Учение гераклита — в помощь студенту

Уверяя общество в формировании мира без причастности богов или людей, древнегреческий философ Гераклит Эфесский говорил: «Характер человека создает судьбу».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Кратко о его биографии: диалектик Гераклит являлся и является одним из знаменитых мудрецов древней Греции (544–483 годов до нашей эры). Мыслитель происходил из аристократичной царской династии города Эфеса.

В свое время, отказавшись от трона из-за меланхоличного темперамента, проживал изгоем, в построенной горной хижине. Там он посвятил себя размышлениям и сторонился светских выходов и общения.

Учение Гераклита - в помощь студенту

Мудрец брал за главную мысль, представление о понятии сути развития мира, путем интуиции. Первопричина мироздания – вековое и безграничное действие, в то время как, существующая материальность объектов – последующая причина мироздания.

Философия Гераклита включала обоснованные им понятия об общности движений и развитий. Он считал, что предметы и явления не существуют без движения: «Все движется, и ничто не покоится. Все течет – все изменяется».

Колыбель движения – есть борьба противоположностей.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Качество и количество - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Принципы и основные идеи философии

Гераклит в своих работах, описал основные понятия и принципы, которые включает в себя философия. В сохранившихся письменах, которых немного, говорится:

  1. Огонь первопричина живого, фундамент мирового создания;
  2. Космос и окружающий мир – циклично уничтожаются всемогущим пожаром, дабы заново возродиться;
  3. Круговорот событий в природе связан с неустойчивостью хода жизни и времени;
  4. Правило антиномичности или противоположностей. Вода – дарует бытие водным существам, но случается так, что отбирает жизни у людей (цунами, наводнения и другие бедствия, связанные с водой). На данном тезисе основана теория относительности Эйнштейна.

Учения Гераклита дошли до нашего времени неполными и фрагментарными отрывками, а доктрины поддаются сложной трактовке и подвергаются критике. Мы не имеем средств, для полномерной оценки и восприятия учений мудреца, потому ссылаемся на интуицию и традиции Древней Греции того времени, домысливая и дополняя, отсутствующие части знания.

Античный мудрец, отрицая воздействие на него школ и других мудрецов, существовавших ранее до его появления, все же имеет некие сходства с Пифагором. По утверждению Гераклита, мировым фундаментом служит огонь. Природная сила бесконечности – Огонь и его «детище» – Космос.

Космос и Вселенная не были кем-то созданы, а существовали всегда и вовеки будут «разгораться» и «потухать». Испытывая полосу изменений, сначала огонь представлялся водой – семенем мироздания, затем, вода преобразовалась в землю. Потом земля в воздух, создав окружающий мир.

Видоизменяя все вокруг, огонь производит и уничтожает, образуя Вселенский круговорот изменений.

Учение Гераклита - в помощь студенту

Кажущееся человеку постоянство и неподвижность – иллюзорны, из-за обмана чувств, так как Вселенная непостоянна, наполнена ежеминутными изменениями и различными качествами (пленительное и безобразное, зло и добро, влажное и сухое, живое и мертвое). Исходя из этого напрашивается вывод, что движение – сосуществование противоположностей и их борьба: «Все происходит через борьбу и необходимость».

Положение, с которым связаны изменения – является законом тяжести. Вечное изменение веществ, управляется Вселенским правилом – Логосом или неизменной судьбой. Логос – есть вековая мудрость упорядочивания тока перемен в вековое сопротивление начал и разрушений.

Древнегреческий мудрец знал, что главная его задача – «видеть» инертные конфигурации бытия и путем внутренней глубинной интуиции, пробираться в естество мирового движения.

Первичные орудия – непрекращающиеся движения мироздания, вторичные – участвующие в мироздании объекты материального мира.

Философские знания, стоящие вначале идейного течения, дали современную западную «основу жизни». Душа человека включает в себя теплый и сухой пар. Душа – чистое изображение Божественного огня, питающаяся его теплом. Теплоту душа впитывает с помощью органов чувств и дыхания.

Одаренная великой мудростью и безукоризненными свойствами душа, являет собой сухой пар. Сырой и влажный пар, исходит от слабой и неразумной души, потерявшей мудрые свойства.

Умирая, человеческая душа покидает тело: чистая душа становится высшим существом в загробном мире, а душа неблагоразумная следует верованиям о загробном царстве Аида.

Милетская школа в формировании взглядов философа

Изучающиеся мудрецом вопросы были – онтология, этика и политология. Раскритикованная им Милетская школа, не воздействовала полностью на его точку зрения, оставив только оттиск в его миропонимании.

Основанная Фалесом в Греческой колонии в Азиатском городе Милете, она являлась первоначальной в античности. Созданная вначале 6 века до нашей эры, включала основной предмет натурфилософию – науку о естестве физического положения вещей.

Многие науковеды полагают, что термин «философия», астрономия, математика, биология, география, физика и химия начинали путь с Милетской школы. Предрасположенность к знаниям стала весомым побуждением к развитию последователей данного общества.

Гераклит же подвергал критике воззрения школы, так как она понимала мир единым целым существом. Он вступал в дебаты и отражал это в своих трудах.

Понятие диалектики

Основным связующим звеном в учении древнегреческого мудреца, был Бог, по его мнению, соединяющий воедино все противоположности – в мире все зарождается из-за противостояния друг другу. Одно не может существовать без другого.

Термин «диалектика» образовался в древней Греции, дословно обозначая «искусство спорить, вести рассуждение» или принцип аргументирования правил, форм и способов рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.

Великий мудрец понимал диалектику как вековое становление и непостоянство бытия. Беспрерывная связь существования всего в мире – это столкновение и тяга противоположностей. Мир – беспрерывен и бесконечен, имеет границы, темп и ритм, вечно изменяется и сталкивается стихиями: воды и огня, воздуха и земли; ночь сменяется днем, жизнь – смертью, зло – добром.

Идея о вековом движении для нынешнего общества не является особенной, но в момент появления, она считалась весомым умозаключением в научном прорыве. Образы древнегреческого мудреца отвечали понятием Ионийской школы, считавшей, что окружающий  мир состоит из четырех стихий, во главе которых огонь. Именно в этом умозаключении о диалектике заключен взгляд последователей Милетской школы.

Последователи философа

Последователем древнегреческого мудреца был афинянин – Кратил, учившийся еще и у софиста Протагора, а позже ставший уважаемым учителем Платона.

Являясь старательным воспитанником, Кратил взял концепции своего учителя и приумножил его знания. Затем ученик Кратила Платон избрал путь диалектики, построив на ней все свои труды.

Аристотель и Сократ, позаимствовали диалектику мудреца, создав великие положения.

Учение Гераклита - в помощь студенту

Нашими современниками, следовавшими учениям мудреца древней Греции, являлись Гегель, Хайдеггер и Ницше. Их аксиомы о всеобщем изменении брались за первооснову писаний и развивались, привнося новые знания в современный мир. Таким образом благодаря знаниям, которые заложил Гераклит, развивалась философия. Многие ученые и мыслители, взяли его принципы за основу.

Отрицание и критика идеологии Гераклита

Придворный Гиерона I, Эпихар в 470 году до нашей эры был комиком, высмеивающим, в собственных творениях, суждения Гераклита. «Человек, взявший в долг, не обязан отдавать его обратно, ведь он изменился и стал другим человеком, так почему же он все равно должен отдавать долги?», – высмеивал Эпихар.

Таких «весельчаков» существовало немало, потому тяжело судить, было ли это обычными развлечениями при дворе или же открытой критикой соображений мудреца. Эпихар был язвительным и ироничным по отношению к мнению греческого мудреца.

Гегель и Хайдеггер, так же критиковали суждения мудреца в несовершенстве точек зрения, беспорядочности и противоречивости соображений.

Критикуя и высмеивая мудреца, мало кто задумывался и понимал, что убереженные писания, дошедшие до нашего времени, фактически, дополнялись и переписывались последователями мудреца, заполняя пробелы собственными суждениями и не до конца понимавшими учителя.

Его учение о диалектике, полагалось на двусторонние явления: непостоянство и неизменность и неадекватно воспринялось современниками, подвергаясь разной критике.

Ученик Кратил требовал игнорирование принципа устойчивости, но мудрецы Элеаты: Ксенофан, Парменид и Зенон концентрировали собственный интерес на устойчивости, упрекая Гераклита в преувеличенной роли изменений.

Мысли Гераклита и их место в современной философии

Гераклит активно занимался размышлениями в период 69-х олимпийских игр, но на тот момент его знания не были актуальны. Нахождение в окружении непонимания, отдаленном от его мнений и познаний, подвигло мудреца на отшельничество. Поэтому он покинул Эфес и направился высоко в горы, в одиночестве развивая гениальные передовые соображения.

Трактаты о жизни философа, дошедшие до нас, изображают человека скрытного, остроумного на суждения и критичного ко всем и ко всему, целью которых были односельчане и правящая власть.

Греческий мудрец не боялся быть наказанным или осужденным, его прямота «рубила с плеча» как кинжал, без исключения.

Непривычный и экстраординарный для своего времени человек, оставшийся непонятым при жизни и оставивший загадку о своей гибели, все же нашел круг читателей, спустя столетия.

Анализируя вопрос о соответствии разумности и познания, полагал, что мудрость расходится с всезнанием или эрудицией: «Всезнание уму не научит, природа любит таиться», – говорил он.

Один из первых, различил познание чувственности и рациональности, за что признан родоначальником гносеологии.

Познание вступает в силу с чувствами, но чувства не дают глубокой характеристики познанию, познаваемому следует обрабатываться умом.

  • Общественные и правовые суждения мудреца основаны на почтении закону. «Народу необходимо сражаться за права, как за городскую стену, а преступления следует тушить скорей, чем пожар», – говорил он. Отрицая влияние сторонних личностей и школ на собственные знания, воззрения мудрецы не могли возникнуть из ниоткуда. Нынешние исследователи предполагают, что он хорошо знал труды Пифагора и Диогена, так как написанные им трактаты отражают понятия, введенные в науку данными древнегреческими мудрецами. Фразы и слова Гераклита, цитируются и по сей день. Вот наиболее известные и ценные умозаключения мудреца:
  • «Глаза – есть точные свидетели, нежели уши». Достойное открытие и мудрость с заключением истинного восприятия человеком сути вещей. Вспоминается поговорка – «Лучше один раз увидеть, чем раз услышать»;
  • «Сбывшиеся желания человека – делают его хуже». Не стремящийся ни к чему человек, деградирует без развития. Имея все желаемое, индивид теряет способность к сочувствию неимущим, переставая ценить имеющееся у него, принимая все за данность. Спустя тысячу лет, данное умозаключение возьмет за основу собственной трактовки британский писатель Оскар Уайльд: «Желая наказать нас, Боги исполняют наши молитвы», – выскажется он в собственном романе «Портрет Дориана Грея»;
  • «Знание многого не учит уму». Суть мудрости заключается в следовании природе;
  • «Рок – это последовательность первопричин, порождающая одну причину за другой и до бесконечности»;
  • «Знание и понимание самого мудрого мудреца – всего лишь его собственное мнение»;
  • «Подобны глухим те, кто, слушая, не воспринимает». Данное умозаключение выражает всю полноту горечи от непонимания его окружающими;
  • «С гневом очень трудно бороться». Заплатив существованием за все, что он потребует.

Благодаря любознательности ума приверженцев древних наук, нам передался базис, на котором мы строим современную науку.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/geraklit.html

Гераклит – биография, философия и основные идеи (кратко)

Гераклит – один из первых древнегреческих философов, отец – основатель научной диалектики, считал, что все в мире непрерывно меняется и в результате этого противоположности притягиваются.

Сведения о жизни ученого чрезвычайно скудны, да и он не любил о себе распространяться, а умозаключения подавал в завуалированной непонятной окружающим форме. За это, а также за пребывание в крайней меланхолии и ипохондрии современники называли его «Мрачным».

Что известно о биографии философа?

Достоверным фактом является то, что Гераклит появился на свет в городе Эфес, что находится на территории государства Турция. Считается, что родился он в середине шестого века до н.э., примерно в 544-541 гг. Такие выводы сделаны на основании того, что во время 69-ой Олимпиады Гераклит достиг возраста полного  расцвета – «акме», т.е. около 40 лет.

Он имел высокое происхождение, т.е. относился к династии «басилевсов», т.е. его предки выполняли в обществе функции и правителя, и жреца. Именно  его ближайший предок основал город Эфес, а представители последующих поколений правили городом и вершили суд.

Но еще в молодости Гераклит решил посвятить свою жизнь науке и отказался от высоких должностей в пользу брата, а сам поселился при храме Артемиды и занялся размышлениями и умозаключениями.

Кстати, именно этот известнейший в мире, как одно из чудес света, храм сжег  в 356 г до н.э. некто Герострат, желавший получить вечную славу и память у потомков.

Диалектика в понимании Гераклита

Научные идеи и выводы Гераклита соответствовали философам  ионийской школы, которые считали, что окружающий  мир состоит из четырех стихий, главной из которых является огонь. Так и в учениях Гераклита особое место занимает логос – огонь – первооснова бытия.

Именно огонь является и началом, и концом существования, он разгорается или утихает по мере надобности.

В результате каких-либо природных катаклизмов  разгорается мировой огонь, который уничтожает все живое и на земле, и в космосе, но лишь для того, чтобы на очищенном пространстве зародить новую жизнь.

Именно этому философу принадлежит честь употребления слова КОСМОС в современном его понимании  – Галактика,  Вселенная.

В основе диалектики Гераклита лежит – постоянная связь всего сущего в мире, борьба и притяжение противоположностей и вечная непрерывная изменчивость мира.

Мир – постоянен и вечен, но в то же время и вечно изменяющаяся борьба всех стихий: огня и воды, земли  и воздуха. Именно Гераклиту присуждают высказывания о том, что все течет, все изменяется, а также, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды.

Читайте также:  Рынок труда - в помощь студенту

Противоположности в одно  и то же время отталкиваются и борются, но и сходятся: день сменяется ночью,  жизнь переходит в смерть, добро и зло меняют циклично друг друга в круговерти людской жизни. Но этот постоянный круговорот имеет границы, ритм и темп.

Основная сила, управляющая судьбами земли и людей – это некий вселенский разум, высшие силы и справедливость. Гераклит называл эту субстанцию «ценностью ценностей» и отождествлял с Логосом – огнем.

ОН также считал, что чувства нас постоянно обманывают: то, что кажется неподвижным и статичным, меняется невидимо глазу и находятся в постоянном движении.

Душа в учении Гераклита

Пребывая в постоянной меланхолии и ипохондрии, Гераклит оплакивал  поведение своих сограждан, упрекая их в неумении правильно распорядиться своей жизнью. За это он получил еще одно прозвище «Плачущий».

Он мучился в бессильной ярости от людской глупости и невежества, нежелании меняться и менять свою жизнь. Самыми страшными и бесполезными для общества людьми философ считал тех, кто не хочет размышлять и учиться чему-то новому, кто предпочитает богатства земные богатствам души и знаниям.

Он также считал, что природа – лучший учитель для человека, и каждый может учиться и совершенствоваться, приложив совсем немного усилий.

Причем, очень интересны размышления философа о состоянии человеческих душ.

По его мнению, невежественные души состоят из пара, они получают влажный пар из воздуха и меняются в зависимости от погоды, поэтому и не имеют собственного мнения и легко поддаются влиянию извне.

Души людей подлых и глупых состоят из воды, и чем больше воды, тем больше отрицательных качеств в человеке, а души людей благородных  и добрых – сухи, они тождественны с Логосом – огнем и способны излучать свет изнутри.

Взгляды на политику и религию

На общественное устройство Гераклит имел свое особое мнение: он не был сторонником ни демократии, ни тирании. Людскую толпу он считал неразумной и подверженной влиянию, чтобы позволить ей управлять государством и общественной жизнью.

Глядя на людей, как невежественных зверей, нежелающих улучшать свою жизнь и получать новые знания, он уподоблял их прирученным животным, которые могут есть из рук человека, если живут с людьми, но становятся дикими, получив желанную свободу.

Существует легенда, что когда жители города Эфес обратились к Гераклиту с просьбой составить свод справедливых законов, он отказал, сказав, что вы – дурно живете потому, что не можете жить по другому. А также отказал и жителям Афин, и даже царю Персии Дарию, не желая покидать свою Родину и своих сограждан, которых он в большинстве своем презирал.

Кроме того, Гераклит считал, что не Боги создали этот мир, а стихии и главной среди них был огонь. Он отвергал существование олимпийцев и не верил в богов, но во главе жизни ставил природу. При этом философ считал, что ему открылась единственно правильная истина, он достиг огненного просветления и победил свои недостатки.

Гераклит был уверен в собственной уникальности и считал, его  имя будет жить вечно, пока существует человечество из-за его учений о Логосе и душе.

Самое известное учение Гераклита

Учение Гераклита, дошедшее до наших дней, – это трактат «О природе вещей». Оно не сохранилось полностью, но около двухсот цитат из него были найдены в трудах Плутарха, Диогена, Дионисия, Платона и Аристотеля. Этот труд содержал в себе три большие части: первая – об устройстве Вселенной, вторая – о системе управления государством и его устройстве, а третья – о боге и душе.

Как уже было сказано ранее, Гераклиту было свойственно высказываться аллегорически, подавать свои выводы в перефразированном виде, довольно запутанном и непонятном для современников. Именно поэтому нам и не всегда понятен глубинный смысл его умозаключений.

Уход от общества и смерть

Неожиданно для всех окружающих Гераклит покинул город, удалился от всех людей и повел жизнь отшельника. Он не появлялся в городе, а жил тем, что давала ему природа. Питался лишь травой и кореньями. Считается, что он умер от полученной водянки, поскольку обмазался  толстым слоем навоза, в тщетной надежде, что жар от него выделил излишнюю влагу из тела и наделит его огненным здоровьем.

Такое поведение философа некоторые исследователи считают подтверждением его склонности к зороастризму, с которым он был хорошо знаком.

Точная дата смерти не известна, но исследователи склоняются к приблизительным датам в районе 484-481 г до н.э.

Гераклит при жизни почти не имел учеников, одним из его известных последователей являлся Кратил. В «Диалогах» Платона он выступает в роли отрицающего все существующие философские учения и заявляющий о том, что нет ничего определенного и изученного в природе.

Идеи Гераклита были близки стоикам (Сократу, Диогену и другим). История сохранила для нас образ Гераклита – мудрого, но замкнутого, высокомерного и одинокого, презирающего людей за их невежество и нежелание меняться.

Ученые исследователи, расшифровав некоторые высказывания философа, высказывались о нем, как о пессимисте, который скорбел о быстротечности жизни и неумении распорядиться ею правильно.

Современники наделили философа ярлыками- «Плачущий», «Темный», «Мрачный».

Но многие античные философы относились к нему с искренним уважением и почитанием. Например, в своей небольшой сценке Аристотель показывает Гераклита совершенно другим, нежели привыкли его видеть современники.

Чужеземные странники хотели увидеть великого философа и подошли к его жилищу, но остановились на пороге, пораженные бедностью жилища и убогим одеянием человека, который грел свое тело в лохмотьях у очага.

«Входите, не бойтесь, ибо и в бедном жилище обитают боги»- сказал им Гераклит. Философ всегда изъяснялся непонятно, давая возможность додумать его мысль самостоятельно. Так, и понятие ЛОГОС не только огонь, но и СЛОВО, РЕЧЬ, ОТЧЕТ, СОЧИНЕНИЕ, ЧАСТЬ ЦЕЛОГО.

Может быть, философ хотел донести до потомков, что Логос – это именно то, что позволяет объединить разрозненные части в единое целое.

Философия Древней Греции

Источник: https://GreeceMagazine.ru/geraklit/

Учение Гераклита

ВВЕДЕНИЕ

Параллельно с развитием индийской и китайской философии происходит зарождение и формирование философской мысли в античной Греции. Именно греческая философия сыграла важную роль в жизни человечества, истории, культуры.

В начальной стадии развития греческой философии было стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов, таких как Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена (представители милетской школы), позднее Гераклита и Эмпедокла называли «физиками», от греческого «физис» — природа.

У первых «физиков» философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. Что является первопричиной бытия? Для ранних натурфилософов характерна стихийная диалектика мышления. Каждый из философов пытался найти своё объяснение, что лежит в основе всего многообразия окружающего нас мира. И нельзя отрицать то, что каждый из них был по-своему прав.

  • Фалес, в отличие от дофилософских форм, увидел сущность бытия не вне мира, а в одной из частей самого же мира и более того, этой частью мира является материальная субстанция — вода.
  • Анаксимандр был другом и учеником Фалеса. Он изобрёл элементарные астрономические инструменты, соорудил «солнечные часы». Он впервые перешел к абстрактному философскому мышлению. За основу мира Анаксимандр взял не конкретную физическую субстанцию, а то, что он обозначил «апейроном». Это нечто беспредельное, бесконечное, постоянно движущееся, изменяющееся. Это и вода, и земля, и воздух, и огонь, это то, что образует весь космос.
  • Анаксимен интересен нам как «первый метеоролог». Он первый догадался, что град это замёрзшие частички воды падающие с неба, а дождь — это вода из уплотнившегося воздуха. Так же Анаксимен первый установил существование планет. По Анаксимену начало всего — беспредельный воздух. Из него всё возникает, состоит и внего же всё превращается.

ГЕРАКЛИТ

На западном побережье Малой Азии кроме города Милета, в котором возник греческий материализм, выделился город Эфес — родина философа Гераклита. Родился Гераклит приблизительно в середине 40-х годов 6 века до нашей эры (544 или 540 г.г.). Происходил родом из аристократической семьи.

Зрелая часть жизни Гераклита относится ко времени, когда на Ближнем Востоке, примыкавшем к Ионийскому греческому побережью, господствовали персы. Персидская монархия стремилась распространить свои владения на запад.

Гераклит был современником неудавшегося восстания покоренных персами греческих городов против победителей.

Политическое мировоззрение Гераклита отразилось в некоторых его произведениях. Он враждебно относился к демократической власти, которая пришла в город на смену власти старинной родовой аристократии. По мнению Гераклита властью должно обладать меньшинство «лучших».

Не лестно он отзывается о руководителях своего города : «Каков же у них ум и рассудок? Они верят народным певцам и учитель их — толпа. Толпа же набивает брюхо, подобно скоту. Ибо не знают они, что много дурных, мало хороших».

Большинство жителей было не на стороне аристократии, поэтому его произведения носили духовный, а не политический оттенок.

В отличие от милетских ученых-материалистов, Гераклит был не столько «физик» или «физиолог», сколько «богослов». В уединении, питаясь быльем и травами, он написал свою книгу «О природе». Она состояла из трех частей. В первой речь шла о самой природе, во второй рассказывалось о государстве, а в третьей о боге.

До нас мало дошло отрывков первой части, но есть утверждения, что мышление Гераклита о физической природе светил и их движении, имеют большое сходство со взглядами древних египтян. Египтяне были не только богословами, но также астрономами и математиками.

Чрезвычайно важная и оригинальная по своему содержанию, во многом трудная для понимая (отсюда прозвище Гераклита «темный») эта книга высоко ценилась поздними античными писателями и часто цитировалась ими.

Невозможность повлиять на общественную политическую жизнь родного города, где торжествовала власть демоса (т.е. народа) привела Гераклита к явному пессимизму во взглядах на жизнь.

Отсюда древние дали ему второе прозвище — «плачущий», в отличие от Демокрита, который звался «смеющийся».

По-видимому Гераклит смотрит на рождение, как на несчастье: «Родившись, люди хотят жить и умереть или, скорее, найти покой, и оставляют детей, чтобы и те умирали».

Ни пессимизм, ни политическая борьба не ослабили проницательности, с которой Гераклит наблюдал и постигал изменения в жизни людей и в природе. Оценка этих наблюдений была отрицательной, мрачной, но роль этих изменений для человека и для природы он понял очень глубоко.

По Гераклиту — движение — общий процесс мировой жизни. Оно распространяется на всю природу, на все ее предметы и явления. «Всё движется и ничто не покоится и уподобляясь течению реки, невозможно дважды войти в ту же самую реку».

Первоначалом Гераклит считает огонь. «Этот мировой порядок не создал никто из богово, ни из людей, он всегда был, есть и будет вечно живым огнём мерами вспыхивающим и марами угасающим».

В этом тексте древнегреческий философ утверждает, что всё возникает из одного и что всё возникшее становится одним. Это «одно» первовещество — огонь.

Из этого утверждения можно сделать вывод, что Гераклит по существу — материалист.

Бытие, по Гераклиту, имеет три важные характеристики:

  • Огонь — это наиболее подвижное, изменчивое явление в природе.
  • Отрицание того, что мир сотворён кем-либо из богов или людей;
    • Вечно живой огонь пламенеет не беспорядочно, а мерами. То есть существует строгая ритмичность мирового процесса, строгий правильный порядок мирового строя.

Сохранилось несколько фрагментов сочинения Гераклита, в которых он говорит, что процесс изменения в природе — есть борьба противоположностей.

Борющиеся противоположности не просто сосуществуют, а переходят одна в другую и при этом переходе сохраняется тождественная основа, то есть всё в природе взаимосвязано.

«Холодное становится теплым, теплое — холодным, влажное — сухим, сухое — влажным».

При постоянном движении, изменении, переходах явлений в противоположное, существует относительность всех свойств вещей. Гераклит понимает относительность качеств вещей наблюдая за людьми и животными. «Ослы солому предпочли золоту». Стало быть ценность золота относительна.

В глазах людей оно представляется высочайшим богатством, но для ослов ценнее солома, корм. «Бессмертные — смертны, смертные — бессмертны: жизнь одних есть смерть других и смерть одних есть жизнь других».

Относительность свойств распространяется на эстетические оценки и на оценки, касающиеся человеческой мудрости и нравственных качеств.

Гераклит — один из первых античных философов, от которого сохранились тексты о познании. Гераклит проявлял большой интерес к проблеме познания. В отличие от Ксенофана, он подходит к вопросу о познании более глубоко.

Высказываясь о душе человека, Гераклит подчеркивает ее неисчерпаемость, безграничие. В познании природы Гераклит утверждает, что : «Природа любит скрываться».

Это означает, что если мы хотим получить ответы на вопросы, касающиеся природы, то должны приложить некоторые усилия, познания не лежат на поверхности.

Проблема истинного знания не сводится к количеству накопленных знаний. Конечно философы обязаны обладать большими познаниями. Мудрость, в понимании Гераклита, не совпадает с многознанием или эрудицией, «Многознание не научит уму».

Какова у человека душа, таковы и его знания. Но чувства, по Гераклиту, не могут дать полного знания о природе вещей. Такое знание дает нам только мышление. Мышление и чувства неразрывны и дополняют друг друга, помогая нам в познании существующего мира.

Гераклит уверен, что всем людям дано познать себя и быть разумными.

В истории философии нового времени Гераклит привлекал внимание многих философов, которые высоко ценили диалектику. Таким образом он привлёк к себе внимание Гегеля. Гегель заявил, что в философии Гераклита много ценных познаний, которые он включил в собственную философию, хотя и был идеалистом. ЛИТЕРАТУРА

1. Асмус В.Ф. Античная философия М., издательство «Высшая школа», 1976 год (2-е изд.) Рецензент: Д-р философских наук, профессор М.Ф. Овсянников 2. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. М., издательская корпорация «Логос», 1998 год (2-е изд.) Рецензенты: Д-ра философских наук М.С. Козлова, А.П. Огурцов

Источник: https://mirznanii.com/a/229635/uchenie-geraklita

Учения Гераклита

  1. Введение.……………………………………………………….1
  2. Учение Гераклита о бытии………………..…………………..2
  3. Диалектические идеи философии Гераклита………………..3
  4. Заключение……………………………………………………..4
  5. Список использованной литературы…………………………5

      
      
      
      
 
 

    Гераклит 
Эфесский (примерно 540 — 480 гг до н. э.

) жил в городе Эфесе в Ионии, на побережье Малой Азии, недалеко от Милета и происходил из аристократической древнегреческой семьи. Когда в Эфесе победили демократы, ушел из города и жил возле великолепного храма Артемиды, т. к. враждебно относился к демократической власти, пришедшей в его родной город на смену власти старинной родовой  аристократии.

Политическое мировоззрение Гераклита отразилось в некоторых отрывках: “Ибо каков у них ум или рассудок? Они верят народным певцам и учитель их – толпа. Ибо не знают они, что много дурных, мало хороших” и полагал, что власть должна принадлежать меньшинству «лучших».

«Мнение одного мне дороже мнения десяти тысяч, если этот один наилучший», так как «наилучшие одно предпочитают всему: вечную славу – всему тленному, толпа же набивает свое брюхо, подобно скоту».

        Однако аристократизм Гераклита имел больше духовный, чем политический оттенок. Он проводил время в играх с детьми и не мог смотреть без слез на людские дела, на людскую слепоту и суетность. Невозможность повлиять на общественную политическую жизнь родного города, где торжествовала власть демоса (т.е. народа) привела Гераклита к явному пессимизму во взглядах на жизнь.

Отсюда древние дали ему прозвище — «плачущий». По-видимому Гераклит смотрит на рождение, как на несчастье: «Родившись, люди хотят жить и умереть или, скорее, найти покой, и оставляют детей, чтобы и те умирали». Он считал, что люди слишком  доверяют своим чувствам и принимают кажущееся за истинное,  что «глаза и уши – плохие свидетели, если душа у человека варварская», т. е.

Читайте также:  Новгородское летописание - в помощь студенту

истину можно постичь лишь разумом. Ему казалось, по его словам, что большинство  людей «спит наяву» и не желает пробудиться к подлинной жизни. Согласно его убеждению, «природа любит скрываться» от нескромного взгляда человека, и её «тайная гармония лучше явной».

С презрением относясь к мнению толпы, он гордо и независимо относился к «властителям мира сего» — отверг предложение могущественного персидского царя приехать к его двору.

     Прозвище угрюмого отшельника из Эфеса – «темный философ» он получил за необычайную поэтичность, глубину и неоднозначность его философского языка. Гераклит — один из первых античных философов, от которого сохранились тексты о познании.

Ему принадлежит труд «О природе», из которого до нашего времени дошло только около 130 отрывков.

Чрезвычайно важная и оригинальная по своему содержанию, во многом трудная для понимания,  эта книга высоко ценилась поздними античными писателями и часто цитировалась ими.

  Это сочинение написано «образно», сжато, трудным языком,  часто непонятно. Философия Гераклита, подобно мифу, взывает не столько к холодному рассудку, сколько к его воображению, интуиции и фантазии, будит мысль.

«Вечность – это дитя, играющее в шашки» — можно ли однозначно истолковать его изречение? Гераклит видел образ мира в виде туго натянутого лука, два конца которого противоборствуют, но именно из их борьбы и соперничества рождается гармония полета стрелы.

    Гераклит 
– один из первых античных философов, от которых сохранились тексты, относящиеся 
к вопросу о познании. У него мы находим большой интерес к проблеме познания.

Он выразительно оттеняет трудности, стоящие перед человеком на пути к познанию, неисчерпаемость предмета изучения.

Таково уже познание психических явлений: “По какой бы дороге не шел, не найдешь границы души: настолько глубока его основа”. 

Учение 
Гераклита о бытии 

      
Первоначалом Гераклит считает 
огонь. «Этот мировой порядок 
не создал никто из богов, 
ни из людей, он всегда был, 
есть и будет вечно живым 
огнём мерами вспыхивающим и 
мерами угасающим».

В этом тексте древнегреческий философ утверждает, что всё возникает из одного и что всё возникшее становится одним. Это «одно» первовещество — огонь.

Из этого утверждения можно сделать вывод, что Гераклит по существу — материалист.

  •      Бытие, по Гераклиту, имеет три важные характеристики:
  • · Огонь — это наиболее подвижное, изменчивое явление в природе.
  • · Отрицание 
    того, что мир сотворён кем-либо из богов или людей;

 · Вечно живой огонь пламенеет не беспорядочно, а мерами. То есть существует строгая ритмичность мирового процесса, строгий правильный порядок мирового строя.

          Большое место в своем трактате 
Гераклит отводит вопросам познания. Для Гераклита чувства и разум 
в познании тесно связаны: «Я 
предпочитаю то, что можно увидеть, 
услышать и изучить». По его мнению, истинную природу вещей нельзя познать простым накоплением знаний.

  Проблема истинного знания не сводится к количеству накопленных знаний.  Конечно философы обязаны обладать большими познаниями. Мудрость, в понимании Гераклита, не совпадает с многознанием или эрудицией, «Многознание не научит уму». Какова у человека душа, таковы и его знания.

Но чувства, по Гераклиту, не могут дать полного знания о природе вещей. Такое знание дает нам только мышление. Мышление и чувства неразрывны и дополняют друг друга, помогая нам в познании существующего мира. Гераклит уверен, что всем людям дано познать себя и быть разумными.

    Гераклит 
не только возражает против слепого 
накопления знаний, не признанных светом постигающей философской мысли.

Он также возражает против безотчетного следования традиции, против некритического заимствования чужих взглядов.

Об этом сказано очень выразительно в фрагменте: “Не должно поступать как дети родителей, то есть, выражаясь попросту: так, как мы переняли”. Это и значит: не следует что-либо перенимать некритически, догматически.

    Мышление – одно для всех людей. “Мышление — общее для всех”. Все “желающие говорить разумно должны опираться на это всеобщее, подобно тому, как государство на законе, и даже еще крепче”.

    Это воззрение – отнюдь не “чисто” 
гносеологическое или онтологическое.

Общий для всех людей закон, о 
котором здесь идет речь, Гераклит характеризует как “божественный”: “Ибо все человеческие законы питаются единым божественным.

Ибо последний 
господствует насколько ему угодно, довлеет всему, все побеждает”. Этот правящий миром закон есть, по Гераклиту, “слово”, или “логос”, и люди имеют с ним постоянное общение.

    Однако, несмотря на это постоянное общение, люди, по убеждению Гераклита, в своем 
большинстве расходятся с “законом”, или “разумом” (логосом).

И Гераклит задается вопросом о том, почему это 
происходит. Объяснение Гераклита проливает 
свет на его взгляд относительно чувственного познания.

В 107-м фрагменте он говорит: “Плохие свидетели глаза и уши у людей, которые имеют грубые души”.

    Фрагмент 
этот толковали в том смысле, будто 
Гераклит отвергает в нем чувственное 
познание как несовершенное, будто 
при помощи зрения и слуха мы не можем получить верного знания о 
природе. Но мысль Гераклита не такова. Он говорит, что внешние чувства 
не дают истинного знания только тем людям, у которых грубые души.

Стало быть, дело не в самих внешних чувствах, а в том, каковы люди, обладающие этими чувствами. У кого души не грубые, у того и внешние чувства способны давать истинное знание. Но чувства не могут дать полного, окончательного знания о природе вещей. Такое знание дает нам только мышление.

Однако мышление Гераклит представлял себе, по всей видимости, как познавательную деятельность, не отдельную от чувств, а завершающую деятельность внешних чувств, способную приводить людей, души которых не грубы, к истинному познанию, «мышление есть величайшее превосходство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней”.

    Мудрость 
отвлекается и отвращается от всего, что не есть истина. Таков, надо полагать, смысл  фрагмента, в котором 
Гераклит заявляет: “Из тех, чьи 
речи я слышал, ни один не дошел до познания, что мудрость есть от всего 
отрешенное”.

Но хотя большинству людей недоступно истинное познание и хотя большинство не знает правящего миром “логоса”, Гераклит вовсе не считает такое положение вещей неизбежным. В принципе Гераклит полагает способность к истинному познанию общей для всех людей, а человеческий род  – причастным к разуму.

Всего выразительнее он высказывает это свое убеждение в фрагменте, где он прямо утверждает, что “всем людям дано познать самих себя и быть разумными”. И, кажется, в этом же смысле он говорит, что “душе присущ логос, сам себя умножающий”. 

    Диалектические 
идеи философии Гераклита 

     Гераклит 
знаменит не только интересными и 
глубокими размышлениями о первоначале. Еще более славен он как великий 
древнегреческий диалектик. Те диалектические мысли и идеи, которые в зародыше и стихийно заключены в концепции 
первоначала первых греческих философов, получают у Гераклита более четкую артикуляцию, дальнейшее развитие.

Диалектика у Гераклита — это прежде всего 
констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений. Мысль 
об изменениях, характерная для самых 
первых греческих философов, у Гераклита 
приобретает форму мысли всеобщей, т.е. философской идеи.

Все изменяется, и изменяется постоянно; нет предела 
изменениям; они есть всегда, везде 
и во всем — вот что спрессовано 
в знаменитой краткой формуле, приписываемой 
Гераклиту: „Все течет, все изменяется». Наблюдения за рекой легко могут склонить мыслящего человека к идее изменений.

У Гераклита же — река не более чем символ, благодаря которому понятным для людей способом утверждается всеобщая мысль. Такова же роль других гераклитовых символов — огня, войны (вражды) и др. Привязанность мысли Гераклита с символами, образами — специфическая черта его философии, да и всего древнегреческого любомудрия.

Это диалектика изменений в образах и символах. Хотя мысль об изменении то и дело приобретает в фрагментах, приписываемых Гераклиту, всеобщий, абстрактный характер, она объединяется с хорошо запоминающимися образами, делающими философскую мудрость живой, понятной.

Например, солнце Гераклит характеризует как «новое ежедневно, но и всегда и непрерывно новое». В другом случае Гераклит говорит: „На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды». Поэтому, согласно Гераклиту, в одну и ту же реку нельзя войти дважды.

     Специфика диалектики Гераклита — еще и 
в том, что мысль об изменениях объединяется здесь с идеей единства и борьбы противоположностей.

Гераклит как бы извлекает из недр внутренней логики первоначала только брезжившую идею единства и борьбы противоположностей и подробно, уже именно по-философски, развивает её.

Идея Единого — 
и, стало быть, приведения к Одному, к единству — соседствует с 
идеей раздвоения Единого, выделения 
из него противоположностей. «Выслушав не мою, но эту Речь (Логос), должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно.

Гераклит утверждает не просто существование противоположностей, но их неизбывность и всеобщность. Противоположности существуют везде. Эта идея воплощается у Гераклита в некоторой космической, но также в этической и эстетической формах. Ибо наличие противоположностей для Гераклита — основа и существования, и гармонии мира. Противоречивость сближает — таков гераклитовский парадокс.

  Еще одна диалектическая идея — борьба, «вражда» противоположностей. Гераклит был изобретателем идеи борьбы противоположностей как конструктивного философского начала.

В изображении Гераклита 
борьба, распря, война имеют глубинное 
отношение к рождению, возникновению, расцвету, т.е. к самой жизни. «Должно знать, что война общепринята, что 
вражда — обычный порядок вещей…

и что все возникает через 
вражду и заимообразно «за счет другого. Всякое явление для Гераклита составлено из противоположных начал.

Эти противоположности находятся в состоянии борьбы «Война есть отец всего и мать всего; одним она определила быть богами, другим людьми; одних она сделала рабами, других свободными». «Следует знать, что война всеобща, и правда – борьба, и все происходит через борьбу и по необходимости». 

     Те 
изменения, которые происходят в 
направлении земля – вода – 
воздух – огонь, называются Гераклитом путем вверх, а те которые идут в обратном порядке – путем 
вниз.

Гераклит высказал мысль о 
переходе явлений в свою противоположность: «Одно и то же в нас – живое 
и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись 
есть то, и обратно, то, изменившись, есть это».

«Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое 
увлажняется». «Враждующееся соединяется, из расходящихся – прекраснейшая 
гармония, и все происходит через 
борьбу».

     Три основополагающие диалектические идеи, которые были выделены из корпуса 
гераклитовских фрагментов, внутренне 
связаны друг с другом, друг в 
друга переливаются, в чем также 
уже проявляется диалектика — 
в ее облике диалектики философских 
идей.

Раз мы приняли, вместе с Гераклитом, идею-образ вечного изменения: в 
одну и ту же реку нельзя войти дважды, то логично сделать вывод в 
несколько иной форме: в ту же реку вступаем и не вступаем, существуем и не существуем.

Одно состояние 
уступает место другому, «холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссохшее орошается». Так идея всеобщей изменчивости поворачивает к нам другой свой лик — она переливается в тезис о единстве противоположностей.

Изменение и есть, по Гераклиту, совмещение крайностей — прежде всего существования и несуществования, но также уничтожения и возникновения. Ведь уничтожение одного есть возникновение другого.

Источник: https://student.zoomru.ru/fil/ucheniya-geraklita/52719.415204.s1.html

Философское учение гераклита, его диалектические идеи

Эфесский, главное произведение «О природе». Гераклит в качестве субстанционально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь. В учении Гераклита он выступает как субстанция бытия, поскольку пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная стихия.

Мир — по Гераклиту упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми , а всегда был, есть и будет вечно живым огнем. Все предметы и Явления природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь. «Огня смерть — воздуха рождение и воздуха смерть — воды рождение.

Из смерти земли рождается воздух, из смерти воздуха — огонь» и т. д.

Гераклит знаменит не только интересными и глубокими размышлениями о первоначале. Еще более славен он как великий древнегреческий диалектик (Слово «диалектика» употребляется здесь в значении, которое ему придали более поздние философы. Аристотель же применяет слово «динамика», имея в виду философов, начиная с Зенона.

Но представляется оправданным употреблять его и применительно к рассуждениям более ранних авторов и особенно, конечно, Гераклита.). Те диалектические мысли и идеи, которые в зародыше и стихийно заключены в концепции первоначала первых греческих философов, получают у Гераклита более четкую артикуляцию, дальнейшее развитие.

Диалектика у Гераклита, как и у его предшественников, — это прежде всего констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений. Мысль об изменениях, характерная для самых первых греческих философов, у Гераклита приобретает форму мысли всеобщей, т. е. философской идеи.

Все изменяется, и изменяется постоянно; нет предела изменениям; они есть всегда, везде и во всем — вот что спрессовано в знаменитой краткой формуле, приписываемой Гераклиту: „Все течет, все изменяется».

Какой бы простой и банальной ни казалась эта формула человеку сегодняшних дней, необычной, новаторской и мудрой она выглядела тогда, когда впервые в емкой, обобщенной форме представила результаты тысячелетних наблюдений, раздумий человека об окружающем мире и своей собственной жизни. Переход здесь весьма тонкий.

Скажем, наблюдения за рекой легко могут склонить мыслящего человека к идее изменений. У Гераклита же — река не более чем символ, благодаря которому понятным для людей способом утверждается всеобщая мысль. Такова же роль других гераклитовых символов — огня, войны (вражды) и др.

Повязанность мысли Гераклита с символами, образами — специфическая черта его философии, да и всего древнегреческого любомудрия. Это диалектика изменений в образах и символах.

Хотя мысль об изменении то и дело приобретает в фрагментах, приписываемых Гераклиту, всеобщий, абстрактный характер, она объединяется с хорошо запоминающимися образами, делающими философскую мудрость живой, понятной. Например, солнце Гераклит характеризует как «новое ежедневно, но и всегда и непрерывно новое» (58 (а); 225). В другом случае Гераклит говорит: „На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды» (40 (а); 209). Поэтому, согласно Гераклиту, в одну и ту же реку нельзя войти дважды.

Специфика диалектики Гераклита — еще и в том, что мысль об изменениях объединяется здесь с идеей единства и борьбы противоположностей. Предвестником такого подхода, как уже упоминалось, был Анаксимандр.

Гераклит как бы извлекает из недр внутренней логики первоначала только брезжившую идею единства и борьбы противоположностей и подробно, уже именно по-философски, развивает её. Идея Единого — и, стало быть, приведения к Одному, к единству — соседствует с идеей раздвоения Единого, выделения из него противоположностей.

«Выслушав не мою, но эту-вот Речь (Логос), должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно», — говорит, согласно свидетельству Ипполита, Гераклит (26 (а); 199). Гераклит утверждает не просто существование противоположностей, но их неизбывность и всеобщность. Противоположности существуют везде.

Эта идея воплощается у Гераклита в некоторой космической, но также в этической и эстетической формах. Ибо наличие противоположностей для Гераклита — основа и существования, и гармонии мира. Противоречивость сближает — таков гераклитовский парадокс.

Еще одна диалектическая идея — борьба, «вражда» противоположностей. Гераклит был изобретателем идеи борьбы противоположностей как конструктивного философского начала. В изображении Гераклита борьба, распря, война имеют глубинное отношение к рождению, возникновению, расцвету, т. е. к самой жизни.

«Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей… и что все возникает через вражду и заимообразно.

В этой связи Гераклит снова вступает в полемику с Гомером: ведь тот, молясь, «чтобы ‘вражда сгинула меж богами и меж людьми’, сам того не ведая, накликает проклятье на рождение всех [существ]», «ибо они рождаются в силу противоборства и противодействия…» (свидетельство и комментарий Плутарха).

Три основополагающие диалектические идеи, которые были выделены из корпуса гераклитовских фрагментов, внутренне связаны друг с другом, друг в друга переливаются, в чем также уже проявляется диалектика — в ее облике диалектики философских идей.

Раз мы приняли, вместе с Гераклитом, идею-образ вечного изменения: в одну и ту же реку нельзя войти дважды, то логично сделать вывод в несколько иной форме: в ту же реку вступаем и не вступаем, существуем и не существуем.

Одно состояние уступает место другому, «холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссохшее орошается». Так идея всеобщей изменчивости поворачивает к нам другой свой лик — она переливается в тезис о единстве противоположностей.

Изменение и есть, по Гераклиту, совмещение крайностей — прежде всего существования и несуществования, но также уничтожения и возникновения. Ведь уничтожение одного есть возникновение другого.

Записи по теме

Источник: https://naparah.com/filosofiya/0814562.html

Ссылка на основную публикацию