание  его  поведения  и  деятельности,  а  также  через  понимание  механизмов  мотивации.  Психология  мотивации  на  сегодняшний  день  является,  актуальной  темой  изучения,  с  точки  зрения  разных  направлений  психологии.

В  общем  виде,  мотивацию,  понимают,  как  совокупность  движущих  сил,  побуждающих  человека  к  осуществлению  определенных  действий.  Под  действием  этих  сил,  человек  совершает  какие-либо  поступки. 

  1. Мотивация,  как  процесс  содержит  в  себе  шесть  стадий,  которые  следуют  одна  за  другой:
  2. Первая  стадия  —  возникновение  потребности;
  3. Вторая  стадия  —  поиск  путей  удовлетворения  потребности
  4. Третья  стадия  —  определение  целей  (направления)  действия;
  5. Четвертая  стадия  —  осуществление  действия;
  6. Пятая  стадия  —  получения  вознаграждения  за  осуществлённые  действия;
  7. Шестая  стадия  —  удовлетворение  потребности,  ее  устранение.

Рассматривая  мотивацию,  как  сложный  процесс,  следует  учитывать,  разнонаправленность  мотивации.  Внутренняя  (интринсическая)  мотивация  и  внешняя  (экстринсическая)  мотивация  [2].

  • Внутренняя  мотивация  —  совокупность  причин  и  стимулов  поведения,  связанных  с  процессами  происходящими  внутри  организма.
  • Внешняя  мотивация  —  источником  мотивации,  служат  факторы,  которые  находятся  вне  организма  данного  человека  [1].
  • В  психологии  образования,  актуальная  проблема  мотивации  связана  с  мотивированием  студентов  к  эффективной  учебной  деятельности  и  соответственно  высоким  результатам  учебной  деятельности.
  • Вопрос,  который  возникает  у  руководителей  высших  учебных  заведений:  как  мотивировать  на  обучения  студентов  внебюджетной  формы  обучения?
  • Так  как,  основной  материальный  стимул  —  стипендия,  не  является  эффективной.
  • Изучив  актуальную  ситуацию,  выделили  следующее:  студенты  занимают  две  позиции:  первая  —  студенты  высоко  мотивированы  и  требуют  высокого  уровня  получения  образования,  так  как  они  обучаются  на  внебюджетной  основе,  вторая  —  студенты  считают,  что  получая  образование  на  внебюджетной  основе,  существует  гарантия  даже  при  низкой  успеваемости,  что  произойдет  процедура  отчисления.
  • Было  проведено  исследование,  цель  которого  заключалась,  в  том,  чтобы  определить  существенные  мотивационные  факторы  у  студентов.

В  исследовании  приняли  участие  50  студентов.  Выбору  составили  студенты  одного  факультета,  обучающиеся  на  бюджетной  и  внебюджетной  форме  обучения.

Внешнее и внутреннее - в помощь студенту

Рисунок  1.Сотношение  внутренней  и  внешней  мотивации  у  студентов

Использовалась  методика:  Мотивация  профессиональной  деятельности  (методика  К.  Замфир  в  модификации  А.  Реана)

Методика  может  применяться  для  диагностики  мотивации  профессиональной  деятельности,  в  том  числе  мотивации  профессионально-педагогической  деятельности.  В  основу  положена  концепция  о  внутренней  и  внешней  мотивации.

Показатели  распределились,  следующим  образом:  ВМ  —  внутренняя  мотивация  Хср  =4,35,  Мо=5,  Ме=4,  по  шкале  ВПМ  —  внешняя  положительная  мотивация  Хср  =3,99,  Мо=4,  Ме=5,  по  шкале  ВОМ  —  внешняя  отрицательная  мотивация  Хср  =3,63,  Мо=5,  Ме=5.

По  полученным  данным,  можно  заметить  формулу:  ВМ  больше  ВПМ,  а  ВПМ  больше,  чем  ВОМ.

Внутренняя  мотивации,  является  для  студентов  наиболее  значимой,  чем  внешняя  мотивация.  А  если  просмотреть  внешнюю  мотивацию,  то  больше  доминирует  внешняя  положительная  мотивации,  нежели  внешняя  отрицательная  мотивация.  Это  является  наиболее  эффективной  и  правильной  формой  мотивации. 

  1. На  основе  полученных  данных  необходимо  разрабатывать  программу  мотивации  для  студентов.
  2. Итак,  что  включает  в  себя  внутренняя  мотивация  студентов:
  3. Ответственность,  возможность  признания  и  самоутверждения,  продвижение  по  обучению  и  перспективы,  достижение  личного  успеха,  а  также  важным  компонентом  является  содержание  учебной  программы.
  4.   Внешняя  мотивация  студентов  включает:  финансовые  мотивы,  общественное  признание,  взаимоотношение  с  руководством,  сотрудничество  в  коллективе,  возможность  участия  в  студенческих  мероприятиях,  так  как  школы  актива,  форумы,  концертные  программы,  материальное  оснащение  аудиторий  и  другое.
  5. Для  наиболее  эффективного  мотивирования  студентов,  следует  опираться  на  внутреннюю  мотивацию  и  соответственно  подбирать  мотиваторы.
  6. Например:  Доска  почета,  будет  удовлетворять  потребность  студентов  в  признании,  достижении  успеха  и  самоутверждении.

А  выезд  на  форум  актива  студентов,  будет  являться  примером  внешней  мотивации.  И  будет  удовлетворять  не  только  внутренний  мотив,  признания,  а  также  потребность  в  неформальном  взаимоотношении  студентов  друг  с  другом,  обмен  опытом  и  взаимоотношение  с  руководством  университета  или  авторитетными  специалистами,  преподавателями.

Материальная  поддержка,  является  одной  из  самых  важных  потребностей  и  мотиваторов  студенчества  в  целом,  поэтому  все  возможные  денежные  премии,  пособия  и  стипендии  являются  мотивирующим  фактором,  но  при  условии,  что  у  студентов  есть  в  этом  необходимость.

Но,  при  внедрении  системы  мотивации  следует  обязательно  учитывать  несколько  теорий  мотивации.  Доска  почета,  как  мотивирующий  фактор  не  будет  эффективна,  если  не  будет  соблюдаться  теория  справедливости,  о  которой  говорили  авторы  этой  теории  Лайман  Портер  и  Эдвард  Лоулер.

  • Теория  справедливости  основана  на  утверждении,  что  люди  субъективно  оценивают  вознаграждение  к  затраченным  усилиям,  и  ощущение,  что  кто-то  другой  отмечен  больше  и  лучше,  чаще  всего  начинают  снижать  интенсивность  работы.
  • Результативность  труда  зависит  от:
  • ·     оценки  ценности  вознаграждения;
  • ·     приложенных  усилий;
  • ·     оценки  вероятности  связи  «усилие-вознаграждение»;
  • ·     характерных  особенностей  и  потенциальных  возможностей  сотрудника;
  • ·     самооценки  сотрудниками  своей  роли.

Поэтому  разработка  системы  мотивации  и  внедрение  ее  в  учебный  коллектив  является,  очень  ресурсно-затратным  процессом,  но  при  условии,  что  в  дальнейшем  повышается  эффективность  учебной  деятельности,  этим  следует  заниматься.  Начинать  процесс  следует  с  выявления  проблемы,  затем  диагностики  и  уже  на  основе  диагностических  мероприятий  следует  пристраивать  дальнейшую  систему  и  работу  в  целом.

Список  литературы:

1.Немов  Р.С.  Психологический  словарь.  М.:  Гуманитар.  изд.  центр  ВЛАДОС,  2007.  —  560  с.:  ил 

2.Платонов  Ю.П.  Психологические  феномены  поведения  персонала  в  группах  и  организациях.  В  2-х  т.:  Т.  1.  СПб.:  Речь,  2007.  —  416  с.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxvii/40133

Курсовая работа: Анализ внешней и внутренней среды организации

Введение … 3

1 Теоретические подходы к изучению внутренней и внешней среды предприятия … 5

   1.1 Внутренняя среда и внешняя среда предприятия: обзор отечественных и зарубежных теорий … 5

   1.2 Влияние внутренней и внешней среды предприятия на результаты его хозяйственной деятельности … 11

   1.3 Методические подходы к анализу и оценке влияния внешней и внутренней среды на результаты деятельности предприятия … 14

2 Анализ и оценка влияния внутренней и внешней среды на работу ΠΑΟ  «Мегафон» … 20 

   2.1 Организационно-правовая и технико-технологическая характеристика ΠΑΟ «Мегафон» … 20 

   2.2 Анализ структуры и динамики основных финансово-экономических и социально-трудовых показателей деятельности ΠΑΟ «Мегафон» … 24

   2.3 Анализ и оценка влияния внутренней и внешней среды на результаты деятельности ΠΑΟ «Мегафон» … 32

3 Предложения, рекомендации и мероприятия, направленные на повышение эффективности влияния внутренней и внешней среды на деятельность ΠΑΟ «Мегафон» … 39

Заключение … 43

Список использованных источников … 45

Приложение А Состав и источники имущества ПАО «Мегафон» … 47

Приложение Б  Состав и источники формирования имущества ПАО «Мегафон» … 48

Введение

Каждое предприятие находится и функционирует в определенной среде. Любое действие абсолютно  предприятий возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Внешняя среда является источником, который питает предприятие ресурсами, необходимыми для поддержания его внутреннего потенциала на надлежащем уровне. Предприятие пребывает в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

Но на небезграничные   внешней среды них претендуют множество других предприятий, находящиеся в этой же среде. Потому всегда существует возможность того, что оно не сможет получить необходимые из внешней среды.

Это может уменьшить возможности предприятия и привести ко многим отрицательным для него последствиям.

Задача стратегического управления заключается в обеспечении такого взаимодействия предприятия со средой, которое позволяло бы ему поддерживать свой потенциал на уровне, необходимом для  его целей. Это давало бы ему возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что для того чтобы определить стратегию поведения предприятия и реализовать эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о его внутренней среде, так и о внешней, а также месте, которое предприятие в ней занимает. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы найти те угрозы и возможности, которые предприятие должно принимать во внимание при определении своих целей и при их достижении.

Целью курсовой работы является исследование теоретических аспектов влияния внешней среды на деятельность предприятия и использование навыков, полученных в результате теоретического изучения темы, с целью проведения анализа внешней среды конкретного предприятия.

Читайте также:  Эстетика шеллинга - в помощь студенту

Исходя из установленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • изучение отечественных и зарубежных теорий теоретических аспектов влияния внешней среды на деятельность предприятия;
  • оценка влияния внешней и внутренней среды предприятия на результаты его хозяйственной ;
  • рассмотрение методических подходов к анализу и оценке влияния внешней и внутренней среды на результаты  предприятия;
  • изучение организационно-экономической характеристики предприятия в сравнительном аспекте;
  • проведение оценки влияния внешней и внутренней среды на результаты ;
  • разработка предложений и рекомендации, направленные на повышение эффективности влияния внешней и внутренней  среды на деятельность.
  • Объектом исследования является непосредственно ΠΑΟ «Мегафон».
  • Предметом исследования выступает внешняя среда ΠΑΟ «Мегафон».
  • Целью исследования является изучение внешней и внутренней среды предприятия и ее воздействие на результаты хозяйственной предприятия.
  • В работе использовались такие , как анализ, сравнение, структурный и трендовый анализ, а также прогнозный анализ.
  • В работе использовалась бухгалтерская отчетность, данные внутреннего аналитического учета компании за 2015-2017 гг.
  • Теоретическо-методологическую базу составили труды российских и зарубежных авторов, рассматривающие влияние внешней и внутренней среды предприятия на  результаты.

1 Теоретические подходы к изучению внутренней и внешней среды предприятия

1.1 Внутренняя среда и внешняя среда предприятия: обзор отечественных и зарубежных теорий

Внешние факторы −  это в основном неконтролируемые силы, которые производят воздействие на процессы в предприятии.

Существуют разные представления о структуре внешней  среды предприятия. Так, М. Портер в книге «Международная конкуренция» в качестве элементов внешней среды выделяет «конкурентные силы», в состав которых он непоенных конкурентов, фирм, покупателей, поставщиков, предлагающих товары-заменители, а также фирм, которые потенциально способны проникнуть в отрасль [18,  C.  223].

Другие специалисты, такие как Дж. Томпсон, У. Диллом, А. Негоди, рассматривают внешнюю среду как двухуровневую структуру факторов. Так, А. Негоди выделяет внутреннюю среду предприятия, а во внешнюю делит на  среду задачи (непосредственное окружение предприятия) и среду социоэтальную (общая среда, элементы всего общества − культура, политика, идеология, образование и пр.).

Также существует такое понятие,  как  «предпринимательская среда», под которой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование предприятия и требуют принятия или приспособления к ним. Среду любого предприятия принято рассматривать, как состоящую из двух сфер: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя среда − это совокупность активных хозяйствующих , экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, которые действуют в окружении предприятия и оказывают влияние на  сферы его . Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния.

Внешние факторы влияния – это условия, которые предприятие не может изменить, но должно постоянно учитывать в своей работе, а именно потребители, правительство, экономические условия и т.д.

Характеристики внешней среды:

  • взаимосвязанность факторов внешней среды;
  • подвижность среды;
  • неопределенность среды.
  • сложность внешней среды;

Эта идея получила дальнейшее развитие в книге В.Н. Садовского, которая называлась «Основания общей теории систем». Β ней сформулированы понятия целостности системы и внешняя среда рассматривается как часть пространства, которая находится за границами внутренней среды [13, c. 127].

В работе Дж. Ван Гига «Прикладная общая теория систем» внешняя среда рассматривается как все системы, которые не контролируются лицом, принимающим решения. Это понятие внешней среды уже связывается с управлением, и внешняя среда рассматривается как фактор управления.

Действительно, для  и в процессах происходит непосредственное обособление системы и, следовательно, и возникает условное разделение ее на внешнюю и внутреннюю среду.

Но если это так, то управление можно рассматривать в двух видах − управление внешними процессами (интраменеджментом) и управление внутренними процессами (инфраменеджментом) [10, c. 297].

В обоих случаях случае имеется определенная степень управляемости. Однако в инфраменеджменте управляемость ниже. В этом одна из его особенностей. Большое значение в инфраменеджменте имеет сложность внешней среды. Она может быть различной, она определяет границы предприятия, ее поведение и внутренние процессы.

Состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса, потому что внешняя среда по отношению к предприятию является объективной средой, т. е. она существует независимо, что приводит к необходимости учета ее в своей . В связи с этим от ьности учета  аспектов внешнего окружения зависит результативность и эффективность предприятия.

Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений [17, c. 223].

Однако набор этих факторов и оценка их  на хозяйственную деятельность различны у каждого предприятия. Обычно оно в процессе управления само определяет, какие факторы могут воздействовать на результаты его  в настоящий период и в будущем. 

Одним из способов определения окружения и облегчения учета его влияния на предприятие является разделение внешних факторов на две основные группы: макросреду (среду косвенного ) и микросреду (среду прямого ).

Микросреду еще называют непосредственным деловым окружением предприятия. Это окружение формируют такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенного предприятия. К ним относят такие субъекты, как потребители, конкуренты, поставщики, законы и государственные органы.

Макросреда обычно сложнее, чем микросреда. Поэтому менеджеру необходимо постоянно вести учет факторов макросреды, так как макроокружение создает общие условия существования предприятия во внешней среде. Κ основным факторам макросреды относятся: экономические, технологические, политико-правовые  и социокультурные, а также международные изменения [5, c. 236].

Потребители воздействуют требованиями снижения цен, повышения качества продукции или услуг, улучшения предприятия обслуживания и т.д. Но предприятие также может воздействовать на эти требования путем их учета и разъяснения своего отношения к ним, путем рекламы или каких-либо встречных предложений.

Поставщики также могут оказывать давление на предприятие, выдвигая дополнительные требования, поднимая цены на поставляемую продукцию, снижая ее качество, нарушая условия поставки. Предприятие может воздействовать и на поставщиков посредством замены их, выставляя встречные требования, договариваясь о ценах и контролируя качество.

Посредники помогают в продвижение и реализации продукции, закупке ресурсов, оказании каких-либо дополнительных услуг. Они также могут диктовать свои условия в отношении цен, тарифов, условий оплаты и поставки. Предприятие в свою очередь может осуществлять выбор посредников, установление встречных требований, создание определенных условий их   [11, c.117].

«Контактные аудитории» − это  внешние предприятия, проявляющие интерес к данному предприятию и способные каким-либо образом влиять на ее деятельность.

К ним относятся государственные учреждения (местная администрация, налоговые органы и пр.

),  круги (страховые компании, банки, инвестиционные фонды), информационные и рекламные фирмы, а массовой информации, общественные и религиозные организации и пр.

Среди факторов макросреды самое большое значение имеют экономические факторы, потому что ни отражают состояние экономики, покупательную способность населения, уровень занятости, инфляционные процессы и др. От экономической обстановки зависят объемы производства, стоимость и доступность ресурсов,  наличие рабочих мест и производственных мощностей.

Правовые факторы отражают законодательную систему, которая определенные «а игры» на рынке.

Политические факторы характеризуют стабильность политической обстановки, процессы государственного экономики, отношение органов власти к бизнесу [7, c. 225].

  1. Научно-технические и технологические факторы характеризуют научно-технический прогресс, возможности обновления техники и технологии производства.
  2. Природно-географические включают климатические условия, состояние окружающей среды, наличие дорог и путей сообщения, доступность сырья.
  3. Социокультурные факторы − это факторы образования, культурных традиций, демографии, социологии, психологии общественного поведения.
  4. К международным факторам относятся те тенденции и события в международной жизни, которые могут влиять на макросреду предприятия.

Четкой границы между внешней и внутренней средой не существует. В чистом виде их выделить невозможно. Но при этом в практике управления учитывать нужно. И этот учет проявляется в методологии управления (подходы, приоритеты, миссия, системность и др.).

Связь внешней и внутренней среды проявляется в том, что любое предприятие должно приспосабливаться к внешней среде путем адаптации внутренней среды. При этом важно стремление к  влиянию в пределах возможного на изменения внешней среды.

Практически это влияние представляет собой комплекс связей производителя с поставщиками, конкурентами, и «контактными аудиториями».

Компании, продолжая конкурировать друг c другом, объединяют совместные усилия для создания новых видов продукции и более полного удовлетворения запросов потребителя.

Преимуществами такого сотрудничества являются снижение рисков, экономия ресурсов, совместное использование различных знаний, блокирование конкуренции, взаимодополнения технологий, доступ к сырью, технологиям, капиталу, каналам сбыта, труду, покупателям и пр. Такое сотрудничество может привести и к слиянию или поглощению предприятий. Нο чаще всего предприятии сохраняют независимость и сотрудничают в рамках сетевых структур. 

Изменчивая внешняя среда является областью постоянного беспокойства для предприятий.

В анализ рыночной внешней среды входят аспекты, оказывающие непосредственное воздействие на успехи или неудачи предприятия.

К этим аспектам относятся изменяющиеся демографические условия, жизненные циклы изделий или услуг, уровень конкуренции в отрасли, легкость проникновения на рынок и распределение доходов населения.

Связь между средами подчеркивал М.

Бейкер, который говорил, что  акцент на макроэкономический анализ основан на вере в то, что практика маркетинга на уровне отдельной фирмы в значительной степени определяется внешними факторами, внутри которых фирма действует. Это макроэкономические факторы, которые управляют структурой отраслей и рынков и природой конкуренции, тο есть микросредой [8, c. 241].

Рассмотрев и проанализировав внутреннюю среду предприятия необходимо сделать основные выводы по данной теме.

Внутренние переменные −  ситуационные факторы внутри предприятия, которые в основном являются контролируемыми. К ним относятся цели, структура, задачи, технология и люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. Изменение одной из них в какой-то степени влияет на другие. 

Однако  успех предприятия также зависит от его внешнего окружения, без которого невозможен жизненный цикл любой фирмы. Руководитель должен учитывать внешнее окружение. Также как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Внешняя среда имеет свойства сложности и неопределенности[16, c. 412]. 

Таким образом, внешние факторы в совокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование предприятие. Все переменные тесно переплетаются и влияют друг на друга. Менеджер должен уметь анализировать все эти факторы в совокупности, не упуская ни одного из виду, и принимать правильное решение.

1.2 Влияние внутренней и внешней среды предприятия на результаты его хозяйственной деятельности

Классификации факторов внешней среды разработаны многими учеными. Α. Томпсон и Α. Стрикланд предлагают классификацию, в  которой лежит деление факторов на три группы. Первая группа политические, гражданские, социальные и регулирующие нормы, вторая − привлекательность отрасли и степень конкуренции в ней, третья − специфические рыночные возможности и угрозы[19, c. 239].

Β итоге класс факторов внешней среды можно разделить на две группы: факторы микросреды (факторы прямого ) и факторы макросреды (факторы косвенного ) (рисунок 1).

Источник: https://tebestudent.ru/catalog/analiz-vneshney-i-vnutrenney-sredy-organizatsii

Первокурсникам в помощь: что нужно знать новоиспечённому студенту?

Первый курс университета можно смело назвать началом взрослой жизни. К этому этапу необходимо подготовиться основательно. Первокурсники — новоиспечённые представители отдельной социальной группы под названием «студенты». Чтобы первое знакомство с новой жизнью прошло легко и непринуждённо, обязательно возьмите на заметку наши советы.

1. Узнайте всё о новых возможностях

Многие первокурсники поначалу теряются в стенах альма-матер. Из головы пропадают все важные вопросы, которые они так старательно готовили накануне и собирались непременно выяснить в первые же дни учёбы.

А ведь университет — это не только скучные лекции, строгие преподаватели, зачёты, экзамены и контрольные работы. Кстати, если вам предстоит курсовая работа, рекомендуем заказать ее в https://studwork.org/.

С самых первых дней не поленитесь выяснить, какие возможности открылись перед вами с поступление в вуз:

  • дополнительные образовательные проекты, факультативы, программы по обмену с зарубежными учебными заведениями.
  • Студенческие объединения: бизнес-клубы, научные сообщества, клубы дебатов, кружки, спортивные и творческие команды. Участие в подобных околообразовательных проектах поможет быстрее обзавестись новыми полезными знакомствами как среди старших товарищей, так и среди преподавателей.
  • Возможности для прохождения практики и стажировки, наличие у вуза компаний-партнёров, а также центра занятости студентов.

2. Заруби на носу: вуз — это тебе не школа!

Студенческая жизнь полна беззаботного веселья, но это вовсе не означает, что теперь вы вольны делать всё, что вам заблагорассудится. Не забывайте, что вылететь из университета можно не только за плохую успеваемость, но и за грубое нарушение дисциплинарных норм.

Поводом для отчисления может стать бурная вечеринка в общежитии, курение на территории университета и даже излишняя политическая активность с применением агрессивной агитации. Если не отчислят «в лоб», то создадут все условия, чтобы сдача сессии превратилась для вас в невыполнимую миссию.

Так что, первокурсник, научись держать себя в руках и нести полную ответственность за своё поведение.

3. Научитесь конспектировать

Чтобы хорошо учиться в вузе, придётся добросовестно посещать пары и вести конспекты. Многие преподаватели проводят лекции в формате свободного обсуждения. Записывать каждое слово совсем не обязательно.

На первых порах важно научиться быстро обрабатывать большие объёмы информации и вычленять главное. Разработайте собственную систему условных знаков и сокращений. Старайтесь вести конспект максимально аккуратно и структурированно.

Тогда перед сессией не придётся часами корпеть над тетрадями в безуспешных попытках разобрать свой же почерк.

4. Соберите информацию о преподавателях

Преподаватели — тоже люди со своими предпочтениями и характерами. Обязательно запишите и запомните их фамилии и имена. Для преподавателя нет ничего более оскорбительного, чем знакомство со студентом непосредственно на экзамене.

Попробуйте получить как можно больше информации о привычках и особенностях поведения каждого из них — в этом вам смогут помочь старшие товарищи.

Не забудьте выяснить, как кто относится к посещению лекций, какие требования предъявляет на семинарах, зачётах и экзаменах. 

5. Не затягивайте поход в библиотеку

Как показывает практика, учебники в вузе — не самое главное для успешной учёбы. Несмотря на это, без специализированной литературы не обойтись.

В большинстве университетов учебных пособий на всех студентов не хватает, а потому не стоит откладывать в долгий ящик поход в библиотеку.

Получив на руки список литературы, необходимой для подготовки к семинарам, зачётам и экзаменам, постарайтесь взять нужные книги как можно быстрее. 

6. Не садитесь на «камчатку»

Задние ряды — место для студентов, которые предпочитают заниматься своими делами, а не учёбой. Каждый преподаватель это прекрасно знает, поэтому с самых первых дней у многих лекторов формируется соответствующее отношение к любителям «галёрки».

Более того, зачастую с задних парт практически невозможно разобрать речь преподавателя, особенно если он говорит быстро и негромко. И уж тем более проблематично понять, что он там пишет на доске.

На лекциях выбирайте места в центре аудитории или на первых рядах.

7. Твой диплом — твои проблемы

Если в школах учителям и завучам приходится отчитываться об успеваемости своих подопечных, то в высшем учебном заведении мало кому будут интересны ваши проблемы с оценками и пропусками.

Привыкли, что учителя за вами бегали? Теперь забудьте об этом! Совершеннолетние студенты сами несут ответственность за свою жизнь, а потому их можно смело отчислять из вузов, отправляя прямиком в армию или раскладывать товары на полках в магазине.

Большую часть преподавателей совершенно не волнует, сдадите ли вы экзамен и насколько успешно защитите курсовую работу. Поэтому с первого курса хорошенько себе уясни: твой диплом – твои проблемы!

8. Научитесь правильно пользоваться интернетом

В эпоху современных технологий и интернета бездумная зубрёжка канула в лету. Теперь не нужно заучивать большие массивы информации — достаточно знать, где и как её искать.

Тем не менее, современный интернет буквально кишит ошибочными, фальсифицированными и неподтверждёнными сведениями, поэтому студентам стоит критически относится к любым найденным в сети материалам.

Читайте также:  Обязанности и права родителей - в помощь студенту

Анализируйте данные, смело подвергайте сомнению полученную информацию, внимательно относитесь к выбору источников.

9. Больше общайся

Большинство школьных друзей объединяют общие воспоминания и территориальная принадлежность. С окончанием детства такие связи ослабевают, так как люди находят новые увлечения, начинают развиваться с разной скоростью и по разным направлениям.

Но это не повод грустить, ведь с поступлением в вуз вы автоматически попадаете в окружение, состоящее сплошь из будущих коллег и людей со схожими интересами.

Вполне возможно, что ваш сосед по парте через некоторое время после окончания вуза станет авторитетной фигурой в своей профессиональной области, а значит сможет сыграть не последнюю роль в вашей карьере.

10. Обозначьте цели с самого начала

Не разменивайтесь по мелочам. Это правило актуально как в отношении обучения в университете, так и касательно жизни в целом. Ставьте перед собой амбициозные цели и уверенно двигайтесь в направлении их реализации.

Не умаляйте важность дополнительного самообразования. Читайте профильную литературу, следили за работой и достижениями выдающихся специалистов в вашей профессиональной области, посещайте тренинги и мастер-классы.

Словом, растите и развивайтесь, ведь университет – самое подходящее для этого места.

Во всех без исключения вузах базовая программа обучения включает в себя перечень общеобразовательных предметов, большая часть из которых вряд ли пригодятся вам в будущем. Но это не значит, что не нужно посещать лекции.

Добросовестно ходите на пары, занимайте места где-нибудь в центре аудитории и делайте видимость напряжённой умственной работы.

Что же касается подготовки письменных работ, таких как контрольные, рефераты, курсовые и дипломные работы, то здесь на выручку придут интернет-сервисы помощи студентам.

Так, например, на сайте Студворк вы всегда можете получить консультацию по части поиска тематических источников, а также написания и оформления учебных работ по самым разным дисциплинам. С таким сервисом можно максимально сконцентрироваться на профильных предметах без ущерба для общей картины успеваемости.

Источник: https://PrimaMedia.ru/news/18.10.2017/pervokursnikam-v-pomosch-chto-nuzhno-znat-novoispechennomu-studentu.html

Внешнее и внутреннее

при анализе явления взаимодополняемые понятия. Внешнее указывает на свойства предмета при взаимодействии с другими предметами, что находится на поверхности и непосредственно наблюдается.

Внешнее связано с явлением и формой предмета, а внутреннее — с его сущностью и содержанием, это определяющее, организующее, активное начало, которое непосредственно не наблюдается.

Внутреннее — это существенное качество явления, которое постигается разумом, но разделения явления на внутреннее и внешнее не абсолютны, так как внешнее, обладая относительной самостоятельностью, влияет на внутреннее и частично обусловливает его. В зависимости от координат и масштабов анализа они могут меняться местами.

Источник: Тематический философский словарь

1. Стороны предмета или процесса, различающиеся своим местом и ролью в структуре целого. Категория внешнего отражает поверхностную, непосредственно доступную чувствам сторону предмета или вне предмета существующую действительность. Категория внутреннего отражает существенную сторону предмета.

Внутреннее непосредственно не дано и познается через внешнее, через проявления. Внешние стороны предмета определяются внутренними, законом, сущностью, и раскрываются, познаются через них. Рассмотрение внутренней природы предмета ведет к пониманию его противоречий, источника его развития и внешних форм проявления.

2. Стороны реальности, к-рые люди различают как внешний и внутренний мир. Внутреннее — это духовный мир, внешнее — это мир природы, объективные процессы, происходящие в об-ве. Выяснение действительной связи В. и В.

,объективного и субъективного совершалось в истории наук и философии в борьбе материализма с идеализмом и агностицизмом.

Источник: Философский энциклопедический словарь

употребление этих терминов в философской литературе может служить примером расплывчатости и смешения понятий. 1. Под внешним понимается проявление предмета в его взаимодействии с окружающй средой (внешним?), а под внутренним – скрытое от непосредственного наблюдения строение самого предмета.

При таком понимании трудно провести четкую грань между данными категориями и внешней формой и внутренним содержанием или явлением и сущностью. 2. Под внешним понимается нечто преходящее, относительное и потому противоположное подлинной внутренней духовной жизни, сопричастной абсолюту.

В этом случае внешнее и внутреннее оказываются дополнительными эпитетами к несовершенному социально-природному бытию и миру абсолютной духовности.  В обоих случаях прослеживается нечто общее, а именно размежевание того, что относится или не относится к определенной совокупности явлений.

Возможны и другие варианты, в которых присутствует тот же инвариант — внешнее и внутреннее как «не относящееся или относящееся к делу»: внешнее и внутреннее в заботах ученого или домохозяйки, биологическое, социальное и душевно-духовное в человеке как внутреннее по отношению к нему как целостному существу, и они же как внешнее по отношению друг к другу при самостоятельном их проявлении (социальный статус, к примеру, есть внешнее, когда необходимо оказать срочную помощь при переломе ноги). Внешнее в одном корреляте выступает как внутреннее в другом. Исходя из этих соображений, внутреннее есть те элементы, которые входят в данное множество, а внешнее – те, которые в него не входят. Или в иной по способу, но идентичной по сути, формулировке: внутреннее – то, что имеет место в данном корреляте, внешнее – все, что за его пределами. — Сагатовский В.Н. Основы систематизации всебщих категорий. Томск, 1973. С. 217-218.

Источник: Философские категории авторский словарь

филос. категории, во взаимосвязи к-рых внешнее выражает свойства предмета как целого и способы его взаимодействия с окружающей средой, а внутреннее — строение самого предмета, его состав, структуру и связи между элементами.

В процессе познания внешнее обычно выступает как то, что обнаруживается непосредственно, что дано в наблюдении как свойства и связи предмета, фиксируемые органами чувств и в эмпирич. знании; внутреннее же, как правило, бывает скрыто от непосредств. наблюдения и может быть выявлено благодаря теоретич.

исследованию, в процессе к-рого вводят нек-рые «ненаблюдаемые сущности» — идеализированные объекты, законы и пр. В этом смысле движение познания есть движение от внешнего к внутреннему, от наблюдаемого к ненаблюдаемому, но мыслимому. Причем внутреннее раскрывается через внешнее, последнее есть способ выражения, обнаружения внутреннего.

Марксистская гносеология подчеркивает историч. характер категорий В. и в.: то, что вчера было ненаблюдаемым, завтра становится наблюдаемым, при этом изменяется и характер В. и в., и их взаимоотношения внутри целостного предмета.

В истории познания проблема В. и в. рассматривалась в двух аспектах. Во-первых, она выступала как вопрос об объективной природе В. и в., к-рым приписывались различные характеристики. Так, внешнее наделялось такими свойствами, как становление, пространственностъ, эмпирич. существование, телесность. Внутреннее наделялось др.

свойствами — подлинного бытия, времени, вечного духовного бытия и т. п. Поэтому переход от внешнего к внутреннему трактовался как переход от становления к бытию, от пространства ко времени, от конечности к вечности. Во-вторых, проблема В. и в. в значит.

мере смыкалась с проблемами сущности и явления, субстанции и ее атрибутов, причем они рассматривались как определ. характеристики учения о бытии — онтологии. В-третьих, онтологич. разрыв между В. и в., характерный для европ. науки и философии 17 в., был преодолен в нем. классич.

идеализме, к-рый, переведя эту проблему в проблему гносеологии, подчеркивал взаимосвязь и взаимообусловленность В. и в., усматривая в познании переход от внешнего, чувственно данного, к ненаблюдаемому, теоретически мыслимому, причем духовное объявлялось истоком и смыслом внеш. бытия.

Вчетвертых, эта проблема рассматривалась как одна из характеристик человеч. деятельности, ее объективации в продуктах и средствах труда, в различных символическизнаковых формах — языке, математич. символах и др.

Марксистская гносеология подчеркивает объективный характер взаимосвязи В. и в., рассматривая внутреннее как результат движения историч. познания человеком окружающего мира на основе практич. деятельности. При этом В. и в. оказываются одним из уровней предмета исследования, а их характеристики зависят от историч. развития науч. познания.

Историч. и вместе с тем системноцелостный подход к предмету исследования, развитый диалектич. материализмом, преодолевает односторонние трактовки источников развития. В противовес тем концепциям, к-рые отдают приоритет внешнему (напр., внеш.

условиям в ламаркизме при объяснении жизни, в ряде концепций развития науки), сводят внутреннее к чемуто сугубо производному, вторичному, разрывают В. и в. (различные варианты теории факторов в социологии), марксистская гносеология видит во В. и в.

моменты целостного саморазвивающегося бытия, подчеркивает их неразрывное единство, усматривает в их взаимодействии источник самоорганизации и самодвижения бытия на его различных уровнях.

Источник: Советский философский словарь

категории материалистич. диалектики, отражающие две стороны единого предмета, различные по глубине и значимости связи предметов. Внешнее – это, во-первых, то, что характеризует предмет с его поверхностной стороны. В этом смысле внешнее – это те стороны, свойства предмета, к-рые выявляются во взаимодействии с предметами другой системы отношений. Так, напр.

, растение обладает рядом внешних свойств – цвет, запах, размеры и т.д. Но ни одно из этих cвойств в отдельности, ни их простая механич. совокупность еще не есть растение. Процесс обществ. развития, взятый со стороны своего внешнего проявления, выступает как переплетение и чередование множества историч.

событий и фактов, как результат столкновений «бесчисленных отдельных стремлений и отдельных действий» (Энгельс Ф., Людвиг Фейербах…, 1955, с. 41). Внешнее – это, во-вторых, необходимое условие существования и развития какого-либо предмета, явления. Напр., среда, в к-рой живет организм, – это внешнее по отношению к организму. Природные условия – это внешнее по отношению к обществу.

В противоположность внешнему, внутреннее – это то, что характеризует собственную природу, содержание, своеобразие вещи, события, явления. Внутреннее характеризует предмет, взятый со стороны тех его свойств и отношений, к-рые составляют его основу, сущность, закон движения и развития. Внешняя и внутренняя стороны вещей, явлений всегда находятся в единстве, взаимопроникают друг в друга.

Нет внешнего без внутреннего, и наоборот. Внешние особенности выражают так или иначе внутр. свойства вещей и процессов. В единстве внешнего и внутреннего определяющим является внутреннее, ибо всякое развитие имеет своим источником самодвижение, т.е. внутр. противоречия (Единство и борьба противоположностей). Так, общество развивается во внешней среде – в природных, географич.

условиях, однако определяет характер развития общества не внешняя среда, а внутренние силы, заключенные в самом общество. Маркс рассматривал историю как саморазвивающееся обществ. состояние людей. Производит. силы, производств. отношения, борьба классов, революции – это движущие силы развития всех антагонистич. формаций. Специфич. противоречия, имеющиеся в социалистич.

обществе, составляют движущую силу его развития. Это, конечно, не значит, что внешняя среда не имеет никакого значения для развития общества. Она есть одно из необходимых, но не решающих условий развития общества. В процессе познания мы идем от внешнего к внутреннему: вначале схватываем менее существенные, внешние стороны вещей, потом во внешнем вскрываем внутреннее, т.е.

сущность, закон, причину явлений и процессов. Внутреннее, т.о., выступает как одна из ступеней науч. познания действительности. Понять внутреннее в предмете – значит вскрыть присущие ему противоречия, противоположности в их единстве и борьбе. Человеческое мышление всегда движется от познания внешнего к познанию внутреннего.

Постижение внутреннего означает раскрытие заключенного в предмете основания всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с другими предметами. Познание внешнего означает раскрытие того, как обнаруживается внутреннее.

Если внутреннее можно понять лишь через внешнее, то истинная природа внешнего может быть понята только при условии понимания внутреннего, к-рое обнаруживается во внешнем. См. Сущность и явление. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1–3, М., 1955, [т. 1, с. 19, 68, 87 (примеч.), 120, 322; т. 3, с. 197, 349, 841–44]; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), ч. 2, М.

, 1957, с. 158–60; его же, Теории прибавочной стоимости, 4 изд., т. 3, [Л.], 1936, с. 332, 344, 353–57, 364–68; Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1955, с. 370–72; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 185, 198–99; его же, Анти-Дюринг, М., 1957, с. 23–24; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, с.

122–24; его же, Философские тетради, [Л.], 1947, с. 129–30, 134, 135, 161–62, 189–90, 201; Кант [И.], Критика чистого разума, 2 изд., пер. [с нем.], П., 1915, с. 187–88, 193–96; Гегель [Г.], Энциклопедия философских наук, пер. [с нем.], Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 232–37; его же, Наука логики, пер. [с нем.], Соч., т. 5, М., 1937, с. 17, 115, 236, 629–36; его же, Феноменология духа, пер. [с нем.], Соч., т. 4, М., 1959. А. Спиркин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Источник: https://terme.ru/termin/vneshnee-i-vnutrennee.html

Что такое «правило внутреннего и внешнего»?

Типографы веками искали закономерности и связи между элементами набора: буквами и апрошами, строками и интерлиньяжем, полосой набора и полями. Каждое открытие складывалось в бесконечную копилку правил:

  • прописные нужно разрежать,
  • строчные нельзя разрежать,
  • вертикальные штрихи строчных и прописных должны стоять через равные промежутки,
  • разрядка прописных должна быть меньше интерлиньяжа,
  • пробел между строками прописных букв не может быть меньше высоты буквы,
  • интерлиньяж должен быть больше межсловных пробелов,
  • при минимальном интерлиньяже нижние выносные элементы верхней строки почти касаются верхних выносных элементов следующей строки,
  • чем длиннее строка, тем больше интерлиньяж,
  • интерлиньяж не должен быть больше внешних полей,
  • элементы списка должны иметь между собой дополнительный отступ больше интерлиньяжа,
  • номер страницы должен стоять ближе к полосе, чем к краю страницы,
  • заголовок в тексте должен стоять ближе к следующему абзацу, чем к предыдущему,
  • расстояние от заголовка до абзаца не должно быть меньше межстрочного интервала заголовка,

Современный дизайнер так и собирает знания по крупицам — из книг, советов коллег, замечаний арт‑директора.

Запомнить даже перечисленные правила довольно затруднительно. Если дизайнер и вызубрит собственный набор правил, всегда найдутся такие, о которых он не слышал, — копилка‑то бесконечна.

Но одно дело знать огромный свод правил, а другое дело последовательно применять их к каждой части макета. Даже на простенькой странице из заголовка и текста ошибок у новичка найдётся в двадцать раз больше, чем элементов.

Вместо того, чтобы зубрить тысячу правил, я предлагаю дизайнерам запомнить один принцип и научиться последовательно применять его ко всем элементам вёрстки. «Правило внутреннего и внешнего» — базовый принцип типографики, работающий на всех уровнях от буквы до разворота.

Правило внутреннего и внешнего — это частный случай теории близости. Типографический объект любого уровня состоит из других объектов: буквы из штрихов, слова из букв, строки из слов, абзацы из строк. И для того чтобы объект имел самостоятельное значение, то есть буква, слово, строка и абзац отделялись от соседних, его внутренние расстояния должны быть меньше внешних.

Рассмотрим заголовок из прописных букв:

Штрихи каждой буквы заключают в себе её внутреннее пространство. Пустота внутри буквы П в середине слова больше, чем внешнее расстояние до соседних букв О слева и справа. Из‑за этого возникает ощущение, что соседние буквы вторглись в личное пространство друг друга, а вся надпись — слиплась.

Увеличим расстояние между буквами, чтобы изменить соотношение внутреннего и внешнего:

Каждая буква обрела значение и независимость, а заголовок — архитектурную торжественность.

Добавим к заголовку слово:

Слова отделены между собой пробелом. Для каждого слова расстояние между буквами играет роль «внутреннего», а межсловный пробел — роль «внешнего». Из‑за того что пробел лишь немногим больше межбуквенного расстояния, слова слиплись.

Сначала попробуем изменить соотношение внутреннего и внешнего, уменьшив «внутреннее» — разрядку между буквами, но так, чтобы она не стала меньше расстояния между собственными штрихами букв. Всегда держим в голове, что «внутреннее» на одном уровне служит «внешним» на другом:

Пробел остался неизменным, но теперь его достаточно, чтобы отделить слова.

Теперь вместо уменьшения разрядки попробуем отделить слова иначе — переносом на следующую строку:

Межстрочный просвет сравним с межбуквенным расстоянием. Из‑за этого буквы надписи сливаются в рисунок шахматной доски. Увеличим «внешнее» — интерлиньяж:

Надпись вернула себе имперское достоинство.

А что если не увеличивать интерлиньяж, а изменить шрифт на более узкий?

В узких буквах меньше внутренние просветы, значит, они не требуют такой большой разрядки:

При том же кегле и интерлиньяже слова лучше отделились друг от друга. Надпись стала компактнее без ущерба для внутреннего пространства.

Вернёмся к «имперской надписи» и добавим к ней подзаголовок:

Подзаголовок «влез в интерлиньяж» заголовка — то есть оказался ближе к нему, чем его собственные строки друг к другу. Нет проблем, увеличим «внешнее»:

Допустим, наш заголовок должен уместиться на табличке фиксированных габаритов:

Надпись вступила в конфликт внутреннего и внешнего с собственной рамкой. Придётся пройтись вниз по всем уровням и уменьшить внутренние расстояния, сохраняя контраст внутреннего и внешнего:

Заметим, что для одного и того же кегля мы получили разные приемлемые соотношения внутренних и внешних расстояний. Контраст важнее конкретного значения пропорции — это даёт гибкость верстальщику.

Идеальное «серебро набора» — это лишь минимально возможный контраст внутреннего и внешнего всех элементов для нейтрального спокойного чтения.

При увеличении контраста внутреннего и внешнего текст становится заметнее и выразительнее.

Базовое правило типографики:

Источник: https://bureau.ru/soviet/20140818/

Ссылка на основную публикацию