Митрополит алексий – государственная деятельность — в помощь студенту

Надеемся, наш рассказ хоть немного приподнимет перед читателем полог прошлого, и за суховатыми и высокопарными словами житий мы увидим не только сильного духом, талантливого архипастыря, правившего церковным кораблем, но умелого государственного кормчего.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Митрополит Алексий Московский был покровителем державы и правящей династии. В этой статье Вы найдете житие и иконы, посвящённые Святителю.

Митрополит Алексий – государственная деятельность - в помощь студенту

Успенский собор Кремля

Митрополит Алексий Московский чудотворец

В сердце Кремля, в величественном Успенском соборе – древней усыпальнице московских святителей вдумчивый богомолец, вспоминающий о начале Московской Руси не найдет одной могилы – одно имя выпадает из общей череды. Это имя митрополита Московского Алексия.

Митрополит Алексий – государственная деятельность - в помощь студенту

Елоховский Богоявленский собор

Здесь покоятся его непосредственные предшественники митрополиты Петр и Феогност, преемник – митрополит Киприан, чей путь на русскую митрополичью кафедру был особенно тернист и сложен, и многие другие, но чтобы молитвенно поклониться мощам святителя Алексия, нам придется отправиться в другой храм – в Богоявленский (Елоховский) собор. Туда, где рядом со своим небесным покровителем ныне покоится и Святейший Патриарх Московский Алексий II.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Пользовательский интерфейс - в помощь студенту

Оценим за полчаса!

Святитель Алексий – не тот человек в истории Русской Православной Церкви, рассказ о котором можно уместить в двух словах или даже в рамках одной статьи. Его жизнь так наполнена драматическими событиями, что они могли бы составить канву захватывающего приключенческого романа, в котором нашлось место всему: путешествиям, пленению, политике, интригам, войнам и чудесам.

На духовном небосклоне святой Руси фигура святителя Алексия как звездами окружена целым сонмом святых не меньшей величины. Те, с кем он соприкасался практически ежедневно, также прославлены Церковью каждый по своим заслугам. Преподобный Сергий Радонежский, святые благоверные Великий князь Дмитрий, прозванный Донским и супруга его Евдокия, в иночестве Евфросиния…

Но кроме духовного, наша история имеет и другие измерения. Жизнь и деятельность святителя Алексия дает нам богатую пищу для размышлений в разных направлениях, поскольку, обращаясь к его личности, мы видим не только святого, монаха, подвижника, архиерея, но и, цитируя современную «Православную энциклопедию», государственного деятеля, дипломата.

Чтобы понять, в какой ситуации пришлось действовать митрополиту Алексию, нужно вспомнить расстановку сил на тогдашней политической арене. Московское княжество еще слабо, с одной стороны оно подчинено Орде, с другой ему постоянно угрожают соседи: Суздальские и Тверские князья.

Стремительно набирает силу княжество Литовское, чьи правители, не оставляя язычества, умело лавируют между Православием и Католичеством, раскалывая русскую митрополию ради собственной выгоды. Кроме того, Русская Церковь не самостоятельна в своих решениях: всё приходится делать с оглядкой на Константинополь, куда московских архипастырей постоянно вызывают для решения спорных вопросов.

Обстановка очень динамична: смерть одного из князей порождает волну претензий и усобиц между другими. Политические весы постоянно качаются, слабеет то одна, то другая сторона: интриги и политическая нестабильность в Византии влечет за собой нестроения на Руси, т.к. два враждующих Патриарха могут поставить на престол разных претендентов.

Ослабление Орды и раздоры среди ханов казалось бы должны сыграть на руку московским князьям, но этим пользуется в первую очередь литовский князь Ольгерд.

Бывшие враги завтра становятся кровными родственниками, а родственники – кровными врагами. Человеческий фактор очень силен, и духовному владыке невозможно не принимать чьей-то стороны.

Митрополит Алексий сумел сделать свой исторический выбор, еще при жизни своей став покровителем державы и правящей династии.

Митрополит Алексий – государственная деятельность - в помощь студенту

Алексий Московский

Высокая судьба, ему, первенцу знатных кровей, сыну боярина Федора Бяконта и его жены Марии, казалось, уготована от рождения.

Перебравшись из Чернигова в Москву, семья будущего первосвятителя заняла заметное место среди московского боярства. Младшие братья святителя Алексия стали родоначальниками знаменитых родов Фофановых и Плещеевых.

Крестным отцом младенца был княжич Иоанн Данилович (позже получивший прозвище Калита).

По преданию, Господь Сам призвал будущего первосвятителя, во сне пообещав ему, увлекавшемуся ловлей птиц, сделать его «ловцом человеков». Так в возрасте около двадцати лет юноша принял постриг в одном из московских монастырей.

Был ли это, как свидетельствует житие преподобного Сергия Радонежского, Богоявленский монастырь в в Загородье (современный Китай-город), достоверно неизвестно, но вероятно тогда инок и познакомился со старшим братом преподобного Сергия Стефаном.

Через много лет, инок Алексий привлек внимание Великого князя Семена Ивановича и митрополита Московского Феогноста, получил назначение на Владимирскую кафедру и вскоре еще при жизни митрополита Феогноста стал считаться его преемником.

Почти год митрополит Алексий дожидался в Константинополе настольной патриаршей грамоты, которая бы официально сделала его митрополитом Киевским и всея Руси.

Вскоре ему придется снова возвращаться сюда и подтверждать свои права в споре с литовцем митрополитом Романом, ставленником князя Ольгерда.

Не умолчим о том, что в любую поездку, в Константинополь ли, в Орду ли, с пустыми руками никто не отправлялся.

Князь Ольгерд, один из лучших военачальников своего времени, был сильным и опасным соперником православной Москвы.

Московский летописец с восхищением отмечал, что этот князь «не пил вина, ни пива, ни кваса, имел великий разум и подчинил многие земли, втайне готовил свои походы, воюя не столько числом, сколько умением».

Крестился Ольгерд, по преданию, только на смертном одре, хотя если верить немецким историческим источникам, так и умер язычником.

Именно Ольгерд убедил вернувшегося из ссылки Патриарха Каллиста поставить Романа митрополитом для православных епархий Великого княжества Литовского. В случае отказа литовский князь грозил принять католичество. Именно из тех времен растут горькие корни сегодняшней религиозной ситуации на Украине.

Митрополит Алексий – государственная деятельность - в помощь студенту

Спасо-Андроников монастырь

Одна из поездок в Константинополь чуть не стоила митрополиту Алексию жизни: на обратном пути его корабль попал в бурю, святитель чудом уцелел, дав обет выстроить монастырь в честь того праздника, в который он ступит на землю. Такова история основания Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

Часто приходилось митрополиту Алексию бывать и в Орде. Особо известен эпизод исцеления им ханши Тайдулы от глазной болезни. С Ордой святитель всегда стремился поддерживать ровные дипломатические отношения, для ханов же это означало только одно: постоянные подношения и непременная выплата дани.

Управляя своей митрополией, святителю Алексию приходилось много путешествовать и не раз рисковать жизнью. В 1359 году во время смоленско-московско-литовских военных действий, митрополит Алексий отправился в Киев, был захвачен Ольгердом, ограблен и заточен. Милостию Божией святителю удалось бежать в Москву.

Митрополит Алексий – государственная деятельность - в помощь студенту

Святой благоверный Димитрий Донской

Одной из главных заслуг митрополита Алексия стала его опека над осиротевшим Великим князем Дмитрием Иоанновичем, примирение его с претендовавшим на Владимирское княжение князем Дмитрием Константиновичем Суздальским посредством династического брака между отпрысками княжеских родов: Дмитрием Московским и Евдокией Суздальской, дочерью князя Дмитрия Константиновича. Этот политически необходимый брак впоследствии дал Руси двух святых, составивших одну из самых прекрасных и достойных многодетных семей, чей пример особенно востребован в наши дни.

Справедливости ради надо сказать, что потомки Дмитрия Донского не сохранили между собой мира и вели порой жесточайшую борьбу за власть.

Думается, одной из причин конфликта стало то, что Василий Дмитриевич, старший сын Дмитрия Донского, оказавшись в плену в Орде, бежал оттуда благодаря князю Ольгерду, который потребовал чтобы наследник Московского престола женился на его дочери. Так литовское влияние проникло в самое сердце великокняжеской семьи и принесло печальные плоды.

Но это случится позже. Пока же Ольгерд, ведущий борьбу с немецкими рыцарями, использует походы на московские земли в качестве легкого пути сбора необходимых для продолжения войны средств.

Литовцы огнем проходят по Московской Руси, и в 1368 году осаждают саму Москву. Вместе с Дмитрием Московским и его двоюродным братом Владимиром Серпуховским в осажденной Москве находился и митрополит Алексей.

Через два года литовцы снова придут под стены Кремля, но, к счастью, снова не возьмут города.

Будучи регентом при малолетнем князе Дмитрии Московском, митрополит Алексий последовательно проводил политику, направленную на создание союза русских княжеств, могущего противостоять Орде.

Не раз посланником митрополита Алексия к князьям становился ни кто иной, как сам Сергий Радонежский, выполнявший трудные дипломатические поручения. Иногда политика требовала очень жестких решений.

Так, приглашенного в 1368 году в Москву князя Михаила Александровича Тверского с ведома митрополита Алексия заключили в темницу, хотя прежде князю была обещана неприкосновенность.

Тем не менее, политика Москвы дала свои плоды: государство крепло и развивалось, а бесконечное соперничество князей уходило в прошлое.

Не будем идеализировать отношения святителя Алексия и Великого князя Дмитрия: не во всем они были одинаково единодушны. Предчувствуя кончину, митрополит Алексий желал видеть на первосвятительском месте достойного преемника и надеялся, что им станет Сергий Радонежский, но тот категорически отказался.

Дмитрий Донской имел на этот счет свои планы и, не смущаясь противодействием и осуждением со стороны духовенства, продвигал к первосвятительскому престолу своего ставленника, наскоро постриженного в монахи священника Митяя. Митрополит Алексий не благословлял выбора князя, считая, что епископом может быть лишь инок, прошедший все ступени монастырской жизни.

Великий князь Дмитрий Донской, воспитанный одним святым, долго не смирится с назначением московским митрополитом другого будущего святого – митрополита Киприана. Так история Руси дает нам удивительный урок: человеческие страсти, надежды и упования пред лицем Господа словно выцветают, являя миру совсем другие свои стороны, как на амальгаме проявляя скрытые доселе достоинства и добродетели.

Конечно, наш рассказ о святителе Алексие не полон. Мы не успели рассказать о его вкладе в развитие и укрепление монашеской жизни на Руси, о его письменном наследии. Интересно, например, что в одной из проповедей святитель, обращаясь к пастве вполне по-современному призывал ее к благоговейной тишине в храме…

Митрополит Алексий – государственная деятельность - в помощь студенту

Святитель Алексий Московский

  • Надеемся, наш рассказ хоть немного приподнимет перед читателем полог прошлого, и за суховатыми и высокопарными словами житий мы увидим не только сильного духом, талантливого архипастыря, правившего церковным кораблем, но умелого государственного кормчего.
  • Вы прочитали статью Святитель Алексий Московский: житие, молитва, икона. Читайте также:
  • Святители Московские

Источник: https://www.pravmir.ru/svyatiteli-i-vlasti-mitropolit-aleksij/

Митрополит Алексий (между 1292 и 1305–1378): биография и житие кратко, годы жизни, деятельность

25 февраля православные христиане чтят память святого, именуемого в церковно-богослужебных книгах святителем Алексием, митрополитом Московским и всея России чудотворцем.

Московский из Владимира

Строго говоря, святитель Алексий занимал кафедру Киевской митрополии, но еще до Алексия резиденцией митрополитов на Руси стал Владимир. Однако Иван Калита перенес эту резиденцию в Москву. Вероятно, поэтому Алексий и вошел в церковный лексикон в качестве митрополита Московского, хотя святитель Петр, первый митрополит, переехавший в Москву, упоминается как митрополит Киевский.

Митрополит Алексий – государственная деятельность - в помощь студенту

Житийная икона святителя Алексия

В порядке исключения

Алексий родился в семье боярина Федора Бяконта, который положил начало родам Игнатьевых и Плещеевых. Относительно даты рождения святителя разные источники приводят противоречивые данные в промежутке с 1292 по 1305 год.

А вот крестным отцом будущего митрополита стал сам княжич Иван Данилович (Калита). Согласно житийному повествованию, Алексий получил образование, соответствующее его времени и социальному статусу, и уже с ранних лет мечтал о монашестве. Будучи 19 лет от роду, он принял постриг.

Примерно в 40 лет его приставили к пожилому митрополиту Феогносту, который сделал Алексия своим преемником. Вскоре последовало возведение Алексия в сан митрополита Константинопольским Патриархом и назначение на Киевский престол.

Причем сделано это было в порядке исключения, ведь Алексий был не греком, зато вел добродетельную жизнь и обладал духовными достоинствами.

Митрополит Алексий – государственная деятельность - в помощь студенту

Святитель Алексий и преподобный Сергий Радонежский

Государственный деятель, чудотворец

В 1357 году святитель Алексий чудесным образом исцелил от глазной болезни ордынскую ханшу Тайдулу. За это она якобы (археологические данные не подтверждают) подарила митрополиту участок земли, занятый в Московском Кремле ордынским подворьем. На этом месте Алексий повелел основать Чудов монастырь.

После смерти великого князя Иоанна Иоанновича Красного митрополит Алексий выступил в качестве одного из регентов при малолетнем Дмитрии Иоанновиче (Донском). Деятельность святителя и ее последствия способствовали борьбе Москвы против ордынского ига.

Почил митрополит Алексий 12 февраля 1378 года, и уже через 50 лет был канонизирован.

Митрополит Алексий – государственная деятельность - в помощь студенту

Пожалуйста, оцените материал:

Просмотры: 778

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/kratkii-kurs-istorii-sviatitiel-alieksii

Памяти патр. Алексия I. «Сражение» длиной в полвека / Православие.Ru

17 апреля – день памяти патриарха Алексия I. В России о нем написано не так много, хотя он возглавлял Русскую Церковь в течение 25 лет.

Патриарху Алексию выпала задача исключительная по своей сложности – свидетельствовать о Боге в годы большевистских гонений; добиваться признания Церкви со стороны государства, провозгласившего атеизм официальной идеологией; укреплять Церковь в период сталинской диктатуры и хрущевской «оттепели».

Человек «другого времени», иной культуры и воспитания, он смог подняться над собой ради того, чтобы из «обломков» церковного здания начать выстраивать всё заново в диалоге с государственной властью.

На середину минувшего столетия в нашей стране пришлась не одна, а две «исторические битвы»: за право на физическое существование народа и за возможность духовного рождения в святом крещении, и успех второй оказался связан с исходом первой. Для Церкви это означало «сражение на два фронта».

Перелом

Митрополит Алексий – государственная деятельность - в помощь студенту
Патриарх Алексий I

В сентябре 1943 года в Кремле состоялась встреча, обозначившая смену курса в отношениях Церкви и государства. Сталин впервые принимал Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и сопровождавших его архиереев – Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича). Предметом обсуждения стали темы, о которых несколько лет назад нельзя было и помыслить. Перемена, обусловленная тем, что помощь государству и советской армии, организованную Русской Православной Церковью, не замечать было уже невозможно.

С внешней стороны обстановка беседы была подчеркнуто благожелательной.

Сталин «участливо» интересовался проблемами, стоявшими перед Церковью, выразил одобрение в отношении восстановления Патриаршества и учреждения Святейшего Синода, не возражал против открытия храмов и возобновления приходской жизни, а в ответ на вопрос митрополита Алексия о возможности возвращения из мест заключения и из ссылки ряда священников предложил представить ему список для рассмотрения.

Один момент обнаружил внутреннее напряжение встречи – когда митрополит Сергий коснулся темы, связанной с подготовкой священнослужителей (духовные образовательные учреждения давно были упразднены) и осторожно поставил вопрос о возможности открытия нескольких епархиальных библейских курсов.

Сталин вдруг оживился настолько, что предложил возобновить духовные академии и училища, и митрополиту Сергию срочно пришлось дезавуировать возможный «подтекст», ссылаясь на то, что пока у Церкви «нет достаточных средств» для осуществления столь «крупных задач».

Лишь тогда, когда «вождь» подтвердил, что в любом случае «возражений у правительства не будет», гости могли вздохнуть свободно.

Это была еще не победа. Мнение, будто вторая половина правления Иосифа Сталина была отмечена «христианским возрождением», без необходимых оговорок и уточнений может удовлетворить лишь определенному «ностальгическому настрою».

Читайте также:  Организация риск-менеджмента - в помощь студенту

С 1948 года в СССР началась очередная полоса репрессий, в ходе которых вновь пострадали священнослужители[1] и миряне. Краткая передышка после великой победы сменилась ужесточением политического режима.

Трагическая участь «шпионов» и «предателей» ожидала бывших советских военнопленных, да и для части эмигрантов, вернувшихся в СССР на волне патриотического подъема, «поезд остановился» сразу при пересечении государственной границы[2]. «Преемником» ГУЛАГа 1920–1930-х стал Сиблаг 1940–1950-х[3].

И все же соглашения, достигнутые на встрече в Кремле осенью 1943-го, позволяли надеяться на постепенное выведение жизни Церкви и ее институтов в сферу легальности, на изменение климата и общественной обстановки в стране…

Истоки

Порой значение событий, определяющих направление жизни, раскрывается лишь спустя годы, когда разрозненные «мозаичные» фрагменты выстраиваются в стройный и гармоничный рисунок. Так было и в истории патриарха Алексия I. О духовном служении он начал мечтать в детстве – желание не совсем обычное для мальчика из дворянской семьи[4].

В доме Симанских царил дух благочестия, христианскому воспитанию детей уделялось первостепенное значение[5], но в целом атмосфера дома была светской. Отец[6] желал видеть сына юристом или дипломатом.

И хотя духовные наставники отмечали у мальчика особый молитвенный настрой, благоговейное отношение к службе, к святыне, ко всему церковному, родительская воля была дать ему в первую очередь достойное светское образование[7].

Источник: https://pravoslavie.ru/60869.html

Биография Алексия II

С 1945 по 1946 год он был алтарником и ризничим Александро-Невского собора в Таллине. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года — в Казанской церкви Таллина.

  • Обучался в русской средней школе в Таллине.
  • В 1947 году Алексей Ридигер поступил в Санкт-Петербургскую (в то время — Ленинградскую) духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году.
  • 15 апреля 1950 года он был рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 года — в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии.
  • В 1953 году отец Алексий окончил Духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия.
  • С 1957 по 1961 год он был настоятелем Успенского собора города Тарту и Благочинный Тартуско-Вильяндинского округа.

17 августа 1958 года отец Алексий был возведен в сан протоиерея. 30 марта 1959 года назначен благочинным объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии.

3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество. 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию определено быть епископом Таллинским и Эстонским с поручением ему временного управления Рижской епархией.

  1. 21 августа 1961 года иеромонах Алексий возведен в сан архимандрита.
  2. 3 сентября 1961 года в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского.
  3. 14 ноября 1961 года епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

23 июня 1964 года епископ Алексий возведен в сан архиепископа. С 22 декабря 1964 года архиепископ Алексий был назначен управляющим делами Московской Патриархии и стал постоянным членом Священного синода. На посту управляющего делами он пробыл до 20 июля 1986 года.

7 мая 1965 года по 16 октября 1986 года архиепископ Алексий был председателем Учебного комитета при Священном синоде (освобожден от этой должности согласно личной просьбе).

С 17 октября 1963 года по 1979 год архиепископ Алексий — член Комиссии Священного синода Русской православной церкви по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

25 февраля 1968 года архиепископ Алексий возведен в сан митрополита Таллинского и Эстонского. В этом сане был управляющим делами Московской патриархии, вошел в состав постоянных членов Священного синода.

  • С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 года осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства и других лиц, работавших в церковных организациях, а также их вдов и сирот.
  • 18 июня 1971 года митрополит Алексий был удостоен права ношения второй панагии.
  • 25 мая 1983 года он был назначен председателем ответственной комиссии для разработки мероприятий по приему зданий ансамбля Данилова монастыря, организации и проведению всех реставрационных и строительных работ по созданию на его территории Духовно-административного центра Русской православной церкви.
  • 29 июня 1986 года Алексий был назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской и Эстонской епархией.
  • 7 июня 1990 года на Поместном соборе Русской православной церкви избран на Московский патриарший престол.
  • 10 июня в Богоявленском соборе состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

За годы своего архиерейского служения в сане митрополита и патриарха Алексий II посетил многие епархии Русской Православной Церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. Святейший Патриарх Алексий возглавлял Архиерейские Соборы 1992, 1994, 1997, 2000, 2004 и 2008 годов, неизменно председательствовал на заседаниях Священного Синода.

Патриарх уделял большое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и церковью.

Ряд подписанных Алексием II совместных документов заложил основы для развития сотрудничества РПЦ с системами здравоохранения и социального обеспечения, Вооруженными Силами, правоохранительными учреждениями, органами юстиции, учреждениями культуры и другими государственными структурами.

  1. В качестве сопредседателя патриарх Алексий вошел в Российский организационный комитет по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию двухтысячелетия христианства (1998-2000).
  2. Патриарх выступал со многими миротворческими инициативами в связи с внутренними и международными конфликтами и вооруженными противостояниями.
  3. В церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано около 500 трудов первосвятителя на богословские и церковно-исторические темы.

5 декабря 2008 года в своей подмосковной резиденции в поселке Переделкино предстоятель Русской православной церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II скончался вскоре после возвращения из Германии, где проходил курс лечения.

В соответствии с его волей, Алексий II был погребен в южном (Благовещенском) приделе Богоявленского (Елоховского) кафедрального собора Москвы, недалеко от раки с мощами своего небесного покровителя, святителя Алексия, митрополита Московского.

Алексий II был действительным членом Российской академии образования, почетным членом Петербургской и Московской духовных академий, Критской Православной академии, почетным доктором Санкт-Петербургского университета, Военно-медицинской академии и ряда других вузов.

Деятельность патриарха Алексия II была отмечена государственными наградами. Он был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, двух орденов Дружбы народов, ордена Святого Андрея Первозванного, орденов «За заслуги перед Отечеством» I и II степени.

В 2006 году патриарху Алексию была вручена Государственная премия РФ.

Среди его наград Русской православной церкви – ордена Святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой и Святого равноапостольного князя Владимира (I и II степеней), орден преподобного Сергия Радонежского I степени, ордена Святого благоверного князя Даниила Московского I степени и святителя Иннокентия I степени.

  • Патриарх Алексий также был удостоен государственных наград Греции, Ливана, Белоруссии, Литвы и ряда других стран.
  • Именем патриарха в 2009 году была названа Премия Международного фонда единства православных народов.
  • В сентябре 2009 года в родном городе патриарха Таллине его именем была названа площадь у строящегося храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», а в сентябре 2012 года у этого храма был открыт памятник Алексию II.
  • В августе 2010 года памятник Алексию II был открыт в Йошкар-Оле (Марий Эл).
  • В октябре 2012 года памятник патриарху Алексию II был открыт в Белоруссии в Минске возле храма Всех Святых.
  • В сентябре 2013 года в древнерусском Зверине монастыре в Великом Новгороде был установлен бюст патриарха.
  • В октябре 2013 года памятник Алексию II высотой 2,5 метра появился в городе Сортавала в Карелии на территории храма во имя святителя Николая.
  • В Москве монумент патриарху установлен в феврале 2013 года в главном корпусе Национального медико-хирургического центра имени Пирогова.
  • Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20131205/981813356.html

Мемория. Алексий II — ПОЛИТ.РУ

23 февраля 1929 года родился Алексий II,  Патриарх Московский и всея Руси.

Личное дело

Алексий II (в миру — Алексей Михайлович Ри́дигер, 1929-2008) родился в Таллине в семье протоиерея Михаила Ридигера. Большую роль в приобщении мальчика к церковному служению сыграл настоятель Коппельской Николаевской церкви в Таллине, в которой Михаил Ридигер служил диаконом. Уже в юном возрасте Алексей стал в этой церкви алтарником.

Желание стать священником у Алексея появилось, по его словам, уже в раннем отрочестве. В пятнадцать лет он стал иподиаконом архиепископа Нарвского (впоследствии Таллинского и Эстонского) Павла (Дмитровского), после этого служил алтарником и псаломщиком в различных таллинских соборах.

В 1947 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию сразу в третий класс, а окончив её в 1949 году стал студентом Духовной академии в Ленинграде. В апреле 1950 года был рукоположен во диакона; через два дня после этого  — во пресвитера и определен настоятелем Богоявленского храма в эстонском городе Йыхви Таллинской епархии.

В 1953 году окончил Ленинградскую духовную академию, получив звание кандидата богословия. В июле 1957 года был переведён в Тарту, где служил сперва настоятелем Успенского собора, а с марта 1959 года – благочинным объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии. В 1958 году был возведен в сан протоиерея.

В августе 1959 года принял решение принять монашество. 3 марта 1961 года в Троице-Сергиевой лавре был пострижен с именем Алексий. В августе того же года был назначен епископом Таллинским и Эстонским и возведён в сан архимандрита. На Таллинской кафедре находился четверть века как епархиальный архиерей — до 1986 года.

После пострига начал вести активную внешнеполитическую и экуменическую деятельность: в составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в работе III Ассамблеи Всемирного совета церквей в Нью-Дели (1961); избирался членом Центрального комитета ВСЦ (1961—1968); был президентом Всемирной конференции «Церковь и общество» (Женева, 1966). В качестве главы делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях с делегациями  различных Евангелических церквей. Был делегатом и одним из президентов Всемирной христианской конференции «Жизнь и мир» 1983 года в Швеции.

Помимо церковных, Алексий принимал участие в работе и светских международных и советских общественных организаций.

Был членом Правления Советского фонда мира, членом совета Фонда славянской письменности и славянских культур, членом правления Советского фонда милосердия и здоровья, членом президиума Ленинградского фонда культуры, вице-президентом Общества советско-индийской дружбы. Был участником учредительного собрания общества «Родина», членом совета Общества с 1975 по 1987 годы.

Уже с начала 60-х годов Алексий начал делать быструю карьеру в центральных структурах Московского Патриархата. В 1961 году он был включён в делегацию РПЦ МП Родосских Всеправославных совещаний, назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата.

В июне 1964 года был возведен в сан архиепископа и уже через месяц был назначен Управляющим делами Московской Патриархии и по должности — постоянным членом Священного Синода. В феврале 1968 возведён в сан митрополита.

Был членом Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора 1971, а также председателем процедурно-организационной группы, председателем секретариата Поместного Собора.

Был заместителем председателя комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси.

В 1984 году получил звание доктора богословия, диссертацией был трехтомный труд «Очерки по истории Православия в Эстонии».

В июле 1986 года стал митрополитом Ленинградским и Новгородским и постоянным членом Священного Синода.

Более четверти века был сотрудником аппарата, а позднее — одним из президентов (членов президиума) Конференции Европейских Церквей (КЕЦ).

Источник: https://polit.ru/news/2015/02/23/aleksiy/

Глава 13. Жизнь, деятельность и личность Патриарха Алексия

Личность третьего после Святейшего Тихона Патриарха Русской Православной Церкви до сих пор не может получить однозначной оценки. Что же это был за человек и какова его действительная роль? Попробуем дать ответ на этот вопрос.497

Сергей Владимирович Симанский, будущий Патриарх Алексий, по отцу происходил из старинного дворянского рода. Он родился 27 Октября 1877 г. в Москве. Дед его был сенатором, а отец имел придворное звание камергера. Семья Симанских отличалась религиозностью. В детстве он часто прислуживал в алтаре, участвовал в чтении и пении.

Желание посвятить себя служению в Церкви появилось в нём рано и по мере его возрастания становилось всё сильнее. Сергей Владимирович получил прекрасное светское образование. В 1888 г. он поступил в первый гимназический класс Лазаревского института восточных языков, а затем перешёл в Николаевский лицей, который окончил с серебряной медалью.

Далее он намеревался идти в Духовную Академию, но, следуя просьбам родителей, поступил сначала в Императорский Московский университет. Он окончил юридический факультет в 1899 году со степенью кандидата за сочинение «Комбатанты и некомбатанты во время войны», написанное им по кафедре международного права.

Некоторое время после этого он находился на службе в Самонийском гренадёрском полку. И вот, наконец, исполняется его заветное желание: осенью 1900 г. Сергей Владимирович Симанский становится студентом I курса Московской Духовной Академии. Там юноша с увлечением слушал лекции известных учёных: В. Ключевского и других.

Занятия в Академии укрепили его желание полностью посвятить жизнь Богу. 9 Февраля 1902 г., будучи студентом II курса, он принял монашеский постриг с именем Алексий. В том же году его рукоположили в сан иеродиакона, а в следующем – в сан иеромонаха. В 1904 г.

иеромонах Алексий закончил Академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета (Дроздова)». Сначала его направили инспектором в Псковскую семинарию (1904–1906), затем уже в сане архимандрита он служил ректором сначала Тульской (1906–1911), а затем Новгородской (1911–1913) семинарий.

28 Апреля (11 Мая) 1913 г. в древнем Софийском соборе Новгорода находившийся тогда в России Антиохийский Патриарх Григорий IV с сонмом Русских иерархов совершил его хиротонию во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. До 1921 г. Преосвященный Алексий занимал Тихвинскую кафедру. Большую роль в жизни будущего Патриарха сыграл митрополит Новгородский (с 1932 г.

– Ташкентский, † 1936) Арсений (Стадницкий). Когда Сергей Симанский учился в Московской Духовной Академии, епископ Арсений был ее ректором. Он сумел оказать серьёзное влияние на духовное и богословское формирование молодого человека. В 1902 г. он совершил его монашеский постриг с именем Алексий, в честь Святителя Московского Алексия, которого особенно чтили в семье Симанских.

Преосвященный Арсений был одним из авторитетнейших иерархов своего времени.

Глубокий богослов и церковный историк, яркий публицист, прекрасный администратор и ревностный пастырь, он неизменно оказывался на передних рубежах церковной жизни, будучи в дальнейшем постоянным членом Синода, а в 1917 году одним из трёх кандидатов на Патриарший Престол и председателем многих заседаний Поместного Собора Русской Церкви. И после окончания Академии о.

Алексий не прекращал с ним связей, став – спустя несколько лет – ректором семинарии в его кафедральном городе и настоятелем Антониева монастыря, а затем и его викарием. Членство в Синоде требовало от архиепископа Арсения продолжительного пребывания в Петербурге. В это время епископ Алексий часто замещал его в управлении епархией. В дальнейшем в 1926–32 гг.

во время ссылки митрополита Арсения в Ташкент он также замещал его, будучи управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Хутынского. Активная деятельность Преосвященного на этой кафедре не раз вызывала неудовольствие местных советских властей.

Впервые он ненадолго арестовывался в 1918 году, а в конце 1920 года был арестован вновь и 12 Февраля 1921 года приговорён Новгородским революционным трибуналом за действия, нарушающие декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», с применением амнистии ВЦИК от 6 Ноября 1920 года, к трём годам лишения свободы условно.498 21 Февраля 1921 г.

Патриарх и Синод утвердили Преосвященного Алексия первым викарием Петроградской епархии с титулом епископа Ямбуржского. В Июне 1922 г., в связи с арестом митрополита Вениамина, епископ Алексий вступил в управление Петроградской епархией. Это было время тяжёлых потрясений для Русской Церкви.

Епископу Алексию пришлось взять на себя управление епархией в самом начале обновленческой смуты в ее первоначальном центре – Петрограде. 4 Июня он обратился с воззванием к пастве с призывом о сохранении мира в Церкви.499 Тогда же, временно присоединившись к обновленческому ВЦУ, он снял с А.

Введенского и других его петроградских сторонников запрещение, наложенное митрополитом Вениамином, в связи с якобы доказанным ими наличием Патриаршего благословения на их деятельность в ВЦУ.500 Однако вскоре, уже 24 Июня, обнаружив явно антицерковный характер деятельности обновленцев, в ответ на требование В. Краснйцкого, он отказался возглавить Епархиальное управление, составленное из похитителей Церковной власти, вследствие чего вынужден был оставить управление епархией. С этого времени Преосвященный Алексий занимал непримиримую позицию в отношении обновленцев, возглавив «Петроградскую автокефалию», не признававшую их и боровшуюся с ними.501 21 Октября 1922 года епископ Алексий был арестован вновь и впоследствии провёл три года в ссылке в Семипалатинске и Каркаралинске.502 25 Марта 1926 года ему разрешено было вернуться в город на Неве, и с Июня по Август он управлял Петроградской епархией. В Августе 1926 года Преосвященный Алексий, уже архиепископ Хутынский, стал управляющим Новгородской епархии. Клир и паства встретились вновь со знакомым архипастырем, с которым их и ранее связывали добрые отношения.

В Апреле 1927 г. архиепископ Алексий оказался среди архиереев, участие которых в образуемом Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием Временном Патриаршем Синоде представилось последнему «возможным и полезным».

С тех пор Преосвященный Алексий неизменно оставался постоянным членом этого Синода, будучи одним из ближайших сотрудников митрополита, затем Патриарха Сергия до самой его кончины.

Читайте также:  Системы ферми- и бозе- частиц - в помощь студенту

В предвоенные годы, практически все стороны церковной жизни находились в поле зрения Временного Синода.

Среди обсуждаемых им дел были как вопросы церковного устроения, имеющие историческое значение, так и частные недоумения из приходской практики, по которым требовалось авторитетное святительское суждение. В обсуждении всех этих вопросов Преосвященный Алексий принимал всегда живое участие.

18 Мая 1932 г. в ознаменование пятилетия Временного Патриаршего Синода Заместитель Патриаршего Местоблюстителя возвёл трёх его членов, состоявших в нём с самого основания – архиепископов Хутынского Алексия, Одесского Анатолия и Ярославского Павла в сан митрополита. При этом Преосвященному Алексию был присвоен титул «Старорусский».

503 Вскоре, в связи с кончиной митрополита Ташкентского Никандра (Феноменова), уже почти десять лет проживавший в Ташкенте митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) принял назначение на его кафедру. А 11 Августа митрополиту Алексию был присвоен титул «Новгородского» по названию его фактической кафедры.

Но через год его ожидало новое назначение. В связи с увольнением на покой митрополита Серафима (Чичагова) митрополит Новгородский Алексий 20 Октября 1933 года получил назначение на Ленинградскую кафедру. Однако, назначение это не всеми было воспринято однозначно.

По словам епископа Мануила (Лемешевского), «цель назначения митрополитом Ленинградским Алексия Симанского – опустошить душу народа. – Этот человек, – говорил святитель, – официальный, …он будет далее от народа и более недоступен, чем митрополит Серафим Чичагов».

504 Первое время митрополит Алексий служил в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Но вскоре этот храм был закрыт, как и многие другие православные храмы города на Неве. В 1935 г. отошёл к обновленцам Преображенский собор, который очень любил и сам митрополит и его многочисленные прихожане.

В результате, к началу войны в Ленинграде осталось лишь пять Православных храмов (с южными и северными пригородами – десять). Характеризуя этот период служения митрополита Алексия, преподаватель Ленинградской Духовной Академии М. Добрынин писал:

«Ставя в центр духовной жизни паствы церковную молитву, митрополит Алексий всё своё свободное от общецерковной работы в Москве время посвящал Богослужениям в храмах города.

Служить владыка Алексий очень любил. Часто можно было видеть, как в небольшие церковные праздники митрополит Ленинградский скромно служил по священническому чину в боковом приделе храма.

И как любили такие служения владыки верующие!

В праздничные дни митрополичьи службы были высокоторжественными и проходили с большим духовным подъёмом, который всегда умел создать митрополит Алексий, несмотря на то, что служил просто, молитвенно, без какой бы то ни было внешней эффектности.

Подлинным благолепием отличались его Богослужения. А самое главное, владыка Алексий всегда был близок к пастве, постоянно проповедуя ей слово Божье и преподавая свое архипастырское благословение.

Единение пастыря с пасомыми в Ленинграде было самое тесное».505

Преосвященный Алексий особое внимание уделял церковному пению. Так, в 1940 г. он разослал настоятелям ленинградских храмов распоряжение, чтобы богослужебное пение соответствовало церковной традиции, без привнесения в него чуждых эффектов светской музыки.

Обращал он внимание и на проповедничество, указывая, чтобы поучения составлялись в духе святоотеческой традиции и были доступны слушателям по языку. Тяжесть положения Ленинградской епархии в те годы до некоторой степени была связана с сохранявшим там ещё определённое влияние обновленчеством.

«Обновленческий «митрополит» Платонов, лидер ленинградских обновленцев с 1934 г., – как указывал М. Добрынин, – неоднократно выступал с резкими личными выпадами против митрополита Алексия, стремясь вызвать его на полемику. Но последний проявил удивительную выдержку и не ответил ни на один из его личных выпадов.

Все старания обновленцев скомпрометировать митрополита Алексия оказались тщетными. Однако, управлять митрополией в окружении обновленчества владыке Алексию было нелегко, – ему приходилось проявлять максимум такта и выдержки».

506 Однако, данная книга не была бы объективной, если бы мы не обратили внимание наших читателей на то, что дифирамбы эти возносились здравствовавшему тогда Патриарху, а голоса беспристрастных ревнителей благочестия в официальной печати не публиковались.

В 1930–1940-е годы в граде святого Петра оставалась ещё группа Православного духовенства с последовавшей за ней паствой, которые с осени 1927 г. продолжали не признавать административных распоряжений митрополита Сергия и Временного Синода при нём. Их называли «непоминающие» или «иосифляне» – по имени возглавившего их тогда митрополита Иосифа (Петровых). В Ноябре 1943 года был закрыт их последний – легальный – приход на территории епархии – храм в честь Тихвинской иконы Божьей Матери в Лесном.507

22 Июня 1941 г. в Неделю всех святых, в земле Российстей просиявших, митрополит совершал Божественную литургию в Князь-Владимирском соборе. Лишь вернувшись днём домой, он узнал о начале войны. 26 Июля он обратился к верующим митрополии с посланием: «Церковь зовёт к защите Родины». А 10 Августа за Богослужением в Богоявленском соборе в Москве произнёс горячее слово на эту же тему.

«Мы верим, – говорил он, – что и теперь великий предстатель за землю Русскую Преподобный Сергий простирает свою помощь и своё благословение Русским воинами.

И эта вера даёт нам неиссякаемый силы для упорной и неустанной борьбы.

И какие бы ужасы ни постигли нас в этой борьбе, мы будем непоколебимы в нашей вере в конечную победу правды над злом, в окончательную победу над врагом…».508

Через несколько дней митрополит Алексий вернулся в «Ленинград», к которому уже рвались Германские соединения. 8 Сентября вокруг города сомкнулось кольцо блокады. Архипастырь остался в осаждённом городе. Ему довелось разделить с паствой ужасы блокадных дней.

Между тем, 12 Октября 1941 года престарелый митрополит Сергий написал завещательное распоряжение, которым назначил владыку Алексия своим преемником. «Нет слов, – пишет М.Добрынин, – чтобы описать ужасы, которые переживали ленинградцы в дни жестокой блокады своего города.

Непрерывные бомбежки и артиллерийские обстрелы, голод и отсутствие воды, лютые морозы и кромешная тьма, погибавшие голодной смертью люди – всё это трудно представить тем, кто не пережил этого.

Митрополит Алексий сам испытал все эти бедствия и проявил героическую бодрость духа и огромное самообладание, он постоянно совершал Богослужения, ободрял и утешал верующих. И несмотря на голод и бомбёжки, обессиленные люди с опухшими лицами, едва держась на ногах, ежедневно наполняли храм, где служил архипастырь, и во множестве лично у него приобщались Св.

Тайн. В дни блокады владыка Алексий служил литургию один, без диакона, сам читал помянники и каждый вечер служил молебен Святителю Николаю, а оставшись один в храме, в котором в то время и жил, обходил храм (Николо-Богоявленский собор – авт.) с иконой великого Угодника Божьего, моля его о сохранении храма и града от вражеского разрушения».509

В дни праздников, а также и по другим случаям митрополит Алексий обращался к своей пастве с посланиями духовно-утешительного и патриотического содержания. К Пасхе 1942 г. Патриарший Местоблюститель наградил его правом ношения второй панагии, а в Июне 1943 г.

во внимание к его архипастырским трудам, понесенным в дни блокады – правом служить с предносным Патриаршим крестом. Лишь 11 Июля 1943 г. он впервые покинул осаждённый город и прибыл самолётом в Ульяновск по вызову Блаженнейшего митрополита Сергия.

Около двух недель провел он в городе на Волге, обсуждая с предстоятелем Русской Церкви вопросы дальнейшей церковной жизни и имея небольшой отдых от понесенных трудов.

Затем митрополит Алексий возвратился в Ленинград, а в начале Сентября он был вызван в Москву, куда вернулся Патриарший Местоблюститель.

4 Сентября 1943 г. вместе с Блаженнейшим митрополитом Сергием и митрополитом Николаем он участвовал в приёме И.В.

Сталина, а 8 Сентября – на Архиерейском Соборе, состоявшемся в новом здании Патриархии в Чистом переулке, где собравшиеся по указанию Сталина девятнадцать уцелевших от репрессий епископов вынесли решение об усвоении Блаженнейшему Сергию Патриаршего достоинства.

На Соборе архиереев митрополитом Алексием был сделан доклад «Долг христианина перед Церковью и Родиной в эпоху Отечественной войны».510 На состоявшейся 12 Сентября интронизации он вручил новому Патриарху жезл и произнёс речь.

Отныне митрополит Алексий – постоянный член Священного Синода, член редколлегии издающегося вновь «Журнала Московской Патриархии», участник мероприятий, долженствующих показать мировому общественному мнению религиозную жизнь тогдашней России. Так, 19–23 Сентября 1943 г.

он участвовал в приёме делегации Англиканской Церкви Англии во главе с архиепископом Йоркским С.Ф. Гарбеттом.511 С Ноября 1943 г. Преосвященный Алексий стал объединять под своим омофором также и верующих Новгородской епархии и получил титул «Ленинградский и Новгородский».512 Не оставлял в это время митрополит Алексий и своей паствы. Январь 1944 г.

ознаменовался прорывом блокады Ленинграда. Как правящий епископ, Преосвященный Алексий уделял много внимания организации церковной жизни на освобожденных от фашистов территориях Ленинградской и Новгородской епархий. Отступая, фашисты произвели большие разрушения.

Митрополит Алексий командировал представителей духовенства своей митрополии в Комиссию по расследованию военных преступлений. 9 Января 1944 г. митрополит Алексий принял в общение с Православной Церковью ранее бывшую в обновленческом расколе общину Преображенского собора – последнюю в городе на Неве.

513 В подчинённых ему храмах, также как и в дни блокады, не прекращался сбор средств на оборону, на помощь раненым и сиротам. Всего же было собрано в 1941–44 гг. более 13 млн. рублей.514 За организацию патриотической деятельности в храмах города в период блокады митрополит Алексий с группой духовенства был удостоен правительственной награды – медали «За оборону Ленинграда». 15 Мая 1944 года скончался Патриарх Сергий. В соответствии с завещанием почившего и решением Священного Синода, митрополит Алексий вступил в обязанности Патриаршего Местоблюстителя. Управление Ленинградской и Новгородской епархий поручается в это время архиепископу Псковскому Григорию (Чукову).

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi-ot-vosstanovlenija-patriarshestva-do-nashih-dnej-tom-1-1917-1970/13

СВ. МИТР. АЛЕКСИЙ, ЕГО ЦЕРКОВНАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Преемником Феогноста был один из выдающихся русских митрополитов св. Алексий. Алексий был крестником Калиты, получил блестящее образование, имел склонность к иноческой жизни. Благодаря своим способностям, он, будучи постриженником монастыря в Москве, был замечен митр. Феогностом и при жизни последнего уже становится митрополичьим наместником.

В последние годы жизни митр. Феогноста Алексий приглашался для обсуждения церковных дел, Феогностом он же и был рекомендован Константинопольскому патриарху как самый достойный кандидат в митрополиты.

В 1354 г. Алексий был поставлен митрополитом Киевским и всея Руси.

Положение в стране было тяжелым. На великокняжеском престоле сидел в Москве тогда вялый Иван Красный. Св. Алексий был для него самым мудрым советником.

События так складывались: Литва в это время окрепла и сделалась грозным противником Москвы. Тверские князья тянули к союзу с Литвой больше, чем к Москве. В противовес Москве росли Новгород и Рязань.

Московское княжество нуждалось в мудром руководителе, чтобы выполнить свою роль — объединить русские княжества.

Попало под угрозу и единство Церкви. Литовский князь Ольгерд послал некоего РОМАНА к патриарху для посвящения, жалуясь патриарху, что будто бы Московские митрополиты не заботятся о нуждах верующих на его территории.

Просьбу свою Ольгерд закончил угрозой, что если патриарх не рукоположит Романа для Литвы, то он обратится к папе. Это подействовало, и патриарх поставил Романа в митрополиты для Литвы.

В это время, пишет летописец, “сотворился мятеж во святительстве”.

Однако Роман в 1368 г. умер, и Алексий остался митрополитом всех русских земель.

В 1571 г., однако, Ольгерд, с целью выйти из-под церковного подчинения Москве, опять послал в Константинополь грамоту с требованием дать нового митрополита Литве. Патриарх поставил в 1376 г. серба КИПРИАНА митрополитом Киевским и Литовским в правом наследования впоследствии всерусской митрополии.

Польский король Казимир тоже потребовал от патриарха поставить митрополита для Галича, грозя, что в случае отказа он всех православных крестит в латинство. В 1371 г. патриарх поставил для Галича особого митрополита Антония. Таким образом, на Руси явилось три митрополита.

Митрополиту Алексию пришлось, как видим, в очень трудных церковных и политических условиях управлять Русской Церковью.

В церковной жизни святитель заботился о построении церквей и монастырей, занимался исправлением церковных книг, поднятием нравственности русского духовенства и т.п.

Св. Алексий был и выдающимся государственным деятелем.

В правление Ивана Красного св. Алексий был главным советником князя, а содействие святителя было тогда очень важно, вследствие особого благоволения к нему ордынских ханов. В 1357 г.

святитель ездил в Орду по просьбе Чанибека, который просил святителя приехать и исцелить ханшу Тайдулу, больную глазами. Святитель поехал и исцелил Тайдулу. После этого св. Алексия стали еще больше уважать в Орде.

Тайдула была большого ума и очень приязненно ставилась к Алексию, располагая хана в пользу митрополита.

Вскоре в Орде произошел переворот. Сын Чанибека Бердибек зарезал отца и 12 своих братьев, захватил власть и стал требовать от русских князей, чтобы они явились в Орду. Князья испугались и стали упрашивать св.

Алексия поехать вместо них. Митрополит одет и смело принимает крик Бердибека.

Алексий знал и слабость Орды, слабость Бердибека во власти, в поэтому отверг требование Бердибека и при содействии Тайдулы выхлопотал подтверждение старых льгот.

Св. Алексий употреблял свою духовную силу для того, чтобы заставить смириться тех князей, которые выступали против Москвы. При малолетнем Димитрие Ив. Донском (сыне Ив. Красного) государством управлял 10 лет митр. Алексий.

Он помог Дмитрию удержать великокняжеское достоинство, несмотря на то, что было несколько претендентов на великокняжеский престол. В Нижнем Новгороде восстал Борис Суздальский.

Алексий послал туда для умиротворения Сергия Радонежского с повелением закрыть все храмы, чем и заставил Бориса смириться (см. “Ж.М.П.”, 1951, 5; 1947, 5).

СМУТЫ В РУССКОЙ МИТРОПОЛИИ ПО КОНЧИНЕ СВ. АЛЕКСИЯ

Св. Алексий скончался за два года (+1378) до знаменитой Куликовской битвы в 1580 г. Димитрия Ивановича, прозванного Донским, с татарским ханом Мамаем. Этой битвой положено начало свержению татарского ига.

Битва эта состоялась на Куликовом поле при впадении реки Непрядвы в Дон 8-го сентября.

В память убитых русских воинов (которых пало 100000) установлено поминовение их в Дмитриевскую субботу (пред 26 октября — днем Димитрия Солунского).

После смерти Алексия Киприан, согласно грамоте патриарха, должен был соединить всю Русь под своей властью. Однако, Дмитрий недоволен был этим и наметил в митрополиты своего любимца Митяя, человека умного, красноречивого и гордого.

Митяй сразу же после смерти Алексия начал управлять митрополией, но у него явился соперник в лице суздальского епископа Дионисия. Между тем, прибывает из Киева Киприан, но его но принимают.

После этого Митяй решился скорее ехать в Константинополь за посвящением, но по дороге внезапно умер. Свита, имея чистые царские бланки, решается выбрать в митрополиты одного из спутников — Пимена. Димитрий Донской, узнав об обмане, не принимает Пимена, а приглашает Киприана.

Куликовской битвой Орда не была совсем ослаблена. Через два года после Куликовской битвы новый хан Золотой Орды Тохтамыш подвел к Москве громадное войско. Татары взяли Москву и превратили ае в груду развалин.

Донского в это время не было в Москве. Во время нашествия Тохтамыша Киприан оставил Москву и ушел в Литву. Вел.

князь после этого сместил Киприана и утвердил Пимена и в то же время отправил в Константинополь для посвящения Дионисия Суздальского.

Греки посвятили и Дионисия, но на обратном пути в Литве он был задержан и там же умер.

В 1389 г. умер кн. Димитрий; а вскоре скончался и Пимен. Теперь, говорит летописец, “проста мятеж во святительство”. Остался один митр. Киприан.

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/31499.html

Ссылка на основную публикацию