Религия восточных славян — в помощь студенту

Язычество – религия восточных славян. Это многогранные и необычные верования, которые своими корнями уходят в глубину веков. Точной информации о месте зарождения первого языческого культа нет, ведь практически все археологические свидетельства были стерты непреклонным временем. Все, что известно ученым, было получено из тех немногих летописей и рассказов, которые смогли дойти до нас.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Но даже этого достаточно, чтобы разобраться в том, какой была культура и религия восточных славян до прихода христианства. Понять, что двигало людьми в тот исторический период, и как это отобразилось на современном мире.

Религия восточных славян - в помощь студенту

Основная концепция язычества

Религия восточных славян была основана на вере во многих богов – политеизме. Все явления в природе были божьими предзнаменованиями и свидетельствовали о том, что людей окружают потусторонние существа.

Славяне боялись и почитали богов, приносили им жертвы и молили их о помощи. Многие обычаи были связаны с поклонением божествам и проводились согласно установленным правилам. Славяне верили, что на все есть воля богов, и без их участия ничего не совершалось.

В славянском пантеоне была своя иерархия, по которой богов делили на основных и второстепенных. Также в язычестве были и духи-хранители, которые оберегали дом, помогали с посевами и лечили от болезней.

Сотворение мира

Религия восточных славян кратко описывает сотворение мира. Известно только то, что вначале появилось золотое яйцо, в котором был бог Род – отец всего живого и неживого.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Доходы, проблема дифференциации доходов - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Он сотворил небо, землю, деревья, от него пошли все боги. От имени этого божества образовалось слово «природа», что означало – все при Роде.

Религия восточных славян - в помощь студенту

Божий дух стал одним из первых творений Рода, а изображали его в виде огромной совы. Со временем ей дали имя Матерь Сва. От Божьего духа появился Сварог – бог неба, а также царь всего сущего на земле.

Дальше у Сварога появились дети: бог солнца Дажбог и бог ветра Стрибог.

А дальше одни боги создавали других, те, в свою очередь, порождали прочих мистических существ, покуда не образовалось целое божественное царство со своими законами и правилами.

С течением лет имена богов сменялись на другие, но их сущность при этом оставалась прежней. Вот так постепенно и зародилась языческая культура со своей божественной иерархией.

Главные боги

Языческая религия восточных славян сильно менялась на протяжении веков. При этом новые обычаи и верования не заменяли старые, а становились их продолжением, частично меняя их суть. Поэтому часто популярность устаревших богов снижалась, равно как и их позиция в божественной иерархии.

Религия восточных славян - в помощь студенту

Изначально главным и самым уважаемым богом был Род. Ведь он — создатель всего сущего на Земле, а также покровитель земли и плодородия. Ему приносили жертвы и пели хвалебные песни в надежде на то, что он присмотрит за урожаем и не даст болезням поразить поля.

В дальнейшем его место занял Сварог — божественное существо, отвечающее за порядок и мир на землях славян. Со временем Сварог забрал на себя большую часть заслуг Рода, став творцом неба и того, что под ним.

Не менее почитаемым богом был и Велес, который отвечал за скот. Подобное отношение было вызвано тем, что славяне, как и многие другие народы того времени, занимались скотоводством.

Если коровы и прочая живность начала погибать, люди думали, что Велес прогневался и требует жертвы.

Еще одной задачей этого сурового бога было присматривать за душами умерших, поэтому нередко ему возносили молитвы о том, чтобы он позаботился о погибших родственниках.

Перуново время

Следует отметить, что изначально Перун не был главным богом, а лишь изображался как один из сыновей Сварога и Матери Сва. Он был громовержцем и властителем дождей. Когда мирные времена сменились частыми военными походами, его роль кардинально изменилась – Перун стал богом войны и одним из наиболее почитаемых божеств в славянском пантеоне.

Религия восточных славян - в помощь студенту

Причиной тому — то, что молнии всегда считались непобедимыми и смертоносными, несли кару каждому, кто посмел стать на пути у Перуна. Поэтому воеводы верили, что если войско заручится поддержкой этого бога, то сможет беспрепятственно победить в любом сражении.

Дабы обратить на себя внимание Перуна, князья нередко устраивали большие подношения, строили алтари и следили за знаками с небес. Это привело к массовому распространению культа Перуна, а религия восточных славян снова сменила божественного лидера.

Разнообразие богов в славянской культуре

Но не только великим богам поклонялись славяне. Небесная обитель насчитывала десятки менее значимых божеств, и все они были ответственны за определенную часть жизни людей и явлений природы, по крайне мере, так их преподносит религия восточных славян. Кратко о второстепенных богах язычников.

  • Дажбог – бог солнца, символизирует рассвет и процветание.
  • Стрибог – бог ветра, способен насылать бури и непогоду. Также он присматривает за ходом времени и сменой времен года.
  • Лада – богиня порядка и первая из рожениц. Именно она, по поверьям, породила двенадцать месяцев.
  • Леля – мать Перуна. Эта богиня следила за посевами, поэтому была в особом почете у славян.
  • Ярило – бог света и весны, со временем его стали олицетворять с солнечным кругом.
  • Макошь – богиня судьбы и вечная пряха. Говорят, что она на своем веретене сплела все судьбы человеческие, а помогали ей в этом Доля и Недоля.

Помимо этого, были и злые божества, которые пытались погубить людей, постоянно насылая на них болезни и несчастья.

Волхвы – связующие звено между людьми и богами

Жрец присутствовал в каждой культуре, поэтому не обошлась без него и религия восточных славян. В древности людей, умеющих читать подсказки богов, называли волхвами или кудесниками. К ним часто приходили за помощью, так как те, по преданиям, умели исцелять болезни, снимать сглазы и благословлять в грядущих начинаниях.

Религия восточных славян - в помощь студенту

Что правда, в отличие от других религий того времени, языческие жрецы не строили храмов и не требовали к себе повышенного внимания. В большинстве случаев они жили вдали от поселений, дабы оградить себя от назойливой толпы.

Обряды в древней Руси

Религия и быт восточных славян тесно связаны. Существует много поверий и примет, на которые люди всегда обращают внимания. Так, посевы всегда сопровождались молитвами богине Леле, дабы та потом присмотрела за урожаем.

Особое значение придавали похоронам, ведь от соблюдения обряда зависело то, как умершего встретят в загробном мире. Тело погибшего клали в небольшую лодку, затем поджигали и пускали по течению.

Таким образом душу умершего отправляли по реке в загробный мир, после чего пепел хоронили в кургане.

В могилы знатных людей и воинов помещали доспехи, оружие и труп коня, дабы в потустороннем мире человек ни в чем не нуждался.

Так же трепетно религия восточных славян оберегала обряды, связанные с рождением ребенка, сватаньем и свадьбой.

Большие празднования и гуляния

Все праздники в календаре славян были связаны с явлениями природы и переходами от одного сезона ко второму. Многие из них играли настолько важную роль в обществе, что остались даже после прихода христианства, хотя и изменив свое изначальное предназначение.

Так, первым в году было гуляние в честь Коляды, бога, принесшего знание людям. Праздновали его первого января, что в дальнейшем совпало с Рождеством. Именно поэтому сейчас существует традиция ходить по дворам и просить сладости взамен на хвалебный стих.

Религия восточных славян - в помощь студенту

Еще одним языческим праздником, существующим и поныне, является Ивана Купала. Отмечают его 24 июня (по старому календарю) в честь летнего солнцестояния.

По преданиям, в этот день вода имеет целебную силу, поэтому люди и устраивают это гуляние у водоема. Изначально этот день был предназначен для воспевания бога солнца.

Именно в его честь запускают огненные круги или колеса в воду, тем самым демонстрируя передвижение солнца по небу.

Приход христианства

И хотя религия восточных славян долгое время царила на всей территории Руси, приход христианства все же ее вытеснил. Причиной тому стало покровительство со стороны князя Владимира, что не оставило выбора простому народу.

Религия восточных славян - в помощь студенту

Еще несколько столетий волхвы пытались вернуть прежние традиции, но их дело закончилось провалом. И только небольшие капища и деревянные идолы и поныне напоминают о том, что в древности были боги, способные управлять погодой, небесными светилами и судьбой человека.

Источник: https://www.syl.ru/article/167824/new_religiya-vostochnyih-slavyan-kultura-i-religiya-vostochnyih-slavyan

Восточные славяне в древности: традиции, верования

Удача улыбнется вам!Религия восточных славян - в помощь студентуРелигия восточных славян - в помощь студенту

Каковы были обычаи, нравы и верования восточных славян? Картину прошлого нам помогают восстановить различные источники, в том числе и письменные, а также фольклорные.

Вся жизнь восточных славян тесно была связана с их верованиями, а именно – с язычеством. Это и праздники, и обряды, и живопись, и ремесла. Что касается обычаев, то в древности еще продолжала существовать кровная месть. Это было пережитком родоплеменного строя.

Когда человек рождался, то проводили обряд имянаречения. У каждого славянина было два имени. Одно – для всех, а второе – защитное, только для близких. Это делали, чтобы уберечь человека от дурного глаза и порчи. Новорожденному надевали рубашку, которую шили из отцовской или материнской. Это также делали с защитной целью.

Верования и обычаи восточных славян были очень своеобразными, самобытными. У них был свой глубокий, сакральный смысл. Ни один обряд, ни один обычай не проводили просто так. Между ними существовали определенные причинно-следственные связи.

Праздники восточных славян

Религия восточных славян - в помощь студенту

Все обряды на праздниках были так или иначе направлены на хороший урожай, плодородие земель. Традиционными из них были сжигания чучел на костре, закапывание чего-либо в землю, омывание водой. Известнейшими праздниками, дошедшими и до наших дней, были Масленица (встреча весны), Коляда (зимние гуляния). Все они сопровождались необузданным весельем, шутками, песнями и плясками. Хозяюшки накрывали богатые столы, чтобы задобрить богов и природу в их лице.

Обряды и верования восточных славян

Cлавянские обряды окутывали жизнь человека, начиная с самого появления на свет. Первым был обряд рождения, направленный на защиту новорожденного.

При этом пуповину и детское место закапывали в землю, предварительно заговорив. Следующим обрядом было имянаречение. Славяне верили, что имя человека может сильно повлиять на его судьбу.

Обряд проводился жрецом, при этом прядь волос человека бросали в костер.

Религия восточных славян - в помощь студенту

Существовали обряды для подростков, свадебные обряды и многие другие. И последним для каждого был обряд погребения. Чаще всего славяне прибегали к сожжению трупа. Но погребальные обычаи все же отличались в разных регионах проживания.

Верования восточных славян сводились к почитанию богов, которых было очень много. Также верили и в разных духов, существ. Славяне считали, что каждая частица природы – живая.

Восточные славяне в древности, их традиции и верования – это не просто исторические факты. Это часть культуры, часть нас. Ведь многие из них спустя несколько сотен лет все еще существуют. Они сохранились даже после Крещения Руси.

Пережитки славянских верований и обрядов отражены в сказках, которые мы читаем своим детям. Наши предки оставили нам богатейшее наследие, богатейшую культуру. И мы, как потомки, должны хранить их и передавать по наследству.

Боги славян. Праздники и обряды

Источник

Религия восточных славян - в помощь студенту

Источник: https://slavicnews.ru/vostochnye-slaviane-v-drevnosti-tradicii-verovaniia/

Восточные славяне история кратко, территория, соседи, племенные союзы, занятия и верования

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.

Читайте также:  Основные определения кислот и оснований - в помощь студенту

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне.

Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы.

Также принято считать, что они делились на три группы:

  • – Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.
  • – Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.
  • – Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Религия восточных славян - в помощь студенту

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена Места расселения Города
Поляне Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева Киев
Словене ильменские Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера Новгород, Ладога
Кривичи Севернее Западной Двины и верховья Волги Полоцк, Смоленск
Полочане Южнее Западной Двины Полоцк
Дреговичи Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять Туров
Древляне Южнее реки Припять Искоростень
Волыняне Селились южнее древлян, у истоков Вислы
Белые хорваты Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла
Дулебы Жили восточнее белых хорватов
Тиверцы Территория между Прутом и Днестром
Уличи Между Днестром и Южным Бугом
Северяне Территории вдоль реки Десны Чернигов
Радимичи Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству
Вятичи Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие.

Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел.

То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена.

Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Религия восточных славян - в помощь студенту

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Религия восточных славян - в помощь студенту

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей.

Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными.

История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы.

Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота.

Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Религия восточных славян - в помощь студенту

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/vostochnyie-slavianie

Религия восточных славян (таблицы + схемы)

Религия восточных славян - в помощь студентуРелигия восточных славян

См. также Верования восточных славян

Истоки славянской религиозной культуры

Восточные славяне на раннем этапе своего развития были язычниками. Язычество – это необычные и многогранные представления о природе и человеке, которые уходят корнями в глубь веков.

При этом, исследователи и историки-славянофилы не имеют точной информации о месте зарождения языческих культов.

Причиной этому выступает то, что большинство археологических свидетельств были полностью стёрты временем.

Всё, что нам фактически известно об этой древней религии дошло до нас благодаря устному народному творчеству и летописям более поздних времён.

Итак, согласно дошедшим до нас данным, верования восточных славян было основано на поклонении многим богам (политеизм). Для язычника каждое природное явление выступало в качестве предзнаменований этих богов. Кроме того, славяне считали, что вместе с ними живут невидимые глазу существа, некоторые из которых помогают людям в быту, а некоторые – вредят.

Все жители боялись гнева этих существ и регулярно приносили им жертвы, молясь о помощи. Таким образом, многие обычаи язычников были тесно связаны с подобными жертвоприношениями. Без одобрения богов не начиналось ни одно крупное дело.

Славянский пантеон богов

Славянский пантеон имел собственную иерархию, согласно законам которой боги были разделены на главных и второстепенных. Кроме того, в этой религии присутствовали и духи-хранители, помогающие людям в быту и спасающими их от болезней.

Религия восточных славян имела и описание миросотворения. Так, они верили, что начало мира было положено золотым яйцом, в котором находился бог Род, явившийся впоследствии отцом всего материального и нематериального.

Именно этот бог сотворил землю, небо, деревья и остальных богов, входящих в славянский пантеон и именно от имени бога Рода было образовано слово «природа», которое означает, что всё живое и неживое состоит при Роде.

Род – главное славянское божество

Одним из первых творений Рода стал божий дух, которого славянский народ до самой христианизации изображал в виде большой совы. Исследователи утверждают, что в определённый период её называли Матерь Сова.

От Духа появился Сварог представляющий в язычестве небесные силы и являющийся царём всего, что ходит по земле.

У Сварога было двое детей: бог ветра Стрибог и бог солнца Дажбог и они создали других, которые начали творить различных мистических существ, пока на земле не сформировалось божественное царство, которое получило свои правила и законы.

Со временем божественные имена менялись, однако их сущность по-прежнему оставалась той же, что и раньше. Именно так зародилось язычество славян, а вместе с ним славянская культура.

При этом, как мы можем видеть на примере христианизации Руси, верования и обычаи славянских народов не заменялись новыми, но становились их продолжением, подстраиваясь под определённые важные (чаще политические) условия. Так и бог Перун, изначально находившийся не на вершине пантеона в итоге стал главным богом на Руси. Это случилось в период частых военных походов.

Многие исследователи отмечают тесную связь между бытом и религией славян. Например, раньше все посевы пшеницы и её сбор сопровождались песнями, славящими богиню Лелю, которая после этого должна была охранять урожай.

Смерть и похоронные обряды в религиозной культуре восточных славян

Особое место в язычестве занимала смерть и похороны умершего. Ведь именно от правильного соблюдения обряда зависело, как покойник будет встречен в загробном мире. Тело клали в деревянную лодку, после чего поджигали и отправляли вниз по течению реки, отправляя таким образом душу в загробный мир. Часто мёртвых сжигали и хоронили пепел в кургане.

В такие могилы воинов и знатных жителей также помещали доспехи, труп коня и боевое оружие, чтобы человек не нуждался в загробном мире ни в чём, что любил при жизни. Не менее трепетными были и обряды, связанные со свадьбой и рождением детей.

Каждый праздник, имеющийся в славянском календаре был напрямую связан с определённым природным явлением, а самые важные празднования проходили в период перехода одного сезона в другой. Стоит отметить, что многие такие праздники играли настолько большую роль, что существовали ещё сотни лет после принятия Русью христианской веры, хотя они и изменили внешне своё изначальное предназначение.

Например, первым гулянием в году был праздник в честь бога Коляды, который принёс славянам Знание. Его праздновали первого января, что впоследствии совпало с Рождеством Христовым. Как Вы могли догадаться, этот праздник существует даже в современном мире. Ведь и сегодня в начале года можно встретить коллективы распевающие стихи-колядки и получающие за это различные сладости.

Заведовали таинствами и обрядами на Руси волхвы. Однако, с приходом христианства все они исчезли, хотя эти люди и пытались ещё долго проводить свои требы на языческих капищах.

Таблица: нравы и верования (политеизм) восточных славян

Религия восточных славян - в помощь студентуНравы и верования восточных славян

Схема: обычаи и верования славянских племен

Религия восточных славян - в помощь студентуОбычаи и верования славянских племен

Схема: этапы становления религиозный воззрений восточных славян

Религия восточных славян - в помощь студентуЭтапы становления религиозных воззрений восточных славян

Видео-лекция: верования древний славянских племен

Источник: https://fox-calculator.ru/slavane/religiya-vostochnyih-slavyan-slavyanskoe-yazyichestvo/

1.1.2 Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Видеоурок: Восточные славяне. Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Лекция: Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Занятия восточных славян

Религия восточных славян - в помощь студенту

Время после потрясений Великого переселения народов характеризуется качественным скачком в развитии славянского общества. Появился новый хозяйственный уклад, основанный на земледелии, хотя большая часть территории, занимаемой славянами не слишком подходила для сельского хозяйства. Основным занятием восточных славян было земледелие.

Хлеб являлся не только основной пищей, но и большой частью культуры. Даже в названии зерна, славяне отразили это как основу своей жизни — «жито». Широко был распространен посев ржи. Древляне, жившие на территории густых лесов, были вынуждены прибегнуть к «подсечно-огневому» способу земледелия.

Они вырубали деревья, оставшиеся пни поджигали, когда пень выгорал, его золой удобряли почву. Такой метод позволял собирать хороший урожай лишь пару лет. Полянам и прочим племенам жившим на равнинах было несколько проще. Они использовали «перелог», переходя с места на место, «перекладываясь» по мере оскудения плодородия.

Но это могло быть возможно только на юге, где было достаточное количество земли.

Земля делилась на наделы (личные земли крестьян, которые передавались по наследству) и земли общего пользования. На последних находились выгоны для скота, сенокосы, вода и леса, которыми вся община пользовалась одинаково.

Читайте также:  Депрессия - в помощь студенту

Славяне хорошо разбирались и в скотоводстве, выращивали крупный рогатый скот, пасли стада овец, занимались разведением лошадей, коз, свиней. Немаловажным для их жизни были сбор меда и речное рыболовство. Отдельно стоит отметить и охоту.

Охота приносила не только продовольствие в виде мяса диких животных, шкуры использовались для верхней одежды, а шкурки небольших пушных животных служили в качестве валюты в обмене внутри или между общинами. Также они занималисьремеслом.

Настоящим научным открытием стала добыча железной руды и выплавка железа, которое использовалось для изготовления орудий труда и оружия.

Также следует отметить, что у славян развивалась торговля, основным экспортируемым товаром был мех, кроме него торговали медом, воском.

Общественный строй восточных славян

Религия восточных славян - в помощь студенту

Изначально, когда славяне только поселились на территории Восточно-Европейской равнины, общественный строй представлял множество родовых общин. То есть, каждая община состояла из людей, которые были в кровном родстве между собой. Во главе такой семьи стоял родовой владыка, обладавший практически безграничными полномочиями.

Но расселение крестьянских семей, осваивавших новые земли по огромной территории привело к тому, что на смену родовому строю пришел соседский. Славяне называли его вервь. Те, кто входил в вервь имели одинаковые права на лес, сенокосы и реки, но каждый член верви имел и свой земельный надел.

Родового владыку, заменил старейшина, который избирался членами верви на специальных собраниях — Вече. 

На Вече собирались все женатые мужчины (главы хозяйств). Они решали вопросы по регулированию порядка пользования землей, споров из-за границ крестьянских наделов (межи).

А также определяли размер повинностей между общинниками, среди которых были подать (денежные выплаты князю) и расходы на общинные нужды. Кроме старейшин общинной властью обладали сотские и десятские, которые выполняли полицейские обязанности. Каждое племя имело князя.

Старейшины и князья окружили себя дружиной (воинами), принуждавшей рядовых общинников к повиновению.

Появление первых городских центров (Киев, Чернигов, Псков, Изборск, Полоцк) в VIII в. также послужило фактором распада родового общества. В них появлялись кузнечные, гончарные, ювелирные и другие ремесленные мастерские, хозяева которых были богатыми людьми и пользовались уважением. 

Верования восточных славян

Религия восточных славян - в помощь студенту

Восточнославянские племена были язычниками, у них не было единой религии. Они верили в пантеон богов, схожий с древнегреческим. У одного племени самым почитаемым был Ярило (бог солнца), у другого Перун (бог грома и молний), у третьего Стрибог (бог ветров), у четвертого Велес (бог скотоводства), у пятого Мокошь (бог земледелия).  

Также славяне верили и в загробную жизнь, считая, что умершие превращаются в духов и защищают дом, а также своих потомков. В отличие от других языческих верований, славяне не обустраивали храмы для богов, а поклонялись им на природе, где устанавливали идолов. Эти места назывались капищами. В жертву приносился скот, а иногда и люди. 

Верование славян не имело отдельной касты жрецов или священников. Людей, которые, как они считали, обладали магической силой, они называли — волхвы (кудесники). Славяне прибегали при необходимости к их помощи, но не почитали их, как в других верованиях.

Предыдущий урок Следующий урок

Источник: https://cknow.ru/knowbase/861-112-zanyatiya-obschestvennyy-stroy-verovaniya-vostochnyh-slavyan.html

Язычество у восточных славян

  •             Московский государственный университет путей сообщения
  •                                                         (МИИТ)  
  •                      Кафедра «Экономика и управление 
    на транспорте»   
  •                                                         Реферат
  •                           По теме: Язычество у восточных 
    славян     
  •                                                      Выполнил студент Егоров Олег Андреевич                                                               
  •                                                                                Группа ЭЭТ-111   
  •                                                     Москва 2010
  •                                                     
    Введение
  • Религией славян являлось язычество, которое слагалось 
    из обоготворения сил природы 
    и культа предков.

      Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований 
древнего человека до государственной «княжеской» религии Киевской Руси к 9 веку. К этому времени 
язычество обогатилось сложными обрядами (можно выделить обряд погребения, в котором сконцентрировались многие представления язычников о мире), чёткой иерархией божеств (создание пантеона) и имело огромное влияние 
на культуру и быт древних славян.

      Язычество притягивает к себе любого любознательного 
человека таинственными, порой непонятными 
обрядами, забытыми, канувшими в 
века и извлечёнными из недр земли, памятниками культуры. Именно язычество 
помогало древнему человеку противостоять 
неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.  

      Этнографические исследования показывают поразительную 
живучесть многих представлений 
о мире, которые славяне перенесли 
даже в христианство. Удивляет этнографов и народная память: в некоторых 
сказаниях упоминаются даже вымершие исполины — мамонты «чудища хоботистые».

      После принятия христианства на Руси язычество 
стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось вытравить 
из души народа верования, которые складывались веками. Народное сознание славян смешало 
новую веру со старою, частью слило 
своих богов с христианскими 
святыми, частью низвело их в положение «бесов», частью сохранило верность своим родовым богам. .

Наиболее интересным является приурочение языческих верований к христианским праздникам. славяне представляли себе весь круговорот времен года в виде непрерывной борьбы и поочередной победы светлых и темных сил природы. Исходной точкой этого круговорота было наступление нового года — рождение нового солнца.

Языческое содержание этого праздника славяне влили в празднование Рождества Христова, и самое празднование святок получило у них греко-римское название коляды. Обряды, которыми славяне-язычники встречали наступление весны и летний солнцеворот, также в большей или меньшей степени приурочены были к христианским праздникам: таковы руcaлии, семик, купало.

Старые боги стали отождествляться с христианскими святыми: Перун превратился в святого Илью, Велес — в святого Власия, Ярила — в святого Георгия. Однако мифологические представления наших предков продолжают жить в народных традициях, праздниках, верованиях и обрядах, а также в песнях, сказках, заговорах и приметах.

Древние мифологические персонажи вроде леших, русалок, водяных, домовых и чертей ярко запечатлелись в речи, пословицах и поговорках.

            Язычество Восточных Славян — огромный 
культурный пласт, представляющий 
интерес для историков, этнографов 
и искусствоведов. Его влияние 
на дальнейшую судьбу Русского 
государства огромно.      

                                   
Язычество Восточных Славян

      «Язычество», как известно,— крайне 
неопределенный термин, возникший 
в церковной среде для обозначения 
всего нехристианского, дохристианского.

 
Этим термином должны были 
покрываться самые разнородные 
и разного исторического уровня 
религиозные проявления: и мифы 
античного мира, и представления 
первобытных племен, и дохристианские 
верования славян, финнов, германцев, 
кельтов или домусульманская религия татар.

Однако славянское  язычество коренным образом отличалось от античноого или скандинавского: ни один бог не являлся главным среди других, повелителем богов наподобие Зевса. 1

         Шли века, и славяне все более 
отделялись друг от друга, образовав 
три современные ветви самой 
многочисленной семьи родственных 
народов Европы.

Восточные славяне — это белорусы, русские, украинцы; западные — поляки, словаки и чехи; южные — болгары, македонцы, сербы, словенцы, хорваты, боснийцы. Несмотря на разделение славян, их мифологии и поныне сохранили многие общие черты.

Например, всем славянским традициям знаком древний обычай в конце зимы сжигать чучело — воплощение мрачных злых сил или хоронить мифическое существо вроде Масленицы и Ярилы у русских и белорусов и Германа — у болгар.

       Главным, определяющим материалом 
для изучения язычества является 
этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские игры,  волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней 
мифологии и эпоса; важен символический 
орнамент вышивки и резьбы 
по дереву. Сопоставляя фольклорные 
данные с началом земледелия, началом литья металла, появление 
железа, время постройки первых 
укреплений и т. п. можно 
выявить стадии и фазы развития 
языческих представлений.

  1.                                             
    Славянские культы
  2.         Наиболее ранними у славян являются культы огня, воды и земли.
  3. Воде и огню приписывались очищающие и охранные функции, земле – функции животворящие и охранные

Славяне почитали огонь небесный (молния, солнце) и 
огонь земной (домашний очаг, сакральный костер). Небесный огонь соединял в 
себе два начала – карающее, воплощенное 
позднее в образе Перуна; и очищающее, несущее свет, тепло, а вместе с ними и жизнь.

Это начало воплощалось в почитании солнца и солнечных богов – Ярило (Яровит), Сварог, Хорс, Дажьбог (Даждьбог). Почитание солнца нашло широкое отражение в славянском фольклоре: в заговорах, обрядовых песнях, загадках, сказках и т.п. Обряды весеннего цикла призваны были разбудить солнце.

В форме солнца выпекались масленичные блины, сжигая Масленицу (Кострому, Мару), славяне призывали на землю весну. Солнце охраняло людей от нечистой силы.

Славяне считали, что она может свободно разгуливать по земле только до восхода солнца; как только дневное светило зажигает свои первые лучи, нечисть разбегается, чувствуя свое бессилие.

Огонь земной воплощался в образе домашнего очага – 
защиты и объединяющего начала семьи. Домашний огонь постоянно поддерживали в печи, сохраняли его ночью 
в виде горячих углей как символ достатка и благополучия в доме. Он осмыслялся как живое существо, способное защищать, гневаться, наказывать. Образ домашнего огня упоминается 
в сказках, заговорах, оберегах.

Огонь 
«подкармливали» — оставляли на ночь в печи горшок с водой и полено, — чтобы в доме всегда был достаток. Позднее одним из олицетворений 
домашнего очага стал домовой. При 
переезде в новый дом его старались 
забрать с собой, чтобы и на новом месте он оберегал домочадцев.

При этом восточные славяне, например, в печь клали лапоть со словами: «Дедушко домовой! Вот тебе сани, поезжай с нами!», перевозили его также и в горшке с углями из старой печи, повторяя при этом: «Домовой, домовой! Поедем со мной!». Славяне сжигали своих покойников. Они считали, что вместе с пламенем душа переносятся в Ирий, рай.

Огненная река служила рубежом между миром живых и миром мертвых (в некоторых местах, особенно на Украине, после выпечки хлеба кладут в печь полено, чтобы потом было по чему перейти через огненную реку). С сакральным огнем были связаны и жертвы, приносимые славянами; огонь в данном случае служил посредником между человеческим, земным и божественным, небесным.

Так, например, в ночь Ивана Купалы было принято сжигать белого петуха – символ плодородия; в огонь бросали первый сноп, чтобы урожай был богатым.

          Вода являлась той стихией, 
из которой, по мнению славян, возникла сама земля; на воде, по представлению славян и 
других народов, она и покоится. Если огонь связывается с культурой, 
то вода, как и земля, — с жизнью.

У славян широко представлен 
культ колодцев, ключей, озер – 
вообще всяких водных источников, который перешел и в христианскую 
веру (например, Крещение, освящение 
воды в Крещение и в Благовещение).

Вода, по представлению славян, является матерью солнца, которое каждый вечер опускается в море-океан, чтобы очиститься и отдохнуть от мирских забот. С водой связаны мифологические образы девы Зари, Марьи Моревны, русалок, водяного и т.д. Воде и огню посвящен праздник Ивана Купалы.

Обливание водой в этот день было не только очистительным, но и должно было способствовать возникновению животворящего для земли дождя. Обряды, связанные с водой, проходили и в русалью неделю, и в Перуновы дни. Как очищение представлено мытье или просто обливание водой в свадебном обряде, в обряде обмывания покойника.

Вода смывает грехи и болезни, уносит с собой всю грязь. Вода может и рассказать о будущем. Всё это очень широко использовалось славянами в гаданиях и заговорах, а также в толковании снов. Причем именно в толковании снов раскрывается негативная символика воды: если кто-то видит во сне чистую воду, она предвещает слезы; грязную, мутную, — болезни, смерть. 

И южные, и восточные 
славяне считали «мертвой» воду, которая находилась в доме в момент смерти кого-либо из членов семьи. Это 
связано с представлением о том, что после смерти человека, его 
душа погружается в воду.

Представление о противоположных — животворящем и смертоносном –  началах воды отражено в сказочной «живой» и «мертвой» воде.

«Живая» вода способна вернуть к жизни мертвого человека, «мертвая» убивает даже непобедимого врага.

Еще сильнее 
был развит у славян культ земли

       Культ земли, который олицетворялся 
в образе женского божества 
плодородия. Широкое распространение 
имел обычай клятвы землей, целования 
земли. Отголосками таких верований 
было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. Культ камней 
в почти неизменном виде влился 
в христианские культы, в частности, 
в культ «святых мест», «святых» 
реликвий.

      В самом начале 12 в. русский писатель, современник Владимира Мономаха  предложил периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:

1. Культ «упырей (вампиров) и берегинь» — одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных

2. Культ земледельческих 
небесных божеств «Рода и 
рожаниц». Исторически две рожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия.

          3. Культ Перуна, являвшегося в 
древности богом грозы, молний и грома, а в дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей. При создании государства Киевской Руси Перун стал первым,   главным божеством в княжеско-государственном культе 10 в.2

       Славянское язычество достигло 
апогея накануне образования 
Киевской державы и в первые 
два столетия ее формирования (9 — 10 вв.), когда культ Перуна, бога 
грозы и покровителя воинов 
и князей, стал государственной 
религией Киевской Руси.

                                                       
Жречество

      Особую 
роль здесь сыграло жреческое 
сословие древней Руси. Общим названием 
жрецов было «волхвы» или «волшебники». Магическим действиям волхвов-волшебников приписывалось влияние на все силы природы, обеспечивающие урожай. В составе всего жреческого сословия было много различных разрядов.

Известны «волхвы-облакопрогонители», те, которые должны были предсказывать и своими магическими действиями создавать необходимую людям погоду.

Они, знающие заклятия от засухи, производящие точные расчеты оптимальных сроков дождей, рассматривались народом как особые существа, умеющие превращаться в волков, повелевать облаками и даже устраивать затмение луны или солнца.

Были волхвы-целители, лечившие людей средствами народной медицины, «волхвы-хранильники», руководившие сложным делом изготовления разного рода амулетов-оберегов и, очевидно, орнаментальных символических композиций.

Творчество этой категории волхвов могут изучать как археологи по многочисленным древним украшениям, служившим одновременно и оберегами, так и этнографы по пережиточным сюжетам вышивки с богиней Макошью, молитвенно обращающейся к небу, богинями весны, едущими на конях «с золотой сохой» и многочисленными символическими узорами.

Интереснейший разряд волхвов составляли «волхвы-кощунники», сказители «кощюн» —  мифов, хранители древних преданий и эпических сказаний. Сказителей называли также «баянами», «обаятелями», что связано с глаголом «баять» —  рассказывать, петь, заклинать.

Кроме волхвов-ведунов, существовали и женщины-колдуньи, ведьмы (от «выдать» —знать), чаровницы, «потворы».  Кроме того, мы непременно должны включить в общий перечень волшебников также и кузнецов, изготавливавших не только орудия труда и оружие (что уже придавало им значительный вес), но и «женскую кузнь», «кузнь многоценную», проявляя «хытрость» и «художьство кузньчьско».От древнего глагола «ковать», изготавливать нечто из металла, происходит слово «коварство», которое нами употребляется только в переносном смысле, а в свое время означало: мудрость, уменье, замысловатость3.

                                                    
Пантеон Богов

     К 
концу 10в.  возникла насущная необходимость упорядочить языческую религию с её племенными культами для соответствия с новым уровнем государственной жизни.  В результате реформ, на Руси складывается пантеон Владимира, где языческие божества были расставлены в порядке их  старшества и каждому из них были условно противопоставлены античные боги и христианские святые:

1) Перун выступает у славян как бог грозы, молнии и грома, в процессе развития общественных отношений ему становятся присущи и военные функции, к IX –X вв. он занимает господствующее положение в пантеоне богов. Символами Перуна считались дуб, гора, четверг, конь, петух, шестилучевая звезда.

У Перуна была огромная свита из родственников и помощников: Гром, Молния, Град, Дождь, русалки и 
водяные, Ветры-сыновья. Перуну служат богатыри, боги сезонной смер-ти природы: Вий, Кощей, Мара и др.

В 988 году Владимир, приняв христианскую веру, оказал Перуну особую честь: его идола не изрубили и не сожгли, как других идолов, а сбросили с Киевской горы, и двенадцать дружинников проводили его по Днепру до самых порогов. С принятием христианства культ Перуна преобразовался в культ св. Ильи.

Его день (2 августа) отмечался со всеми признаками языческого культа. Славяне считали, что Илья-пророк разъезжает во время грозы по небу и истребляет молниями чертей (змеев).

2) Стрибог (Стрибо, Стриба) – бог-отец, стрый, старый бог, бог ветра, бури, вихря, вьюги. Имя Стрибога означает «свистящий, воющий». Предполагают,  что Стрибог —  одно из воплощений Рода как отца богов. Его днем  является суббота (отсюда и осмысление субботы как родительского дня). В греческой мифологии ему приблизительно соответствует Уран.

3) Дажбог (Даждьбог) в летописи отождествляется с солнцем. Метафорически его называют «огонь Сварожич», то есть Дажьбог – сын Сварога, бога неба.

Древнее божество Природы, солнечности, «белого света», податель благ. День Дажбога – воскресенье, его металл – золото, его камень – яхонт, священное животное – лев.

Полностью соответствует античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну.

Источник: https://student.zoomru.ru/religiya/yazychestvo-u-vostochnyh-slavyan/7188.68796.s1.html

Ссылка на основную публикацию