Психология профессионального образования — в помощь студенту

Образовательная реформа, которая уже не первый год осуществляется в России, актуализи­ровала новые требования к профессиональной подготовке специалистов, связанные с необходимо­стью переосмысления целей образования в направлении от парадигмы усвоения знаний, умений и навыков к созданию психолого-педагогических условий для профессионального становления сту­дентов, которые обеспечивали бы их готовность к саморазвитию, личностной и профессиональной самореализации в изменяющихся условиях.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Нарастающие темпы развития новых технологий, информационный «взрыв» и быстрое «уста­ревание» информации, резкое усложнение, автоматизация и компьютеризация производственных процессов, высокая вероятность возникновения нестандартных ситуаций в производственной и со­циальной сферах − все это требует от выпускника вуза помимо профессиональных знаний, умений и навыков еще и специальных способностей, умений и свойств личности, обеспечивающих ему гиб­кость и динамизм профессионального поведения, креативность в профессиональной деятельности, самостоятельность в поиске и освоении новой информации и нового профессионального опыта, а также способность к принятию адекватных решений в нестандартных ситуациях в условиях дефи­цита времени и навыки оптимального взаимодействия с другими участниками производственного процесса и совместной профессиональной деятельности в коллективе [6].

Общепризнанно, что эффективность профессиональной подготовки студентов во многом де­терминирована отношением к выбранной профессии и вытекает из представлений о ее ценности, личной и социальной значимости.

Как отмечают большинство исследователей, у многих выпускни­ков школ при поступлении в вуз сформированы профессиональные предпочтения, которые должны стать основой для формирования профессиональной идентичности.

Далеко не все студенты осве­домлены о специфике приобретаемой профессии, что является одной из основных причин кризи­сов профессионального самоопределения.

Вместе с тем общеизвестные характеристики студенче­ства – формирование мировоззрения, системы ценностей, смыслов, самосознания, нравственности, духовности, поиски смысла своей жизни, гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости и др. – позволяют рассматривать студенческий возраст как сензитивный период становле­ния структуры профессионального самоопределения, развития профессиональной идентичности.

Обращаясь к изучению проблемы профессионального становления личности студента, ана­лизируя данный процесс, исследователи подчеркивают его сложность и многоэтапность.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Экзистенциал - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Особен­ность профессионального самоопределения студентов вузов состоит в том, что этап завершения вуза и первые годы работы связаны с адаптацией личности к профессиональной деятельности.

В период обучения повышается уровень осведомленности студентов о будущей профессии, развива­ются профессионально важные качества, формируется представление о себе как о профессиона­ле.

Степень готовности молодых специалистов активно включаться в профессиональную деятель­ность, быстро адаптироваться к ее требованиям определяется профессиональной идентификацией с представителями профессиональной среды.

Успешность этого процесса обусловливается отно­шением к выбранной профессии, представлением о ее ценности, переживанием личностной зна­чимости, стремлениями к личностному и профессиональному успеху. Для развития, становления профессиональной идентичности необходимы технологические и психологические предпосылки, такие как специальные знания, а также соответствие между способностями молодого специалиста и характером профессиональной деятельности.

В своих представлениях о концепции профессионального образования Э.Ф.

Зеер исходит из новой, личностно ориентированной парадигмы высшего образования и высказывает крайне важную мысль о необходимости включения в обязательную учебную программу каждого вуза курса «Пси­хология профессий» и о том, что введение такого учебного предмета в профессиональной школе су­щественно обогатит профессиональную культуру будущих специалистов, будет способствовать их профессиональному самоопределению и формированию профессионального сознания, станет фак­тором психологически обоснованного проектирования ими своей профессиональной биографии [5].

Технология психологического сопровождения на стадии профессионального образования, на­пример с помощью психологической службы в вузе (ПСВ), будет различной для разных этапов обу­чения в вузе.

На этапе первичной адаптации (первый курс) задача ПСВ состоит в оказании помощи студенту в социально-психологической адаптации к новым условиям жизнедеятельности, поэтому в технологическую программу этой работы входят 1) диагностика готовности к учебно-познавательной деятельности, мотивов учения, ценностных ориентаций, социально-психологических установок; 2) помощь в развитии учебных умений и регуляции своей жизнедеятельности; 3) психологическая поддержка первокурсников в преодолении трудностей самостоятельной жизни и выстраивании ком­фортных взаимоотношений с однокурсниками и педагогами; 4) консультирование первокурсников, разочаровавшихся в выбранной специальности; 5) коррекция профессионального самоопределения при компромиссном выборе профессии. На относительно благополучном этапе интенсификации (второй и третий курсы) функции ПСВ сводятся к диагностике личностного и интеллектуального развития, оказанию помощи в решении проблем, возникающих во взаимоотношениях со сверстни­ками и педагогами, а также в сугубо личных отношениях. Соответственно здесь необходимы тех­нологии развивающей диагностики, психологического консультирования, коррекции личностного и интеллектуального профилей. На этапе идентификации (четвертый и пятый курсы) задачи ПСВ заключаются «в финишной диагностике профессиональных способностей, помощи в нахождении профессионального поля реализации себя, поддержке в нахождении смысла будущей жизнедеятель­ности… Главное − помочь выпускникам профессионально самоопределиться и найти место рабо­ты» [6, с. 45]. По мнению Е.П. Кринчик, продуктивное психологическое сопровождение професси­онального образования возможно при условии создания психологической службы в профессиональ­ном учебном заведении и осуществлении мониторинга профессионального развития. Оно должно стать составной частью личностно ориентированного социально-профессионального воспитания.

Читайте также:  Обязанности и права родителей - в помощь студенту

Важную роль в процессе профессионального становления играет фактор сформированности у человека профессиональной Я-концепции, от чего также зависит успешность его профессиональ­ной адаптации. Одним из механизмов формирования профессиональной Я-концепции является про­фессиональная идентификация.

Под психологической идентификацией в теории социального на­учения понимается процесс установления субъектом сходства между своим поведением и поведени­ем объекта (личности или группы), принятого субъектом в качестве образца.

При таком рассмотре­нии идентификации имеется в виду, что поведение образца служит стимулом для выбора поведенче­ской реакции субъектом: субъект копирует внешние формы поведения «образца», осваивает нормы, идеалы, роли и нравственные качества. В проблеме идентификации, как подчеркивает Г.М.

Анд­реева, важен даже не тот факт, к какой социальной (или профессиональной) группе принадлежит человек объективно, но с какой группой он отождествляет себя либо стремится отождествлять [1].

Обращаясь к проблеме профессионального становления студентов, Ю.П.

Поваренков акцен­тирует внимание на том, что профессиональная идентичность является ведущей характеристикой профессионального развития студента, свидетельствующей о степени принятия избранной профес­сиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, а также о степени при­знания себя в качестве профессионала.

В качестве основных показателей профессиональной иден­тичности автор выделяет оценку своих профессиональных и учебных возможностей, удовлетво­ренность избранной профессией и своими результатами обучения, прогноз мотивационных воз­можностей профессии и т.д. [8].

Однако, как отмечают исследователи, специфика профессиональной идентичности студентов начинает проявляться только после их производственной (психолого-педагогической) практики, ко­торая стимулирует развитие профессиональной идентичности на основе коренной перестройки от­ношения студента к себе как профессионалу и к будущей профессиональной деятельности. Эмпи­рические данные свидетельствуют о том, что только на 5-м курсе профессиональная идентичность выступает как самостоятельный регулятор профессионального развития личности.

Вместе с тем, рассматривая профессиональную идентичность в качестве существенного фак­тора профессионального становления, Е.П. Ермолаева отмечает, что степень ее реализации зави­сит от диапазона развития профессионально важных качеств и степени идентификации себя с про­фессией, дистанцированности образа своей профессии от других, системности или «рыхлости» структуры идентичности [4].

В профессиональном становлении студентов весьма существенна роль представлений о бу­дущей профессии. Адаптационная функция представлений проявляется в сглаживании непри­вычных, неожиданных вещей, явлений путем введения их в привычную систему знаний.

В ис­следовании представлений о профессии студентов-психологов показано, что основные элементы профессионально-психологической картины мира возникают в начальный период профессиональ­ного самоопределения.

Структура профессиональных представлений состоит из представлений о субъекте профессиональной деятельности (в том числе в нее входят профессионально важные ка­чества специалиста-психолога), а также из представлений о содержании деятельности.

К «ядер­ным» относятся собственно предметные представления – прообраз результатов деятельности и спо­собов их достижения.

Исследователи пришли к выводу о том, что профессиональное мировоззре­ние студентов-психологов отличается внутренней противоречивостью, использованием обыденных схем интерпретации психологической реальности, стереотипностью [2]. Таким образом, важную роль в процессе обучения будущих специалистов выполняет научно-исследовательская и практи­ческая деятельность, позволяющая приблизить теорию к практике, способствующая формирова­нию базовых профессиональных качеств, которые смогут обеспечить продуктивность и результа­тивность будущей деятельности.

Психика человека активна, поэтому адаптация не может рассматриваться как пассивное при­способление к среде. Тем не менее различают две стратегии адаптации. В основе первой (стратегия адаптивного поведения) лежит доминирующая тенденция к подчинению профессиональной дея­тельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм.

В деятельности человек, как правило, руководствуется постулатом экономии собственных энерге­тических затрат (физических, эмоциональных, интеллектуальных и др.). При этом он пользуется в основном наработанными ранее алгоритмами решения профессиональных задач, проблем, ситуа­ций, превращенных в штампы, шаблоны, стереотипы.

Адаптивное поведение должно преобладать на этапе вхождения человека в новый для него коллектив, организацию с установившимися прави­лами, традициями.

Такая стратегия позволит человеку освоить необходимые алгоритмы труда (со­гласно внутренним правилам и распорядку), вписаться в сложившиеся информационные потоки, систему деловых и межличностных отношений членов коллектива.

При адаптивном поведении че­ловек проходит процесс профессиональной социализации, связанный с присвоением накопленно­го социального и личностного опыта в коллективе. Адаптивное поведение характеризуется успеш­ным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будуще­го.

При поведении по второй стратегии (стратегия профессионального саморазвития) человек ха­рактеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневности, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Этот прорыв дает ему воз­можность стать хозяином положения, конструирующим свое настоящее и будущее.

Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профес­сиональной деятельности, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со сво­ими ценностными ориентациями, рассматривать трудности как стимул дальнейшего развития [7].

Для студентов актуальным является представление о себе как о будущем профессионале, занимающем определенную социальную позицию, поэтому в структуре личностного самоопределения на первый план выходят социальное и профессиональное самоопределения. Так, успешность профессиональ­ной адаптации человека также связана с особенностями формирования у него психических обра­зов (моделей) как профессии в целом, так и профессиональной деятельности. Психологическая мо­дель профессии включает следующие составляющие (или субмодели) [3]:

1) модель профессиональной среды (как система образов предмета труда, алгоритма дея­тельности и т. д.);

2) модель профессиональной деятельности (как система образов взаимодействия субъекта тру­да с профессиональной средой, а также образов целей, результатов, способов их достижения и др.);

3) модель субъекта деятельности (как совокупность образов, отражающих систему свойств и отношений личности).

Вхождение в профессию сопровождается интериоризацией человеком нормативной (сло­жившейся в данной культуре или субкультуре) профессиональной модели.

Интериоризация вклю­чает следующие этапы: ознакомление с моделью через обучение; освоение модели через практи­ческую деятельность; идентификация себя с моделью (включая осознание выполняемой профес­сиональной деятельности как ценности в иерархии мотивов личности; соответствие личных моти­вов профессионально значимым, а также соответствие личной и профессиональной картин мира).

Таким образом, усвоению психологической модели и вхождению в профессию будет способ­ствовать активная позиция, например, для студентов-психологов во время запланированных учеб­ным планом психологических практик, а также качественное сопровождение данного вида дея­тельности опытными специалистами.

С моделями профессиональной среды студенты- психологи Педагогического института СГУ им. Н.Г.

Чернышевского знакомятся в учреждениях различного типа: школах, гимназиях, колледжах, коррекционных и специальных школах, оздоровительно­воспитательных центрах, учреждениях интернатного типа, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям.

В ходе комплексной психолого-педагогической практики со­вершенствуются профессиональные умения и качества личности, приобретенные студентом за пе­риод предыдущих видов практики.

Особое внимание руководители практики уделяют организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими отклонения в физическом, психи­ческом, педагогическом и социальном развитии.

Практика предусматривает формирование у буду­щих специалистов способностей комплексного и гибкого применения психолого-педагогических знаний и умений. Новизна ее заключается в том, что студентам необходимо активно идентифициро­вать себя с работающими специалистами, для этого комплекс заданий практики максимально бли­зок к практической деятельности педагогов-психологов. В результате студенты-психологи имеют возможность приблизить свои представления о профессиональной деятельности к среде ее прак­тического приложения, обосновать профессиональную картину, освоить профессиональные роли.

Изучение проблемы профессионального становления личности студента в процессе обуче­ния в вузе свидетельствует о ее сложности и многоаспектности, что в итоге доказывает необходи­мость системного подхода к определению ее сущности и содержания.

Адаптация студентов к условиям обучения в вузе основывается не только на пассивно­приспособительных, но и на активно-преобразующих связях личности с окружающей средой.

Адаптивно-ролевая позиция студента определяется активизацией его творческого приспособитель­ного потенциала, проявляющегося в самостоятельном поиске и последующем применении иннова­ционных стратегий адаптации.

Таким образом, установление оптимального соответствия личности студента и требований вуза в ходе осуществления присущей им деятельности позволяет удовлетво­рить и реализовать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие пси­хической деятельности требованиям обучения.

Изучение этих ракурсов становится все более вос­требованным для теоретического обоснования принципов создания и применения программ психо­логического сопровождения профессионального становления студентов на этапе обучения в вузе.

Источник: https://PsyJournals.ru/education21/issue/54390_full.shtml

Специфика психолого-педагогического сопровождения студентов профессиональных образовательных организаций

На сегодняшний день общество нуждается в квалифицированных  выпускниках, способных в дальнейшей жизнедеятельности эффективно решать встающие перед ними профессиональные задачи.

Всё это во многом зависит от уровня развития общих и профессиональных компетенций выпускников, которые проявляются в способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях, опыте и направленной на способность к саморазвитию  самореализации.

В тоже время, как показывает практика, выпускники учреждений среднего профессионального образования сталкиваются с серьезными проблемами, которые препятствуют их успешной самореализации на рынке труда. У многих выпускников колледжа снижается самооценка, появляется неуверенность в полученной профессии, страх перед будущим и тревожность, связанная с дальнейшим трудоустройством.

Для поднятия профессионального духа и самооценки будущего специалиста, необходимо уделять особое внимание построению методической работы со студентами в процессе освоения профессиональных знаний.

В связи с этим существенно возрастает роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Необходимость осуществления подобной работы со студентами в последние годы активно исследуется учёными и психологами на различных уровнях.

Существует утверждение, что для решения задач среднего профессионального образования необходима организация квалифицированного психологического обеспечения в каждом учреждении.

Для решения подобных задач основное значение может сыграть психологическая служба образовательной организации, основной целью которой является психолого-педагогическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов.

Понятие психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как системно организованная работа психолого-педагогической службы, направленная на личностно-профессиональное развитие будущих специалистов в период обучения, раскрытие потенциальных возможностей студента, его индивидуальности, а также коррекцию разного рода затруднений в его саморазвитии.

Подобные службы, уделяющие особое внимание личностному развитию студентов создаются по инициативе преподавателей-психологов, работающих в образовательной организации. Каждое образовательное учреждение определяет место и роль в образовательном процессе, структуру и содержание деятельности психологической службы самостоятельно.

В условиях среднего профессионального образования целью психолого-педагогического сопровождения является создание благоприятных условий для успешного личностного и социального развития, профессионального самоопределения, становления и самореализации.

Необходимость рассмотрения проблемы влияния психолого-педагогического сопровождения студентов среднего профессионального образования в процессе профессионального становления обусловлена психологическими особенностями студентов данных учреждений.

Студенческий возраст можно рассматривать как особую социально-психологическую и возрастную категорию, которая характеризуется наиболее благоприятными условиями для психологического, биологического и социального развития.

На данном этапе в личности основополагающим является становление характера, проявляется сложность становления личностных черт, а также заметное укрепление таких качеств как целеустремленность, настойчивость, решительность, самостоятельность.

В студенческом возрасте прослеживается самая высокая скорость запоминания, реакции, пластичность в формировании навыков. В период обучения в колледже возраст студентов является вторым периодом юности или первым периодом зрелости человека.

Недавние школьники, попадая в новую среду, в полной мере начинают ощущать важность умения самостоятельно решать поставленные перед ними задачи.

В период освоения новых социальных ролей, смены образовательной обстановки подросткам необходимо уделять особое внимание, ведь именно в этот период у студентов формируется и закрепляются склонности и интересы, определяются жизненные стремления и цели. Студенческий возраст также характеризуется высоким уровнем развития физических и интеллектуальных сил, обогащается эмоционально-чувственный содержание, активно растут творческие  возможности, расцветает внешняя привлекательность. Это часто приводит к неверным представлениям о безграничности и неисчерпаемости такого состояния, что может привести к нерациональному, бесцельному расходу физических и духовных сил, появлению вредных для здоровья привычек.

Перед образовательной организацией стоит важнейшая цель в полной мере способствовать освоению в первую очередь профессиональных знаний.

Читайте также:  Поляризация среды в поле высокоинтенсивного лазерного излучения - в помощь студенту

 От того, как будущий специалист адаптируется к профессии, насколько успешно пройдет его первый этап освоения профессии в образовательном учреждении, зависит не только успешность будущей профессиональной деятельности, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию.

На разных этапах обучения у студентов могут возникать различные трудности. Процесс адаптации к новым условиям, требованиям, установление межличностных связей со сверстниками, все это может привести к определенным трудностям первокурсников.

  У студентов второго или третьего курса причиной обращения в психологическую службу зачастую становятся потеря интереса к учебе и соответственно сокращение учебной мотивации.

Для студентов старших курсов первоочередным становится представление своего дальнейшего профессионального пути, сопоставление достигнутого и  желаемого в личном и профессиональном развитии [1].

Основной пик сложности возникает именно на начальных этапах обучения в колледже и обусловлены рядом характерных особенностей.

В данный период учреждение среднего профессионального образования представляет для подростков новую систему обучения, которая характеризуется большим объемом изучаемого и  значительно отличается от школы; увеличивается необходимость самостоятельной  работы студентов и уровень их ответственности; происходит приспособление к новым условиям обучения и проживания, к новому уже студенческому коллективу и преподавателям.

Вхождение в студенческий коллектив сопровождается существенной перестройкой жизни, психического и психологического состояний студента.

Вместе с тем, независимо от срока обучения у студентов возникают личные проблемы и переживания, которые оказывают влияние на психоэмоциональное состояние студента, а также на эффективность обучения.

В зависимости от срока обучения рассмотрение основных психологических проблем студентов позволяет более обоснованно подойти к рассмотрению последовательных этапов психологического сопровождения. Каждый этап психолого-педагогического сопровождения преемственен и каждый новый этап сохраняет конструктивные элементы достигнутого на предыдущем.

Стоит отметить  существование общих для всех этапов психолого-педагогического сопровождения задач, не зависящих от периода обучения и форм подготовки:

  • — Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации к образовательной деятельности.
  • — Определить таланты, индивидуальные способности, склонности и интересы каждого студента и в дальнейшем организовать помощь в их реализации.
  • — Способствовать самоопределению студентов на начальном этапе освоения профессиональных знаний.
  • — Дать студентам возможность получения психологических знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего саморазвития, достижения жизненных и профессиональных успехов.
  • — Обеспечение системной работы администрации и педагогического коллективу в создании социальной ситуации развития личности студента с обеспечением охраны и здоровья участников образовательного процесса.
  • — Обеспечить своевременное выявление проблемных зон образовательного и воспитательного процесса и способствовать своевременному разрешению проблем и созданию благоприятной психологической обстановки и корпоративной культуры.
  • — Способствовать формированию у студентов позитивной жизненной позиции, здорового образа жизни, активного социального взаимодействия и уважения.
  • Список литературы:
  1. Бирюкова М.В. Адаптация студентов к обучению в среднем профессиональном учебном заведении: трудности, проблемы, пути решения // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. №12 (88).
  2. Ососова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения подростков в системе образовательного процесса // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 1 – С. 74-78.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xlii/53169

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 "Перечень" ВАК ИФ РИНЦ = 0,813

1
Шамсутдинова А.В. 1
1 ГАОУ СПО РК «Воркутинский педагогический колледж»
В статье рассматривается понятие «психолого-педагогическое сопровождение» в контексте обоснования его необходимости в условиях модернизации профессионального образования. Отражается процесс профессионального становления студентов в учреждениях среднего профессионального образования.

Представлены формы и содержательное наполнение компонентов процесса психолого-педагогического сопровождения на основе целевых установок этапов профессионального становления.

Содержание сопровождения определяет целостную деятельность участников образовательного процесса, направленную на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения и профессионального развития студентов в процессе профессионального образования.

Психолого-педагогическое сопровождение представляется чрезвычайно перспективным направлением деятельности, и с точки зрения осмысления целей, и задач профессионального образования, и с точки зрения разработки конкретной модели деятельности образовательного учреждения, реализация которой позволит более глубоко изучить особенности и проблемы образовательного процесса, выработать эффективные управленческие решения, стимулирующие повышение качества образования, что в конечном итоге приведет к высокому уровню адаптации студентов к профессиональной деятельности, сформированности профессионального сознания, повышению конкурентоспособности и востребованности выпускников.

формы и содержание сопровождения.этапы профессионального становлениясодержание психолого-педагогического сопровождения
1. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 511.
2. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – С. 308.
3. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. – М.: УРАО, 2002. – С. 101–124.
4. Семушкина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для среднего профессионального образования. – М.: Мастерство, 2001. – С. 272.
5. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. – М.: Логос, 1999. – С. 272.
Современная социально-экономическая ситуация актуализировала проблемы профессионального становления личности, подготовки инициативных, компетентных, предприимчивых, профессионально мобильных специалистов. Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения обозначили профессиональные и общие компетенции в качестве ожидаемых результатов образования, обеспечивающих самостоятельность и ответственность профессионального выбора человека, понимание им сущности и социальной значимости (миссии) избранной сферы профессиональной деятельности, готовность к профессиональной мобильности, непрерывному образованию и самообразованию.

Кроме того, преобразования в сфере профессиональной занятости населения, появление жесткой конкуренции на рынке труда, позволяет говорить об актуальности внесения корректив в процесс профессиональной подготовки. С целью повышения эффективности процесса профессионального становления необходимо обновление содержания образовательной деятельности в части организационно-методического обеспечения. В связи с этим актуальной становится разработка содержательной основы психолого-педагогического сопровождения (подготовки) профессионального становления будущих специалистов в профессиональном образовании.

Психолого-педагогическое сопровождение — это скоординированная профессиональная деятельность субъектов образовательного процесса, направленная на создание специальных условий для успешного профессионального самоопределения, формирования профессионального сознания и трудоустройства обучающихся, оказание помощи в планировании профессиональной карьеры обучающихся.

Целью психолого-педагогического сопровождения в условиях профессионального образования является содействие развитию профессионально-личностного потенциала обучающихся, что выступает необходимым условием для формирования готовности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности и создания предпосылок для достижения высокого уровня компетентности в будущей профессиональной деятельности. В свою очередь организация психолого-педагогического сопровождения в учреждении профессионального образования — особое направление образовательной деятельности, нацеленное на формирование ряда социально-значимых компетенций.

Поскольку профессиональное становление — не разовый акт, а длительный процесс, предполагающий формирование и развитие профессиональных компетенций, для обеспечения его постепенности и непрерывности необходимо применять поэтапность профессионального становления с учетом особенностей образовательной среды. Так, в системе психолого-педагогического сопровождения учреждений среднего профессионального образования можно выделить следующие этапы профессионального становления: адаптация, интенсификация, идентификация. Кратко охарактеризуем их.

  • На этапе адаптации предполагается оказание первокурсникам помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности, коррекция профессионального самоопределения.
  • Этап интенсификации предусматривает формирование готовности к осознанному, самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития, формированию ценностного отношения к выбранной профессии.
  • На завершающем этапе профессионального становления — идентификации — формируется готовность принимать решение о продолжении образования и трудоустройстве, готовность к профессиональной деятельности, формируются навыки поведения на рынке труда.

Анализ научных исследований в области педагогики и психологии (В. А. Бодров, А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков, Л. Г. Семушина, В. В. Сериков и др.) позволяет выделить следующие компоненты психолого-педагогического сопровождения. [1, 2, 3, 4, 5]:

  1. Мотивационный (направленность на процесс профессионального образования, ориентация на профессию).
  2. Когнитивный (получение знаний о профессии в процессе изучения дисциплин, опыта деятельности в результате прохождения различных видов практики, а также понимание определенных моментов действительности, связанных как с предметом деятельности, так и с субъектом профессиональной деятельности (с самим собой).
  3. Контрольно-оценочный (прогнозирование траектории успешного профессионального становления студентов через оценку результатов профессионального обучения).
  1. Достижение поставленных целей и задач психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе профессионального становления невозможно без программы сопровождения, мониторинговых исследований результативности осуществляемой деятельности, которые будут способствовать более глубокому пониманию особенностей и проблем образовательного процесса, выработке эффективных управленческих решений, стимулирующих повышение качества образования, что, в конечном итоге, приведет к высокому уровню адаптации студентов к профессиональной деятельности, сформированности профессионального сознания, повышению конкурентоспособности и востребованности выпускников, успешному построению собственной профессиональной карьеры.
  2. В соответствии с основными этапами профессионального становления и компонентами процесса психолого-педагогического сопровождения можно определить конкретные формы и содержательное наполнение процесса сопровождения.
  3. Таблица 1
  4. Содержание психолого-педагогического сопровождения студентов в учреждениях среднего профессионального образования
Цель сопровождения Содержание психолого-педагогического сопровождения Результат сопровождения
Мотивацион-ный компонент Когнитивный компонент Контрольно-оценочный компонент
Этап адаптации
Определение личностного смысла выбранной специальности, сущности и социальной значимости профессии Мероприятия по адаптации студентов-первокурсников. Система индивидуальных и групповых консультаций. Тематические часы общения Насыщение образовательного процесса современным профессиональным контекстом. Спецкурс «Введение в специальность»
  • Промежуточная аттестация теоретического и практического обучения.
  • Создание студентами личного профессионально-образовательного портфолио.
  • Мониторинг удовлетворенности студентов качеством предоставляемых образовательных услуг
Адаптация к учебно-познавательной среде, личностное самоопределение и выработка нового стиля жизнедеятель-ности
Этап интенсификации
Формирование профессиональ-ного самосознания и профессиональной позиции Знакомство с положительным опытом профессиональ-ной самореализации в сфере, соответствую-щей профилю получаемого образования. Привлечение студентов к самостоятельному выбору дополнительной профессиональной образовательной программы (специализации), места прохождения практики, тем курсовых работ и т.п. Участие студентов в обучающих семинарах, мастер-классах на производстве Промежуточная аттестация теоретического и практического обучения. Отзыв работодателей о результатах прохождения производственной практики. Работа студента с личным профессионально-образовательным портфолио. Мониторинг удовлетвореннос-ти студентов качеством предоставляемых образовательных услуг Интенсивное личностное и интеллектуаль-ное развитие, социальная идентичность, самообразова-ние, оптимистичес-кая социальная позиция
Этап идентификации
Формирование профессионально-трудовой самостоятельнос-ти. Формирование готовности к профессиональной самореализации Содействие трудоустрой-ству. Участие в конференции «Мы выбираем, нас выбирают», экскурсии в Центре занятости населения. Привлечение студентов к самостоятельному выбору темы дипломной работы, места прохождения преддипломной практики и т.п.; выбора места будущей работы по специальности. Спецкурсы «Эффективное поведение на рынке труда», «Основы профессионально-го мастерства» Конкурсы профессионального мастерства для студентов с привлечением представителей работодателя. Отзыв работодателя о результатах прохождения преддипломной практики. Оформление студентом личного профессионально-образовательного портфолио. Составление резюме. Мониторинг удовлетворенности студентов качеством предоставляемых образовательных услуг. Государственная (итоговая) аттестация студентов Отождествление себя с будущей профессией, готовность к ней, развитая способность к профессиональ-ной самопрезента-ции

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение в системе профессионального образования предполагает использование совокупности развернутых во времени форм и методов воздействия на личность студента, включение ее в разнообразные профессионально значимые виды деятельности (познавательную, учебно-профессиональную и др.

), с целью формирования у обучающегося системы профессионально важных знаний, умений, качеств, форм поведения и индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности.

Результатом такого комплексного подхода к организации психолого-педагогического сопровождения является ориентация будущего специалиста на профессиональную деятельность и устойчивое отношение к себе как к субъекту определенной профессии.

Рецензенты:

Александрова Наталья Сергеевна, д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики НОУ «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.

Помелов Владимир Борисович, д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.

Библиографическая ссылка

Шамсутдинова А.В. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8093 (дата обращения: 19.03.2020).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8093

Ссылка на основную публикацию