Понятие земельного права — в помощь студенту

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Земельное право » Земельное право как отрасль права

В статье рассматриваются понятие, предмет, методы и принципы, источники земельного права

Содержание

Земельное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю в Российской Федерации, ее субъектах, муниципальных образованиях.

Земельное право можно рассматривать как совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России.

Основу земельного права образуют нормы гражданского, административного и экологического права.

Необходимо разграничивать понятие «земля» как при­родный ресурс и природный объект и понятие «земельный участок» как объект имущественных отношений. Как закреплено в ст. 9 Конституции РФ, земля – «основа жизни и деятельности народов, про­живающих на соответствующей территории».  В ст. 1 Земельного кодекса  РФ от 25 октября 2001г.

№136-ФЗ (далее – ЗК РФ) термин «земля» рассматривается как: «осно­ва жизни и деятельности человека», «важнейший компонент окружающей среды», «средство производства в сельском и лесном хозяйстве», «недвижимое имущество» и т.д.

Точное определение термина «земля» в законодательстве отсутствует, что приводит к затруднению в определении предмета земельного права.

Предметом отрасли земельного права являются общественные отношения по поводу земли, связанные с распределением, использованием и охраной земель.

Земельные правоотношения – отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления земельными отношениями.

Определение понятия «земельные правоотношения» приведено в ст. 3 ЗК РФ, где под  этим видом правоотношений признаются общественные отношения в области использования и охраны земель как основы жизнедеятельности народов, проживающих в России.

Согласно указанному нормативному акту, к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное законодательство, специальные федеральные законы.

 Субъекты и объекты земельного права

Субъектами (участниками) земельных отношений являются: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия, организации, учреждения и граждане РФ.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица также могут выступать участниками земельных отношений на условиях, предусмотренных ЗК РФ.

Субъекты определяются в соответствии со ст. 5 ЗК РФ.

В п.3 ст.

5 ЗК РФ приведены следующие понятия и определения: 1) собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков; 2) землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; 3) землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; 4) арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; 5) обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут); 6) правообладатели земельных участков – собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

В качестве субъектов земельных правоотношений рассматриваются индивиды, наделенные земельной правосубъектностью (вид общегражданской правосубъектности), то есть – возможностью иметь права и нести обязанности в области землеохраны и землепользования. В этом качестве могут выступать как физические, так и юридические лица, реализующие собственные имущественные интересы.

Виды объектов земельных правоотношений закреплены в п.1 ст. 6 ЗК РФ. В качестве объекта земельных правоотношений выступают: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки;земельные доли.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

  К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферы  и объектов культурного наследия применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное специальное законодательство.

К земельным отношениям указанные виды законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Методы и принципы земельного права

Метод правового регулирования в земельном праве это совокупность императивных и диспозитивных способов воздействия государства на поведение людей, обусловленных политическими, социальными, экономическими особенностями земельных отношений, объективными законами общества и природы.

Метод земельного права представляет собой способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как уникального природного ресурса, жизненно необходимого всем гражданам.

Способ воздействия — это установленное законодательством положение, которое изменяет поведение или действия лиц в сторону ограничения или стимулирования. Для земельного права характерны два вида методов: императивный и диспозитивный.

Императивный метод исключает юридическое равенство сторон, автономию воль субъектов, предполагая отношения власти и подчинения.

  • Императивный метод характеризует регулирование земельных отношений на властно-императивных началах, когда юридическое воздействие исходит только сверху от государственных органов, положение субъектов определяется отношениями субординации, юридическим неравенством сторон.
  • Диспозитивный метод характеризуется определением лишь общих параметров поведения участников земельных отношений, юридическим равенством сторон, предоставлением им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.
  • Метод земельного права содержится в самой нормативно-правовой системе, непосредственно определяет средства, способы и возможность юридического воздействия на земельные отношения, представляет собой стержневой системообразующий элемент самого процесса правового регулирования, процесса упорядочения земельных отношений.

Принципы земельного права

Система принципов  земельного права: а) непосредственно регулирует земельные отношения; б) выступает средством преодоления пробелов и противоречий при регулировании конкретного земельного правоотношения; в) определяет основные направления, служит ориентиром для нормотворчества и совершенствования правоприменения; г) обеспечивает системность земельно-правового регулирования; д) служит правовым индикатором соответствия земельной политики социально-экономическим интересам субъектов земельных правоотношений.

К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и зашита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст.

2 Конституции РФ); юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан и объединений; принцип гуманизма; принцип законности в земельных отношениях; принцип интернационализма (с учетом международных и национальных интересов); принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, то есть применение земельно-правовой ответственности за земельные правонарушения и др. Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые определены спецификой объекта земельного фонда РФ, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель (в ЗК РФ определены 7 категорий  земель).

Анализ современного земельного законодательства позволяет выделить следующую систему принципов (перечень принципов закреплен в ст.

1 ЗК РФ): 1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; 2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, если это не наносит ущерб окружающей среде; 3) приоритет охраны жизни и здоровья человека; 4) участие граждан, общественных и религиозных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю; 5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами; 6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий; 7) платность использования земли, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ; 8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; 9) разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами; 10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; 11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.Федеральными законами могут быть установлены и иные принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципам.

Источники земельного права

Под источниками земельного права понимаются нормативно-правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие земельно-правовые нормы, цель которых – регулирование земельных отношений. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Кисточникам земельного праваотносятся:

1) международно-правовые договоры, ратифицированные Российской Федерацией.

2) Конституция РФ, устанавливающая общие принципы регулирования земельных правоотношений. Например, ст. 9 допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю, ст. 58 закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

Читайте также:  Эстетика шеллинга - в помощь студенту

3) международные договоры, на основании которых определяется государственная граница РФ, режим использования земель в приграничной зоне, создаются приграничные природные заповедники и т.д.;

4) федеральные законы, основным из которых в рассматриваемой сфере является Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ). В нем  особое место отводится регулированию охраны земли, системе правовых норм, устанавливающих право собственности на землю, освещаются вопросы приобретения прав на землю.

В ЗК РФ отражены особенности совершения сделок купли-продажи земли, определен правовой режим различных категорий земель. К специальным источникам земельного права можно также отнести: ФЗ от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 1996 г.

№ 4-ФЗ «О мелиорации земель», ФЗ от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1-ФЗ «О недрах», Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ЛК РФ), дающий определение состава земель лесного фонда, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ВК РФ) и др.

Также важное значения для регулирования земельных правоотношений имеют нормы Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) (части 1-4), признающие земельные участки недвижимым имуществом, закрепляющие принцип целевого использования земель, рассматривающие вопросы изъятия частных земельных участков для государственных и муниципальных нужд; а также отдельные положения Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ, Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ;

  1. 5) указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;
  2. 6) законы субъектов РФ. Земельное законодательство на основании Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, потому субъекты РФ вправе принимать правовые акты, регулирующие земельные правоотношения на соответствующей территории;
  3. 7) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов: планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, изъятие земельных участков и иные вопросы.

Понятие системы земельного права

Под системой земельного права понимается совокупность («иерархическая лестница») земельно-правовых институтов и норм в зависимости от их значимости, роли в регулировании земельных отношений.

ЗК РФ в отличие от иных кодексов РФ (например, УК РФ) не имеет четкого разделения на Общую и Особенную части.

Тем не менее, институты, содержащие общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений, составляют общую частьземельного права.

Институты Общей части включают: 1) право собственности и иные вещные права на землю; 2) управление земельными ресурсами РФ; 3) права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков; 4) правовая охрана земель; 5) управление в сфере использования и охраны земель; 6) правовое регулирование платы за землю; 7) ответственность за нарушение земельного законодательства.

Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного.

К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения; земель поселений; земель промышленности и иного специального назначения (энергетики, транспорта, связи, телевидения, информатики, обороны и иного специального назначения); земель особо охраняемых территорий и объектов (заказников, заповедников, национальных парков и т.д.); земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/zemelnoe-pravo-kak-otrasl-prava.html

Шпаргалка по земельному праву | Страница 1 | Онлайн-библиотека

Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества. Земельное право – самостоятельная отрасль российского права.

  • Земельное право – отрасль российского права, представляет собой систему норм права, регулирующих на основе многообразия форм собственности на землю и равной правовой защиты всех объектов отношений по использованию и охране земель.
  • Земельное право как наука – это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ его и родственных отраслей зарубежных стран.
  • Земельное право как учебная дисциплина – это система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

Системы земельного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины совпадают не полностью. Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Специальная части.

В общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель.

К Особенной части относится правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки, учебной дисциплины, помимо указанных институтов земельного права, входят также предмет, методы, принципы и источники земельного права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

  1. Таким образом, под земельным правом понимается отрасль российского права, которая представляет собой систему норм права, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.
  2. Под земельным правом как наукой понимается система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его правовых институтах, сравнительно-правовой анализ отечественного земельного права и родственного права зарубежных стран.
  3. Под земельным правом как учебной дисциплиной понимается система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

2. ПРЕДМЕТ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).

Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования обусловливается их объектом – землей. Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности.

Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром.

Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природоресурсными отраслями законодательства.

Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли.

Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.

  • Особенности земли порождают специфику как земельных правоотношений, так и предмета земельного права.
  • Таким образом, предметом земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
  • К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные федеральные законы.
  • К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
  • Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды.

3. МЕТОД ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

Выделяют следующие методы правового регулирования:

1) императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;

2) диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений.

Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра).

Читайте также:  Культура древней месопотамии - в помощь студенту

Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.

1

Источник: http://litrus.net/book/read/168995

Понятие земельного права и его система

  • Понятие земельного права и его система.
  • ЗП является отраслью права, законодательства, учебной и научной дисциплиной.
  • ЗП – совокупность правовых норм, устанавливающих определенный режим регулирования отношений по поводу использования и охраны земель, как природного объекта и природного ресурса, так и недвижимого имущества.
  • Систему ЗП составляет совокупность правовых институтов, которые объединяются в общую и особенную части.
  • В общей части устанавливаются основные правила использования земель, независимо от цели их предоставления (институт права собственности на земельные участки; институт землепользования – институт иных видов прав на землю (пожизненное наследственное владение, постоянное (бессрочное) пользование, сервитут, аренда, безвозмездное срочное пользование); институт управления в области использования и охраны земли; институт охраны земель и защиты прав на землю собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов).
  • В особенную часть включаются правовые институты, устанавливающие особенности использования ЗУ, в зависимости от цели их предоставления (правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, космического обеспечении, обороны, безопасности и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и их объекты; земли лесного фонда; правовой режим земель водного фонда; земли запаса (это единственная категория земель, целевое назначение которых не определено).
  • ЗП как отрасль законодательства представляет собой совокупность нормативно – правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель.
  • Как научная дисциплина ЗП представляет собой совокупность концепций, доктрин, устанавливающих тенденции развития земельного законодательства.

Предмет земельного права. Методы правового регулирования земельных отношений.

ЗП является самостоятельной отраслью права и поэтому имеет свой предмет правового регулирования и методы.

Предмет ЗП – это ОО, возникающие по поводу использования и охраны земли как природного объекта и природного ресурса, так и недвижимого имущества, урегулированные нормами права в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав субъектов земельных отношений.

Виды земельных правоотношений: имущественные, в сфере управления земельными ресурсами, в сфере охраны земель, в сфере использования земель различных категорий. Кроме того: регулятивные, охранительные, материальные и процессуальные.

Методы правового регулирования земельного права: а) императивный; заключается в установлении участников земельных отношений, обязательных правил поведения для них, запретов и ответственности за их нарушение.

Этот метод больше применяется при государственном регулировании в сфере управления земельным фондом; б) диспозитивный; предоставляет свободу участникам земельных отношений в достижении поставленных ими целей и задач.

Особенностью правового регулирования является соотношение этих методов, которое зависит от социального – экономических условий.

До проведения современной земельной реформы в условиях существования исключительной государственной собственности на землю основным методом являлся императивный, а после её проведения, в связи с признанием частной собственности на землю и включения земли в гражданский оборот активно стал применятся диспозитивный метод.

Непосредственное соотношение можно установить при предоставлении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Право на такие ЗУ возникает на основании акта органа управления, в соответствии с которым заключается договор купли – продажи или аренды ЗУ.

  1. Объекты земельных отношений.
  2. Объект – то, по поводу чего возникают отношения. К объектам относятся:
  3. 1) земля, как природный ресурс, как часть окружающей среды (как природный объект);

2) земельный участок как часть земной поверхности, границы которой определены соответствующим ФЗ. Искусственный ЗУ – сооружение, создаваемое на водном объекте, находящимся в федеральной собственности или его части путем намыва или отсыпки грунта и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также ЗУ. В 2011 году был принят ФЗ «Об искусственных ЗУ».

Образование ЗУ: путем раздела, объединения, перераспределения, выдела.

3) части земельного участка. Является объектом в тех случаях, когда на ЗУ размещаются охранные и санитарно – защитные зоны.

4) земельные доли. Признается ещё одним объектом, установленным ФЗ «Об обороте земель с/х назначения». Это часть земельной поверхности, рассчитанная в гектарах, без определенного места положения на местности из земель, занятых с/х угодьями.

Земельный участок: понятие, правила формирования.

ЗУ представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Таким образом, земельный участок включает в себя почву, замкнутые водоемы, лес и растения (ГК РФ).

Недра по общему правилу являются собственностью государства и не относятся к земельному участку. Однако Закон РФ «О недрах» в ст. 19 разрешает добычу общераспространенных полезных ископаемых владельцем или собственником земельного участка, если добыча осуществляется для личных нужд и глубина разработки не превышает 5 метров.

  • Характеристики, позволяющие индивидуально определить земельный участок, — это:
  • — кадастровый номер;
  • — размер и местоположение (адрес) земельного участка;
  • — целевое назначение;
  • — разрешенное использование;
  • — вид права;
  • — обременения земельного участка;
  • — наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
  • Целевое назначение земельных участков предполагает отнесение последних к той или иной категории земель.

Разрешенное использование предполагает использование земельного участка с учетом установленных ограничений и правового режима. Выделяют следующие виды разрешенного использования: садоводство, дачное строительство, индивидуальное жилищное строительство, крестьянско-фермерское хозяйство и другие.

Действующим законодательством под формированием (образованием) земельных участков понимается постановка таких участков на государственный кадастровый учет (ФЗ «О гос. кадастре недвижимости»). Именно кадастровый учет подтверждает существование определенного земельного участка с характеристиками, позволяющими определить такой участок в качестве индивидуально-определенной вещи.

Формирование земельных участков осуществляется посредствам их раздела, объединения, перераспределения и выдела. При разделе земельного участка образуется несколько земельных участков при этом разделенный земельный участков прекращает свое существование.

При объединении земельных участков из нескольких образуется один. Существование же смежных земельных участков прекращает своего существование. Выдел земельного участка происходит в тех случаях, когда выделяется доля в праве на земельный участок.

Перераспределение земельных участков — из нескольких смежных образуются несколько смежных земельных участков.

Особенности аренды зу.

Предметом аренды может являться только ЗУ. В соответствии с нормами ГК арендодателями могут являться не только собственники, но и иные лица, уполномоченные на это действующем законодательством, но по нормам Земельного законодательства арендодателями могут быть только собственники ЗУ.

Согласно ГК РФ, законами могут быть установлены максимальные сроки аренды отдельных видов имущества. По ЗК максимальный срок аренды 1 год предусмотрен в отношении ЗУ, приобретаемых для проведения изыскательских работ.

По Закону «Об обороте земель с/х назначения» и Лесному Кодексу максимальные сроки 49 лет установлены в соответствии с арендой с/х назначения и лесного фонда. ГК предусматривает, что размеры и форма платы устанавливается по договору сторон. При передаче в аренду земель, находящихся в гос.

и муниципальной собственности обязательно должно учитываться требования, содержащиеся в ЗК., т.е. РФ, ее субъекты и МО обязаны принять нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок расчета и условия взимания арендной платы с этих ЗУ.

По ГК, арендатор ЗУ, а так же арендатор иного имущества, вправе распоряжаться правами и обязанностями по договору аренды ЗУ, но в этом случае требуется согласие собственника имущества (собственника необходимо уведомить об этом, если договором не установлено иное). Если же в аренду были переданы земли, находящиеся в гос. и муниципальной собственности на срок более 5 лет, то требуется только уведомление собственника.

При аренде ЗУ требуется соблюдение принципа единства судьбы ЗУ и прочно связанных с ним объектов. В ГК предусматриваются права на ЗУ арендатора здания, строения и сооружения. У него обязательно должно возникнуть право на ЗУ, занятый строением и необходимый для его использования.

Если в договоре аренды строение не определили вид права на ЗУ, то возникает право пользования соответствующего ЗУ.

Пленум ВАС в постановлении «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении земельного законодательства» разъясняется, что в этом случае, права на ЗУ возникает в силу закона, а поэтому арендатор строения не вправе обращаться в суд, с требованием о понуждении к заключению соответствующего договора в отношении ЗУ.

Основаниями для досрочного расторжения договора аренды являются: По требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор: 1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; 2) существенно ухудшает имущество; 3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату; 4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки. По требованию арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда: 1) арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества; 3) арендодатель не производит являющийся его обязанностью капитальный ремонт имущества; 4) имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования. Прекращение аренды земельного участка не допускается: 1) в период полевых сельскохозяйственных работ; 2) в иных установленных федеральными законами случаях.

  1. Понятие земельного права и его система.
  2. ЗП является отраслью права, законодательства, учебной и научной дисциплиной.
  3. ЗП – совокупность правовых норм, устанавливающих определенный режим регулирования отношений по поводу использования и охраны земель, как природного объекта и природного ресурса, так и недвижимого имущества.
  4. Систему ЗП составляет совокупность правовых институтов, которые объединяются в общую и особенную части.

  5. В общей части устанавливаются основные правила использования земель, независимо от цели их предоставления (институт права собственности на земельные участки; институт землепользования – институт иных видов прав на землю (пожизненное наследственное владение, постоянное (бессрочное) пользование, сервитут, аренда, безвозмездное срочное пользование); институт управления в области использования и охраны земли; институт охраны земель и защиты прав на землю собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов).
  6. В особенную часть включаются правовые институты, устанавливающие особенности использования ЗУ, в зависимости от цели их предоставления (правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, космического обеспечении, обороны, безопасности и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и их объекты; земли лесного фонда; правовой режим земель водного фонда; земли запаса (это единственная категория земель, целевое назначение которых не определено).
  7. ЗП как отрасль законодательства представляет собой совокупность нормативно – правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель.
  8. Как научная дисциплина ЗП представляет собой совокупность концепций, доктрин, устанавливающих тенденции развития земельного законодательства.
Читайте также:  Работа с файловой системой ос windows - в помощь студенту



Источник: https://infopedia.su/8x72f0.html

Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования

Земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю, а также её межевания, особенностей гражданского оборота земли, ограничения по пользованию землей как уникальным природным объектом, а также деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования земли и ее охраны.

Земля Российской Федерации – это вся территория (поверхностный слой земной коры в пределах территории субъектов РФ, внутренних вод и территориального моря), на которой установлен свой земельный порядок.

Основу земельного права составляют: гражданское, административное и экологическое право. Земельное право рассматривается как самостоятельная отрасль системы российского права, которая имеет свой собственный предмет и специфические методы урегулирования общественных отношений.

  • Предмет земельного права — совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель, урегулированных нормами земельного права.
  • Земельные правоотношения – общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами в отношении распределения, использования и охраны земель, которые регулируются нормами земельного права.
  • Метод земельного права — это совокупность юридических приемов и способов воздействия на участников земельных отношений. Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами – это административно-правовой метод и гражданско-правовой метод (метод дозволения):
  • ·                    административно-правового (организационного) воздействия – посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Характерными чертами этого метода регулирования является проявление отношений в системе «власти и подчинения»;
  • ·                    гражданско-правовой (деспозитивный) – определяет пределы поведения участников земельных отношений, предоставляя им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках этих пределов.

Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно, как мы уже говорили, проявление «власти и подчинения». Участники таких отношений не равноправны, так как один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять.

Административно-правовым методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения (например в области государственного контроля за правильным использованием земель); при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования – в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес; при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве – опять-таки в той части, в какой органы землеустройства правомочны давать обязательные предписания землепользователям, при разрешении земельных споров и т.п.

Административно-правовой метод регулирования земельных отношений особенно сильно проявляется в случаях обнаружения нарушений земельного законодательства и при необходимости их предупреждения.

В основе административно-правового метода регулирования земельных отношений всегда присутствуют экономические расчеты и прогнозы (государственный план, проект, согласованный в надлежащем порядке и утвержденный компетентным государственным органом, экономические нормативы, обосновывающие принятие тех или иных решений).

Однако, следует иметь в виду, что административно-правовой метод распространяется не на все виды земельных отношений.

Так, на стадии предоставления государственной земли в пользование может применяться административный метод, но уже на следующей стадии – при внутрихозяйственном планировании использования земли – применение этого метода значительно ограничено, что видно на примере сельского хозяйства.

С одной стороны, контроль за правильным использованием земли в сельскохозяйственных организациях, колхозах, совхозах, арендных коллективах не может осуществляться при отсутствии у землеустроительной службы властных полномочий, с другой – эта служба не может руководствоваться в своей деятельности только методом администрирования, в том числе в области организации внутрихозяйственного использования земли. Землепользователи самостоятельно, без чьего-либо принуждения и администрирования вправе решать вопросы культуры и технологии земледелия, севооборотов, агромелиоративных мероприятий.

Новое законодательство расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от административно-правового метода здесь применяется метод дозволения (гражданско-правовой).

Земельное право дает правомочие землепользователю свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя.

И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях, например при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв и т.п.

Чаще всего, в практике земельного права, используется смешанный метод, – в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях – администрирование. Примером сложного содержания метода земельных отношений является предоставление государственной земли на условиях аренды.

То есть, земля в этих случаях предоставляется на основании хозяйственного решения компетентного органа управления, затем заключается договор, который устанавливает права и обязанности участников арендных (договорных) отношений.

При этом если арендатор нарушает земельное законодательство, к нему применяется метод гражданско-правового воздействия, который не исключает судебного рассмотрения возникшего конфликта.

Итак, земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права, так как оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений.

Литература:

1.                  Иконицкая И. А., Фомина Л. П.. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М.: Юристъ, 2001.

2.                  Земельное право. Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 400с.

3.                  Земельное право России. Ерофеев Б.В. 9-е изд., перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 656 с. 

Источник: https://moluch.ru/archive/60/4369/

Общая часть

В результате изучения данной главы студент должен знать:

  • – что понимается под земельными правоотношениями, под земельным правом;
  • – зачем изучается земельное право и в чем его социальное предназначение;
  • – какие общественные отношения регулируют земельное, природоресурсное, экологическое право, в каких отношениях они состоят между собой и с другими отраслями права;
  • – почему и каким образом осуществляется экологизация российского права и законодательства;
  • – в чем значение историко-правового и прогностического методов при изучении земельных правоотношений.

Предмет земельного права

Землепользование – важная сфера человеческой деятельности, в процессе которой возникает необходимость в правовом регулировании земельных правоотношений, являющихся объектом изучения в рамках дисциплины «Земельное право».

Каждая отрасль права и законодательства, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет, на который направлены внимание и усилия общества, законодателей и правоприменителей, а также предполагает методы, с помощью которых осуществляются познание и правовое регулирование.

Обусловленность земельного права

Многие века человек использовал землю в определенной степени бездумно и расточительно, природные ресурсы казались ему неисчерпаемыми. Люди покоряли природу, пытались подчинить ее себе, не ждали от нее милостей.

Постепенно природа начала мстить: массовая вырубка лесов привела к образованию оползней, оврагов, смыву почвы; в результате сброса загрязняющих веществ в водоемы резко понизились питьевые качества воды; индустриализация, урбанизация, увеличение количества автотранспорта лишают атмосферу необходимого количества кислорода; следствием химизации и интенсификации сельского и иных отраслей хозяйства являются остатки вредных веществ в продуктах питания.

В наиболее развитых промышленных странах давно бьют тревогу по поводу надвигающегося (по мнению оптимистов) или уже состоявшегося (по оценкам пессимистов) глобального экологического кризиса, причем не только в масштабе одной или нескольких стран, но и в масштабе всей планеты – Земли. Не последнее место в чрезвычайной экологической ситуации занимает состояние земельных ресурсов и связанной с ними природной среды.

Основания для подобного вывода имеются: пригодные для использования по сельскохозяйственному назначению земли не только не прибывают, но наоборот – убывают; налицо исчерпаемость полезных ископаемых, которых, если верить разведанным данным, хватит лишь на обозримое будущее в пределах 100 лет.

Отсюда проистекает необходимость поиска новых сельскохозяйственных угодий и источников энергии; с этим же связан достаточно болезненный надвигающийся новый передел мира – захват земель, раздел добываемых из недр нефти и газа.

Если добавить к этому неуклонное ухудшение качества земель, особенно черноземов (в России – почти 40% мировых запасов), повсеместное загрязнение Мирового океана, уничтожение южноамериканской сельвы и сибирской тайги – легких планеты, утончение и прорыв озонового слоя Земли, ежемесячное безвозвратное исчезновение одного или нескольких видов живых существ, то станет понятно, что тревога по поводу сохранения биоразнообразия Земли, условий выживания человека небезосновательна: необходимо пересмотреть отношения человека и природы, принципы организации взаимодействия общества и окружающей природной среды.

Земельные и экологические проблемы актуальны и для нашей страны. Их следует решать быстро и компетентно, учитывая международный опыт. Согласно ежегодным государственным докладам «О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации», составляемым и публикуемым с 1992 г., в состоянии, близком к экологическому бедствию, находится почти 10% территории России.

Земельный участок, являясь частью природы, природных ресурсов, окружающей среды, становится вместе с тем объектом собственности – частной, муниципальной, государственной, предметом гражданского имущественного оборота, своеобразным видом недвижимости, требующим учета, индивидуального оформления, регистрации, законной, в том числе судебной, защиты от различных посягательств. Десятки миллионов граждан, получающие и использующие земельные участки на правах собственников и арендаторов, нуждаются в закреплении и стабилизации своего правового статуса.

Ощутимыми трудностями становятся нехватка пригодных для поселения и проживания земель в крупных городах, уменьшение плодородия почв и в первую очередь российских черноземов, недопустимое загрязнение земель и окружающей среды в местах производства, складирования и уничтожения химического оружия и других отравляющих веществ, обезвоживание, а кое-где и подтопление земель, провалы поверхности в местах активной добычи минеральных ресурсов. Возникшие перед человечеством, конкретными странами, каждым поселением проблемы обусловливают возникновение новой науки и учебной дисциплины под названием «Земельное право».

Источник: https://studme.org/61517/pravo/zemelnoe_pravo_uchebnaya_distsiplina

Ссылка на основную публикацию